Небылицы из рассказа бежин луг. Кто и какие истории рассказывали мальчики из рассказа бежин луг

И.С. Тургенев - великий русский писатель XIX века, произведения которого вошли в золотой фонд мировой литературы. В своих книгах он описывает красоту русской природы, духовное богатство и нравственные устои родного народа. Примером такого повествования может служить рассказ «Бежин луг», краткое содержание которого приведено в этой статье.

Произведение «Бежин луг», краткое содержание которого дано в статье, - это яркий пример восхищения автора великолепием родного края. В нем он рассказывает о том, как однажды охотился в лесах целый день, а когда пришло время возвращаться домой - заблудился. В темноте он увидел огонь костра и, идя на его свет, вышел к Бежину лугу. У костра сидели крестьянские дети - пятеро мальчиков: Федя, Илюша, Ваня, Костя и Павлуша. Охотник присел к костру и прислушался к тому, о чем они говорят. Разговор шел о Мальчики с увлечением рассказывали о таинственных случаях, произошедших с ними или их знакомыми.

Так, Костя рассказал о слободском плотнике Гавриле, который, заблудившись в лесу, увидел на дереве русалку с серебристым хвостом, которая звала его к себе. Гаврила выбрался из леса, но с тех пор стал невеселым. В народе говорят, что это русалка его так заворожила.

В книге «Бежин луг», краткое содержание которой не может передать всю красоту произведения, Илюша поведал историю о человеке, утонувшем в местном пруду несколько лет назад, и о псаре Ермиле, который нашел барашка, способного говорить человеческим голосом. В темноте, при свете костра, эти истории вызвали у слушателей трепет и страх. Ребята вздрагивали от посторонних шорохов и криков но, успокоившись, продолжали разговаривать о покойниках, оборотнях, леших, о грядущем страшном пришествии Тришки.

Мальчики рассказывали о том, что люди видели, как покойный барин из окрестного села бродил по земле и искал разрыв-траву, чтобы избавиться от могильной тяжести. Илюша поведал об одном народном поверье, когда на у церкви на паперти можно увидеть тех, кому суждено в этом году умереть. Так, бабка Ульяна однажды увидела на паперти мальчика, умершего в прошлом году, а потом и себя саму. С тех пор, говорят, она стала болеть и хиреть. В рассказе «Бежин луг», краткое содержание которого отражает его основную идею, подробно описаны древние народные предания о нечистой силе.

Вскоре разговор зашел об утопленниках. Павлуша поведал о том, как в позапрошлом году от рук воров погиб Аким-лесник - они его утопили. С тех пор стали слышны стоны в том месте, где это произошло. А Илюша предостерег товарищей о том, что нужно быть очень осторожным, когда смотришь в воду - может утащить водяной. Тут же вспомнили историю мальчика Васи, который утонул в реке. Его мать, предчувствовавшая гибель сына,

В это время Павлуша собрался за водой на реку. Когда он вернулся, поведал ребятам о том, что слышал на реке голос Васи, но не испугался, а набрал и принес воды. Илюша замечает, что это плохая примета, что так Павлушу звал водяной.

В этой статье дано лишь краткое содержание. «Бежин луг» - рассказ о богатом внутреннем мире простых крестьянских детей. В нем также говорится о красоте природы, которая их окружает. Написал Тургенев «Бежин луг», краткое содержание которого здесь приводится, во времена существования крепостного права в России. Именно ненавистью и непримиримостью к крепостной зависимости, угнетающей развивающуюся человеческую личность, пронизано это произведение.

