Основные черты государства и права османской империи. Гибель османской империи

Почему началось падение могущества Блистательной Порты? Невозможно назвать единственную причину. Обычно указывают на последствия открытие Америки, когда сменились направления крупнейших торговых коммуникаций, а приток испано-американского золота привел к девальвации турецкой валюты и высокому уровню инфляции.

Иван Айвазовский Синопский бой (дневной вариант, 1853)

Возможно, причины упадка накапливались постепенно в многомерном коммуникационном пространстве империи. В пространстве престолонаследия - это переход трона от Сулеймана Великолепного к Селиму II, известному как «горький пьяница» (восхождению к власти своего сына способствовала наложница Сулеймана украинка Роксолана). В геополитическом пространстве - это последнее великое морское сражение гребных флотов в 1571 году у берегов Греции, закончившееся поражением османов и освобождением христианского мира от заблуждения - веры в непобедимость турок. Погубила Османскую империю и коррупция, особо усилившаяся, когда султан стал получать свою долю от продажи собственных льгот (преференций). Эту идею султану подсказал фаворит, выходец из сельджукских правителей, рассматривающих османов как кровных врагов. Когда многочисленные причины и последствия упадка в каждом из геострат (геополитическом, геоэкономическом, конфессиональном, социокультурном и социопсихологическом) стратифицировались (наложились друг на друга) в многомерном коммуникационном пространстве, образовалась рубежная энергетика с разрушительным зарядом.

Иван Айвазовский Синопский бой 18 ноября 1853 г. (ночь после боя, 1853)

Иван Айвазовский Смотр российского Черноморского флота в 1849 году

Литература

Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм {XV-XVIII вв.), том 3. - М.: Прогресс, 1992.
Дергачев В.А. – В кн. Цивилизационая геополитика (Геофилософия). – Киев: ВИРА-Р, 2004.
Кинросс Лорд Расцвет и упадок Османской империи/Перевод с английского М.Пальникова. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1999.
Лоуренс Т.Э. Перемены на Востоке. - Иностранная литература, 1999, № 3.

«Геополитика сверхдержав»

Всесултаны Османской империи и годы правленияисторией делятся на несколько этапов: от периода создания до образования республики. Эти временные периоды имеют практически точные границы в истории Осман.

Образование Османской империи

Считается, что основатели Османского государства прибыли в Малую Азию (Анатолию) из Средней Азии (Туркменистан) в 20-е годы XIII века. Султан турок-сельджуков Кейкубад II предоставил им для проживания районы у городов Анкара и Сегют.

Сельджукский султанат в 1243 году погиб под ударами монголов. С 1281 года к власти в выделенном туркменам владении (бейлике) приходит Осман, который проводит политику по расширению своего бейлика: захватывает малые города, провозглашает газзават – священную войну с неверными (византийцами и другими). Осман частично подчиняет территорию Западной Анатолии, в 1326 году берет город Бурса и делает его столицей империи.

В 1324 году Осман I Гази умирает. Похоронили его в Бурсе. Надпись на могиле стала молитвой, которую произносили османские султаны при вступлении на трон.

Продолжатели династии Османидов:

Расширение границ империи

В середине XV в. наступил период наиболее активного расширения империи Османидов. В это время во главе империи стояли:

  • Мехмед II Завоеватель – правил в 1444 - 1446 гг. и в 1451 - 1481 гг. В конце мая 1453 года захватил и разграбил Константинополь. Перенес в разграбленный город столицу. Софийский собор переделал в главный храм ислама. По требованию султана в Стамбуле разместились резиденции православных греческого и армянского патриархов, а также главный иудейский раввин. При Мехмеде II прекращена автономия Сербии, подчинена Босния, присоединен Крым. Смерть султана не позволила захватить Рим. Султан абсолютно не ценил человеческую жизнь, но писал стихи и создал первый поэтический дуван.

  • Баязид II Святой (Дервиш) – правил с 1481 по 1512 гг. Практически не воевал. Прекратил традицию личного султанского руководства войсками. Покровительствовал культуре, писал стихи. Умер, передав власть сыну.
  • Селим I Грозный (Беспощадный) – правил с 1512 по 1520 гг. Начал правление с уничтожения ближайших конкурентов. Жестоко подавил восстание шиитов. Захватил Курдистан, запад Армении, Сирию, Палестину, Аравию и Египет. Поэт, стихи которого впоследствии издавались германским императором Вильгельмом II.

  • Сулейман I Кануни (Законодатель) – правил с 1520 по 1566 гг. Раздвинул границы до Будапешта, верховьев Нила и Гибралтарского пролива, Тигра и Евфрата, Багдада и Грузии. Провел множество государственных реформ. Последние 20 лет прошли под влиянием наложницы, а затем жены Роксоланы. Наиболее плодовит среди султанов в поэтическом творчестве. Умер во время похода в Венгрию.

  • Селим II Пьяница – правил с 1566 по 1574 гг. Присуще было пристрастие к алкоголю. Талантливый поэт. В это правление произошел первый конфликт Османской империи с Московским княжеством и первое крупное поражение на море. Единственное расширение империи – захват о. Кипр. Умер от удара головой о каменные плиты в бане.

  • Мурад III – на троне с 1574 по 1595 гг. «Любитель» многочисленных наложниц и коррупционер, который практически не занимался управлением империей. При нем захвачен Тифлис, имперские войска добрались до Дагестана и Азербайджана.

  • Мехмед III – правил с 1595 по 1603 гг. Рекордсмен по уничтожению конкурентов на престол – по его приказу умерщвлены 19 братьев, их беременные женщины и сын.

  • Ахмед I – правил с 1603 по 1617 гг. Правление характеризуется чехардой высших чиновников, которые часто сменялись по желанию гарема. Империя потеряла Закавказье и Багдад.

  • Мустафа I – правил с 1617 по 1618 гг. и с 1622 по 1623 гг. Считался святым за слабоумие и лунатизм. 14 лет просидел в темнице.
  • Осман II – правил с 1618 по 1622 гг. Возведен на престол в 14 лет янычарами. Был паталогически жесток. После поражения под Хотином от запорожских казаков, за попытку побега с казной убит янычарами.

  • Мурад IV – правил с 1622 по 1640 гг. Ценой большой крови навел порядок в корпусе янычар, уничтожил диктатуру визирей, очистил суды и госаппарат от коррупционеров. Вернул в состав империи Эривань и Багдад. Перед смертью приказал убить своего брата Ибрахима – последнего из Османидов. Умер от вина и лихорадки.

  • Ибрахим – правил с 1640 по 1648 гг. Слабый и безвольный, жестокий и расточительный, падкий до женских ласк. Смещен и задушен янычарами при поддержке духовенства.

  • Мехмед IV Охотник – правил с 1648 по 1687 гг. Провозглашен султаном в 6 лет. Истинное управление государством осуществляли великие визири, особенно в первые годы. В первый период правления империя усилила свою военную мощь, завоевала о. Крит. Второй период был не столь удачным – проиграна битва при Сен-Готарде, не взята Вена, бунт янычар и свержение султана.

  • Сулейман II – правил с 1687 по 1691 гг. Возведен на престол янычарами.
  • Ахмед II – правил с 1691 по 1695 гг. Возведен на престол янычарами.
  • Мустафа II – правил с 1695 по 1703 гг. Возведен на престол янычарами. Первый раздел Османской империи по Карловицкому мирному договору в 1699 г. и Константинопольский мирный договор с Россией в 1700 г.

