Новые школы в истории образования. История развития образования

Возвращаясь назад к самым истокам образования, в наших "Этапах становления образования" мы отметим наиболее яркие моменты в истории образования и воспитания:

В самом начале…

Бог преподал Адаму первый урок: нарушив закон, ты должен понести наказание.

Либо так: в самом начале…

До изобретения письменности (в так называемую дописьменную эпоху) знания передавались устно.

2000 лет до нашей эры

В Китае появились первые школы по подготовке государственных служащих.

1500 лет до нашей эры

Жрецы в Индии передавали религиозные знания, обучали письму, преподавали философию и науки того времени.

850 лет до нашей эры

Появляются эпические работы - Илиада и Одиссея, которые имеют огромное значение в образовании в области греческой мифологии и истории. В Греции, главным образом, учиться у преподавателей могли только свободные люди (не рабы).

550 лет до нашей эры

Родился Конфуций - высокообразованный педагог, мыслитель и философ Китая. Современное китайское общество главным образом основано на его учении, которое построено на фундаменте этики и морали. Его учение подчёркивает важность доброты, великодушия, уважения к старшим и т.д.

400 лет до нашей эры

Софисты, странствующие учителя в Греции, преподавали искусство ведения дебатов с применением логики. Великий философ Сократ проводил лекции на городских площадях - для всех желающих послушать или принять участие в дискуссии. Он высоко ценил поиск подлинной правды - в противовес той, что была добыта в споре (что с его точки зрения было слишком просто), а также поощрял людей думать самостоятельно.

387, 355 лет до нашей эры

Платон и Аристотель основали школы в Афинах. Школа Платона называлась "Академией". Обе школы были сфокусированы на истине. Платон написал труд "Государство", где раскрыл своё видение идеального общества и образования с социальной позиции.

100 лет до нашей эры

Разработан первый учебный курс. Два известных римлянина - Цицерон и Квинтилиан - подарили миру идеи, которые до сих пор используются в современном западном образовании. Цицерон утверждал, что образование должно быть расширено и включать в себя искусства и науки. Квинтилиан говорил, что образование должно основываться на способности студентов к обучению.

И - поворотная точка в отсчёте лет

Иисус Христос проповедует в Иерусалиме.

105 год нашей эры

В Китае изобретена бумага.

500-1500 года нашей эры

Данная эпоха известна как "Средние века" в западной культуре. Этот период характеризуется очень медленным прогрессом, но всё же наблюдались некоторые достижения в том, что касалось образования. В так называемых скрипториях монахи вручную копировали важные тексты. В то время католическая церковь имела большое влияние на все формы обучения. Священники передавали религиозные знания, преподавали науки и обучали письму.

500 год нашей эры

Наланда - значительный буддийский университет в Индии - насчитывал более 10 000 студентов. Этот крупнейший образовательный центр был своеобразным городом для проживающих там во время учёбы. В числе изучаемых предметов были религиозные учения, а также философия, грамматика и медицина.

999 год нашей эры

Авиценна, ведущий иранский мыслитель в области медицины, написал "Канон врачебной науки". Эта работа, наряду с другими, созданными арабскими, североафриканскими, а также испанскими философами, оказала большое влияние на европейскую образовательную мысль.

1000 год нашей эры

Развитие арабских школ и системы обучения. Европейцы перенимают арабские цифры, которые до сих пор используются в западной культуре.
Священники передавали религиозные знания, преподавали науки и обучали письму.

1100 год нашей эры

Возникновение схоластики - направления в философии, которое помогало устранить разногласия между сугубо религиозными учениями с одной стороны и философско-научным мышлением с другой.

1150-1250 года

Были основаны так называемые "современные" университеты: Сорбонна (Париж, 1150 г.), Кембриджский (1209 г.), Оксфордский (1249 г.). Святой Фома Аквинский, католический теолог, активно работает в Париже над концепцией схоластики. Университеты стали выдавать дипломы в различных областях и дисциплинах.

