Определение, предназначение и история формирования государственного резерва. Расходы бюджетов осуществляются в формах

Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.1994 года №79-ФЗ «О государственном материальном резерве».

Государственный резерв состоит из:

- мобилизационного резерва, который включает – запасы материалов для мобилизационных нужд государства, предназначенные для обеспечения развертывания производства военной продукции, ремонта военной техники и имущества в особый период, развертывания в военное время работ по восстановлению железнодорожных и автомобильных дорог, морских и речных портов, аэродромов, сооружений связи, газопроводов и нефтепродуктопроводов, систем энергоснабжения и водоснабжения, для организации бесперебойной работы промышленности, транспорта и связи, оказания медицинской помощи;

- материального резерва, включающего запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания поддержки отраслям экономики государства и организациям, оказания гуманитарной помощи и регулирующего воздействия на рынок.

Таким образом, государственный резерв предназначен для :

Обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;

Обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия;

Оказания гуманитарной помощи;

Оказания регулирующего воздействия на рынок.

ФОРМИРОВАНИЕ, ХРАНЕНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЗАПАСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЗЕРВА

Формирование, хранение и обслуживание запасов материальных ценностей государственного резерва, методическое обеспечение и координация работ по формированию мобилизационного резерва обеспечивается Росрезервом, который осуществляет управление государственным материальным резервом своими территориальными органами (окружными управлениями Росрезерва) и подведомственными организациями, которые образуют единую систему государственного материального резерва.

Формирование государственного резерва начинается с определения потребности в нем.

Государственный резерв - один из ключевых факторов национальной безопасности России. При разработке норм накопления, учитываются: концепция национальной безопасности, военная доктрина государства, вероятность возникновения в обозримый период и возможные масштабы природных бедствий и техногенных катастроф, текущие экономические и финансовые возможности государства, параметры прогнозов социально-экономического развития и демографической ситуации в стране, структура и перспективы развития промышленного и сельскохозяйственного производства и потребления, уровень и темпы научно-технического прогресса, а также возможности самой системы государственного резерва. Цель такого подхода - определить и создать оптимальные запасы необходимых материальных ценностей, которые будут по силам федеральному бюджету.


В госрезерве хранятся свыше 13 тысяч наименований материальных средств - продовольствие, топливо, стратегическое сырье, материалы, промышленные товары и оборудование на общую сумму свыше 4 миллиардов долларов. Следует подчеркнуть - хранением боеприпасов и военной техники Росрезерв не занимается.

После определения Правительством РФ мобилизационного задания дальнейшую работу проводит специальный орган федеральной власти, уполномоченный на формирование, хранение и обслуживание госрезерва – Федеральное агентство по государственному резерву (Росрезерв).

Росрезерв: – формирует предложения к проекту федерального бюджета на соответствующий год по структуре расходов системы государственного резерва. В 2006г. на эти цели было выделено 44 миллиарда рублей, в 2007году запланировано на 80% больше;

– осуществляет отбор поставщиков материальных ценностей в государственный резерв для заключения с ними государственных контрактов. К поставщикам предъявляются высокие требования по качеству продукции, условиям поставок.

В Росрезерве практикуется предконтрактный контроль. В частности, изучаются условия и технология производства не только подрядчика, но и субподрядчиков, их надежность как деловых партнеров. Используются также тонкие физические, химические, биологические способы исследований. К примеру, изучая образец сливочного масла специалисты Росрезерва способны сказать в каком году, в какое время года, на какой широте и долготе росла та трава, которую съела корова, какой породы было животное, чем оно болело, вводились ли в его рацион антибиотики, другие медикаменты или биологические добавки и из чего они были произведены.

Поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70 процентов, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв. Поставщики несут серьезную материальную ответственность установленную специальным законом за нарушение условий и сроков поставок. При невозможности обеспечить поставки отечественными товаропроизводителями, заключаются контракты на поставку товаров с зарубежными поставщиками.

Запасы материальных ценностей государственного резерва размещаются в организациях, специально предназначенных для хранения государственного резерва. К ним относятся склады, базы, специальные предприятия и комбинаты.

