"ночная ведьма" полина гельман. Стала «голубая линия» красной

#историяроссии #история #женщина #женщины #общество #Гельман

Герой Советского Союза. Участвовала в боях с октября 1941 г. до Дня Победы 9 мая 1945 г. Вступила в армию добровольцем после окончания З-so курса исторического факультета МГУ. Всю войну воевала в качестве штурмана-бомбардира прославленного женского ночного бомбардировочного полка. Сражалась в боях за Кавказ, на Кубани и Таманском полуострове, Севастополе и в Крыму, в Керченско-Феодосийской операции. Участвовала в боях по освобождению Белоруссии, Польши и Прибалтики, а затем на территории фашистской Германии.

Закончила войну в Берлинской операции в звании майора. Награждена медалью «Золотая Звезда», орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу» «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За оборону Севастополя», другими государственными наградами.

В послевоенное время с 1953 по 1956 г. П.В. Гельман работала начальником библиотеки Военного факультета при Московском финансовом институте.

В ПОЛКУ НОЧНЫХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ

Я родилась 24 октября 1919 года. С 1920 года жила в городе Гомеле (Белоруссия). Там училась в школе, занималась в местном аэроклубе. В 1937 году совершила свой первый прыжок с парашютом с самолета, окончила школу планеристов. В 1938 году с отличием окончила десятилетку. В этом же году поступила на исторический факультет Московского государственного университета. К началу войны окончила три курса.

В октябре 1941 года добровольно вступила в Красную Армию. После краткосрочных курсов в Энгельсской школе военных летчиков служила штурманом в 46-м гвардейском авиационном полку. Участвовала в летней кампании 1942 года на Южном фронте, в освобождении Северного Кавказа, Кубани, Крыма, Белоруссии и Польши от фашистских захватчиков и в разгроме фашистских войск на территории Германии.

В течение трех лет на фронте я прослужила штурманом в женском бомбардировочном авиаполку, ставшем к концу войны легендарным 46-м За эти годы мне довелось совершить гвардейским и орденоносным. 860 боевых вылетов. Конечно, время не удержало в памяти подробности каждого из них. Но в ней навсегда запечатлелись щупальца прожекторных лучей, вспышки и щелчки рвущихся вокруг открытой кабины снарядов. Нашим оружием были бомбы.

Нередко вместо бомб к самолетам подвешивали кассеты или мешки с боеприпасами, продовольствием и медикаментами для доставки высадившимся в тыл врага десантам или нашим частям, попавшим в окружение. Доставить этот груз было не менее сложно, чем долететь до цели и успешно отбомбиться. На боевые задания мы летали ночью на небольших тихоходных самолетах У-2.

Каркас их состоял из деревянных планок, обшитых фанерой и перкалью, пропитанной (для прочности) легковоспламеняющимся веществом — эмалитом. Плексиглазовые козырьки открытых кабин не защищали экипаж не только от пуль и снарядов, но и от ветра и непогоды.

Немцы так и называли их «рус-фанер». Вспоминается чувство разочарования и недоумения, охватившее нас, когда мы увидели присланную нам «боевую технику». На ускоренных курсах в Энгельсской школе военных летчиков мы изучали материальную часть современных по тому времени самолетов и навигационное оборудование. Собирались на них воевать.

Загруженный горючим и бомбами (мелкие осветительные и зажигательные бомбы мы брали в кабины и бросали вручную), По-2 превращался буквально в «пороховую бочку», ибо попадание в него любого осколка снаряда или пули грозило взрывом. Маломощный мотор не позволял при полной бомбовой загрузке развивать скорость свыше 100 километров в час. На такой тихоходной «пороховой бочке» приходилось по пять, десять, а в длинные осенние и зимние ночи и больше раз вылетать за линию фронта.

Для любых самолетов очень сложно пересекать линию фронта — полосу глубиной в 10—15 километров, до предела насыщенную огневыми средствами. Боевые самолеты преодолевали ее за одну, две, максимум три минуты.

Мы же «болтались» над ней по 10—15 минут. Цели обычно также были сильно укреплены зенитными средствами. Отбомбив, мы через ту же линию фронта возвращались на свой аэродром, вновь заряжались бомбами и горючим и вновь возвращались на цель, и так до рассвета… Несколько слов «о друзьях-товарищах», моих дорогих фронтовых подругах. Со всех республик нашей необъятной Родины пришли они добровольцами на фронт и в течение трех лет без выходных и отпусков исполняли свою напряженную, смертельно опасную боевую работу. Фронтовая дружба на всю жизнь сроднила наш многонациональный коллектив.

И до сих пор она согревает и поддерживает тех из нас, кто пережил войну и уцелел в вихре последующих жизненных бурь. Каждая из моих боевых подруг достойна многих добрых слов. Я пришла в полк вместе со своей самой близкой подругой белорусской девушкой Галей Докутович.

Наша дружба длилась до того момента, когда Галя сгорела над целью вместе со своим самолетом. В В Г" и г—. память о ней я назвала 1 алей свою единственную дочь. Экипажи наши состояли из пилота, штурмана и наземного технического состава. Моим первым командиром экипажа была веселая украинка Дуся Носаль.

После гибели Дуси я летала с замечательной летчицей татаркой Магубой Сыртлановой. Заканчивала я войну в экипаже русской летчицы. Раисы Ермолаевны Ароновой. Все они были удостоены звания Героя Советского Союза. Обслуживали наши самолеты механики ростов-чанка Катя Бройко, москвички Алла Ирлина и Глафира Каширина и мастера по вооружению и спецоборудованию Нина Бузина, Зина Вишнева (с «Трехгорки»), Рахимэ Орлова и Анна Колокольникова. Как бы ни уставали они за ночь, обслуживая на старте боевую работу экипажей, сколько бы пробоин и повреждений ни привозили мы из боя, к следующей ночи материальная часть самолета и вооружения всегда была в исправности.

