Носов прятки краткое содержание для читательского дневника. Витя Малеев в школе и дома

Уличный кабачок, вульгарный и дешевый, но с претензией на романтику: по обоям плывут огромные одинаковые корабли… Легкий налет нереальности: хозяин и половой похожи друг на друга, как близнецы, один из посетителей – “вылитый Верлен”, другой – “вылитый Гауптман”. Пьяные компании, громкоголосый шум. Отдельные реплики, отрывочные диалоги складываются в разбитную музыку трактирной пошлости, затягивающей, как омут. Когда легкое allegro предуказало тональность действия, появляется Поэт: растраченный, истаскавшийся по трактирам, запойно упивающийся тем, что намерен “рассказать свою душу подставному лицу” (половому). Смутная поэтическая тоска, мерцающая мечта о “Незнакомке” в шелестящих шелках, чей сияющий лик едва просвечивает сквозь темную вуаль, контрастна наступающей со всех сторон, усиливающей свой напор пьяной пошлости, но в то же время как бы порождена ею. И томительная мелодия грезы вплетается в грубые кабацкие выкрики, и трепаный Человек в пальто предлагает Поэту камею с дивным изображением, и все качается в дыму, плывет, и “стены расступаются. Окончательно наклонившийся потолок открывает небо – зимнее, синее, холодное”.

Дворники тащат по мосту хмельного Поэта. Звездочет следит за ходом светил: “Ах, падает, летит звезда… Лети сюда! Сюда! Сюда!” – выпевает стих свое adagio. Вызванная им, на мосту появляется прекрасная женщина – Незнакомка. Она вся в черном, ее глаза полны удивления, ее лик хранит еще звездный блеск. Навстречу ей плавно идет Голубой – прекрасный, как она, тоже, быть может, сорвавшийся с небес. Он говорит с нею мечтательным языком звезд, и зимний воздух наполняется музыкой сфер – вечной и оттого завораживающе сонной, холодной, бесплотной. А “падучая дева-звезда” жаждет “земных речей”. “Ты хочешь меня обнять?” – “Я коснуться не смею тебя”. – “Ты знаешь ли страсть?” – “Кровь молчалива моя”… И Голубой исчезает, истаивает, закрученный снежным столбом. А Незнакомку подхватывает мимоидущий Господин – масленый, похотливый франт.

Плачет на мосту Звездочет – оплакивает падшую звезду. Плачет Поэт, очнувшийся от пьяного сна и понявший, что упустил свою мечту. Все гуще падает снег, он валит стеною, снежные стены уплотняются, складываясь в…

…Стены большой гостиной. Собираются гости, “общий гул бессмысленных разговоров”, как бы светских, выше тоном, чем разговоры в кабаке, но ровно о том же. Отдельные реплики повторяются слово в слово… И когда влетает Господин, уведший Незнакомку, и произносит уже звучавшую фразу: “Костя, друг, да она у дверей”, когда все вдруг начинают ощущать странность происходящего, смутно догадываться, что это было, было, было, – тогда появляется Поэт. А за ним входит Незнакомка, своим неожиданным явлением смутив гостей и хозяев, заставив уличного донжуана конфузливо скрыться. Но непрошибаема лощеная подлость гостиной; снова закрутился разговор по тому же трактирному кругу. Лишь Поэт задумчив и тих, смотрит на Незнакомку – не узнавая… Запоздавший Звездочет светски вежливо спрашивает, удалось ли ему догнать исчезнувшее видение. “Поиски мои были безрезультатны”, – холодно отвечает Поэт. В глазах его “пустота и мрак. Он все забыл”… Неузнанная дева исчезает. “За окном горит яркая звезда”.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание “Незнакомки” Блока

Другие сочинения по теме:

  1. Часть первая В первой части эпистолярного романа, рассказанной виде писем главного героя, Гилберта Маркхема, своему другу Джеку Холфорду, рассказывается о...
  2. Известный беллетрист Р. после трехдневной поездки в горы возвращается в Вену и, взглянув на число в газете, вспоминает, что в...
  3. На сцене – обыкновенная театральная комната с тремя стенами, окном и дверью. У стола с сосредоточенным видом сидят Мистики обоего...
  4. “Россия гибнет”, “России больше нет”, “вечная память России” – слышу я вокруг себя. Но передо мной – Россия: та, которую...
  5. Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место...
  6. Ы Действие происходит в XIII в. во Франции, в Лангедоке и Бретани, где разгорается восстание альбигойев, против которых папа организует...
  7. Тема, о которой хочет говорить поэт, перепета много раз. Он и сам кружил в ней поэтической белкой и хочет кружиться...
  8. За рубежом Блока принято считать вторым после Пушкина величайшим русским поэтом. Его стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека” превращено в памятник...
  9. Когда поэт по-настоящему талантлив, его поэзия всеохватывающая и очень тяжело вычленить главные темы его творчества. Так и с поэзией А....
  10. Сочинения по литературе: Россия в творчестве блока Сотри случайные черты – И ты увидишь: мир прекрасен. А. Блок “Жизнь –...
  11. С 1910 г. Блок работал над поэмой “Возмездие”, в которой поднял проблему отношений народа и интеллигенции, однако не закончил ее:...
  12. Александр Блок – одна из ярчайший фигур русской литературы начала XX столетие. Его поэзия от сборника до сборника отбивает не...

Уличный кабачок, вуль-гарный и дешевый, но с претен-зией на роман-тику: по обоям плывут огромные одина-ковые корабли... Легкий налет нере-аль-ности: хозяин и половой похожи друг на друга, как близ-нецы, один из посе-ти-телей — «вылитый Верлен», другой — «вылитый Гауп-тман». Пьяные компании, гром-ко-го-лосый шум. Отдельные реплики, отры-вочные диалоги скла-ды-ва-ются в разбитную музыку трак-тирной пошлости, затя-ги-ва-ющей, как омут. Когда легкое allegro преду-ка-зало тональ-ность действия, появ-ля-ется Поэт: растра-ченный, истас-кав-шийся по трак-тирам, запойно упива-ю-щийся тем, что намерен «расска-зать свою душу подстав-ному лицу» (поло-вому). Смутная поэти-че-ская тоска, мерца-ющая мечта о «Незна-комке» в шеле-стящих шелках, чей сияющий лик едва просве-чи-вает сквозь темную вуаль, контрастна насту-па-ющей со всех сторон, усили-ва-ющей свой напор пьяной пошлости, но в то же время как бы порож-дена ею. И томи-тельная мелодия грезы впле-та-ется в грубые кабацкие выкрики, и трепаный Человек в пальто пред-ла-гает Поэту камею с дивным изоб-ра-же-нием, и все кача-ется в дыму, плывет, и «стены рассту-па-ются. Окон-ча-тельно накло-нив-шийся потолок откры-вает небо — зимнее, синее, холодное».

Двор-ники тащат по мосту хмель-ного Поэта. Звез-дочет следит за ходом светил: «Ах, падает, летит звезда... Лети сюда! Сюда! Сюда!» — выпе-вает стих свое adagio. Вызванная им, на мосту появ-ля-ется прекрасная женщина — Незна-комка. Она вся в черном, её глаза полны удив-ления, её лик хранит ещё звездный блеск. Навстречу ей плавно идет Голубой — прекрасный, как она, тоже, быть может, сорвав-шийся с небес. Он говорит с нею мечта-тельным языком звезд, и зимний воздух напол-ня-ется музыкой сфер — вечной и оттого заво-ра-жи-вающе сонной, холодной, бесплотной. А «падучая дева-звезда» жаждет «земных речей». «Ты хочешь меня обнять?» — «Я коснуться не смею тебя». — «Ты знаешь ли страсть?» — «Кровь молча-лива моя»... И Голубой исче-зает, иста-и-вает, закру-ченный снежным столбом. А Незна-комку подхва-ты-вает мимо-идущий Господин — масленый, похот-ливый франт.

Плачет на мосту Звез-дочет — опла-ки-вает падшую звезду. Плачет Поэт, очнув-шийся от пьяного сна и понявший, что упустил свою мечту. Все гуще падает снег, он валит стеною, снежные стены уплот-ня-ются, скла-ды-ваясь в...

