Образовательный портал. Сценарий мероприятия 'Дети войны'

Сценарий «Детям войны посвящается…»

Цель и задачи:

    Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;

    Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «детство» и «война»;

    Обучать выразительному чтению;

    Способствовать воспитанию в духе добра и милосердия, сострадания и уважения к человеческой личности.

01_Дети войны

Инсценировка стихотворения Р. Рождественского «Подслушанный разговор».

Чтец 1 (мама):

– Снова дрались во дворе?..

Чтец 2 (девочка):

– Ага!
Мама,
Но я не плакала!..
Вырасту –
Выучусь на моряка.
Я уже в ванне
Плавала!..

Чтец 1 (мама):

– Боже,
Не девочка, а – беда!
Сил моих больше нету…

Чтец 2 (девочка):

– Мама,
А вырасту я когда?..

Чтец 1 (мама):

– Вырастешь!
Ешь котлету…

Чтец 3 (мальчик):

– Мама,
Купим живого коня?..

Чтец 1 (мама):

– Коня?!
Да что ж это делается!..

Чтец 3 (мальчик):

– Мама,
А в летчики примут меня?..

Чтец 1 (мама):

– Примут.
Куда они денутся?!
Ты же из каждого, сатана,
Душу
Сумеешь вытрясти!..

Чтец 3 (мальчик):

– Мама,
А правда, что будет война
И я не успею вырасти?

02_Ю.Левитан. «Из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР».

Страшное слово ВОЙНА: оно разрушает и убивает то, что называется жизнью, миром, детством…Сколько детских жизней она унесла в первый, второй и все последующие страшные дни этой поистине ужасной катастрофы… Многие из этих детей были ещё в маленькой колыбельке, другие на руках у матерей, третьи сидели за школьными партами. Никто не знал, сколько она будет продолжаться, сколько унесёт с собой жизней людей и когда закончатся эти дни и годы, которые им предстояло пережить…

Чтец 4: Елена Тащева «На Минском шоссе»

Идти устали маленькие ноги,

Но он послушно продолжает путь.

Ещё вчера хотелось близ дороги

Ему в ромашках полевых уснуть.

И мать несла его, теряя силы,

В пути минуты длились, словно дни.

Всё время сыну непонятно было,

Зачем свой дом покинули они.

Что значат взрывы, плач, дорога эта?

И чем он хуже остальных ребят,

Что на траве зелёной у кювета,

Раскинув руки, рядом с мамой спят?

Как тяжело выслушивать вопросы…

Могла ли малышу ответить мать,

Что этим детям, спящим у березы,

Что этим мамам никогда не встать?

Но сын вопросы задавал упрямо,

И кто-то объяснил ему в пути,

Что это спали неживые мамы,

От бомбы не успевшие уйти.

И он задумался под лязг машин железных,

Как будто горе взрослых понял вдруг,-

В его глазах, недавно безмятежных,

Уже блуждал осознанный испуг.

Так детство кончилось. Он прежним больше не был.

Он шел и шел. И, чтобы мать спасти,

Следил ревниво за июньским небом

Малыш, седой от пыли, лет шести.

Чтец 5: Алексей Брагин «Отца забрали на войну…»

Отца забрали на войну.

….Мальчишка – шпингалет,

Но враз прибавила ему

Война так много лет.

«Так что же, мать?

Так значит, мать?

Я в доме голова?

Ты начинай бельё стирать,

А я колоть дрова!

Ты говоришь:

Дровец чуток

Осталось.

Так и быть,

Продай слона,

Продай свисток!

Без них ведь можно жить!

Продай матроску, говорю!

Теперь не до тряпья,

Ты только, мама,

Не горюй!

Не брошу я тебя!»

Чтец 6: Виктор Яганов «Дети войны»

Кастрюля с пареной пшеницей
На самом краешке стола.
Три детских худеньких десницы –
Как неокрепших три крыла.
А за окном февральский ветер
Напоминает о весне.
И нету, кажется, на свете
Пшеницы пареной вкусней.

А самой старшей только восемь –
Для младших нянька день-деньской.
И если в дом войдут и спросят –
Ответит просто, не впервой:
– А мамка наша на заводе,
На фронте папка (третий год),
Как будто тоже на работе:
Закончит смену – и придёт.

03_Детям войны посвящается

Ребёнок, прошедший через ужас войны, ребёнок ли? Кто возвратит ему детство? Что он помнит? Что может рассказать? Многое…

Чтец 7: Виктор Пахомов «У нас у всех с войною счёты…»

У нас у всех с войною счеты.

Шел сорок первый горький год...

В разгар уборочной работы

Кружил над нами самолет.

Мы, падая в изнеможенье,

Кричали «мама!» каждый раз.

И мама от крылатой тени

Собою закрывала нас.

Он не стрелял, он развлекался,-

Патроны, видимо, берег.

Но вдруг из облаков прорвался

Наш краснозвездный «ястребок».

Как мама плакала от счастья,

Сестренку и меня обняв,

Когда, рассыпавшись на части,

Стервятник вспыхнул среди трав.

Мы, подбежав, глядели немо,

И ноги налились свинцом:

Из-под разодранного шлема

Белело женское лицо.

Открытый рот, вставные зубы,

И струйка пота - не слеза.

И ярко крашенные губы,

И подведенные глаза.

Испуганно шептались травы

В тени разбитого крыла...

Не верилось, чтоб эта фрау

Кому-то матерью была.

Чтец 8: Сергей Михалков «Десятилетний человек»

Крест-накрест синие полоски

На окнах съежившихся хат.

Родные тонкие березки

Тревожно смотрят на закат.

И пес на теплом пепелище,

До глаз испачканный в золе,

Он целый день кого-то ищет

И не находит на селе...

Накинув старый зипунишко,

По огородам, без дорог,

Спешит, торопится парнишка

По солнцу - прямо на восток.

Никто в далекую дорогу

Его теплее не одел,

Никто не обнял у порога

И вслед ему не поглядел.

В нетопленой, разбитой бане

Ночь скоротавши, как зверек,

Как долго он своим дыханьем

Озябших рук согреть не мог!

Но по щеке его ни разу

Не проложила путь слеза.

Должно быть, слишком много сразу

Увидели его глаза.

Все видевший, на все готовый,

По грудь проваливаясь в снег,

Бежал к своим русоголовый

Десятилетний человек.

Он знал, что где-то недалече,

Быть может, вон за той горой,

Его, как друга, в темный вечер

Окликнет русский часовой.

Чтец 9: Иван Полтавцев «Почтальон»

В селе, войною опаленном,

Пахал я землю, рожь косил…

Еще был юным почтальоном:

Печаль по людям разносил.

Меня как будто бы и ждали,

Не в их калитку ли войду,

Но с облегченьем провожали,

Коль мимо дома я пройду.

По две и больше похоронок

В семью я каждую принес

И видел ужасы и стоны…

Но возрастал на письма спрос.

Приснился он… И не напрасно…-

Листок «солдатка» теребит…

Хотя бывало очень часто:

Письмо в пути, а он убит.

Чтец 10: Е.Винокуров.

Вчера мы писали диктанты,
Чертили на досках круги,
А утром уже интенданты
Нам выдали сапоги.

В широкой армейской шинели
Мы ростом казались малы,
Мы песни заливисто пели,
Скребли, провинившись, полы.

Когда же, идя на ученья,
Мы путали ногу подчас:
- Двадцать пятого года
рожденья!
С усмешкой кивали на нас.

Но фронт наступил!
Мы мужали
в сражениях день ото дня,
С соседом до битвы сдружаясь,
Друзей после битв хороня.

Орудия, танки, повозки
Гремели по городам,
И пели по-чешски и польски
Веселые девушки нам.

А в час, когда звезды студены,
Над онемевшей рекой
Немецкие аккордеоны
Рыдали рязанской тоской...

