Описание переправа иллюстрация художник верейский. Картинки на тему «А.Т

Не каждый знает, что хотя первые главы знаменитой поэмы Твардовского были опубликованы в 1942 г., литературный герой под именем Василия Тёркина существовал еще в 1939 1940 гг., когда шла советско-финская война.

Тогда в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины» военными корреспондентами под руководством Н. Тихонова работали писатели и поэты С. Вашенцов, В. Саянов, Ц. Солодарь, А. Твардовский и Н. Щербаков. На одном из совещаний с работниками редакции было решено отвести в газете место для солдатского юмора, и с этой целью регулярно публиковать в газете развлекательные стихотворные фельетоны с рисунками. В них главным героем должен был стать бывалый, веселый, смекалистый и удачливый боец. Надо было придумать ему имя. Кто-то предложил имя будущему герою – Вася Тёркин. Были и другие предложения: Ваня Мушкин, Федя Протиркин и даже Вася Пулькин. В конце концов, после жарких дебатов, сошлись на имени Васи Тёркина.

Интересно, что большую часть фельетонов о Васе Тёркине в ленинградской газете написал тогда не Твардовский, а Николай Щербаков. Но уже в то время Твардовский написал знаменитые строчки, которые вошли потом в поэму с существенным изменением смысла. В 1939 г. Твардовский написал так:

Вася Тёркин? Кто такой?

Скажем откровенно:

Человек он сам собой

Необыкновенный.

Позднее, в 1942 г., в поэму эти строки вошли не со словом «необыкновенный», а со словом «обыкновенный»:

Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Выдуманная из солдатского лексикона фамилия Теркин не застраховала Твардовского от разного рода писем, которые приходили к нему от рядовых бойцов, сержантов и офицеров. Оказалось, что у Тёркина были однофамильцы, часть из которых писала поэту. Во многих письмах, кроме вопросов, были пожелания и замечания. Твардовский старался их учитывать и отвечать на всю почту. К концу войны поэма была закончена.

Тёркин стал для читателя любимым литературным образом, а сама поэма, получив всенародное признание, вошла в классику советской поэзии. За поэму «Василий Тёркин» Твардовского в 1946 г. удостоили Сталинской премии первой степени.

Сталинскую премию получил и художник Юрий Михайлович Непринцев в 1952 г. за картину «Отдых после боя» (192×300 см), написанную под впечатлением знаменитой поэмы Твардовского. Оригинал картины был подарен Мао Цзэдуну, но художник в 1953 году написал вторую авторскую версию картины для Георгиевского зала Московского Кремля, а в 1955 г. – третью версию для Государственной Третьяковской галереи.

Как сложилась судьба персонажа Твардовского в послевоенные годы? Со временем поэма неоднократно становилась литературной основой не только для моноспектаклей, но и для полновесных спектаклей, например на сценах МХАТ и Театра имени Моссовета. О Василии Тёркине был снят не только художественный, но и мультипликационный фильм. И хотя Тёркин, как признавался сам Твардовский, был плодом воображения, создания фантазии, ему в 1995 г. был воздвигнут памятник в центре Смоленска (скульптор А. Г. Сергеев). Скульптор увековечил не только вымышленного литературного героя, но и самого Твардовского, создавшего бессмертное литературное произведение.




Иллюстрация художника О. Верейского Тёркин – кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе. И чтоб знали, чем силён, Скажем откровенно: Красотою наделён Не был он отменной.






«О награде» Иллюстрация художника И. Бруни -Нет, ребята, я не гордый. Не заглядывая вдаль, Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль. На медаль. И то не к спеху. Вот закончили б войну, Вот бы в отпуск я приехал На родную сторону. Буду ль жив ещё? – Едва ли Тут воюй, а не гадай. Но скажу насчёт медали: Мне её тогда подай.


«О награде». Иллюстрация художника О. Верейского И явившись на вечёрку, Хоть не гордый человек, Я б не стал курить махорку, А достал бы я «Казбек» И сидел бы я, ребята, Там как раз, друзья мои, Где мальцом под лавку прятал Ноги босые свои. И девчонки на вечёрке Позабыли б всех ребят, Только слушали б девчонки, Как ремни на мне скрипят. И шутил бы я со всеми, И была б меж них одна… И медаль на это время Мне, друзья, вот так нужна!














