Органические и функциональные причины дислалии. Что такое дислалия и как ее корректировать? Симптомы функциональной дислалии

Функциональная дислалия - (греч. дисфункцию - нарушение + греч Lаlіа -речь) нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Причины возникновения функциональной дислалии:

Неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые на протяжении длительного времени "сюсюкает" с малышом. В результате может надолго задержаться развитие правильного звукопроизношения;

Функциональная дислалия может возникнуть по подражанию. Как правило,

вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Развитию речи детей приносит вред и постоянное общение с людьми, у которых неясная, слишком торопливая или с диалектными особенностями речь;

Не всегда хорошо сказывается на развитие речи детей двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой;

Педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимания на звукопроизношение ребенка, не поправляют его ошибок;

Дефекты звукопроизношения могут быть вызваны недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдается затруднение в дифференциации звуков различающихся между собой тонкими акустическими признаками например, звонких и глухих, мягких и твердых свистящих и шипящих;

Еще одной причиной функциональной дислалии может быть недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Она может быть вызвана и неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому;

Функциональная дислалия также может быть вызвана снижением слуха. Чаще всего при этом наблюдаются затруднения в дифференциации шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных;

Еще одной причиной функциональной дислалии может быть недостаточное умственное развитие ребенка. У детей - олигофренов в половине случаев отмечается нарушение звукопроизношения.

Ринолалия.
Ринолалия - (греч. носорогов - нос + греч Lаlіа - речь) нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо - физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия. Ринолалия иногда рассматривается в качестве вида органической (механической) дислалии, но чаще выделяется в самостоятельное речевое нарушение-за ярко выраженного носового (то есть носового, от лат чир - нос) тембра голоса.

При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы.
При нормальной фонации, кроме носовых звуков, у человека происходит отделение носоглотковой и носовой полости от глоточной и ротовой. Эти полости разделяются небно - глоточным смыканием. Во время речи мягкое небо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков. При нормальном произнесении назальных звуков " м " -" мь ", " н " -" нь " воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора. При нарушении же функции небно - глоточного смыкания появляется специфический для ринолалии носовой оттенок речи. В зависимости от характера нарушения функции небно - глоточного смыкания выделяют различные формы ринолалии: открытую ринолалии, при которой изменение тембра и искажение произношения объясняется недостаточным подъёмом мягкого неба, что ведет к попаданию значительной части воздуха в носовую полость, и закрытой ринолалии, при которой тембр голоса меняется вследствие пониженного физиологического носового резонанса. Когда же наблюдается сочетание носовой непроходимости с недостаточностью небно - глоточного смыкания, то выделяют так называемую смешанную форму ринолалии дизартрия.


Дизартрия (от греческих слов: дис - отрицание и аrthгоо - членораздельно произносить) - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наступает через то, что язык, губы, небо, голосовые связки, диафрагма не могут двигаться в полном объеме. Причиной недвижимости является парез (греч. парез - уменьшение силы или амплитуды движений, обусловленное нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, дизартрия - симптом органического поражения ЦНС головного мозга, тех его отделов, которые составляют речедвигательную зону. Это тяжелое расстройство всей речевой деятельности. Прежде всего страдает речевая моторика, все составляющие речедвигательного акта. При дизартрии нарушается не только звукопроизношение (практически всех групп звуков), но страдает и вся просодическая организация речевого акта, так называемая речевая просодика, включающая голос, интонацию, темп, ритм, также интонационно - ритмическая сторона и эмоциональная окраска речи. Общими проявлениями расстройств при дизартрии является:

Псевдобульбарный синдром, выражающийся в нарушении дыхания, глотания, голосообразования, ограниченной подвижности всего артикуляционного аппарата, прежде всего языка и губ;

Дистония - непостоянный, меняющийся тонус;

Синкинезии, т. е. дополнительные, непроизвольные движения, присоединяющиеся к произвольным, в частности, оральные синкинезии.

Выделяют бульбарных, псевдобульбарного, подкорковую (екстрапирамидную,

гиперкинетичну), корковую, мозжечковую и так называемые "стертые" формы дизартрии.

Анартрия: Нарушение речи при самых тяжелых поражениях ЦНС, когда речь становится практически невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц, называется анартрия. При классификации дизартрии по степени понятности речи для окружающих (1-й степень, при которой нарушения речи может выявить только специалист, 2-а, при которой речь понятна окружающим, но всем заметны и нарушения звукопроизношения, 3-а, когда речь понятна только близким ребенка и частично - окружающим), анартрия относится к четвертой, самой тяжелой степени и в свою очередь может разделяться на тяжелую форму Анартрии, когда речь и голос отсутствуют полностью, среднюю, при которой могут присутствовать некоторые звуковые реакции, и легкую, при наличии определенной звуко - слоговой активности.

Косноязычие : Раньше для обозначения дизартрии и (только) внешне похожей на нее дислалии использовался устаревший ныне термин: косноязычие.

Дизартрия - неврологический диагноз . Логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, медикаметозное лечение назначается психоневрологом.
Лечение дизартрии возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия:

Лекарственные средства.

Физиотерапия, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции.

Общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепление организма.

Лечение сопутствующих заболеваний.

Логопедическая работа по развитию и исправлению речи.

Во всех видах лечения ребенка - дизартрика чрезвычайно большая роль принадлежит родителям. Прежде всего это относится к логопедических занятий. Родители должны знать для чего делаются те или иные упражнения, понимать их содержание
и представлять ожидаемые результаты.

