Непоследовательность непоследовательный. Экономические и политические реформы М.С

Ксередине 1850-хгг. было ясно, что в стране назрела необходимость уничтожения крепостного права. Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. поставило правительство перед выбором: либо сохранить существовавшие в стране порядки и вследствие этого, в конечном счете, потерять не только престиж и положение великой державы, но и поставить под угрозу само самодержавие в России, либо приступить к проведению буржуазных реформ, о необходимости которых говорилось еще в начале века.

Александр II.

В 1855 г. в обстановке военных неудач умер Николай I и на престол вступил Александр II (1855-1881), который выбрал путь реформ.

Первой реформой стала отмена крепостного права в России (1861). К ней долго готовились. В 1857 г. был создан Секретный комитет, а затем губернские комитеты для обсуждения крестьянского вопроса. Несмотря на

то, что проекты реформ отличались разнообразием подходов, главным в них было стремление уберечь помещичьи интересы. Окончательный вариант реформ был подписан императором в шестую годовщину своего восшествия на престол - 19 февраля 1861 г., а 5 марта были опубликованы важнейшие документы этой реформы: Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости (Положения 19 февраля 1861 г.). В соответствии с ними крестьяне получали личную свободу, могли теперь свободно распоряжаться своим имуществом, заниматься торгово-промышленной деятельностью, поступать на службу, получать образование, вести свои семейные дела (например, самостоятельно жениться).

Крестьяне (а точнее, крестьянская община) наделялись землей, однако пользоваться ею они могли только за выкуп, определенный фиксированный оброк, или отбывание барщины. «Общее положение» определяло структуру, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) и волостного суда, в «Местных положениях» регламентировались размеры земельных наделов и повинностей крестьян за пользование ими. Эти размеры должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и подписывались помещиком и сельским обществом (общиной), что гарантировало помещику получение выкупа.

Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком - полевого надела. До осуществления этого (до перехода на выкуп) они именовались временнообязанными крестьянами. Срок временнообязанных отношений установлен не был, помещики не спешили составлять уставные грамоты, и переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. Закон об обязательном выкупе наделов с 1 января 1883 г. был издан 28 декабря 1881 г. уже Александром III. Перевод на обязательный выкуп завершился к 1895 г.

Основой для вычисления выкупных платежей являлась не только рыночная цена на землю, но и оценка феодальных повинностей. При заключении сделки крестьяне выплачивали 20 % от суммы, а остальные 80 % платило помещикам государство. Предоставленную ссуду крестьяне должны были выплачивать ежегодно в виде выкупных платежей в течение 49 лет с учетом набежавших процентов. Стоимость земли по выкупу значительно превышала ее цену (в среднем на 38,4 %).

Закон исходил из того, что крестьянам отводился тот участок земли, которым они пользовались до реформы, а в случае, если этот надел был больше высшей нормы для данной местности, помещик имел право отрезать излишек до установленной нормы. Фактически у крестьян было отрезано около 20 % их угодий (их называли «отрезками»).

В целом от крепостной зависимости было освобождено 22,5 млн помещичьих крестьян обоего пола со средним наделом 3,4 десятины земли.

Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян, которые «Положением 26 июня 1863 г.» переводились в разряд крестьян-собственников путем обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля 1861 г.». Законом 24 ноября 1866 г. началась реформа государственной деревни. По закону от 12 июня 1886 г. государственные крестьяне были тоже переведены на выкуп. Государственные и удельные крестьяне получили в среднем 4,8 десятины душевого надела. Крестьянская реформа 1861 г. повлекла за собой отмену крепостного права и на национальных окраинах Российской империи.

Под влиянием революционных событий 1905 г. царское правительство было вынуждено с 1 января 1907 г отменить выкупные платежи. С 1861 по 1906 г. правительство взыскало с бывших помещичьих крестьян свыше 1,6 млрд рублей и получило в результате выкупной операции доход около 700 млн рублей.

Крестьянская реформа юридически отменила крепостное право, ознаменовала начало капиталистического развития. Однако, сохранив помещичье землевладение и феодальные пережитки в деревне, реформа не улучшила положение крестьян, что, в конечном счете, вело к росту недовольства, обострению противоречий. Крестьяне протестовали против сохранения барщины, уплаты оброков и различных налогов, существования отрезков земли и натуральных повинностей. Особенно большой размах крестьянское движение приобрело в Поволжье, на Украине и в центрально-черноземных районах. Для подавления крестьянских выступлений использовались воинские команды.

После крестьянской реформы 1861 г. развитие России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий свершились изменения, занявшие в других странах целые века. Это был закономерный процесс развития страны по капиталистическому пути, обусловленный наличием огромных запасов полезных ископаемых, появлением (после отмены крепостничества) свободной наемной рабочей силы, все большим расширением внутреннего рынка.

Крестьянская реформа 1861 г. привела не только к изменениям в социально-экономической структуре общества, но и вызвала необходимость трансформации политической системы.

Важнейшим шагом на этом пути стала земская реформа (1864). Положение об уездах и губерниях 1864 г. вводило в них выборные органы местного управления - земства, в компетенции которых были вопросы хозяйственного развития, путей сообщения местного значения, взаимное страхование, борьба с падежом скота, народное образование, общественное призрение и т. д. Решения земств носили рекомендательный характер, находились под контролем губернатора и министра внутренних дел. Участие в земском управ

лении (земском собрании или земской управе) определялось имущественным цензом.

Земская реформа распространилась лишь в 34 губерниях, деятельность земских учреждений контролировалась губернаторами и Министерством внутренних дел.

В 1870 г. была проведена городовая (городская)реформа. Право участия в городских выборах имели все жители, владевшие каким-либо недвижимым имуществом или платившие налоги. Были установлены следующие органы управления: городская дума, избираемая на 4 года; городская управа (исполнительное учреждение), избираемая думой; городской голова. К ве?дению думы относились заботы о городском хозяйстве и благоустройстве городов.