Стены большой гостиной. Соби-ра-ются гости, «общий гул бессмыс-ленных разго-воров», как бы свет-ских, выше тоном, чем разго-воры в кабаке, но ровно о том же. Отдельные реплики повто-ря-ются слово в слово... И когда влетает Господин, уведший Незна-комку, и произ-носит уже звучавшую фразу: «Костя, друг, да она у дверей», когда все вдруг начи-нают ощущать стран-ность проис-хо-дя-щего, смутно дога-ды-ваться, что это было, было, было, — тогда появ-ля-ется Поэт. А за ним входит Незна-комка, своим неожи-данным явле-нием смутив гостей и хозяев, заставив улич-ного донжуана конфуз-ливо скрыться. Но непро-ши-баема лощеная подлость гостиной; снова закру-тился разговор по тому же трак-тир-ному кругу. Лишь Поэт задумчив и тих, смотрит на Незна-комку — не узнавая... Запоз-давший Звез-дочет светски вежливо спра-ши-вает, удалось ли ему догнать исчез-нувшее видение. «Поиски мои были безре-зуль-татны», — холодно отве-чает Поэт. В глазах его «пустота и мрак. Он все забыл»... Неузнанная дева исче-зает. «За окном горит яркая звезда».

Уличный кабачок, вульгарный и дешёвый, но с претензией на романтику: по обоям плывут огромные одинаковые корабли... Лёгкий налёт нереальности: хозяин и половой похожи друг на друга, как близнецы, один из посетителей - «вылитый Верлен», другой - «вылитый Гауптман». Пьяные компании, громкоголосый шум. Отдельные реплики, отрывочные диалоги складываются в разбитную музыку трактирной пошлости, затягивающей, как омут. Когда лёгкое allegro предуказало тональность действия, появляется Поэт: растраченный, истаскавшийся по трактирам, запойно упивающийся тем, что намерен «рассказать свою душу подставному лицу» (половому). Смутная поэтическая тоска, мерцающая мечта о «Незнакомке» в шелестящих шелках, чей сияющий лик едва просвечивает сквозь тёмную вуаль, контрастна наступающей со всех сторон, усиливающей свой напор пьяной пошлости, но в то же время как бы порождена ею. И томительная мелодия грёзы вплетается в грубые кабацкие выкрики, и трёпаный Человек в пальто предлагает Поэту камею с дивным изображением, и все качается в дыму, плывёт, и «стены расступаются. Окончательно наклонившийся потолок открывает небо - зимнее, синее, холодное».

Дворники тащат по мосту хмельного Поэта. Звездочёт следит за ходом светил: «Ах, падает, летит звезда... Лети сюда! Сюда! Сюда!» - выпевает стих своё adagio. Вызванная им, на мосту появляется прекрасная женщина - Незнакомка. Она вся в чёрном, её глаза полны удивления, её лик хранит ещё звёздный блеск. Навстречу ей плавно идёт Голубой - прекрасный, как она, тоже, быть может, сорвавшийся с небес. Он говорит с нею мечтательным языком звёзд, и зимний воздух наполняется музыкой сфер - вечной и оттого завораживающе сонной, холодной, бесплотной. А «падучая дева-звезда» жаждет «земных речей». «Ты хочешь меня обнять?» - «Я коснуться не смею тебя». - «Ты знаешь ли страсть?» - «Кровь молчалива моя»... И Голубой исчезает, истаивает, закрученный снежным столбом. А Незнакомку подхватывает мимоидущий Господин - масленый, похотливый франт.

Плачет на мосту Звездочёт - оплакивает падшую звезду. Плачет Поэт, очнувшийся от пьяного сна и понявший, что упустил свою мечту. Все гуще падает снег, он валит стеною, снежные стены уплотняются, складываясь в...

