Описание программы тренинга познай себя. Интерактивное занятие "познай себя"

Интерактивное занятие «Познай себя»

Цель: помочь учащимся лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, формирование позитивного самоотношения.

1. Расширение знаний, представлений подростков о себе.

2. Формирование способности адекватно оценить себя на основе внутренней системы ценностей, взглядов.

3. Формирование уверенности в себе, ощущения ценности, значимости собственной личности.

4. Формирование стремления к самопознанию и саморазвитию.

Оптимальное число участников занятия - 10-15 подростков. Продолжительность занятия - от 60 до 90 минут. Занятие рассчитано на работу с подростками 13-15 лет.

Вводная часть.

Цель: знакомство, создание положительного эмоционального фона. Здравствуйте, меня зовут Ирина Валерьевна, я педагог-психолог. Я проведу с вами интерактивное занятие, направленное на самопознание, совершенствование ваших представлений о себе. Занятие проходит в группе, поэтому для начала я предлагаю определить правила, которыми мы будем руководствоваться в совместной работе. Я предлагаю следующие правила (они отражены на плакате):

1. Правило активности. В групповой работе участвуют все.

2. Правило искренности. Каждый участник искренен, что способствует установлению доверительных отношений в группе.

3. Правило равноценности. В группе все равны.

4. Правило «здесь и теперь». Обсуждению в группе подлежит только то, что происходит непосредственно в ходе тренинга.

5. Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся личных жизненных историй каждого, не выносится за ее пределы.

6. Правило конструктивной обратной связи. Участники договариваются не давать общую оценку личности, а говорить о поведении, описывать происходящее

7. Правило «поднятой руки».

У кого-нибудь есть дополнения? Все согласны с предложенными правилами? А теперь давайте познакомимся.

Упражнение 1. «Круги».

Цель: знакомство с участниками занятия.

Участникам предлагается на листах формата А5 нарисовать три круга, в которых указать имя, позитивное качество на первую букву имени, увлечение (хобби). По окончании задания каждый представляется.

Упражнение 2. «Пересядьте те, кто…..»

Цель – пробуждение, активизация к работе, поднятие настроения.

В кругу ведущий, количество стульев на один меньше, чем участников. Ведущий называет определенный признак, те, кто имеют этот признак, пересаживаются, ведущему в это время необходимо занять стул. Кто остается без стула, тот будет ведущим.

Упражнение 3. «Я и мой внутренний мир».

Цель: формирование представления о внутреннем мире, создание мотивации к совместной деятельности.

Как я уже сказала, наши занятия будут посвящены самопознанию. Давайте попробуем определить, что такое самопознание? Как вы себе представляете? Зачем человеку познавать себя? Ответы учащихся записываются на доске.

В психологии самопознание определяется как сложный продолжительный процесс получения человеком знаний о самом себе. А как вы думаете, какими способами можно осуществлять самопознание? Что для этого нужно? (ответы учащихся). Действительно самопознание осуществляется посредством самонаблюдения, а также общения с другими людьми, так как, сравнивая себя с ними, мы получаем больше информации о своих особенностях, своей индивидуальности. Процесс самопознания очень тесно связан с самовоспитанием и самосовершенствованием. Только познав себя, мы можем начать работу по самосовершенствованию, достижению своего идеала. В результате самопознания у нас формируется система представлений о себе, которые регулируют всю нашу жизнь: общение с другими людьми, успешность в различных видах деятельность, цели, которые мы ставим перед собой. К сожалению, часто люди не могут адекватно оценить себя, свои возможности, их самоотношение искажено. Это приводит к возникновению различных трудностей.

Упражнение 4. «Интересные вопросы».

Цель: актуализация знаний о себе, осознание своего «Я».

В центре лежат таблички, на которых написаны вопросы. Сейчас по очереди каждый будет брать по одной табличке, и отвечать на вопрос, который там написан. Только необходимо помнить, что вопросы там необычные, прежде чем отвечать подумайте, возможно, придется использовать фантазию и воображение.

1. С каким цветком вы можете себя сравнить?

2. Каким предметом мебели вы можете себя представить?

3. Каким сказочным героем вы можете себя представить?

4. Каким животным вы ассоциируетесь?

5. С каким временем года вы можете себя сравнить?

6. Каким музыкальным инструментом вы можете себя представить?

7. Какой игрушкой вы могли бы быть?

8. С каким природным явлением вы могли бы себя сравнить?

9. Если бы были киногероем, то, каким?

10. Если бы вы были деревом, то, что это было бы за дерево?

11. Если бы были напитком, то каким?

12. Если бы были транспортом, то каким?

13. Если бы были цветом, то каким?

14. С какой одеждой вы себя ассоциируете?

15. Если бы вы были едой, то какой?

Обсуждение. Легко или сложно было выполнить задание? Какие сложности возникли? Данное упражнение помогло посмотреть на себя с другой стороны, посмотреть какой я без оценки, не просто плохой или хороший, красивый или не красивый, посмотреть на ваше внутреннее Я.

Основная часть.

Упражнение 5. Психогеометрический тест.

Инструкция. Посмотрите на пять фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг. Выберите из них ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами. Какую бы фигуру Вы не поместили на первое место, это Ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры – это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию Вашего поведения. Сила их влияния убывает с увеличением порядкового номера. Однако может оказаться, что ни одна фигура Вам полностью не подходит. Тогда Вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм. Важно также значение последней фигуры - она указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности.

Квадрат

Квадрат – неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации.

Квадраты – коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Мыслительный анализ – сильная сторона Квадрата.

Квадраты скорее "вычисляют" результат, чем догадываются о нем. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Идеал Квадрата – распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе "сюрпризы" и изменения привычного хода событий. Он постоянно "упорядочивает", организует людей и вещи вокруг себя. Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать (и становятся!) отличными администраторами, исполнителями, но,… увы, редко бывают хорошими распорядителями, менеджерами.

Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат неэффективно действует в аморфной ситуации.

Жизненные ценности : традиции, стабильность, безопасность, надежность, прошлое.

Роли : Консерватор. Надёжа и опора. Педант. Хранитель традиций. Исполнитель.

«Сильные» качества : организованность, дисциплинированность, исполнительность, пунктуальность, аккуратность, чистоплотность, законопослушность, трудолюбие, терпеливость, упорство, настойчивость, верность слову, честность, осторожность, благоразумие, рациональность, бережливость, практичность.

«Слабые» качества : косность, негибкость, инерционность, педантизм, сухость, односторонность, нерешительность, упрямство, консерватизм, сопротивление новому, боязнь риска, бедная фантазия, замкнутость, скупость, мелочность, склонность к бюрократизму.