  • Ахмед III – правил с 1703 по 1730 гг. Укрывал гетмана Мазепу и Карла XII после Полтавской битвы. В его правление проиграна война с Венецией и Австрией, потеряна часть владений в Восточной Европе, а также Алжир и Тунис.

Турки – народ сравнительно молодой. Его возраст составляет всего 600 с небольшим лет. Первые турки представляли собой кучку туркменов, беглецов из Средней Азии, убежавших от монголов на запад. Они добрались до Конийского султаната и попросили землю для поселения. Им выделили место на границе с Никейской империей около Бурсы. Там беглецы и стали обживаться в середине XIII века.

Главным у беглых туркменов был Эртогрул-бей. Выделенную ему территорию он назвал Османским бейликом. А с учётом того, что конийский султан потерял всякую власть, стал самостоятельным правителем. Эртогрул умер в 1281 году и власть перешла к его сыну Осману I Гази . Именно он считается основателем династии османских султанов и первым правителем Османской империи. Просуществовала Османская империя с 1299 по 1922 годы и сыграла заметную роль в мировой истории .

Османский султан со своими воинами

Важным фактором, способствующим образованию могущественного турецкого государства, послужило то, что монголы, дойдя до Антиохии, дальше не пошли, так как считали Византию своим союзником. Поэтому они не тронули земли, на которых находился Османский бейлик, полагая, что тот вскоре войдёт в состав Византийской империи.

А Осман Гази, подобно крестоносцам, объявил священную войну, но только за мусульманскую веру. Он стал приглашать всех желающих принять в ней участие. И со всего мусульманского востока к Осману начали стекаться искатели удачи. Они готовы были сражаться за веру ислама, пока сабли у них не затупятся и пока они не получат достаточное количество богатства и жён. А на востоке это считалось очень большим достижением.

Таким образом, османское войско стало пополняться черкесами, курдами, арабами, сельджуками, туркменами. То есть любой мог прийти, произнести формулу ислама и стать турком. А на захваченных землях таким людям начали выделять маленькие участки земли для ведения сельского хозяйства. Назывался такой участок «тимар». Представлял он собой дом с садом.

Хозяин тимара становился всадником (спаги). В его обязанность входило по первому зову являться к султану в полном вооружении и на собственном коне, чтобы служить в конном войске. Примечательным было то, что спаги не платили налоги в виде денег, так как налог они платили своей кровью.

При такой внутренней организации территория Османского государства начала быстро расширяться. В 1324 году сын Османа Орхан I захватил город Бурсу и сделал его своей столицей. От Бурсы до Константинополя рукой подать, и византийцы потеряли контроль над северными и западными районами Анатолии. А в 1352 году турки-османы переправились через Дарданеллы и оказались в Европе. После этого начался постепенный и неуклонный захват Фракии.

В Европе одной конницей обойтись было невозможно, поэтому возникла острая необходимость в пехоте. И тогда турки создали абсолютно новое войско, состоящее из пехоты, которую назвали янычарами (янг – новый, чарик – войско: получается янычар).

Завоеватели силой брали у христианских народов мальчиков в возрасте от 7 до 14 лет и обращали в ислам. Этих детей хорошо кормили, обучали законам Аллаха, военному делу и делали пехотинцами (янычарами). Эти воины оказались самыми лучшими пехотинцами во всей Европе. Ни рыцарская конница, ни персидские кызылбаши не могли прорвать строй янычар.

Янычары - пехота османской армии

А секрет непобедимости турецкой пехоты заключался в духе боевого товарищества. Янычары с первых дней жили вместе, ели из одного котла вкусную кашу, и, несмотря на то, что принадлежали к разным народам, были людьми одной судьбы. Когда они становились взрослыми, то женились, обзаводились семьями, но продолжали жить в казармах. Лишь во время отпуска посещали жён и детей. Именно поэтому они не знали поражений и представляли собой верную и надёжную силу султана.

Однако, выйдя к Средиземному морю, Османская империя не могла ограничиться лишь одними янычарами. Раз есть вода, то нужны корабли, и возникла потребность в военном флоте. На флот турки начали набирать пиратов, авантюристов и бродяг со всего Средиземного моря. К ним пошли служить итальянцы, греки, берберы, датчане, норвежцы. У этой публики не было ни веры, ни чести, ни закона, ни совести. Поэтому они охотно переходили в мусульманскую веру, так как вообще не имели никакой веры, и им было абсолютно всё равно, кем быть, христианами или мусульманами.

Из этой разношерстной публики сформировали флот, который больше напоминал пиратский, чем военный. Он начал свирепствовать в Средиземном море, да так, что привёл в ужас испанские, французские и итальянские корабли. Само же плавание по Средиземному морю стало считаться опасным делом. Турецкие корсарские эскадры базировались в Тунисе, Алжире и других мусульманских землях, имевших выход к морю.

Османский военный флот

Таким образом, из абсолютно разных народов и племён сформировался такой народ как турки. А связующим звеном стали ислам и единая военная судьба. Во время удачных походов турецкие воины захватывали пленниц, делали их своими жёнами и наложницами, а дети от женщин разных национальностей становились уже полноценными турками, родившимися на территории Османской империи.

Маленькое княжество, появившееся на территории Малой Азии в середине XIII века, очень быстро превратилось в мощную средиземноморскую державу, называемую Османской империей по имени первого правителя Османа I Гази. Турки-османы также называли своё государство Высокой Портой, а себя не турками, а мусульманами. Что же касается настоящих турков, то ими считалось туркменское население, жившее во внутренних районах Малой Азии. Этих людей османы покорили в XV веке уже после взятия Константинополя 29 мая 1453 года.

Европейские государства не могли противостоять туркам-османам. Султан Мехмед II захватил Константинополь и сделал его своей столицей – Стамбулом. В XVI веке Османская империя заметно расширила свои территории, а с захватом Египта турецкий флот стал господствовать в Красном море. Население государства ко второй половине XVI века достигло 15 млн. человек, а саму Турецкую империю стали сравнивать с Римской империей.

Но к концу XVII века турки-османы потерпели ряд крупных поражений в Европе . Важную роль в ослаблении турок сыграла Российская империя. Она всегда била воинственных потомков Османа I. Отобрала у них Крым, побережье Чёрного моря, и все эти победы стали предвестником заката государства, которое в XVI веке блистало в лучах своего могущества.

Но Османскую империю ослабили не только бесконечные войны, но и безобразное ведение сельского хозяйства. Из крестьян чиновники выжимали все соки, а поэтому те вели хозяйство хищническим способом. Это привело к появлению большого количества бросовых земель. И это в «благодатном полумесяце», который в древности кормил почти всё Средиземноморье.

Османская империя на карте, XIV-XVII века

Кончилось всё это катастрофой в XIX веке, когда государственная казна оказалась пустой. Турки начали брать в долг кредиты у французских капиталистов. Но вскоре выяснилось, что оплатить долги они не могут, так как после побед Румянцева, Суворова, Кутузова, Дибича турецкая экономика оказалось полностью подорванной. Тогда французы ввели военный флот в Эгейское море и потребовали таможни во всех портах, разработки полезных ископаемых как концессии и право на сбор налогов, пока долг не будет возвращён.

