О чем рассказ мнимый больной. Пересказ комедии «Мнимый больной» Мольера

На вопрос краткое содержание мнимый больной заданный автором способность лучший ответ это Сейчас
После долгих подсчётов и проверок записей Арган понял наконец, отчего в последнее время так ухудшилось его самочувствие: как выяснилось, в этом месяце он принял восемь видов лекарств и сделал двенадцать промывательных впрыскиваний, тогда как в прошлом месяце было целых двенадцать видов лекарств и двадцать клистиров. Это обстоятельство он решил непременно поставить на вид пользовавшему его доктору Пургону. Так ведь и умереть недолго.
Домашние Аргана по-разному относились к его одержимости собственным здоровьем: вторая жена, Белина, во всем потакала докторам в убеждении, что их снадобья скорее всяких болезней сведут муженька в могилу; дочь, Анжелика, может быть, и не одобряла отцовской мании, но, как то предписывал ей дочерний долг и почтение к родителю, скромно помалкивала; зато служанка Туанета вконец распоясалась - поносила докторов и нахально отказывалась изучать содержимое хозяйского ночного горшка на предмет изошедшей под действием лекарств желчи.
Та же Туанета была единственной, кому Анжелика открылась в охватившем её чувстве к юноше Клеанту. С ним она виделась всего один раз - в театре, но и за это краткое свидание молодой человек успел очаровать девушку. Мало того, что Клеант был весьма хорош собой, он ещё и оградил Анжелику, не будучи тогда знакомым с нею, от грубости непочтительного кавалера.
Каково же было изумление Анжелики, когда отец заговорил с ней о женитьбе - с первых его слов она решила, что к ней посватался Клеант. Но Арган скоро разочаровал дочь: он имел в виду отнюдь не Клеанта, а гораздо более подходящего, с его точки зрения, жениха - племянника доктора Пургона и сына его шурина, доктора Диафуаруса, Тому Диафуаруса, который сам был без пяти минут доктор. В Диафуарусе-младшем как в зяте он видел кучу достоинств: во-первых, в семье будет свой врач, что избавит от расходов на докторов; во-вторых, Тома - единственный наследник и своего отца, и дяди Пургона.
Анжелика, хоть и была в ужасе, из скромности не произнесла ни слова, зато все, что следует, Арган выслушал от Туанеты. Но служанка только понапрасну сотрясала воздух - Арган твёрдо стоял на своём.
Неугоден брак Анжелики был и Белине, но на то у неё имелись свои соображения: она не желала делиться наследством Аргана с падчерицей и потому всеми силами старалась спровадить её в монастырь. Так что свою судьбу Анжелика полностью доверила Туанете, которая с готовностью согласилась помогать девушке. Первым делом ей предстояло известить Клеанта о том, что Анжелику сватают за другого. Посланцем она избрала давно и безнадёжно влюблённого в неё старого ростовщика Полишинеля.
Шествие опьянённого любовью Полишинеля по улице, приведшее к забавному инциденту с полицией, составило содержание первой интермедии с песнями и танцами.
Клеант не заставил себя ждать и скоро явился в дом Аргана, но не как влюблённый юноша, желающий просить руки Анжелики, а в роли временного учителя пения - настоящий учитель Анжелики, друг Клеанта, будто бы вынужден был срочно уехать в деревню. Арган согласился на замену, но настоял, чтобы занятия проходили только в его присутствии.
Не успел, однако, начаться урок, как Аргану доложили о приходе Диафуаруса-отца и Диафуаруса-сына, Будущий зять произвёл большое впечатление на хозяина дома многоучёной приветственной речью. Затем, правда, он принял Анжелику за супругу Аргана и заговорил с нею как с будущей тёщей, но, когда недоразумение прояснилось, Тома Диафуарус сделал ей предложение в выражениях, восхитивших благодарных слушателей - здесь была и статуя Мемнона с её гармоническими звуками, и гелиотропы, и алтарь прелестей... В подарок невесте Тома преподнёс свой трактат против последователей вредной теории кровообращения, а в качестве первого совместного развлечения пригласил Анжелику на днях посетить вскрытие женского труп
Оля Казакова
(155)
Не за что!

После долгих подсчетов и проверок записей Арган понял наконец, отчего в последнее время так ухудшилось его самочувствие: как выяснилось, в этом месяце он принял восемь видов лекарств и сделал двенадцать промывательных впрыскиваний, тогда как в прошлом месяце было целых двенадцать видов лекарств и двадцать клистиров. Это обстоятельство он решил непременно поставить на вид пользовавшему его доктору Пургону. Так ведь и умереть недолго.

Домашние Аргана по-разному относились к его одержимости собственным здоровьем: вторая жена, Белина, во всем потакала докторам в убеждении, что их снадобья скорее всяких болезней сведут муженька в могилу; дочь, Анжелика, может быть, и не одобряла отцовской мании, но, как то предписывал ей дочерний долг и почтение к родителю, скромно помалкивала; зато служанка Туанета вконец распоясалась - поносила докторов и нахально отказывалась изучать содержимое хозяйского ночного горшка на предмет изошедшей под действием лекарств желчи.

