Новые органы управления в период вов. Военное управление в годы великой отечественной войны

В 3 часа 30 минут утра, когда немецко-фашистские войска получили условный сигнал "Дортмунд", по советским пограничным заставам и укреплениям был внезапно нанесен артиллерийский удар, а через несколько минут вражеские полчища вторглись в пределы СССР.

В июне 1941 г. (через неделю после начала войны) Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) издали постановление о создании высшего чрезвычайного органа -- Государственного Комитета Обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Все организации и лица были обязаны выполнять его распоряжения.

ГКО действовал через существующие государственные, партийные и общественные органы, специальные комитеты и комиссии и своих уполномоченных. Местные комитеты обороны создавались в некоторых областных и городских центрах. В их состав входили представители советских, партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования. Органы ГКО действовали параллельно, одновременно и через посредство конституционных органов власти и управления.

Летом 1941 г. началась эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. Для этой работы был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 г. образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. Оба органа функционировали до конца декабря 1941 г., когда вместо них при СНК СССР было создано Управление по делам эвакуации, а при СНК республик и обл(край)советах -- отделы эвакуации, на железных дорогах -- эвакуационные пункты.

В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об организации партизанского движения на оккупированных противником территориях. Организаторами движения на местах стали партийные органы, диверсионные военные группы и органы НКВД. К концу 1941 г. стали создаваться штабы и отделы партизанского движения при политуправлениях фронтов. В мае 1942 г. при Ставке главнокомандующего образовался Центральный штаб партизанского движения, в сентябре -- Особое Главное командование партизанского движения.

В начале ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета образовал Чрезвычайную Государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Были образованы местные комиссии в республиках, краях, областях и городах. В своей работе комиссии использовали результаты деятельности военных трибуналов.

В начале войны Президиум Верховного Совета СССР образовал ряд новых наркоматов: в сентябре 1941 г. -- Наркомат танковой промышленности, в ноябре 1941 г. -- Наркомат минометного вооружения. Была проведена перестройка структуры и работы Наркомата путей сообщения, Наркомата связи.

Говоря о Государственном Комитете Обороны, следует подчеркнуть, что подобная форма организации власти уже существовала в советском государстве. Своеобразным прообразом ГКО являлся созданный еще в годы гражданской войны и иностранной интервенции Совет Рабочей и Крестьянской Обороны.

Однако чрезвычайные органы власти в годы гражданской войны и Великой Отечественной войны существенно различались. Главной особенностью Совета Рабочей и Крестьянской Обороны было то, что он не подменял собой партийные, правительственные и военные органы. Принципиальные вопросы ведения вооруженной войны рассматривались в то же время на Политбюро и Оргбюро ЦК, на заседаниях Совнаркома.

В годы Великой Отечественной войны никаких пленумов, а тем более съездов партии не проводилось, все кардинальные вопросы решались Государственным Комитетом Обороны (ГКО).

Чрезвычайная форма партийного руководства вводилась и в вооруженных силах. Ею стал институт военных комиссаров. Одновременно с созданием института военных Комиссаров ЦК партии реорганизовал армейские и флотские органы политической пропаганды в политические отделы, которые руководили как организационно-партийной, так и политико-массовой работой. С началом войны возросло значение военных советов в войсках. В первые шесть месяцев было создано 10 военных советов фронтов, около 30 военных советов армий. В их состав было введено большое число опытных работников, крупных партийных и государственных деятелей.

С первых дней войны был расширен и другой чрезвычайный институт -- институт парторгов ЦК ВКП(б), а также парторгов ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов на важнейших предприятиях.

В годы войны власти осуществили две важные меры, направленные на укрепление национального единства в стране, отказавшись при этом от некоторых идеологических постулатов.

В мае 1943 г. было заявлено об упразднении Коминтерна. Аргументы, приводимые в заявлении, сводились к следующему: в обстановке войны перед каждой национальной компартией стоят разные задачи. В битве с фашизмом каждая компартия может лучше всего действовать «в рамках своего государства», отпала необходимость существования единого центра коммунистического движения.

Вторым важнейшим мероприятием было восстановление руководящих церковных органов в сентябре 1943 г.: был созван Собор, избравший Патриарха (место которого пустовало с 1925 г.), образован Синод. Одновременно создавался государственный орган, призванный сотрудничать с Церковью -- Совет по делам православной церкви. Был преодолен церковный раскол, искусственно созданный в 20-е гг.

