Николай рубцов.

Родился в селе Емецк Архангельской области, рано остался сиротой: детские годы прошли на Вологодчине в Никольском детдоме. Вологодская «малая родина» дала ему главную тему будущего творчества - «старинную русскую самобытность», стала центром его жизни, «землёй… священной», где он чувствовал себя «и живым, и смертным».

Проходит армейскую службу на Северном флоте, затем живёт в Ленинграде - рабочим, в Москве - студентом Литературного института им. М. Горького, совершает поездку в Сибирь.

В 1962 он поступил в Литературный институт и познакомился с В. Соколовым, С. Куняевым , В. Кожиновым и другими литераторами, чьё дружеское участие не раз помогало ему и в творчестве, и в делах по изданию своих стихов.

Первая книга стихов «Лирика» вышла в 1965 в Архангельске. Затем были изданы поэтические сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Готовившиеся к печати «Зелёные цветы» появились после смерти поэта, который трагически погиб в ночь на 19 января 1971.

О своей поэзии сам Николай Рубцов написал:

Я переписывать не стану Из книги Тютчева и Фета, Я даже слушать перестану Того же Тютчева и Фета. И я придумывать не стану Себя особого, Рубцова, За это верить перестану В того же самого Рубцова, Но я у Тютчева и Фета Проверю искреннее слово, Чтоб книгу Тютчева и Фета Продолжить книгою Рубцова!..

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000

РУБЦОВ, Николай Михайлович (3.I.1936, пос. Емецк Архангельской области, - 19.I.1971, Вологда) - русский советский поэт. Воспитывался в детских домах, учился в лесотехническом техникуме (г. Тотьма Вологодской области). Работал кочегаром рыболовного судна, позже - на Кировском заводе (Ленинград). Окончил Литературный институт им. М. Горького (1969). Печатался с 1962. Опубликовал сборники «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Поэзия Рубцова отмечена подлинностью авторской интонации, глубиной и оригинальностью мироощущения. Поэт как бы вслушивался в «голоса» природы, истории, народа и воплощал их в слове и ритме. Критика нередко рассматривала Рубцова как «певца деревни», однако он обратился к теме деревни лишь в зрелости, и она была для него не самоцелью, а формой поэтического мышления о мире в целом: «В деревне виднее природа и люди… виднее… на чём поднималась великая Русь». Поэзия Рубцова обладает сложной, тонко разработанной структурой, богатством и многогранностью поэтического языка.

Соч.: Зелёные цветы, М., 1971; Последний пароход, М., 1973; Избр. лирика, Вологда, 1974; Подорожники, М., 1976; Стихотворения, М., 1977.

Лит. Передреев А. , Мир, отражённый в душе, «Лит. Россия», 1967, 22 сент.; Куняев С. , Словами простыми и точными, «Лит. газета», 1967, 22 нояб.; Ланщиков А., Много или всё-таки плохо?…, «ВЛ», 1969, № 1; Михайлов Ал., «Посреди очарованных трав…», «Дружба народов», 1969, № 2; Дементьев В., Предвечернее Николая Рубцова, «Москва», 1973, № 3; Кожинов В., Николай Рубцов, М., 1976; Пикач А., «Я люблю судьбу свою…» (О поэзии Николая Рубцова), «ВЛ», 1977, № 9.

В. В. Кожинов

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 9. - М.: Советская энциклопедия, 1978

Цель урока:

  • закрепить опыт детального комплексного анализа текста, вырабатывать умение проникать в поэтический текст;
  • учить внимательному отношению к слову, пробуждать интерес к поэзии;
  • воспитание нравственной личности.

Тип урока: практикум.

Оборудование урока: портрет поэта, два литературных листка, посвящённых поэту, стихотворения “Ласточка”, “Воробей”, “Военный хлеб”, “Соловей”.

Ход урока.

Россия! Русь!
Храни себя! Храни!

Н. Рубцов

1. Целеполагание. Стихотворение В. Шефнера “Устная речь”.

2. Словарная работа.

По лексическому значению узнайте слово и запишите его грамотно.

(Лексические значения слов написаны учителем до урока на обратной стороне доски; ученики по этим значениям узнают слова и записывают их в тетрадь, после написания проверка и подбор однокоренных слов, синонимов в русском, башкирском, татарском, английском, немецком, армянском.)

