Однообра́зие ре́чи. см

Настроенные на бедность люди жалеют себя и полагают, что быть богатым им не предначертано судьбой. Кто-то жалеет...

1. Чувство сожаления по отношению к себе.

Настроенные на бедность люди жалеют себя и полагают, что быть богатым им не предначертано судьбой. Кто-то жалеет себя за то, что родилась женщиной (потому что у мужчин больше возможностей), кто-то жалеет себя за полную фигуру (потому что стройные люди получают лучшие рабочие места), кто-то оплакивает свой рост, национальность, цвет кожи, религию предков, некоторые люди жалеют себя за то, что до сих пор не вышли замуж и не женились, другие плачут из-за кольца на безымянном пальце или из-за штампа о разводе, молодые видят источник проблем в неопытности, пожилые - в своем возрасте.

Как вы думаете, если человек жалеет себя из-за какого-то неважного факта и целыми днями фокусируется на нем, как будут поступать окружающие его люди? Жалеть себя - это прекрасный способ обрести многотонный якорь, который остановит вас на пути личного развития и обеспечит вечную бедность. Жалеть себя - это самый лучший метод поиска низкооплачиваемой работы и обретения жалкого существования.

2. Постоянный поиск ценника с надписью «Скидка» и магазина с транспарантом «Распродажа», нежелание платить за хорошее образование своих детей (потому что вам ведь никто не помогал), стремление заставить сотрудников работать, как можно больше за как можно меньшие деньги - вот верные признаки того, что вторая привычка бедных людей в вас уже есть.

Стремление к тотальной экономии - не признак мудрости, а индикатор того, что вы испытываете дисбаланс доходов и расходов и подходите к его разрешению с неверной стороны.

Запрограммированный на богатство человек готов платить за вещи их реальную стоимость и щедро вознаграждать труд своих помощников - и того же ожидает от других.

3. Занятие делами, которые вы ненавидите.

Катя ненавидит мыть посуду, но никто не хочет помочь ей. Иван терпеть не может гулять с собакой, но ленится построить ей вольер. Сергей Петрович приходит в бешенство от необходимости составлять квартальный отчет, но ни один из его заместителей не в состоянии это сделать. Лиза презирает работу аудитора, но только так может платить за кредит, который взяла на покупку машины прошлым летом. Все эти люди готовы к неудачам и бедности - причиной тому чувства, которые у них вызывает необходимость делать неприятные дела.

Ключ к спасению от третей привычки бедного человека - делать не то, что нужно, а то, что вызывает наибольшее удовлетворение. Только в этой области вы добьетесь великолепных результатов!

4. Измерение успеха деньгами.

Бедный человек уверен, что только обладание некой суммой денег способно принести ему радость. Лишь определенная сумма на счету в банке может даровать ему возможность почувствовать счастье благодаря дизайнерской одежде, красивому особняку, путешествиям, независимости от мужа или родителей или уходу с работы. Но практика показывает, что счастье так и не приходит.

Успешный человек мерит счастье в единицах, более значимых, чем доллары, рубли или юани. В чем именно - каждый решает для себя.

5. Трата большего количества денег, чем можно позволить.

Кредитные карты и улыбчивые сотрудники банков с радостью помогут вам оказаться в долговой яме. Ведь человек, не желающий стать успешным, не хочет понять разницу между полезным кредитом, взятым на развитие собственного бизнеса, и губительной ссудой на покупку роскошной иномарки или огромного особняка.

6. Выбор мгновенной выгоды.

Желание получить сразу и по максимуму - извечное свойство бедных людей. Они не способны понять то, что, устраиваясь на должность со средней зарплатой в солидную компанию, можно через несколько лет иметь гораздо больше, чем если обращать внимание только на то, сколько вы получите через месяц. Готовые к неудачам студенты говорят о том, что институт только отнимает у них время, которое можно было потратить на «заколачивание барышей».

7. Хныканье.

Жизнь тяжела? Просто ужасна? Кругом дискриминация, коррупция, хамство, криминал - вам, нормальному человеку, нет дороги к успеху? Со всем этим согласится каждый потенциальный неудачник.

Вакцина от этой привычки - креативность. Находите уникальные возможности бороться с пороками внешней среды, выходите победителем из изначально невыгодной для вас ситуации!

8. Сравнение себя с другими.

Петя думает, что он лучше своих одноклассников, потому что единственный окончил восьмой класс на «отлично». Вася уверен, что он хуже всех своих друзей, потому что единственный не работает на летних каникулах. Рома презирает своего брата, потому что у того еще нет Лексуса, который вчера приобрел Роман. А Лена хочет задушить свою подружку, потому что у той больше поклонников. У всех этих людей прекрасно развита восьмая привычка неудачника - стремление сравнить себя с другими.

Подумайте, нужна ли эта привычка вам или лучше не допускать того, что внешний мир захватывает контроль над внутренним?

9. Измерение богатства деньгами.

Истинно богатые люди не только разорвали связь между счастьем и денежными знаками (избавившись от четвертой привычки бедняков), но и перечеркнули знак равенства между размером счета и понятием богатства.

Настоящее богатство - это умение привлекать деньги, создавать их на пустом месте, организовывать новые виды бизнеса - и тогда вам не страшны ни налоговые с ген. прокуратурами, ни ограбления или похищенные номера кредиток. По-настоящему успешный человек не зависит от объемов собственного мешка с золотом.