04_Дети и война (все читают на фоне музыки)

Дети войны… Они рано и быстро взрослели… Они учились читать по сводкам Совинформбюро и серым листам похоронок. Всё рядом: взрыв, школа, похоронка. Школьная жизнь, регулярная, занудная, по расписанию, оказывается такой необходимой. Воистину, нужно что-то потерять, чтобы как следует оценить.

Чтец 11: Владимир Портнов «Баллада о тетради»

Бумажные мешки, нарезав на тетради,

отец израненной рукою линовал.

И я сначала утюгом их гладил,

а уж потом задачки в них решал.

Но их разгладить было невозможно:

измятины, как рытвины дорог.

И как перо ни вел я осторожно,

без кляксы обойтись, увы, не мог.

В мешках возили почту на трехтонке,

в мечтах святых весь город писем ждал,

но чаще приходили похоронки.

Отец израненной рукой их раздавал.

Он становился с каждым днем мрачнее

и наконец осенним серым днем сказал:

«Нет сил... Пиши плотнее...

На фронт вернусь... Тетрадки экономь».

И много лет уже я без отца.

И много лет я берегу тетрадку,

хранящую мешка тугую складку,

не разлинованную до конца.

Чтец 12. Анатолий ПЕРЕДРЕЕВ . «Я УЧИЛСЯ ПИСАТЬ»

Я учился писать...
Мимо школы – колонны, колонны
Колыхались рекой
И впадали в невидимый фронт...
Я учился писать
Не спеша, с нажимом, с наклоном.
И скрипело стальное
Защитного цвета перо.
Я учился писать...
Лихорадочно били зенитки,
У войны отвоевывая
Островки тишины.
И таскал я в карманах
Тяжелые рваные слитки,
Как горячие метеориты войны.
Я учился писать...
Где-то плавились танки,
Где-то люди кричали,
Умирая в огне и дыму...
Я учился писать
Изложения о Каштанке,
Я учился страдать
Над судьбою Герасима и Муму.
Я учился писать,
И хрустящие хлебные карточки
От себя отрывала
По клеточке
Мать.
Чтоб меня не тошнило,
Чтоб меня не шатало за партою...
Я учился писать!..

05_Детям, труженикам тыла

Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук. Ведь те, кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищали Родину. И дети солдат понимали это и вставали на рабочие места своих отцов. Они наравне со взрослыми выстаивали по 12-14 часов, поддерживая свои силы скудным пайком…

Чтец 13: Виктор Радкевич «Баллада о банке варенья»

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих директор завода,

А было рабочим – всего по четырнадцать лет.

В усталые лица глядело суровое время,

Но каждый в себе довоенное детство нашёл,

Как только рабочую премию – банку варенья –

Пред нами, мальчишками, кто – то поставил на стол.

И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,

Среди подступившей внезапно к сердцам тишины

Повеяло чем – то давно позабытом, домашним,

Как будто бы не было больше на свете войны.

…Ах, банка варенья, простое и верное средство

Напомнить о том, что как жизнь у людей ни горька,

Но будет ещё у мальчишек и солнце, и детство,

И синее небо, и запах простого цветка!

Дети шили бойцам на фронт кисеты, вязали варежки, писали письма под диктовку раненых солдат, выступали в госпиталях с концертами…

Чтец 14: Роберт Рождественский «Концерт»

Сорок трудный год.
Омский госпиталь:
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка:
"Господи!..
До чего же артисты маленькие:"
Мы шагаем палатами длинными.
Мы почти растворяемся в них
С балалайками, с мандолинами
И большими пачками книг:
Что в программе?
В программе - чтение,
Пара песен,
Военных, правильных:
Мы в палату тяжелораненых
Входим с трепетом и почтением:
Двое здесь.
Майор артиллерии
С ампутированной ногой,
В сумасшедшем бою под Ельней
На себя принявший огонь.
На пришельцев глядит он весело:
И другой -
До бровей забинтован, - капитан,
Таранивший "мессера"
Три недели назад над Ростовом:
Мы вошли.

(Выходит группа ребят)

Мы стоим в молчании:
Вдруг срывающимся фальцетом
Абрикосов Мишка отчаянно
Объявляет начало концерта.

А за ним, не вполне совершенно,
Но вовсю запевале внимая,
О народной поем, о священной так,
Как мы ее понимаем:
В ней чужое железо плавится,
В ней и смерть отступать должна.
Если честно признаться,
Нравится нам
Такая война:
Мы поем:

06_Ах, эти тучи в голубом

Мы поем:
Только голос летчика раздается.
А в нем укор:
"Погодите:
Постойте, хлопчики:
Погодите:
Умер майор:"
Балалайка всплеснула горестно.
Торопливо, будто в бреду…
Вот и все о концерте в госпитале в том году…

07_Им было всего лишь 13

Легенды ходят о мужественных защитниках Ленинграда. Находясь в блокадном кольце, в голоде и холоде, жители умирали, но не сдавались. О страшной трагедии тех дней рассказывают странички из дневника 11-летней Тани Савичевой.

Чтец 15.

В нём всего девять страниц. На шести из них – даты. За каждой датой – смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: “28 декабря 1941 года. Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942-го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя Леша. Мама – 15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня ”.

Потерявшую сознание от голода Таню обнаружили санитары, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли.

08_Реквием

Чтец 16 (читает на фоне музыки): Илья Малышев. Стихотворение о Тане

9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только чёрные точки.
Пусто и тихо в промёрзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
« Маму и бабушку голод унёс.
Нет больше сил и нет больше слёз.
Умерли дядя, сестрёнка и брат
Смертью голодной…» Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет.
Я расскажу вам, что было потом:
Эвакуация, хлеб и детдом
Где после голода, всех испытаний
Выжили все, умерла только Таня.
Девочки нет, но остался дневник –
Детского сердца слёзы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба…
Дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским.
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это всё повториться!..»

09_Мы помним

Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей. У них отнимали дом, материнскую ласку, у них отнимали Родину, свободу, жизнь… САЛАСПИЛС, БУХЕНВАЛЬД, ОСВЕНЦИМ… – это названия тех лагерей смерти, где человеческая, а тем более детская жизнь не значила ничего, была разменной монетой. Из воспоминаний: «Меня 12-летнюю отправили в лагерь « Балтийский». Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я совсем обессилела, меня заразили туберкулёзом и отправили на уничтожение в другой лагерь. Выжила чудом…» Этих детей уже почти никто не помнит. В концлагерных музеях от них остались груды отобранных кукол да ботиночки и туфельки невеликих размеров…

Чтец 17: Олег Маслов «В Освенциме»

И к небу поднял я глаза,

Его разглядывая вроде, -

Неловко было при народе,

Чтобы текла из них слеза.

Вот за барьером предо мной –

Пинетки, туфли… Неужели

Все их владельцы здесь сгорели,

Сав горьким дымом и золой?!

Вот фотография: дитя

Глядит на стражника, не веря,

Что этот дядя - хуже зверя

И бросит в печь его шутя.

Я ухожу. Скорей, скорей!

О, эти белые дорожки –

Костей рассыпанные крошки

Устлали нынешний музей.

А та слеза – пусть мне она

Не даст спокойно жить на свете,

Чтоб не узнали наши дети,

Что значит плен, фашизм, война.

Чтец 18: Сергей Михалков «Детский ботинок»

Занесенный в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге:

«Три тысячи двести девятый».

«Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок. С заплатой...»

Кто чинил его? Где?

В Мелитополе? В Кракове? В Вене?

Кто носил его? Владек?

Или русская девочка Женя?..

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер

«Три тысячи двести девятый»?

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежду убитых считали?

Здесь на всех языках

О спасенье пытались молиться:

Чехи, греки, евреи,

Французы, австрийцы, бельгийцы.

Здесь впитала земля

Запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий...

Час расплаты пришел!

Палачей и убийц - на колени!

Суд народов идет

По кровавым следам преступлений.

Среди сотен улик -

Этот детский ботинок с заплатой.

Снятый Гитлером с жертвы

Три тысячи двести девятой.

Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим.
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим…

10_Минута молчания. Метроном.

Да, много горя принесли война русскому народу. Наверное, не было в стране такой семьи, которой бы не коснулась война…

Чтец 19: Игорь Еремин «Возвращение с войны»

Я ждал: отец придет героем,

Сияньем радуя наград

И тем торжественным настроем,

С каким хоть тут же на парад.

Так детство тешится придумкой,

А явь – на голову как снег

Вошел в калитку с тощей сумкой

Полузнакомый человек.

Его таким ни в коем разе

Не ждал я после проводин.

Была рука на перевязи

И орденок всего один.

И блеск в глазах его печальных

Лишь оттенял следы мытарств.

И густ был запах госпитальных

В одежду въевшихся лекарств.

И что в тот миг: любовь, иль жалость,

Иль оба эти чувства враз

Я ощутил?.. Но как-то сжалась

Душа, что слезы вдруг из глаз!

Чтец 20: Ну–ну сынок! - И, сам готовый

Вот-вот слезу пролить, отец

Привлек к себе рукой здоровой:

Не плачь, - сказал. – Войне конец!

И сумку подал, отвлекая

От грустных чувств… Мол, вот смотри,

Не бог весть сумочка какая,

Но есть в ней кое-что внутри.

Я за подарком брал подарок,

И каждый: фляжка на ремне,

Иль электрический фонарик –

Живой восторг рождал во мне.

И так он знать, в глаза бросался,

Что, поглядев со стороны,

Отец и сам заулыбался,

Помолодев, как до войны.

Чтец 19: Как будто б кто раздвинул шторки

И на него луч солнца лег.

И засиял на гимнастерке

Победным блеском орденок.

Потом и впрямь, как на параде,

Мы шли с ним улицей села.

И столько в каждом встречном взгляде

Я видел света и тепла!

К отцу соседи подходили.

Ну вот ведь жив, а ведь иных

Как в сорок первом проводили,

Так хоть бы весточка от них.

И обнимали за беседой,

Как будто брата своего,

И поздравляли - кто с победой,

Кто с возвращением его.

Чтец 21: Валерий Черкесов

На могилу отца не приду,

Потому что не знаю с рожденья,

Где, в каком он скончался году.

Безотцовское поколенье.

Папа! – звал я ночами. Увы,

Не откликнулся, не появился,

Не погладил моей головы –

Словно с фронта не возвратился.

О война, ты аукнулась так

В наших судьбах и душах!

Невольно

Я сжимаю горячий кулак…

Больно, больно, отец!

Как нам больно.

Чтец 22: Виктор Яганов «Подарок»

Это история. Это не вспомнилось.
Был я тогда совсем ещё юный.
Мне тогда лишь три года исполнилось.
24-е было июня.
Всё позади: утраты и беды.
Всё впереди: дела и свершения.
Год 45-ый, Парад Победы
В день моего рождения.
Мама, какая была погода:
Пасмурно,
Дождь ли шёл травами сочными?
Только я сердцем верю охотно:
У всех на душе было ясно
И солнечно.
Свастика смерти – нет символа злее,
Свастика смерти – как знак покорения,
Пала к подножию Мавзолея,
К детским ногам моего поколения.
Родина-мать, прими обращение:
Спасибо, что нас сберегла,
Как побеги,
Спасибо за то,
Что ты в день рождения
Нам подарила Парад Победы.

Чтец 23: Дедушка. Неизвестный автор.

Когда-то давно мой дедушка
Был мальчишкой таким, как я.
Только детство у него было трудное,
Потому что была война.
Я знаю о ней по книжкам,
Я видел ее в кино -
А дедушка был мальчишкой:
Правда, это было давно.
Он рассказывал мне, как, бывало,
Игрушки откинув прочь,
Работал со старым и малый,
Чтоб солдатам на фронте помочь.
А еще он запомнил, как мама,
Чтобы деток своих спасти,
В тесто отруби добавляла
И пекла этот хлеб в печи.
А еще мне мой дед рассказывал,
Что из картофельной кожуры
Суп варили, и все очень радовались,
Это праздник был для детворы.
Я, конечно, парень неглупый,
Все сумею понять, но никак
Не могу я себе представить,
Чтобы дети жили вот так:
Я хочу тебе, дедушка, милый,
Дать конфеты и шоколад.
Хоть сейчас ты покушай вволю,
И пусть детство вернется назад!

11_Прадедушка (дети вручают ветеранам шоколад и выходят ВСЕ на сцену)

Чтец 24:

Не обожженные сороковыми,
Сердцами, вросшими в тишину,-
Конечно, мы смотрим глазами иными
На нашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти!

12_И все о той войне

Каждый год 9 мая во всех уголках нашей страны около Вечного огня застывают в почетном карауле потомки тех, кто, свершив свой ратный подвиг, завещал нам жить в мире и согласии, отдав за это свою жизнь. И пусть пламя Вечного огня, зажженного как символ памяти о жертвах фашизма, как символ скорби о погибших и величайшей гордости за беспримерное мужество, проявленное в боях, освещает наш путь к миру, будит нашу совесть, чтобы мы не забывали уроков истории и не допустили повторения трагедии. Пусть всегда светит солнце, поют птицы, зеленеют поля, но никогда на изумрудной траве вместо росы не сверкают капли чьей-то невинной крови!

Чтец 25:

Я нарисую яркое солнце!
Я нарисую синее небо!
Я нарисую свет в оконце!
Я нарисую колосья хлеба!
Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны!
Поднимите рисунки выше,
Чтобы все их увидеть могли,
Чтобы всем был сегодня слышен
Голос юных граждан Земли!

13_Пусть всегда будет солнце (дети поднимают вверх рисунки, на которых изображены яркое солнце, синее небо, колосья хлеба и т.п., поют)

Дети уходят со сцены

14_а может не было войны?

Светлана Скаргина
Сценарий «Дети войны» в подготовительной группе

Сценарий «Дети войны » в подготовительной группе

Ход мероприятия:

Звучит «Военный марш» Г. Свиридова. Дети входят в музыкальный зал с красными гвоздиками в руках. Они встают полукругом.

Ведущий 1 : - Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребенка. Ребенок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.

Ведущий 2 : - Что может быть страшнее смерти ребенка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

Ведущий 1 : - Дети , о которых мы сегодня с вами вспомним, не допели и не доиграли, их улыбки были стерты в самом начале их жизни.

Слайды «Война » . Звучит куплет песни «Священная война » (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача) .

Ведущий 2 : - 22 июня 1941 г. Фашистские захватчики вероломно напали на Советское государство. Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны , растянувшейся на пять долгих лет.

Ребенок :

Летней ночью, на рассвете,

Когда мирно спали дети ,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против русских, против нас!

Слайды на тему «Война и дети » .

Ведущий 1 : - Дети на войне… Есть поговорка : «На войне детей не бывает » . Те, кто попали в войну , расстались с детством навечно.

Ведущий 2 :

Мальчишки мужали, мальчишки взрослели,

И только бы жить начинать сорванцам, Как их завертели такие метели, Какие, пожалуй, не снились отцам.

Звучит песня «Орленок» (муз. В. Белого, сл. Я. Шведова) .

Ребенок :

А мы не будем памяти перечить

И часто вспоминаем дни, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, недетская беда.

Ребенок :

Была земля и жесткой, и метельной.

Была судьба у всех людей одна.

У них и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война .

Ведущий 1 : – Они встречали войну в разном возрасте . Кто-то совсем крохотным, кто-то подростком… Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Ведущий 2 : – Фашизм. Что такое фашизм, они увидели глазами своей детской души. Это была жестокая школа. Школа колючей проволоки и окрика. Школа пули и виселицы. Школа восторга мести и жажды справедливости.

Ведущий 1 : – Они увидели глазами своей детской души свой народ, его горе, его силу и благородство. Они поняли и узнали цену хлеба и слова. Они очень рано стали взрослыми.

