Несправедливости жизни — камень преткновения или ступенька вверх? «Крокодиловы слёзы», А.П. Чехов – равнодушие

Одна из самых трудных задач для христианина - принять всё происходящее с ним как случающееся сообразно с . Очень трудно бывает отказаться от права на нелепую случайность, несправедливое стечение обстоятельств, вражью хитрость, которая, так или иначе, должна быть исправлена во имя пресловутой справедливости. Примириться с обстоятельствами бывает непросто. Тем более если они действительно связаны с нарушением нравственных, религиозных и других законов.

В этом случае побуждает к борьбе, к восстанию против несправедливости даже не столько личная обида, сколько чувство ответственности за поблажку беззаконию. Ведь если оставить зло ненаказанным, то оно будет распространяться и дальше. Так мы часто мыслим, и с этой позиции начинаем борьбу с неправдой, борьбу искреннюю и, как нам кажется, даже освященную христианским долгом.

Однако есть в этом чувстве ответственности за судьбу добра в мире нечто опасно неоднозначное. Дело в том, что многие святые страдали от откровенной несправедливости, терпели лишения, надругательства, ничем не оправданные. При этом они молчали, их христианская совесть не побуждала их к восстанию портив несправедливости. И это другой факт, другой полюс реальности, с которым христианин не может не считаться.

Именно на этом полюсе мы встречаем святителя Павла, архиепископа Константинопольского (IV в.). Будучи избранным на патриаршую кафедру в 340 году, святитель недолго управлял вверенной ему паствой. Возвратившись в столицу, император-арианин Констанций незаконно низложил и изгнал защитника Православия. Патриарх Павел удалился в Рим, где нашли себе приют и другие православные епископы. После смерти арианского патриарха Евсевия святитель Павел вновь вернулся на кафедру и был с любовью встречен паствой. Однако Констанций вторично изгнал его. И только заступничество правителя Западной империи Константа позволило ему снова вернуться в Константинополь. Впрочем, и в этот раз Господь не оставил святого без исповеднического креста. После убийства его покровителя Константа святителя вновь изгнали из столицы и отправили в ссылку в Армению, в город Кукуз, где он принял мученическую кончину. Когда патриарх совершал , ворвались ариане и задушили святого его святительским омофором…

Житие святителя Павла позволяет нам задуматься о роли справедливости в жизни христианина. Вопрос действительно важный, и особенно в современных обстоятельствах. Как мы должны бороться с неправдой, которая касается нас лично? Как должны отвечать на торжество несправедливости в обществе?

Мы - чада Любви, а не справедливости! И если ты избрал Царство Небесное, то его законы для тебя будут определяющими

Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы, прежде всего, должны осознать одну важную истину. Каждый из нас, переступив порог Церкви, приняв Благую весть о спасении, уже стал участником величайшей несправедливости. Смысл ее заключается в том, что «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5: 8). Спаситель дал нам возможность наследовать вечную жизнь только благодаря тому, что Его любовь по отношению к падшему и неблагодарному созданию преодолела сп раведливое осуждение. Мы - чада , а не справедливости! Здесь всё зависит от того, что для человека имеет реальное значение: если ты избрал Царство Небесное, то его законы для тебя будут определяющими. И согласно этим законам, ты нуждаешься в человеколюбии, милосердии, снисходительности Творца, а не в справедливом отношении. И это настолько же истинно, насколько и честно по отношению к жизни каждого! При этом «каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» (Мф. 7: 2). Поэтому требовать справедливости - значит, скорее лукавить, ошибаться, чем спасать устои мира.

Удивительная вещь: оказывается, в Евангелии мы должны встретить лишь два лица - Божие и свое

Удивительная вещь: оказывается, в Евангелии мы должны встретить лишь два лица - Божие и свое. Если мы видим там соседа, грубо с нами разговаривающего, чиновника, потерявшего всякую совесть из-за взяточничества, священника, пристрастившегося к деньгам, значит, Евангелие написано не для нас. Значит, это не мы те «больные», которые имеют нужду во Враче (см.: Мф. 9: 12), не мы те мытари и грешники, которые ели и пили с Сыном Божиим (см.: Мк. 2: 16). Значит, мы отрекаемся от этой близости. Действительно, страшное отречение!