Также интересно:

10. Изолирование себя от собственной семьи.

Великолепные неудачники получаются из тех, кто отдаляется от собственной семьи, объясняя это нежеланием ее членов поддержать их в трудную минуту, одолжить денег, понять, разделить убеждения и тому подобное. Они не понимают, что семья - это великолепный источник внутренней поддержки, к которому можно обратиться, когда во всех остальных сферах жизни больше ничего не осталось . Только любовь близких может помочь подняться с колен, когда не остается никакой надежды - и тогда достигается истинное величие. опубликовано

В последнее время психология бедности стала одной из самых популярных и обсуждаемых тем в обществе.

Поэтому сегодня женский сайт «Красивая и Успешная» решил разобраться со значением этого словосочетания, а заодно рассказать своим читательницам, откуда берётся такой синдром, каким образом проявляется и как от него избавиться.

Современные философы считают, что психология бедности – это то внутреннее состояние человека, которое мешает ему жить на достаточно хорошем уровне. Развивается это состояние под воздействием определённых факторов.

Почему не получается выбраться из бедности?

Вопрос, почему одни люди живут в богатстве, а другие — в бедности, волновал человечество с самых древних времён. Социальная несправедливость в течение истории не раз становилась причиной конфликтов между представителями верхов и низов. Бедные роптали, поднимались на борьбу с богатыми, отнимали у них всё и устанавливали новые порядки. И всё равно после переворота в обществе не было равенства. Как и прежде, одни процветали и богатели, а другие оставались в нужде.

Проанализировав деятельность представителей различных слоёв общества, социологи и психологи пришли к выводу, что виновницей всех материальных проблем человека является особая внутренняя установка - психология бедности.

Иными словами, по мнению знатоков науки о человеческой душе, бедные люди сами виноваты в своих проблемах. У бедности, так же, как и у богатства, есть свои причины. И это вовсе не стихийные бедствия, проклятье или хроническое невезение, как склонны думать многие. Корень бедности закопан не так глубоко.

Психология бедности: основные причины и признаки

Главной причиной психологии ограниченного бюджета является в жизни. Журавлю в небе бедные люди предпочитают синицу в руках, поэтому могут продолжать работать десятилетиями на нелюбимой, плохо оплачиваемой работе, цепляясь за утешение, что такая жизнь стабильна и предсказуема. «Лишь бы хуже не было», — типичная фраза для человека, заражённого "синдромом бедности".

Откуда же берётся эта напасть? Психологи уверены, что в этом виновно неправильное воспитание.

С самого раннего детства главным правилом финансовой грамоты каждого современного взрослого человека была тотальная экономия. Во времена СССР зарплата служащих и рабочих госпредприятий всегда оставалась стабильной, поэтому единственной возможностью купить какую-то дорогую вещь было накопить определённую сумму. Несколько поколений наших предков усердно учились , придумывая для этого тысячи самых разных способов и возможностей. Нашему поколению был передан огромный опыт экономии, на базе которого у него и сформировалась психология бедности.

Внутренняя установка искать дешёвые товары и экономить на самом необходимом формирует у человека в подсознании программу: «Мне нужно ограниченная сумма денег и не более». Человек, принявший данную программу в качестве главного правила жизни, обречён на вечную бедность.

Психология бедности проявляется рядом признаков, знание которых просто необходимо для диагностирования синдрома и для борьбы с ним. К ним относятся:

  1. Зависть по отношению к тем, у кого есть деньги. Люди, живущие по программе постоянной денежной экономии, негативно относятся к богатым, нередко объясняя свою неприязнь уверенностью в невозможности много заработать честным трудом. Богатых они считают или мошенниками, или баловнями судьбы, которым все блага даются незаслуженно легко.
  2. Страх перед любыми изменениями в жизни, пассивность. Люди, подверженные психологии ограниченного бюджета, очень боятся каких-либо перемен, не говоря уже о рисках.
  3. Большая любовь к магазинным акциям, скидкам, дешевизне. Бедные очень любят дешёвые товары и нередко покупают совершенно ненужные им вещи только потому, что они продаются со скидкой.
  4. Презрительное отношение к деньгам. В психологии людей, которые привыкли жить в бедности, нередко прочно живёт убеждение, будто деньги являются неким злом. Поэтому и к мелким монетам, и к более крупным купюрам они зачастую относятся с небрежностью, в результате им так и не приходится обладать хоть какой-то значительной суммой. На почве презрения к деньгам психология бедности укореняется в человеке особенно прочно.
  5. Любовь к на несправедливость окружающего мира — тоже верный признак психологии ограниченного бюджета. Состоятельные люди никогда не винят в своих неудачах кого-то другого. Девиз удачливого человека: «Всё в моих руках». Бедняки же нередко говорят, что их обокрали и обманули, не понимая того, что без их участия сии печальные события никак не могли бы произойти.
  6. Заниженная самооценка является не только признаком хронической бедности, но её основной причиной. Пока человек считает, что недостоин красивой одежды, вкусной еды и ювелирных украшений, психология бедности из его жизни не исчезнет.

Иными словами, причины бедности человека кроются в глубинах его подсознания. Ведь не зря народная мудрость гласит, что каждый в жизни имеет то, к чему стремится. Отсюда сам собой напрашивается вывод: проблемы с вечным дефицитом бюджета решаются путём кардинальной психологической перестройки человека.