"Бежин луг" И.Тургенев

Рассказы мальчиков -это отражение действительности жизни крестьян.Каждый рассказывает свою историю,но все они говорят о страхах,тревогах,переживаниях простых людей.Суеверия,основанные на безграмотности, показывают уровень деревенской жизни.Люди боятся непонятного,если они не могут объяснить что-либо,то это проделки нечистой силы.Необразованность рождает страхи,истории детей передают отношение взрослых к жизни,тяжёлой и безрадостной.Покойники в рассказах,тема смерти -это актуальная тема,о которой говорят простые люди,многие не выдерживают тягот жизни и уходят добровольно.Тайна жизни и смерти непостижима для ума простого люда,поэтому они пытаются осмыслить непонятное,через рассказы и поверья,невероятные истории.
Илюша,мальчик лет 12-ти,работает с братом на бумажной фабрике.Работа не из лёгких,частенько они остаются ночевать на фабрике,чтобы не терять время на дорогу домой.Рассказ мальчика о домовом,который пугал рабочих на фабрике.Сам он не видел нечисть,рассказывает со слов "очевидцев",но очень красочно и подробно описывает проделки нечистой силы.История с утопленником показывает страхи рабочих перед смертью,барашки на могилах,как попытка осмысления смерти,даже паперть перед церковью,в рассказе Илюши,звучит как предсказание,кто умрёт в следующем году.История о Тришке и солнечном затмении-это крестьянские страхи о конце света.
Костя,болезненный и худой крестьянский мальчик,лет 10-ти.Он боится рассказов товарищей,трусишка,по словам автора.Его рассказ о встрече русалки с плотником,которая зазывала его к себе.Плотник нашёл дорогу домой,но после этого стал нелюдимым.Как сказку,рассказывает Костя свою историю.Рассказ о гибели Васи и его матери,как народная песня.Деревенские страхи отражены в рассказах мальчика.
Павлуша,из бедной семьи,даже лаптей нет у него.Ему 12 лет,но он один из всей компании пытается дать объяснения суевериям.Подбадривая товарищей,он пытает им показать,что крик птицы в ночи не проделки нечисти,а всего лишь природа.Не стоит призывать крестную силу,можно и посмотреть происходящее.Он один не боится ночи и её звуков,смело бежит с собаками,набирает воду из реки,не смотря на зов утопленника Васи.Смелость,попытка рационального объяснения многих событий,знание природы,критика суеверий и предрассудков-это отличает Павлушу от всех остальных мальчиков.
Федя самый старший из всех,ему 14 лет и он из богатой крестьянской семьи.В ночное он пошёл не из за нужды,а для развлечения,ему не надо работать,у него "даже сапоги свои " есть.Ему нравятся рассказы о нечистой силе,но самому ему нечего рассказать,в его спокойной,сытой жизни ничего сверхъестественного не происходит,его семью не будоражат слухи и россказни,он ограждён от суеверных страстей своим положением.Немногословностьнасмешливый тон показывает снисходительное отношение к остальным,он подражает отцу,который командует работниками.Федя не хочет уронить достоинство, много не говорит,как это делают взрослые из его окружения,говоря с подчинёнными. немногословны,словно делают одолжение.
Ваня самый маленький из ребят,около 7 лет.Он спал,когда все делились историями,а проснувшись,увидел небо.Звёзды он сравнил с роящимися пчёлками и тоненьким голоском сообщил это товарищам.
Рассказы детей показывают разницу в их положении,самому бедному некогда "бояться",терять время на страхи,он работает,чтобы получить кусок хлеба, самый богатый и не знает этих страхов,они ему чужды,вызывают лишь интерес,будоража воображение,для него это лишь приключение в его спокойной жизни.А самый маленький ещё далёк от предрассудков,он только начинает познавать удивительный мир и видит его глазами ребёнка,где звёзды-это волшебный пчёлки.

Слайд 1

Иван Сергеевич Тургенев
(1818 - 1883)

Слайд 2

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, - богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
Варвара Петровна
Сергей Николаевич
Родители Тургенева

Слайд 3

И.С. Тургенев в возрасте 12 лет.
И.С. Тургенев в возрасте 7 лет

Слайд 4

Спасское было в то время настоящим барским имением. Широкие, длинные аллеи из исполинских лип и берез вели с разных сторон к господской усадьбе... За домом тянулся обширный, роскошный сад, густые, темные аллеи которого шли уступами к прудам, окаймлявшим сад и всю усадьбу.

Слайд 5

Спасское - Лутовиново

Слайд 6

Усадьба Тургеневых

Слайд 7

«…Маленький Ваня бегал по аллеям прекрасного парка…»

Слайд 8

Слайд 9

«Не в одних стихах разлита поэзия: она везде. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота, там и жизнь…» (И.С.Тургенев)

Слайд 10

Охотничьими тропами
По Орловской, Тульской, Курской и Калужской губерниям пролегали охотничьи тропы Тургенева. Он был страстным «ружейным охотником». Бродя с ружьём за плечами, писатель изучал сердце России – её народ. В его «Записках охотника» - встречи с мужиками, бабами, крестьянскими ребятишками.

