Основная мысль произведения мцыри. Анализ поэмы «Мцыри» (М

Более того, он, как писатель-представитель романтизма, развивал ее особенно вдохновенно. Тема свободы звучит во многих его поэмах – «Беглец», «Монах», «Демон» – во всех этих произведениях таки или иначе исследуется стремление человека к воле. Тема «Мцыри » тоже не становится исключением.

Поэма «Мцыри» написана в форме исповеди молодого монаха. Воспитанный в монастыре, вдали от родины, он не забыл ни своей страны, ни своей семьи. Поэтому незадолго до пострига он совершает побег, надеясь добраться домой. Побег, казалось бы, завершается неудачно: едва живого беглеца приносят в монастырь, где он вскоре и умирает. Однако за внешней неудачей Лермонтов раскрывает глубокую художественную идею «Мцыри»: за свободу нужно бороться, не обращая внимания на препятствия.

«Я знал одной лишь думы власть,

Одну, но пламенную страсть»

Так говорит Мцыри о своей мечте.
Вся его жизнь была подчинена желанию вырваться на свободу, и он ее осуществил. Отдать всего себя за свой идеал – именно к этому стремится герой Лермонтов. Нетрудно догадаться, что такова позиция и самого автора. Он соединяет в поэме две идеи: идею свободы и патриотическую идею. Любовь к Родине и стремление к свободе – для Мцыри эти два понятия неразрывны.

Время, в которое жил Лермонтов, было для России нелегким временем. Не так давно закончилась кровопролитная война с Наполеоном, но герои той войны уже уходили в прошлое. На смену им приходила эпоха реакции. Неудавшееся восстание декабристов окончательно перечеркнуло мечты современников Лермонтова о лучшей, вольной жизни. Выражать свои мысли прямо в николаевской России было опасно, и оттого поэт прибегает к иносказанию. Суть «Мцыри» – в выражении гражданской позиции автора, но свои размышления он переносит в другую страну, в Грузию, которая в то время тоже управлялась Россией: «Такой-то царь, в такой-то год, Вручал России свой народ».

Мцыри – идеальный герой, он прекрасен и душой, и телом, он смел и непримирим. Такими бы хотел видеть Лермонтов своих современников, но, как он сам понимает, на них, как и на Мцыри, оставила свою печать тюрьма. Мцыри сравнивается с тюремным цветком, выросшим в неволе и боящимся солнца. Едва «добрая рука» переносит этот цветок в «прекрасный сад» свободы, как он тут же увядает от солнечных лучей. И так в поэме тема свободы раскрывается с еще одной стороны: со стороны подготовленности каждого человека к получению этой свободы. Декабристы призывали к освобождению простого народа, однако потерпели неудачу. Лермонтов понимает: освобождение должно прийти не со внешней, а с внутренней стороны. Каждый человек должен стать свободным прежде всего в своей душе, – такова идея «Мцыри».
И у главного героя это получается: не добравшись до родных мест, он все-таки не смирился со своей судьбой. Последний взгляд его, умирающего, обращен на Кавказ. Можно сказать, что после смерти он все же обретет желанную свободу.

Для раскрытия основной темы свободы поэт обращался и к частным темам, которые помогают посмотреть на нее с разных сторон. Темы поэмы «Мцыри» Лермонтова переплетаются между собой, образуя сложное художественное единство. Это – темы человека и природы, человека и общества, тема одиночества и, разумеется, любви.

Тема взаимоотношений человека с природой становится одной из основных в поэме. Через пейзажи Кавказа Лермонтов изображает внутренний мир героя. Все, увиденное и описанное Мцыри, характеризует его как сильного и свободного человека, не приспособленного к монастырской жизни. Так, характерны эпизоды с бушующим потоком, к которому спускается герой, преодолевая опасность упасть, с грозой, с ночью в лесу и безжалостным полуденным зноем. Первозданная, дикая природа Кавказа становится для Мцыри своеобразным испытанием – и он с честью его проходит. Кульминацией этого испытания становится победа над барсом. Этот бой описан Лермонтовым очень поэтично, с использованием разнообразных художественных средств. Поэтому картина борьбы Мцыри с хищным зверем выглядит прямо-таки устрашающе. Но ничто не может испугать самого юношу, поскольку это его родной край и естественная среда обитания.

