Окончания существительных после шипящих и ц. Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных

Цели:

  1. Учить правильному написанию гласных О и Е в окончаниях существительных творительного падежа после шипящих и Ц.
  2. Развивать умение наблюдать, сравнивать и делать выводы. Обогащать словарный запас учащихся.
  3. Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

  • карточки с согласными буквами щ, ш, ж, ч, ц,
  • карточки с заданием для работы в паре и группе,
  • таблица "Алгоритм правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц",
  • сигнальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня на уроке предстоит большая и серьезная работа. Я хочу пожелать удачи. Возьмите за руки ребят, с которыми будете работать в группе, пожелайте успеха друг другу.

2. Актуализация знаний

Учитель. Какое слово рассыпалось? А, Ж, И, П, Е, Д

Дети. Падежи

У. Соедините стрелочками названия падежей и падежные вопросы

(карточки у каждого учащегося)

  • Именительный (Кого? Чего?)
  • Родительный (О ком? О чем?)
  • Дательный (Кого? Что?)
  • Винительный (Кто? Что?)
  • Творительный (Кому? Чему?)
  • Предложный (Кем? Чем?)

У. Что вы можете сказать о буквах?

На доске буквы: ш, щ, ж, ч, ц.

Д. Это согласные.

У. Какая буква лишняя?

Д. Буква Ц, остальные буквы шипящие.

У. Отодвинем букву Ц. На какие группы можно разделить оставшиеся буквы?

Д. Парные – непарные согласные, только твердые – только мягкие согласные.

У. Почему эти буквы пришли к нам на урок, мы узнаем чуть позже.

Прочитайте предложение, объясните орфограммы.

За рощ\о,е\й был широкий пруд с чистой водиц\о,е\й.

Д. Орфограммы: за – предлог, пишется отдельно. Широкий – сочетание ши пишем с буквой – и. Пруд – парный согласный в корне слова \ пруды\. С чистой – с – предлог – пишем отдельно, чистой – безударная гласная в окончании – ой \ какой?\. В словах рощей, водицей – орфограмма неизвестна.

3. Формулирование темы и цели урока

У. Назовите, в какой части слова орфограмма.

Д. Орфограмма в окончании существительных в творительном падеже, после основы, оканчивающейся на шипящий и Ц.

У. Определите цель нашего урока.

Д. Научиться правильно писать гласные О и Е в окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих и Ц.

4. Работа в парах

На карточках записаны слова:

Задачей, моржом, ландышем, лещом, птицей, калачом, борцом, сторожем.

Задание:

а) определите падеж имен существительных,
б) выделите основу и окончания слов,
в) определите, какой согласный стоит на конце основы;
г) поставьте ударение.
д) Что можете сказать о написании окончаний имен существительных?
е) Сделайте вывод.

Д. В окончаниях имен существительных в творительном падеже после шипящих и Ц в ударном положении пишется О, безударном – Е.

У. Сравните этот вывод с правилом в учебнике. Молодцы, вы как ученые сделали сегодня открытие. Объясните, какие гласные напишем в нашем предложении.

За рощей был широкий пруд с чистой водицей.

Д. За рощей, с водицей – существительные в творительном падеже, окончания в безударном положении, напишем в окончании – Е.

5. Составление алгоритма

Итак, составим алгоритм правописания О и Е в окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих и Ц:

  • прочитать слово;
  • поставить ударение;
  • определить окончание:

Физминутка: игра «Кто внимательный»

Мы гуляли рощей,
Мы гуляли речкой.
Побежали за зайцем,
Не догнали, конечно.
Побежали за птицей.
Улетела родная.
Помахала крылом нам,
Свою песнь напевая.

Назовите из текста физминутки слова на изученное правило.

Какую гласную напишем в окончаниях?

6. Самостоятельная работа

Прочитайте на доске словосочетания:

Наблюдаю за еж…м, любуюсь живц…м, гоняться за зайц…м, назвали Сердц…м, пользоваться душ…м.

У. Какие слова непонятны?

Д. Назвали Сердцем, любуюсь живцом.

У. Прочитайте объяснение с обратной стороны карточки.

Д. Сердце – высокогорное озеро на склоне хребта Хамар – Дабан в нашей республике Бурятии. По своему очертанию, если смотреть сверху, оно напоминает форму сердца. Это одно из любимых туристских мест.

Живцом называют в Бурятии родник. Вода здесь бьет ключом.

