Не с существительными тесты. Правописание "не" с именами существительными

Упражнение № 1.

Задание:

Выпишите существительные, которые без не не употребляются.

(Не)годование, (не)видимка, (не)внимательность, (не)вежа. (не)вежда, (не)грамотность, (не)доверие, (не)забудка.

_________________________________________________________________

Упражнение № 2.

Задание:

Подберите к данным словам синонимы с не , например, враг - недруг.

Ложь - _________________________

Беда - __________________________

Противник - _____________________________

Глупость - _______________________________

Рабство - ________________________________

Рассеянность - ___________________________

Возмущение - ____________________________

Слякоть - ________________________________

Сомнение - ______________________________

Болезнь - ________________________________

Подозрительность - _______________________

Упражнение № 3.

Задание:

Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?

    (Не)погода помешала уборке урожая, а ____________________________ .

    (Не)счастье помогло исследователю, а _____________________________ .

    (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а ________________________.

    (Не)друг ты мне, а _____________________________ .

    (Не)воля ожидала его, а ______________________________.

Упражнение № 4.

Задание:

В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного цвета.

    Все с не терпением ожидали решающей минуты.

    Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.

    Он относится ко мне со скрытой не приязнью.

    В любом ожидании страшнее всего не известность.

    Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.

Тест

по теме "Не" с существительными".

I. Найдите неверное утверждение.

Не с существительными пишется слитно:

    если существительное с НЕ - может быть заменено синонимом без не ;

    если в предложении есть противопоставление с союзом а;

    если существительное не употребляется без НЕ -.

II. Выберите слова, которые без "НЕ - " не употребляются:

    (не)годование;

    (не)внимательность;

    (не)вежа;

    (не)грамотность;

    (не)вольник;

    (не)забудка.

III. Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без "НЕ - ":

    (не)доверие;

    (не)ряха;

    (не)правда;

    (не)видимка;

    (не)вежливость;

    (не)везенье.

IV. Выберите примеры раздельного написания "НЕ - " с существительными:

    а) (Не)грамотность - признак некультурного человека.

б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

    а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.

б) (Не)друг не посочувствует.

    а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

б) (Не)счастье спутало все наши планы.

V. Выберите из текста примеры неправильного написания "НЕ - " с существительными, указав их номера.

Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

________________________________________________________________

VI. Определите способ написания слов, указав номер ответа:

    слитное написание – ____________________________________________

    раздельное написание с "НЕ - " – _________________________________

    Это горе - всё (не)горе,

Ты (не)лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты (не)коршуна убил,
Чародея подстрелил.

    Сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь.

    Богатый бедному (не)брат.

    (Не)(в)диво в ноябре белые мухи.

    Потерявшийся ребёнок,

Если он (не)дурачок,
(Не)упустит верный случай
В дальних странах побывать.

Фамилия, имя ___________________________________

Тест по теме «Имя существительное» 6 класс

1. В каком ряду все слова являются именами существительными?

а) песня, пенал, белый, кольцо;

б) бассейн, лотерея, богатый, кладовая;

в) булочная, вокзал, ножницы, бусы;

г) компьютер, космический, пломбировать,

2.В каком ряду все имена существительные одушевленные ?

а) сад, дерево, кустарник, садовник;

б) врач, пациент, медсестра, администратор;

в) матрос, боцман, капитан, каюта;

г) женщина, мастер, парикмахерская, салон.

3.В каком ряду все имена существительные собственные?

а) (Г,г) ород, (У,у) лица, (Т,т)етрадь, (М,м)осква;

б) (Е,е)вропа, (А,а)ляска, (В,в)олга, (С,с)ибирь;

в) (Ш,ш)ахта, (У,у)голь, (М,м)оре, (Т,т)юмень;

г) (Т,т)урция, (Ч.ч)ехов, (К,к)раснодар, (Д,д)ом.

4.В предложении "Мороженое ели веселые ребята" существительное МОРОЖЕНОЕ является:

а) подлежащим;

б) определением;

в) обстоятельством;

г) дополнением;

5.В каком ряду все имена существительные общего рода?

а) умница, плакса, половодье, каучук;

б) простофиля, неженка, чистюля, кастрюля;

в) сирота, забияка, неряха, Саша;

г) Валя, грязнуля, белоручка, земля.

6.Именем существительным мужского рода является слово:

а) пенальти;

в) ателье;

г) пальто

7.Именем существительными среднего рода является слово:

8.Укажите существительное второго склонения:

а) кровать;

г) деревня

9. Укажите существительное третьего склонения :

а) деталь;

б) медведь;

в) дорога;

10.В каком ряду все имена существительные разносклоняемые?

а) время, бремя, дядя, семья;

б) темя, племя, пуля, грязнуля;

в) семя, стремя, земля, песня;

г) вымя, путь, имя, знамя.

11.Найдите несклоняемое имя существительное:

б) платье;

12.Какое из данных существительных имеет только множественное число :

б) метели;

в) заморозки;

г) оттепели.

13.В каком ряду во всех словах в окончании пишется буква и?

а) в музе.., на берез.., в тетрад..;

б) на площад.., на улиц…, к деревн..;

в) на рябин.., по территори.., у деревн..;

г) в планетари.., к цел.., на листьях сирен…

14.Какой суффикс в слове знамя в родительном падеже?

15.В каком предложении НЕ с существительным пишется слитно:

а) (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство.

