Образ и характеристика хлестакова в комедии гоголя ревизор сочинение. Что такое «загадка»

Цель урока:

сформировать у учащихся
представление об основной теме произведений
Ю.Казакова: верность своему предназначению и
исполнение долга перед жизнью.

Формировать умение анализировать
произведения малых эпических форм.

  • Развивать эмоциональное восприятие
    художественного текста, образного и
    аналитического мышления, понимание авторской
    позиции.
  • Воспитывать чувства любви и уважения к культуре
    Севера, людям, северным традициям.
  • Предварительная работа:

    Ход урока

    1. Слово учителя. Постановка цели урока:

    Сегодня мы обращаемся к творчеству писателя
    Юрия Павловича Казакова, к его рассказу
    “Поморка”, написанному в 1957 году. И постараемся
    понять размышления молодого писателя-студента о
    главной героине: “…Отчего же так таинственно
    близка и важна мне её жизнь, почему так
    неотступно слежу я за ней, думаю о ней,
    расспрашиваю её?”

    – ЧТО так заворожило его в образе 90-летней
    старухи?

    – Какую тайну в её характере хотел раскрыть
    писатель?

    – Вот вопросы, на которые мы должны найти
    ответы на нашем уроке. И вслед за автором
    попытаться разобраться, в чём же загадка
    характера поморки.

    Найти ключевое слово , характеризующее
    образ главной героини.

    2. Анализ композиции рассказа с опорой на текст.

    – Обратимся к композиции рассказа.

    Оформление доски:

    – Какой увидел писатель природу и быт северной
    деревни, рыбаков?

    Работа с текстом.

    Перед нами широкая панорама северной
    деревни, без прикрас и восхищения…

    /тускло, хмуро, пусто. ../

    – Какое слово связывает эти две главы? / пусто
    /

    – Почему пусто в деревне, а – в доме старухи?

    /рыбаки уходят в море; нет детей, внуков, не
    оживляют дом их веселые голоса…/

    /огромный, темный, чистый “до блеска” /

    – Какие детали в доме уже указывают
    читателю на характер хозяйки?

    /… “суровые скатерти” /

    – Что чувствуется в словах писателя,
    описывающего быт и дом?

    /восхищение, уважение тем, в какой идеальной
    чистоте содержит дом 90-летняя старуха/

    характер хозяйки уже предопределён,
    подготовлен описанием дома, вычищенного до
    блеска, пахнущего морем, с суровыми скатертями.

    – Теперь мы можем начать разговор о главном
    о личности героини.

    – В центре рассказа образ русской женщины:

    – Объясните значение слова “образ”.

    Литературный словарь В.В. Агеносова:

    “Образ
    – это действующее лицо, главный объект
    повествования… Читатель узнаёт о нём через
    диалог, действие, описание” –
    научное
    определение берётся за основу.

    Ф. Абрамов:

    “Художественный образ в
    произведении искусства – это единство внешнего
    и внутреннего. Гармония тела и души…”.

    – Значит, ЧТО мы будем находить, анализировать
    в произведении?

    /Образ поморки…, гармонию, единство через
    речь, судьбу, портрет/

    3. Анализ образа главной героини. 2 глава.

    А). Портрет.

    – Какой предстаёт Марфа в начале 2-ой главы? /
    …древней старухой/

    /…жутко! Как стара! /

    – Почему уже в следующем абзаце резко меняется
    и настроение, и описание героини?

    – Назовите, с помощью каких художественных
    средств автор рисует портрет поморки? Приведите
    примеры. /Приводятся примеры антитезы,
    сравнений, эпитетов, повторов, экспрессивной
    лексики, рядов однородных членов…/

    Самостоятельная работа в парах (заполнение
    таблицы).

    – Для понимания характера Марфы сравним её в
    молодости и старости:

    Запись в тетрадях:

    В молодости В старости
    1.Глаза – глаза сияли

    2.Лицо – щеки
    горели, горяча, хороша, красавица была…

    3.Фигура – стройное, сильное тело

    4.Характер – веселая, заводила на любом
    празднике.

    5.Отношение к жизни, к труду –
    неутомимо-талантлива,
    яростно-неуёмная и в работе,
    и в отдыхе.

    Тусклые, выцветшие. Древнее, тёмное.
    Сгорбленная, ноги набрякли.

    Сердце “утИ шилось”,
    сурова, немногословна.

    Всем помогает, всё время что-нибудь делает…

    Старость

    “как один тёмный осенний
    вечер”.

    (Печальная метафора)

    – Какой вы её увидели?

      портрет является отражением характера
      героини.

