Основные направления глобализации образования. Глобализация современного образования

Основные направления глобализации образования.

Глобализация это фактор, существенно влияющий на систему образования.
В последние годы термин "глобализация" прочно вошел в научный оборот и политический лексикон. Понятие "глобализация" пришло на смену таким понятиям, как "взаимозависимость" и "интернационализация", и характеризует качественно новый этап развития системы международных отношений в экономической, социальной и политической сферах. Важнейшей чертой новой системы становится ее транснациональность. Общепризнанно, что глобализация носит всеобъемлющий характер, распространяется на все стороны человеческой деятельности и затрагивает все сферы общественного и индивидуального бытия.

На сегодняшний день четкое определение глобализации в научной литературе практически отсутствует.
Рассмотрим, как влияет глобализация на образование. Процесс информатизации, привел к тому, что человеческий ресурс стал новым параметром конкурентоспособности предприятий. Рост влияния таких показателей, как повышение качества товаров и услуг, их диверсификация и сокращение жизненного цикла, на конкурентоспособность заставляет предпринимателей разрабатывать стратегии развития, интегрально решающие вопросы внедрения принципиально новых технологий, типов организации производства, управления и подготовки кадров. Образование и подготовка кадров, таким образом, становятся постоянными составляющими деловой стратегии предприятий.

Усиление конкуренции в условиях нарастающей глобализации вынуждает деловые круги все более активно вмешиваться в процесс образования и предъявлять системе образования свои требования. В частности, главной задачей образования, по мнению представителей деловых кругов, должно стать "обеспечение непрерывной полготовки «человеческого ресурса» к рентабельному использованию в постоянно меняющихся условиях.

Так, в докладе "Образование и компетентность в Европе", опубликованном в январе 1989 г. "Круглым столом" европейских промышленников (КСЕП) указывалось, что промышленные корпорации рассматривают образование и подготовку кадров как стратегические инвестиции, жизненно важные для их будущего процветания. В докладе также выражалось сожаление, что "правительства все еще рассматривают образование как исключительно внутреннее дело, из-за чего промышленность может оказывать лишь слабое воздействие на образовательные программы". Вывод, сделанный в докладе, состоял в необходимости усиления связей между образовательными учреждениями и промышленностью, в частности, путем развития дистанционного обучения и образования, а также внедрения в сферу образования компьютерной техники.

В целом указанная стратегия должна была способствовать приспособлению системы образования и профессионального обучения к требованиям промышленных корпораций, действующих сегодня в условиях формирования мирового рыночного пространства.

Требованиям новой модели экономического развития должно соответствовать и содержание школьного образования. По мнению адептов неолиберализма, в условиях глобализации промышленные страны могут успешно конкурировать в борьбе за инвестиции только путем повышения уровня подготовки своей рабочей силы, инновационных способностей научного и технического персонала, обеспечивающих эффективность функционирования предприятий. Современная школа, по их мнению, должна постоянно отслеживать изменения, происходящие на постиндустриальном рынке труда. В этих условиях задача школы - дать будущему работнику широкое образование, включая знания в области предпринимательства, разрешения кризисных ситуаций и др., а также обучить навыкам восприятия новых знаний, с тем чтобы, придя на производство, он смог получить знания, необходимые для выполнения конкретной работы.

Поиск решения проблемы идет по самым разным направлениям. В Великобритании, например, в 80-е годы упор был сделан на развитие системы профессиональной подготовки молодежи. Правительство приняло две специальные программы и финансировало их реализацию "Схемы молодежного профессионального обучения" и "Инициативы в области профессионально-технического образования", направленные на укрепление связи между "школой и производством" и на внедрение предпринимательской культуры в школьное образование. Ныне по этому пути идут французские власти. В частности, в октябре 2000 г. министерство образования Франции совместно с Движением предприятий Франции провели "Неделю взаимодействия школы и предприятия". Цель мероприятия - улучшить взаимодействие школ и предприятий по профессиональной ориентации учащихся, стимулировать интерес школьников к предпринимательству.

Эксперты ОЭСР в начале 90-х годов обратились к концепции непрерывного образования, разработанной еще в 70-е годы, но из-за нефтяного кризиса и начавшейся экономической рецессии не получившей своего воплощения в жизнь. В рамках этой концепции школьное образование рассматривается лишь как подготовка к карьере, которую человек делает всю жизнь. В условиях интенсификации научного знания, составляющего основу постиндустриальной экономики, обучение на протяжении всей жизни должно получить приоритетное развитие

Идея непрерывного образования получила поддержку и в деловых кругах. В докладе КСЕП, подготовленном в 1995 г., утверждалось, что человек должен иметь возможность получать образование на протяжении всей его жизни, причем главная задача образования состоит в обучении человека "навыкам восприятия новых знаний".

Основная роль в процессе обучения на протяжении всей жизни отводится системе дистанционного обучения. Как отмечалось в отчете о "круглом столе" стран - членов ОЭСР, состоявшемся в феврале 1996 г. в Филадельфии, новые формы обучения не требуют постоянного присутствия педагогов, но могут реализовываться компаниями, предоставляющими образовательные услуги. Что касается
государственной системы образования, то ей участники "круглого стола" отвели роль гаранта доступа к обучению преимущественно тех, кто "не в состостоянии обеспечить рентабельный спрос на образование". В целом, по мнению деловых кругов, на государство возлагается обязанность обеспечивать гражданам базовое образование.
Однако столь радикальное вытеснение государства из образовательного процесса пока носит декларативный характер. Скорее приведенные выше высказывания отражают стремление деловых кругов, и прежде всего корпораций, работающих в сфере информации и коммуникаций, освоить новый рынок образовательных услуг, формирующийся под влиянием глобализации. Что касается государства, то ему в этом процессе отводится роль финансового донора.