21 июня - 105 лет со дня рождения известного русского поэта Александра Трифоновича Твардовского. Рассказываем о малоизвестных фактах из военных будней автора поэмы "Василий Теркин" и поэта-фронтовика Василия Глотова – прототипа героя этого популярного произведения.

Уроженец Алтайского края Василий Глотов – автор 35 книг стихов и прозы, мой старший друг и литературный наставник. Десятки лет мы жили по соседству во Львове. Не счесть наших долгих разговоров. В моей памяти навсегда отложилось многое из рассказанного Василием Ивановичем. Бережно храню записи о самых важных, поистине уникальных событиях, участником которых был Глотов.

Будучи тяжело больным и прикованным к постели, Глотов однажды сказал: "Саша Твардовский давно написал "Теркин на том свете» и умер, хотя мы с ним одногодки, а я что-то задержался на этом свете…".

Мне выпала горькая участь организовывать похороны писателя-фронтовика, провожать его в последний путь на Лычаковское кладбище во Львове. Глубоко символично, что впереди траурной процессии несли не только фотопортрет Василия Ивановича, но и увеличенный рисунок Ореста Верейского: Теркин, придерживая винтовку, сворачивает самокрутку. Не узнать Глотова в этом бойце нельзя…

слева направо – О.Верейский, А.Твардовский и В.Глотов на фронте в 1944 году

Текст, предлагаемый читателям, сложился из письменных и устных воспоминаний Василия Ивановича Глотова.

«…С Твардовским я познакомился ранней весной 1942 года. Как раз в то время во фронтовой газете «Красноармейская правда» начали печататься первые главы «Василия Теркина». В траншеях и землянках, на привалах и в медсанбатах часто приходилось встречать солдат и командиров, которые читали на память:

Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

В клубе маленького подмосковного городка собрались на совещание редакторы армейских и дивизионных газет, спецкорреспонденты и работники отделов пропаганды. Был здесь и Александр Трифонович в еще совсем новой шинели со шпалами в петлицах.

В перерыве я подошел к нему и, отрекомендовавшись, услышал в ответ:
– А я вас знаю.
Я усомнился.
– Знаю, знаю, – повторил Твардовский. – Недавно я побывал в одной дивизии на концерте армейской самодеятельности. Молодой автоматчик под баян исполнял вашу песню о разведчике. Хорошо получилось. И слова, и музыка мне понравились. А сейчас что-то есть при себе?

Я вынул из планшетки стихотворение "Другу" и подал ему. Он внимательно прочитал и, одобрительно кивнув, сказал:

– Вот что, товарищ Глотов: подберите еще несколько стихов и присылайте в «Красноармейскую правду». Напечатаем.

Потом поэт стал часто приезжать в нашу армию, и мы вместе отправлялись на передовую. Твардовский всегда говорил:

– Садись впереди и показывай дорогу.

Встречали нас гостеприимно. Александра Трифоновича обычно просили прочитать что-нибудь из «Василия Теркина». Он никогда не отказывался. Потом я брал двухрядку, исполнял шуточные частушки. Поэт широко улыбался и просил:

– Повтори, Вася, повтори!

Твардовский был очень наблюдателен и любопытен, хотел знать все в подробностях. Помню, где-то в смоленских лесах боец рассказал нам в землянке такой случай. Он много месяцев был на передовой, привык спать в шапке, не раздеваясь. Потом с легким ранением попал в медсанбат, а там – железная кровать, теплое одеяло и простыни! Но ему никак не спалось. Первые три ночи промучился без сна. И тогда пожилой санитар посоветовал ему на ночь надевать шапку. Он так и сделал. И что вы думаете? Стал спать очень крепко.

Александр Трифонович внимательно слушал пехотинца, задавал вопросы, кое-что уточняя. Недели через две приходит фронтовая газета. Разворачиваю и вижу очередную главу – "Отдых Теркина". Читаю:

То ли жарко, то ли зябко,
Не понять, а сна все нет.
– Да надень ты, парень, шапку, –
Вдруг дают ему совет.