Окрестность – местность, прилегающая к чему-нибудь, окружающее пространство.

Мезонин – надстройка над серединой дома.

Гнездо – место жилья, кладки яиц, выведения детенышей.

Пафос – эмоциональный настрой произведения.

Открываю запись, дети сверяют свои записи, комментируют орфограммы, проводят лексический разбор слов. (Окрестность – непроизносимая согласная т, корень – крест, кресты, о – приставка и два суффикса н(окрестный), ость (степенность, близость); словосочетания: крестовый поход, нательный крест, крест – орудие казни (позорной, унизительной); по-башкирски и по-татарски: окрестность – тире як.

В предложении: “Я взглянул окрест меня, и вся душа моя страданиями человеческими уязвлена стала…” (Н. Радищев.)

Синоним – округа, т.е. находящееся вокруг чего-нибудь, окружающая местность. В окрестностях Уфы; в нашей округе много красивых мест. А если перенесем ударение на первую гласную – округ, значение изменится: административно-политическое подразделение государственной территории. Избирательный округ. Округа (м.р., ед.ч., р.п.) или округа (м.р., мн.ч., им.п.) и округа (ж.р., ед.ч., им.п.). Это уже омоформ - совпадают только отдельные формы слов. И еще синоним: околица (округа) – областное, диалектное (по башкирски: эргэhенде; по – татарски: кырында). Семь вёрст не околица; ходит вокруг да около; несёт околесицу; за околицей солнце клонится.

Мезонин – две безударные гласные, не проверяемые ударением. Синоним – антресоли (верхний полуэтаж дома или надстройка в виде балкона внутри помещения.

Гнездо – гласная корня, проверяется ударением: гнёзда. (слово, близкое по значению – скворечник.) Причёска, как воронье гнездо (осужд.); ласточкино гнёздышко (одобр.); уютное гнёздышко (ухожен. жильё).

Интересная форма – гнездовья птиц (место, удобное птицам для устройства гнёзд.) Переносное значение: выводок – волчье гнездо, гнездо груздей – группа грибов, тесно растущих; воровское гнездо (переносное: притон); пулемётное гнездо (укрытое место). Уменьшительно-ласкательное – гнёздышко.

Пафос – вторая гласная ударением не проверяется. р. п. – пафоса, слово книжное. Страстное воодушевление, подьём, энтузиазм (революционный пафос, пафос созидательного труда).

3. Работа с новым материалом.

Цель нашего занятия – произвести лингвофонетический анализ стихотворения Н. М. Рубцова “Ласточка”.

Вспомните, пожалуйста, что вы знаете о поэте Рубцове.

Н.М. Рубцов родился 3 января 1936 года. Ему было 6 лет, когда умерла мать, отец был на фронте, так как шла Великая Отечественная война. Его сдали в детдом. В 16 лет – он кочегар на тральщике. Служил в армии, работал на заводе, учился в литературном институте заочно. На 34-м году жизни впервые обзавёлся крышей над головой – получил однокомнатную квартиру. Здесь, спустя год, его и убили. В 1965 году вышла первая книга его стихов, а через 20 лет его именем назвали улицу в Вологде. К 50-летию поставили в Тотьме памятник. Труднее жизни не придумаешь. Его стихи увидели свет в 60-е годы прошлого столетия, в годы “поэтического бума”, наступившего после оттепели. Н. Рубцов – поэт долгожданный. К началу 70-х годов “поэтический бум” исчерпал себя, хотя инерция долго ещё продолжала сказываться. Но главное в другом: на смену “громким” поэтам пришла “тихая лирика”, запоздалая известность таких поэтов, как Рубцов, Прасолов… Всего у Н. Рубцова семь сборников стихов.

4. Работа с текстом.

а) – Перед вами стихотворение “Ласточка”. Внимательно прочитайте его, подготовьтесь к выразительному чтению вслух.

Ласточка носится с криком.
Выпал птенец из гнезда.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.
Взял я осколок металла,
Вырыл могилку птенцу;
Ласточка рядом летала,
Словно не веря концу.
Долго носилась, рыдая,
Под мезонином своим…
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?

б) – Каков, по-вашему, смысл названия стихотворения?

(Главный герой стихотворения – Ласточка. Этим именем и названо стихотворение. О ней, её жизни, чувствах, переживаниях идёт речь в поэтическом тексте.)