Слайд 11

Слайд 12

Уже в студенческие годы появились его первые переводы, небольшие поэмы, стихотворения, а в 1847 г. и первые рассказы из будущих «Записок охотника», принесших славу И. С. Тургеневу.

Слайд 13

«Записки охотника» - цикл рассказов и очерков о жизни русской деревни и русском крестьянине. Основной темой «Записок» были взаимоотношения помещиков и крестьян. Автор сборника рассказов выносит суровый приговор крепостному праву. Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева.

Слайд 14

В 1852 г. Вышла отдельная книга «Записок охотника», в сборник входит 20 рассказов. Основной темой являются взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика.

Слайд 15

История рассказа «Бежин луг»
Первая запись о замысле создания рассказа была сделана в августе 1850 г.: "Бежин луг. Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь» В 1851 г. Это произведение было напечатано в журнале «Современник».

Слайд 16

Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют. Бежин луг находится в 13 км от Спасского-Лутовинова. Там же Парахинские кусты, деревня Варнавицы, село Шаламово и др.

Слайд 17

«Бежин луг» -
самый поэтический и волшебный ОЧЕРК «Записок охотника»

Слайд 18

Очерк -
разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу. ОЧЕРК: АВТОР = РАССКАЗЧИК

Слайд 19

Кто он – рассказчик?

Слайд 20

Повествование в рассказе «Бежин луг» ведётся от лица автора, который одновременно является персонажем - охотником, сбив­шимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рас­сказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благо­даря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа
- природа и герой в их гармоничном единстве.

Слайд 21

Бежин луг
Обратимся к рассказу «Бежин луг». Он вошел в сборник «Записки охотника» и был опубликован в 1851г. Называться он стал так потому, что в каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик. Сам Тургенев страстно любил охоту, поэтому об охоте он пишет с таким увлечением: «…русские люди с незапамятных времен любили охоту. Это подтверждают наши песни, наши сказания, все предания наши. Да и где же охотиться, как не у нас: кажется, есть где и есть по чем. Витязи времен Владимира стреляли белых лебедей и серых уток на заповедных лугах. Вообще охота свойственна русскому человеку…» и все же именно «Записки охотника» очень мало говорят нам о самой охоте: скитаясь с ружьем, Тургенев накапливал наблюдения за окружающей жизнью. По определению Герцина, «ничто в природе не ускользает от его верного, поэтического и пытливого взгляда». Случай, который однажды произошел с Тургеневым, был положен в основу рассказа «Бежин луг». В прекрасный июльский день, когда погода установилась надолго, Тургенев провел весь день на охоте. Но возвращаясь домой он заблудился. Долго блуждал он по ночному лесу, пока не вышел на Бежин луг. Здесь, у костра, он познакомился с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное время пасти лошадей.

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Найдите в тексте Это были просто крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун... Я сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним... Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение… Тёмное чистое небо торжественно и высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием…

Слайд 25

Герои рассказа – крестьянские ребятишки
Рассказчик

Слайд 26

ФЕДЯ
… лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы… Докажите текстом, что Федя из «богатой семьи»

Слайд 27

ПАВЛУША
У второго мальчика… Волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как гворится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее… А почему мальчик понравился автору?

Слайд 28

Ильюша
Лицо третьего было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость, сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно всё щурился от огня. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши… Во что был одет мальчик?

Слайд 29

А кто это?

Слайд 30

Домашнее задание
1.Составить план рассказа 2.Рассказ об одном мальчике 3. посчитать, сколько всего «страшилок» рассказывают ребята. .

Слайд 31

Вопросы по прочитанному
Почему очерк называется «Бежин луг»? Кого вы можете назвать главными героями произведения? Какова композиция очерка? Определите временные рамки в произведении.