Господь говорит однозначно: «Не противься злому» (Мф. 5: 39). Конечно, Спаситель не учит признавать за злом право на гражданство, но указывает самый эффективный способ борьбы с неправдой - пресечь, остановить ее на себе, не дать возможности через наши действия распространиться этой болезни на других. И здесь очень важно помнить, что одно из важнейших свойств истинной любви - жертвовать, отдавать, ничего не требуя, даже взаимности и справедливости. В этом смысле любовь тоже несправедлива!

В целом же вся жизнь христианина - подвиг веры. Он должен научиться видеть за стечениями обстоятельств, случайностями руку Бога Творца и Вседержителя, тогда и вопрос о справедливости будет звучать по-другому.

Геронда, когда со мной поступают несправедливо, мое сердце ожесточается.
- Чтобы оно не ожесточалось, никогда не думай ни о том, что виноват тот, кто поступает с тобой несправедливо, ни о том, насколько велика его вина, а поразмысли лучше о том, насколько виновата ты сама. Погляди: когда люди ссорятся, каждый из них утверждает, что прав именно он. Поэтому люди и находятся в постоянном разногласии. К примеру, двое идут в полицию и, показывая друг на друга, наперебой утверждают: «Он меня избил» Однако ни один из них не говорит о том, сколько другому досталось от него самого! Куда там каждый еще и в суд на своего обидчика подает.

Если бы мы размышляли о том, что величайшую из всех несправедливость подъял на Себя Христос, то мы принимали бы несправедливость с радостью. Будучи Богом, Он по многой любви сошел на землю и на девять месяцев заключил Себя во чреве Пресвятой Богородицы. Потом тридцать лет Он жил в безвестности, с пятнадцати до тридцати работал на евреев плотником. А знаете, какие тогда были инструменты? В те времена пользовались деревянными пилами с деревянными зубьями. Ему давали всякие там доски и говорили: «Сделай одно, сделай друroe…» Но каково было строгать эти доски? Попробуй-ка построгай теми неуклюжими железками, которые употребляли тогда вместо рубанков! Знаешь, какой это был тяжкий труд? И после этого - три года страданий. Ради проповеди исходил Он босиком всю [их землю] вдоль и поперек. Он исцелял больных, брением отверзал очи слепых, а они все требовали от Него знамений. Он изгонял бесов из одержимых, а неблагодарные люди называли бесноватым Его Самого. О Нем было столько пророчеств и предсказаний, Он совершил столько чудес, но, несмотря на все это, в конце концов Его подвергли издевательствам и предали Крестной Смерти.
Поэтому те, кто терпит несправедливость - самые любимые Божии чада. Ведь терпя несправедливость, эти люди носят в своем сердце потерпевшего несправедливость Христа. В ссылке или в тюрьме они радуются так, словно находятся в Раю, ибо Рай - там, где Христос.
- Геронда, а может ли ноша человека оказаться для него неподъемной?

Бог не попускает ноше превышать наши силы. Это нерассудительные люди взваливают на плечи других непосильное бремя. Часто Благий Бог попускает добрым людям пройти через руки злых, чтобы они собрали небесное воздаяние.

- Геронда, а имеет ли недовольство связь с неблагодарностью?

Да. Может быть и такое: другие [делая человеку замечание] заботятся о его благе, но он этого не понимает, чувствует себя несправедливо обиженным и выражает недовольство. Если такой человек не следит за собой, он вполне может считать, что с ним поступают несправедливо даже тогда, когда он совершает какую то оплошность и его просят быть повнимательнее.
Таким образом он может дойти и до бесстыдства. Например, монахиня, опрыскивая масличные деревья, наливает в раствор слишком много ядохимиката и сживает на деревьях листья. Ей делают замечание, а она, вместо того чтобы осознать свою ошибку и сказать: «Простите и благословите», чувствует себя несправедливо обиженной и плачет. «Они поступают со мной несправедливо, - думает она. - Если бы листья на деревьях пожрала саранча, они не сказали бы ни слова! А.сейчас, когда их испортила я, они подняли такой крик! Ах, Христе мой, только Ты меня понимаешь». И давай себе реветь! Такая монахиня даже может испытывать радость, думая о воздаянии за ту «несправедливость», которую претерпела, и благодарить за это Христа! Такое состояние - большое заблуждение.