– Каков пафос стихотворения?

(Пафос стихотворения грустный, даже печальный, тревожный).

– Что помогает определить это?

(Определить пафос стихотворения помогает лексика, общеупотребительные слова, обозначающие действия.)

– Назовите опорные словосочетания, придающее стихотворению грусть, печаль.

(Носится с криком, выпал птенец, вырыл могилку, не веря концу, носилась рыдая, плохо смотрела.)

– Таким образом понять пафос стихотворения помогают понять опорные слова, словосочетания, передающие эмоциональный настрой всего произведения. Выпишите из стихотворения слова, употреблённые в переносном значении (осколок металла – лопатка, не веря концу – смерть, под мезонином – гнездом.)

– Выпишите из стихотворения тропы.

(Эвфемизм: не веря концу – смерти; олицетворение: ласточка не верила, носилась рыдая.)

– Выпишите фигуры.

(Градация: носится с криком, летала не веря, носилась рыдая(усиление); бессоюзие (нет ни одного союза.)

– О чём это говорит?

(События сменяются быстро. Каждая синтаксическая единица несёт четко определённую эмоциональную нагрузку…)

– А ещё есть фигуры? Назовите.

(Знак умолчания в третьем катрене.)

(Риторический вопрос заканчивает стихотворение.)

– Что он обозначает?

(Означает утверждение в форме вопроса (плохо смотрела). В этом же предложении риторическое обращение: Ласточка, родная. Выражает оно соучастие, попытку смягчить боль матери по утрате своего дитя.)

в) – Определите стихотворение по структуре.

(Стихотворение небольшое: всего три строфы, написаны катреном, двенадцать строчек.)

– Каков метр стихотворения?

(Двустопный дактиль.)

(Этот метр позволяет передать настроение лирического героя, вызванное печальным эпизодом из жизни окружающего мира. Читаешь неторопливо, вдумываясь в смысл происходящего, параллельно в читателе рождается жалость к беззащитному существу, желание помочь, соучастие, сострадание. Рисунок стиха строгий, без пиррихия и спондея. Третья стопа неполная, обрывается, как будто не хватает душевных сил перенести горе Ласточки.)

– Внимательно прочитайте ещё раз стихотворение и обратите внимание на звукопись стихотворения, то есть звуковой строй языка, помогающий понять пафос стихотворения.

(В первом катрене 43 звука согласных, из них 16 глухих и 27 звонких, в т. ч. 9 свистящих. Гласных 30, девять из них -(и). Звуковой строй языка передаёт горечь утраты, заявляя об этом во весь голос. Свистящие и звук -(и) имитируют плач ласточки.)

г) Сделаем в тетради запись второй строфы стихотворения. Объясним знаки препинания и орфограммы.

Взял я осколок металла,
Вырыл могилку птенцу;
Ласточка рядом летала,
Словно не веря концу.

(Предложение бессоюзное сложное. Во втором – есть деепричастный оборот, он отделяется запятой. В первом – однородные члены соединяются интонационно, поэтому между ними ставится запятая. Грамматическая основа первого предложения: я взял , вырыл ; второго - Ласточка летала . Оба предложения двусоставные, распространённые, осложнённые внутренними знаками, поэтому между ними ставится точка с запятой.)

– Что скажете об орфограммах катрена?

е талл а – удвоенная согласная и первая гласная е . Надо запомнить.

Мо гилку – непроверяемая гласная корня.

Пте нцу – гласная корня проверяется (птенчик).

Ласточк а – ЧК пишется без мягкого знака.

Ле тала – проверяемая гласная корня (полёт).

Не веря – не с деепричастиями пишется отдельно, за исключением тех, которые без не не употребляются.

Ко нцу – кончить. Проверяемая гласная корня.)

(В тексте простые предложения с внутренними знаками при обращении, деепричастии, однородных членах.)

– О чём свидетельствует этот факт?

д) Морфемный разбор слов:

осколок, прибежали.

5. Итог анализа.

– Что помогает нам понять пафос стихотворения?

(Пафос стихотворения помогают нам понять все средства: и морфологические, и фонетические, и лексические, и синтаксические. Всё подчинено эмоциональному настрою стихотворения в целом. Простые предложения более точно передают пафос стихотворения.)

