Немецкий флаг с крестом. Фашистские знамена к мавзолею

Отменён Пропорция

«Третьим предписанием о предварительном регулировании использования флагов» от 16 июля 1933 года было установлено, во изменение предписания о германских флагах от 11 апреля 1921 года, что торговый флаг с Железным Крестом отныне называется флагом для бывших морских офицеров как капитанов торговых судов (die Flagge für ehemalige Marineoffiziere als Führer von Handelsschiffen) и состоит из трёх равных по ширине поперечных полос, сверху - чёрная, в середине - белая, внизу - красная, с изображением на чёрной полосе Железного Креста, дважды окаймлённым белой каймой.

«Предписанием о предварительном регулировании использования флагов на коммерческих судах» от 20 декабря 1933 года было подтверждено, что германские коммерческие суда несут чёрно-бело-красный флаг и флаг со свастикой одновременно и впервые на государственном уровне установлено описание флага со свастикой:

Флаг с крючковатым крестом (нем. die Hakenkreuzflagge ) имеет красное полотнище, на горизонтальной средней оси которого, ближе к древку, белый круг, в котором изображена чёрный крючковатый крест (нем. das Hakenkreuz , свастика), крюки которого повёрнуты на 45 градусов. Белый круг и чёрный крючковатый крест (свастика) имеют общий центр. Крюки креста (свастики) направлены от древка (на обратной стороне полотнища - наоборот). Диаметр белого круга составляет 3/4 высоты полотнища флага. Длина крестовин креста (свастики) равна половине высоты полотнища. Ширина крестовин креста и его крюков равна 1/10 высоты полотнища. Внешняя длина крюков составляет 3/10, внутренняя - 2/10 высоты полотнища. Отношение высоты полотнища к его как 3 к 5.

1935-1945

11 апреля 1935 года «Предписанием о штандарте вождя и государственного канцлера» было установлено :

Штандарт вождя и государственного канцлера - равносторонний, окаймлённый чёрно-бело-чёрной каймой, красный прямоугольник, несущий в белом круге, обрамленном золотыми дубовыми листьями, чёрный крючковатый крест (свастику) с чёрно-белым окаймлением. В четырёх углах штандарта попеременно расположены орёл на крючковатом кресте (свастике) в дубовом венке и орёл вооружённых сил, все в золоте.

15 сентября 1935 года на партийном съезде НСДАП в Нюрнберге среди других «Нюрнбергских законов» был принят «Закон о государственном флаге» (das Reichsflaggengesetz), которым было установлено:

1. Государственные цвета - чёрный, белый и красный.

2. Государственным и национальным флагом (die Reichs- und Nationalflagge) является флаг со свастикой (die Hakenkreuzflagge). Он также является торговым флагом.

3. Вождь и государственный канцлер установит форму государственного военного (die Reichskriegsflagge) и государственного служебного флага (der Reichsdienstflagge).

5 октября 1935 года было издано предписание о государственном военном флаге, гюйсе военных кораблей, торговом флаге с Железным Крестом, флаге государственного военного министра и главнокомандующего вооружёнными силами :

  1. Государственный военный флаг (die Reichskriegsflagge) представляет собой красное прямоугольное полотнище, на средней осевой линии которого, ближе к древку, находится дважды чёрным и белым окаймлённый белый круг с наклонным крючковатым крестом (свастикой), нижний крюк которого обращён к древку. Под белым кругом лежит четырежды разделённый белым и трижды разделённый чёрным крест, продолжение крестовин которого являются вертикальным и горизонтальным диаметрами белого круга. Во внутреннем верхнем красном поле (в крыже) помещён Железный Крест, окаймлённый белым. Высота флага относится к его длине как 3:5.
  2. Гюйс военных кораблей (die Gösch der Kriegsschiffe) - красное прямоугольное полотнище, на средней осевой линии которого, ближе к древку, находится белый круг с поставленным на угол крючковатым крестом, нижний крюк которого обращён к древку. Высота флага относится к его длине как 3:5.
  3. Торговый флаг с Железным Крестом (die Handelsflagge mit dem Eisernen Kreuz) - с изображением Железного Креста в верхнем углу красное прямоугольное полотнище, на средней осевой линии которого, ближе к древку, находится белый круг с чёрным, поставленным на угол крючковатым крестом, нижний крюк которого обращён к древку. Высота флага относится к его длине как 3:5.
  4. Флагом государственного военного министра и главнокомандующего вооружёнными силами (die Flagge des Reichskriegsministers und Oberbefehlshabers der Wehrmacht) является государственный военный флаг со следующими различиями: полотнище равностороннее, со всех сторон флаг имеет бело-чёрное обрамление, в верхнем поле у древка и в нижнем поле у свободного края флага изображён Железный Крест в белом окаймлении, в нижнем поле у древка и в верхнем поле у свободного края флага изображён орёл вооружённых сил, обведённый белым.

31 октября 1935 года было издано «Предписание о государственном служебном флаге», которым было установлено :

Государственный служебный флаг (die Reichsdienstflagge) - красное прямоугольное полотнище, несущее в середине на белом круге чёрный крючковатый крест с чёрно-белым обрамлением, его нижний крюк обращён к древку. Во внутреннем верхнем углу флага находится чёрно-белый высший знак государства (das Hoheitszeichen des Reichs). Голова орла обращена к древку. Высота флага относится к его длине как 3:5.