Та же Туанета была единственной, кому Анжелика открылась в охватившем её чувстве к юноше Клеанту. С ним она виделась всего один раз - в театре, но и за это краткое свидание молодой человек успел очаровать девушку. Мало того, что Клеант был весьма хорош собой, он еще и оградил Анжелику, не будучи тогда знакомым с нею, от грубости непочтительного кавалера.

Каково же было изумление Анжелики, когда отец заговорил с ней о женитьбе - с первых его слов она решила, что к ней посватался Клеант. Но Арган скоро разочаровал дочь: он имел в виду отнюдь не Клеанта, а гораздо более подходящего, с его точки зрения, жениха - племянника доктора Пургона и сына его шурина, доктора Диафуаруса, Тому Диафуаруса, который сам был без пяти минут доктор. В Диафуарусе-младшем как в зяте он видел кучу достоинств: во-первых, в семье будет свой врач, что избавит от расходов на докторов; во-вторых, Тома - единственный наследник и своего отца, и дяди Пургона.

Анжелика, хоть и была в ужасе, из скромности не произнесла ни слова, зато все, что следует, Арган выслушал от Туанеты. Но служанка только понапрасну сотрясала воздух - Арган твердо стоял на своем.

Неугоден брак Анжелики был и Белине, но на то у нее имелись свои соображения: она не желала делиться наследством Аргана с падчерицей и потому всеми силами старалась спровадить её в монастырь. Так что свою судьбу Анжелика полностью доверила Туанете, которая с готовностью согласилась помогать девушке. Первым делом ей предстояло известить Клеанта о том, что Анжелику сватают за другого. Посланцем она избрала давно и безнадежно влюбленного в нее старого ростовщика Полишинеля.

Шествие опьяненного любовью Полишинеля по улице, приведшее к забавному инциденту с полицией, составило содержание первой интермедии с песнями и танцами.

Клеант не заставил себя ждать и скоро явился в дом Аргана, но не как влюбленный юноша, желающий просить руки Анжелики, а в роли временного учителя пения - настоящий учитель Анжелики, друг Клеанта, будто бы вынужден был срочно уехать в деревню. Арган согласился на замену, но настоял, чтобы занятия проходили только в его присутствии.

Не успел, однако, начаться урок, как Аргану доложили о приходе Диафуаруса-отца и Диафуаруса-сына, Будущий зять произвел большое впечатление на хозяина дома многоученой приветственной речью. Затем, правда, он принял Анжелику за супругу Аргана и заговорил с нею как с будущей тещей, но, когда недоразумение прояснилось, Тома Диафуарус сделал ей предложение в выражениях, восхитивших благодарных слушателей - здесь была и статуя Мемнона с её гармоническими звуками, и гелиотропы, и алтарь прелестей… В подарок невесте Тома преподнес свой трактат против последователей вредной теории кровообращения, а в качестве первого совместного развлечения пригласил Анжелику на днях посетить вскрытие женского трупа.

Вполне удовлетворенный достоинствами жениха, Арган пожелал, чтобы и дочь его показала себя. Присутствие учителя пения пришлось тут как нельзя более кстати, и отец велел Анжелике спеть что-нибудь для развлечения общества. Клеант протянул ей ноты и сказал, что у него как раз есть набросок новой оперы - так, пустячная импровизация. Обращаясь как бы ко всем, а на самом деле только к возлюбленной, он в буколическом ключе - подменив себя пастушком, а её пастушкой и поместив обоих в соответствующий антураж - пересказал краткую историю их с Анжеликой любви, якобы служившую сюжетом сочинения. Оканчивался этот рассказ появлением пастушка в доме пастушки, где он заставал недостойного соперника, которому благоволил её отец; теперь или никогда, несмотря на присутствие отца, влюбленные должны были объясниться. Клеант и Анжелика запели и в трогательных импровизированных куплетах признались друг другу в любви и поклялись в верности до гроба.

Влюбленные пели дуэтом, пока Арган не почувствовал, что происходит что-то неприличное, хотя, что именно, он и не понял. Велев им остановиться, он сразу перешел к делу - предложил Анжелике подать руку Томе Диафуарусу и назвать его своим мужем, однако Анжелика, до того не смевшая перечить отцу, отказалась наотрез. Почтенные Диафуарусы ни с чем удалились, попытавшись и при плохой игре сохранить хорошую профессиональную мину.

Арган и без того был вне себя, а тут еще Белина застала в комнате Анжелики Клеанта, который при виде её обратился в бегство. Так что, когда к нему явился его брат Беральд и завел разговор о том, что у него на примете есть хороший жених для дочки, Арган ни о чем таком и слышать не хотел. Но Беральд припас для брата лекарство от чрезмерной мрачности - представление труппы цыган, которое должно было подействовать уж не хуже Пургоновых клистиров.