Базы хранения - комбинаты - создавались в основном в период “холодной войны”, задумывались как неуязвимые системы, способные выдержать ядерные удары, землетрясения и наводнения. Для их размещения использовались горные или соляные выработки. В этих многокилометровых выработках на глубине более 100 метров при температуре 9-10градусов и влажности 70% хранятся продовольственные запасы государства, способные обеспечить трехмесячную потребность всего населения.

Изучаются вопросы хранения продовольствия в северных широтах. В 1973 году на острове Таймыр на глубине в 120см был обнаружен склад продовольствия, заложенный в 1900году экспедицией Эдуарда Толя. После проведенного исследования, качество продуктов соответствовало требованиям ГОСТа. В 2004 году Росрезервом с научной и практической целью на Таймыр организовывалась специальная научная экспедиция.

В специальных наземных, подземных хранилищах и в соляных пластах на большой глубине хранятся стратегические запасы нефтепродуктов.

Часть запасов материальных ценностей государственного резерва может храниться в промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и иных организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Таких сторонних организаций осуществляющих ответственное хранение государственных резервов в стране насчитывается около 10 тысяч.

Сроки и условия хранения материальных ценностей в государственном резерве устанавливает Росрезерв с учетом требований государственных стандартов и технических условий.

Александр ГРИГОРЬЕВ

В СООТВЕТСТВИИ с нашим законодательством «государст-венный материальный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей». Запасы делятся на две основные части.

Первая - государственный резерв - резерв гражданского назначения. Это стратегические материалы и товары для стабильной работы экономики страны, материалы и товары для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказания помощи пострадавшему населению, в том числе гражданам иностранных государств. Свежий пример: совсем недавно мы оказали гуманитарную помощь сербскому меньшинству Косово на сумму около полутора миллионов долларов. Хранимые в госрезерве запасы муки, сливочного и растительного масла, мяса, зерна, сахара, а также нефтепродукты, металлы, мощная строительная техника, передвижные электростанции, медицинская аппаратура, многие другие материальные ценности размещены в полутора сот-нях комбинатов (баз хранения). Госрезервом управляют с помощью Единой автоматизированной системы.

Вторая - мобилизационный резерв для обеспечения оборонных нужд страны. Хранится моб-резерв в организациях - исполнителях мобилизационных заданий, а не на наших базах.

Функции Росрезерва охватывают все стадии технологического цикла, который проходят товары на наших комбинатах. От закладки в хранилище, конт-роля и поддержания необходимого качества в процессе длительного хранения до отпуска потребителю. По-иному обстоят дела в отношении мобрезерва. Из-за того что число организаций, где он хранится, составляет в настоящее время несколько тысяч, контроль сохранности мобзапасов проводится лишь периодически. Но этот контроль весьма жесткий и осуществляется по инициативе Росрезерва совместно со Счетной палатой, Генпрокуратурой, ФСБ и МВД России, другими органами власти. К сожалению, до сих пор имеют место случаи самовольного расходования запасов и даже хищений. По этим фактам ежегодно возбуждаются административные и уголовные дела. Но важно отметить, что в результате совместной работы количество и объемы самовольных расходований и хищений с 2001 года сократились в разы.

Граждане имеют право знать

В СОВЕТСКИЕ времена информация о госрезервах была темой закрытой. Почему сейчас об этом стали информировать общество?

Граждане России как налогоплательщики имеют право знать, на что идут заработанные ими деньги. Таковы требования президента - уважать свой народ. Кроме того, информированность населения о наличии и возможностях госрезерва не оставляет места стихийным или инспирированным массовым страхам в напряженные моменты. То есть способствует социально-политической и экономической стабильности в обществе.

Открытость имеет свои границы. Вспомним, с началом Великой Отечественной войны объекты госрезерва были первоочередными целями немецкой авиации. Местоположение наших комбинатов не подлежит оглашению. Остаются тайной нормы, фактические объемы и номенклатура наших резервов. Давайте помнить: государственный резерв - материальный ресурс национальной безопасности.

Известно, что цены на продукты питания растут по всему миру. Более того, есть прогнозы, что мировое сообщество в обозримом будущем столкнется с настоящим продовольственным дефицитом. Грозит ли это России?

