Новости здоровья, медицины и долголетия.

Я всегда отличалась повышенной внушаемостью и впечатлительностью, и возможность управлять реальностью через работу с мыслями, через представление желаемого состояния показалась мне очень привлекательной в методе «позитивного мышления»...

Сегодня, гуляя по интернету, на одном психологическом сайте наткнулась на статью о позитивном мышлении . Читая ее, никак не могла поверить в то, что когда-то всерьез этим увлекалась: старательно заучивая различные аффирмации, верила в то, что моя жизнь вот-вот изменится к лучшему…

«Если не можешь поменять ситуацию, измени свое отношение к ней» - так заманчиво звучал лозунг «позитивного мышления», обещая новую жизнь через самовнушение позитивных мыслей.

Я всегда отличалась повышенной внушаемостью и впечатлительностью, и возможность управлять реальностью через работу с мыслями, через представление желаемого состояния показалась мне очень привлекательной. Воображение - действительно мощная сила, поэтому неудивительно, что на какое-то время этот метод для меня сработал.

Сейчас я системно понимаю, что временное облегчение и внутренний подъем были не более чем обыкновенной раскачкой образами, мыслями и мнимыми ощущениями - «моя жизнь действительно начала меняться!». Увы, это был самообман. Возвращение в реальность было очень болезненным.

Надуманность позитивных изменений обнаружилась очень скоро. Несмотря на каждодневное многократное повторение позитивных фраз: «Я люблю себя. Я люблю жизнь. Я принимаю себя такой, какая я есть. Я даю своим мыслям свободу. С прошлым покончено. У меня спокойно на душе», - жизнь не ответила мне взаимностью. При первом же столкновении с серьезной проблемой мое позитивное мышление дало трещину. Старые мысли, пропитанные многолетней ненавистью к себе, стали стремительно возвращаться, а вместе с ними и все прежние негативные эмоции и состояния, по-прежнему оставалась для меня тайной. Как чертики из коробочки повыскакивали из темных уголков моей души детские на родителей, так много мне недодавших, не научивших адаптироваться к жизни, воспитавших меня беспомощной и безынициативной. Вернулась внутренняя психологическая зажатость и вечное недовольство собой. Расстаться с надеждой на освобождение от власти прошлого и разувериться в возможности принять и полюбить себя такой было очень тяжело, так мой опыт позитивного мышления обернулся сильной депрессией, затянувшейся на несколько месяцев.

Оправившись от неудачного опыта, я продолжила поиски: прошла тренинг Норбекова, занималась самостоятельно по кассетам Тенсегрити, читала книги модных эзотериков, увлекалась методикой холотропного дыхания. Но каждый раз я проходила через один и тот же сценарий: небольшое временное облегчение - и неминуемая , с каждым разом становившаяся все более и более затяжной. постучалась ко мне именно в тот момент, когда разочарование и усталость достигли почти критической точки. Моя последняя в жизни депрессия растянулась на целых три года, за это время я потеряла интерес к жизни, желание куда-то стремиться ушло. Я спала целыми сутками, почти ни с кем не общалась, меня мучили головные боли, и единственной моей мыслью было: «Господи, ! Мое рождение было явной ошибкой!»

Моим проводником в мир «Системно-векторной психологии» Юрия Бурлана стала моя сестра. Если бы не она, я бы не обратила на этот тренинг никакого внимания. В отличие от меня, моя сестра никогда не проходила никаких тренингов, у нее не было в этом нужды, в ее жизни все было хорошо - семья, работа, четкие цели в жизни и удивительная работоспособность. Меня очень удивило, что именно она позвала меня на какой-то психологический тренинг. Защищаясь первое время недоверием, я слушала то, что она рассказывала про тренинг Юрия Бурлана, и мой угасший интерес снова стал разгораться.

Сестра говорила такие вещи, которые звучали очень заманчиво и убедительно. В итоге я решила рискнуть последний раз в своей жизни, сказав про себя, что если не сейчас, то уже больше никогда.

Теперь, обладая знаниями, полученными на тренинге «Системно-векторная психология», я очень хорошо понимаю, почему какие-либо методики, построенные на работе с мыслями, дают только временное облегчение и, по сути, являются не работающими. Эти методики не могут дать самого главного - САМОСТОЯТЕЛЬНОГО мышления.

Наши мысли нам не подвластны. Ни у одного человека нет такой психической энергии, чтобы управлять своими мыслями! Мысли - это не рычаги управления, а подневольные слуги наших бессознательных желаний, которые управляют каждым из нас. Мысль - это лишь поверхностный слой психического. Причины нашего поведения и всех наших эмоциональных состояний лежат намного глубже уровня сознания - в нашем . Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана - это уникальная методика, которая позволяет работать именно на уровне бессознательных . Это позволяет проникать в самые дальние уголки нашей души, в самые глубокие слои нашего психического.

Каждый человек - это определенная система желаний. Вся наша жизнь построена на довольно простом принципе наслаждения. Желание получить наслаждение - это то, что бессознательно управляет нами, независимо от того, осознаем мы это или нет.

Осознавая скрытое психическое, мы получаем возможность увидеть свои настоящие желания и понять скрытую, ускользающую от нас причину внутреннего беспокойства. Только наполнение наслаждением наших врожденных желаний, осознание своей сущности и своего предназначения способно дать нам ощущение сбалансированности, радости, гармонии, наполненности жизнью (под желаниями понимается не примитивное желание «съесть вкусное мороженное», а настоящие глубинные желания нашего психического).

На тренинге «Системно-векторная психология» становится отчетливо видно, что каждая наша мысль не случайна, она обслуживает то или иное наше бессознательное желание. Я хочу - и у меня появляются мысли, обеспечивающие действием наслаждение в это мое «я хочу».

