Николай 2 и его семья в ливадии. Крым, Ливадийский дворец, жизнь династии Романовых: эпоха Николая II и Александры Федоровны (ч.2)

Ливадия была последовательно „летней царской резиденцией" для Александра II, Александра III и Николая 2 и, постепенно застраиваясь многочисленными службами, ко времени Николая II приобрела характер целого городка, призванного обслуживать нужды царского дворца. Изучение царской Ливадии чрезвычайно любопытно для характеристики Романовых, живших в Ливадии, „для себя"; данное замечание особенно относится ко времени Николая II.

Николай II унаследовал в Ливадии два дворца-„Малый старый" от отца и „Большой старый" от деда, из которых первый действительно был мал, а второй уж очень стар (его строил не Александр II, а Потоцкий). В октябре 1904 года особая комиссия, состоявшая из архитекторов и врача-бактериолога, осмотрев старый большой дворец, составила любопытный акт. Оказалось, что 1) под штукатуркой на потолках в некоторых местах завелся грибок „домовая губка" (merulius lacrymans), который по отзывам врачей мог быть опасным для здоровья людей, 2) кой-где деревянные балки подгнили и 3) воздух подвального этажа тяжелый, сырой и затхлый; в подвальном этаже находился сборный колодец для грунтовых вод, в котором на 8 арш. глубины стояла застойная вода с запахом и т. д. Антисанитарное состояние царского дворца бросалось в глаза и, хотя комиссия воздерживалась от резких выводов и предлагала улучшить состояние дворца отдельными ремонтами, но уже напрашивалось само собой более радикальное решение-снести до основания зараженный и прогнивший дворец и построить новый. К этому и приступили спустя несколько лет.

Новый дворец был заложен 23 апреля 1910 года и закончен 14 сентября 1911 года. Характерно, что целый ряд дворцов на южном берегу Крыма был построен Романовыми именно в промежуток времени между 1909 и 1912 годами: дворец в имении Георгия Михайловича „Харакс" был построен в 1909 году, дворец „Кичкине" Дмитрия Константиновича-в 1912 г. и Ай-Тодорский дворец Александра Михайловича близ дер. Гаспры тоже в 1912 году. Романовы успели притти в себя после революции 1905 года и только что собрались пожить в свое удовольствие.

Постройка дворца была поручена ялтинскому архитектору Ник. Петр. Краснову, который уже был известен, как строитель превосходного дворца в сарацынском (арабском) стиле в имении „Дюльбер" Петра Николаевича Романова (в 1898 г.). Любопытно сопоставить обстоятельства постройки Ореандского и Ливадийского дворцов. Насколько медленно- при постоянном недостатке рабочей силы-производилась постройка Ореандского дворца Николая 1 (с весны 1843 г. до августа 1852 г.), настолько быстрым и уверенным темпом строился Ливадийский дворец Николая II (один год и пять месяцев); если Ореандский дворец строился экономно и расчетливо, то, наоборот, при постройке Ливадийского дворца видна была необычайная щедрость, даже расточительность и излишество. Указанные два момента в дальнейшем изложении будут обоснованы, подчеркнуты и иллюстрированы яркими примерами, но уже теперь нужно дать объяснения такого несходства, и оно само собой напрашивается. Дворец Николая II строился в условиях достаточно высокого развития промышленного капитализма в России, когда к услугам строителей были достижения современной техники и не было недостатка в рабочей силе. Само хозяйство помещика (Николая II) в его южнобережных имениях шло в уровень с требованиями промышленного капитализма и при высокой организации, больших капитальных вложениях (вспомним Массандровские подвалы) и при беззастенчивой эксплоатации рабочих давало большие доходы от виноделия; не случайно то обстоятельство, что расходы по Ливадии покрывались в большей степени денежными поступлениями из Массандры.

Быстроте строительных темпов содействовала принятая организация работ. На работах во всей строгости проводился принцип единоначалия. В противоположность стройке-Ореандского дворца, где над архитекторами стоял строительный комитет, а над ним „собственная контора" в Петербурге и много времени уходило на бумажную переписку и волокиту, при постройке Большого дворца никаких комиссий и комитетов не было, вся ответственность была возложена единолично на архитектора Краснова. В договоре, который министерство двора заключило с Красновым, так и было подчеркнуто, что никакое другое лицо или учреждение не будет вмешиваться в распоряжения Краснова, что он все работы выполняет самостоятельно и по данной ему полной доверенности будет от своего имени заключать на любые суммы договоры с разными поставщиками и подрядчиками, подписывать денежные ордера об уплате и пр, только информируя министерство двора о заключенных им договорах и ходе строительства, и что вся ответственность ложится единолично на Краснова.

Последний заключил целый ряд договоров со специальными московскими и петербургскими фирмами на устройство водопровода, электропроводки, электрической сигнализации, отопления, на производство работ металлических, мраморных, на омеблирование комнат и т. д. Десятки столичных фирм были вовлечены в эту работу, выполняли заказы в столичных заводах и мастерских и только прилаживали и устанавливали привезенное в готовом виде оборудование в Большом дворце. Даже деревянные панели (облицовка внутренних стен деревом) вырабатывались в Москве по чертежам архитектора, по данным им размерам, из указанного им материала и т. д., а в Ливадии только устанавливались на место и закреплялись. Таким образом, достигнутая капиталистической промышленностью специализация производства позволила на постройке Большого дворца взять быстрый темп работ, который был немыслим в свое время при постройке Ореандского дворца с его кустарно-ремесленным характером работ.

При указанном использовании достижений и преимуществ капиталистического производства (перед кустарным) неудиви-тельно, что и в техническом отношении дворец был построен солидно и основательно. Дворцовая территория была дренажирована устройством водосборных галлерей. Под дворцом было забито громадное количество бетонных свай и над ними положена железобетонная подушка, на которой и покоится фундамент дворца (техника забивки свай была такая: забивались деревянные сваи на определенную глубину и потом вытягивались обратно, в образовавшиеся дыры и заливался бетон). Забивка свай шла в две смены-днем и ночью. Когда дворец был закончен, поверхности наружных стен были флюатированы, т. е. покрыты Кеслерским флюатом (Doppel- fluat)-особый химический состав. Факт флюатирования я - привожу, как пример применения при постройке технических новинок. В отношении отопления и удобств применялись самые совершенные системы. Во дворце устроена система водяного отопления низкого давления, сделана проводка горячей и холодной воды, пресной и морской, устроены подъемные машины: 1) для дворца, 2) в кухонном корпусе для блюд, 3) для дров и угля и пр.

В условиях достаточно развитого капитализма понятна- без лишних объяснений-та щедрость, которую проявляли владельцы дворцов в отношении самих себя, устраивая свою личную жизнь. Но траты по Ливадии были исключительно высокими и заслуживают пристального к себе внимания, так как они выявляют одну из характерных болячек старого режима-непроизводительное хищническое расходование народных денег. Стоимость сооружения Большого дворца выражается в сумме около 2.000.000 руб., свитского дома около 600.000 р., но все расходы по строительству этих зданий, включая устройство новой подъездной дороги ко дворцу, переустройство прилегающей ко дворцу части парка, внутреннее убранство комнат достигают колоссальной суммы-4.000.000 р. От чтения всех счетов и договоров получается впечатление, что движется непрерывный поток золота. Тут и мраморные две колонны по 2.500 руб. и мраморные арки над колоннами три по 3.700 руб. и две по 3.200 р., тут и отделка отдельных комнат, стоящая десятки тысяч рублей: обстановка и отделка приемной комнаты красным деревом в стиле Жакоб-28.500 руб.; отделка стен гостиной Александры Федоровны- 32.500 руб.; лепная работа потолка в „ожидательной-перед- ней" по образцу исполнения в зале Государственного совета в Мариинском дворце 5.240 р. и тГ д.

Необычайно щедрым было вознаграждение и самого ар- хитектора Краснова, который согласно договора получал в вознаграждение 8°/0 с суммы итога расходов на все работы (за исключением стоимости всех тех предметов внутренней обстановки и убранства дворца, которые были присланы из Петербурга без непосредственного участия и не по заказу архитектора). Из этих 8°/0 архитектор должен был содержать всех помощников строителя и чертежников, но и только: вся остальная сумма шла непосредственно в карман Краснова.

Казалось, что Романовым не жалко никаких средств на украшение Ливадийского дворца. На их особую заинтересованность Большим дворцом указывает то обстоятельство, что многие украшения и детали, поставленные снаружи дворца, были выбраны Александрой Федоровной, которая на каталогах и фотографиях, присланных Красновым, а также на плане делала соответствующие пометки. Из переписки от 25 февраля 1914 г. видно, что Александра Федоровна по материалам, которые были присланы Красновым, выбрала колодец, скамейки и вазы и место их установки; кроме того, прислала нарисованные ею на отдельных листах 4 вазы (скопированы из каталога Manuffattura di Signa). Краснов, принимая к неуклонному исполнению „творчество" Александры Федоровны, оказался очень податливым и уступчивым архитектором и, конечно, эта уступчивость хорошо оплачивалась.

