О ложной и истинной скромности. Скромность и ложная скромность

Существуют неоспоримые доказательства того, что порой люди выдают себя не за тех, кем на самом деле являются. Однако наиболее яркий тому пример - не ложная гордыня, а ложная скромность. Возможно, вы уже и сами припомнили ситуации, когда кто-то не восхвалял себя, а занимался самобичеванием. Подобное поведение может быть очень тонким проявлением себялюбия, поскольку нередко вызывает у окружающих желание успокоить и «погладить по головке». Такая фраза, как «Я чувствовала себя последней дурой!», может подтолкнуть подругу к тому, что она начнет успокаивать: «Перестань! Ты все сделала правильно!» Даже фраза «Надо же было родиться такой уродиной!» способна вызвать как минимум такую ответную реакцию: «Вздор! Я знаю парочку людей, которые охотно поменялись бы с тобой!»

Есть и другая причина, заставляющая людей заниматься самоуничижением и восхвалять других. Представьте себе тренера, который перед важным матчем на все лады расхваливает соперника. Можно ли сказать, что он абсолютно искренен? Когда тренеры публично превозносят соперников, они делают это для того, чтобы создать у окружающих впечатление о нем и его подопечных как о скромных людях, настроенных на честную борьбу, и обеспечить благоприятные отзывы при любом исходе игры. В такой ситуации победа - достойное всяческой похвалы достижение, а поражение - следствие потрясающей игры команды-соперника в обороне. Как сказал Фрэнсис Бэкон, философ, живший в XVII в., скромность есть не что иное, как одно из проявлений «искусства хвастовства». Так, по данным Роберта Гоулда, Пола Бронштейна и Гарольда Сигала, участники лабораторного эксперимента - студенты Мэрилендского университета - тоже восхваляли своего будущего оппонента, но только тогда, когда оценивали его публично (Gould, Brounstein & Sigall, 1977). Анонимные характеристики были куда сдержаннее! Человек, осознающий собственные способности, ведет себя более естественно и не испытывает острой необходимости в оценочном поведении (Gibson & Sachau, 2000).

<Нередко смирение - всего лишь трюк, уловка, на которую пускается гордость, умолкающая на время только для того, чтобы затем еще громче заявить о себе. Ларошфуко ,Максимы, 1665>

Ложная скромность проявляется и тогда, когда люди пишут автобиографии и перечисляют собственные достижения. На всех церемониях, посвященных вручению премий и призов, награжденные в изысканной форме благодарят своих близких - и не только их - за поддержку. Так, принимая Академическую премию, Морин Стэйплтон благодарил свою семью, детей, друзей и всех, кого он встречал на протяжении всей своей жизни. Противоречит ли подобная щедрость при «раздаче благодарностей» распространенному мнению, согласно которому люди с готовностью приписывают успехи своим собственным усилиям и компетентности?


Чтобы ответить на этот вопрос, Рой Баумейстер и Стейси Илко попросили студентов описать какой-либо свой успех, который они считают важным для себя (Baumeister & Ilko, 1995). Те испытуемые, которых они попросили подписать свои сочинения и которые предполагали, что их работы будут прочитаны вслух, преимущественно благодарили за оказанные им помощь и моральную поддержку. В анонимных работах слова благодарности встречались редко, их авторы изображали себя единоличными творцами собственных достижений. Эти результаты позволили Баумейстеру и Илко предположить, что людям присуща «напускная признательность» - поверхностная благодарность, некая маска, которая надевается лишь для того, чтобы казаться скромным, хотя «в глубине души» они считают творцами собственных успехов только самих себя.

Напускная признательность проявляется в тех случаях, когда мы, подобно Морину Стэйплтону, добиваемся бо льших успехов, чем окружающие, и не уверены в их чувствах к нам. Если нам кажется, что наш успех может вызвать у кого-то зависть или недоброжелательное отношение, - феномен, названный Джулией Экслайн и Марси Лобел (Exline & Lobel, 1999) «опасностями, подстерегающими победителя», - мы можем принизить собственные достижения и изобразить признательность. Людям, добивающимся действительно значительных достижений, не нужно притворяться скромными: скромность - их естественное качество.