После этого Османская империя получила название «больной человек Европы». Она начала быстро терять завоёванные земли и превращаться в полуколонию европейских держав. Ситуацию попытался спасти последний самодержавный султан империи Абдул-Хамид II. Однако при нём политический кризис ещё больше усугубился. В 1908 году султана свергли и заключили под стражу младотурки (политическое течение прозападного республиканского толка).

Младотурки 27 апреля 1909 года возвели на престол конституционного монарха Мехмеда V, приходившегося братом свергнутому султану. После этого младотурки вступили в Первую мировую войну на стороне Германии и были разбиты, уничтожены. Ничего хорошего в их правлении не было. Они обещали свободу, а закончили жуткой резнёй армян, заявив, что те против нового режима. А те действительно были против, так как в стране ничего не изменилось. Всё осталось так же, как до этого было 500 лет при власти султанов.

После поражения в Первой мировой войне Турецкая империя начала агонизировать . Англо-французские войска заняли Константинополь, греки захватили Смирну и двинулись вглубь страны. Мехмед V умер 3 июля 1918 года от сердечного приступа. А 30 октября того же года было подписано позорное для Турции Мудросское перемирие. Младотурки бежали за границу, оставив у власти последнего османского султана Мехмеда VI. Он стал марионеткой в руках Антанты.

Но тут случилось неожиданное. В 1919 году в далёких горных провинциях зародилось национальное освободительное движение. Возглавил его Мустафа Кемаль Ататюрк. Он повёл за собой простой народ. Тот очень быстро выгнал со своих земель англо-французских и греческих захватчиков и восстановил Турцию в тех границах, которые существуют ныне. 1 ноября 1922 года султанат был упразднён. Таким образом, Османская империя прекратила своё существование. 17 ноября последний турецкий султан Мехмед VI покинул страну и уехал на Мальту. Умер он в 1926 году в Италии.

А в стране 29 октября 1923 года Великое национальное собрание Турции объявило о создании Турецкой Республики. Она существует по сей день, а её столицей является город Анкара. Что же касается самих турок, то последние десятилетия живут они вполне счастливо. Утром поют, вечером танцуют, а в перерывах молятся. Да хранит их Аллах!

Любой голливудский сценарий меркнет в сравнении с жизненной дорогой Роксоланы,ставшей самой влиятельной женщиной в истории великой империи. Её полномочия, вопреки турецким законам и исламским канонам, могли сравниться лишь с возможностями самого султана. Роксолана стала не просто женой, она была соправительницей; к её мнению не прислушивались- оно единственное было правильно, законно.
Анастасия Гавриловна Лисовская (родилась ок. 1506 г. - ум. ок. 1562 г.) была дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина — небольшого городка на Западной Украине, расположенного юго-западнее Тернополя. В XVI веке эта территория принадлежала Речи Посполитой и постоянно подвергалась опустошительным набегам крымских татар. Во время одного из них летом 1522 года юная дочь священнослужителя попалась отряду людоловов. Легенда гласит, что несчастье произошло как раз накануне свадьбы Анастасии.
Сначала пленница попала в Крым — это обычный путь всех невольниц. Ценный «живой товар» татары не гнали пешком через степь, а под бдительной охраной везли на лошадях, даже не связывая руки, чтобы не попортить веревками нежную девичью кожу. В большинстве источников написано,что пораженные красотой полонянки крымчаки решили отправить девушку в Стамбул, надеясь выгодно продать ее на одном из самых больших невольничьих рынков мусульманского Востока.

«Giovane, ma non bella» («молода, но некрасива»), - рассказывали о ней венецианские вельможи в 1526 году, однако «грациозна и невысока ростом». Никто из современников, вопреки легенде,не называл Роксолану красавицей.
В столицу султанов пленницу отправили на большой фелюке, и продавать ее повез сам хозяин — его имя история не сохранила.В первый же день, когда ордынец вывел пленницу на рынок, она случайно попалась на глаза оказавшемуся там всесильному визирю молодого султана Сулеймана I, благородному Рустем-паше.Опять таки,легенда гласит,что турка поразила ослепительная красота девушки, и он решил купить ее, чтобы сделать подарок султану.
Как видно из потретов и подтвеждений современников, красота тут явно не причем,- я могу назвать это стечение обстоятельств только одним словом-Судьба.
В эту эпоху султаном был Сулейман I Великолепный (Пышный), правивший с 1520 по 1566 гг, считающийся величайшим султаном из династии Османов. За годы его властвования империя достигла апогея своего развития, включив в свой состав всю Сербию с Белградом, большую часть Венгрии, остров Родос, значительные территории в Северной Африке до границ Марокко и на Ближнем Востоке. Прозвище Великолепный дала султану Европа, тогда как в мусульманском мире его чаще называют Кануни, что в переводе с турецкого означает Законодатель. «Такое величие и благородство»,- писалось о Сулеймане в докладе венецианского посла XVI века Марини Сануто — «украшало ещё и то обстоятельство, что он, в отличии от отца и многих других султанов, не имел склонности к педерастии». Честный правитель и бескомпромиссный борец со взяточничеством, поощрял развитие искусств и философии, а также считался умелым поэтом и кузнецом - мало кто из европейских монархов мог составить конкуренцию Сулейману I.
По законам веры падишах мог иметь четырех законных жен. Дети первой из них становились наследниками престола. Вернее, наследовал трон один первенец, а остальных часто ждала печальная судьба: все возможные претенденты на верховную власть подлежали уничтожению.
Кроме жен, повелитель правоверных имел любое число наложниц, которое пожелает его душа и потребует плоть. В разное время при разных султанах в гареме жило от нескольких сотен до тысячи и более женщин, каждая из которых непременно была удивительной красавицей. Кроме женщин в гареме состоял целый штат евнухов-кастратов, служанок разного возраста, костоправок, повитух, массажисток, врачей и тому подобных. Но никто, кроме самого падишаха, не мог посягнуть на принадлежащих ему красавиц. Руководил всем этим сложным и беспокойным хозяйством «начальник девушек» - евнух кызлярагассы.
Впрочем, одной удивительной красоты было мало: предназначенных для гарема падишаха девушек в обязательном порядке обучали музыке, танцам, мусульманской поэзии и, конечно, искусству любви. Естественно, курс любовных наук являлся теоретическим, а практику преподавали опытные старухи и женщины, искушенные во всех тонкостях секса.
Теперь вернусь к Роксолане,итак, Рустем-паша решил купить славянскую красавицу. Но ее хозяин-крымчак отказался продавать Анастасию и преподнес ее в дар всесильному царедворцу, справедливо рассчитывая получить за это не только дорогой ответный подарок, как принято на Востоке, но и немалые выгоды.
Рустем-паша приказал всесторонне подготовить ее в подарок султану, в свою очередь рассчитывая добиться этим еще большего его благорасположения. Падишах был молод, он взошел на престол только в 1520 году и очень ценил женскую красоту, причем не просто как созерцатель.
В гареме Анастасия получает имя Хуррем (смеющаяся).И для султана она всегда оставалась только Хуррем. Роксолана,имя под которым она вошла в историю, всего лишь название сарматских племен во II-IV веках нашей эры, кочевавших в степях между Днепром и Доном,в переводе с латыни означает «русская». Роксолану часто и при жизни, и после смерти будут звать не иначе как «русинкой» - уроженкой Руси или Roxolanii, как раньше называли Украину.

