Орфография буквы безударных гласных в приставках. Запятая в предложении с однородными членами

  • § 12.Букваыупотребляется для передачи гласногоыи одновременно для указания на твердость предшествующего согласного:
  • Гласные после шипящих иц Буквыа, у
  • Буквыи, ы
  • § 14.Послеж, ш, ч, щпишется букваи(и не пишетсяы), напр.:жир, рыжик, межиздательский, скажи, шить, камыши, чистый, лучи, щит, ищи.
  • § 15.Послецпишется букваиилиы.
  • § 19.Во всех остальных случаях для передачи ударного гласногоопослеж, ч, ш, щпишется букваё, а именно:
  • Буквыо, ена месте безударных гласных
  • Буквыъиь Разделительныеъиь
  • § 27.Разделительныйъпишется после согласных перед буквамия, ю, ё, е,передающими сочетания [j] с гласными, в следующих случаях.
  • Букваькак знак мягкости согласного
  • § 29.Букваьпишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов, напр.:голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь, конь, кухонь, яблонь, насыпь, зверь, раскрась, пить, верфь.
  • § 30.Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными букваьпишется в следующих случаях.
  • Букваьв некоторых грамматических формах Не после шипящих
  • § 31.Букваьпишется (независимо от произношения) в следующих грамматических формах:
  • После шипящих
  • § 32.Послеж, ш, ч, щбукваьпишется по традиции в следующих грамматических формах:
  • Правила написания значимых частей слова (морфем) Правописание безударных гласных
  • § 33.Общее правило. Написание букв на месте безударных гласных устанавливается путем проверки другими словами и формами, где в той
  • Безударные гласные в корнях
  • Особенности написания отдельных корней
  • § 35.Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.
  • Безударные гласные в приставках
  • § 43. Суффиксы снепроверяемыми безударными гласными.
  • Особенности написания отдельных суффиксов
  • § 46. -Ев-, -ив-, -лив-, -чив-(в прилагательных). Следует различать прилагательные с суффиксами-ев-, с одной стороны, и-ив-, -лив-, -чив с другой.
  • § 51. -Инк-, -енк-, -анк- (-янк-).Следует различать существительные на-инка и на-енка(с безударными гласными передн).
  • § 55. -Инск-, -енск-. Следует различать суффиксы прилагательных-инск-и-енск-(с буквамиииена месте безударного гласного).
  • Безударные беглые гласные в корнях и суффиксах имен существительных и прилагательных
  • § 64. Безударные беглые гласные передаются буквамие, о или ипо следующим правилам (ниже после каждого примера в скобках приводится форма или слово, где беглый гласный отсутствует).
  • Безударные соединительные гласные
  • § 66. Вместо соединительных гласныхоиев некоторых разрядах сложных слов пишутся гласные, совпадающие с падежными и другими окончаниями слов, основы которых содержатся в предшествующей части слова:
  • Безударные гласные в падежных окончаниях
  • § 69. В следующих окончаниях содержатся гласные, не проверяемые ударной позицией.
  • § 70. Существительные с некоторыми суффиксами имеют особенности в написании безударных окончаний.
  • § 71. Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия.
  • Безударные гласные в глагольных формах Гласные в глагольных окончаниях
  • Гласные в инфинитиве (неопределенной форме) перед-ть
  • § 76. Написание букв на месте безударных гласных перед суффиксом-ть инфинитива определяется следующим правилом.
  • Безударные частицынеини
  • § 78. Существуют особые конструкции с частицамине ини.
  • Правописание согласных Глухие и звонкие согласные
  • Непроизносимые согласные
  • Группы согласных на стыке значимых частей слова
  • § 86. Буквенные сочетаниятч, дч(в том числестч, здч) пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть слова оканчивается нат илид, а последующая начинается нач, напр.:
  • § 88. Буквенные сочетаниясч, зч, жч, шчпишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть слова оканчивается нас, зилиж, ш,а последующая начинается нач, напр.:
  • § 89. Буквенные сочетаниясш, сж, зш, зжпишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть оканчивается на согласнуюс или з, а последующая начинается наш илиж, напр.:
  • Буквагв окончании-ого(-его)
  • Двойноени однонв суффиксах прилагательных и существительных
  • Двойноени однонв суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и соотносительных с ними прилагательных Полные формы
  • Краткие формы
  • § 103. Краткие формы сложных прилагательных, вторые части которых совпадают с причастиями на-нный, пишутся снилиннв зависимости от значения. Прилагательные, выражающие признаки,
  • Двойноени однонв словах, образованных от прилагательных и причастий
  • Двойные согласные в русских корнях
  • § 106.Двойные согласные пишутся в корнях русских (не заимствованных) слов в следующих случаях.
  • Двойные согласные в заимствованных (иноязычных) корнях и суффиксах
  • Правила употребления небуквенных знаков Дефис
  • § 111. Дефис употребляется при сокращенной письменной передаче слов, в том числе таких комплексов, в которых участвуют не только буквы, но и небуквенные знаки (цифры и др.). Это следующие случаи.
  • Косая черта
  • § 114. Сфера применения знака / (косая черта) - научная и деловая речь. Он употребляется в следующих функциях.
  • Апостроф
  • Знак ударения
  • § 116. Знак ударения - знак ́, который ставится над гласной буквой, соответствующей ударному звуку. Этот знак может употребляться последовательно и выборочно.
  • Правила слитного, дефисного и раздельного написания
  • Общие правила
  • § 117.Следующие разряды слов пишутся слитно.
  • § 118. Следующие разряды слов пишутся черездефис.
  • Имена существительные Нарицательные имена
  • § 119. Следующие разряды существительных пишутсяслитно.
  • § 120. Следующие разряды существительных и сочетания существительных пишутся черездефис
  • § 121. Во всех прочих случаях (не охваченных § 119 - 120) слитное или дефисное написание существительных регламентируется в словарном порядке.
  • § 122. Следующие сочетания пишутся раздельно.
  • Собственные имена и составные названия Имена, псевдонимы, прозвища, клички
  • § 123.Пишутся раздельно:
  • § 124.Пишутся черездефис:
  • Географические названия
  • § 125. Пишутсяслитно:
  • § 126. Пишутся черездефис:
  • § 128. Следующие разряды прилагательных пишутсяслитно.
  • § 129. Следующие разряды прилагательных пишутся через дефис.
  • § 132. Пишутсяслитно:
  • § 133. Пишутсяраздельно:
  • Местоименные слова
  • § 135. Пишутся черездефис местоименные слова:
  • Наречия
  • § 136.Пишутсяслитно:
  • § 137. Пишутсяраздельно:
  • § 138.Пишутся через дефис:
  • Служебные слова и междометия
  • § 140. Пишутсяслитно следующие служебные слова и междометия.
  • § 141. Пишутся черездефисследующие служебные слова и междометия.
  • § 142.Пишутсяраздельноследующие служебные слова.
  • Сочетания с частицами
  • § 143.Пишутся через дефис сочетания со следующими частицами.
  • § 144. Пишутсяраздельносочетания со следующими частицами.
  • Написания с отрицаниемне
  • Слитное написаниене
  • § 145.Вне зависимости от грамматической принадлежности слова отрицаниенепишется слитно в следующих случаях.