И после четырех строф:

Видит: нет, не зря послушал
Тех, что знали, в чем резон:
Как-то вдруг согрелись уши,
Как-то стало мягче, глуше –
И всего свернуло в сон.

…Война продолжалась. Мы уже не раз спали под одной шинелью, мылись в уцелевших деревенских банях и пропустили не по одной фронтовой чарке. Александр Трифонович, хотя и был старше по званию, настоял, чтобы я называл его по-дружески просто Сашей.

Об истории "Василия Теркина" он говорил так:

– Когда я служил в финскую на Карельском перешейке, там у нас был популярным обобщенный образ советского воина Васи Теркина. Работали над ним многие поэты, в том числе и я. Мы старались показать удалого и находчивого бойца-фронтовика, его боевое мастерство и умение перехитрить белофинна. На этой же войне потребовался уже не Вася, а Василий Теркин – образ значительно более серьезный, солдат, который отвечает "за Россию, за народ и за все на свете".

Десятки раз я бывал с Твардовским в частях и ни разу не видел, чтобы он вынимал из кармана блокнот и записывал беседу. Что это – феноменальная память?

– Вообще-то я мало записываю, – согласился он. – Если какой-нибудь факт или боевой эпизод интересен, то он крепко запомнится, в стихах будет правдоподобным, убедительным. Многие удачные выражения для "Теркина" я подслушал и запомнил. Ведь если запросто беседуешь с бойцом, он обо всем рассказывает непринужденно. А если достанешь блокнот и начнешь записывать, солдат станет сдержанным, будет пытаться подбирать выражения. Но мне не "казенщина" нужна, а живая душа человека.

Теркин на знаменитом рисунке

…Утром 25 сентября 1943 года был освобожден Смоленск. В старину его называли "ключом государства Московского".

Сплошные развалины и закоптелые остовы городских зданий оставляли тяжелое впечатление. Твардовский взял меня с собой на хутор, где он нашел родителей. Трифон Гордеевич и Мария Митрофановна радовались долгожданной встрече с сыном.

Через день на площади, у памятника Кутузову, состоялся многотысячный митинг. Выступали освободители Смоленска и представители вновь созданных государственных органов. Поднялся на трибуну и Александр Трифонович. Говорил он взволнованно и доходчиво. Женщины плакали, вытирая глаза концами платков…

После этого мы встретились уже на территории Белоруссии недалеко от Витебска. Твардовский разыскал меня в полуразрушенной избе. Я только что дописал очерк в газету и собирался выехать в командировку в одну из действующих частей.

– А мне надо в танковую бригаду, – сказал Саша. – Едем вместе?

Танкисты разместились в землянках, в густом заиндевевшем лесу. Командир бригады полковник Гаев попросил Александра Трифоновича и меня выступить перед воинами в большой медсанбатовской палатке, временно служившей и клубом. Твардовского собравшиеся встретили возгласами:

– Почитайте "Теркина", он нам подходит!

Поэт прочитал две главы – "Переправу" и "Гармонь". Раздались дружные аплодисменты.

Потом в углу поднялся коренастый лейтенант и спросил, почему в последнее время "Теркин" стал реже появляться на страницах газеты, не думает ли автор на уже известных главах закончить "Книгу про бойца"?

– Нет, товарищи, не думаю, – улыбнулся Твардовский. – "Теркин" так же, как и вы, некоторое время приводит себя в боевой порядок. Воениздат начал выпускать отдельные главы массовым тиражом. Нужно было внести кое-какие исправления и дополнения. Этим я и занимался в последнее время, не написав ни одной новой главы. Но могу твердо заверить вас, что "Теркин" вместе с вами дойдет до Берлина.

Позже командир бригады рассказал Александру Трифоновичу, что у наших погибших воинов товарищи находили вместе с письмами из дома зачитанные газетные вырезки из "Теркина".

… Мы в Минске. На окраине города размещался лагерь военнопленных. Вид у фашистов был жалкий. Молодой начальник лагеря решил преподнести Твардовскому в подарок трофейную авторучку и часы, взятые в разбитом штабе немецкой дивизии. Поэт вежливо отказался от подарка.

– Это же трофеи, – уговаривал начальник лагеря.

