Китай продолжает реализацию гигантских проектов «на вырост», тем самым заодно стимулируя свою экономику. Во Внутренней Монголии возведен город Ордос, рассчитанный на 1 млн. человек. Сейчас в нем живут 20 тысяч, 98% зданий пустуют.
Текст ttolk
В Китае много городов- , торговых центров- и аэропортов-призраков - гигантских инфраструктурных проектов, пустующих годами. Китайские власти объявляют, что эти объекты - «на вырост», и их рано или поздно заполнят люди, клерки, пассажиры или арендаторы. Одновременно, правительство искусственно «разгоняет» экономику - подобные инфраструктурные проекты (сюда же можно отнести дороги, по которым мало кто ездит; склады, заполненные под завязку медью или алюминием, и т.п.) добавляют в ежегодный показатель роста ВВП 1-1.5 процентных пункта.
Город Ордос в провинции Внутренняя Монголия начали строить в 2003 году. Несмотря на то, что в этой провинции монголы составляют всего около 17%, город решено было возводить именно в монгольском стиле (отсюда и его название, связанное со словом «Орда»).
В итоге к 2010 году на площади 355 квадратных километра был построен город, рассчитанный на 1 млн. человек (кстати, плотность населения в нём в 4 раза меньше, чем в Москве - это к слову, что даже сверхнаселённый Китай может позволить себе строить просторные города, но это тема отдельной статьи). Однако к концу 2013 года Ордос был заселен всего на 2% - в нём проживает 20 тысяч человек.
Главный инвестор-застройщик в 2008-09 годах установил цены на жильё здесь в 10-11 тысяч долларов за кв. м, сегодня они упали почти в 2-3 раза - до 4-4,5 тысяч долларов. Однако и эти цены неподъёмные для подавляющего числа жителей провинции Внутренняя Монголия, где средние зарплаты составляют 400-500 долларов.
Часть пустых площадей в Ордосе намерено выкупить правительство Китая для отставных военных, но их тут будет не более 20-25 тысяч человек (т.е. ещё 2-2,5% населения города к нынешним 2%).
Все эти 3-5 лет после сдачи объектов управляющие компании вынуждены нести убытки, обслуживая инфраструктуру пустого города - ремонт, уборку улиц, охрану, уличное освещение, озеленение и т.д. - а это до 10-12 млн. долларов ежемесячно. Эти деньги застройщику выделены китайскими госбанками в виде кредита под низкий процент.
Сам проект Ордос был начат в регионе Кангбаши после того, как здесь обнаружили огромнейшие запасы угля и других полезных ископаемых. Область была мгновенно застроена офисными небоскребами, административными центрами, правительственными зданиями, музеями, театрами и спортивными сооружениями.
Было также возведено множество спальных районов с красивыми уютными особняками для людей среднего класса. Единственной проблемой является то, что этот район предназначался для проживания 1 миллиона жителей, а сейчас там практически никто не живет.
С такими темпами заселения, как сейчас Ордос будет полностью заселен через 40-50 лет.
Еще несколько фотографий самого большого города-призрака в мире.
В Китае много городов-призраков, торговых центров и аэропортов-призраков - гигантских инфраструктурных проектов, пустующих годами. Китайские власти объявляют, что эти объекты строятся «на вырост» и их рано или поздно заполнят люди, клерки, пассажиры или арендаторы. Одновременно правительство искусственно «разгоняет» экономику - подобные проекты (сюда же можно отнести дороги, по которым мало кто ездит, склады, заполненные под завязку медью или алюминием) добавляют в ежегодный показатель роста ВВП 1-1,5 процентных пункта.
Город-призрак Ордос в провинции Внутренняя Монголия начали строить в 2003 году. Несмотря на то, что в этой провинции монголы составляют всего около 17%, город решено было возводить именно в монгольском стиле (отсюда и его название, связанное со словом «орда»). В итоге к 2010 году на площади 355 квадратных километров был построен город, рассчитанный на 1 млн человек (кстати, плотность населения в нем в 4 раза меньше, чем в Москве, - это к слову, что даже сверхнаселенный Китай может позволить себе строить просторные города, но это тема отдельной статьи). Однако к концу 2013 года Ордос был заселен всего на 2% - в нем проживает 20 тысяч человек.
Главный инвестор-застройщик в 2008-09 годах установил здесь цены на жилье в 10-11 тысяч долларов за кв. м, сегодня они упали почти в 2-3 раза - до 4-4,5 тысяч долларов. Однако и эти цены неподъемные для подавляющего числа жителей провинции Внутренняя Монголия, где средние зарплаты составляют 400-500 долларов. Часть пустых площадей в Ордосе намерено выкупить правительство Китая для отставных военных, но их тут будет не более 20-25 тысяч человек (т.е. еще 2-2,5% населения города к нынешним 2%).
Все эти годы после сдачи объектов управляющие компании вынуждены нести убытки, обслуживая инфраструктуру пустого города-призрака - ремонт, уборку улиц, охрану, уличное освещение, озеленение и т.д. - а это до 10-12 млн долларов ежемесячно. Эти деньги застройщику выделены китайскими госбанками в виде кредита под низкий процент.
Сам проект Ордос был начат в регионе Кангбаши после того, как здесь обнаружили огромнейшие запасы угля и других полезных ископаемых. Область была мгновенно застроена офисными небоскребами, административными центрами, правительственными зданиями, музеями, театрами и спортивными сооружениями. Было также возведено множество спальных районов с красивыми уютными особняками для людей среднего класса.
Единственной проблемой является то, что этот район предназначался для проживания 1 миллиона жителей, а сейчас там практически никто не живет. С такими темпами заселения, как сейчас, город-призрак Ордос будет полностью заселен через 40-50 лет.
Говорят, высокие налоги на недвижимость и не лучшее качество строительства сдерживают людей от переселения в Ордос. В городе проживает около 100 000 человек, но большая его часть пустует.
«Весь город похож на постапокалиптическую космическую станцию из фантастического фильма», – говорит фотограф Рафаэль Оливье (Raphael Olivier), который побывал в нём и сделал серию снимков под названием «Ордос – несбывшаяся утопия». С кадрами этого автора предлагаем ознакомиться ниже.
Ордос расположен в провинции Внутренняя Монголия. В этом районе находится одна шестая часть угольных запасов Китая.
Google Maps
В конце 90-х и начале 2000-х годов частные горнодобывающие компании получили права на разработку этих месторождений. Развитие добывающей промышленности привело к крупным налоговым поступлениям.
Добыча угля около Ордоса в ноябре 2015 года. Mark Schiefelbein/AP