Основные направления деятельности логопеда в дошкольных учреждениях. Система логопедической работы Система работы логопеда

Основные направления деятельности логопеда в дошкольных учреждениях

1. Диагностическая деятельность

Диагностическая деятельность логопеда в ДОУ позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Диагностическая деятельность логопеда ДОУ предполагает:

1) Раннее выявление детей с проблемами в развитии, то есть обследование воспитанников общеразвивающих ДОУ (групп) и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Результатом проведенной диагностической работы является подготовка материалов для ПМПк с целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.

2) Стартовое логопедическое и психолого - педагогическое обследование детей, которое подразумевает изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).

3)Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.

4) Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы. Цель: анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.

2. Коррекционно-развивающая деятельность

Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.

Коррекционно - развивающее направление работы логопеда в рамках логопедической группы включает:

    Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.

    Совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи.

    Совместная деятельность с воспитателями.

    Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.

    Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя физкультуры по развитию общей моторики детей.

Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.

На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);

4. Коррекция звукопроизношения разными способами;

5. Автоматизация звуков в речи;

6. Дифференциация звуков в речи;

7. Обогащение словарного запаса;

8. Закрепление знаний, полученных детьми на фонтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.

3. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами

Просветительская деятельность логопеда в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.

Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.

Консультативная работа логопеда ДОУ – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров. Основными направлениями консультативно–просветительской работы логопеда с родителями являются:

    Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.

    Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.

    Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).

    Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).

    Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

4. Методическая деятельность


Методическая деятельность логопеда ДОУ включает в себя:

    разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;

    перспективное планирование;

    изучение и обобщение передового опыта;

    участие в работе методических объединений учителей-логопедов;

    обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);

    поиск наилучших средств коррекции речи детей;

    изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;

    самообразование;

    изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.

5. Аналитическая деятельность

Аналитическая работа позволит логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:

    Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).

    Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.

    Выпускные собеседования (итоговые мероприятия).

    Подведение итогов работы за учебный год. Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

Организация: Курашимский детский сад «Лесная сказка»

Населенный пункт: Пермская область, с. Курашим

В последнее время в нашей стране выросло число детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и с патологией речи. Значительно увеличился процент детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У таких детей нарушены все компоненты речевой деятельности. Недостаточно развит артикуляционный аппарат, следствие этого многочисленные нарушения звукопроизношения. Грубые нарушения фонематического слуха приводят к несформированности звукового анализа и синтеза, отсюда плохая успеваемость в школе. Ограниченный словарный запас приводит к несформированности связной речи и аграмматизмам.

Одним из условий всестороннего развития ребенка является правильная и чистая речь. Ребенку, который владеет большим словарным запасом гораздо легче высказывать свои мысли и чувства, устанавливать контакт с окружающими его сверстниками и взрослыми людьми, принимать активное участие в играх, объяснять свои ответы и даже отстаивать свою точку зрения.

Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Успех коррекционно-логопедической работы в условиях логопедического пункта во многом зависит от слаженности в работе учителя-логопеда и воспитателей групп. Только тесный контакт может способствовать устранению речевых нарушений детей в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

Цель: организация системы коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с воспитателями в условиях логопедического пункта ДОУ.

Задачи:

  • сформировать у педагогического коллектива информационную готовность к коррекционной работе;
  • систематизировать функции логопеда и воспитателя в работе над развитием речи дошкольников;
  • включить коррекционную работу в учебно-воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Я хочу вам представить опыт работы по организации системы коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с воспитателями в условиях логопедического пункта ДОУ.

В нашем учреждении коррекционная работа проводится как на специальных коррекционных занятиях, так и в режимных моментах, в ходе организационной образовательной деятельности, в ходе самостоятельной деятельности детей. Логопед и воспитатели работают в тесном контакте. Воспитатели активно участвуют в коррекционном процессе, способствуя устранению речевых дефектов. Для этого от них требуется глубокая осведомленность о состоянии речи каждого ребенка. На начальном этапе ежегодно в начале года проводится совместная диагностика детей и обсуждение ее результатов. Обговаривается планирование работы с каждым ребенком. Педагоги на группах занимаются коррекцией недоразвития всех компонентов речи:

  • фонетика, которая включает в себя артикуляционную гимнастику и звукопроизношение.
  • лексика, которая включает в себя развитие словаря и представлений ребенка об окружающей действительности.
  • фонематические процессы, которые включают в себя развитие фонематического восприятия, фонематического анализа, фонематического синтеза и фонематических представлений.
  • грамматический строй речи, который включает в себя работу над грамматическими категориями, такими как род. число, время, лицо, употребление простых и сложных предложений.
  • связная речь, включает в себя развитие умения ребенка четко, ясно и последовательно излагать свои мысли.