Нет. Вот простой пример: в переломные 90-е годы система государственного резерва стала настоящим экономическим щитом страны и позволила не допустить социального взрыва и распада России. Так, дотационные регионы покрывали за счет госрезерва свыше 50% своих потребностей в продовольствии. Общий объем израсходованных в этот период запасов сравним с годами Великой Отечественной войны. А тогда фронту и тылу было выдано около 20 млн. т хлеба, миллионы тонн других продуктов и материальных ценностей. Сегодня усилиями руководства страны состояние госрезерва таково, что он способен обеспечить каждого жителя страны всем необходимым в течение трех месяцев.

С посредниками дела не имеем

- ЗНАКОМЫ ли вы с госрезервами других стран? Поддерживаете отношения с коллегами?

Госрезервы есть практически во всех государствах. Но их структура, номенклатура и объемы заметно различаются. Сотрудничество с коллегами есть, в первую очередь научно-техническое и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказании гуманитарной помощи. Активно действует созданный по инициативе Росрезерва отраслевой орган СНГ - Консультативный совет руководителей органов госрезервов.

Из последних примеров - в 2007 г. Росрезерв провел Международную научно-практическую конференцию, в которой участвовали делегации из 26 стран СНГ, Европейского союза и США. Достигнута договоренность сделать подобные встречи регулярными.

В конце 2007 г. проведены переговоры с руковод-ст-вом госрезерва КНР. Договорились о сот-рудничестве. Интенсивно работаем и с коллегами из Монголии. С сентября в нашем Торжокском политехническом колледже начнется обучение будущих специалистов госрезерва этой страны.

- Материальные ценности хранятся и в других отраслях. Чем же отличается государственный резерв?

Он имеет свою специфику. Главное - длительность хранения и при этом обеспечение качества материальных ценностей с тем, чтобы они в любой момент могли быть использованы по назначению либо реализованы на рынке. Сроки хранения запасов в других отраслях во много раз меньше. При выпуске продукции наши товары должны быть абсолютно годными для использования и в конце сроков хранения (подчеркиваю: «хранения», не «годности»!) - конкурентоспособными на рынке. Это обстоятельст-во определяет особые требования к качеству закладываемых на хранение товаров. Росрезерв осуществляет предконтрактный контроль их качества, начиная с тщательного обследования производственной базы поставщика. С посредниками Росрезерв дела не имеет, а работает только напрямую с производителями.

Кадровый ресурс

- ВСЕ это требует специалистов особой квалификации.

Специальностей в системе госрезерва много, но ни по одной из них высшими учебными заведениями кадры целевым образом для нас не готовятся. Специалистов среднего звена для себя мы готовим самостоятельно - в уникальном Торжокском политехническом колледже. В отношении работников с высшим образованием на данном этапе выходом является их переподготовка по программам, учитывающим специфику госрезерва. Это тем более важно, что, как отметил избранный Президент России Д. Медведев, сегодня необходимо непрерывное обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и владению современными методами решения профессиональных задач. Научно-методическое обеспечение этой работы поручено нашему Научно-исследовательскому институту проблем хранения. Решением Совета глав правительств СНГ он стал базовой организацией Содружества по научно-техническому развитию систем госрезервов.

Госрезерв предназначен для использования в кризисных и чрезвычайных обстоятельствах. Это существенно повышает требования к кадрам. Но значительная часть наиболее профессионально подготовленных специалистов и управленцев в условиях рынка занята не в государст-венном секторе, а в частном. Известен опыт США. Там создан так называемый Национальный резерв руководящих кадров. Руководителю федерального органа исполнительной власти для выполнения чрезвычайных программ президентом США делегировано право осуществлять мобилизацию гражданского персонала из резерва руководящих кадров. Мы предлагаем предусмотреть в законодательной базе мобилизационной подготовки экономики России возможность и механизм доукомплектования соответствующих органов управления и организаций специалистами, занятыми в мирное время в других отраслях и секторах экономики.

Руководством страны выбран инновационный путь развития. Как это решение отражается на Росрезерве - структуре в целом консервативной?

А мы и не ждали этого решения. Слишком в трудном положении оказался госрезерв России к началу ХХI века. Износ основных фондов достиг по некоторым позициям 70%. Выход был один - внедрение инновационных технологий в отрасли.