Как отмечал выдающийся советский полководец, Маршал Советского Союза Г. К. Жуков: "Это была ни с чем не сравнимая трудовая эпопея, без которой была бы абсолютно невозможна наша победа над сильнейшим врагом".

Великая Отечественная война внесла существенные изменения в состав, структуру и управление вооруженными силами. Нападение на нашу страну многомиллионной громады фашистских войск потребовало проведения немедленной мобилизации. В соответствии с мобилизационным планом уже 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР, руководствуясь Конституцией СССР, объявил мобилизацию военнообязанных 14 возрастов по 14 военным округам страны. В первые дни войны в армию было призвано 5 млн. человек. Позже мобилизация была проведена и в других округах, и призыву подлежали мужчины в возрасте от 18 до 55 лет. К концу войны численность советских вооруженных сил достигала 11 365 тыс. человек. Всего за время войны в Красной Армии служило около 31 млн. человек, родившихся до 1927 г. включительно.

Одной из важнейших задач военного строительства была массовая подготовка защитников Родины для пополнения действующей армии. Советское государство принимало меры, чтобы каждое новое пополнение приходило в армию и флот уже с навыками военного дела. В соответствии с постановлениями ГКО «О подготовке резервов в системе Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота» от 16 июля 1941 г. и «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» от 18 сентября 1941 г. обязательному обучению подлежали все мужчины в возрасте от 16 до 50 лет. Всего за годы войны систему военного предварительного всеобуча прошло около 18 млн. человек.

Военные мобилизации не были единственным источником пополнения вооруженных сил. В первые же дни войны патриотический подъем охватил всех советских граждан. В армию вступили сотни тысяч добровольцев. Стали формироваться дивизии народного ополчения, истребительные батальоны, добровольческие женские части и подразделения. В начале июля 1941 г. создание дивизий народного ополчения было санкционировано ГКО. Эти дивизии формировались на началах добровольности в районах, которым непосредственно угрожали фашистские войска, из граждан, не подлежащих обязательной мобилизации. Оказывая помощь кадровой армии, народное ополчение покрыло себя неувядаемой славой.

На территории, временно захваченной фашистами, росло число партизанских формирований – яркое свидетельство активности народных масс в освободительной борьбе против оккупантов. Только по официальным данным, в партизанских отрядах и соединениях насчитывалось более 1 млн. бойцов. Народы СССР осознанно шли в бой, на жертвы и лишения ради приближения победы над фашистскими захватчиками.

Многое было сделано для совершенствования системы подготовки командных кадров. За годы войны ее прошло около 2 млн. военнослужащих.

В январе – феврале 1943 г. для личного состава Красной Армии и Военно-Морского Флота были введены новые знаки различия, восстановлены погоны.

В самый тяжелый, начальный период войны в боях родилась советская гвардия. Воинским частям, кораблям, соединениям и объединениям (армиям), проявившим героизм, высокую организованность и умение громить врага, присваивались наименования гвардейских с вручением им гвардейских Красных Знамен. Для личного состава были установлены особые отличия в виде воинских гвардейских званий и нагрудного знака. Для поощрения особо отличившихся в боях солдат и офицеров в годы войны учредили девять новых боевых орденов, в том числе ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского, Отечественной войны, Славы, и много медалей.

Начало Великой Отечественной войны внесло существенные изменения в организацию военного управления .

В июне – августе 1941 г. была перестроена система органов стратегического и оперативного руководства Вооруженными Силами. 23 июня 1941 г. решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР была создана Ставка Главного командования Вооруженных Сил СССР как орган высшего военного руководства страной. 10 июля 1941 г. она получила название Ставки Верховного командования, а 8 августа – Ставки Верховного Главнокомандования . В нее вошли члены Политбюро ЦК партии и руководители Наркомата обороны: С.К. Тимошенко (председатель), СМ. Буденный, К.Е. Ворошилов, Г.К. Жуков, Н.Г. Кузнецов, В.М. Молотов, И.В. Сталин.

В период войны целый ряд высших партийных и государственных постов занимал Сталин. Он был одновременно Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), Председателем СНК СССР (с 6 мая 1941 г.), Председателем ГКО, Верховным Главнокомандующим (с 8 августа 1941 г.), наркомом обороны СССР (с 19 июля 1941 г.), Председателем Транспортного комитета ГКО.

