Местоимение – часть речи, включающая слова, не называющие предметов, их признаков и количества, а только указывающие на них: Он возьмет, Кто-то был здесь; Этот город, Некоторые трудности; Сколько книг, Оба вагона. Местоимения делятся на три группы по смысловой и грамматической соотнесенности с другими частями речи: 1) местоимения-существительные: Я, кто и пр.; 2) местоимения-прилагательные: Мой, такой и пр.; 3) местоимения-числительные: Столько, сколько-то и пр. Некоторые лингвисты выделяют еще группу местоимений-наречий: Где, куда, когда и др. Эта группа, например, выделена в школьном учебнике В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой "Русский язык. Теория. 5-9". Другие языковеды называют эти слова местоименными наречиями, а то и прочто наречиями.
Ошибки школьников в употреблении местоимений часто объясняются двумя причинами:
1) языковой небрежностью,
2) неверным пониманием семантики того или иного слова.
Примеры характерных ошибок
Особенно распространены ошибки в употреблении Личных местоимений, чаще всего – местоимений 3-го лица:
Герасим был очень предан барыне и сам её утопил. – Очень частая ошибка. Причина – непонимание того, что местоимение третьего лица обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Разумеется, здесь вместо "её утопил" нужно было написать: "утопил Му-му".
Кроме того, часты случаи лишнего, ненужного повтора местоимения 3-го лица в сложном предложении: Он говорит, что он не боится смерти.
Наконец, есть и ошибки, связанные с неправильным образованием падежной формы местоимения 3-го лица: У Насти было много работы, и ее могли выгнать с ней. – Впрочем, в данном случае, даже если исправить "ней" на "неё", фраза останется некорректной. Предлагаемый вариант правки: У Насти было много работы, и Настя могла лишиться места.
Встречаются и ошибки в употреблении личных местоимений 1-го и 2-го лица: Я первый раз был у меня на даче. – Здесь следовало употребить возвратно-притяжательное местоимение: Я первый раз был на своей даче.
Возвратное местоимение Себя "указывает на тождество объекта с субъектом. Не обладая формой именительного падежа, в предложении оно всегда является дополнением, т. е. выражает объект, который одновременно выступает и как субъект действия" (А. Н. Тихонов, "Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология", М., 2003, с. 298). Местоимение Себя должно относиться к подлежащему. Причиной ошибок чаще всего является то, что школьники не осознают особенностей значения этого местоимения. Кроме того, местоимение Себя часто употребляют зря, как лишнее слово.
Определительным местоимениям больше всего "не повезло" в школьных учебниках. Ни в учебнике под редакцией С. Г. Бархударова, ни в учебнике В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой нет сведений о значении местоимений этого разряда. Учебник для вузов "Современный русский язык" (Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова) предлагает такую дефиницию: "Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета". Однако это очень общее определение. При ознакомлении школьников с местоимениями этого разряда удобнее всего работать с лексическими значениями конкретных местоимений, т. е. с толковым словарем. Например:
Слова Всякий, каждый, любой различаются оттенками значения. Всякий – 1. «Разный, самый разнообразный, всевозможный»: Всякого рода возможности .
2. «Какой-либо, какой бы то ни было»: Отсутствие всякой системы, без всякого сомнения .
Каждый – 1. «Один из всех в данном количественном ряду»; «любой из себе подобных, взятый отдельно»: Дневник есть у каждого школьника; каждый третий день; на каждом шагу .
Кроме того, слово Всякий содержит оттенок обобщения, а Каждый предполагает ограничение определенным кругом: Всякому растению нужна влага; Каждому из новорожденных нужен особый уход .
Помимо этого, слово Всякий свободно принимает формы множественного числа, а Каждый – только при указании на определенное число предметов, а также в сочетании с существительными только множественного числа: Всякие книги – каждые три книги; всякие люди – каждые вторые сутки .
Любой – «какой угодно на выбор»: Отправить в любом почтовом отделении; приходите в любой день . (Значения слов Всякий, каждый, любой даны по материалам "Справочника по правописанию, произношению, литературному редактированию", Розенталь Д. Э., М., 1994.)