Пляски цыган и их песни о любви, молодости, весне и радости жизни явили собой вторую интермедию, развлекающую зрителей в перерыве между действиями.

В беседе с Арганом Беральд пытался апеллировать к разуму брата, но безуспешно: тот был тверд в уверенности, что зятем его должен стать только врач, и никто кроме, а за кого хочет замуж Анжелика - дело десятое. Но неужели, недоумевал Беральд, Арган при своем железном здоровье всю жизнь собирается возиться с докторами и аптекарями? В отменной крепости здоровья Аргана сомнений, по мнению Беральда, быть не могло хотя бы потому, что все море принимаемых им снадобий до сих пор не уморило его.

Разговор постепенно перешел на тему медицины, как таковой, и самого её права на существование. Беральд утверждал, что все врачи - хотя они в большинстве своем люди хорошо образованные в области гуманитарных наук, владеющие латынью и греческим - либо шарлатаны, ловко опустошающие кошельки доверчивых больных, либо ремесленники, наивно верящие в заклинания шарлатанов, но тоже извлекающие из этого выгоду. Устройство человеческого организма столь тонко, сложно и полно тайн, свято охраняемых природой, что проникнуть в него невозможно. Только сама природа способна победить болезнь, при условии, конечно, что ей не помешают доктора.

Как ни бился Беральд, брат его насмерть стоял на своем. Последним известным Беральду средством одолеть слепую веру в докторов было как-нибудь сводить Аргана на одну из комедий Мольера, в которых так здорово достается представителям медицинской лженауки. Но Арган о Мольере слышать не хотел и предрекал ему, брошенному врачами на произвол судьбы, страшную кончину.

Сия высоконаучная полемика была прервана появлением аптекаря Флерана с клистиром, собственноручно и с любовью приготовленным доктором Пургоном по всем правилам науки. Несмотря на протесты Аргана, аптекарь был изгнан Беральдом прочь. уходя, он обещал пожаловаться самому Пургону и обещание свое сдержал - спустя немного времени после его ухода к Аргану ворвался оскорбленный до глубины души доктор Пургон. Многое он повидал в этой жизни, но чтобы так цинично отвергали его клистир… Пургон объявил, что не желает отныне иметь никаких дел с Арганом, который без его попечения, несомненно, через несколько дней придет в состояние полной неизлечимости, а еще через несколько - отдаст концы от брадипепсии, апепсии, диспепсии, лиентерии и т. д.

Стоило, однако, одному доктору навсегда распрощаться с Арганом, как у его порога объявился другой, правда подозрительно похожий на служанку Туанету. Он с ходу отрекомендовался непревзойденным странствующим лекарем, которого отнюдь не интересуют банальные случаи, - ему подавай хорошую водяночку, плевритик с воспалением легких, на худой конец чуму. Такой знаменитый больной, как Арган, просто не мог не привлечь его внимания. Новый доктор мигом признал Пургона шарлатаном, сделал прямо противоположные Пургоновым предписания и с тем удалился.

На этом медицинская тема была исчерпана, и между братьями возобновился разговор о замужестве Анжелики. За доктора или в монастырь - третьего не дано, настаивал Арган. Мысль об определении дочери в монастырь, совершенно очевидно с недобрым умыслом, навязывала мужу Белина, но Арган отказывался верить в то, что у нее, самого близкого ему человека, может появиться какой-то недобрый умысел. Тогда Туанета предложила устроить небольшой розыгрыш, который должен был выявить истинное лицо Белины. Арган согласился и притворился мертвым.

Белина неприлично обрадовалась кончине мужа - теперь-то наконец она могла распоряжаться всеми его деньгами! Анжелика же, а вслед а ней и Клеант, увидав Аргана мертвым, искренне убивались и даже хотели отказаться от мысли о женитьбе. Воскреснув - к ужасу Белины и радости Анжелики с Клеантом, - Арган дал согласие на брак дочери… но с условием, что Клеант выучится на доктора.

Беральд, однако, высказал более здравую идею: почему бы на доктора не выучиться самому Аргану. А что до того, что в его возрасте знания навряд ли полезут в голову - это пустяки, никаких знаний и не требуется. Стоит надеть докторскую мантию и шапочку, как запросто начнешь рассуждать о болезнях, и притом - по-латыни.

По счастливой случайности поблизости оказались знакомые Беральду актеры, которые и исполнили последнюю интермедию - шутовскую, сдобренную танцами и музыкой, церемонию посвящения в доктора.

Краткое содержание "Мнимого больного", которое вы найдете в этой статье, познакомит вас с комедией-балетом, созданной в 1673 году. Премьера ее состоялась в театре Пале-Рояль 10 февраля этого же года. Автор произведения - Мольер. краткое содержание которого вы прочтете, - последняя пьеса этого автора и, возможно, самая загадочная из всех. Начинается она знакомством с главным героем.