    Портретные зарисовки – это первый шаг к
    пониманию характера поморки. Нам чуть-чуть
    приоткрывается его тайна.

    Судьба.

    – Что мы узнали о её жизни?

    /– любовь к мужу, рыбаку Ивану,
    – работа в колхозе ради трудодней,
    – смерть родителей, братьев, сестер, мужа и детей.
    /

    – Зачитайте, как прощалась с ними.

    – Благодаря чему так пронзительны эти строки?

    / нагнетают впечатление повторы,
    восклицательные предложения…/

    – Когда светлеет лицо Марфы?

    / воспоминания о внуках, их открытки… Внуки
    продолжат род /

    – А ещё в чём видит смысл жизни старая поморка? /
    в труде /

    Докажите (текст).

    – В этом перечислении заключено отношение
    автора к героине. Какое оно?

    /опять восхищение/

    – Чем же восхищается писатель?

    / трудолюбием,…труд приносит ей радость и
    удовлетворение /

    Мы видим, заботы старой поморки всё те же, что
    были у её прабабки, бабки, матери – ничто не
    изменило устоев в северных деревнях.

    И такая жизнь у многих и многих вековух по всей
    России, умеющих, не жалуясь, стойко и терпеливо
    переносить удары судьбы.

    Может в этой стойкости, трудолюбии и терпении
    кроется разгадка её характера?

    Речь.

    – Последняя составляющая образа героини – её
    речь, что можно отметить?

    /…почти безмолвна, немногословна, всего
    несколько фраз/

    – Прочитайте диалог писателя со старухой.

    – Как вы считаете, почему такая
    немногословность?

    / из-за трудной судьбы, гибели родных людей,
    суровый климат, войны, голод…, суровый и сильный
    характер /

    Проанализировав образ, подведём итог, в
    чём же вы увидели “единство внутреннего и
    внешнего” героини?

    – Опираясь на композицию, смогли ли мы понять
    образ, характер 90-летней поморки?

    – А почему для Ю.Казакова её характер был
    загадкой, её жизнь тайной?

    / молодой городской житель, студент /

    4. Анализ 3 главы.
    – Важную роль в понимании характера
    Марфы играет 3 глава.

    Что мы можем отметить с первых строк? /меняется
    настроение, мотив /

    – Какая тема здесь поднята? / смерти, старости,
    тоски по прошлому, одиночества (одна из
    составляющих характера)

    – Найдите в тексте, как Марфа воспринимает
    смерть.

    /…это торжественная перемена, знак,
    предзнаменование. …умирать ей не страшно/

    Именно эта непоколебимая уверенность и вера в
    справедливость жизни, в необходимости смерти
    делает её стойкой и спокойной.

    – Но “скоро эти грустные мысли уходят”,–
    пишет Юрий Казаков.

    Тема смерти и тоски меняется на…? Что волнует
    героиню?

    / на думы о завтрашнем дне,… дожить до
    Михайлова дня…/

    – Меняются думы: меняется настроение рассказа.
    Что появляется?

    / надежда, желание жить /

    – И в этих изменениях можно увидеть причину
    её долголетия, истоки её силы
    как физической,
    так и духовной. Как их формулирует автор?

    / – некогда умирать. – не все дела ещё
    переделаны на земле…/

    Б).

    – А где ещё черпает силы поморка? Прочитайте /
    на берегу моря… /

    – Как вы думаете, зачем она “всё чаще” ходит на
    берег бушующего моря?

    / она ждёт, как в молодости, рыбаков, ведь они
    все ей родные… мотив веры, надежды /

    Её одинокая фигура на фоне бушующего моря
    – это символ женской верности, стойкости, любви
    ко всем людям.

    – А что, по-вашему, ещё является важным
    источником силы и душевной красоты старой
    поморки? / молитва /

    • Услышав её сквозь сон, писатель начинает
      понимать, в чём загадка характера Марфы – это в
      её живой, необорвавшейся связи с прошлым, с
      жизнью предков, казавшейся ему прежде такой
      далекой и чужой.

    (Учащиеся читают отрывки).

    – О чём просит Марфа? /спасти и защитить всех,
    кто в море/

    Эта молитва раскрывает глубину и истинную
    любовь к людям.

    – Найдите в тексте, какие неожиданные чувства
    испытал автор в эту ночь?

    И в этот миг писатель понимает, ЧТО границы
    стёрты, что Русь, её прошлое и будущее – это
    вечные непреходящие ценности, которые так
    бережно сохраняются в доме поморки.