Городская реформа лишала избирательных прав всех тех, кто не владел недвижимой собственностью (в Петербурге число избирателей составило менее 2 % горожан). Значительная часть бюджета шла на содержание полиции, благоустройство центральных районов города, где проживали аристократия и буржуазия.

Одной из важнейших и самой буржуазной была судебная реформа (1864), без которой невозможно было обеспечить неприкосновенность личности и собственности. В принятых 20 ноября 1864 г. судебных уставах отражен ряд буржуазных принципов судоустройства и судопроизводства: отделение суда от администрации, несменяемость судей и следователей; создание суда присяжных из 12 человек; учреждение адвокатуры и нотариата; провозглашение гласности и состязательности процесса; свободная оценка доказательств; выборность мировых судий.

Уголовные дела рассматривались с участием присяжных заседателей, которые выносили вердикт о виновности или невинности подсудимых. Дела меньшей важности (гражданские дела) решались мировыми судьями, которые избирались уездными земскими собраниями и городскими думами из числа местных жителей, имевших установленный ценз (уровень) образования и имущества. Высшей инстанцией для решения уголовных и гражданских дел стали окружные суды.

Для присяжных заседателей предусматривались довольно высокий имущественный ценз, обязательное проживание в данной местности, учитывалась профессиональная деятельность, проверялась их благонамеренность. Присяжными не могли быть духовные лица, военные, учителя народных школ и люди, находившиеся в услужении у частных лиц (прислуга). В результате в списки присяжных было внесено около 5 % населения, основная масса крестьян и практически все рабочие лишались права быть присяжными.

Председатели, члены судебных палат и окружных судов утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После утверждения они были несменяемы и независимы от административной власти. В организации судеб

ного процесса господствовал принцип состязательности и гласности. Не случайно в эти годы расцвело ораторское искусство. Особую известность приобрели адвокаты Н. П. Карабчевский, Ф. Н. Плевако.

Новые судебные уставы распространялись лишь в половине губерний и вводились постепенно, в течение 30 лет. При этом судебная реформа сохранила ряд элементов прежнего сословного суда: участие в процессе сословных представителей, особую подсудность дел высших должностных лиц; сословные суды для духовенства, военных, крестьян и «инородцев» (т. е. не русских). В конце 1870-х гг. политические дела были изъяты из ведения суда присяжных.

Во второй половине XIX в. была проведена военная реформа (1861,1874). Еще в 1861 г. срок службы был сокращен вдвое, отменены телесные наказания, созданы военные округа, учебные заведения для подготовки военных кадров. В 1874 г. рекрутская повинность была заменена принципом всеобщей военной повинности с 20 лет (позднее с 21 года). Срок действительной службы определялся в шесть лет в сухопутных войсках и семь лет на флоте. Прошедшие воинскую службу ряд лет находились в запасе. В дальнейшем реальный срок службы зависел от образовательного уровня. Военная реформа означала отказ от сословного принципа формирования армии, создание обученного резерва и подготовку офицерских кадров.

Были проведены также реформы образования, печати, финансов и др. Все они ослабляли сословное деление, содействовали формированию элементов гражданского общества, переходу от аграрного к промышленному развитию.

Вместе с тем концепция реформ с самого начала подвергалась резкой критике как справа, так и слева, была половинчатой, непоследовательной. Многие сановники высказывали опасение, что реформы могут стать началом массовых выступлений. Например, крестьянская реформа не решала земельного вопроса, крестьяне получили земли меньше, чем они обрабатывали до 1861 г. Тяжелым бременем на них легли дополнительные подати и выкупные платежи. Сохранение общины делало удобным управление и сбор налогов, но сдерживало экономическую заинтересованность крестьян в развитии хозяйства. Незавершенностью отличались и другие реформы.

По мере развития страны все более возрастал спрос на промышленные товары, сельскохозяйственное сырье. Это способствовало росту промышленности, строительству крупных фабрик и заводов, железных дорог, водных путей сообщения, развитию сельскохозяйственного производства (для внешнего рынка), усилению роли банков и кредита. В 1860-1890-е гг. в России образовались такие крупные промышленные центры, как Московский, Петербургский, Польский, Донецкий металлургический и угольный, нефтяной промышленный район в Закавказье. На новой капиталистической основе раз

вивался и старый Уральский промышленный район. Наряду с абсолютно преобладающим количеством мелких кустарных и полукустарных производств появились крупные капиталистические предприятия - фабрики и заводы.

Вне общего процесса реформирования оставались высшие органы государственной власти. Александр II твердо верил в самодержавную монархию как лучшую форму правления и решительно пресекал попытки создания Кабинета министров и учреждения поста председателя Кабинета министров (премьер-министра). К началу 1880-х гг. в стране сложился политический кризис, вызванный недовольством общества результатами реформ, набирали силу массовые выступления. Опасаясь умаления значения царской власти, Александр в этой обстановке лишь в начале 1881 г. согласился с предложениями министра внутренних дел М. Т. Лорис-Меликова и министра финансов А. А. Абаза о подготовке реформы высших эшелонов власти. При всей скромности намечавшихся перемен в этом направлении были заложены предпосылки возникновения российского парламентаризма.

По «Положениям 19 февраля» были освобождены 10,25 млн. ревизских душ помещичьих крестьян. Из них свыше 0,25 млн. (преимущественно дворовых) не получили земли; остальные 10 млн. получили около 34 млн. десятин, в среднем около 3,4 десятины на ревизскую душу. Отрезки крестьянской земли в пользу помещиков, по самому скромному подсчёту, составляли в среднем для 27 «великороссийских» и «малороссийских» губерний 16% земельной площади, находившейся в пользовании крестьян до реформы. В чернозёмной полосе они были особенно велики (23,25% для 18 губерний); в отдельных губерниях они превышали две пятых крепостного крестьянского надела (в Саратовской, Самарской), а в некоторых имениях достигали даже трёх четвертей.