Тайна рождения любви между султаном и пятнадцатилетней безвестной пленницей так и останется неразгаданной. Ведь в гареме существовала строгая иерархия, нарушившего которую ждало жестокое наказание. Часто - смерть. Девушки новобранцы - аджеми, ступень за ступенью ставали сначала джарие, потом шагирд, гедикли и уста. Никто, кроме уста не имел право быть в султанских покоях. Только мать правящего султана, валиде-султан, имела абсолютную власть внутри гарема,и решала, кому и когда из уста делить ложе с султаном. Как удалось Роксолане почти сразу занять султанскую обитель навсегда останется загадкой.
Существует легенда о том, как Хуррем попала на глаза султану. Когда султану представляли новых рабынь (более красивых и дорогих, чем она) в круг танцующих одалисок вдруг влетела маленькая фигурка и, оттолкнув «солистку», рассмеялась. А потом запела свою песню. Гарем жил по жестоким законам. И евнухи ждали только одного знака — что приготовить для девчонки-одежду для спальни султана или шнурок, которым удавливали рабынь. Султан был заинтригован и удивлен. И в тот же вечер Хуррем получила платок султана - знак того, что вечером он ожидает ее в своей спальне. Заинтересовав султана своей молчаливостью, она попросила только одного — права посещать султанскую библиотеку. Султан был шокирован, но разрешил. Когда через некоторое время он вернулся из военного похода, Хуррем владела уже несколькими языками. Она посвящала своему султану стихи и даже писала книги. Это было невиданно по тем временам, и вместо уважения вызывало страх. Ее ученость плюс то, что султан проводил все свои ночи с ней, создали Хуррем устойчивую славу ведьмы. О Роксолане говорили, что она заколдовала султана с помощью нечистой силы. И в самом деле он был околдован.
«Наконец соединимся душою, мыслями, воображением, волей, сердцем, всем, что я бросил своего в тебе и взял с собой твоего, о моя единственная любовь!», - писал султан в письме к Роксолане. «Господин мой, твоё отсутствие распалило во мне огонь, который не гаснет. Пожалейте эту страдальческую душу и поспешите своё письмо, чтобы я могла найти в нём хоть малое утешение», -отвечала Хуррем.
Роксолана жадно вбирала в себя все, чему ее учили во дворце, брала все, что давала ей жизнь. Историки свидетельствуют, что через некоторое время она действительно овладела турецким, арабским и персидским языками, научилась в совершенстве танцевать, декламировать современников, а еще играть по правилам чужой, жестокой страны, в которой она жила. Следуя правилам своей новой родины, Роксолана приняла ислам.
Ее главный козырь был в том, что Рустем-паша, благодаря которому она попала во дворец падишаха, получил ее в подарок, а не купил. В свою очередь он не продал ее кызлярагассы, пополнявшему гарем, а подарил Сулейману. Значит, Роксалана осталась свободной женщиной и могла претендовать на роль жены падишаха. По законам Османской империи рабыня никогда, ни при каких обстоятельствах не могла стать женой повелителя правоверных.
Через несколько лет Сулейман вступает с ней в официальный брак по мусульманскому обряду, возводит её в ранг баш-кадыны - главной (а фактически — eдинственной) жены и обращается к ней «Хасеки», что означает «милая сердцу».
Невероятное положение Роксоланы при султанском дворе изумляли и Азию, и Европу. Её образованность заставляла преклоняться учёных, она принимала иностранных послов, отвечала на послания иноземных государей, влиятельных вельмож и художников.Она не только смирилась с новой верой, но и обрела славу ревностной правоверной мусульманки, чем заслужила немалое уважение при дворе.
Однажды флорентийцы поместили парадный портрет Хюррем, для которого она позировала венецианскому художнику, в картинной галерее. То был единственный женский портрет среди изображений крючконосых бородатых султанов в огромных тюрбанах. «Ещё не было в оттаманском дворце другой женщины, которая бы имела такую власть» - венецианский посол Наваджеро, 1533 год.
Лисовская рожает султану четырех сыновей (Магомета, Баязета, Селима, Джехангира) и дочь Хамерие.Но наследником престола по-прежнему официально считался Мустафа — старший сын первой жены падишаха,черкешенки Гульбехар. Она и ее дети стали смертельными врагами властолюбивой и коварной Роксаланы.