  • Раздельное написаниене
  • § 146. Отрицаниене пишется раздельно в следующих случаях.
  • Слитное/раздельное написаниене
  • § 147. С существительными, прилагательными, наречиями на-оотрицаниене пишетсяраздельно в следующих случаях.
  • § 148. С существительными, прилагательными, наречиями на-оотрицаниене пишется слитно в следующих случаях.
  • § 150.С полными формами причастий отрицаниене пишется раздельно:
  • Корректирующие правила (правила координации)
  • § 154. В следующих случаях вместо дефиса должен употребляться знак тире.
  • § 155.В конструкциях с повторами между двумя частями не ставится никакого знака, если хотя бы одна из частей содержит пробел. Сюда относятся следующие случаи.
  • § 158. Имена собственные могут использоваться для обобщенного обозначения однородных предметов, становясь нарицательными; при этом прописная буква во многих случаях заменяется строчной.
  • Собственные имена людей, животных, мифологических существ и производные от них слова
  • Названия, связанные с религией
  • Названия должностей, званий, титулов
  • Названия орденов, медалей, наград, знаков отличия
  • Названия товарных знаков, марок изделий и сортов
  • Прописные буквы в особом стилистическом употреблении
  • § 204. Буквенные аббревиатуры обычно пишутся прописными буквами, напр.:мгу, снг, фрг, эвм, пту, цк, фбр.
  • § 207. Заимствованные (без перевода на русский) звуковые аббревиатуры иностранных языков пишутся прописными буквами, напр.:нато, юнеско, юпи(информационное агентство),пен-клуб.
  • Графические сокращения
  • Правила переноса
  • § 211. Не разрешается оставлять на строке или переносить в следующую строку одну букву. Напр., нельзя переносить:а‑кация, акаци‑я.
  • Знаки препинания в конце и в начале предложения. Конечные знаки в середине предложения Знаки препинания в конце предложения
  • § 8. Внутри предложениямноготочие ставится в следующих случаях (обычно в художественных текстах):
  • Членение предложения с помощью точки
  • Тире в неполном предложении
  • § 16. В неполных предложениях на месте пропущенных членов предложения или их частейставится тире.
  • Знаки препинания при однородных членах предложения Знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и без союзов
  • § 30. Между однородными членами предложения (или их группами) может ставитьсяточка сзапятой.
  • Знаки препинания при однородных определениях
  • § 37. Однородные определения, выраженные прилагательными и причастиями и стоящие перед определяемым словом, отделяются друг от другазапятой, неоднородные - не отделяются (исключение см. § 41).
  • Знаки препинания при повторяющихся членах предложения
  • Знаки препинания при обособленных членах предложения Знаки препинания при обособленных согласованных определениях
  • § 46. Обособляются (выделяются или отделяются)запятымиопределительные обороты, т. Е. Определения, выраженные причастиями или прилагательными с зависимыми словами, в следующих случаях.
  • § 53. Несогласованные определения, выраженные существительными в форме косвенных падежей с предлогами и относящиеся к нарицательным именам существительным,обособляются:
  • Знаки препинания при обособленных приложениях
  • § 62.Распространенные приложения, стоящие перед определяемым словом, выделяются запятыми (условия обособления совпадают с условиями обособления при согласованных определениях, см. § 46 - 48):
  • § 65.Приложения отделяются одиночным тире (второе тире поглощается другим знаком или опускается):
  • § 71. Деепричастия и деепричастные оборотыне обособляются:
  • Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах
  • Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения
  • § 87.В неразложимых сочетаниях, включающих в свой состав цельные по смыслу выражения, запятая не ставится.
  • Знаки препинания при сравнительных оборотах
  • § 90. Обороты со сравнительными союзами (частицами)как, словно, будто, точно, как будто, что не выделяются запятыми в следующих случаях:
  • Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях Знаки препинания при вводных словах, сочетаниях слов и предложениях
  • § 95.Вводные слова и сочетания слов, находясь рядом с сочинительными союзами, отделяются или не отделяются от них запятыми в зависимости от контекста.
  • § 96.Многие из вводных слов и сочетаний слов могут быть омонимичны членам предложения или союзам. Такие различия (они отражаются на пунктуации) проявляются в контексте.
  • Знаки препинания при вставках
  • Знаки препинания при обращениях
  • § 106.В качестве обращений могут использоваться описания признаков предмета, лица. Такие обращения выделяются как обычные
  • Знаки препинания при междометиях и междометных предложениях
  • Знаки препинания при утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах
  • Знаки препинания в сложном предложении Знаки препинания в сложносочиненном предложении
  • § 112.Между частями сложносочиненного предложенияставится запятая.
  • Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
  • § 116. Если перед простым подчинительным союзом стоят усилительно-ограничительные слова (частицы, союзы или их сочетания, вводные слова)особенно, даже, в частности, в том числе,
  • § 118. Расчленение сложного союза обязательно:
  • § 119. В сложноподчиненных предложенияхс несколькими однородными придаточными знаки препинания ставятся по правилам, действующим при отделении однородных членов простого предложения:
  • § 124.В сложноподчиненном предложении может ставитьсятире:
  • § 125. В сложноподчиненном предложении ставитсядвоеточие:
  • Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
  • § 129.В бессоюзном сложном предложении между частями ставитсядвоеточие:
  • § 130. В бессоюзном сложном предложении ставитсятире:
  • Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях
  • § 131. В сложных синтаксических конструкциях, т. Е. В сложных предложениях с разнотипной синтаксической связью (с сочинением и подчинением; с сочинением и бессоюзной связью; с подчинением и
  • Знаки препинания при прямой речи и цитатах Знаки препинания при прямой речи
  • § 133. Прямая речь, т. Е. Речь другого лица, включенная в авторский текст и воспроизведенная дословно, оформляется двумя способами.
  • § 135. Слова автора могутразрывать прямую речь. В таком случае кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи, т. Е. Не ставятся кавычки между прямой речью и авторскими словами.
  • § 137. Если прямая речь принадлежит разным лицам, то каждая реплика выделяется кавычками отдельно:
  • Знаки препинания при цитатах
  • § 140. Цитаты заключаютсяв кавычки и оформляются знаками препинания так же, как прямая речь (см. § 133 - 136):
  • § 141. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначаетсямноготочием(в начале цитаты, в середине или в конце):
  • Выделение кавычками цитат и «чужих» слов
  • § 148. Кавычками выделяются цитаты (чужая речь), включаемые в авторский текст, в том числе в прямую речь (см. § 140-145).
  • § 159. При сочетанииразных знаков препинания с кавычками действуют правила:
  • Безударные гласные в приставках