Как я уже сказала ранее, вся работа включена в учебно-воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Начиная со второй младшей группы, в первой половине дня воспитатели проводят «логопедические пятиминутки», которые составлены для каждого возраста с учетом недельно-тематического планирования ДОУ и включают в себя: артикуляционную гимнастику, игры на развитие дыхания и голоса, чистоговорки, упражнения на координацию речи с движением, упражнения на развитие мелкой моторики, слухового внимания, развитие лексико-грамматических процессов и связной речи. В процессе этой работы широко применяются ТСО и ИКТ. Используется видео с артикуляционными гимнастиками, музыкальное сопровождение с пальчиковыми играми, «логопедические распевки» Т. С. Овчинниковой, музыкальные игры Железновой. Воспитатели знакомят детей с лексической темой, осуществляют деятельность по развитию речи, ознакомлению с окружающим, с художественной литературой по теме. Пополняют, уточняют, активизируют словарный запас детей в процессе режимных моментов (сбор на прогулку, умывание, дежурство и др.) Так же повторяют, отрабатывают, систематически контролируют грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения.

Во второй половине дня воспитатели работают по закреплению навыков звукопроизношения. Вся работа проводится индивидуально по заданию логопеда. Для этого оформила папки с заданиями на каждую группу автоматизируемых звуков. Используя картотеку автоматизации звуков Перегудовой Т.С, Османовой Г.А.

Результаты работы по каждому ребенку фиксируются в «Журнал взаимосвязи логопеда и воспитателей». На наш взгляд удобная и понятная форма, значительно облегчила данный процесс.

С целью профилактики речевых нарушений детей младшего возраста два раза в неделю осуществляю выход в группу. Провожу логопедические речевые игры с учетом лексических тем ДОУ.

С детьми среднего и старшего возраста раз в неделю совместно с музыкальным руководителем и воспитателями групп проводим логоритмические игры, целью которых является профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

В результате логоритмических игр реализуются следующие задачи:

· уточнение артикуляции;

· развитие фонематического восприятия;

· расширение лексического запаса;

· развитие слухового внимания и двигательной памяти;

· совершенствование общей и мелкой моторики;

· выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;

· развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;

творческой фантазии и воображения.

Для детей подготовительной к школе группы, помимо индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения, совместно с воспитателями группы организуем «Логопедический час» с целью развития фонематических процессов и подготовки к обучению грамоте.

Для детей старшей и подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи совместно с педагогом-психологом разработана программа по преодолению речевых и эмоционально - волевых нарушений дошкольников. Реализация которой включает в себя комплекс совместных, интегрированных занятий логопеда и педагога- психолога.

Так же для полноценного речевого развития дошкольников необходимо создать благоприятные условия для самостоятельной речевой деятельности. С этой целью в каждой группе нашего детского сада оформлены «речевые зоны». Которые включают в себя различные пособия для развития артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелкой моторики, для развития речевого дыхания, развивающие речевые игры, различные картотеки. Все это подбирается и оформляется с учетом возрастных особенностей детей.

Для этого в 2015-2016 учебном году мной была организована работа творческой группы педагогов, целью которой было обеспечить координацию всего педагогического коллектива в направлении развития речи детей.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система работы с воспитателями, которая благотворно влияет на коррекционный процесс и развитие речи дошкольников в целом.

Об этом говорят результаты диагностики. В 2015-2016 учебном году было 35 детей с 5 до 7-ми лет, нуждающихся в логопедических занятиях. В 2016-2017 году количество снизилось до 26. Так же снизилось количество детей с тяжелыми нарушениями речи. Помимо этого, у детей улучшилось звукопроизношение, состояние слухового внимания, навыки общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Совершенствование системы мониторинга; -построение учебных программ; -умелый подбор и применение технологий обучения; -организация предметно-развивающей среды; использование различных форм деятельности; -тесное сотрудничество педагогов с родителями; -повышение профессиональных компетенций педагогов; -координация работы всех специалистов ДОУ

ГБДОУ детский сад № 33 Приморского района

Санкт-Петербурга

Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда

в условиях введения ФГОС ДО.

Поиск путей совершенствования системы работы учителя-логопеда был вызван необходимостью реализации требований ФГОС ДО, который определил виды интеграции образовательных областей и планируемые результаты развития интегративных качеств личности старшего дошкольника. А также особенностями детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), у которых нарушены не только все компоненты речевой системы, но и имеется своеобразие процессов внимания, памяти, мыслительной деятельности, что требует от педагогов, работающих с данной категорией детей создавать специальные условия для стимуляции социального, познавательного, речевого и двигательного развития детей на базе ДОУ. Без специальных коррекционных мероприятий к началу школьного обучения у детей с тяжёлым нарушением речи оказываются несформированными основные компоненты речевой системы.