б) (Не)грамотность среди учеников уменьшилась.

в) Один в поле (не)воин.

г) (Не)работа сушит, а забота.

16.Выбери группу существительных, которые всегда пишутся с НЕ слитно:

    недотрога, невежливость, невзгоды;

    недотрога, неряха, невежливость;

    недотрога, неряха, невзгоды;

    невзгоды, неряха, несчастье

17.В каком ряду во всех словах пишется суффикс –ек- ?

а) горош..к, мяч..к;

б) грибоч..к, овраж..к;

в) кирпич..к, ореш..к;

г) карандаш..к, денеч..к.

18.В каком ряду во всех словах пишется суффикс – чик-?

а) гон..ик, лет..ик;

б) спор..ик, фасов..ик;

в) камен..ик, рез..ик;

г) груз..ик, рассказ..ик.

19. В каком ряду все слова пишутся с мягким знаком?

А) нож.., мяч.., помощь..;

Б) ноч.., печ..ка, рож..;

В) мыш.., мелоч.., печ..;

Г) реч.., много туч.., ключ..

20. В каком существительном в суффиксе пишется буква е:

    реч..нкой;

  1. Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе

    Правописание "НЕ" с именами существительными

    Бабаева Марина Григорьевна,
    учитель русского языка и литературы
    ГБОУ школа №559
    Выборгского района Санкт-Петербурга

    Тема урока: Правописание НЕ с именами существительными

    Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и формирования первоначальных предметных умений

    Цели урока:

    Познакомить учащихся с правилом правописания частицы НЕ с именами существительными

    Формировать умения применять правило на практике

    Задачи урока:

    Обучающие: выработка навыка грамотного письма частицы НЕ с именами существительными; проверка знаний по пройденной теме; выявление пробелов в усвоении материала

    Развивающие: развитие коммуникативной компетенции учащихся, развитие логического мышления учащихся (умение анализировать, обобщать), развитие правильности, точности, логичности речи

    Воспитательные: воспитание корректного отношения к мнению одноклассников, воспитание познавательной активности учащихся

    Формы работы : индивидуальная, коллективная

    Оборудование: раздаточный материал, учебник, проектор, презентация

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Приветствие, запись даты урока в тетрадь

    II. Актуализация знаний (повторение правил правописания частицы Не с глаголом)

    1.Запись словосочетаний, объяснение орфограмм (Слайд №1)

    1. Счастье в воздухе (не)вьётся, а руками достаётся.

    2.Лодырю всегда (не)здоровится.

    2.Учащиеся определяют часть речи, объясняют написание слов, самостоятельно формулируют правила правописания частицы НЕ с глаголом (Слайд №2)

    III. Постановка проблемного вопроса

    1.Рассмотреть предложения, попытаться объяснить правописаниеслов (Слайд №3)

    1. (Не)вежда также в ослепленье бранит науки и ученье.

    2. (Не)приятель долго сопротивлялся.

    3. (Не) печь кормит, а руки.

    4. Он мне (не) приятель!

    2.Учащиеся определяют, к какой части речи относятся данные слова, пробуют объяснить правописание слов

    3.Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и цели (Слайд №4, 5)

    IV. Первичное восприятие и усвоение теоретического учебного материала

    1.Учащиеся формулируют правило правописания частицы НЕ с именами существительными, опираясь на данные примеры (Слайд №6)

    2.Чтение правила в учебнике, запись в справочник

    3.Работа над алгоритмом (Слайд №7)

    V. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

    1.Коллективное устное выполнение упражнения из учебника (упр. 285)

    2.Работа с раздаточным материалом: списать пословицы, обозначить орфограмму, объяснить смысл пословиц

    1. (Не) место красит человека, а человек место.

    2. Книга в счастье украшает, а в (не)счастье утешает.

    3. Красное словцо (не) ложь.

    4. (Не)правда по свету бежит, правда в сторонке лежит.

    3.Работа с текстом (раздаточный материал)

    Прочитайте текст. Определите стиль текста и тему. Выпишите слова с частицей НЕ, объясните правописание

    Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (не)лепость и (не)уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник (не)былиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (не)доверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (не)ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (не) ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

    VII. Обобщение усвоенного материала

    1.Учащиеся формулируют выводы по уроку, определяют, достигнута ли цель

    2.Самостоятельная работа на первичное усвоение материала (тест)

    1). Выберите слова, которые без НЕ не употребляются

    А) (не)годование

    Б) (не)внимательность

    В) (не)вежа

    Г) (не)грамотность

    Д) (не)вольник

    Е) (не)забудка

    2). Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без НЕ

    А) (не)доверие

    Б) (не)ряха

    В) (не)правда

    Г) (не)видимка

    Д) (не)вежливость

    Е) (не)везенье

    3). Выберите примеры раздельного написания НЕ с существительными:

    А) (Не)грамотность - признак некультурного человека.

    Б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

    В) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.

    Г) (Не)друг не посочувствует.

    Д) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

    Е) (Не)счастье спутало все наши планы.

    VIII. Домашнее задание

    1.§ 51, выучить правило, упр. 288

    2.Дополнительное задание: исправьте ошибки в написании НЕ с существительными, вставьте пропущенные буквы

    1. В решен__ задачи допущена не точность.

    2. Во всех движениях была видна нерешительность, а робость.

    3. Из-за не погоды альпинисты (не) могли начать восх_ждение на гору.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!