В последнее двадцатилетие многие развитые страны мира осуществляют реформирование национальных систем образования, содержание и направление которых все в большей степени определяет глобализация. Превращение образования в важный фактор конкурентоспособности не только отдельных производителей, но и национальных «экономик в целом требует от системы образования большей гибкости, открытости переменам, способности адекватно реагировать на них. В новых условиях особую важность приобретают вопросы эффективности функционирования образовательных учреждений и рациональности распределения финансовых ресурсов.

По мнению либеральных идеологов глобализации, достижение указанных целей возможно лишь в условиях рыночных отношений в сфере образования. В докладе Мирового банка "Политикой стратегия в области образования", подготовленном в 1995 г., утверждается, что логика глобализации диктует существенное сокращение присутствия государства в сфере образования, поскольку государственное управление ""оставляет мало места для гибкости, столь необходимой для эффективного обучения"

Эксперты Мирового банка считают, что в новых условиях задача государства в сфере образования состоит в гарантировании права бедных на доступ к образованию, распространении информации об образовательных возможностях, обеспечении качества образования путем внедрения образовательных стандартов и мониторинга их соблюдения.

Уже сегодня во многих странах централизованный контроль государства за образовательными учреждениями, особенно школьными, вменяется контролем со стороны местных органов власти и негосударственных организаций, являющихся своего рода попечительскими советами, куда наряду с представителями местного самоуправления и родителями входят представители деловых кругов. Сокращение финансового участия государства в развитии образования, внедрение рыночных методов управления образовательными учреждениями, стимулирование конкуренции между учебными заведениями ведут к коммерциализации образования. Рынок (как институт) начинает определять конечные цели, задачи и организацию образования, вытесняя из этой сферы государство. Учащиеся все чаще рассматриваются не как граждане, имеющие право на образование, а как потребители образовательных услуг, и на основе такого подхода строятся их взаимоотношения с образовательными учреждениями. Активно входят в жизнь такие понятия, как "рынок образования», образовательные предприятия", "образовательный бизнес" и т.п.

Рыночные силы становятся катализатором трансформации традиционной системы предоставления образования. Появляется все больше негосударственных образовательных учреждений, деятельности которых и предоставляемые ими услуги стремительнодиверсифицируются по мере развития информационных технологий, формирование мирового рынка образовательных услуг, которого к 2005 г. могут составить в 90 млрд. долл. В мае 2000 Ванкувере состоялся первый мировой салон образования, в которого приняли участие 3 тыс. профессионалов, представляющих 458 частных и государственных организаций из 56 стран, занимаются подготовкой кадров, дистанционным обучением, созданием образовательных систем, обучением иностранных студентов и размещение учебных заведений за рубежом, производством технического образования и программного обеспечения для образовательных учреждений. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в список услуг, торговля которыми в случае заключения Генерального соглашен по торговле услугами будет регулироваться его положениями.

Необходимо обратить внимание на то, что сегодня растет число противников глобализации образования. Они считают, что транснациональные корпорации и крупные монополии угрожают национальным образовательным системам, а дальнейшая либерализация и дерегулирование будут означать наступление на права граждан, в том числе на свобод доступ к образованию. Они выступают против усиления утилитарного, потребительского подходов к образованию, против выхолащивай» образования духовности и просветительства.

Глобализация как объективный фактор, имеющий позитивные и негативные влияние требует тщательного учета его на развитие системы образования.

Человечество вступило 21-е столетие под знаком глобализации. Процесс глобализации отразился на весьма широком круге явлений и процессов в области социологии, политики, экономики, образования и др. Данное понятие приобрело междисциплинарное содержание и весьма противоречивые трактовки. В настоящее время существуют различные, и даже противоположные точки зрения на сущность, последствия и причины данного процесса.

Тема глобализации была впервые поднята в 1981 году американским социологом Дж. Маклин. Ученый М. Уотерс глобализацию определил как социальный прогресс, в котором культурные и географические ограничения ослабевают и в котором люди чувствуют это ослабление. Лидэ Е.Н. Интернационализация бизнес-образования в условиях глобализации: проблемы и перспективы // Экономика, предпринимательство и право. -- 2012. -- № 1 (12). -- С. 4.

Знания и исследования стали иметь существенное значение для национальных экономик в условиях глобализации.

Экономика знаний превращает объективно образование в решающий фактор развития. Правительства множества государств считают применение потенциала технологий и науки необходимым условием для укрепления национальной конкурентоспособности. Под воздействием процесса глобализации на производстве усиливается интенсивность приобретения и использования знаний, которые становятся решающим фактором в конкуренции между национальными экономиками и выступают важнейшим источником роста экономики в развитых государствах.

В настоящее время отчетливого и единого признанного определения понятия «глобализации образования» не существует, так как таковое возникло сравнительно недавно. Но в этом случае речь идет о процессе формирования всемирной единой унифицированной системы образования, при которой стираются различия между образовательными системами, входящими в нее. Образовательная сфера является активным участником процесса стандартизации, всеобщей интеграции и сближения между различными государствами мира. При мобильности и многоязычности населения мира в условиях информатизации осуществляется естественный процесс сближения национальных образовательных систем.

Глобализация образования предполагает необходимость и возможность обучения в различных государствах, расширяя потенциальный выбор набора дисциплин и профессоров, обеспечивающих их. Сопоставимая система кредитов и зачетов формирует основу для накопления освоенных курсов и взаимного признания результатов их изучения разнообразными учебными заведениями. Взаимные стажировки профессорско-преподавательского состава обусловливают обмен методическим и научным опытом. Все это содействует конкурентному отбору дисциплин, а впоследствии в длительной перспективе - и учебных заведений, их специализации на наиболее сильных областях преподавания и исследования, что сформирует условия для повышения качества научных исследований и обучения. Конюховский А. Образование в контексте объединяющей национальной идеи // Ректор ВУЗа. - 2011. - № 7. - С. 24-33.