Психология бедности: как от неё избавиться?

Судя по тому, что этому вопросу посвящена не одна книга, можно предположить, что у некоторых людей опыт по избавлению от психологии принципиальной бедности имеется, а значит, шанс зажить богато есть у каждого.

Сайт сайт рекомендует своим читательницам познакомиться с содержанием книги Стива Сиболда "Как мыслят богатые люди", которая полностью раскрывает психологию богатства и бедности. Этот автор говорит, что секретом богатых является их особый тип мышления:

  • Они не тратят времени на пустые ожидания, предпочитая действовать для повышения своего благосостояния.
  • Они почти всё время строят планы на будущее, не вспоминая о прошлом.
  • Эгоизм в их представлении не порок, а достоинство.
  • Состоятельным людям свойственно увлекаться своим делом, которое обычно и становится для них источником богатства.
  • Одной из самых главных жизненных целей у таких людей является самосовершенствование. Они никогда не останавливаются на достигнутом, не предаются праздности, предпочитая учиться и постигать новые умения.
  • Богатые всегда ищут возможности приумножить капитал.

В изучении психологии бедности вышеуказанная книга является не единственным достойным учебником. Ещё одно произведение, с которым стоило бы ознакомиться любому современному человеку, — это труд американского писателя Джорджа Клейсона "Самый богатый человек в Вавилоне".

Тем, кто хочет избавиться от нужды, можно также почитать книгу Роберта Кийосаки "Богатый папа, бедный папа". Миллионер Кийосаки утверждает, что богатство — это не просто владение каким-то капиталом, а способ мышления.

Конечно же, каждый из авторов книг о бедности и богатстве раскрывает проблему со своей точки зрения. Однако есть моменты, которые для всех трудов о психологии ограниченного бюджета являются общими. Это подсказки, что нужно делать, чтобы избавиться от вечной нехватки денег и приобрести настоящее финансовое благополучие. Итак, психология бедности отступит, если вы будете следовать таким советам:

  1. Мечтайте. Обязательно желайте не просто улучшения своего финансового положения, а настоящего богатства, таких доходов, которые позволили бы вам осуществлять любой каприз.
  2. Не экономьте, чтобы скопить какую-то сумму для вожделенной покупки, а подумайте, как заработать на неё деньги.
  3. Любите себя, не бойтесь выглядеть эгоистом в глазах других.
  4. Цените свой труд и своё время. Не тратьте себя на деятельность, которая не принесёт серьёзного дохода.
  5. Развивайтесь и ищите себя в профессиональном плане. Психология бедности - это удел тех, кто занимается нелюбимым делом. Если же работа действительно нравится, человек может выполнять её лучше других, стать настоящим мастером своего дела, что позволит ему повышать стоимость своего труда и зарабатывать больше с каждым годом.
  6. Избавьтесь от привычки отказывать себе во всём. Позволяйте себе приобрести вещи, которые пока являются для вас роскошью.
  7. Не тратьте денег на дешёвые товары, пытаясь сэкономить: тот, кто пользуется такими вещами, понижает цену самому себе.
  8. Не бойтесь изменить свою жизнь и начать : только тот, кто однажды рискнул, сумел приобрести настоящую финансовую независимость.
  9. Психология бедности – не болезнь, а способ мышления, который, как уже было сказано, базируется на множестве страхов. Поэтому очень важно от этих страхов избавиться. Не нужно бояться оказаться в затруднительном положении или показаться кому-то слишком назойливым.

Те, кто однажды перестал бояться потерять нелюбимую работу, уехать из нелюбимого города, рассориться с людьми, которые не понимали и не ценили его, хорошо знают, что вырваться из плена этих страхов нелегко. И только сила огромного желания способна привести испуганного человека к вершине, на которую психология бедности его не пускала много лет.

А найти эти силы внутри себя может обнаружить каждый. Действительно каждый, без каких-либо ограничений, потому что все люди созданы для счастья.

Не можете определиться какой у вас уровень жизни, но не считаете себя богатым? А также хотите предупредить или вовсе избавиться от бедности, тогда вам нужно знать признаки бедности, по которым вы сможете сделать работу над ошибками. Человек сам строит свою судьбу и сам выбирает, как ему жить, бедно худо ли или же богато.

1. Жалость к себе.

Вы все еще плачете ночами, что у вас не удалась жизнь, что ваш муж не такой, как у вашей подруги и не покупает вам машину, шубу, украшения. Жалеете себя, потому что вы родились женщиной и у вас, поэтому судьба такая, что вам тяжело идти по жизни, заработать большие деньги, вам приходится делать много работы по дому и дети на вас? Или у вас возникает неизгладимое чувство жалости к себе, потому что вы мужчина и вам нужно зарабатывать деньги, на вас большая ответственность за себя и за семью? Перестаньте себя жалеть, от этого чувства, ваша жизнь лучше не станет, а только прибавятся негативные эмоции, разочарование и депрессия. А что в этом, собственно, хорошего?

2. Скупость или жадность.

Вы оглядываетесь по сторонам в поисках слова «акция», смотрите в интернете выгодные предложения и распродажи, нежелание оплачивать ребенку достойное образование, ограничение денежных трат на ребенка и на себя. Все это говорит о том, что привычка бедного человека у вас уже сформирована и сидит в вас настолько крепко, что только усердный труд над собой и своими качествами поможет вам избавиться от нее.