Ведущий 2 : – Не было хлеба, еды. Надолго были забыты самые обычные вещи, необходимые в быту. Вчерашние школьники надевали на себя гимнастерки, сапоги и тоже уходили на фронт.

1-й ребенок :

Горнили к бою трубы полковые.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый флаг, в солдатский строй.

2-й ребенок :

Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в бою они умели

Не отступать, а побеждать.

Сценка . Дети встают группами . Мальчики изображают солдат, девочки - их матерей, сестер.

Мальчик (обращается к двум девочкам – маме и сестре) :

Ты не плачь, сестренка,

Мама не рыдай,

Я вернусь с победой

В наш родимый край.

Вторая группа детей : три девочки окружают мальчика - «солдата» , дают ему теплые носки, перчатки.

2-й мальчик :

Воин отважный

Берет города.

Смелым, бесстрашным

Буду всегда!

Третья группа детей : две девочки и два мальчика - «солдата» .

3-й мальчик : - Есть у нас танки, есть пулеметы!

4-й мальчик : - Есть у нас пушки и самолеты!

3-й и 4-й мальчики (хором) :

Будем врагов мы бесстрашно крушить,

Чтобы Отчизну освободить!

Звучит песня «Наша родина сильна» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) . Мальчики идут строевым шагом. Девочки машут им вслед платочками.

Ведущий 1 :

– Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?.

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка – их кров.

А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей ,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Ведущий 2 : - Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну , должны были расстаться с детством. Что

поняли, увидели, запомнили дети военной поры ?

Многое. Об этом смогут рассказать они сами.

1-й ребенок :

Из теплой, полной снов постели,

Из комнат, где цветы цвели,

В бомбоубежища и щели

Мы ночью с бабушками шли.

Мы слез тогда уже не лили,

Мы знали вкус полынь-травы.

И с вами всю беду делили,

Как с нами хлеб делили вы.

Но что же, мы зато узнали,

Что значит выжить в трудный год,

Что значит – Родина за нами,

И что такое наш народ.

Ведущий 1 : - Но, несмотря ни на что, дети всё равно оставались детьми, и они любили играть. До какого-то момента они были как все дети , смешливыми, веселыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их (как до войны коллекционировали марки и конфетные фантики). А потом они становились самыми тихими на земле детьми. Они разучились шалить, даже улыбаться и смеяться, даже плакать.

Инсценировка «Ой, Мишка, как же страшно мне!»

Взрослый : - Оборванного мишку утешала

Девчушка в изувеченной избе…

Девочка : - Не плачь, не плачь…Сама недоедала,

Полсухаря оставила тебе.

Взрослый : - Снаряды пролетали и взрывались,

Смешалась с кровью черная земля…

Девочка : - Была семья, был дом… Теперь остались

Совсем одни на свете - ты и я…

Взрослый : - А за деревней рощица дымилась,

Поражена чудовищным огнём,

И Смерть вокруг летала злою птицей,

Бедой нежданной приходила в дом…

Девочка : - Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,

И мне дадут на фронте автомат.

Я отомщу за то, что слезы прячу,

За то, что наши сосенки горят…

Взрослый : - Но в тишине свистели пули звонко,

Зловещий отблеск полыхнул в окне…

И выбежала из дому девчонка…

Девочка : - Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне.

Победу нынче празднует страна,

А сколько их, девчонок и мальчишек,

Осиротила подлая война !

Ведущий 2 : - Дети войны очень быстро повзрослели. В своё маленькое сердце они приняли большую боль войны . Каждый помогал, чем мог. Дети и подростки работали на заводах, становились на ящики, чтоб доставать до станка. В любую погоду в холодном помещении они работали, ковали патроны, гранаты, винтовки. На фронте дети сражались наравне со взрослыми, и многие стали героями.

Ведущий 1 : - Дети войны… Сколько их , маленьких отважных сердец … Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны !

Слайды «Дети – герои войны » . Проводится перекличка :

Ребенок 1 : - Леонид Голиков, 14 лет – Герой Советского Союза, погиб смертью храбрых в бою.

Ребенок 2 : - Зинаида Портнова – 15 лет – Герой Советского Союза – юная партизанка, зверски замучена фашистами.

Ребенок 3 : - Валентин Котик – 14 лет, Герой Советского Союза, погиб в неравном бою с фашистами.

Ребенок 4 : - Лара Михеенко – 12 лет, расстреляна фашистами.

Ребенок 5 : - Март Казей - 15 лет, Герой Советского Союза, окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.

Ребенок 6 : - Володя Дубинин – 15 лет, выполняя задание, в тылу врага подорвался на мине.

Ведущий 2 : - Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись в небо, напоминая людям о том, что кошмары и ужасы пережитого ими не должны повториться.

Ведущий 1 : - А может, они превратились в птиц? Ведь недаром птицы, ощущая беду, низко летают над землёй и громко кричат, напоминая людям об опасности. Видимо они напоминают людям о том, что пережито ими в далеком детстве.

Ребенок :

Летела стая белых птиц,

И люди взор к ним устремили,

Застыв, затихнув, замерев.

Про все дела свои забыли….

Слайд «Птицы» . Музыкально-танцевальная композиция «Птицы белые» .

Ребенок :

Сколько вас? Попробуй перечислить –

Не сочтешь, а впрочем, все равно

Вы сегодня с нами,

в наших мыслях,

В каждой песне,

В легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Ребенок :

Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Песня «Ах, война , что ты сделала…» (Б. Окуджава) .

Дети исполняют «Танец с гвоздиками» .

Ребенок :

Пусть не будет войны никогда !

Пусть спокойные спят города,

Ни один пусть не рвется снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Оглашают пусть наши леса

И пусть мирно проходят года!

Пусть не будет войны никогда !

Ребенок :

Пусть пулемёты не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

На экране голубь – символ мира. Звучит песня "Мир, который нужен мне".

Ребенок : - Человек рождается, чтобы жить, радоваться жизни, быть счастливым. Мы обращаемся ко всем взрослым : «Мы, все вместе, можем и должны хранить мир на Земле!»

Ребенок : - Нам нужен мир – тебе, и мне, и всем на свете детям,

И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим.

Ребенок : - Нам нужен мир, трава в росе, улыбчивое детство,

Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный в наследство…

Ребенок : - Ты слышишь, друг, звенят ручьи, поют на ветках птицы,

На замечательной земле нам повезло родиться.

Так пусть она цветет всегда, пускай шумит садами,

Пусть люди смотрят на нее влюбленными глазами!

Дети берут плакаты :

– Я нарисую яркое солнце!

– Я нарисую синее небо!

– Я нарисую свет в оконце!

– Я нарисую колосья хлеба!

– Мы нарисуем осенние листья,

Детский садик, ручей, друзей беспокойных.

И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны .

Ведущий. Поднимите рисунки выше,

Чтоб все их видеть могли,

Звучит песня «Солнечный круг» (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина) .

1 ведущий :

Наступает вечерний час,

Не смыкают матери глаз

И с любовью глядят на ребят.

Тишина - дети спят , дети спят .

Слышен всюду призыв матерей :

2 ведущий :

Наша жизнь - это счастье детей!

Посмотрите на наших ребят :

Тишина - дети спят , дети спят .

Для того, чтобы жить, рождены,

Пусть они не узнают войны !

Верим - разум и мир победят!

Тишина - дети спят , дети спят…

Анна Куликова
Сценарий встречи «Дети войны»

Сценарий встречи с «детьми войны » , посвященной 70 – летию со дня Победы.

Звучат мелодии военных лет, гости собираются в зале. Под музыку дети входят в зал и встают в полукруг.

Воспитатель : Добрый день уважаемые гости! Мы рады вас видеть в нашем детском саду. Сегодня, накануне праздника Дня Победы, мы будем говорить о Великой Отечественной войне и вы , ребята, узнаете о том, как жили дети во время войны , кому в те военные годы было совсем ещё немного лет. Наши сегодняшние гости не просто бабушки и дедушки- это «дети войны » , они расскажут нам как жилось им во время ВОВ.