Радость от принятия несправедливости

- Геронда, чиста ли та радость, которую я испытываю, когда меня распекают за какую-нибудь мою вину?
- Смотри, без ропота, но с радостью и словами: «Слава Тебе, Боже, так мне и надо!» - принимая нагоняй за совершенные оплошности, ты будешь иметь половину радости. Но если тебя ругают незаслуженно, без вины с твоей стороны, и ты принимаешь выговор с добрым помыслом, то твоя радость будет полной. Я не побуждаю тебя к тому, чтобы ты сама напрашивалась на несправедливости, поскольку в этом случае тангалашка низвергнет тебя в гордость, но призываю к тому, чтобы ты принимала несправедливость, когда она приходит сама собой, и радовалась этому.
Существуют четыре стадии отношения к несправедливости. К примеру, кто-то тебя несправедливо бьет. Если ты находишься на первой ступени, то даешь ему сдачи. Если находишься на второй, то чувствуешь в себе очень сильное смущение, но сдерживаешься и ничего не говоришь. На третьей стадии ты уже не смущаешься, а на четвертой чувствуешь большую радость и сильно веселишься душою. Если человека в чем-то несправедливо обвиняют, то, доказав, что эти обвинения несостоятельны, он реабилитирует себя и получает удовлетворение. В этом случае он испытывает радость мирскую. Однако, относясь к несправедливости духовно, с добрым помыслом и не заботясь о том, чтобы доказать свою невиновность, он испытывает радость духовную. То есть в этом случае он имеет в себе божественное утешение и славословие Бога становится его состоянием. Знаете, какую радость испытывает душа человека, если его несправедливо обидят и он при этом не оправдывается, добиваясь, чтобы ему сказали «молодец» или «извини»? И радость, которую переживает такая душа сейчас, терпя несправедливость, больше, чем та радость, которую она испытала бы в случае, если бы ей удалось оправдаться. Те, кто достигает такого состояния, желают отблагодарить своего обидчика как за радость, которую он подарил им в жизни земной, так и за радость, которую он обеспечил им в вечности. Насколько же духовное отличается от мирского!

В жизни духовной иная система измерений. Если ты оставляешь какую-то некрасивую или негодную вещь себе, то чувствуешь себя прекрасно. Если отдаешь ее другому, то чувствуешь себя нехорошо. Если ты [безропотно] принимаешь несправедливость и оправдываешь своего ближнего, то в своем сердце ты принимаешь многажды онеправдованного Христа. Тогда по существующему [духовному] закону Христос «продлевает срок аренды» твоего сердца. Он остается в нем и исполняет тебя миром и радованием. Ах, голубчики мои, попробуйте и вы после истечения предыдущего срока. пережить эту радость сами! Выучитесь радоваться не той мирской радостью, а этой - духовной. Когда вы этому научитесь, у вас каждый день будет Пасха.

Нет радости большей, чем та, которую испытываешь, принимая несправедливость. О, если бы все люди поступали со мной несправедливое. Говорю вам со всею искренностью: самая сладкая духовная радость была испытана мной среди несправедливости. Знаете, как я радуюсь, когда кто-нибудь называет меня прельщенным? «Слава Тебе, Боже, - говорю я,- ведь за эти слова я получу мзду. А вот если меня назовут святым, то я окажусь в должниках». Нет на свете вещи более сладкой, чем [принимаемая тобой] несправедливость!