3. Нелюбимые дела или нелюбимая работа.

Каждый день вы встаете утром на работу с уже испорченным настроением, вам не хочется радоваться новому дню, потому что вы заранее знаете, что идете на работу, где вам придется заниматься нелюбимым делом? Срочно меняйте столь печальное положение вещей. Как альтернатива, можете взять отпуск или попробуйте , кто знает, может это перерастет в дополнительный и неплохой заработок.

4. Успех = деньги.

Многие люди, которые испытывают острую потребность в деньгах, таким образом, и думают. Они измеряют успешность человека количеством денежных средств, или же наоборот, считают, чем больше у человека денег, тем более он успешен. Доля истины в этом есть. Но что вам мешает становиться успешным, ставить перед собой реальные достижимые цели и выполнять их?

Читайте также:

5. Расходы превышают ваши доходы.

Если это про вас, и вы ничего с этим поделать не можете, то смело можете констатировать еще один признак бедности. Нужно учиться распределять свои расходы таким образом, чтобы у вас оставались денежные средства до зарплаты, и вам не нужно было бы прибегать к долгам или кредитам.

6. Все и сразу.

У бедного человека совсем отсутствует терпение в денежных делах. Такие люди заинтересованы в получении максимальной прибыли в короткий период времени. Это не только риск, а также вероятность того, что вам потом придется заплатить больше, нежели вы сможете приобрести. Поэтому к деньгам нужно относиться с уважением и терпением.

7. Жаловаться на жизнь.

Такая привычка отсутствует у человека богатого, он не ноет и не жалуется на жизнь, а решает проблемы и делает все, чтобы исключить неприятные моменты. Маленькая зарплата, нелюбимая работа, скупые клиенты, невнимательный начальник. Разве это не зависит от вас и ваших сил? Пробуйте исправить ситуацию и перестаньте жаловаться на жизнь.

8. Постоянное сравнение.

Вы сравниваете себя с людьми, которые добились большего, чем вы или своих родственников, с которыми не можете найти взаимопонимания. Сравнение хорошо только в том случае если вы делаете выводы и стремитесь к этому уровню, а не в том случае, когда приходите к осознанию того, что вы хуже.

9. Богатство измеряется в деньгах.

А как же внутренний мир, внешняя красота, наличие любимого супруга и дети, живые и здоровые родители. Неужели вам это уже не приносит счастья? Разве вы думаете, если станете финансово обеспеченным человеком, то ? Богатство, в первую очередь измеряется счастьем и здоровьем, деньги, конечно важный критерий, но второстепенный.

10. Абстрагирование от внешнего мира и от семьи.

Если вы часто уходите «в себя», прибываете в состоянии депрессии, унылости и у вас нет никакого желания близко общаться с родными людьми, то вы бедный человек. И бедный не только потому, что у вас нет денег, а потому что у вас есть семья, а вы ей не дорожите и не цените ее. Запомните, дети вырастают, мужья и жены уходят, а родители не вечны. Начните с этого момента жить и ценить все, что у вас есть.

«Есть два типа людей: одни катят мир, а другие бегут рядом и кричат: «Боже, куда катится этот мир!?»

Хочется быть ближе к первому…»

Максим Спиридонов

1. Чувство сожаления по отношению к себе.

Настроенные на бедность люди жалеют себя и полагают, что быть богатым им не предначертано судьбой. Кто-то жалеет себя за то, что родилась женщиной (потому что у мужчин больше возможностей), кто-то жалеет себя за полную фигуру (потому что стройные люди получают лучшие рабочие места), кто-то оплакивает свой рост, национальность, цвет кожи, религию предков, некоторые люди жалеют себя за то, что до сих пор не вышли замуж и не женились, другие плачут из-за кольца на безымянном пальце или из-за штампа о разводе, молодые видят источник проблем в неопытности, пожилые — в своем возрасте. Как вы думаете, если человек жалеет себя из-за какого-то неважного факта и целыми днями фокусируется на нем, как будут поступать окружающие его люди? Жалеть себя — это прекрасный способ обрести многотонный якорь, который остановит вас на пути личного развития и обеспечит вечную бедность.

Жалеть себя — это самый лучший метод поиска низкооплачиваемой работы и обретения жалкого существования.

2. Жадность.

Постоянный поиск ценника с надписью «Скидка» и магазина с транспарантом «Распродажа», нежелание платить за хорошее образование своих детей (потому что вам ведь никто не помогал), стремление заставить сотрудников собственной фирмы работать как можно больше за как можно меньшие деньги — вот верные признаки того, что вторая привычка бедных людей в вас уже есть. Стремление к тотальной экономии — не признак мудрости, а индикатор того, что вы испытываете дисбаланс доходов и расходов и подходите к его разрешению с неверной стороны.

Запрограммированный на богатство человек готов платить за вещи их реальную стоимость и щедро вознаграждать труд своих помощников — и того же ожидает от других.

3. Занятие делами, которые вы ненавидите.

