О болотном мышлении и лягушачьем рефлексе. Кросскультурное эссе "ода лягушке"


Всероссийский

творческий конкурс

«Талантоха – 10»

Номинация

«Творческие работы и методические разработки»\

Ода лягушке

(кросскультурное эссе)

Серёдкина Галина Николаевна,

педагог-психолог,

МОУ Тельминской СОШ

высшая квалификационная категория

2014 год


Я то лягушкой,то царевной

Глядела из – под чёлки гневно

И миру говорила: »Мучь!» -

Мне просто не вручили ключ

От ровной жизни равномерной.

(Т.Бек)

«Результаты интересных психологических исследований показывают, что каждый из нас живёт в соответствии со своей личной легендой.Нас можно сравнить с актёрами, каждый из которых играет свою определённую роль в драме жизни, постоянно помня о сценарии. Проведённые в связи с этим многочисленные исследования показали, что наши личные МИФЫ настолько похожи на мифы Древней Греции, что им можно давать те же названия. Встречаются и «Аполлоны», те, что считают себя поэтами и пророками. Эти личные легенды помогают формировать человеку свою жизнь, потому что благодаря им он чётче осознаёт своё предназначение и свои цели в жизни». Весьма тонкое наблюдение Р..Моуди, которое он оставил в своей книге–бестселлере «Жизнь до жизни. Жизнь после жизни»

Действительно, из цепи «экология - культура – социализация – личность - поведение» невозможно изъять ни одного звена. Экология и история – главные факторы, формирующие культуру, влияющие на поведение членов культуры и тем самым создающие способы социализации детей и взрослых в данной культуре.

Гигантским Нарциссом, углублённым в самосозерцание, окрестил мир кто-то из философов. Человек же создан природой, чтобы с его помощью увидеть себя, восхититься собой.

«Человек – это природа, природа – человек. Смерти не существует» (М.Сарьян).

Несомненно, чувство прекрасного связано с видением того общего, что есть и в природе, и в человеке: симметрия, бесконечная сложность, всеобщая ритмика,захватывающая дух и воображение симфония цвета,звуков и запахов… Именно это общее и позволяет переносить человеческие качества на внешний мир, приумножаясь особым чувством единения человека со всем сущим, то есть, по Сарьяну, человек самоосознаёт себя как часть прекрасного целого. В силу природы человеческого мышления рождается особая интеллектуальная эмоция – чувство гармоничности целого. Это, наверное, и есть цель духовного очеловечивания: стремление к особому эмоциональному наслаждению, к поэзии.

Любая частица природы – некий изначальный сюжет, который может стать предметом художественного и поэтического осмысления:

Какая – то лягушка (всё равно)

Свистит под небом черновлажным

Заботливо, настойчиво, давно…

А вдруг она о самом важном?

(З.Гиппиус).

О чём – «самом важном»?

О том, что эта раскоряка – лупоглазка, крошечная, мокрая и жалкая – тоже арабеска природы, причудливая и неповторимая? Всмотримся в неё душевным зрением, с помощью волшебного поэтического невода вслед за Василием Песковым залюбуемся: «существо походило на точёный драгоценный камушек цвета яшмы и малахита».

Справочники бесстрастно констатируют, что лягушки - семейство бесхвостых земноводных, широко распространённых по всему свету (более 2500 видов). Самых крупных употребляют в пищу. Классические лабораторные особи.

На другом полюсе – почётное место в искусстве народов мира, архетипический женкий образ, особенно милый и притягательный в российской ментальности. Царская корона у кого?

В конце прошлого века шахтёр из Доминиканской республики (африканский континент) наткнулся в забое на обломок янтаря с заключённой внутри лягушкой. Янтарный саркофаг сразу стал достоянием и украшением частной американской коллекции. Специалисты по земноводным выдали личный «паспорт» янтарной царевне - от 35 до 40 миллионов лет. Это древнейший образец ископаемой лягушки.

Заглянем в толщу тысячелетий: там наша героиня, ни много ни мало – повелительница мировых вод!

В австралийских, китайских, североамериканских преданиях и мифах и сказках, несмотря на их географическую удалённость, встречается единый сюжет: гигантская лягушка выпивает всю воду на земле, и когда наступает водный апокалипсис, некий герой, сумевший рассмешить «угрозу» жизни, возрождает природу. Событие это – из начальных времён сотворения мира. Изображения распорядительницы и подательницы земного благоденствия почитались священными. У народов Центральной Америки лягушка являлась одним из 12 зодиакальных знаков, а в Древнем Китае её многочисленные статуи украшали императорские дворцы сынов Неба.

Со временем ранг её, как божества, обязывал не только заботиться об урожае, но и курировать демографическую отрасль - заведовать приплодом, даровать многочисленное крепкое потомство.

В славянском миру лягушке отводилось особо почётное место, будь то глиняная игрушка или вышивка. На женской одежде, убрусах, постельных принадлежностях непременно вышивались искусными руками изображения квакушки, как непременный атрибут земледельческих свадебных обрядов Рождение - сакральное событие в каждой семье,и роженица – лягушка в русской вышивке - всегда крупным планом, часто с куклой во рту.

Сильна была вера в долголетие лягушки, живущей якобы тысячу лет и едва ли не владеющей секретом бессмертия.

В центре мифологической картины мира на ритуальном тибетском ложе, символизирующем Вселенную – цвета огня распластанная лягушка, подпирающая головой как сводом, мировые воды.

В одной из буддийских легенд божество Манджушри, трансформировавшись в исполинских размеров лягушку, утвердило на своём чреве им же созданную землю. Схожие предания проникли с током времён к народам Южной Сибири. Творцом земли изображена лягушка у забайкальских эвенков - именно она вынесла лапками тонущую в водных хлябях землю и, убитая злым божеством из лука, осталась лежать на спине. С тех незапамятных времён держит она в объятьях землю, окружённую со всех сторон водой.Костюм любого эвенкийского шамана и тысячу зим назад, и сегодня украшает подвеска с изображением лягушки – символа самой земли.