Фронтовая жизнь авиационного полка — это постоянная смена мест базирования, потери друзей, вечный бой… Из калейдоскопа событий и обстоятельств память чаще всего выхватывает случаи необычные или курьезные. Есть вещи, которые человек никогда не забудет. Моим первым потрясением были горькие картины горящей родной земли. Мы с боями отступали к предгорьям Кавказа, бомбили наступающие танковые колонны противника, а под нами горела Сальская степь. Чтобы не оставить урожай врагу, ее подожгли. В те горькие ночи лета 1942 года наша житница была золотой не от золота пшеницы, а от огня.

Горела родная земля, и слезы сами собой навертывались на глаза. Честное, самоотверженное исполнение долга было нормой в нашем коллективе. Так было и в трагическую для полка ночь, когда сгорели четыре наших самолета и в них погибли восемь девушек. Один за другим заходили боевые машины на цель и, подожженные, падали вслед за бомбами. Но ни один экипаж не свернул с курса. Боевое задание полк выполнил! В этой связи вспоминается один не самый славный мой боевой вылет. Я уже упоминала, что мелкие бомбы мы на нашем «сверхсовременном» самолете возили на дне кабины.

Над целью вручную снимали предохранитель со взрывателя и бросали бомбу за борт. В одну из ночей на «Голубой линии» под Новороссийском мы с Катей Пискаревой уже подходили к цели, и я, чтобы убедиться, что под нами точно наша цель, решила бросить осветительную бомбу («свечку»). Сняв предохранитель со взрывателя, я хотела тут же выкинуть бомбу за борт, но ее стабилизатор запутался в ремешке краг, висевших у меня на шее. В этот момент нас поймали прожектора и нещадно стали обстреливать зенитки.

А в запасе всего 10 секунд, ибо механизм взрывателя уже приведен в действие. Пилот Катя Пискаре-ва, чтобы не быть ослепленной, не может оторвать взора от приборов. Я должна следить за направлением обстрела и командовать пилоту, куда «бросать» самолет. Но вместо этого я «борюсь» с готовой взорваться у меня в руках бомбой. Катя кричит в переговорный аппарат: «Полина, ты жива?». У меня для ответа нет времени. В отчаянии срываю с себя ремешок вместе с бомбой и с крагами, швыряю их за борт, облегченно вздыхаю и по возможности спокойно командую: «вправо», «влево» и т.д.

Когда вышли из обстрела, пришлось объяснить возмущенной Кате ситуацию. «Инцидент» был улажен. Но я осталась без краг. Впрочем, если бы бомба взорвалась у меня в руках, они бы мне бол’ьше не понадобились… В начале января 1945 года готовилась Висло-Одерская наступательная операция. Готовились к ней и мы. Изучали район предстоящих боевых действий. Наступление намечалось на 20 января. Но в силу необходимости — спасения от разгрома группировки англо-американских союзников в Арденах — Красной Армии пришлось начинать наступательные действия досрочно, не считаясь с неблагоприятными погодными условиями.

Но как быть без авиации? Решили послать ночников, имеющих опыт полетов при отсутствии видимости. Однако отсутствие видимости в данный момент было односторонним: земля сверху почти не просматривалась, самолет же с земли был виден отлично. Поэтому наше появление при свете дня над полем боя на По-2 с его скоростью и высотой полета было сродни тому, что делали японские камикадзе. Лететь предложили только добровольцам. Записался весь летный состав!

Таковы были мои друзья-товарищи, готовые на любые жертвы, чтобы приблизить нашу Победу. Конечно, ночь накануне предполагавшегося дневного вылета на задание была не самой веселой. Ведь победа была так близка! А мы были так молоды! Тяжело терять друзей. Особенно тяжело, когда они гибнут рядом, а ты не в силах им помочь.

Никогда не проходит горечь при воспоминании о безуспешных попытках прийти на помощь гибнущим подругам. Весной 1944 года над целью сгорела Женя Руднева, штурман нашего полка, моя приятельница по Московскому университету, по-этичная, одаренная девушка. В ночь на 9 апреля мы получили задачу бомбить противника на Керченском плацдарме. Перед взлетом к нам подошла Женя, протянула мне свою фотографию с надписью на латыни: «Помни об университете» — и направилась к своему самолету.

Подлетая к цели, мы с Раей Ароновой увидели, как в луче прожектора бьется, стараясь вырваться из огня, обстреливаемый трассирующими снарядами самолет. В нем была Женя. Мы рвались на помощь. Рая старалась выжать все возможное из мотора, чтобы побыстрее приблизиться и подавить огонь врага, я не отнимала рук от бомбосбрасывателя, -чтобы хоть на секунду раньше сбросить бомбы. Мы были уже почти рядом, когда Женин самолет превратился в огненный шар. Нам в который раз казалось, что горят частицы наших сердец. Жене посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. После войны ее учителя и коллеги-астрономы назвали ее именем одну из открытых малых планет, и теперь в просторах вселенной вращается планета Руднева.

Я часто вспоминаю нашего командира — подполковника Бершан-скую. И теперь с высоты прожитых лет могу сказать: за всю свою долгую жизнь я не встретила более мудрого, чуткого, умелого и доброго человека, руководителя, чем Евдокия Давыдовна. Прекрасная летчица, она уже до войны командовала крупным подразделением в «Аэрофлоте», а в годы войны единственная из женщин была награждена полководческим орденом Суворова. Мы ей очень верили и любили ее.

В те дни на меня свалилась неожиданная радость. Фронтовая почта доставила мне письмо от младшего брата Кима, служившего механиком в штурмовом авиаполку. Мне показалось знакомым, очевидно, случайно не зачеркнутое военной цензурой, название места базирования его полка. Посмотрела на карту, быстро измерила расстояние и приняла решение искать возможности встречи с братом.

Все наши девочки в полку мне по-доброму завидовали. Все тосковали по дому, по родным. Мы с Кимом написали общее письмо маме, чем, как потом узнали, вызвали немало слез радости и тревоги — ведь у нее было всего двое детей, дочь и сын, и оба на войне, а война еще не закончилась… Поездка в Берлин запомнилась мне двумя эпизодами. Один комический. Когда мы как скалолазы добрались до крыши разрушенного рейхстага, я очень устала, а сесть было некуда.