При таких колоссальных затратах на дворец была ли по крайней мере достигнута художественная цельность постройки? Достаточно обширный дворец, имевший 58 комнат, был построен в стиле раннего Итальянского возрождения. Главный его фасад и особенно внутренний итальянский дворик дворца художественно оправданы и приемлемы по простоте и изяществу чистого итальянского стиля. Итальянский стиль далеко не так эффектен, как готический или мавританский, но он внутренне оправдан тем, что подходит к климатическим условиям южного берега. Весь белый и радост-ный(со стороны главного фасада), с многочисленными окнами и балконами, дворец открыт для живительных лучей южного солнца и приятной-в жаркое время года-прохлады морского ветерка. Возможно, что в задачу архитектора и входило построить дворец-санаторию. Но стоит обойти дворец кругом и первое хорошое впечатление сменяется недоумением, а потом и разочарованием. Уже в углу главного фасада, ближе к боковому южному фасаду, скопилось большое количество разных „аксессуаров", скопированных и заимствованных из разных мест и времен: тут и римские мраморные диваны Н-го века, и итальянские колодцы и копия химеры (с собора Парижской богоматери), и подлинный помпейский саркофаг (гробница). Настоящая кунсткамера! Подлинное самостоятельное творчество заменено убогим копированием и заимствованием. Да и откуда было взяться настоящему творчеству в годы жестокой реакции Столыпина, особенно, когда к украшению дворца, как мы видели выше, „приложили руку" сами Романовы? Обилие фальшивых деталей (фальшивые колодцы, фальшивые фонари „флорентийские") заставляет нас лишний раз вспомнить о лицемерии, двуличии Романовых. Начинаешь думать по этому поводу и приходишь к мысли, что, может быть, первоначальное впечатление от итальянского стиля обманчиво и что простота и естественность стиля есть только гличина", маска. Итальянский стиль это, прежде всего, стиль дворцов итальянских тиранов и кондотьеров, которые насаждали в Италии абсолютизм ценою всевозможных преступлений. Конечно, неодинаков масштаб деятельности мелких итальянских династов и всероссийского императора; но принципы (принципы „мак- киавелизма") у них одинаковы. Разве мы не знаем, что-по признанию правой руки Николая II его премьер-министра Витте-между царским двором и погромщиками из „союза истинно-русских людей" была тесная связь?

Если от бокового фасада, где были личные - комнаты Романовых с прекрасным видом на море, пойти дальше в обход дворца, то наступит полное разочарование. В одной связи со дворцом приютилась небольшая церковь в византийском стиле с отдельно стоящей византийской «звонницей»

Это наследство внуку от деда; если Николай!1 распорядился снести до основания насквозь прогнивший дворец Александра И, то в отношении церкви на такую меру он, конечно, не мог решиться. Приземистая, пузатая церковка, как говорится, „ни к селу, ни к городу" около итальянского дворца. Так первое хорошее впечатление от дворца, точнее от его главного фасада, постепенно по мере обхода дворца ослабевает и заменяется чувством досады. Впереди один еще яркий момент-изумительно эффектный внутренний дворик.

На описании внутреннего убранства дворца не стоит останавливаться. Я уже отмечал разностильность комнат и погоню за чисто внешними эффектами. Московские мебельные фирмы, конечно, старались угодить столь выгодному для них заказчику (в надежде заработать звание „поставщиков высочайшего двора"); но они работали в пределах своих возможностей и по привычному для них трафарету (а обслуживали они обычно крупных промышленников и богатых купцов). Чем больше Романовы бросали денег на меблировку, тем сильнее чувствовался буржуазно-мещанский букет домашней обстановки и уюта. Но в одном отношении-в отношении мистического окружения-Романовы побили все рекорды: одних икон во дворце насчитывалось свыше 750. Потерявшие душевное равновесие люди перед лицом наступающей грозной революции судорожно хватались за свои иконки и образки. Духовное убожество и вырождение семьи Романовых не удавалось прикрыть мраморными колоннами и лепными потолками дворца.

Стоимость постройки дворца и его омеблирование-это, так сказать, чрезвычайные расходы по Ливадии. Интересно рассмотреть обыкновенные расходы по Ливадии. Возьмем для примера „учет сметных ассигнований по имению Ливадия на 1913 год" (последний предвоенный год). В приходе значится 106.125 руб. 30 коп., из них львиная доля падает на доходы от виноградарства (89.250 руб.).

Приведенная смета нуждается в нескольких примечаниях и пояснениях. Повидимому, бухгалтерия имения расходы по пунктам 19 и 20 считала сверхсметными и, так сказать, экстраординарными. Но ведь Романовы приезжали в Ливадию почти каждый год до войны 1914 года, и все остальные расходы по Ливадии имели смысл только в расчете на регулярные приезды Романовых. Что касается пункта 20, то

указанные в нем расходы (на новые сооружения), конечно, являются чрезвычайными. Только нужно иметь ввиду, что в Ливадии каждый год производились новые постройки. Ливадия при Романовых из себя представляла целый городок, где было несколько сот построек, необходимых для обслуживания царского дворца. Царский дворец был тем ненасытным Молохом, которому было все мало принесенных жертв: требовались все новые и новые сооружения. Но если даже искусственно ограничить сметные ассигнования пунктом 18, то все же общая сумма расходов выражается крупной цифрой 415.125 руб. с превышением расходов над доходами приблизительно на 300.000 рублей и это в золотых довоенных рублях.

В этой расходной смете обращает на себя внимание скромная цифра расходов по виноградарству-23.081 руб.- сравнительно с доходом (89.250 руб.). Единственная крупная статья дохода по Ливадии получалась за счет эксплоатации рабочих ливадийских виноградников. Традиции Александра II остались в силе и при Николае 11. Некоторые крупные статьи расхода объясняются желанием владельцев имения изолироваться и быть независимыми от обычных экономических связей: таковы расходы на освещение (устройство собственной электрической станции обошлось в солидную сумму 246.459 руб. 02 коп.), по молочной ферме и т. д.

Большой расход по статье 3-й (парки и дороги) не является случайным. Из дел ливадийского архива видно, как Романовы интересовались древесными насаждениями и цветниками. Полное отсутствие в Ливадийском парке веерных пальм (chamaerops excelsa) объясняется определенно выраженным пожеланием Марии Федоровны, зафиксированным в документах архива. Для того, чтобы снять поврежденное дерево около дворца, требовалось разрешения Николая II. Так, министр двора Фредерике сообщил в Ливадию, что по его докладу Николай II 14-го декабря 1913 года разрешил снять у дворца два пострадавших дерева. Это распоряжение можно сопоставить с тем случаем, который упоминается в документах Ливадии, а именно, что в ночь на 10-е декабря 1913 года бурей сломало и повредило около дворца несколько деревьев. Если тут нет случайного совпадения, а имеется ввиду один и тот же факт, то получается убедительная картина, как быстро сообщали царю и как быстро он реагировал, когда дело касалось его личного интереса, хотя бы самого малозначительного и самого ничтожного. Между тем, серьезные государственные дела нередко целыми месяцами и годами двигались снизу вверх к царю и обратно. "

Цветы в Ливадии занимали видное место. Несмотря на обилие цветов в Ливадии их еще ко времени царского приезда покупали. Так, в последний приезд Романовых в Ливадию (весной 1914 года) было куплено цветов (частью выписано из-за границы) на 3.115 руб. 10 коп. и еще куплено у татар полевых цветов на 600 руб. Николай II несколько раз выражал свое удовольствие садовнику и последний „был счастлив" донести по начальству о словах Николая И („какие у вас чудные розы, какая прелесть, какая их масса, целое море"). Недаром у Николая II сложилось впечатление о Ливадии, как о море цветов, и недаром он вспоминал о ливадийских цветочках после февральской революции и хотел попасть в Ливадию „ухаживать за цветами". Его жена Александра Федоровна и в этом отношении оказалась более строгой и требовательной, заявила, что в Ливадии цветов мало, и потребовала, чтобы на видных местах были устроены новые плантации лилий и красных роз, а ниже турецкой беседки плантации ирисов и турецких маков. Немедленно по отъезде Романовых (31 мая 1914 г.) садовник выступил с проектом расширения ливадийской оранжереи и просил, ссылаясь на желание Александры Федоровны, ассигнования 3.000 руб. на выписку из Германии к осеннему приезду Романовых „замороженной" (?!) сирени и ландышей. Вот своеобразная индустриализация и своеобразный импорт царского времени. Я позволил себе остановиться на этом маловажном обстоятельстве, потому что оно при всей своей незначительности ставит нас втупик. Ведь это делалось буквально накануне мировой войны. Как этот факт объяснить - совершенной ли неосведомленностью Романовых или-скорее-невероятным их легкомыслием?

