Обособленные определения выделительные знаки препинания при них. Знаки препинания при обособленных членах предложения Знаки препинания при обособленных согласованных определениях

Обособленные члены предложения в устной речи выделяются интонацией, а в письменной – запятыми с обеих сторон.

Выделение обособленных дополнений

Уточняющие обстоятельства места, времени, образа действия обособляются, если они стоят после уточняемых.

Сложность применения этого правила состоит в том, что отличить уточняющее от уточняемого слова не всегда легко, для этого надо знать, что именно хотел сказать автор.

Сравните:

Книга лежит в углу, на полке. Понятие угол (если говорить о соотнесении части и целого) шире понятия полка : вероятно, это угол комнаты, в котором находится полка. Обстоятельство на полке в данном контексте уточняющее и выделяется запятой.

Книга лежит в углу на полке. Понятие угол уже понятия полка : вероятно, это закрытая полка, имеющая углы, и книга лежит в углу полки, а не в углу комнаты. Здесь уточняющим обстоятельством будет слово в углу , но оно стоит перед уточняемым на полке и поэтому не обособляется.

Еще пример:

Встретимся во вторник, в пятнадцать часов. Адресат ничего не знал о времени встречи, поэтому он сначала узнает о дне встречи, а потом уточняется время внутри этого дня. В этом случае уточняющим обстоятельством будет в пятнадцать часов, оно обособляется, потому что стоит после уточняемого. Сравни: Встретимся в пятнадцать часов во вторник. Если смысл предложения не менялся, а уточняемое и уточняющее обстоятельства поменялись местами, то ничего не обособляется, так как уточняющее оказывается впереди уточняемого. Иначе будет обстоять дело, если в предложение вложен другой смысл. Встретимся в пятнадцать часов, во вторник. Адресат знает, что встречи всегда происходят в пятнадцать часов, он должен уточнить, в какой из дней его пригласят. В этом случае уточняющим обстоятельством будет во вторник , оно обособляется, потому что стоит после уточняемого.

Поскольку расстановка знаков при уточняющих обстоятельствах сильно зависит от смысла, который хотел передать автор, при диктовке такие обстоятельства обязательно выделяются интонацией.

Знаки при конструкциях с деепричастиями

Запятыми с обеих сторон выделяются деепричастные конструкции (обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами).

Деепричастные конструкции выделяются независимо от их места в предложении.

Знаки при однородных деепричастных конструкциях ставятся так же, как и при других однородных членах. Для того чтобы определить, являются ли деепричастия однородными, внимательно посмотрите, к одному ли сказуемому они относятся. Обратите внимание на расстановку знаков: Распугивая воробьев и насвистывая , мальчик шел по улице (союз и соединяет однородные деепричастные конструкции, относящиеся к сказуемому шел). Мальчик шел по улице, распугивая воробьев , и, насвистывая , сочинял мелодию. (союз и соединяет однородные сказуемые шел и сочинял , к каждому из которых относятся деепричастные конструкции, сами деепричастные конструкции однородными не являются).

Цветом выделены разные группы сказуемых

Деепричастные обороты и деепричастия не обособляются в следующих случаях:

Если по смыслу деепричастие близко к наречию . Он сидел сгорбившись.;

Если деепричастие является частью устойчивого оборота . Работать спустя рукава.

Не путайте с деепричастиями образованные от них наречия: стоя, сидя, лежа, молча, нехотя, не глядя, не спеша, играючи, припеваючи, крадучись и др. Эти слова являются деепричастиями, если они образуют деепричастный оборот. Ехать пришлось лежа. Лежа на берегу моря, можно мечтать.

Знаки при обстоятельствах уступки, причины, цели, условия

Запятыми выделяются обстоятельства уступки, причины, цели, условия , начинающиеся словами: несмотря на, невзирая на, вопреки, благодаря, согласно, вследствие, ввиду, по причине, по случаю, в силу, с согласия, за неимением, ради, во избежание, при условии, в случае, при наличии, при отсутствии и др.