Представление главного героя

Арган, герой комедии, провел последние несколько дней в записях и подсчетах. Он выяснил, из-за чего так плохо себя чувствовал в последнее время. Оказалось, что он выпил слишком много лекарств - примерно 40 видов различных микстур и таблеток, сделал 14 впрыскиваний и 15 уколов. Арган решил высказать недовольство доктору Пургону, своему лечащему врачу, за то, что он едва не отправил его на тот свет.

Отношение членов семьи к чудачеству Аргана

К тому, что Арган проявлял повышенный интерес к своему здоровью, по-разному относились члены его семьи. Белина, его вторая жена, выполняла указания врачей. Она надеялась, что так муж быстрее умрет, чем подхватив простуду. Анжелика, его дочь, отрицательно относилась к стремлению отца вылечить очередное заболевание, выдуманное им. Однако она молчала, проявляя покорность старшим. Зато Туанета, служанка, отказывалась молчать. Женщина обсуждала докторов и пререкалась с больным, не желая делать очередную припарку. Она сыграет еще очень важную роль в произведении. Что именно сделает Туанита, вы узнаете, если дочитаете до конца краткое содержание рассказа "Мнимый больной".

Секрет Анжелики

Анжелика однажды рассказала служанке о секрете, мучавшем ее: она влюбилась в юношу Клеанта, которого видела только один раз. Спасая Анжелику от грубости какого-то джентльмена, тот произвел на нее неизгладимое впечатление. Поэтому девушку охватило волнение при попытке отца впервые заговорить о свадьбе. Анжелика подумала, что Клеант приходил к ее отцу, чтобы просить ее руки и сердца. Однако пыл девушки быстро остудили. Арган собирался выдать ее за более подходящего жениха.

Кандидат в мужья

Им оказался Томас Диафуарус, племянник доктора Пургона. Этот юноша вскоре сам должен был стать врачом. Отец расписывал Анжелике достоинства будущего зятя, говоря, что у девушки всегда будет врач под боком, и ей не нужно будет платить за его услуги. Кроме того, Томас является наследником как своего отца, так и дяди Пургона. Девушка не ответила ничего отцу, однако после этой беседы плакала на плече у служанки. Та высказала Аргану все, что думала его дочь, однако все напрасно - отец девушки был словно глухой. Что же будет дальше? Читайте краткое содержание "Мнимого больного", и вы узнаете ответ.

Служанка берет судьбу девушки в свои руки

У Белины тоже были причины не допустить брака Анжелики: мачеха была жадной и не желала делиться с девушкой наследством мужа. Она даже пыталась упрятать Анжелику в монастырь. Судьба девушки, таким образом, оказалась в руках Туанеты, которая с радостью взяла на себя это бремя. Прежде всего, следовало сообщить Клеанту о том, что Анжелику хотят выдать за другого. И Туанета послала к нему Полишинеля, ростовщика, давно влюбленного в эту служанку.

Появление Клеанта

Первая интермедия с танцами и песнями изображает Полишинеля, который идет по улице, пьяный от любви, что приводит к забавному происшествию с жандармами. Клеант вскоре пришел к Аргану, однако не из-за любви к его дочери, а как заменяющий учителя пения, который отправился ненадолго в деревню по срочным делам. Отец согласился лишь при условии, что лично будет присутствовать во время проведения занятий.

Опера Клеанта и Анжелики

Как только начался урок, вошли Диафуарусы, отец и сын. Последний высокопарной речью поприветствовал Аргана. Затем он принял девушку за будущую тещу. Поняв, что ошибся, он поспешил сделать ей предложение. Томас подарил невесте трактат о вреде кровообращения, который он сам написал. Для празднования помолвки был выбран музей, в котором производилось публичное женщины.

Отец Анжелики захотел, чтобы и она тоже сделала что-нибудь. Вдруг он заметил учителя пения и решил заставить девушку развлечь собравшихся пением. Клеант дал Анжелике ноты и сообщил, что они исполнят его новую оперу, и девушке следует приготовиться к небольшой импровизации. В опере говорилось о пастушке и пастушке - двух влюбленных, под которыми не трудно было опознать Клеанта и Анжелику. Опера исполнялась как бы для всех, но на самом деле Клеант обращался к своей возлюбленной, пересказывая ей историю их любви. В финале пьесы пастушок приходит к своей возлюбленной в дом, узнав о том, что отец хочет выдать ее за недостойного ухажера. Мы лишь вкратце описали эту любопытную сцену из произведения "Мнимый больной". Очень краткое содержание ее, конечно, сильно проигрывает оригиналу. Но подробно описывать эту сцену в рамках темы статьи мы не имеем права. Поэтому продолжим знакомить читателей с сюжетом.

В конце концов Арган приказал остановиться. Он не понимал, в чем дело, однако чувствовал, что что-то не так в этой опере. Когда смолкла музыка, Арган сказал дочери взять под руку Томаса и назвать его при всех своим мужем. Девушка вдруг отказалась выполнить приказ. Гостям пришлось уйти ни с чем.

