Олимпиада по русскому языку 10 11. Олимпиадные задания по русскому языку (10 класс) на тему: К олимпиадам

В предложенном материале для проведения школьной олимпиады по русскому языку в 10 классе даны два этапа с 7-8 заданиями.

Олимпиада

РУССКИЙ ЯЗЫК

10 КЛАСС

1 этап

№1. Даны сложные числительные, встречающиеся в рукописях ХII – ХVI вв.: денегъ полудесята рубля; на полушестынадцати гривенки; полтретьядцать десятинъ.

Какие количества передавались этими числительными? Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа?

№2. В 1857 году в журнале «Экономический указатель» была опубликована статья, отрывок из которой приводится ниже:

«Отношение всех употребляемых букв к знаку … равно 17, то есть на всякие 17 букв причитается один …, на всякие 17 страниц, писаных или печатных, причитается одна страница для знаков…».

№3. В середине ХIХ века в России было сильным движение ревнителей чистоты русского языка – пуристов, которые провозглашали идею очищения отечественного языка от иноязычных заимствований и предлагали заменять в речи иностранные слова исконно русскими соответствиями. Их противники придумали анекдот, где ярким примером замены иноязычных слов может служить фраза:

Грядет хорошилище по гульбищу из ристалища на позорище в мокроступах.

Определите значение этой фразы, дайте ее «перевод».

№4. Чем с точки зрения морфологии отличается слово страшно в приведенных ниже предложениях? Поясните ваш ответ.

Ему было страшно.

Ему было страшно интересно.

Выражение его лица страшно.

№5. Укажите значения и происхождение фразеологизмов:

1) Паче чаяния . 2) Альма матер . 3) Ничтоже сумняшеся . 4) Нота бене . 5) Погибоша аки обре.

№6. Перепишите, оформив числительные словами:

Альбом с 678 иллюстрациями.

Стеллаж с 1785 книгами.

Поход продолжался 22 суток.

325-миллионный вклад.

Переписка с 88 странами.

№7. В чём необычность предложения из поэмы А. Пушкина «Полтава»?

На холмах пушки присмирев

Прервали свой голодный рев.

№8. Истолкуйте лексическое значение слов.

Ноутбук, секьюрити, санация, фитнес.

2 этап

№1. А.С. Пушкиным был записан следующий исторический анекдот:

«Через несколько времени на вопрос императрицын: что словарь? отвечали ей, что Академия дошла до буквы П. Императрица улыбнулась и заметила, что Академии пора было бы покой оставить» .

Объясните смысл ответа императрицы. О каком словаре, составлявшемся под патронажем Екатерины Великой,идет речь? Какими объективными причинами можно объяснить тот факт, что Академия надолго остановилась на букве П?

№2. Укажите источники приведенных ниже фразеологизмов. Дайте им толкование, придумайте с ними предложения.

Служить мамоне, метать бисер перед свиньями, отделить плевелы от пшеницы, на злобу дня.

№3. Сравните формы существительных во множественном числе: листы – листья, дерева – деревья, корни – коренья. Чем они различаются: значением, стилистической окраской, морфемным составом? Ответ аргументируйте. Проведите морфемный анализ слов листья, деревья, коренья.

№4. Докажите этимологическое родство слов препятствие, запятая, запинаться. А какой глагол может объяснить происхождение такого знака препинания, как точка?

№5. Чем объясняется комический эффект следующей фразы?

«На моём месте так поступил бы каждый», - сказал мастер спорта по самбо, успешно поступивший на филологический факультет.

№6. В данных ниже предложениях обозначена одна и та же ситуация: говорящий хочет, чтобы его собеседник ушел. Объясните, чем обусловлено многообразие использованных языковых средств – синтаксических, морфологических, лексических. Какие разряды односоставных предложений используются и решению каких задач они способствуют?

Не смею больше Вас задерживать. Мне нечего Вам больше сказать. По-моему, Вам пора идти. Вам, наверное, уже пора уходить? Прошу Вас, уйдите. Оставьте меня одного. Закрой дверь с той стороны. Уходи подобру-поздорову. Прочь с моих глаз! Убирайся вон!

№7. Известно, что глагол в форме инфинитива может быть любым членом предложения. Выпишите из приведённых ниже конструкций все случаи использования инфинитива в роли:

а) определения, б) дополнения, в) обстоятельства. На что, кроме вопроса, вы опирались при определении члена предложения?

Дрессировщик научил тигра прыгать через обруч. Мне захотелось немедленно уехать. Митингующие выступили с требованием увеличить заработную плату. Я пришел поблагодарить вас за помощь. Попытка подготовиться к экзамену за два дня успеха не принесла. Его пригласили войти. Пообещав вернуться через пару часов, он пропал на целый день. Они отправились в магазин купить чего-нибудь к ужину.

9 класс

ясгениемч

размахи

нинатом

класике

Ответ:

1. Смягчение

2. Архаизм

3. Антоним

4. Лексика

Итого: максимум - 10 баллов.

2 . В русском языке есть междометие, в котором произношение звуков кардинальным образом отличается от произношения других звуков русского языка. Оно встречается и в художественной литературе, например, в романе М.Булгакова «Белая гвардия»:

— А-а, — хрипел Мышлаевский, оседая к полу.

Черная щель расширилась, и в ней появилась Николкина голова и шеврон.

— Никол... помоги, бери его. Бери так, под руку.

— Ц-ц-ц … — жалостливо качая головой, бормотал Николка и
напрягался.

В чем заключается особенность произношения звуков в выделенном междометии?

Назовите междометие, записываемое иначе, но передающее сходный звук, произносимый обычным образом. Что означает это междометие?

Ответ:

Необходимым условием произнесения любого звука является наличие потока воздуха в произносительном аппарате. В русском языке (и большинстве других языков) этот поток создается при помощи легких и направляется из легких наружу через трахею, гортань, глотку и носовую или ротовую полость.

При произношении междометия ц-ц-ц воздушный поток

а) направлен не наружу, а внутрь речевого тракта,

б) создается не при помощи легких, а за счет разницы давлений в ротовой полости и вне ее.

Междометие тс ! , записываемое иначе, но передающее сходный звук (зубную свистящую аффрикату), произносимый обычным образом, означает обычно призыв к тишине.

Оценка:

3 балла за указание на направление воздушного потока,

3 балла за указание на способ создания воздушного потока,

2 балла за сравнение с междометием тс! ,

2 балла за указание на его значение.

Итого: максимум - 10 баллов.

3 . Вставьте пропущенные буквы и объясните свой выбор:

здоровь…це, здоровь…чко

Ответ:

Написание этих безударных суффиксов подчиняется разным правилам орфографии и отражает разные ее принципы.

Суффикс - ец - (с беглым гласным) пишется в словах м.р. (братец, морозец, вопросец, народец ), а суффикс - иц - в словах ж.р. (лужа - лужица, просьба - просьбица ).

В сущ. ср.р. суффикс может записываться как - ец - и как - иц -. Выбор написания определяется местом ударения. Если ударение падает на слог, предшествующий суффиксу, то пишется И (маслице, креслице, платьице ). Если ударение падает на слог после суффикса, то пишется Е (пальтецо, письмецо, ружьецо ).

Безударный суффикс - ичк - пишется только в словах ж.р. образованных от основ с суффиксом - иц - (пуговичка, лестничка ). Ср.: водица - водичка, сестрица - сестричка .

В остальных случаях пишется - ечк - (троечка, пешечка, семечко, ситечко, времечко, здоровьечко ), как в суффиксах с беглым гласным. Ср.: доска - дощечка, крыльцо - крылечко, место - местечко .

Оценка:

Здоровьице - 1 б. за правильное написание, 1 б. за связь суффиксов -ец- и -иц- с категорией рода, 1 б. за связь выбора написания суффикса в сущ. ср. р. с ударением, 1 б. за примеры.

Здоровьечко - 1 б. за правильное написание, 1 б. за формулировку правила или объяснение написания, 1 б. за примеры.

Всего - 7 б.

4. В левой колонке приведены слова чешского языка, а в правой - их значения в произвольном порядке. Учитывая родственные связи чешского и русского языков, приведите в соответствие слова и их значения; обоснуйте свой ответ.

ого, ага ; буква y обозначает звук, похожий на русский [ы], č - звук, похожий на русский [ч]).

Ответ:

Оценка:

Итого: максимум - 10 баллов.

5 . В современном русском литературном языке некоторые заимствованные слова сохраняют те или иные следы иноязычного происхождения. Найдите такие особенности, характеризующие следующие группы слов:

1) поэт, спаниель, проект;

2) жюльен, брошюра, парашют;

3) антенна, тест, дисплей, кэб;

4) мюсли, бюро, дежавю.

Ответ:

1) сочетание двух гласных внутри морфемы (зияние),

2) написание буквы ю после (твёрдого) шипящего согласного,

3) произношение парного твердого согласного перед [э],

4) несклоняемость и произношение мягкого губного согласного перед [у].

Оценка:

По два балла за ответ на вопросы 1-3; три балла за ответ на вопрос 4.

Итого: максимум - 10 баллов.

6 . В стихотворении Д. В. Веневитинова «Поэт и друг» мы находим следующие строки:

Д р у г

Не так природы строг завет.

Не презирай ее дарами:

Она на радость юных лет

Дает надежды нам с мечтами.

Ты гордо слышал их привет;

Она желание святое

Сама зажгла в твоей крови

И в грудь для сладостной любви

Вложила сердце молодое.