Однако в то же время сердце Мцыри открыто и для красоты, он отмечает мельчайшие изменения в природе, восхищается привольностью открытых полей. Его восприятие природы глубоко поэтично. Растущие вместе деревья он сравнивает с танцующими людьми, в шуме ручья и листьев ему слышатся голоса, разговаривающие о тайнах бытия. Так Лермонтов опровергает точку зрения монахов, считавших Мцыри просто дикарем. Да, для Мцыри смысл жизни заключается в бунте и свободе. Но это совсем не мешает ему видеть окружающий мир во всей полноте, вот о чем говорит поэт.

Тема любви, ключевая для многих произведений Лермонтова, здесь дается лишь полунамеком, в эпизоде встречи с грузинкой у ручья. Девушку, бывшую, скорее всего, христианкой, поэт одевает в чадру – родную одежду для сестер Мцыри. Тем самым девушка становится лишь еще одним символом родины для Мцыри, и ничем большим. Такой отказ от развития любовной темы связан, очевидно, с желанием Лермонтова полностью сосредоточиться на основной теме поэмы, свободе. Любовная же коллизия могла запутать сюжет и сделать его в результате менее выразительным.

Тема человека и общества неразрывно связана в поэме с темой одиночества. Для изображения этой темы Лермонтов выбирает монастырь, сузив все общество до одного монаха. Об остальных обитателях монастыря читатель не знает ничего, однако можно догадаться, что и они относились к Мцыри недружелюбно. Мы видим противостояние двух сил: монаха, воспитывающего Мцыри в духе покорности и смирения, и Мцыри, отвергающего такую жизнь.

«…прекрасный свет

Тебе постыл; ты слаб, ты сед,

И от желаний ты отвык»

Такими словами описывается в поэме монах. Монастырь стал его домом и его же тюрьмой, но Мцыри с этим смириться не может, он вырывается «от келий душных и молитв» на волю. Такая точка зрения неприемлема для монаха, и между ними зарождается конфликт. Монах выслушал исповедь Мцыри, но понять и принять он ее не может: слишком уже велика между ними пропасть.

«…понять не мог

Он этих жалоб и тревог,

И речью хладною не раз

Он прерывал его рассказ»

Мцыри умирает непонятым, но его это не пугает, ведь такова, по сути, судьба всех романтических героев. И здесь тема противостояния обществу переходит в тему одиночества. Нестандартные идеи и устремления редко воспринимаются окружающим миром, оттого сильная личность зачастую оказывается в полном одиночестве. Лермонтов отлично знал, о чем он пишет, поскольку и самого его ждала такая же участь.

«И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…»

Так он напишет через год после завершения «Мцыри».

В образе монаха Лермонтов изображает все реакционное общество своего времени, столь же негативно реагирующее на любые свободные высказывания. И намек был понят, ведь после издания «Мцыри» в 1840-м году на поэта обрушился шквал критики. «Если человек «добровольно не смиряется, так его смирят и выбьют-таки из него этот могучий дух», – вот как высказывается по поводу «Мцыри» один из критиков. Обещание «выбить могучий дух» при этом относилось, разумеется, не к Мцыри, а к самому Лермонтову… Но свободолюбивый герой поэта понравился читателям, пробудив в них новые, смелые мечты и желания. Поэма получила огромную известность, имя же критика сегодня никто не вспомнит. Так основная идея поэмы «Мцыри» Лермонтова еще раз подтвердилась самой жизнью: никто не может отнять у человека свободы, если он действительно к ней стремится.