Рабочим аппаратом Ставки служили Генеральный штаб, Управления Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота. Принимаемые Ставкой решения доводились до командования фронтов и флотов в виде директив Верховного Главнокомандования. В своей деятельности Ставка опиралась на военные советы фронтов. Связь с фронтами осуществлялась и через представителей Ставки, в задачу которых входили: координация действий фронтов, контроль за исполнением директив Верховного Главнокомандования, помощь фронтам в планировании, подготовке и осуществлении операций. Чаще всего Ставку представляли Г.К. Жуков, назначенный в августе 1942 г. первым заместителем Верховного Главнокомандующего, и начальник Генерального штаба A.M. Василевский.

Высшими объединениями войск с июля 1941 г. являлись три важнейших стратегических направления во главе с их Главным командованием(Северо-Западное–К.Е. Ворошилов, Западное – С.К. Тимошенко, Юго-Западное – С.М. Буденный), а после реформирования направлений с июля 1942 г. высшими объединениями войск стали фронты, возглавляемые командующими и военными советами. Они и руководили военными операциями.

Военные советы фронтов и армий были постоянно связаны с ГКО и Верховным Главнокомандованием, несли перед ними полную ответственность за боевые действия, военную подготовку, политико-моральное состояние и материально-техническое обеспечение войск.

К соединениям в годы войны относились корпуса, дивизии, бригады. Командующим фронтами и армиями, командирам соединений, которые непосредственно руководили боевыми операциями, были предоставлены права по присвоению воинских званий, назначению на должности командного и начальствующего состава, награждению от имени Президиума Верховного Совета СССР орденами и медалями отличившихся в боях. Частями в Красной Армии являлись полки, а также особая категория подразделений, получивших наименование «отдельных» (отдельный батальон, отдельный дивизион), командование которых пользовалось правами на ступень выше.

Важную роль в армии и на флоте играли политорганы. Общее руководство партийно-политической работой в армии осуществляли Главное политическое управление (ГПУ) РККА и Главное политическое управление ВМФ (оба – на правах военных отделов ЦК партии. К концу войны в армии действовало более 2 тыс. политорганов, около 78 тыс. первичных организаций.

16 июля 1941 г. в частях и соединениях был введен институт военных комиссаров, которые, руководя партийно-политической работой, наравне с командирами несли полную ответственность за боевую подготовку и боеспособность войск. Но в отличие от времен гражданской войны функциями контроля над командным составом комиссары не обладали. В подразделениях вводились должности политруков. После успешного развертывания многомиллионной армии, подъема ее морально-политического духа и боеспособности, накопления командирами опыта политической работы стало возможным укрепление единоначалия в управлении войсками. В октябре 1942 г. институт военных комиссаров в армии и на флоте был упразднен. Были введены должности заместителей командиров по политчасти. В партизанских отрядах военные комиссары были сохранены. При Главном политуправлении и при политуправлениях фронтов существовали партизанские отделы.

30 мая 1942 г. для объединения руководства партизанской борьбы в тылу врага в общесоюзном масштабе и координации действий партизанских отрядов с частями Красной Армии при Ставке был создан Центральный штаб партизанского движения (начальник – первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии П.К. Пономаренко) и республиканские (украинский, белорусский, литовский, латвийский, эстонский) штабы. При штабах армий создавались спецотделы по связи с партизанскими отрядами.

С этого момента партизанское движение приобретает более организованный характер и координирует свои действия с армией (Белоруссия, северная часть Украины, Брянская, Смоленская и Орловская области). К весне 1943 года диверсионная подпольная работа велась практически во всех городах на купированной территории. Стали возникать крупные партизанские соединения (полки, бригады), возглавляемые опытными командирами: С.А. Ковпаком, А. И. Сабуровым, А.Ф. Федоровым, Н.З. Колядой, С.В. Гришиным и др. Почти все партизанские соединения имели радиосвязь с Центром. C лета 1943 г. крупные соединения партизан осуществляли боевые действия в рамках общевойсковых операций. Особенно масштабными были партизанские действия во время Курской битвы, операции «Рельсовая война» и «Концерт». По мере наступления советских войск партизанские соединения переформировывались и вливались в подразделения регулярной армии.