Интересно, что культ цветов в Ливадии не сразу приостановила и февральская революция. Садовник запиской от 4 марта 1917 г. доводил до сведения Ливадско-Массан- дровского управления, что им получено распоряжение Александры Федоровны от 24-го февраля с/г на устройство новых цветочных клумб в определенных местах. Как переа. мировой войной, так и перед революцией Романовы еще думали о цветочках.

Не только огромные траты выделяют царское имение из ряда других,-но еще больше имевшая место в Ливадии чрезвычайная охрана. Для целей охраны весь южный берег был выделен из Таврической губернии в особую административную единицу. Царское правительство долго не могло остановиться, как бы наименовать эту единицу и его начальника, получившего огромные административные полномочия. Последний после революции 1905/6 года сначала именовался генерал-губернатором, потом „главноначальствующим" (другого такого „чина", кажется, не было нигде в царской России), наконец успокоилась на более обычном названии „градоначальника".

Ялтинским главноначальствующим долгое время был генерал Думбадзе, который проявил себя как крайний черносотенец и антисемит. При нем южный берег был запретной зоной даже для некоторых представителей буржуазного класса (еврейская буржуазия, лидеры кадетской партии и т. д.). Чувствуя за собой поддержку царя, Думбадзе мог не счи- таться с распоряжениями министра внутренних дел. высылал с южного берега даже „тайных советников" (был такой случай), возвращал сенату обратно его указы и т. д. При этом царском сатрапе на южном берегу свирепствовал сильнейший полицейский террор. В такой атмосфере полицейского террора, которая тормозила нормальное развитие южнобережных курортов, чувствовал себя лучше и дышал свободнее Николай II и Последний. Интересно отметить, что эта полицейская охрана содержалась на государственные средства по смете министерства внутренних дел, а в лива-

диискои смете находила свое отражение только в пункте 17-ом (добавочное содержание Думбадзе).

На время царского приезда для охраны Ливадии вызывались целые воинские части, содержание которых и расходы по переезду шли за счет военного ведомства. Так, на время царского приезда весной 1912 года в Ливадию были вытребованы следующие воинские части: Крымский конный полк, 7-я рота 16-го стрелкового полка, военная команда гребцов, 7-ая и 8-ая роты сводного гвардейского полка и собственный конвой. Содержание дорог и троп в Ливадии и Ореанде тоже было возложено на военное ведомство, для чего была прислана команда подметальщиков, состоящая из 60 солдат.

Наконец, царя всюду сопровождала дворцовая полиция, содержание которой шло по смете министерства двора. Я отмечаю это обстоятельство, чтобы подчеркнуть, каких огромных денег (по разным ведомствам) стоило государству пребывание Романовых в Ливадии. Таким образом, тройная цепь охраны оберегала Романовых на южном берегу: полиция и сыщики градоначальства с широким радиусом „полезной" деятельности до Алушты и Байдарских ворот, около самой Ливадии воинские части и внутри Ливадии и во. дворце - дворцовая полиция, собственный конвой и роты сводного гвардейского полка. „Главное" командование военно-полицейскими охранными силами принадлежало дворцовому коменданту и его помощнику-начальнику дворцовой полиции. Перед последним приездом Николая II в 1914 году согласно приказа дворцового коменданта от 26 февраля 1914 года была произведена поголовная проверка политической благонадежности всех ливадийских рабочих, составлен список служащих с указанием, через какие посты они могут проходить, а для рабочих был установлен следующий порядок: движение подвод и рабочих производится через „новые" ворота около гаража; для сопровождения подвод и рабочих и наблюдения за ними, чтобы по парку не расходились, дается особый наряд от войск ялтинского гарнизона... Так перед боем главнокомандующий сидит над картой „театра военных действий" и составляет „диспозицию" своим войскам... У дворцовой полиции своя карта ливадий- ско-ореандской зоны: все дорожки размечены на маршруты,

охранник, стоящий на своем посту, точно знает, кто из служащих может пользоваться данным маршрутом, а рабочие и подводы следуют по своим маршрутам только в сопровождении и в окружении военного караула.

Но можно ли сказать, что проживавшие в Ливадии Романовы чувствовали себя вполне спокойно под охраной полиции и солдат? Конечно, нет. Они только делали вид, что все обстоит благополучно. В феврале-марте 1914 года, согласно личному желанию Николая II, убрали в Ливадии полицейские будки с постов № 9, 10 и т. д.,-всего 11 будок. Будки бросались в глаза, подчеркивали, что нужно бояться и что поэтому кругом находится цепь охранников. Но так как в некоторых будках были поставлены телефонные аппараты, отказаться от которых охранка не могла, то одновременно со снятием будок последовало распоряжение устроить на некоторых постах в стенах ниши для телефонов, закрывающиеся деревянными дверками под цвет стены. Опять маскировка, опять фальшь, столь характерная для Николая И. Во всех помещениях Большого дворца была устроена электрическая сигнализация; среди звонков выделялся один, № 11, „тревожный", который из спальни Романовых сигнализировал в караульное помещение и дежурному офицеру. По этому звонку караульная команда и дежурный офицер должны были бежать в царскую спальню. Пусть

Романовы никогда этим звонком не воспользовались, но они хорошо знали, для чего он был предназначен.

Вся бытовая обстановка, окружавшая Романовых в Ливадии, подчеркивала, какой „народной любовью" пользовались последние Романовы. Даже от ливадийских младших служащих и рабочих Романовы должны были отгораживаться штыками. Чтобы забыться, чтобы отвлечь себя от тревожных настроений, Романовы окружили себя роскошью и придворным церемониалом. Даже в Ливадию сопровождали Романовых жившие рядом с дворцом в свитском доме министр двора, дворцовый комендант, гофмаршал, флаг-капитан, протопресвитер, флигель-адъютант и прочая придворная челядь.

На всех этих моментах недавнего прошлого стоило остановиться, чтобы живее почувствовать разницу между настоя-

щим и недавним прошлым. Теперь не стоит над нами охранник. Теперь не расходуются зря на прихоти и капризы правителей колоссальные суммы. Сама Ливадия получила другую физиономию и используется по-иному. Теперь в Ливадии целых три санатории, работающие круглый год:

1) крестьянская санатория в царских дворцах и свитском доме-на 500 человек в летнее и на 300 в зимнее время;

2) ливадийская санатория Цустраха № 2-на 120 человек;

3) ливадийская детская санатория Мосздравотдела „Эшиль- Ада" (зеленый остров) для детей, страдающих костным туберкулезом,- на 120 человек. В летнее время в Ливадии открываются еще дома отдыха (в 1929 году был дом отдыха студентов Московской горной академии), остальные свободные помещения курортное управление сдает приезжим курортникам („курортный жилфонд") и т. д.,-одним словом, Ливадия дает отдых и поправку в течение года приблизительно 5.000 трудящихся. Только теперь получили оправдание те огромные народные средства, которые были брошены Романовыми на постройку Ливадийских зданий.

В Крыму была жизнь. Романовы на Южном берегу Крыма.

Летней столицей империи - Крым сделал Александр II. Он первый оценил красоту и благотворный климат здешних мест, приехав сюда в 1861 году. Прекрасный морской воздух, много вечнозеленых растений, цветущий в середине февраля миндаль. Свой официальный визит семья Романовых совершила в Крым только в июне 1867 года. Царская семья прибыла морем на теплоходе «Тигр». Ялтинцы устроили высоким гостям торжественную встречу. Пристань города была украшена декоративным павильоном, разноцветными флагами и красными ковровыми дорожками. По воспоминаниям современников: «…вечером Ялта была иллюминирована, кругом пылали костры, окрестные дома светились фонарями». Местные жители рады были приветствовать Александра II, а наиболее прозорливые осознавали перспективное для Ялты внимание августейшей семьи. И были правы, Ливадия стала летней резиденций трёх последних российских императоров - Александра II, Александра III и Николая II.