С момента написания «Мцыри» прошло уже немало лет, но образ его все так же любим многими. Свобода по-прежнему привлекает людей, и это главный показатель того, что произведение «Мцыри» не может ни устареть, ни забыться.


В данной статье описываются основная тема и смысл поэмы, эта информация будет полезна ученикам 8 класса при подготовке сочинений на тему «Основная тема поэмы «Мцыри»».

Тема поэмы «Мцыри» Лермонтова – основные идеи для сочинения по теме |

Тема поэмы – изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит и частные темы, представляющие различные ее грани: человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия.
Лермонтов пронизывает всю поэму идеей борьбы за свободу, протестом против сковывающих человеческую личность общественных условий. Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель – обрести родину и свободу.
Чтобы подчеркнуть эту целеустремленность Мцыри, его верность до конца своей “пламенной страсти” к свободе, Лермонтов изменил историю жизни старика-монаха, положенную в основу сюжета поэмы: Мцыри умирает, потому что не может примириться с жизнью в монастыре.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. В поэме “Мцыри” Лермонтов создал образ положительного героя. В условиях российской действительности того времени образ Мцыри воспринимался современниками поэта как революционный призыв к борьбе за свободу. Поэма звала любить родину, народ, продолжать дело декабристов. Недаром у Мцыри и у Наливайко, Read More ......
  2. “Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок…” Эти строки – из поэмы “Мцыри”, поэмы, органично вписывающейся в творчество Лермонтова мотивом трагического одиночества. Одинок в своей невысказанной правоте купец Калашников, одинок Печорин, “На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна…” Наконец, Read More ......
  3. Еще в 1830-1831 годах у Лермонтова зародился замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы. Но прошло несколько лет, прежде чем Лермонтову удалось осуществить его. Когда Лермонтов путешествовал по Военно-Грузинской дороге, он встретил старика-монаха, который рассказал поэту Read More ......
  4. Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” завершает развитие романтизма в творчестве поэта, а вместе с тем – и эпоху романтизма в русской литературе. Форма поэмы-исповеди позволяла полнее раскрыть душу героя, но эту традиционную форму Лермонтов подверг коренной перестройке, создав собственный, глубоко Read More ......
  5. “Мцыри” – лирическая поэма. В ней дается по преимуществу изображение сложных переживании героя, а не внешних событии. Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как рассказ От имени героя давал возможность наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик. Композиция поэмы типична Read More ......
  6. “Мцыри” – лирическая поэма. В ней дается по преимуществу изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий. Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как рассказ от имени героя давал возможность наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик. Композиция поэмы типична Read More ......
  7. Величайшее создание М. Ю. Лермонтова, поэма “Мцыри”, была написана в 1839 году и опубликована в 1840 в сборнике стихотворений поэта. Сюжет произведения прост. Мцыри, кавказский юноша, взят русским генералом в шестилетнем возрасте в плен, но в пути мальчик заболел и Read More ......
  8. Поэма написана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. Это произведение завершает линию замыслов поэта, зародившихся еще в 1830-1831 годах. В него вошли и целые фрагменты из ранних, ненапечатанных поэм: “Исповеди”, “Боярина Орши”. Герой поэмы пытается вырваться из мира, обрекающего его Read More ......
Тема и идея поэмы Мцыри

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с историей создания поэмы, содействовать развитию умений учащихся выявлять структурные особенности произведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с историей создания поэмы, содействовать развитию умений учащихся выявлять структурные особенности произведения

Словарная работа.

Поэма - крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.

Тема - изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (Это то, о чем пишет автор.)

Идея - главная, обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов.

Сюжет - основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (то есть в последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения).

Композиция - построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.

Ход урока

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни к одному,

Но только пьяную тревогу,

Я променял бы, если б мог.

М.Л. Лермонтов «Мцыри».

1. История создания поэмы. Слово учителя.