Однако школьники чаще всего ошибаются при употреблении различных форм местоимения Весь : Она имеет свое мнение, непохожее на всех. – Предлагаемый вариант правки: Она имела свое мнение, не совпадающее ни с чьим другим .
Притяжательные местоимения. Наиболее частые ошибки – употребление притяжательного местоимения одного лица там, где следовало выбрать местоимение другого лица или возвратно-притяжательное местоимение "свой": Мальчик очень грустил по дому, деревне и его семье. – Здесь следовало употребить местоимение Своей .
Встречается и грубое просторечие: Запорожцы ненавидели поляков и грабили ихние города . – Употребление формы "ихний" вместо "их" недопустимо.
Возвратно-притяжательное местоимение Свой обозначает признак по принадлежности любому из лиц, участвующих в беседе: Ты возьми свою сумку, Толя возьмет свой баул, а я понесу свой чемодан и Катину коляску . Это и является причиной частых ошибок: Катерина могла жить, как жила сестра своего мужа . – В данном случае следовало употребить местоимение 3-го лица в родительном падеже в значении притяжательного: Катерина могла жить, как сестра её мужа .
Местоимение Свой , как и возвратное местоимение Себя , часто употребляют зря, как лишнее слово: Всю свою жизнь Флягина преследует убитый им монах .
Ошибки в употреблении Вопросительных, отрицательных, указательных и Неопределенных местоимений значительно более редки, однако всё же встречаются: Раскольников и Соня грешат из-за того, что ни у кого из них не было денег на существование. – Здесь явно следует употребить личное местоимение: Раскольников и Соня грешат из-за того, что у них не было денег на существование . Кроме того, в данном примере наблюдается и ошибка в формах глагола: в главном предложении глагол-сказуемое в форме настоящего времени, а в придаточном – в форме прошедшего времени. Это искажает смысл. Возможные варианты правки:
А) Раскольников и Соня грешили из-за того, что у них не было денег на существование. Б) Раскольников и Соня грешат из-за того, что у них нет денег на существование.
Материал для коллективной работы
I) Личные местоимения.
1. Герасим очень волновался, потому что это был приказ барыни, а потом пошел и сам от нее избавился.
2. И для Ахмадулиной, как и для каждого человека, место, где она провела много счастливых дней, все-гда будет очень дорого для нее и останется в памяти на всю жизнь.
Приветствую, друзья! Сегодня расскажу о частой стилистической ошибке вебрайтеров – лишних местоимениях в тексте. В устной речи мы не замечаем этого изъяна. Но в письменной он сразу бросается в глаза, поскольку загромождает предложения и затрудняет их восприятие.
Совсем отказаться от местоимений тоже нельзя – у них своя важная роль в тексте. Поэтому использовать их нужно в соответствии с определенными правилами. Какими – сейчас узнаете.
В каких случаях местоимения необходимы
Давайте разберемся, для чего вообще нужна эта часть речи. Помните из школьного курса русского языка — избегать повторений одних и тех же слов? Местоимения помогают нам в этом. Вот два примера для сравнения:
Наталья спешно собиралась. У Натальи через час была назначена важная встреча.
Наталья спешно собиралась. У нее через час была назначена важная встреча.
Местоимения помогают понять, о ком или о чем идет речь, если в одном предложении говорится о разных действующих лицах. Например:
Она считала, что его график дежурств очень неудобный, а он относился к своей работе вполне лояльно и радовался, что она вообще есть.
Местоимения указывают на конкретные предметы, место действия. Например:
В этом чате обсуждают вопросы, связанные с темой вебрайтинга.
Есть местоимения, которые отрицают предмет. Например:
Никто не имеет права входить сюда в нерабочее время.
Ошибка в употреблении местоимений
Этим грешат не только новички, но и опытные авторы: многократное повторение местоимений в предложении. Обычно в этом нет необходимости, так как в контексте сказанного смысл понятен и без уточнений. Но авторы считают своим долгом довести количество местоимений до абсудрного:
- Даже я
со своим
десятилетним опытом работы нашла для себя
в этом курсе много интересного.
Даже я с десятилетним опытом работы нашла в этом курсе много интересного. - Специальный детский замок для ваших
окон позволит обеспечить безопасность вашему
ребенку.
