Олимпиада по русскому языку 10 кл. Олимпиадные задания по русскому языку (10 класс) на тему: К олимпиадам

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

10-11 КЛАСС


«olimp-10-11»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

10-11 КЛАСС

Максимальное время выполнения заданий: 180 минут

Максимальное количество набранных баллов: 100

1. Даны слова:

Утром небо ясно и прозрачно ,

Ночью звёзды смотрят так светло ;

Отчего ж в душе твоей так мрачно

И зачем на сердце тяжело ?

(А.К.Толстой)

5.

6. «зарубить на носу» и что это за «нос» в данной фразе?

А. Поднос – от глагола подносить перенос – от глагола переносить

7.

9. объясняющей конструкцией писатель, возчик «человек, который…».

Украинский

Русский

Украинский

Русский

сi к

дi м

пi сок

сi ль

кi т

кi сть

вечi р

Просмотр содержимого документа
«otvet- 10-11»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

201 6 -201 7 УЧЕБНЫЙ ГОД

ОТВЕТЫ

10 -11 КЛАСС

задания

Максимальный балл

Итого:

100 баллов

ПОДРОБНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ

1. Даны слова: краснота, чернота, лиловатый, розоватый, лермонтовед, шолоховед, минералогия, география, тарификация.

Эти слова можно разделить на две группы:

1. слова, образованные простым соединением значащих частей;

2. слова, у которых соединение значащих частей сопровождалось некоторым дополнительным преобразованием (одним и тем для всех слов этой группы).

Определите, в чём заключалось это дополнительное преобразование. Запишите все слова, входящие во вторую группу.

Оценка: по 1 баллу за каждое правильное слово 2-ой группы (6 баллов); 4 балла – за объяснение дополнительного преобразования.

Итого: 10 баллов максимально.

Ответ. 1.Прилагательные лиловатый и розоватый образованны соответственно от прилагательных лиловый и розовый с помощью суффикса -оват-, как и многие другие. При простом соединении производящей основы и суффикса получилось бы: лил ововат ый и роз ововат ый . Существительные лермонтовед, шолоховед, минералогия, тарификация по общему правилу должны были бы иметь вид: лермонт ово вед, шолох ово вед, минерал оло гия, тариф ифик ация . У этих слов при соединении значащих частей оказываются рядом две сходные последовательности звуков, одна из которых выпадает. Такое явление называется наложение морфем (4 балла).

2. Лиловатый, розоватый, лермонтовед, шолоховед, минералогия, тарификация (6 баллов).

2. Перечислите гласные, которые могут чередоваться с нулём звуков, то есть быть «беглыми». Приведите по два примера на каждый случай.

Оценка: по 1 баллу за каждую гласную (4 балла); за каждый пример по 1 баллу (8 баллов)

Итого: 12 баллов максимально.

Ответ. «Беглыми» являются гласные О (рот-рта, уголок-уголка), Е (день – дневной, глупец – глупца), И (собирать – собрать, лисий – лисья), Ы (называть –назвать, втыкать – воткнуть)

3. Определите часть речи выделенных слов. Какую синтаксическую роль они играют? Какой морфемой является в них конечный гласный?

Утром небо ясно и прозрачно ,

Ночью звёзды смотрят так светло ;

Отчего ж в душе твоей так мрачно

И зачем на сердце тяжело ?

(А.К.Толстой)

Оценка: по 1 баллу за правильное определение части речи у выделенных слов; по 1 баллу за определение морфемы; по 1 баллу за определение синтаксической роли.

Итого: 11 баллов максимально

Ответ: Ясно, прозрачно – краткие прилагательные (2 балла) , О в их морфемном составе является окончанием, указывающим на форму среднего рода, единственного числа (1 балл) ; синтаксическая роль – составное именное сказуемое (1 балл) . Светло – качественное наречие (1 балл), производное от прилагательного светлый суффиксальным способом, О в этом слове - словообразующий суффикс (1 балл); наречие светло является обстоятельством (1 балл). С помощью суффикса О (1 балл) образованы от имён прилагательных также и слова мрачно и тяжел , но они являются иной частью речи – это слова категории состояния (2 балла) , выступающие в роли главного члена односоставных предложений (безличных) (1 балл).

4. Какие из данных слов являются старославянскими по происхождению? Почему?

Враг, брат, страна, ворота, шлем, хлеб, власть, предать, молоко.

Оценка: по 1 баллу за каждое правильно определённое слово (5 баллов); 3 балла – за объяснение.

Итого: 8 баллов

Ответ.

Слова враг, страна, шлем, власть, предать (5 баллов) являются старославянскими по происхождении, так как содержат неполногласные сочетания ра-, ла-, ре-, ле- в соответствии с русскими полногласными сочетаниями –оро-. –оло-, ере, -ело: враг –ворог, страна –сторона, шлем – шелом, власть – волость, предать –передать (3 балла).

5. Замените заимствованные слова русскими синонимами: традиция, атлет, банкротство, триумф.

Оценка: За каждое правильно угаданное слово – 1 балл.

Итого: 4 балла.

Ответ: Традиция (обычай), атлет (силач, крепыш), банкротство (разорение), триумф (победа, успех).

6. Прочтите сведения А и Б, объедините информацию и ответьте письменно на вопрос: что у древних русичей означала фраза «зарубить на носу» и что это за «нос» в данной фразе?

А. Поднос – от глагола подносить , означает «то, на чем подносят»; перенос – от глагола переносить , означает «то, при помощи чего переносят (слово на новую строчку)».

Б. Многие народы в древности при счете или для запоминания делали зарубки на палочках (бирках). Так велись календари, отмечались договоры купли-продажи, долговые обязательства. Бирки с зарубками известны у аборигенов Австралии, Африки, Центральной Америки. Существовали такие бирки и в Европе.

Оценка. За ответ на вопрос о значении фразеологизма – 5 баллов.

За ответ на вопрос, что обозначало слово «нос» – 5 баллов.

Итого: 10 баллов.

Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко, очень хорошо запомнить.

Нос – дощечка, палочка, бирка – предмет, на котором делали зарубки для лучшего запоминания.

Зарубить на носу означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсе­гда.

Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собствен­ном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древ­ности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.

7. Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло.

Оценка:

Итого: 4 балла.

За наличие аргумента (указание на значение слов, выстраивание однокоренного ряда) дополнительно 4 балла.

Максимально за выполненное задание – 8 баллов.

Сокровище – от скрыть, крыть, крою (то, что скрыто); крышка – от крыть, накрыть (то, что накрывают); покрывало – от покрыть, укрыть (то, чем покрывают); укрытие – от крыть, укрыть (то, где укрываются от чего-нибудь).

Слово кровавый происходит от слова кровь,а крыло – по-славянски крило, происходит от древнего праславянского корня, не родственного слову крыть.

8. Прочитайте отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». О каком лингвистическом явлении идет речь?

Еще нужно сказать, что дамы города N отличались, подобно многим дамам петербургским, необыкновенною осторожностию и приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: «я высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», а говорили: «я облегчила себе нос», «я обошлась посредством платка». Ни в каком случае нельзя было сказать: «этот стакан или эта тарелка воняет». И даже нельзя было сказать ничего такого, что бы подало намек на это, а говорили вместо того: «этот стакан нехорошо ведет себя» или что-нибудь вроде этого. Чтоб еще более облагородить русский язык, половина почти слов была выброшена вовсе из разговора, и поэтому весьма часто было нужно прибегать к французскому языку, зато уж там, по-французски, другое дело: там позволялись такие слова, которые были гораздо пожестче упомянутых.

Максимальный балл за выполненное задание – 10 баллов.

Ответ. В ответе учащегося есть ключевые слова, которые он использовал для объяснения.

Речь в этом отрывке идет о табу – запрете на употребление какого-либо слова, связанном с религиозными, культурными, социально-политическими, этическими или эмоциональными причинами. В данном случае имеется этическая причина: слова, которые кажутся дама города N неприличными, заменяются допустимыми, с их точки зрения, эвфемизмами или французскими словами, которые в глазах дам, независимо от значения, являются принадлежностью высокого стиля .

9. Производные слова можно объяснить при помощи слов, от которых они образованы (исходных слов), составляя с ними фразы, например: писатель – «человек, который пишет»; возчик – «человек, который возит»; читальня – «место, где читают»; стульчик – «маленький стул» . Часть объясняющей фразы, остающуюся, если отбросить исходное слово, называют объясняющей конструкцией для рассматриваемого слова. Слова писатель, возчик имеют одну и ту же объясняющую конструкцию: «человек, который…».

Даны глаголы, образованные от существительных или прилагательных: озорничать, глохнуть, голодать, лодырничать, пилить, звереть, свирепеть, нуждаться, хамить, горевать, каменеть, рыбачить, блаженствовать, бороновать, толстеть, бинтовать, столбенеть, сверлить.

а) Сгруппируйте эти глаголы в таблицу таким образом, чтобы в пределах каждой группы для всех глаголов подходила одна и та же объясняющая конструкция. Озаглавьте колонки таблицы (количество колонок значимо для ответа) наименованием объясняющей конструкции.

б) Укажите, при помощи каких образовательных средств образованы глаголы каждой группы.

Оценка: за правильное определение каждого глагола в нужную группу по 0,5 балла (9 баллов); за определение каждой группы по 1 баллу (5 баллов); за определение словообразовательных средств по 1 баллу за группу (5 баллов).

Итого: 19 баллов максимально

Ответ.

    Если проанализировать определения производных глаголов через исходные слова и выявить их общий смысловой костяк, то можно выделить пять объясняющих конструкций (5 баллов – по 1 баллу за каждую группу):

совершать действие, свойственное…

становиться…

испытывать…

действовать с помощью…

становиться похожим на …

озорничать, лодырничать, хамить, рыбачить

глохнуть, свирепеть, толстеть

голодать, нуждаться, горевать, блаженствовать

пилить, бороновать, бинтовать, сверлить

звереть, каменеть, столбенеть

2. Глаголы каждой группы образованы при помощи суффиксов: глаголы 1 группы: -ать, -ничать, -ить; глаголы 2 группы: - нуть, -еть; глаголы 3 группы: -ать, -аться, -евать, -овать; глаголы 4 группы: -ить, -овать; глаголы 5 группы: -еть, -енеть (5 баллов – по 1 баллу за каждую группу)

10. Сравните соответствующие слова украинского и русского языков и заполните пропуски в таблице.

Украинский

Русский

Украинский

Русский

сi к

дi м

пi сок

сi ль

кi т

кi сть

вечi р

Оценка: за каждое верно указанное слово – 1 балл.

За наличие объяснения причины чередования – 2 балла.

Итого: 8 баллов.

Украинский

Русский

Украинский

Русский

сi к

д i д

дi м

пi сок

сi ль

соль

кi т

кi сть

в i тер

вечi р

Русские о и е , ё заменяются на украинское i , если они не выпадают при изменении слова, в противном случае (сон – сна, овёс – овса, песок – песка, вечер – вчера) они сохраняются и в украинских словах. Вместо ё в украинских словах – е .

Просмотр содержимого документа
«trebovaniya_russkiy_7-11»

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО русскому языку
В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

7 – 11 классы

2016-2017 учебный год

    Принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий.

При разработке заданий учитывалось, что в целом участники Олимпиады муниципального этапа должны продемонстрировать:

    владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.);

    знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;

    знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;

    знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте;

    знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;

    навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;

    знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;

    знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности;

    элементарную осведомленность в области истории русского языкознания; коммуникативные умения и навыки;

В то же время для разных возрастных групп на муниципальном этапе учтены следующие особенности.

7-8 классы

Для данной возрастной группы решаются следующие конкретные задачи:

1) привлечение широкого круга участников,

2) дифференциация участников по степени подготовки,

3) умение анализировать языковой материал, сравнивать, делать выводы,

4) выявление одаренных и интересующихся лингвистикой детей и создание условий для их поддержки.

Задания отражают следующие разделы: фонетика, орфоэпия, состав слова, лексика, морфология, синтаксис в современном состоянии и исторической ретроспективе.

На муниципальном уровне участникам 7 – 8 классов предлагается выполнить 7-10 заданий, время выполнения – полтора астрономических часа (90 минут).