Неудавшаяся помолвка

Арган в бешенстве. Зайдя к Анжелике, Белина находит у нее Клеанта. Он поспешно убегает. Затем к Аргану приходит Беральд, его брат. Он говорит о том, что нашел другого достойного кандидата на роль мужа его дочери, однако Арган не желает ничего слышать. Тогда Беральд решает пригласить в дом цыган, которые должны развлечь его угнетенного брата. Во второй интермедии - и их радостные песни о весне, о людях и о любви.

Разговор двух братьев

Беральд хочет образумить брата, но тщетно: тот настаивает на том, чтобы мужем Анжелики стал врач, и никто иной. Беральд недоумевает, почему Арган, обладая столь крепким здоровьем, тратит свое время на врачей? Он объясняет крепкое здоровье брата тем, что, несмотря на принятие стольких разных лекарств, Арган сих пор жив. По всей видимости, удивляется этому и сам Мольер ("Мнимый больной"). Читать краткое содержание вам интересно? Оригинал произведения не идет ни в какое сравнение с изложением его сюжета. Вам наверняка доставит массу удовольствия пьеса Мольера, если вы решите поближе с ней познакомиться.

Братья постепенно заводят беседу о медицине, о том, нужна ли она. Беральд допускает, что лекари - образованные люди, знают древние языки и гуманитарные науки. Однако они притворщики и лгуны, вымогающие деньги у больных. Человеческий организм чужд вмешательствам - он органичен, сложен и тонок сам по себе. Лишь природа может справиться с болезнью, если доктора не будут ей мешать. Однако на Аргана (на фото выше - Константин Станиславский в его роли) не действуют никакие убеждения его брата. Единственный выход для Беральда - сводить его на комедию Мольера, автор которой высмеивает горе-лекарей. Но Арган и слушать не хочет об этом. Он убеждает брата в том, что если он не будет слушаться врачей, то умрет страшной болезнью.

Беральд оскорбляет Пургона

Краткое содержание "Мнимого больного" продолжается тем, что появляется аптекарь Флеран, который приносит клистир, изготовленный доктором Пургоном специально для Аргана. Беральд, несмотря на сопротивление брата, прогоняет его прочь. Уходя, аптекарь обещает сообщить обо всем Пургону. Через некоторое время является доктор, уязвленный до глубины души. Он говорит, чтобы Арган не смел просить его ни о чем, замечает, что тот скоро умрет без его ухода.

Туанета притворяется лекарем

Какой же финал готовит нам Мольер? "Мнимый больной", краткое содержание которого уже подходит к концу, в этом отношении не разочарует читателей. Но обо всем по порядку.

Появляется Туанета в одежде странствующего лекаря. Служанка представляется наилучшим доктором, обладающим лучшими рекомендациями и лекарствами в мире. Его якобы заинтересовал Арган, поскольку того никто не может вылечить. "Доктор" предлагает свои услуги, говоря о том, что этот уникальный случай имеет большую ценность для медицины. Туанета замечает, что Пургон - неуч. Служанка ставит Аргану противоположный диагноз, дает ему рецепт и уходит. Не правда ли, весьма остроумную героиню создал Мольер ("Мнимый больной")? Краткое содержание по главам, к сожалению, не передает всех тонкостей характеров.

Разоблачение Белины

Братья опять обсуждают замужество девушки. Арган настаивает на своем - супругом ее может стать только доктор, либо Анжелика уйдет в монастырь. Конечно, Белина предлагает именно последний вариант. Тогда служанка задумывает подстроить ситуацию, при которой всем станут ясны истинные намерения Белины. Мнимый больной соглашается участвовать в этом и притворяется мертвым.

Узнав о кончине супруга, Белина не скрывает радости - все деньги наконец-то достались ей! Клеант и Анжелика, напротив, впадают в отчаяние. Вдруг Арган воскресает и дает согласие на женитьбу Клеанта на его дочери, однако при условии, если тот получит медицинское образование.

Счастливый финал

Вот, наконец, мы и подошли к финалу, которым завершает свое произведение Жан Батист Мольер ("Мнимый больной"). Краткое содержание его следующее. Брат мнимого больного предлагает ему самому стать доктором. Даже если он не сможет постичь науку, это не важно - все равно ему не нужно ничего знать о медицине. Достаточно лишь одеть халат и шапочку и использовать латинский язык, рассуждая о болезнях.

Заключительная интермедия исполняется актерами, которые являются знакомыми Беральда. Аргана посвящают в доктора. На этом заканчивается краткое содержание "Мнимого больного", как, впрочем, и сама пьеса.

Драматургический сюжет «Мнимого больного» несложен. Это комедия о разложении буржуазной семьи. В пьесе идёт полемика о медицине, её возможностях и роли докторов в судьбе человека, параллельно развивается любовная линия. Из этого перечисления тем уже видно, что Мольер органически соединил в своей комедии драматические, публицистические и лирические эпизоды.