Всего за годы войны партизаны вывели из строя 1,5 млн. солдат и офицеров противника, взорвали 20 тыс. вражеских поездов и 12 тыс. мостов, уничтожили 65 тыс. автомашин, 2,3 тыс. танков, 1,1 тыс. самолетов, 17 тыс. км линий связи.

В тылу врага сражалось в течении всей войны более 1 млн. партизан. Центральный штаб партизанского движения устанавливал связи с партизанскими формированиями, направлял и координировал их деятельность, распространял опять партизанской борьбы, готовил кадры, снабжал партизан оружием, боеприпасами, медикаментами, а главное - организовывал их взаимодействие с войсками. Некоторое время (с 6 сентября по19 ноября 1942 г.) существовала должность Главнокомандующего партизанским движением (Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов).

Боевой опыт всех родов войск в годы войны регулярно обобщался и нашел свое четкое отражение в новых уставах и наставлениях, в том числе в Боевом уставе пехоты 1942 г., Наставлении по полевой службе штабов 1942 г., Наставлении по войсковой разведке.

Государственный Комитет обороны СССР

Государственный Комитет Обороны (сокращённо ГКО ) - созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой власти в СССР . Необходимость создания стала очевидна в результате кризиса, который был вызван запутанностью тогдашней системы управления. Сталин и Политбюро фактически возглавляли государство и принимали все решения. Но формально эти решения исходили от Президиума Верховного Совета, ЦК ВКП(б) и т.п. Такой бюрократизм в условиях войны создавал затруднения и его решили устранить путём создания ГКО.

Образование ГКО

Состав ГКО

Первоначально (на основании совместного Постановления Президиума Верховного Совета СССР , Совнаркома и ЦК ВКП(б) от 30 июня , см. ниже) состав ГКО был следующим:

  • Председатель ГКО - И. В. Сталин .
  • Заместитель председателя ГКО - В. М. Молотов .

Постановления ГКО

Первое постановление ГКО («Об организации производства средних танков Т-34 на заводе «Красное Сормово» ») было выпущено 1 июля , последнее (№ 9971 «Об оплате остатков нескомплектованных элементов боеприпасов, принятых от промышленности и находящихся на базах НКО СССР и НКВМФ») - 4 сентября . Нумерация постановлений сохранялась сквозная.

Из этих почти десяти тысяч постановлений в настоящее время остаются засекреченными полностью - 98 документов и ещё три частично.

Бо́льшая часть постановлений ГКО была подписано его председателем, Сталиным, некоторая часть также заместителем Молотовым и членами ГКО Микояном и Берией.

Собственного аппарата у ГКО не было, его решения готовились в соответствующих наркоматах и ведомствах, а делопроизводство велось Особым сектором ЦК ВКП(б).

Подавляющая часть постановлений ГКО имела гриф «Секретно», «Совершенно секретно» или «Совершенно секретно/особой важности» (обозначение «с», «сс» и «сс/ов» после номера), но некоторые постановления были открытыми и публиковались в печати (примером такого постановления является Постановление ГКО № 813 от 19.10.41 о введении в Москве осадного положения).

Абсолютное большинство постановлений ГКО касалось тем, связанных с войной:

  • эвакуации населения и промышленности (в первый период Великой Отечественной);
  • мобилизации промышленности, выпуска вооружений и боеприпасов;
  • обращения с трофейным оружием и боеприпасами;
  • изучения и вывоза в СССР захваченных образцов техники, промышленного оборудования, репарациями (на заключительном этапе войны);
  • организации боевых действий, рапределения вооружений и прочее;
  • назначения уполномоченных ГКО;
  • о начале «работ по урану» (создании ядерного оружия);
  • структурных изменений в самом ГКО.

Структура ГКО

В состав ГКО входило несколько структурных подразделений. За период существования структура Комитета неоднократно менялась, с целью максимальной эффективности управления и приспособления к текущим условиям.

Наиболее важным подразделением было Оперативное бюро, созданное 8 декабря постановлением ГКО № 2615с. В состав бюро входили Л.П. Берия, Г. М. Маленков, А. И. Микоян и В. М. Молотов. Фактическим руководителем Оперативного бюро был Берия. В задачи этго подразделения первоначально входила координация и объединение действий всех остальных подразделений. 19 мая было принято Постановление № 5931, которым функции бюро были значительно расширены - теперь в его задачи входили также наблюдение и контроль за работой народных комиссариатов оборонной промышленности, транспорта , металлургии, наркоматов важнейших областей промышленности и электростанций; также Оперативное бюро с этого момента отвечало за снабжение армии, наконец, на него были возложены обязанности упразднённого решением Транспортного комитета.