Рядом стоял большой скульптурный конь. Пришлось взбираться на него и, сидя верхом на рыцарском коне, разглядывать Берлин. Очевидно, при моих тогдашних габаритах я выглядела смешно на массивном коне. А Берлин даже в руинах мне показался красивым. Второй эпизод был грустным. Мы расположились на обед в Тиргартене под Берлином. Прибыли походные кухни. Но есть мы не могли. Нас окружили немецкие дети и -женщины. Они смотрели на нас голодными глазами.

Мы отдали им всю пищу. 8 мая пришло задание бомбить скопления войск противника на Балтийском побережье. В полном снаряжении мы вырулили на старт и ждали команду на вылет. Вдруг от командного пункта к нашему самолету подбежали вооруженны и начали быстро вывинчивать из бомб взрыватели.

Не успели мы прийти в себя от недоумения, как услышали ликующий крик: «Штурман! Подписано перемирие! Война окончена!» 12 июня 1945 года мы вновь сидели в кабинах своих самолетов, ожидая команду на взлет. Настроение было праздничное — мы летели в Москву! Готовился воздушный парад Победы, и наши экипажи были включены в парадный расчет.

Парад не состоялся из-за погоды, но нас не оставляло радостное чувство — мы были победителями!

ИЗ ДИРЕКТИВЫ СОВНАРКОМА СССР И ЦК ВКП(Б) 29 июня 1941 г. . ПАРТИЙНЫМ И СОВЕТСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ПРИФРОНТОВЫХ ОБЛАСТЕЙ

Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз продолжается. Целью этого нападения является уничтожение советского строя, захват советских земель, порабощение народов Советского Союза, ограбление нашей страны, захват нашего хлеба, нефти, восстановление власти помещиков и капиталистов… Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) обязывают все партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации покончить с благодушием и беспечностью и мобилизовать все наши организации и все силы народа для разгрома врага, для беспощадной расправы с ордами напавшего германского фашизма. Совнарком Союза ССР и ЦК ВКП(б) требуют от вас:

1)В беспощадной борьбе с врагом отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови за наши города и села, проявлять смелость, инициативу и сметку, свойственные нашему народу.

2) Организовать всестороннюю помощь действующей армии, обеспе чить организованное проведение мобилизации запасных, обеспечить снаб жение армии всем необходимым, быстрое продвижение транспортов с вой сками и военными грузами, широкую помощь раненым предоставлением под госпитали больниц, школ, клубов, учреждений.

3) Укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность, обеспечить усиленную работу всех предприятий, разъ яснить трудящимся их обязанности и создавшееся положение, организо вать охрану заводов, электростанций, мостов, телефонной и телеграфной связи, организовать беспощадную борьбу со всякими дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами, распространителями слухов, уничтожать шпионов, диверсантов, вражеских парашютистов, оказывая во всем этом быстрое содействие истребительным батальонам…

4) При вынужденном отходе частей Красной Армии угонять подвиж ной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра го рючего. Колхозники должны угонять скот, хлеб сдавать под сохранность го сударственным органам для вывозки его в тыловые районы. Все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не мо жет быть вывезено, должно, безусловно, уничтожаться…

Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) заявляют, что в навязанной нам войне с фашистской Германией решается вопрос о жизни и смерти Советского государства, о том - быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение…

Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: 6 5 т. М.: Политиздат, 1968. Т. 3. С. 38-39.

Polina Gelman Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 24.10.1919
Гвардии старший лейтенант П. В. Гельман совершила 860 боевых вылетов на бомбёжку переправ, складов с боеприпасами и имуществом, аэродромов. Доставляла продовольствие, боеприпасы, одежду, медикаменты десантникам в населённый пункт Эльтиген (ныне в черте города Керчь Крымской области). Нанесла значительный урон противнику в живой силе и боевой технике. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза.

Родилась 24 Октября 1919 года в городе Бердичев, нынче Житомирской области, в семье рабочего. С 1920 года жила в Гомеле. Окончила среднюю школу, 3 курса исторического факультета МГУ. В Октябре 1941 года добровольцем ушла в Красную Армию. В 1942 году окончила курсы штурманов при Энгельсской военной авиационной школе пилотов.

С Мая 1942 года в действующей армии. Участница обороны Кавказа, освобождения Кубани, Таманского полуострова, Крыма, Белоруссии, Польши, разгрома врага в Германии.

К Маю 1945 года босс связи авиационной эскадрильи 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная вооруженные силы, 2-й Белорусский фронт) Гвардии старшой лейтенант П. В. Гельман совершила 860 боевых вылетов на бомбёжку переправ, складов с боеприпасами и имуществом, аэродромов. Доставляла продовольствие, боеприпасы, одежду, медикаменты десантникам в населённый пункт Эльтиген (теперь в черте города Керчь Крымской области). Нанесла солидный урон противнику в активный силе и боевой технике. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза.

В 1951 году окончила Военный институт иностранных языков. С 1957 года Гвардии Майор П. В. Гельман - в отставке. С 1970 года - кандидат экономических наук. Работала в Институте общественных наук при ЦК КПСС, доцент кафедры политэкономии. Живёт в Москве. Член правления Общества СССР - Уругвай. Награждена орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды), медалями.

Полина Гельман родилась в городе Гомеле (Белоруссия), в семье революционеров, участников Гражданской войны. Отца Полина не помнит: он погиб в борьбе за новую существование. Со слов матери она знала, что папа её был сильным, волевым человеком, меньше всего думал о себе, заботился об окружающих людях, за них и отдал свою существование. Мать - Еля Львовна (1893 - 1976), переплётчица типографии, одна занималась воспитанием дочери. Она сумела снабдить Полину всем необходимым для жизни, вручить ей хорошее образование и прекрасное воспитание.

В течение многих лет надёжной опорой в жизни для Полины Владимировны был супруг, офицер Советской Армии, фронтовик Колосов Владимир Николаевич (1921 - 1994). Она вступила с ним в брак, будучи слушателем Военного института иностранных языков в 1948 году. Владимир также учился в этом учебном заведении. Дочь - Галина (1949 года рождения), окончила исторический факультет и аспирантуру МГУ, работает в Финансовой академии.