Поскольку успех коррекции и компенсации речевых нарушений ребёнка во многом зависит от правильной диагностики речевого нарушения, то несомненно первое - это совершенствование системы мониторинга . Поскольку глубокое, всестороннее изучение ребёнка является основой для выбора оптимального варианта коррекционной работы, то для выявления динамики развития ребёнка первостепенное значение имеет система мониторинга. Она должна отвечать основному требованию: решать задачи проведения углублённого исследования всех компонентов устной речи. А так как высшие психические процессы и речь взаимосвязаны, то обследованию подлежат и зрительно-моторные координации и пространственно-временные представления. Для этого необходимо использование в педагогической практике различных современных диагностических методик обследования детей, в том числе нейропсихологических, таких как Лопатиной Л.В., Волковой Г.А., Ткаченко Т.А., Цветковой Л.С., Ковшикова В.А., Фотековой Т.А., Марковской И.Ф.и др. С помощью диагностики можно проводить динамическое изучение ребёнка в процессе образовательно-коррекционной деятельности (согласно концепции Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребёнка - актуальном и потенциальном, т.е. о зонах ближайшего развития). Мониторинг определяет не только стартовые возможности ребёнка, что он знает и умеет, но и то, что лежит в ближайшей зоне его речевого развития. Благодаря динамическому наблюдению есть возможность выявить (тормозящее или стимулирующее) влияние какого-либо фактора на развитие того или иного компонента речевой системы ребёнка, а затем, если это необходимо, то изменить влияние этого фактора в нужном направлении.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач: построение образовательного процесса на педагогически обоснованном выборе учебных программ; индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его индивидуального образовательного маршрута (по потребности); оптимизации работы с группой детей;

Учебный процесс в логопедической группе строится в соответствии с учебным планом и санитарно-гигиеническими требованиями. Коррекционное воздействие осуществляется на основе чётко спланированной работы учителя-логопеда. Большую роль играет подбор <<Программ …>>, в том числе коррекционных. Коррекционно-образовательный процесс выстраивается на педагогически обоснованном выборе учебных программ. Образовательная программа ДОУ разрабатывается им самостоятельно на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, а также специальных (коррекционных программ) таких, как например: Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлым нарушением речи. Под редакцией профессора Л.В Лопатиной. СПб, 2014. Или Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. ФГОС.Детство-Пресс,2015.Отбор программ преследует цель - сформировать оптимальную модель коррекционно-развивающего обучения . Правильное выстраивание коррекционной работы позволить получить высокую положительную динамику развития ребёнка с ТНР. Для детей инвалидов, если таковые имеются, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.

Объём учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления дошкольников.

(Распределение занятий должно быть составлено в соответствии с Сан Пин 2.4.1.3049-13от 30.07.2013). Определён максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ.

Реализация рабочей программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям ФГОС ДО и выбираемых педагогом с учётом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации ОП ДО, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей)0

На протяжении всего учебного года прослеживается интеграция содержания части, формируемой участниками образовательных отношений с тематикой логопедической работы. При организации образовательной деятельности учитывается требование СанПиНа к учебной нагрузке на детей. Поэтому большинство тем части программы, формируемой участниками образовательных отношений, реализуется в совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда с детьми в режимные моменты. Другая часть включена в план рабочей программы как непосредственно образовательная деятельность.

В процессе работы по реализации рабочей программы прослеживается интеграция содержания всех образовательных областей,

Знание и умелое применение различных технологий в обучении , воспитании и развитии детей в немалой степени определяет результативность педагогической деятельности. Выбор педагогических технологий определяется теми задачами, которые необходимо решить на данном этапе. Использование методов, направленных не только на коррекцию речевых нарушений, но и на психофизическое развитие дошкольников. Это использование не только традиционных, но и инновационных технологий. Педагог использует в своей деятельности здоровьесберегающие технологии, проектной деятельности, развивающего обучения, коррекционные, информационные, познавательно-иссследовательские, личностно-ориентированные, эффективной коммуникации;

Идёт постоянный поиск педагогических технологий. Таких технологий, которые бы увеличивали активные действия ребёнка, практические и речевые, чтобы условия были максимально приближены к естественным. К таким относятся технологии интегрированного обучения. Отслеживание динамики позволяет определить и исключить факторы, тормозящие нормальный ход речевого развития и шире использовать те технологии, которые способствуют не только конкретно речевому развитию, но и активизации речи, познавательного интереса, мотивации, так как дети с ТНР, как правило, малоактивны в общении Использование технологий интегрированного обучения, таких как тематические досуги, экскурсии с участием родителей детей создаёт условия для свободного общения, что в итоге, при логопедической помощи должно полностью скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.

