Ноев ковчег и гора. Ноев ковчег - православие


Западные журналисты рассказали об очередной потенциальной сенсации. Популярный британский таблоид «Express» опубликовал информацию о том, что якобы найден, наконец, Ноев ковчег – легендарное судно, на котором библейский патриарх Ной спас от Всемирного потопа собственную семью и по паре особей каждого биологического вида. Останки ковчега, как сообщается, обнаружили китайские кинодокументалисты из Гонконга (источник esoreiter.ru).

Несмотря на то что эта новость прогремела на весь мир только сейчас, удивительная находка, оказывается, была сделана еще 8 лет назад. Тогда режиссер Юнг Уинг-Чунг отправился вместе со своей командой исследователей на гору Арарат (Турция), где, согласно преданиям, остановился Ной. Там китайцы и наткнулись на остов древнего судна. «Я на 99,9 процента убежден, что это именно тот корабль, который построил Ной», – рассказывает Уинг-Чунг.

Поразительная находка китайцев

Путь до реликвии киношникам указали курды, которым было известно о фантастическом плавсредстве Ноя многие столетия. Китайцев провели по секретным тропам на склоне Арарата в октябре 2009 года. Останки ковчега находились на высоте более четырех километров. Ман-фай Юэнь, участвовавший в экспедиции, сообщает: «Нас привели к обледеневшей деревянной платформе, на краях которой были обширные фрагменты стен. Это было похоже на остатки громадного деревянного ящика. Мы побывали внутри, там оказалось несколько отсеков, разгороженных деревянными балками. Судя по всему, здесь и размещались животные».



Специалисты отломили от балок несколько кусочков древесины. Радиоуглеродный анализ впоследствии показал, что возраст дерева составляет свыше 4800 лет. В Библии как раз говорится, что ковчег был выполнен из кипариса или кедра, а такая хвоя может при определенных условиях храниться, не разлагаясь, хоть целую вечность. Кинодокументалисты также сделали множество фотографий внутри полуразрушенного судна. На полках внутри сохранилось что-то похожее на сено, служившее, вероятно, кормом для травоядных животных. Также был найден загадочный деревянный сундук, который китайцы так и не решились открыть, побоявшись отломать его крышку.

Ноев ковчег находили на Арарате и раньше

Примечательно, что власти Турции, где располагается наивысший вулканический массив Армянского нагорья, не отрицают, что обломки Ноева ковчега действительно находятся на Арарате. Тем не менее, официально реликвии отводят другое место, где наблюдается загадочный окаменевший остов, периодически появляющийся из-под снегов. При этом никакие экспедиции не допускаются туда.

Речь идет о так называемой Араратской аномалии – таинственном объекте, появляющемся на снимках заснеженных склонов вершины Арарата. Многие ученые и христиане считают, что именно это – обломки библейского судна. Гонконцы же сделали свою находку примерно в 18 километрах от данного места.


Турецкое правительство закрыло склон горы с предполагаемыми останками Ноева ковчега в 1974 году. Впрочем, с 1800 года множество энтузиастов успело обследовать Арарат и многие из них оставили свои впечатления о своих путешествиях сюда в мемуарах и книгах. Так, армянин Георгий Хагопьян рассказывал, что в 1905 году, когда ему было всего 8 лет, он пошел на гору вместе со своим дедом и побывал внутри корабля. Корпус судна был огромным и твердым, как камень. Хагопьян также увидел на верхней палубе ковчега надстройку с бесчисленными окнами.

В 1939 году американский журнал «New Eden» опубликовал интервью с бывшим пилотом царской армии Владимиром Росковицким. Лейтенант утверждал, что наткнулся в 1916 году на остов ковчега во время одного из разведывательных полетов над Араратом. Летчик сразу доложил об этом Николаю II. Царь снарядил экспедицию из полутораста человек, и за пару недель они достигли ковчега. Корабль, по их словам, походил на колоссальную баржу и одновременно на товарный вагон. Внутри оказалось огромное множество больших и малых помещений. К несчастью, отчеты и снимки из этой экспедиции были уничтожены во время революции 1917 года.