Как вы понимаете смысл подчеркнутой строки? Определите падеж выделенного местоимения? Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

1. Смысл подчёркнутой строки -- «не пренебрегай её (т.е. природы) дарами»; как видно из контекста речь идёт о молодости, любви и т.д.

2. Глагол «презирать» употреблён здесь, как видно, не в своём современном значении, а в поэтическом ‘пренебрегать’, причём так, что сохраняет управление творительным падежом точно такое же, как и у глагола «пренебрегать». Отсюда следует, что зависимым от глагола словом оказывается именно «дарами», тогда как «её» оказывается определением к существительному. Значит, падеж «её» -- родительный. Следует отметить, что в старой дореформенной орфографии смешение форм родительного и винительного падежа у этого местоимения было невозможно, так как для первого применялось написание «ея»; и действительно, именно такую форму мы находим в прижизненных изданиях Веневитинова.

Оценка:.

3 балла за смысл строки.

2. балла за указание на родительный падеж.

До 4 баллов за подробную аргументацию ответа (и указание на связь с семантикой, морфологией и различие в орфографии.)

Итого: до 9 баллов.

7 . Прочитайте отрывок из пояснения В.И. Даля к «Толковому словарю живого великорусского языка»:

«Итак, вот тот порядок, то устройство словаря, на которое составитель решился: собрать по семьям или гнездам все очевидно сродственые слова, устранив однако же предложные и те производные, в которых изменяются начальные буквы; это попытка на способ средний, между голословным и корнесловным словарями».

Объясните значение «термина» голословный . Можно ли по употреблению этого «термина» судить об отношении Даля к обозначаемому предмету. Расположите слова семь, семейный, семеро, семья по «голословному» и «корнесловному» способам.

Объясните значение термина предложный . Укажите причину, по которой сегодня употребление этого термина вслед за Далем и в таком же значении нежелательно. Приведите по два примера (а) « предложных слов» (по Далю) и (б) иных «производных, в которых изменяются начальные буквы».

Ответ:

Голословный = строго алфавитный по типу расположения слов словарь. Даль считал алфавитный порядок бессмысленным и оценивал его негативно: «Первый способ крайне туп и сух. Самые близкие и сродные речения, при законном изменении своем на второй и третьей букве, разносятся далеко врозь и томятся тут и там в одиночестве; всякая живая связь речи разорвана и утрачена; слово, в котором не менее жизни, как и в самом человеке, терпнет и коснеет; одни и те же толкования должны повторяться несколько раз; читать такой словарь нет сил, на десятом слове ум притупеет и голова вскружится, потому что ум наш требует во всем какой-нибудь разумной связи, постепенности и последовательности» (В.И.Даль). Отсюда выбор термина, первичное значение которого - ‘ложный, необоснованный, облыжный’.

Демонстрация практического владения принципами строго алфавитного и гнездового расположения слов в словаре:

1) семейный, семеро, семь, семья.

2) А. семь, семеро. Б. семья, семейный.

Предложный = приставочный. Сегодня в терминологии закрепилось строгое различение предлогов (пишущихся отдельно) и часто омонимичных им приставок (пишущихся с последующей частью слова слитно). Терминология Даля приводит к утрате этого важного различения.

Примеры: (а) в -ход, вос -ход, за -ход; (б) х одить - и дти - ш ёл, я - м еня, м ы - н ас, ч еловек - л юди, х орошо - л учше.

Оценка:

Голословный, за толкование - 1 балл. Даль оценивал негативно с обоснованием - 1 балл. Правильно выполнены задания на расстановку по алфавиту - 1 балл, по двум гнездам - 2 балла. В сумме - 5 баллов.

Предложный, за толкование - 1 балл. Сегодня термин не значит только "приставочные" - 1 балл, а у Даля была неопределенность - 1 балл. Правильные примеры на приставочные и супплетивные - 2 балла. (По возможности учитывать владение термином супплетивизм , не во всех учебниках представленным.) В сумме - 5 баллов

Итого: максимум - 10 баллов.

8 . А. С. Шишков считал, что слово полушка «составлено изъ слова полъ (т. е. половина) и ушко (уменшительное отъ уха )», мотивируя это тем, что «въ старинныя времена ушки звѣриныхъ кожъ употреблялись вмѣсто денегъ».

Какое значение имеет слово полушка ?

Согласны ли вы с гипотезой Шишкова о происхождении этого слова? Аргументируйте свой ответ.

Ответ:

Шишков прав лишь отчасти: в слове полушка есть корень пол - ‘половина’, но нет корня ушк(о) < ух(о); ушк - - это суффикс с уменьшительным значением: ср. горб - горбушка, деревня - деревушка, гора - горушка, зола - золушка .

Не прав Шишков и исторически: в старину, вопреки тому, что он пишет, в качестве платежного средства использовались не уши звериных кож, а шкурки куниц и белок, откуда пошли такие названия денежных единиц, как куна, гривна кун, веверица .

Слово полушка означало монету в половину гроша или четверть копейки.

Оценка: 2 балла - за правильное морфемное членение слова; 2 балла - за определение значения суффикса ушк -; 2 балла - за указание на историческую ошибку Шишкова; 4 балла - за правильное определение значения (ответ: полушка - ‘полкопейки’ оценивается в 1 балл).

Итого: 10 баллов.

9 . Как редактор должен исправить данное предложение? Аргументируйте свой ответ.

Приглашаем коллективы организаций и частные лица встретить Новый год в нашем кафе.

Ответ:

В данном случае не учтено, что слово ЛИЦО в значении "человек" является одушевленным, а поэтому форма В.п. мн.ч должна совпадать с формой Р.п. мн.ч., так что следует исправить «частные лица» на «частных лиц». Однако при этом возникнет двусмысленность: Приглашаем коллективы организаций и приглашаем частных лиц ИЛИ: Приглашаем коллективы организаций и коллективы частных лиц? Уместно было бы изменить порядок слов: Приглашаем частных лиц и коллективы организаций…

Оценка:

4 балла за грамматически правильный комментарий и 4 балла за полное испоравление.

Итого: максимум - 8 баллов.

10 . Прочитайте стихи:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

(М.Ю.Лермонтов. «И скучно и грустно…»)

Укажите начальную форму выделенного местоимения. В чем особенность склонения и употребления этого местоимения?

Ответ:

За начальную форму отрицательного местоимения некому принимается форма Р. падежа этого слова некого , поскольку в его склонении отсутствует форма прямого Им. падежа.

Обусловлена такая недостаточность парадигмы тем, что местоимение некого употребляется только при инфинитиве. Исторически это объясняется оборотом нѣсть (из * не есть ) к кому пойти . От других глагольных форм могут зависеть другие отрицательные местоимения, имеющие полную парадигму, ср. не к кому пойти, он ни к кому не пошел, никто не пошел .

Оценка:

за указание на отсутствие Им. падежа - 1 балл,

за указание на начальную форму некого - 1 балл,

за замечание об употреблении местоимения некого только при инфинитиве - 6 баллов,

за исторический комментарий - 2 балла дополнительно.

Итого: максимум - 10 баллов.

Предварительный просмотр:

10 класс

1. Расшифруйте анаграммы лингвистических терминов:

ивербаубрата

формагрома

дорожкапанизуве

филатав

Укажите термин, который по своему значению выбивается из ряда. Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

1. Аббревиатура

2. Орфограмма

3. Звукоподражание

4. Алфавит

Оценка:

За каждый термин 2 балла, в сумме - не более 8 баллов.

За указание отличающегося по значению термина с обоснованием - 2 балла.

Итого: максимум - 10 баллов.

2. В разговорном русском языке есть два слова-антонима, которые целиком произносятся с закрытым ртом. Оба они состоят из двух слогов, а отличаются друг от друга местом ударения и качеством согласного. Приведите словарные синонимы этих слов. Какой звук, встречающийся в одном из этих слов, произносится во фразе расставить все точки над i ? Для чего он служит? В чем его отличие от остальных согласных русского языка? Опишите его с максимальной точностью.

Ответ:

1) Это междометия да и нет (угу и не-а ).

2) Во фразе расставить все точки над i перед i прозносится гортанная смычка (кнаклаут).

3) Данный звук служит для того, чтобы препятствовать уподоблению гласного [и] на месте буквы i предшествующему твердому согласному (чтобы на месте i не произносился звук [ы]: расставлять точки над ы не нужно).

4) Это смычный гортанный согласный, образуемый путем полного и относительно продолжительного смыкания голосовых связок. Его отличие от всех остальных согласных русского языка заключается в том, что он произносится не в ротовой полости.

Оценка:

за ответ на первый вопрос - 2 балла;

за ответ на второй вопрос - 1 балл;

за ответ на третий вопрос - 2 балла;

за ответ на четвертый вопрос - 2 балла за указание на образование звука не в ротовой полости, по 1 баллу за указание на гортань, голосовые связки, смычку.

Итого: максимум - 10 баллов.

3. В последнее время наблюдается тенденция различать в печатных изданиях буквы е и ё . Подчеркните буквы, на месте которых можно было бы печатать ё . Объясните ваше решение.

А) И се Минерва ударяет

В верьхи Рифейски копием;

Сребро и злато истекает

Во всем наследии твоем.

Плутон в расселинах мятется,

Что россам в руки предается

Драгой его металл из гор,

Который там натура скрыла;

(М. В. Ломоносов)

Б) Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

(И. А. Крылов)

В) Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Тихохонько шумят;

Пригреты теплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса;

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая березонька

С зеленою косой!