Цена крестьянского надела, уплаченная крестьянами, значительно превышала его рыночную стоимость, как видно из следующей таблицы, составленной А. Е. Лосицким:

Разница в земельном обеспечении различных разрядов крестьян получилась очень значительная: по данным 1877 - 1878 гг., по 49 губерниям Европейской России помещичьи кре­стьяне имели в среднем 3,35 десятины удобной земли на душу, удельные - 4,81 десятины, государственные - 5,93 десятины. Размеры платежей были также различны, причём находились в обратно пропорциональном отношении к размерам наделов: больше всего платили за свою землю помещичьи крестьяне, меньше всего - государственные. По данным 1885-1886 гг! (по 37 губерниям), несмотря на то, что выкупные платежи по­мещичьих крестьян были перед этим понижены, а выкупные платежи государственных крестьян повышены, платежи поме­щичьих крестьян превышали платежи государственных на 57,8%, т. е. больше чем в полтора раза, в отдельных же губер­ниях - вдвое и даже втрое.

Резкое уменьшение наделов помещичьих крестьян и высокие платежи за эти наделы, плохое качество земли, отводившейся крестьянам, создавали почву для развития кабальной зависимости крестьян от помещиков, носившей по существу крепостнический характер. ««Великая реформа»,- писал Ленин, была крепостнической реформой и не могла быть иной, ибо ее проводили крепостники»1. «Пресловутое «освобождение» было бессовестнейшим грабежом крестьян, было рядом насилий и сплошным надругательством над ними. По случаю «освобож­дения», от крестьянской земли отрезали в черноземных губерниях свыше х/5 части. В некоторых губерниях отрезали, отняли у крестьян до х/3 и даже до 2/5 крестьянской земли. По случаю «освобождения», крестьянские земли отмежевывали от помещи­чьих так, что крестьяне переселялись на «песочек», а помещичьи земли клинком вгонялись в крестьянские, чтобы легче было бла­городным дворянам кабалить крестьян и сдавать им землю за ростовщические цены. По случаю «освобождения», крестьян заставили «выкупать» их собственные земли, причем содрали вдвое и втрое выше действительной цены на землю» .

Но при всём том эта реформа, хотя и проведённая крепост­никами, была всё же реформой буржуазной по своему содержа­нию. Отменив ряд феодальных прав помещика по отношению к крестьянам и предоставив помещикам возможность перево­дить крестьян на выкуп, т. е. ликвидировать феодальные повин­ности, реформа представляла значительный сдвиг от феодаль­но-крепостнического общественного строя к буржуазному. «Это был шаг по пути превращения России в буржуазную монархию. Содержание крестьянской реформы было буржуазное…-писал Ленин.- Поскольку крестьянин вырывался из-под власти кре­постника, постольку он становился под власть денег, попадал в условия товарного производства, оказывался в зависимости от нарождавшегося капитала. И после 61-го года развитие ка­питализма в России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века».

Реформа 1861 г., будучи проведена крепостниками, не могла до конца ликвидировать конфликт между производительными силами и производственными отношениями, ясно выявившийся в последний период существования феодализма. Новые произ­водственные отношения были отягощены тяжёлыми феодально-крепостническими пережитками. Однако в результате реформы в России всё же утвердилась новая общественно-экономическая формация - капитализм. Новые буржуазные производствен­ные отношения более соответствовали характеру производи­тельных сил, и потому капитализм после 1861 г. стал разви­ваться с относительной быстротой.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гОСУДАРСТВЕННОЕ оБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ уЧРЕЖДЕНИЕ

вЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО оБРАЗОВАНИЯ -

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Контрольная работа

по Истории государственного

управления в России

на тему

«Реформы Александра II и контрреформы Александра III»

Студент:

Белов Михаил Юрьевич

Факультет:

Специальность:

ГиМУ

Форма обучения:

День

Личное дело №:

10МГД61079

Проверил:

к.и.н, доцент

Д.С. Разумов

Ярославль 2010

Введение………………………………………………………….….....….3

1. Необходимость проведения реформ. Кризис

российского общества………………………………………….…….…..4

2. Реформы Александра II. Значение и их противоречивый

характер…………………………………………...……………….……..7

3. Контрреформы Александра III………………………………....……11

Заключение……………………………………………………………….15

Литература……………………………………………………...………..16

Введение

Великие реформы второй половины 19века явились новым рубежом, точкой отсчета начала новой истории, новой эпохи России. В результате преобразований во всех сферах государственной жизни пошатнулся основной принцип, по которому развивалась до этого момента Россия, а именно связь прогресса с крепостничеством. Освобождение от крепостного права труда, развития частной инициативы, зарождения гражданского общества стали основой в новой политике Александра II. Он вошел в историю, как царь-освободитель и его реформы были названы Великими. Период, последовавший после гибели Александра II, в истории получил название периода контрреформ Александра III. Он выразился в проведение мер, направленных на ограничение действий реформ 60-70-х годов. Россия во второй половине 19века представляет собой большой интерес для изучения и актуальность данной темы состоит в том, что именно в этот период Россия переходит на новую ступень развития, оставив позади крепостное право. Цель данной работы состоит в изучении исторических аспектов реформ в России во второй половине 19века. Задачей является отражение основных теоретических аспектов по следующим направлениям: необходимость проведения реформ, кризис российского общества; реформы Александра II, значение и их противоречивый характер; контрреформы Александра III.

1. Необходимость проведения реформ. Кризис Российского общества.