Предлагается один (общий) комплект заданий для учащихся 7-8 классов, так как это позволит лучше дифференцировать учащихся и выявить среди семиклассников лингвистически одаренных детей.

Определение победителей и призеров как на школьном уровне, так и на муниципальном уровне, следует проводить отдельно в каждой параллели – в 7 и в 8 классе.

9-11 классы

При составлении заданий в 9-11 классах решаются следующие задачи:

Дифференциация участников по степени подготовки, умению анализировать языковой материал, сравнивать, делать выводы,

Формирование круга учащихся для подготовки к участию в олимпиаде регионального и всероссийского уровней,

Выявление одаренных детей и создание условий для их поддержки.

Количество заданий в 9-11 классах - 10-12 заданий, время выполнения 3 астрономических часа (180 минут).

Определение победителей и призеров как на школьном, так и муниципальном уровнях, следует проводить отдельно в каждой параллели – в 9, 10, 11 классах.

2. Материально-техническое обеспечение для выполнения олимпиадных заданий

Для проведения муниципального этапа Олимпиады по русскому языку требуется здание школьного типа с классами по 15 столов; достаточное количество экземпляров заданий, чистая бумага для черновиков, авторучки, скрепки или степлер. Для составления рейтинга участников Олимпиады желательно использовать компьютер (ноутбук) с программой MS Excel или её аналогом. Для тиражирования материалов необходим ксерокс или принтер. Наличие в аудитории дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д.) исключается.

В здании, где проводится Олимпиада, должен быть оборудованный всем необходимым медицинский пункт с дежурным врачом во время проведения Олимпиады.

    Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады.

Список литературы, Интернет-ресурсов и других источников для использования при составлении заданий школьного и муниципального этапов.

1) Научная и методическая литература

А) Основная литература:

    Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 1. М.: Просвещение, 2008.

    Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2. М.: Просвещение, 2009.

    Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 3. М.: Просвещение, 2011.

    Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 4. М.: Просвещение, 2012.

Б) Дополнительная литература:

    Введенская Л.А., Колесников Н. П. Этимология. М., 2004.

    Виноградов В.В. История слов: около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связанных. Отв. ред. Н.Ю. Шведова, М., 1994.

    Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах. М., 2013.

    Панов М.В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. М., 2007.

    Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М., 2010.

    Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М., «Аванта+», 2000.

2) Специализированные словари, которые могут быть использованы для составления заданий:

    Алексеева Л.М. и др. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М., 2006. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М., 2004.

    Березович Е.Л., Галинова Н.В. Этимологический словарь русского языка. 7-11 классы. 1 600 слов, происхождение, исторические связи. M., 2013.

    Бобылев В.Н. Краткий этимологический словарь научно-технических терминов. М., 2004.

    Бурцева В.В. Словарь наречий и служебных слов русского языка. М., 2007.

    Буцева Т.Н. и др. Новые слова и значения. ТТ. 1-2. СПб., 2009.

    Введенская Л.А. и др. Словарь синонимов и антонимов русского языка. М., 2008.

    Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. М., 2002.

    Гильбурд А.М. Словарь описательных синонимов русского глагола. Сургут, 2003.

    Глинкина Л.А. Современный этимологический словарь русского языка. Объяснение трудных орфограмм. М.-Владимир, 2009.

    Горбачевич К.С. Современный орфоэпический словарь русского языка. М., 2009.

    Епишкин Н.И. Краткий исторический словарь галлицизмов русского языка. Чита, 1999.

    Ефремова Т.Ф. Толковый словарь служебных частей речи русского языка. М., 2004.

    Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М., 2010 (обратный).

    Иванова Н.Н. и др. Словарь языка поэзии. М., 2004.

    Ким О.М. Словарь грамматических омонимов русского языка. М., 2004.

    Кожевникова Н.А. Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX-ХХ вв. М., 2000.

    Козлова Т.В. Идеографический словарь русских фразеологизмов с названиями животных. М., 2001. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М., 1986.

    Лепнев М.Г. Словарь непроизводных предлогов современного русского языка. СПб., 2009. Мгеладзе Д.С., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. Тбилиси, 1970.

    Окунева А.П. Русский глагол. Словарь-справочник. М., 2000.

    Окунева А.П. Словарь омонимов современного русского языка. М., 2002. Псковский областной словарь с историческими данными. Вып. 1- . Л., 1967-.

    Рогожникова Р.П. Словарь устаревших слов русского языка. М., 2005.

    Рут М.Э. Этимологический словарь русского языка для школьников. - М., 2008.

    Сазонова И.К. Толково-грамматический словарь русского языка. Глагол и его причастные формы. 2500 глаголов. 7500 причастий. М., 2002.

    Словарь русских народных говоров. Вып. 1- . М.-Л., Л., СПб., 1965- .

    Тамерьян Т.Ю. Историко-этимологический словарь латинских заимствований. Владикавказ, 2009. Успенская И.Д. Современный словарь несклоняемых слов русского языка. М., 2009.

    Федосов Ю.В. Идеографический антонимо-синонимический словарь русского языка. М., 2001.

3) Интернет-ресурсы

    http://www.rosolymp.ru/ - портал Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

    http://www.philologia.ru/ - учебный филологический ресурс, с помощью которого можно научиться читать тексты художественной литературы в форме решения увлекательных задач.

    www.etymolog.ruslang.ru - этимология и история слов русского языка.

Также могут быть использованы материалы с порталов http://gramota.ru, http://gramma.ru, http://slovari.ru, http://dic.academic.ru, http://ruscorpora.ru.

    Критерии и методики оценивания олимпиадных заданий.

По истечении времени выполнения заданий работы школьников собираются и сдаются в Оргкомитет, который производит обезличивание (кодирование) работ и передаёт их председателю жюри. Жюри проверяет и оценивает выполненные олимпиадные задания. Для объективности оценки олимпиадных работ (особенно на муниципальном уровне) не рекомендуется проверять одной группой из состава жюри всю работу от начала до конца. Рекомендуется групповая проверка одного задания во всех работах одной возрастной категории. Например: 1-я группа проверяет задание №1 во всех работах 9 класса; 2-я группа – задание №2 во всех работах 9 класса; 3-я группа – задание №3 во всех работах 9 класса и т.д. по работам всех классов. Оргкомитет суммирует результаты выполнения каждого задания в работе, таким образом определяется общее количество баллов по результатам выполнения всей работы в целом. Оргкомитет выстраивает рейтинг, проводит декодирование работ участников, жюри определяет победителей и призёров Олимпиады.