    Итак, Ю. Казакову удалось создать
    цельный и яркий образ старой поморки.
    Монументальность, величие этого образа у меня
    ассоциируется с ликами святых, с иконописью,
    наполненной внутренней силой и красотой.
    Святая, одно слово –
    поморка!…

    – А вы не находите сходства?

    / наклон головы, платок, глаза, суровость и
    драматизм…/

  • Вот она гармония души и тела.
  • 5. Итог урока.

    – Так в чём же тайна, загадка характера старой
    поморки? /…в самой сути её характера, в главном
    в её характере…/

  • В 90-летней Марфе Юрий Казаков увидел и
    подчеркнул то лучшее, что отличает истинно
    поморский женский характер, а именно…
  • Учащиеся перечисляют – учитель записывает на
    доску самые точные определения в нужном порядке:

    “ Чувство собственного достоинства, величие
    духа
    , уверенность в своих силах, вера в
    высшую справедливость, связь с прошлым и будущим,
    суровость и стойкость , духовная и
    нравственная сила, ясность души , извечное терпение,
    одиночество, трудолюбие.”

    Появляется запись на доске:

    Уровость
    В еличие духа, вера
    Я сность души
    Т рудолюбие
    О диночество
    С тойкость
    Т ерпение
    Ь

    Загадка — один из самых древних фольклорных жанров.

    Еще Аристотель при рассмотрении поэтического искусства, говоря про загадки, метко называл этот жанр хорошо составленной метафорой.

    Существует немало обозначений и высказываний про загадки.

    Одни литературоведы, например, давали такую дефиницию загадки: «Загадка — описание какого-либо предмета, данное обычно в форме вопроса».

    Основной прием описания в загадке — метафора (по подобию).

    Высказывания про загадки

    Н.С. Гилевич, который много писал про загадки и которому принадлежит самое интересное и основательное исследование поэтики загадок, дал следующее определение загадки: «Загадка — замысловатый вопрос, который подается в форме остроумного, короткого, как правило, ритмично описания какого-либо предмета или явления. С этим определением можно легко согласиться.

    Досконально определяет основные жанровые черты загадки А.И.Гурский. Он пишет: «Загадку можно определить как произведение малой формы, в основе которого лежит художественное сравнение различных явлений и предметов действительности на основе их сходства, как остроумную поэтическую выдумку; используемую с целью испытания ума, сообразительности человека и его способности поэтического видения мира.

    Функции загадки

    Важнейшими функциями загадок являются: проверка и тренировка сообразительности людей, развитие их логического и поэтического мышления, умения узнать окружающую действительность в иносказательных образах.

    Немаловажными являются также поучительная, воспитательная, увеселительно-развлекательная, игровая функции и другие. Таким образом, загадка как жанр полифункциональна.

    Классификация загадок

    Классификация и тематическая систематизация загадок основательно разработана А.И.Гурским, который выделил пять типов загадок: «Природа и человек», «Хозяйство и материальный быт», «Общественный и семейный быт», «Культура», «Загадки-шутки, загадки-задачи».

    Раздел «Природа и человек» начинается с загадок о небе, небесных светилах. «Сине покрывало весь мир укрывало», — так четко отображается в загадке небо.

    Большая группа загадок посвящена земле и воде. В них, как и в других фольклорных произведениях, но своеобразно, в соответствии со спецификой жанра, отобразилось почтенное отношение народа к земле («Что нас кормит, а кушать не просит?»).

    Некоторые стихии и явления природы уподобляются животным: во многих загадках, например, гром похож на рычание вола(«Рявкнул вол на сто гор, на тысячу озер»), иногда же — на жеребца («Сивый жеребец на все царство заржал»); движение ветра своеобразно описывается в своих действиях: «Без крыльев летает, без ног бежит», «Без рук, без ног, а ворота отворяет», «Не имеет рук, но срывает с деревьев листья. Кто это такой?».

    Богато представлен в загадках растительный мир. Во многих загадках деревья, злаки предстаются живыми существами: «Летом одевается, зимой раздевается», «Летела без крыла, села без сука, сварила кухарка без огня, ела без зуба» (рожь).

    Остроумно, нередко с юмором подаются в : «Семьсот свистят, четыре пляшут, два слушают и два нюхают, два смотрят» (лошадь).

    В разделе «Хозяйство и материальный быт» широко отразились устройства земледелия, промыслы и ремесла, питание, жилье, домашний интерьер, одежда и обувь человека и др.

    Не так легко угадать такие загадки: «Рогатый, а не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, сам отдыхать идет» (серп), «Имеет четыре ноги, а не зверь» (кровать), «Шел, шел, две дороги нашел и в обе пошел» (брюки).