Совершенствование системы работы учителя-логопеда - это и использование различных форм деятельности в коррекционно-образовательной процессе. Это и непосредственно образовательная деятельность, подгрупповые, индивидуальные занятия, участие в совместной деятельности в режимных моментах и др. Допускается использование разнообразных форм, методов, приёмов и средств обучения и коррекции в рамках государственных стандартов. Благодаря систематическому использованию таких разных методов как беседы, наблюдения, развивающие и дидактические игры, упражнения, включение детей в разные проблемные ситуации, решаются не только обучающие задачи, но и обеспечиваются благоприятные условия в группе: психологические, гигиенические, эстетические.

Коррекционно-логопедический процесс нацелен на создание оптимальных условий для преодоления речевых нарушений детей, коррекции негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, формированию школьно-значимых функций. Этому способствует организация предметно-развивающей среды в группе, в логопедическом кабинете, кабинете педагога-психолога, музыкальном, физкультурном залах и т.д.

Подбор оборудования, материалов, методических пособий, игр, игрушек производится с учётом достижения целей и планируемых результатов освоения Программы. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения, логопедического кабинета и участка на улице обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях. Группа имеет ограждённый прогулочный участок с игровым и спортивным оборудованием. В помещении логопедической группы имеются развивающие центры, которые оснащены всем необходимым для реализации поставленных педагогических целей и задач. Оборудование кабинета учителя-логопеда соответствует росту и возрасту детей. В нём также представлен материал по всём разделам коррекционно-образовательной деятельности, представлены развивающие центры, имеющие необходимое оснащение. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды , соответствующей возрасту ребёнка, способствует активизации его речи, познавательного интереса, мотивации, что, в конечном итоге

Многоаспектный, комплексный подход к коррекции речевых нарушений предполагает тесное сотрудничество педагогов и родителей . И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Постоянно идёт поиск новых форм вовлечения родителей детей в образовательно-коррекционный процесс. Несмотря на широкое использование электронных образовательных ресурсов (создание групп в социальных сетях, сайта группы, детского сада), которые позволяют в режиме он-лайн давать консультации родителям, не отменяются очные еженедельные консультации родителям, индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей. так как нет ничего ценнее воздействия живого слова. На сайте группы или детского сада, где есть страница учителя-логопеда, родителям выкладывается определенный пакет документов: график работы учителя-логопеда, перспективное планирование, распределение рабочего времени, план работы с родителями, информируют о той работе, какая проводится с их ребенком на определенном этапе коррекционной работы, помогают вспомнить родителям элементарные азы теории русского языка, чтобы родители могли дома при желании выполнить рекомендованные учителем-логопедом задания по звуковому, слоговому анализу и синтезу слова. А также: родители отсутствующих детей выполняют рекомендованные учителем-логопедом задания, по e.mail присылают на проверку, т.е. происходит дистанционное обучение ребенка. Родителям выкладывается перечень лицензионных сайтов, посетив которые они смогут найти ответы на интересующие их вопросы. Таким образом, идет своеобразное дистанционное обучение участников образовательного процесса.

Для умелого использования современных образовательных ресурсов, интегрирования традиционных и инновационных педагогических технологий, обеспечения дифференцированного и индивидуального подхода необходимо постоянное повышение профессиональных компетенций учителя-логопеда. Все области знаний реализуются только в творческом развивающем подходе и педагог должен умело интегрировать современные технологии обучения, умело сочетать традиционные и инновационные педагогические технологии. Согласно ФГОС - педагог творец. От него во многом зависит успех реализации задач коррекции и компенсации речевых нарушений ребёнка Для умелой интеграции образовательных областей требуется профессиональная компетенция педагога . Необходимо так сочетать то разнообразие современных педагогических технологий, чтобы: максимально использовать многообразие видов детской деятельности;

Координация работы учителя-логопеда со специалистами ДОУ для реализации требований ФГОС имеет свое целью обеспечение комплексной коррекции психического развития ребёнка. Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка позволяет создать единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие речевой сферы. Происходит логопедизация всего образовательного процесса благодаря взаимодействию учителя-логопеда, воспитателей группы и других специалистов ДОУ. В соответствии с рабочей программой, коррекционное направление является приоритетным, так как целью работы является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Эти дети требуют постоянной помощи и побуждений в виде вопросов, подсказок и поощрений. И все педагоги следят за речью детей, закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. В соответствии с рабочей программой все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Таким образом, группа воспитанников ДОУ с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинский кабинет, музыкальный зал, физкультурный зал, музейную комнату и др. помещения детского сада Успех совместной коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей группы, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, специалиста по изобразительной деятельности с медицинскими работниками. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья..