Удивительна идентичность модели устройства мира египтян и …эвенков: четыре стороны света обозначены живыми подпорками-лягушками, этакими зелёными атлантами от природы.

В египетском миропорядке лягушка была могущественным атрибутом богини Херит, помогавшей Изиде воскресить Озириса.

Согласно Е.Блаватской, почерпнувшей свои сакральные знания во время путешествия в индостанские земли, лягушка связана с идеей творения и воскрешения не только в силу своей земноводности, но и по причине ухода – прихода созданий (фаз, характерных для всех лунных

созданий). Сразу приходит на ум есенинское

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Были времена, когда божества - лягушки сопровождали египетские мумии в последний путь и помещались в гробницах. Ранние христиане включили лягушек в свою символическую религиозную систему. В центре живописного полотна «Искушение святого Антония» Иеронима Босха изображена лягушка с головой старца на деревянном блюде. Лягушку, как символ высшей ступени эволюции, держит в руках негритянка.У всего сущего есть антитеза.У пчелы – оса, у лягушки – жаба. Г.Юнг сопровождает это положение тем, что лягушка в своей анатомии более, чем любое холоднокровное создание предвосхищает человека.

Поэзия не раз говорила и говорит о серьёзном с примесью юмора, вводя в стихотворную ткань категорию эстетики – комическое

Разве не фантастика-

Сказал церковный служка,-

Что из головастика

Произошла лягушка?

(Я.Козловский).

Проведя холодное время года в оцепенении под толщей опавших листьев в кротовых тоннелях, мышиных норках, в углублениях под древесными корнями, прибывают лягушки на главное торжество жизни. Спешат они на малую родину,к месту рождения, ибо привязана лягушка к своему родному очагу. Недаром и пословица русская утверждает: «В своей водице и лягушка – певица». Великому знатоку природы и её тайн Василию Пескову знакомый лесник так перевёл смысл весенних лягушачьих концертов: «Уррод! Уррод! – Сама какова! Сама какова! – Бре-ке-ке!!!»

Теофиль Готье с изящной иронией подметил: «Тянут лягушки свои пасторали и аплодируют сами себе».

В унисон со своим минорным настроением Александр Кондратьев, поэт Серебряного века, услышал

Как томных старых клавесин стон мелодично монотонный,

Звучит их хор неугомонный из влажной зелени трясин.

Современник Гиппиус и Кондратьева, великий пересмешник Саша Чёрный озорничает вместе с квакушками, подхватив их задорный клич

Мы лягушки – кваксы,

Ночь чернее ваксы:

Шелестит трава.

Ква!

Развевайте пасти,-

Больше, больше страсти!

Громче! Раз и два!

Ква!

Ностальгирует Иван Бунин в эмигрантском далеке: «В чёрной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи, стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки». (рассказ «Кавказ»).

Лягушачьи фестивали длятся три недели при мощной поддержке соловьёв – в пору цветения сирени, томления юных сердец и разгар студенческих сессий. У немцев до сих пор бытует поверье: в каждом без исключения пруду есть древняя лягушка – хормейстер. И ведь подтверждают учёные – натуралисты, что водяная братва действительно составляет и дуэты, и трио, причем каждая артистка поёт строго в своём диапазоне!.

Но ушей у лягушек нет. Замена им – барабанные перепонки на голове. Во время концертной деятельности можно увидеть у некоторых особей по бокам головы два надувшихся пузыря – это воздушные метки – резонаторы.

Анекдот из репертуара Ю.Никулина: «Весна. Правительственная дача. От лягушачьего хора у хозяйки разыгралась мигрень. Она умоляет мужа прекратить это несанкционированное безобразие. Он выходит, бросает в пруд камешек. Тишина. «Милый, как тебе это удалось?» - «Я попал дирижёру по темечку».

Парафразом анекдота звучат в продолжение темы строки стихотворения Владимира Максимова «Над прудом»

Хористки томные в пруду,

Особенно в начале лета,

Такую песню заведут,

Что спать не будешь до рассвета.

Замедлишь у пруда шаги…

Как песня лунная напевна!

Не бей лягушек, береги

А вдруг одна из них – царевна?

Одним из главных обрядов наших пращуров были русалии - ритуальные пляски с молениями о дожде. Длинные рукава одежд танцующих дев символизировали крылатость божества и льющуюся воду.Одна из самых знаковых, знакомых и любимых русских сказок о царевне – лягушке, по версии академика Рыбакова, «сложившаяся, возможно, в вятической (или кривической) земле по соседству с финноугорским населением, даёт нам красочный образ женщины, танцующей ритуальный танец с распущенными рукавами; каждый взмах руки рождал озёра, птиц и деревья. «Наблюдая появление из студёнистой икры головастика, похожего на ожившую запятую, и превращение его в лягушку, с любовью и восхищением перед чудом природы создал русский человек сказание о волшебных превращениях лягухи в деву – царевну.

Сказка повсеместно известная, но сюжет довольно редкий, когда в центре сказки самовыворачивание, полное обновление своего естества, выход из плена без образной оболочки. Кстати,в древних мифах пёстрые животные символизировали звёздную сферу и имели два лика – облика, один – отталкивающий, без образный, подземный, тёмный (без образа, потому и без образный), другой – прекрасный, светлый, блистающий. Царевич, взявший по воле случая (или по велению судьбы – Доли) в жёны подземную владычицу, не может миновать в своих странствиях подземное Кощеево царство. Сбросишь лягушачью шкурку характера, бросишь вызов судьбе -прорвёшься к небу и звёздам, заполнишь подземное царство долгожданным светом. Неведомо, наверное, многим, что лягушки, подобно змеям и ракам, «переодеваются». Линька происходит четыре раза в году. Сбросив старую одежонку, лягушка всякий раз съедает поношенное платье – не пропадать же добру!