    § 38. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в приставках (кроме приставкираз-/роз-, см. § 40) устанавливается путем проверки словами и формами с той же приставкой, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.:

    безво́льный, безда́рный, беспе́чный, бестолко́вый (ср.бе́здарь, бе́столочь );

    заморо́зить, занести́, запира́ть, записа́ть (ср.за́пертый, за́пись );

    перебро́сить, перевра́ть, переда́ть, переложи́ть, переписа́ть (пе́репись, пе́реданный, пе́ревранный);

    отнима́ть, отпира́ть, отрыва́ть, отста́вить (о́тнял, о́тпер);

    подложи́ть, подписа́ть, подре́зать, подступи́ть (по́дпись, по́дступ);

    пробежа́ть, промахну́ться, пропуска́ть, прорва́ться, протере́ть (про́мах, про́пуск, про́рванный); праба́бушка (пра́дед).

    Примечание 1. От слов с приставкойпере- следует отличать слова с иноязычной приставкойпери-, напр.:периге́й, перице́нтр (термины астрономии),перикарди́т, перитони́т (медицинские термины),периско́п, перипети́я, перифра́з илиперифра́за (филологический термин; отсюда глаголперифрази́ровать, но ср.перефрази́ровать "сказать, изложить иначе").

    Примечание 2. На конце иноязычных (латинских) приставокультра- иэкстра- пишется непроверяемая букваа, напр.ультрареволюционный, экстраординарный, экстраверт. Однако в словах с латинской приставкойинтра- (интро- ) различаются написания с буквамиа ио : ср., напр.,интразональный, интрамолекулярный иинтроекция, интроскопия, интроверт.

    § 39. Приставки при- и пре-. Написание этих приставок подчиняется общему правилу; обе приставки встречаются под ударением: ср.при́вязь, при́ступ, при́звук, при́свист, при́был, при́данный, при́званный ипре́рванный, пре́данный . Применение общего правила требует учета разных значений этих приставок.