Однажды утром кто-то постучал в железное клепальце возле калитки моей Кельи. Было еще слишком рано, чтобы принимать посетителей. Я посмотрел в окно и увидел юношу с просветленным лицом. Я понял, что, раз Благодать Божия так его «выдает», значит что он на собственном опыте пережил что-то духовное. Поэтому, хотя у меня и были неотложные дела, я оставил их, открыл ему дверь, завел в Келью, принес ему воды и, видя, что в нем скрыто что-то духовное, осторожно начал расспрашивать о его жизни. «Кем работаешь, молодец?» - спросил я его. «Какая там, отче, работа, - ответил он. - Ведь я вырос в тюрьме. Сейчас мне двадцать шесть лет, и большую часть своей жизни я провел там». - «Что же ты такое натворил, что оказался в тюрьме?» - спросил я, и он открыл мне свое сердце. «С детских лет, - начал он свой рассказ,- мне было очень больно видеть несчастных людей. Я поименно знал всех, кто страдает и испытывает нужду,- не только в нашем приходе, но и в других. Наш приходской священник и староста прихода все собирали и собирали деньги, расходуя их на строительство различных зданий, залов, на благоустройство храма и тому подобное, а бедные, нуждающиеся семьи оставались совершенно никому не нужными. Я не берусь судить, была ли действительная нужда во всех этих постройках, но просто говорю о том, что я видел множество обездоленных. Ну вот тогда я и стал тайком брать собранные на пожертвования деньги. Я брал не все, а сколько было необходимо. На ворованные деньги покупал продукты, разные [необходимые] вещи и оставлял это под дверями бедняков.
Сразу после этого, не желая, чтобы по подозрению в краже схватили ни в чем не повинного человека, я приходил в полицию и говорил: «Я украл деньги из церкви и их потратил». Больше не говорил ничего. Меня били, называли «шпаной» и «вором», но я молчал. Потом сажали в тюрьму. Так продолжалось несколько лет. В нашем городе тридцать тысяч жителей, все они про меня слышали и иначе, как «шпаной» и «вором», не величали. А я молчал и испытывал радость. Как-то я просидел в тюрьме целых три года. Иногда меня сажали по одному лишь подозрению в краже - без вины с моей стороны, и когда задерживали настоящего преступника, меня отпускали. А если виновного в преступлении, которое я не совершал, не находили, я отсиживал в тюрьме весь полагавшийся этому вору срок. Поэтому, отец мой, я и сказал тебе, что большую часть своей жизни провел в тюрьмах».
Со вниманием выслушав его рассказ, я сказал: «Вот что, парень. Хоть все, что ты мне рассказал, и кажется, на первый взгляд, хорошим, но на самом деле ничего хорошего в этом нет. Больше так не делай. Я тебе кое-что посоветую. Послушаешься моего совета?» - «Послушаюсь, отец», - ответил он. «Из своего родного города тебе нужно уехать,- сказал я. - Поезжай туда, где тебя не знают, - в город такой-то. Я позабочусь о том, чтобы ты сошелся там с добрыми людьми. Начинай работать и по силе помогай обездоленным, делясь с ними последним куском хлеба, потому что это имеет большую цену [чем то, что ты делал до сих пор]. Но даже если человеку нечего дать нищему и у него болит от этого сердце, то он дает ему милостыню высшего порядка. Он дает ему милостыню кровью своего сердца. Ведь если человек дает милостыню из того, что имеет, то при этом он испытывает и радость, а вот если ему нечего дать, то он чувствует в сердце боль».
Выслушав меня, юноша пообещал послушаться моего совета и ушел в радостном состоянии духа Прошло семь месяцев. Однажды я получил письмо из тюрьмы Коридаллу. Раскрыв конверт, прочитал следующее: «Отец мой, ты, конечно, удивишься тому, что после стольких полученных от тебя советов и данных тебе обещаний я пишу тебе опять из тюрьмы. Но знай, что на этот раз я отсиживаю срок, который уже отсидел раньше. Произошла какая-то судебная ошибка Слава Богу, что среди людей нет справедливости: ведь если бы она существовала, это было бы несправедливостью по отношению к людям духовным, которые теряли бы тогда небесную мзду».
Прочитав последние слова, я поразился этому молодому человеку, который столь горячо взялся за жизнь духовную и столь глубоко постиг глубочайший смысл жизни вообще. Вор ради Христа! Он имел в себе Христа. Он не мог сдержать себя от радости, которую переживал. Он переживал божественное сумасбродство, праздничное веселие!


- Геронда, эта радость происходила от того, что люди покрывали его позором?

- Эта радость происходила от того, что он терпел несправедливость. Он был мирским человеком - не читал ни Житий Святых, ни сочинений Святых отцов, и, несмотря на то, что его незаслуженно били, сажали в тюрьму, несмотря на то, что в городе его считали шпаной, негодяем и вором, несмотря на то, что его срамили и стыдили, - несмотря на все это, он не оправдывался и ко всему относился настолько духовно! Молодой человек - а заботился не о том, как восстановить свою репутацию, но о том, как помочь другим. Больших, настоящих ворюг часто не сажают в тюрьму ни разу, а этого горемыку дважды посадили за одну и ту же кражу. А сколько раз его сажали в тюрьму невинно - пока не был найден настоящий преступник! Однако той радости, которую испытывал он, не испытывали даже все жители того города - вместе взятые. Тридцать тысяч их радостей не смогли бы перевесить одной такой радости, как у него.
Вот поэтому я и говорю, что у человека духовного нет скорбей. Когда в человеке умножается любовь и его сердце опаляется божественным рачением, то скорбь уже не может найти в нем места Люди причиняют такому человеку боль и страдания, однако их побеждает его великая любовь ко Христу.