В августе 1867 года по приглашению императора в Ялту на кругосветном судне «Квакер Сити» прибыли американские туристы, среди которых был журналист Самуэль Клименс, писавший под скромным псевдонимом Марк Твен. Сохранилось его описании Ялты: «Высокие суровые горы стеной замыкают бухту, их склоны щетинятся соснами, прорезаны глубокими ущельями, то здесь то там вздымается к небу седой утес, длинные прямые расселины круто спускаются от вершин к морю, отмечая путь древних лавин и обвалов, в низине раскинулись парки и сады знати в густой зелени, то тут то там вдруг сверкнет словно яркий цветок какой-нибудь дворец. Очень красивое место...». Александр II оказал гостям честь и сам показал наиболее интересные места.

Почему из всего полуострова именно Ливадия была выбрана для строительства царского дворца? Выбор объяснялся просто, во-первых, живописное место, а во-вторых, близко к Ялте, всего 3 км. Ливадия и Ореанда, небольшие поселки, растянувшиеся вдоль морского побережья. Ландшафт здесь горный, почти сразу за небольшой полоской берега местность начинает набирать высоту и превращаются в предгорья. Построив тут дворец, царская семья сделала большое дело для развития полуострова, остановив отток населения с Южного берега Крыма (ЮБК), неизбежно начавшийся после неудачной для России Крымской войны. Популярность этих мест стала расти, и вскоре сюда потянулась русская аристократия и о ЮБК заговорили как о русской Ривьере.

Имение, принадлежавшее семье графов Потоцких, расположенное на морском берегу в Ливадии, казна приобрела ещё в 1861 году. В первый ознакомительный визит в Романовы остались довольны местом, но сразу же стало понятно, что необходимо строить дворец для нужд большой семьи. Строительство поручили известному петербургскому архитектору Ипполиту Анотоновичу Монигетти, который знал вкусы Их Императорских Величеств. Задача перед архитектором стояла непростая. Крымский ландшафт все время идет в гору, здесь практически нет ровных площадок для строительства. Успешно справившись со стоявшей перед ним задачей, Монигетти возвел около 70-ти различных построек. В центральной части имения располагался Большой и Малый дворцы. Живописные беседки, фонтаны, вазы, скульптуры и все это с выходом на побережье, создавало неповторимый облик дворцово-паркового ансамбля.

Курортный сезон 1867 года закрывали по-царски пышно. Красочным праздником был отмечен день тезоименитства императора – 30 августа. На празднике присутствовали ближайшие родственники царя – великие князья (братья Александра II) Владимир, Сергей, Павел, дочь Александра II - Мария, великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич (братья императора), принц Ольденбургский. Праздник, проходивший на чаире, за молочной фермой действительно удался на славу. Были скачки казаков, гвардейцев, джигитовка татар. Были соревнования и веселые конкурсы для всех желающих (бег в мешках и другие). Вечером, ранняя южная ночь осветилась бенгальскими огнями, иллюминаций и грандиозным фейерверком. Две главные фигуры остались в памяти присутствующих – павлиний хвост из 250 ракет, на значительной высоте образовал красивую радугу и «жирондоль» (большой канделябр, украшенный подсвечниками) из 50 ракет с парашютами. Щит с вензелевым изображением имени Его Императорского Величества Государя Императора, увенчанный короной, через которую производились стрельбы. Финалом праздника был водевиль, специально написанный к празднику князем Вяземским.

Снова в Ливадию августейшая семья приехала лишь через два года в 1869. Путешествовали сначала поездом до Одессы, потом морем, через Севастополь на Ялту. В этом году Ливадию посетил наследник Александр Александрович (будущий император Александр III) с супругой Марией Федоровной. Наследник поселился в специально построенном для него дворце, который ему очень понравился и на долгие годы стал любимым местом отдыха. Здесь царская семья могла расслабится от бесконечных официальных мероприятий и строгого церемониала столицы. Простые радости – прогулки по парку, пешком или верхом, ездили в гости в соседнюю Ореанду, где отдыхал с семьей брат императора Константин Николаевич. После обеда закладывали экипаж и отправлялись кататься. Вечера проводили в кругу семьи, читали вслух, музицировали, принимали гостей. Сезон 1869 года закрыли в начале октябре. Последний раз Александр II был в Ливадии летом 1880 года, до его трагической гибели, в марте 1881 года, оставалось всего полгода.

Александр III вступив на престол, многое делал наперекор отцу, но в отношении летнего отдыха продолжил его традицию. Царская семья по прежнему проводила лето на Крымском берегу. Первой, в самом начале лета, приезжала императрица Мария Федоровна с младшими детьми. Ближе к осени прибывал Александр Александрович, его советники и министры. Дальние родственники и гости расселялись в Большом дворце, а царская чета располагалась в Малом. Он был компактный и, по свидетельству современников, "какой-то воздушный, чисто южной и чисто сельской архитектуры". По внутреннему убранству "он больше походил на дачу средней руки помещика, чем на резиденцию могущественнейшего из властелинов мира". Пребывая в крымских имениях, государь, обычно с "целым обществом", часто ездил верхом или в экипаже по окрестностям, охотился в горах, катался на лодках, гулял возле моря, посещал монастыри, бывал в имениях дворянской знати.

В начале 1894 года Александр III почувствовал ухудшение здоровья, тем не менее он в августе едет в Крым. Чудесная погода, морской воздух приободрили государя, но ненадолго. 20 октября в окружении семьи, в спальне Малого дворца он скончался. На следующий день в Ливадийской дворцовой церкви служили по покойному императору панихиду. Ливадия опустела, но очень скоро опять заполнилась людьми. Началось паломничество к месту кончины императора. Чиновники, доктора, учителя, купцы, священники со всей России приезжали в Ливадию. Они собирались в конторе имения, группа получала билет, и проводник вел ее в спальню Александра III, где на месте кресла, в котором умирал государь, в паркетный пол был врезан большой кленовый крест. Теперь уже нет ни креста того, ни самого дворца... По официальной версии Малый дворец сгорел в первые месяцы Великой Отечественной войны от немецкой авиабомбы. Местные жители рассказывают, что его взорвали красноармейцы, оставляя Южный берег Крыма в ноябре 1941 года.

Для императора Николая Александровича и его семьи, южное имение было особенным местом. Здесь протекало детство цесаревича, здесь через полгода помолвки он встретился со своей невестой, будущей императрицей Александрой Федоровной. Здесь в Крестовоздвиженской церкви Николай принял присягу и стал императором. Здесь же перешла в православие Александра Федоровна. Семья провела в Ливадийском дворце самые счастливые и беззаботные часы отдыха, общения с детьми, купания, катания верхом, на "моторе" (там в ту пору называли автомобиль). Великолепная «царская тропа» была проложена от Ливадийского дворца до Ореанды и сохранилась до сих пор. Тропа лежит на высоте 150 метров над уровнем моря, на ней нет перепадов высот, с неё открывается великолепный вид на Чёрное море. Николай II практически каждый день совершал по ней пешие прогулки в 6,5 км. Одна из дочерей императора записала в дневник: "В Крыму была жизнь, в Петербурге служба". Царская семья приезжала сюда четыре раз и в общей сложности с перерывами Романовы провели здесь около года: осень 1911 и 1913 гг., весну 1912 и 1914 гг. Лето считали жарким, и как правило, уезжали в Царское село под Петербург.

К началу XX века Большой Ливадийский дворец уже не соответствовал нуждам большой царской семьи. И, в 1909 году было принято решение о сносе старого и строительстве на его месте нового дворца, который был бы больше размером и был оснащен современными средствами, такими как лифт, электрическое освещение, телефон. Так и получилось. Возведенный дворец из белого инкерманского камня до сих пор служит украшением Крымского побережья. Проектирование и строительство дворца было получено ялтинскому архитектору Николаю Павловичу Краснову, под его руководством в течении 17 месяцев был построен великолепный дворец в стиле Итальянского Возрождения. Архитектору удалось использовать неровный, террасный ландшафт этого места и вписать в него здание. Кроме того было построен свитский дом, новая кухня, хозяйственные постройки, проложены дороги. Под руководством талантливого садового мастера Э.Ренгера был благоустроен парк, высажены хвойные и лиственные деревья, разбиты цветники. Сейчас парк в запущенном состоянии и о былом великолепии можно только догадываться.

Жизнь в летней резиденции во многом повторяла жизнь предыдущих поколений, была размерена и благотворна. Император не оставлял государственных дел, принимал министров, вел переписку и все это делал сам, так как у него не было личного секретаря.

