Нестандартные формы проведения классных часов. Виды внеклассных мероприятий

Современные внеклассные школьные мероприятия принято считать одной из самых главных частей любого преподавателя. Осуществление таких занятий приводит к воспитательному влиянию на школьников.

На данный момент под внеклассными мероприятиями в пределах школьного заведения принято понимать определенные занятия или мероприятия в коллективе, которые в обязательном порядке должны производиться непосредственно самим преподавателем или же остальными сотрудниками школы. Такие действия, как правило, должны обладать воспитательным характером для учеников любой возрастной категории.

На сегодняшний день существуют самые разные формы мероприятий в школе, но об этом немного позже. В принципе чаще всего к подобным мероприятиям стоит относить разнообразные игры, познавательные экскурсионные походы, посещение музеев и т.д. Результативность и эффективность подобных методов обучения в большинстве своем зависит от подбора способов и приемов такого процесса обучения.

Но одновременно с этим, важность воздействия на школьников правильного поведения и эффективного подбора разновидностей школьного мероприятия, ни в коем случае нельзя не заметить. Любой преподаватель знает, что достаточно часто интерес школьника к определенной школьной дисциплине можно вызвать только при осуществлении какого-то внеклассного мероприятия. Точно такими же методами можно в значительной степени произвести воздействие на подбор будущей профессии современного школьника.

Итак, наверное, многие желают узнать о том, какие разновидности школьных мероприятий сегодня существуют? В принципе, проведение мероприятий в школе может основываться на самых разных методах. Самыми распространенными мероприятиями в школьном заведении принято считать творческую деятельность, организацию разнообразных кружков, всевозможных выставок, олимпиад и коллективных конкурсов.

Не менее интересными школьными мероприятиями принято считать и организацию преподавателем или остальными сотрудниками школы массовых праздников, а также конференций для более старших школьников. При этом каждое подобное мероприятие подразумевает под собой его проведение в несколько этапов. Первый этап заключается в подготовке к событию. Второй этап подразумевает сам процесс проведения конкретного школьного мероприятия. И наконец-то третий этап заключается в анализе проделанной работы.

Организаторы школьных мероприятий на внеклассном уровне как правило требуют от учителей определенных затрат, которые предназначены для подготовки такой разновидности деятельности, так как нужно отыскать интересный и познавательный материал по определенной теме. Ведь данное событие, прежде всего, должно не лишь просто заинтересовать школьников, но и завлечь их в такой удивительный мир науки.

При этом необходимо тщательно распланировать все имеющиеся этапы конкретного мероприятия, подобрать способы и приемы преподнесения информации, определиться с разновидностью организации занятия. Ведь только в такой ситуации, все подобные разработки мероприятий в школе смогут, в конце концов, принести максимально эффективные результаты.

К тому же, что касается того, какие разновидности сценариев могут применяться преподавателем в работе, стоит отметить, что сам сценарий мероприятия в пределах школьного заведения подразумевает под собой тщательную разработку содержания события, которая изложена в правильной логической цепочке. Непосредственно в самом сценарии в обязательном порядке должна быть полностью раскрыта основная тема мероприятия, а также обозначены конечные цели.

Самым главным условием в период написания любого такого школьного сценария принято считать конкретизацию общей задачи, поиск и освещение самых проблемных моментов поднятого вопроса, который тревожит обществе больше всего. Любое внеклассное школьное мероприятие зачастую приурочено к определенному торжеству, конкретному человеку или значимому событию.

В значительной степени важным здесь принято считать и то, что предварительно составленный сценарий любого школьного мероприятия в обязательном порядке должен соответствовать возрасту школьников. На сегодняшний день достаточно часто в пределах школы организовываются мероприятия, которые поднимают такую достаточно важную проблему как воздействие наркотических веществ на организм человека или же правила безопасности в период контакта с определенными разновидностями животных.

Итак, с тем, какие виды мероприятий в школе сегодня существуют, наверное, все понятно, а вот, для чего они предназначены еще необходимо выяснить. Для того чтобы такая проделанная работа могла принести в результате максимальное количество пользы сценарий события должен в любом случае состоять из хорошо развитого и логично изложенного определенного сюжета.

При этом наличие конфликтной ситуации здесь принято считать обязательным элементом. Ведь сценарий без такого элемента может оказаться не таким ярким и не таким вызывающим внимание школьников. После того, как школьное мероприятие всевозможных форм было окончено, преподавателю нужно осуществить анализ данного события. На данный момент существует несколько разновидностей современного школьного мероприятия под видом психолого-педагогического анализа и соответственно, предметно-содержательного анализа.

Во втором варианте производится анализ содержательной базы события и используемых методов нравственного воспитания. А вот в первом случае необходимо рассмотреть мероприятие с точки зрения самого учителя. В данной ситуации производится оценка обоснованности темы конкретного события. А уже затем можно приступать к анализу основных целей и установленных задач определенного мероприятия в пределах школьного заведения.

Активность школьников в период проведения таких занятий разрешает произвести оценку того, насколько учителю удалось все-таки донести выбранный школьный материал к ученикам и правильным ли образом были подобраны способы ведения мероприятия. И наконец-то самым последним этапом такого самостоятельного анализа принято считать определение педагогической ценности события и значение действий для последующего развития любого школьника в отдельности или же непосредственно в самом коллективе.