Специальный детский замок для окон позволит обеспечить безопасность вашему ребенку. - Мы
рассмотрели ваше
предложение и мы
готовы принять участие в вашем
проекте, который вы
планируете запустить в следующем месяце.
Мы рассмотрели ваше предложение и готовы принять участие в проекте, который вы планируете запустить в следующем месяце.
Как правило, избыточными местоимениями пестрят тексты, написанные в .
Есть и другая крайность, в которую впадают авторы – удалять все подряд местоимения, не вникая в смысл. И это тоже не на пользу тексту.
Редактируем без фанатизма…
Текстописание не случайно считается творческой и интеллектуальной работой: для нее не существует шаблонов. Поэтому прежде, чем удалить местоимение, проверьте, будет ли без него понятен смысл сказанного. Пример:
Создали простую CRM-систему, которая позволит упорядочить бизнес.
Здесь явно не хватает уточнений:
Мы создали простую CRM-систему, которая позволит упорядочить ваш бизнес.
Теперь Вы знаете, какие встречаются ошибки при употреблении местоимений и как правильно обращаться с этой частью речи. Как всегда, жду Ваших мнений и комментариев.
Инна Копичникова
Ответы: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8 Пояснение: 1. Как правило, местоимение замещает ближайшее к нему предшествующее существительноетого же рода и числа . Замещение существительного местоимением 3-го лица (он, она, оно, mm) не должно приводить к двусмысленности или искажению смысла: Управление находится при министерстве, оно недавно было реорганизовано (управление или министерство?). Следует сказать: Управление, находящееся при министерстве, недавно оно реорганизовано. 2. Не следует заменять в последующем предложении собирательные существительные (крестьянство, студенчество, большинство, группа и т.п.) местоимением они , так как при этом нарушается соотношение в числе. Неверной является фраза: «Крестьянство на протяжении столетий боролось против крепостного права; они неоднократно восставали против своих угнетателей» . Вместо слова крестьянство в первой части предложения следует использовать слово крестьяне или местоимениеоно – во второй части. 3. При употреблении возвратного местоимения себя и притяжательного местоимения свой зачастую возникает неясность в вопросе о соотнесенности местоимения и существительного: Отец просил сына провести гостей в свою комнату (комнату отца или сына?). Следует учитывать, что местоимения себя и свой относятся к лицу, производящему действие. Предложение можно не править в зависимости от вложенного в него смысла так: свою комнату. Или: Отец просил сына, чтобы он провел гостей в его комнату. 4. Определительное местоимение САМ, сочетаясь с одушевлёнными существительными и личными местоимениями, имеет значение «самостоятельно» (Малыш впервые оделся сам ), а в сочетании с неодушевленными существительными может использоваться с целью уточнения или выделения (Само выступление артиста не вызвало у публики никаких эмоций ). Данное местоимение изменяется по родам и числам, при этом форма женского рода в В.п. представлена двумя вариантами – САМОЁ и САМУ . Первый вариант является книжным и устаревающим, второй – общеупотребительным и более современным. 5. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они ) в одних случаях прибавляется в начале слова звук Н , в других не прибавляется. Звук Н прибавляется: - после всех простых предлогов (без, в, для, до, из, с и др.): без него, для нее; - после некоторых наречных предлогов, управляющих родительным падежом (вокруг, впереди, возле, мимо, после и др .): вокруг них, мимо неё . Звук Н не прибавляется: - после предлогов наречного происхождения, управляющих родительным падежом: вопреки ему, наперекор им; - после предлога благодаря и предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и имени существительного: благодаря ему, по поводу их; - после наречий и сравнительной степени прилагательных: сестра старше его; работает лучше её. Правильными являются формы у неё, от неё . Формы у ней , от ней носят разговорный или устаревший характер. 6. Нормативным является употребление местоимения их . Форма ихний считается просторечной и находится за пределами литературного языка.Вариантные формы местоимений
Формы сравнительной степени с приставкой по-, вносящие добавочное значение «несколько, немного» (побольше, посильнее, повыше), допустимы только в разговорной речи, в книжной же следует употреблять конструкции немного больше, несколько сильнее.
3. При употреблении сравнительной степени должен быть указан объект сравнения: Эта комната более чистая и светлая – не норма.