Сказка о царевне – лягушке построена на контрасте масок: в смертном безобразном коконе должен герой принять свою избранницу и спасать её в пределах её же прежнего владения. Выбор свершился. Вся и всех оставив, идёт царевич за своей судьбой и в это время происходит чудо второго рождения – изнанка через смерть и обретение истинного образа. Самое важное в сказке – процесс снятия маски.Он растянут во времени и в финале завершается воскресением, потому что «вглядываясь в звёздный лик мифологической Вселенной, мы угадываем в нём человеческое лицо» (К.Кедров).

Не каждому дарована сердечная зоркость,не у всех «иглою Любви прокололи артерию Духа, и капля упала, и сердцем её нарекли» (Руми). Очеловечивая природу, порой отказывает человек себе подобному в уважении, любви, душевности

Как за печкой поёт сверчок,

Сказку сказывать ты умеешь:

«Спи, Иванушка – дурачок,

Утро вечера мудренее»

Засыпал богатырским сном,

А царевна – в рядно, и – к печи,

Чтобы в клети и за столом,

Чтобы милый не бил челом,

Не трудил богатырские плечи.

И уже нет румяных щёк,

Под глазами круги темнеют…

Спит Иванушка – дурачок,

Утро вечера мудренее.

А потом, собравшись на пир,

Или утром, не встав с подушек,

В руки зеркало: « Я – богатырь!

А она? Она – из лягушек».

(Н.Кухаренко).

Здесь уже не контраст масок, а торжествующее «Эго» героя, убеждённого: место царевны - в низшем царстве, и быть ей лишь служанкой. Как себя чувствует Душа и храм её – тело?

Виилма Лууле, уникальный доктор, в одной из своих книг «В согласии с собой» объясняет:

«Со временем, если печальную ситуацию не исправлять, она начинает восприниматься человеком как оскорбление, и он полнеет в талии. Приходится постоянно втягивать живот и выпячивать грудь, чтобы фигурой не походить на лягушку.

Лягушка же являет собой энергию обиженности. Будучи земноводным, она спасается от наземных опасностей, прыгая в воду. Если ей что-то не нравится в воде, возвращается на землю.

Если человек раздувается от обид, он уподобляется лягушке и потому живёт и ведёт себя так, как лягушка. Он всегда недоволен тем, что имеет или тем, где находится. Его девиз6 «хорошо там, где меня нет».

Вернёмся, собственно, к нашей героине. Она всегда такая мокренькая, и всё потому, что её тело обильно смочено слизью. Эта субстанция является и хранилищем воды, и индивидуальной химчисткой, уничтожающей микробов. Вот почему сметливый крестьянский люд селил с давних времён лягушек в колодцы и кринки: вода свежая, не затхлая, и молоко не киснет. Сегодня наукой добыт из лягушачьей слизи высокоэффективный антибиотик.

Не царевной, а служанкой приходится быть лягушке – зеленушке в мире людей. Какое-то время она использовалась как электроизмерительный прибор. А сколько побывало под микроскопом – имя им легион!

Благодарные учёные воздвигли болотной труженице два памятника – в Париже и Токио. Между тем науке и до сих пор есть нужда в лягушке. Опыты на ней показали, что кожа задаёт определённую программу своим нервам. И в постижении тайн природы и мироздания наука неостановима. Предостережением звучит не только учёным «Атомная сказка» Ю.Кузнецова:

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел

И стрелу запустил наугад.

Он пошёл в направленье полёта

По сребристому следу судьбы.

И попал он к лягушке в болото,

За три моря от отчей избы.

- Пригодится на правое дело! -

Положил он лягушку в платок.

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Убийственно страшна такая улыбка познанья, адресованная природе и человеку…

Лягушка – живой ларец с тайнами. Одна из них – лечебная.

Странный, но эффективный способ лечения ангины издавна использовали и на Востоке, и у нас, в России Знахарь подносил к лицу больного крупную лягушку и просил дышать прямо на неё. Сердцебиение лягушки учащалось и, сделав пару прыжков, она умирала; больной же полностью излечивался.

Покров некоторых видов лягушек обладает способностью выделять ядовитые вещества. Туземцы Южной Америки смазывают свои смертоносные стрелы лягушачьим ядом.

Феноменальна прыжковая способность лягушек – голенастый кенгуру «отдыхает». Кстати, Марк Твен начал свой путь в литературе репортажем о соревнованиях по прыжкам лягушек, которые до сих пор проводятся в Калифорнии. Высшее достижение – 6 м 11 см. Из других тайн: пять сердец(!), мощный, сравнимый с шумом электрички голос (110 дцб).

И эту живую тайну, занимающую почётное место в древних мифах, венчанную сказочной короной, человек – гурман определил в кулинарию. Знатоки утверждают, что съедобны абсолютно все лягушки. Особенно неравнодушны к ним французы, законодатели европейской и в целом мировой кухни. В год французское население употребляет до 800 млн квакушек, но неместных, а импортных – из Индонезии, Бангладеш и, конечно, из России.

Во многих странах успешный бизнес осуществляют фирмы, специализирующиеся на разведении лягушек, в Иране есть завод, выпускающий лягушачьи консервы.

Откроем книгу Н.Кончаловской «Волшебство и трудолюбие», где она убедительно пишет о том, что лягушка – суть гастрономическое чудо»… супруги умели готовить самые изысканные чудеса французской кухни.Так, однажды они угостили меня знаменитыми лягушачьими лапками, которые продавались в магазинах, аккуратно уложенные в коробки по 50 штук.Это были только задние окорочка зелёных древесных лягушек.Приготовление этого блюда было чрезвычайно сложным: каждую ножку следовало опалить над газовой плитой дочерна, чтобы кожица отошла

От мяса в виде чёрных шкурок, затем розовые окорочка обваливали в яйце и сухарях и бросали в кипящее оливковое масло, где они через несколько минут подрумянивались и подавались на стол на блюде, И, хотя копоти, дыма и газа было предостаточно, всё же я признаюсь:ничего вкуснее этих крошечных окорочков, похожих на цыплячьи лапки, я не едала».

Много раз бестрепетно заказывала Л.Громковская «вкуснейшие пельмени гёдза, прежде чем узнала, что самый нежный фарш готовят из лягушачьих лапок» (о чём мы узнаем из её книги «101 взгляд на Японию».