    Процедура регистрации участников олимпиады.

Все участники олимпиады проходят в обязательном порядке процедуру регистрации, для подтверждения правомочности участия в олимпиаде.

Перечень документов необходимых для регистрации:

      копия приказа о направлении обучающегося на муниципальный этап;

      паспорт или свидетельство о рождении;

      медицинский полис (оригинал);

      справка об эпидокружении.

    Показ олимпиадных работ, рассмотрение апелляций участников олимпиады.

Жюри совместно с оргкомитетом олимпиады осуществляет показ работ
и рассматривает апелляции участников.

      апелляция проводится в случаях несогласия участника Олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы;

      рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке;

      участнику олимпиады, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с критериями и методикой, разработанными Центральной предметно-методической комиссией;

      апелляция участника олимпиады рассматривается строго в день объявления результатов выполнения олимпиадного задания;

      для проведения апелляции участник олимпиады подает письменное заявление;

      заявление на апелляцию принимается в течение 1 астрономического часа после окончания разбора заданий и показа работ на имя председателя Жюри

      При рассмотрении апелляции присутствует только участник олимпиады, подавший заявление, имеющий при себе документ, удостоверяющий личность.

      По результатам рассмотрения апелляции выносится одно из следующих решений:

    об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов;

    об удовлетворении апелляции и корректировке баллов.

      критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат;

      решения по апелляции принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов председатель Жюри имеет право решающего голоса;

      решение по апелляции является окончательным и пересмотру не подлежит;

      проведение апелляции оформляется протоколами, которые подписываются членами Жюри и Оргкомитета;

      протоколы проведения апелляции передаются председателю Жюри для внесения соответствующих изменений в протокол и отчетную документацию;

      документами по проведению апелляции являются:

    письменные заявления об апелляциях участников олимпиады;

    журнал (листы) регистрации апелляций;

    протоколы апелляции.

Олимпиада по русскому языку

Задание 1 . Расставьте ударение в следующих словах: баловать, диспансер, завидно, звонишь, каталог, ремень, ходатайствовать, щавель, договор, положить.

Задание 2. В 19 веке министр просвещения адмирал-академик А.С. Шишков предлагал заменить заимствованные слова на исконно русские по происхождению, например «калоши» заменить «мокроступами». Однако эти слова не прижились. Проанализируйте следующие слова, их корни и подберите слова, синонимичные им в современном русском языке.

Ветродуй, лечезнание, рожекорч, шарокат, топталище.

Задание 3. Составьте словообразовательную цепочку, начальным и конечным звеном которой являлись бы слова вред и вредительствовать.

Задание 4. Замените выделенные слова синонимами-фразеологизмами:

а) Всю четверть он трудился усердно .

б) Денег в кошельке очень мало .

в) Соседнее село расположено совсем близко .

г) От мальчишек я бежал быстро .

д) Иванов работает здесь недавно .

Задание 5 . Ниже приведены пять предложений из произведений XIX века. Выпишите из них фрагменты, написание которых не соответствует нормам современной орфографии, и укажите современное написание.

Задание 6. Анаграмма – перестановка букв в слове, создающая новое слово (напимер, роман — норма). Составьте на основе данных слов новые.

Трепачка, цунами, кайма, адрес, колос.

Задание 7. К какой части речи относится слово «грустно» в приведенных примерах?

1) Мать грустно смотрела на детей.

2) Ожидание было грустно.

3) Мне грустно.

Задание 8. Подберите к данным словам антонимы.

Лёгкий, быстро, рай, лето, мягкий.

Задание 9. Какое слово нужно выбрать, чтобы в словосочетании была связь управление?

Писать__________а) медленно; б) не спеша; в) ночью; г) в тетради.

Задание 10. Составьте пословицы.

1. Два медведя в одной берлоге

А) не уживутся.

2. Худой мир

Б) либо покойник.

3. Бояться волков —

В) там три года куры не несутся.

4. Либо полковник,

Г) лучше краденого каравая.

5. Заработанный ломоть

Д) быть без грибов.

6. Грязь не сало:

Е) коли ты здеся.

7. Лучше не дари,

Ж) потер, она и отстала.

8. Не надо и беса,

З) там и мы с руками.

9. Где я лисой пройду,

И) да после не кори.

10.Где пирог с грибами,

К) лучше доброй драки.

Ответы на вопросы олимпиады

Задание 1 . Балов а ть, диспанс е р, зав и дно, звон и шь, катал о г, рем е нь, ход а тайствовать, щав е ль, догов о р, полож и ть (по 0,5 балла за каждое слово (всего 5 баллов).

Задание 2 . Вентилятор, медицина, улыбка, боулинг, дорога (по 1баллу за верный ответ (всего 5 баллов).

Задание 3. Вред – вредить – вредитель – вредительство – вредительствовать (по 1 баллу за каждый верный ответ (всего 5 баллов).

Задание 4. а) Всю четверть он трудился не покладая рук .

б) Денег в кошельке кот наплакал .

в) Соседнее село расположено рукой подать .

г) От мальчишек я бежал сломя голову .

д) Иванов работает здесь без года неделю .

Задание 5. Ниже приведены пять предложений из произведений XIX века. Выпишите из них слова, написание которых не соответствует нормам современной орфографии, и укажите современное написание.

1) Он уж и так 3 раза присылал спросить о здоровьи Натальи.

о здоровьи - о здоровье

2) Да, брат, чорт его знает, что-то во мне разладилось.

чорт - чёрт

3) В сих атаках отличал также себя и порутчик Милевский, получивший контузию в голову.

порутчик - поручик

4) Народ! ― сказала она, ― с такою душею ты еще не побежден Иоанном!

