«Ночь перед Рождеством.

Николай Васильевич Гоголь

«Ночь перед Рождеством»

На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки ещё не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошёл дым и поднялась ведьма на метле. Она черным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашённого к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане. Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберётся приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, — и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застаёт ее Вакула. Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идёт отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чёртом метели вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришёл кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушёл, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.

Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица». Меж тем черта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Черт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк. Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед козаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести. На улице его окружает толпа колядующих, и здесь Оксана повторяет своё издевательское условие. Бросив все, кроме самого малого, мешки посреди дороги, Вакула бежит, и за ним уж ползут слухи, что он то ли повредился в уме, то ли повесился.

Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни черту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к черту, полагаясь на его помощь в своём несчастье. Получив туманный ответ, что черт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника. Предвкушая лёгкую добычу, черт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив черта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург, прямо к царице».

Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.

Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане черта, добивается, чтоб его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских ее башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.

В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвлённый вероломством Солохи, но прельщённый подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Перед Рождеством устанавливается тихая и ясная погода, и на землю плавно опускается морозная ночь. Из трубы одной из хат повалил дым, как вдруг за дымом поднялась ведьма на метле и полетела вверх. Мелькая в небе, она собирала звёзды и складывала их в рукав. Чёрт, который тоже летел, украл месяц и спрятал его в карман. Он думал, что длинная ночь удержит дома богатого козака Чуба, приглашённого к дьяку на кутью.

Чёрт на дворе поднимает метель, а Чуб с кумом решают к кому пойти на вареники, или остаться дома из-за темноты, но уходят, оставив Оксану дома. А перед зеркалом наряжается Оксана, где застаёт её Вакула. В двери стучится, сбившийся с дороги Чуб, потерявший по дороге кума. Не узнав по голосу кузнеца, он решил, что попал не в ту хату. Вакула, обидевшись, вытолкал Чуба за дверь. На дворе уже посветлело, метель утихла. Чуб отправился к Солохе, бывшей ведьме и матери Вакулы, а она вернулась из путешествия с чёртом, уронив в трубу месяц.

Девчата и парубки вышли колядовать. Подруги зовут с собою Оксану на улицу. Тем временем у Солохи чёрта спугивает голова, который не пошёл к дьяку, и чёрт залезает в один из мешков, оставленных кузнецом. В другой залазит голова, так как в дверь стучится дьяк. На пороге стоит Чуб, а в это время заходит Вакула, и Чуб кое-как влезает в мешок к дьяку. Вакула уносит мешки, не замечая их тяжести.

На улице в толпе Оксана говорит Вакуле, что выйдет за него замуж, если он достанет ей башмачки, которые носит сама царица. Вакула ходил за советом к Пацюку, как попасть к чёрту, но ответа не получил, а сам чёрт оказался у него за плечами. Тогда Вакула поймал чёрта за хвост и велел везти к царице.

Кузнец, прилетев в Петербург, отправляется к запорожцам и просит взять с собой на приём к царице. Во дворце он удивляется шикарной роскоши вокруг и чудесной сказочной росписи на стенах. Кузнец просит у царицы царские башмачки, и она, тронутая таким простодушием, дарит Вакуле их.

В селе слух пошёл, что кузнец наложил на себя руки. Оксанка, чувствуя свою вину и не найдя Вакулу в церкви, готова плакать. Кузнец, уставший с дороги, проспал обедню. Проснувшись и одевшись, он отправляется к Чубу свататься, а тут и Оксана заходит и говорит, что и без башмачков согласна выйти за Вакулу. После свадьбы хата Вакулы была красиво расписана красками.

Сочинения

Характеристика персонажей в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»

На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Ночи перед Рождеством» Гоголя. Николай Васильевич работал над повестью с 1830 по 1832 года. Первое издание второй части, входящей в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», впервые опубликовано в 1832 г.

Читать краткое содержание повести «Ночь перед рождеством»

Чудные события происходят пред рождественсой ночь в селе Диканька Полтавской губернии. Вдруг из трубы одного дома вылетает ведьма на метле. Она с бойкостью собирает звезды на небе, а колдунью сопровождает черт, надумавший ни много ни мало — украсть месяц с небосклона.

Черт решил таким образом проучить местного кузнеца Вакулу за то, что наглец в церковной росписи выставил черта в неприглядном свете.

Бес знает о любви кузнеца к прелестной Оксане, дочери сельского головы. И чтобы помешать их встрече, решает устроить непроглядную темноту, тогда Чуб останется дома, и это сорвет встречу молодых людей.