Другими важными подразделениями ГКО были:

  • Трофейная комиссия (создана в декабре 1941, а 5 апреля Постановлением № 3123сс преобразована в Трофейный комитет);
  • Специальный комитет (занимался вопросами разработки ядерного оружия).
  • Особый комитет (занимался вопросами репараций).
  • Комитет по эвакуации (создан 25 июня 1941 Постановлением ГКО № 834, расформирован 25 декабря 1941 Постановлением ГКО № 1066сс). С 26 сентября 1941 Постановлением ГКО № 715с при этом комитете было организовано Управление по эвакуации населения.
  • Комитет по разгрузке железных дорог - образован 25 декабря 1941 Постановлением ГКО № 1066сс, 14 сентября 1942 Постановлением ГКО № 1279 он был преобразован в Транспортный комитет при ГКО, существовавший до 19 мая 1944, почле чего, Постановлением ГКО № 5931 Транспортный комитет был упразднён, а его функции переданы Оперативному бюро ГКО;
  • Комиссия по эвакуации - (образована 22 июня 1942 Постановленем ГКО № 1922);
  • Совет по радиолокации - создан 4 июля 1943 Постановлением ГКО № 3686сс в составе: Маленков (предедатель), Архипов, Берг , Голованов, Горохов, Данилов, Кабанов, Кобзарев, Стогов, Терентьев, Учер, Шахурин , Щукин .
  • Группа постоянных уполномоченных ГКО и постоянные комиссии ГКО при фронтах.

Функции ГКО

Государственный Комитет Обороны руководил всеми военными и хозяйственными вопросами в период войны. Руководство боевыми действиями осуществлялось через Ставку.

Расформирование ГКО

Государственный Комитет Обороны расформирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября .

Дополнительная информация в Викитеке

  • Постановление ГКО от 30 мая 1942 года № 1837сс «Вопросы партизанского движения»

См. также

  • Государственный комитет обороны КНДР

Примечания

Внешние ссылки

  • Бюллетень рассекреченных документов федеральных государственных архивов Выпуск 6
  • Перечень документов Государственного Комитета Обороны СССР (1941-1945 годы)

Литература

Горьков Ю.А. «Государственный Комитет Обороны постановляет (1941-1945)», М.: Олма-Пресс, 2002. - 575 с. ISBN 5-224-03313-6


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Государственный Комитет обороны СССР" в других словарях:

    ГКО чрезвычайный высший государственный орган, сосредоточивший в период Великой Отечественной войны всю полноту власти. Образован 30 июня 1941. Состав: Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов (до 1944), Г. М. Маленков, В. М. Молотов (зам. председателя), И.… … Политология. Словарь.

    У этого термина существуют и другие значения, см. Государственный комитет обороны (значения). Не следует путать со Ставкой Верховного Главнокомандования Государственный Комитет Обороны СССР ГКО, ГКО СССР Эмблема ВС Годы сущес … Википедия

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ в СССР (ГКО) чрезвычайный высший государственный орган, сосредоточивший в период Великой Отечественной войны всю полноту власти. Образован 30.6.1941. Состав: Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов (до 1944), Г. М. Маленков,… … Большой Энциклопедический словарь

    ГКО, Государственный комитет обороны СССР, - с 30.06.1941 г. до 4.09.1945 г. чрезвычайный высший государственный орган, сосредоточивший в своих руках всю полноту законодательной и исполнительной власти, фактически подменив собой конституционные органы власти и управления. Упразднен в связи… … Краткий словарь историко-правовых терминов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Государственный комитет обороны (значения). Не следует путать с государственными комитетами центральными органами государственного управления СССР. Не следует путать с комитетами при… … Википедия

    Государственный комитет обороны: Государственный комитет обороны созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой власти в СССР. Государственный комитет обороны КНР высший… … Википедия

    Не следует путать со Ставкой Верховного Главнокомандования Государственный Комитет Обороны (сокращённо ГКО) созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой власти в СССР. Необходимость… … Википедия