В 1837 году Лермонтов задумался написать «записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. Идеала...» От этой записи до появления «Мцыри» прошло восемь лет. За это время Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой происходит в Испании в середине века. Герой «Исповеди» - монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835 - 1836 годах появляется поэма «Боярин Орша>, герой которой, Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре, влюбляется в барышню и также предал суду монахов, но ему удается бежать. В этих двух произведениях, где большое место занимает монологи - исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри>, написанную в 1839. Именно в ней замысел Лермонтова нашел наиболее совершенное воплощение.

действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал. Возникновение замысла биограф Лермонтова П.А. Висковатов связывает с путешествием поэта по старой Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагва и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия II и Георгия ХII. Там, по свидетельству родственников

Лермонтова А.П. Шан-Гирея и А.А. Хастатова, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермилов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжелая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах древней обители.

Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки.

II. Выразительное чтение поэмы учителем.

В сильном классе поэма читается дома самостоятельно.

для классов неподготовленных- составление плана поэмы с записью в тетрадях.

III. Беседа по прочитанной поэме.

Цель - выявить отношение учащихся к произведению Лермонтова.

Какие впечатления произвело произведение Лермонтова на вас?

Какие сцены в поэме наиболее запомнились?

Каким вы представляете себе главного героя?

Какие чувства вызывает у вас герой поэмы? Менялись ли они в процессе чтения?

Каким вы назовете главное настроение поэмы?

(Грустное, печальное; тяжелое, безысходное; свободное и грустное одновременно; появляется ощущение одиночества и счастья, веры в победу.)

IV. Определение темы и идеи произведения.

Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном>, как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дел клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в сот медовый «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведая концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народу сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он».

Как вы думаете, с какой интонацией - смирения или протеста- произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?

Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение Родина бывает только одна. Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии («Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю»)?

Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

Идея - лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

V. Сюжет и композиция поэмы.

1. Группа вопросов, преследующая цель обеспечить усвоение школьниками содержания поэмы:

Что видел Мцыри на свободе?

Что делал он, вырвавшись из монастыря?

Что узнал о себе герой за три блаженных дня?

Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре?

(Жизнь в монастыре не очень красочна, а З дня свободы стали целой жизнью. Да и о чем писать- о страданиях?)

2. Каков сюжет поэмы?

(Он прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшийся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского скитания, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели - вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадет в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня».)

3. В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана.

Посмотрите еще раз текст поэмы и определите, как она построена.

Что дает для понимания характера героя 2-я глава?

(Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисую щего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе - строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написанная целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.)

Почему, по-вашему, повествование в последующих главах передано герою?

(В центре поэмы - образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог - исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил («душу можно ль рассказать?» - обращается он к монаху.)

Слово «исповедь» имеет следующие значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов. В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

Композиция монолога - исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, определите, как она построена?

(Глава 3,4,5, - Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой - дитя, судьбой - монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали их к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

Глава 6,7- Мцыри рассказывает, что он увидел на воле. Открытый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вещных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывает его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трех дневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Глава 25-26 - прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли - родине, свободе, жизни.)

VI. Выводы

Из всего сказанного о композиции сюжете учащиеся усваивают следующее:

1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен.

2. Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

3. Все события трехдневных скитаний Мцыри показано через его восприятия.

4. Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя.

VII. Домашнее задание.

1. Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника».

2. Ответить на вопросы:

Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)

Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Почему погиб Мцыри?


Тема свободы в русской литературе поднимается очень часто. Писали о свободе и Пушкин, и Гоголь, и множество других выдающихся творцов. Обращался к теме свободы и Лермонтов, более того, он, как писатель-представитель романтизма, развивал ее особенно вдохновенно. Тема свободы звучит во многих его поэмах – «Беглец», «Монах», «Демон» – во всех этих произведениях таки или иначе исследуется стремление человека к воле. Тема «Мцыри» тоже не становится исключением.