В часы досуга семья любила морские прогулки вдоль берега на своей любимой яхте «Штандарт». Когда это великолепное судно пришвартовывалось в Ялте жизнь в провинциальном городе преображалась. Город становился центром курортной жизни. Императрица старалась и здесь проявить свою благотворительность. Александра Федоровна вместе с детьми учредила весенний «праздник белого цветка», когда богатые и знатные дамы изготавливали искусственные цветы и продавали их горожанам, каждый давал сколько сможет. Все вырученные средства шли в помощь туберкулезным больным. С началом первой мировой войны здесь, в Ливадии, на личные средства императрицы для солдат и офицеров были построены Дом для выздоравливающих, санаторий и хирургическая больница. С началом войны Николай II ещё будет в Крыму, но со свойственной ему щепетильностью не сочтет возможным посетить Ливадию. Какой отдых? Идёт война. Отрекшийся от престола 2 марта 1917 г., Николай II просил Временное правительство позволить ему удалиться в Ливадийское имение и вести жизнь частного лица. Императору было отказано, что было дальше нам, к сожалению, известно…

Последний российский император любил портвейн, разоружал планету, воспитывал пасынка и чуть не перенес столицу в Ялту [фото, видео]

Фото: РИА Новости

Изменить размер текста: A A

Николай II вступил на престол 2 ноября 1894 года. Что мы все помним об этом царе? В основном в голове застряли школьные штампы: Николай кровавый, слабый, был под сильным влиянием жены, виноват в Ходынке , учредил Думу, разогнал Думу, расстрелян под Екатеринбургом ... Ах да, еще провел первую перепись населения России , записав себя "хозяин земли русской". Да еще Распутин сбоку маячит со своей сомнительной ролью в истории. В общем, образ получается такой, что любой школьник уверен: Николай II - чуть ли не самый позорный российский царь за все эпохи. И это при том, что от Николая и его семьи осталось больше всего документов, фотографий, писем и дневников. Сохранилась даже запись его голоса, довольно низкого. Его жизнь досконально изучена, и при этом - почти неизвестна широкой публике за пределами штампов из учебника. Знаете ли вы, например, что:

1) Николай принял престол в Крыму . Там, в Ливадии, царском имении близ Ялты , умер его отец Александр III. Растерянный, буквально плачущий от свалившейся на него ответственности молодой человек - вот как будущий царь тогда выглядел. Мать, императрица Мария Федоровна, не хотела присягать этому своему сыну! Младшего, Михаила - вот кого видела она на троне.


2) И раз уж речь зашла о Крыме - именно в Ялту он мечтал перенести столицу из нелюбимого Петербурга . Море, флот, торговля, близость европейских границ... Но не решился, разумеется.


3) Николай II едва не передал престол старшей дочери Ольге. В 1900 году он заболел тифом (опять-таки в Ялте, ну прямо судьбоносный город для семьи последнего русского императора). Царь умирал. Со времен Павла I закон предписывал: престол наследуется только по мужской линии. Однако в обход этого порядка зашла речь об Ольге, которой тогда было 5 лет. Царь, впрочем, выкарабкался, выздоровел. Но мысль устроить переворот в пользу Ольги, а затем выдать ее замуж за подходящего кандидата, который и станет управлять страной вместо непопулярного Николая - эта мысль долго еще будоражила царских родственников и толкала их на интриги.

4) Редко говорят о том, что Николай II стал первым глобальным миротворцем. В 1898 году с его подачи была опубликована нота о всеобщем ограничении вооружения и разработана программа международной мирной конференции. Она прошла в мае следующего года в Гааге . Участвовали 20 европейских государств, 4 азиатских, 2 американских. В головах тогдашней передовой интеллигенции России этот поступок царя попросту не укладывался. Как так, ведь он милитарист и империалист?! Да, идея о прообразе ООН , о конференциях по разоружению зародилась именно в голове Николая. Причем задолго до мировой войны.


5) Именно Николай достроил сибирскую железную дорогу. Она до сих пор главная артерия, связывающая страну, однако почему-то ее не принято ставить в заслугу этому царю. Между тем сибирскую железную дорогу он причислял к главным своим задачам. Николай вообще предчувствовал многие вызовы, которые России пришлось затем разгребать в XX веке. Говорил, например, о том, что население Китая астрономически растет, и это повод укреплять и развивать сибирские города. (И это в то время, когда Китай называли спящим).

О реформах Николая (денежная, судебная, винная монополия, закон о рабочем дне) также упоминают нечасто. Считается, что раз реформы были начаты в предыдущие царствования - то и заслуги Николая II вроде как особой нет. Царь "всего лишь" тянул эту лямку и жаловался, что "работает как каторжный". "Всего лишь" подвел страну к тому пику , 1913 году, по которому потом еще долго будут сверять экономику. Всего лишь утвердил в полномочиях двух знаменитейших реформаторов - Витте и Столыпина . Итак, 1913 год: крепчайший золотой рубль, доходы от экспорта вологодского масла выше, чем от экспорта золота, Россия - мировой флагман в торговле зерном.


6) Николай был как две капли воды похож на двоюродного брата, будущего английского короля Георга V. Их матери - сестры. "Ники" и "Джорджи" путали даже родственники.


"Ники" и "Джорджи". Похожи так, что их путали даже родственники

7) Воспитывал приемных сына и дочь. Точнее, детей своего дяди Павла Александровича - Дмитрия и Марию. Их мать умерла родами, отец довольно скоро вступил в новый брак (неравный), и двух маленьких великих князей в итоге растил лично Николай, те звали его «папа», императрицу - «мама». Дмитрия любил как собственного сына. (Это тот самый великий князь Дмитрий Павлович, который потом вместе с Феликсом Юсуповым убьет Распутина, за что будет сослан, уцелеет во время революции, сбежит в Европу и даже успеет там закрутить роман с Коко Шанель).



10) Не выносил женского пения. Сбегал, когда супруга, Александра Федоровна, или какая-то из дочерей или фрейлин садилась за рояль и заводила романсы. Придворные вспоминают, что в такие минуты царь жаловался: «Ну, завыли...»

11) Очень много читал, особенно современников, выписывал массу журналов. Больше всего любил Аверченко .

Arzamas впервые публикует кадры хроники путешествия императора Николая II в Крым и рассказывает, чем занимались члены царской семьи, уезжая на каникулах из Петербурга на полуостров

Подготовил Алексей Буслаев

Николай II с семьей в Крыму. Фотография из семейного альбома Романовых Beinecke Rare Book and Manuscript Library

Поездки Романовых в Крым — это обязательная часть их ежегодного жизненного распорядка. Император Николай II с семьей провел на полуострове всю весну 1912 года и конец лета — осень 1913 года. Большая часть этого времени протекала в только что отстроенном архитектором Николаем Красновым новом Ливадийском дворце, ставшем излюбленным местом пребывания всех Романовых. Маршруты поездок были идентичными: поездом до Севастополя, откуда императора с семьей до Ялтинского порта доставляла яхта «Штандарт».

Хроника передает сцены торжественных мероприятий, сопровождавших приезд императорской семьи в Ялту, а затем в Ливадию. Для Николая II особое внимание к его прибытию со стороны местных властей и населения было привычной обязанностью перед несколькими месяцами довольно уединенного отдыха в любимом дворце в окружении своей семьи. 18 марта 1912 года вслед за своим прибытием в Ливадию и после встречи с почетным караулом дворца император с воодушевлением записал: «После молебна прямо кинулся в свои комнаты. Радость огромная снова быть здесь».

В крымских поездках Николая II неизменно сопровождала вся его семья. Вместе с императрицей Александрой Федоровной в 1912 и 1913 году в Крым приезжали великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, а также наследник престола Алексей. Было и ближайшее окружение Николая, например представ-ленный в кадрах хроники обер-гофмаршал императорского дворца Павел Константинович Бенкендорф, отвечавший за организацию путешествий царя.


Великие княжны Татьяна и Ольга с фрейлиной императрицы Анной Вырубовой на пляже в Крыму. Фотография из семейного альбома Романовых Beinecke Rare Book and Manuscript Library

Основное время посвящалось отдыху. Дни были наполнены прогулками и купаниями. Особое время император отводил для охоты и игры в теннис. Нередко совершались морские походы и поездки вглубь полуострова. При этом Николай II регулярно подолгу занимался государственными делами, разбирая всевозможные бумаги и устраивая официальные приемы. В разное время в Крыму с докладами императору побывали председатель Совета министров Российской империи Владимир Коковцов, военный министр Владимир Сухомлинов, министр внутренних дел Николай Маклаков, обер-прокурор Святейшего синода Владимир Саблер и другие.

Традиционными в ходе весенней поездки 1912 года стали пасхальные торжества. Накануне Пасхи 25 марта императрица с детьми и офицерами яхты «Штандарт» красили яйца. Ночью была служба. В понедельник император участвовал в большом христосовании, которое вовлекло 830 человек. На следующий день императрица Александра Федоровна во дворе раздавала пасхальные яйца гимназисткам и ученицам местных школ. Неделю спустя в Ливадию на тезоименитство императрицы прибыл ее брат Эрни, герцог Эрнст Гессенский, с супругой и маленькими сыновьями (старшим Георгом и младшим Людовиком). Император встречал их лично 4 апреля в Севастополе, а затем доставил в Ливадию на «Штандарте».