(Н. А. Некрасов)

Г) Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою…

(А. С. Пушкин)

Ответ:

1. В (А) буква Ё не должна быть ни в одном слове. Это ода, стиль которой не допускал чтения [о] на месте Е.

2. В (Б) также не следует писать Ё в слове ПОЙДЕТ. Басня в XIX веке уже не требовала однозначного чтения [э] на месте любой Е, но в данном случае Ё разрушила бы рифму.

3. В (В) в словах ИДЁТ, ГУДЁТ, ЗЕЛЁНЫЙ, ВИШНЁВЫЙ можно без сомнения печатать Ё, поскольку такое произношение характерно для поэтики Некрасова. Естественно, слове ПОВЕСЕЛЕЛЫЕ не пишем Ё, как и в ПОВЕСЕЛЕЛ.

4. В (Г) вопрос очень сложный. Для Пушкина совсем не обязательно читать [э] на месте любой Е, но в причастиях произношение [э] задержалось дольше, чем в других позициях. Так что здесь могло быть и Ё, и Е.

Оценка: по 2 балла за каждый верный пункт.

Итого: максимум - 8 баллов.

(Справка: в чешском языке сочетание букв ch обозначает звук, похожий на русский звук [х], буква h - такой же звук, как в словах ого, ага ; буква y обозначает звук, похожий на русский [ы]; č - звук, похожий на русский [ч]; ž - звук, похожий на русский звук [ж]).

Ответ:

(Česko-ruský slovník. Pod vedením K. Horálka, B. Ilka, L. Kopeckého. Praha, 1965)

Оценка:

0, 5 балла - за правильно определенное значение и 0,5 балла за правильно установленное соотношение со словами русского языка, то есть за правильное обоснование.

Итого: максимум - 10 баллов.

5 . Согласно словарю В.И.Даля, слово преподобный может применяться как к святым людям (святой преподобный князь ), так и к инструментам: преподобный топор, преподобное долото .

Раскройте исконное значение слова преподобный в сравнении с родственными ему словами в современном русском языке. Истолкуйте выражение преподобный топор.

Ответ:

В современном русском языке слово преподобный - однокоренное с подобный, бесподобный, подобие, подобать (подобает, подобающий ), уподобить .

Идея подобия на основании анализа данных слов должна представляться как следование должному, установленному порядку, образцу. Сравни: как подобает - как надлежит, следует, принято, должно ; подобающий - такой, какой необходимо, обладающий набором определенных, необходимых качеств ; бесподобный - тот, который нельзя сравнить с образцом (сравни: В.И.Даль: чему нет подобного относительно хороших качеств; лучший, превосходный, несравненный, беспримерный ), уподобить - сравнить с тем, что может представлять собой образец; сделать по образцу чего-либо.

Отсюда: преподобный с усилительной приставкой пре- : очень, весьма достойный, обладающий превышающим необходимый набором внутренних характеристик в соответствующей деятельности . Сочетание преподобный топор В.И.Даль истолковывает как весьма хороший, бесподобный, превосходный .

Оценка:

3 (2+1) балла - подбор родственных слов и описание их значения (2 балла - за 1-3 слова + 1 балл, если слов больше 3-х).

3 балла - истолкование исконного значения слова преподобный через сравнение с родственными словами.

2 балл - объяснение выражения преподобный топор .

Итого: максимум - 8 баллов.

6. На чем основана языковая игра в данном предложении? Как вы понимаете его смысл?

Девица Подзатылкина замечательна только тем, что ничем не замечательна. (А. П. Чехов)

Ответ:

В данном предложении обыгрывается многозначность прилагательного замечательный : 1. Выдающийся, необыкновенный по своим качествам. // Исключительный. // Очень хороший. 2. Заслуживающий внимания; примечательный. Краткая форма замечательна употреблена в разных, противопоставленных друг другу значениях. Это специальная стилистическая фигура речи (плока). В данном контексте она служит для создания иронии.

Фраза допускает разные истолкования:

А) Девица Подзатылкина отличалась от других исключительной (выдающейся) заурядностью.

Б) Девица Подзатылкина была хороша уже тем, что не привлекала к себе внимания.

В) Заурядность Подзатылкиной - ее единственное положительное качество.

Оценка:

Указание на многозначность прилагательного - 1 б., указание на употребление прилагательного в разных значениях - 1 б., определение значений прилагательного - 2 б. + 2 б., указание на использование особой стилистической фигуры - 1 б., истолкование разных смыслов фразы - 3 б.

Всего - 10 б.

7 . Какие значения слова двор можно вывести на основании его производных? Сгруппируйте слова в соответствии с выделенными вами значениями.

гостинодворец, дворик, дворище, дворник, дворняжка, дворовая (постройка), задворки, однодворец, подворная (перепись), подворье.

Ответ:

Слова, производные от многозначного слова, соотносятся с ним строго в одном значении. Поэтому, анализируя значения производных слов, можно составить представление о семантике мотивирующего слова. Однако не все значения слова могут найти отражение в производных словах.

1) От слова двор в знач.1 «Участок земли при доме, огороженный забором или стенами зданий» образованы слова дворик, дворник, дворняжка, дворовая (постройка), задворки (задняя часть двора).

2) От слова двор в знач. 2 «Крестьянский дом со всеми хозяйственными постройками; отдельное крестьянское хозяйство» образованы слова дворище, однодворец, подворная (перепись), подворье .

3) От названий учреждений, заведений (гостиный двор, монетный двор, постоялый двор и т.п.) образовано только одно слово - гостинодворец .

Оценка:

За правильное распределение всех 10 слов - 10 б.

8. Объясните, почему в русских сказках о животных часто встречаются такие имена персонажей: Котофей Иванович (кот), Лисафья Ивановна (лиса), Петушайло Иванович (петух), Хавронья Ивановна (свинья), Михайло Иванович (медведь)? Какую роль играет в именовании слово Иванович ?

Ответ :

А) Человеческие имена (Лисафья, Хавронья, Михайло ), а также антропоморфные имена животных, уподобляемые антропонимам (Котофей - Тимофей, Дорофей, Досифей, Петушайло - Михайло ) в русских сказках выполняли функцию персонификации . Они подчеркивали иносказание , аллегорический смысл сказки.

Б) Слово Иванович в именованиях животных условно (у них не было отца по имени Иван). Русское слово Иванович , как и украинское по происхождению слово батькович , способно замещать любое отчество, компенсировать его отсутствие. Это квазиотчество .

В) Слово Иванович наделяет животных русской национальностью. Имя Иван встречалось в русских святцах более 70 раз, этим вызвано его частое использование в именованиях русских людей. Отчество Иванович было также одним из самых распространенных. Ср. в «Русских сказках» А.М.Горького: «Жили-были Иванычи - замечательный народ! Что с ними не делай - ничему не удивляются!»

Г) В русской традиционной культуре право называться отчеством приобреталось только при достижении совершеннолетия. Поэтому герои сказок наделяются свойствами взрослых людей.

Д) Отчество используется для почтительного именования («По имени называют, а по отчеству величают»). Именование животных по отчеству отражает их привилегированное положение в сказочном мире.

Оценка:

Указание на неоднородность «личных имен» животных (человеческие имена и уподобляемые им названия животных) - 1 б.,

Определение функции персонификации - 1 б.,

Роль в создании иносказательности сказки - 1 б.,

Условность отчества в именованиях животных, функция квазиотчества (термин не обязателен) - 2 б.

Характеризующая функция именований: указание на национальность (2 б.) , взрослость (1 б.), привелигированное положение (1 б.).

Всего: 9 б.

9 . В «Словаре русского языка 11-17 вв.» есть словарная статья с заголовочным словом МАШТУКЪ. Составители словаря не смогли дать определения этому слову, поставив знак (?), однако привели цитату из памятника письменности, в котором употребляется это слово:

«И отъ него ко мне вѣдомости не бывало, да пошлю нарошно о буровах и о долотах … зъ ∙в̃∙маштукама » (1698 г.).

Переведите выделенный фрагмент текста на современный русский язык. Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

«И от него ко мне никакого известия не было, так пошлю специально [весточку] о буравах и долотах … с двумя штуками».

Издатели словаря неверно прочитали древний текст, неправильно разделив его на слова. Буква ∙в̃∙ обозначала цифру 2, а - ма - это окончание двойственного числа Тв. п., также как и в словоформе штука-ма; заметим, что написание предлога зъ отражает живое произношение писавшего, однако озвончение предлога съ возможно лишь перед согласным [д], тогда как озвончения [с] перед [в] в русском языке не было и нет; это также служит аргументом в пользу того, что первое слово в выделенном фрагменте - два .

Оценка:

За правильное прочтение двема штукама - 5 баллов, за указание на значение буквы ∙в̃∙ - 1 балл, за определение формы штукама - 1 балл, за фонетический аргумент - 3 балла.

Итого: максимум - 10 баллов.

10 . Определите, какие ошибки содержатся в предложениях, дайте им объяснение и исправьте.

1. Обе стороны подписали консенсус.

2. Икебана - букет, составленный из засушливых цветов.

3. Один неосмотрительный шаг - и твоя нога погрузилась в небольшую лужицу, которую образовал недавно прошедший дождик. Теперь она, блестящая, украшенная желтым листком, весело улыбается приветливому солнышку.