Единственная задача, которая стоит перед каждым человеком, - это познать себя, свои желания и максимально реализовать свой врожденный потенциал. От того, насколько мы научимся это делать, зависит и все остальное в нашей жизни.

Не наши мысли меняют наши желания, а наши желания, состояние их наполненности и реализованности обуславливают то, какие мысли рождаются у нас в голове.

Когда у нас болит что-то - это дает одно восприятие окружающей действительности, когда же мы здоровы и полны энергии - восприятие совершенно иное. Реализованный, сбалансированный человек и мыслит соответственным образом, и соответственным же образом проявляет себя в пространстве действиями.

Наши мысли, словно сигналы маячков, показывают нам, насколько верно мы движемся по жизни, насколько мы уравновешены и удовлетворены внутри себя. Если мы начинаем наполнять СВОИ желания, выбираем СВОЮ судьбу, проживаем СВОЮ жизнь, то наши мысли и поведение меняются сами, а вместе с ними и восприятие окружающего мира, открываются новые горизонты и новые возможности.

Нам не нужно искать ответы в книжках, заучивать факты и чужие выводы. Причина всех наших состояний только внутри нас самих, именно там и нужно искать ответы на вопросы, которые ставит перед нами наша собственная жизнь. Чтобы изменить ее, не нужно придумывать себе мнимую реальность и натягивать на себя чужие искусственные утверждения. Важно научиться смотреть внутрь самого себя, внимательно отслеживая каждое движение мысли, задавая самому себе правильные вопросы: «Откуда это во мне? Почему это так?»

Изменить свою жизнь можно, только поняв механизмы своих желаний.

Настоящее мышление формируется только тогда, когда мы прикладываем настоящие самостоятельные усилия.

Позитивный жизненный сценарий - это максимальная реализация себя и своих желаний!

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Введение

Актуальность выбранной темы в последнее время сильно возросла. В двадцать первом веке на смену традиционному живому общения пришло электронное (сетевое) общение. Данная тенденция увеличила утомляемость и уменьшила стрессоустойчивость населения многих стран. Согласитесь, сложно думать о хорошем, когда не хватает сил встать даже с кровати, когда из-за недопонимания электронных сообщений рушатся хорошие взаимоотношения. Разве у вас такого ни разу не было? Однако нужно заставлять себя улыбаться каждому новому дню, находить положительные моменты в самых ужасных вещах. Мы не можем делить все на черное и белое, даже если очень сильно хочется. Именно умение заставлять себя находить лучик света в кромешной тьме является позитивным мышлением. Как связано позитивное мышление с успехом?

Сущность понятия “позитивное мышление”. Кто такой позитивный человек?

Позитивный Человек -- это человек с высокой степенью позитивности (выше 75-80%). А позитивность -- это вторая основная характеристика человека. Первая характеристика -- это уровень человека. Именно эти две характеристики наиболее важны для всего, что человек достигает в своей жизни и что испытывает при этом.

Уровень развития и Позитивность -- это основные вектора развития (усиление и очищение) и изменения его судьбу.

Кто такой позитивный Человек?

Позитивный человек -- это человек, который стремиться всегда, следовать “Духовным Законам” и не совершать глупых или злых поступков ведущих к негативным последствиям.

Следовать Духовным Законам -- это значит жить в соответствие с определённым кодексом Чести на основе высоких нравственных принципов (не совершать зла, не подавлять других, не разрушать себя, делать добрые дела для людей и этого мира и мн. др.).

Что быть Позитивным человеком, просто не делать зла недостаточно, как говорится «хороший человек» это не профессия. Позитивный человек тот, кто создаёт какие-то блага, который обогащает этот мир и души людей. А просто не совершать зла может и трава, которая растёт вдоль дороги, причём она с этим великолепно справляется!

Если уровень развития -- это Сила человека (его стержень, личные качества и способности), какую вершину он способен покорить, какие преграды преодолеть на пути к ней. То позитивность -- это Свет, то, что от человека исходит, что-то хорошее, раскрывающее сердца других людей, и отсутствие негатива, от которого всё сжимается внутри.

Бесполезных тренингов и прочих сравнительно честных способов отъема денег у населения.

Этот «концепт» предполагает, что нужно улыбаться миру и людям, причем не только натягивая на лицо фальшивый «смайл», но и внутренне: думать о хорошем, визуализировать позитивные образы, медитировать на чувство «что все хорошо», преодолевать негативные чувства и мысли усилием воли и т.д. и т.п. Соответственно проповедники позитивного мышления фактически предлагают адептам всегда быть в хорошем настроении, быть веселым, улыбчивым, легким в общении и пр. Предполагается, что такие практики (почти духовные) должны помочь человеку не впадать в уныние и быть способным действовать правильно.

На самом деле никакой экспериментально подтвержденной связи между позитивными мыслительными «практиками» и эффективностью деятельности нет. В большинстве случаев позитивность позволяет человеку не достигать реальных результатов, а лишь утверждаться в своих иллюзиях, легитимизировать свою лень и нежелание реально работать. Человек, всерьез поверивший в силу позитивного мышления, начинает думать, что все у него прекрасно, а значит, зачем действовать? Зачем что-то менять?

Чтобы еще лучше понять, помогает позитивное мышление или мешает, давайте зададимся следующим вопросом. Кто тратит больше сил: тот, кто просто работает или тот, кто при этом еще старается улыбаться и быть позитивным? А ведь тот, кто тратит больше сил, понятное дело, находится в менее выгодном положении.