Лисовская прекрасно понимала: пока ее сын не станет наследником престола или не сядет на трон падишахов, ее собственное положение постоянно находится под угрозой. В любой момент Сулейман мог увлечься новой красивой наложницей и сделать ее законной супругой, а какую-нибудь из старых жен приказать казнить: в гареме неугодную жену или наложницу живьем сажали в кожаный мешок, кидали туда же разъяренную кошку и ядовитую змею, завязывали мешок и по специальному каменному желобу спускали его с привязанным камнем в воды Босфора. Провинившиеся считали за счастье, если их просто быстро удавят шелковым шнурком.
Поэтому Роксалана очень долго готовилась и начала активно и жестоко действовать лишь по прошествии почти пятнадцати лет!
Ее дочери исполнилось двенадцать лет, и она решила выдать ее замуж за… Рустем-пашу, которому уже перевалило за пятьдесят. Зато он был в большом фаворе при дворе, близок к трону падишаха и, самое главное, являлся кем-то вроде наставника и «крестного отца» наследника престола Мустафы — сына черкешенки Гульбехар, первой жены Сулеймана.
Дочь Роксаланы выросла похожей лицом и точеной фигурой на красавицу-мать, и Рустем-паша с большим удовольствием породнился с султаном — это очень высокая честь для придворного. Женщинам не возбранялось видеться, и султанша ловко выведывала у дочери обо всем, что творилось в доме Рустем-паши, буквально по крупицам собирая нужные ей сведения. Наконец, Лисовская решила, что пора нанести смертельный удар!
Во время свидания с мужем Роксалана по секрету сообщила повелителю правоверных о «страшном заговоре». Милостивый Аллах сподобил ее вовремя узнать о тайных планах заговорщиков и позволил предупредить обожаемого супруга о грозящей ему опасности: Рустем-паша и сыновья Гульбехар задумали лишить падишаха жизни и завладеть троном, посадив на него Мустафу!
Интриганка хорошо знала, куда и как ударить — мифический «заговор» был вполне правдоподобен: на Востоке времен султанов кровавые дворцовые перевороты являлись самым обычным делом. К тому же Роксалана приводила как неопровержимый довод подлинные слова Рустем-паши, Мустафы и других «заговорщиков», которые слышала дочь Анастасии и султана. Поэтому зерна зла упали на благодатную почву!
Рустема-пашу немедленно взяли под стражу, и началось следствие: пашу страшно пытали. Возможно, он оговорил себя и других под пыткой. Но даже если он молчал, это только утвердило падишаха в действительном существовании «заговора». После пыток Рустема-пашу обезглавили.
Отсавались только Мустафа и его братья — они были препятствием на пути к трону первенца Роксаланы, рыжего Селима, и уже поэтому просто обязаны были умереть! Постоянно подстрекаемый женой, Сулейман согласился и отдал приказ умертвить своих детей! Пророк запретил проливать кровь падишахов и их наследников, поэтому Мустафу и его братьев удавили зеленым шелковым витым шнурком. Гульбехар сошла с ума от горя и вскоре скончалась.
Жестокость и несправедливость сына поразили валидэ Хамсе — мать падишаха Сулеймана, происходившую из рода крымских ханов Гиреев. При встрече она высказала сыну все, что думает о «заговоре», казни и любимой жене сына Роксалане. Нет ничего удивительного, что после этого валидэ Хамсе, мать султана, прожила меньше месяца: Восток знает толк в ядах!
Султанша пошла еще дальше: она повелела отыскать в гареме и по всей стране других сыновей Сулеймана, которых родили жены и наложницы, и всех их лишить жизни! Как оказалось, сыновей у султана нашлось около сорока человек — всех их, кого тайно, кого явно, убили по приказу Лисовской.
Таким образом, за сорок лет брака Роксолане удалось практически невозможное. Она была провозглашена первой женой, а ее сын Селим стал наследником. Но на этом жертвы не прекратились. Были задушены два младших сына Роксоланы. Некоторые источники обвиняют ее в причастности к этим убийствам - якобы это было сделано для того, чтобы упрочить положение ее любимого сына Селима. Однако достоверных данных об этой трагедии так и не было найдено.
Ей уже не удалось увидеть, как ее сын взошел на трон, став султаном Селимом II. Он процарствовал после смерти отца всего восемь лет — с 1566 по 1574 год — и, хотя Коран запрещает пить вино, был жутким алкоголиком! Его сердце однажды просто не выдержало постоянных чрезмерных возлияний, а в памяти народа он так и остался, как султан Селим-пьяница!
Никто уже никогда не узнает, какими были истинные чувства знаменитой Роксоланы. Каково оказаться молодой девочке в рабстве, в чужой стране, с навязанной чужой верой. Не только не сломиться,но и вырасти во владычицу империи, обрести славу во всей Азии и Европе. Стараясь стереть из памяти позор и унижение, Роксолана приказала скрыть невольничий рынок и поставить на его месте мечеть, медресе и богадельню. Та мечеть и больница в здании богадельни до сих пор носят имя Хасеки, так же как и прилегающий к ним район города.
Её имя, окутанное мифами и легендами, воспетое современниками и обличённое чёрной славой, навеки осталось в истории. Настасия Лисовская, чья судьба могла бы быть похожей на сотни тысяч таких же Настей, Христин, Олесь, Марий. Но жизнь распорядилась иначе. Никто не знает, сколько горя, слёз и несчастий перенесла Настасья на пути к Роксолане. Однако для мусульманского мира она так и останется Хюррем - СМЕЮЩАЯСЯ.
Роксолана умерла то ли в 1558, то ли в 1561 году. Сулейман I - в 1566 году. Он успел достроить мечеть величественную Сулейманийе - один из наибольших архитектурных памятников Османской империи,- возле которой покоится прах Роксоланы в восьмигранной каменной усыпальнице, рядом с тоже восьмигранной гробницей султана. Больше четырёхсот лет стоит эта усыпальница. Внутри под высоким куполом Сулейман велел высечь алебастровые розеты и украсить каждую из них бесценным изумрудом, любимым самоцветом Роксоланы.
Когда умер Сулейман, его гробницу тоже украсили изумрудами, забыв, что его любимым камнем был рубин.

§ 1. Образование и основные этапы развития Османской империи

В XI в. Сельджукский Румский Султанат потерпел поражение от тюрок и придвинулся к границам Византии, начался процесс тюркизации местного населения: греков, славян, грузин, персов. Правда, у этих народов сохранялись свои религии, в том числе и христианство. В XIII в. Румский султанат полностью распался. На рубеже XIII - XIV вв. бей Осман создал Османский султанат. Османы постепенно потеснили Византию на юго-востоке Малой Азии, затем захватили Балканы. В 1389 г. они разбили сербскую армию на Косовом поле, а в 1396 г. -объединенное ополчение крестоносцев почти всей Европы. В 1453 г. штурмом был взят Константинополь. В 1475 г. вассалом Турецкого султаната стало Крымское ханство, как осколок Золотой орды. В начале XVI в. османы завоевали Иран, Курдистан, Сирию, Аравию, затем Египет и практически всю Северную Африку. Власть потомков арабских халифов в Каире была упразднена, при этом Султан как бы стал преемником халифа в качестве религиозного вождя, хотя фактически османские султаны, не будучи потомками Мухаммада, не имели права считаться главами мусульманской церкви, но фактически они оказались во главе мусульманского мира. Почти все Средиземноморье, Ближний Восток и Закавказье оказались в составе Османской империи.

Государственный строй Османской империи в XV - XVII вв.

Османская империя - типично восточное государство. Для древневосточных государств-деспотий была характерна абсолютная всеохватывающая власть монарха. К. Маркс считал, что верховная собственность порождала верховную абсолютную власть монарха. Гегель из формы власти выводил форму собственности. Так что же первично, что вторично в древневосточных государствах - власть или собственность?

По нашему мнению, здесь нет абсолютного первенства. На Востоке бывает первичной собственность вторичной власть, и наоборот - первичной власть и вторичной собственность, но чаще всего они составляют единство: власть - собственность или собственность - власть, иначе говоря, власть над собственностью и одновременно собственность на власть. Это и есть альтернатива европейской модели соотношения собственности и власти. В целом европейская модель пригодна только для Европы. Большая часть человечества не жила по европейской модели. Европейская модель есть ответвление от общечеловеческой главной линии мирового развития государства. Попытка крестоносцев овладеть Востоком провалилась, в XVI - XVII вв. европейцы, опираясь на мощную судостроительную индустрию, огнестрельное оружие начали новую экспансию в мире. В XVIII - XIX вв. покорив почти весь нехристианский мир, европейцы навязали общественному сознанию и научным разработкам, что оптимальной и самой прогрессивной моделью развития цивилизаций является европейская модель, основанная на преимущественно частной собственности, где государственная власть является вторичной от производственных отношений.

Таким образом, считается, что деспотизм появляется там, где нет частной собственности. Первобытные общинные формы власти (потестас) постепенно перерастают в родоплеменные государственные органы власти. На Востоке вся полнота власти переходит к вождю; общинная демократия, с ее народными собраниями и советами старейшин остаются в нижнем ярусе властных органов, а верхний ярус занимают монархи и их администрация. Таким образом, военно-общинная демократия переросла в родоплеменное государство, которое тоже плавно переросло в абсолютно тоталитарное монархическое государство. В течение многих лет складывается мощная централизованная административная система. Власть-собственность в ней первоначальна. Рынок, частная собственность, социальные прослойки находятся в подчинении власти-собственности.

В Османской империи на основе родоплеменного государства формируется «теократическая военно-административная монархия», основанная на восточной модели владения землей, водой, рудниками и иной недвижимой собственностью. Первоначально по этой модели развивается родоплеменная система власти, постепенно она накладывается на территорию, экономику, охватывает политику, управление, администрацию, вооруженные силы, охрану порядка. Постепенно родовые и племенные органы срослись с военно-территориальными, военно-административными органами, они срастаются и с формами собственности, аренды, наделов за службу. По европейской терминологии и представлениям кажется, что здесь складывается военно-ленная система управления, но османская система владения и пользования землей, водой, иной собственностью, территориальное, военное, административное управление представляют собой совершенно иную систему.

