Орфоэпия — почему важно говорить правильно и как возникают эти правила. Сценарий мероприятия на тему: «Говори правильно

САМЫЕ СМЕРТОНОСНЫЕ ОШИБКИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Научиться правильно говорить можно в любом возрасте, но чем раньше, тем лучше. Дети как губка с рождения впитывают в себя все, что говорят их родители. Поэтому предлагаем вам вспомнить элементарные правила русского языка и проверить – всё ли правильно вы говорите.

1. В русском языке НЕ СУЩЕСТВУЕТ слова «ЛОЖИТЬ»! С приставками - пожалуйста: ПОложить, ЗАложить, ПЕРЕложить. Есть слово "класть", но ни в коем случае не "покласть" или "поклади"!

2. Вы все ещё «звОните»? Тогда мы идём к вам! Образованные люди говорят: «тебе мама звонИт», «позвонИшь маме».

3. Сколько можно сомневаться: «приЙТи» или «приДТи»? Запомните раз и навсегда, правильно - «приЙТи». НО в будущем: ПРИДУ, ПРИДЁШЬ, ПРИДУТ.

4. Как известно, в России две беды: «-ТСЯ» и «-ТЬСЯ». Так почему бы их не исправить ещё в пятом классе? Задайте вопрос глаголу: «Что (с)делает?» или «Что (с)делать?» Если в вопросе есть «Ь», то и в глаголе есть, если нет - в глаголе тоже НЕТ!

5. Можете смело убивать кондукторов, которые говорят «ОПЛАТИТЕ ЗА ПРОЕЗД»! Можно или «оплатить проезд», или «заплатить за проезд»!

6. Не существует слов «вообщем» и «вобщем»! Есть слова «ВООБЩЕ» и «В ОБЩЕМ». И точка.

7. За написание «извЕни» вместо «извИни» пора вводить денежные штрафы.

8. Как можно в слово «будущий» запихнуть букву «Ю», чтобы получилось «будуЮщий»? Страдающих манией впихивания лишних букв - бить орфографическим словарём и повторять: «буду» - «будущий», «следую» - «следуЮщий».

9. Заказали «экспрессо»? Чтобы быстрее приготовили? Кофе называется «ЭСПРЕССО»! А есть ещё «лАтте» (ударение на «А», две «Т») и «капуЧино» (одна «Ч»).

10. Поздравляю с (чем?) днём (чего?) рожденИЯ! Иду (куда?) на день (чего?) рожденИЯ! Был на ДНЕ рожденИЯ.

Никаких «иду на день рожденИЕ», «поздравляю, с днем рожденИЕм» и подобной ереси! Особенно пугает "мое день рождение"...

11.Девушки, если парень пишет «симпОтичная девчЁнка» и «хорошо выглЕдиШ» ставьте на нём жирный крест! Зачем вам такой грамотей?!

12. Имейте в виду, что «ИМЕТЬ В ВИДУ» пишется раздельно, т.к. "вид" здесь существительное! Слитно же пишется только когда "ввиду" - это предлог (ввиду новых обстоятельств, ввиду предстоящих расходов).

13. Все, кто ещё говорит «ИХНИЙ», будут гореть в аду!

14. Как правильно: «едь» или «ехай»? Или «езжай»? Никак! Повелительная форма от глаголов «поехать» и «ехать» будет только «ПОезжай», «ЗАезжай» или «ПРИезжай». Употребление слова «езжай» без приставки считается допустимым, но нежелательным в разговорной речи.

15. Как правильно: «ПОБЕДЮ» или «ПОБЕЖДУ»? Никак! У глагола «победить» нет формы 1-го лица ед. числа в будущем времени. «Одержу победу», «Сумею победить» вполне себе заменяют эту форму.

16. В документах стоит «ПОДПИСЬ», а вот в Сикстинской капелле на алтарной стене - «РОСПИСЬ». Не путаем, друзья, не путаем!

17. С точки зрения лексической сочетаемости выражение «самый лучший» звучит так же нелепо, как «более красивейший». Большой привет режиссёрам «Самого лучшего фильма»!