Основной конфликт комедии, ее центральная интрига состоят в столкновении Аргана с дочерью Анжеликой, которая избрала себе недостойного, с позиций отца, жениха. Арган смотрит на дочь, как собственник на вещь. Он готов распорядиться её судьбой по своему усмотрению, разрушить её счастье, её любовь. Чувства девушки, её стремления, надежды его не волнуют. И здесь возникает второй, значительно более важный план произведения. Он связан с темой мнимой любви, мнимой заботы, ханжеских чувств, способных погубить настоящие. Мелочность и суетность несут угрозу высокому, истинному. Зять-слуга, который будет ухаживать за тестем, ставить ему клистиры, делать промывания и кровопускания — вот подлинная цель Аргана. Именно поэтому, вопреки желаниям Анжелики, он останавливает свой выбор на докторе Томе Диафуарусе. То есть нравственный выбор героя в данном случае определяется лишь тем, как тот или иной человек из его окружения относится к клистиру. Вот уж воистину серьёзная и высоко этическая позиция! Кроме чувства сарказма и брезгливости, она ничего не может вызвать у зрителя и читателя.

Естественно, не выдуманная, а реальная жизнь мстит за такое мироощущение. Арган испытывает нежность к своей второй жене Белине, ибо считает её сочувствие, почтительность, благоговейность настоящими, а между тем они лицемерно лживы. В их основе не любовь к мужу, а презрение к нему, ожидание его скорой смерти, которая позволит завладеть богатством, вырваться из дома и зажить в своё удовольствие.

Арган разыгрывает мнимую смерть. И тут фальшь заботы и любви Белины проявляются в полную силу: она в восторге от кончины мужа, она торжествует. Ей не терпится быстрее захватить важные документы и деньги.

Высокую оценку художественного мастерства Мольера, создателя образа лицемерно-ханжеской натуры Белины, дал французский писатель Оноре де Бальзак. Он писал: «Начертав с потрясающей правдивостью образ женщины, которая считает последние минуты безрассудного старика, образ корыстной супруги и злой мачехи, великий человек доказал, что смерть сразила его в ту пору, когда могучий гений его был в полном расцвете и мог создавать всё новые шедевры». Итак, от одной иллюзии — иллюзии верности и преданности супруги — Арган спасён. Но он продолжает оставаться в плену своих медицинский суеверий. Они вызывают резкое неприятие, доходящее до сарказма, у брата Аргана — Беральда. Но именно поэтому мнимый больной и не доверяет ему.

Неизвестно, что вызвало такое резко отрицательное отношение Мольера к медицине. Возможно, её вечное несовершенство, возможно, тяжёлое физическое состояние самого драматурга. Но главное в комедии — не проблемы медицины, а высмеивание стремления человека спрятаться от настоящей жизни под личиной придуманных им жизненных обстоятельств.

Система персонажей "Мнимого больного" Мольера соответствует замыслу комедии. В неё вписываются и сатирические образы врачей с их «говорящими фамилиями» — одним из верных признаков комедии классицизма (например, доктор Пургон, чья фамилия вызывает в сознании название слабительного лекарства пурген). Другой врач — Диафуарус-старший — доктор-схоласт, произносящий как заклинания заученные медицинские термины, «звонкую галиматью и вычурную болтовню», при этом абсолютно пренебрегая судьбой пациентов. Они для доктора, который, но сути, мнимый врач, лишь сырье для производства неких манипуляций, предписанных правилами. Вот почему ему проще и безопаснее лечить простых людей: «С ними куда легче. Вы ни перед кем не отвечаете за свои действия: надо только следовать правилам науки, не заботясь о том, что из этого получается». Богатых и знатных лечить опасней: «Когда они заболевают, они непременно хотят, чтобы врач вылечил их».

Не случайно возникает в комедии и еще один «мнимый» человек. Это сын доктора Диафуаруса Том. Том Диафуарус создаёт бездарный, мнимо научный трактат, который, однако, позволяет ему сделать карьеру. И он бросается в бой против подлинных учёных, настоящих врачей, «наводит на них страх», потому что истинное подавлено схоластикой, мнимыми значимостью и пользой.

Так в комедии возникает центральный мотив истинного и ложного, мотив, который способен развернуться в приговор Диафуарусам и Пургонам не только в медицине, но и в литературе, искусстве, науке — во всех сферах человеческой деятельности. Именно против носителей ложных ценностей направлено всё сатирическое мастерство Мольера-драматурга, именно этого ему и не простили порочные люди, надевшие на себя маски святош.

Мнимый больной

После долгих подсчетов и проверок записей Арган понял наконец, отчего в последнее время так ухудшилось его самочувствие: как выяснилось, в этом месяце он принял восемь видов лекарств и сделал двенадцать промывательных впрыскиваний, тогда как в прошлом месяце было целых двенадцать видов лекарств и двадцать клистиров. Это обстоятельство он решил непременно поставить на вид пользовавшему его доктору Пургону. Так ведь и умереть недолго.