Любой преподаватель помимо всего остального также должен осуществлять и самоанализ производимых действий. Такой анализ дает возможность правильно произвести оценку того, удалось ли провести школьное мероприятие максимально эффективно. Кроме того, учитель может также определить и уровень собственного педагогического мастерства. Вполне вероятно, что организатор мероприятия сможет после этого четко определить, что необходимо откорректировать и что нужно вообще исключить.

Таким образом, хоть разновидностей и форм школьного мероприятия сегодня и существует очень много, все-таки все они направлены на развитие ребенка и решение определенных важных проблем.

Современные методологические приемы активизации внеклассной деятельности

Современному учителю, руководителю кружка или спортивной секции, педагогу дополнительного образования необходимо свободно владеть в педагогической практике основными методологическими приемами или методами организации внеклассной деятельности.

Интерактивные формы внеклассной деятельности — формы организации учебного занятия или внеклассного мероприятия, предполагающие усиленный умственный труд, физическую, коммуникативную активность или быстрое принятие решения. К таким формам можно отнести экспресс-викторины, мозговой штурм, эстафеты, мини-конкурсы и др.

Беседа — метод обучения и воспитания, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам педагога. Беседа активизирует умственную работу обучающихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос — задача, которую решают ученики. Виды бесед: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, обобщающая, повторительная. Беседы различных видов могут совмещаться, пересекаться, перемежаться в зависимости от микроцели на определенном этапе учебного занятия и внеклассного мероприятия.

Эвристическая беседа используется в том случае, когда педагог не сообщает истину, а учит ее находить. На основе анализа известных обучающимся фактов и явлений, а также самостоятельных наблюдений ученики приходят к выводу по теме нового (познавательного) материала.

Воспроизводящая беседа используется при закреплении изученного материала, а также при повторении и обосновании выполненных действий.

Сообщающая беседа применяется педагогом в тех случаях, когда новый материал не может быть получен эвристически.

Обобщающая беседа проводится обычно в конце учебного занятия (внеклассного мероприятия) и в конце изучения крупной темы, раздела, курса.

Диалог — вид устной речи (реже письменной), характеризующейся сменой высказываний двух или нескольких (в этом случае иногда употребляют термин «полилог») говорящих лиц. Реплики (высказывания) говорящих связаны между собой по смыслу и составляют вместе единое целое, поэтому диалог — вид связной речи или текста. В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мимика, интонация. Для диалога характерны некоторые стилистические особенности: вопросы, восклицания, эллиптические конструкции, междометия и частицы, обращения и пр.

Демонстрация — методический прием, показ на занятии (внеклассном мероприятии) всем обучающимся таблиц, схем, моделей, картин, диапозитивов, видеофильмов, телепередач, изображений, проецируемых на экран с помощью современной электронной и видеотехники.

Дифференцированный подход — форма организации труда обучающихся на основе их объединения, в рамках учебного коллектива, в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных — по национальному составу, по степени владения русским (иностранным) языком. Каждая группа получает задания разного характера, неодинаковой степени трудности. Дифференцированный подход позволяет в рамках подросткового коллектива подтянуть отстающих, дать возможность для развития каждой подростковой группе (каждой личности). Деление на группы не является постоянным. Для разных видов работы могут создаваться разные по составу творческие группы.

Дозировка учебного материала . При организации и проведении внеклассного занятия (мероприятия) педагогу необходимо продумать насыщенность каждого этапа занятия или мероприятия. Такая работа способствует предупреждению перегрузки обучаемых, утомляемости, обеспечивает оптимальные условия усвоения учебного (познавательного) материала.

Доказательство — методический прием, развивающий мышление и речь и состоящий в обосновании какого-либо утверждения с помощью других мыслей, утверждений, уже доказанных или принимаемых без доказательств (очевидных или недоказуемых). Задания с предложением «докажи» широко используются как на учебных занятиях, так и во время проведения внеклассного мероприятия.

Закрепление знаний, умений и навыков — вид учебной деятельности учеников, организуемой и проверяемой педагогом, направленной на осуществление принципа прочности усвоения учебного (познавательного) материала. Закрепление знаний осуществляется путем повторения нового материала в разных вариантах и сочетаниях, в перестроенном виде, с новыми примерами, а также при помощи выполнения практических действий — упражнений, практических заданий. Закрепление на учебном занятии проводится обычно после объяснения нового материала.

Тестирование — современный вид проверки усвоения учебного (теоретического) материала, определения психологического типа личности подростка, его склонностей и интересов. Тестирование предполагает две методики исполнения: компьютерный вариант и вариант на бумажных носителях. Преподаватели составляют краткие задания по изученным темам или блоку учебного материала, предлагают различные варианты их решения (ответы), из которых лишь один вариант верен. Обучаемым предлагается за определенное (ограниченное) время обозначить правильный вариант ответа или на листах бумаги, или в компьютере.

Компьютер — современное техническое средство обучения, развития и поиска информации в Интернете, которое применяется в следующих видах:

Разработка и использование учащимися компьютерных программ, по которым они работают самостоятельно на персональных компьютерах или в компьютерных классах;

Использование готовых компьютерных программ, развивающие игры, тестирование;

Контроль и самоконтроль (проверяются знания и умения);

Общение с друзьями других регионов и стран через Интернет, передача информации посредством электронной почты;

Моделирование и конструирование; обобщение изучаемого теоретического материала, а также реферирование и редактирование написанного текста;

Анализ и отбор учебных текстов, необходимой информации и их оценка по определенным критериям;

Количественное изучение звучащей речи или напечатанных текстов и др.