Введение

Рынок Форекс / Forex является высокодоходным и высокорискованным средством извлечения прибыли от сделок по валютным курсам. Используемые инструменты работы на рынке Форекс во многом определяют результат валютной торговли участниками рынка Форекс, являющихся клиентами брокеров. Каждый Форекс- брокер предлагает свой торговый терминал, однако большинство брокеров и трейдеров рынка Forex сходятся сегодня в своем выборе терминалов MetaTrader 4 и MetaTrader 5. Форум ФорексДеньги создан для тех, кто выбирает в своей Форекс торговле терминал семейства MetaTrader, а так же платформы брокеров бинарных опционов.

Обсуждение торговли

Прогнозы рынка Forex, независимые мнения экспертов валютного рынка - всё это вы найдете в . Приветствуется наличие опыта работы на Форекс, однако не запрещены вход и право участия в дискуссиях всем желающим, в том числе трейдерам-новичкам. Обмен мнениями по движениям валют, демонстрация собственной торговли, ведение трейдерских дневников, разработка форекс-стратегий, взаимопомощь - главная цель общения в Форекс-форуме, посвященном трейдингу.

Общение с брокерами и трейдерами (про брокеров)

Если вы имеете негативный или положительный опыт работы с Форекс-брокером, поделитесь им в , посвященном вопросам качества брокерских услуг. Вы можете оставить отзыв о вашем брокере, рассказав о преимуществах или недостатках торговли через него. Совокупность отзывов трейдеров о брокерах представляет собой своеобразный рейтинг Форекс-брокеров. В этом рейтинге вы можете видеть лидеров и аутсайдеров рынка услуг трейдинга на Forex.

Софт для трейдеров, автоматизация торговли

Трейдеров, занимающихся автоматизацией торговли, созданием форекс-роботов, приглашаем в раздел , где можно задать любой вопрос по торговым платформам MetaTrader, опубликовать свои наработки, или взять готовые рекомендации по автоматизации трейдинга.

Свободное общение на Форуме ФорексДеньги

Вы хотите отдохнуть? Или пока еще не располагаете нужной квалификацией для общения в трейдинговых разделах? Тогда вам подойдет Форекс-форум для . Разумеется, не запрещено общение на темы, близкие к рынку Форекс. Здесь вы найдете анекдоты про трейдеров, карикатуры на экономическую тематику и полноценный офф-топ.

Деньги за общение на Форуме ФорексДеньги

Форум ФорексДеньги позволяет получить не только удовольствие от общения, но и существенное материальное вознаграждение благодаря . Средства, начисляемые за сообщения, которые развивают форум и вызывают интерес аудитории форума, могут быть использованы в Форекс-трейдинге у одного из партнеров форума.


Благодарим вас за выбор нашего форума в качестве места общения!

Почему жизнь так несправедлива? Кому-то ноги «от ушей», натуральные золотые кудри, мужа олигарха и шопинг в Милане, а кому-то фигурку плюшевого мишки, квартиру в хрущевке и шопинг на ближайшем рынке – ну что за вопиющая несправедливость?

Как бороться с несправедливостью?

Когда возникает вопрос, как бороться с несправедливостью, сначала нужно определить, а действительно ли с вами обращаются несправедливо, или все обиды вами надуманы?

Для этого сами себе ответьте на несколько вопросов, которые помогут вам разобраться, почему жизнь к вам несправедлива. Потому ли, что вы живете среди бездушных людей, которые готовы на все ради выгоды, или потому, что сами загнали себя в болото.

  1. Как вы определяете справедливость и несправедливость? Различные исходные данные (кто-то родился в богатой семье, а у кого-то родители были бедными), сегодняшние различия в вашем социальном положении и вашей бывшей одноклассницы, руководитель постоянно срывает на вас злость.
  2. Если вы считаете, что жизнь с самого начала обошлась с вами несправедливо и поэтому вы не смогли достичь того, чего добились ваши знакомые, то спросите себя, что вам мешало это сделать? Только ли отсутствие денег для успешного старта – вы не могли поступить в престижный университет, вам никто не дал бы кредит на открытие собственного бизнеса и т.д.
  3. Вы ответили, что будь у вас деньги, вы бы всего добились (вместо денег можно подставить любую другую отговорку – время, связи)? А так как вы были этого лишены, то вы и добиться ничего не могли?
  4. Вы считаете обязательным выполнение жизненной программы: закончить ВУЗ – пойти работать – выйти замуж – нарожать детей?
  5. Вы только и делаете, что ждете ожидания лучшего момента, обещая себе, что тогда ваша жизнь кардинально изменится?
  6. Вы все стараетесь делать на «5+», и если замечаете какой-либо недочет даже в домашней работе, это вас надолго выводит из колеи?
  7. Вы не ставите себе долгосрочных целей, предпочитая жить одним днем?