19февраля 1855 года на российский престол вступил император Александр II, который получил тяжелое наследие. Поражение в Восточной войне (1853-1856 гг.), условия Парижского мира 18(30) марта 1856 г., который лишил Россию военного флота и военно-морских баз на Черном море, части Бессарабии и поставил под сомнение престиж России как великой державы, - все это обнажило отставание страны от развитых европейских стран. Устаревшее вооружение и несовременная система комплектования армии, отсутствие железных дорог и телеграфной связи с югом страны и множество других очевидных признаков отсталости страны не оставляли сомнения в неизбежности перемен. На рубеже 50-60 годов определилось обострение, выше обычного, нужды и бедствий крестьян, которое было обусловлено кризисом феодально-крепостнической системы. В первую очередь начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд намного уступает по производительности наемному. Но наем работников требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был даровым. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта, породистый скот и т.д. К сожалению, такие меры приводили их к разорению и, соответственно, к усилению эксплуатации крестьян. Росли задолженности помещичьих имений перед кредитными учреждениями. Дальнейшее развитие хозяйства на крепостной системе было невозможным. К тому же оно, просуществовав в России значительно дольше, чем в европейских странах, приняло очень жесткие формы. Крепостное хозяйство и особенно государственные финансы оказались в состоянии глубокого кризиса из-за громадных расходов на войну. Экономический кризис неизбежно породил кризис социальный. Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек, осознавший уроки Восточной войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы. Не будучи реформатором по призванию, по темпераменту, Александр II стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли. Его характер, его воспитание, его мировоззрение и мироощущение способствовали адекватной оценке сложившейся ситуации, способствовали поиску нетрадиционных решений в государственной политике, внешней и внутренней. Отсутствие фанатизма, приверженности жестко-определенной концепции в политике не мешали найти выход на новых путях в рамках самодержавно-монархического строя и, оставаясь верным заветам предков, короне, начать Великие Реформы. Первое из важных решений Александра II, отграничивающее новое царствование от николаевского, было заключение Парижского мира в марте 1856 г.- выявило в нем способность отказаться от ошибочных взглядов и оценок, предпочесть здравый смысл отжившим понятиям и традициям. Вскоре после заключения мира, выступая в Москве перед предводителями дворянства, император сказал: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существуют, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, чем снизу» [№5, стр. 11].

Важной причиной, заставившей помещиков пойти на отмену крепостного права, был сугубо социальный фактор – нарастание из десятилетия в десятилетие крестьянских бунтов. Но помимо волнений протест крестьянства против крепостной неволи проявлялся и в других формах: убийствах помещиков и управляющих, распространение слухов о воле, плохое выполнение барщины, задержка в уплате оброка и другое.

Существует точка зрения относительно отмены крепостного права, согласно которой к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав. Одной из важных предпосылок Великих реформ, по мнению Б. Линкольна, «являлось наличие кадров, людей, готовых взять на себя грандиозный труд по преобразованию России, труд, к которому пытались приступить, но который не могли осилить их предшественники в первой половине XIX в. Этот слой прогрессивно мыслящих, интеллигентных людей, объединенных общностью взглядов на задачи предстоящих преобразований и методы их исполнения, начал складываться в недрах бюрократического аппарата николаевского царствования в 1830-е и особенно в 1840-е гг.».[№1, стр. 4] Так же одной из возможных предпосылок могли стать институциональные реформы, проведенные в царствование Александра I. В то время были созданы министерства, в которых выросли кадры будущих реформаторов. В первой половине 19века были проведены реформы в сфере народного просвещения, которые готовили почву для грядущих перемен. Среди предпосылок отмены крепостного права немаловажное значение имел и накопленный в первой половине 19 в. опыт обсуждения и решения крестьянского вопроса (Указы 1803 г. о вольных хлебопашцах и 1842 г. об обязанных крестьянах, необязательные для помещиков, реформа государственной деревни, проведенная П.Д. Киселевым в 1837 г.).

С какой бы точки зрения не смотрели на процесс внутреннего социально-политического развития России в 19 веке, 1861 год, несомненно, является переломным. В советской истории этот год можно условно принять за границу, отделяющую историю феодальной России от России капиталистической.

Таким образом, рассмотрев, сложившуюся ситуацию в России в середине 19 века, можно сказать о том, что перед самодержавием встали неотложные задачи. В первую очередь выйти из финансового кризиса, разрешить социальные проблемы и при этом сохранить положение России в ранге великих держав. Следовательно, настало время проведения великих реформ.

2. Реформы Александра II . Значение и их противоречивый характер.