Задание:

а) Запишите словосочетания в два столбика по гласной в окончании:

б) Составьте и запишите предложение с одним словосочетанием.

Один учащийся распределяет карточки со словосочетаниями в два столбика на доске. Проверка с помощью сигнальных карточек.

7. Групповая работа

У. Сейчас приготовьтесь работать в группах.

Задание: Разгадать кроссворд, вписав слова в творительном падеже.

По горизонтали:

1. Вихрь, поднимающий столбом воду, песок.

2. Бельевое изделие в виде отреза ткани для вытирания.

3. Дом для временного проживания приезжающих с обслуживанием.

По вертикали:

4. Приспособление для обливания мелкими струйками воды.

5. Палочка из воска с фитилем внутри для освещения.

6. Медицинское учреждение для длительного лечения.

Ответы: по горизонтали 1-смерчем, 2-полотенцем,3-гостиницей. По вертикали: 4-душем, 5-свечой, 6-больницей

8. Итог урока. Рефлексия деятельности учащихся.

Почему буквы щ, ш, ж, ч, ц пришли к нам на урок?

Что нового узнали на уроке? Что интересного?

Где мы можем применить полученные знания?

Тема:Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и
Ц.3 класс.
Цели урока: создать условия для знакомства с орфограммой «Буквы о/е после шипящих и
ц в окончаниях существительных», для отработки правописания слов с данной
орфограммой.
Ход урока
I. Организационный момент
Настрой на работу.
– Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Надеюсь, что урок пройдет
интересно и увлекательно.
II. Чистописание.
Ж ш щ ч
Пшеница
– Что объединяет буквы? (Это шипящие)
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
На интерактивной доске записаны слова (буквы о, е закрыты смайликом):
(Слайд 1) Приложение
уу
уу
свеч…й – т ч…й
карандаш…м – д ш…м
борц…м – п льц…м
огурц…м – з йц…м
ау
ау
– Прочитайте слова.
– Какие буквы пропущены?
– Почему задание вызвало затруднения? (Недостаточно знаний)
– Назовите тему урока. (Дети в учебнике находят тему.)
– К какому блоку относится урок? (К блоку «Правописание»)
– Какую главную цель мы ставим на уроках блока «Правописание»? (Я хочу научиться
писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу
быть культурным человеком.)

– Скажите, какие учебные задачи вы будете решать на уроке? Чему учиться на уроке?
(Дети формулируют задачи, пользуясь заданиями к упражнениям в учебнике.)
(1. Мы будем учиться обозначать звук (о) после шипящих и ц в окончаниях имён
существительных. 2. Познакомимся с новым правилом. 3. Будем работать в парах. 4.
Узнаем, почему сердце получило такое название. и т. д.)
IV. Актуализация знаний.
1. – Что мы знаем об имени существительном?
Игра «Пересадки»
2. – Что общего в словах каждого столбика?
уу
свеч..й – т ч…й
карандаш…м – д ш…м
борц…м – п льц…м
огурц…м – з йц…м
ау
ау
уу
(Шипящие и ц, в первом – окончание ударное, во втором – безударное)
– Сможем мы теперь вставить пропущенные буквы? (Нет. Недостаточно знаний.)
V. Первичное восприятие и усвоение новых знаний.
1. – Какой звук вы слышите после шипящих?
(Ластиком стереть смайлики.)
оу
свеч й – т чей
уу
карандаш м – д шем
борц м – п льцем
огурц м – з йцем

уу
оу
ау
ау
оу
оу
– А какими буквами он обозначен в словах?
– Какой вывод можете сделать? От чего же зависит правописание о – е в окончании имен
существительных?
– Сравните с правилом в учебнике.
– Когда в окончаниях имён существительных после шипящих и ц пишется буква о, когда е?
VI. Первичная проверка понимания.
Первичное усвоение правила
– Итак, ребята, мы с вами познакомились с новым правилом. А сейчас пользуясь
учебником, составим алгоритм правописания О и Е в окончаниях существительных после
шипящих и Ц «Исключи ошибку».