Вывод. Мы убедились, что Н. М. Рубцов – очень хорошо понимает и близко к сердцу принимает то, что окружает его и совершается радом с ним. Он мастер. И тема сострадания звучит во многих его стихотворениях. Он интуитивно чувствует слово, потому ни одно из них из стихотворения не выкинешь, не заменишь.

– Послушайте ещё одно рубцовское стихотворение, очень созвучное только что проанализированному.

Воробей.

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным,
Оттого, что так трудно ему…

Можно даже сказать, что оба стихотворения автобиографичны.

– Мы провели лингвопоэтический анализ стихотворения “Ласточка”. А как можно растолковать его содержание?

Восприятие стихотворения “Ласточка”.

В стихотворении “Ласточка” всего 12 строчек. Очень простое по композиции. В первой строфе присутствуют дети, во второй – лирический герой, в третьей – никого, кроме Ласточки, которая присутствовала и в первой и во второй строфах. Но в третьей строфе слышится голос лирического героя, обращённый к Ласточке.

Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?

Стихотворение вызывает сострадание, хочется помочь. Но чем? Как утишить боль потери птенца?

Стихотворение автобиографично. Ведь сам он выпал из родительского гнезда неоперившимся птенцом. Вот и метался по жизни неприкаянный, только плакать-то по нему некому было.

Кто же первый откликнулся на крик Ласточки?

Те из людей, кто чище душой, чьё сердце ещё не отяжелено пороками.

Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.

Во второй строфе появляется сердобольный лирический герой, который принял участие в страданиях Ласточки.

Вырыл могилку птенцу.

И, страдая сам, сочувственно упрекает Ласточку.

Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?

Всё, в мире живой природы, как у людей: те же радости, те же страдания.

Стихотворение учит нас быть более чуткими, внимательными, аккуратными, ответственными за возложенные на нас обязанности, чтобы по нашей вине не произошло чего-либо непоправимого. В то же время учит состраданию, соучастию, быть не только наблюдателем, но помочь чем-то.

– А в стихотворении “Воробей” какая основная мысль? (Смирение, покорность судьбе, выносливость…)

– Стихотворение Альберта Корозы “Военный хлеб”.

– А поэты-башкиры пишут о птицах? Кто?

– Салават Юлаев. “Соловей”. (Читают на русском и башкирском языках.)

6. Вывод по уроку.

Могут ли говорить деревья, птицы, звери? заброшенные русские деревни, разрушенные храмы, печальные избы? звёзды в морозном небе, разбитые дороги, лесные болота? Если бы они заговорили, то заговорили бы, наверное, стихами Николая Рубцова.

В его поэзии слышится голос самой России. Грустная, щемящая нота всегда жила на русской земле, прорываясь в лирике Тютчева, Есенина, Заболоцкого и Рубцова. Поэтический мир Николая Михайловича тих, печален, проникнут любовью к скромной земле Вологодчины. К простому народу – труженику, который всегда удивлял мир своей особенной статью.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать
В Россию надо только верить.

Эти слова принадлежат поэту XIX века и отражают, как нельзя лучше, русский народ, его культуру, традиции и беззаветную любовь к Родине.

7. Домашнее задание.

Проанализируйте любое стихотворение, прозвучавшее сегодня на уроке, используя сегодняшний опыт лингвопоэтического анализа текста.

    УМК: «Начальная школа XXI века» (под ред. Н. Виноградовой)

    Предмет: Литературное чтение

    Класс: 4

    Тема: Н.М.Рубцов «Ласточка»

    Цели:

Образовательная: учащиеся научатся анализировать стихотворение посредством работы над содержанием.

Развивающая : активизировать чувственное восприятие художественного слова посредством чтения. Развивать творческое воображение, интеллектуальные способности детей,

Воспитательная: способствовать воспитанию учащихся ответственности за свои поступки,

бережного отношения к природе.

    Оборудование: литературное чтение 4 класс часть 2 Л,А.Ефросинина, М.И. Оморокова, рабочая тетрадь №2, карточки с пословицами, со словами.

    Тип урока: комбинированный

    Методы: словесный (беседа, объяснение), частично-поисковый, проблемный.

Приемы: игровой, интерактивный.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Здравствуйте ребята. Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне, свои улыбки. Спасибо! Улыбки ваши располагают к приятному общению.

Демонстрируют готовность к уроку.