Логопедическое воздействие при дизартрии направлено на разработку органов артикуляции. Оно включает:

Массаж органов артикуляции;

Гимнастику артикуляции;

Исправление произношения звуков речи;

Работу над выразительностью речи.

Логопедическая работа при дизартрии очень трудоемка, многопланова и требует

систематичних занять с профессиналами и выполнения домашних упражнений с родителями.

Общее недоразвитие речи (ОНР) и задержка речевого развития (ЗРР)
(Диференциальная диагностика)

Вопросы отграничения общего недоразвития речи (ОНР) от временных обратимых состояний, трактуемые обычно как задержка речевого развития (ЗРР), неодинаково разрешаются различными исследователями. Некоторые авторы, понимая под ОНР недостаточную сформированность всех языковых систем, включают в это понятие и более обратимые состояния. Но диалектический подход к проблемам речевых нарушений у детей делает необходимым разграничение различных нарушений речевого развития в зависимости от динамики их проявления и преодоления. Часть детей, имеющих на определенном возрастном этапе несформированность всех сторон речи, при проведении систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект и в дальнейшем обучаться в массовой школе. Другая же часть детей, имеющих сходные речевые нарушения, даже после систематических занятий с логопедом в ряде случаев оказываются не в состоянии полностью преодолеть свою речевую недостаточность, в дальнейшем обучаются в специальных школах для детей с речевыми расстройствами и продолжают иметь выраженные речевые нарушения. Из этого следует, что как в практическом, так и в теоретическом отношении целесообразно выделение более обратимых состояний в особую группу речевых расстройств.

Прежде всего необходимо отграничивать общее недоразвитие речи от задержки темпа ее формирования. Итак, развитие речи ребенка при задержке речевого развития отличается от нормального только своими темпами. Кроме того, дети с задержкой речевого развития способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями (например, ребенок понимает, что пальто, шапка - это одежда, чашка, тарелка - посуда и т.д.), что малодоступно детям с ОНР (дети с ОНР осваивают языковые обобщения главным образом только в процессе логопедических занятий).
Общее недоразвитие речи (ОНР) и задержка речевого развития у детей с нарушениями слуха (дифференциальная диагностика)

Исключительная роль слуха в развитии детской речи определяет необходимость дифференциации общего недоразвития речи от речевых расстройств, обусловленных

нарушениями слуха (ранее называвшимися тугоухостью).

Нарушения в развитии речи, вызванные недостаточностью слуха, в значительной степени связаны с временем потери слуха, а также с характером слухового дефекта. По времени возникновения все нарушения слуха делятся на три группы:

Врожденные,

Возникшие в период родов,

Приобретенные после рождения.

Последние подразделяются на периоды:

До 3-х лет, когда возникшие дефекты слуха нарушают формирование речи или полностью приостанавливают ее развитие,

После 3-х лет, когда в связи с дефектами слуха может происходить распад речевой функции.

Недостаточность функции слухового анализатора производит к нарушению развития всех сторон речи - фонетической, лексической грамматической, смысловой, а в некоторых случаях и к полному отсутствию речи. Степень речевой недостаточности зависит не только от тяжести слухового дефекта, но и от времени его появления и от условий развития ребенка.

В настоящее время разработаны методы объективной оценки состояния слуха, уже начиная с периода новорожденности, с помощью электрокорковой аудиометрии. Важным критерием риска возможности нарушений слуха у детей являются данные анамнеза. Известно, что краснуха, корь, грипп, вирус герпеса у матери в первом триместре беременности и другие вирусные и инфекционные заболевания матери во время беременности неблагоприятно влияют на слуховой аппарат ребенка. Нарушения слуха чаще наблюдаются при недоношенности. Причиной нарушения слуха может быть и алкоголизм матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, несовместимость группы крови матери и плода, вызывающие желтушность новорожденного или неврологические расстройства, обозначаемые клинически как билирубиновая энцефалопатия. Кроме того, к группе риска по нарушениям слуха относятся дети с различными отоларингологическими заболеваниями (аденоиды, отиты и др.), а также дети с различными хромосомными и наследственными заболеваниями. К группе риска относятся также и дети, имеющие родителей или родственников с врожденными нарушениями слуха. Внимание должно быть обращено и на частые воспалительные заболевания среднего уха - повторяющиеся отиты, возникающие в критические периоды развития слуховой и речевой системы.

Алалия

Алалия (от греч.: "а" - отрицание и "lаliо" - говорю, речь; переводится как отсутствие речи) - отсутствие или недоразвитие речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Причинами алалии чаще всего являются родовые травмы, а также травмы и заболевание головного мозга у детей до 1,5 лет, приводящие к повреждению речевых областей коры головного мозга. В зависимости от того, какие речевые центры были поражены, выделяется моторная алалия (экспрессивная), характеризующаяся стойким недоразвитием речи при частично сохраненном понимании чужой речи, и сенсорная алалия (импрессивная), при которой в первую очередь нарушено понимание речи. Алалия - системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй.

У ребенка с алалией речь не развивается совсем или развивается с грубыми отклонениями. При сенсорной алалии дети плохо понимают чужую речь, причем, не распознают именно звуки речи: слышат, что человек что-то говорит, но не понимают, что именно. Также и мы не понимаем тех, кто говорит на неизвестном нам иностранном языке. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой). Нарушение речи, при котором сочетаются признаки моторной и сенсорной

алалии, называют сенсо-моторной алалией.