Выделение обособленных определений

Согласованные определения обособляются с обеих сторон в следующих случаях.

План урока

  1. Приветствие. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания
  3. Объявление темы и целей урока
  4. Закрепление материала
  5. Домашнее задание

Задачи:

- образовательная :

1) закрепление знаний об обособлении определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, двумя (тремя) согласованными одиночными определениями;

2) совершенствование умений правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными согласованными распространёнными и нераспространёнными определениями;

3) правописание Н и НН в причастиях и прилагательных; согласование причастий и причастных оборотов;

- развивающая : развивать пунктуационную зоркость, речь, память, логическое мышление, внимание, волю, эмоции;

- воспитательная : воспитывать интерес к предмету.

Средства обучения: учебник “Русский язык. 8 класс”.С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Масимов и др. – М., “Просвещение”, 2011; презентация по теме урока, таблица “Обособление определений и приложений”, карточки для индивидуальной работы

Ход урока

1. Приветствие. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают предложения, выписанные из упр.298 в таблицу

Какие графы вам не удалось заполнить?

Запишите предложение Тишина на рассвете,такая редкая в Москве, только усиливала его волнение .

Назовите грамматические условия обособления согласованных распространённых определений

3. Объявление темы и целей урока

Презентация слайды № 1, 2

Сегодня на уроке мы будем отрабатывать навыки постановки знаков препинании я в предложениях с согласованными распространёнными определениями

4. Закрепление материала

1) Объяснительный диктант

1. Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас, и тяжело грести. 2. В воздухе кружилась сухая трава, листва, сорванная с деревьев, и мелкие сучья. 3. На лес, озябший т нагой, вдруг упадут сырые снегопады. 4. Почти все газели, и африканские, и азиатские, не признают тесноты лесов.

Индивидуальная работа с карточками

Расставьте знаки препинания. Графически объясните их.

1.Ссердитый на вид он был добряк в душе.

2. Благословенна русская земля открытая для доброго зерна.

3. Хмурившаяся с утра погода стала понемногу разъясняться.

4. Осенённая реющей влагой распустила ты пряди волос.

Расставьте и графически объясните знаки препинания. Вставьте пропущенные орфограммы.

Утомлё....ый ходьбой по болоту забрёл я в сарай и заснул глубоко.

2. Из угла комнаты на неё смотрели два глаза (не) подвижные огне... ые.

4. В кристалл холодный убра...ы сады внезапно занесё... ые метелью.

2) Исправление ошибок

Презентация слайды №3

Укажите предложения с пунктуационными ошибками. Исправьте их и выпишите эти предложения, обозначьте пунктограмму.

1.Разгоревшийся на ветру костёр тушили очень недолго.

2. Рассеянный и неспособный, он постоянно подвергался наказаниям.

3. Где-то невидимая глазу журчит вода.

4. Вдруг на яркой полосе пересекающей пол промелькнула тень.

5. Ты молодой и сильный должен идти впереди.

Проверка

Презентация слайды №4

Класс выполняет устно. Затем несколько учеников выполняют эту работу на оценку

4) Конструирование предложений

Презентация слайды №4

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Графически объясните орфограммы и пунктограммы.

Серебря....ые часы(лежащий рядос со стари...ым оружием) красивые и изыска....ые тускло поблёскивали.

Единстве...ая це...ая улмка против (непойма...ый преступник) была легкомысле...о упуще..а сотрудниками (следстве...ая группа).

Преступник оставил свои отпечатки не на дверце (бронирова...ый сейф), а на (приотворё...ая дверь) сте...ого шкафа.

5) Работа с текстом.

Запишите текст под диктовку.

Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развёртывала передо мной свои диковинные картины.

Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство, таинственное и неподвижное.

Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста.

Озаглавьте текст так, чтобы в заголовке была выражена эта мысль.

Определите роль обособленных определений в данном художественном тексте.

С помощью каких ещё художественных средств автор рисует удивительную картину зимы? Приведите примеры из текста.