1450 год

Запатентована первая печатная машина. Это открытие повлияло на развитие и повышение уровня грамотности среди населения - благодаря тому, что книги стали доступнее более широким слоям общества.

1499 год

Эразм Роттердамский, нидерландский мыслитель, приступает к изучению античных документов. Он советует европейским учёным размышлять о литературных произведениях, а не просто читать их или при необходимости заучивать наизусть определённые части.

1500 год

Эпоха Ренессанса, которая охватывает весь XVII век, знаменует начало возобновления интереса к обучению. Значительное место в этом времени занимает Италия. Всё больше и больше женщин получают образование - даже несмотря на то, что это всё ещё недоступно для большинства населения (независимо от пола). На употребительные языки были переведены многие важные работы по математике, что становится существенным импульсом для дальнейшего развития науки и образования.

1517 год

С началом периода Реформации повысился уровень грамотности населения. Благодаря тому, что они теперь умели читать, некоторые люди ставили под вопрос правомочие самого Папы Римского. Особо на распространение грамотности повлияло то, что Библию печатали на национальных языках и наречиях. Реформаторы основывали школы, в которых изучались основные предметы, причём преподавание велось на родном языке учащихся.

1592 год

В Англии были впервые поставлены пьесы Шекспира. Театр был тем местом, где со сцены могли "преподать" философские идеи, содействуя тому, что неграмотная зрительская аудитория развивалась и мыслила.

1609 год

Появление цензуры в образовании. Галилео Галилей был первым, кто направил зрительную трубу в небо и превратил её в телескоп; он открыл, что Солнце является центром вселенной и открыто заявил об этом. Его работа была отвергнута католической церковью, поскольку представляла опасность для её авторитета. Учёному запретили распространять знания, полученные на основе его открытий.

1620 год

Изобретён первый калькулятор, что в значительной степени упростило математические расчёты.

1659 год

Ян Амос Коменский написал первую иллюстрированную книгу для детей. Чешский педагог путешествовал по Северной Европе, поощряя учителей делать классные комнаты более интересными для детей.

1690 год

Разум - это сырой материал, необработанный камень. Английский поэт и философ Джон Локк рассуждал о том, что при рождении человеческий интеллект представляет собой "чистую доску" (лат. tabula rasa), и позже постепенно развивается, что обусловлено надлежащим образованием. Соответственно, образование должно начинаться с раннего детства.

1770 год

Образование имеет большое значение для всех. Тома Джефферсон и Бенджамин Франклин настаивали на том, что образование является очень важным для всех граждан новоой страны - Соединенных Штатов Америки.

1799 год

Появление первой "современной" начальной школы. Иоганн Песталоцци, швейцарский педагог, основал школы по всей территории Швейцарии и Германии. Эти школы были широко известны благодаря проведению так называемых "наглядных уроков" - все чувства и экспрессивность были нацелены на то, чтобы помочь детям в их обучении.

1833 год

Британское правительство всё больше вовлекается в образование детей, выделяя денежные средства для основания школ.

1837 год

Фридрих Фрёбель открыл первый детский сад как место, где дети могли учиться и развиваться ещё до своего поступления в начальную школу.

1852 год

Впервые в штате Массачусетс (США) стало доступным полностью бесплатное образование.

1862 год

Король Сиама при помощи Анны Леонуэнс передал детям при дворе основные идеи западного образования.

1880-е годы

Теория эволюции радикально изменила систему обучения. Идеи Дарвина, представленные в образовательных кругах философом Гербертом Спенсером, и по сей день продолжают углублять разрыв между его последователями и оппонентами.

1905 год

Альфред Бине совместно с Теодором Симоном разработал первый стандартизированный тест для определения уровня интеллектуального развития.

1918 год

Все штаты в США протребовали введения бесплатного образования.