Над загадкой деревянного остова корабля, лежащего высоко на склоне горы, человечество бьется не одно тысячелетие. Первые свидетельства об обнаружении ноева ковчега появились задолго до рождества христова. В эпоху христианства об этом писал историк Иосиф Флавий в своем труде "Иудейские Древности". В 1840 году турецкая экспедиция обнаружила на горе Арарат выступающий из ледника деревянный каркас
. Несмотря на трудности, исследователи приблизились к нему и увидели гигантское судно, размеры которого совпадали с теми, что указаны в библейском тексте - 300 локтей длины, 50 ширины и 30 высоты, т. е. 150 на 25 на 15 метров.
Судно коричневого цвета.
В 1893 году архидиакон несторианской церкви нурри после восхождения на Арарат заявил, что он видел ноев ковчег. По его словам, корабль сделан из толстых досок темно-коричневого цвета. Обмерив судно, нурри пришел к выводу, что его размеры вполне соответствуют указанным в библии. Возвратившись в Америку, он организовал общество по сбору средств для экспедиции, после которой ковчег как библейскую святыню должны были доставить в Чикаго. Но правительство Турции не дало разрешения на вывоз судна из страны.
В 1916 году группа русских авиаторов базировалась на временном аэродроме примерно в 25 милях к северо-западу от горы Арарат. В один из обычных августовских дней в воздух был поднят самолет номер семь, специально переоборудованный для высотных испытаний, провести которые поручили капитану Владимиру росковицкому и его напарнику. Во время облета вершины они гигантские очертания корабля увидели. Была видна даже одна из створок двери. Размеры судна просто поразили: с городской квартал! О Находке сообщили на базу, но в ответ авиаторы услышали громкий и продолжительный смех. Затем был повторный полет, после которого информацию отправили правительству в Санкт-петербург. Царь Николай II, будучи человеком набожным, снарядил два отряда солдат с приказанием подняться на гору. Пятьдесят человек атаковали один склон, а по другому взбиралась группа из ста. Потребовались две недели тяжкого труда, чтобы преодолеть ущелья у основания горы, и около месяца прошло, прежде чем солдаты достигли ковчега и увидели его. Они выполнили подробные измерения, чертежи, а также сделали множество фотографий. В отчете говорилось, что все сооружение покрыто массой, похожей на воск или смолу, а дерево, из которого оно сделано, относится к семейству кипарисовых. Все материалы отправили в Россию, но там уже разразилась февральская революция, и они бесследно исчезли в ее омуте. Часть офицеров, участвовавших в экспедиции, после 1917 года покинула страну. Несколько человек успешно обосновались в США, а сам росковицкий стал в штатах проповедником.
Курды, живущие в этой местности, утверждают, что в 1948 году во время землетрясения корабль буквально выдавило из-под земли. В этот момент окрестности озарил яркий свет, и корпус ковчега разделило на две части куском скалы. Сейчас сооружение якобы возвышается над поверхностью земли примерно на 2 метра. Летом 1953 года американский предприниматель Джордж Грин с вертолета сделал 6 четких фотографий большого судна, наполовину ушедшего в лед. Спустя 9 лет он умер, а все оригиналы снимков пропали.
6 июля 1955 года альпинист Фернанд Наварра со своим пятнадцатилетним сыном Габриэлем совершил восхождение на гору Арарат, отыскал ноев ковчег и сообщил миру об этом открытии. Спустя некоторое время в печати появились фотографии, на которых ясно различимы очертания корабля.
Попытки восхождения на гору Арарат предпринимались до 1974 года, но не увенчались успехом. Потом Турция объявила этот район закрытым, сославшись на нахождение там постов наблюдений за линией границы.
Двуковчежье?
Двое из участников одной экспедиции (точнее, Вадим чернобров, координатор ониоо "Космопоиск" и сотрудник телекомпании "неизвестная планета"; прим. М. Т.) добрались до вершины и действительно сфотографировали то, что с высоты казалось похоже на окаменевший остов огромного корабля. Но сегодня, кроме в. черноброва, никто не может точно сказать, что же это такое.
Многие ученые утверждают, что нужно по крупицам выстроить абсолютно точный маршрут русской экспедиции 1916 года, поскольку только от нее осталась фотография, которая является подлинным документальным свидетельством существования ковчега ноя.
Но как же тогда быть со всеми остальными снимками, где изображено нечто, похожее на огромный корабль?
Понять, что это такое, удалось лишь недавно с помощью знатока древних языков Вилли Мельникова. Посмотрев множество фотографий, он сказал, что согласно библейскому описанию ковчег ноя был похож на подводную лодку, а этот корабль - вылитая океанская яхта. Затем мельников рассказал, что в одной из библиотек Европы ему попался текст неизвестного автора, датируемый примерно III веком до нашей эры. Сам Вилли назвал этот текст "Двуковчежьем". В нем шла речь о том, что ной во время дрейфа по водной пучине однажды увидел большой корабль, по размерам совпадающий с его ковчегом. Он надеялся, что еще кому-то удалось спастись, но когда ступил на борт этого судна, то не обнаружил там ни единой души. По мнению Мельникова, это и есть тот самый "Второй Ковчег". Его - то, по всей вероятности, и удалось сфотографировать в прошлом году.
В том случае, если это предположение справедливо, то оно меняет все современное представление о потопе! Ведь о двух ковчегах в Библии ничего не говорится.
Хотя вполне возможно, что это открытие лишь дополняет ветхий завет, поскольку его текст несет в себе сокращенный вариант рассказов о потопе, заимствованных у древних шумеров, глиняные таблички которых проливают на эту историю куда больше света. На некоторых из них можно прочесть, что до потопа на земле жила довольно развитая цивилизация, имевшая флот. Ее корабли между Африкой и месопотамией курсировали. Они очень больших размеров были. В ветхом завете, кстати, есть упоминание о том, что наряду с обыкновенными людьми на планете в то время проживали исполины. Это именно они "Стали Входить к Дочерям Человеческим". Когда эта "Цивилизация Гигантов" стала угрожать юному человечеству, и был послан на землю вселенский потоп. Ной, как известно, был едва ли не единственным праведником, и ему суждено было спастись. Кстати, имя ной, или Ноах, переводится примерно как "Оставляю Надежду, ибо она Сможет Поплыть".
Кусок обшивки.
Существует предание, что ноев ковчег нельзя увидеть и потрогать. Он людям только перед концом света явится. Сама легенда связана с восхождением на гору монаха Якоба, который несколько дней подряд пытался взойти на Арарат. Но каждый раз, когда просыпался утром, обнаруживал, что находится на том же месте, откуда начал свой путь. Однажды во сне ему явился ангел и передал кусочек от обшивки корабля. Он сказал, что ковчег откроется людям лишь тогда, когда сам бог этого пожелает. Все это можно было бы назвать выдумкой, если бы. Не кусок обшивки! Он так и остался у монаха, а сейчас реликвия хранится в городе Эчмиадзин в Армении. Кстати, частичку от него в 1766 году католикос всех армян Симеон еревацици передал в дар Екатерине II, выразив тем самым благодарность русской императрице за ее заботу об армянском народе.
Археология не входит в число точных наук, а объект, лежащий в араратских горах, не предстал нашим взорам целиком с табличкой, на которой было бы написано: "Это - Ноев Ковчег". В случае если объект в форме лодки - не судно ноя, то он представляет собой еще большую загадку. Сообщение турецких властей о нахождении на Арарате мощных коричневых балок, составлявших нечто вроде скелета гигантского корабля, впервые появилось в печати в 1883 году. Позднее одна американская газета писала, что местные жители хорошо знают обломки, но боятся к ним подходить, так как однажды видели страшное привидение, выглянувшее из окна в борту. К этому сообщению можно относиться по-разному; скажем лишь, что один из эмигрировавших офицеров, участвовавший в восхождении 1916 года, в интервью, которое он дал в Нью-йорке, сказал: "там было очень холодно и страшно. Солдаты истово крестились и горячо молились, когда увидели ковчег и поняли, что это такое". В том случае, если ему верить, экспедиция выяснила, что внутренние помещения судна разделены на отсеки, а на дощатом полу виднелись следы ржавчины от железных прутьев - возможно, от клеток с животными.