Она устроена по родовому, военно-территориальному принципу. Территориальной единицей страны стал санджак («знамя») - боевое знамя рода, родового подразделения воинов во главе с главой рода санджак-беем. На территории санджака воины сипахи («кавалеристы») получали тимар - условное наследственное владение территорией с правом взимания строго определенной суммы налогов с населения. Тимар - сбор в пользу тимариота не должен превышать суммы, необходимой для содержания семьи, коня и военной экипировки воина. Государство строго следило за этим. Тимар не являлся ни поместьем, ни владением, тимариот не должен был превышать своих прав и полномочий и ущемлять государственных интересов.

В связи с крупными земельными завоеваниями появляются большие пожалования земли - зеаметы . Тимариоты и зеаметы составили основу османского войска. Впоследствии возникли хассы и арпалыки - территории с налоговым иммунитетом. Налог с них полностью поступал к владельцу, строго фиксировался финансовыми органами страны, но никогда не передавался по наследству, оставаясь строго в государственной собственности, и также не допускалось ущемление государственных интересов. Так складывается военно-административная монархия, в основе которой лежала формула власть-собственность. Вся земля принадлежала государству в лице султана, ею распоряжался государственный аппарат.

Вершину государственной пирамиды венчал Султан. Однако в империи не было закона о престолонаследии, все члены следующего поколения потенциально имели право на власть, трон, жестокие династические схватки были неизбежными и часто заканчивались кровавой резней. Учитывая многоженство и гарем, братьев могли быть десятки и все они в таком случае уничтожались, словом, кровь лилась рекой.

Султан был олицетворением всесильной власти над подданными, системы поголовного рабства. Каждый подданный мог в любой момент закончить жизнь на колу. Личность Султана не обожествлялась, но власть его являлась сакральной, жертвенной. При этом он не был представителем Аллаха на Земле, он считался его тенью. Вместе с тем от Султана не требовалось каких-либо выдающихся способностей или харизмы. Он и его личность должны были соответствовать ряду требований:

1.Принадлежность к суннитскому толку в исламе.

2.Только мужского пола, так как по шариату женщина не равна мужчине.


  1. Благообразная наружность без внешних дефектов.

  2. Быть совершеннолетним, не моложе 15 лет.

  3. Психическая и умственная полноценность.

  4. Свободный статус в прошлом и настоящем.

  5. Моральные качества восходят к традиционным нормам: осмотрительность, мудрость, справедливость, величие, ловкость. Но не требовалось, чтобы повелитель правоверных превосходил подданных в познаниях и деяниях.

  6. Облеченная высочайшей властью особа Султана священна и неприкосновенна.

  7. Вся полнота светской и духовной власти сосредоточивалась в руках Султана, правителя мусульман - суннитов.
Султан обладал широкими полномочиями и функциями религиозного и светского главы Османской империи:

1. Открытие общей молитвы в праздники и ежедневно.

2. Чеканка монеты.

3. Поддержание общего порядка в стране.

4. Контроль за исполнением священных законов.

5. Верховное главнокомандование.

6. Ему принадлежит высшая судебная власть.

7. Он обязан подавлять мятежи.

8. Издает законы, которые должны согласоваться с шариатом.

По мере разрастания Османской империи формировалась мощная централизованная система управления.

Султан перепоручал свою власть Везиру, который правил от его имени. Он возглавлял Великий Совет - правительство страны (Диван-и-хумайюн), состоящее из министров - везиров. Правительство в своей деятельности руководствовалось шариатом и Сводом законов Канун-наме.

Центральный аппарат управления состоял из трех основных ведомств (систем) управления: военно-административного, финансового и судебно-религиозного.

Военно-административное ведомство, который возглавлял сам Великий везир, был костяком всей управляющей структуры империи. Страна была разбита на 16 областей - эялетов во главе с бейлярбеями (губернаторами), подчиненными Великому везиру и обладавшими всеми видами власти на территории эялетов. Им подчинялись санджакбеи - военачальники - управители санджаков - уездов, которых было 250. Власть санджакбея была довольной сильной, сверху она контролировался бейлярбеем и регулировалась уездными законами и Канун-наме. Нижним звеном военно-административной власти в империи были тимариоты -держатели земли, отвечавшие за безопасность и экипировку воинов (сипахи), которых необходимо было представить от их тимаров. Тимариоты также наблюдали за порядком на территории тимара.

Финансовое ведомство во главе с везиром-дефтердаром имело специальных чиновников в эйялетах и санджаках. В функции центрального ведомства и его местных чиновников входили: учет ресурсов и доходов казны; определение размеров налогов, податей и других повинностей; контроль за доходами тимаров, хассов и арпалыков. Виды налогов: законные налоги - десятина с мусульман, «харадж» и подушная подать «джизья» с немусульман; закят - налог в пользу бедных со всех имущих. Существовали дополнительные повинности, чрезвычайные и местные.

Судебно-религиозное ведомство в самом общем смысле контролировало образ жизни и поведение населения и каждого мусульманина. Во главе ведомства стоял Шейх-уль-Ислам. В эйялетах (губерниях) это ведомство возглавляли два Кади - судьи. Кади обладали очень широкими судебными, религиозными, финансовыми и административными функциями. Они решали дела, касавшиеся мусульман, кроме того, были нотариусами, посредниками в сделках, разрешали торговые, финансовые и прочие споры, осуществляли контроль за сбором налогов, за ценами, за порядком; были духовниками и чиновниками. В немусульманских областях те же функции исполняли руководители общин.

Расцвет этой государственной системы пришелся на XVI в. в правление Сулеймана I Кануни (Законодателя) или Сулеймана Великолепного (1520 -1566 гг.).

§ 2. Развитие государственности Османской империи во второй половине XVI - начале XX вв. Основные государственные реформы

К середине XVI в. государственный строй и система управления Османской империи переживали определенный кризис. В первую очередь причины кризиса виделись в недостатках тимариотной системы. Тимариоты были составной частью военной, административной, налоговой и полицейской системы. Важными факторами, обусловившими ослабление империи, были раздача государственных земель, уменьшение военной добычи, прекращение приращения территорий.

Первые реформы в Османской империи были практически военными реформами. В XVI в. вместо воинов - сипахов был создан и многократно увеличен корпус янычар («ени чери» - новое войско), находившихся на государственной службе и получавших государственное жалование, что резко увеличило государственные расходы на армию. Кроме того, янычары, будучи султанской гвардией, часто вмешивались в политическую и дворцовую жизнь страны. После этой неудавшейся реформы в средине XVII в. новую реформу провел Великий везир Мехмед Кепрелю. Он вновь укрепил систему тимариотов, изъяв земли хассов и вакуфные земли.

Конец XVIII, XIX и начало XX вв. в Османской империи стали веками крупных государственных реформ.

Первые два тура реформ связаны с деятельностью Султана Селима III (1789 - 1807 гг.) и Махмуда II (1808 - 1839 гг.). Первый тур касался в основном реформы надельной тимарной системы, военной и частично религиозной сфер:


  1. Формирование новой армии по европейскому образцу, создание современной артиллерии, флота и инженерных войск.

  2. Ликвидация янычарского корпуса (1826 г.).

  3. Устранение суфийского ордена Бекташи из политической жизни империи (1826 г. и далее).