Суть логопедической работы состоит не в том, чтобы обучить алалика правилам грамматики, письма, чтения, а в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, заставить их усиленно работать, выполнять двойную, а то и тройную нагрузку. Такая сложная задача требует частого обращения к различным доречевым навыкам. Это - жесты, ритмические движения, рисование, подражание неречевым звукам, например, вою ветра, голосам животных. По мере овладения этими навыками ребенка подводят к звукам, издаваемым голосом, похожим на речь, а также к словам, значение которых постепенно усложняется. Приемы такой работы доступны лишь специалистам высокой квалификации, и родители могут здесь только помочь логопедам, но не заменить их. Логопедическую работу при алалии следует начинать рано, как только замечено отставание ребенка в речевом развитии, т.к. самостоятельно и без помощи логопеда речь не формируется. В любом случае отсутствие речи к 2-м годам - это уже тревожный сигнал.

Афазия

Афазия (от греч.: "а" - отрицание и "phasis" - речь) - полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения, травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии сосудистого генеза чаще возникают у взрослых. Афазия - одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения, величины очага поражения, особенности остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности.

Выделяют следующие формы афазии (P.A. Лурия):

Акустико-гностическая афазия

Афферентная моторная афазия

Эфферентная моторная афазия

Акустико-мнестическая афазия

Семантическая афазия

Динамическая афазия

В основе любой формы афазии лежит та или иная первично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка. Например, нарушение динамического или конструктивного праксиса, фонематического слуха, апраксии артикуляционного аппарата и т.п., которое ведет к специфическому системному нарушению пониманию речи, письма, чтения, счета. При афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т.д.).

Среди всех известных речевых проблем самой распространенной является дислалия. Чаще всего она встречается в детском возрасте и заключается в различных дефектах произношения звуков родного языка – искажениях, заменах, смешениях, вплоть до полного их отсутствия в речи. При этом существует достаточно широкое мнение, что дислалия у детей – преходящее явление, которое с возрастом проходит. Однако подобное речевое нарушение свойственно и взрослым людям. При этом в большинстве случаев основные «корни» проблемы следует искать все-таки в детстве. Впоследствии дефектное звукопроизношение нередко оказывает крайне неблагоприятное влияние на всю последующую жизнь.

Причины дислалии

Все потенциальные причины дислалии могут быть разделены на две группы:

  • Органические. Нарушение произношения возникает вследствие каких-либо аномалий в строении артикуляционного аппарата – зубов, челюстей, языка, нёба. Это могут быть как врожденные, так и приобретенные дефекты: отсутствие зубов, неправильный прикус, укороченная подъязычная связка, высокий свод нёба. Любая из перечисленных аномалий способна привести к дефектам речи, свойственным дислалии;
  • Социально-биологические. Речь ребенка развивается по подражанию. Многие родители недостаточно общаются со своим малышом, не обращают внимания на развитие у него произносительных навыков. Это часто становится причиной дислалии, ведь в подобной ситуации трудно ожидать спонтанного появления у ребенка правильной речи. Задержка формирования навыков произношения, свойственных родному языку, часто приводит к развитию и закреплению дефектного звукопроизношения.

Отдельно выделяют возрастные причины дислалии у детей дошкольного возраста. В данном случае речевой дефект является физиологической нормой и не требует коррекции. Однако для исключения формирования патологических навыков произношения необходимо внимательно относиться к развитию речи маленьких детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы коммуникативных возможностей, которые играют важнейшую роль в течение всей последующей жизни.

Формы дислалии

В зависимости от причин, которые способствуют появлению речевого дефекта, могут иметь место две основные формы дислалии: механическая и функциональная. Первая из них может возникать в любом возрасте при наличии органических изменений в речевом аппарате. При этом у детей нарушения произношения чаще связаны с такой патологией языка, как укороченная уздечка, либо с неправильным прикусом, то есть аномальным расположением челюстей по отношению друг к другу. Плохая речь взрослых может быть обусловлена возрастными изменениями, в первую очередь, отсутствием зубов.

Функциональная форма дислалии имеет несколько разновидностей. Такое деление обусловлено выделением наиболее существенных признаков речевого нарушения, что позволяет сделать логопедическое воздействие более целенаправленным. Всего выделяют три формы функциональной дислалии:

  • Акустико-фонематическая. В основе данного нарушения лежит недостаточность развития речевого слуха, вследствие чего происходит смешение звуков, близких по акустическим признакам, например, по звонкости-глухости. В ряде случаев неполноценность восприятия звуков на слух приводит к их пропуску в речи;
  • Артикуляторно-фонематическая. Подобная форма дислалии возникает в случае недостаточного усвоения правильных положений органов речевого аппарата при произнесении тех или иных звуков, в результате чего происходит их смешение;
  • Артикуляторно-фонетическая. Для данного вида дислалии характерно искаженное произношение звуков, обусловленное неверно усвоенными артикуляционными позициями.

Сложная дислалия

При дислалии может нарушаться произношение разного количества звуков. Если дефектно воспроизводится один из них либо несколько, относящихся к одной группе, например, только свистящие, дефект считается простым. Если же нарушено произношение звуков из разных групп, говорят о наличии сложной дислалии. Чаще всего она является следствием недоразвития фонематического восприятия, то есть речевого слуха.

При этом трудности коррекции связаны не столько с количеством дефектно произносимых звуков, сколько с необходимостью достаточно кропотливой работы по развитию их восприятия на слух. Как правило, именно фонематические проблемы становятся причиной того, что ликвидация сложной дислалии требует достаточно длительного времени. Немаловажное значение имеет и возрастной фактор.

У взрослых дефектность произношения чаще связана с формированием неправильных артикуляционных позиций, при этом речевой слух обычно развит достаточно хорошо. Дислалия у детей в подавляющем большинстве случаев обусловлена именно недостаточно развитым фонематическим восприятием, в результате чего закрепляется дефектное произношение многих звуков.