Понятие о том, что «надо быть скромнее», нам прививали с детства. Скромность считается добродетелью и украшением человека, но, как часто шутят, что лишь в том случае, если украсить себя больше нечем. Шутки подобного рода возникают неспроста. Очень часто под словом «скромность» (или «смирение») подразумеваются вещи противоположные по значению. Я не прошу человека о помощи - это скромность или, может быть, гордость? Я не заговариваю об изменении условий труда - это смирение или страх перед начальством? Я опускаю глаза, когда разговариваю с человеком, - это из-за скромности или потому что стараюсь произвести на него определенное впечатление? Таких двойственных ситуаций бывает много.
У архимандрита Софрония (Сахарова) в книге о старце Силуане есть примечательное место. Прочитайте следующее предложение внимательно: «Гордость - начало греха; в ней заключены все виды зла: тщеславие, славолюбие, властолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего; мечтательность ума, усиленное действие воображения, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть; зависть, приниженность. . .» Приниженность… И еще, в другом месте, старец Софроний пишет о болезненном «комплексе приниженности», «этой своеобразной, большинству непонятной форме проявления гордости». Кажется, какое-то противоречие… А никакого противоречия нет. Часто за приниженностью стоят, действительно, отнюдь не скромность и смирение.
Иногда бывает так, что состояние приниженности появляется в результате длительных процессов ломки личности, может быть вызвано отношением других людей, неуверенностью в себе, боязнью оказаться в глупом положении, быть осмеянным, желанием что-то получить, стремлением кому-то понравиться или занять более безопасную нишу, уйти от ответственности… Но это ведь совсем не то, к чему призван человек.
Конечно, приниженность не имеет ничего общего со скромностью, которая всегда соседствует с достоинством - интуитивным ощущением ценности самой жизни, личности как таковой . И достоинство всякой личности несопоставимо с достоинством другой - в каждом человеке оно бесценно и абсолютно. Поэтому скромность, простота в общении - самая естественная, самая достойная форма поведения… Самые прекрасные люди, которых я встречала в жизни, были невероятно скромны, и при этом вся их личность светилась достоинством, возвышающим каждого, кто соприкасался с ними.
Современный литератор, художник, реставратор Александр Круглов в эссе «Самолюбие и достоинство» предлагает такой критерий для разграничения: скромность от приниженности отличает умение посмеяться над собой. Приниженный (а на самом деле, самолюбивый) человек боится насмешки, не может с юмором взглянуть на самого себя, и совершенно безобидная шутка может вызвать глубокую обиду. Но обижаться - значит ронять достоинство; уметь стать выше обиды - значит, сохранить свое достоинство.
Ну и конечно, абсолютным проявлением достоинства в человеке является способность к любви - бескорыстной, не требующей, не ищущей своего, в которой есть свобода и нет никакой приниженности.

Однажды несколько ученых мужей беседовали на исторические темы. Мулла Насреддин решил показать свою ученость и сказал:

– Сирхан – это имя волка, который сожрал Юсуфа.

– Так ведь волк не сжирал Юсуфа, – возразили ему.

– Значит, это имя волка, который не сожрал Юсуфа.

Беден, так раскидывай умом

Бедняк вошел в чайную, попросил чаю, выпил и зашагал прочь, не расплатившись. Хозяин чайной выбежал за ним на улицу, догнал и сказал:

– Дружище, а за чай ты не уплатил!

– Да ну! А ты сам за него уплатил? – спросил расторопный бедняк.

– Конечно! – ответил хозяин. – Разве мне его даром дали?

– Так чего же ты от меня требуешь? Я не дурак! В какой это стране платят дважды за один и тот же товар?

Таракан-спасатель

Был некогда у одного великого короля министр. Он впал в немилость, и король в наказание велел запереть его на вершине очень высокой башни. Это было исполнено, и министр, оставаясь там, должен был погибнуть. Но у него была верная жена. Ночью она пришла к башне и крикнула своему мужу, не может ли она чем-нибудь ему помочь. Министр попросил жену, чтобы на следующую ночь она опять пришла к башне и принесла с собой длинную веревку, крепкий шнурок, моток ниток, шелковинку, таракана и немного меду. Очень удивляясь, добрая жена исполнила сей наказ. Муж попросил ее крепко привязать шелковинку к таракану, потом смазать его усики каплей меда и посадить его на стену башни головой вверх. Таким образом таракан отправился в длинное путешествие. Чуя впереди запах меда и желая добыть его, он медленно полез вперед и вперед, пока, наконец, не достиг вершины башни, где министр схватил его и овладел шелковинкою. Тогда смекалистый муж сказал жене, чтобы она привязала другой конец шелковинки к мотку ниток, и после того как вытащил последний, повторил ту же историю с крепким шнурком и, наконец, с веревкой. Остальное было легко. Министр по веревке спустился с башни и убежал.