Катя ненавидит мыть посуду, но никто не хочет помочь ей. Иван терпеть не может гулять с собакой, но ленится построить ей вольер. Сергей Петрович приходит в бешенство от необходимости составлять квартальный отчет, но ни один из его заместителей не в состоянии это сделать. Лиза презирает работу аудитора, но только так может платить за кредит, который взяла на покупку машины прошлым летом. Все эти люди готовы к неудачам и бедности — причиной тому чувства, которые у них вызывает необходимость делать неприятные дела.

Ключ к спасению от третей привычки бедного человека — делать не то, что нужно, а то, что вызывает наибольшее удовлетворение. Только в этой области вы добьетесь великолепных результатов!

4. Измерение успеха деньгами.

Бедный человек уверен, что только обладание некой суммой денег способно принести ему радость. Лишь определенная сумма на счету в банке может даровать ему возможность почувствовать счастье благодаря дизайнерской одежде, красивому особняку, путешествиям, независимости от мужа или родителей или уходу с работы. Но практика показывает, что счастье так и не приходит.

Успешный человек мерит счастье в единицах, более значимых, чем доллары, рубли или юани. В чем именно — каждый решает для себя.

5. Трата большего количества денег, чем можно позволить.

Кредитные карты и улыбчивые сотрудники банков с радостью помогут вам оказаться в долговой яме. Ведь человек, не желающий стать успешным, не хочет понять разницу между полезным кредитом, взятым на развитие собственного бизнеса, и губительной ссудой на покупку роскошной иномарки или огромного особняка.

6. Выбор мгновенной выгоды.

Желание получить сразу и по максимуму — извечное свойство бедных людей. Они не способны понять то, что, устраиваясь на должность со средней зарплатой в солидную компанию, можно через несколько лет иметь гораздо больше, чем если обращать внимание только на то, сколько вы получите через месяц.

Готовые к неудачам студенты говорят о том, что институт только отнимает у них время, которое можно было потратить на «заколачивание барышей».

7. Хныканье.

Жизнь тяжела? Просто ужасна? Кругом дискриминация, коррупция, хамство, криминал — вам, нормальному человеку, нет дороги к успеху? Со всем этим согласится каждый потенциальный неудачник. Вакцина от этой привычки — креативность.

Находите уникальные возможности бороться с пороками внешней среды, выходите победителем из изначально невыгодной для вас ситуации!

8. Сравнение себя с другими.

Петя думает, что он лучше своих одноклассников, потому что единственный окончил восьмой класс на «отлично». Вася уверен, что он хуже всех своих друзей, потому что единственный не работает на летних каникулах. Рома презирает своего брата, потому что у того еще нет Лексуса, который вчера приобрел Роман. А Лена хочет задушить свою подружку, потому что у той больше поклонников. У всех этих людей прекрасно развита восьмая привычка неудачника — стремление сравнить себя с другими.

Подумайте, нужна ли эта привычка вам или лучше не допускать того, что внешний мир захватывает контроль над внутренним?

9. Измерение богатства деньгами.

Истинно богатые люди не только разорвали связь между счастьем и денежными знаками (избавившись от четвертой привычки бедняков), но и перечеркнули знак равенства между размером счета и понятием богатства. Настоящее богатство — это умение привлекать деньги, создавать их на пустом месте, организовывать новые виды бизнеса — и тогда вам не страшны ни налоговые с ген. прокуратурами, ни ограбления или похищенные номера кредиток.

По-настоящему успешный человек не зависит от объемов собственного мешка с золотом.

10. Изолирование себя от собственной семьи.

Великолепные неудачники получаются из тех, кто отдаляется от собственной семьи, объясняя это нежеланием ее членов поддержать их в трудную минуту, одолжить денег, понять, разделить убеждения и тому подобное. Они не понимают, что семья — это великолепный источник внутренней поддержки, к которому можно обратиться, когда во всех остальных сферах жизни больше ничего не осталось.

Только любовь близких может помочь подняться с колен, когда не остается никакой надежды — и тогда достигается истинное величие.

А что есть у вас из этих привычек и как вы с ними боретесь?

ОДОБРЕ́НИЕ , ПОХВАЛА ́ − 1. Наименование этикетной ситуации общения и соответствующего речевого жанра, когда выражается положительная оценка адресата: его качеств, поступков, лиц и предметов, входящих в его личную сферу. 2. Стандартные выражения, с помощью которых стереотипно осуществляется О., П.

О., П., как правило, исходят от старшего (по возрасту, статусу, роли) к младшему или к равному, поэтому соответствующие выражения нередко оформлены в ты-формах общения. В деловой сфере начальник одобряет подчинённого и в Вы-формах.

В центре внимания произносящего О., П. находится адресат, поэтому выражения содержат дейктические указания адресации: Вы хорошо поступили ; Ты молодец (при перформативном «я»: Я одобряю ваш поступок ).

О., П. относятся к положительно оценочным речевым интенциям и противопоставлены неодобрению, упрёку и т.п., выходящим за рамки речевого этикета.

Основные выражения О., П.: Одобряю (ваше решение, твоё поведение и т.д.); Хвалю тебя (твою находчивость, твой энтузиазм, неординарность решения и т.д.).