Повторение учебного (познавательного) материала — возвращение в ходе учебного занятия (внеклассного мероприятия) к изученному ранее с целью его закрепления, связывания с новым материалом, обобщения и систематизации изученного. Повторение обеспечивает прочность усвоения знаний. Обычно повторение проводится на новых примерах, в ином порядке, с применением новых способов деятельности (подготовка обучаемыми обобщающих таблиц, схем, докладов и пр.).

Индивидуальное обучение (консультация) — форма организации учебных занятий с отдельными учениками вне учебного коллектива. Чаще всего используется с учениками, которым предписано обучение на дому. Индивидуальное обучение обычно состоит в разъяснении трудных теоретических вопросов, в совместном выполнении заданий с учетом методических указаний преподавателя, в самостоятельной работе под руководством педагога. Как правило, индивидуальные консультации даются педагогом при подготовке докладов, выполнении длительной творческой работы (при использовании проектной методики).

Развитие речи обучаемых — процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи — ее восприятием и выражением своих мыслей. Процесс развития речи протекает у людей разного возраста. Термин «развитие речи» используется также в узком методическом значении: специальная учебная деятельность педагога и обучаемых, направленная на овладение речью, а также соответствующий раздел курса методики русского или иностранного языка. Она включает организацию речевых ситуаций, речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом (связной речью), интонациями, над исправлением и совершенствованием речи.

Вся работа по развитию речи опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики, а также на теорию речи и текста, которая не входит в программу для учащихся, но используется как основа методики развития речи обучаемых.

Ролевая игра — методический прием обучения и активизации внеклассной работы школьников. Суть ролевой игры заключается в создании таких ситуаций, в которых каждый участник получает вымышленное имя, социальную роль — туриста, экскурсовода, журналиста, медсестры, педагога и т. д. Ведущий руководит ходом беседы. Ролевая игра создает мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, повышает эмоциональный уровень учебного труда обучаемых.

Самоконтроль — необходимый этап учебного действия. Реализуется в следующих приемах: проверка правильности написанного текста; применение словарей и справочников; выверка своего ответа по заранее составленному плану; самонаблюдение за произношением, темпом, выразительностью речи и правильностью чтения текста и т. д.

Самостоятельная работа — познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Может иметь место при изучении нового учебного материала, закреплении знаний, подготовке реферата или доклада, творческой работы, сборе коллекции или гербария, проектировании проекта.

Метод проектов — в настоящее время наиболее популярный метод обучения среди учителей-экспериментаторов. Наиболее эффективное применение проектного метода возможно с использованием компьютера. В проектном процессе выделяют три главные стадии, или фазы. На первой выдвигается плодотворная идея (содержательное ядро, смысл дальнейших действий). На второй (средней) — из недифференцированной идеи вырисовывается многоплановая панорама желаемого (построение технологии дальнейших действий или приемов будущей планируемой модели), Завершающая фаза проектирования — составление проектно-технологической документации.

Проектный метод предполагает принципиально иной подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить».

Приоритетные формы внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях

Чаще всего приоритетными для детей и подростков в общеобразовательных учреждениях являются игровые, театральные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющие учащимся осознать самих себя.

Наиболее популярными формами внеклассной деятельности являются:

1. Предметные недели по учебным предметам социально-гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов.

2. Учебно-познавательная деятельность: общешкольные предметные олимпиады и общественные смотры знаний, чествование призеров и победителей общешкольных, городских (районных) и областных (окружных, региональных, республиканских) предметных олимпиад и конкурсов; чемпионаты «знатоков виртуального мира» (знатоков информационно-коммуникационных технологий), фестивали творческих и научно-исследовательских проектов; общешкольные смотры-конкурсы «Лучший ученик» (по параллелям классов), «Лучший выпускник школы (лицея, гимназии)», «Лучшее портфолио ученика».

3. Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия : работа школьных музеев, тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий и тематических экскурсионных поездок, военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок», соревнований «Безопасное колесо», отрядов ЮИД (юных инспекторов дорожного движения) и ЮДП (юных друзей пожарников).

4. Массовые праздники (коллективно-творческие дела): тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы: «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка, парни», «Мисс школа», КВН, профессий, самоделок; интеллектуальные турниры знатоков; конкурсы инсценированной или строевой песни, театральных постановок, чтецов и авторского творчества, рисунков и плакатов.

5. Специализированные (тематические) или профориентационные) акции: ярмарки знаний и будущих профессий; праздники и фестивали народного творчества, национальных обычаев и традиций; фестивали науки и творчества, кружков и клубов по интересам; неделя детской книги или библиофилов.

6. Общественно полезные и социально значимые мероприятия: трудовые десанты и субботники; тимуровская деятельность, рейды Айболита и чистоты; поисковая и краеведческая работа; операции «Подарок далеким друзьям», «Подарок ветерану»; акции милосердия: «Помоги детям-инвалидам», «Наш подарок детскому дому», «Помоги людям старшего возраста».