Возьмем для примера резервуарный парк для хранения миллионов тонн нефтепродуктов. В 2003 г. правительство одобрило наши предложения по его модернизации в ограниченные сроки и с минимальными бюджетными затратами. Одной из уникальных инновационных технологий является создание и эксплуатация хранилищ для высококачественных моторных топлив на глубине до полутора километров. В Росрезерве разработана и внедрена технология, которая обеспечивает достижение поставленной цели. По сравнению с традиционными технологиями капитальные затраты на строительство резервуаров сокращаются в 2 раза, сроки строительства - в 2-3 раза, эксплуатационные расходы - вдвое. Увеличиваются в 3-4 раза сроки хранения нефтепродуктов без потери их качества. На три порядка, то есть в тысячи раз (!), снижается риск возникновения аварийных ситуаций, и практически полностью исключаются потери хранимых нефтепродуктов.

- А как решаете проблему закрепления кадров?

Работать у нас интересно - наши организации оснащаются самой современной техникой и научной аппаратурой, работникам обеспечиваются хорошие бытовые условия. Есть постоянно действующий оздоровительный лагерь в Подмосковье. В нем отдыхают дети сотрудников со всей России. Возобновлено строительство своего жилья. Так, в Нижнем Новгороде недавно заселен жилой дом на 90 квартир. Люди ценят принадлежность к системе и потому, что в нашем Торжокском колледже учатся молодые сотрудники и дети сотрудников Росрезерва. Особенно из глубинки, где они вряд ли имели возможность получить достойное и востребованное образование.

Доходы наших сотрудников в ближайшее время вряд ли достигнут уровня бизнес-сообщества. Но чувство причастности к важнейшему государственному делу, осознание его важности играют для многих не меньшую роль, чем уровень денежного вознаграждения. Поэтому значительные усилия направляются на заботу о сотрудниках и ветеранах. На создание действительно достойных условий труда и просто жизни наших работников и членов их семей.

Понравилась публикация? Поддержите издание!

*Получай яркий, цветной оригинал газеты в формате PDF на свой электронный адрес

Бюджет - это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

    Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

    Легально контролирует действия правительства

    Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

    Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Доходы государственного бюджета - завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета - исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:

Сбалансированный бюджет - бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.

Бюджетный профицит - это сумма, на которую доходы государства превышают его расходы. Профицит возникает достаточно редко, чаще всего наблюдается дефицит бюджета. То есть для осуществления всех расходов необходимо найти дополнительные средства. Эти средства поступают из источников финансирования бюджетного дефицита.

Источники финансирования бюджетного дефицита

    Внутренее финансирование :

    • выпуск и продажа ценных бумаг (облигации и векселя )

      бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней

      использование средств центрального банка

    Внешнее финансирование :

    • продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке

      кредиты иностранных банков и междунароных финансовых организаций

      кредиты иностранных правительств

Вместе внутренее и внешнее финансирование составляют общий объем финансирования.

Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Формирование доходов бюджетов

Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

Денежные средства считаются поступившими в доход бюджета с момента совершения кредитной организацией операции по их зачислению на счет органа, исполняющего бюджет.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов. Кроме того, в доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы составляют предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Неналоговые доходы составляют:

    доходы от использования государственной или муниципальной собственности;

    доходы от продажи государственной или муниципальной собственности;

    доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления;

    штрафы, компенсации;

    доходы, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд.

К доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:

    арендная плата за сдачу во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

    доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Федерации или муниципальным образованиям.

Кроме того, доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.

К собственным доходам бюджетов относятся доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Они могут быть как налоговыми, так и неналоговыми.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год. Эти нормативы определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы.

Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Осуществление бюджетных расходов

Расходы бюджетов всех уровней основываются на единых методологических принципах и нормативах минимальной бюджетной обеспеченности на оказание государственных услуг. Эти нормативы устанавливаются правительством.

Расходы бюджетов всех уровней делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы - это расходы на инновационную и инвестиционную деятельность. Они включают расходы на: инвестиции в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам; расходы на проведение капитального ремонта объектов государственной собственности; расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

Капитальные расходы составляют так называемый бюджет развития. Порядок его формирования определяется федеральным законом.

Текущие расходы бюджетов - расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений.

