Облако в штанах содержание. Облако в штанах, маяковский владимир владимирович

Поэт — красивый, двадцатидвухлетний — дразнит обывательскую, размягченную мысль окровавленным лоскутом своего сердца. В его душе нет старческой нежности, но он может вывернуть себя наизнанку — так, чтобы были одни сплошные губы. И будет он безукоризненно нежный, не мужчина, а — облако в штанах!

Он вспоминает, как однажды в Одессе его любимая, Мария, обещала прийти к нему. Ожидая её, поэт плавит лбом стекло окошечное, душа его стонет и корчится, нервы мечутся отчаянной чечеткой. Уже двенадцатый час падает, как с плахи голова казненного. Наконец появляется Мария — резкая, как «нате!», — и сообщает, что выходит замуж. Пытаясь выглядеть абсолютно спокойным, поэт чувствует, что его «я» для него мало и кто-то из него вырывается упрямо. Но невозможно выскочить из собственного сердца, в котором полыхает пожар. Можно только выстонатъ в столетия последний крик об этом пожаре.

Поэт хочет поставить «nihil» («ничто») над всем, что сделано до него. Он больше не хочет читать книг, потому что понимает, как тяжело они пишутся, как долго — прежде чем начнет петься — барахтается в тине сердца глупая вобла воображения. И пока поэт не найдет нужных слов, улица корчится безъязыкая — ей нечем кричать и разговаривать. Во рту улицы разлагаются трупики умерших слов. Только два слова живут, жирея, — «сволочь» и «борщ». И другие поэты бросаются прочь от улицы, потому что этими словами не выпеть барышню, любовь и цветочек под росами. Их догоняют уличные тыщи — студенты, проститутки, подрядчики, — для которых гвоздь в собственном сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете. Поэт согласен с ними: мельчайшая песчинка живого ценнее всего, что он может сделать. Он, обсмеянный у сегодняшнего племени, видит в терновом венце революций шестнадцатый год и чувствует себя его предтечей. Во имя этого будущего он готов растоптать свою душу и, окровавленную, дать, как знамя.

Хорошо, когда в желтую кофту душа от осмотров укутана! Поэту противен Северянин, потому что поэт сегодня не должен чирикать. Он предвидит, что скоро фонарные столбы будут вздымать окровавленные туши лабазников, каждый возьмет камень, нож или бомбу, а на небе будет околевать красный, как марсельеза, закат.

Увидев глаза богоматери на иконе, поэт спрашивает ее: зачем одаривать сиянием трактирную ораву, которая опять предпочитает Варавву оплеванному голгофнику? Может быть, самый красивый из сыновей богоматери — это он, поэт и тринадцатый апостол Евангелия, а именами его стихов когда-нибудь будут крестить детей.

Он снова и снова вспоминает неисцветшую прелесть губ своей Марии и просит её тела, как просят христиане — «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Ее имя величием равно для него Богу, он будет беречь её тело, как инвалид бережет свою единственную ногу. Но если Мария отвергнет поэта, он уйдет, поливая дорогу кровью сердца, к дому своего отца. И тогда он предложит Богу устроить карусель на дереве изучения добра и зла и спросит у него, отчего тот не выдумал поцелуи без мук, и назовет его недоучкой, крохотным божиком.

Поэт ждет, что небо снимет перед ним шляпу в ответ на его вызов! Но вселенная спит, положив на лапу с клешами звезд огромное ухо.

Молодой юноша ждал встречи с любимой. Девушка пришла на свидание с опозданием и заявила герою о своем замужестве с другим. Автор расстроен, его сердце пылает, но он не показывает своих истинных чувств. Лирический герой страдает и обращается к небесам с просьбой помощи, не дождавшись ответа, он оскорбляет Бога и винит его во всех своих проблемах.

Главная мысль

Читать краткое содержание Маяковского Облака в штанах

Поэма «Облако в штанах» Владимир Маяковский написал в 1915 году. Первоначальное название «Тринадцатый апостол», но это название одобрение властей не получило и было переименовано. Сюжет произведения разворачивается вокруг молодого юноши двадцати четырех лет. Лирический герой представлен двуличным человеком. С одной стороны он дерзкий и вспыльчивый, а с другой – нежный, ласковый, не человек, а «облако в штанах». Так читатель может понять смысл интересного названия поэмы.

В.В.Маяковскому нравилось употреблять неординарно красочные образы и необычные высказывания. Произведение состоит из четырех частей. В своей поэме автор одновременно затрагивает несколько тем: безответную любовь, искусство, политику и религию.

