Объект социально психологического исследования. Структура современной социальной психологии

Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы людей) и отдельные их представители.

Предметом выступают закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений и процессов (общественно-психологических феноменов ), представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

Социально-психологические явления и процессы можно классифицировать по: принадлежности к различным социальным общностям и субъектам, отнесенности к разным классам психологических явлений, устойчивости, степени осознанности и т.д.

Основополагающей и методологически более значимой выступает классификация социально-психологических явлений по их принадлежности к различным общностям и субъектам, поскольку именно этот критерий определяет большинство закономерностей и особенностей их возникновения и функционирования.

Во-первых, различают социально-психологические явления, возникающие в организованных общностях людей, к которым относятся большие и малые группы.

В больших группах – этносах (нациях), классах, религиозных конфессиях, политических и общественных организациях (партиях, общественных движениях и т.д. – функционируют специфические социально-психологические феномены, которые получили обобщенные названия – "психология нации", "классовая психология", "религиозная психология", "психология политики". Они отличаются сложным содержанием, неоднозначно трактуемым многими учеными, разнообразными формами проявления. Их изучают соответствующие отрасли социальной психологии: этническая психология, психология классов, психология религии, политическая психология .

В малых группах функционируют в основном такие социально-психологические явления, как межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции. Следует помнить, что именно в малых группах осуществляются непосредственные и тесные контакты между всеми людьми, их составляющими. В то время как в больших группах такие всесторонние контакты между всеми членами невозможны. Отрасль социальной психологии, изучающая социально-психологические явления и процессы в малых группах, носит название "психология малой группы".

Во-вторых, кроме организованных общностей существуют еще и общности неорганизованные, под которыми принято понимать массы людей (толпу и другие их разновидности). Социально-психологические явления, которые здесь возникают, обычно называют массовидными , а поведение людей – стихийным. К ним обычно относят психологию толпы, психологию паники и страха, психологию слухов, психологию массовых коммуникаций, психологию пропаганды (воздействия), психологию рекламы, психологию public relations и др. Отрасль социальной психологии, изучающая эти феномены, называется психологией массовидных социально-психологических явлений.

В-третьих, социальная психология изучает также и личность, поскольку последняя в процессе взаимодействия и общения с другими личностями представляет собой совершенно иной феномен, нежели индивид, не включенный в различные социальные группы и межличностные отношения. Более того, под влиянием этих отношений личность часто трансформируется. Все это и принимает во внимание специальная отрасль – социальная психология личности.

По отнесенности к различным классам психологических феноменов социально-психологические явления можно разделить на рационально осмысленные (социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции людей и их групп), эмоционально упорядоченные (социальные чувства и настроения, психологические климат и атмосфера) и массовидные (стихийные).

Кроме того, по этому критерию социально-психологические феномены можно рассматривать как явления, процессы, состояния и образования.

Социально-психологические процессы – любые изменения в социально-психологической реальности: все, что возникает, развивается, угасает, превращается во что-то другое.

Социально-психологические состояния – особенности динамики социально-психологической реальности и ее важнейших компонентов в данный момент или за определенный отрезок времени.

Социально-психологические образования (стереотипы, свойства) – сформировавшиеся и ставшие устойчиво присущими психологии групп и личностей социально-психологические явления. К ним относятся, например, социальные ценности, нормы, привычки, умения, обычаи, традиции в группах, социально-психологические свойства личности, тип личности, тип общности.

Однако эту классификацию нельзя абсолютизировать, гак как психологическая наука считает возможным один и тот же феномен изучать и как явление, и как процесс, и как сложное образование. Все зависит от того, какие цели преследует конкретный исследователь.

По устойчивости социально-психологические явления делятся на: динамичные (например, различные виды общения), динамико-статичные (например, мнения и настроения) и статичные (например, обычаи, традиции) (Социальная психология, 2007).

И, наконец, по степени осознанности социально-психологические явления могут быть осознанными и неосознанными.

Задачами социальной психологии выступают:

  • 1. Выявление или уточнение вместе с другими общественными науками: а) специфики и своеобразия феноменов, составляющих психологические сущность и содержание общественного сознания людей и психологии их больших и малых групп; б) соотношения между различными их компонентами; в) влияния последних на развитие социального бытия и социальных отношений.
  • 2. Всестороннее осмысление и обобщение данных: а) об источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов; б) об их воздействии на поведение и поступки людей как представителей различных социальных общностей.
  • 3. Исследование наиболее значимых особенностей и отличий социально-психологических явлений и процессов от других психологических и социальных феноменов в различных группах.
  • 4. Выявление закономерностей возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов в обществе.
  • 5. Социально-психологический анализ взаимодействия межгрупповых и межличностных отношений, общения, восприятия и познания людьми друг друга, а также факторов, обусловливающих специфику и эффективность влияния этих базовых общественно-психологических феноменов на их совместную деятельность и поведение.
  • 6. Всеобъемлющее изучение социально-психологических особенностей личности и своеобразия ее социализации в различных общественных условиях.
  • 7. Осмысление специфики функционирования социально-психологических явлений и процессов в малой группе и их влияния на возникновение конфликтов, формирование психологического климата и атмосферы в ней.
  • 8. Обобщение имеющихся представлений о мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоциональноволевых, коммуникативно-поведенческих и других характеристиках представителей различных наций и классов.
  • 9. Выявление роли и значения религиозной психологии в жизни общества, ее социально-психологического содержания и форм функционирования, а также особенностей влияния на взаимодействие и общение как верующих, так и неверующих.
  • 10. Всестороннее изучение психологического содержания политической жизни и политической деятельности людей и их групп, своеобразия трансформации сознания общества под воздействием политических процессов, развивающихся в нем.
  • 11. Исследование разнообразных массовидных социально-психологических явлений и процессов, их значения в общественной жизни, а также выявление их влияния на поступки и поведение людей в обычных, экстремальных и других условиях.
  • 12. Социально-психологическая интерпретация сущности, содержания, форм и методов межгруппового и межличностного влияния людей друг на друга.
  • 13. Прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства (общества) на основе учета социально-психологических факторов и закономерностей их формирования и развития.

Решение задач социальной психологии может достигаться различными способами. Во-первых, должна осуществляться тщательная и всесторонняя разработка теоретических и методологических основ этой отрасли знаний. Во-вторых, широкое поле для исследовательской деятельности представляет сравнительное изучение социально-психологических явлений и процессов, происходящих в нашей стране и за рубежом. В-третьих, социальная психология обязана сотрудничать с представителями других наук – социологами, политологами, педагогами, этнографами, антропологами и др.

  • Следует различать понятия "общественная психология" как феномен (нижний уровень) общественного сознания и "социальная психология" – наука, изучающая явления общественной психологии. На практике чаще употребляется термин "социально-психологические", а не "общественно-психологические" явления.
  • Можно относить к этой группе социально-психологических феноменов и явления, обусловленные половой, возрастной и профессиональной принадлежностью людей, поскольку половозрастные и профессиональные группы реально присутствуют в обществе и влияют на его жизнь. Однако традиционно так сложилось, что их изучают самостоятельные отрасли психологической науки (например, возрастная психология, психология управления и др.). Социальная психология, естественно, не оставляет их вне поля зрения, но при этом распределяет свои усилия поровну с представителями этих областей знаний. Кроме того, сюда следует отнести и психологию общества в целом, однако эта отрасль социальной психологии пока еще практически не разрабатывалась отечественными и зарубежными психологами.

Предмет и объект социальной психологии

Социальная психология как наука

Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристики самих этих групп [Г.М. Андреева].

Как и всякая наука, социальная психология характеризуется определенной структурой элементов, из которых формируется определенная система. По мнению Б.Д. Парыгина, такая система может быть представлена следующим образом.

1. Теория, включающая в себя:

· методологию – концептуальный аппарат (принципы, законы, категории);

· феноменологию – концептуальные модели;

· праксиологию – концептуальные модели.

2. Практика, состоящая из:

· методологии – инструментальный аппарат (методы, процедуры и техника исследования);

· феноменологии – фактический (эмпирический) материал;

· праксиологии – опыт практического применения социально-психологической теории.

Из этой схемы видно, что социальная психология как наука может быть рассмотрена с трех сторон – методологической, феноменологической и праксиологической.

Методологию социальной психологии можно охарактеризовать как совокупность приемов исследования, совокупность средств, необходимых для организации и проведения процессов познания социопсихических явлений.

Феноменологию социальной психологии интересуют социально-психологические явления, т.е. психические состояния и поведение индивида в группе и в совокупной групповой деятельности.

Праксеологическиая сторона социальной психологии – конкретное индивидуальное и групповое поведение людей, т.е. прикладная социальная психология.

Разработка частных проблем социальной психологии весьма значима для более глубокого понимания ряда вопросов, связанных с феноменологическими основами науки. Структура социально-психологической теории, таким образом, может быть представлена следующим образом (табл. 2).


Таблица 2

Структура социально-психологической теории (по Парыгину)

Методологические основы теории Феноменологические основы теории Праксиологические основы теории
Концептуальный аппарат Проблема личности (понятия, функции, структура, динамика) Психология быта
1. Основные положения исторического материализма, связанные с определением места и роли психологического фактора в социальной жизни
2. Принципы, законы и категории социальной психологии Проблемы общности и общения (понятия, функции, структура, динамика) Индустриальная психология, правовая психология, психология политики, этническая психология
3. Теоретические предпосылки использования методов, методики и техники конкретного исследования Психология искусства, психология религии, психология науки

Задачи социальной психологии как науки В.Г. Крысько обозначил следующим образом.

1. Изучение:

· специфики и своеобразия явлений, составляющих общественное сознание людей;

· соотношения между его компонентами;

· влияния последних на развитие и жизнь общества.