Вопреки сложившемуся мнению, как простую, так и сложную дислалию можно устранить без последствий практически в любом возрасте. При механической ее форме требуется, в первую очередь, избавление от дефектов в артикуляционном аппарате. Если добиться этого достаточно сложно, например, при неправильном прикусе, коррекция речевых дефектов, тем не менее, вполне доступна. Нормированный акустический эффект звука можно получить разными путями.

Неправильное произношение встречается у людей разного возраста. В подавляющем большинстве случаев истоки данной проблемы находятся в раннем детстве. Малыши, в силу вполне понятных объективных причин, не могут самостоятельно решать, как именно им говорить в течение всей своей последующей жизни. В связи с этим именно на родителях чаще всего лежит вина за возникновение и закрепление у детей такого речевого нарушения, как дислалия. А ведь с дефектами звукопроизношения вполне можно справиться, для этого достаточно вовремя обратиться к логопеду.

Видео с YouTube по теме статьи:

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ.
Рубрика (тематическая категория) Образование

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всœех остальных операций высказывания.

Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и пропусках.

В логопедических исследованиях эти нарушения подразделяются на 2 разноуровневые категории (с учетом положений лингвистики). Замены и смешения: у ребенка сформированы всœе артикуляторные позиции, но он не умеет различать некоторые позиции, ᴛ.ᴇ. правильно осуществлять набор звуков, вследствие фонемы смешиваются, одно слово принимает разный облик, квалифицируются как фонологические (Ф.Ф.Рау), или фонематические (Р.Е.Левина), дефекты при которых нарушена система языка.

Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф.Ф.Рау), или фонетические, дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи. Такое разделœение углубляет представления о структуре речевого дефекта и направляет внимание на поиски адекватных методов его преодоления.

На современном этапе развития логопедии квалификация дефекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин, изучающих речь. Вместе с тем для логопедии как педагогической отрасли знаний важным является выделœение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедического воздействия, т. е. учет того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим.

В соответствии с предложенными критериями выделяется три базовых формы функциональной дислалии: акустико – фонематическая, артикуляторно - фонематическая, артикуляторно – фонетическая.

Акустико-фонематическая дислалия

К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи.

В корне данного нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. В этом случае система фонем у ребенка не полностью сформирована по своему составу. Ребенок не может опознать тот или иной акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на базе общности большинства признаков. По причине того, что ребенок не опознал тот или иной признак звук узнается неправильно. Все это приводит к неправильному восприятию слов (жук – ʼʼщукʼʼ, рак – лак). Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь, как самому ребенку, так и окружающим.

При акустико – фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.

Артикуляторно – фонематическая дислалия

Это дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Два варианта нарушений:

· Артикуляторная база сформирована не полностью. При выборе звука вместо нужного (который у ребенка отсутствует) отбирается звук близкий по комплексу артикуляционных признаков. Отмечается явление субституции, или замены одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции.

· Артикуляторная база сформирована полностью, усвоены всœе артикуляторные позиции, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится нестойким (иногда ребенок произносит слово правильно, иногда неправильно). Это приводит к смешению звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному употреблению звуков.

Замены и смешения выполняются на базе артикуляционной близости звуков. Но так же как и при акустико – фонематической дислалии замены отмечаются в отношении звуков и групп звуков, различающихся по одному из признаков: свистящие – шипящие С – Ш (миска – ʼʼмишкаʼʼ); взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными Т – К (точка – ʼʼ кочкаʼʼ, Д – Г(гул – ʼʼдулʼʼ); твердые – мягкие С – С’, Л – Л’(лук – ʼʼлюкʼʼ). Эти явления могут наблюдаться среди звуков, одинаковых по способу образования, между аффрикатами Ц и Ч (пловец – ʼʼ пловечʼʼ), сонорами Р и Л (ведро – ʼʼведлоʼʼ).

В данном случае у ребенка фонематическое восприятие чаще всœего сформировано полностью. Он различает всœе фонемы, узнает слова. Ребенок осознает свой дефект и пытается его преодолеть и во многих случаях такая самокоррекция под управлением слухового контроля проходит успешно. Об этом свидетельствуют некоторые сопоставительные данные о распространенности смешений и замен звуков на разных возрастных этапах развития детей. К примеру, замены р – л в 5 лет составляют 42% всœех нарушений звука р, в 6 лет – 34%, в 7 лет – 18%, в 8 – 9 лет – 18%; замены л – р в 5 лет составляют 9%, в 6 лет - 5% , в 7 лет и последующие годы не наблюдаются; замены ш – с, ж – з в 5 лет составляют 50% всœех нарушений шипящих, в последующие годы – 23 – 26% (по данным М.А.Александровской).Тенденция к преодолению замен и смешений звуков у детей в процессе из развития отмечается в работах многих авторов (В.И.Бильтюкова, А.Н.Гвоздева, О.В.Правдиной, Р.Е.Левиной и др.). Вместе с тем исследователи отмечают, что полного преодоления недостатков достигают не всœе дети. Среди учащихся 1 – 2 классов общеобразовательной школы недостатки произношения фонематического порядка составляют 15%. К концу обучения в начальном звене они встречаются очень редко.

Дефектное произношение обусловлено не собственно моторными нарушениями, а нарушениями операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. Ребенок выполняет задание на имитацию сложных, которые требуют для своей реализации определœенных укладов речевых органов; иногда производит более сложные в моторном отношении звуки и заменяет ими отсутствующие, наиболее простые по артикуляции.