Детство и молодость Полины Гельман прошли в Гомеле, где она училась в средней школе. Не довольствуясь программой, Полина занималась спортом, овладела стрелковым оружием, сдала нормы на значок "Ворошиловский стрелок". Словом, готовилась к защите Родины, как требовала ситуация конца 1930-х годов.

Полина училась уже в 9-м классе, когда на всю страну прозвучал призыв "Молодежь, на самолёты!". Она не окончательно осознавала, что это значит, но романтика увлекла её. Вместе со своей лучшей подругой Галей Докутович, Полина пошла в здешний аэроклуб. Её приняли в школу планеристов, а кроме того и в круг парашютистов. 25 Августа 1937 года Полина совершила начальный скачок с парашютом с самолёта. Парить в небе как птица - это было романтично и захватывающе. Она была счастлива.

Вскоре Гельман сдала теоретический вектор движения по самолётовождению. Теперь оставался единственный шаг до самостоятельного полёта. Тут - то и произошла осечка. Она пришла на аэроклубовский аэровокзал, инструктор дал последние напутствия, разрешается усаживаться в машину. Полина с гордостью села в кресло и... утонула в нём: ноги не доставали до педалей, она не могла стандартно рассмотреть приборы. Инструктор посмотрел на Полину с сожалением и произнёс: "Вылезай - ка, девчонка. Пока тебе тут действовать нечего. Подрасти, если сможешь..."

Так рухнули её планы. Как она ни старалась вырастать, не подросла. С авиацией пришлось разлучиться. В 1938 году Полина поступила на исторический факультет МГУ, где проявила себя с самой лучшей стороны и училась в основном на превосходно.

Грянула махаловка. В тот же день, 22 Июня 1941 года, студенты - комсомольцы МГУ на внеочередном собрании объявили себя мобилизованными на борьбу с врагом. Все хотели сходить всенепременно на фронт. Многим ребятам это удалось. Девушки в военкоматах получали отказ, мол, битва - не женское занятие.

В Октябре 1941 года ЦК комсомола объявил о наборе девушек во снова создающиеся авиационные части. Гельман добилась, чтобы её включили в единственный из полков. Девушек направили в Энгельсскую школу военных лётчиков. Там их обучили различным авиационным специальностям. Полина стала штурманом. В лётчики вновь не прошла из - за малого роста.

Гельман зачислили в полк ночных бомбардировщиков У-2, позднее он был преобразован в прославленный 46-й Гвардейский. В Мае 1942 года в составе этого полка она вылетела на фронт. Боевой тракт её начался на Кавказе под Моздоком, а закончился под Берлином.

Основным оружием экипажа У-2 были бомбы. Небесный тихоход - его прыть едва-едва больше 100 километров - ночью без малого тихо подлетал к цели и негаданно обрушивал на головы спящих врагов смертоносный груз.

В какие только переплёты не попадала Полина, вылетая на боевые задания. Как правило, вражеские цели прикрывались плотным зенитным огнём. Каждый вылет - поединок со смертью. Одно попадание - и деревянный самолёт вспыхивал ярким пламенем. Со временем экипажи научились преодолевать зенитный заслон, вырываться из лучей прожекторов. Последние были не менее страшны, чем зенитки. Попасть в лучи прожектора - значит быть ослепленным, утратить ориентировку.

Однажды, это было под Новороссийском на "Голубой линии", Гельман пошла на поручение в паре с лётчицей Катей Пискарёвой. Самолёт уже подошёл к намеченной цели. Чтобы удостовериться, не ошиблись ли они, Полина решила кинуть светящую бомбу. Но для этого в первую очередь нужно было снять со взрывателя предохранитель. Сняла. Взяла бомбу в руки, но кинуть не смогла: стабилизатор запутался в ремешке краг, которые висели у неё на шее. Краги Полина брала для того, чтобы отогревать руки вслед за тем работы с металлом.

В тот самый миг их самолёт поймали прожекторы. Тут же открыли яростный жар зенитки. Надо было принимать срочное решение: у штурмана в запасе всего 10 секунд, агрегат взрывателя уже приведен в действо.

Отчаянными усилиями Полина сорвала с шеи ремешок и практически на последней секунде бросила бомбу вкупе с крагами за борт. И только в настоящий момент начала выдавать команды Пискаревой: "влево", "вправо"... Самолёт вырвался из обстрела и, благополучно отбомбившись, вернулся на свой аэровокзал.

Однажды произошёл эдакий происшествие в Крыму, потом того как врага уже вытеснили с Керченского полуострова. Полк перебазировался в прочий район, поближе к месту боевых действий. Лётчице Рае Ароновой и штурману Полине Гельман препоручили выискать площадку для полевого аэродрома. Они вылетели. Покружили над местностью и обнаружили западнее Керчи ровное местоположение, покрытое зелёной травкой. "Это то, что надо", - решили девушки и, не разглядев как следует площадку, пошли на посадку. Но чуть-чуть колеса коснулись поверхности, во все стороны полетели брызги воды - в этом месте оказалось болотистое местоположение. Рая "дала совершенный газ". Однако прыть самолёта не увеличилась, и он не мог отстать от земли. Требовалось облегчить машину. Но за счёт чего? На борту лишнего груза не было. Выход единственный - вылезти штурману. Полина предложила тот самый вариант Рае. Та в первую очередь отвергала его, а позже согласилась.

"Я выбираюсь из кабины на землю, - вспоминает Полина, - бегу рядом с фюзеляжем. Когда самолёт стал отрываться от земли, я, ухватившись за стойку между плоскостями, взобралась на нижнюю плоскость, далее уже на лету с помощью стоек, расчалок и ступеней трапа добиралась до борта кабины. В кабину ввалилась вверх ногами. Случай курьёзный, но для меня он чуть-чуть не кончился печально".

Красноречивее всего о геройских поступках Полины Владимировны говорит наградной лист, подписанный в Мае 1945 года, сквозь два дня после этого окончания войны, командиром 46-го Гвардейского авиационного полка Подполковником Е. Д. Бершанской и командующим 4-й Воздушной армией Генералом К. А. Вершининым:

"Товарищ Гельман П. В. на фронте борьбы с немецкими захватчиками находится с Мая 1942 года. От рядового стрелка - бомбардира выросла до начальника связи эскадрильи. За отрезок времени боевых действий произвела лично как штурман 860 боевых вылетов на самолёте По-2 с боевым налётом 1058 часов. Сбросила, уничтожая войска противника, 113 тонн бомб. Врагу был нанесён огромный урон".