– Все равно, – ответил Александр Трифонович. – Часы у меня есть, а немецкой ручкой не хочу писать "Теркина".

В полдень мы выехали в поле. Совсем недавно здесь колосились хлеба. Отступая, фашисты подожгли их. Вдали виднелись коробки городских зданий без крыш и окон, а в низине – подбитые танки и обгоревшие трупы врагов.

Александр Трифонович вдруг заговорил стихами:

Пройдется плуг по их могилам,
Накроет память их пластом.
И будет мир отрадным тылом
Войны, потушенной огнем.
И, указав на земли эти
Внучатам нынешних ребят,
Учитель в школе скажет: – Дети,
Здесь немцы были век назад.

Последний раз на фронте мы встретились в маленьком населенном пункте невдалеке от Балтийского моря. Редакция армейской газеты «На врага» занимала тогда замок Галинген. Вечером у меня в комнате Твардовский вынул из офицерской сумки книжку небольшого формата, написал несколько слов и сказал коротко:

– На память о войне.

Я принялся рассматривать подарок. Это было первое издание "Василия Теркина". Последние главы в него еще не вошли.

На титульном листе Александр Трифонович написал: "Василию Глотову, близкому родственнику В. Теркина, моему дорогому поэту и товарищу по войне. А. Твардовский. 1945 г. Замок Галинген. Восточная Пруссия".

– Спасибо, Саша! А что же я могу подарить тебе? Слушай, у меня есть портативная пишущая машинка. Возьми, Саша, пригодится.

– А у тебя есть другая?

– Нет, но будет. Комендант обещает.

– Тогда возьму.

Как оказалось, мы расстались надолго. Я часто перечитывал "Книгу про бойца" с автографом Твардовского, но как-то не придавал значения словам: "близкому родственнику В. Теркина". Таких родственников, как я, у него было много. Сотни фронтовиков узнавали в нем себя, черты своего характера.

…Наступили дни мира. Войска возвращались на Родину. Передислоцировалась на свою землю и наша армия. Года через два я в форме подполковника с группой львовских литераторов прибыл в Киев на съезд писателей Украины. В составе московской делегации был Твардовский. Мы дружески обнялись. А вечером собрались в гостиничном номере. За столом были Фадеев, Панферов, Малышко… Говорили о литературных делах, вспоминали о войне, которая обожгла каждого из нас.

Спустя несколько лет в "Детгизе" большим тиражом вышел "Василий Теркин" для школьников старшего возраста с прекрасными иллюстрациями Ореста Верейского. Был напечатан и портрет героя в красках. В Теркине я узнал себя и изумился: что же они натворили?!

Приехав как-то в Москву, я сразу же направился к Твардовскому в редакцию журнала "Новый мир". Встретил он меня тепло, по родному. Я тут же сказал:

– Напутали вы, братцы мои!

– Кто это "вы"? И что напутали?

– Вы – это ты и Верейский, – пояснил я. – Вместо портрета Теркина вы напечатали мою физиономию.

– Вот уж нет! – хитровато улыбнулся Саша. – Теркин каким был, таким и остался. Знаешь, по-моему ты очень похож на него. Бывало, сочиняя, я именно тебя представлял. Так что ничего не напутали.

Мы побывали у знакомых фронтовиков, вспомнили прошлые дни, боевых товарищей. Встречаясь со своими московскими друзьями, Твардовский представлял меня:

– Теркин!

Мне было неловко. Да, Орест Верейский рисовал меня в 1942 году, когда я был на стажировке в редакции фронтовой газеты. Я тогда отнекивался, так как не любил даже фотографироваться. Оказывается, он долго искал образ Теркина, показывал Твардовскому разные варианты, но тот отвергал их. Зато увидев на рисунке меня, обрадовался: "Вот это он! Таким я его и представлял".

В послевоенные годы во многих газетах публиковались статьи о работах Ореста Верейского, о портрете Теркина и его прототипе. Читатели заваливали меня письмами. Всех интересовали моя биография и то, как я стал Теркиным.

Отвечал им обычно коротко: ничего, мол, особенного во мне нет, просто повезло…

Часто довелось выступать по радио и телевидению, рассказывать о Твардовском и герое его поэмы. Тем не менее то просто на улице, то на литературных вечерах ко мне подходили люди и с любопытством спрашивали:

– Вы – Теркин?