Значимые гости посещали Романовых в Крыму и в 1913 году. С конца лета «милый дом» навестила младшая сестра императора — великая княгиня Ольга Александровна. Однако главным семейным событием Романовых, которое вышло за границы Ливадийского дворца, стало празднование тезоименитства цесаревича. Накануне именин Алексея Николаевича, 4 октября, в Ялту пришла вся Черноморская эскадра. Наследник утром 5 октября получил подарки, затем принял парад Ялтинского гарнизона и наблюдал производство корабельных гардемарин в мичманы. Император записал в своем дневнике, как эскадра вечером устроила в честь наследника красивую иллюминацию, что, по его словам, «при полной луне и тихом море представляло замечательное зрелище».

19 декабря 1913 года Николай II с семьей покинул Крым и отправился в Царское Село. За оставшееся до Первой мировой войны время императорская семья еще раз успеет посетить свой дворец в Ливадии, где проведет весну — начало лета 1914 года. Больше Ливадийский дворец никогда не увидит своих хозяев. 

"Орианда, Юрьянда, Урьянда суть изменения одного и того же названия в устах татарских», — писал знаменитый исследователь Крыма первой половины XIX века П.И. Кеппен. Еще в 1480 году на месте нынешней Ореанды находилось небольшое греческое поселение с созвучным наименованием, полностью исчезнувшее задолго до присоединения Крыма к России.

До начала XIX века малонаселенная пустынная часть Южного берега, протянувшаяся от Балаклавы до Феодосии, считалась владением чинов балаклавского греческого батальона, несущего в Крыму пограничную службу. Затем отдельные земельные участки стали сосредотачиваться в руках нескольких лиц и, например, столь известные впоследствии Нижняя и Верхняя Ореанда, Ливадия, Алупка, Кучук-Ламбат оказались собственностью командира батальона Феодосия Ревелиоти.

Н.К. Шильдер, биограф Александра I, описывая пребывание государя в Крыму незадолго до его загадочной смерти в Таганроге, особо отмечает Ореанду. Там, наконец, Александр Павлович нашел тот уголок в Европе, о котором мечтал все последние годы и где желал бы навсегда поселиться: «Я скоро переселюсь в Крым, — говорил он приближенным, — я буду жить частным человеком. Я отслужил 25 лет, и солдату в этот срок дают отставку». После 1815 года император Александр представлял уже собою усталого мученика, мечущегося между возраставшим влиянием временщика графа А.А. Аракчеева и собственными убеждениями, сложившимися в молодости. Отсюда его все более проявлявшаяся религиозность, принимавшая форму мистического созерцания.

Однако мечте об уединенной жизни в Ореанде не суждено было осуществиться. 27 октября (8 ноября) 1825 года после непродолжительной остановки в Алупке у Новороссийского генерал-губернатора графа М.С. Воронцова император отправился через Байдары и Балаклаву в Георгиевский монастырь, где сильно простудился, и в Таганрог приехал уже тяжелобольным. 19 ноября в этом небольшом городке юга России, не дожив трех недель до 48 лет, умер победитель Наполеона Бонапарта Александр I Благословенный.

Вскоре скончалась и его супруга, императрица Елизавета Алексеевна, и владельцем Нижней Ореанды стал Николай I. По указу последнего с 1830 года надзор за имением стал осуществлять граф М.С. Воронцов, которому было доверено распоряжаться всеми хозяйственными и денежными делами Нижней и Верхней Ореанды, назначать в них управляющих, садовников, виноградарей и других служащих.

По инициативе графа здесь стали проводиться большие работы по созданию плантаций лучших европейских сортов винограда, а в царском владении — и великолепного парка, который получил статус «Императорского Сада в имении Ореанда».

С августа по октябрь 1837 года Николай I предпринял большую инспекционную поездку по западным и южным губерниям России и Закавказью, причем по приглашению графа М.С. Воронцова в маршрут было включено и посещение Южного берега.

В Крым он решил поехать вместе с императрицей Александрой Федоровной и цесаревичем Александром Николаевичем. Встретились все в конце августа в Вознесенске, небольшом городке-пристани на Южном Буге. Александра Федоровна прибыла сюда из Москвы вместе с дочерью, великой княжной Марией Николаевной, а 19-летний наследник престола из Харькова, одного из многочисленных городов, с которыми он знакомился во время своего путешествия по России. Из Вознесенска на корабле они прибыли в Севастополь, а затем в колясках и верхом проехали через Бахчисарай и Симферополь в имение Воронцовых «Массандра». Александра Федоровна была в восторге от Ореанды, и Николай сразу же принял решение построить здесь для нее дворец. Роскошное имение стало одним из бесчисленных драгоценных подарков, которыми Николай Павлович осыпал свою супругу.

Возведение дворца растянулось на 10 лет; был даже длительный перерыв в строительных работах с 1847 до 1850 г. из-за «недостатка денег», как объяснялось в отчетах комиссии.

Руководство строительством осуществляли известный «каменных дел мастер» англичанин В. Гунт, который до этого возводил в Алупке дворец графа М.С. Воронцова, и некоторое время одесский архитектор Камбиаджио. В начале 1850 года заведующим ореандскими строениями назначается архитектор К.И. Эшлиман. При нем работы по достройке дворца, оформлению его интерьеров и возведению служебных зданий заметно ускорились и, наконец, осенью 1852 года к Высочайшему приезду в Крым полностью завершились.

Парк Ореанды являл тогда собой пример блестящей творческой фантазии архитекторов и садовников. Представьте себе, читатель, многочисленные, оригинально оформленные бассейны, прелестные маленькие водопады, скрывающиеся в густой зелени, или фонтан, бьющий прямо из дупла огромного дуба — вода к нему была подведена столь незаметно, что создавалась полная иллюзия естественного родника; наконец, представьте маленьких ланей — «даниэлек» и благородных оленей, свободно пасущихся на лужайках парка. Растительность же была подобрана так, что отдельные уголки парка представляли различные районы субтропиков всего земного шара. А высоко над парком и дворцом, на краю круто обрывающейся скалы, парила корона белоснежной греческой ротонды, построенной в 1842 году — тогда же, когда приступили к возведению дворца.

Простой образ жизни царской семьи в Ореанде, прогулки по окрестностям и парку, купание в море, охота в горном лесу изредка прерывались визитами в Воронцовский дворец, посещениями Ялты, Ливадии. Своей церкви в имении не было, поэтому в православные праздники Рождества Богородицы, Воздвижения Честного Креста и в Покров день ездили в Иоанно-Златоустовский собор в Ялту. Наносили визиты царю тогда еще немногочисленные дворяне Ялты, депутации местных жителей — греков, татар, караимов. Частым гостем императорской четы был таврический губернатор граф А.В. Адлерберг.

Перед отъездом Александра Федоровна, словно предвидя недалекое будущее, обронила: «...Этот дворец будет моим вдовьим домом». Предчувствие не обмануло ее. Вскоре началась Крымская война, столь печально закончившаяся для России. 18 февраля 1855 года Николай I скончался. Здоровье Александры Федоровны после смерти мужа резко ухудшилось, и в свое южное имение она больше не приезжала.

После ее кончины 20 октября 1860 года, согласно завещанию, «Ореанда» перешла во владение второго сына Николая I в. кн. Константина Николаевича и вплоть до 1894 года пребывала в статусе великокняжеских, а не царских имений.

«Завидую о милой Ливадии…»


Первый Высочайший приезд сюда состоялся в конце августа 1861 года. Уже с ранней весны Департамент Уделов начал подготавливать имение к приему Августейшей семьи. Удельному архитектору В.С. Эсаулову было поручено выехать в Ливадию и совместно с садовником Потоцких Л. Гейслером и ялтинским городским архитектором К.И. Эшлиманом провести работы по приведению всех зданий и парка «в надлежащий вид».

Царская чета была в восторге от своего нового приобретения. Этот прелестный уголок Южнобережья совершенно очаровал Марию Александровну. Впоследствии императрица в письмах к близким свое имение называла не иначе, как «моя милая Ливадия».

Пребывание в Крыму семья посвятила знакомству с Ялтой и ее окрестностями: интересовались бытом и традициями народов, проживающих в Крыму, ездили в татарскую деревню на свадьбу, посетили древнюю греческую церковь в Аутке, встречались с представителями разных сословий. Внешне простая жизнь ежедневно наполнялась новыми, необычными впечатлениями.