Вообще позитивное мышление - это понятие из круга «притвориться - значит стать!» ("fake it till you make it"; "act as if"). А проповедники позитивного мышления утверждают, что достигнет успеха тот, кто выглядит успешно и чувствует себя как успешный человек. Но, в действительности, такого рода утверждения и эмоциональные призывы - это просто психо-лепет (psychobabble), т.е. ахинея, которая, будучи хорошо запакованной, позволяет получать за нее деньги с населения.

Разумеется, единственное мышление, которое может помочь в реальной жизни, - это мышление правильное, мышление качественное, мышление критическое. Только человек, здраво оценивающий реальность, может эффективно действовать в ней. Мышление и развивалось в процессе эволюции как механизм адаптации к среде, а не как способ ухода в мир иллюзий.

Проповедники же позитивного мышления не соглашаются с такой критикой и часто применяют софизм, согласно которому, в частности, если человек погружен в депрессию, то он не может действовать эффективно, а значит надо вначале стать позитивным, выйти из депрессии и уж тогда начать действовать (на место слова «депрессия» можно поставить «плохое настроение»). На самом деле, все ровно наоборот. Из депрессии можно выйти, совершая действия, хотя бы простейшие, например, перекладывать спички из полного коробка в пустой коробок (см. в главу про депрессию).

Другими словами, начинайте действовать независимо от того, насколько у Вас плохое настроение, не переставайте трудиться, и настроение улучшится.

Вообще работа, труд часто сопровождаются переживаниями и ощущениями отнюдь не позитивными. Поэтому человеку гораздо полезнее научиться продолжать работать, когда нет желания работать, когда испытываешь дискомфорт, когда не видишь смысла в работе. А истинные преимущества приобретает тот, кто работает, при прочих равных, больше других - это простая арифметика.

Преодолевать боль, уметь отказываться от удовольствия гораздо полезнее, чем приучить себя всегда быть позитивным. На этот вывод наталкивает и знаменитый стэнфордский эксперимент с пастилой (stanford marshmallow experiment) .

Этот эксперимент получил свое название постольку, поскольку для исследования применялась та самая пастила, которую так любят жарить на костре американские детишки (а еще печенье и конфеты).

Как же проходил эксперимент?

Детям предлагали выбрать: получить одну пастилу немедленно или получить две пастилы, но после ожидания в комнате в течение 15 минут. После этого детей, принявших участие в эксперименте, отслеживали. По прошествии лет получилось, что те из детей, которые предпочли две пастилы после ожидания, достигли в жизни большего, чем не пожелавшие посидеть без удовольствия. Адепт позитивного мышления, конечно, подобен ребенку, который хочет получить удовольствие немедленно, сейчас же и, более того, - получать его непрерывно.

Еще один софистический аргумент проповедников позитивного мышления таков: при прочих равных людям приятнее общаться с позитивными людьми, поэтому такие люди приобретают преимущество. Ничего подобного. Например, начальникам-самодурам гораздо приятнее общаться с людьми виктимными, легко принимающими подчиненное положение, испытывающими постоянное беспокойство за свое место. Именно таких людей начальники будут продвигать, оставляя при себе (точнее, под собой). Кроме того позитивность может вызывать зависть, и позитивному человеку могут начать вставлять палки в колеса.

Да и не являются симпатии окружающих ключевым фактором жизненного успеха (если Вы, конечно, не актер или секретарша). Ключевой фактор тут, извините за тоску, труд, и только труд.

Проповедники позитивного мышления не понимают главного: постоянно быть позитивным просто не возможно. Например, любой актер подтвердит, что поддерживать никак не оправданную эмоцию долгое время просто невозможно. Но проповедники и адепты позитивного мышления, как и многие другие сторонники лженаучных идей, находятся в плену слепой веры в силу мысли. Они считают, что любые негативные переживания и мысли можно побороть, думая о хорошем.

На самом деле вера в то, что, думая о хорошем, можно перестать думать о плохом, противоречит экспериментальным данным. Крупный американский психолог Даниэль Вегнер (автор знаменитой задачи под названием "не думай о белом медведе") показал, что люди не могут усилием мысли заставить себя не думать о плохом, как не могут заставить себя не думать о белом медведе (см., например, ). Это экспериментально зафиксированное явление, кстати, даже обозначается специальным термином "парадоксальный умственный процесс" (ironic mental process). Поэтому верить в то, что с помощью силы концентрации, усилия мысли и позитивных визуализаций можно отбрасывать от себя весь негатив, означает пребывать в глубоком и злокачественном заблуждении.

Так что адепты позитивного мышления вредят сами себе, когда пытаются воздействовать на самих себя с помощью силы мысли, медитативных усилий и визуализаций, тратят силы на достижение того, чего достичь просто не возможно, т.е. совершают лишние усилия, действуют в не оптимальном режиме. Они верят в метод, видят, что он не работает, этот факт вступает в противоречие с верой, и возникает когнитивный диссонанс, а в результате адепты позитивного мышления получают дополнительное напряжение, дополнительный стресс. Поэтому вместо облегчения адепты позитивного мышления приобретают усложнение, они усложняют себе жизнь и деятельность.

Но представьте на минуту, что Вы все-таки научились каким-то чудесным образом испытывать удовольствие без всяких внешних причин: не зависимо от того, добились Вы того, чего хотели или не добились, уволили Вас или повысили, приняли Ваши ухаживания или отказали. Тогда зачем вообще что-то делать? Зачем есть и пить? Можно просто погрузить в волны удовольствия, раствориться в них и умереть. Думаете - это просто логические рассуждения? Нет - это экспериментальные данные.