1920 год

Подчёркивается важность обучения в раннем детстве. Мария Монтессори, итальянский педагог, разработала метод, который используется до сих пор и позволяет очень маленьким детям обучаться основным жизненным навыкам, которые включают в себя практические, сенсорные и общие знания. Её идеи повлияли на преподавание в детских садах и дошкольных учреждениях.

1921 год

Благодаря первой официальной программе Study abroad (“Обучение за рубежом”) студенты Делавэрского университета (США) были отправлены во Францию.

1926 год

Программа “A semester at sea” (“Семестр в море”) представляла собой первую организованную студенческую поездку, в которой приняли участие 504 студента из Америки. Первая остановка - город Иокогама, Япония.

1951 год

Телевидение в качестве преподавателя. Джек Лалэйн пропагандировал среди американцев важность регулярных физических упражнений - и делал это на протяжении 34 лет.

1954 год

Расовая интеграция в американской образовательной системе.

1959 год

Лекции “A Semester at the crack of dawn” (“Семестр на рассвете”) впервые дали взрослым возможность продолжать своё образование в различных областях, не покидая комфорта гостиной, где стоял телевизор.

1960 год

Мультимедийные устройства завоёвывают учебные аудитории. Слайдоскопы и магнитофоны стали обычным делом.

1964 год

Университеты стали сосредоточением студенческих политических протестов; первым в этой связи следует назвать Калифорнийский университет в Беркли.

1969 год

Дебют известного детского телешоу Sesame Street (“Улица Сезам”). Эта образовательная пограмма выходила серийно; в ней куклы и актёры учили детей основам чтения, этики и музыки.

1970 год

Распространение электронных математических калькуляторов вызвало среди преподавателей опасения, что студенты забудут, как выполнять основные математические операции. История доказала, что они были абсолютно правы.

1970 год

Возрождается популярность домашнего обучения. Некоторым родителям не понравилась политика американского правительства, направленная на запрет религии в учебных аудиториях, поэтому они выбрали для своих детей образование на дому, популярность которого с годами только возрастает (по многим причинам).

Начало 1980-х годов

Телевидение пришло в учебные аудитории. Благодаря тому, что недорогие видеомагнитофоны стали очень доступными, видеообучение стало обычным делом.

1980.

Popularizacija društvenih koledža i tzv. tehničkih škola. Ovo je perfektno rešenje za one ljude koji žele dodatno obrazovanje bez upisa na univerzitete.

1980 год

Популяризация муниципальных (местных, общественных) колледжей и так называемых технических школ (техникумов). Они были идеальным решением для тех, кто хотел получить дополнительное образование, не посещая университет.

1989 год

Студентов заставили замолчать. Китайское правительство применило военную силу, чтобы подавить студенческий протест, который во имя демократии проводился на площади Тяньаньмэнь. Во время этих конфликтов погибли сотни гражданских лиц.

1991 год

Возникновение независимых (чартерных) школ. Миннесота, за которой последовали и другие американские штаты, приняла закон, что позволил работу школ, в отношении которых устанавливалось меньшее количество правил и положений.

Конец 1990-х годов

Интернет изменил всё. . Развитие Интернета позволило людям общаться и мгновенно получать информацию из любой точки мира - посредством интернет-соединения. Информационные ресурсы расширяются и видоизменяются с огромной скоростью, позволяя виртуально проводить исследования на любую тему. Курсы e-Learning (e-Learning) развиваются, предоставляя возможность студентам обучаться онлайн.

В развитии отечественного образования особенно значимым периодом была эпоха Просвещения. В России в это время происходило становление государственной образовательной системы, ориентированной во многом на западноевропейский образец. Наблюдается тенденция вестернизации отечественного образования. Россия постепенно начинает приобщаться к европейской культуре и понимать значимость и необходимость освоения светских, профессиональных знаний. Первые преобразования в восемнадцатом веке в российских школах были связаны с реформами Петра I и Екатерины II. Благодаря им в России формируется положительное отношение к обязательному образованию в специально организованных учебных заведениях.