Подходящие профессии : Бухгалтер, аналитик, заместитель директора по общим или хозяйственным вопросам, участковый инспектор милиции, руководитель в бюрократической организации, «жесткий» секретарь.

Как общаться с квадратом . Выслушивать квадрата до конца, ни в коем случае не перебивать, если вы не его начальник. Быть в глазах квадрата более компетентным, более статусным, чем он. Знать все инструкции, законы, прецеденты. Аргументировать свою позицию, лучше всего фактами и цифрами; очень хорошо использовать таблицы. Делать комплименты – достаточно откровенные, чтобы квадрат их понял (он немного тугодум), но аккуратные, без панибратства и рискованных пассажей. Нововведения предлагать маленькими порциями. Воздерживаться от эмоциональных проявлений.

Треугольник

Это форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!

Они, как родственники – Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются "левополушарными" мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредотачиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного (и часто эффектного) в данных условиях решения проблемы.

Треугольник – это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле – это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решений.

Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки, можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят менять свои решения, часто бывают, категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступят по-своему. Однако они весьма успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует достижению главных целей, и впитывают, как губка, полезную информацию.

Треугольники – честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполн6яемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря – сделать карьеру. Прежде чем взяться за дело или принять решение, Треугольник сознательно или бессознательно ставит перед собой вопрос: "А что я буду с этого иметь?". Из Треугольников получаются великолепные менеджеры на самом "высоком" уровне управления. Они прекрасно умеют представить высшему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных, за версту чувствуют выгодное дело и в борьбе за него могут "столкнуть лбами" своих противников.

Главное отрицательное качество "треугольной" формы: сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Это характерно для "завравшихся" Треугольников, которых никто вовремя не остановил. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы остроту.

Жизненные ценности : власть, лидерство, карьера, статус, победа, будущее.

Роли : Лидер. Пробивной. Воин. Пророк. Герой.

«Сильные» качества : рациональность, эффективность, лидерские качества, энергичность, харизматичность, высокая работоспособность, инициативность, смелость, решительность, независимость суждений.

«Слабые» качества : властность, самоуверенность, эгоизм, категоричность, резкость, язвительность, нетерпимость к инакомыслию, безаппеляционность («или по моему, или никак»), бесчеловечность («пройдет по трупам»).

Подходящие профессии . Руководители в иерархических организациях, в том числе, и высшие, лидеры проектов, врачи-хирурги, психотерапевты «звездного» типа, в особенности гипнотизеры.

Как общаться с треугольником . Говорить только по делу, четко, уверенно, но без «наездов». Договариваться, при этом договора записывать, помнить о том, что все спорные моменты треугольник трактует в свою пользу. Мотивировать выгодой. Можно показать свою власть, но при этом следует быть готовым к «проверке на прочность». Быть готовым со стороны треугольника к шантажу, к обману «ради интересов дела», к присваиванию общих результатов.

Прямоугольник

Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут "носить" остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, которые они ведут сейчас, и поэтому заняты поиском лучшего положения.

Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно – значимость изменений для определенного человека. Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты Прямоугольников – непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня! Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стиля жизни. Если внимательно присмотреться к поведению Прямоугольника, то можно заметить, что он применяет в течение всего периода одежду других форм: "треугольную", "круглую" и т. д.

Молниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в поведении. Прямоугольники обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов с "человеком без стержня". Прямоугольникам общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.

Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются позитивные качества, привлекающие к ним окружающих. Это, прежде всего, - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и … смелость! Прямоугольники пытаются делать то, что никогда раньше не делали; задают вопросы, на что прежде у них не хватало духу. В данный период они открыты для новых идей. Ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. "Прямоугольность" - всего лишь стадия. Она пройдет!

Жизненные ценности : в зависимости от внешних обстоятельств.

Роли : Размазня. Нерешительный. Козел отпущения. Неудачник. Растяпа.

«Сильные» качества : доверчивость, открытость, чувствительность, любознательность, готовность к изменениям, высокая обучаемость, «детскость», неамбициозность.

«Слабые» качества : наивность, бесхребетность, неуверенность, нерешительность, ненадежность, психическая неустойчивость, «проблемность».

Подходящие профессии . Поскольку прямоугольник – переходная, зачастую «кризисная» фигура, то лучше всего отправить его на какое-то время в отпуск или на учебу. Идеальное занятие для прямоугольника – это учиться или отдыхать. Прямоугольник может быть хорошим экспертом или консультантом, но только в тех вопросах, где он признанный авторитет.

Как общаться с прямоугольником . Понять, в каком амплуа он сейчас выступает. Переключить его в удобное для вас состояние. Постоянно поддерживать и направлять своим вниманием и влиянием.

Круг

Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди, их благополучие. Круг – самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу.

Круги – самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели, они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживание другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Круги "болеют" за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.

Во-первых, Круги, в силу их направленности, скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать "твердую" позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым.

Во-вторых, Круги не отличаются решимостью, слабы в "политических играх" и часто не могут подать себя и свою "команду" должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх! Более сильные личности, например, Треугольники. Однако в одном Круги проявляют завидную твердость. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

Круг – это нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с Кругом, скорее относятся к "правополушарным" мыслителям. Правополушарное мышление – более образное, интуитивное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами, с пропуском отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой, просто формализмы у них не получают приоритета в решении жизненных проблем. Главные черты их стиля мышления – ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.Можно сказать, что Круг – прирожденный психолог. Однако, чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса, Кругу не хватает "левополушарных" организационных навыков своих "линейных братьев" - Треугольника и Квадрата.

Жизненные ценности : общение, комфорт, общее благополучие, помощь людям.

Роли : Миротворец. Душка. Хранитель уюта. Домосед.

«Сильные» качества : доброжелательность, мягкость, деликатность, бесконфликтность, терпимость, коммуникабельность, доброта.

«Слабые» качества : пассивность, конформизм, подверженность влияниям, склонность к компромиссам, неаккуратность, неорганизованность, непунктуальность, нерешительность, зависимость от мнения окружающих.

Подходящие профессии . «Мягкий» секретарь, HR-менеджер, педагог, врач-терапевт, семейный психолог, священник.

Как общаться с кругом . Мягко, но настойчиво возвращать к сути дела, при этом ни в коем случае не кричать, не ругаться. Быть готовым к тому, что круг пообещает, но не сделает (ему легче согласиться с вами, а потом «как-нибудь все обойдется»).

Зигзаг

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если Вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то Вы, скорее всего истинный "правополушарный" мыслитель, инакомыслящий, поскольку линейные формы превосходят Вас численностью.

Итак, как и вашему ближайшему родственнику – Кругу, только еще в большей степени, Вам свойственна образованность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая последовательная дедукция – это не Ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки: от а… к… я! Поэтому многим линейным, "левополушарным" трудно понять Зигзагов. "Правополушарное" мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту.

Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот что нравится Зигзагам. В отличии от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот – заострением конфликта идей и построения новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, "снимается". Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, "открывая глаза другим" на возможность нового решения.

Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся. По этой причине нет ничего более скучного для них, чем никогда не изменяющиеся вещи, рутина, шаблон, правила и инструкции, статус-кво или люди, всегда соглашающиеся или делающие вид, что соглашаются. Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте.

Они также хотят быть независимыми от других в своей работе. Тогда Зигзаг оживает и начинает выполнять свое основное назначение – генерировать новые идеи и методу работы. Зигзаги никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них так реален, как мир вещей для основных.

Немалую часть жизни они проводят в этом идеальном мире, отсюда и берут начало такие черты, как непрактичность, нереалистичность и наивность. Зигзаг – самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги – неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень эспрессивны ("режут правду в глаза"), что наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же, они сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

Жизненные ценности : творчество, новизна, риск, скорость, самовыражение.

Роли : Любитель эпатажа. Артист. Экстремал. Экстремист. Ветреный тип. Сердцеед.

«Сильные» качества : спонтанность, креативность, напор, остроумие, легкость на подъем.

«Слабые» качества : неуправляемость, непостоянство, непредсказуемость, несдержанность, эксцентричность, возбудимость, индивидуализм, ненадежность, бесшабашность и безбашенность.

Подходящие профессии . Креативщик, артист, свободный художник, страховой агент или продавец «на проценте».

Как общаться с зигзагом . Девиз: «Твердость, доброжелательность, бесконечное терпение». Повлиять на зигзаг практически невозможно. Иногда срабатывает прием «от противного» - предложить что-нибудь зигзагу, чтобы он захотел сделать наоборот. Главное в этом случае быстро с ним согласиться. Можно привлечь зигзага на свою сторону, восхищаясь его идеями, но это все равно ненадолго. Всегда следует быть готовым к резким сменам решений и тем разговора.

Упражнение 6.«Ладошка»

Цель: повышение самооценки, обучение учащихся умению находить в других людях положительные качества.

На листе бумаги каждый участник обводит ладошку и внутри контура пишет качество, которое нравиться в себе самом. Листики передаются по кругу, а остальные участники дописывают те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Листочки необходимо подписать. Когда ладошки вернуться к своему хозяину, все ребята благодарят друг друга. По окончанию можно обсудить полученные результаты, впечатления от проведения упражнения.

Заключительная часть.

Упражнение 7. «Вылепи себя»

Звучит спокойная музыка. Дается задание – взять кусочек пластилина, наиболее понравившегося цвета, сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза. Вы сегодня многое узнали о себе, открыли что-то новое, прикоснулись к своему Я. Почувствуйте сейчас себя, почувствуйте свое тело, что оно ощущает, прислушайтесь к своим эмоциям и чувствам, дайте свободу своим рукам, попытайтесь слепить образ своего Я. Пусть ваши руки сами начнут лепить, пусть это займет столько времени, сколько Вам необходимо. Вы сами почувствуете, когда получите, то что нужно.

После того как слепите, рассмотрите свое творение. Что вы чувствуете? Как эта фигурка связана с вами? О чем это в вашей жизни?

Теперь переходим к следующему этапу, если фигурка вызывает отрицательные чувства или эмоции. Необходимо преобразовать негатив в позитивные ощущения. Начинаем преобразовывать свое творение, чтобы оно вызывало положительные эмоции. Дайте волю свое фантазии, если хотите добавьте другой цвет, прилепите что-нибудь к ней, главное, чтобы фигурка дарила радость и чувство удовлетворения, чтобы она вам нравилась.

Запомните, главное в вашей фигурке не ее эстетическая и художественная значимость, а ее ценность в том, что она должна вам нравиться и вызывать положительные эмоции, будет просто отлично если вы рассмеялись! Так что не оценивайте ее с позиции художественного критика, и не в коем случае не сравнивайте с другими - это фигурка Ваша, она уникальна, и в этом ее истинная красота!

Эти подержите эти фигурки, это вы, это ваше внутреннее я, почувствуйте его, помечтайте, подумайте о хорошем, вложите в нее ваши положительные эмоции. Поставьте свое произведение на видное место и в минуты грусти, просто подойдите и полюбуйтесь им, зарядитесь его позитивной энергией.

Рефлексия.

Что узнал? Что понравилось? Что хотелось бы изменить, поменять в занятии?

С каким цветком вы можете себя сравнить?

Каким предметом мебели вы можете себя представить?

Каким сказочным героем вы можете себя представить?

Каким животным вы ассоциируетесь?

С каким временем года вы можете себя сравнить?

Каким музыкальным инструментом вы можете себя представить?

Какой игрушкой вы могли бы быть?

С каким природным явлением вы могли бы себя сравнить?

Если бы были киногероем, то каким?

Если бы вы были деревом, то, что это было бы за дерево?

Если бы были напитком, то каким?

Если бы были транспортом, то каким?

Если бы были цветом, то каким?

С какой одеждой вы себя ассоциируете?

Если бы вы были едой, то какой?

Программные задачи.

  • Дать знания учащимся о составляющих внутреннего мира человека; о понятии “Самовоспитание” и способах формирования положительных личностных качеств. Закрепление знаний о понятиях: трудолюбие, уверенность в себе, дисциплинированность.
  • Формирование памяти, внимания, мышления через разные виды деятельности. Развитие речи учащихся посредством включения в учебный диалог.
  • Воспитание стремления к самовоспитанию, формирование в себе лучших человеческих качеств.

1. Оргмомент.

2. Дидактическая игра “Запомни”. 5секунд посмотрите внимательно и постарайтесь запомнить.

Из какого материала построен дом?

Сколько в доме окон?

Какое время года изображено на картине?

Справа или слева вход в дом?

Укажите названия деревьев, которые изображены на картине.

Как расположена мебель в доме?

А дружно ли живут люди в доме?

Так и у человека. Возьмите аккуратно зеркало и посмотрите в него.

Почему аккуратно?

Что вы можете увидеть?

То есть своё отражение, или другими словами свою внешнюю сторону, свой внешний облик.

Внешнее Я

(цвет глаз, волос, внешний облик)

Вы видите своё внешнее Я.

А может зеркало отобразить ваш внутренний мир? (нет). Так мы не можем сказать: дружно ли живут люди в доме.

Что такое внутренний мир, внутреннее состояние человека? Под внутренним миром мы понимаем чувства, настроение, мысли, человеческие качества.