Почему верблюд горбат?

Однажды падишах Акбар пообещал Бирбалу земельный надел. Но потом забыл об этом и не выполнил своего обещания. И вот пошел падишах с Бирбалом прогуляться по городу. И повстречался им караван верблюдов.

– Скажи мне, Бирбал, – обратился Акбар к своему советнику, – почему у верблюдов такие кривые шеи?

– О повелитель! – ответил Бирбал. – Они, видно, пообещали кому-то землю, да забыли. А теперь они от стыда всегда отворачиваются. Вот шеи у них и изогнулись.

Услышав такой ответ, падишах вспомнил свое обещание и пожаловал Бирбалу обещанную землю.

Брат он мой, а ум у него свой

Однажды ученик Импо толкал впереди себя тачку, а Мацзы сидел на его пути, вытянув ноги. Импо сказал:

– Учитель, уберите, пожалуйста ноги!

– То, что вытянуто, не может быть убрано, – сказал Мацзы.

– То, что идет вперед, не может повернуть назад, – сказал Импо и толкнул тачку вперед.

Тачка проехала по ногам Мацзы, и его ноги покрылись синяками и кровоподтеками. Когда они вернулись, Мацзы зашел в зал и сказал, придвинув к себе топор:

– Пусть монах, который недавно поранил мои ноги, подойдет сюда!

Импо подошел и стал перед Мацзы, наклоня шею и готовясь принять удар.

Мацзы отложил топор в сторону.

Голодный ждать не хочет

Однажды Ходжа Насреддин купил мясо и принес домой.

– Что из него приготовить? – спросила жена.

– Что угодно, – ответил Ходжа.

– Из такого мяса можно приготовить все что угодно.

– Тогда все и свари, – ответил мулла.

Сокровища в саду

У Рамана был очень большой и требующий тщательного ухода сад. Темной ночью несколько воров пробрались в сад и подкрались к двери. Раман почувствовал это. Разбудив жену, он громким голосом объявил:

– Дорогая, знаешь ли ты, что вчера я все наши деньги спрятал в старые ларцы и часть бросил в колодец, а другие закопал в почву.

Услышав это, воры бросились вычерпывать воду из колодцев и перекапывать рисовое поле.

Когда Раман проснулся и вышел в сад, то увидел, что он обильно полит, а участок для посадки риса аккуратно вспахан.

Хвала героям

Однажды Раман находился в обществе воинов, и ему пришлось выслушивать многочисленные героические истории.

– Послушайте, – не выдержав, сказал Раман, – знаете ли вы, как я отрубил ногу вожаку неприятелей?

– Но почему только ногу? – удивились вокруг.

– Потому что голову ему уже кто-то отрубил до меня.

Счастливое воскресение

Раман задолжал императору большие деньги. Он сказал своей жене:

– Беги к махараджи и скажи, что я умираю, потому что не смог отдать долг.

Пришел император и говорит Раману:

– Умри спокойно, я прощаю тебе твой долг.

Раман тотчас вскочил на ноги, полный сил и здоровья:

– Как только ты простил мне долг, смерть оставила меня!

На волосок от смерти

Недруги Рамана оклеветали его перед махараджи, и он был приговорен к смерти.

– Раман, из уважения к тебе я разрешаю тебе выбрать свою смерть.

– Я хочу умереть собственной смертью, – отвечал Раман, – когда от старости моя собственная голова отвалится от тела.

Верный своему слову, император с улыбкой отпустил Рамана.

Ложная скромность

Один монах после долгой дороги остановился на ночлег у добрых хозяев. Они нажарили для него большую миску баранины, но монах был очень стеснительный и отказался от еды.

Проснувшись среди ночи, он почувствовал сильный голод. Монах тихо встал, подкрался к нетронутой миске с мясом, но нечаянно уронил стоявший рядом пустой кувшин. Хозяева проснулись и прибежали на кухню:

– Что случилось? – спросили они испуганно.

– Скажите, уважаемые, не приснилось ли вам, что миска на столе покрылась чистым золотом? – ответил монах.

– А мне такой сон приснился, и я решил проверить, правда ли это, – сказал находчивый монах и пошел спать.

Обманывая людей – обманываешься сам

Торговец антикварными вещами пришел к одному своему приятелю и увидел, что в углу его комнаты стоит старинный с росписью таз, а из него кошка пьет воду. Чтобы приятель не запросил за таз слишком много, торговец решил схитрить:

– Дружище! – начал он. – Какая у тебя славная кошка. Не продашь ли мне ее?