4. По данным гидрометцентра, за эти 3 дня в столице выпала месячная норма осадков. Разбушевавшаяся стихия парализовала движение в центре столицы. Участились случаи ДТП.

5. Журналисты владеют большой толикой информации.

Ответ:

1. Подписать консенсус нельзя. Либо подписали соглашение, либо пришли к консенсусу.

2. Вместо «засушливых» следовало бы «засушенных». Ошибка в употреблении паронимов.

3. Неверное употребление предложения с личным местоимением, которое может замещать одно из двух слов в предшествующем предложении.

4. Неверно «случаи ДТП». Случаи могут быть, например, заболевания. Здесь: Участились ДТП.

5. Толика может быть только маленькой. Следует: владеют большой информацией.

Оценка:

по 2 балла за ответ на каждый вопрос.

Итого - 10.

Предварительный просмотр:

11 класс

1 . Расшифруйте анаграммы лингвистических терминов:

тинакофе

питоном

инеедура

слойсыган

Укажите термин, который по своему значению выбивается из ряда. Обоснуйте свой ответ.

Ответ :

1. Фонетика

2. Топоним

3. Ударение

4. Согласный

Оценка:

За каждый термин 2 балла, в сумме - не более 8 баллов.

За указание отличающегося по значению термина с обоснованием - 2 балла.

Итого: максимум - 10 баллов.

2 . Самое распространенное в русском языке приветствие здравст { вуйт } е вследствие его частотности часто произносится со значительной степенью редукции - выделенная фигурными скобками часть в нем может отсутствовать: здрá [с"т"] е .

Следует ли на письме в данной форме писать мягкий знак между буквами с и т ? Аргументируйте свой ответ.

Ответ:

Позиционная фонетическая мягкость согласных в русском языке на письме не обозначается: (кости , чистить ) в отличие от "собственной" мягкости согласного: (брось - бросьте ). В слове здрасте мягкий знак писать не следует, иначе эта форма будет восприниматься как множественное число императива от несуществующего глагола здрасить .

Оценка:

2 балл за отсутствие ь ,

до 3 баллов за необозначение позиционной мягкости,

до 3 баллов за указание на форму здрасите .

Итого: максимум - 8 баллов.

3 . В I Новгородской летописи мы читаем:

А въ Новъгородъ приихаша князь Патрикий Наримантовичь, и прияша его новгородци и даша ему въ кормление Орѣховъ город (л. 371).

Среди филологов до сих пор ведутся споры, какой из двух омонимов слова кормление употребляется в этом тексте. Назовите эти омонимы, укажите их значения и родственные слова в современном русском языке. Объясните, почему в данном случае невозможно однозначное решение.

Ответ:

1 омоним - кормление ‘действие по глаголу кормить : давать пищу ’ . В данном контексте: ‘пользование сборами, кормами’ (имеется в виду способ содержания княжеских и государевых людей за счет поборов с населения). Родственные слова: корм, кормить, выкормыш и т.п.

2 омоним - кормление ‘действие по глаголу кормить : управлять’. В данном контексте: ‘управление’. Родственные слова: кормчий, кормщик, кормило ‘руль’, корма .

Однозначное решение в данном случае невозможно, так как контекст предполагает двоякое понимание: отдали город в управление и отдали город в пользование сборами, кормами .

Оценка:

3 балла - значение первого омонима (2 балла) и родственные слова к нему (1 балл)

4 балла - значение второго омонима (3 балла) и родственные слова к нему (1 балл)

2 балла - объяснение невозможности правильного решения.

Итого: максимум - 9 баллов.

4 . В современном русском литературном языке перед окончанием предложного падежа парный по твердости/мягкости согласный всегда произносится мягко (о тра[в’]é, о ко[з’]é, об о[с’]é), а непарные не изменяются (о ду[ш]é, о ме[ж]é, о мя[ч’]é, о крыль[ц]é).

В одном из диалектов русского языка часть согласных ведет себя так же, как в литературном языке, а другая часть вследствие фонетического изменения произносится иначе. В результате некоторые словоформы почти совпадают друг с другом, и в этом диалекте можно встретить примеры:

об овé и об ов[c]é,

о ли[с’]é и о ли[с]é,

о пéр[с’]е и о пéр[с]е,

о пала[ш]é и о пала[ш’]é,

о тý[ш]е и о тý[ш’]е,

о кý[ш]е и о кý[ш’]е.

Образуйте для всех этих примеров литературные формы именительного падежа единственного числа. Какое фонетическое изменение произошло в этом диалекте? Приведите примеры сходного явления (ограниченного как лексически, так и позиционно) в современном русском литературном языке.

Ответ:

Овес - овца, лиса - лицо, перс - перец, палаш - палач, туша - туча, куш - куча.

Это изменение аффрикат [ц] и [ч"] в щелевые согласные [с] и [ш"] соответственно (утрата смычки при сохранении исходной твердости/мягкости и непарности согласных по этому признаку).

В современном русском литературном языке в ряде слов возможно произношение [ш] на месте ч перед смычным согласным т или н (без сохранения исходной мягкости), например, в словах что , яичница , нарочно и др. Аналогичное явление можно усмотреть в случаях типа расческа, где [ш"ш"] произносится на месте сочетания сч (исходная мягкость здесь сохраняется).

Оценка:

по 1 баллу за правильные формы из 2 столбца;

2 балла за указание на изменение [ц] в [с] и [ч"] в [ш"];

по 1 баллу за примеры типа яичница и расческа .

Итого: максимум - 10 баллов.

5 . В левой колонке приведены слова чешского языка, а в правой - их значения в произвольном порядке. Учитывая родственные связи чешского и русского языков, приведите в соответствие слова и их значения; обоснуйте свой ответ.

(Справка: в чешском языке сочетание букв ch обозначает звук, похожий на русский звук [х], буква h - такой же звук, как согласный в словах ого, ага ; буква y обозначает звук, похожий на русский [ы], č - звук, похожий на русский [ч]; š - звук, похожий на русский звук [ш])

Ответ:

horky

горячий

Ср. русск. горячий, однокоренное с чешским horky.

(Česko-ruský slovník. Pod vedením K. Horálka, B. Ilka, L. Kopeckého. Praha, 1965)

Оценка:

0,5 балла - за правильно определенное значение и 0,5 балла за правильно установленное соотношение со словами русского языка, то есть за правильное обоснование.

Итого: максимум - 10 баллов.

6 . В романе Василия Шукшина «Любавины» встречается глагол накуря́ться в следующем контексте:

- А по реке его <плот бревен на постройку дома> за два дня сплавляют.

- Надо знающего человека - по реке-то. А то накуряемся на порогах.

- Гринька сплавает с вами, я говорил с ним.

Обращаясь к словарям, мы обнаруживаем два различных толкования.

А . « НАКУРЯ ́ ТЬСЯ , -я́юсь, я́ешься, сов . Провести много времени в бездействии, не имея возможности выйти из затруднительного положения… Вероятно, от “курить” <…>; имеется в виду долго просидеть в вынужденных перекурах» (Словарь языка Василия Шукшина, 2001).

Б . « НАКУРЯ ́ ТЬСЯ , -я́юсь, я́ешься, сов . Накупаться, погружаясь в воду с головой… (Ср. куря́ть - окунать: “Когда Алеша особенно заходился на полкé <в парилке> он куря́л голову прямо в эту ванну” (“Алеша Бесконвойный”)» (Словарь диалектизмов в произведениях В.М. Шукшина, 2003).

Какое из толкований вы считаете верным? Почему неверным является иное толкование? Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

Толкование А ошибочно. Оно вызвано неточной аналогией с парами типа: предвар и ть - предвар я ть, озар и ть - озар я ть . Однако эти глаголы на - ить совершенного вида и обозначают однократное действие, а кур и ть - несовершенного вида и обозначает длительное действие. Для его производных совершенного вида при необходимости образуется несовершенный вид с иным суффиксом: накур и ться - накури ва ться .

Толкование Б подкреплено диалектной параллелью куря́ть (окунать) из другого рассказа Шукшина. Кроме того, его можно обосновать широким контекстом: плывя по реке, на бурных речных порогах довольно трудно найти время для бездействия и долгих перекуров, а вот вымокнуть можно легко.

Оценка:

За оценку толкования А - до 5 баллов в зависимости от уровня обоснованности.

За оценку толкования Б - до 5 баллов в зависимости от уровня обоснованности.

Итого: максимум - 10 баллов.

7 . В 1906 году были опубликованы записи одного южного говора. Сравните два слова одной тематической группы:

горлоп я´ тый - ‘горластый, горлодёр, крикун’.

глухоп я´ тый - ‘глухой’.

Ответьте на вопросы:

1. Являлась ли пятка органом речи и слуха в ту эпоху, или дело в другом? Определите, каков по происхождению второй корень в этих прилагательных?

2. Какое слово в этой паре возникло раньше?

3. Как образовано слово, которое возникло позже? Чем отличается способ его образования?

Ответ:

1. Пятка не была органом речи и слуха даже в то далекое время. Второй корень в этих прилагательных, если обратиться к истории, тот же, что в: рас- пя -ть, рас- пин -а-ть, пя -л-и-ть, пя -л-ьц-ы, горл-о- пан .

2. Раньше возникло слово горло пят ый ‘тот, у кого горло широко раскрыто, кто горло пялит (делает горло рас- пя - т -ым), как горло пан ’.