Внешнее – Я – внутреннее

Этот внутренний мир невидим для окружающих, поэтому очень сложно понять себя, свои мысли, осознать чувства, оценить своё поведение. И чтобы лучше знать и понимать себя, мы должны изучать себя, свои чувства, поведение, качества.

Попробуйте назвать тему нашего занятия. Поместить на доску табличку “Познайсебясам”. Итак, тема нашего занятия “Познай себя сам ”.

Сегодня мы заглянем в свой внутренний мир и будем изучать своё внутреннее Я.

А для чего это нужно? (чтобы стать лучше)

А для чего необходимо становиться лучше? Чтобы быть успешным, то есть человек, обладающий лучшими качествами, может многого добиться в жизни. Чтобы стать лучшими, вы должны постоянно работать над собой, другими словами – заниматься самовоспитанием.

СамОвоспитание.

Воспитывать себя самому непросто, но возможно.

3. Изучение своего внутреннее Я мы начнём с посещения магазина. В обычных магазинах мы покупаем что?

Технику, продукты, вещи. А наш магазин необычный. В нём продаются человеческие качества. Ассортимент в магазине невелик. Запас товара ограничен. Итак, в продаже:

1. Уверенность в себе . Что это за качество, как вы его понимаете?

2. Трудолюбие . Подберите, пожалуйста, слово, противоположное по смыслу.

3. Дисциплинированность . Подберите близкие по значению слова или словосочетания (воспитанность, послушание).

Подумайте, чего вам больше всего не хватает, но помните, что запас товара ограничен и мы продаём только по одному качеству.

Подходите, покупайте!

Качества мы купили, а теперь поднимите полоски оранжевого цвета те, кто купил уверенность в себе . Полоски синего цвета те, кто купил трудолюбие . Зелёного цвета те, кто купил дисциплинированность .

Больше всего ребята в классе нуждаются в таком качестве как…

У каждого из вас, как и у меня, есть те качества, от которых вы хотели бы избавиться, которые мешают вам стать лучше. На партах есть листочки с названиями качеств. По цепочке прочтите их.

Значение какого качества вам непонятно? Выпишите их на отдельный листок, а теперь сомните его, ещё сильнее, и выбросьте его в корзину. С этой минуты, поверьте, вы навсегда избавились от этих недостатков.

Вывод: Изучение своего Я мы начали 1) с посещения магазина и покупки недостающего качества. 2) вы избавились от плохих качеств.

А сейчас продолжим работу по изменению своего внутреннего Я в лучшую сторону.

Как мы должны относиться к новой купленной вещи? (беречь, ухаживать за ней). Так и с внутренними качествами, необходимо работать над ними, тренировать их, поддерживать, чтобы они стали вашими спутниками на всю жизнь, ведь их так легко растерять.

Чтобы уверенность в своих силах и умениях сопровождала вас на жизненном пути и приносила вам удачу, нужно делать упражнение “Верить в себя”. Возьмите зеркало, смотрите на себя и повторяйте за мной: “Я хочу стать другим. Я буду таким/такой. Я уже меняюсь, я уже такой, каким хочу быть!”

Для чего мы делаем это упражнение?

Огромное значение для каждого из вас имеет поддержка коллектива, друзей, одноклассников. Поиграем в игру “Ручеёк”. Встаньте лицом друг к другу, образуя ручеёк. Каждый из вас по очереди будет проходить по ручейку, вы должны поддержать проходящего по ручейку, подбодрить добрым словом, комплиментом, пожатием руки, похлопыванием по плечу.

Какую помощь оказывает игра?

Поднимите цветную полоску те, кто купил Трудолюбие. Как же это качество развить и сохранить? Предлагаю тест “Лесенка трудолюбия”. Будет 3 варианта ответа: а) всегда;

б) иногда;

в) никогда.

Приготовили листы и ручки.

1. Дома после еды убираете ли за собой посуду?

2. Переодеваетесь ли вы после школы в домашнюю одежду?

3. Убираете ли одежду на место?

4. Следите ли за чистотой одежды?

5. Всегда ли охотно выполняете трудовые поручения?

6. Вы сами стираете себе мелкие вещи?

7. Вы сами гладите себе школьную форму?

8. Помогаете ли вы родителям?

  • Всегда – 5 баллов;
  • Иногда – 3 балла;
  • Никогда - 0 баллов.

Подсчитайте сумму баллов. Лена помогает Максиму. Вывешивается лесенка трудолюбия. Возьмите фломастер и подпишите своё имя на той ступеньке, на которой по сумме баллов вы находитесь.

Вывод. Находящимся на верхней ступени трудолюбия нужно поддерживать это качество. Тому, кто на средней – продолжать работать над собой. Для тех, кто на нижней ступени – необходимо начать работу по самовоспитанию трудолюбия.

А теперь проверим на практике ваше трудолюбие. Игра – соревнование “Это мы можем” - кто быстрее зашнурует кроссовки. Участвуют 4 человека. Приз – грамота “Мастер – золотые руки”.

А сейчас поднимите цветную полоску те, кто приобрёл Дисциплинированность.

Что-то я забыла, что это за качество (ваше поведение в определённых условиях).

Вот сейчас я и проверю, как вы знаете правила поведения. Вы, каждый в своей группе, должны составить правила поведения в школе, дома, в общественных местах.

Что мы понимаем под общественным местом? Работа в группах. Озвучивание правил каждой группой.

Молодцы! Эти правила будут помещены в классный уголок. Вы их сами составляли, надеюсь, будете их соблюдать.

Итог. Чем мы занимались на занятии?

1. Узнали о составляющих внутреннего мира.

2. Приобрели положительные качества.

3. Избавились от отрицательных качеств.

4. Искали способы формирования таких качеств, как трудолюбие, уверенность в себе, дисциплинированность.

Но самое главное, чтобы становиться лучше – надо очень сильно хотеть и верить в это. Ведь только человек, обладающий такими качествами, может достичь успехов в жизни, осуществляя самые заветные мечты.

Прослушивание песни Ю.Антонова “Поверь в мечту”.

Каждому участнику группы предлагается назвать свое имя, придумать себе еще одно (ласковое) и на невербальном уровне выразить чувство любви к себе (жестами, интонацией, тембром голоса).

„Самокритика". У каждого человека есть свое собственное представление о том, что делает его уникальным, неповторимым, отличает от других. При этом невольно возникает вопрос, разделяют ли окружающие его мнение о самом себе, видят ли его другие таким, каким он сам видит себя. В упражнении выясняется этот вопрос. Участники берут листы бумаги, подписывают их, разделяют на три полосы по вертикали.

1-я графа. „Кто я?". 10 слов-эпитетов. Ответы записываются быстро, точно в той формулировке, в какой они приходят в голову.

2-я графа. „Как на этот вопрос ответили бы ваши родители, знакомые?" (можно выбрать одного из них).