1. Составление алгоритма (Слайд 2)
«Исключи ошибку»
1. Подчеркни шипящий или ц.
2. Поставь ударение.
3. Напиши слово орфографически правильно.
2. Интерактивное средство – «Сортировка» 11 чел. (Слайд 3)
Дети перемещают таблички в соответствующие колонки
3. ИС «Сортировка вихрей – текст» (Слайд 4)
Имеется два «водоворота­вихря» с конкретными названиями, под ними – в случайном
порядке слова. Необходимо «утопить» все эти картинки в «своем» водовороте.
VII. Первичное закрепление, применение введенного правила.
1. Упражнение 1. Выполняется письменно фронтально. Работающие у доски учащиеся
при записи слов формулируют отрабатываемое правило.
Кирпич…м, сердц…м, лапш…й, пшениц…й, учениц…й, овц…й, певиц…й, умниц…й,
крыш…й, нож…м, плющ…м, кольц…м, конц…м.
2. Упражнение 2. Выполняется (устно) фронтально с подробным обоснованием выбора
буквы.
VIII. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.
1. Упражнение 3 – орфографический тренинг написания слов с орфограммой «Буквы о/е
после шипящих и ц в окончаниях существительных» Выполняется письменно в парах.
(Слайд 5)Одна пара работает у доски. После выполнения задания – сравнение с эталоном.
Анализ ошибок.
Рубрика «Путешествие в прошлое» – знакомство с историей слова сердце.
2. Самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь). Программа
«Отличник». Работа на ноутбуках.
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
(Задания по выбору)
Упражнение 2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Упражнение 4. Запиши слова в два столбика в зависимости от места орфограммы в слове
(орфограмма в окончании и в корне).
Образец записи:
шёпотом –
шептать
шорохом
шёрсткой – шерсть
жёлудем –
желудей
крыжовником
Мечом
плащом
циркачом
ежом
чертежо
м
свечой
X. Рефлексия деятельности.
– Итак, ребята, наш урок подходит к концу, для итога урока мы воспользуемся методикой
незаконченного предложения.
 Я узнал…
 Я научился…
 Теперь я могу…
 Я понял…
 Мне было интересно…
 Мне было трудно…
 Теперь я умею…
Литература:
1. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 2­х ч. Ч. 1, –
М.: Вентана­Граф, 2012.
2. Русский язык: комментарии к урокам, 3 класс, С.В.
Иванов,

Тема: Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён

существительных. (Слайд 1)

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель: формирование понятия о правописании О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.

Цели урока:

обосновать выбор гласных о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных;

формировать умение применения орфограммы на практике;

развивать навыки работы с текстом, развивать интерес к познавательной деятельности;

способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы, развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;

воспитывать чувство товарищества, чувство уважения к одноклассникам, воспитывать аккуратность в выполнении письменных работ;

содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка;

способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся.

Метапредметные:

Личностные УУД:

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

_ уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Уметь высказывать предположение на основе работы с материалом учебника;

Уметь работать по коллективно - составленному плану;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других;

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные УУД:

_ уметь использовать в речи речевые единицы;

Уметь сравнивать разные формы имён существительных, делать выводы на основе наблюдений за изменением формы слова;

Знать правописание окончаний имён существительных при их изменении по падежам

Ход урока

Организационный момент (приветствие).

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна еще прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

И пусть наш урок пройдет под девизом:

Не говори: « Не умею»,

А говори: «Научусь!» (СЛАЙД 2)

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Начнем наш урок.

(Слайд 3)

II. Минутка чистописания.

Я тетрадочку открою.

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

У: Открываем тетради. Пишем число, классная работа.

1. Чистописание.

Перед вами буквы: Ж, Ш, Ч, Ц, Щ. Чистописание.

У. Прочитайте буквы. Что общего у этих букв? Какая буква “лишняя” в этом ряду, по какому признаку?

Д. Буква Ж, т.к. обозначает звонкий согласный звук (ж), остальные- глухие звуки.

- В слабой позиции буква Ж может обозначат и глухой согласный звук (ш).

- В данном ряду может быть “лишней” буква Ц, т.к. все остальные буквы обозначают все шипящие звуки.

Рассматриваются все варианты, предложенные детьми. Учитель останавливается на варианте, что Ш, Ж,Ч, Щ - шипящие, а Ц нет. СЛАЙД.

Ш, Ж, Ч, Щ- шипящие.

2.Введение в тему урока.

СЛАЙД:4

Лапш..й

неуч…м

нож…м

свинц…м

рощ..й

Прочитайте слова (по цепочке)

Посмотрите внимательно. Слова какой части речи перед нами?

Можем ли мы определить, какие буквы пропущены?

Почему мы не можем точно назвать пропущенные буквы? (не хватает знаний)

Сформулируйте тему урока.

Попробуем назвать цель нашего урока.

Сегодня с вами вместе будем открывать новые для нас законы языка.