8 мая 1945 года был подписан акт о военной капитуляции вооружённых сил Германии, 23 мая 1945 года государственное существование Германии было прекращено и оккупационные власти СССР, США, Великобритании и Франции запретили все виды германских флагов во всех четырёх оккупационных зонах.

В 1949 году в ФРГ и ГДР был принят чёрно-красно-золотой флаг , использовавшийся в XIX веке как флаг Германского Союза и символ немецкого единства, а в 1919-1933 годах - как флаг Германии (ГДР добавила в 1959 году в центр флага герб ГДР).

См. также

Ссылки

Источники

После окончания второй мировой войны прошло полвека, но до сих пор две буквы СС (точнее, конечно, SS), для большинства являются синонимом ужаса и террора. Благодаря массовой продукции Голливуда и старавшихся не отставать от него советских кинофабрик, почти всем из нас известны формы эсэсовцев и их эмблема с мертвой головой. Но действительная история СС значительно сложнее и многограннее. В ней можно найти героизм и жестокость, благородство и подлость, самоотверженность и интриганство, глубокие научные интересы и страстную тягу к древнему знанию далеких предков.

Глава СС Гиммлер, искренне веривший, что в нем духовно реинкарнировался саксонский король Генрих I "Птицелов" - основатель Первого рейха, избранный в 919 году королем всех германцев. В одном из своих выступлений 1943 г. сказал:

"Наш орден войдет в будущее как союз элиты, объединившей вокруг себя немецкий народ и всю Европу. Он даст миру руководителей промышленности, сельского хозяйства, а также политических и духовных вождей. Мы всегда будем подчиняться закону элитарности, выбирая высших и отбрасывая низших. Если мы прекратим следовать этому основополагающему правилу, то мы тем самым приговорим себя к и исчезнем с лица земли подобно всякой другой человеческой организации".

Его мечтам, как известно, не суждено было сбыться совсем по иным причинам. С юных лет Гиммлер проявлял повышенный интерес к "древнему наследию наших предков". Связанный с Обществом Туле, он был увлечен языческой культурой германцев и мечтал о ее возрождении - о том времени, когда она сменит "дурнопахнущее христианство". В интеллектуальных недрах СС шла разработка новой "моральной ", базирующейся на языческих представлениях.

Гиммлер считал себя основателем нового языческого ордена, которому "суждено изменить ход истории", провести "очищение от хлама, накопившегося за тысячелетия" и вернуть человечество на "путь, уготованный Провидением". В связи с такими грандиозными планами "возвращения", неудивительно, что на эсэсовском ордене широко использовался древний . На формах эсэсовцев выделялись их , свидетельствовавшие об элитарности и чувстве товарищества, царящем в организации. С 1939 г. они шли на войну, распевая гимн, включавший следующую строку: "Мы все готовы к битве, нас вдохновляют руны и мертвая голова".

По замыслу рейхсфюрера СС, рунам предстояло сыграть особую роль в символике СС: по его личной инициативе в рамках программы "Аненербе" - "Общества по изучению и распространению культурного наследия предков" - был учрежден Институт рунического письма. До 1940 г. все новобранцы эсэсовского ордена проходили обязательный инструктаж касающийся рунического символизма. К 1945 г. в СС использовались 14 основных рунических символов. Слово "руна" означает "тайный шрифт". Руны представляют собой основу алфавитов, высекавшихся на камне, металле и кости, и получившие распространение преимущественно в дохристианской Северной Европе среди древних германских племен.

"...Великие боги - Один, Ве и Вилли вырезали мужчину из ясеня, а женщину из ивы. Старший из детей Бора, Один, вдохнул в людей душу и дал жизнь. Чтобы одарить их новыми знаниями, Один отправился в Утгард, Страну Зла, к Мировому Древу. Там он вырвал глаз и принес его в , но этого показалось мало Стражам Древа. Тогда он отдал свою жизнь - решил умереть, чтобы воскреснуть. Девять дней он висел на суку пронзенный копьем. Каждая из восьми ночей Посвящения открывала ему новые тайны бытия. На девятое утро Один увидел под собой начертанные на камне руны-буквы. Отец его матери, великан Бельторн, научил его вырезать и окрашивать руны, и Мировое Древо стало называться с тех пор - Иггдрасиль..."

Так рассказывает об обретении рун древними германцами "Снорриева Эдда" (1222-1225), возможно, единственный полный обзор героического эпоса древних германцев, основанный на сказаниях, прорицаниях, заклинаниях, изречениях, культовых и обрядах германских племен. В "Эдде" Один почитался как бог войны и покровитель умерших героев Валгаллы. Он считался и некромантом.

Знаменитый римский историк Тацит в своей книге "Германия" (98г. до н.э.) детально описал как германцы занимались предсказанием будущего с помощью рун.

Каждая руна имела имя и магическое значение, выходившие за сугубо лингвистические рамки. Начертание и состав менялся в течении времени и приобрели магическое значение в тевтонской астрологии. В конце 19 - начале 2О вв. о рунах вспомнили различные "фолькише" (народные) группы распространившиеся в Северной Европе. Среди них было и Общество Туле, сыгравшее значительную роль на заре нацистского движения.