4. Ошибкой является образование сравнительной и превосходной степеней сравнения путем соединения простой и сложной форм: более сильнее, самый сильнейший ;
5. Ошибка – плеонастическое сочетание типа несколько поподробнее (форма поподробнее имеет значение «несколько, немного» );
6. Образование сравнительной степени от относительных прилагательных (более разговорных вариант ).
При употреблении местоимений особых трудностей с выбором вариантных форм не возникает. Отметим лишь следующее:
1. Местоимения 3-го лица он, она не произносят применительно к человеку, находящемуся рядом: следует называть его по имени. Таково требование культуры речи.
2. У местоимений 3-го лица после предлогов к основе добавляется -н : встретить ее – встретиться с ней; позвонить ему – вспомнить о нем .
3. После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального -н : старше его, выше ее, дороже их .
4. Вопросительные местоимения кто ? и что ? не имеют морфологических категорий рода и числа. При местоимении кто ? глагол-сказуемое употребляется в мужском роде, независимо от того, кто реально имеется в виду: мужчина, женщина, несколько человек. Например: Кто пришел? Кто вызывал такси?
Существуют вариантные формы сочетаний с местоимениями, например: внутри их - внутри них , которые отличаются отсутствием или прибавлением начального н к личным местоимениям 3-го лица после предлогов. Прибавляется н после всех простых предлогов, (без, в для, до, за и т.д.) и ряда наречных предлогов, управляющих родительным падежом (возле, вокруг, впереди, мимо и т.д.); но нормативным употреблением этих предлогов с дательным падежом будет форма без н : вопреки ему, согласно ей, наперекор им и т.д.
Не прибавляется н после отыменных предлогов и употребляемого в функции предлога сочетания существительных с первообразными предлогами: при помощи ее, не в пример им и т.п.
Употребляются вариантные формы: в отношении его – в отношении него, насчет их – насчет них; у всех их – у всех них, для всех их – для всех них, над всеми ими – над всеми ними; между вами и ими – между вами и ними, между мной и им – между мной и ним . Ср.: Видишь разницу между нами и ими. .. (М. Горький). – ... Нет между нами и ними никакой средней линии (А. Гайдар).
После сравнительной степени прилагательного или наречия н не прибавляется: моложе ее, выше его, старше их .
При употреблении возвратного местоимения себя и возвратно-притяжательного местоимения свой может возникнуть неясность или двузначность, связанная с тем, к какому предшествующему существительному или личному местоимению они относятся. Согласно правилу, возвратное местоимение следует относить к слову, называющему производителя действия.
Например, в предложении: Он не разрешает мне производить опыты над собой - двусмысленность вызвана тем, что над собой может быть отнесено и к он , и ко мне . В подобных случаях, во избежание двузначности рекомендуется перестроить предложение, например: Он не разрешает, чтобы я производил опыты над собой. – Он не разрешает, чтобы я производил опыты над ним.
Аналогичное положение может возникнуть при употреблении местоимения свой , которое также соотносится со всеми тремя грамматическими лицами. Так, в предложении: Мать попросила дочь принести свое платье - слово свой следует отнести к дочери как производителю действия. При замене местоимения свой личным местоимением ее в притяжательном значении (принести ее платье ) принадлежность должна быть отнесена к матери. Но в обоих случаях сохраняется оттенок неясности, двузначности, поэтому подобные предложения рекомендуется перестраивать: Мать попросила, чтобы дочь принесла свое платье. – Мать попросила, чтобы дочь принесла ее платье.
Винительный падеж определительного местоимения сама имеет две формы: самоё (книжная форма) и саму (разговорная форма): Поддерживают саму (самую) идею переноса срока выборов; Саму хозяйку я не видел; Ее самоё это не волнует.
Неумелое обращение с местоимениями может стать причиной двусмысленности и комизма высказывания: Кто-то сказал, что я беру взятки. ...Яне могу с этим смириться, но это так!(Что это? - что «кто-то сказал» или что «беру взятки»?).