    - (ГКО), чрезвычайный высший государственный орган в период Великой Отечественной войны. Обладал всей полнотой власти в стране. Образован 30 июня 1941. Состав: И. В. Сталин (председатель), В. М. Молотов (заместитель председателя),… … Энциклопедический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ (ГОКО) - – комитет, созданный Президиумом Верховного Совета СССР, Центральным Комитетом партии и Советом Народных Комиссаров СССР 30 июня 1941 г. ввиду сложившегося чрезвычайного положения в стране в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для… … Советский юридический словарь

Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 г. на СССР потребовало изменить качественно государственное управление, условия и цели его функционирования, содержание, назначение, структуру, методы взаимоотношения высших, центральных и местных органов их личный состав. В основу внутренней политики, перестройки управления был «положен принцип максимальной централизации политического, хозяйственного и военного руководства». Произошла милитаризация конституционных органов государственного управления. Помимо милитаризованных, максимально централизованных органов управления создана целая система чрезвычайных, внеконституционных органов с особыми полномочиями, функционировавших на чрезвычайной нормативно-правовой основе.

Первым внеконституционным чрезвычайным органом управления, созданным в военное время, явилась Ставка Главного Командования (СГК). При Ставке существовал институт постоянных советников из 13 человек. Особенности состава и структуры Ставки породили ряд проблем в ее деятельности. Громоздкость (20 чел.) не позволила Ставке ни разу собраться в полном составе, тем более, что часть военачальников сразу отбыла на фронт. Требовалось привести состав и структуру Ставки в соответствие с реалиями властных отношений того времени. 10 июля СГК упразднена и создана Савка Верховного Командования под председательством И.В. Сталина, который 8 августа стал именоваться Верховным Главнокомандующим. Членами высшего органа стратегического руководства стали Молотов, Жуков, Буденный, Ворошилов, Тимошенко и Шапошников. Институт постоянных советников упразднялся.

30 июня 1941г. создан Государственный Комитет обороны (ГКО) во главе с И.В. Сталиным, сосредоточивший всю полноту власти в стране. Все члены ГКО входили в состав высшего партийно-государственного руководства, олицетворяли его. Ими был представлен узкий состав Политбюро ЦК ВКП(б) – негласный, неуставный орган, решавший все важнейшие вопросы государственной жизни.

Особенностью состава ГКО было и то, что в него входили первые лица важнейших в условиях войны органов партийно-государственного управления: ЦК ВКП(б), СНК СССР, Госплана, Управления кадров ЦК ВКП(б), транспортого внешнеполитического и силовых ведомств. В результате каждый член ГКО курировал привычную для себя сферу политики, экономики, военного строительства: Г.М. Маленков - производство самолетов, формирование авиационных частей, В.М. Молотов – произволство танков, К.Е. Ворошилов – формирование воинских частей, Н.А. Вознесенский – металлургию, нефть и химическую промышленность, Л.П. Берия-производство вооружения и боеприпасов.

ГКО не имел регламента работы, собирался не регулярно и не всегда в полном составе. Решения принимали председатель либо его заместители - В.М. Молотов и Л.П. Берия после консультаций с теми членами ГКО, которые курировали соответствующие ведомства. Поскольку высшие руководители страны одновременно входили в состав ГКО, Политбюро, Ставки, Совнаркома, то их решения оформлялись как директивы и постановления того или иного органа кправления в зависимости от характера вопроса.

Особенностью деятельности ГКО было отсутствие собственного разветвленного аппарата. Руководство осуществлялось через имевшиеся партийные и советские структуры власти. В важнейших отраслях народного хозяйства действовал институт уполномоченных ГКО, которые являлись также и представителями ЦК ВКП(б), что обеспечивало им неограниченные права. Уполномоченные были также во всех союзных и автономных республиках.

На местах формировались, действовали областные и городские комитеты обороны в наиболее важных стратегически важных регионах (всего примерно в 60 городах). В их состав входили превые должностные лица партийных, государственных органов управления, военные комиссары, коменданты гарнизонов, начальники управлений НКВД, связанные тесно с военным командованием. Представители их одновременно были членами соответствующих военных советов. Не имея своего штатного аппарата, как и ГКО в центре, городские комитеты обороны опирались на местные партийные, советские, хозяйственные, общественные органы. При них существовал институт уполномоченных, создавались опреативные группы для срочного решения вопросов, широко привлекался общественный актив. Вся деятельность комитетов была подчинена интересам обороны. Они вели также общественно-воспитательную работу среди населения, руководили мобилизацией населения и материальных ресурсов, формированием добровольческих подразделений, противопожарных и санитарных дружин, организацией МПВО, налаживали мирную жизнь в освобожденных городах. После ликвидации непосредственной угрозы городу они прекращали свою деятельность.