Образование в эпоху глобализации является сферой, в которой формирующийся специалист приобщается к общемировым ценностям, расширяет свои знания и кругозор относительно не только профессиональных компетенций, но и условий труда, которые могут ему быть обеспечены в разных государствах мира. Путем развития профессионального самосознания осуществляется ориентация специалиста на индивидуальные ценности и поиск лучших условий для собственной творческой деятельности без учета интересов своего государства и государственных границ.

Ключевыми аспектами глобализации является:

  • - возрастающее значение экономики, знаний, общества;
  • - нововведения в сфере информационно-коммуникационных технологий;
  • - разработка новых торговых соглашений, охватывающих, в частности, торговлю образовательными услугами;
  • - возрастающая роль рыночной экономики и рынка. Осмоловская И.М. Обучение в информационно-образовательной среде // Директор школы. -- 2010. -- №5(148). -- С. 64-68.

Указанные аспекты играют, в свою очередь, роль катализаторов новых явлений в среде высшего образования, в числе которых:

ѕ возникновение таких новых провайдеров образования, как медиакорпорации, корпоративные университеты и мультинациональные компании;

ѕ новые формы обеспечения образования, включая прямое, виртуальное и дистанционное образование, в том числе предоставляемое и частными компаниями;

ѕ большая диверсификация свидетельств об образовании и квалификаций;

ѕ большая мобильность учащихся, программ, проектов и провайдеров, которые выходят за рамки национальных границ;

ѕ акцент на обучение в течение всей жизни, что приводит, в свою очередь, к росту спроса на послесреднее образование;

ѕ рост объема частных инвестиций в сферу услуг, предоставляемых в сфере высшего образования.

Все перечисленные явления за собой влекут значительные последствия для сферы образования, в плане ее качества, доступа к образованию, разнообразия и его финансирования.

Важнейшими проявлениями глобализации образовательной сферы являются:

ѕ появление глобального рынка образования;

ѕ информатизация образования;

ѕ интеграция;

ѕ конвергенция, предполагающая взаимопроникновение и слияние общественных и образовательных систем;

ѕ стандартизация как образовательных систем, так и культурных ценностей. Лидэ Е.Н. Интернационализация бизнес-образования в условиях глобализации: проблемы и перспективы // Экономика, предпринимательство и право. -- 2012. -- № 1 (12). -- С. 6.

Указанные тенденции являются предпосылками создания Болонского процесса, предполагающего гармонизацию исторически сформировавшихся неоднородных систем посредством создания единых европейских стандартов для облегчения мобильности, взаимодействия в образовательной сфере.

Россия в Болонский процесс вступила для увеличения привлекательности за рубежом российского образования, привлечения иностранных граждан для обучения в российских вузах, укрепления позиций государства на мировом рынке образовательных услуг. С данной точки зрения Болонский процесс рассматривать следует как процесс глобализации образования. Более подробно данный вопрос будет раскрыт во второй главе.

Множество исследователей в сфере образования не считают понятия идентичными «интернационализация» и «глобализация». Интернационализация предполагает развитие и сохранение национальной системы образования. С процессом интернационализации связан порядок мироустройства, при котором в управлении образованием доминирующая роль принадлежит государствам с отчетливыми политическими границами, через которые может производиться традиционная деятельность по интернационализации образования (обмен персоналом, перемещение студентов, совместная исследовательская работа, сотрудничество университетов).

Глобализация подразумевает, по существу, демонтаж национальной образовательной системы, предполагает фундаментальное изменение мирового порядка, при котором национальные границы свое значение утрачивают.

Интернационализация определяется как программа реформ на институциональном уровне, начинающая работать, когда образовательная организация сталкивается с необходимостью коренных реформ собственной научной и учебной деятельности в результате изменившихся внешних условий развития образовательной системы. Сущность интернационализации образования состоит в ее всеобъемлющем характере, сочетающем многоуровневые, междисциплинарные и кросс-культурные ценности, а также в том, что интернационализация охватывает всю структуру высшего образования, как весь процесс обучения, так и управление им.

На наднациональном уровне процесс интернационализации проявляется в разработке общих принципов и стратегий развития системы образования, в близкой или единой ориентации образовательной политики.

Уровень развития образования применяется в качестве одного из факторных показателей в рейтинговых оценках уровня конкурентоспособности разных экономических систем. Образование служит фактором устойчивого развития национальной экономики и роста ее конкурентоспособности, является основой индустриализации, инноваций, модернизации.

От уровня развития образовательной зависит качество трудовых ресурсов, а соответственно, промышленности, производства и в целом состояния экономического развития государства.

Глобализация образования выносит на международный уровень процессы конкуренции в этой сфере, иными словами в конкурентной борьбе за лучших преподавателей, студентов, аспирантов принимают участие образовательные учреждения из различных государств. Усиливается роль образовательных учреждений в борьбе за лидерство в мировой системе образования, обеспечении на рынке образования стратегических конкурентных преимуществ.

Одним из существенных позитивных моментов для российского образования принято считать увеличение возможностей для открытия представительств и филиалов за рубежом. Таким образом ускорение получает процесс интеграции отечественных вузов в мировое образовательное пространство, возрастает мобильность студентов и преподавателей. Помимо этого, к позитивным последствиям глобализации образования отнести можно приток материальных и финансовых ресурсов в сферу образования, повышение уровня оплаты труда для преподавателей, которых привлекают в филиалы зарубежных вузов. Важно учитывать и обмен современными программами обучения, системами обеспечения качества, улучшение освоения иностранных языков. Но, невзирая на положительные моменты глобализации, ее воздействие на российское образование резко усиливается, что может также создать большое количество проблем.

Негативное воздействие глобализации проявляется в кардинальных изменениях качества и направленности воспитательного процесса. Сформировавшийся рыночный менталитет пронизывает всю систему образования и вызывает перестройку мотиваций и ценностных ориентаций деятельности студентов и преподавателей. Помимо этого, вхождение России на свободный рынок образования порождает открытие филиалов иностранных вузов. Пушкарева Е. А. О современных проблемах развития теории и практики образовательного процесса // Философия образования. - 2010. - № 4 (33).- С. 45-51.