18. «Занять» - это взять взаймы! «Займи мне денег» - неверно. Нельзя занять КОМУ-ТО, можно только У КОГО-ТО. «Одолжи мне денег», «Можно мне занять у тебя?» - правильно.

19. «В_течениЕ» (какого-то времени, в продолжение), но «в_течениИ» (например, реки, течение как направление в искусстве). Обратите внимание, всегда раздельно!

20. АДронный коллайдер! Но никак не «АНдронный»! Кто такой этот «Андрон»? Адроны - это элементарные частицы, в их честь и был назван коллайдер. «Коллайдер», кстати, с двумя «л».

21. ВыИграть! Не выЙграть!!! Искренне непонятно, что движет людьми, которые ставят туда «Й». Проверочное слово - ИГРА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Учите детей говорить правильно"

Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тог...

Консультация для воспитателей "Говорите правильно"

Не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, и что овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуни...

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК
А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Педагог-психолог МБОУСОШ №5 Долинская Л.Р.

Ведущий: Ильницкий Андрей
Мы про речь красивую расскажем,
Правильно научим говорить!
Сказку интересную покажем,
Как оратор учился говорить!!!
Ученик 1.Цизов Влад
Так, посмотрим, какая тема сегодняшнего занятия.
О, опять Древняя Греция, как развивать свою речь».
Домашнее задание: Выучить стихотворение наизусть». Ну, зачем, мне это надо, я и так нормально говорю, лучше я немножечко посплю.
Ученик засыпает и снится ему сон.
Ученик 2 сосед за партой
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор.

Не «коридор»,
Петя выкрикивая: «Колидор».

«Дилектор входит в кабинет…»

«Закрой магазин на обед…» «Хозяйка моет стаканы…»

«Секет свеклу…»

«Пекет блины…»
И до меня дошёл черёд:

Портфель он «портфелем» зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут Петя,

Ученик: - Петя! – несётся со двора, -

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Петя,

Ведь ты большой, а он дитя!

: «Петя» обижен на ребят:

Петя: Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил,

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?
Выходят три оратора: Платон, Сократ и Цицерон.
Платон:Да, так дело не пойдет!
Сократ: «Мой юный друг, мне больно это слышать! Как можно речь не развивать.
Платон берет телефон на ученическом столе, где спит ученик Петя: А это, что за инструмент…
Да в нем ужасные слова: Комп, Чмок,…..
Цицерон: Нет, так продолжаться не должно!
Теорию красноречия, зачем мы с вами написали?
Вам, пришедшим сюда,
Слова свои я обращаю
Вам, люди трудится честно пожелаю,
Чтоб, речь толковая была
Литературу изучайте,
Грамматикой овладевайте,
Точные науки познавайте,
Родителей своих не забывайте,
Красивой речью удивляйте!

Сократ: Речь надо с детства развивать!
Упражнениями тренировать!
А самое главное следующие правила нужно соблюдать!
Презентация о правилах развития речи.
Платон: А ведь надо просто научиться!
Грамотно использовать слова,
И не лениться, а трудиться,
Правильно выговаривая слова.
Пусть слова бегут вперёд игриво.
Радуясь, лаская неспешна
Как приятно говорить красиво!
Грамотно используя слова!
Ведущий: Я надеюсь, что сказанное в твоем сне не пройдет даром.
Помните: Человек, который умеет говорить правильно и понятно, всегда будет услышан собеседниками и сможет выступать, перед многотысячной аудиторий.
Ученик просыпаясь: Все, речь я буду развивать.
И об ораторском искусстве вспоминать,
А где эти правила, хочу их активно применять.

Цели:

  • учить детей выражать свои мысли связно;
  • формировать навыки речевого этикета, обогащать речь ребёнка такими словами, оборотами, которые необходимы в повседневном общении между людьми (приветствие, благодарность и т. д.);
  • воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к употреблению форм речи, умение выбирать языковые средства, более уместные в конкретной речевой ситуации.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Прочитайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели и общественные деятели.