Поэма «Мцыри» написана в форме исповеди молодого монаха. Воспитанный в монастыре, вдали от родины, он не забыл ни своей страны, ни своей семьи. Поэтому незадолго до пострига он совершает побег, надеясь добраться домой. Побег, казалось бы, завершается неудачно: едва живого беглеца приносят в монастырь, где он вскоре и умирает. Однако за внешней неудачей Лермонтов раскрывает глубокую художественную идею «Мцыри»: за свободу нужно бороться, не обращая внимания на препятствия.

«Я знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть»

Так говорит Мцыри о своей мечте. Вся его жизнь была подчинена желанию вырваться на свободу, и он ее осуществил. Отдать всего себя за свой идеал – именно к этому стремится герой Лермонтов. Нетрудно догадаться, что такова позиция и самого автора. Он соединяет в поэме две идеи: идею свободы и патриотическую идею. Любовь к Родине и стремление к свободе – для Мцыри эти два понятия неразрывны.
Время, в которое жил Лермонтов, было для России нелегким временем. Не так давно закончилась кровопролитная война с Наполеоном, но герои той войны уже уходили в прошлое. На смену им приходила эпоха реакции. Неудавшееся восстание декабристов окончательно перечеркнуло мечты современников Лермонтова о лучшей, вольной жизни. Выражать свои мысли прямо в николаевской России было опасно, и оттого поэт прибегает к иносказанию. Суть «Мцыри» – в выражении гражданской позиции автора, но свои размышления он переносит в другую страну, в Грузию, которая в то время тоже управлялась Россией: «Такой-то царь, в такой-то год, Вручал России свой народ».

Мцыри – идеальный герой, он прекрасен и душой, и телом, он смел и непримирим. Такими бы хотел видеть Лермонтов своих современников, но, как он сам понимает, на них, как и на Мцыри, оставила свою печать тюрьма. Мцыри сравнивается с тюремным цветком, выросшим в неволе и боящимся солнца. Едва «добрая рука» переносит этот цветок в «прекрасный сад» свободы, как он тут же увядает от солнечных лучей. И так в поэме тема свободы раскрывается с еще одной стороны: со стороны подготовленности каждого человека к получению этой свободы. Декабристы призывали к освобождению простого народа, однако потерпели неудачу. Лермонтов понимает: освобождение должно прийти не со внешней, а с внутренней стороны. Каждый человек должен стать свободным прежде всего в своей душе, – такова идея «Мцыри».

И у главного героя это получается: не добравшись до родных мест, он все-таки не смирился со своей судьбой. Последний взгляд его, умирающего, обращен на Кавказ. Можно сказать, что после смерти он все же обретет желанную свободу.

Для раскрытия основной темы свободы поэт обращался и к частным темам, которые помогают посмотреть на нее с разных сторон. Темы поэмы «Мцыри» Лермонтова переплетаются между собой, образуя сложное художественное единство. Это – темы человека и природы, человека и общества, тема одиночества и, разумеется, любви.

Тема взаимоотношений человека с природой становится одной из основных в поэме. Через пейзажи Кавказа Лермонтов изображает внутренний мир героя. Все, увиденное и описанное Мцыри, характеризует его как сильного и свободного человека, не приспособленного к монастырской жизни. Так, характерны эпизоды с бушующим потоком, к которому спускается герой, преодолевая опасность упасть, с грозой, с ночью в лесу и безжалостным полуденным зноем. Первозданная, дикая природа Кавказа становится для Мцыри своеобразным испытанием – и он с честью его проходит. Кульминацией этого испытания становится победа над барсом. Этот бой описан Лермонтовым очень поэтично, с использованием разнообразных художественных средств. Поэтому картина борьбы Мцыри с хищным зверем выглядит прямо-таки устрашающе. Но ничто не может испугать самого юношу, поскольку это его родной край и естественная среда обитания.