Дети читают стихи :

1. Войны я не видел , но знаю,

Как трудно народу пришлось,

И голод, и холод, и ужас –

Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны ,

Пусть яркое солнышко светит!

Мы дружной семьей быть должны!

2. Война – это боль , это смерть, это слезы.

На братских могилах – тюльпаны и розы.

Над миром, какое – то время лихое…

Где правит война – никому нет покоя .

Я вас призываю, нам всем это нужно.

Пускай на земле будет мир, будет дружба,

Пусть солнце лучистое всем нам сияет,

А войн – НИКОГДА и НИГДЕ не бывает!

Прослушиваем песню «День победы» .

Ребята, как вы думаете, почему День Победы называют праздником со слезами на глазах?

Люди радовались Великой Победе и печалились о потере близких и дорогих людей. Во время

войны погибли миллионы наших солдат и мирных жителей.

Давайте встанем и почтим минутой молчания всех погибших в этой войне .

Минута молчания.

Воспитатель : Сегодня будет день воспоминаний

И в сердце тесно от высоких слов,

Сегодня будет день напоминаний

О подвигах и доблести отцов.

Дети садятся на стулья .

Ребята, скажите, над кем была одержана победа? (ответы детей)

Это была очень страшная война , и победа досталась нашему народу нелегко.

Вспомним, как это было…

Воспитатель : Летней ночью на рассвете

Когда мирно спали дети

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против русских, против нас!

Просмотр презентации «Великая Отечественная война » .

Ребята, как вы думаете, чем страшна война ? (ответы детей)

Много горя, страданий принесла война нашему народу , но особенно тяжело и страшно было детям. Они гибли под бомбами, умирали от голода. Многие остались сиротами. У одних отцы погибли на войне , другие потеряли родителей во время бомбежек. Маленькие дети были в плену у фашистов.

Воспитатель : Война – не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война – не место для детей!

Ребёнку нужен тёплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И ёлочные огоньки,

С горы весёлое катанье.

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье.

Но несмотря ни на что, дети , в те военные тяжелые годы старались помочь взрослым.

Рассказ гостя

1) Когда и как вы узнали о начале войны ? Какова была Ваша реакция, реакция друзей, родственников?

2) Как изменилась Ваша жизнь с началом войны ?

3) Кого и как провожали на войну ?

4) Как Вы помогали взрослым?

5) Чем питались, как Ваши родители преодолевали трудности с продовольствием? Какое кушанье казалось Вам лакомством?

6) Играли ли Вы в игры, изменились ли они с началом военного времени?

8) Какое воспоминание, военных лет, помимо Дня Победы, для Вас самое радостное?

9) Встречали ли Вы праздники ? Какие Вам запомнились?

10) Жили ли рядом с Вами эвакуированные? Что Вы можете рассказать о них?

11) Когда и при каких обстоятельствах Вы узнали о Победе? Чем вам запомнился день Победы? Какова была Ваша реакция, ваших друзей и родственников? Как Вы встречали воинов , возвращающихся с Победой?

12) Как сложилась Ваша послевоенная жизнь?

Ведущий : Много песен было написано за годы войны . Песни помогали жить, воевать, побеждать. И одна из таких – легендарная «Катюша» .

Дети исполняют песню «Катюша» .

Дети читают стихи .

1. В деревнях – старики да дети ,

Бабы - в поле, то сеют, то жнут.

Почтальонку вдали приметят

И с сердечной тревогой ждут.

Треугольник – живой! Удача!

Коли серый казенный конверт –

Замолчат, закричат, заплачут…

И померкнет в глазах белый свет…

2. Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребенок –

Последний гражданин села.

Испуганный котенок белый,

Обломок печки и трубы –

И это всё, что уцелело от прежней жизни и избы.

3. Уходили мальчики - на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели,

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, где – не знали сами…

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте,

Не продали мальчики совести и чести…

Рассказ гостя о письмах с фронта.

Девочки исполняют частушки.

1. Девочки, беда, беда,

Девочки, война , война .

Надо дом наш защищать,

В Германию фашистов гнать.

2. Мой миленький – боец,

А я – санитарочка.

Будем в армии служить –

Отчаянная парочка.

3. На горе стоит береза,

Под берёзой танки.

Наши парни – партизаны,

А мы – партизанки.

4. Гитлер ехал на Москву

На машинах - таночках.

А оттуда – из Москвы

На разбитых саночках.

5. Ой, подруга дорогая,

На границе – тишина.

Сорок пятого, девятого

Окончилась война .

Дорогие ветераны,

Надевайте ордена,

Чтобы мы не забывали

Ваши славные дела!

Дети читают стихи .

1. Погибшим – быть бессменно на посту,

Им жить в названьях улиц и в былинах.

Их подвигов святую красоту

Отобразят художники в картинах.

Живым – героев чтить, не забывать,

Их имена хранить в бессмертных списках.

Об их отваге всем напоминать

И класть цветы к подножьям обелисков!

3. «Никто не забыт и ничто не забыто» -

Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет

И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.

Никто не забыт и ничто не забыто.

Рассказ гостя о концлагерях, о том, как жили узники, о наградах.

Дети исполняют песню «Шли солдаты на войну » .

Дети читают стихи .

1. Пусть пулеметы не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

2. Дорогие ветераны!

Мир вам шлет поклон земной,

И на всех меридианах

Чтут ваш подвиг фронтовой.

В этот светлый день России

Постарайтесь не грустить.

Выше голову, родные,

Дай вам бог еще пожить!

Ведущий : Дорогие ребята, уважаемые гости! Мы родились и выросли в мирное время. Для нас война – это история , но мы всегда будем помнить о ней.

А теперь наши ребята вручат гостям памятные подарки, сделанные своими руками (открытки в виде ладошек с гвоздиками) .

Дети под песню «День Победы» (муз. Д. Тухманов, сл. В. Харитонова) выходят из зала.

Приглашаем гостей на чаепитие в группу.

«Окуловский краеведческий

музей им. -Маклая»

номинация: вечер

«Невольный свидетель войны»

директор МБУК «Окуловский краеведческий

музей им. -Маклая»

«Невольный свидетель войны»

(сценарий вечера – встречи с детьми войны,

очевидцами событий 1941 – 1945 годов)

Цель: воспитание духовных ценностей – любовь к Родине, верность гражданскому и воинскому долгу, честность и человеколюбие.

Задача: Посредством общения, посредством книг и архивных материалов, приобщить подрастающее поколение к изучению исторического прошлого нашей страны, приобщить их к истокам героизма, укрепить живую связь времен и поколений.

Целевая аудитория: взрослые и дети (от 10-100 лет)

Оборудование: Книжная выставка «Война. Победа. Память», архивно-документальная выставка «Их имена опалены войной», выставка детского рисунка «Война глазами ребенка», демонстрация медио-презентации «ВОВ 1941-1945 года» (мультимедийная установка для демонстрации презентаций).

Оформление зала в соответствии тематикой.

Муз. оформление: перед началом вечера звучат песни военных лет.

Ведущая: Добрый вечер, дорогие друзья, дорогие наши , представители молодого поколения, гости музея. Сегодня наше мероприятие проходит в рамках празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне. Далеко не все из нас задумались в этот день, а что же тогда было.

Две странички календаря

Два дня жизни Планеты Земля.

Два дня истории человечества.

Они отмечены в календаре разными цветами: один - черный – День Памяти и Скорби. Начало Великой Отечественной войны. Другой – красный – День Победы. Два дня календаря. А между ними…

1418 дней и ночей полыхали бои. 1418 дней и ночей вел советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь к Победе! Какой ценой досталась эта Победа? Сколько трудностей преодолел советский народ? Чем пожертвовал и что потерял? На экране сейчас вы увидите презентацию посвященную именно этому.

Показ презентации «ВОВ 1941-1945 года», звучит песня «Журавли».