5. Домашнее задание.

Упр.300 или 306 (по выбору)

В русском языке предложение состоит из главных и второстепенных членов. Подлежащее и сказуемое являются основой любого высказывания, однако без обстоятельств, дополнений и определений оно не столь широко раскрывает мысль, которую хочет донести автор. Чтобы предложение было более объемным и полностью доносило смысл, в нем сочетают грамматическую основу и второстепенные члены предложения, которые имеют способность обособляться. Что это значит? Обособление - выделение второстепенных членов из контекста по смыслу и интонации, при котором слова обретают синтаксическую самостоятельность. В этой статье будут рассмотрены обособленные определения.

Определение

Итак, для начала необходимо вспомнить, что же представляет собой простое определение, а после приступать к изучению обособленного. Итак, определениями называют второстепенные члены предложения, которые отвечают на вопросы «Какой?» и «Чей?». Они указывают на признак предмета, о котором идет речь в высказывании, выделяются знаками препинания и зависят от грамматической основы. А вот обособленные определения обретают некую синтаксическую самостоятельность. На письме они выделяются запятыми, а в устной речи - интонацией. Такие определения, так же как и простые, бывают двух видов: согласованные и несогласованные. Каждый из видов имеет свои особенности обособления.

Согласованные определения

Обособленное согласованное определение, так же как и простое, всегда зависит от существительного, которое для него является определяющим словом. Образуют такие определения имена прилагательные и причастия. Они могут быть одиночные или иметь зависимые слова и стоять в предложении непосредственно после существительного или отделяться от него другими членами предложения. Как правило, у таких определений полупредикативное значение, особо отчетливо его видно в том случае, когда в конструкции предложения есть обстоятельственные слова, которые являются распространяющими для данного определения. Обосабливаются и одиночные определения, если стоят после существительного или местоимения и четко указывают на их признаки. Например: ребенок, смущенный, стоял около матери; бледный, усталый, он улегся на кровати. В обязательном порядке обосабливаются определения, выраженные краткими страдательными причастиями и краткими прилагательными. Например: тут зверь показался, космат и высок; горит наш мир, духовен и прозрачен, и станет он поистине хорош.

Несогласованные определения

Как и простые несогласованные определения, обусловленные в предложении, выражаются именами существительными в косвенных падежных формах. В высказывании практически всегда являются добавочным сообщением и по смыслу связываются с личными местоимениями и собственными именами. Определение в данном случае всегда обосабливается, если оно имеет полупредикативное значение и является временным. Это условие обязательно, ведь собственные имена достаточно конкретизированы и не нуждаются в постоянных признаках, а местоимение не сочетается с признаками лексически. Например: Сережка, с потертой ложкой в руках, занял свое место у костра; сегодня он, в новом кителе, был особенно хорош . В случае с нарицательным существительным для обособления определения требуется характеризующее значение. Например: посреди деревни стоял старый заброшенный дом, с массивной высокой трубой на крыше.

Какие определения не обосабливаются

В некоторых случаях, даже при наличии соответствующих факторов, определения не обособляются:

  1. В том случае, когда определения употребляются вместе со словами, не имеющими неполноценное лексическое значение (У отца был вид сердитый и грозный.) В данном примере есть определяющее слово «вид», однако определение не обосабливается.
  2. Не поддаются обособлению распространенные определения при связи с двумя главными членами предложения. (После покоса сено лежало сложенное в закрома.)
  3. В случае если определение выражено сложной сравнительной формой или имеет превосходную степень прилагательного. (Появились песни более популярные.)
  4. Если так называемый определительный оборот стоит после неопределенного, определительного, указательного или притяжательного местоимения и образует с ним единое целое.
  5. Если определение стоит после отрицательного местоимения, такого как никто, ничей, некому . (Никто допущенный к экзаменам не смог ответить на дополнительный вопрос.)