Царь осознавал государственную необходимость проведения реформ, в первую очередь крестьянской, поэтому последовательно шел к намеченной цели, не смотря на то, что подавляющее большинство российского дворянства выступало против каких-либо реформ. Александра II поддерживала либеральная часть помещиков, хозяйства которых были сильнее других втянуты в рыночные отношения. Они представили ему ряд своих проектов отмены крепостного права, которые предусматривали различные варианты освобождения крестьян, в зависимости от разных хозяйственных интересов помещиков в конкретных местных условиях. Все проекты объединяло стремление сохранить помещичье землевладение, власть помещиков, создать условия для предпринимательской перестройки хозяйства помещиков, а самое главное предотвратить «пугачевщину» в стране. 16 февраля 1861года в Гос. совете было завершено обсуждение проекта «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», одновременно 19 февраля был подписан и Манифест, возвещавший об освобождении крестьян от крепостной зависимости. По Манифесту крестьяне сразу получали личную свободу, однако данный вопрос в 1861году не получил еще окончательного разрешения. Все же черты внеэкономического принуждения продолжали сохраняться на период временнообязанного состояния крестьян. «Положение» вводило выборное крестьянское самоуправление – сельские и волостные сходы, главой которых становились сельские старосты и волостные старшины. Крестьянам предоставлялось право самим распределять между собой предоставленную им в надел землю, раскладывать повинности, давать разрешение на выход их общины и прием в нее, определять очередность в отбывании рекрутской повинности. Вводился волосной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам. По закону крестьяне в течение еще 2лет должны были отбывать практически те же повинности, что и при крепостном праве. Лишь 28 декабря 1881года специальное «Положение» переводило временнообязанных крестьян на обязательный выкуп. Надежды крестьян на «полную свободу» были обмануты, что вызвало взрыв крестьянского протеста. «После первых крестьянских волнений в ответ на провозглашение воли царь-освободитель, выступая в августе 1861 г. в Полтаве перед крестьянскими старостами, сказал: "Ко мне доходят слухи, что вы ожидаете другой воли. Никакой другой воли не будет, будет та, которую я вам дал. Трудитесь и работайте, будьте послушны властям и помещикам". Циркуляром министра внутренних дел предписывалось всем начальникам губерний зачитывать повсеместно эти слова императора. Жесткость позиции Александра II органично уживалась с патриархально- сентиментальным отношением к народу. "Вы мои дети, а я вам отец и молю Бога за вас", - говорил он в 1863 г. депутации старообрядцев».[№2,стр. 4] Важное место в реформе занимал аграрный вопрос, крестьянин получал землю не в собственность, а в пользование. Крестьянская реформа, не смотря на свою непоследовательность и противоречивость, явилась важнейшим историческим фактом прогрессивного значения. Освобождение крестьян дало толчок интенсивному росту рабочей силы. Предоставление крестьянам не только имущественных, но и определенных гражданских прав благоприятствовало развитию их сельскохозяйственного и промышленного предпринимательства.

Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других реформ – в области местного управления, суда, образования, цензуры, финансов, в военном деле. Подготовка этих реформ началась на рубеже 50-60-х годов 19века, в обстановке общественно-политического подъема в стране, но проведение их растянулось на полтора десятилетия и проходило уже в то время, когда социальная напряженность была снята. Отсюда непоследовательность и незавершенность большинства реформ 1861-1874г. Далеко не все, что намечалось, получило впоследствии свое воплощение в законах, да и действие приятых законов ограничивалось последующими правительственными актами.

1января 1864г. было издано «Положение об уездных и губернских земских учреждениях» - земствах, которые занимались исключительно вопросами местного значения. Несмотря на ограниченную компетенцию земств, они сыграли немалую роль в решении местных хозяйственных и культурных вопросов. Благодаря городской реформе, новые органы городского самоуправления были основаны на буржуазном принципе имущественного ценза. Наиболее последовательный характер носила судебная реформа. «Судебные уставы» вводили всесословный гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон, наиболее последовательно были осуществлены принципы буржуазного права.

19ноября 1864г. был утвержден «Устав гимназий и прогимназий», который вводил принципы формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий. Был так же введен новый «Университетский устав», самый либеральный в дореволюционной России. Военные реформы 1861-1874г. сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии. Однако результаты этих реформ сказались не сразу, процесс перевооружения армии затянулся не несколько десятилетий. Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати. В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства, резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2058).

Освободив крестьян от крепостного ига, проводя реформы, которые по своей сути означали первый шаг по пути к правовому государству, Александр II продолжал осознавать себя неограниченным самодержцем в стране верноподданных, а не граждан. «Он унаследовал устойчивую традицию авторитарно-патриархальной власти, вырос и был воспитан в этой системе, его интеллект и весь психологический и душевный склад сформировались под бдительным оком и влиянием Николая I, в эпоху апогея самодержавия.»[№2,стр.7] Он не смог подняться до понимания необходимости общей программы преобразований во всех сферах государственной и общественной жизни, не смог выйти за рамки государственной системы, связанной корнями с крепостным правом, сам оставаясь ее пленником. На пути Великих Реформ Александр II действовал непоследовательно, не завершив их, пошел на ограничение уже принятых. Реакционные поправки к законодательству о земстве, суде, цензуре, школе стали приниматься уже с середины 60-х годов, а по крестьянской реформе вслед за "Положениями 19 февраля 1861 г. Количество канцелярий во главе с шефом жандармов П.А.Шуваловым возросло настолько, что стало во многом определять правительственную политику в целом (а не Совет министров, как замышлялось при его учреждении). В ответ на развитие революционного движения Александр II действовал старыми полицейскими методами, пренебрегая советами тех министров, которые считали, что "только последовательные реформы могут остановить в России революционное движение" (Д.А.Милютин, 1866 г.). Эта политика Александра II была тем более опасна, что в основе уже принятых реформ лежала программа той самой либеральной бюрократии, которая теперь оказалась оттесненной силами "старого порядка". Двойственность, нерешительность Александра II, его колебания и отступления от реформаторского курса объяснялись не только личными качествами, но и объективными обстоятельствами, слабостью общественных сил, отстаивавших реформы.

Таким образом, реформы 60 – 70-х годов 19века знаменовали собой существенные изменения в политическом строе России. Однако буржуазные по своему содержанию реформы носили непоследовательный и незавершенный характер. Не смотря на буржуазные принципы, в основном все реформы ограждали сословные преимущества дворянства и фактически сохраняли неравноправное положение податных сословий. В противоречивой политике Александра II сочетались и реформаторство, и реакционные тенденции, которые замедляли ход реформ и иногда искажали их характер.

3. Контрреформы Александра III .