По Корану, Ковчег пристал к горе Ал-Джадда, по Книге Бытия - к Араратским горам. Ал-Джадда можно перевести как «высокое место», то есть точного указания места прибытия Ковчега в Коране нет.
В Библии написано: «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» (Быт. 8:4).
В Библейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона, в статье «Арарат» однако, написано, что ничто не указывает на то, что ковчег Ноя пристал именно к современной горе Арарат и указывается, что «Арарат - название местности на севере Ассирии (4Цар 19:37; Ис 37:38), предположит. речь идет об Урарту, упоминаемом в клинописных текстах, - древней стране у оз. Ван».
Современные исследователи также склоняются к той версии, что в Библии имеется в виду Урарту. Советский востоковед Илья Шифманн писал, что огласовка «Арарат» впервые была засвидетельствована в Септуагинте, переводе Ветхого Завета на на греческий язык III-II века до нашей эры. В Кумранских свитках встречается написание «wrrt», предполагающее огласовку «Урарат». Шифман является составителем научного перевода Пятикнижия, в нем приведенная выше цитата из Книги Бытия звучит как «И остановился ковчег в седьмой месяц, в семнадцатый день месяца, у гop Урарту».

В США построили Ноев ковчег, фото из штата Кентуки
Ноев Ковчег искали на Арарате неоднократно. Один из отцов Армянской Апостольской церкви Акоп Мцбнеци ещё в IV веке предпринимал попытки подняться на Арарат, но всякий раз засыпал по пути и просыпался у подножия горы. По преданию, после очередной попытки к Акопу явился ангел и сказал прекратить поиски ковчега, взамен чего пообещал принести фрагмент реликвии. Частица Ноева Ковчега до сих пор находится в Эчмиадзинском соборе.
В последующие века поиски Ноева Ковчега продолжались, то и дело в СМИ появлялись сенсационные материалы о том, что Ковчег найден, но ни одна не нашла пока научного подтверждения.

Ноев ковчег на горе Арарат координаты.

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней, после чего стала убывать. «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.» (Быт.8:4,5)

Координаты: 39°26"26"N 44°14"5"E

Видео Ноев Ковчег. Что за объект находится на горе Арарат.

Тора – Священная книга евреев– Пятикнижие Моисе́ево(греч. πεντάτευχος) (Название на иврите - Tora – закон). Кроме этого, Ветхий Завет считается также священной книгой евреев.

Выше названном отрезке – в суры «Аль-Бакара» в 41-й аяте, пророк Ислама убеждает не скрывать те знаки, которые существуют в Библии и в Священном Коране и которые совпадают.
Прочитав Священный Коран, я встретил такие знаки и захотел обратить ваше внимание на один из них, а к остальным обращусь в течение времени.
Сейчас я обращусь к следующей суре, в которой говорится про Ноев ковчег, который нам давно известен из Ветхого завета. В армянском переводе прочтенного мною Корана (с персидского перевел Эдуард Ахвердян) ковчег представлен в виде, а в русском и английском переводах я так и не встретил кубического ковчега. Ни один переведенный образец Священного Корана не может должным образом представить самую суть материала, ибо в этой книге перевод существующих возвышенных мыслей с сохранением литературных красноречивых стилей, безусловно, невозможен. По этому я сделаю дополнительный комментарий по поводу внешнего вида ковчега, который дополнит серию обнаруженных мною знаков, а те, кто не согласен с данным переводом, могут просто пропустить первый знак.

Знак первый.
Какой знак содержит в себе кубический ковчег?

Мы рассмотрим следующие свойства, связанные с гранями куба. Площади всех граней куба и равны, и похожи.