(Дети читают высказывания о русском языке.)

Оформление:

  • "Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". А.И. Куприн.
  • "Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". М. Горький.
  • "Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. А.Н. Толстой.
  • ":Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!" И. С. Тургенев.

Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы решить вопрос: чем отличается речь культурного человека от речи человека, страдающего от плохого воспитания и недостатка образования. Какую речь приятнее всего слушать?

3. Работа по теме урока.

А. Три подготовленных ученика читают стихотворение Ю. Тимянского "Рассказ школьного портфеля".

Подумайте, почему мальчик Петя обиделся на ребят?

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не "коридор", а

"Колидор".
"Дилектор входит в кабинет:"
"Закрыт магазин на обед:"
"Хозяйка моет стаканы:"
"Секёт свеклу:"
"Пекёт блины:"

И до меня дошёл черёд:
Портфель он "портфелем" зовёт.
Но мне не зря родную речь
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.

Петя! - несётся со двора, -
Тебе домой идти пора!
- Не трогай малыша, Петя,
Ведь ты большой, а он дитя.

"Петя" обижен на ребят.

Скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил.
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?

Дети отвечают на ранее поставленный вопрос. Идёт обсуждение прочитанного стихотворения.

Очень часто можно услышать, как кто-то неправильно произносит слова или употребляет их не по назначению. Приятно ли слушать такую речь?

Б. А какие пословицы на эту тему вы знаете?

Объявляется конкурс. Побеждает тот, кто вспомнит больше пословиц на тему "Речь. Слово".

Пословицы:

  • Сначала подумай - потом говори.
  • Не храбрись словом, а покажи делом.
  • Меньше говори - больше дела твори.
  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
  • Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
  • До слова крепись, давши слово - держись.
  • И дорого за словечко бы дал, да не выкупишь.
  • Язык мой - враг мой, прежде ума глаголет.
  • Говорить не думая, что стрелять не целясь.
  • Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.
  • Коротко да ясно.
  • Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь.
  • Короткую речь слушать хорошо, под длинную думать хорошо.

В. Первые слова, которыми мы начинаем день, это здравствуйте, доброе утро. Произнося их, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, хотим, чтобы весь день у них был светлым и радостным.

Ученица читает стихотворение "Я и солнышко" поэта В. Коркина.

Солнышко ясное встало,
- Доброе утро! -
Сказало.
- Доброе утро! -
Кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим:
Но если проснёшься -
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
- Доброе утро,
Друзья, всё равно:
Придумано мудро:
- Доброе утро!

Как мы ещё приветствуем друг друга? (Добрый день, добрый вечер.) Как нужно говорить эти "волшебные" слова? (Спокойным, ровным голосом.)

Г. А вот мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться "вежливыми" словами. Послушайте, что у него получилось.

Читает ученик.

Обещал отцу Петрусь:
- Я за вежливость возьмусь:
Буду всех благодарить,
Первым "здравствуй" говорить.
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит - утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорёт:
- С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дёрнет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой,
Я здороваюсь с тобой.
Та отпрянула в сторонку -
Как невежлива девчонка:
Нёс вожатый стопку книг,
А Петрусь с ограды - прыг!
Чуть ли ему не на плечи:
- Извините, добрый вечер!
- Ты, - вожатый закричал, -
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлён:
Разве был невежлив он?
Вежлив ли был Петя? Почему?

Д. А теперь послушайте, как папе однажды помогло "волшебное" слово.

Читает ученица.

Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашёлся,
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
"Простите" сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
- Мы купим другую,
Есть лучше в продаже.
"Простите" -
Казалось бы,
Что в нём такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
Н. Юсупов.

Какое слово помогло папе? А всегда ли вы помните о "вежливых" словах? (Дети приводят примеры.)

Е. Детям предлагается практическое задание - оценить ситуацию.