– Ну что вы? – отшучивался я. – Теркин молодой и бравый, а я пенсионер уже…

Александр Трифонович, словно подслушав мои ответы, прислал мне в 1968 году оттиск с портрета Теркина, коротко написав: "Дорогой Василий Иванович! Поздравляю тебя с 50-летием нашей Армии от себя и от имени солдата, чье изображение на обороте:
Автор пусть его стареет,
Пусть не старится герой!
Обнимаю тебя. Твой А. Твардовский".

…Произошел со мной и удивительно курьезный случай. Вскоре после смерти Твардовского в 1971 году я приехал в Москву и хотел пройти на Новодевичье кладбище, где похоронен Саша. Милиционер у входа остановил меня: "Сегодня нельзя, приходите завтра". Я пытался объяснить, что прибыл из Львова специально, чтобы положить цветы на могилу Александра Трифоновича, что мы с ним подружились еще на фронте. Все было бесполезно. И вдруг оказавшийся рядом пожилой мужчина, глянув на меня, почти крикнул милиционеру: "Да это же Василий Теркин!". Тот посмотрел внимательнее и взял под козырек: "Простите, сразу не узнал. Проходите, пожалуйста".

другие презентации на тему «А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»»

«Александр Твардовский» - После окончания в 1939г. С дочерью Валей. 1936 г. Произведения о войне. В 1945 году была завершена работа над «Теркиным». Твардовский Александр Трифонович. Первое стихотворение было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнёзд. Василий Теркин. В следующем году Александр Трифонович получил Государственную премию за «Василия Теркина».

«Василий Тёркин поэма» - Обыкновенный солдат. Теркин - тертый, терпеливый. Настоящий солдат. Любимый герой. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. Все были охвачены тревогой: что дальше; удастся ли остановить немцев? Памятник А.Твардовскому и Василию Теркину в Смоленске. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством.

«Годы жизни Твардовского» - Член ВКП с 1940 года. Твардовский Александр Трифонович. Первое стихотворение было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнёзд. 1. Перед отлетом. Мать Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Советский писатель и поэт. 3. О памяти. Главный редактор журнала «Новый мир».

«Литература Твардовский» - 1910 - 1971. Семья А.Т.Твардовского. Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года на одном из хуторов небогатой Смоленщины в многодетной семье сельского кузнеца. Возглавляемый А. Твардовским журнал превратился в символ легальной оппозиции строю. Павел Трифонович Василий Трифонович. Рано приобщенный к крестьянскому труду, будущий поэт не сумел получить систематического школьного образования, но с детства обрел запас неизгладимых жизненных впечатлений и глубоких душевных привязанностей, навсегда пристрастился к чтению.

«Поэт Твардовский» - Здесь суровая правда о войне представлена глазами простого солдата. А.Т.Твардовский Страницы жизни и творчества. Одет был Саша в куртку, сшитую из овчины. А всего иного пуще Не прожить наверняка - Без чего? Память о Твардовском и Теркине жива. Смоленщина, хутор Загорье… Впервые имя Твардовского увидело свет 15 февраля 1925 года.

«Твардовский Василий Тёркин» - Он «не иной какой, не энский, безымянный корешок». Я счастлив тем, что я оттуда, Из той зимы, из той избы. В Теркине очень развито чувство национального самосознания. Василий Теркин. Личность в понимании поэта – это средоточие многообразных связей с людьми. Сама поэма несет в себе лучшие фольклорные традиции.

Фронтовое издание "Василия Теркина" (А. Гришунин)

Подготавливая академическое издание поэмы "Василий Теркин", я познакомился с многочисленными черновиками этого выдающегося произведения, с дневниками и письмами А. Твардовского. На основании изученных материалов мне хочется рассказать о первом издании "Книги про бойца".

Война застала А. Твардовского в глухой деревушке Грязи под Москвой, где он облюбовал место для спокойной работы над задуманной поэмой о Василии Теркине - веселом и мудром, удачливом бойце кратковременной финской кампании, завершившейся более чем за год до того, в марте 1940 г.

