Орфоэпический словарь кодекс. Значение слова орфоэпия в словаре русского языка ожегова

Роман "Евгений Онегин" - это роман о любви. На жизненном пути каждый из героев встречает это замечательное чувство. Но ни одному из персонажей не удается соединиться с любимым человеком.

Няня Татьяны Лариной говорит, что в ее время даже "не слыхали про любовь..." Когда молодой была мать Татьяны, о любви не только "слыхали", но и читали французские романы, которые определяли мировосприятие девушек. Старшая Ларина любила, но была выдана замуж за другого. Сначала она очень горевала и плакала, но со временем смирилась и привыкла. Ее счастьем стала привычка. Пушкин формулирует это так:

Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она.

Сама Татьяна любит Онегина самозабвенно,

Без искусства,
Послушная влеченью чувства.

Эта искренняя любовь сохранится в ее душе на протяжении всего романа. Даже будучи замужем, предпочтя исполнение семейного долга возможному счастью, Татьяна по-прежнему любит Онегина и, не лицемеря, говорит ему о своем чувстве.

Любовь Владимира Ленского к Ольге Лариной по силе и искренности близка переживаниям Татьяны: "Он пел любовь, любви послушный..."

Другое дело Онегин. Сначала он был разочарован в женщинах:

Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум...
...Я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства...

Но позже Евгений понимает крах своего прежнего мироощущения. Он пишет Татьяне:

Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!

Действительно, к другому пониманию счастья в любви приходит Онегин в конце романа:

Понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,

Искреннее, естественное, чистое и возвышенное, не угасающее со временем чувство воспевает автор в романе, такова его концепция любви.

Почему несчастен Евгений Онегин?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос стоит проследить изменения в личности главного героя одноименного романа А. Пушкина. В начале романа поэт показывает уставшего от столичной жизни светского льва Онегина. В чем выражается это недовольство? Необходимостью подчиняться тому, что ему не интересно. Так, почему же герой едет к умирающему дядюшке, трезво оценивая свою предстоящую роль, как "низкое коварство". Да потому, что Онегин вообще ни в чем не видит смысла и равнодушен практически ко всему, кроме чувства собственного достоинства и независимости, которые поколеблены поездкой к умирающему родственнику. Природа раздражения определяется тем, что герою надоело обычное притворство.

В начале романа Онегин словно примеряет разные жизненные возможности, не отдавая приоритета ни одной из них. Фееричный маскарад героя отражен в парадоксальных по своему соседству определениях, которые Пушкин адресует своему герою: "молодой повеса" и "добрый мой приятель", "денди лондонский" и "ученый малый", "проказник" и "философ в осьмнадцать лет", "повеса пылкий" и "отступник бурных наслаждений".

Жизнь Онегина в начале романа действительно театральна. Это определяется чрезмерной увлеченностью героя собственной ролью в театре жизни. Он играет вез-де, где бы ни был, что бы ни делал. Интересно то, что вся подобная театральность исчезает к концу романа.

Завязка романа - противоречие в характере главного героя, странность его депрессивного состояния при внешнем благополучии жизни. Смена среды обитания Онегина ничего не меняет в его внутреннем. Закономерно, что Пушкин решил изменить психологическое состояние Онегина, испытав его любовью. Оживление сердца в Онегине, потребность в чувствах - пока лишь отзвук на пылкость Ленского. До собственного чувства Онегин пока не может подняться, даже после получения письма влюбленной Татьяны. Отношение Онегина к Татьяне - лишь эхо искренних чувств. Вместе с тем, важно, что герой, "утратя жизни лучший цвет", равнодушный ко всему и вся, вдруг чувствует возможность любви:

Но, получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был:
Язык девических мечтаний
В нем думы роем возмутил...

Почему же Пушкин все - таки отверг эту возможность пусть влюбленности, а не любви Онегина?

В главном герое есть честность самооценки. Он останавливает себя, отказываясь принять минутный порыв за истинные чувства. В этом очевидна способность Онегина осознать глубину любви Татьяны. Искренность ее признания отвела Онегина от привычной "игры" и соответствующей ей театральной бутафории. Онегин не способен еще любить, но откликается на взволнованность других, он хотел бы одушевления и искренности и сожалеет о том, что они утрачены. Актуален в этой связи призыв Пушкина не осуждать Онегина:

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней мой приятель;
Не в первый раз он тут явил

Развязка поединка между Онегиным и обществом, который сначала смутно намечался в хандре героя, разрешилась убийством Ленского. Дуэль – кульминация, переломный момент в судьбах героев. Татьяна увидела наяву, что идеальный герой его мечтаний способен на преступление. Онегин сражен смертью Ленского. Оказалось, что ему нечем гордиться, что чувство превосходства над обществом ложно в самом корне. Презрение к обществу привело к определенной степени деградации личности героя.