    Приставка при- имеет следующие основные значения:

    близости, непосредственного примыкания к чему-н., напр.: приморье, Прибалтика, прибрежный, придорожный, приграничный, приуральский, приволжский ;

    приближения, добавления, напр.: прибежать, придвинуть, приделать, пристроить, приписать, прикупить ;

    неполноты действия, напр.: приоткрыть, приподнять, присесть, приободрить, притушить ;

    доведения действия до определенного результата, напр.: приготовить, приучить, приласкать, пристыдить, примирить, примерить ;

    в глаголах с суффиксами -ыва- (-ива-), -ва- значение сопутствующего действия, напр.:приговаривать, пританцовывать, припевать .

    Приставка пре- в соединении с прилагательными и наречиями обозначает высокую степень качества, напр.:предобрый, премилый, пренеприятный, препротивно, преспокойно, предостаточно . В глаголах приставкапре- обозначает действие, проявляющееся в высокой степени (преисполниться, превозносить, преуспевать ), или имеет значения, близкие к значениям приставки пере- (прервать, преломляться, преградить, претерпеть ). В таких словах, какпревысить, пресытиться, преизбыток , приставкапре- обозначает чрезмерность, выход за пределы чего-н.

    В некоторых словах значение приставок пре- ипри- не вполне ясно или их выделение сомнительно, напр.: презирать, преподавать, преследовать, преподнести, препроводить, престарелый, привольный, пригодный, пригожий, причудливый, приказывать, привет . Написание таких слов определяется в словарном порядке.

    Примечание 1. Различаются приставки в глаголахпреувеличить, приумножить и в составляющих пару, близких по смыслу глаголахпреуменьшить иприуменьшить. Глаголыпреувеличить ипреуменьшить с приставкойпре- имеют значение "представить что-н. в бо́льших (меньших) размерах, чем на самом деле". Глаголприумножить означает "еще более умножить, увеличить", априуменьшить - "несколько уменьшить".

    Примечание 2. Различается также написание других близких или совпадающих по звучанию слов с приставкамипре- ипри-, напр.:пребывать (где) -прибывать (куда),предать (кого-что) -придать (кому-чему),предел - придел, преемник - приёмник, восприемник; преклонить (колени, голову ) ипреклоняться - приклониться ) "нагнув (нагнувшись), приблизить(ся), прислонить(ся) к чему-н.";преступить (что) -приступить (к чему),претворить (во что) -притворить (что) ипритвориться; преходящий - приходящий, претерпеть - притерпеться, непременный - неприменимый, преставиться - приставить, непреложный - приложить.

    § 40. Приставка раз- (рас-) / роз- (рос-). Вопреки общему правилу, в этой приставке на месте безударного гласного пишется букваа, а под ударением -о, напр.:разда́ть (ср.ро́здал, ро́зданный ),расписа́ние, распи́ска (ро́спись), рассы́пать, рассыпа́ть, рассыпно́й (ро́ссыпь), разлива́ть, разливно́й (ро́злив), разы́скивать, разыскно́й (ро́зыск), разже́чь (ро́зжиг), распусти́ть (ро́спуск), разыгра́ть (ро́зыгрыш).

    § 41. На конце приставок и предлогов, оканчивающихся на согласный или состоящих только из одного согласного, перед сочетаниями согласных в некоторых случаях появляется безударный гласный, передающийся на письме буквойо, напр.:согнуть (ср.сгибать), войти, войду, вошли (входить), отодрать (отдеру, отдирать), подослать (подсылать), оборваться (обрываться, обрыв), разобрать (разберу, разбирать, разбор), разогнаться (разгонюсь, разгоняться), подобью (подбить), разовью (развить), сотру (стереть), отомрут (отмереть); безо всего (ср. без денег), во всём (в новом), во мне (в нас), со своими (с нами), передо мной, надо мной (перед вами, над вами), ко всякому (к вам) . Такой безударный гласный приставок проверяется в ударной позиции в формах страдательных причастий прош. вр. некоторых глаголов (согнутый, подосланный, оборванный, разобранный ), а также в некоторых наречиях, напр.:вовремя, сослепу .

    Безударные гласные в суффиксах

    § 42. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же суффиксом, в которых проверяемый гласный находится под ударением.

    Примеры суффиксов с проверяемыми гласными (в скобках даются проверочные слова). Суффиксы с буквойи:

    - и к: виновник, умнику ежегодник (стари́к, озорни́к, дождеви́к);

    и к: путник, дворник, коровник, ценник (грибни́к, цветни́к, ледни́к);

    и к: атомщик, мороженщик (обувщи́к, кладовщи́к);

    - и к(а): журналистика, лингвистика, космонавтика, педагогика (производные типапедагоги́ческий, лингвисти́ческий), автоматика, символика, конкретика (производные типасимволи́ческий);

    - и ц(а): любимица, медведица (певи́ца, тигри́ца), кожица (води́ца);

    - и н(а): баранина (осетри́на, свини́на), трещина, царапина (морщи́на);

    - и нк(а): бисеринка (икри́нка), лукавинка (хитри́нка);

    - и шк- (с уменьшительно-пренебрежительным значением):платьишко, сараишко, шинелишка (ружьи́шко, доми́шко, вори́шка);

    и ча- и - и ча-: столярничать, оригинальничать (домовни́чать);

    - и рова-: маскировать (шаржи́ровать).