План черта не срабатывает. Отец Оксаны отправляется в гости к Дьяку. Девушка, оставшись одна, красуется перед зеркалом, лишний раз убеждаясь, что нет никого красивее неё во всей Диканьке.

Вакула приходит в дом к возлюбленной и с жаром рассказывает о своих чувствах, кокетливая девушка посмеивается над кузнецом, и тут они слышат стук в дверь. Разыгравшаяся метель (подстроенная чертом, не оставляющим мысли досадить молодому кузнецу) заставила Чуба вернуться домой, но из-за сильной пурги он не уверен, что пришёл к своей хате. Молодой кузнец, не узнавший пана Чуба, даёт ему пару тумаков. Раздосадованный Чуб решает идти к Солохе, матери Вакулы, Как сообщает читателям рассказчик, Солоха и есть та самая ведьма, укравшая звезды с небосклона.

Ведьма между тем беседует с чертом, который не прочь предаться с ней любовным утехам, но все нарушает пан голова, так не вовремя постучавшийся в хату. Женщина, не растерявшись, приказывает черту полезать в мешок, и тот в спешке теряет месяц. Взошедший на небе месяц мигом успокаивает метель, и со всех концов Диканьки слышатся голоса колядующих молодых парубков да дивчин. К общему гулянью присоединяются Вакула с Оксаной. Заметив на одной из подруг новые черевички, сетует девушка, что ей никто не сделает столь дорогого подарка. Вакула с жаром соглашается подарить ветреной красавице все, что она пожелает. Девушка с насмешкой говорит ему, что если кузнец добудет царские черевички, она выйдет за него замуж. Тем временем, Солоха пригласила пана голову к столу, и, выпив чарку, он успел только посетовать, что из-за разыгравшейся метели не смог попасть к дьяку, как вдруг они снова слышат стук в дверь. В гости к ведьме пришел дьяк. Дюжий голова был крепкого телосложения пришлось его упрятать во второй мешок.

Дьяк пытается добиться расположения женщины, однако тут они слышат настойчивый стук в дверь, и перепуганного Осипа Никифоровича ведьма прячет в третьем мешке. В гости к Солохе наведался Чуб, отец Оксаны, и не успел он раздеться, как снова кто-то постучал в дверь. Ничего не оставалось Чубу, кроме как залезть в мешок, в котором уже притаился дьяк.

В хату входит раздосадованный Вакула, и, погруженный в грустные мысли, он ложится на скамью. Через некоторое время снова стук в дверь, но на этот раз хозяйка не стала приглашать незваного гостя в дом, решив переговорить с казаком Свербыгузом в огороде. Вакула замечает посреди комнаты несколько кулей и решает отнести их в кузницу. По пути он встречает толпу колядующих, а среди них Оксану. Надменная красавица снова повторяет свое условие. В гневе бросив мешки, кроме самого легкого, в котором сидит черт, Вакула направляется к Пацюку, имеющего репутацию знахаря, связанного с самим Дьяволом. Застав последнего за поеданием вареников которые то и дело сами залетали ему в рот, удивлённый кузнец спрашивает совета, как ему исполнить просьбу красавицы. Знахарь намекает, что поможет Вакуле черт, сидящий у него за плечами. Выйдя на улицу кузнец находит в мешке черта и, угрожая перекрестить беса, берет верх над ним, приказав лететь до самой столицы на царскую аудиенцию.

Меж тем оставшиеся Вакулины мешки находят односельчане и освобождают из душных кулей неудачливых любовников ведьмы. В самом же селе разносится слух, что Вакула повредился в уме и погиб. До дочери Чуба доходят эти невеселые слухи. Она уже и не рада что так жестоко пошутила над бедным Вакулой, ночью терзаемая муками совести не могла уснуть молодая девушка… Тем временем кузнец, оседлавший черта, прилетает в столицу и там встречает знакомых казаков, по счастливой случайности едущих на царский прием. Посреди аудиенции Вакула бьет челом царице, испрашивая разрешения взять черевички с царственной ноги. Тронутая простодушием молодого казака Екатерина Вторая дарит кузнецу свои башмачки.

Спустя несколько часов он оказывается в родном селе и, прогнав черта, от усталости отправляется спать. К удивлению односельчан, кои его уже похоронили, кузнец поутру с богатыми царскими подарками идет сватать Оксану. После некоторого раздумья Чуб соглашается выдать дочь за кузнеца.