Философские проблемы образования сегодня не могут рассматриваться в отрыве от происходящих процессов глобализации и интернационализации образования. Глобализация в данном случае означает появление общепланетарных тенденций. К глобальным относят проблемы, затрагивающие в силу своих масштабов и остроты жизненные интересы не только отдельных людей, регионов, но и всего человечества, поэтому они могут быть решены лишь совместными усилиями мирового сообщества в целом.

Однако попыткам решения глобальных аспектов проблемы образования в рамках международного сотрудничества и консенсуса препятствуют диаметрально противоположные системы интересов и ценностей, прочно укоренившиеся в различных странах и регионах. Положительная реакция на конструктивные предложения и идеи отмечается в большинстве случаев лишь на уровне правительственных учреждений или официальных организаций. Многие общества, общины и отдельные граждане пока не демонстрируют понимания необходимости международных усилий. Помимо недостаточной информированности, это можно объяснить неспособностью их мыслить глобально и невосприимчивостью к общемировым проблемам.

Международное сотрудничество в области образования координируется в рамках так называемых «крупных программ» ЮНЕСКО. В 1990-е годы двумя крупными областями приоритетной деятельности в вопросах образования были:

1) борьба с неграмотностью, расширение и обновление национального образования;

2) дальнейшее развитие образования с учетом требований ХХI века.

Ведущие тенденции в образовании на 10-15 лет, т.е. до 2000 года определялись следующим образом:

Во-первых, указывалось на стремительный рост социального спроса на образование и требование его постоянного расширения в большинстве развитых и развивающихся стран. Однако эта тенденция имеет свои особенности в экономически развитых странах и в странах, основу экономики которых составляет сельское хозяйство.

Во-вторых, отмечалось, что сфера среднего и высшего образования является ареной острой политической борьбы. Образование рассматривалось как интеллектуальный капитал, который может заменить традиционные формы состояния общества.

В-третьих, рост числа учащихся за счет взрослого населения, превращение обучения в часть повседневной жизни людей (т.н. непрерывное образование). Это положительно скажется на развитии общества.

В настоящее время в мире (частично в качестве гипотетического идеала) получила широкое распространение новая международная модель образования, в соответствии с которой оно должно быть демократичным, релевантным (англ. relevant – существенный, относящийся к делу), непрерывным, гибким и недифференцированным. В данной модели прослеживаются признаки конвергенции, в том числе склонность к внедрению одинаковых структур и практики в различных системах образования.


Глобализация и интернационализация ставят перед национальными системами образования новые сложные задачи, например, определение содержания передаваемых знаний, развитие способностей и формирование систем ценностей. Однако в то время как все больше проблем приобретает глобальное измерение, в мире развивается обширная система взаимосвязей, электронные средства коммуникации продолжают глобализировать потоки информации, способствуя формированию поистине мировой культуры: национальные системы образования и подготовки, особенно высокоцентрализованные, в этом направлении эволюционируют очень медленно, преодолевая колоссальную инерцию и сопротивление.

Западными учеными подчеркивается, что «изучение глобальных проблем предполагает определенную степень интернационализации образования, т.е. единую шкалу ценностей и стандартизацию знаний», но «национальные образовательные системы не проявляют склонности к подобной эволюции».

Начиная с 1970-х годов по настоящее время во многих частях мира актуализируются национальная самобытность и национальные различия.

Носителями этноцентризма в рамках образовательных программ традиционно является история и литература и в меньшей степени – география. «Одна из причин эффективности национальной и этнические функции в образовании заключается в их чрезмерной эмоциональной насыщенности… Могут ли такие эмоции окрашивать общечеловеческие ценности?… Это не очевидно. Все социологические исследования свидетельствуют, что… национальные символы… более привычны, быстрее узнаваемы, чем международные… Символы – носители общего или универсального значения редки в истории (единственными исключениями, пожалуй, являются красный флаг и крест). Гораздо труднее сформулировать общечеловеческие цели и придать им эмоционально-ценностную значимость».

Образование, как глобальная проблема, тесно связано со многими другими аспектами современной глобалистики, в том числе с масштабными проблемами в области здравоохранения. Многочисленные данные свидетельствуют о влиянии на образование качества жизни людей, заболеваемости населения, улучшение рациона питания детей и др. подобных факторов.

Отмечается наличие значительной зависимости средней продолжительности жизни от грамотности. Уровень образования женщин влияет на детскую смертность: ее уровень ниже при более высоком уровне образования матерей.

В целом в соответствии со стратегией устойчивого развития, принятой на конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, требуется новая концепция образования, отображающая перспективы ХХI столетия. Акцент, таким образом, должен быть сделан на качественных сдвигах в образовании, ее ценностно-мировоззренческих основаниях, установках и содержании.

Ориентация на будущее может осуществляться путем реализации, например, опережающей модели образования. Качественный сдвиг в образовании при этом вызовет цепные реакции в других сферах человеческой деятельности и ускорит переход к устойчивому развитию современной цивилизации.

Основные тенденции в развитии современного института образования включают в себя следующие:

· информатизация образования;

· экологизация образования;

· коммодификация образования;

· технологизация образования;

· унификация образования;

· деинституционализация образования.

1. Информатизация образования .Задача качественной перестройки образования, ее ориентация на требования ХХI века и повышения его эффективности включает использование новых информационных и коммуникативных технологий.

Подобно тому, как в решении проблем развития ведущую роль призвано сыграть образование, в центре роста самого образования все чаще оказываются информационные технологии. В сфере развития новых информационных технологий имеется огромный простор для международного сотрудничества и обмена опытом. Одним из аргументов в пользу такого сотрудничества является то, что все государства независимо от уровня развития имеют общие интересы в сфере педагогического приложения информационных технологий. Эффективность такого сотрудничества будет более высокой, если сосредоточиться на нескольких первоочередных направлениях: изучение влияния информационных технологий на язык, культуру и образование; производство соответствующих учебных программных продуктов, распространение педагогической информации и подготовка педагогических кадров.