Сколько же, зелёных прелестниц, вывезено во Францию из российских прудов и болот!

История одной такой депортированной лягушки привиделась поэту А.Вознесенскому.

Внутри рефрижератора не пошалишь.

Наши лягушки поехали в Париж.

Будет обжираловка на Пале Рояль.

Водитель, врежь, пожалуйста, Эллу Фицджеральд.

Превратив в компьютеры, их вернёт Париж.

У наших лягушек мировой престиж.

Мимо – Зап. Германия…

В хрустальной мерзлоте

Снятся им комарики без ДДТ.

Снится, как их в кринки клали,в молоко,

Как сто второй икринке без мамы тяжело!

Крали Заонежья наблюдают сны,

Как миллионерши,заморожены.

Кровь,когда-то жидкая, стынет у нуля.

Спят на пороге жизни комочки хрусталя.

Что же у таможни глаза на лбу?

Царевна размороженная качается в гробу.

Бриллианты сбросит, попудрясь лишь.

Потягиваясь, спросит: «Уже Париж?»

Превратиться в льдинку, превратиться в сон

И услышать: «Дышит!» из иных времён.

В озере присниться или на реке,

Нефтяному принцу отказать в руке.

Почему не верим? Подо что заём?

Ну, а вдруг, царевен продаём?

Как в волшебном зеркале меняет лики и маски наша героиня – от безобразного до звёздного, но непременно, даже в мгновенья неприглядности своей, остаётся ненаглядной под воздействием иглы Духа – Любви. Свидетельства любви поэтической особенно остро ощущаются в детстве. О невзрачной лягушонке сочинила Ксюша Черноиванова стихотворение, ставшее позже популярной дворовой песней. Сюжет незатейлив. Исполнения трёх желаний посулила младшая сестра Золотой рыбки – лягушка, городскому пацану - мешок золота (первое желание), власть в родном городе(второе).

Но не в этом суть…

В сердце та же грусть.

Ровно через год

К берегу идёт:

«Здравствуй, милая лягушка!

Сердце оживи -

Вместо золота и власти

Я хочу любви!»

В тот же миг оборотилась водяная замарашка прекрасной девой….

Проходят столетия, но негасимо желание человека одушевлять природу, видеть всё её волшебство и славить её заповедность.

А солнечные лучи начинаются с солнца

И на лугах оканчиваются травой.

Счастливейшие из лучей, коснувшись озёр,

Принимают образ болотных лягушек,

Животных нежных и хрупких,

И до того безобразных видом своим,

Что вызывают в мыслях живущих

Ломкое благоговение.

А лягушки и не догадываются,

Что они родня солнцу,

И только глубоко веруют зорям,

Зорям утренним и вечерним…

(К.Некрасова)

Чьи бы глаза не смотрели на живое малахитовое чудо: русского, эвенка или француза, нерушима заповедь: «Человек – это природа, природа – это человек».

Аврал - это морской термин, означающий «Все наверх!», когда ситуация аварийная и все матросы поднимают паруса или гребут веслами. Задействованы в аврале все кто могут и не несут вахту в другом месте. Подвиг в бизнесе - это ошибка планирования. Генерал ошибся, и воины теперь должны совершать подвиги, кидаясь грудью на амбразуру. Это не уменьшает их мужества, но если бы кто-то спланировал правильно: были бы боеприпасы в нужном количестве, была бы правильно занята та или иная высота, не пришлось бы геройствовать. Если перейти от военной тематики к нашей суровой жизни, то в коммерческих компаниях геройство - это опять же ошибки планирования. Возможно, ошибки совершаются неосознанно, из-за нехватки опыта, зрелости, из-за полного отсутствия планирования. Например, у стартапов планов нет в принципе: бери больше, кидай дальше, отдыхай, пока летит. Отсутствие плана приводит к геройству. С другой стороны, возможно, когда в бизнесе возникает дырка, по-другому и нельзя. Однозначно сказать, что геройство - это плохо, я не готов. Но если компания живет на рынке от трех лет, то горизонт планирования, задачи клиентов, объемы поставок производства - все это можно планировать и планировать достаточно достоверно, чтобы не приходилось готовить отчеты до трех утра. Работать нужно с умом, а не допоздна.

Есть масса легенд, построенных на «подвигах».

В свое время компания «Майкрософт», когда она поняла, что проигрывает гонку за Интернет, сильно изменила мотивацию в команде, которая разрабатывала Internet Explorer - программу для работы с Интернетом. Люди в принципе не уходили домой: они просто спали на своих столах и под столами. Это произошло не потому, что им кто-то диктовал такое поведение. Это был трудовой, производственный азарт. Эти люди горели своей идеей. Они, безусловно, гордились своими переработками, но всего лишь в третью очередь. В первую очередь они гордились тем, что они делают. Они думали, что обгонят конкурентов. Когда есть образ врага, то работать сверхурочно, работать помногу значительно легче.

В новых правилах русского языка кофе может быть и среднего рода. Если кофе хороший, то это он, а если кофе плохой, то это оно.

То есть: любая система обыграет талант.

Аврал возникает тогда, когда хаос становится образом жизни. На самом деле надо направить хаотичный клубок людей в нужном направлении. Тогда и получится система. Когда на рынок приходит крупный западный игрок, все игроки начинают понемногу понимать, что система всегда сильнее. Борьба талантливых с профессиональными всегда заканчивается одинаково: выигрывают последние. Никто не мог сопротивляться Римской империи, какими бы мужественными воинами, с какими бы острыми копьями не были ее противники. Четко организованные легионеры всегда выигрывали. Всегда все кончалось одинаково. Крах Римской империи был обусловлен внутренними проблемами, а не тем, что они не смогли двигаться дальше. Неважно, будет ли это банковская структура или IT-компания, все отстанут и проиграют. Профессионалы и системный подход всегда победят. Вопрос в том, как стать такими системными, продуманными ребятами.

Есть один исторический пример, он сюда очень хорошо подходит. В свое время Маргарет Тэтчер поручила членам своего правительства провести реформу. В какой-то момент, начав просматривать отчеты, она разогнала часть своих министров, объяснив это простой фразой: «Нельзя поручать лягушкам осушение болота».