3. А потом уже по аналогии с горло пятый (горластый, громкоголосый), было образовано глухо пятый , где - пятый было использовано уже не в значении ‘широко раскрытый’, а по аналогии в готовом виде, целиком, в второй части сложных прилагательных, характеризующих человека по речи и слуху.

Оценка:

1. За определение значения второго корня; за указание однокоренных производных с разными вариантами корня - до 4 баллов.

2. За обоснование первоочередности образования слова горлопятый - 2 балла.

3. За указание на образование прилагательного глухопятый по аналогии; за обоснование того, что - пятый здесь не обозначает «широко раскрытый»; за указание на то, что эта аналогия вызвана близостью прилагательных по значению (речь и слух) - до 6 баллов.

Итого: максимум - 10 баллов.

8. Прочитайте предложения из произведений А. П. Чехова. На основании каких синтаксических признаков они объединены в две различные группы?

1

а) Письма умные, теплые, интересные; она не жаловалась, но я чувствовал, что она глубоко несчастна; что ни строчка, то больной, натянутый нерв.

б) Что ни слово - то нож острый, что ни взгляд - то пуля в грудь.

в) Прежде что ни писака был, то и богатырь, рыцарь без страха и упрека, мученик, страдалец и правдивый человек. А теперь? Взгляни, русская земля, на пишущих сынов твоих и устыдися!

2

а) А в лагерях что ни пятница, то бал, и, почитай, каждый день военная оркестра музыку играет...

б) Что ни день, то такое знакомство, что за человека просто бы душу отдал.

в) Господи, какая цивилизация! Виды эти, разные Везувии... окрестности! Что ни шаг, то и окрестности!

Ответ:

Все эти предложения объединяет наличие в их структуре придаточных, присоединяемых союзным словом ЧТО НИ.

1. В первой группе предложений союзное слово оформляет отношения тождества, приравнивания понятий, явлений, ситуаций, названных в придаточной и главной частях.

ТО - указательное местоимение, указывает на предмет, названный в предыдущей части.

Во всех трех предложениях присутствует образно-характеризующее, метафорическое значение (строчка - натянутый нерв, слово - нож, взгляд - пуля, писака - богатырь).

2. Во второй группе предложений союзное слово присоединяет придаточное времени, содержание которого указывает на регулярность, повторяемость действия или события, названного в главной части.

ТО - соотносительное слово. Соотносит содержание главной части с придаточным времени.

Оценка:

Придаточные с ЧТО НИ - 1 б., ЧТО НИ - союзное слово - 1 б.

1 группа: значение придаточного - 2 б., местоимение ТО - 1 б., метафорическое значение - 1 б.

2 группа: значение придаточного - 2 б., соотносительное слово ТО - 1 б.

Логика и глубина ответа - 1 б.

Итого: максимум - 10 б.

9. В чем проявляется лексическое и грамматическое своеобразие глагола болеть ? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры .

Ответ :

Для правильного выполнения задания необходимо уточнить: болеть может быть неопределенной формой двух омонимичных глаголов: глагола 1 спряжения и глагола 2 спряжения.

А. По 1-му спряжению, о живом существе, в значении "переживать недуг, болезнь" - 6 форм:

ед. ч. мн. ч.

1 л. болею болеем

2 л. болеешь болеете

3 л. болеет болеют

Б. По 2-му спряжению, о части тела, безличное, в значении "являться источником болевого ощущения" - 2 формы:

ед. ч. мн. ч.

3 л. болит болят

Оценка:

за указание обоих спряжений - 2 балла (только за одно спряжение - 0 баллов);

за указание семантических различий между двумя спряжениями - 2 балла;

за каждую пару форм по 1 баллу, итого: 2 балла;

за указание на неполную парадигму (в том числе в схеме), безличность - 2 балла;

за примеры - 2 балла.

Итого: максимум - 10 баллов.

10 . Как известно, для публицистического стиля характерно активное использование эмоционально окрашенных фразеологизмов. Восстановите первоначальный вид, значения и источник выделенного устойчивого выражения, встречающегося в данном фрагменте. В чем состоит возникающая в результате употребления в этом тексте историческая некорректность?

«Молодёжь принесена на заклание Мамоне . Всё самое святое брошено в жертву этому идолу, олицетворяющему алчность и стяжательство».

Ответ:

В данном фрагменте оборот принести на заклание Мамоне является контаминацией трех различных выражений: вести (идти) на заклание ‘вести (идти) на погибель’, принести (бросить) в жертву Молоху ‘принимать жестокие меры, связанные с массовым кровопролитием; отдать жестокой неумолимой силе, требующей человеческих жертв, кого-, что-л. наиболее дорогое’ и служить Мамоне (маммоне) ‘заботиться о богатстве, материальных ценностях, предаваться чувственным удовольствиям’. Источник всех трех выражений - Библия.

Историческая некорректность заключается в том, что Мамона (Маммона) в отличие от Молоха никогда не был идолом и божеством. Еще в раннем христианстве возникла легенда о том, что это имя языческого бога, и поэтому в дальнейшем данное слово стало восприниматься как имя собственное, однако первоначально слово мамона (маммона) означало ‘деньги, богатство’. Таким образом, приносить мамоне жертвы и вести мамоне на заклание можно только образно.

Оценка:

если определили источник - Библия - 1 балл,

если назвали выражение - 1 балл,

если определили значение - 1 балл,

если указали историческую некорректность - 3 балла

Итого: 10 баллов.

11 . Научному стилю противопоставляют наукообразный стиль, который используется в повседневно-обиходном, а иногда и научном общении. Примером использования такого стиля может служить фрагмент из произведения Д. Пригова «Описание предметов» (1979 г.).

Прочитайте текст и ответьте на вопросы: чем отличается наукообразный стиль от собственно научного? С какой целью использует его автор в своем произведении?

ЯЙЦО

Товарищи! Яйцо является одним из наиболее распространенных предметов в социально-трудовой и бытовой практике человека.

Оно представляет собой сложную кривую замкнутую поверхность со сложным органическим наполнением; размером от 20 мм до бесконечности в длину.

Изображается посредством сведения двух рук, сложенных каждая как полусфера. В быту используется как корм для всех видов домашнего скота и человека в сыром виде, в виде яичницы, омлета, в вареном виде и т.п. Историческое возникновение яйца связывают с появлением на Земле вида яйценесущих, что неверно, так как находят гораздо более ранние яйца естественного происхождения.

Часто используют образ яйца как духовно-мистический символ начальной космологической субстанции, что абсолютно неверно с научной точки зрения, так как более правильным было бы считать представление о возникновении мира как акта творчества демиурга в течение 7 дней.

Иногда ассоциируют образ яйца с образом социального класса как некоего вещества и жесткой формы классовой идеологии, что неверно с марксистской точки зрения, так как механизм взаимодействия классов и идеологии принципиально иной.

Из-за сложности кривой замкнутой поверхности и тонкости оболочки предмет практически невоспроизводим. Реальное существование его по вышеуказанным причинам считается маловероятным.

Ответ:

1. Наукообразный стиль - поверхностная имитация научного стиля в обиходной, а иногда и научной речи. Термин обозначает не функциональную разновидность языка, а речь, нарушающую литературные стилистические нормы.

Любой стиль характеризуется внеязыковыми (экстралингвистическими) признаками и собственно языковыми приметами.

Формальное сходство научного и имитирующего его наукообразного стиля (языковые приметы):

2. Научные дефиниции и комментарии к ним (Яйцо является одним из наиболее распространенных предметов в социально-трудовой и бытовой практике человека. Оно представляет собой сложную кривую замкнутую поверхность со сложным органическим наполнением; размером от 20 мм до бесконечности в длину ) , включающие общенаучную лексику (предмет, поверхность, явление, вещество, полусфера и др.) и книжную (является, ассоциируют, вышеуказанный и др.);

3. В лексике: использование терминологии, книжной лексики, специализация многозначных слов, отсутствие экспрессивной и разговорной лексики, точные лексические повторы, особенно в использовании терминов;

4. В синтаксисе: безличные (… более правильным было бы считать …) , неопреленно-личные (Часто используют образ яйца …) и обобщенно-личные конструкции, преобладание сложноподчиненных предложений с причинно-следственными, условными, временными отношениями; в морфологии: использование глаголов в связочной или вспомогательной функции (является, представляет собой, считается ); и др.

Однако в наукообразном стиле использование этих средств сопровождается нарушением речевых норм (несоответствие стиля предмету речи, нагромождение терминов, часто несочетаемых, злоупотребление клише, нагромождение цитат и др.).

5. Различие научного и наукообразного стилей (внеязыковых признаков):

Научный стиль предназначен для адекватной, объективной, точной, логически строгой передачи научной информации, аргументированного изложения современного знания.

Наукообразный стиль является следствием стилистической неловкости, непонимания природы научного стиля. связан с желанием говорящего придать вес своим словам, произвести впечатление на неподготовленную аудиторию или выполняет функцию камуфляжа путаной логики, недостаточных знаний, непродуманного содержания, отсутствия фактов.

6. В произведении Д. Пригова представлена подмена научного знания наукообразными суждениями, не имеющими реальных оснований и смысла. Выбор стиля не соответствует предмету описания. Рассуждение о ненаучных вещах в наукообразной форме служит для выражения авторской иронии относительно шаблонности, поверхностности общественных наук советской эпохи. Комизм подчеркивается смешением наукообразности и разговорно-бытовой лексики (В быту используется как корм для всех видов домашнего скота и человека в сыром виде, в виде яичницы, омлета, в вареном виде и т.п .)