Воскресный день 22 июня резко нарушил эти планы: едва услыхав о нападении на нашу страну гитлеровской Германии, в переполненном поезде звенигородской ветки Твардовский выезжает в Москву. Получает назначение в армейскую газету. Многие сотни километров проходит фронтовой поэт Александр Твардовский вместе с боевыми частями Красной Армии по дорогам войны на особенно беспокойном, мобильном и во всех отношениях "жарком" Южном фронте. Он написал и напечатал много стихотворений и фронтовых очерков и совсем забыл об оставленной дома поэме, замысел которой уже не представлялся ему актуальным.

Но когда в июне 1942 г. ему пришла счастливая мысль продолжить поэму о Теркине, уже как о бойце новой, большой войны, работа сразу же приняла соответствующий военному времени фронтовой темп. С 4 сентября 1942 г. фронтовая газета "Красноармейская правда" одну за другой помещала на своих страницах главы возобновленной поэмы Твардовского. В то же время они печатались в московских журналах "Красноармеец" и "Знамя".

Считается, что впервые отдельным изданием "Василий Теркин" вышел в центральном издательстве "Молодая гвардия". Так, в примечаниях к новейшему шеститомному собранию сочинений А. Твардовского книжка "Молодой гвардии" представляется как "первое отдельное издание" поэмы "Василий Теркин" * . Так же представлено дело и в "Семинарии" П. С. Выходцева ** .

* (А. Т. Твардовский. Собр. соч. В 6-ти т. т. Т. 2. М., 1977, с. 419. )

** (П. С. Выходцев. А. Т. Твардовский. Семинарий. Д., 1960. )

Таким образом, почти неизвестен тот факт, что месяцем раньше, 25 ноября 1942 г. в издательстве фронтовой газеты "Красноармейская правда" было подписано к печати действительно первое издание знаменитой книги Твардовского. Вот его выходные данные: А. Твардовский. Василий Теркин. Книга про бойца. Библиотечка газеты "Красноармейская правда", вып. 16. Издательство газеты "Красноармейская правда". Действующая армия. Западный фронт. 1942. 104 стр.

Книжка отпечатана в Москве, в типографии "Гудок" (ул. Станкевича, 7). Тираж не указан. Издание книги приурочивалось к XXV годовщине Октября.

Тогда знаменитая поэма Твардовского не была еще создана в том виде, в каком она существует сейчас, однако автор, вероятно, считал ее на данном этапе законченной. Вслед за вступлением "От автора" в книгу вошло десять глав: "На привале", "Перед боем", "Переправа", "О войне", "Теркин ранен", "О награде", "Гармонь", "Два солдата", "О потере" и "Поединок".

Обложку и заставки к этому изданию сделал фронтовой художник Орест Георгиевич Верейский, ныне Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, творческое содружество которого с поэтом с этого времени становится постоянным. Художник создал впоследствии несколько серий замечательных иллюстраций к "Василию Теркину".


Обложка поэмы "Василий Теркин" (1942)?

Первое издание поэмы, выполненное для нужд фронта, стало теперь чрезвычайной редкостью. В Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина экземпляр этой книги хранится в Отделе редких книг, в коллекции А. К. Тарасенкова (1909 - 1956). На титульном листе - автограф: "А. Тарасенкову . Это первое издание поэмы. А. Твардовский. 17.111.47". Книгой и надписью Твардовский, надо думать, извещал Тарасенкова, автора специальных статей о "Теркине" * , о первом издании произведения.

* (См.: А. Тарасенков. О "Василии Теркине" А. Твардовского.- "Звезда", 1945, № 5 - 6; его же. Стихи и поэмы А. Твардовского.- В его кн.: Статьи о литературе, т. 2. М., 1958. )

В архиве поэта хранятся два экземпляра первого издания, присланные автором с фронта жене, Марии Илларионовне Твардовской, один за другим, с небольшим перерывом. Один из сборников обозначен поэтом как "первый экземпляр первого издания". "Пусть хоть немного порадует тебя, - писал А. Твардовский жене об этой книжке,- пусть она будет тебе моим большим письмом-отчетом за время после последней встречи".