Комплексное исследование фонда знаний, умений навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы дают возможность выстроить психолого-педагогический прогноз и правильно определить дальнейший образовательный маршрут ребёнка с ТНР. Овладение детьми знаниями, приобретёнными за определённый период, а также сформированность умения использовать полученный опыт в различных ситуациях, позволит успешно обучаться в школе. Правильный подбор программ обучения, организация развивающей среды, использование современных педагогических технологий позволяют увеличить положительную динамику развития речевой системы ребёнка с ТНР.

Литература:

1.Федеральный закон № 273 << Об образовании в Российской федерации>>, Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО).

  1. Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.//Дошкольная педагогика.- июль 2008.
  2. Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя. //Научно-методический журнал<<Логопед>>.-2009.-№3.
  3. Логопедическая служба дошкольного образовательного учреждения/авт.-сост. В.В.Докутович, Л.Е.Кыласова.-Волгоград: Учитель,2013.
  4. Лопатина Л.В Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлым нарушением речи. СПб, 2014.
  5. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. ФГОС.Детство-Пресс,2015.

Разделы: Работа с дошкольниками

На основе тщательного изучения речевого развития детей пятого года жизни, отнесенных к III уровню, разработана система их воспитания и обучения в условиях специальной логопедической группы. Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи.

По результатам проведенного обследования, нами разработаны специальные занятия с экспериментальными приемами их проведения, которые были разделены на два типа в зависимости от частных коррекционных задач:

1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Они включают в себя: понимание речи, формирование словаря, грамматически правильной речи, развитие связной речи.
2. Занятия по формированию звуковой стороны речи. Они основаны на: развитии фонематического слуха, уточнении правильного произношения звуков, имеющихся в экспрессивной речи – согласные раннего онтогенеза – П, Б, М, Т, Д, Н, Ф, К и гласные звуки – А, У, О, И.; на постановке отсутствующих звуков; закреплении навыков четкого воспроизведения 3-4 сложных слов различной звуконаполняемости; автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, доступных фразах .

Ведущим принципом на занятиях является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В блоках занятий: «Развитие фонематического восприятия» и «Формирование звукопроизношения и слоговой структуры слов» включены серии последовательно усложняющихся игр по методу «Кубиков Зайцева», целью которых являлось:

  • воспитание устойчивости внимания у каждого ребенка по отношению к различным раздражителям (сначала невербальным, а затем вербальным),
  • развитию фонематического слуха,
  • выработки правильной артикуляции речевого аппарата,
  • развитию правильного речевого дыхания,
  • предупреждению дисграфии и дислексии у детей.

Коррекционные занятия включают игровые упражнения, ориентирующие на выделение и дифференциацию отдельных шумов, неречевых звуков: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип дверей, звуки бубна, звуки металлофона, звуки рояля, звуки гармошки, звуки кубиков (железных, деревянных, золотых) и таблицы НА. Зайцева с пропеванием слогов под магнитофонную запись . Метод «Кубиков Зайцева» – полное раскрепощение позы и поведения, столь необходимые маленькому ребенку, плюс постоянно изменяющаяся интересная игровая ситуация, элементы соревнования, и радость от быстрых достижений. Стойкие положительные эмоции – прекрасный фон для нормализации и активизации всех функциональных систем организма ребенка, это – верный путь к здоровью. Доказано болезнетворное влияние стойких отрицательных эмоций не только на нервную систему, но и на другие важные системы жизнедеятельности ребенка – пищеварительную, сердечно-сосудистую, выделительную. Другая группа оздоровительных факторов – это ритмизация деятельности. Она проявляется в «складовом» принципе обучения, и в ритмическом предъявлении звуковых раздражителей со стороны обучающего, и в ритмических двигательных ответах детей, и в дозируемых по определенному правилу моторно-эмоциональных акцентах, и в ритмических движениях кисти ребенка (покачивание кубиков) для опознания «железных», «деревянных», «золотых». Ритмы, синхронизируя нервно-психологические процессы, как бы «раскачивают» мозг и способствуют своеобразному функциональному резонансу, облегчают восприятие и деятельность. Это важное средство нервной системы особенно полезно использовать при обучении детей с различными дефектами развития .

(Приложение .Рисунок 1) Логопедическое подгрупповое занятие в старшей группе со звучащими кубиками по методике Зайцева Н.А.