Если вы ответили положительно на 2 вопроса и более, то вас можно поздравить – жизнь с вами обходится справедливо. А в сложившейся неблагоприятной ситуации виноваты вы сами, ваша лень и нежелание упорно трудиться. Пора понять, что Волшебник на голубом вертолете не прилетит, и надо самой двигаться, чтобы чего-то достичь в этой жизни. Перестаньте действовать по давно проложенному кем-то маршруту, выберите свой путь. Оставьте все отговорки, они несерьезны, и поймите, что за большинство вещей, происходящих с нами, ответственны мы сами.

Как реагировать на несправедливость на работе?

Если обиды от жизни были вами выдуманы, то понятно, что от такого способа мышления нужно избавляться. А что делать, если вы действительно чувствуете к себе несправедливое отношение начальника? Ведь не можете же вы всегда быть виноваты в неудачах, как это он старается преподнести. Будь это так, никто бы вас на работе не держал.

Существует несколько способов, как защититься от несправедливости: можно активно противодействовать обидчику (самой или с привлечением союзников), пассивное восстановление справедливости (ожидание, что это сделает кто-то другой) или смирение с несправедливостью, которое предполагает отсутствие каких-либо действий со стороны обиженного. Выбирать способ противодействия вам, но давайте рассмотрим, как активно можно бороться с несправедливым начальником.

Чтобы помочь себе пережить ситуацию, когда с тобой поступили подло, ознакомьтесь с пятью советами психолога. Уже через 10 дней, Вы переживете подлость и стресс.

Тяжелее всего тем, чье здоровье подорвала неожиданность.

Человек, которому Вы доверяли, сделал подлый выпад в Вашу сторону, и, не извинившись, убрался восвояси.

А любимые?

Как пережить несправедливость

Как пережить их непредвиденный обман?

Давайте окунемся в советы психолога.

На подлости и лжи ничего не скуешь.

Он продолжит в том же духе, напоровшись на острие обмана.

Уверуйте в его падшую судьбу и Божье наказание.

Когда подлость совершил близкий Вам человек, больно вдвойне.

Я понимаю, что нелегко, но постарайтесь мысленно его понять.

Быть может, он запутался, заигрался или никогда Вас не любил?

В такой ситуации, многие люди прозревают, отпуская и прощая того, кто мог бы остаться рядом.

А это уже ни к чему.

Пережить ситуацию, когда с Вами поступили подло, помогут верные товарищи.

Я Вас хочу попросить не злиться на весь мир, утратив доверие.

Расскажите о своей проблеме тому, кто на жизненном пути сталкивался с человеческой подлостью.

Люди, пережившие это, как никто другой способны адекватно оценить Вашу ситуацию, протянув руку помощи.

Некоторые индивиды утверждают, что подлость “смывается” подлостью.

Дескать, камень свалится с души если Вы ответите тем же.

Продумав ответный ход, возможно, что Вы переживете данную ситуацию.

Только я боюсь, что когда Вы осознаете, что сами превратились в подлеца, на душе заскребутся кошки.

Когда с тобой поступили подло, не попросив виновато прощения, безусловно, Вы должны постараться изолировать себя от негожего человека.

Если подлую ситуацию Вы переживаете на работе, не стоит показывать обидчику свое негодование.

Продолжайте трудиться. Время “сгладит углы”. Но только уже не доверяйте открыто и не думайте, что ситуация больше не повторится.

Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.

В современном мире мы встречаем много несправедливости. Одни люди теряются, столкнувшись с хулиганством, грубостью, а другие противостоят им.

Нужно ли бороться с несправедливостью? На мой взгляд, именно этот вопрос волнует... Эта проблема всегда была актуальной.

По моему мнению, ….уверен, что несправедливость нельзя оставлять безнаказанной.

Я разделяю точку зрения автора и считаю, что не каждый человек может постоять за себя в определённых ситуациях. В этом случае нужно помочь, поддержать. Нельзя терпеть оскорбления, унижения, хулиганство, нужно бороться. Если человек будет бороться против несправедливости, то, я считаю, найдутся и другие люди, которые примут его сторону.

С несправедливостью, злом, ложью и другими пороками общества борются и герои литературных произведений. Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Анатоль Курагин чуть было не погубил Наташу Ростову, которая искренне поверила в его любовь и была готова с ним бежать. Но Соня, родные, Пьер Безухов помогли Наташе не совершить ошибки.