Религиозная общественность рассматривала европейскую культуру как противоречащую основным постулатам православия. Поэтому в Российской империи все образовательные нововведения принимались с предубеждением, и процесс их внедрения в педагогическую практику был сложен. Такое отношение к реформам в образовании заставило российскую монархию предпринять решительные действия.

Развитие образовательной системы в России

В начале XVIII века экономические и социальные реформы в России потребовали большого количества профессионалов в разных сферах жизнедеятельности. Такая потребность диктовала необходимость формирования светской образовательной системы, которая была бы ориентирована на интересы государства. Параллельно менялась сущность воспитания и обучения. Обществу требовались не просто покорные христиане, а полноправные граждане своего государства. Направленность на воспитание человека-личности светски образованного, с широким взглядом на мир, при этом сохраняющего национальные и религиозные традиции, стала главной в системе отечественного образования.

Для этого в России начала создаваться система государственных и частных учебных учреждений. Правительство Петра I приступило к созданию начальных школ, их особенностью была доступность широким слоям населения. Частным примером таких учреждений являются цифирные школы, которые создавались для детей десяти-пятнадцати лет с целью подготовки обслуживающего персонала низшего уровня для работы на предприятиях. Предполагалось, что цифирные школы станут подготовительной ступенью для дальнейшего профессионального образования низших слоев населения. Здесь изучали грамоту, арифметику и геометрию. Но ряд трудностей привел к их повсеместному закрытию.

В России в это время были открыты еще гарнизонные и адмиралтейские школы. Они предназначались для подготовки низшего военного состава армии и флота – солдат и матросов. Для обучения квалифицированных рабочих стали открываться горно-заводские школы. Подобные учебные заведения - это школы для представителей низших сословий.

Одновременно в царской России происходит становление системы образования для дворянства. Подобные элитные учебные заведения представляли:

  • Московская инженерная школа, Петербургские инженерная школа, Петербургская артиллерийская школа, хирургическая школа и другие;
  • общеобразовательные государственные и частные школы, пансионы.

Кроме этого, в период правления Петра I получила широкое распространение система обучения так называемых дворянских недорослей в учебных учреждениях экономически развитых европейских стран. Это была попытка наладить преемственность начального и среднего образования.

Примером традиционного богословского учебного заведения стала Славяно-греко-латинская академия, в ней давали начальное, среднее и высшее образование. Примером традиционного светского высшего учебного заведения петровского времени была Санкт-Петербургская Академия наук с входящими в ее состав университетом и гимназией. Академия была ориентирована на консервативные методы обучения. Она послужила образцом для создания М.В.Ломоносовым Московского университета в 1755 году.

Во второй половине 18 века произошли значительные изменения в системе отечественного образования. Данные реформы инициировали Екатерина II, И.И.Бецкий и Ф.И.Янкович де Мириево. Организуются уже не узкосословные и профессиональные школы, а всеобщие (кроме крепостных крестьян) и общеобразовательные школы, на это оказали влияние идеи французских просветителей. Созданию в России государственной образовательной системы мы обязаны И.И.Бецкому. Он был основоположником закрытых сословных учебных заведений таких как Сухопутный шляхетский корпус и Смольный институт благородных девиц. К концу XVIII века в России сложилась неупорядоченная, имеющая сословный характер образовательная система, ориентированная на традиционные формы, методы и использующая традиционные образовательные программы.

Эпоха Просвещения была культурно неоднозначной, наполненной неоднородными идейными течениями, которые сходились в ценности воспитания и обучения, в критике сословности образования и в необходимости развивать образование, приближая его к меняющимся социальным условиям.

К середине 19 века реформы привели образование к следующей структуре:

Концепция Д. Локка

Эпоха Просвещения отличается наличием альтернативных авторских дидактических теорий. В них процесс обучения представлял практическую реализацию теорий автора и был ориентирован на воспитание и обучение детей разного возраста в различных типах образовательных учреждений.