Ролевая игра "Я не заметил"

Идут две девочки, они разговаривают. Навстречу им бежит мальчик. Он "нечаянно" толкает девочек и говорит: "извините, пожалуйста, я вас не заметил". (Дети дают оценку поведению мальчика.)

Ж. Загадки ударения.

Найди лишнее слово среди имён героев сказки А. Толстого о приключениях Буратино.

Мальвина, Алиса, Шушера, Тортила. (Шушера, так как во всех словах ударение падает на второй слог, а в этом слове - на первый.)

Арлекин, Карабас, Дуремар, Джузеппе. (Джузеппе, так как во всех словах ударение падает на третий слог, а в этом слове - на второй.)

Детям предлагается задание: расставь ударение в словах.

Магазин, портфель, дневник, квартал, ворота, алфавит, положил, шофер, километр, сантиметр.

В класс заходят два ученика.

Куда мы попали?

На праздник русского языка.

Русский язык мы хорошо знаем.

А вот это мы сейчас проверим. Я вам предлагаю слова, а вы из них должны будете составить рассказ, интересный и обязательно весёлый. Слова: метро, пальто. Кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, фортепьяно, пенсне, кафе. Запомнили?

1-й ученик:

Тут и запоминать нечего!

2-й ученик:

И сейчас из этих слов не только рассказ, мы поэму в стихах напишем! И не только стихи сочиним, но и музыку к ним.

1-й ученик:

Правильно! Музыку!

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру!

Слушай, а почему все смеются? Я что-то не так сказал? Ладно, исправлюсь, слушайте дальше.

И поехали в метре
Фильм снимать о кенгуре.
Вот сидим опять в кине
Без пальта и без кашне.

А чего опять все смеются? Теперь ты говори.

2-й ученик:

А вернее: я и ты
Без пальта и без кашны.

1-й ученик:

Любит кина детвора,
Если в кинах кенгура.
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол.

И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
А потом ещё с мышом,
Бедным серым малышом.

Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино!

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать -
Будут польта выдавать.

Ну что ж, друзья. У вас получилась песенка как раз про то, как не надо говорить.

1 и 2 ученики вместе: Почему?

Да потому, что все эти имена существительные не склоняются, т.е. совсем не изменяются. Запомнили?

Значит, эти слова никогда не изменяются?

Никогда! И эти слова должны знать все ребята.

Теперь всё ясно, я понял, почему ребята смеялись.

Я предлагаю вам остаться на нашем весёлом уроке.

Послушайте двустишия о правильном употреблении слов и постановке ударения.

Чтобы было плоско,
Мы положим доску.

На столе лежит футляр,
В нём пилу держал столяр.

Он весь день за ней шпионил
Снова ничего не понял.

Прибежали звери,
Прислонились к двери.

У меня в ушах звенит.
Телефон весь день звонит.

Перейти здесь нелегко -
Здесь вода и глубоко!

Кот нашёл себе покой
В нашей новой кладовой.

Какую роль в нашей речи играет ударение? (Дети высказывают свои предположения, делают выводы.)

З. Мне хочется обратить внимание на слова, которые даже взрослые люди называют неверно. Это слова класть и положить . Как используется слово класть? (Без приставки.) А когда - положить? (С приставкой.) (Дети приводят различные примеры употребления данных слов.)

4. Подведение итога.

Старайтесь, ребята, не путать слова. Когда вы говорите, не торопитесь, не "глотайте" слова.

Наш праздник подходит к концу. Со всеми заданиями, которые выполняли, вы смогли справиться потому, что вам помогла грамматика, которую вы изучаете в школе.

  • Речь народная красная, будто ткань атласная,
  • Слово золотом расшито, жемчугом покрыто.
  • В речь затейную основу положил народ,
  • И от маленького слова гул большой идёт.
  • Веками речь хранёна, умом она гранёна,
  • Просторов километрами промыта и проветрена,
  • Судьёй надежным - временем - внимательно проверена,
  • Раздумьями обильна речь наша молодильная:

:У народа речь - союзница,
Он в неё всю душу влил,
В самом сердце, словно в кузнице,
Все слова он закалил.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!