2. Всестороннее осмысление и обобщение данных о:

· источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов;

· воздействии этих феноменов на поведение и поступки людей в составе многочисленных общностей.

3. Исследование наиболее значимых особенностей и отличий социально-психологических явлений и процессов от других психологических и социальных феноменов, возникающих как результат взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных общностях.

4. Выявление закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов в различных общественных условиях.

5. Социально-психологический анализ взаимодействия, общения и взаимоотношения людей, а также факторов, обуславливающих специфику и эффективность их влияния на совместную деятельность.

6. Всеобъемлющее изучение социально-психологических характеристик личности и своеобразия ее социализации в различных общностях и условиях.

7. Осмысление особенностей функционирования социально-психологических явлений и процессов, возникающих в малой группе, и их влияния на поведение, общение и взаимодействие людей в ней.

8. Исследование своеобразия психологии больших социальных групп и специфики проявления мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих особенностей людей, находящихся в них.

9. Выявление роли и значения религиозной психологии в жизни и деятельности людей, ее социально-психологического содержания и форм проявления, а также специфики ее влияния на общение и взаимодействие индивида.

10. Всестороннее изучение социально-психологических особенностей политической деятельности людей, своеобразия трансформации психики человека и групп людей, оказывающихся под непосредственным влиянием политических процессов, происходящих в обществе.

11. Выявление и оценка психологических проблем управления людьми и группами, регулирование конфликтных и других отношений между людьми.

12. Исследование массовидных социально-психологических явлений и процессов, их роли и значения в общественной жизни, влияния на поступки и поведение людей в экстремальных ситуациях.

Обычно выделяют следующие функции социальной психологии:

· методологическую – определение предмета и объекта, выявление принципов и методов познания исследуемых феноменов, формирование концептуального, инструментального аппаратов;

· теоретико-познавательную – познание общественно-психо-логических закономерностей и механизмов, их детерминант, раскрытие сущности общественно-психологических явлений и процессов, определение методов управления ими;

· мировоззренческую – выработка определенного видения социально-психологической картины мира;

· регулятивную – изучение воздействия общественно-психоло-гических явлений на функционирование других феноменов;

· прогностическую – раскрытие динамики соотношения и взаимосвязи между идеологией и общественной психологией в перспективе, определение оптимального соотношения между индивидуальным и коллективным;

· аксиологическую – определение реальных и мнимых социально-психологических ценностей в жизни и деятельности людей.

К основным отраслям социальной психологии относятся:

· этническая психология изучает психологические особенности людей как представителей различных этнических общностей;



· психология религии изучает психологию людей, вовлеченных в различные религиозные общности, а также их религиозную деятельность;

· политическая психология исследует различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей;

· психология управления уделяет главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядоченья, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития;

· психология социального воздействия, пока слабо развитая отрасль социальной психологии, занимается изучением особенностей, закономерностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жизнедеятельности;

· психология общения раскрывает своеобразие процессов взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами;

· психология семьи (семейных отношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики отношений между членами семьи;

· психология конфликтных отношений (конфликтология), бурно прогрессирующая отрасль социальной психологии, нацелена на исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление путей наиболее эффективного их разрешения.

Предмет и объект социальной психологии

Социальная психология сформировалась на стыке двух
наук: общей психологии и общей социологии. Интегрируя две научные дисциплины, которые стали ее своеобразным теоретическим фундаментом, в настоящее время социальная психология активно вбирает в себя все новое, что накапливается в смежных гуманитарных науках. Однако именно ее интегративность и создала существенные трудности при определении предмета данной науки.

Безусловно, объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители (люди).

Определение же предмета социальной психологии долгое время вызывало споры между учеными.

Так, социологи всегда стремились изучать закономерности формирования, укрепления и распада человеческих групп, поэтому почти с самого начала они приняли социальную психологию как составную часть своей науки, призванную изучать именно группы. Психологи же обращали внимание, что социальная психология, являясь частью психологической науки, должна изучать устойчивое и повторяющееся в индивидуальном поведении, соответственно ее предмет – поведение человека (индивида). Очевидно, что представленные полярные точки зрения на предмет социальной психологии значительно затрудняли его формулировку и дальнейшую эмпирическую разработку.

И на сегодняшний день нет общепринятого представления о предмете социальной психологии. Это обусловлено высокой сложностью, системной и интегральной природой социально-психологических феноменов, фактов и закономерностей. Поэтому каждое психологическое направление производит сечение указанной феноменологии «под углом» доминирующих для данного направления проблем и, естественно, решает вопрос о содержании предмета социальной психологии. Так, например, одни исследователи в качестве такого предмета видят изменение поведения людей, другие – взаимодействие, третьи – содержание сознания и т.д.

Б.Д. Парыгинсчитал, что социальная психология изучает:

1) социальную психологию личности – проявления и формирование особенностей личности в различных общностях, когда личность рассматривается как системное качество, приобретаемое индивидом при взаимодействии с социальным окружением;

2) социальную психологию общностей и общения – психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей в группах, а также психологические процессы возникновения, развития и функционирования различных общностей людей;

3) социальные отношения – разнообразные психологические взаимосвязи (симпатия, срабатываемость, совместимость и т.д.), которые устанавливаются между отдельными индивидами в процессе их взаимодействия;

4) формы духовной деятельности.