Если люди держатся за свои портфели, за свои кресла, что с ними не делай и как ты их не мотивируй, они будут придумывать способы, чтобы остаться и добавить себе комфорта. Сколько не проводи программ по уменьшению чиновнического аппарата, у нас будет третий заместитель четвертого председателя. И это никуда не денется, пока все не станет меняться сверху.

Есть 10% людей, которые работают хорошо в любых условиях, а есть 10%, которые работают плохо в любых условиях. Есть основная масса, с которой мы вынуждены сотрудничать, и чьи результаты мы вынуждены использовать и оценивать - они находятся посередине. Качество труда зависит от качества управления. Как задача поставлена, как объявлены критерии оценки - так она и будет решаться. Условия - это всего лишь инструмент, когда задача будет решена более качественно в более короткий срок или менее качественно в более длинный срок.

Некоторые собственники, начав «воевать», никак не могут остановиться. Просто не могут действовать по-другому?

Если я не знаю арифметики, таблицы умножения, то я буду считать на пальцах не потому, что мне это нравится, а потому, что меня просто никто не научил действовать по-другому.

Дикое предпринимательство в эпоху накопления капитала обусловлено чутьем рынка и конкурентов. Если человек не научился и не стал расти, делегировать, управлять людьми правильно, в соответствии с какими-то школами, если он не выбрал для себя приемлемую тактику, то он всегда будет совершать малые и большие чудеса - подвиги. Он будет сутью этих чудес, но не будет понимать, как это делать по-другому. Есть практика - проводить тренинги. Но если это делается бездумно - сегодня мы учим лидерству, а завтра тимбилдингу, а послезавтра тайм-менеджменту, а через месяц желающие могут пройти курсы кройки и шитья, - то в головах будет полный бардак. В первую очередь должен учиться высший руководитель, который отвечает за достижение результата. Не важно - собственник он или нет. Принцип Декарта «я мыслю, а значит, я существую» часто несправедлив. «Я руковожу, значит, я умею» - тоже необъективен. Здесь можно вспомнить массу анекдотов про прапорщиков. Так или иначе, хорошие офицеры говорят, что высшая честь - это руководить солдатами. Так и здесь. Руководить подчиненными, которых тебе доверили, управлять профессиональными людьми - это нужно делать грамотно и с умом. Желательно в соответствии с целями компании.

Беседовала Светлана Федюкова

Справка о компании

Компания «ПартКом»
была создана в 2004 году. Компания снабжает автосервисы и магазины запасными частями, маслами, автохимией, дополнительным оборудованием и аксессуарами.

Знаменитая метафора Эрика Берна о лягушках и Принцессах определила смысл личностного развития как превращение «лягушки» в Принцессу. Давайте внесем ясности в этот процесс и попробуем отличить одну от другой. Речь пойдет не только женщинах, разумеется…

1. Лягушки не умеют ходить.

С легкостью преодолевая расстояние в метр одним прыжком, они не в состоянии преодолеть 5 сантиметров. И если пункт назначения находится в зоне, которая меньше расстояния их прыжка, то лягушка сталкивается с непреодолимым препятствием. Справиться с природой невозможно.

В основном это проявляется в отношениях, где расстояние для близости требует умения двигаться иногда по миллиметру и с малой скоростью. Поэтому лягушки либо «впрыгивают» в отношения, часто неожиданно для партнера, либо буквально выпрыгивают из них. Это также вводит другого человека в растерянность, и часто воспринимается как неожиданное бросание. И пока «лягушка» ждет приглашения вернуться, (Collapse)

так как она не собиралась убегать далеко и надолго, а всего лишь немного удалиться, партнер по отношениям может быть абсолютно уверен в их окончании и уже строит другие планы. И ему может быть удивительной обиженная и возмущенная реакция на встречное молчание.

Принцессы умеют и бегать, и прыгать, и ходить на цыпочках. Но главная особенность Принцесс — это достоинство их походки. Они не торопятся без необходимости, суета им чужда. Они умеют контролировать свое движение и способны правильно выбирать скорость и расстояние, на которое им надо приблизиться или отойти. В незнакомой ситуации они будут делать осторожные шаги. Они позволят другому двигаться им навстречу, если это необходимо.

2. Лягушка видит только движущийся объект.

Эта особенность лягушачьей натуры проявляется в том, что «лягушка» придает значение только видимым действиям или событиям. Находясь в покое, она не проявляет внутренней активности в том, чтобы исследовать себя и анализировать. Она в ожидании, когда что-нибудь произойдет. Если состояние ожидания затянулось, а покой лягушка не любит, она начинает создавать видимую активность. Особенность этой активности в том, что ей не важен результат, главное -процесс.

Поэтому количество вкладываемых усилий для «лягушки» может быть огромным, а результат минимальным или отсутствовать. Такая активность создает иллюзию большой проделанной работы и заканчивается разочарованием. «Я все перепробовала, ничего не вышло»… Если бы она остановилась и подумала, проанализировала, то действий могло быть на порядок меньше, а результат налицо, но… Именно поэтому «лягушки» частно не имеют собственного мнения, а слушают во всем других. При этом принимая его за свое.

Принцессы наблюдательны и не суетливы. Они не будут делать что-либо вовне, пока не примут решение внутри. Они могут это понять или почувствовать, неважно. Они склонны к тому, чтобы прислушиваться к себе и умеют себе доверять. Им нравиться анализировать свои чувства или мысли и искать между ними связь. Их внутренний мир богат и разнообразен. Поэтому они имеют свое мнению практически на любой счет. Они уважают мнение других людей, но никогда не принимают его на веру. Они доверяют, но проверяют. Наивность — это не про них! Принцессы уделяют одинаковое внимание и процессу и результату. Для них цель не оправдывает средство. Поэтому они одинаково хорошо справляются и с успехом и с поражением. Из последнего они всегда извлекают опыт. Поэтому Принцессам незнакомо чувство «проживания чужой жизни» или сожалений о прошлом. Они умеют быть благодарными и принимающими.