Войну Полина Гельман закончила в звании Старшего лейтенанта.

В том же 1945 году она поступила в Военный институт иностранных языков. Трудолюбивая, вдумчивая, Полина каждую тему старалась освоить досконально. Она отличалась необыкновенной отзывчивостью, всю дорогу была готова прийти на подмога товарищу. Особенно бросалось в глаза её редкая скромность. Ни разу никто не слышал, чтобы она более того намёком похвасталась своими боевыми заслугами. Будто и не героиня она, и на фронте не воевала.

Институт Гельман окончила удачно, в совершенстве овладев испанским языком и достаточно славно - французским.

В 1957 году уволилась в припас в звании Майора и занялась своим любимым делом - общественными науками. Полина поступила на работу в Институт общественных наук преподавателем политэкономии. Лекции читала на испанском языке для слушателей, прибывших из Латинской Америки и Испании. В 1970 году защитила диссертацию, получив учёную уровень кандидата экономических наук. В 1973 году стала доцентом кафедры политэкономии. В этом качестве она работала до ухода на пенсионную выплату в 1990 году.

Так же читайте биографии известных людей:
Полина Осипенко Polina Osipenco

Полина Осипенко - советская лётчица; одна из первых женщин, удостоенных звания Герой Советского Союза. Родилась 8 октября 1907 года.Служила..

Полина Виардо-Гарсия Polina Viardo-Garsia

Виардо (Viardot-Garcia), Полина - знаменитая певица и автор многих музыкальных произведений, дочь певца Мануэля Гарсиа, сестра знаменитой Малибран..

Полина Виардо Polina Viardo

Виардо (Viardot-Garcia), Полина - знаменитая певица и автор многих музыкальных произведений, дочь певца Мануэля Гарсиа, сестра знаменитой Малибран.

Полина Лунегова Polina Lunegova

Полина Лунегова, актриса, родилась 1 марта 1998 года. Творческую карьеру начала ещё в восемь лет, снимаясь сначала в рекламе, и музыкальных клипах...

Родилась 24 Октября 1919 года в городе Бердичев, ныне Житомирской области, в семье рабочего. С 1920 года жила в Гомеле. Окончила среднюю школу, 3 курса исторического факультета МГУ. В Октябре 1941 года добровольцем ушла в Красную Армию. В 1942 году окончила курсы штурманов при Энгельсской военной авиационной школе пилотов.

С Мая 1942 года в действующей армии. Участница обороны Кавказа, освобождения Кубани, Таманского полуострова, Крыма, Белоруссии, Польши, разгрома врага в Германии.

К Маю 1945 года начальник связи авиационной эскадрильи 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) Гвардии старший лейтенант П. В. Гельман совершила 860 боевых вылетов на бомбёжку переправ, складов с боеприпасами и имуществом, аэродромов. Доставляла продовольствие, боеприпасы, одежду, медикаменты десантникам в населённый пункт Эльтиген (ныне в черте города Керчь Крымской области). Нанесла значительный урон противнику в живой силе и боевой технике. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза.

В 1951 году окончила Военный институт иностранных языков. С 1957 года Гвардии Майор П. В. Гельман - в отставке. С 1970 года - кандидат экономических наук. Работала в Институте общественных наук при ЦК КПСС, доцент кафедры политэкономии. Живёт в Москве. Член правления Общества СССР - Уругвай. Награждена орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды), медалями.

Полина Гельман родилась в городе Гомеле (Белоруссия), в семье революционеров, участников Гражданской войны. Отца Полина не помнит: он погиб в борьбе за новую жизнь. Со слов матери она знала, что отец её был сильным, волевым человеком, меньше всего думал о себе, заботился об окружающих людях, за них и отдал свою жизнь. Мать - Еля Львовна (1893 - 1976), переплётчица типографии, одна занималась воспитанием дочери. Она сумела обеспечить Полину всем необходимым для жизни, дать ей хорошее образование и прекрасное воспитание.

В течение многих лет надёжной опорой в жизни для Полины Владимировны был муж, офицер Советской Армии, фронтовик Колосов Владимир Николаевич (1921 - 1994). Она вступила с ним в брак, будучи слушателем Военного института иностранных языков в 1948 году. Владимир тоже учился в этом учебном заведении. Дочь - Галина (1949 года рождения), окончила исторический факультет и аспирантуру МГУ, работает в Финансовой академии.

Детство и юность Полины Гельман прошли в Гомеле, где она училась в средней школе. Не довольствуясь программой, Полина занималась спортом, овладела стрелковым оружием, сдала нормы на значок "Ворошиловский стрелок". Словом, готовилась к защите Родины, как требовала обстановка конца 1930-х годов.

Лучшие дня

Полина училась уже в 9-м классе, когда на всю страну прозвучал призыв "Молодежь, на самолёты!". Она не совсем осознавала, что это значит, но романтика увлекла её. Вместе со своей лучшей подругой Галей Докутович, Полина пошла в местный аэроклуб. Её приняли в школу планеристов, а также и в кружок парашютистов. 25 Августа 1937 года Полина совершила первый прыжок с парашютом с самолёта. Парить в небе как птица - это было романтично и захватывающе. Она была счастлива.

Вскоре Гельман сдала теоретический курс по самолётовождению. Теперь оставался один шаг до самостоятельного полёта. Тут - то и произошла осечка. Она пришла на аэроклубовский аэродром, инструктор дал последние напутствия, можно садиться в машину. Полина с гордостью села в кресло и... утонула в нём: ноги не доставали до педалей, она не могла нормально разглядеть приборы. Инструктор посмотрел на Полину с сожалением и произнёс: "Вылезай - ка, девочка. Пока тебе здесь делать нечего. Подрасти, если сможешь..."

Так рухнули её планы. Как она ни старалась расти, не подросла. С авиацией пришлось расстаться. В 1938 году Полина поступила на исторический факультет МГУ, где проявила себя с самой лучшей стороны и училась в основном на отлично.