    Буква является также суффиксом наречий, оканчивающихсяна -ск и , -цк и , -ь и : братски, творчески, молодецки, по-французски, по-кошачьи (воровски́, по-мужски́).

    Суффикс с буквой ы:

    - ы ш: подкидыш, найдёныш (малы́ш, крепы́ш).

    Суффиксы с буквой о:

    - о сть: смелость, радость (зло́сть - единственное проверочное слово);

    - о т(а): красота, пестрота, широта (формы мн. ч.:красо́ты, широ́ты);

    - о вич: Олегович (Петро́вич);

    - о к: подросток, набросок, обрубок (игро́к, движо́к);

    - о в-: апельсиновый, береговой (сосно́вый, дубо́вый, холщо́вый);

    - о вск-: дедовский, шекспировский (старико́вский, днепро́вский):

    - о ва-: линовать, адресовать (лино́ванный, адресо́ванный, лино́вка, переадресо́вка).

    Примечание. О соотношении глагольных суффиксов-ова- и-ыва- см. § 61.

    Буква является также суффиксом наречий:смело, быстро, ежедневно (далеко́, хорошо́, свежо́) , в том числе и с приставкамив-, за-, на-: влево, направо, на́сухо, на́черно, за́ново, за́просто (наголо́, заодно́).

    Примечание. После мягких парных согласных, шипящих,ц иj в таких суффиксах вместоо пишется буквае, напр.:свежесть, нищета, Игоревич, ящичек, ножевой, тюлевый, ситцевый, боевой, магниевый (отбой, магний ),уралмашевский (отУралмаш ),далевский (от Даль ),межевать, горевать, неуклюже, искренне. То же в словах, образованных от несклоняемых иноязычных имен и фамилий на-и, напр.:вердиевский, руставелиевский (отВерди, Руставели ),Генриевич (отчество от имениГенри ).

    Суффикс с буквой а:

    - а рь: пекарь, лекарь, пахарь (звона́рь, бунта́рь).

    Буква ( ) является суффиксом наречий с приставкамидо-, из-, с-: до́сыта, до́синя, из́давна, сле́ва, спра́ва, сно́ва (догола́, издалека́, сполна́) , а также первых наречных элементов в составных прилагательных типаизжелта-красный, иссиня-чёрный, обозначающих оттенки цвета.

    Суффиксы с буквой е:

    - е ниj- (в словах на-ение ):упоря́дочение, крахма́ление (увеличе́ние, распределе́ние);

    - е ц: любимец, счастливец (храбре́ц, глупе́ц);

    - е ств(о): ничтожество, изящество, празднество, то́жество (устар. ктождество́), вещество (р. мн.веще́ств, производные:веще́ственный, тоже́ственный );

    - е н(ый): жареный (варёный);

    - е нн(ый) (суффикс причастий):направленный (оскорблённый);

    - е йш-: красивейший, интереснейший (нежне́йший, полне́йший);

    - е е (проверяется первая буква):красивее, интереснее (полне́е, сильне́е);

    - е р- (суффикс числительных):четверо, пятеро (производные типачетвёрка, пятёрка );

    - е р- в основах косвенных падежей и форм мн. ч. словмать идочь: матери, дочери (доче́рний).

    Буква является также суффиксом наречий с приставкамив- ина- :вкратце, внове, вскоре, наготове (вполне́, вчерне́, наравне́) .

    Буквы е ио (о возможна только после твердых согласныхг, к, х ) пишутся в суффиксе прилагательных и наречий- е ньк-/- о ньк-: ста́ренький, чи́стенький, сла́бенький, бы́стренько; лёгонький илёгенький, пло́хонький и пло́хенький; проверка: наречия типахороше́нько, лего́нько, тихо́нько. Так же (с буквамие ио соответственно после согласныхш их ) пишутся суффиксы-ёшеньк- и-ёхоньк- в прилагательных и наречиях типабелёшенький ибелёхонький ,полнёшенький иполнёхонький ,радёшенек ирадёхонек, точнёхонько, ранёхонько иранёшенько .

  • § 38. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в приставках (кроме приставки раз‑/роз‑ , см. § 40) устанавливается путем проверки словами и формами с той же приставкой, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.:

    безво́льный, безда́рный, беспе́чный, бестолко́вый (ср. бе́здарь, бе́столочь );

    заморо́зить, занести́, запира́ть, запис́ать (ср. за́пертый, за́пись );

    перебро́сить, перевра́ть, переда́ть, переложи́ть, переписа́ть (пе́репись, пе́реданный, пере́вранный );

    отнима́ть, отпира́ть, отрыва́ть, отста́вить (о́тнял, о́тпер );

    подложи́ть, подписа́ть, подре́зать, подступи́ть (по́дпись, по́дступ );

    пробежа́ть, промахну́ться, пропуска́ть, прорва́ться, протере́ть (про́мах, про́пуск, про́рванный ); праба́бушка (пра́дед ).

    Примечание 1. От слов с приставкой пере‑ следует отличать слова с иноязычной приставкой пери‑ , напр.: периге́й, перице́нтр (термины астрономии), перикарди́т, перитони́т (медицинские термины), периско́п, перипети́я, перифра́з или перифра́за (филологический термин; отсюда глагол перифрази́ровать, но ср. перефрази́ровать ‘сказать, изложить иначе’).