В августе 1867 года состоялся большой Высочайший приезд в полностью обустроенное имение. За исключением наследника престола, в. кн. Александра Александровича, в Крым прибыла вся царская семья.

Заранее было решено, что в день тезоименитства Александра Николаевича, 30 августа, в обновленном имении будет устроено народное гуляние.

Здесь, на Южном берегу, сложился свой, отличный от петербургского, ритм жизни императора, который почти не изменялся в последующие приезды. Вот как его описал корреспондент «Московских ведомостей»: «В Ливадии придворный этикет насколько возможно устранен. Утром царь по обыкновению встает рано, прогуливается по парку пешком, потом занимается делами; иногда садится на лошадь и спускается к морю, к купальне. Обыкновенно он ходит в белом кителе, императорская свита тоже. Обедают, как в деревне, в 2 часа, ужинают в 9 часов. После обеда подаются экипажи и предпринимаются поездки по ближайшим живописным местностям. Государь по обыкновению садится с Императрицею в плетеный из соломы фаэтон. Иногда они ездят со свитою экипажей, а чаще вдвоем, как простые туристы. Местные жители не тревожат их восклицаниями и не сбегаются к их пути, благоговейно сознавая, что и царям отдых нужен. Вечер царская семья проводит большей частью в тесном кругу приближенных. Мирный день кончается рано, и день следующий повторяет предыдущий. По воскресеньям некоторые известные лица приглашаются слушать обедню в придворной церкви. Ливадия с каждым днем становится все красивее и цветистее, не только Южный берег, но и весь Юг, все Черное море смотрит на нее с любовью и надеждой».

А в это время внутри царской семьи стремительно разыгрывалась драма, поначалу скрытая от всех, кроме самого близкого окружения. Романтическое увлечение уже немолодого императора юной княжной Екатериной Долгорукой вскоре переросло в страстную любовь к ней. Рождение внебрачных детей, появление у Александра Николаевича второй семьи было жестоким ударом для императрицы и обожавших ее детей. С этого времени болезнь легких стала необратимо прогрессировать.

Начиная с 1873 года Мария Александровна, приезжая в Ливадию, старалась бо́льшую часть времени проводить теперь в Эреклике, где можно было уединиться и не чувствовать так остро двусмысленность своего положения.

Весной 1879 года состоялся последний кратковременный приезд смертельно больной, задыхающейся до обморочного состояния императрицы в свое любимое имение. Уже без всякой надежды на выздоровление, она вскоре выехала отсюда в Киссинген, а затем в Канн. Александр Николаевич, проводив ее, вернулся в Ливадию и оставался там до самой зимы, открыто встречаясь с Екатериной Долгорукой.

3 июня 1880 года императрица Мария Александровна тихо скончалась в Зимнем Дворце. А уже 18 июля в Царском Селе прошло весьма скромно обставленное тайное венчание Александра II с Екатериной Михайловной Долгорукой. К моменту бракосочетания у них уже было трое детей — Георгий, Ольга и Екатерина. Морганатическая супруга царя по его указу отныне стала именоваться Светлейшей княгиней Юрьевской, а ее дети защищены всеми правами по обеспечению своего будущего, кроме права престолонаследия.

Через полтора месяца, в конце августа Александр вместе с молодой женой отправился в свою последнюю поездку в Ливадию. Вот как об этом пишет М. Палеолог: «Впервые Екатерина Михайловна ехала в царском поезде. Свита Государя, адъютанты, церемониймейстеры и другие придворные чины были изумлены честью, оказанной царем княгине Юрьевской и не понимали ее причины. Изумление еще более усилилось, когда княгиня Юрьевская остановилась не в Биюк-Сарае, как раньше, а во дворце. Она уже была раньше там однажды, но тогда ее пребывание скрывалось».

Для Александра Николаевича и Екатерины Михайловны осенние дни 1880 года пролетали спокойно и счастливо, в обратный путь они собрались только 1 декабря.

«По дороге в Севастополь Александр приказал остановить экипаж у Байдарских ворот. Оттуда открывался чудесный вид на Черное море, голубоватые вершины Яйлы. Небо было чистым, и последний день здесь был сказочно прелестен. Очарованный открывшимся перед ним видом император приказал накрыть стол на воздухе <...>. Прислуживал единственный слуга. Обед прошел весело и оживленно, и счастье сияло на всех лицах».

Так закончился последний приезд Александра II в Крым...

Согласно завещанию Марии Александровны, Ливадия после ее смерти должна была перейти «в пожизненное распоряжение и владение» Александру Николаевичу, а в случае его кончины — наследнику цесаревичу.

Со вступлением императора Александра III в права наследования началась новая страница в истории имения «Ливадия».

Обычно приезды Александра III в Крым отличались многочисленностью сопровождавших его и Марию Федоровну родственников и приближенных. Для размещения последних пришлось даже часть так называемой «оранжереи Потоцкого» переоборудовать под жилые комнаты.

Чаще всего императрица приезжала первой в начале лета вместе с младшими детьми. Александр Александрович прибывал позднее, ближе к осени, сопровождаемый обер-прокурором Синода К.П. Победоносцевым, министром иностранных дел Н.К. Гирсом, министрами Д.А. Толстым, И.Н. Дурново, С.Ю. Витте и другими известными деятелями того времени, необходимыми ему здесь, в Ливадии, для решения вопросов государственного управления.

При Александре III увеличилось и число воинских подразделений, несших охрану имения. «В Ливадии были для караулов сначала Эриванская рота, а потом прибыла Кабардинская, кроме того стояла все время рота Виленского полка», — записал он в дневник в 1884 году.

Примечательно, что и должность управляющего имением стали занимать военные — с 1882 года полковник В.А. Плец, с 1890 — генерал-майор Л.Д. Евреинов.

В 1891 году было решено отметить 25-летний юбилей свадьбы Августейшей четы в любимой всеми Ливадии. Незадолго до торжества Мария Федоровна отправила в Копенгаген к своим родителям — королю Христиану IX и королеве Луизе — цесаревича Николая, великих княжон Ольгу и Ксению и великого князя Михаила. Туда же прибыла английская королева Александра, родная сестра Марии Федоровны, и принцессы Мод и Виктория, племянницы русской императрицы. После краткого визита в датскую столицу они вместе направились в Крым: до Данцига на императорской яхте «Полярная звезда», затем по железной дороге до Севастополя, откуда крейсер «Орел» доставил почетных гостей в Ливадию.

Из кавказского имения «Абас-Туман» срочно прибыли на торжество брат Николая — Георгий и в. кн. Александр Михайлович.

28 октября все собрались за праздничным столом. Цесаревич Николай Александрович записал тогда в своем дневнике: «28 октября. Понедельник. Радостный день 25-летия свадьбы дорогих Папа и Мама; дай Бог, чтобы они еще много раз праздновали подобные юбилеи. Все были оживлены, да и погода поправилась. Утром они получили подарки от семейства: мы пятеро подарили Папа золотые ширмочки с нашими миниатюрами, а Мама брошку с цифрою 25! Кроме подарков было поднесено много замечательных красивых образов; самый удачный по-моему — это складень от всех служивших в Аничкове до 1881 г. А.Н. Стюрлер обратился от имени всех с кратким приветствием. Главное, что было приятного в этом торжестве то, что не было ничего официального, все были в сюртуках, вышло совершенно патриархально! После молебна был завтрак, и тем дело закончилось. Гуляли у берега моря, день был совсем хороший».

Перед Высочайшими родственниками из Европы предстало уже окончательно сформировавшееся южнобережное имение, с развитыми службами и прекрасно организованным хозяйством.

Но именно этому прекрасному южнобережному городу суждено было первому прощаться со скончавшимся в Малом Ливадийском дворце осенью 1894 года любимым в народе императором.

В тот год царская семья прибыла в Крым в начале сентября. Чудесная погода, казалось, приободрила очень плохо себя чувствовавшего государя. Внезапно 5-го октября наступило резкое ухудшение. При больном находились выдающиеся медики России и Германии — Вельяминов, Захарьин, Лейден, Попов, Клейн, Белоусов и др., однако все усилия спасти его были безуспешны, и 20 октября 1894 года в муках, но поистине с царским достоинством, 49-летний Александр III тихо скончался в кресле своей спальни. После вскрытия и бальзамирования тела консилиум врачей обнародовал акт о причине смерти: «...мы полагаем, что Государь Император Александр Александрович скончался от паралича сердца при перерождении мышц гипертрофированного сердца и интерстициальном нефрите (зернистой атрофии почек)».