В комедии А. Грибоедова «Горе от ума» Чацкого несправедливо признают сумасшедшим только потому, что он думает не так, как другие, у него есть своё мнение. Герой не сдаётся и остаётся, на мой взгляд, победителем. Верность своим идеалам становится грозным предупреждением фамусовскому обществу.

О людях, которых не ценили при жизни

… ставит проблему отношения общества к людям, жизнь которых была отдана служению Отечеству, своему народу.

Я разделяю точку зрения автора. На мой взгляд, проблема, поднятая…, очень актуальна, ведь и сейчас происходит то же самое. Очень часто люди не хотят признавать выдающиеся способности ближнего. С раздражением, завистью часто говорят о тех, кто чем-то отличился, называют их чудаками, а, когда теряют, начинают петь дифирамбы.

Недавно мы отмечали очередной юбилей В. Высоцкого. Сколько книг о нем написано, сколько фильмов снято, а ведь при жизни поэт и актер был не признан, гоним! Только немногие увидели в нем гения и по достоинству оценили талант актера, поэта, певца. Высоцкий словно повторил судьбу С.А Есенина, которого при жизни считали пьяницей и скандалистом.

Трагичной была судьба и Марины Цветаевой. Поэтесса долгое время не могла найти себе работу, у нее не было средств, чтобы прокормить сына. Марина чувствовала себя ненужной. Не выдержав посланных ей испытаний, она добровольно ушла из жизни. Лишь много лет спустя после ее смерти на месте предполагаемой могилы была установлена надгробная плита.

Текст … произвел на меня сильное впечатление, заставил о многом задуматься и по-другому взглянуть на людей, которые меня окружают. Может, стоит быть терпимее к ним, добрее, внимательнее, чтобы потом не жалеть о своем равнодушии.

Социальное неравенство

Во все времена в мире были богатые и бедные люди. У них разный образ жизни, разные потребности и возможности. Откуда взялось такое разделение общества? По моему мнению, ….волнует проблема социального неравенства. Она актуальна и сегодня.

Отрывок из рассказа А. Куприна «Чудесный доктор» напомнил мне другой рассказ – «Дети подземелья» («В дурном обществе») В.Г. Короленко. Валек и Маруся живут в таких же условиях. Их детство омрачено не детскими проблемами и страданиями. Если в рассказе Куприна финал счастливый, то у Короленко он трагический: Маруся умирает. Однако герои и Куприна и Короленко, несмотря ни на что, сохраняют чувство собственного достоинства и не утрачивают веры в счастье, в торжество справедливости.

Приходится самому зарабатывать на жизнь и герою рассказа А. Куприна «Тапер». Бледный худощавый мальчик в подержанном мундире не сразу убеждает хозяев, что сможет играть на праздничном вечере. Юрию Азарову помогает случай. Его талант оценит сам Рубинштейн, но мы-то знаем, что не у всех так счастливо складывается судьба.

Проблема социального неравенства существовала всегда, не решена она и по сей день, и больше всего от этого, к сожалению, страдают дети, а так быть не должно.

Значение слова, слова поздравления, сила слова

Литература – искусство слова, и в очень многих произведениях русской литературы речь идёт о важности слова в нашей жизни. Вспомним хотя бы «Войну и мир» Л. Толстого. Салон А.П. Шерер… Россия накануне войны… Сколько красивых, «правильных», «высоких» слов сказано, но мы понимаем, что нет ни одного, идущего от сердца. Лишь Пьер Безухов да Андрей Болконский в разговоре искренни. Именно эти герои окажутся и на Бородинском поле и будут защищать Отечество, не думая о том, что будет с ними.

Доброе слово лечит, помогает в трудную минуту. В рассказе В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» писатель вспоминает свое детство и бабушку, ее певучую, ласковую речь. Она исцеляла, дарила веру в лучшее, помогала поверить в себя и в людей.

Итак, «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», как сказал поэт. Так давайте же не употреблять слов впустую, будем знать им цену!

Одинаково ли воспринимают мир взрослые и дети?

Например, в романе «Война и мир» Наташа Ростова с годами не утратила детского задора. Она была очень весёлой, жизнерадостной и никогда не понимала, почему в мире столько жестокости. Ей мир виделся иначе: он должен быть без войн, и в нём должно быть много любви. Наташа-жена, мать на последних страницах романа ведет себя как капризный ребенок, отчитывая Пьера, но мы по-прежнему любим ее, понимая, что во всех своих проявлениях любимая героиня Толстова искренна и непосредственна.