3-я графа. На этот же вопрос отвечает кто-то из группы. Кто именно, участник определяет сам.

Затем каждый забирает свой листок, сравнивает ответы. Выделяет, в чем сходство характеристик. Можно выделить доминирующую линию поведения - она повторяется во всех трех характеристиках. Подсчитывается количество совпадений. По количеству совпадений можно предполагать степень открытости человека.

При обсуждении следует обратить внимание на то, что не всегда открытость человека в общении говорит о его личностной открытости. Обсудить, когда легче общаться с человеком: когда он „открыт" или „закрыт"?

3. Выписать по порядку 10 слов, фраз, которые характеризуют участника. Проранжировать эти характеристики от наиважнейшей (1 балл) до наименее важной (10 баллов). Проанализировать, что относится к положительным качествам, что к отрицательным, сколько нейтральных (ролевых).

Выделить 2 качества, которые ваш друг счел бы наиболее присущими вам, и 2, которые он считает наименее характерными. Совпадает ли его мнение с вашим? Можно предложить знакомому заполнить 10 пунктов по тому же образцу. Сопоставить результаты.

Выбрать отрицательные самохарактеристики и переформулировать их так, чтобы сделать позитивными (у меня мало друзей - я дружу с немногими, но верными и надежными людьми).

4. „Проективный рисунок". Всем предлагается выполнить 2 рисунка: „я такой, какой есть" и „я такой, каким хочу быть". На выполнение дается 5 минут. Рисунки не подписываются. Техническая сторона рисунка не важна.

Все рисунки раскладываются вместе в центре комнаты. Произвольно выбрать один. Поставить его, чтобы всем было видно. Теперь каждый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке - не формальное описание, а свои ощущения от рисунка: каким, по его мнению, человек, нарисовавший себя, видит себя, что хотел бы изменить в себе. Все высказываются по очереди. При этом автор рисунка не объявляет себя. После того как все желающие выскажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем автор объявляет себя, рассказывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает наиболее понравившиеся ему реплики. Таким образом обсуждаются все рисунки.


При обсуждении отметить тех, чьи интерпретации понравились авторам рисунков.

5. „Инвентаризация". Мы привыкли считать, что работа над собой или самосовершенствование предполагает анализ ошибок и борьбу со своими слабыми сторонами. Однако есть одна не менее (если не более) важная сторона работы над собой. Она заключается в обнаружении в себе друга и помощника. У каждого из нас есть сильные стороны, но обнаружить их в себе оказывается порой довольно нелегко. Некоторые люди даже полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней опорой. Как ни странно, большинство людей не умеют думать о себе в позитивном ключе. Давайте попробуем. Каждый член группы расскажет о себе очень коротко - о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает ему уверенности в себе, доверия к себе в разных ситуациях.

Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно отметить то, что является или может явиться точкой опоры в различные моменты жизни. Не умаляйте своих достоинств, говорите прямо, без обиняков, без всяких „но", „если" и т. д.

Упражнение выполняется всеми по очереди.

6. „Самое хорошее и самое плохое". На листе бумаги в столбик выпишите 5 самых приятных событий в вашей жизни; после каждого пункта отметьте, благодаря кому произошло это событие. Выпишите 5 неприятных событий из вашей жизни; после каждого пункта отметьте, из-за кого или из-за чего произошло это событие.

При обсуждении полученных результатов, обратить внимание на следующее:

Какие события вспомнились легче;

Из-за кого произошло большее количество событий (приятных, неприятных) от общего числа.

Произвести подсчет. Общее число событий - А. События, которые произошли „благодаря мне" - X. Найти отношение: (Х:А) х 100%.

Полученное число - это степень зависимости вашей жизни от ваших желаний, от вас самих. В процессе обсуждения можно обговорить такие словосочетания, как „не могу" и „не хочу". „Не могу" - „что же мешает?" Лучше это разбирать на каком-либо конкретном примере, предложенном участниками. Обсуждается проблема: мера ответственности человека за свою жизнь, эффективность общения с другими людьми.

7. „Конфликт в транспорте". В классе устанавливаются два стула рядом, имитируя парные сиденья в автобусе, один стул устанавливается впереди. Два участника уходят за дверь и там получают инструкцию ведущего: «Сейчас вы войдете в автобус, вам нужно поговорить. Постарайтесь сесть вместе». Третий участник упражнения занимает одно из двух спаренных мест, получив от ведущего инструкцию: «Ты освободишь это место, когда почувствуешь, что хочется это сделать. Ориентируйся на собственное внутреннее состояние». Перед остальными участниками ставится задача - быть наблюдателями того, что произойдет в „автобусе", и сделать анализ происходящего.

Произошедшее анализируют участники „дорожно-транспортного" конфликта, затем - зрители. Примерные вопросы для анализа.

Почему он (она) все-таки уступил (а) свое место?

Были ли моменты, когда тебе хотелось освободить это место?

Опиши чувства, которые ты испытывал.

Чей способ решения задачи был наиболее успешен?

Что именно было причиной успеха?

Работа в группах. Учащиеся делятся на группы по 3-5 человек по случайному принципу. Для этого можно использовать разноцветные квадратики, различные символы.

Каждая из групп получает задание: в течение 3-4 минут показать сценку „Конфликт в транспорте". Время на подготовку 3-5 минут.

Примерные вопросы для анализа.

Что было общего во всех сценах (чем они были похожи)? Какие слова (интонации) наиболее часто встречаются в подобных ситуациях? Что, на ваш взгляд, стало причиной данного конфликта?

Цели тренинга:

Правильно общаться друг с другом;

Наладить обратную связь;

Развивать чувство от-крытости и доверия;

Проявлять уважение к индивидуальности других;

Не разглашать конфи-денциальные факты и ин-формацию интимного харак-тера.

План тренинга

  1. Представление ведущего тренинг.
  2. Организационные во-просы.
  3. Главные правила.
  4. Включение участников в работу.
  5. Основная часть.
  6. Рефлексия.

Каждый участник пишет на бейдже имя, которым он хотел, чтобы его называли участники группы.На первом занятии после представления ведущего и принятия правил работы следует обязательно следить за их выполнением. При необхо-димости правила комментиру-ются и разъясняются.Правила раздаются каждо-му участнику группы.

Памятка участнику тре-нинга

  • Не ставьте себя выше или ниже других.
  • Ищите и поддерживай-те в себе только хорошее.
  • Не предлагайте других в качестве добровольцев для участия в упражнениях.
  • Слушайте очень внимательно задания.
  • Не говорите слишком долго и часто. Не перебивайте других.
  • Активно участвуйте по всех упражнениях, ситуаци-ях, играх.
  • Не исправляйте и не судите говорящего.
  • Будьте изобретательны и используйте творческим подход.
  • Учитесь доверять вашему внутреннему чувству, когда нужно действовать.
  • Будьте терпеливы и на-стойчивы.
  • Признавайте свои ошиб-ки и старайтесь исправлять их.
  • Не высмеивайте и не уни-жайте других и себя.