Аудиокнига «Ночь перед рождеством», слушать онлайн

Могучий кузнец Вакула влюблен в капризную и гордую красавицу Оксану, но девушка только играет чувствами парубка. Она заявляет ему, что выйдет замуж за него толь если он подарит ей черевички, такие же у царицы.

Вначале юноша впал в отчаяние, но ему явился черт и пообещал помощь. Вакула же был богобоязненным человеком и не рассчитывал на помощь нечистой силы. Он схватил черта и оседлал его, на нем он полетел в Петербург, там он смог попасть на аудиенцию к царице и попросил подарить ему туфельки. Царица не смогла отказать в столь простодушной просьбе, и она приказала дать юноше свои черевички.

А в родной деревне уже похоронили Вакулу, соседки считали, что он покончил с собой из-за несчастной любви. В этот момент кузнец явился в дом к Оксане с подарком, но девушка уже поняла, что ей никто не нужен кроме преданного кузнеца.

Вывод (мое мнение)

Неедаром говорят, что настоящая любовь преодолеет все препятствия и невзгоды. Так и Вакула доказал Оксане свою преданность и покорил сердце девушки.

Канун Рождества, ночь. Выглянули звезды и месяц. Пришло время славить Христа и колядовать. Но вдруг в Диканьке из трубы одной хаты вместе с клубами дыма выскочила ведьма. Сидя на метле, поднимаясь всё выше, хватала она с неба в рукав звёзды. Откуда ни возьмись появилось чёрное пятнышко и стало превращаться в нечто странное. Спереди была мордочка, похожая на лицо немца в пенсне, но с пятачком, как у свиньи, и козлиной бородкой. На голове были рожки. А одето это существо было в мундир, как губернский стряпчий. Завершал странную картину торчавший из-под мундира хвост. Это был чёрт, который явился для того, чтобы погрешить и пошалить перед таким важным для людей событием, как Рождество. Чёрт взвился ввысь и украл месяц. Но зачем?

Он знал, что в эту ночь дочь Чуба, красавица Оксана, останется дома одна, потому что её батя уйдёт в дьяку на кутью. И к ней придёт кузнец, который известен в околотке как живописец, искусно расписывающий иконы. Он был человек богобоязливый, и за это чёрт его не любил. Особенно обозлился он на кузнеца после того, как тот нарисовал картину Страшного суда и поверженного чёрта. Нечистый после этого поклялся отомстить кузнецу.

А между тем Чуб и Панас собрались в гости к дьякону в его новую хату. Но лишь вышли за порог, погрузились в полную темноту. В чём дело - поняли быстро: месяца-то нет! Кум предложил остаться дома, но Чуб, который и сам этого хотел, был всё-таки упрямым и наперекор словам Панаса сказал, что идти надо.

В это время Оксана любовалась собой перед зеркалом и сама с собой вела диалог. Хороша ли она на самом деле, как люди говорят. Нет, не хороша. Глаза чёрные, прожигающие, косы, как змеи. Но нет - хороша! Счастлив будет тот, кому она в жёны достанется. За этим самолюбованием и застал её кузнец Вакула. Девушка рассердилась и в то же время смутилась. Но и насмешка была в её взгляде.

Оксана пытает Вакулу, верно ли люди говорят, что мать его ведьма. В ответ она слышит, что кузнецу всё это безразлично. А важна для него только она.

На самом деле Солоха, мать Вакулы, ведьма. Это она летала по небу. Домой она вернулась вместе с чёртом. И это не единственный её гость. К ней захаживают многие из хуторских мужиков. При этом никто не подозревает, что есть у ловкой Солохи ещё обожатели. Больше всего она мечтала породниться с богатым вдовцом Чубом. Она боялась, что влюбленный в Оксану Вакула женится на девушке и получит всё её добро, а сама Солоха уже не сможет зажить одной семьёй с казаком. Не положено, согласно христианским правилам.

В доме Солохи нечаянно столкнулись черт и заплутавшие Чуб с кумом. Разозлённый чёрт устроил сильную метель, чтобы вернуть обратно Чуба, а заодно спугнуть кузнеца. Чуб действительно возвращается, но кузнец, не узнав его, гонит прочь.