Перейдем к нашей теме … Площадь Ноева ковчега мы уже рассчитали
(см. размеры Ноева ковчега). Площадь будет равна произведению длины и широты - 133.5 метров длины*22.25 метров широты= 2970.37 квадратных метров, а площадь Республики Армения равна 29743 кв.км. : Если сравнить известную нам площадь Ноева ковчега - 2970.37 м2 и известную площадь Республики Армения - 29743 кв.км., то увидим, что есть сходство между первыми тремя цифрами.
То есть в Священном Коране кубический ковчег – знак «похожих» площадей, в данном случае «похожих» цифр площадей, которыми являются первые три цифры нынешней площади Республики Армения и первые три цифры площади Ноева ковчега, если обратить внимание, они состоят из одних и тех же чисел: 2, 3 и 7.

Второй вариант.
Если допустить, что ковчег в Коране не имеет вид куба, с которым я сталкивался во многих иноязычных переводах, то сразу можем сказать, что в Библии мы имеем знаки, которые устанавливают связь между Ноевым ковчегом и Республикой Армения, см. здесь: (Ковчег спасения – это Армения), следовательно, если знаки Священного Корана созвучны со знаками Нашей книги – Библии, то Коран подтверждает, что ковчег спасения – это Армения.

Знак третий

Или можем сказать, что ковчег находится между горами, а чтобы узнать, о каких горах идет речь, рассмотрим знак, который созвучен со знаком, в следующих строках Священной книги:

Обращаем внимание на то обстоятельство, что речь не о горе Арарат, а об, как указано в оригинальных образцах Священной книги. Под Араратскими горами народы древних времен понимали все Армянское нагорье и никогда гору Арарат.
Вот две картины вулканических волн, ставших горами Араратского горного массива или Армянского нагорья из территории нынешней Республики Армения в 29743 кв.км.


Существовал ли Ноев ковчег. Время строительства

Если обратиться к первоисточнику – Библии – возникнет много вопросов касательно даты возведения великолепного судна. В тексте главной книги христиан нет четкого упоминания о том, когда Ной начал строительные работы. Но из 6 главы Бытия можно понять, что Господь повелел Ною соорудить ковчег, когда последнему было 500 лет.

Существует 2 версии рождения Ноя:

  • по данным масоретских текстов – это 1056 год от Сотворения мира;
  • в Переводе семидесяти толковников (альтернативное название – Септуагинта) указан 1663 год с момента создания мира.

Исходя из того, что Ною было 600 лет на момент окончания строительства плавательного средства, а также беря в расчет разницу между старорусским летоисчислением и современным в 5508 лет, можно выделить 2 возможные даты окончания работ:

  • 1156 год от Сотворения мира, или 4352 год до н.э.;
  • 1763 год от Сотворения мира, или 3745 год до н.э.

Соответственно, с момента создания Ноева ковчега прошло 5763-6370 лет.

Исследователи NAMI в 2017 году нашли части древнего корабля на высоте 4 тыс. м от уровня моря на горном хребте Арарат. По утверждению ученых, вероятность того, что это судно является так называемым Ноевым ковчегом составляет порядка 99,9%, что совпадает с «библейской традицией». Но пока что никто точно подтвердить или опровергнуть эти громкие заявления не смог. В любом случае найденные обломки, покрытые значительным слоем вулканических пород, несут в себе огромную историческую ценность, так как содержат характерные элементы, лестницы, куски цельной окаменевшей древесины. Если судить по возрасту найденных фрагментов, то он составляет порядка 4800 лет. Именно такую цифру показал углеродный анализ.

Западные журналисты рассказали об очередной потенциальной сенсации. Популярный британский таблоид «Express» опубликовал информацию о том, что якобы найден, наконец, Ноев ковчег – легендарное судно, на котором библейский патриарх Ной спас от Всемирного потопа собственную семью и по паре особей каждого биологического вида. Останки ковчега, как сообщается, обнаружили китайские кинодокументалисты из Гонконга (источник esoreiter.ru) .

Несмотря на то что эта новость прогремела на весь мир только сейчас, удивительная находка, оказывается, была сделана еще 8 лет назад. Тогда режиссер Юнг Уинг-Чунг отправился вместе со своей командой исследователей на гору Арарат (Турция), где, согласно преданиям, остановился Ной. Там китайцы и наткнулись на остов древнего судна. «Я на 99,9 процента убежден, что это именно тот корабль, который построил Ной», – рассказывает Уинг-Чунг.

Поразительная находка китайцев

Путь до реликвии киношникам указали курды, которым было известно о фантастическом плавсредстве Ноя многие столетия. Китайцев провели по секретным тропам на склоне Арарата в октябре 2009 года. Останки ковчега находились на высоте более четырех километров. Ман-фай Юэнь, участвовавший в экспедиции, сообщает: «Нас привели к обледеневшей деревянной платформе, на краях которой были обширные фрагменты стен. Это было похоже на остатки громадного деревянного ящика. Мы побывали внутри, там оказалось несколько отсеков, разгороженных деревянными балками. Судя по всему, здесь и размещались животные».