    Примечание 2. На конце иноязычных (латинских) приставок ультра‑ и экстра‑ пишется непроверяемая буква а , напр. ультрареволюционный, экстраординарный, экстраверт . Однако в словах с латинской приставкой интра‑ (интро‑ ) различаются написания с буквами а и о : ср., напр., интразональный, интрамолекулярный и интроекция, интроскопия, интроверт.

    § 39. Приставки при‑ и пре‑ . Написание этих приставок подчиняется общему правилу; обе приставки встречаются под ударением: ср. при́вязь, при́ступ, при́звук, при́свист, при́был, при́данный, при́званный и пре́рванный, пре́данный . Применение общего правила требует учета разных значений этих приставок.

    Приставка при‑ имеет следующие основные значения:



    1. близости, непосредственного примыкания к чему‑н., напр.: приморье, Прибалтика, прибрежный, придорожный, приграничный, приуральский, приволжский ;

    2. приближения, добавления, напр.: прибежать, придвинуть, приделать, пристроить, приписать, прикупить ;

    3. неполноты действия, напр.: приоткрыть, приподнять, присесть, приободрить, притушить ;

    4. доведения действия до определенного результата, напр.: приготовить, приучить, приласкать, пристыдить, примирить, примерить ;

    5. в глаголах с суффиксами −ыва‑ (−ива‑ ), −ва‑ – значение сопутствующего действия, напр.: приговаривать, пританцовывать, припевать .

    Приставка пре‑ в соединении с прилагательными и наречиями обозначает высокую степень качества, напр.: предобрый, премилый, пренеприятный, препротивно, преспокойно, предостаточно . В глаголах приставка пре‑ обозначает действие, проявляющееся в высокой степени (преисполниться, превозносить, преуспевать ), или имеет значения, близкие к значениям приставки пере‑ (прервать, преломляться, преградить, претерпеть ). В таких словах, как превысить, пресытиться, преизбыток , приставка пре‑ обозначает чрезмерность, выход за пределы чего‑н.



    В некоторых словах значение приставок пре‑ и при‑ не вполне ясно или их выделение сомнительно, напр.: презирать, преподавать, преследовать, преподнести, препроводить, престарелый, привольный, пригодный, пригожий, причудливый, приказывать, привет . Написание таких слов определяется в словарном порядке.

    Примечание 1. Различаются приставки в глаголах преувеличить, приумножить и в составляющих пару, близких по смыслу глаголах преуменьшить и приуменьшить. Глаголы преувеличить и преуменьшить с приставкой пре‑ имеют значение ‘представить что‑н. в бо́ льщих (меньших) размерах, чем на самом деле’. Глагол приумножить означает ‘еще более умножить, увеличить’, а приуменьшить – ‘несколько уменьшить’.

    Примечание 2. Различается также написание других близких или совпадающих по звучанию слов с приставками пре‑ и при‑ , напр.: пребывать (где) – прибывать (куда), предать (кого‑что) – придать (кому‑чему), предел – придел, преемник – приёмник, восприемник; преклонить (колени, голову) и преклоняться – приклониться) ‘нагнув (нагнувшись), приблизить(ся), прислонить(ся) к чему‑н.’; преступить (что) – приступить (к чему), претворить (во что) – притворить (что) и притвориться; преходящий – приходящий, претерпеть – притерпеться, непременный – неприменимый, преставиться – приставить, непреложный – приложить.

    § 40. Приставка раз‑ (рас‑) / роз‑ (рос‑) . Вопреки общему правилу, в этой приставке на месте безударного гласного пишется буква а , а под ударением – о , напр.: разда́ть (ср. ро́здал, ро́зданный ), расписа́ние, распи́ска (ро́спись ), рассы́пать, рассыпа́ть, рассыпно́й (ро́ссыпь ), разлива́ть, разливно́й (ро́злив ), разы́скивать, разыскно́й (ро́зыск ), разже́чь (ро́зжиг ), распусти́ть (ро́спуск ), разыгра́ть (ро́зыгрыш ).

    § 41. На конце приставок и предлогов, оканчивающихся на согласный или состоящих только из одного согласного, перед сочетаниями согласных в некоторых случаях появляется безударный гласный, передающийся на письме буквой о , напр.: со гнуть (ср. сгибать ), во йти, во йду, во шли (входить ), ото драть (отдеру, отдирать ), подо слать (подсылать ), обо рваться (обрываться, обрыв ), разо брать (разберу, разбирать, разбор ), разо гнаться (разгонюсь, разгоняться ), подо бью (подбить ), разо вью (развить ), со тру (стереть ), ото мрут (отмереть ); безо всего (ср. без денег ), во всём (в новом ), во мне (в нас ), со своими (с нами ), передо мной, надо мной (перед вами, над вами ), ко всякому (к вам ). Такой безударный гласный приставок проверяется в ударной позиции в формах страдательных причастий прош. вр. некоторых глаголов (со́гнутый, подо́сланный, обо́рванный, разо́бранный ), а также в некоторых наречиях, напр.: во́время, со́слепу .

    Безударные гласные в приставках

    На этом занятии мы узнаем, как писать без ошибок слова с безударными гласными в приставках.

