Новое понимание классики. Иван Есаулов о пасхальности русской литературы

Есаулов, Иван Андреевич

Иван Андреевич Есаулов (р. 07.07.1960) - русский филолог. Специалист в области теории литературы, поэтики, истории отечественной словесности, методологии гуманитарных исследований.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 7 июля
  • Родившиеся в 1960 году
  • Филологи России
  • Литературоведы России
  • Достоевисты
  • Филологи по алфавиту
  • Литературоведы
  • Доктора филологических наук

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Есаулов, Иван Андреевич" в других словарях:

    - (фамилия), производна от казачьего звания Есаул Есаулов, Дмитрий (? 1917) солдат самокатчик. Есаулов, Иван Андреевич (р. 1960) филолог. Есаулов, Максим Александрович (р. 1968) писатель … Википедия

    Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса на букву «Е» Список составлен по алфавиту персоналий. Приводятся фамилия, имя, отчество; звание на момент награждения; номер по списку Григоровича Степанова (в скобках номер по списку Судравского);… … Википедия

    Список лауреатов Содержание 1 1967 2 1968 3 1969 4 1970 5 1971 6 … Википедия

    Малороссийский гербовник Основная статья: Старшина малороссийская Казацкая старшина Гетманщины привилегированная категория должностных лиц в Украинском гетманате в 16 18 веках, осуществлявших военное и административное управление. Включала… … Википедия

    14 я пехотная дивизия Годы существования 1806 1918 Страна … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Табаков. Олег Табаков … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Текст: Иван Есаулов

Иван Андреевич Есаулов – доктор филологических наук, профессор, теоретик и историк литературы. Его работы и монографии публиковались в самых уважаемых научных изданиях, а лекции слушали студенты лучших вузов мира. Мы попросили Ивана Андреевича написать для It book несколько слов о его концепции пасхальности русской словесности. Благодарим Ивана Андреевича за этот материал, который он согласился написать, невзирая на катастрофическую нехватку времени. И за возможность взглянуть на привычные тексты классической литературы с другого ракурса.

Историю оригинальной русской словесности начинает «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона (XI век). Хотя до сих пор медиевисты расходятся в определении того, когда именно было произнесено это «Слово…», важнее другое: оно прозвучало либо перед пасхальной утренней службой, либо же в первый день Пасхи.

Значит, пасхальная проповедь является одновременно и истоком русской словесности как таковой. Этот факт еще не осмыслен в должной мере, он не стал, к сожалению, предметом особой научной рефлексии.

Значит, пасхальная проповедь является одновременно и истоком русской словесности как таковой. Этот факт еще не осмыслен в должной мере, он не стал, к сожалению, предметом особой научной рефлексии. А между тем уже в самом истоке нашей словесности можно увидеть утверждение нового принципа человеческого единения: не юридическое равенство перед лицом безличного Закона, а благодатное соборное единение людей во Христе.

Русская словесность первых семи веков своего существования отчетливо христоцентрична, она изначально ориентирована, прежде всего, на Новый Завет.

Русская словесность первых семи веков своего существования отчетливо христоцентрична, она изначально ориентирована, прежде всего, на Новый Завет. Однако глубинная связь с Новым Заветом - главное, что конституирует и единство русской культуры в целом.

В последних исследованиях русских ученых, посвященных изучению литературы, подчеркивается своеобразный христоцентризм , присущий не только древнерусской словесности, но и русской литературе Нового времени. Однако в вершинных произведениях русской классики пасхальная новозаветная основа часто уходит в подтекст этих произведений. Как именно - я и пытаюсь показать в своих книгах. Христоцентризм порождает своего рода парадокс, когда в одном и том же тексте могут сочетаться евангельский максимализм (вытекающий из авторского проецирования - вольного или невольного - «реальной жизни» героя произведения на идеальную жизнь, как она представлена в Новом Завете, даже если таковая проекция и не осознавалась до конца самим автором произведения) и одновременно сближение дистанции между грешниками и праведниками (поскольку те и другие несовершенны, недостойны Христа, а в то же время достойны жалости, любви и участия - вплоть до того, что лишь в православной традиции юродивые «Христа ради» могут становиться святыми).

Однако христоцентризм является также важнейшим атрибутом христианской культуры как таковой. Годовой литургический цикл ориентирован как раз на события жизни Христа. Основными из них являются Его Рождение и Воскресение. Поэтому важнейшими событиями литургического цикла являются празднование Рождества и Пасхи. Если в западной традиции можно усмотреть акцент на Рождество (и, соответственно, говорить о рождественском архетипе), то в традиции Восточной Церкви празднование Воскресения остается главным праздником не только в конфессиональном, но и в общекультурном плане, что и позволило мне высказать гипотезу о наличии особого пасхального архетипа и его особой значимости для русской культуры.

в традиции Восточной Церкви празднование Воскресения остается главным праздником не только в конфессиональном, но и в общекультурном плане, что и позволило мне высказать гипотезу о наличии особого пасхального архетипа и его особой значимости для русской культуры.

Под архетипами в данном случае понимаются, в отличие от К.Г. Юнга, не всеобщие бессознательные модели, но такого рода трансисторические «коллективные представления», которые формируются и обретают определенность в том или ином типе культуры. Иными словами, это культурное бессознательное : сформированный той или иной духовной традицией тип мышления, порождающий целый шлейф культурных последствий, вплоть до тех или иных стереотипов поведения. Эти типы мышления, в основе которых именно культурное бессознательное, не являются, на наш взгляд, исключительной принадлежностью индивидуального сознания, но формируются в недрах глубинных сакральных структур. Подобные представления часто не осознаются на рациональном уровне самими носителями той или иной культуры, но могут быть выделены в результате специального научного описания.

Очень точно об этих представлениях писал Ф.М.Достоевский: «…народ русский в огромном большинстве своем - православен и живет идеей православия в полноте, хотя и не разумеет эту идею ответчиво и научно. В сущности (начало предложения выделено автором. - И.Е.) в народе нашем кроме этой «идеи» и нет никакой, и всё из неё одной исходит, по крайней мере, народ наш так хочет, всем сердцем своим и глубоким убеждением своим. <…> Я говорю про неустанную жажду в народе русском, всегда в нем присущую, великого, всеобщего, всенародного, всебратского единения во имя Христово. И если нет еще этого единения, если не созижделась еще Церковь вполне, уже не в молитве одной, а на деле, то все-таки инстинкт этой Церкви и неустанная жажда ее, иной раз даже почти бессознательная, в сердце многомиллионного народа нашего несомненно присутствуют <…> он верит, что спасется лишь в конце концов всесветным единением во имя Христово (выделено автором. - И.Е.). <…> И тут прямо можно поставить формулу: кто не понимает в народе нашем его православия и окончательных целей его, тот никогда не поймет и самого народа нашего. Мало того: тот не может и любить народа русского.., а будет любить его таким, каким бы желал его видеть и каким себе напредставит его» .