Артикуляторно – фонетическая дислалия

К данной форме дислалии относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы языка, которая при данной форме дислалии у ребенка полностью сформирована, но фонемы реализуются в ненормированных, непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всœего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Окружающие соотносят данный вариант произнесения с определœенной фонемой.

Отмечается и другой тип искажения, при котором звук не узнается, в данном случае речь идет о пропуске, элизии звука. Случай пропусков при данной форме дислалии явление редкое (чаще встречается при других, более грубых дефектах, к примеру, при алалии). При дислалии аналог звука сугубо индивидуальный по своему акустическому эффекту, выполняют в речевой системе ребенка ту же фонематическую функцию, что и нормированный звук.

В данном случае нарушаются не всœе звуки: так, при различных индивидуальных особенностях произнесения акустический эффект при произнесении губных (взрывных и сонорных) согласных, а также переднеязычных взрывных и сонорных согласных оказывается в пределах нормы. Почти не встречается искажений губно – зубных (ф – ф’, в – в’).

Основную группу звуков, в которой наблюдается искаженное произношение, составляют переднеязычные не взрывные согласные. Реже наблюдается дефектное произнесение заднее – язычных и среднеязычного.

В ходе освоения произносительных умений и навыков ребенок при слуховом контроле постепенно нащупывает те артикуляционные позиции, которые соответствует нормальному акустическому эффекту. При нахождении правильных укладов ребенок должен научиться различать уклады, близкие в произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых произнесения звуков (Ф.Ф.Рау). Эти дефекты в отличие от дефектов предшествующих групп, имеют тенденцию к закреплению.

Дислалия – нарушение звукопроизношения. Наиболее распространенный дефект речи. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с,с’,з,з’ц) , шипящие (ш,ж ,ч,щ , сонорные (л,л’ ,р,р’, j), заднеязычные (к,к’,г ,г’, х,х’), звонкие (в,з,ж,б,д, г), мягкие (т’, д’, н’).

У некоторых детей может нарушаться только одна группа звуков, к примеру, только свистящие или только сонорные. Такое нарушение звукопроизношения принято называтьпростым (мономорфным). У другой группы детей одновременно нарушается несколько групп звуков, к примеру, шипящие, свистящие и сонорные. Такое нарушение принято называть сложным (полиморфным).

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса – изм. В соответствии с характером дефекта произношения, относящегося к определœенной группе звуков, выделяются следующие виды дислалии:

  1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) - недостатки произношения свистящих (с, с’, з, з’, ц) – 22% , и шипящих (ш,ж,ч,щ) 24% звуков. Так как в фонетической системе греческого языка не было подобных звуков, не оказалось и соответствующих названий. В связи с этим условно были объединœены в группу сигматизмов. Один из самых распространенных видов нарушений.
  2. Ротацизм (от названия греческой буквы ро , обозначающей звук р) – недостатки произношения звуков р и р’. – 26%
  3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л ) - недостатки произношения л и л’. – 10%
  4. Дефекты произношения небных звуков:

каппацизм – звуков к, к’;

гаммацизм – звуков г, г’; 1%

хитизм - звуков х, х’;

йотацизм – звука й

(от названий греческих букв каппа, гамма, хи, йота).

5. Дефекты озвончения – недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б – п, в – ф, з –с, д – т, ж – ш, г – к и т..д.- 4,5%

Этот недостаток часто встречается у детей, страдающих тугоухостью.

6. Дефекты смягчения - недостатки произношения звонких согласных звуков, заключающиеся, в основном в замене их парными твердыми, к примеру з’ – з, м’ – м, д’ – д, p’- p, к’- к и т. д.

Исключение составляют только звуки ш,ж,ц ,не имеющие мягких пар, и звуки ч,щ,й, которые произносятся всœегда мягко и не имеют твердых пар.

При характеристике нарушений произношения звуков следует отметить, что неправильно произносить ребенок может любой звук. Но указанная закономерность в распределœении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, крайне важно й для произношения этих звуков, и сложностью их звучания

В любой из групп различают три формы нарушения звуков:

  • искажение звука . Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата͵ особенно языком, благодаря чему звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими, так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы родного языка , а звучит искаженно, что не влияет на смысл слова.

К примеру: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого неба или маленького язычка, а не кончика; межзубное произношение шипящих и свистящих; носовое произношение; боковое произношение;

Подобные дефекты называются еще моторными.

  • отсутствие звука в речи ребенка, ᴛ.ᴇ. неумение произносить его. К примеру, ʼʼукаʼʼ вместо рука.
  • замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Схема № 2.

Причина замены звуков обычно состоит в недостаточной сформированности фонематического слуха (способность человека различать и воспринимать фонемы родного языка) или в его нарушениях, благодаря чему дети не слышат разницы между звуком и его заменителœем (к примеру, между р и л) . Подобные нарушения называются фонематическими (некоторые авторы дают им фонологическими или сенсорные), так как при этом одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл слова. К примеру, рак звучит как ʼʼлакʼʼ, рожки – как ʼʼложкиʼʼ.

Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой - искажаются. К примеру, свистящие с, з, ц заменяются звуками т, д (собака – тобака, зайка – дайка, цыпленок – тыпленок), а звук р искажается. Такие нарушения называются фонетико- фонематическими.

Знание форм нарушения звуков помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях звукопроизношения больше внимания уделяют развитию артикуляционного аппарата͵ мелкой и общей моторики. При фонематических нарушениях основной акцент делается на развитии речевого слуха и, одного из его компонентов, фонематического слуха.

В логопедии различают три уровня неправильного произношения звуков.