Специалисты отломили от балок несколько кусочков древесины. Радиоуглеродный анализ впоследствии показал, что возраст дерева составляет свыше 4800 лет. В Библии как раз говорится, что ковчег был выполнен из кипариса или кедра, а такая хвоя может при определенных условиях храниться, не разлагаясь, хоть целую вечность. Кинодокументалисты также сделали множество фотографий внутри полуразрушенного судна. На полках внутри сохранилось что-то похожее на сено, служившее, вероятно, кормом для травоядных животных. Также был найден загадочный деревянный сундук, который китайцы так и не решились открыть, побоявшись отломать его крышку.

Ноев ковчег находили на Арарате и раньше

Примечательно, что власти Турции, где располагается наивысший вулканический массив Армянского нагорья, не отрицают, что обломки Ноева ковчега действительно находятся на Арарате. Тем не менее, официально реликвии отводят другое место, где наблюдается загадочный окаменевший остов, периодически появляющийся из-под снегов. При этом никакие экспедиции не допускаются туда.

Речь идет о так называемой Араратской аномалии – таинственном объекте, появляющемся на снимках заснеженных склонов вершины Арарата. Многие ученые и христиане считают, что именно это – обломки библейского судна. Гонконцы же сделали свою находку примерно в 18 километрах от данного места.

Турецкое правительство закрыло склон горы с предполагаемыми останками Ноева ковчега в 1974 году. Впрочем, с 1800 года множество энтузиастов успело обследовать Арарат и многие из них оставили свои впечатления о своих путешествиях сюда в мемуарах и книгах. Так, армянин Георгий Хагопьян рассказывал, что в 1905 году, когда ему было всего 8 лет, он пошел на гору вместе со своим дедом и побывал внутри корабля. Корпус судна был огромным и твердым, как камень. Хагопьян также увидел на верхней палубе ковчега надстройку с бесчисленными окнами.

В 1939 году американский журнал «New Eden» опубликовал интервью с бывшим пилотом царской армии Владимиром Росковицким. Лейтенант утверждал, что наткнулся в 1916 году на остов ковчега во время одного из разведывательных полетов над Араратом. Летчик сразу доложил об этом Николаю II. Царь снарядил экспедицию из полутораста человек, и за пару недель они достигли ковчега. Корабль, по их словам, походил на колоссальную баржу и одновременно на товарный вагон. Внутри оказалось огромное множество больших и малых помещений. К несчастью, отчеты и снимки из этой экспедиции были уничтожены во время революции 1917 года.

А в июле 1955 года исследователь и промышленник Фернанд Наварра из Франции обнаружил неподалеку от Араратской аномалии метровый кусок искусно обработанной древесины, имевший феноменально высокую прочность…

Ноев ковчег продолжают хранить неразгаданные тайны, и главная из них – насколько христианская легенда о всемирном потопе и реальная история тех далеких лет соответствуют друг другу…

Из великого множества легенд и преданий всех народов самую обширную группу составляют сказания о всемирном потопе и Ноевом ковчеге, остановившемся у Араратских гор.

Арарат состоит из двух конусов, слившихся основаниями, – Большого Арарата (высотой 5165 метров) и Малого Арарата (3925 метров). По преданию, на вершине Малого Арарата звездочеты-волхвы наблюдали за движением небесных светил. В ночь Рождества Христова они увидели пророческую звезду и, спустившись с вершины, пошли в Вифлеем.

Расстояние между вершинами Большого и Малого Арарата составляет примерно 20 километров, в седловине между ними и остановился ковчег праведного Ноя. Он и сейчас находится там, на высоте немного выше четырех километров, закованный вечными льдами. Если бы ковчег остановился чуть ниже вечных льдов, дерево давно бы уже сгнило и от него ничего бы не осталось. На этой высоте не растут никакие деревья, да и никто несколько тысяч лет назад не стал бы таскать сюда бревна, а между тем многие видели на склонах Араратских гор гигантскую деревянную постройку.

Ной начал строить ковчег, когда уже был царем адамитов (дошумерского царства), то есть тогда ему было уже около 600 лет. Местом его жительства была «столица допотопных царей Эриду», которая (по свидетельству клинописных текстов) примыкала одной своей стороной к заливу, а другой – к реке Евфрат. В долине Евфрата и строился ковчег. Таким образом, мы можем представить, что корабль этот предназначался для длительного плавания по Иорданскому заливу.

Ковчег был вместительным, и хотя и не был оснащен мачтами и парусами, был достаточно крепким. Размеры Ноева ковчега в Библии указаны точно.

«И сказал (Господь) Бог Ною…

Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.

И сделай его так: длина ковчега триста локтей; широта его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей».

Локоть равняется примерно 0,5 метра, следовательно, размеры ковчега были – 150 х 25 х 15 метров. Согласно Священному писанию, соотношения длины и ширины было 6:1, что обеспечивало ковчегу остойчивость при сильном морском волнении. Современные корабелы подтверждают, что такое судно практически не переворачивается, следовательно, библейский ковчег во всех отношениях подходил для того, чтобы выдержать любые штормы во время потопа.

«И продолжалось на земле наводнение сорок дней (и сорок ночей), и умножилась вода и подняла ковчег, и он возвысился над землею;

вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод…

И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы и скоты, и звери и все гады, ползающие по земле, и все люди;

все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше умерло.

Истребилось всякое существо, которое было на поверхности (всей) земли; от человека до скота, и гадов и птиц небесных, все истребилось с земли, остался только Ной, и что было с ним в ковчеге».

