Неполные предложения двусоставные или односоставные. Неполные двусоставные и односоставные предложения

Односоставные предложения – простые предложения, грамматическая основа которых представлена только одним главным членом, который выражает собой признак предикативности

Определенно-, неопределенно- и обобщенно-личные односоставные предложения.

Предложения с неверблизованным субъектом.

Определенно-личные предложения

Сказуемое – личная форма глагола – указывает на определенное лицо. Это 1е или 2е лица в настоящем или будущем времени – и никогда 3 лицом или в прошлом времени! А так же глаголы в повелительном наклонении: Давайте думать, Читайте стихи

Неопределенно-личные предложения

Здесь субъект не определён – это некая группа лиц, которая известна говорящему или является для него не важным. В таких предложениях внимание говорящего сосредоточено не на субъекте действия, а на самом действии. Сказуемое выражается формой 3го лица множественного числа (Говорят, говорили, будут говорить, вам звонят , в дверь стучат, в метро толкаются)

Разновидности Н.Л.П:

      Инструктивные: Здесь не курят, Это готовят так,

      Остальные – Принесли букет сирени и поставили на стол

НЛП никогда не описывает действия предметов!

Обобщенно-личные предложения

Сказуемое обозначает действие, которое может быть отнесено ко всем людям вообще, и к говорящему в их числе, то есть к генерализованному субъекту, хотя сама форма глагола при этом может быть 1-го, 2-го или 3-го лица (приходишь и видишь - …, охотно мы дарим то, что самим не нужно и.т.п.)

Типы Об.Л.П. :

    Пословичный (цыплят по осени считают, век живи - век учись)

    Повествовательно-узуальный (входишь и видишь, бывают дни, когда опустишь руки)

    Оценочно-характеризующий (вечно тебя ждёшь, да ей не дозвонишься, тут живой души не встретишь)

Безличные предложения.

Сказуемое называет стихийный, непроизвольный процесс (состояние), не имеющий деятеля, то есть безсубъектный. Важно отсутствие активного деятеля (ему не спится, бабушке грустно, его убило молнией).

Инфинитивные предложения.

В инфинитивных предложениях есть признаки присущие безличному. Сказуемое выражено грамматически независимым инфинитивом: Вам не видать таких сражений!

Семантика инфинитивных предложений – это обозначение возможного или невозможного, необходимого или неизбежного действия, но действия всегда потенциального. Инфинитивные предложения экспрессивны. Основная сфера употребления, помимо художественной литературы – разговорная речь.

Назывные (номинативные) предложения.

Предложения, в которых есть только подлежащее, выраженное именительным падежом именной части речи. Назывные предложения отражают только настоящее.

Выделяют следующие типы назывных предложений:

Собственно-бытийные, которые называют явления, то есть то, что имеет временную протяженность (Петербургские сумерки);

Предметно-бытийные, которые называют предметы, расположенные в пространстве; прачки, корыта

Указательно-бытийные – содержат частицы вот для ближних предметов, и вон для дальних;

Оценочно-бытийные – содержат оценочные частицы (ну и, что за, какой: Что за уха!).

Неполное предложение - это предложение с лексически не замещёнными синтаксическими позициями. Не замещёнными могут быть позиции:

1.главных членов:

Сказуемого (Папа взял газету. Мама - книгу)

Подлежащего (- А где Петя? - Сидит в библиотеке)

2.распространяющих членов:

Дополнения (-А где книга? - Сосед забрал)

Отсутствуют здесь члены предложения, восстанавливаемые из контекста. Главный отличительный признак неполных предложений то, что они непонятны в изолированном употреблении, т.е.вне ситуации общения или без контекста. В соответствии с тем, откуда поступает информация об отсутствующем в предложении слове делятся на:

-Контекстуально-неполные : те, которые понятны по контексту. Пример: Дорога ложка к обеду, а донос - к выборам.

-Ситуативно-неполные: те, которые понятны в ситуации общения; понятны только участникам ситуации (тем, кто говорит, и тем, кто наблюдает). Могут быть восприняты неточно; существуют в основном в устной форме. Пример: (в мебельном магазине человек показывает на шкаф: - Восемь тысяч? = Этот шкаф стоит восемь тысяч?)