Метод «Кубиков» эффективен и при работе с олигофренами и во многих других случаях задержки развития психики ребенка. Благодаря «Кубикам» значительно быстрее выправляются недостатки речи, выучиваются читать и реабилитируются к 5-6 годам дети с ЗПР и ОНР, ДЦП. Помогают «Кубики» тугослышащим и глухим. Выводят в речь аутичных детей. И еще важное достоинство учебных приемов Н.А. Зайцева – это формирование правильной осанки, высокий уровень общей двигательной активности, улучшение дикции, правильная фиксация взора и немало других факторов, связанных с возможностью активного раскрепощения индивидуальных способностей ребенка. Кубики различаются по цвету: «золотые», «железные», «деревянные», бело-зеленые, один серо-коричнево-бело-зеленый, один бело-коричневый. Кубики различны по объему: большие и маленькие, большие и маленькие двойные, как бы склеенные друг с другом – двухэтажные. Кубики заполнены так, чтобы различались еще и звучанием, раздающимся при их встряхивании. У глухих, тугослышащих и слабовидящих детей выше способность к различению по весу, вибрации, запаху. Можно работать с большей опорой на эти ощущения. В «золотые» кубики закладываются колечки, нарезанные из медной трубки. В «железные» кубики шарики из подшипников или гайки. В «деревянных» кубиках хорошо стучит фасоль. Ребенок «слышит» кубики пальчиками, различает по весу и объему настолько легко, чтобы мог разложить их по сортам даже с закрытыми глазами. «Золотым», «железным» и «деревянным» кубикам также придают разные запахи, слегка опрыскав одеколоном или духами.

«Железные» кубики - для звонких складов, «деревянные» – для глухих. Кубики со складами для гласных – «золотые». Наличие больших (для твердых складов) и маленьких кубиков (для мягких складов) отражает, в отличие от звонкости-глухости, другую важнейшую акустическую характеристику русской речи: ее двуобъемность, двутоновость, т. е. произнесение твердых складов с большим, а мягких складов с меньшим объемом резонатора. Зайцев, как никто другой понял, что абстрактно-логическая неразвитость мозга ребенка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения, слуха, обоняния, интуиции. Найдя столь нужные для развития ребенка методические решения, строя его познавательную деятельность на игре Н. А. Зайцев требует от взрослого внутренней готовности к довольно непростой, интеллектуально и физически напряженной деятельности. Зайцевская игра будет игрой только для ребенка. Для взрослого –достаточно жесткой системой приемов, рекомендаций и требований, а ребята поют, прыгают, бегают, хлопают в ладоши и как-то, между прочим, выучиваются читать. В наборе 52 картонки, легко собирающихся в кубики, таблицы. Кубики и таблицы предъявляются сразу все, сразу всеми кубиками и начинаем оперировать, складывая слова, прописывая их указкой по таблице, с первых занятий. На кубиках и таблицах изображены склады. Всем известна проблема: буквы знает, а читать не может. Не учим буквам, сразу учим складам! Именно из складов мы составляем слова, по складам их прочитываем. Имеется связь фонетики с грамматикой и орфографией в кубиках и таблицах, например, ЖИТЬ, ШИТЬ, ЖЕНЯ ШЕЯ, ЦЕПЬ ЧАШКА, ПЛОЩАДКА, ХОЧУ, ИЩУ, ЩУКА и т. п. кубиками или по таблицам через жы-шы жэ-шэ-цэ, чя-щя, написать никак не получится, разве только самым неудобным нерациональным способом. «Ягоды» есть на «золотых» кубиках и в таблицах.

Таблицы и кубики... поются! Обучение чтению с пением оказалось - для всех детей – более эффективным, веселым, интересным. До некоторых детей только через пение и доберешься. Бывали такие случаи: пять, даже десять лет молчал – потом запел, начал читать и... заговорил! Можно сопровождать пение прихлопываниями, притопываниями, танцевальными движениями, ударами в бубен и проч. – результат еще лучше будет.

В записи 14 попевок: с первой по седьмую – для таблицы 1; с восьмой по одиннадцатую – для таблицы 2; попевки 12, 13, 14 – алфавитные, «слова» к ним – в таблице 3. Каждая из попевок в сочетании с таблицами – матрица, в которой на ожидаемом месте в ожидаемое время получаешь ожидаемый результат. Видим, слышим, переводим глаза из клетки в клетку, следя сначала за указкой, передвигаемой преподавателем, потом, укрепив навыки фиксации и перевода взгляда, легко отслеживаем самостоятельно. Тренировка глазных мышц? Не только. Вспомним догадку великого И. М. Сеченова: «Все бесконечное разнообразие проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению мышечному движению». Последующие исследования подтвердили интегративно-кольцевую связь мышечных волокон с ЦНС, осуществляемую с помощью системы, имеющей прямое отношение не только к моторной части мышц, но и к сенсорной. Проговаривание и пропевание складов в данном порядке – является наиболее рациональным с точки зрения ряда фонетистов, фонопедов, преподавателей вокала, т. к. здесь идет развитие голоса. На занятиях используется следующая топонимика: город Букв, район гласных, район согласных, улица Твердых команд, улица Мягких команд, улица Самых Звучных, улица Звонких, улица Глухих, тупик Беззвучных, переулок Непарных, Гласная область, подземелье Злых ошибок, замок Златовласки, страна Живых Слов и дивное местечко под названием Звукомань. Персонажи: гномы, карлики, гиганты (Злой Звукомор, Угомон, Усик, Краса, Малек, Угрюм, Зол, Хмур, Гнус, Грызун, Кусака, Мрак, Кряк, Мемека, Гага, Игого, Клык, Мурлыка, Грызли, Квакли); короли, королевы, принцы, принцессы, феи, дети (Маня, Нана, Аман, Нюра, Ирэн, Норман, Зина, Лиза Ирма, Аром, Эрна, Мирон, Мэри и т. д. .