Но какие? Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования? Мы должны, ребята, будем открыть закон написания букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. Это и есть тема нашего урока СЛАЙД 5

Но мало открыть закон, надо научиться правильно использовать его, т.е. грамотно писать.

Итак, ИССЛЕДОВАТЕЛИ - ВПЕРЁД!

3.Актуализация знаний.

Поиск решений.

Я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е.

У вас на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет нам идти правильным путем.

СЛАЙД 6

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР

Прочитайте пары слов.

Поставьте знак ударения в каждом слове.

Выделите окончание.

Выделите основу. Обратите внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.

Свечой - тучей

Карандашом - душем

Ужом - пейзажем

Борцом - пальцем

Плащом - товарищем

Огурцом - зайцем

Запишите вывод на карточке - правило.

Слайд 7

Карточка-правило

В окончаниях имён существительных после букв __________________________ под ударением пишем ___, без ударения ______.

ЧИТАЕМ ПРАВИЛО НА КАРТОЧКАХ

- Итак, ребята, мы с вами познакомились с новым правилом. Составим алгоритм правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц и назовем алгоритм под названием «Исключи ошибку».

Итак, какое действие мы должны выполнить первым? (подчеркнуть шипящий и ц)

Вторым? (поставить ударение)

Третье наше действие? (вспомнить правило)

Составление алгоритма (Слайд8)

СЛАЙД 9

4. Первичное усвоение новых знаний.

А теперь вернемся к нашим словам

Лапш..й

неуч…м

нож…м

свинц…м

рощ..й

Применим алгоритм и вставим пропущенные буквы. (ПРОГОВАРИВАЮТ)

Физминутка. Слайд 10

5. Первичная проверка понимания .

К доске приглашаю двоих ребят.

Перед вами слова с пропущенными буквами. 1- прикрепляет слова в столбик с названием О, 2 - Е.

Мяч..м птенц..м врач..м пшениц…й учениц…й ландыш..м

Все остальные работают со мной. У вас на столах карточки с буквами О и Е. Я показываю вам слово с пропущенной буквой, а вы поднимаете нужную нам букву.

Кирпич…м сердц…м певиц…й умниц…й кольц…м конц…м

Если ошиблись, проговорить правило.

Проверяем у доски. Правило.

6. Первичное закрепление. (Выдаются карточки каждому ученику)

о

е

пляж..м

рощ…й

плеч..м

синиц…й

невеж…й

7. Д / з.

8. Рефлексия деятельности .

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу, для итога урока мы воспользуемся методикой незаконченного предложения.

Я узнал…

Я научился…

Теперь я могу…

Я понял…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Теперь я умею…

Учитель: Кудрявцева Л.В.

Предмет: русский язык

Тема урока: ц в окончаниях имён существительных. Тип урока: Изучение нового материала. Цель урока: формирование у учащихся понятия о правописании букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Задачи урока: предметные: ознакомление с правиломправописаниягласных О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц, овладение умением правильно писать О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц и графически обозначать условия выбора правильных написаний; метапредметные : овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения; личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, формирование умения общаться через работу в группе. Оборудование : мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер, презентация, учебник русского языка для 5 класса/ Ладыженской Т.А. и др, рабочие листы с материалами к уроку.

I. Организационный момент. (слайд 2) Картина Репина Д.П. «Весна»

Здравствуйте, ребята.– С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Какие чувства вызвала у вас картина Д.П. Репина «Весна»? Какие краски использовал художник, чтобы передать радостное настроение? - А теперь улыбнитесь, подарите свою улыбку тому, кто рядом с вами. Приступим к работе. Вперёд за новыми знаниями!

II. Постановка проблемы. Определение целей и задач урока.

Цель этапа : - содействовать развитию умений формулировать тему, проблему, ставить цели, планировать свою деятельность на личностно-деятельностном уровне.

Ребята, прочитайте стихотворение. (слайд 3)

Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малыше й
Улыбаться до уше й? Юнна Мориц Весна

О каком луче говорит Юнна Мориц в своём стихотворении?

Определите, каким настроением проникнуто следующее стихотворение?

Что с нею? Что с моей душо й?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка!
С ним журчит,
Летает в небе с ней! Евгений Баратынский

Ребята, как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом стихотворении? По каким признакам вы догадались об этом?
- А теперь обратим внимание на слова с выделенными орфограммами. (Малышей, ушей, душой)
- Какой частью речи они являются?
- В какой части слова выделены буквы О и Е?
- После каких согласных стоят эти буквы?