3. Лягушка всеядна .

Это ее качество напрямую связано с предыдущим. Лягушка боится пропустить что-либо извне, поэтому глотает все подряд. Вдруг это последний комар? «Лягушки» могут быть легкими на подъем и ввязываться в любые предложенные авантюры без разбора. Понимать куда они попали, они могут не сразу. Иногда, уже оставшись у разбитого корыта. Но выводов они не делают. Ведь для этого надо заглянуть вовнутрь, а мы помним, что это не про них. Всеядность распространяется на все: отношения, работу, интересы и т.д. «Лягушка» не умеет говорить «нет» и хватает все подряд из страха, что это последний шанс.

Разборчивость является одной из главных черт Принцесс. Эти точно сначала попробуют, а потом «съедят» . И то не сразу. Где вы видели изголодавшуюся, обжирающуюся Принцессу? Даже голодная, она будет пробовать, а потом есть. Принцессы умеют ждать, поэтому предпочитают дождаться того, что хотят, чем брать что попало.

4. Лягушка не оборачивается.

Опасность в виде голодного аиста неизбежна. Причем аисту не надо было особенно стараться, чтобы его не заметили. Просто медленно приближаться и … бац! Нет лягушки. Такая негибкость «лягушки» проявляется в ее упорстве даже тогда, когда все уже очевидно. Но отсутствие шеи и неспособность посмотреть вверх или по сторонам лягушка воспринимает как данность. Поэтому она осуждает тех, кто проявляет гибкость в жизни, а тех, кто смотрит на звезды, называет «глупыми романтиками». Со временем ее упрямство становится для нее главной опасностью. Но попробуйте ей об этом сказать!

С этой особенностью связана и неспособность «лягушки» учитывать опыт прошлого. Она ведь не оборачивается!

У Принцесс шея длинная, и голова крутится во все стороны. Еще они любят смотреть на звезды и облака, не забывая при этом во сколько у них рейс самолета или через сколько минут надо выключить плиту. Они сканируют реальность на предмет опасности и предпочитают оправданный риск. Боковое зрение у них развито иногда лучше основного.

5. Лягушка квакает, даже когда надо помолчать.

Ну кто не слышал этого кваканья, которое иначе как пустой болтовней и назвать нельзя? Переливчатые трели лягушки только в 10% случаев имеют целю привлечение партнера. Все остальное — привлечет внимание совсем не тех, кого она ожидает. Но природа «лягушки» не научила ее молчать, когда это необходимо. Поэтому, поесть, поспать и поболтать — вот ее основные занятия.

Принцессы немногословны и отвечают за свои слова. Они никогда не скажут о себе «мое слово, хочу даю, хочу забираю». Их слова дорогого стоят, поэтому они ими не разбрасываются. Возможно поэтому, когда Принцесса говорит, ее все внимательно слушают.

6. Лягушки любят болото.

Лягушки выбирают стоячую воду. Со временем они научаются не слышать запах и любить свое болото, в котором тепло, уютно… и ничего не меняется. «Лягушки» не любят перемен. И не любят тех, кто перемены любит. А тех, кто их еще и организовывает, они просто не переваривают! Но очень любят о них «поквакать» на закате. О том, какие они ужасные и противные. Как они портят жизнь добропорядочных «лягушек» своими дурацкими идеями и нововведениями! Вот раньше жили по старинке, и все было хорошо. Болото цвело, комаров было тучи. А теперь они осушают болото, проводят дурацкие дороги или роют озера, о ужас! с проточной водой.

Принцессы стоячую воду не переносят. Им подавай свежую. Болотом они могут полюбоваться, пособирать кувшинки. Но жить, даже у болота, не то что в нем, не будут ни за что! Принцессы любят перемены и частенько сами их проводят. Свежий воздух и свежие идеи — вот что любят Принцессы. Это вовсе не означает, что они всегда отдают предпочтение новому перед старым. Они будут с одинаковым энтузиазмом реставрировать старинный бабушкин шкаф и выбирать новую мебель.

Главное отличие Принцессы от «лягушки» в их отношении к себе! Принцесса считает, что она хорошая и с ней все в порядке, даже когда она делает ошибки. Она не принижает себя за них, а может извлечь опыт. Принцесса может пожалеть себя, если пострадала. Она может быть к себе справедлива и заботлива. Поэтому ей нетрудно быть такой и с другими людьми.

«Лягушка» все время стесняется себя. Она считает себя неполноценной и ущербной. Иногда она себя просто ненавидит и считает только себя виновницей того, что происходит. Некоторые «лягушки» так критикуют и обвиняют самих себя, что начинают это делать с другими. Чтобы скрыть свой комплекс неполноценности, некоторые «лягушки» надевают корону и объявляют себя принцессами. Они могут даже начать в это верить. Отличить настоящую Принцессу от переодетой «лягушки» очень просто. Настоящие уважают других также, как и себя.

А теперь главный секрет!

Мы все рождаемся Принцами или Принцессами. Но случается так, что из-за многих условий нашего детства мы оказываемся заколдованными злыми чарами, и получаем в наследство шкурку лягушки. Главная опасность для нас, в случае, если мы заколдованы, это ждать кого-то, кто нас расколдует. Ивана-дурака или влюбленную Василису. Сказки пишутся символическим языком. Все ее персонажи — это всего лишь части нас самих. Поэтому влюбленная Василиса — это символ того, что нам пора познакомиться и полюбить нашу душу (она женского рода). А Иван-дурак — символ мудрости, достигшей уровня простоты. Той самой, которая несет главные жизненные ценности: уважать себя и других, проявлять любовь в действии и найти свой смысл жизни.

И в самым первым шагом в превращении «лягушки» обратно в Принцессу будет вспомнить, что она такой родилась, и что лягушачья шкура должна сгореть в печи, чтобы не было искушения надеть ее снова и вернуться в свое болото!