Еще в 1953 году Джеймс Одс и Питер Милнер провели в лаборатории Дональда Хебба (Университет Мак-Гилл) серию экспериментов, в которых крысам вживляли электрод прямо в мозг - в так называемый «центр удовольствия». В одном из таких экспериментов крыса сама могла пропускать ток по электроду, нажимая на рычаг, т.е. самостоятельно стимулировать собственный центр удовольствия. И что в результате? Вы уже догадались: крысы нажимали на рычаг по 7000 раз за час, отказываясь при этом от пищи и воды и довели себя до полного истощения .

Вообще позитивное мышление именно в силу того, что постоянно быть позитивным нельзя, - это беспроигрышный вариант для тренеров и писателей, которым нечего предложить клиенту и читателю: поскольку позитивно мыслить всегда просто невозможно, постольку все случаи, когда позитивное мышление не сработало, клиент, читатель легко спишет на то, что мыслить позитивно не получилось. Плюс всегда есть возможность «впарить» человеку еще один тренинг, еще одну книжульку - ведь никто и никогда не сможет освоить позитивное мышление так, чтобы быть уверенным в том, что освоил его полностью.

Итак, позитивное мышление - это типичное пустое понятие, симулякр и идея-манок, использующаяся любителями «срубить бабла по-легкому» - лжепсихологическими дельцами. Так что не пытайтесь мыслить позитивно, но старайтесь мыслить правильно, старайтесь не делать глупых ошибок, старайтесь оперировать проверенной и достоверной информацией, ну, а если хотите выбиться из середнячков - работайте самоотверженно, работайте на износ, работайте так, чтобы приходить после работы и сваливаться.

Есть, правда, еще два варианта: стать коррупционером или бандитом. Но и в этих случаях трудиться надо постоянно, поскольку конкуренция жесткая…

ЛИТЕРАТУРА


  1. Olds J., Milner P. Positive reinforcement produced by electrical stimulation of septal area and other regions of rat brain // Journal of Comparative and Physiological Psychology. — 1954. — № 47(6). — Pp. 419-427.

  2. Shoda Y., Mischel W., Peake P.K. Predicting Adolescent Cognitive and Self-Regulatory Competencies from Preschool Delay of Gratification: Identifying Diagnostic Conditions // Developmental Psychology. — 1990. — №26(6). — Рр. 978-986.

  3. Wegner, D. M. You can"t always think what you want: Problems in the suppression of unwanted thoughts // Advances in experimental social psychology. — 1992. — Vol. 25. — Рр.193-225.

  4. Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова. — СПб.: Питер, 2007. — 464 с.


План реферата:

1. Введение.

2. Понятие психологической культуры.

3. Понятие психического здоровья.

4. Позитивное мышление (направленное на решение проблемы, улучшение качества жизни) как компонент психического здоровья.

5. Соотношение психологической культуры и психолгического здоровья.

6. Заключение.

7. Список используемой литературы.


“Личность есть такая единственность и неповторимость,

которая является не только носителем сознания, мышления,

чувствования и т.д., но вообще субъектом, который

сам же себя соотносит со своим окружением”

(А.Ф. Лосев, 1989).

1.Введение.

Важнейшей социальной задачей цивилизованного общества является укрепление психического здоровья и обеспечение гармоничного развития подрастающего поколения. Здоровье детей является одной из основополагающих ценностей образования на современном этапе.

Психологическое здравье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности в течении всей жизни.

Состояние психического здоровья детей – это важнейшая составная часть их общего здоровья, оно определяет будущее нашей страны.

2. Понятие психологической культуры.

В настоящее время становится все более очевидным тот факт, что психология, обслуживая систему образования, не может оставаться в стороне от решения насущных социальных проблем, связанных с качеством воспроизводства нации, с состоянием общей и психологической культуры общества. Многие проблемы современной общественной жизни в своей основе имеют отсутствие культуры и, прежде всего, психологической культуры граждан. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура современного общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребенок нередко с момента рождения попадает в «зону риска» - риска не стать человеком. Уровень психологической культуры общества можно рассматривать как «зону ближайшего личностного развития» молодого поколения страны. В связи с этим одна из важных задач практических психологов - поиск и реализация средств, способов влияния на общественное сознание в направлении возрождения психологической культуры. И начинать, очевидно, надо с детства, в котором «сокрыта универсальная генетическая программа развития как совершенствования» (Р. Быков).

Тему психологической культуры нельзя рассматривать отдельно от психологической грамотности. Психологическая грамотность как совокупность элементарных психологических знаний и умений представляет собой азы психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т. д.), умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т. д. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации, и т. д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности способами психологического познания. Причем речь идет не только о знаниях, но и их применении, исполнении норм, правил на уровне ролевого поведения, социальных функций, традиций. Под грамотностью мы понимаем вслед за Е. А. Климовым, Б. С. Гершунским, Б. С. Ерасовым необходимую минимальную ступень и образованности, и компетентности, и культуры в целом.

Общая психологическая грамотность - это ступень в освоении культуры, доступная каждому нормально развивающемуся человеку.

Но одних знаний для развития психологической культуры недостаточно. Культура личности всегда проявляется во взаимоотношениях людей. Можно сказать, что основу психологической культуры личности составляют психологические знания, оплодотворённые общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству человеческого достоинства как своего, так и другого человека. Нравственные принципы, благородство чувств, которые выражаются в способности человека к тонким переживаниям, глубокому сопереживанию, в способности поступать великодушно являются сутью психологической (внутренней) культуры личности. Януш Корчак, великолепно зная и понимая психологию ребёнка, писал: «Я часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, что добрый человек - это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует». ]

Психологическая культура сама собой не рождается, её развитие предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Таким образом, в науке 20 века некоторые ученые обратили внимание на существование особого детского мира, обладающего собственной культурной системой представлений о мире и о людях, социальных норм и правил, наследуемых от поколения в поколение детей традиционных форм фольклорных текстов.