7. Спортивная и туристская деятельность : организация и проведение туристских слетов, «робинзонад» и соревнований, одно- и многодневных пешеходных, комбинированных, горных, вело-мото походов и экспедиций; вечеров туристов, «Малых олимпийских игр», турниров (чемпионатов) по волейболу, баскетболу, легкой и тяжелой атлетике, гимнастике и борьбе, шахматам и шашкам (нардам, бильярду); спортивных эстафет (с учащимися, родителями); соревнований «Мама, папа, я — спортивная семья», «Самый спортивный класс».

Наиболее распространенные формы досугового общения: «огоньки», круглые столы, дискотеки, вечера, посиделки, выезды за город, посещения музеев, встречи с интересными людьми; работа кружков и клубов по интересам, спортивных секций; «мозговые штурмы», дискуссии и интерактив.

Становятся популярными новые игровые формы: по типу игры программы «Новая цивилизация», интенсивного общения (целевые тренинги, обучающие и развивающие интеллектуальные и психологические игры), коммуникативно-лингвистические (тренинги-общения, творческие игровые вечера), коммуникативные (дискуссии, мозговые атаки, деловые, сюжетно-ролевые игры).

Тема педагогического совета: « Разнообразные формы проведения классных часов . Использование новых технологий »

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой ВР, как классный час. Возьмём и обратимся к высказываниям известных учёных:

    “Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. () “Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя” . ()

Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты:

Это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

Это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально - чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.

Примерная тематика нравственных классных часов.

1. “Кто я? Какой я?” - игра.

2. “Дверь в детство” - путешествие детей в детство их родителей.

3. “Я через 5 лет” - экскурсия в портретную галерею класса.

4. “Архив 5” - праздничное представление, посвящённое итогам года.

1. Мои интересы, мои увлечения – аукцион увлечений и интересов уч-ся.

2. Я - дома, я - в школе, я - среди друзей – интерактивная игра.

3. Окна моего дома. Что они значат – час общения.

4. Иметь своё мнение – это важно?! – беседа.

1. “Мои “хочу” и мои “могу” диспут.

2. “Скажи, кто твой друг и …”- интерактивная игра.

3. “Вверх по лестнице жизни”. Мои нравственные ценности – беседа.

1. Умею ли я любить? – аукцион мнений.

2. Люди, без которых мне одиноко – этическая беседа.

3. Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами? – дискуссия.

4. Страна, в которой мне хотелось бы жить – защита фантастических проектов.

1. “Я имею право на…” - разговор на заданную тему.

2. Всему начало любовь… - праздник.

3. Счастливый билет моей судьбы – нравственный экзамен.

4. Прекрасное и безобразное в нашей жизни – дискуссия.

2. Я среди людей, люди вокруг меня – деловая игра .

3. Чувство взрослости. Что это такое? – эпическая беседа.

4. Моя будущая профессия. Какой я её вижу? – экскурсия в мир профессий.

1. Какие воспоминания оставлю я о себе в школе – классное собрание – разговор.

2. Есть только миг между прошлым и будущим… - дебаты.

3. Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? – презентация.

4. Моя миссия в мире – конференция.

Организация и проведение тематического классного часа.

Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся.

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы .

Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы. Это можно провести следующим образом:

Учитель выписывает на доске разные темы, например: “обычаи и традиции”, “времена и страны”, “великие люди мира”, “психология человека”, “границы человеческих возможностей”, “страны, изучаемого языка”, “история этикета”, “ азбука открытия мира”, “ песни в истории моей семьи и страны”, “мир человеческих увлечений”, “кино в жизни человека”, “ праздники нашего дома”, “кем быть и каким быть?”, “музыка нашего времени и прошлого” и д. т.

(Например, в нашей школе ежемесячно в классах должны проходить классные часы по ЗОЖ и раз в четверть - классный час по возрождению национальной культуры.

Проводилась серия классных часов, посвященных 60-летию Победы, 60-летию образования Кемеровской области , 80-летию образования Тисульского района.)

В последнее время по определенной теме создаются специальные воспитательные программы, которые включают последовательное (поэтапное) с 1-11 классы воспитание учащихся в данном направлении: Программа “Вместе”,

    Программа “Мир спасётся красотой”, Программа “Я - гражданин России”, Программа “Здоровье” и другие

Организация и проведение информационного классного часа.

Раньше информационный час назывался политинформацией. Но в последнее время политинформацию поспешили выбросить из воспитательной работы, посчитав её не нужной в наше время. Однако это совершенно неверно. Мы должны формировать политическую культуру и коммуникативные навыки учащихся.

Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.

Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) –минут, тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но не более.

Основные формы во время информационного часа:

Газетные сообщения;

Пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;

Работа с политической картой;

Комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

Формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

Просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.

Планируя свою работу с классом, не следует забывать и о развитии интеллектуальных способностей учащихся через различные формы:

Интеллектуальные марафоны;

Дни творчества;

Интеллектуальные. ринги и викторины;

Заседание психологического клуба “Зеркало” и т. д.

Тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся.

1. и его толковый словарь.

2. Я и мои способности.

3. Мир энциклопедий.

1. Мои сильные и слабые стороны.

2. Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть?

3. Мои “почему?” и ответы на них.