Период с 1881г. до середины 90-х годов получил название периода контрреформ. Внешне все выглядело как крутой поворот внутренней политики нового царя Александра III. Он вступил на престол после убийства 1марта 1881 года Александра II террористами «Народной воли». В период реформ (1861 – 1881) царизм нередко скатывался к реакционным действиям. Объективной причиной такого поворота было несовершенство реформирования в социально-экономической и особенно в политической области. Уступки были половинчатыми, непоследовательно буржуазными, и в результате пережитки старого, феодального строя не давали свободно развиваться капитализму. В тяжелом положении оказалось крестьянское хозяйство, испытывали серьезные трудности помещичьи хозяйства, пережитки опутывали тормозящими нитями финансы, промышленность, торговлю. Первыми жертвами политики Александра III стали печать и школа. В 1882 году были изданы новые «Временные правили о печати», устанавливавшие строгий надзор за газетами и журналами. Новый университетский устав 1884года фактически ликвидировал автономию университетов. В 1887 г. министр народного просвещения И.Д. Делянов издал позорный циркуляр, в котором открыто говорилось о запрещении принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». В 1889г. издано «Положение о земских участковых начальниках». Этот закон преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную в результате реформы 1861г. Прерогативы земского начальника были очень широки, его решения считались окончательными и не подлежащими обжалованию, что обеспечивало ему полную бесконтрольность действий. Данная контрреформа ущемляла правовой статус крестьянства. Существовавший в деревне мировой суд был уничтожен, его судебные и полицейские функции перешли к земским начальникам, которыми могли быть только потомственные дворяне. Затем последовали контрреформы местного управления. 12 июня 1890г. было издано новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», направленное на усиление в земствах дворянского элемента и резкое сокращение представительства от крестьян. Компетенция земств еще более ограничивалась, а административный контроль над ними усиливался. «В объяснительной записке царю, Толстой Д.А. выступал против выборного и бессословного начала в земствах. Контрреформа, предложенная им, должна была пресечь это зло в самом корне. Уменьшался ценз для дворян, и увеличивалось количество дворянских гласных. По новому положению вместо прежней курии землевладельцев, куда входили землевладельцы-дворяне и землевладельцы-буржуа, учреждалась дворянская курия. В состав курии городских сословий наряду с представителями буржуазии, как было прежде, уже не входили дворяне-домовладельцы, проживавшие в городах. Теперь эта курия включала лишь буржуазные элементы города. Крестьянство совсем лишалось выборного представительства. Крестьяне могли выбирать только кандидатов». [№4, стр.356] По земской контрреформе все решения утверждал губернатор или министерство внутренних дел. Так же губернатор мог отменить любое из решений земств. После утверждения нового положения о земствах, повлекло за собой изменение в судьбе городского самоуправления. 11 июня 1892 года вышло «Городовое положение». Малоимущие слои населения отстранялись от участия в городском управлении. Избирательные права в городские думы получили преимущественно владельцы недвижимого имущества в городе, владельцы торговых и промышленных предприятий, имевшие купеческие свидетельства. По «Городовому положению» расширилась власть городского головы, он получал чины и ордена и считался на государственной службе.

Судебную реформу 1864 года объявили «роковой ошибкой» и в 1887 году изменили ценз для присяжных заседателей. Усиливалось дворянское представительство и ослаблялось буржуазное. Для владельцев недвижимого имущества ценз был понижен, а для владельцев торгово-промышленных предприятий, которые платили подоходный налог, повышен.

Контрреформы Александра III по своему социальному содержанию были глубоко реакционные и во всех сферах общественной жизни старались усилить позиции полукрепостнического дворянства, способствовали утверждению патриархального начала в обществе. Все это означало лишь шаг назад в государственной политике. Всю намеченную программу контрреформ провести царизму не удалось. Правительство смогло лишь несколько ограничить действие земской, судебной, городской и других реформ. Вместе с тем оно не могло не считаться с реальным положением дел в деревне и с развитием новых капиталистических отношений в экономике. В связи с этим были сделаны послабления крестьянству и рабочим. В декабре 1881года издаются указы о бывших помещичьих крестьянах, которые оставались на временном положении, теперь они переводились на обязательный выкуп, а выкупные платежи со всех крестьян понижались. В 1882 году в помощь крестьянам при приобретении земли, был учрежден Крестьянский поземельный банк. В мае 1886 года отменена подушная подать, а в июне 1886 был издан закон о введении фабрично-заводской инспекции и ограничен произвол фабрикантов при взыскании штрафов.

Таким образом, не смотря на то, что политика Александра III была направлена на ограничение действий реформ 60-70-х годов, были достигнуты значительные успехи в экономическом развитии страны, существенно укрепились финансы страны. Проведенные контрреформы, не смогли остановить развитие буржуазии и капитализма, изменить соотношение сил в земствах и городских думах. Рабочее движение ширилось и принимало массовый характер.

Заключение

Изучив Реформы в России во второй половине 19 века, можно сказать о том, что в этот период назрела необходимость проведения Великих реформ Александра II. Россия больше не могла развиваться в условиях крепостного права, так как оно тормозило развитие страны. Проведенные реформы имели огромное историческое значение. Появилась возможность для широкого развития рыночных отношений, страна уверенно встала на путь капиталистического развития. Были созданы современные органы самоуправления и суда, которые способствовали росту производительных сил, гражданского самосознания народа, распространению просвещения, улучшению жизни. Но, не смотря на все это, реформы носили противоречивый характер, так как в основном учитывались интересы помещиков, нежели крестьян, оставались не тронутыми многие дворянские привилегии, сохранилось самодержавие и полицейский строй. После гибели Александра II, на престол вступает его сын, Александр III. Он хотел путем контрреформ укрепить сословный строй и самодержавный режим, но это были обреченные на неуспех попытки направить вспять течение жизни. Данные реформы не могли остановить развитие буржуазии и капитализма, ход развития российского общества в целом в направление к демократическим преобразованиям. Не смотря на проведенные контрреформы, во времена царствования Александра III были достигнуты значительные успехи в экономическом развитии страны.