Грянула война. В тот же день, 22 Июня 1941 года, студенты - комсомольцы МГУ на внеочередном собрании объявили себя мобилизованными на борьбу с врагом. Все хотели пойти непременно на фронт. Многим ребятам это удалось. Девушки в военкоматах получали отказ, мол, война - не женское дело.

В Октябре 1941 года ЦК комсомола объявил о наборе девушек во вновь создающиеся авиационные части. Гельман добилась, чтобы её включили в один из полков. Девушек направили в Энгельсскую школу военных лётчиков. Там их обучили различным авиационным специальностям. Полина стала штурманом. В лётчики опять не прошла из - за малого роста.

Гельман зачислили в полк ночных бомбардировщиков У-2, впоследствии он был преобразован в знаменитый 46-й Гвардейский. В Мае 1942 года в составе этого полка она вылетела на фронт. Боевой путь её начался на Кавказе под Моздоком, а закончился под Берлином.

Основным оружием экипажа У-2 были бомбы. Небесный тихоход - его скорость чуть больше 100 километров - ночью почти бесшумно подлетал к цели и внезапно обрушивал на головы спящих врагов смертоносный груз.

В какие только переплёты не попадала Полина, вылетая на боевые задания. Как правило, вражеские цели прикрывались плотным зенитным огнём. Каждый вылет - поединок со смертью. Одно попадание - и деревянный самолёт вспыхивал ярким пламенем. Со временем экипажи научились преодолевать зенитный заслон, вырываться из лучей прожекторов. Последние были не менее страшны, чем зенитки. Попасть в лучи прожектора - значит быть ослепленным, потерять ориентировку.

Однажды, это было под Новороссийском на "Голубой линии", Гельман пошла на задание в паре с лётчицей Катей Пискарёвой. Самолёт уже подошёл к намеченной цели. Чтобы убедиться, не ошиблись ли они, Полина решила бросить светящую бомбу. Но для этого сначала надо было снять со взрывателя предохранитель. Сняла. Взяла бомбу в руки, но бросить не смогла: стабилизатор запутался в ремешке краг, которые висели у неё на шее. Краги Полина брала для того, чтобы отогревать руки после работы с металлом.

В этот момент их самолёт поймали прожекторы. Тут же открыли яростный огонь зенитки. Надо было принимать срочное решение: у штурмана в запасе всего 10 секунд, механизм взрывателя уже приведен в действие.

Отчаянными усилиями Полина сорвала с шеи ремешок и буквально на последней секунде бросила бомбу вместе с крагами за борт. И только теперь начала выдавать команды Пискаревой: "влево", "вправо"... Самолёт вырвался из обстрела и, успешно отбомбившись, вернулся на свой аэродром.

Однажды произошёл такой случай в Крыму, после того как врага уже вытеснили с Керченского полуострова. Полк перебазировался в другой район, поближе к месту боевых действий. Лётчице Рае Ароновой и штурману Полине Гельман поручили найти площадку для полевого аэродрома. Они вылетели. Покружили над местностью и обнаружили западнее Керчи ровное место, покрытое зелёной травкой. "Это то, что надо", - решили девушки и, не разглядев как следует площадку, пошли на посадку. Но едва колеса коснулись поверхности, во все стороны полетели брызги воды - здесь оказалось болотистое место. Рая "дала полный газ". Однако скорость самолёта не увеличилась, и он не мог оторваться от земли. Требовалось облегчить машину. Но за счёт чего? На борту лишнего груза не было. Выход один - вылезти штурману. Полина предложила этот вариант Рае. Та сначала отвергала его, а потом согласилась.

"Я выбираюсь из кабины на землю, - вспоминает Полина, - бегу рядом с фюзеляжем. Когда самолёт стал отрываться от земли, я, ухватившись за стойку между плоскостями, взобралась на нижнюю плоскость, затем уже на лету с помощью стоек, расчалок и ступеней трапа добиралась до борта кабины. В кабину ввалилась вверх ногами. Случай курьёзный, но для меня он едва не кончился печально".

Красноречивее всего о подвигах Полины Владимировны говорит наградной лист, подписанный в Мае 1945 года, через два дня после окончания войны, командиром 46-го Гвардейского авиационного полка Подполковником Е. Д. Бершанской и командующим 4-й Воздушной армией Генералом К. А. Вершининым:

"Товарищ Гельман П. В. на фронте борьбы с немецкими захватчиками находится с Мая 1942 года. От рядового стрелка - бомбардира выросла до начальника связи эскадрильи. За период боевых действий произвела лично как штурман 860 боевых вылетов на самолёте По-2 с боевым налётом 1058 часов. Сбросила, уничтожая войска противника, 113 тонн бомб. Врагу был нанесён большой урон".

Войну Полина Гельман закончила в звании Старшего лейтенанта.

В том же 1945 году она поступила в Военный институт иностранных языков. Трудолюбивая, вдумчивая, Полина каждую тему старалась освоить досконально. Она отличалась необыкновенной отзывчивостью, всегда была готова прийти на помощь товарищу. Особенно бросалось в глаза её редкая скромность. Ни разу никто не слышал, чтобы она даже намёком похвасталась своими боевыми заслугами. Будто и не героиня она, и на фронте не воевала.

Институт Гельман окончила успешно, в совершенстве овладев испанским языком и довольно хорошо - французским.

В 1957 году уволилась в запас в звании Майора и занялась своим любимым делом - общественными науками. Полина поступила на работу в Институт общественных наук преподавателем политэкономии. Лекции читала на испанском языке для слушателей, прибывших из Латинской Америки и Испании. В 1970 году защитила диссертацию, получив учёную степень кандидата экономических наук. В 1973 году стала доцентом кафедры политэкономии. В этом качестве она работала до ухода на пенсию в 1990 году.

Родилась 24 октября 1919 года в городе Бердичев (ныне Житомирской области Украины) в семье рабочего. По национальности еврейка. После гибели отца от рук петлюровцев, с матерью Еленой Львовной Гельман переехала в Гомель.

Окончила школу в Гомеле и 3 курса исторического факультета Московского государственного университета.