– Сколько дашь? – спросил приятель.

– Три дирхема.

Взял хозяин кошку и посадил ее торговцу со словами:

– Что ж, бери! Да принесет она тебе удачу.

Перед тем как покинуть дом приятеля, торговец обронил как бы невзначай:

– Жара стоит сейчас страшная… Вдруг кошка в пути захочет пить? Куплю-ка я у тебя и этот таз.

– Нет, таз уж лучше пусть останется, благодаря ему я продал уже одиннадцать кошек, – спокойно заметил приятель и закрыл за торговцем дверь.

Все ли в порядке с этой на первый взгляд правильной установкой? В условиях свободного общества, где у каждого есть возможность максимально проявить свой творческий потенциал (если очень захочется и если повезет), скромность – просто признание нами соотношения между масштабом деяний, своих и чужих, – и величием мира, в который мы вкладываем свой потенциал.

Разумеется, эти масштабы заведомо несопоставимы, но человек ведь и не претендует на доминирование над миром. Человеку не нужно постоянно сравнивать себя с другими для самоутверждения, ему достаточно ощущать, что он просто делает все, что может, и именно его собственные осуществленные намерения служат ему точкой отсчета. Он вправе гордиться не своим даром как таковым, полученным от природы, а своими усилиями по его реализации, без которых этот талант так и повиснет на нем мертвым грузом. Задавая себе вопрос «Все ли я сделал, что мог?», мы не имеем оснований ни для зависти и чувства неполноценности, ни для чувства превосходства. Но это может быть основанием для недовольства собой, которое побуждает к дополнительным усилиям, а не к желанию «поставить всех на место» и благодаря этому отбить свое место у других. Слабость других тебя не возвышает, а их достижения не унижают, а даже вдохновляют. У тебя есть свое место в мире, ты его принимаешь и хочешь ему соответствовать.

Есть точное выражение сути этой скромности: «Человек не должен пытаться заслонить собой небо». Выдающиеся личности и гениальные творцы потому и были ими, что скромность в таком понимании их не умаляет. По отношению к небу все равны и никому не запрещено попытаться взлететь.

Но есть другое понимание скромности ‒ как нарочитого принижения себя, и такую скромность культивировали во времена моего детства. Социальная задача воспитания такой скромности была в том, чтобы все чувствовали себя одинаковыми, чтобы одаренные люди считали себя равными тем, кто на это неспособен. Человек, ощущающий свой масштаб и свое предназначение, требующее творческих усилий, немедленно получал упрек в недостаточной скромности. Такая «скромность» была удобна и выгодна только тем, кто в атмосфере «всеобщего равенства» чувствовал себя уютно и кого она спасала от ощущения собственной неполноценности. Это был легитимный и даже как бы морально оправданный способ унижения и подавления талантливых людей, лишающий их и самоощущения, необходимого для риска творчества, и шансов на признание, которое может вдохновить на творчество других.

Самоутверждение в творчестве противоположно высокомерию, основанному на постоянном сравнении себя с другими, и оно не только не препятствует, но даже способствует критическому отношению к себе. Благодаря этому свободное общество непрерывно развивается и преуспевает в самых разных аспектах.

Понятно, что противоположная установка на необходимость скромности как отрицание своего права на самоутверждение блокирует даже попытку самореализации.

Пример Елены менее драматичен. Она - сотрудник социальной службы по обеспечению ухода за престарелыми. Ей нравится ее работа, она обладает несомненными задатками организатора, а также легко находит общий язык как с коллегами, так и с подопечными. Представительство предложило ей должность начальника отдела. Елена попросила дать ей некоторое время на размышление, но затем отказалась от должности: она знала, что кроме нее на место претендует ее коллега, занимающий более высокую должность, который также подал заявление, поэтому в случае ее отказа вакантную должность займет он. Елена посчитала несправедливым обойти его. Женщина рассказала мне о свойственном ей чувстве справедливости с очаровательной улыбкой на устах, однако я сочла, что это не чувство справедливости, а ложная скромность. Дело в том, что, устраиваясь на работу, ты либо получаешь желаемое место, но тогда кто-то другой остается безработным, либо отступаешь, и тогда твой потенциальный соперник занимает должность, на которую ты тоже претендовала. Поэтому в данной ситуации восторжествовала не справедливость, а ложный страх быть непонятой окружающими.