Расходы бюджетов осуществляются в формах:

    ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

    средств на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам;

    трансфертов населению;

    бюджетных кредитов;

    субвенций и субсидий;

    инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

    кредитов иностранным государствам;

    средств на обслуживание и погашение долговых обязательств.

Получателями бюджетных средств являются бюджетные учреждения. Кредиты за счет бюджетных средств могут предоставляться юридическим лицам на основании законов о бюджетах.

Система доходов государственного бюджета

Понятие и виды государственных доходов

Государственные доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны.

Виды государственных доходов

Согласно ст. 41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Согласно ст. 49 БК РФ в доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Согласно ст. 55 БК РФ доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.

Согласно ст. 60 БК РФ доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты полностью поступают доходы от продажи и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления и другие доходы согласно п. 4 ст. 60 БК РФ.

Доходная часть государственного бюджета состоит из трех основных частей:

    налогов

    неналоговых доходов

    доходов целевых бюджетных фондов

К неналоговым доходам относятся доходы:

    от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

    от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

    в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

    иные неналоговые доходы.

В систему налоговых платежей в государственный бюджет включаются: прямые налоги и косвенные налоги.

В структуре доходов государственного бюджета наибольший удельный вес занимают налоговые доходы (рис. 30):

Рис. 30. Структура доходов госбюджета по источникам

Формирование доходов госбюджета

Налоговые доходы делятся на две группы: прямые и косвенные налоги.

Косвенные налоги - основная часть налоговых поступлений государственного бюджета (это налоги на потребителя). Они состоят из НДС, акцизов и таможенных пошлин и сборов. Они оказывают влияние на уровень цен (включены в цену) и на структуру потребления.

Прямые налоги - это налоги, взимаемые непосредственно у источника их образования.К прямым налогам относятся: налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; налоги на совокупный доход.

К косвенным налогам , составляющим до 70−90% от всех налоговых поступлений в государственный бюджет, относятся:налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы ; таможенные пошлины и сборы . При этом важное значение в этой группе имеет НДС (до 40% в группе косвенных налогов). Акцизы - это федеральный (государственный в унитарном государстве) налог, который взимается с небольшой группы товаров, главный признак которых - высокая доходность (нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, спирт этиловый и спиртные напитки, табак и табачные изделия). Таможенные платежи, пошлины и сборы поступают только в государственный бюджет.

Прямые налоги взимаются и в государственный (федеральный), и в региональные, и в местные бюджеты. Это зависит и от территориального расположения предприятия и от его масштабности (налог на прибыль). К прямым налогам кроме налога на прибыль относятся также подоходные налоги на физических лиц (граждан). Его ставки различны в различных странах и взимаются по прогрессирующей шкале в зависимости от налогооблагаемой базы (дохода): от 6-7 до 45%. Налог на прибыль взимается также по прогрессирующей шкале, его величина - от 12-15 до 35%. Прямые налоги - вторая составная часть всех поступающих в бюджет доходов. Другими словами, доходная база государственного бюджета зависит в основном от налогов. Отнесение налога к тому или иному уровню госбюджета осуществляется в соответствии с действующим национальным законодательством.

Налоги делятся на федеральные, региональные и местные

К федеральным налогам относят: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы, таможенные полшины и сборы. Региональными признаются налоги и сборы, обязательные к уплате на федеральных территориях государства. Это налог на имущество юридических лиц, налог с продаж, региональные лицензионные сборы и пр.

Местными признаются налоги и сборы, вводимые в действие законодательными актами местных органов самоуправления. Особого внимания заслуживает НДС, косвенный налог, который занимает лидирующее место в доходной части государственного бюджета. Налог на добавленную стоимость тем выше, чем выше степень обработанности товара, т.е. добавленная к первоначальной стоимости товара дополнительная стоимость. Механизм взимания НДС можно проиллюстрировать на примере взимания НДС с продукции деревообрабатывающей и мебельной промышленности (табл. 2):

Система расходов государственного бюджета

Посредством расходов государственного бюджета государство реализует свои функции воздействия на экономическое и социальное развитие и состояние общества .

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

    национальная оборона;

    финансирование науки;

    финансирование реального сектора;

    образование госрезервов;

    обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);

    регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).