В предложении не должно создаваться условий для ошибочного понимания местоимений, как, например, в таком случае: На «Буревестнике» будет новая поточная линия. Она позволит предприятию перейти на выпуск обуви новых моделей. Уже подготовлены помещения и площадки для ее установки. Местоимения обычно указывают на употребленные ранее в тексте существительные, стоящие в той же грамматической форме рода, числа. А в этом предложении между местоимением ее и существительным линия оказалось еще одно существительное женского рода, единственного числа (обувь), что мешает правильному пониманию текста.
Приведем еще несколько примеров подобных ошибок: На судно пришло письмо, и скоро оно снялось с якоря; Готовится диспут на тему «Свободное время подростка и как его убить»; Воспитатель обращает внимание детей на то, что у кролика длинные уши и короткий хвост, он прыгает... Из контекста должно быть ясно, какое именно существительное заменяется местоимением, но в наших примерах это требование не выдержано.
Для устранения таких ошибок нужно изменить порядок слов (Пришло письмо на судно, и скоро оно снялось с якоря), отказаться от использования местоимения (кролик прыгает), переделать фразу (Как организовать досуг подростка? На эту тему готовится диспут).
Рассмотрим примеры стилистической правки предложений, в которых причиной речевых ошибок стали местоимения: Неотредактированный текст 1.
Выросло целое поколение, для которых война - история. 2.
Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем им поднять культуру земледелия. 3.
Это сцена последнего свидания влюбленных, молча признавшихся в этом в последний момент перед всеми бойцами.
Отредактированный текст 1.
Выросло целое поколение, для которого война - история. 2.
Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем колхозникам «Восхода» поднять культуру земледелия. 3.
Это сцена последнего свидания героев, которые молча признались в любви в минуты прощания перед всеми бойцами. 4.
Сок, выпитый во время еды, может усиливать брожение в кишечнике. Как видим, наиболее простой способ правки в подобных случаях - замена местоимения соответствующим существительным, но возможны и варианты. Так, во втором примере местоимение не согласовано с замещаемым существительным, редактор исправил эту ошибку [ср.: У железнодорожников пока всего пять очков, и он вынужден будет расстаться с высшей лигой (следует: они вынуждены будут...)].
В четвертом примере нет основания для употребления местоимения во множественном числе (они); редактору пришлось переформулировать предложение.
Иногда местоимение в тексте вовсе не подкреплено существительным, которое должно быть заменено: Не лучше ли покончить с ведомственностью, влить его (кого?) в систему государственного санитарного надзора (имеется в виду ведомственная служба, упоминание о ней - в предыдущем предложении: Ведомственная служба не имеет своего лица. Так что местоимение мужского рода - его - и вовсе не годится!).
Редактор следит за тем, чтобы выбор местоимений был точным, иногда возникает неоправданная замена одного местоимения другим, стилистическая правка в таких случаях не вызывает затруднения: Неотредактированный текст 1.
Ребята проводили время без никакой пользы. 2.
Создается впечатление таково, что вы ждете помощи со стороны. 3.
Не могли бы вы нам что-то посоветовать? 4.
Ни о какой-либо внезапности не может быть и речи. 5.
Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. 6.
Напротив старого городского укрепления раскинулась современная Иена с ее цейсовскими заводами.
Отредактированный текст 1.
Без всякой пользы. 2.
Такое впечатление. 3.
Что-либо (что-нибудь) посоветовать. 4.
Ни о какой внезапности... 5.
Со всеми его медалями.
6 ...раскинулись современная Иена со своими цейсовскими заводами. Возвратно-притяжательные местоимения порождают в тексте двусмысленность, если в предложении есть два реальных субъекта действия, например: Врач попросил сестру взять в лаборатории свой анализ крови (его анализ или ее?). Правка требует уточнения: Врач попросил сестру, чтобы она взяла в лаборатории его (свой) анализ крови.
Употребление местоимений нередко создает речевую избыточность: Перед своей смертью преступник покаялся (уточнение своей излишне).
Николая Лукьяновича поздравили с его 80-летним юбилеем; Признание и успех не помешали ему в своем выступлении выразить свою большую благодарность своему учителю (только последнее местоимение может быть оправданно); Иван решил остаться работать в родной для него деревне. Подобные конструкции требуют устранения плеоназма. Правка- сокращение сводится к исключению лишних местоимений.