Упражнение «Имена прилагательные»

Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагатель-ное должно начинаться с той же буквы, что и имя участни-ка. Первый участник назы-вает свое имя в сочетании с именем прилагательным (на-пример, веселая Валентина, ласковая Лариса). Второй сначала называет первого участника, затем свое имя в сочетании с именем прилага-тельным.

Третий называет первых двух, затем называет себя, и так до последнего уча-стника, который называет всех сидящих в кругу и только затем себя. Выполняя это упражнение, участники сразу запоминают друг друга. Кроме того, каж-дый участник, называя себя по-зитивно, характеризуя свои по-ложительные качества, попада-ет в атмосферу положительных эмоций и создаст ее сам.

Упражнение «Какие каче-ства привлекают меня в дру-зьях?» (мозговая атака)

Смысл упражнения заклю-чается в том, чтобы назвать ка-чества по первому порыву.Каждый участник называ-ет качества, которые привле-кают его в друзьях (есте-ственно, позитивные каче-ства). На плакате или доске помощники ведущего запи-сывают все качества по по-рядку их называния.Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, вни-мательный, доброжелательный. порядочный, терпеливый, от-зывчивый, естественный, при-знающий свои ошибки, гото-вый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчи-вый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоро-вый, интеллектуальный, игри-вый, обаятельный и т.д.Когда список составлен, все участнику выбирают по три наиболее значимых с их точки зрения варианта, отмечая свой выбор на доске. Таким обра-зом, в результате выявится картина групповых предпочтений. Качество, набравшее наиболь-шее число предпочтений, счита-ется более уважаемым, предпо-читаемым группой, остальные располагаются по мере убыва-ния. Каждый член группы мо-жет сравнить свой выбор с об-щегрупповыми предпочтения-ми и, осмыслив ситуацию, кор-ректировать собственное пове-дение в группе.Выполнение этого упраж-нения способствует дальней-шему формированию тепло-го эмоционального климата в группе, выявлению группо-вых предпочтений качеств личности.

Упражнение «Позитивное представление»

Это упражнение логично связано с предыдущими, так как в нем используется их ма-териал. Участники разбива-ются на пары. Можно исполь-зовать следующий прием, что-бы выбор был максимально произвольным: участникам в случайном порядке раздаются карточки, на которых написа-но одно из слов: гром, молния, Москва, Кремль, Волга, Россия, Дездемона, Отелло, любовь, Ку-пидон, Буратино, Мальвина, весна, капель, дуэль, Пушкин и т.д. После этого обладатели карточек, связанных общей темой, составляют пары. В те-чение 5 мин каждый участник может рассказать своему партнеру о том, какой он заме-чательный, какими прекрасными качествами обладает, по-хвалиться своими успехами в разных областях жизни. Это не столько беседа, сколько ак-тивное слушание. Прослушав очень внимательно рассказ партнера, второй участник должен пересказать то, что он услышал, как можно более точно и детально, доказав тем самым свое уважение и сосре-доточенность. Если он что-то упускает или рассказывает недостаточно точно, его можно поправить. После этого насту-пает очередь второго участни-ка.

Далее возможны два вари-анта: объединение двух со-седних пар для дальнейшего представления по очереди своих партнеров другим уча-стникам или представления партнеров по кругу всем участникам тренинга,Человек нередко избегает говорить о себе хорошо (ме-шают стыд, скромность). В ре-альной жизни он часто слы-шит и говорит о себе что-то негативное. Возникает своего рода эмоциональный дисба-ланс.

Упражнение «Позитив-ное представление» помогает хотя бы частично устранить его. Человек, впервые сказав о себе что-то хорошее, может ощутить новые чувства, заро-дившиеся в нем. Эти позитив-ные чувства помогут ему из-менить свою жизнь в лучшую сторону, поверить в себя, поддержать себя и окружающих.

Информация для обсужде-ния (демонстрационный ма-териал)

Похвала - самое дей-ственное средство, которым вы располагаете.

Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.

Каждому человеку тре-буются признание, любовь, поддержка и постоянно но-вые стимулы.

Каждый человек незави-симо от уровня умственных способностей вырастает в собственных глазах, когда его хвалят.

Похвала - самое дей-ственное средство для людей.

Похвала - положитель-ная сила, которая множится сама по себе.

Жажду признания и ува-жения можно удовлетворить только похвалой.

Похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации.

Похвала должна быть искренней, так как нет ниче-го более скверного, чем лице-мерие.

Упражнение «Работа по подгруппам»

Первая подгруппа выполняет упражнение «Сказка втроем», участники тренинга разбиваются тройки, каждая из которых работает на площадке в среднем 3-4 мин. Общее время упражнения зависит от числа троек. Один участник тройки выполняет роль сказочника. Ему предстоит изложить одну из известных сказок, определенных ведущим тренинга. Второй из участников садится на стул лицом к зрителям. Беззвучно открывая рот и используя мимику, он имитирует роль рас-сказчика. Его руки заложены за спину, поэтому не участвуют в игре. Роль «рук второго участни-ка» исполняют руки третьего. Для этого он встает на колени прямо за спиной второго и просовывает свои руки у него под мышками. Для зрителя создается иллюзия, что эти жестикулирующие по ходу сказки руки - руки сидяще-го на стуле рассказчика. Иллюзия того, что сказку рассказывает сидящий на стуле голосом пер-вого и руками третьего участника, является доказательством успеш-ности упражнения. Добиться это-го можно при умении синхрон-но работать с партнерами и с театральной яркостью пользо-ваться невербальными средства-ми выразительности (жестом, мимикой, интонацией).

Вторая подгруппа выполняет упражнение придумать рифму к незаконченному предложению.

Шла корова по Луне…

Сварен суп из топора…

Оторвали хвост собаке…

Килька плавала в томате…

Стрекоза на шляпу села…

Мы спросили попугая…

Рефлексия по поводу выпол-ненного задания: вид воображе-ния, способы взаимодействия, приемы создания образов, воз-можное использование аналогич-ного задания в работе с детьми.

Третья подгруппа выполняет упражнение «Оживление». Уча-стникам предлагается в режиме нон-стоп «оживить» посред-ством мимики и пантомимики известные репродукции русских художников. Внимание акценти-руется на том, что используемые средства выразительности дол-жны быть настолько убедитель-ны, чтобы другие узнали данные произведения.

Рефлексия: обсуждение ис-пользуемых средств и способов создания образов.