Были созданы также вспомогательные чрезвычайные органы. 24 июня 1941 г. создан Совет по эвакуации в составе Н.М. Шверника и его заместителя А.Н. Косыгина. Дополнительно в октябре 1941 г. образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов , промышленных товаров и предприятий промышленности . В конце декабря 1941 г. вместо обоих названных органов создано Управление по делам эвакуации при СНК СССР, соответствующие управления в республиках, краях и областях эвакопункты на железных дорогах.

Подобными чрезвычайными органами стали также Комитет по продовольственному и вещевому снабжению Красной Армии , Комитет по разгрузке транзитных грузов, Транспортный комитет . Транспортный комитет работал до 11 мая 1944 г., когда его функции были переданы реорганизованному Оперативному бюро ГКО . Этот орган существовал с 8 декабря 1942 г. в составе В.М. Молотова, Л.П. Берия, Г.М. Маленкова, А.И. Микояна. Бюро контролировало все наркоматы оборонного комплекса, составляло квартальные имесячные планы производства, готовило для Председателя ГКО проекты соответствующих решений.

1. Цель создания в 1944 г. Совета по делам религиозных культов
усиление идеологического и политического влияния партии на религиозные организации
сплочения народов разных религий в борьбе против фашизма
обеспечения поддержки зарубежной православной церкви в борьбе против Германии
исправления прежних ошибок в отношении церкви

2. ВКП (б) была переименована в КПСС на … съезде партии.
XX
XIX
XXII
XXY

3. Совет Министров появился в СССР в … году.
1946
1948
1953
1943

4. Постановления ГКО …
имели силу закона и подлежали беспрекословному исполнению всеми органами управления
утверждались Президиумом Верховного Совета СССР
утверждались Советом Народных Комиссаров СССР
утверждались на совместном заседании Политбюро ЦК ВКП(б) и Президиума Верховного Совета СССР

5. ГКО возглавлял …
Г. К. Жуков
И. В. Сталин
К. Е. Ворошилов
С.К.Тимошенко

6. Высший орган государственной власти в годы Великой Отечественной войны
Ставка Верховного Главнокомандования
Государственный Комитет обороны
Совет Народных Комиссаров.
Политбюро ЦК ВКП(б)

7. Главную роль в обеспечении победы над фашизмом сыграли …
ВКП(б)
ВЛКСМ
профсоюзы
женские организации

8. Чрезвычайные органы управления в годы Великой Отечественной войны
Государственный Комитет Обороны
Совет Министров СССР
Ставка Верховного Главнокомандования
Высший Военный Совет
Совет по эвакуации при СНК СССР
Главное управление тыла и должность начальника тыла РККА

9. Характерные черты системы управления в годы Великой Отечественной войны
централизацией управления в рамках ГКО
железной дисциплиной во всех звеньях управления
большей самостоятельностью местной власти
мобилизационными методами управления
отсутствием бюрократизма в принятии решений
отказом от выборных органов власти

10. Ставку Верховного Главнокомандования возглавлял …
И. В. Сталин
Г. К. Жуков
С. К. Тимошенко
А.М.Василевский

11. Основная причина переименования ВКП(б) в КПСС
объединение республиканских партийных организаций в единую партию
утрата какого-либо значения исторического раскола партии на меньшевиков и большевиков
намерение создать новый Интернационал коммунистических и левых партий
необходимость сплочения партии в результате роста оппозиционных настроений

12. От имени Советского правительства акт о безоговорочной капитуляции Германии 9 мая 1945 г. подписал …
И. В. Сталин
Г. К. Жуков
А. М. Василевский
К.К.Рокоссовский

13. Характерные черты системы управления в 1945-53 гг.
усиление культа личности Сталина
отказ от выборных органов власти
принятие Сталиным единоличных решений в сфере управления
устранение видных руководителей (Н. Вознесенского, А. Кузнецова, М. Родионова и др.)
отставка В. Молотова, К. Ворошилова, Л. Берии
преобладание командно-административных, мобилизационных методов управления



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!