Дети должны быть подготовлены к пониманию того, как вести себя в обществе по-человечески, как разбираться в том, что происходит в этом обществе и пр. Психологическое образование представляется необходимым и естественным для нормального развития современного подрастающего человека. Психологическая культура не только проявляется во взаимодействии людей, но служит регулятором этого взаимодействия, предполагает и реализует живое общение, обусловленное взаимным уважением собеседников. Психологическая культура исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей. Овладение культурой начинается с момента рождения человека. И эта судьба в значительной степени определяется той культурной средой, которая с момента рождения окружает ребёнка. Каждый учится быть человеком, и это научение происходит в контексте культуры и образования.

3. Понятие психического здоровья.

В последнее время отечественные психологи стали все больше и больше понимать, что целью практической психологической работы с детьми могут быть психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие - условием, средством достижения этого здоровья.

Такое понимание основано, во-первых, на анализе отечественной и зарубежной литературы по вопросам психического здоровья; во-вторых, на критическом анализе и обобщении нашей собственной теоретической и опытно-экспериментальной работы в этом направлении; в-третьих, на результатах изучения основных проблем, трудностей, удач и неудач, сомнений, достижений, разочарований практических психологов, работающих в детских учебно-воспитательных учреждениях.

Осмысливая содержательную суть психологической службы, психологи почувствовали необходимость введения в научный психологический лексикон нового термина - “психологическое здоровье”. Если термин “психическое здоровье” имеет отношение, прежде всего к отдельным психическим процессами механизмам, то термин “психологическое здоровье” относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья и других аспектов.

Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Не мы извне задаем ей рамки, нормы, ориентиры, не мы ее оцениваем привычным образом: эта личность - развитая, эта - не очень, эта - на среднем уровне. Мы вооружаем (вернее, должны вооружать) ребенка в соответствии с его возрастом - средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.

Таким образом, психологи высказывают предположение, что именно психологическое здоровье детей и школьников можно рассматривать и как цель, и как критерий эффективности психологической службы государственного образования.

Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин “психическое здоровье” неоднозначен, он прежде всего как бы связывает собою две науки и две области практики - медицинскую и психологическую. В последние десятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль - психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии. В некоторых случаях психические состояния становятся главной причиной заболевания, в других случаях они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт.

Термин “психическое здоровье” был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ “Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей” (1979) сказано, нарушения психического здоровья связаны с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.

В кратком психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Петровского и М.Г. Ярошевского термин “психическое здоровье” трактуется как интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида.

Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. В то же время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения.

Все эти и другие вопросы требуют серьезного рассмотрения и изучения. Ясно лишь одно: психологическое здоровье неразрывно связано со здоровьем психическим, состояние и развитие которого еще не занимает подобающего ему места в педагогических и психологических программах работы с ребенком.

4. Позитивное мышление (направленное на решение проблем, улучшение качества жизни) как компонент психического здоровья.

Каждый человек в своей жизни испытывал хотя бы раз такие чувства как обида, стыд, разочарование, тоска и т.п. точно так же каждый человек абсолютно по – разному воспринимает эти ситуации: одни впадают в депрессию, другие наоборот – находят новые силы, цели, жизненные ориентиры. От чего это зависит? В современной психологии затронутый круг вопросов является частью проблемы саногенного, позитивного мышления. Термин «саногенное мышление» отражает решение внутренних проблем, характеризует направленность мышления, основной ролью которого является создание условий для достижения целей самосовершенствования: гармония черт, согласие с собой и окружением, устранение плохих привычек, управление своими эмоциями, контроль своих потребностей. О. М. Орлов предлагает называть его «мышление, порождающим здоровье», а патогенное мышление – мышление, порождающее болезни.

Патогенное мышление вполне нормальное, но содержит такие яркие черты, которые способствуют напряжению психики, формированию реакции и стереотипов поведения, вовлекающих человека в конфликт. А как следствие происходит ухудшение психического и соматического здоровья.

Черты патогенного мышления:

1. Полная свобода воображения, мечтательность, отрыв от реальности, такая непроизвольность воображения легко актуализирует отрицательные образы, которые сопровождаются отрицательными эмоциями.

2. Неумение прекратить процесс мышления. Структура патогенного мышления может быть представлена в следующем виде: размышление – переживание – закрепление образа – приобретение большой энергии чувств – накопление отрицательного опыта.

3. Отсутствие рефлексии, т.е. неумения посмотреть на себя со стороны.

4. Тенденция лелеять себя, сохранять обиду, ревность, стыд, страх.

5. Неосознанность тех умственных операций, которые порождают эмоций, считая эмоции неподвластной частью характера, что приводит к стрессам, неврозам, страданиям.

6. Тенденция жить воспоминаниями.

7. Ожидание негативных событий, несчастий в будущем.

8. Тенденция прятать свое истинное лицо за масками, играют очень часто роли.

9. Избегание взаимной близости и отображение честных и откровенных отношений с окружающими людьми.

10. Неумение использовать свои интеллектуальные способности.

Обобщив наиболее яркие черты патогенного мышления, Ю. М. Орллов выделил следующие формы его проявления:

Патогенная психологическая защита (агрессия, страх, бегство в нереальный мир фантазий и т.п.)

Патогенный характер эмоций (обида, вина, стыд)

Парадигма насильственного управления (ролевые ожидания, мщение, угрозы и т.п.)