В Красной Армии с октября 1941 года. В 1942 году окончила курсы штурманов при Энгельсской военной авиационной школе пилотов. В действующей армии с мая 1942 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.

Начальник связи авиаэскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка (325-я ночная бомбардировочная авиадивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) гвардии старший лейтенант Гельман П. В. к маю 1945 года, как штурман самолёта «ПО-2», совершила 860 боевых вылетов на бомбёжку переправ, складов с боеприпасами и имуществом, аэродромов. Сбросила 113 тонн бомб на вражескую территорию, провела 1300 часов в воздухе, произвела 164 сильных взрыва и 142 очага пожаров. Доставляла продовольствие, боеприпасы, одежду, медикаменты десантникам в населённый пункт Эльтиген (ныне в черте города-героя Керчь Крымской области Украины). Бомбардировала вражеские позиции в Крыму. При форсировании нашими войсками реки Нарев бомбила оборону гитлеровцев в районе городов Остроленка и Сероцк. Нанесла значительный урон противнику. Окончила войну на Эльбе. Последний полёт совершила над Берлином.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом героизм и мужество гвардии старшему лейтенанту Гельман Полине Владимировне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8962).

В 1951 году П. В. Гельман окончила Военный институт иностранных языков.

С 1957 года гвардии майор Гельман - в отставке.

После развёртывания событий на Кубе в районе Плайя-Хирон, работала там в качестве переводчика и посла мира.

С 1970 года кандидат экономических наук, доцент. Работала преподавателем кафедры политэкономии в Академии общественных наук. В составе советских делегаций выезжала в Израиль.

До выхода на пенсию в 1990 году П. В. Гельман работала доцентом кафедры политэкономии в Институте общественных наук при ЦК КПСС.

Была членом правления Общества «СССР - Уругвай».

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» (№ 8962).
  • Орден Ленина (награждена 15 мая 1946)
  • Орден Красного Знамени (дважды награждена 25 октября 1943 и 25 мая 1945)
  • Орден Отечественной войны 1-й степени (дважды награждена 26 апреля 1944 и 06 апреля 1985)
  • Орден Красной Звезды (дважды награждена 09 сентября 1942 и 30 декабря 1956)
  • Медали.

Гвардии старший лейтенант П. В. Гельман совершила 860 боевых вылетов на бомбёжку переправ, складов с боеприпасами и имуществом, аэродромов. Доставляла продовольствие, боеприпасы, одежду, медикаменты десантникам в населённый пункт Эльтиген (ныне в черте города Керчь Крымской области). Нанесла значительный урон противнику в живой силе и боевой технике. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза.


Родилась 24 Октября 1919 года в городе Бердичев, ныне Житомирской области, в семье рабочего. С 1920 года жила в Гомеле. Окончила среднюю школу, 3 курса исторического факультета МГУ. В Октябре 1941 года добровольцем ушла в Красную Армию. В 1942 году окончила курсы штурманов при Энгельсской военной авиационной школе пилотов.

С Мая 1942 года в действующей армии. Участница обороны Кавказа, освобождения Кубани, Таманского полуострова, Крыма, Белоруссии, Польши, разгрома врага в Германии.

К Маю 1945 года начальник связи авиационной эскадрильи 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) Гвардии старший лейтенант П. В. Гельман совершила 860 боевых вылетов на бомбёжку переправ, складов с боеприпасами и имуществом, аэродромов. Доставляла продовольствие, боеприпасы, одежду, медикаменты десантникам в населённый пункт Эльтиген (ныне в черте города Керчь Крымской области). Нанесла значительный урон противнику в живой силе и боевой технике. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза.

В 1951 году окончила Военный институт иностранных языков. С 1957 года Гвардии Майор П. В. Гельман - в отставке. С 1970 года - кандидат экономических наук. Работала в Институте общественных наук при ЦК КПСС, доцент кафедры политэкономии. Живёт в Москве. Член правления Общества СССР - Уругвай. Награждена орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды), медалями.

Полина Гельман родилась в городе Гомеле (Белоруссия), в семье революционеров, участников Гражданской войны. Отца Полина не помнит: он погиб в борьбе за новую жизнь. Со слов матери она знала, что отец её был сильным, волевым человеком, меньше всего думал о себе, заботился об окружающих людях, за них и отдал свою жизнь. Мать - Еля Львовна (1893 - 1976), переплётчица типографии, одна занималась воспитанием дочери. Она сумела обеспечить Полину всем необходимым для жизни, дать ей хорошее образование и прекрасное воспитание.

В течение многих лет надёжной опорой в жизни для Полины Владимировны был муж, офицер Советской Армии, фронтовик Колосов Владимир Николаевич (1921 - 1994). Она вступила с ним в брак, будучи слушателем Военного института иностранных языков в 1948 году. Владимир тоже учился в этом учебном заведении. Дочь - Галина (1949 года рождения), окончила исторический факультет и аспирантуру МГУ, работает в Финансовой академии.

Детство и юность Полины Гельман прошли в Гомеле, где она училась в средней школе. Не довольствуясь программой, Полина занималась спортом, овладела стрелковым оружием, сдала нормы на значок "Ворошиловский стрелок". Словом, готовилась к защите Родины, как требовала обстановка конца 1930-х годов.

Полина училась уже в 9-м классе, когда на всю страну прозвучал призыв "Молодежь, на самолёты!". Она не совсем осознавала, что это значит, но романтика увлекла её. Вместе со своей лучшей подругой Галей Докутович, Полина пошла в местный аэроклуб. Её приняли в школу планеристов, а также и в кружок парашютистов. 25 Августа 1937 года Полина совершила первый прыжок с парашютом с самолёта. Парить в небе как птица - это было романтично и захватывающе. Она была счастлива.

Вскоре Гельман сдала теоретический курс по самолётовождению. Теперь оставался один шаг до самостоятельного полёта. Тут - то и произошла осечка. Она пришла на аэроклубовский аэродром, инструктор дал последние напутствия, можно садиться в машину. Полина с гордостью села в кресло и... утонула в нём: ноги не доставали до педалей, она не могла нормально разглядеть приборы. Инструктор посмотрел на Полину с сожалением и произнёс: "Вылезай - ка, девочка. Пока тебе здесь делать нечего. Подрасти, если сможешь..."