К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:

    господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);

    обеспечение правоохранительной деятельности;

    обеспечение противопожарной безопасности;

    науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами - их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы - это:

    текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;

    отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

    новое строительство;

    реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

    социальные расходы;

    военные расходы;

    образование и здравоохранение.

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

— документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
  • Объем производства
  • Инветиции
  • Реальные доходы

Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • содержание органов власти;
  • национальная оборона;
  • финансирование науки;
  • финансирование реального сектора;
  • образование госрезервов;
  • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
  • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы — это:

  • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

  • новое строительство;
  • реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  • социальные расходы;
  • военные расходы;
  • содержание судебной системы;
  • образование и здравоохранение.

Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.1994 года №79-ФЗ «О государственном материальном резерве».

Государственный резерв состоит из:

- мобилизационного резерва, который включает– запасы материалов для мобилизационных нужд государства, предназначенные для обеспечения развертывания производства военной продукции, ремонта военной техники и имущества в особый период, развертывания в военное время работ по восстановлению железнодорожных и автомобильных дорог, морских и речных портов, аэродромов, сооружений связи, газопроводов и нефтепродуктопроводов, систем энергоснабжения и водоснабжения, для организации бесперебойной работы промышленности, транспорта и связи, оказания медицинской помощи;

- материального резерва, включающего запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания поддержки отраслям экономики государства и организациям, оказания гуманитарной помощи и регулирующего воздействия на рынок.

Таким образом, государственный резерв предназначен для:

Обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;

Обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия;

Оказания гуманитарной помощи;

Оказания регулирующего воздействия на рынок.

История создания. Резервы существовали еще в древнем мире. Хорошо известна библейская история о мудром Иосифе – создателе и распорядителе стратегических запасов продовольствия в Древнем Египте. Умело используя созданный им стратегический запас продовольствия, ему удалось стать хозяином Египта. От его воли зависела жизнь не только египтян, но и соседних народов, которые своевременно не позаботились о создании своих запасов продовольствия.

Археологические находки свидетельствуют, что у славян общественные запасы продовольствия существовали задолго до современного летоисчисления.

В античной Руси большие запасы продовольствия хранились в монастырях, замках, усадьбах, на территории которых обязательно находились хозяйственные постройки и помещения: погреба, подземелья, ямы, амбары и другие приспособления, в которых хранили продовольствие.

С середины XV века при правлении Ивана Калиты (1462-1505 годы) начался сложный процесс объединения княжеств вокруг набиравшей силу Московской Руси.

Пользуясь покровительством хана Золотой Орды, Иван 1 получил право собирать с русских земель дань. Необременительная дань позволяла накапливать ресурсы, необходимые для укрепления Московской Руси, завоевания и присоединения к ней новых земель.

Иван Калита учредил во всех городах магазины где хранились запасы хлеба из расчета на 3-х летнюю потребность населения городов. Каждый год 1/3 запасов продавали и вместо них заготавливали свежий хлеб. Количество и качество продовольственных запасов подвергали ревизии – проверке.

Петр I преобразовал систему хранения запасов, создав сеть магазинов. В указанных магазинах сверх плановой нормы хлеба предписывалось иметь запасы хлеба из расчета двухлетней потребности городского гарнизона. При Петре I создаются государственные сырьевые и промышленные резервы (запасы для железоделательных и медеплавильных заводов). В 1700 г. создан «Провиантский приказ» - орган управления государственными продовольственными запасами, который завершил построение в России системы государственных резервов.

С конца XVIII века в России зарождаются капиталистические отношения. Государственные запасы заготавливаются подрядным (рыночным) способом, по договорам с поставщиками-подрядчиками и как разновидность ее возникает комиссионерская закупка.

После войны с Турцией (1877-1878 годы) сделаны попытки накопить запасы провианта и фуража на период мобилизации в случае войны. Война с Японией показала, что русская армия плохо была обеспечена не только продовольствием, но и вооружением, боеприпасами, снаряжением. Эта война продемонстрировала острую необходимость создания государственных запасов материальных средств и управления ими.

С началом войны 1914 года стали накапливаться значительные продовольственные запасы. В централизованном порядке правительство в 1914-1915 годах заготовило 305 млн. пудов хлеба, в 1915-1916 годах- 502 млн. пудов, а в 1916-1917 годах - 540 млн. пудов. Такое массовое изъятие из оборота продовольствия закономерно вело к резкому дефициту и подорожанию продуктов питания, что явилось еще одной немаловажной причиной роста недовольства населения царскими властями. Этим недовольством вполне умело воспользовались революционные партии.