Знаки препинания

При написании предложений с обособленными определениями должны быть выделены запятыми в таких случаях:

  1. Если обособленные определения являются причастием или прилагательным и стоят после определяющего слова. (Духи, подаренные ей (какие?), имели божественный аромат, напоминающий о весенней свежести.) Данное предложение имеет два определения, выраженных причастными оборотами. Для первого оборота определяющее слово - духи, а для второго - аромат.
  2. Если после определяющего слова употребляются два и более определения, то они обособляются. (А это солнце, ласковое, нежное, светило прямо мне в окно.) Данное правило распространяется и в случаях употребления несогласованных определений. (Отец, в шляпе, в черном пальто, тихо шел по аллее парка.)
  3. Если в предложении определение указывает на добавочное обстоятельство (уступительное, условное или причинное). (Утомленная жарким днем (причина), она упала на кровать без сил.)
  4. Если в высказывании определение зависит от личного местоимения. (Мечтавший об отдыхе на море, он продолжал работать.)
  5. Обособленное определение всегда выделяется запятыми, если оно оторвано от определяющего слова другими членами предложения или стоит впереди него. (А в небе, привыкший к дождю, бессмысленно кружил ворон.)

Как найти обособленные определения в предложении

Для того чтобы найти предложение с обособленным определением, следует обратить внимание на знаки препинания. После выделить грамматическую основу. Задавая от подлежащего и сказуемого вопросы, установить связь слов и найти в предложении определения. Если эти второстепенные члены будут выделены запятыми, то это нужная конструкция высказывания. Достаточно часто обособленные определения выражаются причастными оборотами, которые, как правило, стоят после определяющего слова. Также такие определения могут выражаться именами прилагательными и причастиями с зависимыми словами и одиночными. Достаточно часто в предложении встречаются обособленные однородные определения. Определить их не сложно, в предложении они выражаются однородными причастиями и прилагательными.

Упражнения для закрепления

Чтобы тема лучше усвоилась, нужно закрепить полученные знания на практике. Для этого следует выполнить упражнения, в которых необходимо найти предложения с обособленными определениями, расставить в них знаки препинания и объяснить каждую поставленную запятую. Также можно записывать предложения под диктовку. При выполнении данного упражнения выработается способность определять обособленные определения на слух и правильно их записывать. Умение правильно расставлять запятые пригодится и во время учебы, и во время вступительных экзаменов в высшее учебное заведение.

Обособленные члены предложения - это второстепенные члены, которые выделяются по смыслу и с помощью интонации. На письме обособленные члены выделяются знаками препинания .

Обособляться могут:

  1. Определения.

Обособленные определения.

Определения в предложении обособляются :

1. Два или больше определения, которые стоят после определяемого слова:

И грянул гром, весенний, животворящий.

2. Распространенные определения , которые выражены причастным оборотом или прилагательным, которое имеет зависимые слова после определяемого слова:

Мальчик увидел женщину, несущую тяжелую сумку, и решил помочь ей.

3. Одиночное определение , которое стоит после определяемого слова и имеет обстоятельственное значение:

Ребенок, раскапризничавшийся, не хотел засыпать.

4. Распространенное или одиночное определение, которое отделено от определяемого слова другими словами:

Разбившие окно, дерзкие мальчишки убежали играть в другой двор.

5. Распространенное или одиночное определение, которое стоит в предложении непосредственно перед определяемым словом и имеет дополнительное обстоятельственное значение:

Плачущий, малыш тихо поскуливал и вздрагивал.

6. Несогласованные определения , которые нужно оторвать их от соседнего члена предложения или усилить передаваемое или значение:

Первоклашки, в красивых формах, с букетами цветов, весело шагали на линейку с родителями.

7. Определение, которое определяет местоимение (определяемым словом является местоимение):

Он, высокий и мужественный, выглядел очень привлекательно.

Определения не обособляются в следующих случаях:

1. Если перед нами - распространенное определение, выраженное причастными оборотом или прилагательным с зависимыми словами, которое относится к неопределенному местоимению и стоит в предложении после него:

В темноте я заметила что-то похожее на собаку.