Герой рассказа В. Шукшина «Микроскоп» получил деньги от жены на зимнюю одежду для детей, но купил на них микроскоп, чтобы изучать жизнь микробов. Такой поступок мог совершить только человек с душой ребенка.

Я думаю, если мы будем оставаться в душе детьми, то в мире исчезнет зло, а править будут только любовь и добро.

Книга

В подтверждение своей точки зрения я хочу привести следующие примеры. В повести Л. Толстого «Детство» главный герой Николенька Иртеньев вспоминает книги, которые читала ему бабушка, рассказывает о том прекрасном мире, который открыли они ему.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» мы знакомимся с Татьяной Лариной. Поэт пишет о своей героине:

Ей рано нравились романы,

Они ей заменяли всё;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Книги научили Татьяну сильно и тонко чувствовать, сделали её непохожей на других, личностью. После отъезда Онегина именно книги расскажут любимой пушкинской героине и о том, кого она так сильно полюбила.

Когда человек много читает, книга становится потребностью, другом. Соня Гурвич из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие..» не расстаётся с любимым томиком стихов и на войне. Знакомые поэтические строки вселяют в неё силы, помогают верить в победу.

Книга

По моему мнению, … уверен, что вовремя прочитанная книга должна помочь найти жизненный путь, которому человек будет следовать.

Я разделяю точку зрения автора и считаю, что добрые книги воспитывают в нас сострадание и любовь к окружающим. Книги, прочитанные в подростковом возрасте, «впитываются в душу ребёнка», потому что в этом возрасте человек воспринимает всё с особой остротой.

Например, Владимир Ильич Ленин, прочитав в юношеские годы произведение Чернышевского «Что делать?» был им покорён. Он писал, что роман его «глубоко перепахал…», что «это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь». Последние слова Ленина относятся и к нам, людям совсем иного времени. Читая «Что делать?», мы открываем для себя удивительный мир человеческих отношений и целиком оказываемся во власти прочитанного.

Большую роль сыграли книги и в жизни Максима Горького. Впоследствии в своих произведениях писатель любил показывать, как воздействует книга на человека, какие нравственные и общественные уроки он из неё извлекает. Павел Власов из романа Горького «Мать», благодаря книгам, полностью изменяет свою жизнь и становится настоящим человеком.

Книги необходимы каждому человеку в любом возрасте. Книги учат, воспитывают, помогают найти ответы на любые вопросы, исцеляют, дарят хорошее настроение, без книг жизнь человека пуста и скучна.

Любовь и ревность

«Люблю, люблю, но реже говорю об этом…» Любовь и ревность… Они всегда идут рядом. А в чем же причины ревности? Мне кажется, именно на этот вопрос попыталась ответить …

…. приводит нас к выводу, что ревность – это неверие в себя и в то же время недоверие к тому, кого любишь. Ревность отравляет любовь.

Да, ревность часто ослепляет. Ленский из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» вызывает Онегина на дуэль, даже не попытавшись объясниться с Ольгой. Утром, увидев ее, он раскается, но отменить дуэль не сможет. Ленский погибает.

В романе М. Шолохова «Тихий Дон» ревность рождает в сердце Натальи сначала желание убить себя, что является большим грехом, а потом такую ненависть к Григорию, такое желание отомстить, что Наталья решается убить нерожденного ребенка.

Ревность отравила любовь, победил эгоизм.

Искусство

К размышлениям о назначении искусства, о его роли в жизни человека обращались многие писатели. В повести «Портрет» Николай Васильевич Гоголь рассказывает о судьбе молодого художника Чарткова. Это очень талантливый, но бедный человек, мечтающий о славе и деньгах. Он разбогател, стал модным, желающих приобрести его работы было великое множество. Картины стоили дорого и писались быстро, но в них не было больше жизни и таланта. Чартков променял свой талант на золото.

А вот в повести Антона Павловича Чехова «Три года» Юлия Лаптева ходит по залам галереи. Невольно ее внимание привлекает одна картина. Это был небольшой, невзрачный пейзаж. Среди множества картин она выбрала его, сама не понимая почему. И вот она уже в мыслях идет по мостику, по тропинке, все дальше и дальше. Этот скромный пейзаж так глубоко затронул душу, что заставил изменить ее свои взгляды на жизнь, на живопись. Вот в чем смысл истинного искусства.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!