Первые годы после революций проходили в условиях голода, массовой нищеты и разрухи. Несмотря на это в 1926 году было положено начало образованию постоянного государственного продовольственного фонда. Управление и контроль за фондом осуществляли Народный Комиссариат внешней и внутренней торговли, Совет Труда и Обороны. В 1927 году создается мобилизационный фонд пшеницы в размере 1, 6 млн. тонн. К 1931 году были созданы запасы хлеба в объеме 2 млн. тонн.

В связи с расширением номенклатуры закладываемых в резерв товаров и материалов, возросшими объемами накопления, постановлением Совнаркома СССР от 17 октября 1931 года был образован Комитет резервов при Совете Труда и Обороны. Первым руководителем Комитета резервов был назначен В.В. Куйбышев. В регионах были организованы отделы и инспекции резервов при уполномоченных НКВД.

С образованием Комитета резервов в его ведение были переданы все мобилизационные запасы, находящиеся в разных учреждениях и предприятиях, а также мобилизационный и государственный хлебный фонды. На Комитет резервов, отделы и инспекции при уполномоченных НКВД на местах были возложены задачи пополнения запасов, их учета и контроля.

В 1937году Совет труда и Обороны был упразднен, комитет резервов преобразован в Управление государственных резервов при СНК СССР, отделы и инспекции резервов из системы НКВД перешли в непосредственное ведение управления госрезервов.

С 1939 года начинают закладываться изделия и материалы для производства вооружения, а также медицинское и санитарно-хозяйственное имущество. Были разработаны табели оснащения медицинским имуществом специальных формирований. Расходное медицинское имущество (лекарственные средства, перевязочные материалы) для эвакуационных госпиталей было рассчитано на трехмесячную потребность, а сложное и дорогостоящее оборудование, используемое в медицинских учреждениях в мирное время, приписывалось на мобилизационный период к специальным формированиям.

В первые годы Великой Отечественной войны огромные потери сырья, материалов, продуктов питания восполнялись в основном за счет государственных резервов. Государственный резерв обеспечивал бесперебойное снабжение фронта и промышленность всем необходимым. Несмотря на тяжелейшее продовольственное положение в стране, к концу войны удалось не только восстановить израсходованные запасы, а и приумножить их. Объемы государственных резервов по хлебу, мясным консервам возросли в 1,8 раза. За счет госрезервов оказывалась гуманитарная помощь жителям Вены и других освобожденных городов Европы.

Для послевоенного периода работы системы госрезервов характерны неоднократные структурные преобразования органов управления и баз хранения. За период с 1946 по 1960 годы центральные органы четыре раза меняли свое наименование, дважды система делилась на параллельные структуры и дважды соединялась.

На состояние системы госрезервов в 1980 годы существенное влияние оказали застой в экономике страны, спад сельскохозяйственного производства, начало глубоких социально – экономических преобразований.

С декабря 1990 года в системе госрезервов организована новая структура – Управление материальных ресурсов для чрезвычайных ситуаций. Запасы материальных ресурсов для чрезвычайных ситуаций используются при ликвидации чрезвычайных ситуаций общегосударственного масштаба.

В 1991-1992 гг. – в связи с распадом СССР произошло разделение единой системы госрезервов СССР и образование системы государственных резервов РФ.

Важным моментом в современной истории госрезервов стало введение в конце 1994 года федерального Закона «О государственном материальном резерве».

В 2004 году Госкомрезерв переименован в Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) и оно стало подведомственным Министерству экономического развития и торговли России.

В последние годы резерв использовался во многих операциях по ликвидации последствий ЧС в РФ, а также обеспечил оперативное оказание гуманитарной помощи многим иностранным государствам.

На вопрос журналистов, на сколько хватит стране ее стратегических запасов, А.А. Григорьев – глава Росрезерва, ответил: «на 90 суток со дня полного прекращения снабжения». Насколько эти данные точны, судить трудно – ведь любые сведения об объемах государственного резерва являются строгой государственной тайной.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!