Первый уровень. Полное неумение произнести звук. Ребенок не может ни сказать его самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, ни повторить по образцу. В данном случае необходима помощь специалиста͵ ᴛ.ᴇ. требуется постановка звука.

Второй уровень. Ребенок правильно произносит звук изолированно (а иногда даже может повторить его в простых словах), но искажает или пропускает во всœех словах и во фразовой речи, ᴛ.ᴇ. правильный звук есть, но он не автоматизирован. Тогда крайне важно автоматизировать звук и постепенно вводить в речь.

Третий уровень . Ребенок может правильно произносить звук изолированно, в словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим, близким по артикуляции или звучанию, но тоже правильно произносимым изолированно. Наиболее часто дети смешивают звуки с-ш, з- ж, с’- щ, ц –ч, л – р, б – п, д – т, г – к. К примеру, вместо Бабушка сушила мокрое белье на веревке может произнести так: ʼʼ Бабушка сусыла мокрое белье на велœевкеʼʼ.В данном случае крайне важно проводить дифференциацию с другим звуком.

Необходимо учитывать еще и то, что нарушения звукопроизношения могут являться и самостоятельными дефектами речи, и частью других, более сложных, речевых нарушений (дизартрии, алалии).В случае если звукопроизношение является самостоятельным дефектом нужно работать только над исправлением звуков. Во втором случае главной будет работа по исправлению основного дефекта͵ к которой на определœенном этапе добавляется работа по коррекции звуков, имеющая исходя из основного нарушения свои особенности, это может определить только специалист.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ." 2017, 2018.

Дислалией называется нарушение нормального употребления и произношения звуков речи, которое совершенно не связано с органическими повреждениями слухового анализатора или центральной нервной системы.

Дислалия в логопедической практике встречается достаточно часто. Так, согласно статистическим данным, признаки дислалии имеются у каждого третьего дошкольника, в начальной школе они наблюдаются примерно у каждого пятого ребенка. В более позднем возрасте признаки дислалии можно обнаружить примерно у 1% детей.

Классификация дислалии

В настоящее время выделяют две формы дислалии: органическую (механическую) и функциональную.

Органическая дислалия вызывается нарушением анатомического строения артикуляционного (звукообразующего) аппарата. В отличие от нее функциональная дислалия развивается под влиянием обратимых нейродинамических нарушений в головном мозге или социальных факторов.

Формы функциональной дислалии

В зависимости от причины выделяют следующие формы функциональной дислалии:

  • Моторная. Она обусловлена нейродинамическими нарушениями в центральном отделе речедвигательного аппарата;
  • Сенсорная. Данная форма функциональной дислалии связана с нейродинамическими изменениями в центральном отделе речеслухового аппарата.
  • Смешанная форма.

При моторной форме функциональной дислалии наблюдается фонетический дефект, связанный с недифференцированными и неточными движениями языка и губ.

На фоне сенсорной дислалии у больного возникают сложности со слуховой дифференциацией сходных по своему звучанию фонем (свистящих и шипящих, звонких и глухих, мягких и твердых). Это сопровождается заменами и смещением звуков во время устной речи, а на письме аналогичными заменами букв.

Смешанная форма функциональной дислалии сочетает в себе признаки обеих форм и называется сенсоматорной функциональной дислалией.

Также выделяют артикуляторно-фонетическую, артикулярно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию.

Если у пациента имеется проблема с произношением от одного до четырех звуков, то такая форма дислалии называется простой. В тех случаях, когда отмечается дефектное произношение свыше четырех звуков, говорят о сложной форме дислалии.

Если у пациента возникают сложности с произношением звуков, относящихся к разным артикуляционным группам, то это полиморфная дислалия, а если к одной группе, например, только свистящие, то говорят о мономорфной дислалии.

При дислалии искажения при произношении различных звуков (фонетические дефекты) обозначают терминами, которые имеют греческие корни:

  • Ламбдацизм - [л] и [л"];
  • Ротацизм - [р] и [р"];
  • Йотацизм - [й];
  • Сигматизм - [ж], [ш], [щ], [ч] и [с], [с"], [з], [з"];
  • Хитизм - [х] и [х"];
  • Каппацизм - [к] и [к"];
  • Гаммацизм - [г] и [г"].

Также при дислалии могут наблюдаться дефекты оглушения и озвончения, дефекты твердости и смягчения.

Причины дислалии

Причиной развития механической дислалии являются органические дефекты в анатомическом строении артикуляционного периферического аппарата, к которому относятся: челюсти, зубы, губы и язык.

К развитию функциональной дислалии приводят биологические и социальные факторы:

  • Педагогическая запущенность;
  • «Сюсюканье» взрослых при разговоре с детьми;
  • Косноязычная, торопливая речь взрослых, ухаживающих за детьми;
  • Билингвизм в семье;
  • Минимальная мозговая дисфункция;
  • Общая физическая слабость ребенка.

Признаки дислалии

Основным признаком дислалии являются дефекты при произношении звуков:

  • Пропуски - выпадения звука в определенных позициях;
  • Замены - один звук систематически заменяется другим;
  • Смещение - ребенок может правильно произносить звуки, но в речи путает их;
  • Искажение - этот признак дислалии заключается в ненормированном произношении звуков, а также использовании звуков, не используемых в фонетической системе родного языка.

При дислалии лексико-грамматическая сторона речевого развития всегда соответствует возрасту ребенка, то есть имеется достаточный уровень связанной речи, умение правильно использовать множественное и единственное число, падежные окончания, неискаженная слоговая структура, хорошо развитая словарная база.