Hakenkreutz

СВАСТИКА - санскритское наименование знака, изображающего крюковой крест (у древних греков этот знак, ставший им известным от народов Малой Азии, назывался “тетраскеле” - “четвероногое”, “паук”). Знак этот был связан с культом Солнца у многих народов и встречается уже в эпоху верхнего палеолита и еще чаще - в эпоху неолита, ранее всего в Азии (по другим данным, самое древне изображение свастики обнаружено на территории Трансильвании, оно датируется поздним каменным веком; свастику нашли и в развалинах легендарной Трои, это бронзовый век). Уже с VII-VI веков до н. э. он входит в символику, где означает тайную доктрину Будды. Свастика воспроизводится на древнейших монетах Индии и Ирана (до нашей эры проникает оттуда в ); в Центральной Америке также известна у народов как знак, указывающий на круговорот Солнца.В Европе распространение этого знака относится к сравнительно позднему времени - к бронзовому и железному векам. В эпоху переселения народов он проникает через финно-угорские племена на север Европы, в Скандинавию и на Балтику, и становится одним из верховного скандинавского бога Одина (Вотана в германской мифологии), подавившего и вобравшего в себя предшествующие солярные (солнечные) культы. Таким образом, свастика как одна из разновидностей изображения солнечного круга практически встречалась во всех частях света, как солнечный знак служила указанием на направление вращения Солнца (слева направо) и использовалась также как знак благополучия, “отворачивающийся от левой стороны”.

Именно в силу этого древние греки, узнавшие об этом знаке от народов Малой Азии, изменили поворот своего “паука” влево и вместе с тем изменили и его значение, превратив его в знак зла, заката, гибели, поскольку для них он был “чужой”. С эпохи средневековья свастика была абсолютно забыта и лишь изредка встречалась как чисто орнаментальный мотив без всякого смысла и значения.

Только в самом конце XIX века, вероятно, на основании ошибочного и поспешного вывода некоторых немецких археологов и этнографов, что знак свастики может быть индикатором для определения арийских народов, так как встречается якобы только у них, в Германии в начале XX века стали применять свастику как антисемитский знак (впервые в 1910 г.), хотя позднее, в конце 20-х годов, были опубликованы работы английских и датских археологов, обнаруживших свастику не только на территориях, населенных семитскими народами (в Месопотамии и Палестине), но и непосредственно на древнееврейских саркофагах.

Впервые как политический знак-символ свастика была применена 10-13 марта 1920 г. на шлемах боевиков так называемой “бригады Эрхарда”, составившей ядро “Добровольческого корпуса” - монархической военизированной организации под руководством генералов Людендорфа, Секта и Лютцова, осуществивших капповский путч - контрреволюционный переворот, посадивший “премьером” в Берлине помещика В. Каппа. Хотя социал-демократическое правительство Бауэра позорно бежало, капповский путч был ликвидирован за пять дней созданной под руководством компартии Германии 100-тысячной Армией Германии. Авторитет милитаристских кругов был после этого сильно подорван, и знак свастики стал с этого времени означать знак правого экстремизма. С 1923 года накануне “пивного путча” Гитлера в Мюнхене свастика становится официальной эмблемой гитлеровской фашистской партии, а с сентября 1935 года - главной государственной эмблемой гитлеровской Германии, включенной в ее герб и флаг, а также в состав эмблемы вермахта - орла, держащего в когтях венок со свастикой.

Под определение «нацистской» символики может подходить лишь свастика стоящая на ребре в 45°, с концами направленными в правую сторону. Именно такой знак находился на государственном знамени национал-социалистической Германии с 1933 по 1945 гг., а также на эмблемах гражданских и военных служб этой страны. Желательно также называть его не «свастика», a Hakenkreuz, как поступали сами нацисты. Наиболее точные справочники последовательно проводят различие между Hakenkreuz («нацистской свастикой») и традиционными видами свастики в Азии и Америке, которые стоят на поверхности под углом в 90° .

Поделись статьей с друзьями!

    Символика третьего рейха

    https://сайт/wp-content/uploads/2016/05/ger-axn-150x150.png

    После окончания второй мировой войны прошло полвека, но до сих пор две буквы СС (точнее, конечно, SS), для большинства являются синонимом ужаса и террора. Благодаря массовой продукции Голливуда и старавшихся не отставать от него советских кинофабрик, почти всем из нас известны черные формы эсэсовцев и их эмблема с мертвой головой. Но действительная история СС значительно...

На вопрос что означал символ на флаге Гитлера? заданный автором Влад лучший ответ это это свастика что-ли?
Свастика 卐(санскр. स्वस्तिक от санскр. स्वस्ति, свасти, приветствие, пожелание удачи) - крест с загнутыми концами («вращающийся») , направленными либо по часовой стрелке (это движение земли вокруг солнца) , либо против часовой стрелки (это движение солнца вокруг земли, с востока на запад) . Свастика - один из самых древних и широко распространённых графических символов. «Символ свастики выкристаллизовывается из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в верхнем палеолите, а затем унаследованного практически всеми народами мира» . Старейшие археологические находки с изображением свастики датируются приблизительно 25-23 тысячелетием до нашей эры (Мизын, Украина; Костёнки, Россия) .
Свастика использовалась многими народами мира - она присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении церквей и домов.
У свастики как символа много значений, у большинства народов они были положительны (до эпохи фашизма) . Свастика у большинства древних народов была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия.
Свастика отражает главный вид движения в Мироздании - вращательное с его производной - поступательным и способна символизировать философские категории.
В XX веке свастика (нем. Hakenkreuz) получила известность как символ нацизма и гитлеровской Германии, и в западной культуре устойчиво ассоциируется именно с гитлеровским режимом и идеологией.

Ответ от Европейский [гуру]
Свастика - это символ вечности...