1. Глубинные тайны человеческого познания.

2. Внимание и внимательность. Слова одного корня?

3. Как научиться управлять собой.

1. Талантливость и гениальность. В чёя оно проявляется?

2. Тренировка памяти – залог будущего успеха.

1. Человек и творчество. Великие творения человечества.

2. Разговор с самим собой по душам.

1. Как научиться властвовать собой?

2. Мои лингвистические способности. Как они проявляются?

3. Недостатки человека и их влияние на его судьбу.

1. Пока я мыслю, я живу.

2. Юмор в жизни человека.

Итак, классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Классный час выполняет функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.

Если же классный час проводится только для “галочки”, то полезней будет сэкономить время – своё и ученика. Но, а если классный руководитель подходит к проведению классного часа неформально, то начинать следует с определения целей и попытаться систематизировать воспитательный процесс, спланировать.

Российская Федерация

Республика Хакасия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5.

П О Л О Ж Е Н И Е

о проведении классных часов в школе

  1. Общие положения

Положение о проведении классных часов в школе (далее - Положение) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5 (далее - ОУ) разработано в соответствии с п.6, ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ОУ, с учётом мнения обучающихся и их родителей (законных представителей).

Положение определяет цели, задачи, формы, организационную и функциональную структуру, содержание и инструментарий оценки внутренней и внешней эффективности классных часов в МБОУ СОШ №5.

Положение рассматривается на заседании управляющего совета, утверждается приказом директора ОУ. Положение обязательно для исполнения всеми участниками образовательных отношений. Один экземпляр Положения хранится в кабинете руководителя ОУ. Текст Положения размещается в сети Интернет на официальном сайте ОУ.

Классный час - это форма воспитательной работы в классе, который способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.

Классный час - это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия; это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации, которой играет педагог.

Классный час включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день.

Классный час проходит в каждом классе еженедельно.

Два классных часа в месяц являются тематическими, которые проводятся в первую и четвертую недели месяца; информационный классный час "Что я видел? Что я слышал?" проводятся 1 раз во вторую неделю месяца; классные часы, направленные на реализацию школьных программ проводятся 1 раз в месяц в третью неделю.

Форму проведения классного часа выбирает классный коллектив под руководством классного руководителя.

Классный руководитель при подготовке и проведении классного часа является его основным координатором и несет ответственность за реализацию воспитательного потенциала классного часа.

Цели и задачи классного часа

Формирование знаний по вопросам политической, экономической и социальной жизни, о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном школы.

Формирование гражданской позиции, нравственно-эстетических качеств личности.

Научить понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними.

Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка.

Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.

Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.

Формы проведения классных часов

При выборе формы проведения конкретного классного часа классный руководитель должен учитывать:

возрастные и интеллектуальные особенности школьников;

их интересы и запросы;

соответствие формы тематике и цели классного часа;

собственный опыт воспитательной работы;

школьные условия.

Форма проведения

Дискуссионные формы

диспут, дискуссия, конференция, круглый стол, вечер вопросов и ответов, встреча с приглашенными людьми, лекторий, аукцион.

Формы состязательного характера

конкурс, викторина, путешествие, КВН, эстафета полезных дел, смотр, парад, презентация, турнир, олимпиада.

Творческие формы

фестиваль, выставка, устный журнал, живая газета, творческий труд, представление (проектов), юморина, спектакль, концерт, ярмарка, вечера, дискотеки (объединенные классные часы).

Игровые формы

ролевые игры, сюжетные игры, интеллектуальные, игры - катастрофы.

Формы психологического просвещения

тренинг, исследование.

Подвижные формы

веселые старты, малая олимпиада, школьная олимпиада, день...... (атлетики, здоровья и т.д.).

Формы работы вне школы

экскурсия, поход, выход (концерт, цирковое, театральное представление).

Разговорные формы

диспуты, обсуждения, беседы, лекции, конференции, устный журнал.

Функции классного часа

Классный час выполняет три основные воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую и направляющую. Чаще всего классный час выполняет все функции одновременно. Чаще всего классный час выполняет все функции одновременно.

Просветительская - расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебной программе.

Ориентирующая - формирует определенные отношения к объектам окружающей действительности; выработка определенной иерархии материальных и духовных ценностей.

Направляющая - переход разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность.

Формирующая - реализация вышеперечисленных функций; формирование привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя; выработка умений вести групповой диалог, аргументирование своего мнения.

Школьное методическое объединение классных руководителей 1- 11 классов определяет традиционные классные часы на учебный год в соответствии с анализом воспитательной работы прошедшего учебного года с целями и задачами на предстоящий учебный год и с учетом традиционных общешкольных мероприятий проводится как единый классный час первым уроком во всех классах одновременно.

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах воспитательной работы классных руководителей. Тематика одного классного часа определяется классным коллективом на классном собрании (классным руководителем совместно с учащимися и их родителями) в конце каждого учебного года на будущий учебный год.