Литература

    Великие реформы в России. 1856-1874/Под ред. Л.Г. Захаровой, Б.Эклофа, Дж. Бушнелла – М. 1992.

    Захарова Л.Г. О личном факторе в истории: роль императора Александра II в проведении великих реформ 60-70-хгодов XIX века в России.

    История России XIX – начало XX века/ Под ред. В.А.Федоров, В.И.Моряков, Ю.А.Щетинов. – М.: ТК «Велби», ЗАО «КноРус», 2006.

    История СССР/ Под ред. Н.Е.Артемова. – М.: Высшая школа, 1982.

    Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917/Под ред. В.Г. Тюкавкина. – М.: Просвещение, 1990.

  1. Реформы Александра II (5)

    Реферат >> История

    Казачество Контрреформы Контрреформы Александра III Конституция Крепостное право Крестьяне Крестьянская реформа Крымская... реформа Сфера Террор Торг Торговля международная Традиция Труд Уезд Человек Персоналии: Александр II Александр III ...

  2. Контрреформы Александра III (3)

    Контрольная работа >> История

    Литература I. Контрреформы Александра III . 1. Личность Александра III . Александр III родился в 1845 г. Он был вторым сыном Александра II , и его... направленные на слом установившейся после реформ Александра II общественной структуры, не отличались...

  3. Реформы в политической системе 60-70-х гг.ХIX в. Незавершенность реформ . Поворот к реакции

    Реферат >> История

    Адвокатуры. Следует подчеркнуть, что из реформ Александра II судебная была самой последовательной и радикальной... народовольцами Александра II 1 марта 1881 г. новый император Александр III (1881 - 1894) провел ряд контрреформ с тем...

Непоследовательность как качество личности – склонность к переменчивости своих слов, мнений, поступков, не соблюдению последовательности, логичности.

Непоследовательность во все века не приветствовалась обществом, считалась одним из самых порочных недопустимых качеств личности. Как символ непостоянства, ненадежности, легкомыслия и двойственности, непоследовательный человек рисковал стать изгоем общества. Никто не хочет иметь дела с нерукопожатным, неосновательным партнером, у которого семь пятниц на неделе, который может сказать сегодня одно, а завтра отказаться от своих слов, начать капризничать, менять условия договоренности, добиваться новых для себя выгодных позиций.

Даже раскаявшийся маньяк чувствует себя виноватым за непоследовательность. Признак зрелой целостной личности – последовательность в поведении. Шараханье из стороны в сторону – свидетельство отсутствия убежденности, твердости, принципиальности и безответственности. Человек настроения, непоследовательный, брякнув о своем решении вечером, утром сокрушается: «Дернул же меня черт ляпнуть такую чушь. Что делать?», и он отменяет ранее принятое решение. В результате подчиненные ему не доверяют, не уважают и ни во что не ставят. Простительна и понятна детская непоследовательность, но когда ею грешат взрослые – говорят одно, а делают другое, то есть поступают, с точки зрения, ребенка непоследовательно, он перестает им верить, взрослые просто сбивают его с толку. Отсюда множество дефектов в воспитании личности. Частая перемена решений родителями и учителями раздражает ребенка, он желает четко знать зону своей ответственности, то есть зафиксировать, за что отвечает он, а за что – взрослые. Столкнувшись с непоследовательностью, например, то, что вчера было разрешено, сегодня запрещается, или то, что вчера вызывало умиление, сегодня вызывает раздражение, он теряется в недоумении от противоречивого поведения взрослых. Так воспитывается в ребенке неуверенность в себе.

Непоследовательность враждебна целеустремленности. Достижение любой цели предполагает выполнение цепочки каких-то последовательных действий и поступков, на которые у непоследовательности не хватит духа. Она способна взять цель, если та сама свалится к ней в руки. Когда цель достаточно сложная и подразумевает несколько шагов к ее достижению, непоследовательность пассивно опускает руки, предпочитая и далее безалаберно сибаритствовать.

Непоследовательность – настоящая страшилка для своей противоположности – последовательности. Любому человеку приходится ежедневно надевать на себя десятки социальных масок. Приноровиться в поведении к такой скорости «смены декораций» совсем не просто, поэтому страдает, прежде всего, последовательность. Обыкновенная ситуация: к деспотичному начальнику приходит на работу жена с детьми. На глазах у изумленных подчиненных он превращается из сурового, грубого и непреклонного мужлана в нежного, мягкого и послушного мужа и отца.

Под каждую категорию социальных контактов человек играет специфическую роль. В этом нет ничего зазорного, если человек добровольно и осознанно выбирает соответствующую модель поведения. Но в жизни все сложнее, осознанности добиться нелегко, и все происходит автоматически, машинально. Сам человек и окружающие обнаруживают непоследовательность в его поведении. В глазах внешнего мира он предстает лицемером и хамелеоном. Невозможно быть последовательным, когда внешний мир запускает в тебя с огромной скоростью различные раздражители.

Огромный недостаток непоследовательности – неумение управлять собой. По этой причине непоследовательного человека лишь условно модно считать личностью. Личность – это человек сознательный твердит наука. При таком подходе личностью можно назвать любого человека, если он только не умалишенный. На то она и наука, чтобы абстрагироваться от субъективных оценок, чувств и эмоций. В людской среде прижилось мнение, что звания «личность» достоин далеко не каждый представитель рода человеческого. В народе говорят: «Личностью не рождаются, личностью становятся! Или – не становятся». Уровень личности тестируется, прежде всего, на способность думать и управлять собой. Б. Шоу считал, что 2 процента людей - думает, 3 процента - думает, что они думают, а 95 процентов людей лучше умрут, чем будут думать. Выходит, что двух человек из сотни можно считать личностями.