Герой, потерпевший фиаско, должен быть категорически осужден читателями. Но Пушкин, верный художественной объективности, опровергает поспешные умозаключения читателей. Гуманизм поэта не позволяет делать поспешные обвинения в адрес героя, который все же способен на искренние чувства. В Онегине есть скрытый потенциал, который выразился в открывшемся поэтическом, самозабвенном чувстве к Татьяне:

Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

Сердечные муки столь значительны, что Онегин готов заплатить за любовь самую высокую цену - жизнь, подобно Татьяне, которая когда - то также готова была на смерть во имя чувства. Но в этом переживании любви герои категорически отличаются. Татьяна добровольно отдавалась любви, по внутреннему велению, не казня себя. Онегин "свое безумство проклинает - и в нем глубоко погружен...".

Вместе с тем, самоотверженность Онегина не вызывает сомнения. Он действительно забыл о себе: преданность любви сильнее страха смерти:

Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я...

В начале романа поэт и его герой остаются во многом противоположными. В конце произведения Пушкин отнимает у светской толпы право судить Онегина. Всякий человек определяется тем, что умеет любить. У каждого свой путь к испытанию самого великолепного и неповторимого чувства в жизни. Путь Онегина был долгим и тернистым, но то, что все преграды были преодолены, только располагает главного героя читателю.

«Евгений Онегин» – знаменитый роман в стихах, принадлежащий перу Александра Сергеевича Пушкина, написанный в промежутке между 1823 и 1831 годами. Он представляет собой классическое, образцовое произведение, признанное шедевром русского слога не только в России, но и за ее пределами. Сегодня, пожалуй, каждому мало-мальски образованному человеку известен сюжет и герои произведения "Евгений Онегин". Тема любви, тема дружбы, тема сокровенности человеческих и романтических отношений, проблемы морально-этического характера –все это лишь небольшой перечень вопросов, которые поднимает в произведении поэт. И не только поднимает, он размышляет над ними, ставя своих героев в нетривиальные ситуации, наблюдая за их поведением и реакциями. Во время прочтения произведения периодически возникает ощущение, что роман живет своей жизнью, что у героев есть свои принципы и желания, и что, может быть, сейчас Евгений прочтет письмо и найдет в своем сердце отклик на него, полюбив несчастную Татьяну. Однако нет, не таков Евгений Онегин. Тема любви не трогает его, он устал, ему скучно, а сердце его не готово на любовь в тех глобальных масштабах, которые предлагает ему Ларина. Герой вежливо, но убедительно отказывается от тех чувств, что открыла ему девушка. И, тем самым, любовь Татьяны переходит из разряда «тайного чувства» в категорию «неразделенной любви». Однако она так сильна, что даже через много лет, выйдя замуж за другого и кардинально изменив свою жизнь, Ларина не перестанет любить Онегина. Подтверждение тому мы видим в самом конце романа, где Татьяна прямым текстом говорит своему герою: Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Однако, в романе «Евгений Онегин» тема любви раскрывается не только с точки зрения Татьяны – женщины сильной и твердой, которая через всю свою жизнь бережно несет чувство любви, но и с точки зрения героя –Евгения. В свое время он оттолкнул «милую девушку Таню», но когда, спустя годы, столкнулся с ней в высшем обществе, понял, что она притягивает его, словно магнит. И даже более того – ранее холодный, рассудочный и прямолинейный Евгений – теперь, опьяненный нынешней Татьяной, поступает как когда-то она – пишет ей письмо, в котором признается: Случайно вас когда-то встретя, В вас искру нежности заметя, Я ей поверить не посмел. Он обвиняет себя в роковой ошибке, в той злой шутке судьбы, которая теперь бросает его к ногам княгини Татьяны. Кается и плачет в ногах у любимой, поверженный Евгений Онегин. Тема любви превращается для него из второстепенной и ненужной, в единственно важную. Он покоряется решению Татьяны: Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе. В романе «Евгений Онегин» тема любви раскрывается многосторонне и непросто, но хэппи-энда, как это не грустно, быть и не должно. Любовь есть, она никуда не исчезает, но выше этого чувства стоит мораль и долг. А значит, пусть герои и не могут быть вместе, но они должны быть счастливы, ведь Господь одарил их высшим переживанием и высшим счастьем – любовью! Стоит признать, что с такой точки зрения, в романе «Евгений Онегин» тема любви преподносится как радость и благо, несмотря ни на что.