Ответ от Александр иванов [новичек]
Представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета. В центре флага помещен круг белого цвета. В нем размещено изображение свастики черного цвета. Цвета нацистского флага повторяли цвета флага Германии эпохи Второго рейха. Однако трактовка этих цветов была иной. Так, красный цвет означал социальную идею нацистского движения, белый цвет – идеи национализма, свастика – энергию и творческое развитие народа. Свастика, возможно, была перенесена на флаг с эмблемы общества Туле – радикально-националистической организации, наиболее активно действовавшей в 1920-нач. 1930-х гг. Общество было создано после 1 мировой войны, потом сотрудничало с Национальной рабочей партией (членом которой был А. Гитлер) и впоследствии слилось Национал-социалистической рабочей партией Германии. Есть сведения, что в разработке дизайна флага А. Гитлер принимал личное участие. Историческая трактовка свастики различна, как различны и места ее распространения – от Сибири до Америки. Существует несколько гипотез относительно смысла этого изображения – символ центра мира, солярный знак, символ грома, вселенского огня и т. п. Происхождение свастики теряется во мраке веков, однако традиционно считается, что она пришла из Индии. Впрочем, широкое распространение этого символа в разных регионах свидетельствует об ином. В период 1933-1935 гг. флаг со свастикой использовался как государственный наравне с черно-бело-красным триколором времен Второго рейха.


Ответ от Пособие [активный]
колесо жизни или вечности, но у фашистов символ развернут наоборот. .


Ответ от Проспаться [гуру]
4 бугвы "Г" по-русски. Гомер (из мультика) , Гамадрил, Гуантанамо, Грибы_из _Голландии. Это очень заумная четвёрка...

О параде Победы, состоявшемся 24 июня 1945 года знают все. Также все помнят знаменитые кадры кинохроники и многочисленные фотографии, как 200 немецких флагов и штандартов, захваченных в качестве трофеев советскими войсками, были брошены к подножию мавзолея Ленина. Но мало кто знает о дальнейшей судьбе этих трофеев. Об этом ходит много легенд. Одни говорят, что флаги были сожжены вместе с помостом, на который их бросали, другие утверждают, что лично видели об этом фотографии. Третьи достоверно знают, где эти флаги хранились, четвертые видели их своими глазами в наше время. Чтобы пролить свет на этот малоизвестный факт и родилась эта небольшая статья.

По воспоминаниям бывшего начальника Генштаба генерала Штеменко, идея с немецкими флагами принадлежит, естественно, Сталину. Якобы в конце мая 1945-го он дал указание генералам: «На парад надо вынести гитлеровские знамена и с позором повергнуть их к ногам победителей. Подумайте, как это сделать». Сценаристам парада пришлось срочно заняться историческими изысканиями. В итоге нашим солдатам, несшим фашистские стяги, пришлось выполнять сложные перестроения, которыми пользовались еще легионеры Древнего Рима. А идея «публичной казни» вражеских знамен была заимствована у великого полководца Александра Суворова, в войсках которого был ритуал «небрежения не к неприятелю, а к его поверженным военным отличиям».

Для парадной коробки батальона необходимо было иметь 200 военных знамен и штандартов. Однако такого количества трофейных флагов в распоряжении военных не было. Следует отметить, что в Третьем рейхе знамена вручались с 1936 по 1939 год по одному на батальон, эскадрон или батарею. Части, сформированные во время войны, знамен уже не получали. Исключением являлся батальон охраны фюрера, который получил знамя (штандарт) 30 сентября 1939 г. Более того, еще 28 августа 1944 года Гитлер распорядился вывезти все знамена и военные флаги из фронтовых зон в музеи вермахта. Таким образом, Красная Армия не имела возможности захватывать боевые знамена противника, даже в случае окружения и разгрома воинских частей противника.

Выход из ситуации нашли сотрудники СМЕРШа, которые вели учет и контроль, как армейских регалий, так и музейных ценностей, взятых по «репарациям». 900 знамен было «позаимствовано» в музеях Берлина и Дрездена, а также из трофеев собранных подразделениями СМЕРШа. Их привезли и сложили в спортзале Лефортовских казарм. Из них спецкомиссия и отобрала 200 знамен и штандартов для парада. Отбирались они по форме и «красоте». В результате, на Красную Площадь попали порядка 20 знамен воинских частей других исторических периодов, среди них два прусских кавалерийских штандарта 1860 и 1890 годов, а также знамя народного ополчения 1860-х годов. Очень многие штандарты, не имели отношения к вермахту, а принадлежали различным подразделениям нацистской партии, общественным организациям или просто были государственными флагами Третьего рейха. Однако имели красочный вид и подходящий размер. Так на парад попали флаги Национал-социалистической немецкой рабочей партии, Немецкого трудового фронта, Имперской службы труда, Гитлерюгенда. Поскольку на то время специалистов разбирающихся в тонкостях нацисткой символики просто не было, поэтому предъявлять им какие-либо претензии, сегодня бессмысленно. На отобранные знамена для парада, СМЕРШ составил списки, которые сохранились до нашего времени, и свидетельствуют, что ряд знамен приписали воинским частям, которых в природе никогда не существовало. Бытует мнение, что список составляли по надписям на знаменных скобах, а не на флагах. По крайней мере, достоверно можно определить лишь 20 знамен, участвовавших в параде, благодаря фотографиям первой шеренги парадного батальона.