2. Если мы имеем распространенное определение, которое выражено причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами, которое находится перед определяемым словом:

Этот маленький комочек - твой младший брат.

На письме обособленные определения выделяются запятыми.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Если перед определяемым словом стоит распространенное определение, то нередко в середине предложения возникает пауза, которую хочется оформить запятой.

Выпущенная недавно издательством «Просвещение» серия брошюр по русскому языку _ была быстро распродана.

Действительно, в подобных случаях есть пауза в середине предложения (после определяемого слова), однако запятую здесь ставить не следует.

Выпущенная недавно издательством «Просвещение» серия брошюр по русскому языку была быстро распродана.

Необходимы ли запятые в следующих случаях?

Входящий в число самых известных ученых России_ академик Павлов мог себе позволить и независимые взгляды по политическим вопросам.

Внезапно разбуженный обстрелом_ начштаба не сразу понял, что происходит.

Запятые при согласованном определении, стоящем перед определяемым словом, ставятся лишь некоторых случаях, а именно:

  • если определяемым словом является личное местоимение;
  • если определение имеет обстоятельственное значение (обычно причины либо уступки).

Входящий в число самых известных ученых России, академик Павлов мог себе позволить и независимые взгляды по политическим вопросам (добавочное значение причины).

Внезапно разбуженный обстрелом_ начштаба не сразу понял, что происходит (добавочное значение уступки).

Как расставить знаки препинания в следующем случае?

Казак, прибывший в полк_ и _ поселившийся в соседней хате, был, казалось, знаком Андрею.

В данном предложении есть два однородных согласованных определения, связанных одиночным союзом И. Между однородными членами, соединенными одиночным союзом И, запятая не ставится.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом

Возможные трудности

Добрые советы

Если перед деепричастным оборотом стоит союз и, где следует ставить запятую: перед ним или после него?

Он повернулся в дверях _ и _ не попрощавшись с хозяином, вышел.

Скорее всего, союз и служит здесь для связи однородных сказуемых. Он никак не связан с деепричастным оборотом, поэтому в оборот его нельзя включать. Запятая ставится непосредственно перед оборотом после союза и.

Он повернулся в дверях и, не попрощавшись с хозяином, вышел.

Всегда ли деепричастие и деепричастный оборот обособляются?

Нет, обособление отменяется в следующих случаях:

1) деепричастный оборот перешел во фразеологизм наречного значения (спустя рукава, сломя голову и др.):

не бросайся в драку_очертя голову;

будем работать _ засучив рукава.

2) одиночное деепричастие потеряло глагольное значение и приобрело наречное значение (напр. нехотя, шутя, не глядя, крадучись, играя и др.):

тогда я _ шутя_ поднимал восьмипудовые мешки (т.е. легко).

топором он махал _ играя, без всякого напряжения.

3) одиночное деепричастие (а иногда и деепричастный оборот), стоя после сказуемого, тесно сливаются с ним по смыслу (вплоть до того, что становятся частью сказуемого). Именно на него падает логическое ударение в этом предложении:

Юрик продолжал жонглировать _сидя (говорящему важно не то, что Юрик жонглировал, а то, что он жонглировал и при этом сидел).

Как следует расставлять запятые, если в предложении встречаются два деепричастных оборота, между которыми стоит союз и (или, либо)?

Дым плыл клубами _ поднимаясь вверх_ и_ расползаясь под сводами пещеры.

Седой человек вышел вперед_ несколько поколебавшись_ и_ подняв руку_ призвал к молчанию.

В этом случае пунктуационное оформление может быть разным. Если оба оборота зависят от одного сказуемого и являются однородными обстоятельствами, то они выделяются запятыми как единая структура, не отделяясь друг от друга.

Дым плыл клубами, /поднимаясь вверх и расползаясь под сводами пещеры/.

Обособленные определения и обособленные приложения

Могут обособляться как согласованные, так и несогласованные определения.