Оценка:

по 2 балла за ответ на каждый пункт.

Итого: максимум - 12 баллов.

Предварительный просмотр:

КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ ТРЕТЬЕГО ТУРА

9 КЛАСС

А). А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

Б). Н.В. Гоголь «Страшная месть».

В). А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Г). А.С. Пушкин «Кавказский пленник».

Д). М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

  1. Соотнесите произведения фольклора и древнерусской литературы с именами композиторов, создавших оперы на материале данных произведений.

Слово о полку Игореве А.П. Бородин

Садко Н.А. Римский-Корсаков

Сказание о невидимом граде Китеже Н.А. Римский-Корсаков

Добрыня Никитич А.Т. Гречанинов

Повесть о Фроле Скобееве Т.Н. Хренников

  1. КЛАСС
  1. Определите, в каких произведениях русской литературы XIX века звучат приведенные ниже песни. Необходимо назвать произведение и его автора.

А). А.П. Чехов «Ионыч».

Б). И.С. Тургенев «Певцы».

В). А.Н. Островский «Бесприданница».

Г). Н.А. Некрасов «Песня Еремушке».

Д). А.Н. Островский «Гроза».

  1. Соотнесите произведения русской литературы XIX века с именами композиторов, создавших оперы на материале данных произведений.

Снегурочка Н.А. Римский-Корсаков

Демон А.Г. Рубинштейн

Борис Годунов М.П. Мусоргский

Пиковая дама П.И. Чайковский

Война и мир С.C. Прокофьев

  1. КЛАСС
  1. Определите, в каких произведениях русской литературы конца XIX - первой половины XX вв. звучат приведенные ниже песни. Необходимо назвать произведение и его автора.

А). В.Г. Короленко «Слепой музыкант».

Б). И.А. Бунин «Косцы».

В). М.А. Шолохов «Тихий Дон».

Г). М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Д). М. Горький «На дне».

В ландо

Дочери действительного статского советника Брындина, Кити и Зина, катались по Невскому в ландо. С ними каталась и их кузина Марфуша, маленькая шестнадцатилетняя провинциалка-помещица, приехавшая на днях в Питер погостить у знатной родни и поглядеть на «достопримечательности». Рядом с нею сидел барон Дронкель, свежевымытый и слишком заметно вычищенный человечек в синем пальто и синей шляпе. Сестры катались и искоса поглядывали на свою кузину. Кузина и смешила и компрометировала их. Наивная девочка, отродясь не ездившая в ландо и не слыхавшая столичного шума, с любопытством рассматривала обивку в экипаже, лакейскую шляпу с галунами, вскрикивала при каждой встрече с вагоном конножелезки... А ее вопросы были еще наивнее и смешнее...

— Сколько получает жалованья ваш Порфирий? — спросила она, между прочим, кивнув на лакея.

— Кажется, сорок в месяц...

— Не-уже-ли?! Мой брат Сережа, учитель, получает только тридцать! Неужели у вас в Петербурге так дорого ценится труд?

— Не задавайте, Марфуша, таких вопросов, — сказала Зина, — и не глядите по сторонам. Это неприлично. А вон поглядите, — поглядите искоса, а то неприлично, — какой смешной офицер! Ха-ха! Точно уксусу выпил! Вы, барон, бываете таким, когда ухаживаете за Амфиладовой.

— Вам, mesdames, смешно и весело, а меня терзает совесть, — сказал барон. — Сегодня у наших служащих панихида по Тургеневе, а я по вашей милости не поехал. Неловко, знаете ли... Комедия, а все-таки следовало бы поехать, показать свое сочувствие... идеям... Mesdames, скажите мне откровенно, приложа руку к сердцу, нравится вам Тургенев?

— О да... понятно! Тургенев ведь...

— Подите же вот... Всем, кого ни спрошу, нравится, а мне... не понимаю! Или у меня мозга нет, или же я такой отчаянный скептик, но мне кажется преувеличенной, если не смешной, вся эта галиматья, поднятая из-за Тургенева! Писатель он, не стану отрицать, хороший... Пишет гладко, слог местами даже боек, юмор есть, но... ничего особенного... Пишет, как и все русские писаки... Как и Григорьевич, как и Краевский... Взял я вчера нарочно из библиотеки «Заметки охотника», прочел от доски до доски и не нашел решительно ничего особенного... Ни самосознания, ни про свободу печати... никакой идеи! А про охоту так и вовсе ничего нет. Написано, впрочем, недурно!

— Очень даже недурно! Он очень хороший писатель! А как он про любовь писал! — вздохнула Кити. — Лучше всех!

— Хорошо писал про любовь, но есть и лучше. Жан Ришпен, например. Что за прелесть! Вы читали его «Клейкую»? Другое дело! Вы читаете и чувствуете, как всё это на самом деле бывает! А Тургенев... что он написал? Идеи всё... но какие в России идеи? Всё с иностранной почвы! Ничего оригинального, ничего самородного!

— А природу как он описывал!

— Не люблю я читать описания природы. Тянет, тянет... «Солнце зашло... Птицы запели... Лес шелестит...» Я всегда пропускаю эти прелести. Тургенев хороший писатель, я не отрицаю, но не признаю за ним способности творить чудеса, как о нем кричат. Дал будто толчок к самосознанию, какую-то там политическую совесть в русском народе ущипнул за живое... Не вижу всего этого... Не понимаю...

— А вы читали его «Обломова»? — спросила Зина. — Там он против крепостного права!

— Верно... Но ведь и я же против крепостного права! Так и про меня кричать?

— Попросите его, чтоб он замолчал! Ради Бога! — шепнула Марфуша Зине.

Зина удивленно поглядела на наивную, робкую девочку. Глаза провинциалки беспокойно бегали по ландо, с лица на лицо, светились нехорошим чувством и, казалось, искали, на кого бы излить свою ненависть и презрение. Губы ее дрожали от гнева.

— Неприлично, Марфуша! — шепнула Зина. — У вас слезы!

— Говорят также, что он имел большое влияние на развитие нашего общества, — продолжал барон. — Откуда это видно? Не вижу этого влияния, грешный человек. На меня, по крайней мере, он не имел ни малейшего влияния.

Ландо остановилось возле подъезда Брындиных.

1883


Всероссийская олимпиада школьников

Город Кострома

Школьный этап

2016 – 2017 г.г.

    Поставьте нормативное ударение, подчеркните слово с вариативным ударением:

включат, жалюзи, занята, черпать , оптовый, позвонит, балуясь, торты, шарфы, щавель, каталог, облегчить , газопровод, творог, обеспечение, откупорить, принудить, ходатайство,квартал.

За каждое слово – 0,5 балл + 0,5 балла за слово с вариативным ударением.

Итого: 10 баллов.

    Замените иноязычные слова антитеза, секьюрити, имитация, форс-мажор, паритет, кредо, брифинг русскими синонимами . Составьте по одному предложению с данными заимствованными словами.

Итого: 10,5 баллов.

    Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: поодаль, бездарь, живость, зараза.

2 балла за слово.Итого 8 баллов.

    В известном стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» имеются такие строки:

И внял я неба содроганье,

И горних ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье...

Что же означает выделенное словосочетание? Прокомментируйте каждое из трёх его слов. В чём стилистическая особенность этих слов?

1 балл за слово + 2 балла за стилистическую особенность.

Итого:5 баллов.

    Разъясните различия в значении следующих однокоренных слов (или покажите их, составив словосочетания с существительными) . Назовите лингвистическое понятие, объединяющее каждую пару:

Личный – личностный, представить – предоставить, артистический – артистичный, невежа – невежда, инженерный - инженерский.

Итого: 6 баллов.

    Соотнесите название знака препинания в левом столбце со сведениями о его происхождении в правом столбце.

Знак препинания

Этимология

I. Раньше этот знак назывался «удивительным».

2. Запятая

II. В.И. Даль связывает происхождение этого слова с глаголами запясть, запять, запинать – «останавливать», «задерживать».

3. Многоточие

III. Предполагают, что название этого знака препинания связано с диалектными названиями утёнка, гусёнка или лягушки.

IV. Образовано от слова ткнуть , «значок от укола, от приткнутия к чему остриём, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина» (В.И. Даль).

5. Кавычки

V. В переводе с французского термин означает «черта».

6. Восклицательный знак

VI. Под названием «знак пресекательный» слово отмечается уже в 1831 году в грамматике А.Х. Востокова.

    Назовите фразеологизмы, на базе которых образовались данные слова: наладиться, угробить, скалозуб, пустопорожний, смотаться, насобачиться, одурачить, взбелениться .Приведите пример из художественной литературы с одним из получившихся фразеологизмов.

Итого: 6 баллов

    К каким частям речи относятся и какую синтаксическую функцию выполняют выделенные слова в следующих предложениях? 1) Вон из комнаты! 2)Уйди вон из комнаты! 3) Прочь с глаз! 4)Уйди прочь с глаз! 5) Завели они новую прислугу, а старую прочь .

Итого:5 баллов.

9.Творческая работа: эссе на заданную тему.

Ниже представлены афоризмы и тезисы.В письменной форме докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний на выбор на основе жизненных наблюдений или прочитанного (объем эссе – не более одной страницы текста).

    Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны. (Гюстав Флобер).

    Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)

    Все победы начинаются с победы над самим собой. (Л.М.Леонов)

    Ошибка одного - урок другому. (Д.Рей)

    В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы: исключить из жизни дружбу - все равно что лишить мир солнечного света (Цицерон).

20 баллов

10 класс

Ключи

Задание 1.

Включ А т, жалюз И , занят А Е рпать, опт О вый, позвон И т, бал У ясь, т О рты, ш А рфы, щав Е ль; катал О г, облегч И ть, газопров О д, тв о р О г, обесп Е чение, отк У порить, прин У дить, ход А тайство, кварт А л.

За каждое слово – 0,5 балла + 0,5 балла за слово с вариативным ударением

Итого: 10 баллов

Задание 2.

Антитеза - противопоставление, секьюрити - охранник, телохранитель, имитация – подделка, форс-мажор - неожиданное обстоятельство, паритет – равенство, кредо - взгляды, убеждения, брифинг - краткая пресс-конференция

За каждый синоним– 0,5 балла. За предложение по 1 баллу.

Итого: 10,5 баллов

Задание 3.

Современное членение

Историческое членение

по-о-даль; приставка о- та же, что и в словах окрест, около, обок

без-да-рь; корень да тот же, что и в глаголе дать; -рь- суфф. со значение лица, ср.: звонарь, рыбарь

жи-в-ость: жи-тьжи-в жи-в-ой жи-в-ость; ср.: рез-в-ый, трез-в-ый, черст-в-ый

за-раз-а; ср. заразить, поразить

2 балла за слово. Итого 8 баллов

Задание 4.

Дольний (отдол, "низ") вообще означает "нижний", но здесь его надо понимать как "земной". Прозябание - "произрастание". Словом лоза здесь обозначается молодой (гибкий) побег всякого растения.

Таким образом всё выражение буквально означает "произрастание земной поросли": т. е. говорящий увидел и то, как содрогается небо, и как в его выси летают ангелы, равно как и то, как плавают в пучине морские обитатели и как растёт у самой земли трава.

Эти слова - церковнославянизмы, придающие стихотворению возвышенный стиль с ярко выраженным библейским колоритом. Это особенно актуально по той причине, что герой стихотворения (поэт) явно сравнивается с библейскими пророками.

1 балл за слово + 2 балла за стилистическую особенность

Итого: 5 баллов

Задание 5.

Личный автомобиль, личное мнение -личностное начало, личностный потенциал;

Предоставить 1. Отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо. 2. Дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться. Примеры: 1) предоставить кредит, заём, концессию, помощь, место, участок, помещение, удобства, должность; предоставить себя воле волн, течению; 2) предоставить возможность, выбор, права, независимость, слово.Представить: 1. Предъявить, сообщить что-либо кому-либо. 2. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо. 3. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо (о награде, повышении по службе и т. п.). 4. Воспроизвести в мыслях, вообразить кого-что-либо (обычно со словом «себе»). 5. Изобразить, показать кого-что-либо. Примеры: 1) представить документы, отчёт, заключение, факты, доказательства, список, справку, рукопись; 2) представить гостя, нового сотрудника, дебютанта, научный труд, характеристику; 3) представить к награде, к званию, на соискание премии.Артистическая жизнь, судьба, артистические способности, наклонности - артистичный ребёнок, артистичная поза, артистичное поведение.

Невежа – невоспитанный, грубый человек; невежда – малообразованный, малознающий человек.

Инженерный - технический; связанный с деятельностью инженеров (инженерный факультет; инженерные кадры; инженерная профессия; инженерное дело; инженерные войска); инженерский - относящийся к инженеру, принадлежащий, свойственный ему (инженерский диплом, дом, сын).

Это паронимы.

1 балл за пару однокоренных слов + 1 балл за термин.

Итого: 6 баллов.

Задание 6.

.Знак препинания

Этимология

2. Запятая

3. Многоточие

5. Кавычки

6. Восклицательный знак

1 балл за знак препинания. Итого 6 баллов.

Задание 7.

Наладиться - пойти на лад, угробить - вогнать в гроб, скалозуб - скалить зубы, пустопорожний - переливать из пустого в порожнее, смотаться - смотать удочки, насобачиться - собаку съесть, одурачить - оставить в дураках, взбелениться - белены объесться.

0,5 балла за фразеологизм + 2 балла за пример из литературы.

Итого: 6 баллов

Задание 8.

1), 3) – в значении приказания, требования уйти слова вон и прочь являются императивными междометиями и не являются членами предложения;2), 4) – в значении «наружу», «в сторону какого-либо места» слова вон и прочь принадлежат к разряду обстоятельственных наречий и выступают в роли обстоятельств;5) – при отсутствии глагола обстоятельственное наречие прочь выступает в роли сказуемого.

По 0,5 за правильно названную часть речи и 0,5 балла за синтаксическую функцию.

Итого: 5 баллов.

Задание 9 .

Критерии оценивания

Критерий

Параметры

Баллы

Всего

Высказаны тезисы и приведены аргументы по заявленной теме, рассмотрены подходящие примеры

Высказаны тезисы, но аргументация присутствует не всегда и/или спорна, примеры приводятся непоследовательно

Высказаны тезисы и частично приведены аргументы, конкретные примеры

Высказаны тезисы

Высказаны отдельные мысли

Высказаны несвязные мысли

Композиция

Стройная композиция, логических ошибок нет

Стройная композиция, наблюдаются отдельные логические ошибки

Есть композиционные и логические нарушения

Композиционные и логические на рушения значительны

Композиционные и логические нарушения значительны, иногда мысль непонятна

Композиционные и логические нарушения значительны, мысль непонятна

Орфографическая, пунктуационная и речевая грамотность

(ведется общий счет ошибок)

1-2 ошибки

3-4 ошибки

5-6 ошибок

7-8 ошибок

9 ошибок

Более 9 ошибок

Итого: 20 баллов

Максимальное количество баллов 76,5

Таблица баллов

Вопрос

Максимальное количество баллов

ИТОГО

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Расставьте ударения в словах:

БАНТЫ, ГРАЖДАНСТВО, ЖАЛЮЗИ, СВЕКЛА, КВАРТАЛ, МОЗАИЧНЫЙ, БРАЛА, ЗАКУПОРИТЬ, ЗАНЯТА, КРАСИВЕЕ

2. Определите значение выделенных слов. К какой группе слов они относятся?

Купила два аршина сукна.

До города пять вёрст.

Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал . (А.С.Пушкин)

(по 1 баллу за каждое слово, 2 б. за определение группы слов- макс. 5б.)

3. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами.

Ланиты, десница, перси, длань, зело, живот, ветрило, оратай, выя, чело.

(по 1 баллу за слово макс. 10б)

4. Образуйте форму именительного падежа множественного числа слудующих существительных: борт, директор, бухгалтер, договор, инженер, профессор, редактор, пристав, фельдшер, шофёр.

Поставьте в ней ударение.

(по 1 баллу за каждое слово - макс. 10б.)

5. Образуйте форму Родительного падежа множественного числа слудующих существительных: казахи, монголы, армяне, буряты, татары, вандалы, партизаны, солдаты, брелоки, места, рельсы, граммы, аршины, носки, чулки.

(по 1 баллу за слово макс. 15б)

6. Найдите слова с орфографическими ошибками, запишите их правильно:

коньюктура, дерматин, дикобраз, инциндент, компроментация, перетурбация, прецендент.

(по 2 балла за кождое исправленное слово макс. 10б.)

7. Как называются слова, бизкие по звучанию, но отличающиеся по значению и написанию? Составьте словосочетания с данными парами слов: здравница-здравица, невежа-невежда, патронаж-патронат, поделка-подделка, поступок-проступок, признание-признательность, проверка-поверка.

(по 1б. за каждое словосочетание, 1балл за термин макс. 15б.)

8. Определите лексическое значение следующих слов: БРОКЕР, ВАЛЮТА, ВАУЧЕР, ДЕБИТОР, ДЕНЬГИ, КОНТРАКТ, КРЕДИТОР, ПРИБЫЛЬ, ПРОДЮСЕР, ТОВАРООБОРОТ.

(по 1 баллу за слово макс. 10б)

9. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

Птичка в руке стоит двух в кустах.

Просто, как пирог.

Возить уголь в Ньюкасл.

Хранить в вате.

Холодный, как огурец.

Называть лопату лопатой.

Птицы одинакового оперенья держатся вместе.

У него ещё за ушами не просохло.

Для каждой собаки наступит её день.

Не стоит пороха и дроби.

Чёрная овца в семье.

(по 1 баллу за каждый фразеологизм макс. 11б)

10. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

ПЕСЕННИК, ПОДЪЁМНИК, СПУТНИК, ТЕЛЯТНИК, УДАРНИК.

(2б. слово и 2б. за аргументацию макс.4 балла)

ВСЕГО МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ-100.

    бАнты, граждАнство, жалюзИ, свЁкла, квартАл, мозаИчный, бралА, закУпорить, занятА, красИвее.

    историзмы. Аршин равен 0,711 метра, верста-немного более 1км (500 саженей) сажень-2, 134 метра (3аршина).

    Ланиты - щеки, десница – правая рука, перси - грудь, длань- ладонь, зело - очень, живот- жизнь, ветрило- парус, оратай - пахарь, выя – шея, чело – лоб.

    борт-бортА, директор-директорА, бухгалтер-бухгАлтеры, договор-договОры, инженер-инженЕры, профессор-профессорА, редактор-редАкторы, пристав-прИставы, фельдшер-фельдшерА, шофёр-шофЁры.