В.Н. Мясищевопределил предмет социальной психологии как изучение:

1) изменения психологической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия;

2) особенности групп;

3) психологическая сторона процессов общества.

Таким образом, при всех частных расхождениях можно сказать, что предмет социальной психологии достаточно широк и в нем обязательно присутствует как личность, так и массовые психические явления.

Социальная психология - научная дисциплина, родившаяся на стыке двух наук (психологии и социологии), что вносит определенные трудности в формулирование предмета исследования социальной психологии, в определение круга изучаемых проблем.

Социология (от лат. socius - общественный + др.-греч. Хбуос; - наука) - это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Социальная психология - наука, изучающая психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

Предмет социальной психологии - система социально-психологических явлений, базирующихся на психическом взаимодействии людей, в связи с чем социальная психология изучает:
психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т.д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.), наиболее часто изучаются общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.;
феномен взаимодействия между людьми, например, супружеского, дет-ско-родительского, педагогического, психотерапевтического и т.д.; при этом взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым;
психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду; наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы и конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.;
массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т.д.

Объектом социальной психологии являются различные социальные общности людей; психология личности как члена этих общностей:
личность в группе (системе отношений),
взаимодействие в системе «личность - личность» (родитель - ребенок, руководитель - исполнитель, врач - больной, психолог - клиент и т.д.),
малую группу (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т.п.),
взаимодействие в системе «личность - группа» (лидер ведомые, руководитель - трудовой коллектив, командир - взвод, новичок - школьный класс и т.д.),
взаимодействие в системе «группа - группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т.д.),
большую социальную группу (этнос, партия, общественное движение, социальный слои, территориальная, конфессиональная группы и т.п.).

В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на такие разделы, как:
социальная психология личности,
психология межличностного взаимодействия (общения и отношений),
психология малых групп,
психология межгруппового взаимодействия,
психология больших социальных групп и массовых явлений.

В рамках социальной психологии можно выделить несколько психологических школ: функционализм, бихевиоризм, гуманистическая психология, ко-гнитивизм и интеракционизм.

Функционализм (или функциональная психология) возник под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера, который полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Эн-джелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации - приспособления к сложным условиям жизни. Главная социально-психологическая проблема функционализма - проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) - поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И.В. Павлов, В.М. Бехтерев, Д. Уотсон, Б. Скиннер и др.). Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях. Центральная проблема бихевиоризма -проблема научения, т.е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Выделены четыре закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.

Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда, исследовавшего проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении. Он полагал, что центральной движущей силой человека выступает совокупность влечений. Некоторые из аспектов данного направления получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера. Социально-психологические проблемы направления: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.

Когнитивизм трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т.д.). В ходе этого познания его впечатления о мире трансформируются в систему образов, на основе которых складываются различные идеи, убеждения, ожидания и установки, определяющие в конечном итоге его действия и поступки. Представители этих направлений С. Аш, К. Левин, Т. Ньюком, Ф. Хайдер, Л. Фестин-гер и др. внесли серьезный вклад в социальную психологию. Проблема когни-тивизма - принятие решений человеком. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.

Интеракционизм (позднее символический интеракционизм) исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов.

Сводит социально-психологические явления к межличностному взаимодействию, усматривая в нем источник объяснения сущности, происхождения и динамики этих феноменов. Становление же личности он объясняет ситуациями общения и взаимодействия людей друг с другом, которые должны пониматься как системы взаимно ориентированных акций и реакций, развернутых во времени. Состояние общества, взаимоотношения и личность, по мнению его идеологов (Э. Гофмана, Р. Линтона, Т. Ньюкома, М. Шерифа и др.), являются ничем иным, как продуктом коммуникации между людьми, результатом их приспособления друг к другу.

Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия».

Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки. Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально психологического исследования.

Методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контент-анализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).

Рассмотрим ведущие методы социально-психологического исследования.

Наблюдение в социальной психологии - метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования.

Объектом наблюдения являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности (например, толпа) и социальные процессы, происходящие в них, например, паника.

Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации. К наиболее типичным вербальным и невербальным характеристикам А.Л. Журавлев относит речевые акты (их содержание, направленность и последовательность, частота, продолжительность и интенсивность, а также экспрессивность); выразительные движения (экспрессия глаз, лица, тела и т.п.); физические действия, т.е. касания, толчки, удары, совместные действия и т.п.

К основным недостаткам данного метода относятся:
высокий субъективизм при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя);
преимущественно качественный характер выводов наблюдения;
относительная ограниченность в обобщении результатов исследования.

Пути повышения надежности результатов наблюдения связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических средств фиксации данных, тренировки наблюдателя, минимизацией эффекта присутствия наблюдателя.