Тотчас после потопа Ной, выйдя из ковчега, принес Богу благодарственную жертву за свое спасение.

Ковчег праведного Ноя искали всегда. Первые исторические сведения о поисках его сообщал еще языческий жрец Веров в 475 году до нашей эры. Он говорил, что многие люди еще и раньше этого года достигали вершины Арарата и видели там ковчег, даже приносили частицы его, как реликвии. В «Иудейских древностях» об этом же писал Иосиф Флавий, а в христианские времена о том свидетельствовали Н. Дамаскин и Феофан Антиохийский.

И все же, несмотря на столь авторитетные свидетельства, связанные с Араратом воспоминания об истории человечества до потопа пришли в Европу только в средние века. Это название было принесено путешественниками, странствовавшими по Азии с миссионерскими или торговыми целями. До это времени предание о потопе не связывалось в Европе ни с какой конкретной известной горой. И названные в Библии Араратские горы – место выхода Ноя из ковчега – указывались так же неопределенно, как и место рая.

Рассказы путешественников о виденной ими снежной вершине, которая является библейской Араратской горой, быстро распространились по всей Европе, а потом вернулись на свою родину – в Армению. Из этих рассказов армяне впервые и услышали название Арарата применительно к горе, которую сами всегда называли Масис. С тех пор, то есть со средних веков, тождество библейского Арарата с горой Масис сделалось уже как бы аксиомой, известной всем со школьной скамьи.

Название «Арарат» объясняют по-разному. Моисей Хоренский утверждал, что оно произошло от слов Арай-Арат («погибель Арата»). Арат I был седьмым армянским царем. Он отказался жениться на ассирийской царице Семирамиде, возбудил этим ее гнев и был убит в 1747 году до нашей эры в сражении с ассирийцами. Другие выводят «Арарат» от названия корабля «Арго», на котором аргонавты приплыли в Колхиду; венецианский путешественник Марко Поло от слова «арк», что по-армянски означает «ковчег», и так далее.

По верованиям местного населения (курдов, татар, персов, армян и турок) даже попытка взойти на Арарат считается делом дерзким и богопротивным. Ослушников карают как христианский Бог, так и Аллах, который своим могучим дыханием сдувает дерзкого в какую-нибудь пропасть. Но хотя восхождение на Арарат сопряжено с неимоверными трудностями и опасностью для жизни, эту библейскую гору и в прежние времена посещали некоторые смельчаки и ученые.

Считается, что восхождение лучше всего предпринимать с 1 по 15 августа, но никак не ранее 15 июля, так как раньше этого срока восхождение совершенно невозможно из-за снега, застилающего горную вершину, горных обвалов и частых бурь и гроз.

У армян существует предание о святом епископе Якове.

Живший отшельником в одном из араратских ущелий, по случаю возникших в его время споров о потопе, Яков решил сам подняться на Арарат и удостовериться – находится ли там Ноев ковчег. Но всякий раз, когда епископ, утомленный страшной крутизной горы, останавливался на отдых и засыпал, ангел сносил его сонного назад в келью. Несколько раз Яков пытался взойти на гору, но все неудачно. Наконец Господь смилостивился над святителем и послал ему ангела, который явился Якову во сне и сказал: «Яков, Яков! Бог услышал молитвы твои и исполнил твою просьбу: то, что у ног твоих, есть часть от ковчега. Возьми ее и не пытайся идти выше, так угодно Богу». Проснувшись, Яков преклонил колена и увидел доску, будто бы отрубленную от какого-то большого дерева. Он взял ее и отправился со своими спутниками в обратный путь.

По дороге к Арарату встречается источник святого Якова – небольшой ключ, а точнее сказать, два маленьких водоема, высеченных в камнях. Капля по капле сочится в них из скалы прозрачная, холодная вода.

Около этого источника сделана из камня четырехугольная загородка, в которой лежит множество всевозможных предметов: цветные лоскутки, огарки восковых свечей, грубые деревянные палочки, обмотанные тряпочками. Есть здесь и выструганные детские колыбельки с лежащими в них деревянными младенцами.

При первом взгляде на эти вещи можно подумать, что они выброшены за ненадобностью. Но как раз все наоборот: каждая тряпочка или палочка означает что-то свое и указывает на то, что просил у Бога через святителя приходивший сюда паломник. Детские куколки – это усердные молитвы бездетных женщин; мужчины строили здесь игрушечные дворики для овец или верблюдов – кому что нужно.

Целебная вода этого источника привлекала розовых скворцов, которые истребляли саранчу. Когда где-нибудь в Закавказье появлялся этот страшный бич земледельцев, к источнику святого Якова посылали особую депутацию. Человеку праведному достаточно зачерпнуть этой воды и с особыми обрядами, сохраняя всю дорогу полное молчание, отвезти ее на поле. Прилетевшие розовые скворцы безотлучно летали над сосудом со священной водой и истребляли всех насекомых.

Научные экспедиции на Арарат начались постоянно с 1829 года, когда профессор физики Дерптского университета Фридрих Паррот со своей группой поднялся (с третьего раза) на Большой Арарат. Первые две его попытки не увенчались успехом, но третья экспедиция добралась, как им тогда казалось, до места остановки ковчега.

После Ф. Паррота в 1834 году попытку восхождения на Арарат предпринял Спасский-Автономов, причем с весьма оригинальной целью: проверить, действительно ли с вершины Арарата можно среди белого дня видеть звезды, как их будто бы видел один швейцарец, достигший вершины Монблана.