При «публичной казни» вражеских знамен была применено еще одно символическое действие, которое до сих пор «смакуют» журналисты, мемуриалисты и писатели на военную тематику. Якобы фронтовики, частично находившиеся среди знаменоносцев, наотрез отказались брать в руки знамена «прокаженных», и чтобы найти с ними консенсус, всему батальону одели перчатки. Да не простые, а кожаные, коричневого цвета полагающегося по уставу. А кожи такого цвета во всем Союзе не нашлось, пришлось срочно завозить самолетом из-за границы. Правда это или нет, но на фотографиях все знаменоносцы в перчатках. Кожаных или нет – не разобрать.

По сценарию парада нацистские флаги должны были бросать на отведенные места слева и справа от мавзолея на голый асфальт. Сегодня бытует версия (легко найдете в Интернете), что бросали знамена на специальный деревянный помост, чтобы не осквернить асфальт, а потом вместе с ним и сожгли флаги. Правда, на фотографиях явно видно, что никакого помоста нет. Очевидцы и участники тоже о нем не вспоминают. А на счет сожгли уже явная чушь. Если бы жгли – то фотографировали бы, иначе, зачем устраивать акцию, если не для пиара. Но, ни одной фотографии нет. А во-вторых, часть якобы сожженных флагов существует еще и сегодня.

Были также «очевидцы», которые видели, как батальон знаменосцев снимал перчатки и скидывал их в специальные ящики, которые потом сожгли за городом. Доказательств обратного, конечно никаких, но слабо верится, что в послевоенной стране, где портки были в дефиците, солдаты жгли бы такое заграничное добро. Если уж сами брезговали бы носить, то обменять на что-нибудь существенное запросто могли. Не до «жиру» было в то время.

После парада, — вспоминает старший научный сотрудник Центрального музея Вооруженных сил РФ (ЦМВС) Елена Анисимова, — порядка 500 трофейных знамен по описи были переданы в Центральный музей Красной Армии. «Это были не только знамена вермахта, но и государственные, и партийные флаги фашистской Германии. В 50-60-е годы по постановлению Совета Министров СССР они передавались представителям ГДР (больше 100 знамен), в музеи Болгарской народной армии и Войска Польского. А в начале 90-х годов — в музеи США (порядка 10 единиц)» — завершает свой рассказ хранительница.

По некоторым данным часть нацистских флагов и штандартов попала в Театр Советской Армии. В последствии они тоже якобы были переданы ЦМВС, однако документально подтверждения этому не найдено.

Ныне 200 флагов и штандартов Третьего рейха являются частью Знамённого фонда ЦМВС, большая часть из которых хранится в запасниках. Какая часть из них подлинная, а какая заменена на муляжи и копии неизвестно, поскольку хранение знамен весьма хлопотное дело и выходят они со строя весьма быстро, поэтому их и пылесосят один раз в несколько лет. Кроме того и спрос на такую немецкую нацистскую атрибутику на черном рынке весьма и весьма высок.

По материалам сайтов: http://www.bolshoyvopros.ru; https://www.crimea.kp.ru; https://kv-bear.livejournal.com; http://www.naslednick.ru; http://inosmi.ru.

См. также публикацию

Дизайн флага был разработан лично Адольфом Гитлером :

После ряда опытов и переделок я сам составил законченный проект: основной фон знамени красный; белый круг внутри, а в центре этого круга - чёрный мотыгообразный крест. <…> Это знамя и стало нашим знаменем. <…> Перед нами также яркое олицетворение идеалов и стремлений нашего нового движения. Красный цвет олицетворяет социальные идеи , заложенные в нашем движении. Белый цвет - идею национализма . Мотыгообразный крест - миссию борьбы за победу арийцев и вместе с тем за победу творческого труда, <…>.

    Standarte Reichspräsident 1933-1935.svg

    Штандарт государственного президента
    1933-1935

    Reichsdienstflagge 1933-1935.svg

    Государственный служебный флаг
    1933-1935

    Germany-Jack-1933.svg

    Гюйс
    1933-1935

    RKM 1933 - 1935.svg

    Флаг государственного военного министра
    1933-1935

    Handelsflagge mit dem EK 1933-1935.svg

    Флаг торговых судов с капитанами из бывших морских офицеров
    1933-1935

    Reichspostflagge 1933-1935.svg

    Флаг государственной почты
    1933-1935

    Flag of Prussia 1933.svg

    Флаг Свободного Государства Пруссия
    1933-1945

«Третьим предписанием о предварительном регулировании использования флагов» от 16 июля 1933 года было установлено, во изменение предписания о германских флагах от 11 апреля 1921 года, что торговый флаг с Железным Крестом отныне называется флагом для бывших морских офицеров как капитанов торговых судов (die Flagge für ehemalige Marineoffiziere als Führer von Handelsschiffen) и состоит из трёх равных по ширине поперечных полос, сверху - чёрная, в середине - белая, внизу - красная, с изображением на чёрной полосе Железного Креста, дважды окаймлённым белой каймой.

«Предписанием о предварительном регулировании использования флагов на коммерческих судах» от 20 декабря 1933 года было подтверждено, что германские коммерческие суда несут чёрно-бело-красный флаг и флаг со свастикой одновременно и впервые на государственном уровне установлено описание флага со свастикой:

Флаг с крючковатым крестом (нем. die Hakenkreuzflagge ) имеет красное полотнище, на горизонтальной средней оси которого, ближе к древку, белый круг, в котором изображена чёрный крючковатый крест (нем. das Hakenkreuz , свастика), крюки которого повёрнуты на 45 градусов. Белый круг и чёрный крючковатый крест (свастика) имеют общий центр. Крюки креста (свастики) направлены от древка (на обратной стороне полотнища - наоборот). Диаметр белого круга составляет 3/4 высоты полотнища флага. Длина крестовин креста (свастики) равна половине высоты полотнища. Ширина крестовин креста и его крюков равна 1/10 высоты полотнища. Внешняя длина крюков составляет 3/10, внутренняя - 2/10 высоты полотнища. Отношение высоты полотнища к его как 3 к 5.