Однако в то же время сердце Мцыри открыто и для красоты, он отмечает мельчайшие изменения в природе, восхищается привольностью открытых полей. Его восприятие природы глубоко поэтично. Растущие вместе деревья он сравнивает с танцующими людьми, в шуме ручья и листьев ему слышатся голоса, разговаривающие о тайнах бытия. Так Лермонтов опровергает точку зрения монахов, считавших Мцыри просто дикарем. Да, для Мцыри смысл жизни заключается в бунте и свободе. Но это совсем не мешает ему видеть окружающий мир во всей полноте, вот о чем говорит поэт.

Тема любви, ключевая для многих произведений Лермонтова, здесь дается лишь полунамеком, в эпизоде встречи с грузинкой у ручья. Девушку, бывшую, скорее всего, христианкой, поэт одевает в чадру – родную одежду для сестер Мцыри. Тем самым девушка становится лишь еще одним символом родины для Мцыри, и ничем большим. Такой отказ от развития любовной темы связан, очевидно, с желанием Лермонтова полностью сосредоточиться на основной теме поэмы, свободе. Любовная же коллизия могла запутать сюжет и сделать его в результате менее выразительным.

Тема человека и общества неразрывно связана в поэме с темой одиночества. Для изображения этой темы Лермонтов выбирает монастырь, сузив все общество до одного монаха. Об остальных обитателях монастыря читатель не знает ничего, однако можно догадаться, что и они относились к Мцыри недружелюбно. Мы видим противостояние двух сил: монаха, воспитывающего Мцыри в духе покорности и смирения, и Мцыри, отвергающего такую жизнь.

«…прекрасный свет
Тебе постыл; ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык»

Такими словами описывается в поэме монах. Монастырь стал его домом и его же тюрьмой, но Мцыри с этим смириться не может, он вырывается «от келий душных и молитв» на волю. Такая точка зрения неприемлема для монаха, и между ними зарождается конфликт. Монах выслушал исповедь Мцыри, но понять и принять он ее не может: слишком уже велика между ними пропасть.

«…понять не мог
Он этих жалоб и тревог,
И речью хладною не раз
Он прерывал его рассказ»

Мцыри умирает непонятым, но его это не пугает, ведь такова, по сути, судьба всех романтических героев. И здесь тема противостояния обществу переходит в тему одиночества. Нестандартные идеи и устремления редко воспринимаются окружающим миром, оттого сильная личность зачастую оказывается в полном одиночестве. Лермонтов отлично знал, о чем он пишет, поскольку и самого его ждала такая же участь.

«И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…»

Так он напишет через год после завершения «Мцыри».

В образе монаха Лермонтов изображает все реакционное общество своего времени, столь же негативно реагирующее на любые свободные высказывания. И намек был понят, ведь после издания «Мцыри» в 1840-м году на поэта обрушился шквал критики. «Если человек «добровольно не смиряется, так его смирят и выбьют-таки из него этот могучий дух», – вот как высказывается по поводу «Мцыри» один из критиков. Обещание «выбить могучий дух» при этом относилось, разумеется, не к Мцыри, а к самому Лермонтову… Но свободолюбивый герой поэта понравился читателям, пробудив в них новые, смелые мечты и желания. Поэма получила огромную известность, имя же критика сегодня никто не вспомнит. Так основная идея поэмы «Мцыри» Лермонтова еще раз подтвердилась самой жизнью: никто не может отнять у человека свободы, если он действительно к ней стремится.

С момента написания «Мцыри» прошло уже немало лет, но образ его все так же любим многими. Свобода по-прежнему привлекает людей, и это главный показатель того, что произведение «Мцыри» не может ни устареть, ни забыться.

В данной статье описываются основная тема и смысл поэмы, эта информация будет полезна ученикам 8 класса при подготовке сочинений на тему «Основная тема поэмы «Мцыри»».

Тест по произведению

Что же такое тема? Если говорит просто и банально, то тема - это то, вообще ради чего было написано произведение, то есть тема отображает весь смысл того или иного произведения. Без темы, ни одно произведение жить не может. Зачастую писатели и авторы используют самые различные темы для написания своих произведений, а бывает и так, что в одном и том же произведении задействовано сразу несколько тем. Так или иначе, одна или несколько ли тем в произведении, они все должны быть объедены одним смыслом, а иначе произведение попросту не получиться.