Информатизацию следует рассматривать не только как процесс (социо-технический), но и как устойчивую тенденцию (закономерность) социального развития, а также интеллектуальную перестройку жизнедеятельности человека и общества на основе все более полного использования информационного ресурса через информационные технологии.

Важно при этом подчеркнуть, что концепция устойчивого развития общества и переход к информационному обществу – это двуединые направления цивилизационного развития. Модель информационного общества органично вписывается в модель устойчивого развития цивилизации, поскольку переход к устойчивому развитию в принципе невозможен без информатизации общества.

Переход к информационному обществу, в котором культурные ценности выступают в качестве основных ценностей, означает кардинальные изменения и в образовательной системе. Обширный спектр проблем возникает в связи с информатизацией образования, возможностью имитации познавательной деятельности, перспективами интеллектуального развития человека и его образования в информационном мире.

Новое поколение растет в тесном общении с компьютером. В связи с этим компьютеризация процесса обучения ставит целый ряд нетрадиционных проблем социально-этического, педагогического и философского характера. Введение информационных технологий в процесс обучения и, следовательно, воспитания влияет на стиль мышления человека, его отношения к миру.

Информатизация образования ставит проблемы – медицинские и эргономические, дидактические и организационные. Одна из наиболее сложных – и в этом сходятся многие специалисты – научное обоснование психолого-педагогической целесообразности чрезмерного использования компьютеров в обучении детей. Возможно, в результате компьютеризации мы получим более эффективную школу. Но не потеряем ли мы вместе с тем нечто более важное, что впоследствии восстановить уже не удастся? Например, учетный счет, умение решать без электронной техники сложные задачи и т.д.

Новые информационные технологии – это способ интенсификации процесса обучения, средство усиления возможностей интеллекта путем воздействия на память человека, а также на его эмоции, мотивы, интересы. Анализ исследований, посвященных информатизации образования, показал, что чаще всего информационное общество называют «обществом обучающих».

В настоящее время направление научно-педагогического поиска, которое имеет своим предметом исследование системы «информатика и образование» получило наименование «педагогической информатики». Педагогическая информатика призвана изучать процесс взаимодействия информатики и образования, выявлять закономерности и тенденции этого взаимодействия.

Осознание неотвратимости информатизации, и ее реализации в образовании и общественной практике – это один из приоритетов и императивов нашей эпохи. Включение в мировой процесс развития немыслимо без информатизации. И наша страна тем скорее войдет в мировую цивилизацию, чем интенсивнее развернется процесс информатизации образования.

2. Тенденция экологизации образования .Экологическая проблема и необходимость ее решения привели к экологизации системы образования и значительному усилению экологических компонентов в структуре образовательных программ различного уровня и направления.

В современных условиях коренного изменения бытия людей, обусловленного катастрофическим нарастанием негативных последствий непродуманного развития технической цивилизации, человечество оказывается перед альтернативой: глобальный экологический коллапс или поиск нового мировоззрения и установок деятельности людей. Многообразные кризисные явления в человеческом обществе свидетельствуют об исчезновении возможностей тех принципов, на основе которых сформировалась современная цивилизация. Глобальный экологический кризис наших дней – это не результат какой-то единичной ошибки, неправильно выбранной стратегии технического или социального развития. Это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействий людей друг с другом, с обществом и природой. Выход из кризиса видится в освоении новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы, выработать экологическое мировоззрение, экологические императивы взаимодействия общества и природы. Необходима смена ведущих установок, определяющих характер приоритетов в развитии человеческой деятельности. Этот процесс уже идет. Наблюдается постепенный переход от установок на непрерывный прогресс, беспредельный экономический рост, к представлениям о пределах роста гармонизации экономической экспансии и экологических лимитов, переход от доминирования отношений господства, конкуренции, противостояния к идеалам сотрудничества, кооперации, сосуществования.

Все эти тенденции и ориентации в изменении познавательной, ценностной и деятельностной установок в современном обществе должны быть поддержаны и развиты новой системой непрерывного экологического воспитания и обучения. Существующее ныне экологическое образование, основанное на аналитических знаниях о Природе, узко прагматически и потребительски ориентированное, не смогло переломить природоразрушительные тенденции мировоззрения значительной части населения. Это свидетельствует о необходимости коренного изменения философии и методологии экологического воспитания и обучения, основанного на принципиально новом, целостном, синтетическом представлении о Мире и месте в нем Человека. Подобное воспитание и обучение должны дать людям ясное и аргументированное знание об основных принципах и закономерностях взаимодействия людей, общества и природы.

Следует различать экологическое образование и экологизацию системы образования. Хотя они и взаимосвязаны, но характеризуют в некотором отношении различные явления. Экологическое образование – это непосредственное усвоение экологических знаний различного характера и уровня. Оно определяет, в частности, процесс подготовки специалистов-экологов, но не сводится к этому. Экологизация системы образования – это характеристика тенденции проникновения идей, понятий, принципов, подходов экологии в другие дисциплины, а также подготовки экологически грамотных специалистов самого различного профиля деятельности: инженеров, врачей, экономистов, социологов и т.д.

Очевидно, что главная проблема, которую должно решить экологическое образование, - это наведение «порядка в головах», без чего преодоление экологического кризиса невозможно. Таким образом, целью экологического образования является формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания. По мнению С.Дерябо и В.Ясвина в современных условиях экологическое образование должно решить три задачи:

1) Формирование адекватных экологических представлений, т.е. представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе. Такая система представлений позволяет личности знать, что и как происходит в мире природы между человеком и природой, и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.

2) Формирование отношения к природе. Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами, стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности.