На месте слова, пропущенного в неполном предложении, обычно ставится тире (Я пишу ручкой, а он - карандашом).

Неполные предложения могут быть как односоставными, так и двусоставными, в зависимости от того, какая структурная схема им соответствует:

Господи, чем ты разбил окно? - Мышеловкой (= Я разбил окно мышеловкой - двусоставное неполное);

Чего тебе не хватает? - Внимания (= Мне не хватает внимания - односоставное безличное неполное)

Эллиптические предложения

Эллиптические предложения - особый вид неполных предложений. В них всегда отсутствует глагол-сказуемое. Отличаются тем, что они понятны без контекста и без ситуации. В эллиптических предложениях не принято ставить тире на месте пропуска.

Эллиптироваться могут глаголы:

глаголы бытия, нахождения в пространстве. что? кто? → где? пример: Книга на столе.(лежит)

глаголы движения. кто? → куда? откуда? примеры: Мы в школу. Мы из школы. Татьяна в лес, медведь за ней.(идём)

глаголы речи, мысли. кто? → о чём? о ком? примеры: Кто о чём, а вшивый о бане. (мечтает, думает)

глаголы энергичного, агрессивного действия. кого? → чем? за что? примеры: А вы бы его за волосы! Доской их, доской! Как пройдёт рыжий, я сразу в глаз ему!(схватите,ударьте)

Парцелляция

Парцелляция - разделение единого в языке предложения с помощью точки на ряд высказываний. Пример: Он обещал приехать. И приехал. (парцеллят, который не является самостоятельным предложением)

Парцеллироваться могут:

Однородные члены (в том числе сказуемые)

Второстепенные члены

Части сложного предложения

Цели использования: ритмизация текста; выделение важных фрагментов информации;

1. Все обыкновенные предложения по наличию членов предложения делятся на два класса: полные и неполные.

  • Предложения, в каких никакие члены не пропущены, - полные : Солнце клонилось к западу .
  • Неполные предложения - это предложения, в каких пропущен нужный член предложения - главный либо второстепенный: Есть будешь? - Буду! (смысл второго предложения в отсутствие предшествующей фразы не ясен).
  • Признаки неполного предложения:

  • пропущенный член предложения просто восстанавливается, благодаря предшествующим предложениям (по контексту) либо общей ситуации речи;
  • неполное предложение - это всегда вариант полного предложения;
  • пропуск члена предложения непременно подтверждается наличием в нем зависимых от этого члена слов, также контекстом либо ситуацией речи.
  • 2. Полные и неполные предложения нередко путают с двусоставными и односоставными предложениями .

    Однако последние относятся к иной систематизации обычных предложений - по нраву грамматической базы.

  • Двусоставные предложения - это предложения, в каких есть и подлежащее и сказуемое: Отговорила роща золотая березовым радостным языком.
  • Односоставные предложения - это предложения, в которых есть только один главный член (либо подлежащее либо сказуемое), при этом 2-ой не нужен для осознания смысла предложения: Поздняя осень . Во дворах жгут сухие листья.
  • 3. Как отличать полные и неполные предложения от двусоставных и односоставных?

    Эталон рассуждения (на примере предложения, выделенного жирным шрифтом):

    - Чувствуете вы сейчас боль?

    - Сейчас очень маленькую ...

    1. Выясним: предложение «Сейчас очень маленькую ... » - полное либо неполное?

    Читатель осознает по контексту, что в предложении «Теперь очень маленькую ...»

  • пропущены слова чувствую и боль ;
  • не считая того, есть слово маленькую , которое может относиться только к слову боль ;
  • по этим пропущенным словам есть возможность вернуть полный вариант предложения: Сейчас чувствую очень маленькую боль... ;
  • в конце концов, не напрасно дано предыдущее предложение «Чувствуете вы сейчас боль?» , из него берём информацию для восстановления пропущенных членов предложения.
  • Следовательно, предложение «Сейчас очень маленькую ... », вправду, неполное, т.к. это предложение, в каком пропущены нужные члены предложения, которые просто восстанавливаются, благодаря предыдущему предложению («Чувствуете вы сейчас боль?» ).