Одна старая мудрая лягушка как-то сказала: “Вы ничего не можете сделать с длиной вашей жизни. Но можете кое-что сделать с ее глубиной и широтой” . *

Истинно. С глубиной и широтой жизни можно поступать по-разному. Можно расширять горизонт, а можно углублять яму. И то, и другое затягивает: правда, одно тянет к морю, другое – в болото. На эту тему у меня набралась небольшая подборка коротеньких притч.

Лягушка в колодце

Одна лягушка всю жизнь прожила в колодце. Как-то к ней в гости пришла черепаха и начала рассказывать о том, как огромно море.

– Что же, твое море вдвое больше моего колодца? – удивилась лягушка.
– Гораздо больше, – ответила черепаха.
– Скажешь в три раза больше колодца?
– Еще больше.
– Может, в четыре раза?
– Намного больше.

Тут терпение лягушки лопнуло:
– Все ты лжешь! Не может быть в море столько воды!

Можно всю жизнь прожить в колодце своих убеждений и не узнать моря. Так проще, но это ли настоящая жизнь? Кораблю в гавани безопаснее, но ведь он не для этого строился. Не будьте колодезной лягушкой – избавьтесь от ограничивающих вас представлений , смотрите на мир шире и вам представится огромное море возможностей.

Лягушка в колее

Как-то лягушка попала в колею на грязной деревенской дороге и никак не могла оттуда выбраться. Друзья помогали ей, тянули, но у них ничего не вышло. Под вечер усталые и расстроенные, они оставили ее на волю судьбы.

На следующий день они уже не надеялись найти лягушку живой, но к их удивлению, она весело запрыгала им навстречу.

– Это просто чудо! Как тебе удалось выбраться из грязи?
– Обыкновенно, – сказала лягушка. – Появился грузовик… и я должна была выбраться!

В жизни полно такой грязи, из которой вытащить себя можем только мы сами. Тяните себя до последнего. Никогда не сдавайтесь – вы не знаете себя и своих возможностей.

Интересно, что все мы рождаемся с лягушачьим рефлексом. Если малышу согнуть ноги, он тут же оттолкнется ими, стремясь их распрямить (так, как это делает лягушка). Начав ходить, мы утрачиваем этот рефлекс. Но если его восстановить, то дно уже так не пугает, ведь от него всегда можно оттолкнуться.

Из болота в горы

Однажды несколько лягушек на болоте разговорились:

– Жаль, что мы живем в таком маленьком болоте. Вот бы добраться до соседнего болота, там намного лучше! – проквакала одна из них.
– А я слышала, что в горах есть большой чистый пруд, – добавила вторая.
– А вам-то что? – огрызнулась большая жаба. – Вам все равно туда не добраться!
– Почему не добраться? Мы, лягушки, можем все! – сказала лягушка, добавив, – Давайте докажем, что мы можем переехать в горы!

Большая жаба рассказала жителям болота о затее лягушек, и когда те двинулись в путь, все, кто остался в болоте, закричали в один голос:

– Куда вы? Вы не дойдете до пруда. Сидите в своем болоте!

Лягушки шли несколько дней, многие из них поворачивали в родное болото. В итоге только одна лягушка не свернула с пути и дошла до пруда. Была ли она какой-то особенной? Нет, она просто была глухая.

Если вас затягивает трясина обстоятельств, а жизнь все больше напоминает болото, то самое время переезжать в горы. Но знайте: болото легко не отпускает . Если ваше намерение зыбко, как трясина, то вас непременно затянет обратно. Возможно, чтоб одолеть болотные топи, вам на время придется оглохнуть.

Лягушка и сова

Одна лягушка оказалась на бревне в реке, в которой полно крокодилов. Она сидела, раздумывая над тем, как ей перебраться через реку невредимой. Вдруг она взглянула на дерево и увидела там сову.

– Мудрая сова, помоги мне, – взмолилась лягушка, – скажи, как мне добраться до берега так, чтобы меня не съели крокодилы?
– Это просто – ответила сова. – Оттолкнись от бревна как можно сильнее. Ты полетишь и сможешь пересечь реку, а крокодилы тебя не достанут.

Лягушка так и сделала, и перед тем, как упасть прямо в пасть крокодилу, она успела спросить сову: “Ну зачем ты дала мне этот совет?! Меня же сейчас съедят”. На что сова невозмутимо ответила: “Извини. Я лишь размышляю и не сильна в воплощении идей”.

Все самые важные решения в вашей жизни вы должны принимать сами. Неразумно слепо доверять экспертам и полагаться на их мнение. Если вам нужен совет, то никогда не действуйте, получив лишь один ответ. Узнай второе и третье мнение. Но главное: верьте в себя, а не в чужой авторитет.

* Цитата из книги Дарси Резака “Связи решают все. Правила позитивного нетворкинга”.

Оксана Гафаити,
автор сайт и Trades.сайт

Понравился👍 пост? Оставьте свой комментарий ниже👇.
Получайте мои идеи по рынку в Telegram📣:

Боги дают нам огромное количество чудесных возможностей.
Но они не сделают за нас то, что мы должны сделать сами.
Мало захотеть изменить свою жизнь, это нужно еще сделать.
Преодолев дебри своей дремучести.

На одном огромном плодородном болоте жили-были, тоски не зная лягушки.

Весной болото размерзалось, становилось много грязи, личинок стрекоз и бабочек, всевозможных жучков и паучков. А какое разнообразие мух было на этом болоте! Уму не постижимо! Можно было лопать не соскакивая с места и наслаждаться сытой, сырой жизнью валяясь в грязи целыми днями.

На болоте постоянно звучала какафония звуков жабьих голосов, которые на все лады нахваливали свое болото и сытую жизнь квакушек. Солнце щедро прогревало воду и кочки, на которых нежились лягушачьи тушки день ото дня.

То здесь, то там можно было видеть какую-нибудь жирную квакушу, развалившуюся к верху брюхом, отдыхающую от переедания

Под лопухами, вблизи воды лягушки устраивали свои уютные гнездышки, где выводили свое квакающее жирное потомство. Потом это потомство расползалось, разбегалось по всему болоту, устраивая уже свою взрослую и серьезную лягушачью жизнь, наполненную глубокой жабьей мудростью. В арсенал этой мудрости входило много очень важных вещей, например каких мух вкуснее всего есть, какими закусывать, где самые лучшие личинки комаров и как закапываться в ил, чтобы благополучно промерзнуть зимой, когда болото замерзает.