Выражение желания говорящего похвалить адресата является фактическим речевым действием О., П., нередко с последующим уточнением: Хочу тебя (Вас) похвалить ; Хотел
(-а) бы похвалить тебя (Вас) за это поступок
; Могу похвалить тебя (Вас) за проявленное упорство ; Не могу не похвалить тебя (Вас) за находчивость ; Ты (Вы) хорошо (правильно , разумно , великодушно , справедливо и др.) поступил (-ла, -ли); Ты (Вы) всё сделал (-и) как нельзя лучше; Ты (Вы) поступил (-ла , -ли) правильно (хорошо, разумно и мн. др.); Твой (Ваш) поступок достоин одобрения/похвалы ; Ты (Вы) молодец (умница) , хороший человек (настоящий друг и др.); Ты (Вы) находчивый человек ; Ты (Вы) поступил (-ла, -ли) находчиво ; Молодец! Умница! (к мужчине и женщине).

О., П. обстоятельств, ситуации в целом: (Это ) хорошо! ; (Это ) прекрасно (великолепно, чудесно, здóрово и т.д.)! ; Как это справедливо! ; Это так правильно! ; Лучше не бывает (не придумаешь, трудно придумать )!; Всё сложилось (так) удачно! и мн. др.

О., П. как поощрение к продолжению подобного поведения: Всегда так поступай
(-те)
; В подобных обстоятельствах (в сходной ситуации) веди (-те) себя так же (поступай (-те) так же правильно (хорошо , находчиво , разумно и т.д.); Каждый раз отвечай (-те) подобным образом и мн. др.

О. как оправдание поступка: В таких условиях ты (Вы) принял (-ла, -ли) единственно правильное решение ; В этой ситуации ты (Вы) проявил (-ла, -ли) находчивость (смекалку, разумность и т.д.); В этом случае ты (Вы) вел (-а, -ли) себя разумно (взвешенно, достойно и т.д.); Тебе (Вам) не в чем себя винить, в этих обстоятельствах ты (Вы) нашли (-шла, -шёл) правильный выход.

Основные выражения ответных реплик: Спасибо за одобрение, похвалу ; Спасибо, что одобряете мой поступок (моё поведение, решение) и т.д.; Постараюсь и дальше так поступать; Постараюсь оправдать ваше доверие ; Постараюсь вас не подвести и др.

Лит. : Акишина А.А. , Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1975, 1984; Акишина А.А. , Формановская Н.И. Этикет русского письма. М., 1986;Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. М., 2001; Балакай А.Г. Толковый словарь русского речевого этикета. М., 2004; Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983; Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М., 1982, 1987; Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1982, 1984; Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 2002, 2004; Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. М., 2002.

Н.И. Формановская

ОККАЗИОНАЛИ́ЗМЫ (от лат. occasionālis − ‘случайный’) − речевые единицы, создаваемые под влиянием контекста или речевой ситуации для уточнения смысла, для выражения экспрессии, часто комического или иронического характера, и традиционно относимые за пределы литературной лексики.

О. активно исследуются отечественными языковедами с середины ХХ в. (В.В. Виноградов, И.И. Смирницкий, Е.А. Земская, В.П. Изотов, Л.П. Крысин, В.В. Лопатин, А.Г. Лыков, И.С. Улуханов, Э.И. Ханпира, Н.М. Шанский, Н.А. Янко-Триницкая и др.). В лингвистике сложились две основополагающие концепции понимания О. С точки зрения первой концепции (В.В. Лопатин, А.Г. Лыков, Н.А. Янко-Триницкая), в состав О. включаются все одноразовые слова, создаваемые в речи в определённой ситуации и с определённой задачей, независимо от того, образованы они по имеющимся в языке моделям (как потенциальные слова, напр.: отстрельный Профессия адвоката становится отстрельной (Аргументы Неделi. 2009. № 4)) или с их нарушением (как индивидуально-авторские образования, напр.: зооАД . Нужно ли жалеть зверей в зоопарке? (АиФ. 2008. № 21)).

Согласно другой концепции (Е.А. Земская, Э.И. Ханпира, Р.Ю. Намитокова), О. признают индивидуально-авторские новообразования, противопоставляя окказиональные слова потенциальным словам. «Слова потенциальные создаются по наиболее продуктивным типам, заполняя пустые клетки словообразовательных парадигм, т.е. они реализуют действие законов словообразования. <…> Окказионализмы – нарушители законов (правил) общеязыкового словообразования. Они используют бездействующие, мертвые аффиксы или «не те» основы (ср. обычные слова пошлятина, серятина и окказионализм брошюрятина ») [Земская 1992: 180]. Иными словами, О. создаются посредством намеренного, осознанного нарушения правил языка с целью привлечь внимание к игре с формой и смыслом речи. Эта игра, что очень важно, ориентирована на адресата и должна быть понятна ему. Именно вторая концепция считается в настоящее время наиболее распространённой. Приведём контексты, содержащие индивидуально-авторские О.: АиФигенное шоу! «Аргументы и факты» отметили День города в центре Москвы (АиФ. 2008. № 37); Пока ВАНКУВЕРкаемся (АиФ. 2010. № 7) и мн. др.

Л.Г. Лыковым была разработана система признаков О.: принадлежность к речи, ненормативность, творимость (невоспроизводимость), словообразовательная производность, функциональная одноразовость, зависимость от контекста, экспрессивность, номинативная факультативность, синхронно-диахронная диффузность, новизна, индивидуальная принадлежность.