Зачем нам нужны орфоэпические словари?

Каждый человек однажды сталкивается с трудностями в произношении того или иного слова. К примеру, не может правильно поставить ударение, в результате чего попадает впросак или просто судорожно стремится заменить это слово синонимом, который не всегда оказывается удачно подобранным.

Логично предположить, что орфоэпический словарь напрямую связан с такой наукой о языке, как орфоэпия. Что же она собой представляет?

Орфоэпия занимается регулированием норм произношения. Кроме того, она дает объяснение их установлению и обосновывает их.

Для чего необходим орфоэпический словарь?

Словарь предназначен для использования его в качестве книга, которая содержит в себе информацию, разбитую на статьи, которые, в свою очередь, отсортированы по темам или названиям.

Основная цель орфоэпического словаря состоит в том, чтобы предоставить обратившемуся человеку сведения касательно произношения, образования и ударения того или иного слова, с которым возникли сложности.

История орфоэпических словарей берет свое начало в XVII веке, когда начался длительный процесс становления родного на языка. Несомненно, языковые нормализационные элементы известны и в предыдущие эпохи, однако, они никак не затрагивали устную речь. Вместе с формированием национального языка стала расти и значимость единства в произношении слов. В качестве самой первой орфоэпической пометки, которая появилась в словарях XVII века, стало ударение. Свое отражение оно нашло в «Лексиконе словеноросском и имен толковании». Далее в Словаре Академии Российской кроме ударения были также приведены сведения и о произношении различных слов. При этом важно отметить, что нормы фонетики на тот момент еще не были сформированы. Таким образом, с каждым годом появлялись все новые и новые словари с новыми пометками и добавлениями. Так и формировалась русская орфоэпия и ее нормы. С каждым новым словарем люди получали все больше и больше знаний о родном языке.

Почему важно правильно расставлять ударение?

Ударения в словах необходимы для того, чтобы можно было верно произнести слово, не исковеркав его изначальный смысл и значение. Все мы знаем, как богат наш язык и как много норм и правил он содержит. Всеми этими правилами человеку-носителю языка следует владеть и применять в своей разговорной речи.

При помощи ударения мы выделяем один из слогов в слове за счет собственного голоса. В русской лингвистике ударению отведена очень важная роль. С его помощью делается акцент на основное и второстепенно, кроме того, оно способно полностью изменить смысл произносимого слова. Например, зАмок- замОк.

Отсюда видно, что ударение очень важно, в особенности в той ситуации, когда слова пишутся абсолютно одинаково, а смысл имеют разный. Таким образом, не соблюдая орфоэпические нормы, мы делаем использование устной речи невозможным. Собеседники не смогут правильно понять ту мысль, которую до них хотят довести. Без соблюдения норм орфоэпии речь становится непонятной, невнятной и недоступной для других людей.

Орфоэпические знания. Они нужны?

Когда человек обладает широкими орфоэпическими знаниями, его коммуникабельность сильно возрастает. Это объясняется следующим:

Во-первых, такой человек не рискует оказаться неправильно понятым или непонятым вообще;

Во-вторых, он не стесняется произносить те или иные слова, потому что знает, как правильно расставить в них ударения и не пытается судорожно найти слово, которым можно было бы заменить то, что он хочет сказать;

И в-третьих, у начитанного и грамотного человека речь будет такой же. А она, в свою очередь, крайне приятна для слуха и не вызывает раздражения в качестве ответной реакции у окружающих.

Таким образом, получается, что грамотность является самым лучшим свидетельством того, что человек начитан, грамотен и образован. И даже, если в школе не было хороших учителей или возникли какие-либо сложности в учебе, всегда следует помнить о том, что границ у самообразования нет. Кроме того, мы живем в такое время, когда всемирная сеть Интернет позволяет пользоваться различными образовательными материалами бесплатно. Множество словарей, книг, рабочих тетрадей сейчас доступны для пользователей совершенно бесплатно. Поэтому, не следует отказаться от такой возможности улучшить собственную речь. В любом случае, это принесёт только полезный эффект.