    Гораздо меньше загадок, в которых отражаются общественные и семейные отношения. В этом разделе особенно интересные загадки о родстве: «Два брата, а один из них дядя. Кто второй?» (отец), «Сидит ребенок на огороде, сидит и говорит: «У меня есть отец, мать, а я им не сын» (дочь).

    В позднее возникших загадках отразилось развитие культуры, образования. В их содержании фигурируют книга, бумага, карандаш, инструменты и др. («Не куст, а с листочками, не человек, а рассказывает» (книга).

    Из приведенных примеров видно тематическое разнообразие загадок, их особенности, ширина метафор и иносказательное отображение действительности. Поэтому мы ограничимся сказанным про загадки как о разнообразной тематике произведений этого жанра.

    Загадки во многом подобны пословицам: прежде всего художественной образностью, лаконичностью, ритмичностью. В загадках используются традиционные фольклорные художественные приемы и образно изобразительные средства: метафора, сравнение, эпитеты, персонификация, аллегория, гипербола, гротеск, ирония и др.

    Структура загадки

    Структура загадки представляет собой своеобразный диалог, в котором кто-то приказывает, а другой угадывает.

    Немало загадок строится на прямом вопросе, многие другие содержат в себе замысловатое описание предмета или нескольких предметов, которые угадываются по действиям, необходимым для создания определенных вещей: «Били меня, били, били, колотили, на куски рвали, рвали, по полю таскали, на ключ запирали и на стол подавали» (лен, скатерть).

    Ряд загадок имеют форму монолога, диалога; иногда же в разговоре принимает участие три лица:

    «Четыре ноги имею, но не зверь, пух и перья имею, но не птица, душа и тело у меня есть, да не человек» (кровать);

    Традиционные загадки хорошо сохранились и в наше время, используются они и сейчас, продолжают выполнять многие из традиционных функций, чаще всего познавательную, учебную, игровую, испытательную (сообразительности).

    Загадки и сейчас интересуют не только детей своей мудростью, совершенством художественной формы, а и взрослых, что и обусловило их популярность в народе.

    Сочинение

    Гоголь предостерегал от понимания своих персонажей как карикатурных и гротесковых: «...никто из приведенных лиц не утратил своего человеческого образа». И «оттого еще глубже сердечное содрогание» зрителя. Сам писатель считал, что самым сложным и «трудным» в комедии является образ того, кого приняли за ревизора. «Хлестаков сам по себе ничтожный человек... Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чье-нибудь внимание, но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо». Хлестаков вначале даже не догадывается, что его приняли не за того, кем он является. Он живет минутой и всецело отдается «приятности» нового положения. И его главное качество: стремление порисоваться, пустить пыль в глаза - проявляется в полную меру. Он вдохновенно сочиняет небылицы о своем положении в Петербурге.

    По замыслу Гоголя, «Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу, он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти, верит тому, что говорит». Хлестакову начинает казаться, что он действительно делал то, что так красноречиво описывает (и департаментом управлял, и во дворец ездил, и «с Пушкиным на дружеской ноге»). Маленький чиновник, он чувствует особенное удовольствие, изображая строгого начальника, «распекающего» других. Упиваясь неожиданным счастьем, Хлестаков не отдает себе никакого отчета в своих поступках, у него «легкость необыкновенная в мыслях». У чиновников он берет взаймы деньги - и эта просьба неожиданно для себя срывается у него с языка. Его поведение лишено всякой логики, он попеременно влюбляется в жену и дочку городничего и просит руки Марьи Антоновны, совершенно забыв, что только что объяснялся в любви ее маменьке.

    Хлестаков - гениальное открытие Гоголя. В заостренной форме раскрыты неумеренные и необоснованные претензии, стремление казаться «чином выше», способность «блистать» при полнейшей умственной и душевной пустоте и легкомыслии; «микроскопическая мелкость и гигантская пошлость» (Белинский) - черты, столь свойственные дворянской и бюрократической России. В головокружительном превращении ничтожества в значительную «персону» сказалась бессмыслица общественных порядков, культ «чина». Характер существующих отношений в соединении со страхом, который испытывают чиновники, заставляет всех поверить нелепой логике Добчинского и Бобчинского: «Помилуйте, как не он! И денег не платит, и не едет - кому же быть, как не ему?.. Ей-богу он... Такой наблюдательный: все обсмотрел... и даже заглянул в тарелки наши полюбопытствовать, что едим?» Поэтому так глубок комизм сцены в гостинице, когда городничий уверяется, что приезжий чиновник - «тонкая штучка», и восхищается его блестящей игрой: «А? - и не покраснеет! - говорит городничий в сторону.- О, да с ним нужно ухо востро». Но все дело в том, что именно здесь Хлестаков простодушно высказывает о себе всю правду.