Глубокой осенью жабье население готовилось к зиме. Они стаскивали к облюбованному месту пищу и ждали, когда болото начнет покрываться льдом.

Потом вновь приходила весна, а с весной возвращалась мирная жизнь великого болота. Опять можно было скакать с кочки на кочку, в необъятных количествах жрать все, что попадается на язык и чувствовать как состоялась чудесная лягушачья жизнь.

Можно было и не скакать, если уж сильно обожрался, но это было позволительно только для лягушек высокой иерархии. Ведь у лягушек, как и у прочих земных тварей существовала своя иерархия и свои незыблемые правила и устои, за соблюдением которых тщательно следили.

И вот, однажды среди обитателей болота появилась одна лягушка, которая наблюдала за окружающей ее жизнью. Она смотрела как под лопухами копошаться семьи ее собратьев, слушала кваканье, в котором обсуждались болотные новости, обрастая все более небывалыми подробностями и деталями. Она слушала о том, какая замечательная жизнь была раньше, когда мухи были жирнее, а комары медлительнее.

И в какой-то момент ее маленькое лягушачье сердце наполнилось тоской. Она подумала, что где-то там есть другая жизнь, где можно поговорить о чем-то интересном, где много захватывающих событий и всего того, чего нет на болоте. Она слушала щебетанье птиц о каких-то краях, полях и дубравах, о степях наполненных разнообразъем душистых трав и нежных ароматных цветов.

Еще эти птицы пели о каких-то прекрасных существах называемых людьми, и о любви. Что такое любовь лягушка не знала, но когда в ее голове звучало это слово ее сердечко начинало биться быстрее и наполнялось неведомым раньше чувством прекрасного, сладостного ожидания.

О, как же ей хотелось увидеть и почувствовать все то, о чем щебетали птицы. Но как это осуществить не знала. Ведь если она будет удаляться от болота, ее тонкая кожа сгорит на солнце, ветер высушит ее и она потрескается, а ее нежные лапки изранятся о сучки, ветки и мелкие камешки. Так и жила она в тоске о чудесной жизни в других местах, где все по-другому.

Где можно интересно общаться, а не то что здесь, где вокруг тупые и бестолковые, страшные и жирные жабы.

Вот, однажды по болоту, где жила наша героиня проходила Богиня этих мест .

Маленькая лягушка слышала легенду, что была, дескать, Богиня раньше была лягушкой, но что-то такое совершила, за что и стала Богиней.

И от всей души взмолилась лягушка к Богине. Рассказала ей о своих мечтах. О том, что хочет изменить свою пустую и бессмысленную жизнь, стать красивой- прекрасивой, и уйти с этого болота, чтобы увидеть другие места, познать любовь, о которой поют птицы, встретить людей, о которых она столько слышала.

Богиня услышав горячие мольбы маленькой лягушки, обратила на нее свой взор и сказала:

- Ты так искренне просишь, меня маленькая лягушка, что совсем не свойственно для твоего племени. Я вижу, что ты хочешь изменить свою жизнь. И возможно, ты сможешь это сделать, если будешь стремиться и менять себя постоянно. Я исполню твое желание. Ты станешь прекрасной девой и сможешь покинуть столь ненавистное тебе болото. Только помни, ты для того, чтобы твоя жизнь изменилась и стала такой как ты хочешь, тебе изо дня в день нужно становиться подобием того, к чему стремишься.

Богиня взмахнула рукой и квакуша превратилась в чудесную девушку красы невиданной. В ее ясных глазах отражались Небеса. Ее гибкое тело было наполнено жизнью и жаром. Двигалась она грациозно и легко, словно шла по небесам. Длинные, тяжелые, блестящие волосы мягкой волной спускались до самых пят. Прямая словно струна спина, переходила в удивительной красоты головку, слегка покачивающуюся в такт движениям тонкого стана. Высокая грудь вздымалась вместе с легким глубоким дыханием, щеки покрыты нежным алым румянцем.

Бывшая лягушка поблагодарила поклоном Богиню и пошла прочь из ненависного ей болота. Вышла на тропинку, двинулась по ней легкими грациозными шагами через лес.

Через какое-то время встретился ей на тропинке юноша. За спиной лук со стрелами, на перевязи булатный меч. На голове шапка, отороченная собольим мехом, кафтан расшит замыловатыми золоченными узорами, добротные порты заправлены в мягкие сафьяновые сапоги.

Увидел он деву красы невиданной, встрепенулось его ярое сердце в груди и обратился он к ней с речью пламенной:

- Здравствуй прекрасная дева. Сколько хожу по этим местам, а ни разу не видывал тебя здесь.

Дева молча опустила прекрасную головку и глаза, опушенные длинными шелковистыми ресницами. Вновь обратился к ней юноша.

- Возможно ты потерялась, о прекрасная дева и тебе такой нежной, высокородной страшно идти одной по лесу, где бродят голодные страшные волки и могут тебя съесть. То, что роду ты высокого это видно сразу. Ведь только в очень родовитых семьях рождаются столько прекрасные дочери. Давай идти вместе и я провожу тебя туда, куда скажешь.

Вновь опустила дева свой прекрасный лик. Ее нежные щечки покрылись румянцем, а медовые губки изогнулись в легкой ласковой улыбке.

- Как же звать-величать тебя красавица? Ведь негоже идти нам не зная имен друг друга. А так поговорим с тобой и дорога будет во сто крат интереснее и быстрее.

- Ква — ответила лягушка.

Через некоторое время девушка увидела спину, стремительно удаляющегося со всех ног от нее юноши.

Зашелестела листва над головой и сквозь листву услышала она мягкий голос Богини.

- Ты стала прекрасной девой снаружи. Но внутри так и осталась зеленой болотной лягушкой.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!