Это и другие известные суждения Достоевского продолжают и развивают ту линию русского осмысления духовной сущности России, которую неверно обозначать как «славянофильскую» - в отличие от «западнической». Разделение проходит по другой линии: тех, кто принимает православие как основную «идею» русского народа, и тех, кто не принимает именно эту центральную идею народа (сам Достоевский еще мог написать «не понимают», но трагические события ХХ в. показали, что вполне «понимают», поэтому православие и опознается ими как главная опасность для себя и собственных интересов). Эту «идею» сам народ может и не рефлексировать, как выражается Достоевский, «ответчиво и научно», то есть рационально (отсюда и авторские кавычки к слову «идея»), - но неизмеримо важнее, что народ «живет идеей православия в полноте».

Обратим внимание на факт, который, насколько нам известно, не становился предметом особого внимания. Достоевский начинает и заканчивает свое знаменитое рассуждение о глубинном присутствии Христа в сердце народа фразами о значении бессознательного:

<…>

«Можно многое не сознавать, а лишь чувствовать. Можно очень много знать бессознательно <…> Говорят, русский народ плохо знает Евангелие, не знает основных правил веры. Конечно так, но Христа он знает и носит в сердце своем искони <…> Но сердечное знание Христа и истинное представление о Нем существует вполне. Оно передается из поколения в поколение и слилось с сердцами людей. Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос, и он любит образ Его по-своему, то есть до страдания. Названием же православного, то есть истиннее всех исповедующего Христа, он гордится более всего. Повторю: можно очень много знать бессознательно» .

Пасхальный архетип можно обнаружить и у авторов, издавна имеющих репутацию «сатириков-демократов». Взять, например, роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Однако стремительность и внешняя немотивированность «пробуждения совести» центрального персонажа романа, которая давала повод как современникам, так и позднейшим литературоведам либо отвергать органичность финала, либо говорить о бесполезности прозрения героя, совершается в соответствии с пасхальным годовым циклом. Центральный момент поэтики романа - возможность искупления вины героем и прощение его, связанное с этим искуплением. В конце Страстной недели даже один из самых неприглядных персонажей русской литературы смутно осознает свою вину за «умертвия» ввиду Страстей Господних и просит прощения. В образе Порфирия Головлева концентрируется для читателя образ ближнего. Грядущее Воскресение Христа дает надежду на спасение и такого героя, которое, в свою очередь, становится символом спасения всего христианского мира. Если читатель готов принять покаяние героя, он принимает и возможность чуда Воскресения и всех других людей; если же - после «пробуждения совести» - он отвергнет его, а само прозрение склонен считать бесполезным, читатель показывает тем самым собственную отчужденность от православной пасхальной традиции. Такого рода читатель способен увидеть лишь публицистический образ героя «Иудушки», тогда как нерв произведения - почти мгновенная перемена, происшедшая с героем, и сама возможность, реальность такой перемены. За читательским «неверием» в возможность прозрения самого закоренелого грешника до тех пор, пока он жив, скрывается не всегда осознаваемая претензия на окончательное осуждение героя еще до его смертного рубежа, неправедное посягательство на последний Суд над ним, отвергающее всеохватность и всемогущество Божественной любви, переводящее ее в сферу осуждающего «законничества». Практически мгновенное превращение Иудушки в Порфирия Владимировича свидетельствует о том, что пасхальный архетип русской словесности проявляется порой и в вершинных произведениях тех авторов, которых принято относить к линии развития русской литературы, оппозиционной ее доминирующему христианскому вектору.

Мне не хотелось бы быть понятым таким образом, что я противопоставляю православие другим христианским конфессиям. Как уже отмечалось выше, я основываюсь на том несомненном факте, что в России Пасха до сих пор является главным праздником не только в конфессиональном смысле, но и в культурном.

Мне не хотелось бы быть понятым таким образом, что я противопоставляю православие другим христианским конфессиям. Как уже отмечалось выше, я основываюсь на том несомненном факте, что в России Пасха до сих пор является главным праздником не только в конфессиональном смысле, но и в культурном. Тогда как в западном христианстве Пасха в культурном пространстве словно бы уходит в тень Рождества. Это различие, как нам кажется, нельзя объяснить лишь дальше продвинувшимся процессом секуляризации на Западе или же, как его следствие, коммерциализацией Рождества: речь идет о более глубинных предпочтениях, которые отчетливо проявились в области культуры и которые нельзя элиминировать без существеннейшего искажения всей тысячелетней истории параллельного существования восточной и западной половин христианского мира.

В западном варианте христианской культуры акцентируется не смерть и последующее Воскресение Христа, а сам Его приход в мир, рождение Христа, дающее надежду на преображение и здешнего земного мира. Рождество, в отличие от Пасхи, не связано непосредственно с неотменимой на земле смертью. Рождение существенно отличается от Воскресения. Приход Христа в мир позволяет надеяться на его обновление и просвещение. Однако в сфере культуры можно говорить об акцентировании земных надежд и упований, разумеется, освещаемых приходом в мир Христа; тогда как пасхальное спасение прямо указывает на небесное воздаяние. Наконец, та и другая традиции исходят из признания Богочеловеческой природы Христа, но западной ветви христианства, по-видимому, все-таки ближе земная сторона этой природы, православию же ближе Его Божественная сущность. Вероятно, последним объясняется частота молитвенных обращений в русской традиции не к самому Христу, в чем, очевидно, усматривается уже известное дерзновение, а к Его святым угодникам (например, к св. Николаю Мирликийскому): тем, кто являясь святыми заступниками, все-таки ближе, по православным представлениям, к земным заботам людей. Пасхальный архетип русской словесности проявляет себя главенством сверхзаконной небесной Благодати над земным Законом; иконичности над иллюзионизмом; на «неофициальном» же уровне культуры - доминированием юродства над шутовством; святости как ориентира жизни над «нормой» и другими культурными следствиями. Каждый из вариантов не существует в качестве единственного культурообразующего фактора, но являетсядоминантным, сосуществуя с субдоминантным фоном. Именно поэтому мы и настаиваем на акцентировании тех или иных моментов, а не на их наличии или отсутствии в христианской цивилизации.

Выделенные мною архетипы, будучи явлением культурного бессознательного, сохраняют свои «ядра», но при этом способны видоизменяться. Так, жизнетворчество романтиков понимается нами как проявление рождественского архетипа. Оно же является средним звеном между собственно религиозным Преображением и позднейшим жизнестроительством.