    Парадоксальность центральной ситуации в том, что всеобщий страх творит нечто фантасмагоричное, создает мнимого ревизора. Хлестаков не имеет ничего общего с традиционными комедийными плутами и играет роль ревизора бессознательно. Она ему как бы подсказана, навязана перепуганными чиновниками. Но именно в этой роли Хлестаков является центром комедии. В итоге же под видом могущественного ревизора оказывается «сосулька», «вертопрах», пустышка. В связи с этим Ю. В. Манн говорит о «миражной интриге» «Ревизора», развеявшей, превратившей в ничто стремления и ожидания целого города. Его правители обманулись фантомом собственного воображения; используя курьезное заявление городничего, можно сказать, что они «сами себя высекли», но при этом остались нераскаянными. Комедия Гоголя и здесь свободна от назидательности.

    Г оголь часто предостерегал своих читателей от гротескного понимания своих персонажей. Он всегда напоминал, что при всей необычности сюжетной линии, герои его произведений смогли сохранить черты, присущие обычным людям, причём черты распространённые, встречающиеся повсеместно.

    Главный герой в обычной жизни — тихий, пугливый человек, не добившийся ничего определённого в своих начинаниях. Если бы не подвернувшийся кстати случай, на него вряд-ли хоть кто-то смог обратить особое внимание. Страх, испытываемый целым городом, сделал из него другого человека. Да так, что первое время сам герой не догадывается в этом.

    Он привык жить настоящим и полностью отдаёт себя приятному положению дел: его любят, с ним говорят, ему льстят. Постепенно его главный талант – пускание пыли в глаза растёт и расцветает, начинает проявляться по максимуму. Он придумывает истории о своей жизни в Санкт-Петербурге.

    Он врёт, но при этом, кажется, герой будто не понимает этого. Он так заигрывается, что забывает о том, что несёт неправду. Хлестакову уже кажется, что он и вправду управляет департаментом, всё время ездит по дворцам и дружит с Пушкиным. Постепенно он, мелкий чиновник, начинает получать удовольствие изображая высшего чина, таких, кто всегда стоял выше, мог позволить повысить на него голос. Он чувствует некую лёгкость в душе. Расслабившись, он позволяет, чтобы с языка слетело то, о чём он мечтал, в чём нуждался: он сначала просит, а затем требует денег. Его поступки лишены логики, он то влюблён по уши в супругу городничего, то его сердце таит от любви к его же дочери, и просит её руки, позабыв, что минуту назад признавался в чувствах её матери.

    Хлестаков - открытие писателя. В острой форме он смог показать огромные требования и вечное недовольство, желание показаться богаче и знаменитее при пустоте души и детской непосредственности.

    Парадокс главной ситуации состоит в том, что страх всех чиновников города рождает что-то фантастическое, нереального проверяющего. У Хлестакова нет общих черт с врунами из других известных комедий — он входит в роль ревизора, не задумываясь, на подсознательном уровне. Ему эту роль подсказала ситуация, она буквально навязана испуганными горожанами высших чинов. И именно так герой становится центром произведения. В результате под грозным ревизором оказывается пустой человек. Поэтому исследователь Ю. В. Манн заявлял о нереальной интриге, мираже данной пьесы, развеявшей желания целого уездного городка.

    Хлестаков и хлестаковщина Хлестаков и хлестаковщина В чем загадка характера Хлестакова?В чем загадка характера Хлестакова? «Хлестаков – первое из художественных открытий Гоголя…»«Хлестаков – первое из художественных открытий Гоголя…» Характеристика героя.Характеристика героя.


    Гоголь считал Хлестакова центральным персонажем комедии «Ревизор». Аксаков вспоминал: «Гоголь всегда мне жаловался, что не находит актера для этой роли, что оттого пьеса теряет смысл и скорее должна называться «Городничий», а не «Ревизор». Хлестаков, по мысли автора, не персонаж второго ряда, на котором держится анекдотический сюжет произведения, он главное лицо в комедии. К сожалению, характер Хлестакова до сих пор остается загадкой для зрителя, воспринимающего лишь внешнее проявление персонажа. В «мнимом ревизоре» часто видят «талантливого» вруна. Но психологические корни безудержной лжи Хлестакова значительно глубже и серьезнее.


