Николай Некрасов — Школьник: Стих. Учеба в ярославской гимназии

В 1832 году Николай со своим братом Андреем поступил в первый класс ярославской гимназии. Отец не хотел платить за обучение, ссорился с учителями. Учителя были плохие, невежественные и требовали тупой зубрежки. Некрасову не нравилось учиться, он посещал гимназию с большой неохотой. Ему нравилось лишь чтение, и он пристрастился к нему. Читал что придется, в основном журналы, но попадались и серьезные книги. Большое впечатление на него произвела революционная ода Пушкина «Вольность». В июне 1837 года Некрасов ушел из гимназии. Отец решил отправить его в Петербург, в Дворянский полк - так называлась военная школа, славившаяся бессмысленной и жестокой муштрой. Но Некрасова привлекала другая судьба. Он хотел поехать в Петербург, чтоб учиться. Он несколько лет тайно писал стихи и хотел напечататься в столичных журналах. В конце 1838 года шестнадцатилетним подростком после многодневного путешествия в ямщицкой телеге он приехал в Петербург. «За славой я в столицу торопился» - шутя, вспоминал он в позднейших стихах, так как с детства хотел стать поэтом. В Петербурге Некрасов нашел земляков, учившихся с ним вместе в гимназии. Они помогали ему устроится, и он стал готовиться к вступительным экзаменам. Отец узнал, что его сын не поступил в Училище и направил ему грубое письмо, в котором писал, что не будет давать сыну денег. В октябре 1837 года он напечатал свои первые стихи в столичном журнале «Сын отечества» с примечанием «Первый опыт 16-летнего юного поэта». Отец привел свою угрозу в исполнение, и Некрасов остался без денег. Это был самый трудный период жизни Некрасова. Он жил в убогой комнатушке в подвале, питался черным хлебом, а когда хозяйка пригрозилась его выгнать, переселился к художнику Дананбергу, такому - же бедняку, как и он сам. В июле 1839 года пытается сдать вступительные экзамены на факультет восточных языков Петербургского университета, но потерпел неудачу. Однако в сентябре того же года он поступил «вольным слушателем» по первому отделению философского факультета. Первые стихи поэта хоть и были напечатаны, но за них он почти ничего не получил и продолжал голодать.

В 1840 году Некрасов напечатал свой первый сборник юношеских стихов «Мечты и звуки». Но сомнения терзали его, и он отправился за советом к В.А. Жуковскому. Прочитав, он сказал: «Если хотите печататься, то издавайтесь без имени, впоследствии вы напишите лучше». Некрасов послушался, и скрыл свое имя под псевдонимом «Н.Н». Но вскоре стали появляться отрицательные отзывы на первый сборник.

Некрасов вспоминал: «Белинский тоже обругал мою книгу. Я роздал на комиссию экземпляры, - ни одного не продалось. Это был лучший урок». Поэт скупил почти весь тираж своей книги и уничтожил его. Неуспех книги не остановил поэта. В 40-е годы было написано огромное количество стихов, пьес, фельетонов, водевилей, сказок, критических статей, рецензий, комедий, и все под псевдонимами. Но так мало платили поэту за его титаническую работу. Он продолжал испытывать нужду еще пять лет. Именно в этот момент жизни он научился смотреть на жизни иначе, найти свое предназначение в литературе. Он видел, каково живется бедноте в условиях рабства, навсегда возненавидел притеснителей трудового народа.

«Рассказ ямщика» стал первым антикрепостническим стихотворением Некрасова. Вскоре появились и другие стихи, продолжающие эту тему: «Родина», «Тройка», «Перед дождем», «Огородник», «Еду ли ночью по улице темной…», «Псовая охота». «Родина» была запрещена цензурой, но распространялась в списках, особенно популярным было стихотворение в революционных кругах. Некрасов вспоминал, что Белинский высоко ценил эти стихи: «Приношу к нему стихотворение «Родина», напечатано было только начало, Белинский пришел в восторг…» «Родина» - автобиографичное произведение. Это стихотворение навеяно детскими воспоминаниями. Оно обличает крепостничество, деспотизм. «Псовая охота» также автобиографично. Некрасов очень любил охоту, и эта тема была ему близка. В нем обличается деспотизм помещиков на примере псовой охоты. У Некрасова есть несколько стихотворений, посвященных русским писателям, среди них «Блажен незлобивый поэт», написанное на смерть Гоголя. Оно является первым манифестом гражданского направления в борьбе против школы «чистого искусства». Живя постоянно в Петербурге, Некрасов частенько бывал в Грешневе. Он любил бродить по лугам и лесам в одиночестве или с кем-нибудь из деревенских друзей. Поэт расспрашивал их о радости и горе, бедах и невзгодах. Некрасов вспоминает, как его с нетерпением ждали приятели - крестьяне.