1935-1945

11 апреля 1935 года «Предписанием о штандарте вождя и государственного канцлера» было установлено :

Штандарт вождя и государственного канцлера - равносторонний, окаймлённый чёрно-бело-чёрной каймой, красный прямоугольник, несущий в белом круге, обрамленном золотыми дубовыми листьями, чёрный крючковатый крест (свастику) с чёрно-белым окаймлением. В четырёх углах штандарта попеременно расположены орёл на крючковатом кресте (свастике) в дубовом венке и орёл вооружённых сил, все в золоте.

    Wermacht Commander-in-Chief flag.svg

    Флаг государственного военного министра и главнокомандующего вооружёнными силами
    1935-1938

15 сентября 1935 года на партийном съезде НСДАП в Нюрнберге среди других «Нюрнбергских законов» был принят «Закон о государственном флаге» (das Reichsflaggengesetz), которым было установлено:

1. Государственные цвета - чёрный, белый и красный.

2. Государственным и национальным флагом (die Reichs- und Nationalflagge) является флаг со свастикой (die Hakenkreuzflagge). Он также является торговым флагом.

3. Вождь и государственный канцлер установит форму государственного военного (die Reichskriegsflagge) и государственного служебного флага (der Reichsdienstflagge).

5 октября 1935 года было издано предписание о государственном военном флаге, гюйсе военных кораблей, торговом флаге с Железным Крестом, флаге государственного военного министра и главнокомандующего вооружёнными силами :

    War Ensign of Germany 1938-1945.svg

    Государственный военный флаг
    1938-1945

    National- und Handelsflagge 1935-1945 (HK links versetzt).svg

    Гюйс военных кораблей
    1935-1945

    Handelsflagge mit dem Eisernen Kreuz 1935.svg

    Торговый флаг с железным крестом
    1935-1945

  1. Государственный военный флаг (die Reichskriegsflagge) представляет собой красное прямоугольное полотнище, на средней осевой линии которого, ближе к древку, находится дважды чёрным и белым окаймлённый белый круг с наклонным крючковатым крестом (свастикой), нижний крюк которого обращён к древку. Под белым кругом лежит четырежды разделённый белым и трижды разделённый чёрным крест, продолжение крестовин которого являются вертикальным и горизонтальным диаметрами белого круга. Во внутреннем верхнем красном поле (в крыже) помещён Железный Крест, окаймлённый белым. Высота флага относится к его длине как 3:5.
  2. Гюйс военных кораблей (die Gösch der Kriegsschiffe) - красное прямоугольное полотнище, на средней осевой линии которого, ближе к древку, находится белый круг с поставленным на угол крючковатым крестом, нижний крюк которого обращён к древку. Высота флага относится к его длине как 3:5.
  3. Торговый флаг с Железным Крестом (die Handelsflagge mit dem Eisernen Kreuz) - с изображением Железного Креста в верхнем углу красное прямоугольное полотнище, на средней осевой линии которого, ближе к древку, находится белый круг с чёрным, поставленным на угол крючковатым крестом, нижний крюк которого обращён к древку. Высота флага относится к его длине как 3:5.
  4. Флагом государственного военного министра и главнокомандующего вооружёнными силами (die Flagge des Reichskriegsministers und Oberbefehlshabers der Wehrmacht) является государственный военный флаг со следующими различиями: полотнище равностороннее, со всех сторон флаг имеет бело-чёрное обрамление, в верхнем поле у древка и в нижнем поле у свободного края флага изображён Железный Крест в белом окаймлении, в нижнем поле у древка и в верхнем поле у свободного края флага изображён орёл вооружённых сил, обведённый белым.

31 октября 1935 года было издано «Предписание о государственном служебном флаге», которым было установлено :

Государственный служебный флаг (die Reichsdienstflagge) - красное прямоугольное полотнище, несущее в середине на белом круге чёрный крючковатый крест с чёрно-белым обрамлением, его нижний крюк обращён к древку. Во внутреннем верхнем углу флага находится чёрно-белый высший знак государства (das Hoheitszeichen des Reichs). Голова орла обращена к древку. Высота флага относится к его длине как 3:5.


8 мая 1945 года был подписан акт о военной капитуляции вооружённых сил Германии, 23 мая 1945 года государственное существование Германии было прекращено, и СССР, США, Великобритания и Франция запретили все виды германских флагов. Немецкие суда временно использовали вместо государственного повторявший цвета флагов западных союзников флаг «Чарли» из набора флагов международного свода сигналов .