    Центральный герой комедии Хлестаков. Он представляет собой типический характер, воплощает целое явление, которое получило название «хлестаковщина». Хлестаков «столичная штучка», представитель той дворянской молодежи, которая наводняла петербургские канцелярии и департаменты, с полным пренебрежением относясь к своим обязанностям, видя в службе лишь возможность быстрой карьеры. Даже отец героя понял, что его сын ничего не сможет добиться, поэтому он и вызывает его к себе. Но привыкший к безделью, не желающий трудиться, Хлестаков заявляет; «...я не могу жить без Петербурга. За что же, в самом деле, я должен погубить жизнь с мужиками?...»


    Основная причина вранья Хлестакова желание представить себя с другой стороны, стать другим, потому что герой глубоко убежден в собственной неинтересности и ничтожности. Это придает хвастовству Хлестакова болезненный характер самоутверждения. Он превозносит себя потому, что втайне полон к себе презрения. То раздвоение, которое станет объектом художественного исследования в романах Достоевского, уже заложено Гоголем в Хлестакове. Стать другим в собственных глазах, хотя бы даже и на несколько мгновений, очень заманчиво. Вспомним, что даже городничий, совсем уже не канцелярская «крыса», коим является Хлестаков, и тот унижает себя нынешнего, опьяненный перспективой стать генералом.


    Лживости полны и его отношения с женщинами. Никого не любя, он волочится и за дочерью, и за матерью. Поступает он так, исходя из единственной и основной цели своей пустой жизни, которую формулирует таким образом: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Еще одна яркая черта Хлестакова короткая память, делающая его, в частности, не способным к сложным расчетам корыстолюбия и придающая ему те «чистосердечие и простоту», о которых Гоголь напоминал актерам как об основных чертах личности героя. Хлестаков, бесспорно, одарен талантом подражательности. Но мгновенно приобретенное столь же мгновенно теряется, не оставляя и следа.


    Хлестаков проходимец, ветреник, но любопытно то, что его поведение ни разу не вызывает подозрение. Чем фантастичнее вранье Хлестакова, тем с большим доверием к нему относятся чиновники. Сам городничий не находит ничего предосудительного в его вранье. Он даже искренне восхищается Хлестаковым, так как видит в нем свой идеал. Типичность, обобщенность образа Хлестакова как представителя современного ему дворянско-чиновничьего общества Гоголь подчеркивает в своем «Отрывке из письма»: «Что такое, если разобраться, в самом деле, Хлестаков? Молодой человек, чиновник, и пустой, как называют, но заключающий в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет не называет пустыми!» Одна из загадок «Ревизора» почему глупый, простодушный, внешне незначительный Хлестаков водит за нос умного «по-своему» и опытного в делах городничего? Может быть, лучшим ответом на этот вопрос будут слова из басни Крылова «Бритвы»: С умом людей боятся. И терпят при себе охотней дураков...


    «Пустейший» человек был принят за важную персону, потому что эта персона и не должна была отличаться особым умом, и вот «значительностью» уж точно бы выделялась. Хлестаков не мог перевоплотиться в умного, но очень легко напустил на себя значительности. Для испуганных известием о приезде ревизора чиновников этого оказалось достаточно. Гоголь имел основания настаивать на том, что Хлестаков, воплощающий идею лжи, главный герой комедии «Ревизор». В восприятии автора Хлестаков «это фантасмагорическое лицо, которое, как лживый олицетворенный обман, унеслось вместе с тройкой бог знает куда».


    Действительно, Хлестакова можно назвать именем нарицательным. Словом «хлестаковщина» клеймится всякое проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты, лживости и никчемности, стремление казаться более значительным и важным, чем ты есть на самом деле. Оно приобрело широкий социальный и психологический смысл. Образ Хлестакова принадлежит к числу глубоко найденных и угаданных явлений жизни и сохраняет свою обличительную силу и меткость по сей день. «Хлестаковщина» это вневременное понятие.


    И правда, в чем? Это зависит от понятливости и фантазии читателя. Может быть, в том, является ли Хлестаков простодушным фантазером или хитрым притворщиком? К сожалению, характер Хлестакова до сих пор остается загадкой для зрителя, воспринимающего лишь внешнее проявление персонажа. В «мнимом ревизоре» часто видят «талантливого» вруна. Но психологические корни безудержной лжи Хлестакова значительно глубже и серьезнее.


    Бахвальство и наглость в сочетании с глупостью провинциальных чиновников помогают ему остаться неразоблаченным. Он проворен, что видно в эпизоде признания в любви. Моментально «переключается» с дочери на жену, и никто из них не успевает что-либо заподозрить. На развитие сюжета также повлияла неспособность Хлестакова логически, последовательно рассуждать. Он привык «плыть по течению» и не задумываться о будущем. Показателем этого является отсутствие его ремарок «в сторону».