    2. Выясним: данное предложение «Сейчас очень маленькую ...» - двусоставное либо односоставное?

    Нужно отыскать грамматическую базу (в том случае есть и подлежащее и сказуемое, означает, предложение двусоставное; в том случае есть или только подлежащее, или только сказуемое, означает, предложение односоставное).

  • Следует держать в голове, что при разборе по членам предложения учитываются не только лишь те слова, которые есть в наличии, да и те, которые предполагаются и нужны для осознания смысла предложения.
  • Так, мы имеем предложение «Сейчас очень маленькую ...», однако подвергать рассмотрению должны его полный вариант «Теперь чувствую очень маленькую боль...» .

  • В нём есть сказуемое чувствую (глагол 1-ого лица изъявительного наклонения);
  • подлежащее отсутствует, оно восстанавливается только по смыслу - путём подбора подходящего местоимения к данному глаголу-сказуемому: Я чувствую (местоимение 1-го лица). Тут нет признаков неполноты предложения (см. выше абзац «Признаки неполного предложения»).
  • Делаем вывод, что предложение «Сейчас очень маленькую ...» односоставное, т.к. в нём есть только сказуемое.

    3. Общий вывод: предложение «Сейчас очень маленькую ...» неполное, односоставное.

    Дополнительно на сайт:

  • Чем выражается обычное глагольное сказуемое?
  • Где отыскать примеры осложнённого обычного глагольного сказуемого?
  • Какие есть типы сказуемых?
  • Какие есть стилистико-синтаксические ошибки?
  • Где отыскать примеры стилистико-синтаксических ошибок?
  • Большое количество ошибок при анализе простых предложений связано с непониманием специфики односоставных и неполных предложений, с неумением различать эти типы конструкций.

    Односоставные предложения - это предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена. Этот главный член в предложении является грамматически независимым и выражается формами глагола, существительным, а также наречием. Грамматическое и лексическое значение главного члена таково, что наличие второго главного члена исключается.
    Тип односоставного предложения определяется по значению главного члена. Все односоставные предложения делятся на два типа: глагольные и именные. К глагольным относятся определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения. Именной тип представлен назывными предложениями.

      В определенно-личных предложениях главный член указывает на принадлежность действия определенному лицу - говорящему или слушающему. Такое значение в русском языке имеют только глаголы 1 или 2 лица: Хож у на охоту. Дай , Джим, на счастье лапу мне .

      В неопределенно-личных предложениях главный член имеет значение неопределенного лица: Некрашеные полы здесь моют с дресвой. Значение неопределенного лица позволяет соотнести действие и с одним единственным лицом, и с большой по численности группой лиц. Значение глагольной формы как бы вообще отвлечено от конкретизации носителя действия. Такое значение в русском языке способны получать глаголы в форме 3 лица множественного числа, глаголы в форме множественного числа прошедшего времени и сослагательного наклонения.

      Обобщенно-личные предложения имеют главный член, значение которого представляет действие как относящееся ко всем лицам без исключения. Такие значения широко представлены в предложениях-пословицах, предложениях-афоризмах: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда . Обобщенно-личное значение выражается в русском языке глаголами 2 лица единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, а также глаголами 3 лица множественного числа изъявительного наклонения: В чужой монастырь со своим уставом не ходят .
      Выражение этого типа значения с помощью глагольной формы 2 лица приводит к тому, что говорящий среди всех лиц, к которым он относит действие, невольно выделяет себя и своего собеседника. Поэтому условно значение обобщенно-личного типа можно представить как "я + ты + все другие".
      Не случайно предложения такого типа не употребляются в научном и официально-деловом стиле.

      Безличное предложение имеет главный член, который выражает действие или состояние безотносительно к лицу:На улицах чисто; Автобус подкидывало все чаще; Уже смеркается.
      Безличное значение в русском языке может выражаться безличными глаголами, личными глаголами в безличном значении, наречиями. Некоторые из этих наречий могут употребляться только в качестве главного члена безличного предложения: можно, нужно, жаль, пора и др.

      Назывные предложения говорят о существовании, бытии какого-либо предмета.
      Главный член назывных предложений выражен существительным в именительном падеже:

      Ночь . улица , фонарь , аптека , бессмысленный и тусклый свет .