  4. Полное упразднение тимарной системы.
Второй тур реформ коснулся центральной администрации, налоговой системы и социальной сфер:

1.Реформа центрального управления по европейскому образцу, создание новых министерств и ведомств.

2. Налоговая реформа.

3. Реформа почты, больниц, системы образования.

Реформы второго тура быстро сошли на нет. Войны Мухаммеда Али Египетского ослабили империю. Среди великих держав Европы встал вопрос о разделе «больного человека» Европы - Османской империи. В 1839 г. Запад взял Османскую империю под «коллективное попечительство». Султан Абдул Меджадид принял его.

Следующий этап реформ 40 - 70 гг. получили название «танзимат» (преобразование, реформа) Более полное название реформ – «Танзимат-и-хайрие» - «благодетельная реформа».

3 ноября 1839 г. был подписан «Гюльханейский хатт-и-шериф» (рескрипт), иногда упрощенно называемый Гюльханейским актом. Хатт-и-шериф предписывал:


  1. Обеспечить всем подданным, представителям всех религий гарантии неприкосновенности жизни, чести и имущества.

  2. Отменить системы откупов и упорядочить налогообложение.

  3. Изменить порядок призыва на военную службу.
В 1856 г. принят еще один рескрипт «Хатт-и-хумайун». Он предусматривал создание в эйялетах и санджаках меджлисов - совещательных органов с участием немусульман; судебную реформу; принятие уголовного и коммерческого кодексов; создание системы светских школ. Реформа встретила жесткое сопротивление мусульманской знати, особенно против уравнения в правах мусульман и немусульман. Вскоре были приняты: Закон о земле; отменена цеховая система организации ремесленного производства в городах; судебная власть была отделена от административной: шаритские суды были потеснены светскими судебными учреждениями.

В 1865 г. в Османской империи возникло движение “новых османов”, которые выступили за создание конституционной монархии. Через девять-десять лет их деятельность принесла определенные плоды. В 1876 г. Султан Абдул-Хамид принял конституцию Османской империи. Она провозгласила права и свободы граждан империи, был создан двухпалатный парламент. Однако, уже в феврале 1878 г. Абдул-Хамид произвел государственный переворот, распустил уже избранный парламент и установил тиранию – «Зюлюм». При этом режиме были закрыты газеты, ужесточена цензура, были закрыты многие новые учебные заведения. Впервые была провозглашена доктрина “панисламизма”, целью которой было приспособления мира ислама к существованию в новых условиях; противопоставить мусульманское единство натиску европейского колониализма. Вместе с тем Абдул-Хамид видел в панисламизме инструмент для укрепления своей власти. Однако его честолюбивые планы вскоре провалились. Страна давно увязла в иностранных долгах и в 1879 г. была объявлена банкротом. Западные державы начали готовить инструментарий для установления над империей своего контроля. В первую очередь инструментом западного управления страной стал финансовый контроль. В 1881 г. было создано Управление Оттоманского долга, а затем и Оттоманский (Османский) банк, главным предназначением которого был контроль западных держав над Османским правительством, бюджетом страны, путем контроля или даже участия иностранных представителей в сборе налогов и расходовании бюджетных средств. Разумеется, как и в других случаях в Европе и в Азии западные правительства, банкиры и предприниматели стремились к разрушению оставшихся на земле империй, чтобы, развалив их, установить контроль и даже захватить отколовшиеся от империй части.

Провал реформ, установление иностранного контроля над страной, вызвали протест как в правящих кругах, так и среди чиновничества, военных и интеллигенции страны. Начали возникать секретные антиправительственные кружки и организации. На смену движению «новых османов» пришло движение «младотурок». В 1889 г. в Стамбуле среди курсантов военно-медицинского училища была создана подпольная ячейка, члены которой поставили цель избавить страну от деспотизма, восстановить конституцию. В Париже Риза-бей создал общество «Иттихад ве Терраки» («Единение и прогресс»). В его программу входили: борьба за свободу, справедливость и равенство всех подданных; сохранение империи на путях реформ; установление конституционного строя; невмешательств иностранцев дела империи.

В 1902 г. состоялся первый, очевидно, учредительный конгресс младотурок. В 1907 г. Второй конгресс младотурок принял Декларацию, призывающую к восстанию против Адул-Хамида. В 1908 г. произошло восстание турецких войск в Македонии. Султан принял их требования. Была создана Палата депутатов, треть мест в которой досталось младотуркам. В 1909 г. Абдул-Хамид попытался произвести контрпереворот, но младотурки своими войсками заняли столицу и, обладая реальной властью, возвели на престол нового султана Мехмеда V . Так совершилась младотурецкая революция.

Младотурки осуществили ряд реформ, сущностью которых было сохранение империи, провозглашена доктрина османизма - удержание нетурецких земель и народов в составе империи. С 1910 г. под лозунгами панисламизма и пантюркизма они начали гонения на неисламские народы.

В 1912 г. младотурок свергли исламские либералы «иттиляфисты» - члены ассоциации «Хюрриет ве иттиляф» («Свобода и согласие»), стоявшие за предоставление другим народам автономии. Используя неудачи Турции в Балканской войне 1912 г., младотурки свергли их. В 1914 г. к власти пришел младотурецкий триумвират: Энвер-паши, Талаат-паша и Джемаль-нами. Они и толкнули Османскую империю в мировую войну на стороне Германии и Тройственного союза. В результате поражения Германии пала и диктатура младотурок в Османской империи, младотурки бежали из страны. Империя агонизировала, окраины стремились отделиться, все более вызревала националистическая идея - сохранить в едином сильном государстве собственно турецкие земли в Малой Азии. Союзники решили, что могут продиктовать Османской империи свои условия мира.30 октября 1918 г. они подписали «Мудросское перемирие», которое предусматривало открытие поливов для иностранного, в том числе и военного, судоходства, демобилизацию армии, сдачу союзникам военных кораблей, установление контроля Антанты над железными дорогами страны, телеграфом и радио, оккупацию армянских эйялетов. Османская империя заканчивала свое многовековое существование.

История законодательства в Османской империи во всех ее деталях еще не исследована и не написана, хотя представляет большой интерес для исследователей мусульманского права. Мусульманское право возникло и развивалось в рамках Арабского халифата. Поскольку Османскую империю можно по праву считать преемницей Арабского халифата и одной из крупнейших мусульманских держав всех времен, то для более полного представления о развитии мусульманского права, необходимо рассмотреть его развитие в Османской империи.

В историографии считается, что в той или иной мере законодательная деятельность имела место при всех османских султанах. Она зафиксирована во множестве указов, постановлений и т.п., которые находились в не систематизированном состоянии до второй половины XV в. Первая кодификация относится к периоду правления султана Мехмеда II Фатиха. Составленный им свод законов содержит три части: 1) табель о рангах; 2) основы придворного церемониала и правила назначения сановников и их детей на государственные должности; 3) несколько статей о наказаниях за уголовные проступки, определение содержания сановным лицам и их титулатуру. Существовал и другой свод законов, составленный при этом же султане. Он значительно отличался от первого по содержанию, структуре и стилю, и состоял из следующих разделов: 1) о наказаниях за прелюбодеяние; 2) о наказаниях за драку и убийство; 3) о налогах и торговых пошлинах; 4) о кочевниках (юрюках); 5) о налогах и пошлинах с немусульман (кяфиров). Дальнейшее развитие правовых концепций в Османской империи связано именно с этими, еще достаточно примитивными положениями, изложенными во втором кодексе Мехмеда II.