См. также

Напишите отзыв о статье "Флаг Третьего рейха"

Ссылки

Источники

Отрывок, характеризующий Флаг Третьего рейха

– M"apportez vous de tristes nouvelles, colonel? [Какие известия привезли вы мне? Дурные, полковник?]
– Bien tristes, sire, – отвечал Мишо, со вздохом опуская глаза, – l"abandon de Moscou. [Очень дурные, ваше величество, оставление Москвы.]
– Aurait on livre mon ancienne capitale sans se battre? [Неужели предали мою древнюю столицу без битвы?] – вдруг вспыхнув, быстро проговорил государь.
Мишо почтительно передал то, что ему приказано было передать от Кутузова, – именно то, что под Москвою драться не было возможности и что, так как оставался один выбор – потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее.
Государь выслушал молча, не глядя на Мишо.
– L"ennemi est il en ville? [Неприятель вошел в город?] – спросил он.
– Oui, sire, et elle est en cendres a l"heure qu"il est. Je l"ai laissee toute en flammes, [Да, ваше величество, и он обращен в пожарище в настоящее время. Я оставил его в пламени.] – решительно сказал Мишо; но, взглянув на государя, Мишо ужаснулся тому, что он сделал. Государь тяжело и часто стал дышать, нижняя губа его задрожала, и прекрасные голубые глаза мгновенно увлажились слезами.
Но это продолжалось только одну минуту. Государь вдруг нахмурился, как бы осуждая самого себя за свою слабость. И, приподняв голову, твердым голосом обратился к Мишо.
– Je vois, colonel, par tout ce qui nous arrive, – сказал он, – que la providence exige de grands sacrifices de nous… Je suis pret a me soumettre a toutes ses volontes; mais dites moi, Michaud, comment avez vous laisse l"armee, en voyant ainsi, sans coup ferir abandonner mon ancienne capitale? N"avez vous pas apercu du decouragement?.. [Я вижу, полковник, по всему, что происходит, что провидение требует от нас больших жертв… Я готов покориться его воле; но скажите мне, Мишо, как оставили вы армию, покидавшую без битвы мою древнюю столицу? Не заметили ли вы в ней упадка духа?]
Увидав успокоение своего tres gracieux souverain, Мишо тоже успокоился, но на прямой существенный вопрос государя, требовавший и прямого ответа, он не успел еще приготовить ответа.
– Sire, me permettrez vous de vous parler franchement en loyal militaire? [Государь, позволите ли вы мне говорить откровенно, как подобает настоящему воину?] – сказал он, чтобы выиграть время.
– Colonel, je l"exige toujours, – сказал государь. – Ne me cachez rien, je veux savoir absolument ce qu"il en est. [Полковник, я всегда этого требую… Не скрывайте ничего, я непременно хочу знать всю истину.]
– Sire! – сказал Мишо с тонкой, чуть заметной улыбкой на губах, успев приготовить свой ответ в форме легкого и почтительного jeu de mots [игры слов]. – Sire! j"ai laisse toute l"armee depuis les chefs jusqu"au dernier soldat, sans exception, dans une crainte epouvantable, effrayante… [Государь! Я оставил всю армию, начиная с начальников и до последнего солдата, без исключения, в великом, отчаянном страхе…]
– Comment ca? – строго нахмурившись, перебил государь. – Mes Russes se laisseront ils abattre par le malheur… Jamais!.. [Как так? Мои русские могут ли пасть духом перед неудачей… Никогда!..]
Этого только и ждал Мишо для вставления своей игры слов.
– Sire, – сказал он с почтительной игривостью выражения, – ils craignent seulement que Votre Majeste par bonte de c?ur ne se laisse persuader de faire la paix. Ils brulent de combattre, – говорил уполномоченный русского народа, – et de prouver a Votre Majeste par le sacrifice de leur vie, combien ils lui sont devoues… [Государь, они боятся только того, чтобы ваше величество по доброте души своей не решились заключить мир. Они горят нетерпением снова драться и доказать вашему величеству жертвой своей жизни, насколько они вам преданы…]
– Ah! – успокоенно и с ласковым блеском глаз сказал государь, ударяя по плечу Мишо. – Vous me tranquillisez, colonel. [А! Вы меня успокоиваете, полковник.]
Государь, опустив голову, молчал несколько времени.
– Eh bien, retournez a l"armee, [Ну, так возвращайтесь к армии.] – сказал он, выпрямляясь во весь рост и с ласковым и величественным жестом обращаясь к Мишо, – et dites a nos braves, dites a tous mes bons sujets partout ou vous passerez, que quand je n"aurais plus aucun soldat, je me mettrai moi meme, a la tete de ma chere noblesse, de mes bons paysans et j"userai ainsi jusqu"a la derniere ressource de mon empire. Il m"en offre encore plus que mes ennemis ne pensent, – говорил государь, все более и более воодушевляясь. – Mais si jamais il fut ecrit dans les decrets de la divine providence, – сказал он, подняв свои прекрасные, кроткие и блестящие чувством глаза к небу, – que ma dinastie dut cesser de rogner sur le trone de mes ancetres, alors, apres avoir epuise tous les moyens qui sont en mon pouvoir, je me laisserai croitre la barbe jusqu"ici (государь показал рукой на половину груди), et j"irai manger des pommes de terre avec le dernier de mes paysans plutot, que de signer la honte de ma patrie et de ma chere nation, dont je sais apprecier les sacrifices!.. [Скажите храбрецам нашим, скажите всем моим подданным, везде, где вы проедете, что, когда у меня не будет больше ни одного солдата, я сам стану во главе моих любезных дворян и добрых мужиков и истощу таким образом последние средства моего государства. Они больше, нежели думают мои враги… Но если бы предназначено было божественным провидением, чтобы династия наша перестала царствовать на престоле моих предков, тогда, истощив все средства, которые в моих руках, я отпущу бороду до сих пор и скорее пойду есть один картофель с последним из моих крестьян, нежели решусь подписать позор моей родины и моего дорогого народа, жертвы которого я умею ценить!..] Сказав эти слова взволнованным голосом, государь вдруг повернулся, как бы желая скрыть от Мишо выступившие ему на глаза слезы, и прошел в глубь своего кабинета. Постояв там несколько мгновений, он большими шагами вернулся к Мишо и сильным жестом сжал его руку пониже локтя. Прекрасное, кроткое лицо государя раскраснелось, и глаза горели блеском решимости и гнева.
– Colonel Michaud, n"oubliez pas ce que je vous dis ici; peut etre qu"un jour nous nous le rappellerons avec plaisir… Napoleon ou moi, – сказал государь, дотрогиваясь до груди. – Nous ne pouvons plus regner ensemble. J"ai appris a le connaitre, il ne me trompera plus… [Полковник Мишо, не забудьте, что я вам сказал здесь; может быть, мы когда нибудь вспомним об этом с удовольствием… Наполеон или я… Мы больше не можем царствовать вместе. Я узнал его теперь, и он меня больше не обманет…] – И государь, нахмурившись, замолчал. Услышав эти слова, увидав выражение твердой решимости в глазах государя, Мишо – quoique etranger, mais Russe de c?ur et d"ame – почувствовал себя в эту торжественную минуту – entousiasme par tout ce qu"il venait d"entendre [хотя иностранец, но русский в глубине души… восхищенным всем тем, что он услышал] (как он говорил впоследствии), и он в следующих выражениях изобразил как свои чувства, так и чувства русского народа, которого он считал себя уполномоченным.
– Sire! – сказал он. – Votre Majeste signe dans ce moment la gloire de la nation et le salut de l"Europe! [Государь! Ваше величество подписывает в эту минуту славу народа и спасение Европы!]
Государь наклонением головы отпустил Мишо.