Как пасхальная культурная установка, так и рождественская могут быть «чреваты» своими собственными метаморфозами и псевдоморфозами, которые можно объяснить общим процессом дехристианизации культуры. Так, жертвенность во имя Христа может утерять собственно христианский смысл и быть использована в совершенно иных целях. Равно как и рождественское преображение мира, если вымывается тот же христианский его смысл, превращается в насильственную переделку как мира, так и самого человека.

Совершенно особенное празднование Пасхи, Воскресения Господня, как известно, является характернейшей особенностью русской культуры. Эту особость отмечали многие писатели и наблюдатели.

Совершенно особенное празднование Пасхи, Воскресения Господня, как известно, является характернейшей особенностью русской культуры. Эту особость отмечали многие писатели и наблюдатели. Например, первое же из многочисленных затем русских «хождений» - «Хождение в Святую землю игумена Даниила» - так выстраивается его автором, что завершается именно пасхальной радостью паломника. Показательно, что на фоне чрезвычайной порой лаконичности предшествующих этому пасхальному финалу частей, последние дни Страстной недели и сам день Воскресения Господня в Иерусалиме описываются автором весьма детально, с указанием часа того или иного события. Эту пасхальную «великую радость» игумен Даниил переносит и на всех русских православных христиан. Лампаду к Гробу Господню автор ставит не от себя, а «от всея Русьскыя земля». В этом же пасхальном завершении своих «писаний» автор специально замечает, что «не забых именъ князь русскых, и княгинь, и детей ихъ, епископъ, игуменъ, и боляръ, и детей моих духовных, и всех христианъ николи же не забыл есмь». Живые и успопшие «князи русскыя» тем самым приобщаются к вселенской пасхальной радости, как и читатели«Хождения» игумена Даниила: «Буди же всемъ, почитающим писание се с верою и с любовию, благословение от Бога и от святаго Гроба Господня». Таким образом, читатели прямо уравниваются с паломниками («приимут мзду от Бога равно с ходившими места си святаа»), поскольку вектор духовного пути как паломников, так и читателей «Хождения» - один и тот же: к Воскресению Христову.

Так, для Вяч. Иванова «категорический постулат воскресения» является «характерным признаком нашей религиозности»: именно в пасхальном уповании Вяч. Иванов видел и ядро собственно русской идеи - «в религиозном ее выражении», как ее понимает «соборный внутренний опыт нашего народа» . Не продолжая далее ряд подобных суждений других русских философов и писателей, приведу лишь лаконичное свидетельство В.И. Даля, зафиксировавшего эту пасхальную доминанту на уровне поговорки: «Экая Пасха - шире Рождества!». Название дня недели - воскресенье - также свидетельствует о преобладании этого архетипа: в русском сознании воскресенье неразрывно связано с посещением церкви. Знаменателен для формирования пасхального архетипа и тот факт, что сама неделя после Пасхи именуется в России святой: в русском языке, таким образом, связывается воедино святость, Пасха и национальный идеал, каковым является Святая Русь.

Смещение пасхальной доминанты мы обнаруживаем в культуре «серебряного века». Для эстетики русского символизма характерно фундаментальное изменение отношений между доминантным и субдоминантным полюсами православного христоцентризма, при котором можно заметить смещение акцента в сторону Рождества (более слабая попытка подобного смещения наблюдается в эпоху русского барокко XVII в.), сопровождаемое и другими характерными культурными трансформациями. В этом смысле символизм представляет собой великий переворот, в итоге которого, вероятно, произошло глобальное смещение эстетической и духовной доминанты русской культуры, после чего иным стал сам магистральный вектор ее развития.

Русский формализм, как и другие «авангардные» направления, несколько брутальным образом, но продолжает ту же «рождественскую» линию символизма. Так, глобальная трансформация русской христианской традиции проявилась в том, что центральная фигура советской культуры - В.И.Ленин - не нуждается в воскресении, ибо в субстанциальном смысле он никогда не умирал: он, как известно, «всегда живой», «живее всех живых» и т.п. Поэтому важнейшим событием становится не избыточное в данном случае «воскресение», а сам факт его рождения, имеющий отчетливо манифестируемое сакральное значение и глубинно связанный с рождением нового мира (который также вовсе не собирается «умирать», будучи лишенным всякой эсхатологической перспективы). Из этого отнюдь не следует, что пасхальный архетип перестал быть значимым для русской словесности.

Однако именно в прошлом веке был нанесен такой силы удар по самому фундаменту православной русской культуры, после которого подверглись коррозии не только ее верхние ярусы, но и, возможно, был переломан хребет самой русской традиции.

Однако именно в прошлом веке был нанесен такой силы удар по самому фундаменту православной русской культуры, после которого подверглись коррозии не только ее верхние ярусы, но и, возможно, был переломан хребет самой русской традиции. Попытка «духовного убийства России» (о. Сергий Булгаков) не могла не отразиться и на тех ее трансисторических скрепах, которые определяли культурную идентичность нашей страны на протяжении ее тысячелетней истории. И в XXI веке мы пытаемся как-то оправиться от этого страшного удара, а сможем ли - Бог весть…

Изобретение относится к полимерным композиционным материалам, обладающим высокой огнестойкостью, которые могут применяться, например, в авиационной и космической технике, а также в различных отраслях строительства. Огнестойкий полимерный композиционный материал содержит полимерную основу и наполнитель, при этом полимерной основой является перфорированный вспененный полимер, поры которого заполнены наполнителем, содержащим кремнийорганический полимер, обладающий огнестойкостью в диапазоне температур от 200 до 700°C, отвердитель, стабилизатор и модификатор. Наполнитель дополнительно может содержать растворитель, пигменты и антипирены. Для получения материала предварительно перфорированную основу заполняют жидким наполнителем при комнатной температуре и отверждают. Полученный материал обладает повышенной огнестойкостью при низком расходе наполнителя, является легким и работоспособным в условиях высоких температур, благодаря чему имеет широкую область применения. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл., 14 пр.

Рисунки к патенту РФ 2491318

Заявляемая группа изобретений относится к огнезащитным материалам, которые могут широко применяться в различных отраслях техники, например, в авиационной и космической технике, а также в многочисленных отраслях строительства. Более конкретно данная группа изобретений относится к огнестойким полимерным композиционным материалам, которые содержат полимерную основу и наполнитель.

Из уровня техники известно применение полиорганосилоксановых соединений для придания огнезащитных свойств покрытиям различных материалов, например, металлическим, деревянным. Полиорганосилоксановые соединения применяются в качестве пленкообразователя в составе краски, содержащей огнестойкие наполнители, пигмент и органический растворитель, который дополнительно содержит антипирены, диспергатор, инициатор отверждения в виде синтетических смол и катализатор отверждения при следующем соотношении компонентов, мас.%: Полиорганосилоксановая смола - 17-32; Инициатор отверждения - 4-12; Катализатор отверждения - 0,8-2; Антипирены - 5-17; Огнестойкие наполнители - 15-40; Диспергатор - 0,3-3; Пигмент - 0,5-5 и Органический растворитель - 15-30 (патент RU 2148605 , МПК 7 C09D 5/18, C09D 183/04, опубликовано 10.05.2000).