Четвертая подгруппа выполняет упражнение «Аббревиатура»

Ведущий предлагает участникам подгруппы прочесть полностью ряд аббревиатур: РФ, ООН, МДОУ, УО, СССР, ЮАР, ФСБ. После того, как распространенные аббревиатуры расшифрованы участникам предлагается составить (и расшифровать) свои аббревиатуры, тематика которых должна относиться к образованию.

Пятая подгруппа. Задание "Снимаем фильм" (4-5 мин).

Команде предлагается "снять и показать" короткометражный фильм (продолжительностью не более 3-х минут) из жизни детского сада. Педагоги сами выбирают сюжет (например: подготовка к утреннику, проведение закаливания, подготовка к открытому занятию).

Рефлексия: данная игра помимо развития внимания, памяти, умения работать в коллективе развивает и иллюстрирующую речь, быстроту реакции, а также точность зрительных оценок. В дальнейшем может использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Зарядка позитивного мыш-ления «Именно сегодня» (по В.В. Ткачевой)

Каждое утро проговари-вайте этот текст. Стимули-руйте к действию. Говорите себе ободряющие слова. Ду-майте о мужестве и счастье, силе и покое. Успехов вам!

  1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье - это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внут-ри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
  2. Именно сегодня я вклю-чусь в жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться при-способить ее к своим желани-ям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и об-стоятельства моей жизни таки-ми, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.
  3. Именно сегодня я позабо-чусь о своем здоровье. Я сде-лаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вред-ных для здоровья привычек и мыслей.
  4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему раз-витию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
  5. Именно сегодня я продол-жу свое нравственное самосо-вершенствование. Я буду полезной и нужной сво-ему ребенку, семье, себе самой.
  6. Именно сегодня я буду доброжелательной ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.
  7. Именно сегодня я буду жить проблемами сегодняшне-го дня. Я не буду стремиться

решить сразу все проблемы.

8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые хочу осуществить. Эта про-грамма избавит меня от спешки и нерешительности, даже если я не смогу ее точно выполнить.

  1. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабляясь.
  2. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и ве-рить, что те, кого люблю, любят и верят мне.

Если вы хотите вырабо-тать у себя умонастроение, которое принесет вам покой и счастье, выполняйте следу-ющие правила:

  • думайте и ведите себя жизнерадостно, и вы почувству-ете себя жизнерадостной;
  • никогда не думайте о тех людях, которые вам неприят-ны. Не вспоминайте собы-тия, которые вам неприятны;
  • единственный способ обрес-ти счастье - не ждать благо-дарности, а творить добро ради собственной радости;
  • не подражайте другим. Найдите себя и будьте са-мими собой.

Упражнение. «Рефлексия по итогам занятия»

В группе обсуж-даются следующие вопросы: «Что больше всего запомнилось, понравилось на занятии?», «Что нового из занятия "вынес" для себя каждый участник тренин-га?», «Было ли в ходе тренин-га, что кто-то открылся для вас с новой стороны?», «Раскрыл-ся ли на занятиях ваш творчес-кий потенциал, в какой степе-ни? Если нет, то что этому по-мешало?», «Что из тренинга можно перенести в работу с детьми?».

Цель: Развитие потенциальных возможностей учащихся в процессе общения, совершенствование навыков общения, необходимых для осуществления совместной интеллектуальной деятельности. Формирование ключевых компетенций(ценностно-смысловой ориентации в мире, гражданственности, самосовершенствования,

саморазвития, в общении, социального взаимодействия; познавательной деятельности, компетентности деятельности; информационных технологий.)

Исследование своих личностных качеств, своих .

Совершенствование навыков межличностного взаимодействия.

Развитие рефлексивных возможностей учащихся и навыков подачи и приема обратной связи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя образовательная школа п. Знаменский Ивантеевского района Саратовской области»

Практикум с элементами тренинга

« ПОЗНАЙ СЕБЯ»

социальный педагог- психолог

Терновенко В.Н.

Тема: «Познай себя»

Цель: Развитие потенциальных возможностей учащихся в процессе общения, совершенствование навыков общения, необходимых для осуществления совместной интеллектуальной деятельности. Формирование ключевых компетенций(ценностно-смысловой ориентации в мире, гражданственности, самосовершенствования,

саморазвития, в общении, социального взаимодействия; познавательной деятельности, компетентности деятельности; информационных технологий.)

Задачи:

Исследование своих личностных качеств, своих интеллектуальных возможностей .

Совершенствование навыков межличностного взаимодействия.

Развитие рефлексивных возможностей учащихся и навыков подачи и приема обратной связи.

Форма проведения: практикум, с элементами тренинга.

Подготовительная работа: использование ТСО(презентация),бланки, магнитофон, краски, плакат, график, бланки с именами, подарки.

Ход занятия

  1. Здравствуйте! Я рада вас видеть на нашем занятии. Вы видите, что наше занятие немного необычное. И проходить оно будет в виде игр, психогимнастических упражнений, тестирования и дискуссий.

Наше занятие направлено на познание самого себя, на исследование и развитие личностных качеств человека, на развитие рефлексивных ваших возможностей.

Для человека, нет ничего более интересного, чем люди./В.Гумбольт/

А к своей личности он испытывает повышенный интерес. Кто я? Что я?- задаем мы себе вопрос.Зачем, для кого и для чего я в этом мире, что я могу, на что я способен, как изменить себя? Такие вопросы все чаще и чаще возникают в нашей голове.

1. Упражнение « Цветопись» (2 мин) (Развитие компетентности саморазвития, самосовершенствования, личностной рефлексии)

И сегодняшнее самопознание мы начнем с упражнения

« Цветопись». Вам нужно при помощи цвета определить ваше эмоциональное состояние в данный момент

При помощи этой цветовой матрицы вы заполняете таблицу. Напротив своего имени поставьте соответствующий цветной кружок.

Стимульный материал.

Цвет

Символ настроения

Красный(к)

Восторженное, активное

Оранжевый(о)

Радостное, теплое

Желтый (ж)

Светлое. приятное.

Зеленый (з)

Спокойное, уравновешенное

Синий(с)

Грустное, печальное

Фиолетовый(ф)

Тревожное, неудовлетворенное

Черный (ч)

Унылое, упадочническое

Белый (б)

Трудно сказать.

Обработкой результатов займутся два эксперта.

  1. - Что же такое личностные качества?(2 мин )(Развитие компетенции в общении)

Это взгляды, убеждения, и такие черты характера, которые отражают отношение человека к жизни и оказывают влияние на его поведение в обществе.

Например, если ты человек сильной воли, это твоя черта характера. Если у тебя есть собственное мнение, и ты всегда поступаешь честно и этично - это твой стиль жизни.