3) Формирование системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой. Для того чтобы экологически целесообразно поступать, личности необходимо уметь это делать: и понимания, и стремления окажется недостаточно, если она не сможет их реализовать в системе своих действий. Освоенность соответствующих технологий и выбор правильных стратегий и позволяют поступать с точки зрения экологической целесообразности .

3. Коммодификация образования представляет собой тенденцию по его превращению в один из видов товара, со всеми присущими последнему свойствами – лучшего или худшего качества, представленного в большем или меньшем ассортименте, дешевого или дорогого, и т.д. Образовательные учреждения (в особенности профессиональные) превращаются в своего рода предприятия или корпорации по производству и реализации образовательных услуг. Студенты, соответственно, превращаются в клиентов корпорации, ее первичных потребителей (вторичным потребителем этого рода продукции является уже все общество).

В российской социальной науке прозвучало как критическое, так и апологетическое отношение к данному явлению. Считают маркетизацию образования неприемлемой такие исследователи, как В.И.Байденко, доказывающий, что «законы рынка и логику конкурентной борьбы нельзя применять к образованию, в том числе и к высшему» [Цит. по 54, 1].

Наряду с этим, отечественные исследователи часто пытаются рассматривать данную тенденцию в качестве «объективной», по возможности дистанцироваться от аксиологического ее измерения. Между тем, трудно на наш взгляд воспринимать данный процесс совершенно отстраненно, руководствуясь известным принципом «свободы от оценочных суждений».

На настоящий момент на мировой арене и в академическом сообществе сложилась достаточно устойчивая и развитая оппозиция коммодификации образования.

С.Матисон и У.Росс в своей работе «Гегемония подотчетности в школах и университетах» отмечают, что роли университета, как независимого института все больше угрожают интересы корпорации, как в скрытом, так и в явном виде. «Глобализация, по сути, есть другое название для капитализма, с той лишь разницей, что этот капитализм – без перчаток, и действующий на мировом уровне в тот исторический период, когда старые ограничения и запреты больше никого не сдерживают. Этот крайне самоуверенный капитализм, у которого не более-менее серьезных соперников, и нет, соответственно. Какой-то необходимости идти на компромиссы или извиняться, трансформировал как внутренние, так и внешние отношения университета – от преподавания и научной деятельности до практики выделения студенческих пособий и размещения автоматов с освежающими напитками. Уменьшающееся финансирование высшего образования сделало университеты еще более зависимыми от больших денег, и угрожает академической свободе и направлениям научных исследований» [Цит. по 54, 3].

Таким образом, коммодификация образования рассматривается часто в качестве результата глобализирующейся либеральной модели социально-экономических отношений, эффекта реализующегося в наши дни социально-исторического реванша капитала по отношению к обществу.

4. Технологизация образования представляет собой тенденцию, с одной стороны, увеличения роли компетентностного начала, а с другой – отказа от воспитательной функции института образования. Фундаментальное знание не востребовано обществом, индивид должен стать узким специалистом, университеты не должны брать на себя обязанности морального образования – таково, вкратце, кредо апологетов данной тенденции.

Формирование тенденции технологизации образования в России, например, оказалось связанным, с одной стороны, с так называемой «деидеологизацией» общества, имевшей место в период «перестройки», и с другой – с общемировыми тенденциями по приданию системе образования более прагматичной направленности. Технологизация образовательной практики находится, по сути, в контексте технологизации общественной жизни вообще.

Отмечается и противоречие между необходимостью технологической модернизации страны и отсутствием адекватной этой задаче идеологии и ее носителя – общественно-политического субъекта, который был бы в состоянии как инициировать, так и способствовать реализации данной задачи.

Таким образом, Технологизация образования выступает амбивалентным феноменом. С одной стороны Технологизация, как оптимизация учебно-преподавательского процесса, приведение его в соответствие с новейшими технологиями информационного общества не может не приветствоваться. С другой стороны, вывод воспитательной функции за пределы образовательной практики, сопровождающийся ее дегуманизацией, не может не вызвать тревогу.

Технологизация образования не должна выхолащивать его воспитательную функцию, как с точки зрения социальной ответственности института образования, так и исходя из элементарных соображений государственной целостности и безопасности, которые находятся в теснейшей связи с тем, как воспринимают данное государство его граждане и какое восприятие репродуцируется в процессе социализации, одна из важнейших частей которой протекает в стенах учебных заведений различных уровней и ступеней.

5. Унификация образования представляет собой тенденцию по приведению к системе единых знаменателей образовательных стандартов, норм, содержания специальностей, систем оценки знаний и итоговых степеней.

В настоящее время имеют место попытки развитых стран проводить согласованную политику и даже разработать единую стратегию в области образования. Последняя задача рассматривается руководством этих стран в широком политическом аспекте, ее выполнение связывается не только с достижением определенных экономических, социально-политических и идеологических целей, но и с формированием наднационального механизма управления сферой образования. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) реализует в этой связи долгосрочную Программу финансирования и планирования образования, направленную на разработку общей концепции подготовки кадров как отправной точки и теоретической базы для унификации образовательной политики и создания единого образовательного пространства.

Обозначенные выше тенденции и процессы наиболее полно реализуются в Европе, накопившей огромный позитивный опыт интеграции и интенсификации международных связей в области образования. Европейский союз, крупнейшая интеграционная группировка современного мира, является пионером в деле сближения и гармонизации национальных систем подготовки кадров.

Процесс создания единого образовательного пространства на территории Европы не свободен, вместе с тем, от противоречий, как с точки зрения его общей логики и механизмов реализации, так и с точки зрения участия в нем нашей страны.

Прежде всего, сам факт необходимости ориентации именно на европейскую образовательную модель, с соответствующими процедурами взаимодействия и унификации, не является однозначно очевидным.