      Номинативные предложения могут включать в свой состав указательные частицы:

      Вот дом Петровых.

      Из второстепенных членов предложения в назывных предложениях наиболее часто можно встретить согласованные и несогласованные определения

    Цели:

      повторение и систематизация знаний об односоставных и неполных предложениях;

      наблюдение и выводы о роли данных предложений в тексте;

      закрепление знаний о синтаксических средствах выразительности речи,

      совершенствование навыков анализа текста.

    Оборудование: интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер для каждого ученика; презентация, тесты; карточки для самостоятельной работы.

    (Примечание: презентация готовится в Power Point, а затем импортируется в память интерактивной доски; тексты, с которыми нужно будет проводить манипуляции на уроке, вводятся непосредственно в память доски).

    Ход урока

    1. Сообщение темы и задач урока.

    Слайды № 1 и № 2. Тема и задачи урока.

    Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теме "Односоставные предложения. Неполные предложения", понаблюдаем за ролью этих предложений в тексте, закрепим знания о средствах выразительности речи, а также будем совершенствовать навыки анализа текста.

    (Запись темы урока в тетрадях).

    2. Теоретическая разминка.

    Слайд № 3. Терминологический кроссворд.

    Повторим материал предыдущего урока. Теоретическая разминка путём разгадывания кроссворда, в центре которого ключевое слово темы урока.

    1. Единая концовка строк, строф . 2. Расположение слов в порядке усиления или ослабления признака. 3. Соединение несовместимых, противоречащих друг другу понятий. 4. Единоначатие строк, строф. 5. Намеренное опущение союзов. 6. Повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. 7. Намеренный пропуск какого-либо члена предложения. 8. Повторение слов или предложений с целью привлечь к ним внимание. 9. Расчленение предложений на несколько смысловых фраз. 10. Изменение обычного порядка слов в предложении. 11. Резкое противопоставление понятий, образов. 12. Стилистические _______ речи. 13. Намеренно избыточный повтор союзов.

    ( Ответы. 1. Эпифора. 2. Градация. 3. Оксюморон. 4. Анафора. 5. Бессоюзие. 6. Подхват. 7. Эллипсис. 8. Повтор. 9. Парцелляция. 10. Инверсия. 11. Антитеза. 12. Фигуры. 13. Многосоюзие.)

    3. Сообщение сведений из истории вопроса об односоставных предложениях.

    (Индивидуальное сообщение подготовленного ученика. Речь сопровождается демонстрацией портретов учёных на слайдах).

    Слайд № 4 - портреты Буслаева и Востокова.

    Слайд № 5 - портреты А. А. Потебни и А. А. Шахматова.

    "В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения решался по-разному.

    Так, учёные-лингвисты Буслаев Фёдор Иванович и Востоков Александр Христофорович рассматривали односоставные предложения как неполные, поскольку считали, что предложение как синтаксическая единица должно быть только двучленным, т. е. с двумя главными членами.

    Некоторые учёные, например Александр Афанасьевич Потебня, считали немыслимым предложение без сказуемого, поэтому предложения с главным членом - существительным в именительном падеже (номинативные) относили к неполным.

    Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставных предложений, внёс великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. В его книге "Синтаксис русского языка", по словам В. В. Виноградова, "впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка".

    А. А. Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи А. А. Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.

    В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный структурный тип простого предложения не вызывает сомнения. Однако в вопросе деления их на группы, а также ограничения их видов (например, номинативных) ещё не достигнуто единства во взглядах".

    4. Повторение видов односоставных предложений.

    Мы изучаем ту классификацию односоставных предложений, которая признана на современном этапе. Какие предложения называются односоставными?

    На какие группы они делятся?

    Слайд № 6. Схема деления на группы односоставных предложений.

    Рассказать по таблице на слайде о каждом из видов односоставных предложений, используя теоретические сведения из учебника О. В. Загоровской, по плану: значение, способ выражения главного члена, пример.

    Слайды № 7 - 8.

    В чём особенность обобщённо-личных предложений?

    Могут ли односоставные предложения быть распространёнными?

    5. Работа на интерактивной доске. Упражнение в определении видов односоставных предложений.