Метод анализа документов - является разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях.

Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные). В основе любого метода лежат механизмы процесса понимания текста, т.е. интерпретации исследователем информации, содержащейся в документе.

Контент-анализ (анализ содержания) - это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой. Полученные с помощью контент-анализа количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном, в том числе латентном (не явном) содержании текста. В связи с этим метод контент-анализа нередко обозначается как качественно-количественный анализ документов.

Метод опроса весьма распространенный метод в социально-психологических исследованиях. Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т.д.) фактах со слов опрашиваемых.

Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основные типа:
а) непосредственный опрос («лицом к лицу») - интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом);
б) заочный опрос - анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.

Источником информации при опросе является словесное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить конструкцию опросника. Существуют специальные техники и правила проведения опроса.

К разновидности опроса относится интервью. Существует два вида: стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее.

Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.

Принято выделять ключевые фазы: установление контакта, основная часть и завершение интервью. Критерии эффективности интервью: полнота (широта) - оно должно позволить опрашиваемому по возможности полно осветить различные аспекты обсуждаемой проблемы; специфичность (конкретность) - в нем должны быть получены точные ответы по каждому значимому для опрашиваемого аспекту проблемы; глубина (личностный смысл) - оно обязано выявить эмоциональный, когнитивный и ценностный аспекты отношения респондента к обсуждаемой ситуации; личностный контекст - интервью призвано выявить характеристики личности опрашиваемого и его жизненного опыта.

Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и прессового опроса - низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством заполнения анкет, использование только очень простых по структуре и по объему анкет.

Предпочтение типа опроса определяется целями исследования, его программой, уровнем изученности проблематики. Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. Информация, получаемая в интервью, является более содержательной и глубокой в сравнении с анкетой. Однако недостатком является прежде всего трудно контролируемое влияние личности и профессионального уровня интервьюера на опрашиваемого, которое может приводить к искажению объективности и надежности информации.

Метод групповой оценки (ГОЛ) - способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге.

Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Широкое применение ГОЛ в прикладных и исследовательских целях связано с его простотой и доступностью для пользователей, возможностью диагностировать те качества человека, для которых отсутствует надежный инструментарий (тесты, опросники) и др. Психологической основой ГОЛ является социально-психологический феномен групповых представлений о каждом из членов группы как результат взаимного познания людей друг другом в процессе общения.

Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные, межгрупповые различия. С одной стороны, считается, что тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, и все методологические нормативы, принятые в обшей психологии, справедливы и для социальной психологии.

С другой стороны, широкий спектр используемых социально-психологических методик диагностики личности и группы, межгруппового взаимодействия позволяет говорить о тестах как самостоятельном средстве эмпирического исследования.

Области применения тестов в социальной психологии:
диагностика групп,
изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции,
социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.).

Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные данные с определенными параметрами оценки, например с характеристиками личности. Итоговый результат измерения выражается в тестовом показателе.

Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения:
опыт и испытание, как принято в естественных науках;
исследование в логике выявления причинно-следственных связей. Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Среди специфических признаков эксперимента выделяют моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов.

Эксперимент критикуют прежде всего за его низкую экологическую валидность, то есть невозможность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации, за ее пределы (в естественные условия).

Тем не менее существует точка зрения, что проблема валидности эксперимента заключается не в том, что факты, полученные в эксперименте, не имеют научной ценности, а в их адекватной теоретической интерпретации.

Несмотря на многие критические оценки этого метода, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации в социально-психологических исследованиях.

Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой - диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы.

Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел участвовать в определенном виде деятельности или ситуации. Процедура измерения включает следующие элементы:
определение варианта (числа) выборов (отклонений);
выбор критериев (вопросов) опроса;
организация и проведение опроса;
обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.

  1. Предмет , задачи и структура юридической психологии

    Учебное пособие >> Психология

    И место юридической психологии . Предмет , задачи и структура юридической психологии . Междисциплинарные связи. Методология и методы юридической психологии . История юридической психологии . Правовая психология ...

  2. Предмет , задачи и структура судебной психологии

    Реферат >> Психология

    ... психология» «Предмет , задачи и структура судебной психологии» Содержание Введение Предмет , задачи и методы судебной психологии История развития судебной психологии ... понятием ... криминологией, социальный психологией и психологией личности. ... имевшего место в...

  3. Предмет и задачи социальной психологии (1)

    Курсовая работа >> Психология

    Общей задачи материалистической переориентации психологии . Однако само понятие «социальная психология» в... предмете , задачах и методах, а также о месте социальной психологии в системе наук. Все это становилось очевидным и возможным. В социальной психологии ...

  4. Предмет и задачи социальной психологии (2)

    Курсовая работа >> Психология

    ... предмета и задач социальной психологии . Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место ...

  5. Понятие социальной общности (1)

    Реферат >> Социология

    ... . Понятие виды и структура социальных организаций Социальные классы и классовые отношения. Социальная стратификация и социальная мобильность. 5.1. Понятие социальной стратификации 5.2. Системы социальной стратификации 5.3. Понятие социальной ...