Стены большой гостиной. Собираются гости, «общий гул бессмысленных разговоров», как бы светских, выше тоном, чем разговоры в кабаке, но ровно о том же. Отдельные реплики повторяются слово в слово... И когда влетает Господин, уведший Незнакомку, и произносит уже звучавшую фразу: «Костя, друг, да она у дверей», когда все вдруг начинают ощущать странность происходящего, смутно догадываться, что это было, было, было, - тогда появляется Поэт. А за ним входит Незнакомка, своим неожиданным явлением смутив гостей и хозяев, заставив уличного донжуана конфузливо скрыться. Но непрошибаема лощёная подлость гостиной; снова закрутился разговор по тому же трактирному кругу. Лишь Поэт задумчив и тих, смотрит на Незнакомку - не узнавая... Запоздавший Звездочёт светски вежливо спрашивает, удалось ли ему догнать исчезнувшее видение. «Поиски мои были безрезультатны», - холодно отвечает Поэт. В глазах его «пустота и мрак. Он все забыл»... Неузнанная дева исчезает. «За окном горит яркая звезда».

Незнакомка

Уличный кабачок, вульгарный и дешевый, но с претензией на романтику: по обоям плывут огромные одинаковые корабли... Легкий налет нереальности: хозяин и половой похожи друг на друга, как близнецы, один из посетителей - "вылитый Верлен", другой - "вылитый Гауптман". Пьяные компании, громкоголосый шум. Отдельные реплики, отрывочные диалоги складываются в разбитную музыку трактирной пошлости, затягивающей, как омут. Когда легкое allegro предуказало тональность действия, появляется Поэт: растраченный, истаскавшийся по трактирам, запойно упивающийся тем, что намерен "рассказать свою душу подставному лицу" (половому) Смутная поэтическая тоска, мерцающая мечта о "Незнакомке" в шелестящих шелках, чей сияющий лик едва просвечивает сквозь темную вуаль, контрастна наступающей со всех сторон, усиливающей свой напор пьяной пошлости, но в то же время как бы порождена ею.

И томительная мелодия грезы вплетается в грубые кабацкие выкрики, и трепаный Человек в пальто предлагает Поэту камею с дивным изображением, и все качается в дыму, плывет, и "стены расступаются. Окончательно наклонившийся потолок открывает небо - зимнее, синее, холодное".

Дворники тащат по мосту хмельного Поэта. Звездочет следит за ходом светил: "Ах, падает, летит звезда... Лети сюда! Сюда! Сюда!" - выпевает стих свое adagio. Вызванная им, на мосту появляется прекрасная женщина - Незнакомка. Она вся в черном, её глаза полны удивления, её лик хранит ещё звездный блеск. Навстречу ей плавно идет Голубой - прекрасный, как она, тоже, быть может, сорвавшийся с небес. Он говорит с нею мечтательным языком звезд, и зимний воздух наполняется музы....

Год издания рассказа: 1938

Для Н. Носова «Затейники» стал дебютным произведением. Это совсем небольшой рассказ для детей, который кстати включен в школьную программу. Впервые он был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году, а позднее вошел в первый сборник рассказов писателя «Тук-тук-тук». Поэтому во многом именно благодаря этому рассказу Николай Носов состоялся как детский писатель, который по сей день занимает высокие места в нашем .

Сюжет рассказа «Затейники» кратко

В рассказе Носова «Затейники» читать можно о Вале и Пете. Себя они называли затейниками потому что, как и главные герои , постоянно придумывали новые и новые игры. Вот и на этот раз после прочтения сказки «Три поросенка» они стали играть. Сначала они бегали по квартире и кричали: «Нам не страшен серый волк!» но, когда ушла мама, они решили соорудить себе такой же домик как у поросят. Для этого они стащили одеяло с кровати и завесили им стол. Получился отличный домик правда без окошек там было темно. Да так темно, что они даже себя не видели.

И вот тогда-то в рассказе «Затейники» Носова произошло неожиданное. Петю как схватит чья-то рука за ногу. Он выскочил из домика ведь решил, что это серый волк. Вместе с Валей он выскочили из квартиры в подъезд и вдвоём стали держать дверь, чтоб серый волк не выскочил. Но некто не пробовал выскочить. Тогда Валя предположила, что в домике у них некого нет, а это ее рука схватила Петю за ногу. Она просто хотела убедиться где он. Тогда они решили зайти в квартиру. Там некого не было. Главный герой рассказа Носова «Затейники» на цыпочках подошел к столу и сдернул одеяло. Там некого не было. Но играть в трех поросят они больше не хотели, вдруг опять кого-то за ногу схватят.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!