    Когда гласный звук стоит под ударением, он находится в сильной позиции, то есть хорошо слышится. В безударном положении гласный звук произносится неотчетливо - это его слабая позиция. Вспомним, как звучит правило проверки безударных гласных в корне:

    Ударение, словно волшебная палочка, расколдовывает гласные и делает их чёткими и ясными:

    Так мы действуем, когда проверяем безударные гласные в корне. Может быть, это правило поможет нам и в случае с безударными гласными в приставках?

    Возьмём слово с безударным гласным звуком в приставке и попробуем подобрать к нему такие однокоренные слова, в которых этот безударный звук станет ударным.

    К данным словам мы смогли подобрать однокоренные слова с приставкой под ударением. Но таких слов в нашей речи очень мало.

    З_бег - з_бежать, з_бежавший, з_бегать. Д_стал - д_ставать, д_ставка. Пр_стояла - пр_стой, пр_стоишь. Мы видим, что гласный в приставке как был безударным, так им и остался. Значит, способ проверки, который мы использовали при работе с корнем, нам не подходит. Рассмотрим следующие слова:

    В словах первого столбика - приставки с безударными гласными, в словах второго столбика - приставки под ударением. Общее в словах то, что гласные в приставках под ударением и без ударения пишутся одинаково. Это значит, что приставки нужно просто запомнить.

    Есть несколько слов с приставкой пра-: прабабушка, прадедушка, правнук, правнучка и с приставкой па-: паводок, пасынок, падчерица. В этих случаях ударение падает на приставку, и вы не ошибётесь в её написании.

    Запомни написание гласных букв в приставках : до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-), про-, со; за-, на-, над-, пра-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением.

    Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

    Делай так: До ехал – до сыта, за говорил – за говор.

    Соединительная гласная в сложных словах.

    Запомни: В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е.

    Выпиши слово правильно. Выдели корни.

    Делай так: Водо лаз, земле мер.

    Написание частицы НЕ с глаголами.

    Запомни: Частица не с глаголами пишется раздельно.

    Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

    Делай так: Не играл, не чувствовал, не верю.

    Запятая в предложении с однородными членами.

    Запомни: Запятая ставится между однородными членами, если они соединены интонацией перечисления. Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами а, но. Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом и.

    Выпиши предложение правильно. Подчеркни однородные члены. Составь схему.

    Делай так: Мальчики смеялись , веселились и кувыркались .


    Запятая в сложном предложении.

    Запомни: Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение. Запятая ставится между частями сложного предложения.

    Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Расставь запятые.

    Делай так: Кокованя с утра на работу ходил , Дарёнка в избе прибирала.

    Имён существительных.

    Запомни: Падежные окончания имён существительных!

    Падежи Вопросы Предлоги 1-е скл. 2-е скл. 3-е скл
    м.р. ж.р м.р. ср.р ж.р.
    Именительный кто? что? - -­­--- ----
    Родительный кого? чего? откуда? где? без, у, с, до из, от, около
    Дательный кому? чему? куда? где? к, по
    Винительный кого? что? куда? в, на, за, про через -а -я ---- -о -е ----
    Творительный кем? чем? где? за, над, с, под. -ой -ей -ом -ем (ь) ю
    Предложный о ком?о чём? где? в, на, об
    Контрольные слова лиса земля конь стол степь


    Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

    Делай так: На речке - речка - сущ., 1 скл., П.п., ед. ч.,

    у речки речка - сущ., 1 скл., Р.п., ед. ч.

    Правописание безударных падежных окончаний

    Имён прилагательных.

    Запомни: проверяй написание по вопросу!

    От существительного задай вопрос к прилагательному. Определи род, число, падеж.

    Делай так : К лесу (какому ?) дальнему - м.р., ед. ч., Д. п.

    По озеру (какому ?) голубому – ср. р., Д.п.

    Цели урока:

    • формирование умения писать безударные гласные в приставках;
    • развитие памяти и внимания учащихся, расширение их кругозора;
    • воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Оборудование:

    • компьютер;
    • проектор, экран;
    • тренажер для глаз;
    • разрезные карточки с пословицами;
    • индивидуальные учебные карты (схемы ООД);
    • карточки с деформированными текстами;
    • рисунки снеговиков для рефлексии урока.

    Ход урока

    I. Актуализация знаний по теме.

    1. Оргмомент.

    Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года. Январь”. На экране демонстрируется фоторяд репродукций картин великих русских художников. Учитель читает стихи А.С.Пушкина.

    Вот север, тучи нагоняя,
    Дохнул, завыл – и вот сама,
    Идет волшебница зима!
    Пришла, рассыпалась; клоками
    повисла на суках дубов.
    Легла волнистыми коврами
    Среди полей, вокруг холмов.
    Брега с недвижною рекою,
    Сравняла пухлой пеленою.
    Блеснул мороз. И рады мы,
    Проказам матушки – зимы.

    Ребята, какому времени года будет посвящена лексическая тема нашего урока? (Лексическая тема нашего урока посвящена зиме).

    2. Чистописание.

    Нарисуем красивые морозные узоры в наших тетрадях и потренируем руку в безотрывном письме. (Дети пишут узоры по образцу).

    3. Словарная работа.