душею - душою

5) А потом первые робкие посещения, полу-слова, полу-улыбки, и недоумение, и грусть, и порывы, и, наконец, эта задыхающаяся радость…

полу-слова, полу-улыбки - полуслова, полуулыбки

По 1 баллу за каждое предложение, в котором верно определены все несоответствия и современные варианты. В предложении 5 требуется определить оба расхождения и привести их к современной норме; за это ставится 1 балл, иначе - 0 баллов.

Задание 6: перчатка, умница, майка, среда, сокол (1 балл за каждый правильный ответ).

Задание 7: 1)наречие. 2) краткое прилагательное. 3) категория состояния. (1 балл за каждый правильный ответ).

Задание 8: тяжёлый, медленно, ад, зима, твёрдый (1 балл за каждый правильный ответ).

Задание 9: писать в тетради (2 балла за верный ответ)

Задание 10: 1-а; 2-к; 3-д; 4-б; 5-г; 6-ж; 7-и; 8-е, 9-в; 10-з. (1 балл за каждый правильный ответ).

Максимальное количество баллов – 55 баллов.

На этой странице представлен материал, полезный как для учителя русского языка, так и для всех учащихся 10 класса. Ученики смогут закрепить пройденный материал и подготовятся к участию в олимпиаде по русскому языку, решая задания, составленные на этом сайте.

Ниже представлены реальные примеры олимпиадных заданий разных типов: тестовые задания, открытые вопросы и задания творческого направления. Тренировочный комплект заданий может использоваться на уроках. Если ученик легко справился со всеми заданиями, значит он готов к олимпиаде и сможет добиться хорошего результата.

Также наш сайт поможет тем, кто готовится самостоятельно. Внизу страницы указаны правильные ответы и примеры решений, так что ученик сможете проверить себя.

Олимпиада по русскому языку 10 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. У какого из этих глаголов нет значения, связанного с высокой температурой?
А) нагреть
Б) огреть
В) подогреть
Г) прогреть
Д) разогреть

2. Какое слово образовано иначе, чем остальные?
А) подставка
Б) подборка
В) подножка
Г) подпорка
Д) подсечка

3. В какой из этих пар существительные надо поменять местами?
А) полынья – прорубь
Б) парк – лес
В) озеро – пруд
Г) река – канал
Д) такой пары нет

4. Выберите слово, которое относится только к одной части речи:
А) но
Б) уж
В) чай
Г) ведь
Д) мол

5. Какое существительное не может быть одушевлённым?
А) лицо
Б) субъект
В) тип
Г) сорт
Д) фрукт

6. Некоторые лингвисты считают, что русское слово «а-ля» (напр., «причёска а-ля Софи
Лорен») - это предлог. Каким падежом управляет этот предлог?
А) именительным
Б) родительным
В) дательным
Г) винительным
Д) творительным

7. В каком из данных ниже предложений допущена грамматическая ошибка?
А) В голосовании приняло участие значительно меньшее число избирателей, чем четыре
года назад.
Б) На утреннике были не только первоклассники, но и существенно более младшие дети.
В) В наши дни браки заключаются в значительно старшем возрасте, чем сто лет назад.
Г) Толстой был существенно старше Чехова, но умер на шесть лет позже.
Д) В предложениях 1)–4) грамматических ошибок нет.

8. В польском языке есть два слова, соответствующих русскому «что» - co (цо) и że
(же). Даны предложения, в которых слово «что» переведено на польский язык:
1. Мои друзья ещё не знают, что (co) случилось вчера.
2. Учительница думает, что (że) никто не списывает.
3. Я уже увидел, что (co) мне принёс Аркадиуш.

Даны ещё два предложения.
4. Я уверен, что здесь что-то не так.
5. Катажина догадывается, что ей напишет Войцех.
Как слово «что» в этих предложениях будет переведено на польский язык?
А) 4 - co, 5 - że
Б) 4 - że, 5 - co
В) 4 - co, 5 - co/że
Г) 4 - że, 5 - co/że
Д) 4 - co/że, 5 - że

9. В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» председатель Старкомхоза Гаврилин на торжественном митинге по случаю открытия старгородского трамвая говорит: «И я так думаю, товарищи, что этот трамвай, который сейчас выйдет из депа, благодаря кого он выпущен? Конечно, товарищи, благодаря вот вам, благодаря всех рабочих, которые действительно поработали не за страх, а, товарищи, за совесть». Какие места требуют исправлений?
А) из депа;
Б) благодаря кого;
В) благодаря вот вам;
Г) благодаря всех рабочих;
Д) не за страх.

10. Какие из этих слов можно понять как форму родительного падежа?
А) ничего
Б) немного
В) отчего
Г) полого
Д) полвторого

Открытые вопросы

Вопрос 1
Какой лексико-грамматической функцией объединены приведенные ниже слова? Дайте им грамматическую характеристику. Значения каких из слов вам известны?
Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака.

Вопрос 2
Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?

Вопрос 3
Поставьте ударения в следующих словах.
Баловать, газопровод, жалюзи, заржаветь, завсегдатай, кашлянуть, красивее, иначе, дремота, квартал.

Вопрос 4
Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.
Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.
Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:
Опека, афера, челн, новорожденный.

Вопрос 5
В каких словах ударение падает на последний слог?
Жалюзи, газопровод, ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог.

Творческие задания

Задание 1
Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.

Задание 2
Кофий, кофь, кохей, кохвай. Это названия известного вам напитка.
Прочитайте приведённые в задании предложения и установите, почему это слово «выпало» из ряда имен существительных нарицательных, неодушевленных, относящихся к среднему роду:
— «Кто чорный кофь пьет – ков на Бога кует».
— «Ани ево за дубовый стол сажали, ани его чаем, кохваем поили»
— «Пойдут чаи, кофеи…»
— «Готов кофий?» («Вишневый сад»)
Определите род этого слова в современном русском языке. Приведите примеры.

Задание 3
В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, Млечный — молоко, дерево — древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.
Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте

Задание 4
В современном русском языке известно слово «витать», то есть «двигаться, носиться в вышине».
Витать в облаках (также перен.: предаваться бесплодным мечтам, забывать о действительности).
Витать в мире мечтаний (перен.).
Но, как вы видите, все значения данного слова – переносные. Каково прямое значение слова «витать»

Задание 5
Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.
А) Мать любила и гордилась своим сыном.

В) Мемориальный памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент.