Слайд 32

Примерный план
I «Прекрасный июльский день». II Охотник заблудился. III У костра в ночном. IV Рассказы мальчиков: 1.Рассказ Илюши о домовом. 2.Рассказ Кости о Гавриле и русалке. 3.Рассказ Илюши о псаре Ермиле. 4.Рассказ Илюши о покойниках. 5.Рассказ Илюши о «педиведенье», о Тришке-антихристе. 6.Рассказ Кости о водяном. 7.Рассказ Кости о Васе, утонувшем в реке. V Непонятные ночные звуки. VI Прощание с мальчиками. VII Эпилог. Смерть Павлуши.

Слайд 33

Композиция очерка
Прекрасный июльский день (погода установилась надолго): А) «Кроткая заря»; Б) знойный полдень; В) спокойный закат.

Слайд 34

Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами: «сверкающие обагренные кусты», «красные, золотые потоки молодого, горячего света». Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как сравнение, метафора и другие формы переноса значения слов: верхний край облачка «засверкает змейками», «хлынули играющие лучи», «тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка».

Слайд 35

Композиция очерка
2. Скитания охотника: А) дорога потеряна («Я остановился в недоуменье»); Б) теперь путь найден («…нужно вправо взять…»); В) «заблудился совершенно» («пошел наудалую»).

Слайд 36

Композиция очерка
3. У костра в ночном: А) костер в ночи; Б) пять деревенских мальчиков; В) рассказ Ильюши о случае на кустарной бумажной фабрике; Г) рассказ Кости о том, как русалка Гаврилу «испортила»; Д) рассказы о псаре Ермиле и оборотне; Е) неожиданная тревога;

Слайд 37

Композиция очерка
Ж) рассказ Ильюши о покойном барине и бабке Ульяне; З) рассказ Павлуши о «предвидении»; И) рассказы Ильюши и Павлуши о Тришке (антихристе); К) разговоры о стонах в бучиле, о лешем, о водяном; Л) рассказ Кости об утонувшем Васе; М) возвращение Павлуши («Я Васин голос слышал»).

Слайд 38

Композиция очерка
4. Наступило утро: А) рассвет; Б) мальчики возвращаются с табуном. Эпилог: смерть Павлуши

Слайд 39

В рассказе «Бежин луг» перед нами открывается общая гармония – гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун. Мальчики, которых встретил охотник, не испытывают неловкости от присутствия постороннего человека и продолжают свой разговор, полный тайн, преданий и поверий.

Слайд 40

Случай, история, предание, легенда, небылица, поверье, быличка…
«Так может быть» «так должно быть» «так было» совершившийся факт Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.

Слайд 41

Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; это еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.
Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.

Слайд 42

Беседа с классом
-Какие истории рассказывали мальчики? -Как сам Тургенев называл их рассказы? Он старательно искал слово, чтоб назвать. В журнальной публикации рассказа он назвал их россказнями, в издании 1852г. – преданиями, а позже – поверьями. Современная фольклористика нашла удачный термин – такие истории теперь называют «былички»

Слайд 43

О ком в страшилках рассказывают мальчики? Какова реакция слушателей на рассказы мальчиков? Как характеризуют героев рассказа эти истории?

Слайд 44

Какой мир открывают нам 11 быличек-поверий? Рассказы ребят открывают нам мир, который окружает их, таким, каким он жил в их представлении. Ребята искренне верят в поверья, так как ежедневно сталкиваются с неожиданными для них и необъяснимыми явлениями. Они слышат рассказы про домового и лешего, водяного и русалку, оборотней и вставших из гроба мертвецов, небесное предвидение и гадание о смерти, таинственные голоса погибших людей.

Слайд 45

Слайд 46

Водяной

Слайд 47

Русалка

Слайд 48

Домовой

Слайд 49

Тургенев очень точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.

Слайд 50

О чём свидетельствовало такое представление ребят об окружающем мире? Оно свидетельствовало о стремлении невежественного ума осмыслить окружающее, всё, что происходит с человеком. Крестьянские дети в те времена нигде не учились, были неграмотные, и все представления об окружающем мире черпали из поверий и легенд. -Как получилось, что сами Илюша, Павлуша и Костя стали участниками событий, которые подтверждают их верования? Крайняя впечатлительность и живость воображения помогают им принять желаемое за действительное4 а затем они упорно настаивают на том, что кажется им свершившимся фактом. -Что можно сказать о крестьянских ребятах, выступающих в роли рассказчиков? Каждый из рассказчиков умеет увлечь и заинтересовать слушающих.