В блоке занятий «Формирование связной речи» использовали различные структуры предложений, формировали навыки составления 2-, 3-словных предложений. На занятиях по формированию связной речи использовали графическое моделирование, опираясь на методические указания следующих авторов: В.П. Глухова, Ю.Ф. Гаргуши, И.Ю.Кондратенко, С.В. Бойкова, систему ТРИЗ .

Цель: работа над структурой фразы, ее грамматическим и интонационным оформлением. Научить детей слушать и понимать короткие рассказы и включать в связную речь отработанные грамматические конструкции. Нахождение общего, объединяющего различные предметы и явления, установление взаимосвязи между этими предметами.

Тема: Простое распространенное высказывание.

Цели:

  • учить пользоваться простым распространенным высказыванием,
  • практическое усвоение формы винительного падежа без предлога. В задании используются графические схемы предложения:

Саша купил кофту. Даша купила юбку. И т. д. (Приложение .Рисунок 2)

То же для глаголов: стоит, лежит, идет, спит. Называния действия сопровождается демонстрацией действия предъявления его графического символа.

Тема: Словообразование.

Цель: учить образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Символы с изображением бабушки и внучки: (Приложение .Рисунок 3)

Тема: Развитие связной речи.

Цель: Приложение .Рисунок 4)

Тема: Составление графического плана рассказа на тему: «Осень».

Цель: учить короткому пересказу с опорой на схему. (Приложение .Рисунок 5)

1. Солнце. (Солнце светит.)
2. Дождь. (Часто идут дожди.)
3. Листья. (Листья на деревьях меняют цвет.) Л. Ежик. (Животные готовятся к зиме.)
5. Птицы. (Птицы улетают в теплые края.)
6. Морковь, яблоко. (Люди собирают урожай овощей и фруктов)

Тема: Составление графического плана рассказа на тему: «Дикие животные».

Цель: Учить короткому пересказу с опорой на схему. (Приложение .Рисунок 6)

Задачи включения наглядных моделей в процесс обучения содействует:

  • закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий;
  • развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания;
  • увеличивается эффективность процесса формирования связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи .

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. Метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова Ряд авторов Ю.Ф. Гаркуша, Н.М. Ветрова, Е.Л. Агеева, Л.И, Цеханская, придает большое значение формированию представлений о логических отношениях, формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста как с нормально развитой речью и детей с речевой патологией. В начале обучения по составлению описательного рассказа наглядная модель включает ряд схем, нацеливающих детей на называние основных признаков описываемого предмета. Например, в задании «Опиши овощи и фрукты» схемы направляют внимание ребенка на обозначение формы, цвета, запаха, сочности, вкуса описываемых овощей или фруктов. На последующих занятиях педагог учит детей описывать объект, опираясь на модели, включающие ряд наглядных опор, напоминающих каждому ребенку последовательность и характер частей, из которых должен состоять рассказ. К примеру, в задании «Расскажи о домашнем животном» наглядная модель рассказа-описания включает следующие стилизованные изображения: «зеркало» – внешний вид животного; «человек» – какую пользу животное приносит человеку; «кастрюля» – чем питается животное; «домик» – где оно живет; «коляска» – как называются детеныши; «ухо» – как животное подает голос. В процессе рассказывания логопед использует дополнительные опоры, помогающие ребенку определить последовательность изложения отдельных частей рассказа (например, при описании внешнего вида животного). Постепенно дети научаются составлять план своего высказывания и описывают предметы без помощи наглядных опор .

Для развития коммуникативных умений у детей нами была выбрана вариативная базисная программа «Истоки». Инновационные разработки данной программы заключается в том, что: работая в микрогруппах, дети учатся общению и мышлению, т. к. она предполагает обобщения предметов, ссылаясь на слова Л.С Выготского: «Общение предполагает обобщение и развитие словесного значения».