Что же представляют собой личностные качества.

3. Результаты экспертов.

Давайте заслушаем наших экспертов, какое эмоциональное состояние в нашей группе на данный момент.

4 . Вы знаете, что бы начать общаться с человеком, нужно с ним познакомиться.

2 Упражнение « Знакомство» (5 мин).(Развитие компетенции познавательной деятельности, самосовершенствования, компетентности деятельности)

Перед вами бланки знакомства.

Обсуждение бланков ответов.

Прочитайте визитки ваших друзей. Теперь вы прекрасно понимаете,какие личностные качества вы хотите развить в себе./ Обсуждение. /

3.Эксперимент « Моя самооценка »(Компетенции сарегулирования, ценностно-смысловой ориентации в мире)

Никто не знает о нас столько дурного, как мы сами,

И никто так хорошо не думает о нас, как мы сами.

Знаете ли вы о своих достоинствах и недостатках.

Как вы думаете у вас больше положительных или отрицательных качеств?

Внимательно прочтите помещенные в рамочки слова,

Характеризующие определенные черты характера.

Заполните таблицу, поместив в первый столбик качества, характеризующие идеального человека: во второй, те качества, которыми идеальный человек обладать не должен.

Обработка результатов.

Обработка результатов и выводы:

К « 1» - заниженная,

К « 0.5» - нормальная

Обсуждение тестирования.

Давайте сделаем выводы.: Что показало тестирование.?

/Тестирование показало, что в нашей группе есть люди как с завышенной самооценкой, так и с заниженной /.

Люди с заниженной самооценкой склонны сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди чаще всего не уверены в себе, им трудно дается принятие решения. Сравнивая себя с другими, видят в себе больше недостатков, чем достоинств.

Если вы искренне отвечали и у вас идеальное «Я» мало чем отличается от вашего «Я», то у вас завышенная самооценка, т.е такие люди уверены в своей непогрешимости, с ними очень сложно взаимодействовать. так, как они не готовы « слышать других».

Жизнь- это не то. что происходит с нами, это то. что мы можем сделать с ней, Вместо того, чтобы принимать жизнь такой какая она есть, почему бы не начать жить так как хочешь ты. Начни с небольшого, но главного - измени отношения к себе.

И изменение мы начнем с нашего физического состояния.

4.Упражнение « Сохраняем силы».(Компетенции здоровьесбережения)

Делая выдох спокойно, не торопясь, сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите это 5 раз, с закрытыми глазами, встаньте и сделайте выдох,слегка потрясите руками, сбросьте все напряжение.

Что вы почувствовали?

5.Упражнение « Умей ответить НЕТ»(Компетенции здоровье сбережения, социального взаимодействия, деятельности, гражданственности, познавательной деятельности)

Вам нужно, разбиться на группы. И обыграть данные ситуации при этом одни должны убедить согласиться других. А другие должны отказаться.

1.ситуация

2.ситуация

3.Ситуация

Идет обсуждение.

Кому было трудно выполнять это, почему?

Кто из ребят был больше уверен в себе, почему вы так считаете?

Кто был не уверен?. В чем это проявлялось.

Кто был агрессивен? Как это проявилось.

Какие ощущения вызывают в вас эти три качества?/ уверенность - вызывает ощущение надежности. Агрессия-неприятие; неуверенность- жалость/ . В психологии существует алгоритм двух «ОО» , Оптимальный Отказ.(Я-сообщение,+ отказ+ аргумент + встречное предложение) Например: Мне приятно, что ты меня пригласил на вечеринку, но я не могу пойти, так как мне нужно выполнить просьбу мамы, давай я приду в следующий раз.

6 Упражнение « Комплимент»(Компетенция социального взаимодействия, общения)

Умение увидеть и развить в себе сильную сторону возможно только через доброжелательные взаимоотношения. И сейчас мы попробуем проверить насколько вы можете видеть хорошее,друг в друге.

Посмотрите внимательно на рядом сидящего друга и скажите какая черта характера, привычка вам нравится в этом человеке, при этом подарите подарок с пожеланием, если он есть, а сидящий должен поблагодарить и так по кругу.

7.Проектный рисунок(Компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире, самопознание. самосовершенствование)

Перед вами плакат, вам нужно молча при помощи краски и кисти вылить ваше эмоциональное состояние нарисовав картину. После чего вы подходите и отмечаете цветными фишками свое состояние у экспертов.

7. Рефлексия.

Вот и закончилось наше занятие.

Расскажите о своих впечатлениях, (понравилось вам занятие?)

Какая работа вам понравилась больше всего, Почему, именно этот момент?

В чем была трудность.

Что вы для себя открыли нового?

Что ощущаете вы сейчас. Какими чувствами вы наполнены?

(Если устали- то вы не раскрылись, если вам хорошо-то для вас одного занятия достаточно, все зависит от вашего желания познать себя)

Спасибо за работу! Чтобы познать мир, надо сначала познать себя, дерзайте и будьте счастливы!

Приложение к тренингу.

  1. Работа для экспертов.

Упражнение « Цветопись»

Обработка результатов. Каждый цветовой показатель имеет свое цифровое обозначение:

Красный – +3; оранжевый-+2; желтый-+1; зеленый-0; синий -минус 1; фиолетовый -минус2; черный – минус 3, белый не принимается в вычислениях. Строится график эмоционального состояния. На начало занятия и конец занятия.

Приложение №2

Заполните таблицу, поместив в первый столбик качества, характеризующие идеального человека: во второй, те качества, которыми идеальный человек обладать не должен

Из первых и вторых столбцов выбери и подчеркни те черты характера, которыми тебе кажется, обладаешь ты.

Обработка результатов.

Из первых и вторых столбцов выбери и подчеркни те черты характера, которыми тебе кажется, обладаешь ты.

Число положительных черт, которыми ты себя наделил, подели на число слов, помещенных в столбце № 1.

Если результат близок к « единице» , скорее всего, ты себя переоцениваешь.

Если результат близок к « нулю» - это свидетельство недооценки и повышенной самокритичности.

При результате, близким к « 0, 5» , ты можешь сделать вывод, что у тебя нормальная самооценка.

Аналогично сравни отрицательные качества со столбцом №2 .

Результат, близкий к « 0»- завышенная самооценка,

К « 1» - заниженная, -к « 0.5» - нормальная

Упражнение « Умей ответить « Нет»

1.ситуация .Тебе предлагают сбежать с урока, погулять с друзьями, но у тебя другие планы.

2.ситуация Твои друзья просят тебя выпить пива, поддержать их.

3.Ситуация . Незнакомые тебе люди просят тебя помочь им показать дорогу, приглашая тебя сесть в машину, вам не хочется выглядеть невежливым, но вы опасаетесь.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!