Слайд 51

Их рассказы помогают понять характер и миропонимание рассказчиков. Об одном и том же событии ребята рассказывают по-разному. Историю о солнечном затмении Павлуша рассказывает неторопливо и весело. Единственный раз за всю ночь ребята смеются, слушая этот рассказ, включающий несколько забавных историй. Иное дело – Илюша, он сам врывается в рассказ Павлуши. Мы слышим легенду о Тришке, которая вызывает в нем страх и восхищение перед таинственной силой «удивительного человека». Рассказы ребят поэтичны и таинственны, в них используется народный юмор.

Ответ оставил Гость

Деревенские мальчишки в рассказе Тургенева «Бежин луг»
Ночь. На лугу около костра пять мальчиков. В котелке варится картошка. Поблизости пасутся лошади. Вдруг собаки залаяли и бросились в темноту. Широкоплечий неулюжий парнишка молча вскочил, прыгнул на лошадь и поскакал вслед за собаками.
Это был Павел, один из героев рассказа Ивана Сергеевича Тургенева "Бежин луг". Я не случайно начал с этого эпизода, который понравился мне больше всех. Павел понравился мне больше других ребят. Он был из бедной крестьянской семьи и одет был очень бедно, лицо изрыто оспой, а голова, как говорится, с пивной котел.
Но было в Павле что-то очень привлекательное. Особенно ясный умный взгляд, сильный голос, спокойствие и уверенность. Еще больше привлекает в нем его деятельность. Все ребята сидели, а он варил картошку, следил за костром. И рассказы его отличались от рассказов других ребят. Павел всегда говорил только о том, что сам видел, в его рассказах был юмор. И когда он рассказывал, как ждали дня, когда Тришка-антихрист должен был спуститься на землю, все ребята смеялись.
Еще из мальчиков мне понравился костя. Правда, он во многом отличался от Павла. Костя на два года младше Павла. У него худое лицо, с острым, как у белки, подбородком, большие черные глаза смотрели всегда немножко грустно, как будто хотели что-то сказать, но на языке таких слов не было. Худенький, он был одет так же бедно, как и Павел. А лицо у него было усталое, с болезненным выражением. оказался ночью в лесу, то, наверное, тоже испугался бы ночных криков. Но не потому, конечно, что вообразил себе леших, а просто так, потому что как-то страшно в темноте.
Мальчики, о которых пишет Тургенев, были неграмотными, суеверными, и они всерьез верили тому, что рассказывали Костя, Илюша и Федя.
Зато они многое знали и умели делать: пасли лошадей, помогали взрослым в поле и дома, собирали в лесу ягоды, грибы, особенно хорошо чувствовал себя в ночном Павел. Он лучше всех знал природу, объяснял ребятам, какая птица кричит, кто в реке плещется.
Костя сказал, что проходил мимо бучила, а там кто-то застонал жалостливо. Костя испугался, вообразив себе водяного. А Павлик сказал, что так могут кричать маленькие лягушки.
В то же время Костя лучше всех описывал природу в своих рассказах. Он очень красочно описал, как плотник Гаврила встретил в лесу русалку. Павел любил настоящую жизнь леса и поля, а Костя видел во всем этом что-то сказочное.
Мне, как и Тургеневу, в речи Павла понравился его юмор и здравый смысл, а в речи Кости - мечтательность, поэтичность.
Было между ними еще одно отличие. Павел был смелым, решительным мальчиком. Я уже написал в начале, как Павел решительно поскакал на лошади. Это он хотел отпугнуть волка, а с собой не взял ничего, кроме хворостины. А когда вернулся, и не подумал похвастаться свой смелостью. А Костю даже сам Тургенев назвал трусишкой. И не зря. Ведь Костя пугался всего непонятного, даже крика лягушки в бучиле.
Костя был добрым мальчиком. Он очень жалел Феклисту, мать утонувшего Васи. Когда Павел пошел к реке, Костя предостерег его, сказал: "Осторожно, не упади! "
А Павел заботился о других не на словах, а на деле он бросился спасать от волка не свою лошадь, а всех лошадей. И картошку варил не для себя, а для всех ребят.
Когда я читал рассказ, мне было немножко завидно. Мы, конечно, живем куда лучше тех ребят, но хотелось бы так же хорошо знать природу, уметь ездить верхом и вообще быть такими же свободными на лугу, в поле, в лесу.