Чем больше в человеке непоследовательности, стадного чувства, зависимости от оценок окружающих, тем меньше он может управлять собой. Становясь винтиком общественного механизма, слившись с массой, человек становится послушным инструментом в руках окружающего мира. Чем выше у человека управленческий диапазон, тем больше оснований называть его личностью. Основа личности: «Я сам!» Не надо бояться, если ты – один. Бойся, если ты – ноль! Полноценная личность свободна от жалоб и просьб, обладает высоким уровнем независимости от окружающих, общественного мнения и предрассудков, имеет внутренний стержень, разум и волю, цель и свой путь. Человек без цели не знает свой путь. Это непутевый человек. Развитая личность – это ответственный человек, творец своей реальности. Он контролирует свою жизнь, уверен в себе. Наличие внутренних качеств, позволяющих человеку выйти из строя и управлять группами и массами людей, делает его личностью. Личность рождается в момент выхода из общего строя. Потенциал личности — способность человека к росту, умножению своих внутренних возможностей. Сила личности — способность человека противостоять внешним или внутренним воздействиям, осуществляя собственные стремления и планы. Мера личности — насколько человек своей личностью оказывает влияние на людей и жизнь.

Извинительна лишь женская непоследовательность как гибкий и действенный инструмент завоевания мужских сердец. Будучи пару минут назад в прекрасном расположении духа и благосклонном отношении к своему воздыхателю, она, вдруг, превращается в мрачную грозовую тучу и не обращает на него ни малейшего внимания. Мужчина в замешательстве, испытывая сильное беспокойство от такого не понятного ему поведения женщины. У женщины чувства функционируют в разы сильнее мужчин, она шестым чувством понимает, что мужчину нужно держать не в состоянии «Расслаблено», а в режиме «Охота» — он должен завоевывать и добиваться, тогда не будет скучно. У женщин такая тактика поведения называется « шотландский душ». Такой контрастный шотландский душ постоянно поддерживает вожделение и любовь. Главное лишь не перегнуть палку, чтобы не перепугать мужчину.

Петр Ковалев

Реформа 1861 г. явилась переломным моментом, гранью между двумя эпохами – феодализму и капитализму, создав условия для утверждения капитализма как господствующей формации. Личное освобождение крестьян ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, способствовало более быстрому росту рынка рабочей силы для развивающегося капитализма как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Условия реформ 1861г. обеспечивали помещикам постепенный переход крепостнического хозяйства к капиталистическому.

Буржуазная по содержанию реформа 1861г. вместе с тем была и крепостнической, она и не могла быть иной, ибо проводили ее крепостники. Крепостнические черты реформы 1861г. обусловили сохранение многочисленных феодально-крепостнических пережитков в социальном, экономическом, политическом строе по реформенной России. Главным крепостническим пережитком являлось сохранение помещичьего землевладения – экономической базы политического господства помещиков. Помещичьи латифундии консервировали полукрепостнические отношения в деревни в виде отработков или кабалы. Реформа 1861г. сохранила феодальный сословный строй: сословные привилегии помещиков, сословную неравноправность и изолированность крестьянства. Сохранялась и феодальная политическая надстройка – самодержавие, выражавшее и олицетворявшее собой политическое господство помещиков. Делая шаги по пути превращения в буржуазную монархию, русское самодержавие не только приспосабливалось к капитализму, но и активно вторгалось в экономическое развитие страны, стремилось использовать новые процессы для укрепления своих позиций.

Реформа 1861 г. не разрешила задачи окончательной ликвидации феодально-крепостнических порядков в стране. Поэтому те причины, которые привели к революционной ситуации на рубеже 50-60 гг. 19 века и падению крепостного права продолжали действовать. Реформа 1861 г. лишь отсрочила, но не устранила революционной развязки. Крепостнический характер реформы 1861 г., её двойственность и противоречивость придавали особую остроту социально-экономическим и политическим конфликтам в пореформенной России. Реформа «породила» революцию не только тем, что сохранила крепостнические пережитки, но и тем, что, «открыв известный клапан, дав некоторый прирост капитализму», она способствовала созданию новых социальных сил, боровшихся за ликвидацию этих пережитков. В пореформенной России формировалась новая социальная сила – пролетариат, который не менее, чем крестьянства, был заинтересован в коренной ликвидации остатков крепостничества в социально-экономическом и политическом строе страны. К 1905 г. крестьянство отличалось от крестьянства крепостной эпохи. На смену забитому патриархальному крестьянину пришел крестьянин капиталистической эпохи, побывавший в городе, на фабрике, много видевший и многому научившийся.

Образование Иртышской десятиверстной полосы
Во второй половине XVIII века вдоль левобережья Иртыша возникает так называемое десятиверстное пространство, послужившее в дальнейшем одним из источников обострения земельной проблемы в данном регионе. Возникновение десятиверстной полосы рассматривается нами как одно из последствий царской колонизации. Устройство Иртышской военной линии...

Атеистическое воспитание населения в 30-е гг. XX в. и перед Великой Отечественной войной, формы, методы и результаты
Начало 30-х гг. ознаменовалось новой кампанией разграбления церквей. Она началась с конфискации колоколов согласно директиве главы СНК СССР А. Рыкова 8 октября 1930 г. А. Рыков поставил задачу как можно быстрее осуществить намеченное, т. к. было решено использовать изъятые колокола «для чеканки мелкой разменной монеты, которая до того в...

Развитие промышленности
Рост промышленного производства был более значительным, чем в сельском хозяйстве, что обеспечивалось ростом нужд российской армии и флота, увеличившимся спросом на мировом рынке на железо и парусное полотно, а также ростом несельскохозяйственного населения в России. Тяжелая промышленность. Особенно быстро развивалась черная металлургия...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!