Тема знаменитой поэмы "Мцыри" - это изображение сильной, непоколебимой, честной и справедливой личности, парня, который изо всех своих сил рвется на волю, на свою единственную, горячо любимую родину из непрестанных и тяжелых для него мест.

Раскрывая эту главную и по сути основную тему всего произведения, Лермонтов Михаил Юрьевич старается поставить и так же раскрыть дополнительные частные темы, которые так же важны в данном произведении, представляя собой различные его грани и стороны: взаимодействии человека и окружающей его природы, нерушимую связь человека с его родиной, с родными и близкими людьми, горесть и тяжелые годы вынужденного одиночества, и в конце концов смирение со своей судьбой, которую человек не в силах изменить.

Всё произведение от первой до последней строчки автор постарался как можно сильнее пропитать главной идеей, борьбой за свободу и единство, протестом, против обстоятельств, которые человек увы не в силах изменить.

Счастье в данной поэме главный герой видит в том, чтобы обрести такую желанную свободу и оказаться в родных местах.

Тема и идея в поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтова

Лермонтов несколько лет служил на Кавказе. Он очень любил эти места. Неоднократно путешествовал по различным горным монастырям и храмам. Во время одной из поездок на обочине дороги ему встретился одинокий монах, который рассказал ему свою грустную историю.

Он поведал о том, что в одном из горных селений, его тогда еще совсем маленького мальчика, определили в миссию к русскому генералу. Он увез мальчика далеко от родных мест. По дороге ребенок заболел, и его оставили в одном из монастырей. Болезнь была тяжелой, а выздоровление долгим и томительным. Все, что окружало мальчика, было для него чужим и не привычным. Но ему пришлось провести в этом заточении многие и многие годы.

Его свободолюбивая натура требовала воли и простора, а получала молитвы и посты. Но он не сдавался. Несколько раз убегал, долго прятался в горах, но голод и слабость привели его обратно, за монастырские стены. Все, что Лермонтов услышал, очень взволновало его и вдохновило на создание поэмы. Это лиро-эпическое произведение, в котором рассказывается о судьбе героя – молодого монаха, сильного и смелого мальчика- юноши, взятого в плен и выросшего за монастырскими стенами. Это главная тема стихотворения. Поэма состоит из вступления, рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди молодого послушника. Во главу угла поставлен сильный характер центрального героя.

Жизнь в монастыре бедна на события. Юноша страдает от той жизни, которую он вынужден вести. Смирение - не его стихия. Он борец и считает, что даже только три дня на свободе для него лучше, чем существование в затворничестве. Для него смерть предпочтительнее пребыванию в монастыре. Поэт подробно описывает эти дни на воле. Для его героя они так важны. Вольность – это, то к чему молодой «затворник» стремится. У него нет друзей. Его жизнь никого не интересует. Он рассказывает о ней совершенно постороннему человеку чернецу, которого случайно встретил, а промолчать не смог, так как его переполняют чувства, а сокровенные мысли рвутся на волю.

Так в повествовании раскрывается внутренний мир героя. Его мировоззрение сформировалось в стенах монастыря, но это мысли свободного горца, который с молоком матери впитал дух гордости и достоинства. Что невозможно сломить ничем. Не сумев попасть в родные места, он готов уйти из жизни, и последние его мысли о родине, свободе и жизни.

Несколько интересных сочинений

  • Значение Слова о полку Игореве в русской литературе сочинение

    Жил в Ледовитом океане то ли Рыба, то ли Кит, в общем, добрый Рыба-Кит. Жил хорошо, плавал на просторе, отдыхал на льдинах, смотрел представления морских котиков. На льдинах котикам было скучно и холодно, и они устраивали цирковые представления



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!