В 1848 году для исследования снежных обвалов на Арарате была снаряжена турецкая экспедиция, которая и обнаружила торчащий из ледника гигантский каркас из почти черного дерева. Обитатели лежащих у подножия горы поселений потом говорили, что они давно знали о существовании этого сооружения, но не смели к нему приблизиться, потому что в верхнем окне его часто появляется грозный дух.

Членов экспедиции эти страхи не остановили, и они продолжили свои исследования. Когда турки приблизились к ковчегу, то увидели, что он находится в очень хорошем состоянии, только бока его немного пострадали. Им удалось даже проникнуть внутрь ковчега, три отделения которого были свободными, а остальные забиты льдом. Лето 1848 года выдалось очень теплым, поэтому туркам и удалось не только увидеть ковчег, но и передвигаться в нем.

Исключительно трудным было восхождение на Арарат экспедиции русского генерала И.И. Ходзько (1850 год). Промоины от дождей и талой воды заставили людей отказаться от лошадей еще в начале пути. Скалы были очень крутые, и приходилось лезть на них, как на стену. Щебень уходил из-под ног, отчего участники экспедиции падали чуть ли не на каждом шагу. Выше начинались снежные поля, и тут надо было быть особенно осторожными, чтобы не свалиться в пропасть или не сорваться вниз по обледенелой круче. Холод и вьюга были такими же, как зимой, хотя был июль и внизу в долине стояла жара.

А потом И.И. Ходзько со своими спутниками очутились «в середине грозовой тучи, представлявшей электрическую батарею гигантских размеров. Здесь молния зигзагами, по-видимому, не менее сажени шириной в сопровождении сильнейших ударов грома» беспрерывно бороздила воздух и разрушала целые скалы. В палатке, погруженной в глубокую снежную яму, русский генерал прожил на вершине почти целую неделю.

Во время своих изучений истоков Евфрата в 1893 году поднялся на Арарат архидьякон Несторианской церкви Нурри. Он официально заявил, что видел останки ковчега, что до его передней и задней части добраться можно, а средняя остается подо льдом. Дьякон-энтузиаст образовал общество, которое согласилось финансировать его вторую экспедицию и снабдить ее всеми необходимыми материалами и снаряжением. Но с условием, что, если удастся спустить ковчег с Арарата, он будет доставлен на Чикагскую выставку. Однако турецкое правительство отказалось дать разрешение на вывоз из страны священного ковчега.

После этого до Первой мировой войны не было официальных сообщений об экспедициях на Арарат, а в августе 1916 года русский авиатор В. Росковицкий, исследуя турецкую границу, оказался под Араратом и увидел в восточной части его вершины замерзшее горное озеро. На краю его находился каркас гигантского корабля. В. Росковицкий доложил о своих наблюдениях начальству, а оно передало сведения авиатора в Москву. Несмотря на войну, император Николай II распорядился отправить на Арарат 150 солдат. Они работали целый месяц, чтобы сделать сколько-нибудь возможным подъем отправленной сюда научной миссии. Ученые обмерили и сфотографировали ковчег и собрали много образцов, которые были отправлены в Петроград. Но, к сожалению, все это погибло (или исчезло!) во время революции.

После войны было организовано еще несколько экспедиций на Арарат из разных стран, но потом турецкое правительство запретило их под давлением ислама, так как в Коране указана другая гора, где остановился Ноев ковчег.

В 1955 году, решив действовать без разрешения турецкого правительства, подъем на Арарат вместе со своим 15-летним сыном Габриэлем совершил французский исследователь Ф. Наварра. Ночью, достигнув границы оледенения, они устроили лагерь, чтобы утром вновь отправиться на штурм неприступных ледяных скал. Однако ночью разразилась страшная буря с сильным морозом, и Ф. Наварра с сыном едва не замерзли, занесенные в своем укрытии большим слоем снега. Но все же им удалось добраться до ковчега и даже отпилить от него кусочек шпангоута длиной около 15 сантиметров.

Через год Ф. Наварра выпустил в свет книгу о своей захватывающей эпопее восхождения на Арарат и снабдил ее многочисленными фотоснимками местности, где подо льдом находится Ноев ковчег, шпангоута и результатами его лабораторных исследований, чертежами, планами и другими материалами.

А в Эчмиадзине, резиденции армянского католикоса, до сих пор хранится небольшой кусок дерева, являющийся одной из главных реликвий монастыря. Это и есть кусочек обшивки Ноева ковчега, который Господь передал во сне святителю Якову. В монастырь эту священную реликвию передал Григорий Просветитель – родственник святого Якова.

Ноев Ковчег найден на горе Арарат

Благодаря Ною и его послушанию Богу человеческий род не погиб во время всемирного потопа, спаслись животные и птицы. Деревянный корабль длиною в 147 метров и перемазанный смолой по велению господню спас живых тварей от бушующей стихии. Известная библейская легенда не дает покоя людям до сих пор.

Что такое ноев ковчег?

Ноев ковчег - это огромный корабль, который Бог велел построить Ною, взойти на него со своей семьей, взять всех животных по две особи мужского и женского пола для дальнейшего размножения. А пока Ной с семьей и зверьми будут в ковчеге, на Землю обрушится потоп, чтобы истребить все человеческое племя.