    Часто он не способен остановиться (как во время обеда у городничего). Начав о чем-то говорить, «завирается», пытаясь выставить себя в наиболее выгодном свете. Хлестаков обладает самолюбием (он боится нравоучений Осипа, своего слуги), но не брезгует смошенничать и словчить. В его характере присутствуют многие отрицательные стороны тогдашнего общества – чинопочитание, подхалимство (вспомним, как он униженно просит об обеде!), невежественность...


    Хлестаков – это символ, обозначение вполне конкретной части человечества. «Образ Хлестакова – это тип многого, разбросанного в разных русских характерах», - пишет о нём сам Гоголь. Он высмеивает таких людей, призывает к истреблению «хлестаковщины» - самоутверждения за счет своей наглости и изворотливости. Именно поэтому возмутилось петербургское общество, держащееся именно на таких людях. Русский писатель К.А.Федин говорил, что «Хлестаков решительно не нуждается ни в каком эпитете, потому что сам сделался непревзойдённым эпитетом для всяческих свистунов, бах вальщиков, пустозвонов...»




    Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков самый трудный образ в пьесе. Почему? Потому что, сделавшись виновником всеобщего обмана, Хлестаков никого не обманывал. Он с успехом сыграл роль ревизора, не только не намереваясь её играть, но даже не поняв, что он её играет. Лишь к середине четвертого действия в голове Хлестакова начинают брезжить смутные догадки, что его принимают за «государственного человека».Но как раз в непреднамеренности «сила» Хлестакова. Он говорит, что ничего не выслужил в Петербурге и едет домой в Саратовскую губернию, а Городничий думает: «А? и не покраснеет! О, да с ним нужно ухо востро...», «Врёт, врёт и нигде не оборвётся!». Городничего поразило не «вранье» Хлестакова он ведь и готовился к тому, что «ревизор» будет играть роль, а то, что он при этом «и не покраснеет».


    Но Хлестаков говорил чистую правду. Он спровоцировал всю хитроумную игру Городничего и чиновников не хитростью, а чистосердечием. «Подпустим и мы турусы: прикинемся, как будто совсем и не знаем, что он за человек», говорит Городничий, полагая, что он подхватывает вызов. А Хлестаков-то и не бросал никакого вызова, он просто говорил и делал рефлекторно то, что требовала от него данная минута. Страх подготовил почву для обмана. Но обмануло чистосердечие Хлестакова. Опытный плут навряд ли провёл Городничего: он бы его разгадал, но непреднамеренность поступков Хлестакова сбила его с толку. Что-что, а этого он не ожидал! Интересно, между прочим, что у Хлестакова, в противоположность Городничему и другим, почти совсем нет реплик «в сторону». Такие реплики служили драматургу для передачи внутренней речи персонажа, его тайных намерений. По отношению к Хлестакову этого не требовалось: у него что на уме, то и на языке. В третьем и четвёртом действиях начинаются головокружительные превращения Хлестакова воображаемые и реальные.


    Переход от воображаемых положений к реальным для Хлестакова нечувствительно лёгок, как переход от «тысячи рублей», которые он вначале запросил у Бобчинского и Добчинского, к сумме, отыскавшейся в карманах обоих приятелей. «Хорошо, пусть будет шестьдесят пять рублей. Это всё равно».«Всё равно» потому что во всех случаях Хлестаков одинаково непреднамерен; он весь в пределах данной минуты. Чем эта минута отличается от предыдущей, Хлестаков не спрашивает. Точнее говоря, ему бросаются в глаза некоторые перемены в его положении; но понять, чем они вызваны, он не может. «Мне нравится, что у вас показывают проезжающим всё в городе. В других городах мне ничего не показывали». Уже одно это наблюдение могло навести на мысль, что тут какое-то недоразумение. Но для Хлестакова не существует недоразумений, потому что невозможен даже простейший анализ обстановки.


    Он как вода, принимающая форму любого сосуда. У Хлестакова необыкновенная приспособляемость: весь строй его чувств, психики легко и непроизвольно перестраивается под влиянием места и времени. Но во всех случаях даже в минуту самого невероятного вранья Хлестаков искренен. Выдумывает Хлестаков с тем же чистосердечием, с каким ранее говорил правду, и это опять обманывает чиновников. Но на этот раз они принимают за истину то, что было вымыслом. Гоголь писал в «Предуведомлении...»: «Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек... Он даже весьма долго но в силах догадаться, отчего к нему такое внимание, уважение. Он почувствовал только приятность и удовольствие, видя, что его слушают, угождают, исполняют всё, что он хочет, ловят с жадностью всё, что ни произносит он...