    А теперь выполним задание матушки – зимы. У вас на столах лежат конверты со словами, соберите из этих слов пословицы. (Ученики первого ряда собирают пословицу “Декабрь год кончает, зиму начинает”. Ученики второго ряда собирают пословицу “Январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов”. Третий ряд – “В феврале два друга – мороз и вьюга”. Дети читают составленные пословицы, сверяют их с образцом на экране и объясняют смысл пословиц.) (См. Презентацию 1).

    Какие слова с непроверяемым написанием вам повстречались в пословицах? Выпишите их в столбик и объясните написание орфограмм. (Выписывают слова и объясняют написание орфограмм, выделяя их).

    декабрь
    январь
    февраль
    мороз

    Что общего у этих слов? (Это имена существительные с безударными гласными непроверяемыми ударением).

    – Прочитайте слова, записанные на доске в столбике, что у них общего? (Читают слова, замечают, что это глаголы с безударными гласными в корне, проверяемые ударением).

    скр_пит
    к_рмить
    к_вать
    х_л_дает

    Как проверить написание безударной гласной в корне, проверяемой ударением? Запишите эти слова во второй столбик, выделив орфограммы. (Записывают слова, объясняя и выделяя орфограммы).

    II. Мотивационный этап.

    4. Введение темы урока.

    Какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка).

    Что такое приставка? (Дети дают определение приставки).

    Образуйте при помощи приставок от слов второго столбика новые слова и запишите их в третий столбик. (Дети образуют слова и записывают их).

    заскрипит
    накормить
    заковать
    похолодает

    Где в этих словах появилась ещё безударная гласная? (В приставках).

    Как же нам быть с этими гласными? Правильно ли мы их записали? (Варианты ответов детей).

    Какова же буде тема нашего урока сегодня? (Правописание безударных гласных в приставках). Тема появляется на экране. (См. Презентацию 1).

    5. Физкультминутка.

    Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
    По ночам трещит мороз. (Имитируем движением мороз)
    Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
    Побелел морозный нос. (Натираем нос)
    В речке стала вдруг вода, (прыжки на месте)
    Неподвижна и тверда.
    Вьюга злится, (дети кружатся)
    Снег кружится,
    Заметая всё кругом (имитируем движения руками)
    Белоснежным серебром.

    III. Составление схемы ООД.

    6. Изучение нового материала.

    а) Работа по учебнику.

    Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? (Дети выдают свои версии).

    Проверим ваши предположения, выполнив упражнение 148 на стр. 103. (Дети читают задание, выполняют под руководством учителя).

    записал - запись
    доделал - досыта
    надписал - надпись и т.д.

    Вывод: приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково.

    б) Работа с правилом.

    Можно ли проверить написание безударной гласной в приставке? (Да).

    Как? (Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной).

    Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? (Нет).

    Сверим наш вывод с правилом на стр. 103. (Читают правило).

    в) Составление алгоритма работы над орфограммой. (См. Презентацию 1).

    С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в любой части слова? Возьмите учебную карту. (Дети читают алгоритм на заготовках учебных карт и заполняют на этой карте таблицу по написанию приставок).

    Какие приставки с гласной буквой “а” вам повстречались сегодня на уроке? (Дети перечисляют).

    Есть еще приставки, в которых пишется гласная буква “а”, их вы можете списать из моей таблицы, данной на экране. (Дети дописывают приставки в свои учебные карты).

    IV. Этап материальных и материализованных действий.

    7. Первичное закрепление.

    а) Проверка написания слов, записанных в словарной работе в третьем столбике.

    Объясним устно правописание приставок в словарной работе. (Дети объясняют написание гласных в приставках и учатся правильно проговаривать орфограмму).

    б) Осложненное списывание.

    Прочитайте стихотворение, записанное на доске. (Дети читают про себя, а затем один ученик читает вслух).

    Снежная сказка

    (Пр-)плясали по снегам
    Снежные метели,
    Снегири снеговикам
    Песню (пр_)свистели.
    У (з_)снеженной реки,
    В снежном (п_р__)улке,
    Звонко носятся снежки,
    Режут снег снегурки.

    (С. Погореловский)

    Какое настроение появляется у вас при прочтении этого стихотворения? Почему? (Дети дают свои ответы и объясняют свое настроение).

    Спишите это стихотворение, объяснив орфограммы.

    Физкультминутка для глаз.

    в) Дифференцированная работа.

    Сильные ученики составляют и записывают текст “Зима”.

    “А детям радость. Снежные метели заметут лесные тропы. Замелькают в воздухе первые снежинки. Теплое одеяло покроет землю. Они будут лепить снеговиков, строить крепости”.

    Остальные ученики самостоятельно выполняют упр. 99 на стр. 52 “Дидактического материала” (1 ряд – первое предложение, 2 ряд – второе предложение и т.д. по одному ученику с каждого ряда работают у доски).

    Проверяем работу учеников у доски и прослушиваем тексты, которые составили сильные ученики, находя на слух слова с приставками и объяснив их написание.

    8. Итог урока.

    Игра “Да – Нет”.

    Безударные гласные бывают только в корне? (Нет).

    Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить, подобрав проверочное слово с ударной приставкой? (Да).

    Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными? (Нет).

    9. Домашнее задание.

    Стр. 110, упр. 2.

    10. Рефлексия.

    Найдите снеговиков у вас на столах. Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваш снеговик белый.

    Если что-то не получалось, снеговик голубой.

    Если ничего не получилось, то снеговик серый.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!