  • внешний опыт, подразумевающий чувства порожденные ощущениями от различных материальных объектов;
  • внутренний опыт (рефлексия), подразумевающий акт познания.

Комбинирование и слияние этих источников – это основа формирования жизненного опыта и привычек индивида. Его жизнь зависит от воспитания, полученного в результате объединения индивидуального потенциала и обстоятельств жизни. Именно на этом основывается концепция «воспитания джентльмена» Локка. Программа обучения, согласно данной теории, строится на совмещении традиций и новаций. Светское воспитание, включающее фехтование, верховую езду, танцы, верховая езда и деловое обучение, включающее право, этику, историю, бухгалтерию и естественные дисциплины, взаимно дополняют друг друга.

Локк предлагал делать упор на осознанную самостоятельность приобретения знаний. Основные идеи английского педагога заключались в следующем:

  • целостный подход к воспитанию и обучению, основанный на единстве физического и умственного развития ребенка;
  • смена интеллектуальной и физической работы в процессе организованного обучения;
  • необходимость ранней профессиональной подготовки, как основы воспитания и образования;
  • гуманное отношение к ребенку, принятие его как самостоятельного и сознательного человека, заслуживающего уважение;
  • целенаправленный учебный процесс, основанный на стремлении детей к свободной и разнообразной активной деятельности;
  • построение учебного процесса, побуждающего учащихся к любознательности и развитию интереса к учению;
  • прагматизм в содержании образования;
  • рационализм и регламентация воспитательно-образовательного процесса;
  • формирование самодисциплины и стремления к непрерывному учению у человека.

Данные положения образовательной теории Локка, теории «воспитания джентльмена» послужили основой для развития теории обучения других авторов восемнадцатого века.

В разные периоды развития общества учебный процесс организовывался не одинаково. Так, в школах старого мира господствовала система индивидуального обучения. Учитель учил каждого ученика отдельно. В средних веках — личностно-групповой способ. Занятия проводились без постоянного расписания.

Развитие образования с 17 века по 20

Индивидуальная система обучения в какой-то мере оправдывала себя тогда, когда в школах училось небольшое количество детей. Но развитие общественного производства уже в XVI — XVII столетиях обусловило необходимость значительного расширения и усовершенствование школьного образования. В связи с этим возникла классно-урочная система обучения, которая создавала возможность одновременного обучения учителем многих учеников. Эта система требовала комплектования учебных групп (классов) с одинаковой подготовкой и возрастом учеников и обучения их по одной программе. Целесообразность классно-урочной системы и пути ее применения обосновал в XVII ст. Я-А. Коменский.

Она развивается уже больше трех столетий. В XVIII ст. развивалась Бел-ланкастерская система обучения (ее разработали английские педагоги А. Белл и Д. Ланкастер) — система взаимного обучения. Суть Бел-ланкастерской системы заключается в том, что в школе старшие, более подготовленные ученики выступают в роли так называемых мониторов: под руководством учителя они учат других учеников (как правило, каждый монитор учит около 10 учеников). Это дает возможность одному учителю организовать обучение нескольких сотен учеников.

Система взаимного обучения практиковалась частично и в нашей стране. Но жизненного испытания она не выдержала, так как не обеспечивала надлежащего качества обучения, основательного овладения учениками знаний. В начале XX ст. в США, Англии и в некоторых других странах Запада возникали системы индивидуализированного обучения. Из этих систем обучения наиболее распространенным был дальтон-план (название — от города Дальтон в США). При дальтон-плане уроки отменяются, учебные классы заменяются предметными «лабораториями», каждый ученик работает самостоятельно, выполняет недельные или месячные задачи («подряды») соответственно своим индивидуальным возможностям, а учителя выступают в роли консультантов и контролеров.