    Говоря о важнейшей черте Хлестакова «желанье порисоваться», Гоголь подчёркивал: «...актер для этой роли должен иметь очень многосторонний талант, который бы умел выражать разные черты человека, а не какие-нибудь постоянные, одни и те же». «Черты роли какого- нибудь городничего, писал Гоголь в «Отрывке из письма...», более неподвижны и ясны».Образ Хлестакова неисчерпаем, таит в себе ошеломляющие неожиданности. Однако все они располагаются в пределах одного диапазона.


    Образ Ивана Александровича Хлестакова - один из самых характерных и замечательных в творчестве Гоголя, "любимое дитя его фантазии". В нем сказалась страсть художника к гиперболе, преувеличениям почти гротескным, любовь к изображению "многосторонних" характеров. И образ мыслей Ивана Александровича типичен для большинства героев Гоголя: алогичность, бессвязность его речей просто ошеломляют. И, конечно, с образом Хлестакова связана некоторая "чертовщина", налет фантастичности. Ну, действительно, не наваждение ли: солидный и опытный городничий принимает "фитюльку" за "значительное лицо". Мало того, весь город вслед за ним в припадке умопомрачения несет "ревизору" дань, умоляет о защите, старается "умаслить" этого ничтожного человечка. Сюжет комедии прост и гениален.


    Особая, гоголевская черта в нем - отсутствие со стороны мнимого ревизора каких- либо сознательных действий, чтобы обмануть чиновников. Он сам попадает в непредсказуемую ситуацию и ведет себя в соответствии с ней. Если бы Хлестаков был мошенником, глубина замысла исчезла бы Главное здесь то, что охваченные страхом чиновники сами себя обманывают ("сами себя высекли"). Но в такой ситуации на месте ревизора необходим человек, наделенный совсем особыми свойствами. Да нет. помилуйте. Свойства эти - самые обыкновенные. Ну, например, желание порисоваться, сыграть роль чуть повыше той, что человеку "предназначена". Ведь это же свойственно каждому из нас "хоть на минуту", по мнению Гоголя. Феерическая сцена вранья на приеме у городничего проявляет это качество героя с невиданной силой.


    Из служащего, который "только переписывает", он за несколько минут вырастает почти до "главнокомандующего", который "всякий день во дворец ездит". Хлестаков - гении вранья, он переживает свой звездный час. Гомерический размах ошарашивает присутствующих "тридцать пять тысяч курьеров" несутся во весь опор, чтобы разыскать героя, без него некому управлять департаментом. Солдаты при виде его "делают ружьем". Суп в кастрюльке едет к нему из Парижа. Во мгновенье ока, как сказочный джинн, он строит и рушит целый фантастический мир - мечту современного меркантильного века, где все измеряется сотнями и тысячами рублей.


    Речь Хлестакова отрывочна, он заговаривается, но скачет дальше во весь опор: "Да что в самом деле? Я такой! Я не посмотрю ни на кого... Я говорю всем: "я сам себя знаю, сам. Я везде, везде...". Но что это? Все решится тоже как в сказке: "Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж..." Нет, нет, он уже опомнился: "Что ж я вру, я и позабыл, что живу в бельэтаже". Но сейчас его время. Он - герой-любовник, очаровывающий мать и дочь, зять городничего. Он -"значительное лицо", которому смиренно предлагают взятки. И с каждой взяткой Иван Александрович приметно меняется. Он входит во вкус Он уже осознал себя в новой роли, и она герою по душе. Если у первого посетителя он застенчиво просит взаймы, оправдываясь: "в дороге издержался", то от Бобчинского и Добчинского он сразу требует: "Денег нет у вас?"


    И исчезает Хлестаков особенным образом. Это "фантасмагорическое лицо", "как лживый олицетворенный обман, унеслось вместе с тройкою бог весть куда" (Гоголь). Ведь это лишь мираж, призрак, порожденный нечистой совестью и страхом. Итак, что же такое "хлестаковщина"? Это воплощение желания сыграть роль повыше той, что тебе предназначена, но и воплощение пустоты существования. Ничтожество, возведенное в N-ную степень, "возникшая до высшей степени пустота", по удивительному выражению Гоголя. Да, прекрасен образ Хлестакова - великое создание Гоголя. Он весь вдохновение, полет.


    Это собрание многих качеств. В нем и маленький чиновник, и великий фантазер, и простодушный человечек, вдохновенно и счастливо лгущий. Но это и символическое, обобщенное изображение современного русского человека, "которой стал весь ложь, уже даже сам того не замечая". (Н.В. Гоголь).



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!