Различное понимание предмета социальной психологии является предпосылкой создания разных образов социальной реальности, разного видения человеческих связей и отношений, что свидетельствует существование в определенной степени разных социальных психологий.

Предмет социальной психологии. Предмет социальной психологии вызревал длительное время. В этом процессе выделяют следующие периоды:

1. Накопление социально-психологических знаний в сфере общественных и естественных наук (с древних времен и до середины XIX ст.).

2. Выделение социальной психологии из социологии и психологии и формирование ее как самостоятельной отрасли знания (вторая половина XIX века. - начало XX вв.).

3. Оформление социальной психологии как самостоятельной науки (20-е годы XX века).

На всех этапах развития социальной психологии существовали различные, даже альтернативные толкования ее предмета. Так, американский ученый Гордон Уиллард Олпорт (1897-1967) усматривал назначение социальной психологии в объяснении влияния реальной, мнимой или предполагаемого присутствия других людей на мысли, чувства и поведение индивидов. Такой же позиции придерживается современный американский социальный психолог Дэвид Майерс, утверждая, что социальная психология является наукой о том, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу.

Принципиально иным является взгляд на предмет социальной психологии французского ученого Сержа Московичи, который рассматривает социальную психологию как науку о группы и индивиды, которые создают свою реальность (она, по сути, является их единственной реальностью), управляют друг другом и формируют связи, которые их объединяют или разъединяют.

Длительное время не было единства во взглядах на предмет социальной психологии и в бывшем Советском Союзе. Например, российский психолог, основатель и директор Московского психологического института Георгий Челпанов (1862-1936) предлагал разделить психологическую науку на социальную психологию и собственно психологию. Не соглашаясь с таким подходом, известный физиолог, основатель рефлексологии Владимир Бехтерев (1857-1927) в своем фундаментальном труде "Коллективная рефлексология" утверждал, что предметом социальной психологии является изучение деятельности участников собраний в широком смысле этого слова. Собственно социально-психологические проблемы, по его мнению, должна решать специальная отрасль психологического знания - коллективная рефлексология. Коллектив он рассматривал как сборную личность, а главным его признаком считал общность задач и интересов, что побуждает к единству действий. Среди социально-психологических механизмов Бехтєрев выделял взаимодействие, общение, а среди коллективных - наследственные рефлексы, настроение, наблюдения, творчество, согласованность действий, сосредоточение. По его утверждениям, люди объединяются в коллективы в результате взаємонавіювання, взаемонаслидування, взаимоиндукции. Экспериментальными исследованиями влияния общения и совместной деятельности на формирование процессов восприятия и памяти Бехтєрев основал экспериментальную социальную психологию.

В 50-60-е годы XX века. было развернуто еще одну дискуссию, в процессе которой выкристаллизировали три подхода во взглядах на предмет социальной психологии. Ученые-социологи интерпретировали социальную психологию как науку о "масовидні явления психики". Представители психологического подхода считали предметом исследования социальной психологии личность. Третий подход заключался в попытках синтезировать оба предыдущие, опираясь на видении социальной психологии как науки, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Такое стремление "психологізувати" социологию и "соціологізувати" психологию нередко приводило к отождествлению объектов и предметов их исследований. Иногда оно заметно и сейчас, прежде всего в попытках определить предмет социальной психологии через перечень объектов, которые она должна изучать. К тому же этот перечень (далеко не полный) еще не указывает на специфику социально-психологического подхода, ведь психологические особенности групп, закономерности поведения и деятельности в процессе взаимодействия с другими людьми, кооперация, формы общения, массовые психические явления и т. п. могут быть объектом исследования многих наук - социологии, психологии труда, психологии управления, политологии и тому подобное.

В различные периоды развития социальной психологии, ее предметом считали:

Причинную обусловленность психического социальным. Вокруг этой проблематики дискутировали ученые в 20-е годы XX века, что стимулировало развитие социально-психологических исследований в рамках общей психологии и педагогики;

Соотношение социальной (общественной) психологии и идеологии, психологии социальных групп и личности (традиции, общественное мнение, обычаи, другие массовые психические явления общественного сознания);

Закономерности поведения людей, обусловленные их совместной деятельностью, взаимодействием и взаимовлияниями. Этот взгляд на социальную психологию, что соединил психологический и социологический подходы, сформировался в результате дискуссий о предмете социальной психологии в 20-е, 60-е годы XX века. Он показал, что предмет социальной психологии можно определять, беря за основу как личности, так и массовые психические явления. Пользуясь этими критериями, современный российский социальный психолог Галина Андреева предметом социальной психологии считает изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

в Связи с первыми двумя подходами предмет социальной психологии определяли с точки зрения психологии или социологии. Социологический подход очерчивал предмет социальной психологии от "внешнего" к "внутреннего", то есть от общества, социальной среды, группы к индивиду. Сторонники психологического подхода основой предмета социальной психологии считают личность, ее психологические особенности, межличностные отношения.