Когда говорят о героическом прошлом России, то в первую очередь вспоминают о победе нашей страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Война и дети…Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети рождаются для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает… Но я думаю, что правильнее было бы назвать вас «дети Победы», ведь именно Великая Победа подарила надежду, веру и любовь великому народу!

    Вам, лишенным счастливого детства, но не потерявшим любовь.
      Вам, плачущим о погибших родных и близких, но с улыбками встречающих каждый рассвет. Вам, видевшим тень смерти, но воспевающим жизнь. Вам, дети великой Войны, Вам, дети Великой победы, мы посвящаем сегодняшний вечер.

Ведущая: Сегодня, на нашем празднике присутствует Председатель комитета культуры и туризма Администрации Окуловского муниципального района.

Выступление

Ведущая: Все дальше в прошлое уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны. Всё меньше и меньше остается очевидцев величайшей трагедии 20 века. И мы, молодое поколение, не вправе забывать об уроках этой войны. Наш долг – собрать и сохранить все воспоминания об этих суровых годах, выпавших на долю нашего народа.

Сегодня мы пригласили на встречу Степанову Софью Петровну(1941г. р.) и Артемьеву Марию Сергеевну(1929 г. р.), чтобы поговорить о вас девчонках и мальчишках той военной и послевоенной поры. Сегодня у нас будет вечер воспоминаний. И хотя многое стирается из памяти, нам хочется, чтобы вы рассказали о том времени. О том, как побеждали страх и голод, холод и усталость. О том, какие испытания выпали на вашу долю.

Вы встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. На ваши хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Многие остались сиротами, кто-то лишился не только родных, но и отчего дома, кто-то оказался на оккупированной врагами территории.

А мы не стали памяти перечить.
Мы вспомним дни далёкие, когда
Упала вам на слабенькие плечи
Огромная недетская беда.
Была зима и жёсткой, и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У вас и детства не было отдельно,
А были вместе — детство и война.

Тема детей военной поры взята не случайно. Война проявила каждого как личность, а детям, с их неокрепшей психикой, приходилось брать на себя такую осознанную ответственность, проявить такие качества, как честность, трудолюбие, мужественность. Иногда от их личного поведения зависела не только собственная судьба, но и судьба других людей.

Ведущая: Вы помните, как началась война? (рассказы присутствующих) - Сколько вам было лет, когда началась война? Где и с кем вы жили?

Когда началась война, мне было … лет. Жил я со своей семьей в ……... Отец, мама

Как и когда вы узнали, что началась война?

О начале войны узнали в 9 часов утра. Руководители села собрали митинг в клубе и оповестили о начале войны.

Кто из родителей или других родственников воевал, какие имеет награды?

Сначала на войну ушел мой …. Он воевал в …………войнах. Служил ……... Потом на фронт ушел и мой отец …. Он воевал на Кавказе. Ни дядя, ни отец с войны не вернулись.

С кем из родственников вы жили во время войны. В каком доме?

После ухода отца на войну я жила с матерью Анной Семеновной и братом Павлом Михайловичем 1935 года рождения. Жили мы в небольшой саманной кухне. Мама работала в колхозе на полях.

Помните ли вы продуктовые карточки? Чего вам больше всего не хватало?

Продуктовые карточки помню, по ним давали по 0,5 кг хлеба на семью. Хлеба не хватало. Продуктов первой необходимости тоже. Чтобы утолить голод, собирали «свинушки». Это такие корешки, которые росли по озерам. Летом ели яблоки, ловили рыбу. Кроме продуктов не хватало ещё одежды и обуви. В теплое время бегали босиком, кто постарше ходили в лаптях.

Даже во время войны, дети оставались детьми. В какие игры вы играли? Были ли у вас игрушки?

Игрушки были деревянные, мы их мастерили сами. Девочки играли тряпичными куклами. Мальчики играли еще в «альчики» по особым правилам, где нужны были меткость, ловкость. Играли еще в «прятки», «лапту», «чижика», «жмурки».

Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 ча­сов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем мог­ли. В 11-15 лет они становились станочниками, сборщика­ми, выпускали , собирали урожай, дежу­рили в госпиталях. Свои трудовые книжки они по­лучали раньше, чем паспорта. Их выдавала война. Очень хочется, чтобы наши дети не испытали ничего подобного. Кто из вас работал во время войны? (рассказы присутствующих)

Посещали ли вы школу? Хватало ли вам учебников, школьных принадлежностей? Какие у вас были учителя?

Школу мы посещали и во время войны, но учиться начинали в октябре и заканчивали раньше положенного срока, так как надо было работать, помогать взрослым. Школьных принадлежностей, конечно, не хватало, писали на старых книжках, газетах. Не было чернил. Разводили сажу с водой и писали. Учителя были местные и эвакуированные. Давали хорошие знания. Все были добрые и понимающие.

Что вам больше всего запомнилось из школьных лет?

Больше запомнилось не то, что было в школе, а как летали немецкие самолеты бомбить станцию. Звук самолетов наводил ужас. Мы, дети, бежали прятаться в окопы. Запомнил, как бомбу летом сбросили на наше село. Видел взрыв. Он до сих пор стоит перед глазами.

Ведущая:У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 70-80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Много подростков, еще не успев закончить школу, устремлялись на фронт. Потеряв своих родных и близких и желая отомстить за них, пробирались в лес к партизанам или на передовую. Так на фронте появлялись «сыны полка» Многие из них погибали. Было у вас тогда желание попасть на фронт?

Что рассказывали взрослые о войне?

Мы получали письма от отца. В них он писал, что опасность на каждом шагу, что страшно за себя, за родных.. Но несмотря на свой страх, надо идти в бой, потому что за спинами страна, семья, родители.

Видели ли вы солдат, при каких обстоятельствах?

Видели. Солдаты шли колоннами. Солдаты прятались в садах.

Помните ли вы бомбежки?

Бомбежки помню. Это страшно. Огромное багровое зарево.

Какое событие было самым страшным?
Самым страшным для мен были бомбежки и известие о гибели отца.

Ведущая: Во время Второй мировой войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей! Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети. Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Я думаю, что самое яркое воспоминание – это Победа!

Какое воспоминание самое радостное?

Мы радовались освобождению городов, оккупированных фашистами, победе советских войск в наступлении и, конечно, окончанию войны.

Когда вы узнали о Победе? Чем вам запомнился день Победы?

О победе мы узнали 9 мая. Оповестили нас на площади около сельсовета. День Победы запомнился не только радостью, но и слезами матерей, жён, вдов.

Что помогало вам выжить, перенести все невзгоды?

Выжить в эти трудные годы нам помогла вера в победу, надежда на лучшее.

Что вы хотите сказать, пожелать нам, молодому поколению?

Ведущая: Сейчас для Вас будет представлена литературная композиция «Пришла война» в исполнении театрального коллектива «Росинка», руководитель

Спасибо ребята.

Война и дети — несовместимые понятия, и пусть сегодняшним ребятам никогда не придется испытать те невзгоды, которые выпали на долю «детей Великой Отечественной». Пусть их детство никогда не назовется «войной». Вы много сделали такого,

Чтоб на земле остался след.

Желаем вам сегодня снова

Здоровья, счастья, долгих лет.

Пусть каждый день, что отвела судьба,

Приносит радость с солнечным восходом

И светит вам счастливая звезда

Храня от бед и жизненной невзгоды.

Вручение цветов участникам вечера –встречи: и ребятами из театрального коллектива «Росинка».

От имени всех присутствующих позвольте выразить вам огромную благодарность за то, что вы пришли к нам (дарим цветы). Спасибо Вам за наше мирное настоящее. Наша встреча подошла к концу. Спасибо!