Так рухнули её планы. Как она ни старалась расти, не подросла. С авиацией пришлось расстаться. В 1938 году Полина поступила на исторический факультет МГУ, где проявила себя с самой лучшей стороны и училась в основном на отлично.

Грянула война. В тот же день, 22 Июня 1941 года, студенты - комсомольцы МГУ на внеочередном собрании объявили себя мобилизованными на борьбу с врагом. Все хотели пойти непременно на фронт. Многим ребятам это удалось. Девушки в военкоматах получали отказ, мол, война - не женское дело.

В Октябре 1941 года ЦК комсомола объявил о наборе девушек во вновь создающиеся авиационные части. Гельман добилась, чтобы её включили в один из полков. Девушек направили в Энгельсскую школу военных лётчиков. Там их обучили различным авиационным специальностям. Полина стала штурманом. В лётчики опять не прошла из - за малого роста.

Гельман зачислили в полк ночных бомбардировщиков У-2, впоследствии он был пре

образован в знаменитый 46-й Гвардейский. В Мае 1942 года в составе этого полка она вылетела на фронт. Боевой путь её начался на Кавказе под Моздоком, а закончился под Берлином.

Основным оружием экипажа У-2 были бомбы. Небесный тихоход - его скорость чуть больше 100 километров - ночью почти бесшумно подлетал к цели и внезапно обрушивал на головы спящих врагов смертоносный груз.

В какие только переплёты не попадала Полина, вылетая на боевые задания. Как правило, вражеские цели прикрывались плотным зенитным огнём. Каждый вылет - поединок со смертью. Одно попадание - и деревянный самолёт вспыхивал ярким пламенем. Со временем экипажи научились преодолевать зенитный заслон, вырываться из лучей прожекторов. Последние были не менее страшны, чем зенитки. Попасть в лучи прожектора - значит быть ослепленным, потерять ориентировку.

Однажды, это было под Новороссийском на "Голубой линии", Гельман пошла на задание в паре с лётчицей Катей Пискарёвой. Самолёт уже подошёл к намеченной цели. Чтобы убедиться, не ошиблись ли они, Полина решила бросить светящую бомбу. Но для этого сначала надо было снять со взрывателя предохранитель. Сняла. Взяла бомбу в руки, но бросить не смогла: стабилизатор запутался в ремешке краг, которые висели у неё на шее. Краги Полина брала для того, чтобы отогревать руки после работы с металлом.

В этот момент их самолёт поймали прожекторы. Тут же открыли яростный огонь зенитки. Надо было принимать срочное решение: у штурмана в запасе всего 10 секунд, механизм взрывателя уже приведен в действие.

Отчаянными усилиями Полина сорвала с шеи ремешок и буквально на последней секунде бросила бомбу вместе с крагами за борт. И только теперь начала выдавать команды Пискаревой: "влево", "вправо"... Самолёт вырвался из обстрела и, успешно отбомбившись, вернулся на свой аэродром.

Однажды произошёл такой случай в Крыму, после того как врага уже вытеснили с Керченского полуострова. Полк перебазировался в другой район, поближе к месту боевых действий. Лётчице Рае Ароновой и штурману Полине Гельман поручили найти площадку для полевого аэродрома. Они вылетели. Покружили над местностью и обнаружили западнее Керчи ровное место, покрытое зелёной травкой. "Это то, что надо", - решили девушки и, не разглядев как следует площадку, пошли на посадку. Но едва колеса коснулись поверхности, во все стороны полетели брызги воды - здесь оказалось болотистое место. Рая "дала полный газ". Однако скорость самолёта не увеличилась, и он не мог оторваться от земли. Требовалось облегчить машину. Но за счёт чего? На борту лишнего груза не было. Выход один - вылезти штурману. Полина предложила этот вариант Рае. Та сначала отвергала его, а потом согласилась.

"Я выбираюсь из кабины на землю, - вспоминает Полина, - бегу рядом с фюзеляжем. Когда самолёт стал отрываться от земли, я, ухватившись за стойку между плоскостями, взобралась на нижнюю плоскость, затем уже на лету с помощью стоек, расчалок и ступеней трапа добиралась до борта кабины. В кабину ввалилась вверх ногами. Случай курьёзный, но для меня он едва не кончился печально".

Красноречивее всего о подвигах Полины Владимировны говорит наградной лист, подписанный в Мае 1945 года, через два дня после окончания войны, командиром 46-го Гвардейского авиационного полка Подполковником Е. Д. Бершанской и командующим 4-й Воздушной армией Генералом К. А. Вершининым:

"Товарищ Гельман П. В. на фронте борьбы с немецкими захватчиками находится с Мая 1942 года. От рядового стрелка - бомбардира выросла до начальника связи эскадрильи. За период боевых действий произвела лично как штурман 860 боевых вылетов на самолёте По-2 с боевым налётом 1058 часов. Сбросила, уничтожая войска противника, 113 тонн бомб. Врагу был нанесён большой урон".

Войну Полина Гельман закончила в звании Старшего лейтенанта.

В том же 1945 году она поступила в Военный институт иностранных языков. Трудолюбивая, вдумчивая, Полина каждую тему старалась освоить досконально. Она отличалась необыкновенной отзывчивостью, всегда была готова прийти на помощь товарищу. Особенно бросалось в глаза её редкая скромность. Ни разу никто не слышал, чтобы она даже намёком похвасталась своими боевыми заслугами. Будто и не героиня она, и на фронте не воевала.

Институт Гельман окончила успешно, в совершенстве овладев испанским языком и довольно хорошо - французским.

В 1957 году уволилась в запас в звании Майора и занялась своим любимым делом - общественными науками. Полина поступила на работу в Институт общественных наук преподавателем политэкономии. Лекции читала на испанском языке для слушателей, прибывших из Латинской Америки и Испании. В 1970 году защитила диссертацию, получив учёную степень кандидата экономических наук. В 1973 году стала доцентом кафедры политэкономии. В этом качестве она работала до ухода на пенсию в 1990 году.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!