Из большой группы полиорганосилоксанов выбраны только полиметилфенилсилоксановая смола и метилфенилсилоксановая смола. При этом использование полиорганосилоксановой смолы возможно только в качестве пленкообразующего компонента. Толщина покрытия этим составом, при нанесении в 2-3 слоя, составляет всего 25-50 мкм. То есть данный состав не применяется в качестве наполнителя пористых материалов, а используется только как средство для защитной и декоративной окраски деревянных и металлических поверхностей.

Для отверждения смолы используется катализатор и инициатор отверждения в виде эпоксидной, полиуретановой и фенолоформальдегидной смолы в количестве 4-12 мас.%. Кроме того, используются однотипные катализаторы отверждения, а именно: цинкобазальтовый олеинат, цинкокобальтовый алеинат.

Не применяются стабилизаторы, что приводит к увеличению скорости старения и снижению долговечности состава. Кроме этого, отсутствие стабилизатора приводит к расслоению и оседанию различных компонентов состава.

Известен огнестойкий полимерный композиционный материал, содержащий полимерную основу и наполнитель, содержащий синтетический каучук (патент RU 2430138 , «Огнестойкий полимерный композиционный материал и способ его получения», МПК С09К 21/14, C08J 9/34, B32B 1/06 опубликовано 27.09.2011 г.), принятый за прототип.

Недостатками данного материала являются:

Основным и существенным недостатком данных материалов является то, что в качестве наполнителей используются только синтетические каучуки;

Другим существенным недостатком является то, что для наполнителей используются низкомолекулярные кремнийорганические каучуки;

Не применяются высокомолекулярные кремнийорганические полимеры, например, такие как термостойкие кремнийорганические лаки;

Не используются модифицированные кремнийорганические смолы.

Задачей, которая решается путем создания предлагаемого материала, является получение легких огнестойких материалов, работоспособных в условиях высоких температур. Это достигается повышением огнестойкости полимерных композиционных материалов, снижением расхода наполнителя, что позволяет существенно расширить область их применения.

Решение данной задачи достигается тем, что в огнестойком полимерном композиционном материале, содержащем перфорированный вспененный полимер в качестве основы и наполнитель, заполняющий его поры, содержащий кремнийорганический полимер, обладающий огнестойкостью в диапазоне температур от 200 до 700°C, отвердитель, стабилизатор, растворитель, пигменты, антипирены и модификатор, выбранный из группы: алкидные, акриловые, полиэфирные смолы; эфиры целлюлозы; эфиры акриловой кислоты; поливинилбутираль.

В качестве полимерной основы возможно применение перфорированного вспененного полиэтилена, перфорированного вспененного полистирола, перфорированного вспененного полиуретана, перфорированного вспененного полипропилена, перфорированного вспененного поливинилхлорида. В качестве полимерной основы возможно использование перфорированного вспененного натурального или перфорированного вспененного синтетического каучука.

Наполнитель представляет собой кремнийорганические высокомолекулярные полимеры с неорганическими главными цепями макромолекул, которые состоят из чередующихся атомов кремния и других элементов (О, N, S, Al, Ti и др.). В качестве наполнителей могут быть использованы полиорганосилоксаны и полиэлементоорганосилоксаны.

Одним из типов наполнителей являются полиорганосилоксаны, и они выбраны из группы: полиметилфенилсилоксан, полидиметилфенилсилоксан, полиметилсилоксан, полифенилсилоксан, полиэтилфенилсилоксан.

Другим типом наполнителей являются полиэлементоорганосилоксаны и они выбраны из группы: полиалюмофенилсилоксаны, полититанофенилсилоксаны, полиалюмоорганосилоксаны, полититаноорганосилоксаны.

Известен способ получения огнестойкого полимерного композиционного материала, включающий операцию введения наполнителя в основу (патент RU 2430138

Недостатками данного способа являются:

В качестве наполнителей используются только синтетические каучуки;

Узкий выбор отвердителей, используются только отвердители, содержащие оксимные или алкоксильные группы;

Не применяются в качестве наполнителя высокомолекулярные кремнийорганические полимеры.

Задачей решаемой в рамках предлагаемого способа является создание технологически простой и реализуемой в течение короткого времени последовательности операций, которые не требуют использования сложного оборудования.

Решение данной задачи достигается тем, что в способе получения огнестойкого полимерного композиционного материала, включающем операцию введения наполнителя, содержащего кремнийорганический полимер, обладающего огнестойкостью в диапазоне температур от 200 до 700°C, в полимерную основу, в которой предварительно выполнена перфорация, обеспечивающая площадь перфорированной поверхности в горизонтальном сечении в пределах 15-60 процентов, готовят жидкий наполнитель, компоненты которого взяты в следующем отношении (в мас.%):

заполняют объем перфораций жидким наполнителем при комнатной температуре, до получения плотности композиционного материала 0,25-1,0 г/см 3 , затем композиционный материал отверждают в течение 20-26 часов, причем модификатор выбирают из группы: алкидные, акриловые, полиэфирные смолы; эфиры целлюлозы; эфиры акриловой кислоты; поливинилбутираль.

Отвердитель может быть выбран из группы: алкоксисиланы; растворы оловоорганических соединений в эфирах ортокремниевой кислоты; аминоорганотриэтоксисилан с тетрабутоксититаном; аминоорганоалкоксисиланы.

В качестве растворителя возможно применение ароматических углеводородов, выбранных из группы: бензол, метилбензол, винилбензол; и их смесей с простыми и сложными эфирами, выбранными из группы: диэтиловый эфир, этилацетат, метилформиат, диэтилсульфат; кетонами, выбранными из группы: пропанон, бутанон, бензофенон; или спиртами, выбранными из группы: метанол, этанол, пропанол.

В качестве стабилизатора может быть применена активная окись кремния - аэросил. Коллоидный диоксид кремния выполняет функцию стабилизатора, предотвращая оседание пигментов или антипиренов и повышая физико-механические свойства наполнителя. Введение аэросила позволяет избежать расслоения и оседания различных компонентов смеси, стабилизируя наполнитель. Стабилизатор уменьшает скорость старения наполнителя, увеличивая тем самым долговечность огнестойкого полимерного композиционного материала.

В качестве антипирена возможно использование: оксида магния (MgO); оксида кальция (СаО); гидрата окиси алюминия (бемит); природного графита; алюмосиликатов (каолин, глауконит).

В качестве пигмента возможно использование: алюминиевой пудры;

окиси титана; красных железооксидных; красных кадмиевых; хромовых и кобальтовых соединений.