Герой произведения ждал с нетерпением свою возлюбленную в прекрасном городе Одесса. Они договорились увидеться с Марией в 4 часа, но девушки все не было, время летело час за часом. Поэт уже начал нервничать и прислоняться к окошку, возле которого ожидал любимую. И вот уже двенадцать часов. Нервы на пределе, как струны натянуты.

В голове миллион хаотично движущихся мыслей. И вот долгожданная встреча с возлюбленной. Он в полной растерянности. Мария сразу же сообщает о том, что собирается замуж за другого. Эта новость, как удар ножом в сердце юноше.

Поэт чувствует боль в груди, но ни капельки не показывает свое душевное состояние. Он осознает, что неизлечимо болен любовью.

Поэт обращается к иконе, дать ему сил и подарить счастье. Он думает о своей возлюбленной Марии, жаждет ее тела. Она святая для него. Герой постоянно вспоминает ее красивую фигуру, нежные губы, красивые черты лица. Юноша будет беречь ее, как зеницу ока. Но если любимая откажет ему, то дорога, по которой будет идти автор, оставит кровавый след. После всего этого он будет считать Бога малюсеньким божком, который не слышит молитв и просьб несчастных душ. Дает им лишь испытания и мучения. Оскорбляя Всевышнего, он даже достает небольшой ножик и желает расправится с творцом.

Несмотря на это, поэт верит в светлое будущее следующих поколений. Он говорит о том, что будет чистая, нежная любовь, что люди смогут без проблем писать о том, что думают без цензуры. Сам поэт сравнивает себя с апостолом.

Герой надеется на благосклонность небес, но вокруг тишина.

Таким образом, мы видим, что поэт против окружающей его реальности, но не в силах на что-либо повлиять. В своем произведении, он высмеивает бытовую жизнь людей того времени, критикует буржуазный строй и религию, а также делится любовными переживаниями.

Картинка или рисунок Облака в штанах

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Гарри Поттер и Орден Феникса книги Роулинг

    Книга начинается с того, что Гарри, после Турнира Трех Волшебников, вернулся на Тисовую улицу. Каждый день он внимательно слушает маггловские новости. Он ждет хотя бы маленькую зацепку, которая расскажет миру о том

    «Мальчики с бантиками» является автобиографичной повестью. Здесь автор, от лица главного героя Савки Огурцова, рассказывает о своих годах, проведенных в школе юнг ВМФ на Соловках и его дальнейшем пути на Северном флоте.

Поэт - красивый, двадцатидвухлетний - дразнит обывательскую, размягчённую мысль окровавленным лоскутом своего сердца. В его душе нет старческой нежности, но он может вывернуть себя наизнанку - так, чтобы были одни сплошные губы. И будет он безукоризненно нежный, не мужчина, а - облако в штанах!

Он вспоминает, как однажды в Одессе его любимая, Мария, обещала прийти к нему. Ожидая её, поэт плавит лбом стекло окошечное, душа его стонет и корчится, нервы мечутся отчаянной чечёткой. Уже двенадцатый час падает, как с плахи голова казнённого. Наконец появляется Мария - резкая, как «нате!», - и сообщает, что выходит замуж. Пытаясь выглядеть абсолютно спокойным, поэт чувствует, что его «я» для него мало и кто-то из него вырывается упрямо. Но невозможно выскочить из собственного сердца, в котором полыхает пожар. Можно только выстонать в столетия последний крик об этом пожаре.

Поэт хочет поставить «nihil» («ничто») над всем, что сделано до него. Он больше не хочет читать книг, потому что понимает, как тяжело они пишутся, как долго - прежде чем начнёт петься - барахтается в тине сердца глупая вобла воображения. И пока поэт не найдёт нужных слов, улица корчится безъязыкая - ей нечем кричать и разговаривать. Во рту улицы разлагаются трупики умерших слов. Только два слова живут, жирея, - «сволочь» и «борщ». И другие поэты бросаются прочь от улицы, потому что этими словами не выпеть барышню, любовь и цветочек под росами. Их догоняют уличные тыщи - студенты, проститутки, подрядчики, - для которых гвоздь в собственном сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете. Поэт согласен с ними: мельчайшая песчинка живого ценнее всего, что он может сделать. Он, обсмеянный у сегодняшнего племени, видит в терновом венце революций шестнадцатый год и чувствует себя его предтечей. Во имя этого будущего он готов растоптать свою душу и, окровавленную, дать, как знамя.

Хорошо, когда в жёлтую кофту душа от осмотров укутана! Поэту противен Северянин, потому что поэт сегодня не должен чирикать. Он предвидит, что скоро фонарные столбы будут вздымать окровавленные туши лабазников, каждый возьмёт камень, нож или бомбу, а на небе будет околевать красный, как марсельеза, закат.