Классные часы могут посвящаться:

морально-этическим проблемам (на них формируется определенное отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т.п.);

проблемам науки и познания (цель таких классных часов в выработке у школьников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности);

эстетическим проблемам (здесь ученики знакомятся с основными положениями эстетики; говорят о прекрасном в природе, одежде человека, в быту, труде, поведении; развивают свой творческий потенциал);

вопросам государства и права (эти классные часы развивают интерес школьников к политическим событиям, происходящим в мире; формируют чувство ответственности и гордости за Родину, ее успехи на международной арене; учат видеть суть государственной политики, классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями);

вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;

психологическим проблемам (цель - стимулировать процесс самопознания, самовоспитания и организация элементарного психологического просвещения);

проблемам экологии (цель - привитие ответственного отношения к природе);

общешкольным проблемам (значимым событиям, юбилейным датам, праздникам, традициям и т.п.).

Требования к содержанию классного часа:

Стабильность, для каждого часа день и время определено. Не рекомендуется классный час проводить в субботу, лучше в первой половине недели.

Классные часы должны быть построены так, чтобы в своем содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок - к суждениям.

Классный руководитель должен иметь план проведения классного часа: тематика классного часа, дата, цель воспитательная, последовательность проведения, наглядность, заключительное слово учителя, выводы по классному часу, удалось ли реализовать воспитательные цели.

В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений, но его возможности - проводить коррекцию и оказывать помощь в поисках правильного решения.

Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должна быть динамика видов деятельности, вопросов, информации.

Классный час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный заряд, он должен развивать чувства учащихся, положительные эмоции.

Организация классного часа

При планировании открытых классных часов следует равномерно распределять их по учебному году. Каждый педагог может в течение учебного года провести 4 - «открытых» классных часа. Не целесообразно планировать на первую и последнюю неделю четверти (перед и после каникулами).

За месяц до проведения открытого классного часа педагог или руководитель методического объединения ставит в известность заместителя директора по ВР о проведении открытого классного часа.

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет подготовка помещения к данному мероприятию. Классная комната должна быть чисто убрана, проветрена, по необходимости декорирована цветами, афоризмами и т.п. Тема классного часа может быть написана на доске/плакате, кроме того, должны быть сообщены вопросы, подлежащие обсуждению.

На классном часе ученики рассаживаются, как им хочется.

Продолжительность классного часа - 45 мин, но у младших школьников может быть сокращена до 20-30 мин, у старших школьников она может быть более одного астрономического часа (если проблема заинтересовала всех учеников, и обсуждение не было завершено). Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня школьника.

Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач:

определить тему классного часа;

подобрать форму/методы/технологии его проведения;

место проведения;

составить план проведения классного часа;

вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников;

распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися.

Приобщая учеников к проведению классных часов, вовлекая в разговор о жизни, классный руководитель учит их анализу жизненных явлений.

Любой коллектив держится традициями, и классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, всем коллективом: педагогу и детям, тогда на классном часе станут возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса.

Структура классного часа

В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии науки и общества.

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа. Во время заключительной части важно:

стимулировать потребность школьников в самовоспитании:

поддержать желание изменить к лучшему жизнь окружающих;

направить энергию воспитанников на совершение практических дел на благо других людей.

Оценка качества классного часа.

Качество классного часа оценивается по критериям внешней и внутренней эффективности.

Инструментарием оценки внутренней эффективности классного часа являются анализ классного часа (приложение № 1), отзывы, эссе учеников, которые они пишут по окончании классного часа.

Внешнюю эффективность оценивает заместитель директора по воспитательной работе.

Приложение № 1

к Положению о проведении

классных часов в школе

АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО КЛАССНОГО ЧАСА

Классный руководитель
(Ф. И.О., квалификация)

1. Общие сведения о классном часе

Дата ____________________ класс_____________________
Тема классного часа __________________________________________________________________________________
Форма проведения __________________________________________________________________________________
Внедряемая технология (элементы технологии):
- коллективно-творческого воспитания, воспитание на основе системного подхода, индивидуализированного (персонального) воспитания, воспитание в процессе обучения (нужное подчеркнуть)
- другая технология_________________________________________________________________

Оптимальность объема предложенного познавательного материала

__________________________________________________________________________________

Актуальность и воспитательная направленность классного часа _________________________________ _________________________________________________ __________________________________________________________________________________

Степень новизны, проблемности и привлекательности познавательной информации для воспитанников __________________________________________________________________________________

Место классного часа в воспитательной системе

__________________________________________________________________________________

Характеристика цели классного часа и соответствие ее содержанию классного часа ______________ _________________-----------------------__________________________________________________________________________________

Характеристика используемого оборудования:
- средства наглядности ______________________________________________________________
- ТСО _____________________________________________________________________________
- раздаточный материал _____________________________________________________________

Соответствие оформления учебного помещения классного часа тематике __________________________________________________________________________________

Уровень активности обучающихся в ходе подготовительной работы __________________________________________________________________________________

Организация воспитательной деятельности:

Наличие и качество проведения оргмомента:
. подготовка учащихся к началу классного часа, эмоциональный настрой __________________________________________________________________________________
. организационное начало классного часа (методы и виды деятельности) __________________________________________________________________________________
. внешняя готовность________________________________________________________________
. психологическая готовность обучающихся____________________________________________
. оформление класса________________________________________________________________

Использование разнообразных форм деятельности в организации мероприятия (коллективная, групповая, индивидуальная, парная и др.) __________________________________________________________________________________

Обоснование выбора формы проведения классного часа (музыкально-поэтическая композиция, игра, экскурсия, конкурс, диспут, беседа и др.) __________________________________________________________________________________

2. Деятельность учащихся:

Уровень активности:
- высокий, средний, низкий, нормальный, динамичный;
- репродуктивная деятельность, продуктивная деятельность, творческая деятельность (нужное подчеркнуть).