Модифицированные кремнийорганические полимеры приобретают ряд ценных свойств. Например, полимеры, содержащие ароматические радикалы, обеспечивают более высокую термостойкость и одновременно снижают эластичность наполнителя в составе материала. Добавки этилцеллюлозы или акриловой смолы позволяют получать наполнитель, отверждающийся при комнатной температуре.

Применение модифицированных кремнийорганических полимеров обеспечивают возможность получения термостойкого слоя, методом обычной заливки, например, глубиной до 5 10 мм.

Таким образом, изобретение представляет собой технологически простой, не требующий применения сложного оборудования, метод получения легких огнестойких материалов, обладающих высокой огнестойкостью.

На фиг.1 приведена схема операций по реализации предлагаемого способа.

На фиг.2 представлена фотография экспериментальной установки «Плазматрон», в которой в качестве рабочего тела применялся воздух, а температура плазмы в ядре струи составляла приблизительно 5800°C.

Последовательность операций по получению огнестойкого полимерного композиционного материала показана на фиг.1. Для получения такого материала заявленного состава и структуры выбирается готовый вспененный полимерный материал, например, в форме листа. Перфорация производится заранее, различными способами, например, указанными в патенте-прототипе. Площадь перфорированной поверхности в горизонтальном сечении заготовки находится в пределах 15-60 процентов. Одновременно или заранее готовят наполнитель, содержащий кремнийорганический полимер, обладающий огнестойкостью в диапазоне температур от 200 до 700°C, предназначенный для заполнения объемов перфорации. В состав наполнителя входят следующие ингредиенты (в мас.%):

заполняют объемы перфорации вспененного полимерного материала жидким наполнителем, до получения плотности композиционного материала 0,25-1,0 г/см 3 . Заполнение может производиться методом обычной заливки. После заполнения объемов перфорации заготовку выдерживают при комнатной температуре в течение 20-26 часов (в зависимости от состава наполнителя), причем модификатор выбирают из группы: алкидные, акриловые, полиэфирные смолы; эфиры целлюлозы; эфиры акриловой кислоты; поливинилбутираль.

После отверждения наполнителя получают готовый лист огнестойкого полимерного композиционного материала.

С целью определения огнестойкости при воздействии высоких тепловых потоков, были проведены экспериментальные исследования огнестойкости предлагаемых огнестойких полимерных композиционных материалов. Данные исследования проводились на экспериментальной установке «Плазматрон», представленной на Фиг.2.

В качестве рабочего тела применялся воздух. Температура плазмы в ядре струи составляет приблизительно 5800°C, что позволяет в широком диапазоне моделировать воздействие высокоэнергетических тепловых источников на различные огнестойкие полимерные композиционные материалы. Время существования плазмы со стабильными параметрами составляет более 20 минут, что вполне достаточно для проведения широкого круга исследований. При проведении выбирался оптимальный режим работы установки. Время воздействия плазмы на исследуемые материалы, во всех экспериментах строго фиксировалось, и составляло 60 секунд. Проводилось исследование поля температур в струе плазмы для сечения, совпадающего с поверхностью исследуемого образца материала.

При тепловом потоке q=0,86×10 6 Вт/м 2 среднеинтегральная температура струи составляла T s =1977°C.

Измерение температурных параметров в опытах осуществлялось хромель-алюмеливыми термопарами. Одна термопара устанавливалась на половине толщины образца, а вторая термопара зачеканивалась в металлическую подложку образца. Металлическая подложка образца изготавливалась из алюминиево-магниевого сплава.

Исследования огнестойкости проводилось в сравнении: предлагаемые огнестойкие полимерные композиционные материалы и уже испытанные ранее (патент RU 2430138 , «Огнестойкий полимерный композиционный материал и способ его получения», МПК С09К 21/14, C08J 9/34, В32В 1/06 опубликовано 27.09.2011 г.).

Образцы исследуемых материалов устанавливались в специальную теплостойкую кассету и дополнительно изолировались листовым асбестом и асбестовой тканью со специальной термостойкой обмазкой.

Из материалов были выбраны огнестойкие полимерные композиционные материалы, а именно:

Пенополивинилхлорид ППВХ-ВП1 - огнестойкий полимерный композиционный материал на основе ППВХ-0 с перфорацией на глубину 2,5 мм. Наполнитель на основе полиметилфенйлсилоксановой смолы и эфира акриловой кислоты;

Пористая резина ПР-ВП1 - огнестойкий полимерный композиционный материал на основе ПР-0 с перфорацией на глубину 2,5 мм. Наполнитель на основе полиметилфенйлсилоксановой смолы и эфира акриловой кислоты;

Пенополистирол ППС-ВП - огнестойкий полимерный композиционный материал на основе ППС-0 с перфорацией на глубину 2,5 мм. Наполнитель на основе полифенилсилоксановой смолы и полибутилакрилатной смолы;

Пенополиэтилен ППЭ-ВП - огнестойкий полимерный композиционный материал на основе ППЭ-0 с перфорацией на глубину 2,5 мм. Наполнитель на основе полифенилсилоксановой смолы и полибутилакрилатной смолы;

Пенополипропилен ППП-АВП - огнестойкий полимерный композиционный материал на основе ППП-0 с перфорацией на глубину 2,5 мм. Наполнитель полиалюмофенилсилоксановая смола и полибутилакрилатная смола;

Пенополипропилен ППП-ВП - огнестойкий полимерный композиционный материал на основе ППП-0 с перфорацией на глубину 2,5 мм. Наполнитель полифенилсилоксановая смола и полибутилакрилатная смола;

Пенополиуретан ППУ-АВП - огнестойкий полимерный композиционный материал на основе ЦПУ-306 с перфорацией на глубину 2,5 мм. Наполнитель полиалюмофенилсилоксановая смола и полибутилакрилатная смола;

Пенополиуретан ППУ-ВП - огнестойкий полимерный композиционный материал на основе ЦПУ-306 с перфорацией на глубину 2,5 мм. Наполнитель полифенилсилоксановая смола и полибутилакрилатная смола;

Сравнение проводилось с уже испытанными материалами в патенте прототипе и предлагаемыми новыми огнестойкими полимерными композиционными материалами,

Например - «Пенополиуретан ППУ-ВП». Это огнестойкий полимерный композиционный материал, полученный по предлагаемому способу. Толщина образца составляла 15 мм. При изготовлении образца была произведена перфорация полимерной основы на глубину 2,5 мм с последующим заполнением образовавшихся объемов, модифицированным кремнийорганическим полимером. В данном случае это смесь раствора полифенилсилоксановой смолы в толуоле и раствора полибутилакрилатной смолы (модификатор) в смеси ацетона, этилацетата и бутилацетата. Количество вводимого модифицированного кремнийорганического полимера выбиралось из расчета получения плотности пропитанного слоя, равной 0,3-0,35 г/см 3 . Для ужесточения условий испытаний пигменты и антипирены в наполнителе не применялись. Перфорации подвергался материал пенополиуретан ППУ-306.