Домашние Аргана по-разному относились к его одержимости собственным здоровьем: вторая жена, Белина, во всем потакала докторам в убеждении, что их снадобья скорее всяких болезней сведут муженька в могилу; дочь, Анжелика, может быть, и не одобряла отцовской мании, но, как то предписывал ей дочерний долг и почтение к родителю, скромно помалкивала; зато служанка Туанета вконец распоясалась - поносила докторов и нахально отказывалась изучать содержимое хозяйского ночного горшка на предмет изошедшей под действием лекарств желчи.

Та же Туанета была единственной, кому Анжелика открылась в охватившем её чувстве к юноше Клеанту. С ним она виделась всего один раз - в театре, но и за это краткое свидание молодой человек успел очаровать девушку. Мало того, что Клеант был весьма хорош собой, он еще и оградил Анжелику, не будучи тогда знакомым с нею, от грубости непочтительного кавалера.

Каково же было изумление Анжелики, когда отец заговорил с ней о женитьбе - с первых его слов она решила, что к ней посватался Клеант. Но Арган скоро разочаровал дочь: он имел в виду отнюдь не Клеанта, а гораздо более подходящего, с его точки зрения, жениха - племянника доктора Пургона и сына его шурина, доктора Диафуаруса, Тому Диафуаруса, который сам был без пяти минут доктор. В Диафуарусе-младшем как в зяте он видел кучу достоинств: во-первых, в семье будет свой врач, что избавит от расходов на докторов; во-вто-рых, Тома - единственный наследник и своего отца, и дяди Пургона.

Анжелика, хоть и была в ужасе, из скромности не произнесла ни слова, зато все, что следует, Арган выслушал от Туанеты. Но служанка только понапрасну сотрясала воздух - Арган твердо стоял на своем.

Неугоден брак Анжелики был и Белине, но на то у нее имелись свои соображения: она не желала делиться наследством Аргана с падчерицей и потому всеми силами старалась спровадить её в монастырь. Так что свою судьбу Анжелика полностью доверила Туанете, которая с готовностью согласилась помогать девушке. Первым делом ей предстояло известить Клеанта о том, что Анжелику сватают за другого. Посланцем она избрала давно и безнадежно влюбленного в нее старого ростовщика Полишинеля.

Шествие опьяненного любовью Полишинеля по улице, приведшее к забавному инциденту с полицией, составило содержание первой интермедии с песнями и танцами.

Клеант не заставил себя ждать и скоро явился в дом Аргана, но не как влюбленный юноша, желающий просить руки Анжелики, а в роли временного учителя пения - настоящий учитель Анжелики, друг Клеанта, будто бы вынужден был срочно уехать в деревню. Арган согласился на замену, но настоял, чтобы занятия проходили только в его присутствии.

Не успел, однако, начаться урок, как Аргану доложили о приходе Диафуаруса-отца и Диафуаруса-сына, Будущий зять произвел большое впечатление на хозяина дома многоученой приветственной речью. Затем, правда, он принял Анжелику за супругу Аргана и заговорил с нею как с будущей тещей, но, когда недоразумение прояснилось, Тома Диафуарус сделал ей предложение в выражениях, восхитивших благодарных слушателей - здесь была и статуя Мемнона с её гармоническими звуками, и гелиотропы, и алтарь прелестей... В подарок невесте Тома преподнес свой трактат против последователей вредной теории кровообращения, а в качестве первого совместного развлечения пригласил Анжелику на днях посетить вскрытие женского трупа.

Вполне удовлетворенный достоинствами жениха, Арган пожелал, чтобы и дочь его показала себя. Присутствие учителя пения пришлось тут как нельзя более кстати, и отец велел Анжелике спеть что-нибудь для развлечения общества. Клеант протянул ей ноты и сказал, что у него как раз есть набросок новой оперы - так, пустячная импровизация. Обращаясь как бы ко всем, а на самом деле только к возлюбленной, он в буколическом ключе - подменив себя пастушком, а её пастушкой и поместив обоих в соответствующий антураж - пересказал краткую историю их с Анжеликой любви, якобы служившую сюжетом сочинения. Оканчивался этот рассказ появлением пастушка в доме пастушки, где он заставал недостойного соперника, которому благоволил её отец; теперь или никогда, несмотря на присутствие отца, влюбленные должны были объясниться. Клеант и Анжелика запели и в трогательных импровизированных куплетах признались друг другу в любви и поклялись в верности до гроба.

Влюбленные пели дуэтом, пока Арган не почувствовал, что происходит что-то неприличное, хотя, что именно, он и не понял. Велев им остановиться, он сразу перешел к делу - предложил Анжелике подать руку Томе Диафуарусу и назвать его своим мужем, однако Анжелика, до того не смевшая перечить отцу, отказалась наотрез. Почтенные Диафуарусы ни с чем удалились, попытавшись и при плохой игре сохранить хорошую профессиональную мину.