Проверка домашнего задания

Подготовка к изучению нового материала

Изучение нового материала

Итог урока

Рефлексия

Домашнее задание

Дома вы готовили выразительное чтение наизусть стихотворения Н.М. Рубцова «Тихая моя Родина».

Чтение мы будем оценивать.

Определим критерии, по которым будем оценивать чтение наизусть.

Я очень довольна вашим чтением. Вы хорошо выучили стихотворение, смогли передать настроение, чувства автора. Молодцы!

А чтобы узнать, о чем пойдет речь в сегодняшнем стихотворении, прослушайте голоса.

Как вы, думаете, кому они принадлежат?

Правильно, а о какой птице, мы сегодня прочитаем стихотворение, вы узнаете, отгадав загадку.

Слушайте внимательно.

Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста

Кто из вас видел ласточку?

А где живет ласточка?

Какие приметы вы знаете про ласточку?

А сейчас работаем в парах: вам нужно собрать 3 пословицы, будьте внимательны.

а) первичное чтение произведения учителем.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение «Ласточка», слушайте внимательно, не отвлекайтесь

и ответьте на вопрос, почему у стихотворения такое название?

Сядьте ровно, красиво, покажите, что вы готовы слушать.

Почему это стихотворение так называется?

б) эмоционально- оценочная беседа.

Какое настроение создалось у вас после прочтения этого стихотворения? Почему?

Когда я читала стихотворение, какая картина возникала в вашем воображении?

в ) словарно- лексическая работа

Прежде чем вы приступите к чтению стихотворения, объясним значение непонятных слов. На доске вы видите карточки с записанными словами. Прочитайте их и выберите те слова, значение которых вы не знаете. Попробуйте объяснить значение этих слов.

Мезонин – надстройка над серединой дома.

г) вторичное чтение текста учащимися

Прочитайте про себя стихотворение Н.М.Рубцова «Ласточка» и выполните упражнение 1 в рабочей тетрадь №2 на стр. 55

Какие чувства писатель отразил в этом стихотворении?

А сейчас ответьте на мои вопросы.

Анализ содержания

1)О чем это стихотворение?

Это и будет тема стихотворения Н.М.Рубцова.

2 ) Назовите опорные словосочетания, придающие стихотворению грусть, печаль?

3) Как выражала ласточка своё горе?

4)Как вы оцениваете поступок поэта?

5)Сочувствовал ли он ласточке?

Подтвердите ответ словами стихотворения.

6)Кто первым откликнулся на крик ласточки? Подтвердите ответ словами из текста.

Правильно! Детьми, кто чище душой, чьё сердце ещё не отяжелено пороками.

Физкультминутка

Раз- поднялись, потянулись.

Два- согнулись, разогнулись

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре- руки шире.

Пять- руками помахать.

Шесть- за парту тихо сесть

д) Работа над выразительным чтением.
– Приступим к работе над выразительностью чтения стихотворения.
- Какие правила выразительного чтения мы знаем?


- Молодцы! Сейчас возьмите карандаши и очень аккуратно подчеркните слова, которые будете выделять голосом при чтении. Обозначьте паузы.

Сейчас, поиграем в игру «Я-диктор»

Представьте, что вы диктор радио и вам нужно прочитать стихотворение «Ласточка» так, чтобы заинтересовать слушателей.

А теперь, подумайте, какие вопросы по содержанию вы хотели бы задать друг другу?

Игра «Ты мне - я тебе»

(Учащийся, составивший вопрос, называет того ученика, который будет отвечать.)

Попробуйте составить характеристику главного героя стихотворения с помощью синквейна

Синквейн (франц. – «пять») - стихотворение из пяти строк

1 строка - тема стихотворения, выраженная одним словом существительным

2 строка- описание темы. Подберите имена прилагательные, характеризующие ласточку.

3 строка - описание действия в рамках этой темы. Подберите слова - (глаголы), которые подойдут для характеристики ласточки.

5 строка- повторить суть темы. Одно слово – синоним к первому на эмоциональном уровне

- С каким стихотворением вы познакомились на уроке?

Можно ли сказать, что стихотворение является поучительным?

Почему?

Правильно, а еще учит быть ответственными за возложенные на нас обязанности, чтобы по нашей вине не произошло чего-либо непоправимого. В то же время учит состраданию, соучастию, быть не только наблюдателем, но помочь чем-то.