    казахи-казахов, монголы-монголов, армяне-армян, буряты-бурят, татары-татар, вандалы-вандалов, партизаны-партизан, солдаты-солдат, брелоки-брелоков, места-мест, рельсы-рельсов, граммы-граммов, аршины-аршин, носки-госков, чулки-чулок.

    коньюНктура, дерматин, дикобраз, инцидент, компрометация, пертурбация, прецедент.

    ПАРОНИМЫ. Подмосковная здравница-здравица в честь юбиляра, полный невежда в литературе - грубиян и невежа, патронаж новорождённых и больных – мероприятие под патронатом мэра города, поделки из древесины – подлинник и подделка, смелый поступок – проступок заслуживает наказания, всеобщее признание – выразить признательность, произвести проверку – (в выражении) НА ПОВЕРКУ ОКАЗАЛОСЬ…

    Брокер-биржевой специалист, валюта-денежная единица той или иной страны, ваучер-приватизационный чек, дебитор-должник, деньги-особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, контракт-договор, соглашение со взаимными обязательствами сторон, кредитор-заимодавец, прибыль-сумма, на которую доход превышает затраты, продюсер-владелец кинофирмы, музыкальной студии; товарооборот-процесс обращения продуктов труда.

Птичка в руке стоит двух в кустах- лучше синица в руках, чем журавль в небе

Просто, как пирог-как дважды два

Возить уголь в Ньюкасл-ездить в Тулу со своим самоваром

Хранить в вате-беречь как зеницу ока

Холодный, как огурец-холоден как лёд

Называть лопату лопатой-называть вещи своими именами

Птицы одинакового оперенья держатся вместе-одного поля ягоды или два сапога пара

У него ещё за ушами не просохло-молоко на губах не обсохло

Для каждой собаки наступит её день-будет и на нашей улице праздник

Не стоит пороха и дроби-овчинка выделки не стоит

Чёрная овца в семье-в семье не без урода или паршивая овца в стаде

10. «Лишнее» слово – ПОДЪЁМНИК, так как только оно является однозначным и не может обозначать и одушевлённое лицо, и неодушевлённый предмет.

На этой странице представлен материал, полезный как для учителя русского языка, так и для всех учащихся 10 класса. Ученики смогут закрепить пройденный материал и подготовятся к участию в олимпиаде по русскому языку, решая задания, составленные на этом сайте.

Ниже представлены реальные примеры олимпиадных заданий разных типов: тестовые задания, открытые вопросы и задания творческого направления. Тренировочный комплект заданий может использоваться на уроках. Если ученик легко справился со всеми заданиями, значит он готов к олимпиаде и сможет добиться хорошего результата.

Также наш сайт поможет тем, кто готовится самостоятельно. Внизу страницы указаны правильные ответы и примеры решений, так что ученик сможете проверить себя.

Олимпиада по русскому языку 10 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. У какого из этих глаголов нет значения, связанного с высокой температурой?
А) нагреть
Б) огреть
В) подогреть
Г) прогреть
Д) разогреть

2. Какое слово образовано иначе, чем остальные?
А) подставка
Б) подборка
В) подножка
Г) подпорка
Д) подсечка

3. В какой из этих пар существительные надо поменять местами?
А) полынья – прорубь
Б) парк – лес
В) озеро – пруд
Г) река – канал
Д) такой пары нет

4. Выберите слово, которое относится только к одной части речи:
А) но
Б) уж
В) чай
Г) ведь
Д) мол

5. Какое существительное не может быть одушевлённым?
А) лицо
Б) субъект
В) тип
Г) сорт
Д) фрукт

6. Некоторые лингвисты считают, что русское слово «а-ля» (напр., «причёска а-ля Софи
Лорен») - это предлог. Каким падежом управляет этот предлог?
А) именительным
Б) родительным
В) дательным
Г) винительным
Д) творительным

7. В каком из данных ниже предложений допущена грамматическая ошибка?
А) В голосовании приняло участие значительно меньшее число избирателей, чем четыре
года назад.
Б) На утреннике были не только первоклассники, но и существенно более младшие дети.
В) В наши дни браки заключаются в значительно старшем возрасте, чем сто лет назад.
Г) Толстой был существенно старше Чехова, но умер на шесть лет позже.
Д) В предложениях 1)–4) грамматических ошибок нет.

8. В польском языке есть два слова, соответствующих русскому «что» - co (цо) и że
(же). Даны предложения, в которых слово «что» переведено на польский язык:
1. Мои друзья ещё не знают, что (co) случилось вчера.
2. Учительница думает, что (że) никто не списывает.
3. Я уже увидел, что (co) мне принёс Аркадиуш.

Даны ещё два предложения.
4. Я уверен, что здесь что-то не так.
5. Катажина догадывается, что ей напишет Войцех.
Как слово «что» в этих предложениях будет переведено на польский язык?
А) 4 - co, 5 - że
Б) 4 - że, 5 - co
В) 4 - co, 5 - co/że
Г) 4 - że, 5 - co/że
Д) 4 - co/że, 5 - że

9. В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» председатель Старкомхоза Гаврилин на торжественном митинге по случаю открытия старгородского трамвая говорит: «И я так думаю, товарищи, что этот трамвай, который сейчас выйдет из депа, благодаря кого он выпущен? Конечно, товарищи, благодаря вот вам, благодаря всех рабочих, которые действительно поработали не за страх, а, товарищи, за совесть». Какие места требуют исправлений?
А) из депа;
Б) благодаря кого;
В) благодаря вот вам;
Г) благодаря всех рабочих;
Д) не за страх.

10. Какие из этих слов можно понять как форму родительного падежа?
А) ничего
Б) немного
В) отчего
Г) полого
Д) полвторого

Открытые вопросы

Вопрос 1
Какой лексико-грамматической функцией объединены приведенные ниже слова? Дайте им грамматическую характеристику. Значения каких из слов вам известны?
Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака.

Вопрос 2
Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?

Вопрос 3
Поставьте ударения в следующих словах.
Баловать, газопровод, жалюзи, заржаветь, завсегдатай, кашлянуть, красивее, иначе, дремота, квартал.

Вопрос 4
Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.
Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.
Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:
Опека, афера, челн, новорожденный.

Вопрос 5
В каких словах ударение падает на последний слог?
Жалюзи, газопровод, ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог.

Творческие задания

Задание 1
Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.

Задание 2
Кофий, кофь, кохей, кохвай. Это названия известного вам напитка.
Прочитайте приведённые в задании предложения и установите, почему это слово «выпало» из ряда имен существительных нарицательных, неодушевленных, относящихся к среднему роду:
— «Кто чорный кофь пьет – ков на Бога кует».
— «Ани ево за дубовый стол сажали, ани его чаем, кохваем поили»
— «Пойдут чаи, кофеи…»
— «Готов кофий?» («Вишневый сад»)
Определите род этого слова в современном русском языке. Приведите примеры.

Задание 3
В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, Млечный — молоко, дерево — древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.
Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте

Задание 4
В современном русском языке известно слово «витать», то есть «двигаться, носиться в вышине».
Витать в облаках (также перен.: предаваться бесплодным мечтам, забывать о действительности).
Витать в мире мечтаний (перен.).
Но, как вы видите, все значения данного слова – переносные. Каково прямое значение слова «витать»

Задание 5
Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.
А) Мать любила и гордилась своим сыном.

В) Мемориальный памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент.

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Б В Б Г Г
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ А В Г А, Б, Г А, В, Г

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: Это слова-цветообозначения.
Это несклоняемые (неизменяемые) прилагательные; в предложении являются определением.
Индиго – синий цвет. Маренго – черный с серым отливом или черный с светлыми вкраплениями. Прюн – темно-лиловый цвет. Хаки – коричнево-зеленый. Пансе – темно-фиолетовый. Беж – светло-коричневый с желтоватым или сероватым оттенком. Электрик – ярко-синий цвет с сероватым оттенком. Массака – темно-красный цвет с синеватым оттенком.
Ответ на вопрос 2: Битый час – целый час.
Связано с боем часов, буквально «от одного боя часов до другого»
Ответ на вопрос 3: БаловАть, газопровОд, жалюзИ, заржАветь, завсегдАтай, кашлянуть, красИвее, инАче, дремОта, квартАл.
Ответ на вопрос 4: В двух словах пишется Е: опека, афера.
Ответ на вопрос 5: Во всех словах.
ЖалюзИ, газопровОд, ворожеЯ, позвонИт, нефтепровОд, каталОг

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1: Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.
Пример ответа на творческое задание №2 Слово кофе в современном русском языке мужского рода. Допускается — средний род.
Пример ответа на творческое задание №3 Слова с неполногласием пришли к нам в русский язык из старославянского. Наличие неполногласия – примета старославянизмов. Они считались словами торжественного высокого стиля.
Река Смородина – эпическая, зловещая река. Смородина – смрадная, пахнущая смрадом.
Пример ответа на творческое задание №4 Витать – жить, пребывать. ОБВитати – утрата корневого В – обитати. Витать – обитать – витальница (комната для жилья) – родственные слова
Пример ответа на творческое задание №5 А) Мать любила и гордилась своим сыном. — Мать любила своего сына и гордилась им.
Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
Свидетель показал, что видел …
В) Мемориальный памятник установлен на площади. — Памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент. — С ним произошел инцидент.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!