Еще один пример. Рике - мать годовалого сына. Ее отпуск по уходу за ребенком близится к концу. Фирма, в которой она работает, не сможет дольше гарантировать сохранение за ней рабочего места: если в течение трех месяцев она не выйдет на работу, на эту должность возьмут другого человека. Муж Рике знал об этом ультиматуме и пытался найти выход из положения. В итоге он сказал жене, что сам возьмет отпуск по уходу за ребенком на один год. Это решение не было простым для него - он опасался подтрунивания со стороны знакомых и друзей, однако такой шаг был своеобразным вызовом обществу. Он работал в государственном учреждении, поэтому взять отпуск не представляло для него особых трудностей. Его ходатайство подписали, но Рике воспротивилась решению мужа: она не хотела, чтобы он, как ей казалось, жертвовал собой. После долгих колебаний она отказала своим работодателям. Ей легче смириться с потерей своей работы, чем принять жертву супруга. Сама Рике объясняет случившееся следующим образом: "Я не могу требовать, чтобы он бросил свою работу. Он просто не выдержит: коллеги будут над ним смеяться, ему придется целыми днями сидеть дома или общаться с молодыми мамами в яслях". Все это - лишь отговорки, ведь муж Рике смог принять это решение.

Рике тоже является жертвой собственной скромности. В сущности, она просто не представляла себе, как ее муж будет каждый день выдерживать на себе косые взгляды и выслушивать злобные замечания, в то время как она будет заниматься своей карьерой. Рике нравилась ее работа и она была бы рада снова оказаться за своим рабочим столом и испытывать материалы. Однако ложная скромность стала причиной принятия неверного решения.

В личной жизни ложная скромность проявляется реже, хотя, как показывают приведенные выше примеры, ее можно встретить и там. Гораздо чаще эта сомнительная добродетель имеет место в отношении карьеры, а также в общении с коллегами, друзьями или знакомыми.

Проявления ложной скромности не во всех случаях очевидны. Например, ложная скромность проявляется в занижении реально полученного результата самостоятельной работы; в приписывании собственных заслуг только воле случая или помощи других людей. В ловушке скромности находится и служащая, оттягивающая повышение на работе из-за того, что ее шеф нуждается в ней. Хотя в результате повышения для нее открываются новые перспективы карьерного роста. В этой ситуации ловушка становится двойной, и ее можно назвать ловушкой скромной помощницы.

"Я всего-навсего маленький человечек, в моей голове ничего нет, мне никогда не стать сильной и самостоятельной" - такова логика женщины, решившей отказаться от подобной возможности. Тем не менее она уверена, что самое плохое в ловушке скромности - это заниженная самооценка, убежденность в собственной глупости, в силу чего не имеешь права диктовать условия кому бы то ни было.

В этом утверждении есть доля истины. Скромные люди часто говорят, что у них есть какие-то высокие жизненные цели или что они обладают особенным гуманизмом. Однако у меня всегда было впечатление, что именно неуверенность в себе является решающим аргументом в пользу отказа от собственных интересов, хотя этот отказ объясняется возвышенными мотивами.

Скромность, по моему мнению, имеет еще один недостаток - она как бы "передается по наследству". Часто от этого симптома страдают матери и дочери. Они играют, если можно так выразиться, в странную игру, соревнуясь, кто кого превзойдет в проявлении непритязательности. Внешне их отношения выглядят как доверительные, теплые, уважительные и дружеские, то есть какими и должны быть отношения между матерью и дочерью, однако они постоянно противостоят друг другу, можно даже сказать, борются за первое место в "чемпионате" скромности и непритязательности. Зрители же, знающие об этой борьбе, получают истинное удовольствие, наблюдая, как в таком бою скромности против скромности, женщины против женщины (реже это касается мужчин) соревнующиеся проявляют свои бойцовские качества, о существовании которых никто и подозревал.

Однажды я сама наблюдала подобное "соревнование". Мать и дочь шепотом спорили о том, кто из них должен взять себе дорогую серебряную вазу, принадлежавшую умершей тетушке: "Она больше подходит к интерьеру твоего дома". - "Зато ты будешь дольше ею пользоваться". - "Но ты намного больше уделяла ей внимания". - "Дорогая, ты была ее любимой племянницей". - "Тем не менее, возьми ее, пожалуйста, себе". - "Нет, я не могу этого сделать ни при каких обстоятельствах". В конце концов ваза досталась какой-то дальней родственнице: "Если вы не можете поделить эту несчастную вазу, то...".



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!