Занятия начинаются с разделения детей по командам. Эффективные команды не возникают сами по себе, они создаются целенаправленно. Во всех моделях управляет созданием команды, сопровождает ее становление и развитие – педагог (логопед, воспитатель). Модель формирования команды включает несколько этапов.

I этап в становлении команды – знакомство друг с другом. Речь идет не о формальном знакомстве, а о постановке единой цели команды, принципах и правилах реализации этой цели; определении своего места в выполнении целей команды; и роли каждого участника Основная особенность этого этапа «осознание». Осознание своего членства в команде, осознание общекомандных целей и задач.

II этап. Конфликт. Это «штормовой» этап развития команды и один из самых трудных. Обмен мнениями неизбежно приводит к поляризации различных точек зрения и сопротивлению отдельных членов команды. Между членами команды возникают затруднения коммуникативного характера, эмоции, которые первоначально скрывались, выплескиваются наружу. Роль педагога – помочь команде преодолеть этот кризис и в плане развития взаимоотношений в команде, распределения ролей, и в плане прояснения позиций каждого, уточнения командных задач.

III этап. Сотрудничество. Главная отличительная черта этого этапа - развитие сотрудничества, а основная цель – создание благоприятного микроклимата в работе команды. Это наиболее результативный этап в работе команды. Члены команды начинают понимать, что ее успех становится возможным только при объединении индивидуальных возможностей каждого. Команда состоялась!

IV этап. Результативная работа. Уже само название этапа подчеркивает, что самый результативный этап работы команды – этап достижения реальных результатов. Задачей педагога является развитие у членов команды рефлексивной деятельности, творческой деятельности. Этот этап не возможен без самоанализа проделанных шагов, без оценки получаемых результатов в сравнении с поставленными задачами, и путей их реализации. Эффективность команды зависит от многих взаимосвязанных факторов. Это и четко сформулированные реальные цели, и хороший микроклимат в команде, психологическая совместимость ее членов. Но, прежде всего – это эффективное руководство командой, как целостного коллектива единомышленников.

Модель формирования команд имеет большую вариативность. Формируем команды через определенные задания: на столе логопеда лежат картинки по обобщению предметов (это могут быть «Овощи», «Фрукты», «Животные» или любые другие в зависимости от лексической темы), а на столах детей – также картинки с обобщением. Дети берут любую картинку и распределяются по тому направлению, где находится обобщающий элемент .

Проводились следующие индивидуальные логопедические занятия по формированию звуковой стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня, обусловленное натальной патологией и с общим недоразвитием речи III уровня, обусловленное стертой формой дизартрии с применением развивающих игр Воскобовича В.В. (игра «Читайка», «Складушки») . Целью этих игр является развитие навыков чтения для дошкольников.

(Приложение .Рисунки 7 – 9)

При сгибании уголков по пунктирной линии – получаются различные слова. Из этих квадратов можно складывать различные фигуры и заодно слова как значимые, так и смешные. Карточка «Складушки» может как пропеватъся, так и прочитываться детьми, затем карточку совмещают с «Нахлобушкой». В нахлобушке делают надрезы по пунктирной линии от ножничек до точек, затем «нахлобушка» одевается на карточку «Складушки» таким образом, чтобы в окошке был виден столбик складовой песенки. Если имя «Нахлобушки» и верхний склад в окошке не совпадают, то эта «Нахлобушка» чужая. В этом случае слова для чтения могу быть как значимыми, так и «смешными» (абракадабра) .

Таким образом, специально организованные и разработанные нами логопедические занятия с экспериментальными приемами их проведения способствуют снижению тяжести речевого нарушения у детей с общим недоразвитием речи. Подтверждение нашей гипотезы мы видим после положительных результатов обследования детей на ПМПК.

Список литературы.

1. Базисная программа развития ребенка – дошкольника «Истоки». Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. – М: 2001. – Издательский дом «Карапуз», 303 с.
2. Бойкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников: картотека заданий с усложнением.– СПб.: КАРО, 2005,100 с.
3. Воскобович В.В. Музыкальное иллюстрированное пособие по обучению детей раннему чтению «Складушки». ООО «Инитекс ЛТД Ко», 1992.
4. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. Журнал: «Дефектология», 1994, №4, с. 63 – 69.
5. Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием. Журнал. «Дефектология», 1990, №6, с.63 – 69.
6. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. – СПб.: Лань, 2000.– 224 с.
7. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Методическое пособие. (Под редакцией Гаркуши Ю. Ф.) –М.: Секачев В. Ю., «Центр Гуманитарной Литературы «РОН». 2001.–157 с.
8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!