В то время как Россия была до половины завоевана, и жители Москвы бежали в дальние губернии, и ополченье за ополченьем поднималось на защиту отечества, невольно представляется нам, не жившим в то время, что все русские люди от мала до велика были заняты только тем, чтобы жертвовать собою, спасать отечество или плакать над его погибелью. Рассказы, описания того времени все без исключения говорят только о самопожертвовании, любви к отечеству, отчаянье, горе и геройстве русских. В действительности же это так не было. Нам кажется это так только потому, что мы видим из прошедшего один общий исторический интерес того времени и не видим всех тех личных, человеческих интересов, которые были у людей того времени. А между тем в действительности те личные интересы настоящего до такой степени значительнее общих интересов, что из за них никогда не чувствуется (вовсе не заметен даже) интерес общий. Большая часть людей того времени не обращали никакого внимания на общий ход дел, а руководились только личными интересами настоящего. И эти то люди были самыми полезными деятелями того времени.
Те же, которые пытались понять общий ход дел и с самопожертвованием и геройством хотели участвовать в нем, были самые бесполезные члены общества; они видели все навыворот, и все, что они делали для пользы, оказывалось бесполезным вздором, как полки Пьера, Мамонова, грабившие русские деревни, как корпия, щипанная барынями и никогда не доходившая до раненых, и т. п. Даже те, которые, любя поумничать и выразить свои чувства, толковали о настоящем положении России, невольно носили в речах своих отпечаток или притворства и лжи, или бесполезного осуждения и злобы на людей, обвиняемых за то, в чем никто не мог быть виноват. В исторических событиях очевиднее всего запрещение вкушения плода древа познания. Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью.
Значение совершавшегося тогда в России события тем незаметнее было, чем ближе было в нем участие человека. В Петербурге и губернских городах, отдаленных от Москвы, дамы и мужчины в ополченских мундирах оплакивали Россию и столицу и говорили о самопожертвовании и т. п.; но в армии, которая отступала за Москву, почти не говорили и не думали о Москве, и, глядя на ее пожарище, никто не клялся отомстить французам, а думали о следующей трети жалованья, о следующей стоянке, о Матрешке маркитантше и тому подобное…
Николай Ростов без всякой цели самопожертвования, а случайно, так как война застала его на службе, принимал близкое и продолжительное участие в защите отечества и потому без отчаяния и мрачных умозаключений смотрел на то, что совершалось тогда в России. Ежели бы у него спросили, что он думает о теперешнем положении России, он бы сказал, что ему думать нечего, что на то есть Кутузов и другие, а что он слышал, что комплектуются полки, и что, должно быть, драться еще долго будут, и что при теперешних обстоятельствах ему не мудрено года через два получить полк.
По тому, что он так смотрел на дело, он не только без сокрушения о том, что лишается участия в последней борьбе, принял известие о назначении его в командировку за ремонтом для дивизии в Воронеж, но и с величайшим удовольствием, которое он не скрывал и которое весьма хорошо понимали его товарищи.
За несколько дней до Бородинского сражения Николай получил деньги, бумаги и, послав вперед гусар, на почтовых поехал в Воронеж.
Только тот, кто испытал это, то есть пробыл несколько месяцев не переставая в атмосфере военной, боевой жизни, может понять то наслаждение, которое испытывал Николай, когда он выбрался из того района, до которого достигали войска своими фуражировками, подвозами провианта, гошпиталями; когда он, без солдат, фур, грязных следов присутствия лагеря, увидал деревни с мужиками и бабами, помещичьи дома, поля с пасущимся скотом, станционные дома с заснувшими смотрителями. Он почувствовал такую радость, как будто в первый раз все это видел. В особенности то, что долго удивляло и радовало его, – это были женщины, молодые, здоровые, за каждой из которых не было десятка ухаживающих офицеров, и женщины, которые рады и польщены были тем, что проезжий офицер шутит с ними.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!