Саногенное мышление способствует оздоровлению психики, снятия внутренней напряженности, устранению старых обид. Саногеннон мышление осознанно, произвольно.

Черты саногенного мышления:

1. Высокий уровень сосредоточения и концентрации внимания на размышлениях.

2. Знание природы конкретных психических состояний, нуждающихся в контроле.

3. Способность к рефлексии как умение рассматривать со стороны свои поступки, воспоминания.

4. Умение создавать для рефлексии благоприятный фон глубокого внутреннего покоя.

5. Достаточно высокий уровень общего кругозора и внутренней культуры человека. Прежде всего, необходимо понимание истоков происхождения стереотипов, программ культурного поведения, истории культуры, что является важнейшими предпосылками саногенного мышления.

6. Умения вовремя остановить процесс мышления.

7. Отсутствие привычки ожидать неприятностей или несчастий в будущем.

Из всех перечисленных черт центральным является тезис о значении общего кругозора и внутренней культуры человека. Каждый человек должен быть уверен в том, что его поведение определяется прежде всего им самим, а не культурными стереотипами.

Еще один вид мышления, близкий к саногенному, направленный на формирование психологического здоровья – позитивное мышление , характеризующееся позитивной, конструктивной направленностью, стремлением разрешить возникающие проблемы и не впадать в уныние и панику, искать положительные стороны жизни.

Некоторые люди позволяют препятствиям управлять свои разумом до такой степени, что становятся доминирующим фактором в их мышлении. Научившись выбрасывать их из своего разума, отказавшись ментально содействовать им, люди смогут подняться над препятствиями, которые обычно заставляют их отступать. Таким образом, педагогу важно самому вырабатывать саногенное мышление и демонстрировать его образцы детям в ежедневном общении.

5. Соотношение психологической культуры и психологического здоровья.

Психологами часто используется понятие «психологического здоровья».

И. В. Дубровина видят отличие психического здоровья от психологического в том, что понятие «психическое здоровье» относится прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, а понятие «психологическое здоровье» - к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психолгический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов.

Термин «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость того и другого для полноценного функционирования. Психологическое здоровье предполагает психическое здоровье. Здоровый человек – это прежде всего человек счастливый, живущий в гармонии с собой, не ощущающий внутреннего разлада, защищающийся, но не нападающий первым и прочее. А. Маслоу выделил 2 составлящих психического здоровья: стремление людей быть всем, чем они могут – развивать весь свой потенциал через самоактуализацию; стремление к гуманистическим ценностям.

Психологическое здоровье детей имеет свои специфические особенности – полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, которое отличается от здоровья взрослого совокупностью новообразований, которые еще не развились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого.

Л. С. Колмогорова считает, что психическое и психологическое здоровье нельзя рассматривать как часть или целое, а как фундамент. Психическое здоровье является «фундаментом» для психологического здоровья. Нельзя быть психологически здоровым человеком, не будучи здоровым психически. Психически нездоровый человек часто не осознает своего нездоровья и сам не может стать субъектом собственного психологического здоровья, сознательно создавать его. Психическое здоровье соотносится с понятием «психика», а психологическое – с психологией, т.е. наукой, знанием о здоровье и его применением. Поэтому то, что привнесено знанием, присвоенным культурным опытом в наше здоровье и будет создавать психологическое здоровье. Психологическое здоровье как феномен культуры всегда осознанно, произвольно и целенаправленно «выращивается», создается самим человеком. Он для этого прилагает усилия, приобщается к накопленному человеческому опыту, к культуре с помощью книг, других людей и т.д. Психологическое здоровье – результат целенаправленных усилий людей по повышению своего душевного благополучия. В этом плане, как считает Л. С. Колмогорова, понятие «психологическое здоровье» тесно взаимосвязано с понятие «психологическая культура». Именно поэтому психологическое здоровье всегда культурно опосредованно, зависит от «культурной рамки», в которой находится ребенок. При этом делается акцент на передачу взрослыми существующих в культуре способов поведения, на роль взаимодействия взрослых и детей в процессе детского развития и становления их психического здоровья. Психологическая культура личности, являющаяся результатом ее воспитанности и обученности, является решающим фактором, определяющим ее психологическое здоровье.

Л. С. Колмогорова определяет общую психолгическую культуру так: это составная часть базовой культуры как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию и успешной социальной адаптации. Она включает грамотность, компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения, гуманистически ориентированную ценностно – смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую рефлексию, а также творчество в психологическом аспекте человекознания и собственной жизни.

6. Заключение.

Задача взрослых в семье, школе, обществе - помочь ребёнку овладеть средствами понимания самого себя, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребёнок нередко с момента рождения попадает в «зону риска» - риска не стать человеком.

7.Список используемой литературы.

1. под редакцией Л. С. Колмогоровой «Педагогу о психическом здоровье дошкольника»

2. Егорова М.С. и др. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире: - СПб.: Алтейя, 2001

3. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

4. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1999.

5. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997


Приложения

Тест «Психологическая грамотность»

Итог: 37 правильных ответов

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Стрессовые ситуации переполняют жизнь современного человека. Часто сложно справиться с существующими эмоциональными нагрузками. Одним из эффективных путей борьбы со стрессом является путь культивирования позитивного мышления Аронсон Э. «Психологические законы поведения человека в социуме», СПб, 2012 г. - 83с. . Именно оно позволит сохранить внутреннее спокойствие и гармонию, и, в конечном итоге сохранить психическое и физическое здоровье. Не менее важным навыком является умение воспринимать критику. От того какое у нас отношение к критике, как мы воспринимаем критику в свой адрес зависит многое. Неправильно реагируя на критику, мы можем испортить отношение не только с начальством и коллегами по работе (что может сказаться на карьерном росте), но и с близкими людьми.