    Что нужно для того, чтобы быстро и верно определить вид

    односоставных предложений?

    (Уметь быстро находить грамматическую основу и определять способ её выражения)

    Слайд № 9

    В данных предложениях подчеркните сказуемые и напишите рядом способ выражения. Определите вид предложений.

      Здесь рыбу не ловят.______________________

      Спешу к вам на помощь.___________________

      Подмораживает.__________________________

      На этой реке нет мостов.___________________

      Пора спать._______________________________

      На улице ветрено и сыро.__________________

      Составьте график дежурства.______________

    Слайд № 10

    (Каждое предложение на слайде между первым и вторым заданием вносится непосредственно в память интерактивной доски как отдельный текст):

      На улице было холодно.

      Ломаные линии, острые углы.

      Много песен сложено о любви.

      Про него давно говорят много хорошего.

      Скоро увидимся.

      В воздухе пахнет грозой.

      Не бывать этому!

      Кругом всё было тихо и спокойно.

      За опоздание будете наказаны.

      Друг далёкий, вспомни обо мне.

      Что посеешь, то и пожнёшь.

      У многих ещё нет компьютеров.

    1-е задание:

    Найдите двусоставные предложения и вынесите их из списка предложений за пределы доски (путём перетаскивания).

    2-е задание:

    Оставшиеся односоставные перенесите в таблицу в соответствии со способом выражения сказуемого, определите вид предложения.

    Какое предложение осталось вне таблицы? Почему? (Назывное - главный член - подлежащее).

    6. Работа с упр. 22 в учебнике О. В. Загоровской (Ч. 2) - стр. 43.

    Чтение предложений и определение их видов.

    7. Наблюдения за ролью односоставных предложений в речи.

    Где чаще всего употребляются односоставные предложения в речи?

    (В художественной и публицистической литературе, а также в устной разговорной речи).

    - Материал следующих слайдов перенесёт нас к теме, которая изучается на уроках литературы - поэзия Серебряного века.

    (Тексты на слайдах № 11 и 12 также вносятся в память доски, каждое предложение отдельно)

    Слайды № 11 и 12. Портреты поэтов и стихотворные тексты.

    Найдите односоставные предложения, выделите их другим цветом, определите вид. Какова их роль в этом тексте?

    Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
    Величавый возглас волн.
    Близко буря. В берег бьётся
    Чуждый чарам чёрный чёлн.
    К. Бальмонт.

    (Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию. Автор буквально в нескольких словах сообщает о месте, времени действия и о состоянии погоды. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряжённость).

    Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
    Всё в облике одном предчувствую Тебя.
    Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
    И молча жду, - тоскуя и любя.
    А. Блок.

    (Определённо-личные предложения. Субьект не назван, но он мыслится определённо. Подлежащее здесь лишнее. И без него ясно, что говорящий сообщает о себе, о своём внутреннем состоянии.)

    Не бродить, не мять в кустах багряных
    Лебеды и не искать следа.
    Со снопом волос твоих овсяных
    Отоснилась ты мне навсегда.
    С. Есенин.

    (Безличные предложения могут выражать состояние природы или человека. В данном случае передают особое состояние лирического героя, его неспособность противостоять жизненным обстоятельствам. Глаголы в неопределённой форме показывают обобщённость, а с повторяющимся отрицанием не - безвозвратность действия).

    За что-то меня упрекают
    И в чём-то согласны со мной:
    Так исповедь льётся немая
    Беседы блаженнейшей той.
    А. Ахматова.

    (Неопределённо-личные предложения не указывают на деятеля, а нам всё понятно. Главное не деятель, а само действие, заключённое в глаголах 3л. мн. числа. В данных предложениях акцент сосредоточен на действии).

    8. Игра "Аукцион поэтических строк".

    Какие вы можете вспомнить поэтические строки, в которых есть односоставные предложения? (Побеждает тот, кто назовёт последний).

    9. Повторение о неполных предложениях.

    Слайд № 13.

    Какие предложения называются неполными?

    В каких случаях они употребляются?

    а) в диалогах,

    б) во второй части сложного предложения ).

    Что нового о неполных предложениях даёт учебник Загоровской?