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Б В Б Г Г
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ А В Г А, Б, Г А, В, Г

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: Это слова-цветообозначения.
Это несклоняемые (неизменяемые) прилагательные; в предложении являются определением.
Индиго – синий цвет. Маренго – черный с серым отливом или черный с светлыми вкраплениями. Прюн – темно-лиловый цвет. Хаки – коричнево-зеленый. Пансе – темно-фиолетовый. Беж – светло-коричневый с желтоватым или сероватым оттенком. Электрик – ярко-синий цвет с сероватым оттенком. Массака – темно-красный цвет с синеватым оттенком.
Ответ на вопрос 2: Битый час – целый час.
Связано с боем часов, буквально «от одного боя часов до другого»
Ответ на вопрос 3: БаловАть, газопровОд, жалюзИ, заржАветь, завсегдАтай, кашлянуть, красИвее, инАче, дремОта, квартАл.
Ответ на вопрос 4: В двух словах пишется Е: опека, афера.
Ответ на вопрос 5: Во всех словах.
ЖалюзИ, газопровОд, ворожеЯ, позвонИт, нефтепровОд, каталОг

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1: Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.
Пример ответа на творческое задание №2 Слово кофе в современном русском языке мужского рода. Допускается — средний род.
Пример ответа на творческое задание №3 Слова с неполногласием пришли к нам в русский язык из старославянского. Наличие неполногласия – примета старославянизмов. Они считались словами торжественного высокого стиля.
Река Смородина – эпическая, зловещая река. Смородина – смрадная, пахнущая смрадом.
Пример ответа на творческое задание №4 Витать – жить, пребывать. ОБВитати – утрата корневого В – обитати. Витать – обитать – витальница (комната для жилья) – родственные слова
Пример ответа на творческое задание №5 А) Мать любила и гордилась своим сыном. — Мать любила своего сына и гордилась им.
Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
Свидетель показал, что видел …
В) Мемориальный памятник установлен на площади. — Памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент. — С ним произошел инцидент.

Олимпиада по русскому языку для 10-11 классов

Общее время выполнения работы - 2 часа.

Вводная часть:

1. Задания можно выполнять в произвольном порядке. Однако н омер, присвоенный заданиям, менять нельзя, его следует указывать при письменном оформлении выполненного задания.

2. При оценивании выполненного задания учитывается орфографическая, пунктуационная, грамматическая и речевая грамотность его письменного оформления; за каждую допущенную ошибку снимается по 0,1 б.

    задание.

Расставьте ударение в словах

Кренить, заплесневеть, иконопись, перчить, оптовый, ломота, украинский, гастрономия, столяр, ходатайствовать, осведомить, исчерпать, пломбированный, бомбардировать, закупорить, красивее, завитый, кедровый, христианин, зубчатый.

    задание.

Назовите функции буквы Ё в русском языке. Что вы знаете о её происхождении?

В какие из приведённых ниже слов следует её вставить?

Аф...ра, добряч...к, ж…лчный, понож...вщина, оп...ка, тренаж...р, ман...рвы, перц...вый, св...кла, шоф...р, углубл…нный, одноврем...нный, размеж...ванный.

    задание.

Найдите производящие основы для указанных ниже слов (они даны в начальной форме). Определите способ словообразования для каждого слова и укажите словообразовательные средства. В чем заключается особенность некоторых из этих слов с учетом характера производящих основ?

Неосторожно, неотразимость, фокусничать, невнимательность, необходимо, бродяжничать.

    задание.

В предлагаемых примерах из современной художественной и публицистической литературы найдите видоизменённые крылатые слова; восстановите их исходную форму и определите их источник (произведение, автор). Каково происхождение выражения "крылатые слова"!

1. Звёзды, как известно, без особой нужды в небе не зажигаются. 2. Забор стоял прочно. И навсегда на нём запечатлелась (правда, местами потёртая) надпись о том, что вся правда в вине. 3. Я стоял посреди этой красоты и вдруг вспомнил строчку поэтессы. Она гордилась тем, что научила женщин говорить, а скульптор научил камни красноречиво молчать. 4. Они скептически смотрели на ветеранов и ничего не знали о той самой дубине, которая вдруг может подняться на врага. Их этому не учили. А жаль! 5. Мальчики уходили в неизвестность. А матери, понятно, - плакать и ждать. Все невечно, но - доколе матери тужить?

5 задание.

Замените запись с использованием цифр на буквенную запись. Сложные слова (числительные и прилагательные), в состав которых входят числительные, разберите по составу.

С 1983 года, 50-дневный, с 600 книгами.

6 задание.

В стихотворении Е. Баратынского "Водопад" встречаются два очень оригинальных оксюморона. Найдите их в приведённом ниже фрагменте и объясните, на чём они основаны. Звуковые особенности каких слов позволяют считать эти строки стихотворными? Передайте звуковой облик этих слов графически.

Как очарованный стою

Над дымной бездною твоею.

И, мнится, сердцем разумею

Речь безглагольную твою.

7 задание.

Определите коммуникативные функции вопросительных предложений в приведённых ниже фрагментах из произведения Ю.Казакова.

1. Уже занеся ногу в окно, Песков оглянулся на Лену.

- А ты что? - удивился он.

- Лезь, лезь, - грустно и нежно отозвалась Лена. - Покуришь, выходи, на рассвет

посмотрим.

2. Ему казалось, что она должна вот-вот выйти, вскрикнуть, увидев его, кинуться ему навстречу или притвориться рассеянной, равнодушной, спешащей куда-то. Что она? Как? Думает ли о нём, ждёт ли его так же, как он её? Или забыла?

3. Я увидел свой дом издалека, окна светились во тьме, желтили полосами снег, и так всё и звало к миру, к согласию, что думалось: "Ссориться перед лицом этой жестокой природы? Когда человек так покинут здесь, так одинок под ледяными сполохами и так, в сущности, должен быть нежен к другому человеку!"

8 задание.

Расставьте знаки препинания в предложении .

Перед вечером когда уже после многих споров и ошибок генералов зашедших не туда куда надо после рассылок адъютантов с противупоказаниями стало ясно что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет Кутузов огромная свита сопровождала его выехал из Красного и переехал в Доброе куда была переведена в нынешний день главная квартира.