В этом прекрасном зале вы можете посмотреть выставку о героях - Окуловцах, а также у нас представлены работы учащихся школ города на выставке «Война глазами ребенка», обратите внимание на выставку бронированных подшивок газет «Окуловский вестник» (в этом году районной газете исполнилось 85 лет, в рамках празднования 50-летия городу Окуловский архивный отдел Администрации Окуловского муниципального района предоставил на подшивки подлинных экземпляров газеты за период с 1937г по настоящее время. В экспозиции «Крестьянский быт» вы можете сфотографироваться используя народные костюмы, окунитесь в предложенную эпоху.

Звучит музыка военных лет.


На войне детей не бывает

Мама, посмотри какое голубое небо! А небо было всегда?.

Всегда, доченька.

А солнце было тоже всегда?

Да, родная, и солнце было всегда.

И вот этот красивый цветочек здесь всегда рос?

Нет, солнышко мое, когда-то здесь была только выгоревшая земля… Тогда была война…

Мамочка, а что такое война?..

Ведущий 1 . У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе, и о жестоких войнах,потому что и сейчас где-то тоже идет война, свистят пули, рассыпаются от снарядов дома и горят детские кроватки.

Ведущий 2 . Наш разговор сегодня – это возвращение к народной памяти. Памяти обо всем пережитом и взрослыми, и детьми в те безжалостные годы. Ведь время все быстрее уносит свидетелей и участников, тех, кто был, кто знал, кто видел и выстрадал боль и ужас потерь, и радость надежд в ожидании победы.

Ведущий 3 . Впрочем, это было так давно,

Что как будто не было – и выдумано…

Может быть, увидено в кино,

Может быть, в романе вычитано…

Ведущий 4 . Это все не выдумано.. Ведь сегодня среди нас живут пожилые люди, которым в годы войны было 8-12 лет, и они наравне со взрослыми работали на полях и фермах, воевали в партизанских лесах и на линии фронта, приближая долгожданную Победу над фашистской Германией. «Дети войны» - так сегодня их называют. А для современных детей они живая легенда самой страшной войны 20 века.

Ведущий 1 . Для советских людей это была священная война во имя свободы и независимости

Нашей Родины, во имя избавления Европы и всего мира от порабощения. Двадцать семь миллионов жизней унесла эта война, из них тринадцать миллионов детей. Она разорила сотни городов и сел, лишила тысячи детей их родителей. Но советские люди победили.

Ведущий 2 .Победили потому, что до конца были преданы своей родине, потому что проявили настоящее мужество, выдержку и отвагу.Сколько бы поколений людей ни прошло по земле, Великая Отечественная война никогда не должна изгладится из их памяти. Помнить войну и тех, кто принес победу - значит бороться за мир.

Ведущий 3 .Войну забывать нельзя. Когда войну забывают, говорили древние люди, начинается новая, потому что память-главный враг войне.

Ведущий 4. Есть поговорка “На войне детей не бывает”. Что есть у нас дороже наших детей? Война стала общей биографией целого поколения детей. Даже если они находятся в тылу, все равно это были военные дети.

Ведущий 1 .Наступил воскресный день 22 июня 1941 года. У школьников начались летние каникулы. Многие жители городов и сел собирались отдохнуть в воскресный день. Некоторые горожане планировали поездку за город, на природу. С утра шли трамвайные вагоны, переполненные праздничными пассажирами. Ехали с семьями, ребятишками.

Ведущий 2 .Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.

Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.

Ведущий 3 Что случилось, скажи мне, ветер
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так уж светит,
Или вянут травы в садах?

Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели это война?


Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово – война.

Ученик .

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли,

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь,

К цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего, каких- то 5 минут осталось!

Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна.
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово – война

Ведущий 4. Из заявления советского правительства.…Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие. Красная армия и весь наш народ поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.

…Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

Песня «Священная война»

Ведущий 1 . Как внезапно ворвалась война в их детство и юность… Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких!

Ведущий 2 . Каждый из них с чувством абсолютной правоты ныне мог бы заявить: “Глаза моего детства видели столько смертей, столько жестокостей войны, что, казалось, должны они опустеть”.

Ученик .

Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет

Ведущий 3 . Враг вначале войны наступал стремительно. Шла спешная эвакуация западных районов нашей страны. Срочно вывозилось оборудование заводов, чтобы оно не досталось врагу. Вывозили взрослых и детей. Эвакуация была столь поспешной, что детей вывозили отдельно вместе со своими садиками, пионерскими лагерями, где они тогда отдыхали. Многие семьи оказались раскиданными по разным концам страны. Некоторые – по разные линии фронта. Однако, не всем удалось покинуть родные края до прихода врага. Многие остались на захваченных врагом землях. Война принесла горе, разруху, голод, страх

Ведущий 4 .Эта Война отучила детей плакать. Дети теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – фашистские застенки. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

Ученик.

«Отца забрали на войну.

…Мальчишка – шпингалет,

Но в раз прибавило ему

Война так много лет.

«Так что же, мать?

Так, значит мать,

Я в доме голова?

Ты начинай белье стирать,

А я- колоть дрова!

Ты говоришь:

Дровец чуток

Осталось.

Так и быть.

Продай слона,

Продай свисток!

Без них ведь можно жить!

Продай матроску, говорю!

Теперь не до тряпья,

Ты только, мама,

Не горюй!

Не брошу я тебя!»

Анатолий Брагин

Ведущий 1 . Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно.
В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои десять – четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Десятилетний человек

Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе,
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе...
Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу–прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.
В нетопленной, разбитой бане
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!
Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече,
Выть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза.

(С. Михалков)

Ведущий 2 .Такие молодые, совсем несмышлёные, встретили вчерашние выпускники школ немецких захватчиков, встали на защиту своей Родины. Единственное, чему они удивлялись – тому, что они с начала войны неожиданно стали взрослыми. Из выпускников 1941 года в живых к концу войны осталось только 7%.

Ученик.

Уходили мальчики- на плечах шинели,

Уходили мальчики- храбро песни пели.

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, где- не знали сами.

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте.

На продали мальчики совести и чести.

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

В черный дым сражений, на броне покатой

Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

Повидали мальчики- храбрые солдаты-

Волгу- в сорок первом,

Шпрее- в сорок пятом.

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа

Ведущий 3. Хочется вспомнить и о тех, кто ежеминутно рискуя своей жизнью, под шквальным огнём выносил с поля боя раненых солдат. Хрупкие, юные они спасали жизни десяткам бойцов и сами нередко оставались лежать там, на поле брани.

Ученик :

Четверть роты уже скосило…

Распростёртая на снегу,

Плачет девочка от бессилья,

Задыхается: - «Не могу»!

Тяжеленный попался малый,

Сил тащить его больше нет…

(Санитарочке той усталой 18 сравнялось лет).

Отлежишься, обдует ветром,

Станет легче дышать чуть-чуть.

Сантиметр за сантиметром

Ты продолжишь свой крестный путь.

Между жизнью и смертью грани –

До чего же хрупки они…

Ты приди же, солдат, в сознанье,

На сестрёнку хоть раз взгляни!

Если вас не найдут снаряды,

Не добьёт диверсанта нож,

Ты получишь, сестра, награду –

Человека опять спасёшь.

Он вернётся из лазарета –

Снова ты обманула смерть,

И одно лишь сознанье это

Всю-то жизнь тебе будет греть

Спою тебе, родной

Синеглазая девчонка
Девяти неполных лет...
Льётся песня нежно, звонко
На больничный белый цвет.

И под звуков переливы
Чьи-то братья и отцы
Вспоминают дом счастливый,
Просят спеть ещё бойцы.

«Я спою,-в ответ девчонка,-
Низко голову склонив,
-Вот, пришла нам похоронка...
Но я верю: папа жив!

Может, кто из вас случайно
Папу где-нибудь встречал?
Где-то там, в сторонке дальней,
Вместе с папой воевал?»

И как будто виноваты
В том, что живы до сих пор,
Вдруг отводят все солдаты
От девчонки малой взор.

Проглотив слезу украдкой,
Вновь поёт до хрипотцы,
И, по-взрослому, солдаткой
Кличут девочку бойцы.