Крайне популярным в последнее время стало использование онлайн-словарей. Орфоэпический словарь не стал исключением. Добро пожаловать!

  • ОРФОЭПИЯ в Литературной энциклопедии:
    слово, переводимое как «правильное произношение» [греческое orth?s — «правильный» и?pos — «слово»]. В О. ставится вопрос об определенном способе …
  • ОРФОЭПИЯ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    (греч. orthoepeia, от orthos - правильный и epos - речь), совокупность норм языка, обеспечивающих единство его звукового оформления. Работа над …
  • ОРФОЭПИЯ
    (от греч. orthos - правильный и epos - речь) ..1) совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающих единообразие его звукового оформления...2) …
  • ОРФОЭПИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (греч. orthoepeia, от orthos - правильный и epos - речь), совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления. …
  • ОРФОЭПИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ОРФОЭПИЯ
    (от греческого orthos - правильный и epos - речь), 1) совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающих единообразие его звукового воплощения …
  • ОРФОЭПИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, мн. нет, ж., лингв. 1. Правила образцового литературного произношения. 2. Раздел фонетики1, изучающий и регламентирующий правила литературного произношения. Ор-фоэпический …
  • ОРФОЭПИЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Правила литературного произношения. 2. Само такое правильное произношение. II прил. орфоэпический, -ая, -ое. Орфоэпические …
  • ОРФОЭПИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОРФО́ЭПИЯ (от греч. orthos - правильный и epos - речь), совокупность произносительных норм нац. языка, обеспечивающих единообразие его звукового оформления. …
  • ОРФОЭПИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    орфоэ"пия, орфоэ"пии, орфоэ"пии, орфоэ"пий, орфоэ"пии, орфоэ"пиям, орфоэ"пию, орфоэ"пии, орфоэ"пией, орфоэ"пиею, орфоэ"пиями, орфоэ"пии, …
  • ОРФОЭПИЯ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    (греч. orthoepeia, от ort-hos — правильный и epos — речь) — 1) совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающая сохранение единообразия …
  • ОРФОЭПИЯ в Словаре лингвистических терминов:
    (от ереч. orthos — прямой, правильный + epos — речь). 1) Раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения. 2) Совокупность …
  • ОРФОЭПИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. orthos правильный + epos речь) 1) раздел фонетики, занимающийся изучением норм литературного произношения; 2) соблюдение правил литературного …
  • ОРФОЭПИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [гр. orthos правильный + epos речь ] 1. раздел фонетики, занимающийся изучением норм литературного произношения; 2. соблюдение правил литературного …
  • ОРФОЭПИЯ в словаре Синонимов русского языка.
  • ОРФОЭПИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Система образцовых норм литературного произношения. 2) Соблюдение таких правил …
  • ОРФОЭПИЯ в Словаре русского языка Лопатина:
    орфо`эпия, …
  • ОРФОЭПИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    орфоэпия, …
  • ОРФОЭПИЯ в Орфографическом словаре:
    орфо`эпия, …
  • ОРФОЭПИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от греч. orthos - правильный и epos - речь),..1) совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающих единообразие его звукового оформления…2) Раздел …
  • ОРФОЭПИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    орфоэпии, ж. (от греч. orthos - правильный и epos - речь) (лингв.). Правила образцового произношения. Русская орфоэпия. Уроки орфоэпии. - …
  • ОРФОЭПИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    орфоэпия ж. 1) Система образцовых норм литературного произношения. 2) Соблюдение таких правил …
  • ОРФОЭПИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. Система образцовых норм литературного произношения. 2. Соблюдение таких правил …
  • ОРФОЭПИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. Общепринятая система правил, определяющая произносительные нормы литературного языка. 2. Соблюдение таких норм произношения. 3. Раздел языкознания, изучающий и …
  • УШАКОВ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1873-1942) филолог, член-корреспондент АН СССР (1939). Труды по русскому языку (диалектология, орфография, орфоэпия, нормы русского литературного языка), общему языкознанию. Редактор …


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!