Следует отметить, что все, предлагаемые к экспериментальным исследованиям огнестойкие полимерные материалы с наполнителем, содержащим кремнийорганический полимер, подвергались перфорации на глубину всего 2,5 мм - это в 2 раза меньше, чем у материалов патента-прототипа.

Результаты экспериментальных исследований огнестойкости полимерных композиционных материалов приведены в таблице.

Огнестойкость полимерных композиционных материалов
№ пп Полимерный композиционный материал, тип основы Наполнитель, основа и модификатор Время воздействия теплового потока в секундах Температура металлической подложки, °C
1 СКТН 35 300
ППВХ-СН - данные прототипа
2 Пенополивинилхлорид (основа ППВХ-0) 41 300
ППВХ-ВП1
3 СКТН 39 300
ПР-СН - данные прототипа
4 Пористая резина (основа ПР-0) полиметилфенилсилоксановая смола и эфир акриловой кислоты 46 300
ПР-ВП1
5 Пенополистирол (основа ППС-0) СКТН 42 300
ППС-СН - данные прототипа
6 Пенополистирол (основа ППС-0) ППС-ВП 50 300
7 СКТН 45 300
ППЭ-СН - данные прототипа
8 Пенополиэтилен (основа ППЭ-0) полифенилсилоксановая смола и полибутилакрилатная смола 56 300
ППЭ-ВП
9 Стиросил 55 300
ППП-С - данные прототипа
10 Пенополипропилен (основа ППП-0) 60 272
ППП-АВП
11 Пенополипропилен (основа ППП-0) полифенилсилоксановая смола и полибутилакрилатная смола 60 263
ППП-ВП
12 Стиросил 60 42
ППУ-НП - данные прототипа
13 Пенополиуретан (основа ППУ-306) Полиалюмофенилсилоксановая смола и полибутилакрилатная смола 60 39
ППУ-АВП
14 Пенополиуретан (основа ППУ-306) полифенилсилоксановая смола и полибутилакрилатная смола 60 36
ППУ-ВП

Рассмотрение результатов экспериментальных исследований дает возможность сделать следующие выводы:

1. Полимерные композиционные материалы (п/п 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 таблицы) обладают удовлетворительной огнестойкостью к воздействию высокоэнергетического теплового потока. К моменту времени t=35-50 секунд температура металлической подложки достигает значений 300°C.

2. Полимерные композиционные материалы (п/п 8, 9, 10, 11 таблицы) обладают хорошей огнестойкостью к воздействию высокоэнергетического теплового потока.

К моменту времени t=55-60 секунд температура металлической подложки достигает значений 263 300°C

4. Полимерные композиционные материалы (п/п 12, 13, 14 таблицы) обладают высокой огнестойкостью к воздействию высокоэнергетического теплового потока. К моменту времени t=60 секунд температура металлической подложки достигает значений 36 42°C

5. Пенополиуретан ПГТУ-ВП с перфорацией материала на глубину, вдвое меньшую, чем у материала прототипа, и последующим заполнением образовавшихся объемов кремнийорганическим полимером, обладает самой высокой огнестойкостью к воздействию высокоэнергетического теплового потока (п/п 14). К моменту времени t=60 секунд температура металлической подложки составляет всего 36°C. Это самый низкий уровень наблюдаемых в экспериментах температур металлической подложки для всех видов огнестойких полимерных композиционных материалов, подвергшихся испытаниям при воздействии высокоинтенсивных источников тепла. Сочетание низкой плотности <1 г/см 3 и низкого коэффициента теплопроводности =0,024-0,035 Вт/м К являются одним из главных преимуществ и достоинств огнестойких полимерных композиционных материалов у которых полимерной основой является перфорированный вспененный полимер, а наполнителем кремнийорганический полимер, обладающий огнестойкостью в диапазоне температур 200-700°C.

Результаты проведенных испытаний показывают промышленную применимость предлагаемого огнестойкого полимерного композиционного материала и способа его получения.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. Огнестойкий полимерный композиционный материал, содержащий перфорированный вспененный полимер в качестве основы и наполнитель, заполняющий его поры, отличающийся тем, что поры заполнены наполнителем, содержащим кремнийорганический полимер, обладающий огнестойкостью в диапазоне температур от 200 до 700°C, отвердитель, стабилизатор и модификатор, выбранный из группы: алкидные, акриловые, полиэфирные смолы; эфиры целлюлозы; эфиры акриловой кислоты; поливинилбутираль.

2. Огнестойкий полимерный композиционный материал по п.1, отличающийся тем, что наполнитель дополнительно содержит растворитель, пигменты и антипирены.

3. Огнестойкий полимерный композиционный материал по п.1, отличающийся тем, что полимерной основой является перфорированный вспененный полиэтилен.

4. Огнестойкий полимерный композиционный материал п.1, отличающийся тем, что полимерной основой является перфорированный вспененный полистирол.

5. Огнестойкий полимерный композиционный материал п.1, отличающийся тем, что полимерной основой является перфорированный вспененный полиуретан.

6. Огнестойкий полимерный композиционный материал п.1, отличающийся тем, что полимерной основой является перфорированный вспененный полипропилен.

7. Огнестойкий полимерный композиционный материал п.1, отличающийся тем, что полимерной основой является перфорированный вспененный поливинилхлорид.

8. Огнестойкий полимерный композиционный материал п.1, отличающийся тем, что полимерной основой является перфорированный вспененный синтетический каучук.

9. Огнестойкий полимерный композиционный материал п.1, отличающийся тем, что полимерной основой является перфорированный вспененный натуральный каучук.

10. Огнестойкий полимерный композиционный материал п.1, отличающийся тем, что наполнитель содержит полиорганосилоксаны и они выбраны из группы: полиметилфенилсилоксан, полидиметилфенилсилоксан, полиметилсилоксан, полифенилсилоксан, полиэтилфенилсилоксан.

11. Огнестойкий полимерный композиционный материал п.1, отличающийся тем, что наполнитель содержит полиэлементоорганосилоксаны, и они выбраны из группы: полиалюмофенилсилоксаны, полититанофенилсилоксаны, полиалюмоорганосилоксаны, полититаноорганосилоксаны.