Отечественными лингвистами (Е.А. Земской, В.П. Изотовым, Н.А. Николиной, И.С. Улухановым, В.В. Панюшкиным и др.) описаны специфичные для порождения О. способы и приёмы. Так, Е.А. Земская выделяет: междусловное наложение (каламбурильщики – каламбур + бурильщики), контаминацию (компью-терроризация – компьютер + терроризация), слияние («Самсебяиздат »), образования по конкретному образцу (крикаин , ср. с новокаин ), построение слов с вымышленными корнями (пумпляндия ), использование начальных согласных (гнеобычные гновости о гномах ), «словообразовательный куст» (Злодислав Злодиевский , Злодеюга , Злодеюрка , Злодеёчек и др.), высвобождение аффиксов и других частей слова (Ларингологи, невропатологи и прочие ологи ), использование аффиксов в качестве базовых основ (Приём «измизации» ), каламбурные и паронимические игры со словом (Что же вы сегодня не пивучий – мало чая пьёте ).

Список способов и приёмов создания О., выделенных в настоящее время, нельзя считать окончательным, сегодня практически в каждой газете имеют место О., выполняющие роль мощного средства художественной выразительности и языковой игры.

Намеренное использование О. в вышеозначенных целях есть риторический приём (приём речевой выразительности), т.к. является прагматически оправданным отклонением от лексической нормы. Такое отклонение от нормы может быть связано 1) с созданием нового, окказионального слова (О. словообразовательного типа) или 2) с созданием нового, окказионального значения слова, присутствующего в узусе (О. семантического типа). Напр.: <…> Всеобщая погонофобия конца 80-х годов представляется мне неизбежной. В ней были заинтересованы слишком многие: и внутри страны, и за рубежом (ЛГ. 2004. № 7); «Отомстим за Пал Палыча» – с такими словами бросились вперёд футболисты клуба «Ильинка», президентом и главным бомбардиром которого является Павел Бородин. <…> Короче говоря, объединённая команда «Интерросса» и «Комсомольской правды» в этом бородинском сражении отбивалась практически одними «золотыми перьями» – силами журналистов нашей газеты (КП. 29.01.2001).

В современной газетной публицистике О. выполняют прежде всего экспрессивно-оценочную функцию: А ещё люди в погонах должны воевать в Чечне с сепаратистами, порождёнными не кем-нибудь, а тогдашними кремлевскими геопаралитиками (ЛГ. 2004. № 7); Берёза – дерево эпохи городских люмпенов и оторвавшейся от родных корней образованной черни, которую можно назвать люмпеллигенцией (ЛГ. 4.01.1991); функцию рекламно-номинативную: ТелевЕдение (ЛГ. 2005. № 25, название рубрики), а также функцию развлекательную: Предсказамус 2001 г. Экономический прогноз «МК» на новый год (МК. 22.02 01.03.2001, заголовок); Кандидат неук Деятель халтуры Мультикоалиционные фильмы Достопримелькавшаяся личность Сю-сюреализм Болееилименееутоляющее средство Застёгнутые врасплох Душевноблатной Густобрех Срамодовольство Словопохотливый Подмазанник божий Кривотёлки (ЛГ. 2002. №10).

В таком малоформатном жанре, как анекдот, комический эффект может достигаться намеренным использованием просторечий, выполняющих роль, аналогичную О.: Стройбат. Прапорщик: – Сегодня мы будем носить люминёвые трубы. Рабинович из строя: – Не люминёвые, а алюминиевые! – А самый умный Рабинович будет носить чугунёвые трубы! (ТД. 2001. № 16).

Лит. : Бабенко Н.Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ. Калининград, 1997; Бельчиков Ю.А. Окказионализмы // Культура русской речи: Винокур Г.О. Маяковский – новатор языка // Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991; Земская Е.А. Изотов В.В. , Панюшкин В.В. Неузуальные способы словообразования. Орёл, 1997; Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003; Лыков А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово). М., 1976; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д, 2010; Намитокова Р.Ю. Авторские неологизмы: Словообразовательный аспект. Ростов н/Д, 1986; Попова Т.В. , Рацибурская Л.В. , Гугунава Д.В. Неология и неография современного русского языка: учеб. пособие. М., 2005;Хан-Пира Э.И. Окказиональные элементы в современной речи // Стилистические исследования. М., 1972.

И.В. Евсеева, А.П. Сковородников

ОККАЗИОНА́ЛЬНОЕ СЛОВОТВО́РЧЕСТВО КАК СРЕ́ДСТВО ВЫРАЗИ́ТЕЛЬНОСТИ. Окказионализмы (или окказиональные слова) обладают повышенной выразительностью в силу своей необычности на фоне канонических, нормативных образований. Как отмечает Е.А. Земская, производные слова, не зафиксированные словарями и грамматиками, часто могут оцениваться как средство выразительности, как стилистический приём. Этим признаётся право пишущего или говорящего на словотворчество [Земская 2000].

Под выразительными средствами языка принято понимать такие морфологические, синтаксические и словообразовательные формы языка, которые служат для эмоционального или логического усиления речи, а под выразительностью – оригинальность, неповторимость, неожиданность, что раскрывает креативные способности человека, т.е. потребности в творчестве. К средствам языковой выразительности можно отнести окказионализмы, представляющие собой творческие новообразования, созданные по неузуальным языковым моделям и направленные на намеренное, осознанное нарушение правил языка с целью привлечь внимание к речи как игре с формой и смыслом.