Увидев глаза богоматери на иконе, поэт спрашивает ее: зачем одаривать сиянием трактирную ораву, которая опять предпочитает Варавву оплёванному голгофнику? Может быть, самый красивый из сыновей богоматери - это он, поэт и тринадцатый апостол Евангелия, а именами его стихов когда-нибудь будут крестить детей.

Он снова и снова вспоминает неисцветшую прелесть губ своей Марии и просит её тела, как просят христиане - «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Ее имя величием равно для него Богу, он будет беречь её тело, как инвалид бережёт свою единственную ногу. Но если Мария отвергнет поэта, он уйдёт, поливая дорогу кровью сердца, к дому своего отца. И тогда он предложит Богу устроить карусель на дереве изучения добра и зла и спросит у него, отчего тот не выдумал поцелуи без мук, и назовёт его недоучкой, крохотным божиком.

Поэт ждёт, что небо снимет перед ним шляпу в ответ на его вызов! Но вселенная спит, положив на лапу с клещами звёзд огромное ухо.

Поэт – красивый, двадцатидвухлетний – дразнит обывательскую, размягченную мысль окровавленным лоскутом своего сердца. В его душе нет старческой нежности, но он может вывернуть себя наизнанку – так, чтобы были одни сплошные губы. И будет он безукоризненно нежный, не мужчина, а – облако в штанах!

Он вспоминает, как однажды в Одессе его любимая, Мария, обещала прийти к нему. Ожидая ее, поэт плавит лбом стекло окошечное, душа его стонет и корчится, нервы мечутся отчаянной чечеткой. Уже двенадцатый час падает, как с плахи голова казненного. Наконец появляется Мария – резкая, как “нате!”, – и сообщает, что выходит замуж. Пытаясь выглядеть абсолютно спокойным, поэт чувствует, что его “я” для него мало и кто-то из него вырывается упрямо. Но невозможно выскочить из собственного сердца, в котором полыхает пожар. Можно только выстонать в столетия последний крик об этом пожаре.

Поэт хочет поставить “nihil” (“ничто”) над всем, что сделано до него. Он больше не хочет читать книг, потому что понимает, как тяжело они пишутся, как долго – прежде чем начнет петься – барахтается в тине сердца глупая вобла воображения. И пока поэт не найдет нужных слов, улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать. Во рту улицы разлагаются трупики умерших слов. Только два слова живут, жирея, – “сволочь” и “борщ”. И другие поэты бросаются прочь от улицы, потому что этими словами не выпеть барышню, любовь и цветочек под росами. Их догоняют уличные тыщи – студенты, проститутки, подрядчики, – для которых гвоздь в собственном сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете. Поэт согласен с ними: мельчайшая песчинка живого ценнее всего, что он может сделать. Он, обсмеянный у сегодняшнего племени, видит в терновом венце революций шестнадцатый год и чувствует себя его предтечей. Во имя этого будущего он готов растоптать свою душу и, окровавленную, дать, как знамя.

Хорошо, когда в желтую кофту душа от осмотров укутана! Поэту противен Северянин, потому что поэт сегодня не должен чирикать. Он предвидит, что скоро фонарные столбы будут вздымать окровавленные туши лабазников, каждый возьмет камень, нож или бомбу, а на небе будет околевать красный, как марсельеза, закат.

Увидев глаза богоматери на иконе, поэт спрашивает ее: зачем одаривать сиянием трактирную ораву, которая опять предпочитает Варавву оплеванному голгофнику? Может быть, самый красивый из сыновей богоматери – это он, поэт и тринадцатый апостол Евангелия, а именами его стихов когда-нибудь будут крестить детей.

Он снова и снова вспоминает неисцветшую прелесть губ своей Марии и просит ее тела, как просят христиане – “хлеб наш насущный даждь нам днесь”. Ее имя величием равно для него Богу, он будет беречь ее тело, как инвалид бережет свою единственную ногу. Но если Мария отвергнет поэта, он уйдет, поливая дорогу кровью сердца, к дому своего отца. И тогда он предложит Богу устроить карусель на дереве изучения добра и зла и спросит у него, отчего тот не выдумал поцелуи без мук, и назовет его недоучкой, крохотным божиком.