Признание того, что социальная психология основывается, с одной стороны, на социологии, а с другой - на психологии, не способствовало становлению ее как самостоятельной науки. Поиск новой парадигмы в определении предмета исследования продолжается и сейчас. Понимание социальной психологии как промежуточного звена между социологией и психологией привело к тому, что, например, в США она функционирует на правах секции Американской социологической ассоциации и секции Американской психологической ассоциации. Подобная ситуация сложилась и в других странах. Так, в российской и отечественной социальной психологии большинство исследователей рассматривают ее как науку с двойным предметом (психологические свойства человека, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми; особенности социально-психологических процессов и феноменов, порождающие эти психологические свойства).

Такое понимание предмета социальной психологии требует уточнения. Поэтому эти проблемы активно обсуждаются отечественными и зарубежными учеными. Вполне рациональным является утверждение современного российского социального психолога П. Шихірєва, что, независимо от того, в русле которой из наук формировалась социальная психология, ее основу составляют следующие ведущие идеи: ценностное отношение (оценка) как регулятор поведения; форма его существования и способы функционирования; социальное взаимодействие (общение) как среда зарождения и существования ценностного отношения. И именно в ценностном отношении фиксируется представление людей о том, что существует, или то, к чему они стремятся в отношениях с другими людьми, группами, обществом.

Кризисные явления в развитии социальной психологии, которые поразили ее в 60-70-е годы XX века, вызваны тем, что слишком долго она была індивідуалістичною, неспособной объяснить социальное поведение людей в больших социальных группах. Так, один из самых последовательных критиков "лабораторной культуры" американской социальной психологии С. Московичи обвиняет ее в неспособности предсказать студенческие бунты и демонстрации в 70-е годы XX века, раскрыть проблемы социального неравенства, политического насилия, национальных и расовых конфликтов, социальной напряженности. Речь идет о наполнении социальной психологии адекватным социальным содержанием, ее "соціологізацію", что стимулируется не столько развитием теории, сколько объективными жизненными потребностями, необходимостью учитывать человеческий фактор в решении общественных проблем и начертании перспектив развития общества. Поэтому все больше ученых рассматривает социальное (социальный процесс) как общее изменение людьми своего социума, как особое пространство мышления и реальности. А социальная психология активно пользуется категориями "социально-психологическое пространство", "социально-психологическая реальность".

Социально-психологическое пространство - объективная форма субъективного восприятия, представленного системой определенных оценок, представлений и образов; социальная деятельность людей или групп, отношения и взаимодействие между ними, их намерениях, позиции и цели, взаимосвязи и взаимозависимости.

Социально-психологическое пространство непосредственно влияет на деятельность людей. Он опосредованное предметным, физическим средой, материализованным пространством общности, ее системными свойствами (целостность, структурность, функциональная однородность и проч.).

Социально-психологическая реальность - качественно новое образование, которое возникает на границ/ социального и психического, имеет существенные признаки каждого из них и в котором важными являются закономерности и механизмы взаимосвязи социального и психического, их взаимодействие, взаимозависимость и взаимовлияние.

Отдельные социальные психологи социально-психологической реальностью считают социальную психику как совокупность взглядов, намерений, чувств, мыслей, выражающих готовность к определенным действиям. Она, по их мнению, возникает в процессе общения, взаимодействия между людьми, связывает в единое целое элементы индивидуального и социального за внутренними законами социума, а потому имеет относительно индивидов принудительную силу. Влияя на поведение индивида, социальная психика приводит ее в соответствии с требованиями конкретной общности. При этом она не является носителем "истины " или "норм ценности", а лишь одобрением или неодобрением группой, принятием или неприятием определенного действия, доверия или недоверия субъекта - носителя или потребителя информации.

Другие ученые утверждают, что для определения предмета науки необходимо выделить из реальности, которую она изучает, существенное и существенное, отличительное, которая отличает ее от другой науки. С этих позиций социальную психологию определяют как науку о закономерностях становления социально-психологической реальности, ее структуру, механизмы развития и функционирования. При этом возникают вопросы: существует Ли такая реальность? Если существует, то в чем заключается ее содержание? Что есть общего и отличного между ней и социальной или психической (психологической) реальностями, какое место занимает она в общей структуре бытия?

Социальную психологию характеризуют как науку, которая изучает конкретные механизмы взаимосвязи социального и психического, их взаимодействие и взаимозависимость. Каждое социальное явление имеет свой психологический аспект, который преломляется через психологические особенности конкретных лиц и социальных групп. При этом психическое отражение является порождением и следствием активности человека, которая возможна только в процессе реальной деятельности, общения, взаимодействия с другими людьми. Известно также, что психическое существует в форме специфического субъективного мира человека. Его специфика заключается в том, что образы психической реальности для индивида отличаются от явлений внешней реальности, но одновременно является для него вполне реальными образованиями. Именно благодаря этой реальности, ее способности проявляться в динамике психических процессов, мотивов, предметных действий, состояний личности становится возможным воздействие психического на жизнь лица, на регуляцию ее деятельности и отношений. Психическое е не только формой отражения социального, но и средством его регуляции и существования. Осознание этого дает возможность рассматривать социально-психологическое отражение как психическое отражение. Речь идет о том, что все социально-психологические явления возникают в форме психических (субъективных) образов, переживаний, состояний.