-Наш урок подошёл к концу, у каждого из вас на столе маски (грустные, весёлые, задумчивые), они отражают ваш эмоциональный настрой на уроке.

Какие из них вы хотели бы выбрать, обоснуйте ваш ответ?

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я ….

Ребята, что вам показалось трудным на уроке?

Выучить наизусть стихотворение «Ласточка» или выразительное чтение (по выбору), выполнить в тетради творческое задание №3 на стр.55

Спасибо за урок, все хорошо поработали. Молодцы.

Определяют критерии

П В Э

(прав.) (выраз.) (эмоц)

птицам

Слушают загадку.

ласточка

отвечают

под крышами.

Ласточки низко летают - к дождю.

Ласточки летают высоко - к ветру

(Ласточка весну починает , а соловей кончает.

-Благовещенье без ласточек - холодная весна

-Ранние ласточки - к счастливому году.)

Здесь идет речь о ласточке, её жизни, чувствах, переживаниях.

Грустное, печальное, тревожное.

трагедия из жизни ласточки

Окрестность – местность, прилегающая к чему-нибудь, окружающее пространство.

Гнездо – место жилья, кладки яиц, выведения детенышей.

Сопереживание и укор

О ласточке

Носится с криком, выпал птенец, вырыл могилку, не веря концу.

Носилась, рыдая, пытаясь найти птенца.

Поступил гуманно, показал пример детям.

Да. Что ж ты,родная, Плохо смотрела за ним.

Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.

Читают

Оценивают, высказывают своё мнение.

Составляют вопросы

Ласточка

Чувствительная, маленькая

Летает, ищет, рыдает

Мне очень жалко ласточку или я сопереживаю горю птицы

Бедная ласточка,

страдалица, мать

«Ласточка»

М.Н.Рубцов

Да

Учит быть более чуткими, внимательными.

весёлые маски - нам понравилось на уроке, задумчивые маски - мы рассуждали

грустные- было скучно.

заканчивают предложения

Фронтальная форма работы

Работа в парах

Индив. форма

Фронтальная форма работы

Фронтальная форма работы

Ласточка носится с криком.
Выпал птенец из гнезда.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.

Взял я осколок металла,
Вырыл могилку птенцу,
Ласточка рядом летала,
Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая,
Под мезонином своим…
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Кто белой ночью ласточку вспугнул,- Полет ли дальнего ракетоносца Или из бездны мирозданья гул, Неслышный нам, в гнездо ее донесся? Она метнулась в воздухе ночном, И крылья цвета вороненой стали...
  2. Когда Рафаэль вдохновенный Пречистой девы лик священный Живою кистью окончал,- Своим искусством восхищенный Он пред картиною упал! Но скоро сей порыв чудесный Слабел в груди его младой, И утомленный и...
  3. Благослови меня, родная: Передо мною тяжкий путь… Пришла минута роковая — Полна решимостию грудь! Иду, что ждет меня, не зная… Благослови меня, родная!.. Иду!.. Моя созрела дума, Молчать и ждать...
  4. Я не исполнил обещанья: Не все и плохо написал; Но я прекрасного желал, Но я имею оправданья Во глубине моей души, Они довольно хороши. Я жажду славы и свободы, А...
  5. Так много ласточек летало Почти с тех пор, как мир стоит, Но их не помнят, их не стало, А эта ласточка летит....
  6. Я сегодня не скоро усну. Я стихами тебя помяну. И обиду свою оброню, Протянувши ладони к огню. Ляжет в рифму родная рука, И под нею прогнется строка. После губы твои...
  7. В землю белый и красный легли, Посылая друг другу проклятья, Два ствола поднялись из земли От единого корня, как братья. В пыль гражданская распря сошла, Но закваска могильная бродит. Отклоняется...
  8. Перед воеводой молча он стоит; Голову потупил — сумрачно глядит. С плеч могучих сняли бархатный кафтан; Кровь струится тихо из широких ран. Скован по ногам он, скован по рукам: Знать,...
  9. Мы под Колпином скопом стоим, Артиллерия бьет по своим. Это наша разведка, наверно, Ориентир указала неверно. Недолет. Перелет. Недолет. По своим артиллерия бьет. Мы недаром присягу давали. За собою мосты...


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!