Ноев ковчег - православие

Ноев ковчег из библии известен всем верующим и не только. Когда люди нравственно пали, и этим разгневали Бога, он решил уничтожить весь человеческий род и устроить . Но не все заслужили этой ужасной участи быть стертыми с лица Земли, нашлась и праведная семья, угодная Богу – семья Ноя.

Сколько лет Ной строил ковчег?

Бог велел Ною построить ковчег, деревянное судно в три этажа, длиною в триста локтей и шириною в пятьдесят, и обмазать его смолою. До сих пор ведутся споры о том, из какого дерева построен ноев ковчег. Дерево «гофер», упоминаемое в Библии единожды, считается и кипарисом, и белым дубом, и деревом, давно не существующим.

О том, когда Ной приступил к строительству ковчега, в священном писании ни слова. Но из текста следует, что в возрасте 500 лет Ной имел трех сыновей, а повеление от Бога поступило, когда сыновья уже были. Строительство ковчега окончил к своему 600-летию. То есть Ной потратил на строительство ковчега около 100 лет.

В Библии есть более точная цифра, вокруг которой ведутся споры, имеет ли она отношение к сроку строительства ковчега. В книге Бытия в шестой главе речь идет о том, что Бог дает людям 120 лет. В эти годы Ной проповедовал о покаянии и предрекал истребление рода человеческого через потоп, сам же вел приготовления – строил ковчег. Возраст Ноя, как и многих допотопных персонажей, исчисляется сотнями лет. Есть трактовка стиха о 120 годах, как о том, что ныне срок жизни людей сократится.


Сколько Ной плавал на ковчеге?

Легенда о ноевом ковчеге из Библии гласит, что сорок суток шел дождь, и еще сто десять дней вода прибывала из-под земли. Наводнение длилось сто пятьдесят дней, вода покрыла поверхность земли полностью, не виднелись даже вершины самых высоких гор. Ной же плавал на ковчеге еще дольше, пока вода не ушла, - примерно один год.

Где остановился ноев ковчег?

Совсем скоро после того, как наводнение окончилось, а вода стала убывать, ковчег Ноя прибился, согласно легенде, к горам Арарат. Но вершин все еще не было видно, Ной ждал еще сорок дней после того, как увидел первые пики. Первая птица выпущенная с ноева ковчега, ворон, вернулась ни с чем – не нашла суши. Так ворон возвращался не один раз. Потом Ной выпустил голубя, который в первый свой полет ничего не принес, а во второй – принес лист оливкового дерева, а в третий раз голубь не вернулся. После этого Ной с семейством и зверьми покинули ковчег.

Ноев ковчег - правда или вымысел?

Споры о том, существовал ли ковчег Ноя на самом деле, или это просто красивая библейская легенда, продолжаются по сей день. Сыскная лихорадка охватывала не только ученых. Американский анестезиолог Ронн Уайетт так вдохновился фотографиями, опубликованными в журнале Лайф в 1957 году, что пустился на поиски ноева ковчега.

На фото, сделанном турецким летчиком в районе , был изображен лодкообразный след. Энтузиаст Уайетт переквалифицировался в библейского археолога и нашел то место. Споры не утихали – то, что Уайетт объявил останками ноева ковчега, то есть окаменелым деревом, по данным геологов было ничем иным, как глиной.


У Рона Уайетта появилась целая толпа последователей. Позже были опубликованы новые снимки с места «швартовки» знаменитого библейского корабля. Все они изображали лишь очертания, напоминавшие формой лодкой. Все это не могло сполна удовлетворить ученых исследователей, которые и вовсе подвергали сомнению существование знаменитого судна.

Ноев ковчег - факты

Ученые нашли ноев ковчег, но некоторые нестыковки по прежнему заставляют скептиков сомневаться в реальности библейской сказки:

  1. Наводнение таких масштабов, что скрылись вершины самых высоких гор, противоречит всем природным законам. Всемирного потопа, по мнению ученых, быть не могло. Скорее речь в легенде идет о какой-то конкретной территории, а филологи подтверждают, что на древнееврейском земля и страна - это одно слово.
  2. Построить корабль таких размеров без использования металлических конструкций просто невозможно, и не под силу одной семье.
  3. Количество прожитых Ноем лет, 950, многих смущает и невольно наталкивает на мысль, что вся история - вымысел. Но филологи и тут подоспели, говорят, что есть вероятность, что в Библейском завете имелись в виду 950 месяцев. Тогда все укладывается в нормальный, подвластный современному пониманию, срок жизни человека.

Ученые считают, что библейская притча о Ное – это трактовка другого эпоса. В шумерском варианте легенды идет речь об Атрахасисе, которому Бог велел построить судно, все, как Ною. Только наводнение было местного масштаба – на территории Месопотамии. Это уже укладывается в научные представления.

В этом году китайские и турецкие ученые обнаружили ноев ковчег на высоте 4 000 метров над уровнем моря в окрестностях горы Арарат. Геологический анализ найденных «досок» показал, что их возраст составляет около 5 000 лет, что сходится с датировкой всемирного потопа. Участники экспедиции уверены, что это останки легендарного корабля, но не все исследователи разделяют их оптимизм. Они скептически напоминают, что всей воды на Земле не хватит для того, чтобы поднять судно на такую высоту.





Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!