Интерес к теме __________________________________________________________________________________

Самостоятельность суждений __________________________________________________________________________________

Речь обучающихся, грамотность __________________________________________________________________________________

Культура поведения, дисциплина __________________________________________________________________________________

3. Результативность классного часа:

Создание атмосферы творчества, глубины осознания проблемы и т.д.__________________
Эмоциональность классного часа______________________________________________________
Управление процессом внимания на протяжении всего мероприятия________________________

Формы и методы организации деятельности обучающихся:
- формы: индивидуальная, групповая (парная), фронтальная, коллективная; метод проблемного обучения, частично-поисковый, исследовательский объяснительно-иллюстративный; словесные, наглядные, практические.
- другое ___________________________________________________________________________

Морально-психологическая атмосфера классного часа:
- простота общения, взаимоуважение, требовательность, юмор, непредвзятое отношение, объективность оценки, взвешенная реакция, придирчивость, нервозность, раздражение;
- другое ___________________________________________________________________________

Анализ составил(а) _____________________________________________
(Ф.И.О.)

" ____"__________________20____г.

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой ВР, как классный час. Возьмём и обратимся к высказываниям известных учёных:

  • “Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов)
  • “Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя”. (М. Л. Маленкова)

Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты:

Это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

Это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Это требование сегодня есть не в каждой школе. Может это и правильно, где сам классный руководитель определяет, когда и где он будет проводить встречу с классом. Лучше всего, если классный час поставлен в школьное расписание в субботу, между 3 и 4 уроками. Это даёт классному руководителю встречаться с родителями учащихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения школы. Иногда слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час длился 45 минут, как урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться и 20 минут, а иногда можно говорить намного дольше, это зависит от темы и цели, возраста, формы проведения классного часа.

Кл. час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой.

Основные компоненты классного часа.

Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.

Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:

  • составление педагога совместно с учащимися и родителями тематики классных часов на новый учебный год;
  • уточнение темы и цель классного часа, выбор формы проведения;
  • определение времени и места проведения классного часа;
  • определение ключевые моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;
  • подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме;
  • определение участников подготовки и проведения классного час;
  • распределение заданий между участниками и группами;
  • проведение классного часа;
  • анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).

Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Им даётся право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения. Результат классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.

Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.

В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.

Несколько слов хочу сказать о классном собрании, которое должно проводиться примерно раз в месяц. Оно является наивысшим органом самоуправления в классе, где дети учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе. Классное собрание выполняет две функции: стимулирующую и организующую.

Классное собрание:

Распределяет поручения;

Избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;

Слушает доклады учеников о выполнении поручений.

Личное участие классного руководителя обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение. Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.

В 5 классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем.

В 6 класс деятельность собрания расширяется.

Как правило, к 7 классу складываются традиции и правила поведения классного собрания

Усилия, затраченные на обучение подготовке и проведению классного собраний в 5-7 классах, классного руководителя полностью оправдываются в старших классах.

Есть ещё очень интересная форма проведения классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно.

Час общения – это совместное творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, соберите “корзину проблем” и с учетом пожеланий сформулируйте тематику классных часов.

Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.

Классный руководитель даже может предложить ребятам выработать правила общения:

1. С уважением относиться друг к другу.

2. Любое мнение заслушивать внимательно.

3. Пока один говорит, все его слушают.

4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

Формы часа общения могут быть различными . Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей, профессионализма педагога…

  • Беседа.
  • Дискуссия (диспут).
  • Дискуссия позволяет вовлечь детей в обсуждение поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение.
  • Сюжетно-ролевая игра
  • – форма КТД, позволяющая обсудить проблему, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры.

Методика проведения ролевой игры:

Определение проблемы, выбор ситуации;

Распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;

Проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффективное решение;

Обсуждение ситуации участниками.

Очень важно, чтобы учитель не навязывал своё мнение при спорных вопросах.

Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: “инсценированный суд”, “пресс-конференция”, “спрашивали – отвечаем”, инсценировка литературного произведения.

  • Устный журнал.
  • Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами.
  • Социально-культурный проект
  • – это самостоятельное исследование учащимися значимых социальных различных проблем. Для создания проекта требуется время и соблюдение определённого алгоритма действий:

Изучение ситуации;

Сбор информации;

Планирование;

Формирование микрогрупп и назначение ответственных;

Практические действия;

Определение приоритетных результатов;

Групповой анализ выполнения поставленных задач.

Одним из способов быстрого решения проблемы является “мозговая атака”. Этот вид часто используется для решения конкретной проблемы, например, “Как улучшить дежурство в классе”. Правила проведения “Мозговой атаки” следующие:

Учитель фиксирует все мнения и идеи ребят;

Мнения не комментируются, не оцениваются, не повторяются;

Никого не заставляют насильно высказывать своё мнение;

- “мозговая атака” заканчивается, когда все идеи исчерпаны.

Все идеи в заключении рассматриваются и оцениваются.

Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме телевизионных игр : “Звёздный час”, “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и др.