В настоящее время публицистические тексты пестрят окказионализмами, привлекающими внимание читателей. Журналисты стремятся использовать всевозможные языковые и внеязыковые средства, обладающие ярко выраженной экспрессией. Экспрессивным считается то, что нарушает привычные нормы словопроизводства, стилистики, лексической сочетаемости, композиционного построения и поэтому обращает на себя внимание. Языковое творчество современных публицистов, артистов сатирического жанра, да и просто людей, тонко чувствующих язык, свидетельствует о том, что возможности языковой системы значительно шире литературной нормы.

Сознательное использование автором им самим придуманных слов должно быть содержательно, эстетически значимо и экспрессивно: «Ценность словотворчества, как и использование всякого формального приёма, определяется уместностью его применения, соответствием художественному заданию и целостности произведения» [Земская 1992: 184]. Напр.: Про(и)зрачная комиссия (АиФ-Черноземье. 2002. № 8); ОБРУЧённая на успех в художественной гимнастике! (АиФ. 2011. № 22) и др.

Несмотря на то что подобные образования не создают речевую базу, а находятся на её периферии, сама возможность их появления в речи отражает специфический характер лексико-словообразовательной системы. Создание новых ярких, запоминающихся слов, часто с намеренным нарушением языковой нормы, становится явлением достаточно широким и активным, поэтому желательно не только обращать внимание учащихся школ, студентов на окказиональное словотворчество, но и учить их созданию индивидуальных новообразований, что будет способствовать развитию коммуникативных навыков и повысит интерес к русскому языку как учебной дисциплине.

Лит. : Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие. М., 2001; Земская Е.А. Введение // Русский язык конца ХХ столетия (1985–1995). М., 2000; Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992; Ипполитова Н.А. , Князева О.Ю. , Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. М., 2006; Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003; Маслова В.А. Лингвистический анализ экспрессивности художественного текста. Мн., 1997; Намитокова Р.Ю. Авторские новообразования: словообразовательный аспект. Ростов н/Д, 1986; Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 1999; Ханпира Э.И. Окказиональные элементы в современной речи // Стилистические исследования. М., 1972; Штайн К.Э. Язык. Поэзия. Гармония: монография. Ставрополь, 1989.

И.В. Евсеева

ОКСЮ́МОРОН (ОКСИ́МОРОН) (от др.-греч. όξύμωρον − ‘остроглупое’), – в традиционном понимании – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух противоречащих друг другу по смыслу слов, связанных определительными отношениями. В О. в результате соединения несовместимых с логической точки зрения понятий рождается новое сложное понятие или представление, призванное передать противоречивость и/или сложную природу объекта изображения. Напр.: Живой труп (название пьесы Л.Н. Толстого); Тишина стоит из века в век – синяя, громовая , густая (Ю. Кузнецов); Одно слово – Сибирь: богатая бедность , широкая узость , ликующая неприютность (В. Распутин); Худосочный богатырь подведёт под монастырь (АиФ. 2000. № 41).

Основной грамматической конструкцией (моделью) О. является словосочетание из стержневого слова – имени существительного и зависимого от него имени прилагательного (примеры см. выше), но достаточно употребительны и другие модели, напр., стержневое имя существительное + управляемое имя существительное: Я весь – исчадие добра , / В душе лишь радужные краски (ЛГ. 2007. № 16); слово категории состояния + инфинитив: Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнажённой (А. Ахматова) и др. (подробнее см. [Культура русской речи… 2003: 386–388]). Принцип оксюморонной сочетаемости распространяется, с одной стороны, на предикативные сочетания слов: Воистину этот мертвец более живой , чем тысячи и тысячи людей, проходящих по земле, как тени, которые только кажутся живыми! (Д. Мережковский), с другой стороны, на сочетания корневых элементов сложносоставных слов: Она – бесовско-ангельская рожица / Со мной всегда держалась недотрожисто <…> (Е. Евтушенко).

В публицистике О. часто используется в эмоционально-оценочной функции (преимущественно иронического или сатирического содержания), напр.: О ЕГЭ, как о покойнике, или ничего, или совсем ничего. Потому что сей неугомонный мертвец – всё ещё «как бы жив» (ЛГ. 2007. № 29); Он пригласил своего адвоката Клавдию Синицыну, женщину мужского рода (ЛГ. 2003. № 26).

С точки зрения теории Риторического приёма (см.), О. можно определить как разновидность Паралогических риторических приёмов (см.), поскольку он представляет собой намеренное и прагматически (прежде всего – стилистически) значимое отклонение от логического закона непротиворечия.

Лит. : Береговская Э.М. Очерки по экспрессивному синтаксису. М., 2004; Егорченко О.Н. Стилистические фигуры контраста в современном русском литературном языке: семантико-структурно-функциональная характеристика: КД. Абакан, 2006; Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): учеб. пособие. М., 1999; Культура русской речи : Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003; Курегян Г.Г. Лингвопрагматический статус оксюморона: на материале русского языка: КД. Пятигорск, 2007; Павлович Н.В. Семантика оксюморона // Лингвистика и поэтика. М., 1979; Щербаков А.В. Оксюморон // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Вестник российской риторической ассоциации / Краснояр. гос. ун-т. Вып. 1 (8). Красноярск, 1999.

А.П. Сковородников


Похожая информация.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!