Основные этапы в развитии османского законодательства после Мехмеда II историки Турции связывают с именами султанов Селима I (1512-1520 гг.), Сулеймана Кануни (1520-1566 гг.), Ахмеда I (1603-1617 гг.), деятельностью законоведов в XVI-XVII вв. и правовыми реформами периода танзимата.

В Османской империи на протяжении веков существовали две системы права - религиозные законы - шариат и светские, исходившие от имени султана - кануны.

Мусульманско-правовая доктрина допускала введение правовых изменений. Мусульманские юристы считали, что, так как правила поведения по тем вопросам, которые не урегулированы Кораном и сунной, сформулированы людьми и не гарантированы от ошибочных суждений, то они могут заменяться другими суждениями. В трудах средневековых мусульманских законоведов приводились мнения всех юристов, принадлежащих к одному мазхабу. Даже в том случае, если эти мнения были противоречивы, все они признавались действительными. Кадий мог выбирать при решении норму по своему усмотрению. Не практиковалась и прямая отмена устаревших, не соответствовавших потребностям норм. 1

Таким образом, традиционно для турецкого законотворчества было нехарактерно создание единых законодательных конструкций.

Религиозная система права в Османской империи была связана с общими принципами мусульманского права и соответствовала официально принятому в этой стране толкованию ханифитской правовой школы. Отличие этого мазхаба в том, что он более гибко применяется к местным обстоятельствам, стараясь приспособить жесткие рамки шариата к практическим потребностям жизни. При решении конкретных вопросов ханифиты оперировали тремя методами толкования: рай, кияс и истихсан (см. стр. пособия). В то же время это учение таило в себе опасность произвольных действий кадиев. По спорным вопросам издавались фетвы шейх-уль-исламов, которые становились правовым основанием для последующих судебных решений. Так как и фетвы, и действия кадиев должны были соответствовать ханифитскому толку, то в империи ханифитское право имело первенство и вторгалось в те области, где ранее господствовали другие школы суннитского ислама. Кадии и муфтии могли примыкать к любому из суннитских мазхабов, но судить и выносить заключения только согласно ханифитскому толку. 1

Другая система права в Османской империи - светские законы - кануны, исходящие от имени султана. Сосуществование канунов и шариата - специфическая особенность османского государства. Кануны, замысленные первоначально как неофициальные - только для сведения султана, позже стали обязательными при решении государственных проблем и в практике кадийских судов. Причем во многих случаях султанские постановления существенно отличались от шариатских догм.

Причины возникновения в Османской империи такой системы права как кануны следующие. Во-первых, к XV-XVI вв. османское государство в результате завоевательных походов достигло максимального расширения своих границ. Стала проявляться тенденция превращения османских султанов в абсолютных монархов, власть которых не была ограничена никакими корректирующими институтами. В своем стремлении расширить масштабы власти султаны стали опираться на тюрко-монгольскую и византийскую модели политической организации, исходившие из примата светского начала. Выражением этого и явилось издание при султане Мехмеде II первых канун-наме. Султан в своих действиях опирался на божественное предначертание, отраженное в нормах шариата и на свой государственный ум. Первое определяло порядок материального и духовного мира, а второе позволяло поддержать этот порядок. Султан посредством своей абсолютной власти должен был определить место каждого человека в обществе, обеспечивать социальный порядок, безопасность людей. Это достигалось с помощью канунов, которые в отличие от норм шариата, носили временный характер и действовали только в течение правления одного султана. Кроме того, шариат и канун, по мусульманским воззрениям, никогда не стояли на одном уровне. Предназначение шариата - вести верующих к совершенству при жизни, и счастью - после смерти. Канун имел более низкий статус, был направлен только на установление порядка в государстве и ограждение граждан от насилия. Кануны никогда не отменяли, а лишь дополняли религиозные законы.

Такая система носит название мазалим и принята сегодня во всех мусульманских государствах. Османская особенность состояла лишь в более полном включении кадия в систему управления и более частого использования канунов в государственном управлении. 1

Для того, чтобы иметь более полное представление о канунах XV-XVI вв., рассмотрим Книгу законов султана Селима I - один из авторитетных сборников законов этого периода.

Книга законов султана Селима I не разделена на какие-то структурные единицы, но определенная система есть. Первые положения закона содержат уголовно-правовые нормы. Их немного, говорится о наказаниях развратников и развратниц, о кровной мести, убийстве и воровстве. Большая часть закона посвящена налогообложению. Примечательно, что в уголовно-правовых нормах говорится о смертной казни только в случае злостного воровства, очень мало - о членовредительных наказаниях. За большую часть преступлений предусмотрен штраф, даже если это не соответствует установлениям шариата. Например, в случае совершения прелюбодеяния Коран говорит только об одном наказании – «битье сотней ударов» публично. В соответствии с установлениями адата в мусульманских государствах прелюбодеев традиционно били камнями. Книга законов султана Селима I предусматривала штраф, размер которого варьировал в зависимости от социального положения виновного. Богатый и женатый платил больше, чем бедный и холостой; раб за совершение любого преступления платил меньше свободного мусульманина, иноверец - больше. Наказанием за убийство являлась узаконенная кровная месть, если же мстить было некому или по какой-либо другой причине месть не свершилась, также выплачивался штраф. Смертная казнь упоминается в этом законе только один раз, она предусмотрена за совершение кражи с проникновением в дом или неоднократно: «Того, кто украл пленного, увел раба, рабыню или мальчика, кто проник в лавку, забрался в дом и неоднократно уличен в краже, - пусть повесят».

За малозначительные кражи также предусматривался штраф, несмотря на то, что Коран весьма строг по отношению к ворам и за любую кражу предписывает отрубать руки.

Отличительной чертой данного закона является его необыкновенная для мусульманского общества начала XVI в. гуманность. Однако, не стоит думать, что в этот период в Османской империи совершалось меньше казней, чем в какой-либо другой. Во-первых, кануны действовали только в период правления султана, который их принял, а значит этот закон просуществовал как действующий только 8 лет (годы правления Селима I: 1512-1520), и, во-вторых, шариат по отношению к кануну всегда имел главенствующее положение и решения принимались большей частью на его основе. А кануны лишь дополняли его. Кадии же могли принимать решения как на основе шариата, так и на основе канунов. Например, к иноверцам чаще применялись более светские положения канунов, нежели шариат. 1

В целом уголовные законы Османской империи были одной из отраслей права, наиболее свободных от норм шариата. Большая часть жизненно необходимых уголовно-правовых норм не была упомянута в Коране и сунне, поэтому недостающие разрабатывались законоведами с помощью толкования, в основном в султанских канунах.

Как отмечает У. Хейд большая работа в данном направлении была проделана в XVI в. при султане Сулеймане I. Свод уголовных законов был усовершенствован, систематизирован, пополнился новыми статьями, содержащими элементы правовой культуры покоренных народов. 1

На период правления этого султана пришелся пик активности издания канунов, по этой причине Сулеймана I и прозвали Кануни - Законодатель. При нем был составлен Общий Свод Законов Османской империи. В общих чертах этот законодательный свод представляет из себя следующее. Он состоит из трех глав, каждая из которых включает в себя ряд разделов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!