Согласованные обособленные определения обычно выражаются причастными оборотами и оборотами на базе прилагательного.

Волны, рвущие побережье на части , гудели победно и грозно.

Вразвалку вошел мастер, весь черный от угольной пыли .

Реже согласованные обособленные определения бывают выражены одиночными причастиями и прилагательными.

Спящий, он казался ей еще суровей .

Постройки, новые, свежие , казались пряничными.

Особым случаем обособленного определения считается обособленное приложение - определение, выраженное существительным.

Особенно лицеисты полюбили Галича, профессора российской и латинской словесности .

Не следует путать обособленные согласованные определения с придаточными определительными предложениями.

Несогласованные обособленные определения обычно выражаются оборотами, в основе которых находится существительное в косвенном падеже, реже - наречие либо форма сравнительной степени прилагательного.

Сторож, в рваной ушанке и рукавицах , тем не менее выглядел внушительно.

Бетонные блоки, впритык и кое-где внакладку , громоздились за участком.

Эта комната, гораздо светлее и шире предыдущей , мне понравилась .

Обособленные обстоятельства. Типы обособленных обстоятельств

Обычно обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с производным предлогом.

Почти всегда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

Обособления не происходит при следующих условиях:

  • Деепричастный оборот перешел во фразеологизм наречного значения (спустя рукава, сломя голову и др.).

Не бросайся в драку_очертя голову!

  • Одиночное деепричастие потеряло глагольное значение и приобрело наречное значение (например нехотя, шутя, не глядя, крадучись, играя и др.).

Живите-ка _ смеясь! (Т.е. весело, без забот.)

Шел он _ не торопясь. (Т.е. медленно.)

  • Одиночное деепричастие (а иногда и деепричастный оборот), стоя после сказуемого, тесно сливается с ним по смыслу (вплоть до того, что становится частью сказуемого). Именно на деепричастие падает в этом случае смысловой акцент предложения.

Особенно трудно биатлонистам стрелять _стоя. (Говорящий имеет в виду не то, что биатлонистам трудно стрелять, а то, что им трудно стрелять стоя.)

Старуха стояла _ опустив голову. (Говорящему важно не то, что старуха стояла, а то, что она стояла с опущенной головой.)

Подробнее об условиях обособления деепричастий и деепричастных оборотов см.: Знаки препинания при обoсобленных обстoятельствах, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом. Обособленные обстоятельства могут выражаться также существительными в косвенных падежах с производными предлогами.

Многие производные предлоги в русском языке имеют значения, которые способствуют смысловому выделению существительных с такими предлогами. Это значения причины, условия, уступки, следствия, сопутствующего события и т. д. Ниже перечисляются производные предлоги, сочетания с которыми обособляются чаще других:

несмотря на что- либо;

невзирая на что-либо;

благодаря чему-либо;

согласно чему-либо;

вследствие чего-либо;

за неимением чего-либо;

в силу чего-либо;

при отсутствии чего-либо;

при наличии чего-либо;

при условии чего-либо;

ввиду чего-либо;

вопреки чему-либо и т. д.

Всегда обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогом, если они имеют значение уступки (когда одно событие происходит, несмотря на наличие другого, которое является первому помехой).

Несмотря на дожди, погода была теплая.

Невзирая на сопротивление окружающих, он быстро продвигался в толпе.

Обособление других обстоятельств, выраженных существительными с производными предлогами, не является обязательным. Оно зависит от намерений и целей автора, от распространенности или нераспространенности обстоятельств и от их места в предложении.

Обычно обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогом, если они распространены и стоят в начале либо в середине предложения.

Он, благодаря своим организаторским способностям, оказался неплохим руководителем.

За неимением свободного времени, он не успевал делать всего того, что обещал.

Нераспространенные обстоятельства, выраженные существительными с предлогом, обычно не обособляются, если стоят в конце предложения.

Полк прибыл в гарнизон в пятницу согласно приказу.

Знаки препинания при обособленных согласованных определениях

Согласованные определения обособляются в том случае, если занимают определенную позицию в предложении. Каждая такая позиция становится условием для обособления и требует выделения запятыми.