Диагностика дислалии

При появлении у ребенка первых признаков дислалии его следует обязательно показать специалистам. Диагностика данной патологии начинается с опроса матери о том, как протекала у нее беременность, какие заболевания перенес малыш, как у него шло речевое и психомоторное развитие, имеются ли заболевания органов зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата.

После этого логопед проводит исследование строения и подвижности всех органов периферического артикуляционного аппарата как при помощи визуального осмотра, так и при помощи специальных тестовых упражнений.

Для более точной диагностики патологий устной речи проводят обследование, направленное на выявление произносимых с дефектами звуков, для чего используют специальный дидактический материал. Это позволяет выявить характеры нарушения звукопроизношения в различных позициях. После этого логопед оценивает состояние фонематического слуха, то есть способность ребенка к дифференцировке коррелирующих фонем.

При механической дислалии логопед может направить ребенка на консультацию к стоматологу ортодонту или стоматологу-хирургу, а при функциональной форме дислалии к неврологу. При подозрении на наличие тугоухости показано проведение осмотра отоларингологом с обязательным исследованием функций слухового аппарата.

Коррекция дислалии

Коррекция дислалии проводится в три этапа:

1. Подготовительный. При механической дислалии на этом этапе необходимо устранить анатомические дефекты в речеобразовательном аппарате (ортодонтическое лечение, пластика уздечки и т.п.). При функциональной моторной дислалии показано проведение логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Лечение сенсорной дислалии начинается с развития фонематических процессов. Также на подготовительном этапе логопед уделяет внимание развитию мелкой моторики, формированию направленной воздушной струи и отработке произношения опорных звуков.

2. Этап формирования первичных навыков произношения. Он включает в себя постановку изолированных звуков, их автоматизацию в словах, слогах, предложениях, а также дифференциацию звуков.

3. Этап формирования коммуникативных навыков. На этом этапе необходимо сформировать у ребенка навыки правильного употребления поставленных звуков в любых ситуациях общения.

При дислалии логопедические занятия должны проводиться не реже, чем три раза в неделю. Очень важно, чтобы и дома родители систематически занимались со своим ребенком, выполняя все указания специалиста, следили за правильностью выполнения им артикуляционной гимнастики.

При простой дислалии продолжительность занятий составляет от одного до трех месяцев, а при сложной - до полугода.

Прогноз и профилактика дислалии

Дислалия в большинстве случаев успешно корректируется. Длительность срока коррекции зависит от сложности патологии звукообразования, возраста ребенка и его индивидуальными особенностями, регулярностью проводимых занятий, участием в них родителей. При этом следует знать, что чем младше реббенок, тем легче добиться у него полноценной коррекции дислалии.

Для профилактики дислалии следует своевременно выявлять и лечить у него возможные анатомические дефекты артикуляционного аппарата. Необходимо уделять достаточное внимание физическому и психическому развитию детей. Также очень важно, чтобы взрослые разговаривали с детьми, даже младшего возраста, правильно, без «сюсюканья», четко выговаривая все звуки.

Далеко не все девочки и мальчики начинают сразу и в точности выговаривать все звуки. У некоторых ребят присутствует «свой акцент» - специфическое произношение шипящих, свистящих, твердых и других звуков. Таким детям нередко ставят диагноз - , дислалия - более короткое название этого отклонения.

Дислалия – распространенный логопедический диагноз, который проявляется в виде искажения произношения звуков и их пропусков.

Определение

Дислалия - что это такое? Необычный термин подразумевает комплекс нарушений произношения, на возникновение которых не влияют проблемы со слухом или неправильная иннервация.

Международная классификация болезней 10-го пересмотра понятие дислалии разъясняет, как специфическое расстройство речевой артикуляции. В качестве ее причин исключены недостаточная острота слуха и умственная отсталость.

В медицинской документации, согласно международной классификации болезней 10 пересмотра – МКБ10, это заболевание фигурирует под кодом F 80.0

Классификация

На простые и сложные дислалии разделяют, исходя из количества неправильно произносимых ребенком звуков. При простых - он плохо выговаривает один звук или одну группу звуков, артикуляционно схожих между собой. При сложных - есть проблемы с различными звуковыми группами.

Классификация дислалии, построена на причинах ее развития и особенностях проявления.

Выделяют следующие формы, различающиеся по природе происхождения:

  • Физиологическую
  • Функциональную
  • Механическую

Физиологическая дислалия диагностируется, когда с органами речи у ребенка все в порядке. Неправильное произношение звуков возникает в раннем возрасте (до 5 лет), когда мышцы артикуляционного аппарата малыша еще не развиты в полной мере.

Если после 5 лет нарушение звукопроизношения сохраняется, физиологическая форма заболевания переходит в функциональную.

Функциональная дислалия возникает в следствии оргнических поражений мозга или социальных факторов.

Физиологические:

  • органическое поражение мозга;
  • неврологические и другие хронические заболевания;

Социальные:

  • неправильное обучение речи в семье (сюсюканье, употребление слов в уменьшительной форме и т.д.);
  • неверное выговаривание звуков родителями и другими взрослыми из ближайшего окружения;
  • смешение языков в семье;

Отдельно выделяют механическую дислалию , которая возникает из-за врожденных дефектов артикуляционного аппарата или после травмы.

  1. Нестандартно сформировавшиеся прикус или небо.
  2. Язык необычных размеров.
  3. Чересчур короткая или длинная уздечка и т.д.
  4. Органическая дислалия (другое название механической) бывает наследственным заболеванием. В таком случае определенный речевой дефект передается из поколения в поколение.

Функциональную форму подразделяют на моторную и сенсорную - по источнику сбоя произношения.

Моторная дислалия вызвана проблемами речедвигательного характера, сенсорная - речеслухового.