Цель данной работы: изучить позитивное мышление в проблемной? ситуации и методы овладения им, а также приемы конструктивного восприятия критики.

Для достижения цели стоит решение следующих задач:

Ознакомиться с термином позитивного мышления;

Изучить технику овладения позитивным мышлением и проблемные ситуации.

Рассмотреть способы конструктивного приянятия критики.

Литература по данному вопросу достаточно многообразна, при написании использовалась литература таких авторов как Аронсон Э., Сидоренко Е.В., Захаров В.П., Скотт Дж. Гр., Маи?эрс Д., Козлов Н.И. и других.

Структура работы состоит из введения, трёх основных глав, заключения и списка использованной литературы.

Суть позитивного мышления

Одно из важных мест в теории позитивизма занимает работа Нормана Винсента Пила - «Сила позитивного мышления». Описываемая в ней практика базируется на сплетении религии, психологии и психотерапии.

Философия Пила основана на вере в себя и в свои силы и способности, дарованные Богом. Успеху способствует вера в человеческий дух, который является источником людской силы и пробуждение которого необходимо для достижения свершений.

Суть позитивного мышления в том, чтобы видеть в жизни не препятствия и недостатки, неуспех и нужду, а воспринимать ее как цепочку положительно разрешаемых возможностей, благоприятных желаний, которые следует культивировать в себе и в окружающих. Впрочем, не каждому дано принять принципы позитивного мышления, хотя стремиться к этому необходимо Сидоренко Е.В., Захаров В.П. Методы практическои? психологии общения. Л., 2010, -28с. .

Обычно люди проводят свою жизнь в постоянном противостоянии с неурядицами и в своем стремлении наверх не прекращают жаловаться на сопровождающие их путь сложности. Даже имеется понятие такое - невезение, но наряду с ним существует еще и сила духа. И нет причин постоянно сдаваться, сетуя на обстоятельства и не проявляя при этом заложенный в каждого потенциал борьбы.

Один из путей, доступных индивиду - позволить управлять трудностям разумом и оказаться в итоге перед фактом превалирования их в жизни. Если же пойти по пути избавления от негативизма своих мыслей, то каждый человек в состоянии преодолеть препятствия, которые в противном случае его бы сломили. Как говорит сам Пил, все изложенное в книге от Бога, именно он - Великий Учитель человечества.

Прежде всего - вера в собственные силы и дарования, если личные способности не осознанны, то преуспевания не добиться, в этом случае будет мешать чувство неполноценности, граничащее с крушением планов и желаний. Но именно ощущение уверенности в себе способствует личностному росту и свершению поставленных целей.

Рекомендации Пила по изменению внутренней позиции основаны на технологии очищения разума, которую следует проводить хотя бы дважды в день. Страхи и безнадежность, сожаления и ненависть, обиды и чувство вины, все это следует утилизировать и выбрасывать. Уже один факт приложенных в этом направлении усилий сам по себе приносит относительное облегчение.

Впрочем, пустоты не существует, так и тут, на место удаленных отрицательных мыслей приходят новые, но чтобы они вновь не были отрицательными, нужно стремиться к получению положительных эмоций, чтобы мысли были созидательными и позитивными.

Для этого на протяжении дня следует культивировать в себе умиротворяющие образы, которые бы оказывали положительное воздействие на душу и личность. К образам подобным можно отнести впечатления от созерцания морской глади в лунном свете или тишину и спокойствие векового соснового леса, например. Образам помогает артикуляция, ведь в каждом слове скрывается сила Аронсон Э. «Психологические законы поведения человека в социуме», СПб, 2012 г. -84с.. Для контроля своего внутреннего состояния следует иметь увлечения, поскольку исключительно после погружения в некую позитивную деятельность, человек может избавиться от ощущения усталости. В противном случае происходит утекание энергии сквозь безысходность праздности и безделья.

Отсутствие жизненных положительных событий ведет к вырождению индивида и наоборот, чем более глубокое погружение в значимый вид деятельности, тем больше положительной энергии и меньше возможностей погрязнуть в мелких неурядицах. Имеется несложная формула преодоления невзгод с помощью чтения молитв и положительных представлений. Родовым по отношению к термину «позитивное мышление» является понятие «мышление», поэтому рассмотрим их взаимосвязи и специфику.

По мнению ведущих психологов А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, мышление выступает как совокупность умственных действий, направленных на разрешение определенной проблемы, жизненной ситуации. Мышление есть оперирование в уме образами, символами, знаками с целью принятия правильного решения.

Целый ряд психологических теорий рассматривает проблемы сущности, видов и механизмов мышления, возможностей его развития - это ассоциативная теория, гештальт-психология, бихевиоризм, концепция Ж. Пиаже, деятельностная, смысловая, информационно-кибернетическая теории мышления, теория множественности интеллекта Э. Гарднера и др.

При этом позитивное мышление является относительно новым, недостаточно изученным феноменом в современной психологии и педагогике, а потому - оно не представлено ни в традиционных классификациях видов мышления, ни в упомянутых выше теориях мышления. Проблема воспитания позитивного мышления также ждет своего решения и поиска соответствующих педагогических концепций и технологий.

Одним из основных вопросов психологии, по мнению Л.С. Выготского, является «вопрос о связи между интеллектом и аффектом». Он пришел к выводу о существовании единства аффективных и интеллектуальных процессов. «Мышление и аффект представляют части единого целого - человеческого сознания», поскольку «во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности». Идеи Л.С. Выготского послужили основанием для последующих выводов о том, что между эмоциональными и интеллектуальными процессами имеется закономерная взаимосвязь; что развитие эмоций идет в единстве с развитием мышления; что существуют мотивационная и эмоциональная регуляция мышления.