    ( Понятие об эллиптических предложениях ).

    10. Упражнение в распознавании неполных предложений.

    Слайд № 14.

    Могут ли односоставные предложения быть неполными? (Да ).

    Являются ли неполными следующие предложения?

    1. Раннее утро. 2. Рассвело. 3. Последние новости узнаю по радио. 4. Газеты нам приносят днём. (Все полные, односоставные).

    Определите, какие это предложения:

    - Вам сообщили о моём приезде? (Полн., односост.)

    - Сообщили. (Неполн., односост.)

    - Скоро ли, наконец, потеплеет? (Полн., односост.)

    - Скоро. (Неплн., односост.)

    11. Работа с упр. 23 (Ч. 2) - стр. 45

    (Записываются на подготовленных карточках только номера предложений в соответствии с заданием в учебнике.) Приложение 2

    Ответы:

    Полные двусоставные: 1; 2; 5(1-я ч.); 7(1-я ч.).

    Полные односоставные: 3(1-я ч.);4; 6.

    Неполные, понятные лишь в контексте: 3(2-я ч.); 5 (2-я ч); 7(2-я ч.).

    Эллиптические: 8.)

    12. Работа с текстом.

    Слайд № 15.

    Прочитайте текст:

    1). Был конец ноября. 2). До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. 3) Но плыли вполне благополучно. 4). Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами. 5). Жизнь на нём протекала размеренно. 6). Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане. 7). Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. 8). До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. 9). В одиннадцать - подкрепляться бутербродами с бульоном. 10). Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. 11. Следующие два часа посвящались отдыху.

    И. Бунин.

    Из какого произведения отрывок? ("Господин из Сан-Франциско").

    Конечно, все узнали, так как совсем недавно изучали на уроке литературы. Назовите односоставные предложения, их вид. (Подчёркивают разным цветом каждый вид).

    Какие виды односоставных предложений преобладают в тексте?

    Какова роль односоставных предложений в этом тексте?

    ( Они являются ярким синтаксическим средством выразительности, помогают автору донести до читателя основной идейный смысл произведения. В тексте много неопределённо-личных и безличных предложений, которые не предполагают изображения деятеля. Здесь подчёркнута важность самого действия.

    Эти предложения подчёркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Всё, что они делают, ненатурально: развлечения нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита. Употребление данных предложений позволило автору, не называя конкретных деятелей, показать обобщённую картину бездуховной жизни в мире капитализма. Это безымянные "сливки" общества. Вспомним, что и сам г-н из Сан-Франциско не имеет имени.)

    Какую роль данный эпизод играет в рассказе "Господин из Сан-Франциско"?

    (Помогает раскрыть идею произведения, авторскую позицию)

    - Какова же идея данного эпизода?

    (Бездуховность представителей капиталистического общества, притворство, фальшь).

    Какими средствами художественной выразительности представлена авторская позиция?

    Метафоры и эпитеты : буря с мокрым снегом, неприветливо светало, серо- зелёная водяная пустыня, холодная свежесть океана.

    Символы: пароход, похожий на отель, ассоциируется с "Титаником".

    Большое количество глаголов в прошедшем времени делает действие актуальным и правдоподобным.

    Синтаксический параллелизм: одинаковая структура (3,6,7,10 предл.) и (8, 9) предложений.

    Эллипсис: намеренный пропуск сказуемого в 9-ом предложении позволяет подчеркнуть авторскую оценку: отрицательное отношение к тому, что и гулять "полагалось", и подкрепляться "полагалось".

    Антитеза: роскошный пароход и пейзаж, отдых и раннее вставание, обязательность действий.

    Оксюморонность языка: неприветливо светало, с удовольствием читали газету.

    Каков стиль речи? Докажите.

    14. Вывод.

    Какова роль в данном тексте всех перечисленных выше средств языка, стиля, типа речи?

    (Повествование даёт возможность наглядно передать действия, совершаемые отдыхающими на пароходе, элементы описания помогают реально представить пароход, пейзаж и т. д. А художественный стиль предполагает использование множества средств языковой выразительности, что помогает воссозданию полной картины происходящего на пароходе, раскрытию идейного содержания и авторской позиции). приложение 3 .

    Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.

      Двусоставные предложения содержат два главных члена - подлежащее и сказуемое.

      Мальчик бежит ; Земля круглая .

      Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

      Вечер ; Вечереет .

    Типы односоставных предложений

    Форма выражения главного члена Примеры Соотносительные конструкции
    двусоставных предложений
    1. Предложения с одним главным членом - СКАЗУЕМЫМ
    1.1. Определённо-личные предложения
    Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

    Люблю грозу в начале мая.
    Беги за мной!

    Я люблю грозу в начале мая.
    Ты беги за мной!

    1.2. Неопределённо-личные предложения
    Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).

    Стучат в дверь.
    Постучали в дверь.

    Кто-то стучит в дверь.
    Кто-то постучал в дверь.

    1.3. Обобщённо-личные предложения
    Не имеют своей специфической формы выражения. По форме - определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

    А) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

    Б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть - о 1-м лице).

    Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное).
    Цыплят по осени считают (по форме - неопределённо-личное).
    От сказанного слова не отвяжешься .
    Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь .

    Любой (всякий ) без труда не вынет рыбки из пруда.
    Все цыплят по осени считают .
    Любой (всякий ) цыплят по осени считает .
    От сказанного слова любой не отвяжется .
    Я перекушу на привале и потом опять пойду .

    1.4. Безличное предложение
    1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).

    а) Светает ; Светало ; Мне везет ;
    б) Тает ;
    в) Мне (дат. падеж) не спится ;
    г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу .


    б) Снег тает ;
    в) Я не сплю ;
    г) Ветер сорвал крышу .

    2) Составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

    а) На улице холодно ;
    б) Мне холодно ;
    в) Мне грустно ;

    а) нет соотносительных конструкций;

    б) Я мёрзну ;
    в) Я грущу .

    3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого - составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

    а) Мне жаль расставаться с тобой ;
    б) Мне надо идти .

    а) Я не хочу расставаться с тобой ;
    б) Я должен идти .

    4) Составное именное сказуемое с именной частью - кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

    Закрыто .
    Складно сказано , отец Варлаам.
    В комнате накурено .

    Магазин закрыт .
    Отец Варлаам складно сказал .
    В комнате кто-то накурил .

    5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).

    Нет денег .
    Не было денег .
    Не осталось денег .
    Не хватило денег .

    6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).

    На небе нет ни облачка .
    На небе не было ни облачка .
    У меня нет ни копейки .
    У меня не было ни копейки .

    Небо безоблачно .
    Небо было безоблачно .
    Я не имею ни копейки.
    Я не имел ни копейки.

    1.5. Инфинитивные предложения
    Сказуемое - независимый инфинитив.

    Всем молчать !
    Быть грозе!
    Поехать бы к морю!
    Чтобы простить человека , надо его понять.

    Все молчите .
    Будет гроза .
    Я поехал бы к морю.
    Чтобы ты мог простить человека , ты должен его понять.

    2. Предложения с одним главным членом - ПОДЛЕЖАЩИМ
    Назывные (номинативные) предложения
    Подлежащее - имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).

    Ночь .
    Весна .

    Обычно нет соотносительных конструкций.

    Примечания.

    1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка ) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. - Есть деньги ; На небе нет ни облачка. - На небе есть облака ).

    2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

    3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе! ) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать! ); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю! ).

    4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

    Обратите внимание!

    1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка; У меня нет ни копейки ) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки ).

    В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).

    2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь ) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .

    Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .

    3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека - (где?) за углом ; Я - (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

    Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .

    4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я - (за кем?) за тобой ), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

    Ср.: Я иду / следую за тобой .

    План разбора односоставного предложения

    1. Определить тип односоставного предложения.
    2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений.

    Образец разбора

    Красуйся , град Петров (Пушкин).

    Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.

    В кухне зажгли огонь (Шолохов).

    Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.

    Ласковым словом и камень растопишь (пословица).

    Предложение односоставное. По форме - определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению - обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий ).

    Чудесно пахло рыбой (Куприн).

    Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).

    Мягкий лунный свет (Застожный).

    Предложение односоставное (назывное). Главный член - подлежащее свет - выражен существительным в именительном падеже.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!