Они рассказывали ему обо всем, что случилось в его отсутствие. «Деревенские новости» были написаны в 1860 году, накануне отмены крепостного права. Некрасов не мог не написать о том, что так волновало его друзей - о свободе. Неподалеку от Грешнева на взгорье находилась село Абакумцево. На краю села была похоронена безвременно умершая мать Некрасова. Она оказала благотворное влияние на формирование взглядов поэта, на его духовное развитие. В стихотворении «Рыцарь на час» запечатлена могила Елены Андреевны. Поэт не раз приезжал на могилу матери, постоянно страдал, что не смог повидаться с матерью перед ее смертью. Любить свой народ для Некрасова, как для Гоголя и Белинского, значит ненавидеть его притеснителей. Поэзия Некрасова, начиная с 1845 года, стала поэзией обличения. Он обличал в своих стихотворениях помещиков («В дороге», «Родина», «Псовая охота»), чиновников («Чиновник», «Колыбельная песня», «Современная ода»), богатеев - купцов («Секрет»). Также в этот момент он много писал о простых зависимых крестьянах. Кроме стихов Некрасов также писал прозой. В 40-е годы появляется очерк «Петербургские углы», который, однако, был сильно изрезан цензурой. Здесь Некрасов описывает состояние Петербурга того времени: бедноту, трущобы.

Очерк является частью большого романа «Жизнь и похождения Тихона Тростникова», так и оставшегося неоконченным. Роман во многом напоминает жизнь самого Некрасова в молодости, его становление.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.

В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь.

Образование и начало творческого пути

Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ.

В этот период он познакомился с критиком Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. В 1862 году вышел запрет правительства на его издание.

Литературная деятельность

Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки»(1840), который потерпел неудачу. Василий Жуковский посоветовал большинство стихов этого сборника печатать без имени автора. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов, в одном из которых дебютировал Фёдор Достоевский . Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник»(1846).

В 1847 - 1866 был издателем и редактором журнала “Современник”, в котором работали лучшие литераторы того времени. Журнал был очагом революционной демократии. Работая в «Современнике», Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность.

На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев , Иван Гончаров , Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные Александр Островский , Михаил Салтыков-Щедрин , Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого .

В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала “Современник”, берет его у издателя Краевского в аренду. С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (1871-1872), «Дедушка»(1870) – поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники»(1875).

Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы. Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом.

Личная жизнь

В жизни поэта было несколько любовных связей: с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой, француженкой Селиной Лефрен, деревенской девушкой Фёклой Викторовой.

Одна из самых красивых женщин Петербурга и жена писателя Ивана Панаева – Авдотья Панаева – нравилась многим мужчинам, и молодому Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее внимание. Наконец, они признаются в любви друг другу и начинают жить вместе. После ранней смерти их общего сына, Авдотья уходит от Некрасова. И он уезжает в Париж с французской актрисой театра Селиной Лефрен, с которой был знаком с 1863 года. Она остается в Париже, а Некрасов возвращается в Россию. Однако их роман продолжается на расстоянии. Позже он знакомится с простой и необразованной девушкой из деревни – Фёклой (Некрасов дает ей имя Зина), с которой впоследствии они обвенчались.

У Некрасова было много романов, но главной в биографии Николая Некрасова женщиной оказалась не законная его жена, а Авдотья Яковлевна Панаева, которую он любил всю жизнь.

Последние годы жизни

В 1875 году у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» – цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878) и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Хронологическая таблица

  • Писателю не нравились некоторые собственные произведения, и он просил не включать их в сборники. Но друзья и издатели убеждали Некрасова не исключать ни одного из них. Возможно, поэтому отношение к его творчеству среди критиков весьма противоречиво – не все считали его произведения гениальными.
  • Некрасов увлекался игрой в карты, и довольно часто ему везло в этом деле. Однажды, играя на деньги с А.Чужбинским, Николай Алексеевич проиграл ему большую сумму денег. Как оказалось потом, карты были помечены длинным ногтем противника. После этого случая Некрасов решил больше не играть с людьми, у которых есть длинные ногти.
  • Еще одним страстным увлечением писателя была охота. Некрасов любил ходить на медведя, охотиться на дичь. Это увлечение нашло отклик в некоторых его произведениях («Коробейники», «Псовая охота» и др.) Однажды жена Некрасова, Зина, во время охоты случайно подстрелила его любимого пса. Тогда же увлечению Николая Алексеевича охотой пришел конец.
  • На похоронах Некрасова собралось огромное количество народа. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после

«Некрасов песня» - О проекте. Творческий вечер. Цели. Типология проекта – информационный Категория учащихся – 9 «Б» класс Предметные области – литература. Содержание УМП. Дидактические материалы Тест «А Некрасов… Автор: Смирнова Марина Андреевна – учитель литературы. В компьютерном классе. Аннотация. Основополагающий вопрос Можем ли мы услышать музыку в стихах?