Многие дореволюционные историки справедливо считали, что преждевременная смерть царя, всегда отличавшегося могучей физической силой и здоровьем, была, отчасти, следствием тех ушибов, которые он получил, возвращаясь из Крыма в октябре 1888 года, при крушении императорского поезда у станции Борки под Харьковом. По свидетельству очевидцев, удар в правое бедро был такой силы, что серебряный портсигар, лежавший в кармане, оказался сплюснутым, а верхняя одежда настолько порванной, что ее пришлось снять там же. Сказалось и нравственное потрясение, которое ему пришлось пережить: если к членам царской семьи судьба оказалась милостивой, то несколько приближенных, прислуга, погибли в этой страшной катастрофе. Говорили, что «во время панихиды по ним Государь неудержимо плакал».

Из дневника Николая II от 20 октября 1894 года: «Боже мой, Боже мой, что за день! Господь отозвал к себе нашего обожаемого дорогого горячо любимого Папа. Голова кругом идет, верить не хочется — кажется до того неправдоподобным ужасная действительность. Все утро мы провели наверху около него! Дыхание было затруднено, требовалось все время давать ему вдыхать кислород. Около половины третьего он причастился св. Тайн; вскоре начались легкие судороги... и конец быстро настал! О. Иоанн больше часу стоял у его изголовья и держал его голову. Это была смерть святого! Господи, помоги нам в эти тяжелые дни! Бедная дорогая Мама!..

Похороны Александра III оказались для русской истории последними, проведенными для главы династии Романовых с соблюдением вековых традиций. Было решено, что «тело в Бозе почившего Государя Императора будет перенесено из Ливадии в Ялту на руках; затем из Ялты проследует до Севастополя, в Москву и далее в Санкт-Петербург на особом траурном поезде».

Однако море штормило, и церемония откладывалась. Чтобы дать возможность проститься с покойным всем сословиям, гроб перенесли в более просторную Вознесенскую Ливадийскую церковь, а 27 октября, когда море немного успокоилось, траурная процессия двинулась к ялтинскому молу.

Весь трехкилометровый путь был устлан венками из вечнозеленых растений, при приближении шествия стоящие вдоль него войска отдавали честь, играли траурную музыку, барабаны били поход, а по вступлении в Ялту начался перезвон трех городских церквей и пальба из орудий с минутными промежутками между выстрелами.

Итак, с провозглашения в Крестовоздвиженской церкви Ливадии в октябре 1894 года Манифеста о вступлении на престол началось 23-летнее царствование Николая II.

21 октября, т. е. на следующий день после кончины Императора-Миротворца, в Крестовоздвиженской церкви совершилась церемония принятия православия невестой Николая II — Алисой-Викторией-Еленой-Луизой-Беатрисой, дочерью великого герцога Гессенского Людвига IV и английской принцессы Алисы. Будущая императрица была наречена русским именем Александра Федоровна.

В дневнике Николая об этом событии всего две фразы: «И в глубокой печали Господь дает нам тихую и светлую радость: в 10 час. в присутствии только семейства моя милая дорогая Аликс была миропомазана и после обедни мы причастились вместе с нею, дорогой Мама и Эллой. Аликс поразительно хорошо и внятно прочла свои ответы и молитвы!»

Так же, как и его отец и дед, Николай II отдых в Ливадии сочетал с активной государственной деятельностью: просматривал и давал дальнейший ход деловым бумагам и прошениям, принимал с докладами министров, различные делегации и частных лиц, иностранных дипломатов.

С пребыванием императора в Ливадии в 1898 году во многом связано выдающееся событие в истории мировой дипломатии — первая Гаагская мирная конференция. Весь ноябрь и первую половину декабря этого года здесь проходила основная работа по формулировке российских предложений о всеобщем сокращении и ограничении вооружений, а также о создании международного «третейского суда» для предотвращения военных столкновений между государствами, по первоначальному замыслу представлявшего прообраз современной Организации Объединенных Наций. Эти предложения были затем изложены в ноте российского правительства от 30 декабря 1898 года и легли в основу программы работы Гаагской мирной конференции, состоявшейся в мае-июне 1899 года.

Стало традицией принимать в южнобережном имении посольства средиземноморских стран, а встречи с послом Турции проходили здесь почти в каждый Высочайший приезд. Однако до Ливадии добирались и делегации из таких дальних стран и окраин России, как Тибет (1900 г.), Япония, Бурятия, Сиам (1902 г.), Монголия (1913 г.).

Интересен распорядок дня, которого обычно придерживалась царская семья, отдыхая на Южном берегу Крыма. Вот как описывает его сам Николай: «День мы проводим обыкновенно следующим образом: встаем в 8 1/2, кофе пьем на балконе и от 9½ до 11½ гуляем, я в это время купаюсь, когда вода не очень холодная; Аликс рисует, а я читаю до часу. Завтракаем с музыкой <...>. Около 3-х отправляемся на большую прогулку, возвращаемся домой не раньше 6 или 6½ ч. Я занимаюсь до 8 ч. Аликс в это время купает детей, кормит их и укладывает спать. После обеда процветает безик <...> В 11½ расходимся и ложимся в 12 ч.».

По желанию Николая Александровича в том же году на территории парка оборудовали площадку для игры в лаун-теннис, ставшей вскоре одним из любимых развлечений царской семьи. Партнерами в игре чаще всего были офицеры императорской яхты «Штандарт».

За всю историю императорского южнобережного имения только один раз Романовы встречали в нем Рождество и Новый год — зимой 1900/1901 гг. Есть что-то символическое в том, как начался XX век для царской семьи: обстоятельства, заставившие их остаться в Ливадии, сама обстановка встречи первого года нового столетия как будто предрекали трагические события последующих лет...
Следующий Высочайший приезд на Южный берег состоялся только через 7 лет, в 1909 году. В Ливадию прибыли 5 сентября со всеми детьми — пятилетним цесаревичем Алексеем и великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией.

В тот год в Крыму стояла прекрасная осень, и Николай Александрович, очень любивший движение, езду и вообще занятия, связанные с большой физической нагрузкой, в письмах к императрице Марии Федоровне описывал свои дальние прогулки, удовольствие, испытываемое от купания в море, игры в теннис, археологических раскопок (правда, не увенчавшихся каким-либо успехом: «Они находят интересные вещи, когда меня там нет», — писал он, имея в виду свою сестру Ксению и ее супруга в. кн. Александра Михайловича, на территории имения которых «Ай-Тодор» находились остатки древнеримской крепости «Харакс»).

Было решено полностью снести старое здание и на его месте возвести более вместительный и комфортабельный дворец. Составление проекта и строительство Николай II поручил известному ялтинскому архитектору Н.П. Краснову.

Вскоре Высочайший заказчик определил и архитектурный стиль для своего нового дворца, 6 октября он направился из Ливадии в двухнедельную поездку в Италию, чтобы нанести давно запланированный визит королю Виктору-Эммануилу III, имевший важное политическое значение для двух государств.

Королевская семья, находившаяся в это время в своей загородной резиденции Ракониджи, близ Турина, радушно встретила российского императора и постаралась показать ему все достопримечательности старинного пьемонтского владения Савойского королевского дома.

Более всего Николаю понравился дворец в прекрасном стиле раннего Итальянского ренессанса, который наши дореволюционные архитекторы образно называли «нежным стилем». По возвращении в Ливадию император высказал Н.П. Краснову пожелание иметь в своем южнобережном имении дворец, выстроенный именно в таком стиле.

Начиная с 27 октября 1909 года Николай II и Александра Федоровна постоянно принимали у себя архитектора, подробно обсуждали проект дворца, внутреннее убранство залов, а за 4 дня до отъезда из Ливадии, 12 декабря, царская чета окончательно утвердила проекты новых зданий в имении.

21 сентября 1911 года газета «Русская Ривьера» поместила подробный отчет о торжественной встрече в Ялте императора Николая II с семьей, прибывших на отдых в свое южнобережное имение. Прекрасная погода как бы подчеркивала значимость для города события, намеченного на 20 сентября: освящение нового Ливадийского дворца и празднования в нем новоселья.

На набережной, убранной гирляндами цветов и зелени, многотысячная толпа восторженно приветствовала появление царского кортежа, направлявшегося в Ливадию от стоявшей у мола яхты «Штандарт». Две открытые коляски, запряженные парами великолепных лошадей, ехали достаточно медленно, и поэтому все встречающие имели возможность близко видеть и приветствовать Их Императорские Величества.

Но недолго Новый Ливадийский дворец радовал своих владельцев. Царская семья приезжала в него всего четыре раза — осенью 1911 и 1913 и весной 1912 и 1914 годов. 12 июня 1914 года они выехали из Ливадии, не подозревая, что навсегда простились с ней. Первого августа началась мировая война.

Н. Калинин М. Земляниченко "Романовы и Крым"



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!