Оба экземпляра имеют внесенные Твардовским рукописные вставки и сокращения. В частности, поэт основательно сократил главу "Поединок": он вычеркнул всю начальную часть, в которой рассказывалось, как Теркин ходил в разведку за линию фронта в паре с физически очень сильным, но необстрелянным бойцом Иваном Савчуком. Здесь были превосходные стихи, впечатляющие фронтовые картины:

Ночь. Идут в разведку двое. Светит снег, а все ж темно. Охраненье боевое Позади уже давно. На пожарищах деревни, На земле торчат ничьей Обгорелые деревья У обрушенных печей. За пустынным, странным тыном, За какой-нибудь стеной - Ни собаки, ни скотины, Ни одной души живой... Просидели ночь в овраге, Ночь не жаркая была. Раза два из общей фляги Потянули для тепла. Втихомолку закусили, Закурить бы - так побудь. Ночь прошла. Вздохнул Василий И - ни с чем в обратный путь. Не с великою отвагой Подползал Савчук к оврагу. Но зато в обратный путь Не пришлось его тянуть.

На обратном пути разведчики нос к носу столкнулись с немцем, возвращавшимся из разведки с нашей стороны. Савчук, несмотря на свою медвежью силу, был быстро сбит упитанным немцем, и тогда в рукопашный бой с ним вступил Теркин. В конце главы очнувшийся Савчук догнал уползавшего, измотанного в бою, врага в расчете добыть у него трофейную "зажигалку".

Вся эта довольно пространная часть перечеркнута в архивном экземпляре рукой Твардовского: как ни хороши были стихи сами по себе, они уводили от развития главной темы. Иван Савчук оказывался единственным, кроме Теркина, персонажем поэмы, наделенным собственным именем и детальной характеристикой, что нарушало замысел автора представить Теркина максимально обобщенной фигурой, типом советского солдата, и даже шире - вообще русского человека.

В конце главы "Поединок", на странице 103, автор вписал в присланный экземпляр новые стихи:

Фронт налево, фронт направо Поперек страны-державы, И в февральской вьюжной мгле Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле.

Сделанные сокращения и доработки были учтены в следующем, московском издании поэмы Твардовского, вышедшем в издательстве "Молодая гвардия". Оно было подписано к печати позднее - 21 декабря 1942 г.

В обоих изданиях 1942 г. глава "О войне" (в книжке издательства "Молодая гвардия" она называется "После боя") имеет нигде более не печатавшееся, известное еще только по рукописям поэта, начало:

Банка шпротов! Мы им честь Должную окажем. Как и с чем их нужно есть, Мы сейчас расскажем. Потерпи? С утра терплю. Хлеба нет? Ну что же - И без хлеба их люблю, С сухарями тоже. Посмотрите вы, каков Ужин наш трофейный. Разрешите пару слов, Вовсе не шутейных. Не гадал, не думал фриц, Чтобы эта банка Вдруг могла из-за границ К нам попасть в землянку. Что ж, корысть невелика, Рассуждая здраво, Да впридачу есть река Вместе с переправой. Наша, кровная она С самого верховья. С кровью немцу отдана, Нынче взята кровью. И позвольте доложить Коротко и просто: Я большой охотник жить Лет до девяноста.

В то время Твардовский считал свое произведение завершенным, так что обе вышедшие в 1942 г. книжки имели вид законченного произведения и не членились на части.

Но война продолжалась, и вел свой поэтический бой с фашизмом Александр Твардовский. Уже 12 декабря того же 1942 г. в газете "Красноармейская правда" началось печатание второй части его "Книги про бойца", а в феврале 1944 г. автор приступил к работе над третьей частью.

В 1943 - 1945 гг. вышло еще пять изданий "Василия Теркина" - в Магадане (издательство "Советская Колыма", 1943), в Москве (Госполитиздат, 1944; Воениздат, 1944), в Смоленске (1944) и в Чкалове (1945). В дальнейшем, после присуждения в 1946 г. Твардовскому за поэму "Василий Теркин" Государственной премии первой степени, издания стали частыми и полными.

Первому изданию произведения выпала, однако, особая честь: как первое из вступивших в войну "кадровое" поколение советских бойцов-воинов, оно приняло на себя главный удар врага и послужило его разгрому непосредственно на поле боя.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!