Условия обособления согласованных определений

1. Согласованное определение обособляется, если стоит после определяемого существительного.

Комната, похожая на шкаф и на гроб, - один из повторяющихся образов романа.

Двигатель, слабенький, двухцилиндровый, меня не впечатлил.

2. Согласованное определение обособляется, если оно относится к личному местоимению.

Почти забытый друзьями, он жил бедно и без затей.

3. Согласованное определение обособляется, если оно содержит добавочное обстоятельственное значение (обычно причины или уступки).

Испуганный и смятенный, Петр не знал, что отвечать. (Будучи испуганным, Петр не знал … - причина.)

Тяжело контуженный, Стругов едва добрался до окопа. (Хотя Стругов был контужен, он добрался … - уступка.)

Иногда перечисленные выше условия обособления не действуют.

Запомните случаи - исключения.

1. Согласованное определение не обособляется, если на него падает логическое ударение (в этом случае определение включается в состав составного именного сказуемого).

Мы вернулись_ сильно уставшие. (Важен не сам факт возвращения, а то, что устали.)

2. Согласованное определение не обособляется, если предложение без него не выражает законченную мысль.

Она приняла вид_ суровый и властный. (Нельзя оставить только: Она приняла вид.)

Это привело к вещам_ крайне странным. (Нельзя оставить только: Это привело к вещам.)

3. Согласованное определение не обособляется, если оно относится к неопределенному местоимению.

Все ждали чего-то_ очень страшного.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом

Обстоятельства, выраженные деепричастием либо деепричастным оборотом, выделяются запятыми.

Девушки, запершись, принялись обсуждать эту новость.

Все, ожидая открытия, волновались.

Запятые не ставятся при следующих условиях:

  • Деепричастный оборот перешел во фразеологизм наречного значения (спустя рукава, сломя голову и др.).

Не бросайся в драку_ очертя голову!

Будем работать_ засучив рукава!

  • Одиночное деепричастие потеряло глагольное значение и приобрело наречное значение (например нехотя, шутя, не глядя, крадучись, играя и др.).

Тогда я_ шутя_ поднимал восьмипудовые мешки (т.е. легко).

Топором он махал_ играя, без всякого напряжения.

  • Одиночное деепричастие (а иногда и деепричастный оборот), стоя после сказуемого, тесно сливается с ним по смыслу (вплоть до того, что становится частью сказуемого). Именно на него падает логическое ударение в этом предложении.

Юрик продолжал жонглировать _сидя (говорящему важно не то, что Юрик жонглировал, а то, что он жонглировал и при этом сидел).

Обратите внимание!

Есть еще несколько случаев, когда деепричастие и деепричастный оборот не выделяются запятыми.

Запятые не ставятся, если деепричастие либо деепричастный оборот связываются с наречием посредством одиночных союзов и, или, либо (наречие и деепричастный оборот являются в этом случае однородными обстоятельствами).

Он всегда говорил правду легко и_ не обращая внимания на выгоды. (В этом предложении наречие легко и деепричастный оборот являются однородными обстоятельствами, связанными союзом и.)

Запятые не ставятся, если зависимым словом в деепричастном обороте является относительное местоимение который (в этой роли оно служит союзным средством в сложноподчиненном предложении).

Есть вопросы, не решив которые_ невозможно двигаться дальше.

Иногда в предложении встречаются два деепричастных оборота, между которыми стоит союз и. В этом случае пунктуационное оформление может быть разным. Если оба оборота зависят от одного сказуемого и являются однородными обстоятельствами, то они выделяются запятыми как единая структура, не отделяясь друг от друга.

Дым плыл клубами, поднимаясь вверх и расползаясь под сводами пещеры.

Если же обороты зависят от разных сказуемых, то каждый из них выделяется запятыми отдельно.

Седой человек вышел вперед, несколько поколебавшись, и, подняв руку, призвал к молчанию.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!