Во второй половине 20-х годов дальтон-план в несколько измененном виде отстаивали некоторые педагоги. На практике основные идеи дальтон-плана воплотились в лабораторно-бригадные организации обучения, при которой вместо классов создавались «лаборатории», ученики распределялись на небольшие группы-бригады (обычно по 5-7 чел.), учили в этих группах за построенными в особый способ учебниками (назывались они «рабочими книгами»), выполняли специально составленные учителем дневные, недели, месячные «рабочие задачи» из каждого учебного предмета. Лабораторно-бригадная система не оправдала себя. Она снижала руководящую роль учителя, не обеспечивала овладения систематических и крепких знаний, приводила к обезличке в обучении, воспитывала безответственное отношение к работе. Но отдельные элементы этой системы могут быть полезными. Так, рядом с индивидуальным и коллективным обучением практикуются групповые задачи, например, при выполнении лабораторных и практических работ, самостоятельной обработки учебника, справочной и вспомогательной литературы. Современная педагогика, как свидетельствуют исследование педагогов, продолжает отдавать предпочтение индивидуальным формам организации обучения перед коллективными. Так, во многих школах США распространенный так называемый «план Тромпа».

В центре внимания за этим «планом» — создание условий для успешного продвижения одаренных учеников: 40 % время отведено для обучения в больших группах (100-120 человек), 20% времени на обучение в малых группах (10-15 человек) и 40 °/во времени на индивидуальное обучение.

История развития образования в России в видео!

Не вдруг. Они были всегда, потому что образование – постоянно развивающаяся и совершенствующаяся система.

В середине 20 века в России образование вышло на недосягаемую высоту в сравнении с общемировым уровнем. В стране удалось повсеместно ввести всеобщее среднее образование. На хорошем счету оказались вузы, выпускающие высококлассных специалистов, которые разъехались по всему миру. Химия, физика и др. науки – российским ученым нигде не было равных.

Однако затем начался период некоего спада, когда страны Запада начали интенсивно развивать и вкладывать финансовые средства в свою систему образования и догнали СССР. На это повлияло положение в стране в целом. Социально-экономические, политические проблемы, изменение идеологии и сознания среднестатистического советского гражданина – все это изменило социальный .
Стоит помнить, что развитие образования и модификация его системы всегда связаны с социальным заказом общества, с тем, какой гражданин должен получиться «на выходе». В середине 20 века – это , соответственно, воспитание и образование – с яслей до института - строились под этот заказ.

Сегодня ситуация изменилась коренным образом. С десятилетиями истончился культурный слой российского общества. Та «прослойка» интеллигенции, которая была раньше, истончилась. Появились новые приоритеты – деньги, карьера, личное благосостояние. В зависимости от этого популярность приобретают новые перспективные профессии: программист, юрист и пр. Учителя, врачи, инженеры потеряли свой социальный статус и былое уважение к профессии.

Молодежь, в свою очередь, в полной мере оценила невостребованность в обществе знаний и таланта. Теперь для молодежи уже не являются настолько значимыми семья, общность, взаимопонимание. Общество раскололось, утратилось чувство общинности.

Образование сегодня

С наступление сложных 90-х годов наметилась текучка кадров из школы. В настоящее время можно сказать, что в России полным ходом идет процесс феминизации кадрового состава в школе. Это объясняется относительно невысокой педагога и в сравнении с этим высокими требованиями к уровню и качеству работы. Мужчины уходят в более престижные и денежные профессии.

Однако стоит сказать, что, несмотря на все трудности, российское образование постепенно вновь занимает лидирующие позиции в мировом сообществе. Да, система развалилась и изжила себя. Зато сегодня учащийся и его родитель вправе выбирать тот тип учебного заведения, который ему ближе. Ранее школа была унифицирована. Образование стало более демократичным, мобильным и вариативным. И в этом его главное преимущество в сравнении со старым подходом.

Постепенно современная российская школа становится более совершенной в плане материально-технической обеспеченности. Во всех учебных заведениях имеются компьютеры с доступом к высокоскоростному . Активно внедряются электронные дневники и журналы, прочие информационные технологии, облегчающие жизнь и работу учителям, ученикам и родителям.
Таким образом, современной школе есть еще куда расти, но уже сейчас заложен хороший фундамент будущего российского общества.