12. Способ получения огнестойкого полимерного композиционного материала, включающий операцию введения наполнителя, содержащего кремнийорганический полимер, обладающий огнестойкостью в диапазоне температур от 200 до 700°C, в полимерную основу, в которой предварительно выполнена перфорация, обеспечивающая площадь перфорированной поверхности в горизонтальном сечении в пределах 15-60%, отличающийся тем, что готовят жидкий наполнитель, компоненты которого взяты в следующем отношении, мас.%:

заполняют объем перфораций жидким наполнителем при комнатной температуре до получения плотности композиционного материала 0,25-1,0 г/см 3 , затем отверждают композиционный материал в течение 20-26 ч, причем модификатор выбран из группы: алкидные, акриловые, полиэфирные смолы; эфиры целлюлозы; эфиры акриловой кислоты; поливинилбутираль.

13. Способ получения огнестойкого полимерного композиционного материала по п.12, отличающийся тем, что отвердитель выбран из группы: алкоксисиланы; растворы оловоорганических соединений в эфирах ортокремниевой кислоты; аминоорганотриэтоксисилан с тетрабутоксититаном; аминоорганоалкоксисиланы.

14. Способ получения огнестойкого полимерного композиционного материала по п.12, отличающийся тем, что в качестве растворителя используют ароматические углеводороды и их смеси с простыми и сложными эфирами, кетонами, спиртами.

15. Способ получения огнестойкого полимерного композиционного материала по п.12, отличающийся тем, что в качестве стабилизатора используют активную окись кремния.

16. Способа получения огнестойкого полимерного композиционного материала по п.12, отличающийся тем, что антипирен выбран из группы: оксид магния; оксид кальция; гидрат окиси алюминия; природный графит; алюмосиликаты.

17. Способ получения огнестойкого полимерного композиционного материала по п.12, отличающийся тем, что пигмент выбран из группы: алюминиевая пудра, окись титана, красные железооксидные, красные кадмиевые, хромовые или кобальтовые соединения.

) - русский филолог . Специалист в области теории литературы, поэтики, истории отечественной словесности, методологии гуманитарных исследований.

Доктор филологических наук (1996), профессор (1998). Автор 9 монографий и ок. 300 научных статей. Член Русской Академической Группы в США и Международного Общества Ф. М. Достоевского (International Dostoevsky Society) . Награждён Золотой Пушкинской медалью за вклад в развитие русской филологии. Лауреат Бунинской премии по литературе (2016).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Выступление Есаулова И.А.

Субтитры

Биография

Родился 7 июля 1960 г. в Сибири. В 1983 г. закончил Кемеровский госуниверситет. Кандидатскую диссертацию защитил в МГУ в 1989 г., докторскую - в МГПУ в 1996 г. Звание профессора присуждено в 1998 г. В 1992-2010 гг. работал на кафедре теоретической и исторической поэтики РГГУ , одновременно преподавал в течение 5 лет на кафедре русской литературы Петрозаводского гос. университета. До этого преподавал (с 1984 г.) в Кемеровском и Новосибирском университетах. В 2001-2005 гг. одновременно работал в Государственной академии славянской культуры (ГАСК) в должности проректора. С 2011 г. заведующий кафедрой теории и истории словесности Российского православного университета св. Иоанна Богослова, с 2012 г. профессор Литературного института им. А.М. Горького и директор Центра литературоведческих исследований РПУ.

Научная деятельность

И. А. Есаулов разрабатывает новые теоретические принципы построения истории русской литературы и новые подходы к интерпретации художественных текстов. Являлся председателем оргкомитета и организатором ряда масштабных международных конференций. Отв. редактор издания «Постсимволизм как явление культуры» (1995 -). Его научные проекты неоднократно поддерживались научными грантами (РГНФ, РФФИ и другими). Неоднократно в качестве приглашенного профессора выезжал за границу. Преподавал в известных университетах США, Франции, Норвегии, а также занимался в научных фондах Германии, Италии, Великобритании, США. Помимо работ на русском языке, публиковался также на английском (Кембридж, Оксфорд, Лондон), сербскохорватском, польском, болгарском, китайском. Рецензии на книги выходили в США, Германии, Швейцарии, Польше, Хорватии, Японии и других странах.

Библиография

Монографии

  • Эстетический анализ литературного произведения («Миргород» Н. В. Гоголя). - Кемерово, Кемеровский государственный университет, 1991.
  • «Конармия» Исаака Бабеля. - М.: Издательство РГГУ, 1993. (в соавторстве с Г. А. Белой и Е. А. Добренко).
  • Спектр адекватности в истолковании литературного произведения: «Миргород» Н. В. Гоголя. - М.: Издательство РГГУ, 1995. <2 изд. - 1997>.

С 14 по 18 мая в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева прошел форум «Пасхальные встречи». В торжественном открытии участие принял участие Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон. Приглашенный гость фестиваля из Москвы — доктор филологических наук, профессор Иван Андреевич Есаулов ответил на вопросы нашего корреспондента.


Корр.: Иван Андреевич, известно, что Вы сибиряк, в каком городе Сибири вы росли? Похож ли он на Красноярск?

— Да, я сибиряк, родился и вырос на севере Кемеровской области - в бывшем Мариинском уезде Томской губернии. Похожа ли моя малая родина на Красноярск? Все же это Западная Сибирь, а Красноярск — это уже, скорее, Сибирь Восточная. Какие у меня впечатления от Красноярска? Я здесь совсем недолго, поэтому не успел по-настоящему посмотреть и изучить город. В новых городах я всегда ищу исторические черты. Здесь они кое-где сохранились, но не полностью. Но Красноярск отличается от других городов тем, что в нем есть то, что разрушать пока не научились: каким бы революционером-преобразователем ты не был, трудно как-то переформатировать Енисей. Хотя, как мы знаем, в годы советской власти и об этом не только задумывались, но и успели кое-что сделать.

Я сторонник того, что надо изучать и восстанавливать исторический облик городов. Такие города как Томск, Красноярск, Иркутск в советское время были почти лишены своих особенностей, оригинального облика, и, на мой взгляд, это было сродни преступлению. Мне, например, не нравится ваша топонимика — впрочем, как и московская, и томская, мне все это кажется издевательством над русским языком, историей и культурой. Я не понимаю, что сейчас может мешать восстановить исторические городские топонимы. Объяснение этого финансовыми причинами кажутся мне нелепыми. Вот какое, скажите, пожалуйста, отношение к Красноярску имеет Робеспьер, почему в честь него названа улица в центре вашего города? Никакого.

Эта железобетонная советская топонимика — в честь самых злостных ненавистников России, русофобов и террористов, откровенно говоря, угнетает. Но разве этой топонимикой испоганен только Красноярск? Этим непотребством испоганена вся русская земля.
Скажем, в городе чтят память В.И. Сурикова, казака, особо гордившегося тем, что знает семь поколений своих казачьих предков. И это — замечательно. Но художественное училище им. В. И. Сурикова располагается на ул. Свердловская. Суриковское училище на улице палача казачества...