Поэт ждет, что небо снимет перед ним шляпу в ответ на его вызов! Но вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание “Облака в штанах” Маяковского

Другие сочинения по теме:

  1. Ранний период творчества поэта представлен многими открытиями в области стихосложения. Практически сразу отказавшись от попыток литературного подражания, Маяковский буквально ворвался...
  2. В. Маяковский – один из лучших поэтов начала ХХ века, века глубоких социальных перемен. Поэма “Облако в штанах” была закончена...
  3. В Афинах самым знаменитым философом был Сократ. За свою философию он потом поплатился жизнью: его привлекли к суду и казнили...
  4. Тема, о которой хочет говорить поэт, перепета много раз. Он и сам кружил в ней поэтической белкой и хочет кружиться...
  5. Поэма создавалась на протяжении 1914 – первой половины 1915 года и сначала называлась “Тринадцатый апостол”. Сам Маяковский определял композицию произведения...
  6. Ы Рассказ написан от лица мальчика Вити. Ему велели перебирать картошку. Бабушка отмерила ему “урок” двумя брюквами, и он все...
  7. На голове Маяковского ладонь солнца – священнослужителя мира, отпустителя всех грехов. Земля говорит ему: “Ныне отпущаеши!” Пусть глупые историки, науськанные...
  8. Поэма носит автобиографический характер. 1 Маяковский начинает свою поэму заявлением, что былинные времена прошли. Пора отказаться от былин, эпосов и...
  9. Ы Обращаясь к толпе, В. Маяковский пытается объяснить, почему он несет свою душу на блюде к обеду идущих лет. Стекая...
  10. Действие пьесы происходит в СССР в 1930 г. Изобретатель Чудаков собирается включить сконструированную им машину времени. Он объясняет своему приятелю...
  11. Действие пьесы происходит в Тамбове: первых трех картин – в 1929 г., остальных шести картин – в 1979 г. Бывший...
  12. В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался...
  13. Одно из самых замечательных произведений Маяковского – поэма “Про это” – как раз менее других исследована, она не раз получала...
25.05.2018

Маяковский писал одну из своих самых известных поэм «Облако в штанах» в период с 1914 по 1915 год. В этой статье мы предложим вам краткое содержание этого произведения.

Повествователь, — поэт, 22 лет, молодой и влюбленный, эмоциональный и страстный. Он сам себя называет «Облаком в штанах». Он говорит, что в нем нет нежности старческой, он может и готов разорвать себя для любви, отдать себя полностью и без остатка. Сидит он в ожидании своей Марии, горячо любимой им женщины. Дело происходит в Одессе. Она опаздывает, а когда наконец приходит, то резко заявляет поэту, что выходит замуж. Мужчина в шоке и явно этого не ожидал, но, не показывая своего огорчения, прощается с любимой.

После этого лирический герой сидит и размышляет, сможет ли он полюбить снова, сможет ли отпустить любимую женщину. Он описывает свои чувства, ту бурю, что происходит в его душе, ту боль, которую ему приходится пережить в этот тяжелый момент жизни. Он заключает, что настоящая любовь не приносит ничего, кроме боли и разочарования. Но в то же время ему хочется любовь оправдать, вспоминая, сколько радости и наслаждения она ему принесла.

Поэт радуется, что душа и сердце человека скрыты от глаз других людей, и никто не сможет разгадать, что в них творится на самом деле. Но в то же время он сам мечтает видеть души народа, их желания и стремления, а стремится народ, по мнению поэта, к переменам. Он говорит, что из-за цензуры у людей нет возможности обнажить свои души, свои истинные взгляды и желания.

Поэт обращается к иконе Богоматери, которая висит в трактире. Он спрашивает, зачем она пытается дарить сияние людям, которым, как и ранее, наплевать на Иисуса Христа. Его поэт называет «голгофником». Он предполагает, и даже предлагает поэту стать ее сыном и тринадцатым апостолом. Он претендует на то, что его именем и стихами будут крестить детей. Поэт обращается к Богу, спрашивая, почему же любовь приносит столько боли. Он негодует, неужели вся любовь такая, — не приносит радости и счастья, а только разочарование. Бога он решает назвать маленьким божком за создание такой любви, и продолжает свою молитву, но адресованную уже не Богу и Богоматери, а своей любимой Марии, вспоминая ее прекрасное тело и поцелуи.

Автор восклицает, что весь существующий порядок и привычное мировоззрение нужно разрушать, нужно менять любовь, политический строй, литературную цензуру. Он хочет свободы, порядка, равенства и торжества революции. В конце поэмы автор снова обращается к Богу с иронией, давая понять читателю, что ему никто не ответит.

Поэма повествует о несчастной любви и расставании, а также о пылком, жгучем, неуемном темпераменте поэта. В нем бурлит молодость, надежда на лучшее будущее, на перемены, которые обещают привести народ в светлое будущее. Автор не верит ни во что святое, он открыто и гордо делает вызов Богу и надменно смеется над тем, что раньше было традиционно дорого людям в его стране. Теперь, автор уверен, — все изменится, а жить станет легче и радостнее.

«Облако в штанах» пересказала Куренова Софья.

Другие краткие содержания смотрите



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!