Тарасова Л. Д., учитель русского языка и литературы МОУ «Специализированная школа №:68 г. Донецка»

Урок 21

Тема. И. С. Тургенев «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность.

Цели. 1. Содержательная . Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, умения сравнивать и обобщать; развивать навыки составления характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста.

2. Деятельностная . Составить и проанализировать портретные характеристики мальчиков. Показать, как автор относится к своим героям. Выяснить, как истории, рассказанные мальчиками, характеризуют детей; развивать у учащихся внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы.

Планируемые результаты : сформировать умения извлекать из текста необходимую информацию, выразительно читать, пересказывать, анализировать текст, работать в группах и индивидуально

УУД на уроке .

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные : уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные : уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. Уметь работать в группе.

Личностные : формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими учащимися и достигать в нём взаимопонимания.

Оборудование: книжная выставка «Записки охотника», раздаточный материал по теме урока, аудиозапись «Звуки ночного леса», «Скерцо» Чичкова

Записки охотника” – по- видимому, самое долговечное из всего, что я написал.

И.С. Тургенев

С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель не только стремился пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой.

Н.И. Якушин

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний

1.Учитель с несколькими учащимися разыгрывает стихотворение И.З.Сурикова.

Учитель . Летний вечер.

Ученик 1 . За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

Ученик 2 . Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

Ученик 3 . По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

Учитель . И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Ученик 1. Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

Ученик 2. Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

Ученик 3. А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

Хором . И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Учитель . Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

2.Беседа по вопросам .

Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

Что значит, «выйти в ночное»? (пасти лошадей ночью)

Что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность).

Обсудите в группах вопросы.

Как рассказчик относится к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи?

Как мы об этом узнаём?

III .Работа над темой урока

1.Узнай своего героя. Найди соответствия. На доске прикреплены портреты мальчиков, их имена, но имена не соответствуют портретам, черты характера, синквейны без начальной строки.

Мини-викторина. Ученик, ответивший на вопрос, находит соответствия.

1.«Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и пocтoянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы». Федя

2.«На вид было не более двенадцати лет», «волосы всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой... тело приземистое, неуклюжее… глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Павлуша

3.«На вид было не более двенадцати лет», «лицо... довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «жёлтые, почти белые волосы».

Илюша

4.«Лицо невелико, худо, в веcнушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить... маленькoгo роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно». Костя

5. « …он лежал на земле, …и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь». Ваня

Синквейны .Заполни недостающие строки синквейна.

1………………….

Стройный, белокурый.

Хвастает, слушает, важничает.

Родом из богатой семьи.

………………………..

2………………………

Добрый, заботливый.

Знает, рассказывает, верит.

Работает с братом на фабрике.

Рассказчик.

3………………………..

Слабый, болезненный.

Боится, задумывается, сторожит.

Отличался задумчивым, печальным взором.

Сострадание.

4…………………….

Кудрявый, маленький.

Лежит, картавит, выглядывает.

Смиренно лежит под рогожей.

Скромность.

5…………………….

Смелый, любознательный.

Следит, разбирается, умирает.

……………………………

Деятельность.

Таблички «Черты характера мальчиков»

Павлуша - смелый, уверенный, умный.

Костя- задумчивый, печальный, любопытный.

Федя – гордый, любопытный.

Илюша – смирный, спокойный, пугливый, заботливый.

Ваня – тихий

Учащиеся на местах оценивают ответы.

Согласны, что правильно определили героя?

Что общего у этих детей? (Мальчики очень дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать. Они – деревенские дети, многие из них бедны, учиться они не могут, потому что они – дети крепостных крестьян и для них не существует школ).