За что такой почет и уважение тов. Свердлову в городе Красноярске, основанном казаками? За особые заслуги в уничтожении казачества как такового? За геноцид («расказачивание»)? Как известно, Свердлов был одним из главных идеологов уничтожения. По-видимому, действительно заслужил за это «увековечивания памяти». Именно в Красноярске. Делом доказал, что достоин. И вот потомки недоистребленных казаков уже и после «советской власти» обязаны каждый день взирать на имя своего палача. Иными словами, жертвы обязаны — согласно подобной «идеологии» — еще и «благодарить» (славить) своих палачей. Нечто подобное и описал писатель Астафьев в романе «Прокляты и убиты».

Вы автор двух монографий о соборности и пасхальности русской литературы, но характеризуя свой метод анализа художественного произведения, вы подчеркиваете, что личная конфессиональная принадлежность автора не так уж и важна. А сами вы воцерковленный человек?

— Что значит — «не интересует»? У меня нет подобных формулировок. Конфессиональность не может быть индульгенцией ни для писателя, ни для исследователя - я об этом. Как может человек оценивать свою религиозность? Даже Серафим Саровский называл себя «многрешным». Безусловно, я православный христианин, прихожанин. В отличие от Вас, меня иногда упрекают в обратном, что я в своих трудах якобы заявляю, что, мол, только православный может заниматься русской литературой. Но я всего лишь показываю значение православной аксиологии в русской литературе, доказывая мысль о том, что без позитивного отношения к Православию непонятна не только русская литература, но и всякая русская жизнь. Речь идет о Православии как о фундаменте, на котором строится русская культура. То есть, при уважении к православным ценностям человек с любым мировоззрением может быть деятелем русской культуры. Если же вы испытываете фобии к православному типу духовности, то вам трудно понять русскую культуру как таковую. И литературу, которая в своем магистральном духовном векторе не противостояла многовековой русской православной традиции, как это долгое время пытались доказать, но, напротив, вырастала из этой традиции, из русского пасхального архетипа и идеи соборности.

«Советский коллективизм и русская православная соборность не только не синонимы, но имеют совершенно разный генезис, советский коллективизм есть отрицание русской соборности» — И.А. Есаулов


Расскажите о своей работе в Православном университете. Отличаются ли студенты этого вуза, от студентов, скажем МГУ, РГГУ, других светских вузов?

— Да, я являюсь директором Центра литературоведческих исследований при Российском православном университете святого Иоанна Богослова, но основное моем место работы — Литературный институт им. А.М. Горького. Самоочевидно, что студенты РПУ понимают необходимость многих вещей, которые студентам других московских вузов зачастую непонятны. Впрочем, и в Литературном институте есть люди, которые с большой искренностью и приятием относятся к тому, чем, например, занимаюсь я.

В РПУ, по сравнению, с чисто светскими университетами, несколько иная студенческая жизнь, там уделяют большое внимание вопросам духовного воспитания.

О степени воцерковленности студентов мне говорить трудно. Чтобы судить об этом, не надо торопиться — если бы история нашего университета насчитывала 150—200 лет, то тогда, может быть, и можно было бы говорить о фундаментальных различиях. А пока мы только стоим в начале пути.

Справка : Российский православный университет святого Иоанна Богослова был учрежден по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1992 году. В число инициаторов создания университета для российской интеллигенции входил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, нынешний Предстоятель Русской Православной Церкви. Сегодня университет действует как образовательная и научно-исследовательская площадка для подготовки высококлассных специалистов в разных областях знаний, укорененных в традиции Русской Православной Церкви.

Знакомы ли вы с деятельностью православных гимназий? Какова их роль, на ваш взгляд, в возрождении православной цивилизации?

— Я полагаю, что наше государство обязано помогать православным гимназиям, оказывать им большую поддержку, по сравнению с той, что существует сейчас. В наше время модно говорить о сращивании Русской Православной Церкви с государством, но, если посмотреть внимательнее, то можно заметить, что власти не оказывают поддержки православному образованию, хотя, на мой взгляд, это вопрос основы российской государственности. Поэтому поддержка православным гимназиям — это вопрос самосохранения государства, это должны понять чиновники, как и в столице, так и в регионах. Сейчас же они, скорее, напоминают гетто. Даже в Москве большинство православных гимназий находятся в непростом положении. Мы должны выбрать вектор развития: либо мы возвращаемся на магистральный путь нашей истории и культуры, либо — в «светлое» советское прошлое.

Нужно ли, как вы считаете, в Православной гимназии как-то иначе читать курс русской литературы: переставить акценты, поменять авторов, изучаемые произведения? Помогут ли учителям православных гимназий ваши научные разработки?

— Я считаю, что нынешняя литературная программа в школах безобразна, что она нуждается в значительной корректировке. Дело не в произведениях и не в авторах, а в самом подходе к словесности, в непонимании основ русской литературы как в советское, так и в нынешнее время. Конечно, мне хотелось бы, чтобы моими книгами пользовались шире, чем сейчас. Но их легче найти в Cети, чем в книжных магазинах, например, на сайте www.esaulov.net .

Как в Вашей семье (в семье ваших родителей) празднуют Пасху?

— Пасху мы встречали в кругу семьи. Эту же Пасху встретил в Германии, в городе Мангейм, в одном из зарубежных приходов Русской Православной Церкви. Вообще, Пасха для меня — неотделимая часть истории моей семьи, любовь к этому празднику привила мне мама, которая и в советское время праздновала Христово Воскресение. И, например, носила испеченную ей «пасочку» тамошним убогим.

И последний, литературоведческий вопрос: какое описание празднования православного праздника в русской литературе самое сильное, у какого писателя оно самое образно точное и художественно запоминающееся?

— Лучшее описание Пасхи в русской литературе, безусловно, у Ивана Шмелёва. В его романе «Лето Господне». В своей монографии «Пасхальность русской литературы» я ввожу термин специальный термин — «пасхальный роман». «Лето Господне» — настоящий пасхальный роман.Справка:

Иван Андреевич Есаулов — русский филолог. Специалист в области теории литературы, поэтики, истории отечественной словесности, методологии гуманитарных исследований.

Доктор филологических наук (1996), профессор (1998). Автор 8 монографий и около 300 научных статей. Член Русской Академической Группы в США и Международного общества Ф. М. Достоевского (International Dostoevsky Society). Награжден Золотой Пушкинской медалью за вклад в развитие русской филологии.

С 2011 г. заведующий кафедрой теории и истории словесности Российского православного университета св. Иоанна Богослова, с 2012 г. профессор Литературного института им. А.М. Горького и директор Центра литературоведческих исследований РПУ.

Помимо работ на русском языке, публиковался также на английском (Кембридж, Оксфорд, Лондон), сербскохорватском, польском, болгарском, китайском. Рецензии на книги выходили в США, Германии, Швейцарии, Польше, Хорватии, Японии и других странах.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!