Вывод: Все слова имена существительные, орфограмма в окончании перед Ш, но буквы пишутся разные.

Проблемный вопрос: Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?

Хотелось бы получить вам ответ на этот вопрос? Какова тема нашего урока? - Откройте тетради, запишите число и тему урока, а я запишу её на доске (Правописание О и Е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных).

Тема урока известна, есть проблема, а что же нужно сделать, чтобы к концу урока мы с вами вместе смогли ответить на этот вопрос? - Ребята, давайте сформулируем цель нашего урока. А для этого позовём на помощь слова помощники: познакомиться…научиться правильно …(дети говорят) - познакомиться с правилом о написании О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных - научиться писать слова с данной орфограммой - соотнести это правило с орфограммой О-Ё после шипящих в других морфемах.

III. Актуализация знаний.

Цель этапа : Актуализировать знания путём создания «ситуации успеха», активизировать умственную деятельность

Итак, ребята, внимательно прочитайте еще раз формулировку темы нашего урока. (Тема на доске) - Как вы думаете, какие уже полученные ранее знания помогут вам в изучении данной орфограммы? Выделите ключевые слова в формулировке темы урока. (имя существительное, окончание, шипящие) - Дайте определение данным понятиям. (Надо вспомнить определение имени существительного как части речи; какую морфему мы называем окончанием, какие звуки речи являются шипящими и назвать их)

– Снова обратимся к стихам. Найдите в первых двух строчках (Это чей пушистый луч /Так щекочет из-за туч) существительные. Докажите свой выбор. - Какую морфему слова мы называем окончанием?
- Укажите окончание в словах. Докажите, что названная вами морфема является окончанием. (Ученик склоняет слова)
- И последнее, какие звуки мы называем шипящими? Назовите их. ([Ж], [Ш], [Ч], [Щ). - Молодцы, ребята. Мы готовы к изучению новой темы?

III. Разъяснение нового материала.

Цель этапа: -вызвать интерес к изучению темы

Учить сравнивать слова с однотипными орфограммами

Повторить тему «О-Ё в корне имён существительных после шипящих»

Употребим слова луч и туч в творительном падеже в единственном числе (лучом, тучей) Можете ли вы объяснить, какие гласные надо написать в окончании? - Посмотрите внимательно на слова малышей, ушей, душой. (буквы пишутся разные). Что же является условием выбора орфограммы?

Организация наблюдения. Работа с карточками по группам

Цель этапа: - содействовать развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

У вас на столе лежит рабочий лист. Найдите 1 задание. Это карточка-информатор. Выполните задание. Работа в группах

1 задание Карточка-информатор

    Прочитай слово.

    Поставь знак ударения.

    Выдели окончание.

    Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.

    Сделай вывод.

Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?!


- Значит, под ударением пишется о, без ударения е?
- Давайте познакомимся с правилом написания О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных. (Обращение к теоретическому материалу на с.76.)

Цель: - познакомиться с правилом написания О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Обратимся за разъяснением к учебнику (с.76). Проведём наблюдение над словами, записанными в столбиках. - Прочитайте правило. Это орфограмма.

Запишите правило кратко в карточке (задание 2)

2 задание Карточка – правило:

В окончаниях существительных после________________

под ударением пишем ___, без ударения _____.

Технология изучения нового материала «Оратор». (за 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение данной темы просто необходимо, ответьте на вопрос: Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?

Назовите условие выбора написания буквы О после шипящих и ц в окончаниях существительных (ударение).
- Назовите условие выбора написания буквы Е после шипящих и ц в окончаниях существительных (безударная позиция).
- Как графически на письме обозначается орфограмма?

Работа в парах. Составление схемы. Запись в тетради и на доске (слайд 4)

Для того чтобы в дальнейшем не возникло трудностей при работе с данной орфограммой, мы составим памятку.

Задание 3 Карточка-памятка
- Впишем условия выбора орфограммы в приготовленную памятку. Итак, с чего начнем?

1) часть речи -____________________ (сущ.)
2) морфема -__________________ (окончание)
3) после шипящих и ц под ударением _____ (О) без ударения _____ (Е)

Проверим, как работает алгоритм, сможем ли мы им пользоваться. (объясняют написание слов, пользуясь памяткой.

Птицей, чёрный, грачом (пишут на доске и в тетради)

Итак, после шипящих и ц в окончаниях существительных действительно под ударением пишется О, без ударения – Е. В корне слова после шипящей под ударением пишется ё, а не о (исключение…..)