Критикуется Болонский процесс с точки зрения проблем социокультурной совместимости его философии с российской образовательной реальностью. Российское образование, - по мнению Л.С.Онокой, - базируется на культурных и педагогических национальных традициях и приоритетах, имеются глубокие исторические корни и формируется с учетом российской ментальности. «…Всякие инновации в образовании должны проводиться после тщательной методической, технологической, маркетинговой проработки при наличии нормативной поддержки и только в том случае, когда общество готово их принять. Высокая социальная значимость сферы образования не позволяет превращать ее в площадку для необдуманных экспериментов» [Цит. по 54,6].

6. Деинституционализация образования представляет собой тенденцию частичного или полного вывода образовательного процесса за пределы официальных образовательных учреждений. К деинституционализации относятся такие развивающиеся или, по крайней мере, активно обсуждаемые явления и идеи, как информатизация образования, образование для взрослых, образование в течение всей жизни, самообразование, образование в домашних условиях, дополнительное образование, гражданское образование и т.д.

Данная проблематика начинает привлекать все большее внимание в российской социальной науке. Делаются даже попытки обоснования социологии непрерывного образования, как субдисциплины социологии образования, актуальность, необходимость чего объясняется тем обстоятельством, что «доля взрослого населения, участвующего в образовательной деятельности именно этого типа (неформальное и информальное самообразование, досугов и т.д.), будет неуклонно увеличиваться и вскоре число обучающихся таким образом взрослых превысит число детей и молодежи, занятых в сфере формального образования. По данным Института образования ЮНЕСКО, в России, если она будет следовать курсом модернизации экономики и постепенного рыночного реформирования, в самое ближайшее время совокупная продолжительность образовательных программ для взрослого населения должна намного превысить продолжительность аналогичных программ детско-юношеского образования» [Цит. по 54, 8].

Таким образом, названные выше тенденции выступают как результат изменившихся по отношению к институту образования требований со стороны общества, но носят характер противоречивый и неоднозначный.

Пережили
индустриализацию, коллективизацию,-
переживем и это.
А.Андреев
Учебные вопросы