Бесконечно петь готова
Песни раненым она,
Но при этом спросит снова,
А в ответ лишь тишина.

И однажды, как награда,
Весь изранен, но живой,
Папа, милый! Вот он, рядом!
«Я спою тебе, родной!»

(Л. Шмидт)

Ведущий 4. Фашисты не щадили никого: ни женщин, ни детей. Гитлер так напутствовал свои войска перед нападением на нашу страну: «Жестокость является благом для будущего… Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Её нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью».

И фашисты старательно выполняли этот приказ Гитлера. На работу в Германию были угнаны тысячи девушек и юношей, за годы фашистского террора пыткам и издевательствам в концлагерях подверглись 18 миллионов человек, а 2 миллиона из них были зверски замучены и сожжены в печах крематориев, а сколько белорусских и украинских деревень были стёрты с лица земли!

Они с детьми погнали матерей...

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля...
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук...
– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама...
(Муса Джалиль)

Ученик 2 Она смотрела ужаса полна,
Как не лишиться ей рассудка?
Всё понял, понял всё малютка:
– Спрячь, мамочка, меня,
Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать
Не может дрожь.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
– Я, мама, жить хочу. Не надо мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь?

Ученик 3 И хочет вырваться из рук ребёнок,
И страшен плач и голос тонок,
И в сердце он вонзается как нож.
– Не бойся, мальчик мой! Сейчас вздохнёшь ты вольно,
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают сливаясь.
Две жизни, и одна любовь!

Ведущий 1 . Повсюду гитлеровские палачи оставляли за собой кровавые следы. Мир содрогнулся, узнав о газовых камерах Майданека, о печах Освенцима и других “фабриках смерти” в Польше, Эльзасе, Латвии, Голландии, о сотнях тысяч замученных, задушенных газом, сожженных, расстрелянных невинных мирных людей.

Ведущий 2. Слушайте, люди! К вашим сердцам обращаются колокола Хатыни. С гневом и болью расскажут они о трагедии этой деревни. 22 марта 1943 года отряд фашистских захватчиков окружил деревню. Все жители: старики, дети – были согнаны в сарай и заживо сожжены

Ведущий 3. Концлагерь -это территория, огороженная колючей проволокой, внутри которой находились бараки для жилья. Через каждые 100 метров стояли сторожевые вышки с часовыми наверху, лагерь охранялся днем и ночью освещался светом прожекторов. Сбежать оттуда было невозможно, так как у немцев были собаки, натасканные на поиск заключенных. Пойманных жестоко наказывали: устраивали публичные порки, а затем казнили, чтобы никто не осмеливался бежать.

Дети в Освенциме

Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины...
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били.
Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин "идеи" были,
Мужчины мучили детей.

Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это – было!
Мужчины мучили детей!
(Наум Коржавин)

Песня «Люди мира, на минуту встаньте»

Ведущий 4. Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. 300 тысяч мальчишек и девчонок, потеряв всех своих родных, бежали на фронт, сражались в партизанских отрядах с одной мыслью: «Отомстить за погибших». За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями. А высоким званием Героя Советского Союза были удостоены Зина Портнова, Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей. Посмертно.

Ведущий 1. Кто помогал ковать нашу общую победу? Кто обувал, одевал, кормил и снабжал вооружением Красную Армию для борьбы с врагом? Ими были и взрослые, и совсем еще юные ребята. Без выходных и отпусков, подставив под ноги снарядные ящики, они работали по 14-15 часов в сутки на заводах, выращивали хлеб, чтобы накормить армию, сами при этом чаще всего недоедали.

Дети рано взрослели, заменяя ушедших на фронт старших братьев, отцов, матерей. В тылу наши сверстники проявляли настоящий трудовой героизм, поэтому и награды получали, как и их сверстники-фронтовики.

…Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла –

И синее небо, и запах простого цветка?..

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих директор завода,

А было рабочим – всего по четырнадцать лет….

В усталые лица глядело суровое время,

Но каждый в себе довоенное детство нашел,

Как только рабочую премию – банку варенья –

Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.

(В. Радкевич «Баллада о банке варенья»)

Ведущий 2 .Тысячи тонн черного и цветного металлолома собрали пионеры и школьники в дни отечественной войны. Одно слово “фронт” вдохновляет ребят. В школьных мастерских с большой любовью и тщательно они изготавливают различные детали для мин другого орудия. В Горьком, Куйбышеве славятся пошивочные школьные мастерские, в которых пионеры шьют для армии белье, платки, гимнастерки.

Ведущий 3. Вместе с комсомольцами всего Советского Союза юные пионеры не раз выходили на воскресники. Только в одном Всесоюзном воскреснике “Пионеры-Фронту“ приняли участие больше 3 миллионов пионеров.

Ведущий 4. В дни войны ребята собрали тысячи тонн дикорастущих полезных растений.

Около 5 миллионов советских школьников трудились на полях колхозов и совхозов. На средства пионеров построены танки, самолеты, пушки и вручены по просьбе ребят самым умелым воинам.

Ведущий 1 . С честью сражается летчик-орденоносец Цыганков на истребителе “Леночка за папу”, он мстит за погибшего отца Леночки Лазаренковой. Выполнил наказ Арзамаских пионеров летчик Максименко.На истребителе “Арзамаский пионер” сбил 5 фашистских стервятников сам и 11 коллективно.

Ведущий 2. Немало раздавил и расстрелял фрицев танк “Горьковский пионер”; доблестно громила врагов у Ржева, Орла, Севска танковая колонна “Московский пионер”.

И в то же время дети продолжали учиться.

Учились при свете коптилок,

Писали меж строчек газет,
И чёрного хлеба кусочек

Был слаще заморских конфет.

"Не" и "Ни" (Людмила Миланич)

Мне рассказывал смоленский
Паренек:
– В нашей школе деревенской
Шел урок.

Проходили мы частицы
"Не" и "ни".
А в селе стояли фрицы
В эти дни.

Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.

Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.

И сказал учитель: "Фразу
Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
"Ни" и "не"."

Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали: "От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!"
(С. Маршак)

Война

В классе очень холодно,
На перо дышу,
Опускаю голову
И пишу, пишу.

Первое склонение -
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу - «война».

Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет - чего?- «войны».

А за словом воющим -
Мама умерла...
И далекий бой еще,
Чтобы я жила.

Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну»...
Может, для примера мне
Выбрать «тишину»?

Но «войною» меряем
Нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я -
Это тоже месть...

О «войне» тот горестный,
Гордый тот урок,
И его запомнила
Я на вечный срок.

Давайте почтим их память минутой молчания.

Задохнулись канонады.
В мире – тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть,
Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла,
А в реке – меж берегами –
Кровушка текла.
Были черными березы.
Долгими года.
Были выплаканы слезы –
Вдовьи – навсегда…
Вот опять пронзает лето
Солнечная нить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!
Это память – верьте, люди –
Всей земле нужна …
Если мы войну забудем, вновь придет война.

Ведущий 1 .Победа! Этого праздника люди ждали 1418 дней. Именно столько дней продолжалась Великая Отечественная война.

Ведущий 2 .Победа…Она пришла к нам 9 мая не в лавровом венке, торжественная и спокойная, нет. Она пришла в образе старой матери, опустила натруженные руки, поникла головой, скорбя о тех, кто не вернулся.

Ведущий 3 .Победа! И если сейчас смеются дети, плавится сталь и пишутся книги, то это потому, что пришла Победа.

Ведущий 4 .Сколько бы ни прошло лет, мы всегда будем помнить наших родных и близких, всех тех людей, кто погиб, сражаясь за Родину.

Спасибо Вам, времен военных детям,
Что сил хватило все невзгоды победить!
Вы научили нас: важней всего на свете
Учиться, верить, жить, мечтать, любить!

И многолетья Вам желаем мы с любовью,
И крепости, и сил, покоя и добра,
А главное - здоровья! И еще здоровья -
Желает Вам спецшколы детвора.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!