- Какая цель нашего урока сейчас выполнена?

(изучили правило о написании букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; соотнесли это правило с орфограммой О-Ё после шипящих в корне слова).

Так теперь, ребята, вы можете объяснить, какие гласные надо написать в окончаниях слов лучом и тучей ?

Физкультминутка. (слайд 5) - Молодцы, ребята. Чтобы вы немного отдохнули, сил набрались, я приглашаю вас на весеннюю разминку. (солнышко лучистое)

IV. Усвоение нового материала.

Цель этапа: формировать умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой.

- Выполним упражнение №557на доске и в тетрадях(написать не все слова)

V. Выработка умений и навыков. (слайд 6)

Цель этапа:закрепить умение пользования памяткой.- научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой - научиться графически обозначать орфограмму

Работают по вариантам (6 вариантов, проверить на интерактивной доске)

VI. Закрепление полученных знаний на практике. (слайд 7)

Цель этапа: - закрепить полученную информацию

Вспомнить цели урока, осознать их достижение или недостижение.

Оценить собственную деятельность; Для учителя: зафиксировать неразрешённые затруднения, если они есть, как направление будущей работы

Задание 4 Задание личностно-ориентированного характера. - А теперь у нас с вами следующий вид работы. На рабочем листе напечатаны три задания. Каждый из вас выберет одно задание, с которым будет работать. Послушайте внимательно инструкцию.

Если вы считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1. Если вы усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2. Если вы уверенно чувствуете себя, хорошо усвоили тему урока и хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3.

- Давайте ознакомимся с заданиями.

Какой цели урока мы добьёмся, если выполним это задание? (Научимся правильно писать слова с изучаемой орфограммой; научимся графически обозначать орфограмму, объяснять правописание букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных).

Подумайте, как вы усвоили материал урока, определитесь в выборе задания и приступайте к его выполнению.

С врач…м, перед колодц…м, за рубеж..м, за туч...й, с мудрец…м.

С врач…м, перед колодц…м, ж…лтый, за рубеж..м, с мудрец…м, за туч...й, с пч..лкой.

(слайды 8,9,10) - Давайте проверим правильность выполнения заданий. Кто выполнил работу правильно, поднимите руки. Оцените свою работу.

VII. Инструкция домашнего задания.

- Итак, ребята, как вы думаете, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? (ответы детей)

Домашнее задание: п. 99, правило стр. 76, упр.555.Давайте посмотрим задание. Озвучим план ваших действий по его выполнению.

Задание творческого характера: сочинить сказку о правописании гласных о и е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных или несколько предложений на тему Весна», используя слова с изученной орфограммой. (по выбору)

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

- Подведем итоги сегодняшнего урока.Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?

Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?

Обратимся ещё раз к вашему настроению. Изменилось ли оно?

(слайд 11)

Приложение

    задание Карточка-информатор

1.Прочитай слово. 2.Поставь знак ударения. 3.Выдели окончание. 4.Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву. 5.Сделай вывод.

Ландышем, задачей, плащом, товарищем, лучом, карандашом.

Задание 3 Карточка-памятка

1) часть речи___________________
2) морфема __________________
3) после шипящих и Ц под ударением ____ без ударения ____

Задание 4 Самостоятельная работа

Вариант № 1. О или Е? Спишите, обозначьте орфограмму «О –Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц».

Вариант № 2. О или Е? Запишите в два столбика слова, в первый – с буквой О в окончании, во второй – с буквой Е. Обозначьте орфограмму.

С врач…м, перед колодц…м, за рубеж..м, за туч...й, с мудрец…м. _________

Вариант № 3. О или Е? Запишите в два столбика слова, в первый – с буквой О в окончании, во второй – с буквой Е в окончании. Обозначьте орфограмму. Если есть «лишние» слова, запишите их в 3 столбик.

С врач…м, перед колодц…м, ж…лтый, за рубеж..м, с мудрец…м, за туч...й, с пч..лкой. _________

Мудрец…м, меж…й, морж..м, репортаж…м, свинц…м.

Колодц…м, свеч…й, лапш…й, сторож…м, борщ…м.

Туч…й, малыш…м, кож…й, глупц…м, старц…м.

Огурц…м, плащ…м, юнош…й, меч…м, марш…м.

Ландыш…м, певц…в, полотенц…м, учениц…й, луч…м.

Товарищ…м, задач…й, кольц…м, дворц…м, карандаш…м.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!