Арган и без того был вне себя, а тут еще Белина застала в комнате Анжелики Клеанта, который при виде её обратился в бегство. Так что, когда к нему явился его брат Беральд и завел разговор о том, что у него на примете есть хороший жених для дочки, Арган ни о чем таком и слышать не хотел. Но Беральд припас для брата лекарство от чрезмерной мрачности - представление труппы цыган, которое должно было подействовать уж не хуже Пургоновых клистиров.

Пляски цыган и их песни о любви, молодости, весне и радости жизни явили собой вторую интермедию, развлекающую зрителей в перерыве между действиями.

В беседе с Арганом Беральд пытался апеллировать к разуму брата, но безуспешно: тот был тверд в уверенности, что зятем его должен стать только врач, и никто кроме, а за кого хочет замуж Анжелика - дело десятое. Но неужели, недоумевал Беральд, Арган при своем железном здоровье всю жизнь собирается возиться с докторами и аптекарями? В отменной крепости здоровья Аргана сомнений, по мнению Беральда, быть не могло хотя бы потому, что все море принимаемых им снадобий до сих пор не уморило его.

Разговор постепенно перешел на тему медицины, как таковой, и самого её права на существование. Беральд утверждал, что все врачи - хотя они в большинстве своем люди хорошо образованные в области гуманитарных наук, владеющие латынью и греческим - либо шарлатаны, ловко опустошающие кошельки доверчивых больных, либо ремесленники, наивно верящие в заклинания шарлатанов, но тоже извлекающие из этого выгоду. Устройство человеческого организма столь тонко, сложно и полно тайн, свято охраняемых природой, что проникнуть в него невозможно. Только сама природа способна победить болезнь, при условии, конечно, что ей не помешают доктора.

Как ни бился Беральд, брат его насмерть стоял на своем. Последним известным Беральду средством одолеть слепую веру в докторов было как-нибудь сводить Аргана на одну из комедий Мольера, в которых так здорово достается представителям медицинской лженауки. Но Арган о Мольере слышать не хотел и предрекал ему, брошенному врачами на произвол судьбы, страшную кончину.

Сия высоконаучная полемика была прервана появлением аптекаря Флерана с клистиром, собственноручно и с любовью приготовленным доктором Пургоном по всем правилам науки. Несмотря на протесты Аргана, аптекарь был изгнан Беральдом прочь. уходя, он обещал пожаловаться самому Пургону и обещание свое сдержал - спустя немного времени после его ухода к Аргану ворвался оскорбленный до глубины души доктор Пургон. Многое он повидал в этой жизни, но чтобы так цинично отвергали его клистир... Пургон объявил, что не желает отныне иметь никаких дел с Арганом, который без его попечения, несомненно, через несколько дней придет в состояние полной неизлечимости, а еще через несколько - отдаст концы от брадипепсии, апепсии, диспепсии, лиентерии и т. д.

Стоило, однако, одному доктору навсегда распрощаться с Арганом, как у его порога объявился другой, правда подозрительно похожий на служанку Туанету. Он с ходу отрекомендовался непревзойденным странствующим лекарем, которого отнюдь не интересуют банальные случаи, - ему подавай хорошую водяночку, плевритик с воспалением легких, на худой конец чуму. Такой знаменитый больной, как Арган, просто не мог не привлечь его внимания. Новый доктор мигом признал Пургона шарлатаном, сделал прямо противоположные Пургоновым предписания и с тем удалился.

На этом медицинская тема была исчерпана, и между братьями возобновился разговор о замужестве Анжелики. За доктора или в монастырь - третьего не дано, настаивал Арган. Мысль об определении дочери в монастырь, совершенно очевидно с недобрым умыслом, навязывала мужу Белина, но Арган отказывался верить в то, что у нее, самого близкого ему человека, может появиться какой-то недобрый умысел. Тогда Туанета предложила устроить небольшой розыгрыш, который должен был выявить истинное лицо Белины. Арган согласился и притворился мертвым.

Белина неприлично обрадовалась кончине мужа - теперь-то наконец она могла распоряжаться всеми его деньгами! Анжелика же, а вслед а ней и Клеант, увидав Аргана мертвым, искренне убивались и даже хотели отказаться от мысли о женитьбе. Воскреснув - к ужасу Белины и радости Анжелики с Клеантом, - Арган дал согласие на брак дочери... но с условием, что Клеант выучится на доктора.

Беральд, однако, высказал более здравую идею: почему бы на доктора не выучиться самому Аргану. А что до того, что в его возрасте знания навряд ли полезут в голову - это пустяки, никаких знаний и не требуется. Стоит надеть докторскую мантию и шапочку, как запросто начнешь рассуждать о болезнях, и притом - по-латыни.

По счастливой случайности поблизости оказались знакомые Беральду актеры, которые и исполнили последнюю интермедию - шутовскую, сдобренную танцами и музыкой, церемонию посвящения в доктора.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!