9 задание.

Определите значение придаточной части и укажите, к какой части речи относится компонент, связывающий придаточную часть с главной, назовите его функцию в каждом предложении.

1. Из воды в глаза ударило солнце, словно под лодку вдруг подставили зеркало. 2. Иван Грозный любви народной не заслужил, хотя и пытались его когда-то изображать почти народным царем. 3. По преданию, где-то возле самого большого на Громотушке омута живет леший, отчего омут прозывается Лешачиным. 4. Города, сколь бы они ни различались между собою, не обособлены друг от друга. 5. Вам, дорогой Федор Ксенофонтович, завтра утром надлежит быть в Москве. Вы назначены командиром мехкорпуса, так что поздравляю. 6. Раз человек сознает свое истинное призвание, то удовлетворить его могут только религия, науки, искусства, а не эти пустяки.

10 задание.

Прокомментируйте высказывание академика Д. С. Лихачева, обосновав свою точку зрения.

Заставить аудиторию рассмеяться - значит наполовину убедить ее в своей правоте.

Ответы

1задание. КренИть, заплЕсневеть, Иконопись, пЕрчить, оптОвый, ломОта, украИнский, гастронОмия, столЯр, ходАтайствовать, освЕдомить, исчЕрпать, пломбирОванный, бомбардировАть, закУпорить, красИвее, завИтый, кедрОвый, христианИн, зубчАтый. (1 балл за правильный ответ. Итого: 20 б.)

2 задание. Каждая названная функция буквы - 1 б.

Всего:3 б.

История буквы ё - до 3 б.

Орфография: 1 слово - 1 б.

Всего: 7 б.

Итого: 13 б.

1. Буква ё обозначает а) звук [о] и б) указывает на мягкость предшествующего согласного звука (кроме шипящих и ц), если стоит после буквы, обозначающей согласный звук, в) Обозначает два звука [j] и [о], если стоит после Ъ и Ь, в начале слова или после букв, обозначающих гласные звуки.

2. Необходимость в букве ё появилась в русском письме примерно в XII - XIII вв, когда начал действовать закон изменения ударенного звука [э], находящегося в позиции после мягкого согласного перед твёрдым, в звук [о]. Например: [с"э]стры? [с"остры] Она была предложена Н.М. Карамзиным (по другой версии Е. Р. Дашковой) и впервые употреблена в печатном тексте в 1797 г. Это было слово "слезы" в сборнике стихотворений "Аониды" Н.М. Карамзина. По другой версии, это случилось раньше - в 1795 г. (сказка И.И. Дмитриева "Причудница").

3. Жёлчный и доп. желчный, тренажёр, манёвры и маневры, свёкла, шофёр, углублённый, размежёванный.

3 задание. Приставочным способом образованы слова: ненадолго от надолго ( приставка НЕ- ). Суффиксальным способом образованы слова: важничать – от важный ( суффикс –ИЧА -), вдумываться от вдуматься ( суффикс –ЫВА -). Особенностью слов недопустимо, объединяться , умничать является то, что для них в языке имеются две равноценные производящие основы: недопустимо - образовано от допустимо ( приставка НЕ- ) приставочным способом или от недопустимый ( суффикс -О ) суффиксальным способом; умничать – образовано суффиксальным способом от умник ( суффикс –А- ) или от умный ( суффикс – ИЧА - ); объединяться образовано суффиксальным способом от объединиться ( суффикс –Я-) или от объединять (суффикс СЯ ). Кроме того, можно отметить наличие чередования в случае образования умничать от умник (к//ч).

За каждый правильный ответ по 1 б. Итого: 6 б.

4 задание. Восстановление исходной формы выражения - 1 б. 5 = 5 б. Указание названия произведения - 0,5 б , его автора - 0,5 б . Всего:1 б. · 5 =5 б. 3. Происхождение выражения - до 1 б.

Итого: 5 б. + 5 б. + 1 б =11 б.

1 . "Послушайте! Ведь если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?" - первые строки стихотворения В.Маяковского "Послушайте!". 2. Истина в вине (In vino veritas) -выражение восходит к "Естественной истории" Плиния Старшего. Оно использовано А.Блоком в стихотворении "Незнакомка". 3. "Я научила женщин говорить" - из "Эпиграммы" А.Ахматовой. 4. "Дубина народной войны" - выражение из романа Л.Толстого "Война и мир". 5. "Доколе матери тужить., Доколе коршуну кружить" - из стихотворения А.Блока "Коршун".

2 Выражение восходит к Гомеру, в поэмах которого оно встречалось много раз. Н-р: "Между собой обменялись словами крылатыми тихо" (Гомер "Иллиада", "Одиссея").

5 задание. К восьмистам студентам, двухсоттысячный, в две тысячи семьдесят восьмом году. Дв/ух/сот/тысяч/н/ый: корни дв, сот, тысяч ; суффикс – н ; соединительный элемент (аналог соединительных гласных) – ух ; окончание – ый . Восьм/и/ст/ам: корни - восьм, ст ; окончания - и, ам; в основу не входят окончания.

За каждый правильный ответ по 1 баллу. Итого: 6 баллов.

6 задание. Объяснение каждого оксюморона - до 2 б.

2. Транскрипция каждого из 4-х слов - 0,5 б.

Итого: 6 б.

1. Оксюморон "сердцем разумею" основан на соединении слова "разумею" (понимаю (умом) со словом "сердце "; сердце же принято считать средоточием чувств, а не ума.

2. Оксюморон "речь безглагольная" основан на соединении слова "речь" (произносимое (сказанное), слова) со словом "безглагольная", однокоренным слову "глагол" (слово). В результате при буквальном прочтении этого сочетания рождается смысл "речь без слов // бессловесная речь // слова бессловесные"

3.[ cв jy - mв jy] ; [ твjэj - рзум’эjy]

В качестве правильного варианта может засчитываться знак как знаменателя, так и числителя.

7 задание. Каждый ответ оценивается баллами от 0 до 2 в зависимости от его правильности,

полноты и аргументированности. Итого: 6 б.

1. Собственно вопрос, адресован с целью получения ответа.