Чуб снова идёт к Солохе, с которой уже вовсю кокетничает чёрт. Месяц вылетает из кармана нечистого и возвращается на небо. Погода устанавливается хорошая, начинается массовое колядование.
Оксана хвалит подружкины черевички, и кузнец обещает, что достанет ей такие же, и даже лучше - какие мало у какой панночки есть. Оксана в ответ горделиво требует царских черевичек и обещает в случае успеха пойти за Вакулу замуж. Парубок и сердится на возлюбленную, и не может противиться её чарам.

Между тем у Солохи в доме происходит целая комедия с мешком. Сначала туда попадает чёрт из-за опасности попасться на глаза сельскому голове, который зашёл к женщине из-за метели. Потом слышится стук в дверь дьяка. Вдова велит прятаться голове в мешок.

Дьяк рассыпается в любезностях перед Солохой, но вскоре является казак Чуб. Испуганный служитель церкви прыгает в другой мешок. Дьяка сразу отправили в мешок из-под угля, но уже в другой. Служитель церкви оказался таким худым и так съежился от страха, что сверху неплохо было насыпать дополнительных полмешка угля.

Чуб уверен в том, что он здесь один, шутит, но вот раздаётся стук в дверь, и появляется кузнец. Чуб оказывается в одном мешке с дьяконом.

Вакула сокрушается о том, что совсем потерял волю из-за Оксаны. Он уносит мешки, оставленные посреди хаты. Охваченный грустными мыслями, он не замечает их подозрительной тяжести. И, когда снова видит Оксану, прогуливающуюся за окном с молодёжью, волнуется с новой силой. Девушка напоминает ему о своём капризе - черевичках. Вакула бежит прочь, а жители Диканьки распространяют слухи, что кузнец или сошёл с ума, или повесился.

Вакула идёт к запорожцу Пузатому Пацюку: тот «немного сродни черту», робко просит показать ему дорогу к черту. Хозяин ест галушки и вареники, не прилагая никаких усилий: еда сама запрыгивает ему в рот. Пацюк говорит, что черт у кузнеца за плечами. И правда, на улице черт выпрыгивает из мешка и обещает Вакуле Оксану. Но кузнец хитёр: он хватает черта за хвост, осеняет крестом и приказывает везти себя к царице в Петербург.

Содержимое мешков «оживает», ухажёры Солохи понимают, что она их одурачивала, и доверие к ней сходит на нет.

Кузнец оказывается в Петербурге, находит запорожцев, которые по осени были проездом в Диканьке, и просит взять его на приём к царице. Роскошь дворца потрясает молодого парубка. Он вместе с запорожцами предстаёт перед императрицей и просит у неё царских черевичек. Екатерина тронута искренностью и простодушием кузнеца и исполняет его желание.

На хуторе в это время бабы собрались на улице и спорят о судьбе Вакулы. Оксана волнуется, плохо спит ночь, утром бежит в церковь искать кузнеца. Не найдя его там, расстраивается до слёз. А кузнец уже вернулся, выспался и стал собираться к Чубу свататься. Чуб, злой на легкомысленную и лукавую Солоху, отвечает согласием. По душе ему подарки Вакулы. Видит он и то, что сама Оксана счастлива. Обретя вновь любимого, она готова идти за него замуж « и без черевиков» . Вакула женился, как и хотел и ярко расписал свою хату. А в церкви он намалевал до того страшного черта, что все «плевали, когда проходили мимо».

  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя

В рамках проекта "Гоголь. 200 лет" РИА Новости представляет краткое содержание произведения "Ночь перед Рождеством" Николая Васильевича Гоголя - повести, открывающей вторую часть цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки" и являющейся одной из самых известных в цикле.

На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки еще не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошел дым и поднялась ведьма на метле. Она черным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашенного к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане. Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберется приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, — и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застает ее Вакула.

Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идет отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чертом метели вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришел кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушел, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.

Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесет ей черевички, «которые носит царица».

Меж тем черта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Черт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк. Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед козаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести. На улице его окружает толпа колядующих, и здесь Оксана повторяет свое издевательское условие. Бросив все, кроме самого малого, мешки посреди дороги, Вакула бежит, и за ним уж ползут слухи, что он то ли повредился в уме, то ли повесился.

Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни черту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к черту, полагаясь на его помощь в своем несчастье. Получив туманный ответ, что черт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника. Предвкушая легкую добычу, черт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив черта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург, прямо к царице».

Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.

Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане черта, добивается, чтоб его взяли на прием к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских ее башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.

В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвленный вероломством Солохи, но прельщенный подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьей, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель Е. В. Харитонова



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!