«Поэт Николай Некрасов» - Не всегда у Некрасова была квартира. В начале 1875 Некрасов тяжело заболел. Операция, проведенная знаменитым хирургом Бильротом, приехавшим из Вены, результатов не дала. В 1832-1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии, доучившись до 5 класса. В 1845-1846 Некрасов жил в Поварском переулке д.13 и в д.19 на набережной реки Фонтанки.

«Творчество Некрасова урок» - Н. А. Некрасов «Пророк»,1874г. Николай Васильевич Гоголь (1809- 1852). Авдотья Яковлевна Панаева(1819-1893). А. С. Пушкин. Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848). Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883). Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени… Бурлаки на Волге. «Я бескорыстно люблю твой талант, твою литературную известность…» Н. Некрасов.

«Некрасов 10 класс» - Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. Раскрыть тему любви в произведениях Н. А. Некрасова. Каждая строка стихотворения проникнута тоской. Произведения Некрасова о любви отличаются искренностью и воодушевлением. Тупик, в который приходят чувства. В заключение ещё раз вернёмся к вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова.

«Литература Некрасов» - Ненужное вычеркните. К кому в Грешнёво завязалась сердечная привязанность Некрасова? Чувство гордости за простых тружеников. 2. Проверка домашнего задания. Мозговой штурм. 4. Вопросы по презентации «Тернистый жизненный путь Н.А.Некрасова. (до1847г.). Лиричность, любовь к чтению, отзывчивость и всепрощение, чуткость и стремление помочь нуждающимся.

«Любовная лирика Некрасова» - Стоишь передо мной... Ни гордости, ни веры благодатной Постыдное бессилие раба! Поэт не обвиняет, а оправдывает свою избранницу: Истерзана, озлоблена борьбой... Страдалица! Героиня была самым надежным оплотом, но все-таки “не пощадила”. В столичную красавицу был влюблен молодой Ф.М. Достоевский. Любовь ушла, и все вокруг утратило привлекательности.

— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Анализ стихотворения «Школьник» Некрасова

Некрасов прославился своей неустанной заботой о судьбе простого русского народа. Критика поэта была постоянно направлена на обличение позорного крепостного строя. При этом он старался не только показать все отрицательные стороны крестьянской жизни, но и найти в ней положительные моменты. Одним из них поэт считал стремление народа к грамотности. Этому он посвятил стихотворение «Школьник» (1856 г.).

Произведение построено в форме монолога автора, обращающегося к идущему пешком на учебу крестьянскому мальчику. Главный герой приглашает ребенка в свой экипаж и начинает с ним разговор. Некрасов обращает внимание на то, что школьник очень беден и грязен. Он призывает его не стыдиться своего положения, так как высокая цель ребенка окупится в будущем. Автор предполагает, что на обучение школьника были потрачены последние деньги семьи.

Некрасов вспоминает о непростой судьбе и сравнивает мальчика с ним. В мечтах он искренне желает ребенку повторить судьбу знаменитого крестьянина. Размышления автора приводят его к чувству гордости за свой народ, который никогда не оскудеет на таланты. Господствующий класс считал крестьянство темной неорганизованной массой, которой совершенно не нужно образование. Закоренелые крепостники могли допустить только обучение закону Божьему, чтению, письму и четырем арифметическим действиям. Некрасов же понимает, что в глубине народа таятся настоящие гении. Только существующий строй не позволяет им применить свои силы.

Автор резко отвергает теорию о врожденном умственном и физическом превосходстве дворянского класса. Все люди равны от рождения, и никто не знает, где может появиться человек, которому суждено прославить Россию. Некрасов заявляет, что среди дворян намного больше «тупых, холодных» людей, которые стали такими под влиянием чрезмерной гордыни.

Стихотворение «Школьник» несет в себе самые передовые взгляды эпохи Некрасова. В наше время кажется невероятным, что безграмотные крестьяне не жалели последних средств к существованию ради обучения своих детей. Простой народ, который традиционно считали тупым и темным, сам стремился пробиться к просвещению. Некрасов горячо поддерживал это стремление, так как понимал, что образованные люди не будут вечно терпеть свое рабское положение. Во всеобщей грамотности он видел залог к спасению России и ее выходу из положения отсталой страны.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!