А.Н. Леонтьев отмечает, что «в основе деятельности лежит функциональная система интегрированных и когнитивных процессов, у человека благодаря этой системе эмоции становятся «умными», а интеллектуальные процессы обретают эмоционально-образный характер, становятся смысловыми».

Наиболее разработанной теорией взаимосвязи мышления и эмоций является теория А. Эллиса. Созданная им «формула АВС» показывает, что активизирующая ситуация или событие «вызывает» представления о ситуации, мысли, взгляды и т.п., которые как следствие «порождают» эмоции и поведенческие реакции. Согласно этой модели, первично мышление, поскольку именно оно «запускает» переживание различных эмоций, эмоции выступают как результат мыслей и убеждений человека. По мнению А. Эллиса, важна именно интерпретация, а не сама жизненная ситуация.

Возможность разработки концепции и технологии воспитания позитивного мышления основана на указанной точке зрения о преобладании когнитивных оценок над эмоциями, в силу чего человек может использовать свои мысли, чтобы влиять на чувства. Изменяя когнитивные оценки, можно научиться иначе относиться к происходящему.

В контексте исследуемой нами проблемы особого внимания требует рассмотрение психических явлений оптимизма и пессимизма.

Ясно, что оптимизм и пессимизм проявляются в позитивном или негативном ощущении и восприятии мира, в позитивном и негативном стилях мышления. Очевидно, что оптимизм является одной из важнейших составляющих позитивного мышления и отношения к жизни наряду с активностью и уверенностью в себе.

Как отечественные, так и зарубежные психологи сходятся во мнении о том, что в проблемной ситуации оптимист, человек с позитивным мышлением будет ориентирован на действие. Он стремится выработать достаточный список альтернативных стратегий решения проблемы и поведения. Пессимист, негативно мыслящий, напротив, ориентирован на состояние, в результате чего он не склонен ни искать варианты для преодоления возникшей трудности, ни активно действовать.

Оптимизм и пессимизм отражают не просто тот или иной стиль мышления личности, они представляют собой различную практическую ориентацию человека в мире.

В различных исследованиях посвященных проблеме позитивного мышления употребляются следующие близкие по содержанию термины: саногенное, исцеляющее мышление, положительное, оптимистическое, конструктивное, рациональное, гармоничное, мышление с позиции надежды Сидоренко Е.В., Захаров В.П. Методы практическои? психологии общения. Л., 2010, -58с. .

Сущность позитивного мышления, проблема его формирования с древних времен интересовали человечество, науку и практику. Известно учение тибетского ламы Т. Лобсангу Рампы о влиянии мышления на жизнь человека: «мысль - это величайшая сила. И только благодаря позитивному разуму - всегда позитивному - … можно пережить и преодолеть все уготованные страдания и испытания, противостоять обидам, лишениям и, вообще, выжить». Согласно этому учению, негативные мысли вызывают переживание отрицательных эмоций, и не только препятствуют нормальной жизни человека, но и, являясь показателем «лености мышления», существенно задерживают духовное развитие человека. Овладение позитивным мышлением напротив, позволяет человеку быть независимым от обстоятельств, научиться управлять своими поступками и сознанием в целом. В конечном итоге, «все зависит от нашего образа мышления».

Установлено, что «светлые», позитивные мысли являются результатом сознательного управления, а негативные мысли - следствием автоматического реагирования без размышлений и волевых усилий. Доминирование тех или иных мыслей определяется человеком, в силу чего каждый является хозяином своей судьбы настолько, насколько он обладает властью над своими мыслями. Это проявляется, во-первых, в том, что человек есть то, что он о себе думает; во-вторых, образ мыслей способен породить соответствующий образ жизни; в-третьих, результат зависит от качества мыслей и, в-четвертых, «качество» жизни определяет не объективная ситуация, а субъективное реагирование на нее, проявляющееся в преобладающем стиле мышления.

Не секрет, что смысл одного и того же события меняется в зависимости от хода мыслей человека. В соответствии с этим Ю.М. Орлов вводит понятия саногенного (позитивного) и патогенного мышления.

Сущность саногенного (позитивного) мышления состоит в различении вещей, зависящих от нас, от вещей, которыми мы не можем управлять. Это различение позволяет человеку в первом случае - активно изменять ситуации, а во втором - принимать ситуации такими, какие они есть, и приспосабливаться к ним, что сохраняет его психическое и физическое здоровье. Можно утверждать, что саногенное мышление присуще «человеку воли», а патогенное - «человеку привычки». Способность мыслить позитивно представляет собой необходимое условие проявления субъектности, а степень овладения позитивным мышлением говорит о степени внутренней свободы человека.

Анализ работ зарубежных и отечественных исследователей, посвященных проблеме позитивного мышления, позволяет, во-первых, раскрыть сущность понятия «позитивное мышление» и выделить ряд характеризующих его признаков, во-вторых, определить структуру позитивного мышления как психолого-педагогического явления, в-третьих, определить функции позитивного мышления в жизни человека. Все это дает нам возможность представить свою модель позитивного мышления.

Итак, позитивное мышление характеризуется рядом специфических признаков, ведущими из которых будут: наличие положительной Я-концепции; осознание человеком возможности решения проблем, направленность на поиск путей их конструктивного преодоления, наличие мотивации достижения успеха; оптимизм как доминирующий стиль мышления и качество личности; управление образом мыслей; видение позитивной жизненной перспективы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!