Комбинированные формы , на которые подразделяется функциональная дислалия
- артикуляционно-фонетическая;
- артикуляционно-фонематическая;
- акустико-фонематическая

  1. Артикуляционно-фонетическая дислалия обусловлена неверным расположением органов артикуляции. Слушатель правильно понимает произнесенный ребенком звук, но от нормы его произношение далеко.
  2. Отличительная черта артикуляционно-фонематической формы - подмена «трудного» звука на более простой, произнести который можно с меньшими усилиями артикуляционного аппарата.
  3. Акустико-фонематическая объясняется недоразвитием фонематического слуха. Ребенку не под силу различить особенности конкретных звуков из-за непонимания фонем.

Симптомы

Симптомы нарушения проявляются в виде пропусков, замен и искажений звуков. Локализации нарушения звукопроизношения могут быть разными.

Фонетические дефекты выделяют по звукам, с которыми имеется проблема. Названия дефектов – производные букв греческого алфавита.

  1. - неправильное произношение шипящих [Ж], [Ш], [Щ], [Ч] и свистящих [С], [С’], [З], [З’];
  2. - неверное выговаривание [Р] и [Р’];
  3. Ламбдацизм - проблемы с выговариванием [Л] и [Л’];
  4. Каппацизм – дефекты звуков - [К] и [К’];
  5. Хитизм – дефекты звуков [Х] и [Х’];
  6. Йотацизм – неверное выговаривание [Й]
  7. Нарушение озвончения - наблюдается в парах «Б-П», «Д-Т», «В-Ф», «З-С», «Ж-Ш», «Г-К» и т.д;
  8. Нарушение смягчения - замена мягкого согласного парным твердым

У ребенка может присутствовать как один из указанных дефектов произношения, так и несколько. Речевое расстройство часто бывает комбинированным .

Диагностика

То, что многие звуки маленьким ребенком произносятся неточно, родители зачастую считают нормальным. Однако на речевые особенности детей с дислалией - пропуски, замены, искажение, смещение звуков - нельзя не обращать внимание. Если к 5 годам такие характерные речевые отклонения не проходят - это уже симптоматика серьезного расстройства.

Плотное взаимодействие с логопедом поможет после грамотного обследования выявить причины дислалии, узнать из-за чего ребенок говорит неточно и назначить комплекс мероприятий по исправлению речи.

Малоподвижные и неактивные дети должны быть проверены на наличие - более серьезной дисфункции, касающейся не только звукопроизношения, а и голосового аспекта в целом, способности запоминать и повторять и т.п.

Дислалия и дизартрия во многом не похожи друг на друга. Это связано с тем, что при первой форме речевого расстройства органические поражения отсутствуют, а при второй - главную роль, наоборот, отыгрывают нарушения центральной нервной системы. Дети с дислалией мало чем выделяются из числа своих ровесников, помимо «особенной речи». А дети с дизартрией отличаются нестабильным настроением, быстро утомляются. Они безынициативны и плохо приобретают новые навыки.

Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрии позволяет определить степень состояния речевого развития. Пограничное состояние между ними носит название стертой дизартрии, нарушения при которой объясняются неправильной иннервацией артикуляционных мышц. Диагностируется стертая дизартрия довольно сложно, поскольку схожа с обоими заболеваниями.

Лечение и коррекция

Постановка диагноза «дислалия» у детей и методы ее устранения - компетенция квалифицированного логопеда.

Методика логопедического воздействия при дислалии включает три этапа:

  1. Если диагностирована механическая форма нарушения, причины ее на подготовительном этапе устраняются оперативным путем у стоматолога, ортодонта, хирурга. Если выявлена дислалия функциональная моторная, приоритет отдается развитию моторики речи, а при сенсорной - развитию процессов фонематики.
  2. Второй этап - посвящен первичным произносительным навыкам, которые формируются, в том числе, с помощью подражания и специальных приспособлений.
  3. На третьем этапе коррекции речи закрепляется безошибочное употребление звуков в разговоре.

Цель логопедического воздействия при дислалии - это не только «установка» звуков, а и развитие памяти и внимания, способности различать звуки и стимуляция коммуникации.

Сложная дислалия у детей дошкольного возраста предполагает систематические занятия с логопедом в течение не менее полугода, простая - на протяжении одного-трех месяцев.

Методика логопедического воздействия при функциональной дислалии рассчитана на три занятия со специалистом в неделю. А дополнительно взрослые должны постоянно заниматься с детьми дома.

Чтобы ваш сын или дочь не оказались в числе «сильно отстающих» по умению говорить среди своих сверстников малейшим нюансам их речи необходимо уделять пристальное внимание .

Если вы видите, что малыш никак не может справиться с конкретными звуками, обратитесь к логопеду. Скорее всего, вам понадобятся специальные занятия и . А если обследование покажет наличие анатомических проблем, придется подготовиться к оперативному вмешательству для ликвидации дефектов.

Чего требует от родителей профилактика дислалии, в первую очередь,- это грамотно разговаривать со своими детьми , на личном примере обучая их правильной речи.

Основные формы дислалии в большинстве случаев успешно поддаются исправлению, особенно если его мероприятия своевременно начаты.

Однако лечение дислалии - процесс трудный и потребует большого терпения, как от ребенка, так и от окружающих его взрослых. Поэтому разумнее больший упор сделать на профилактику. Чем раньше будут выявлены незначительные изъяны в произношении, тем легче будет их устранить.

Этот диагноз ребенка не стоит воспринимать, как нечто пугающее. Близким малыша с «трудной речью» он указывает лишь на то, что с ним надо работать гораздо больше, чем с его ровесниками.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!