Чём отличаются мальчики? (у них разные характеры)

2 . Сопоставление портретов и рассказов мальчиков.

Как можно назвать истории, которые рассказывают мальчики?

И.С. Тургенев назвал сначала их « россказнями», затем «преданиями», потом «поверьями».

3. Словарная работа. Объясните и запомните значение каждого слова.

Россказни – измышления, выдумки.

Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях, о событиях прошлых лет.

Поверье – суеверное предание, убеждение, основанное на таком предании или приметах.

Современные ученые называют их БЫЛИЧКАМИ.

Былички – народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными силами.

Какое из этих понятий точнее передаёт особенности рассказов мальчиков? (Былички)

4. Данетка по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг»

Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица. Учитель читает вопросы, а ученики ставят во второй строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны

1. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков. (Да)

2. События происходили в августе? (Нет,в июле)

3.Мальчики рассказали историю о бабе-яге? (Нет)

4.Рассказчик охотился за утками? (Нет, за тетеревами)

5. На бумажной фабрике пришлось заночевать Илюше? (Да)

6. Кот сидел на дереве, согласно рассказу Гаврилы? (Нет, русалка)

7. Барашек сидел на могиле утопленника? (Да)

8 . Во время лунного затмения должен был прийти Тришка? (Нет, во время солнечного затмения)

9. За волком бросились бежать собаки (Да)

10. У белого барашка была способность читать книги? (Нет, он разговаривал)

11. Утопленник был похоронен возле старого дуба? (Нет, возле прорванной плотины)

12. Гаврила ходил после встречи с русалкой улыбающийся? (Нет, невесёлый)

Данетка для учащихся

5. Рассказы учащихся о мальчиках. Аукцион названий историй . Конкурс на лучший пересказ истории.

Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”

Ильюша (про домового).

Костя (встреча плотника Гаврилы с русалкой).

Ильюша (псарь Ермил и барашек).

Ильюша (покойный барин и разрыв – трава).

Ильюша (гадание бабы Ульяны).

Костя (звуки из бучила).

Ильюша (про лешего).

Ильюша (про водяного и Акулину).

Костя (Феклиста и сын).

6. Инсценировка «У костра»

Безусловно, характеристики детей были бы неполными, если бы мы не

услышали, о чем они говорили у костра.

Свет костра крестьянских ребятишек – их коллективного опыта и разума осветит кусочек необъятной тьмы вокруг и даст возможность их случайному гостю заглянуть в тот таинственный мир, которого он коснулся. Что же выхватил свет костра народных примет и наблюдений?

Давайте попробуем представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподвижна река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят….

Рассказы Павлуши и Илюши о светопреставлении (солнечном затмении).

7. Работа по тексту.

Сопоставим рассказы Павлуши (Стр.181 учебник) и Илюши (Стр.182 учебник) о светопреставлении (солнечном затмении).

Чем отличаются эти рассказы? Что добавим к портретам?

(Павлуша был умным мальчиком, поэтому не поддался общему страху, когда началось солнечное затмение. Он смеялся над тем, как суеверные люди приняли бочара Вавилу за Тришку. Поэтому его рассказ ироничный.

Когда рассказывает Илюша, то он сам верит в эти истории, потому что он не может объяснить этого природного явления, так как он суеверный).

Итак, есть ли связь между портретами мальчиков и их рассказами? Да.

8.Защита работ

На доску прикрепляются иллюстрации, на которых изображены герои «страшных историй», выполненные детьми . Сообщение учащихся об истории создания рисунков к рассказу «Бежин луг» художника Пахомова

Прослушивание «Скерцо» Юрия Чичкова в исполнении С. Снурницыной.

IV . Итоги урока

Какой же мир детства в рассказе Тургенева? Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства.

Самостоятельная работа с карточками . (Доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость, впечатлительность, любознательность, агрессивность, смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность)

Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это счастье и горе, радость и печаль, взлеты и падения. Ведь недаром Тургенев о себе и своих героях сказал так (обращение к эпиграфу).

V . Домашнее задание . Написать мини-сочинение на тему « Кого из мальчиков ты взял бы себе в друзья? Почему?»

Сочините свою быличку (по желанию).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!