Социально-психологические явления - феномены, выминают в результате взаимодействия субъектов коммуникативного процесса (отдельных индивидов и общностей) в определенных условиях, воспроизводят социально-психологическую реальность, побуждают и регулируют поведение людей, способствуют организации разных форм деятельности и общения, осуществляют обмен Информацией и переживаниями.

Основными социально-психологическими явлениями являются: общность, образ жизни, стереотип, общение, конфликт, настроение и прочее. Возникают и распространяются они в результате действия умышленно создаваемые (слухи, различные объединения и т. п) и тех, что возникли и развились стихийно (мода и др.) механизмов. Универсальными механизмами социально-психологических явлений есть подражания, внушения, заражения, убеждения и тому подобное. Социально-психологические явления классифицируют по содержанию (нормальные и деформированные), степенью устойчивости (динамические - например, различные виды общения, динамико-статичные - например, настроения; статические - например, традиции, обычаи) и др.

Объектом социально-психологического отражения есть не все окружающее, а только то, что связано с взаимодействием людей, их совместной деятельностью. Итак, социально-психологическое отражение обусловлено появлением качественно нового образования - группового субъекта деятельности (социальной группы, общности и проч.), что существенно изменяет характер регуляции между людьми, поскольку взаимодействие между ними, их совместная деятельность невозможны только на основе інтерсуб"єктивних отношений. В результате субъективного отражения объективной реальности возникает социальное поведение людей, которое всегда нуждается в координации, распределения функций, контроля, то есть должна функционировать на основе определенных общественно (совместно выработанных норм. Социальное действие на основании норм и ценностей реализуется через чувства, переживания, представления конкретных людей. Социально-психологическое отражение является социальным по содержанию и психическим по форме и способу регуляции.

Итак, для уточнения предмета социальной психологии и ее места в системе научного знания принципиальное значение имеет выяснение соотношения социального и индивидуального, поскольку их интеграция и выявления новой реальности является определяющей в развитии социальной психологии как самостоятельной отрасли знания (рис. 3).

Рис. 3. в

Предмет социальной психологии - изучение закономерностей и механизмов возникновения, функционирования и проявления реальности, которая формируется в процессе субъективного отражения человеком объективных социальных отношений и социальных общностей.

Это определение охватывает важнейшие сущностные признаки социальной психологии:

Личностные механизмы регуляции социального процесса;

Ценностное отношение индивида к социальному, что позволяет социальной психологии объяснить поведение человека в социальной среде, конкретной группе; как ее поведение, возникшее в результате субъективного воспроизведения индивидом объективного мира, деятельность влияют на функционирование социальной общности, которым является индивидуальный вклад каждого человека в работу группы;

Социально-психологические факторы, которые определяют развитие активности личности и группы;

Социальные общности, массовые явления, которые влияют на человека и его поведение.

Итак, современное понимание предмета социальной психологии не ограничивается исследованием традиционных сфер, а раскрывает механизмы взаимоотношений на уровне "группа - общество", "индивид - общество". Это свидетельствует, что предмет социальной психологии охватывает все более широкую социально-психологическую реальность, связанную с массовым сознанием и массовым поведением людей.

Задачи социальной психологии

Развиваясь в единстве теоретических и практических аспектов, социальная психология постоянно углубляет и расширяет свой предмет, параллельно решая конкретные социально-психологические проблемы, тем самым выполняя разнообразные теоретические и прикладные задачи:

Решения общих научных проблем, связанных с. формированием знаний о социально-психологическую реальность, объяснением процесса субъективного отражения объективной действительности, разработкой социально-психологических концепций о взаимодействии между людьми и социальными спільностями, методологию, методы, способы социально-психологических исследований (социально-психологические проявления личности, сфера общения, межличностных отношений и групповых процессов, социально-психологические явления в макросреде и др.);

Изучение проблем, связанных с изменениями социально-психологической реальности, анализом путей и средств воздействия на механизмы ее становления, развития и функционирования;

Теоретическое осмысление места и роли человека, развивающийся в обществе, которое также меняется; выявление конкретных социально-психологических характеристик личности, наиболее распространенных ее социально-психологических типов, коммуникативных программ поведения;

Исследование отношений и общения, в том числе в экстремальных и конфликтных условиях, а также в связи с утверждением в социуме новой системы ценностей и форм собственности;

Выработка теоретических основ социально-психологической диагностики, консультирования и оказания помощи.

Какие бы задачи не решала социальная психология, она должна корректно относиться как к достижений отечественной науки и практики, так и в теоретических и прикладных достижений зарубежных ученых.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!