Преимущества часа общения над другими формами работы.

1. Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со всеми уч-ся класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.

2. Результативность класс. часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства ребят, так и на мнение одного ученика. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.

3. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные нравственные задачи.

Как организовать и провести этический или нравственный час общения?

Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, учитель может провести предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь…

Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.

Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.

Примерная тематика нравственных классных часов.

  1. “Кто я? Какой я?” - игра.
  2. “Дверь в детство” - путешествие детей в детство их родителей.
  3. “Я через 5 лет” - экскурсия в портретную галерею класса.
  4. “Архив 5” - праздничное представление, посвящённое итогам года.
  1. Мои интересы, мои увлечения – аукцион увлечений и интересов уч-ся.
  2. Я - дома, я - в школе, я- среди друзей – интерактивная игра.
  3. Окна моего дома. Что они значат – час общения.
  4. Иметь своё мнение – это важно?! – беседа.
  1. “Мои “хочу” и мои “могу” диспут.
  2. “Скажи, кто твой друг и …”- интерактивная игра.
  3. “Вверх по лестнице жизни”. Мои нравственные ценности – беседа.
  1. Умею ли я любить? – аукцион мнений.
  2. Люди, без которых мне одиноко – этическая беседа.
  3. Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами? – дискуссия.
  4. Страна, в которой мне хотелось бы жить – защита фантастических проектов.
  1. “Я имею право на…” - разговор на заданную тему.
  2. Всему начало любовь… - праздник.
  3. Счастливый билет моей судьбы – нравственный экзамен.
  4. Прекрасное и безобразное в нашей жизни – дискуссия.
  1. А если не получилось?.. Что дальше? – диспут.
  2. Я среди людей, люди вокруг меня – деловая игра.
  3. Чувство взрослости. Что это такое? – эпическая беседа.
  4. Моя будущая профессия. Какой я её вижу? – экскурсия в мир профессий.
  1. Какие воспоминания оставлю я о себе в школе – классное собрание – разговор.
  2. Есть только миг между прошлым и будущим… - дебаты.
  3. Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? – презентация.
  4. Моя миссия в мире – конференция.

Организация и проведение тематического классного часа.

Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся.

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.

Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы. Это можно провести следующим образом:

Учитель выписывает на доске разные темы, например: “обычаи и традиции”, “времена и страны”, “великие люди мира”, “психология человека”, “границы человеческих возможностей”, “страны, изучаемого языка”, “история этикета”, “ азбука открытия мира”, “ песни в истории моей семьи и страны”, “мир человеческих увлечений”, “кино в жизни человека”, “ праздники нашего дома”, “кем быть и каким быть?”, “музыка нашего времени и прошлого” и д. т.

(Например, в нашей школе ежемесячно в классах должны проходить классные часы по ЗОЖ и раз в четверть - классный час по возрождению национальной культуры.

Проводилась серия классных часов, посвященных 60-летию Победы, 60-летию образования Кемеровской области, 80-летию образования Тисульского района.)

В последнее время по определенной теме создаются специальные воспитательные программы, которые включают последовательное (поэтапное) с 1-11 классы воспитание учащихся в данном направлении: Программа “Вместе”, Программа “Мир спасётся красотой”,

  • Программа “Я - гражданин России”,
  • Программа “Здоровье” и другие
  • Организация и проведение информационного классного часа.

    Раньше информационный час назывался политинформацией. Но в последнее время политинформацию поспешили выбросить из воспитательной работы, посчитав её не нужной в наше время. Однако это совершенно неверно. Мы должны формировать политическую культуру и коммуникативные навыки учащихся.

    Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.

    Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) – 20 -25 минут, тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но не более.

    Основные формы во время информационного часа:

    Газетные сообщения;

    Пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;

    Работа со словарём и справочной литературой;

    Работа с политической картой;

    Комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

    Формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

    Просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.

    Планируя свою работу с классом, не следует забывать и о развитии интеллектуальных способностей учащихся через различные формы:

    Интеллектуальные марафоны;

    Дни творчества;

    Интеллектуальные. ринги и викторины;

    Заседание психологического клуба “Зеркало” и т.д.

    Тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся.

    1. В. И. Даль и его толковый словарь.
    2. Я и мои способности.
    3. Мир энциклопедий.
    1. Мои сильные и слабые стороны.
    2. Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть?
    3. Мои “почему?” и ответы на них.
    1. Глубинные тайны человеческого познания.
    2. Внимание и внимательность. Слова одного корня?
    3. Как научиться управлять собой.
    1. Талантливость и гениальность. В чёя оно проявляется?
    2. Тренировка памяти – залог будущего успеха.
    1. Человек и творчество. Великие творения человечества.
    2. Разговор с самим собой по душам.
    1. Как научиться властвовать собой?
    2. Мои лингвистические способности. Как они проявляются?
    3. Недостатки человека и их влияние на его судьбу.
    1. Пока я мыслю, я живу.
    2. Юмор в жизни человека.

    Итак, классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

    Классный час выполняет функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.

    Если же классный час проводится только для “галочки”, то полезней будет сэкономить время – своё и ученика. Но, а если классный руководитель подходит к проведению классного часа неформально, то начинать следует с определения целей и попытаться систематизировать воспитательный процесс, спланировать.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!