2. Вопрос формально обращён к себе, но по сути является непосредственной эмоциональной (сомнение, тревога) реакцией на предполагаемое (ожидаемое) событие.

3. Предложение имеет лишь форму вопроса, но передаёт утверждение. Это риторический вопрос (трансформируется в повествовательное предложение "Нельзя ссориться пред лицом этой жестокой природы").

8 задание. Перед вечером, когда уже после многих споров и ошибок генералов, зашедших не туда, куда надо, после рассылок адъютантов с противупоказаниями стало ясно, что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет, Кутузов (огромная свита сопровождала его) выехал из Красного и переехал в Доброе, куда была переведена в нынешний день главная квартира.

(Л. Н. Толстой)

По 1 б. за каждый знак препинания. Итого: 9 б.

9 задание. Все предложения являются сложноподчиненными:

1) с придаточным сравнения, словно - сравнительный союз, вводит придаточную часть;

2) с придаточным уступки, хотя (и) - уступительный союз, вводит придаточную часть;

3) с придаточным присоединительным, отчего - союзное слово (наречие, выступающее в функции союзного средства), вводит придаточную часть;

4) с придаточным уступки, сколь (ни) - союзное слово (наречие, выступающее в функции союзного средства), вводит придаточную часть;

5) с придаточным следствия, так что - подчинительный союз следствия, вводит придаточную часть;

6) с придаточным условия, раз… то - подчинительный союз условия, вводит придаточную часть.

По 1 б. за каждый правильный ответ. Итого: 12 б.

10 задание. 11 б.

Максимальный балл: 100 б.

В предложенном материале для проведения школьной олимпиады по русскому языку в 10 классе даны два этапа с 7-8 заданиями.

Олимпиада

РУССКИЙ ЯЗЫК

10 КЛАСС

1 этап

№1. Даны сложные числительные, встречающиеся в рукописях ХII – ХVI вв.: денегъ полудесята рубля; на полушестынадцати гривенки; полтретьядцать десятинъ.

Какие количества передавались этими числительными? Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа?

№2. В 1857 году в журнале «Экономический указатель» была опубликована статья, отрывок из которой приводится ниже:

«Отношение всех употребляемых букв к знаку … равно 17, то есть на всякие 17 букв причитается один …, на всякие 17 страниц, писаных или печатных, причитается одна страница для знаков…».

№3. В середине ХIХ века в России было сильным движение ревнителей чистоты русского языка – пуристов, которые провозглашали идею очищения отечественного языка от иноязычных заимствований и предлагали заменять в речи иностранные слова исконно русскими соответствиями. Их противники придумали анекдот, где ярким примером замены иноязычных слов может служить фраза:

Грядет хорошилище по гульбищу из ристалища на позорище в мокроступах.

Определите значение этой фразы, дайте ее «перевод».

№4. Чем с точки зрения морфологии отличается слово страшно в приведенных ниже предложениях? Поясните ваш ответ.

Ему было страшно.

Ему было страшно интересно.

Выражение его лица страшно.

№5. Укажите значения и происхождение фразеологизмов:

1) Паче чаяния . 2) Альма матер . 3) Ничтоже сумняшеся . 4) Нота бене . 5) Погибоша аки обре.

№6. Перепишите, оформив числительные словами:

Альбом с 678 иллюстрациями.

Стеллаж с 1785 книгами.

Поход продолжался 22 суток.

325-миллионный вклад.

Переписка с 88 странами.

№7. В чём необычность предложения из поэмы А. Пушкина «Полтава»?

На холмах пушки присмирев

Прервали свой голодный рев.

№8. Истолкуйте лексическое значение слов.

Ноутбук, секьюрити, санация, фитнес.

2 этап

№1. А.С. Пушкиным был записан следующий исторический анекдот:

«Через несколько времени на вопрос императрицын: что словарь? отвечали ей, что Академия дошла до буквы П. Императрица улыбнулась и заметила, что Академии пора было бы покой оставить» .

Объясните смысл ответа императрицы. О каком словаре, составлявшемся под патронажем Екатерины Великой,идет речь? Какими объективными причинами можно объяснить тот факт, что Академия надолго остановилась на букве П?

№2. Укажите источники приведенных ниже фразеологизмов. Дайте им толкование, придумайте с ними предложения.

Служить мамоне, метать бисер перед свиньями, отделить плевелы от пшеницы, на злобу дня.

№3. Сравните формы существительных во множественном числе: листы – листья, дерева – деревья, корни – коренья. Чем они различаются: значением, стилистической окраской, морфемным составом? Ответ аргументируйте. Проведите морфемный анализ слов листья, деревья, коренья.

№4. Докажите этимологическое родство слов препятствие, запятая, запинаться. А какой глагол может объяснить происхождение такого знака препинания, как точка?

№5. Чем объясняется комический эффект следующей фразы?

«На моём месте так поступил бы каждый», - сказал мастер спорта по самбо, успешно поступивший на филологический факультет.

№6. В данных ниже предложениях обозначена одна и та же ситуация: говорящий хочет, чтобы его собеседник ушел. Объясните, чем обусловлено многообразие использованных языковых средств – синтаксических, морфологических, лексических. Какие разряды односоставных предложений используются и решению каких задач они способствуют?

Не смею больше Вас задерживать. Мне нечего Вам больше сказать. По-моему, Вам пора идти. Вам, наверное, уже пора уходить? Прошу Вас, уйдите. Оставьте меня одного. Закрой дверь с той стороны. Уходи подобру-поздорову. Прочь с моих глаз! Убирайся вон!

№7. Известно, что глагол в форме инфинитива может быть любым членом предложения. Выпишите из приведённых ниже конструкций все случаи использования инфинитива в роли:

а) определения, б) дополнения, в) обстоятельства. На что, кроме вопроса, вы опирались при определении члена предложения?

Дрессировщик научил тигра прыгать через обруч. Мне захотелось немедленно уехать. Митингующие выступили с требованием увеличить заработную плату. Я пришел поблагодарить вас за помощь. Попытка подготовиться к экзамену за два дня успеха не принесла. Его пригласили войти. Пообещав вернуться через пару часов, он пропал на целый день. Они отправились в магазин купить чего-нибудь к ужину.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!