Начало русской национальной школе было положено в Киевской Руси. В развитии древнерусской культуры и просвещения немалую роль сыграло введение улучшенной азбуки (кириллицы), которая была создана на основе звукобуквенного греческого алфавита с учетом фонетики древнеславянского языка.

Начало положено...

Централизованная система образования в России берет свое начало в X-XIII веках, с момента создания и открытия церковно-приходских школ, учреждений при монастырях и дворцах князей. Педагогические начинания князя Владимира успешно продолжены Ярославом Мудрым, которому принадлежала идея создания первой библиотеки при Софийском соборе в Киеве. Если верить берестяным грамотам XI-XV веков, грамотность в Древней Руси получила достаточное распространении не только среди знати, но и среди горожан, ремесленников, торговцев, благодаря «мастерам грамоты» - дьячкам, которые занимались обучением детей.

Первый ВУЗ

Первое высшее учебное заведение было организовано на территории современной Украины - Киевско-Братская Коллегия, позже переименованная в Академию, была открыта в 1632 году. Студентами данного учебного заведения были дети зажиточных горожан, духовенства, представителей казачества. Система образования в России того времени одним из методов преподавания выбрала диспут, а само обучение происходило на греческом языке.

Студентам преподавались такие предметы, как славянский, греческий и польский языки, латынь, грамматика, риторика, пиитика, музыка, философия, геометрия, арифметика, астрономия, богословие. А на территории современной России, в Москве, первой была открыта Славяно-греко-латинская академия в 1687 году. Именно в этом учебном заведении получили образование архитектор В. Баженов и М. Ломоносов, благодаря которому в 1755 году открылся Московский университет.

Образование и народ

В XVIII-XIX веках, в эпоху реформации при правлении Петра I, была затронута и система образования в России. Именно с этого времени обучение стало доступно простому народу, поскольку открывались народные школы. Начальным звеном стали церковно-приходские, в которых осваивали знания в области богословия, счета и чтения в течение одного года; далее - начальные, где готовили кадры для уездных школ. В них преподавались основы математики, литературы, профессиональных наук, обучение проходило в течение двух лет. Выпускники данных школ подготавливали кадры для гимназий, следующая ступень после которой - университет. Обучение в этом заведении было четырехлетним, на одном их факультетов: юридическом, медицинском, словесности, искусств. Эта система образования в России существовала в шести округах, во главе каждого стоял попечительский совет.

Преемственность

Исторически так сложилось, что дошкольное образование в России было прерогативой родителей ребенка или его бабушек и дедушек, оно никогда не являлось обязательным. Первые детские сады возникли в конце XIX века, изначально разделившись на «народные» и «для представителей интеллигенции». Во времена Советского Союза подобное деление перестало быть актуальным, а поскольку люди большую часть своего времени проводили на работе, дошкольные учреждения получили широкое распространение, в них стали отдавать детей, едва достигших пары месяцев. Именно в те годы начала складываться система непрерывного образования в России, предполагающая преемственность между всеми звеньями воспитательно-образовательного процесса. Так, сначала ребенок посещал детский сад, затем поступал в школу, а далее уже, в зависимости от способностей, возможностей и желания - в высшие или средне-специальные учебные заведения.

Для тех же, кто хотел свою жизнь посвятить науке, существовало послевузовское образование и различные научно-исследовательские институты.

И вновь реформы...

Современная система образования в России претерпела некоторые изменения по сравнению с советской. Кроме общеобразовательных школ появились лицеи и гимназии, профтехучилища стали гордо именоваться «колледжами», в высших учебных заведениях стало возможно учиться как на бюджетной, так и на договорной основе. В последнее время получили распространение частные детские сады и школы, развивающие центры. С принятием нового закона «Об образовании» реформирование этой сферы продолжится и в дальнейшем.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!