Цели
(в результате учения Вы будете)
1. Знать понятие, сущность и основные характеристики процесса информатизации образования.
2. Знать основные положения концепции информатизации образования и направления информатизации, а также содержание государственных и межведомственных программ, способствующих этому процессу.
Учебные материалы
1. Информатизация современного образования
Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является его информатизация. Начавшись в 70-х годах прошлого столетия, процесс информатизации общества в последние годы приобрел поистине глобальный характер. В настоящее время этот процесс охватил не только все развитые страны мирового сообщества, но и многие развивающиеся страны. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в экономике, науке, образовании, культуре, здравоохранении, бытовой сфере. Эти изменения столь масштабны и глубоки, а их влияние на жизнедеятельность общества столь значительно, что можно вполне обоснованно говорить о формировании на нашей планете принципиально новой информационной среды обитания - автоматизированной инфосферы .
Доминирующей тенденцией дальнейшего развития современной цивилизации является переход от индустриального к информационному обществу, в котором объектами и результатами труда подавляющей части занятого населения станут информационные ресурсы и научные знания. Научно доказано, что информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества, поскольку именно в сфере образования 54
подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым также предстоит самим жить и работать в этой новой среде.
Первые шаги в области информатизации образования были сделаны в нашей стране в 1985 году, когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники. В общественное сознание начало входить новое понятие «компьютерная грамотность». Оно означало владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, а также понимание основных идей информатики и роли информационных технологий в развитии общества.
Пять лет спустя была разработана и опубликована Концепция информатизации образования, которая определила основные направления и этапы развития важного процесса развития нашего общества .
В Концепции подчеркивалось, что информатизация образования – это «процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества». При этом указывалось, что информатизация образования является не только следствием, но и стимулом развития новых информационных технологий, что она содействует ускоренному социально-экономическому развитию общества в целом.
В Концепции справедливо отмечалось, что информатизация образования представляет собой длительный процесс, который связан не только с развитием необходимой материально-технической базы системы образования. Его главные проблемы связаны с подготовкой учебно-методических комплексов нового поколения и формированием принципиально новой культуры педагогического труда.
Процесс информатизации образования в России развивается по следующим четырем основным направлениям.
1. Оснащение образовательных учреждений современными средствами информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) и использование их в качестве нового педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Начавшись с освоения и фрагментарного внедрения компьютеров в традиционные учебные дисциплины, средства ИКТ стала развивать и предлагать педагогам новые средства и организационные формы учебной работы, которые в дальнейшем стали использоваться повсеместно и сегодня способны поддерживать практически все стадии образовательного процесса.
2. Использование современных средств ИКТ, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической 55
информации, как в своей стране, так и в других странах мирового сообщества.
3. Развитие и все более широкое распространение дистанционного обучения, позволяющего существенным образом расширить масштабы и глубину использования информационно-образовательного пространства.
4. Пересмотр и радикальное изменение содержания образования на всех его уровнях, обусловленные стремительным развитием процесса информатизации общества. Эти изменения сегодня ориентируются не только на все большую общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся в области информатики, но также и на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального информационного общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков.
Анализ перечисленных выше направлений развития процесса информатизации образования показывает, что его рациональная организация в интересах дальнейшего научно-технического, социально-экономического и духовного развития общества представляет собой сложнейшую и весьма актуальную научно-организационную и социальную проблему. Для решения этой проблемы необходимы скоординированное и постоянное взаимодействие специалистов образования и науки, а также эффективная поддержка этого взаимодействия со стороны государственной власти и органов местного самоуправления.
В России сегодня существует определенное понимание фундаментальности, научной и социальной значимости этой проблемы . Свидетельством этому является создание научной общественной организации - Академии информатизации образования, Международной академии открытого образования и других организаций, способствующих развитию и совершенствованию этого направления.
Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования убедительно свидетельствует о том, что она позволяет существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Информатизация образования создает хорошие предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию учебного процесса, реализацию инновационных идей образовательного процесса.
Правда, здесь уместно напомнить о правдивых словах ученого и педагога В.Ф, Взятышева человека всю свою жизнь посвятивший проблема компьютеризации, который говорил в свое время: «Сколько горьких слов я слышал о вреде компьютеризации образования. Какой 56
краской покрывалось мое лицо, когда седовласые Учителя корили меня за то, что занимаюсь автоматизацией проектирования: «Студенты и так плохо соображают, а ваши компьютеры отнимут у них последний разум! Сколько добрых предупреждений от зарубежных профессоров я слышал, чтобы мы не увлекались компьютерами в образовании, не повторяли их ошибок! Мы сетуем, а процесс идет! Сегодня ясно: процесс всеобщей информатизации (и освоения Интернет) остановить невозможно. С ним нужно жить и работать, писать статьи и писать письма» .
Наилучшие результаты при этом удается получить в тех образовательных учреждениях, где применяется комплексный подход к проблеме информатизации, а сам процесс распространяется на все стадии подготовки и реализации педагогического процесса. Примерами практического осуществления такого подхода в российской системе высшего образования могут служить Московский государственный институт экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Пензенский государственный университет, Российский университет дружбы народов (РУДН), Современный гуманитарный институт и др.
Одной из актуальных проблем развития информатизации сферы образования является обеспечение его информационной поддержки необходимой научной и учебно-методической информацией. В последние годы спрос на такую информацию в сфере образования устойчиво возрастает. Все это вынуждает преподавателей и учащихся ВУЗов и колледжей все чаще обращаться для поиска нужных им сведений в публичные библиотеки, а также прибегать к услугам автоматизированных информационных систем, к информационным ресурсам Интернет.
Развитие данного направления информационного обеспечения сферы образования России представляется сегодня исключительно важным и актуальным, так как современный уровень этого обеспечения по целому ряду причин на один – два порядка ниже, чем в развитых странах. В результате финансовых ограничений уровень комплектования учебных заведений России в последние годы существенным образом снизился и сегодня уже не удовлетворяет современным требованиям. Кроме того, резко сократились тиражи научной и научно-популярной литературы, которая для многих образовательных учреждений становится практически недоступной. Именно поэтому сегодня многие педагоги, студенты и аспиранты ВУЗ’ов мало знают о последних научных достижениях в области глобалистики, синергетики, ноосферологии, биологии, субквантовой физики, теории информации, о новых подходах в решении экономических, социальных и экологических проблем.
Стратегическим направлением решения данной проблемы является создание в стране территориально-распределенных автоматизированных информационных систем, специально 57
ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования необходимой научно-технической и учебно-методической информацией. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Так, например, в настоящее время в России реализуется несколько комплексных программ, среди которых:
Государственная научно-техническая программа «Федеральный информационный фонд»;
Межведомственная программа «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы»;
Межведомственная программа «Российские электронные библиотеки»;
Межведомственный проект «Сетевая интеграция информационных ресурсов ведущих библиотек и информационных фондов России»;
«Создание единого информационно-образовательного пространства»;
«Электронная Россия» и др.;
Реализация этих программ нацелена на создание современной информационно-образовательной и телекоммуникационной среды для науки и образования.
Еще одним важным направлением информатизации образования является развитие фондов сертифицированных компьютерных учебных программ, рекомендуемых для использования в сфере образования. Сегодня в России создан и достаточно активно используется такой фонд, основными задачами которого являются пропаганда и внедрение новых информационных технологий в преподавание общеобразовательных предметов и управление процессом образования. В настоящее время этот фонд содержит уже несколько тысяч сертифицированных программных средств учебного назначения, отвечающих требованиям российских образовательных стандартов. Перечень этих средств регулярно публикуется в специальном каталоге «Компьютерные учебные программы», который издается Институтом информатизации образования Министерства образования России.
Исключительно острой для системы образования является сегодня проблема тиражирования и доставки в учебные организации различного рода пособий, учебников и программных продуктов учебного назначения. Эта проблема в значительной степени может быть решена путем использования новых технологий информационного обслуживания образовательных учреждений. Сегодня эта проблема решается в России по двум направлениям: путем использования возможностей сети Интернет, а также на основе организации континентальной спутниковой телевизионно-компьютерной сети «ТВ-информ». В рамках этой сети в настоящее время создана и функционирует специальная сеть «Информ-образование», основанная на передаче компьютерной информации в составе телевизионного сигнала общероссийского телевидения.

Информатизация образования стала условием для возникновения и развития системы дистанционного обучениия.
2. Глобализация современного образования
Рассмотрим еще один фактор, существенно влияющий на систему образования.
В последние годы термин "глобализация" прочно вошел в научный оборот и политический лексикон. Чаще всего его используют для характеристики изменений, происходящих с конца 70-х годов в системе «мирохозяйственных связей и международных отношений». В частности, известный американский политолог С. Краснер отмечает, что термином """глобализация" обозначаются такие явления, характерные для мирового и; развития в конце XX в., как легитимизация прав человека; унификация, правил заключения торговых сделок; невиданные темпы создания и распространения новых средств связи; увеличение числа и усиление влияния международных неправительственных организаций; быстрый рост международных рынков капитала; расширение легальной и нелегальной иммиграции и др .
Некоторые исследователи полагают, что понятие "глобализация" пришло на смену таким понятиям, как "взаимозависимость" и "интернационализация", и характеризует качественно новый этап развития системы международных отношений в экономической, социальной и политической сферах. Важнейшей чертой новой системы становится ее транснациональность. Общепризнанно, что глобализация носит всеобъемлющий характер, распространяется на все стороны человеческой деятельности и затрагивает все сферы общественного и индивидуального бытия.
Как пишет в своей работе «Глобальное видение и новая наука» М.А. Чешко, термин глобальность означает широкую совокупность процессов и структур, которую можно выразить как процесс взаимозависимости, взаимопроникновения и взаимообусловленности самых разнообразных компонентов мирового сообщества. Иначе говоря, в современном мире создается единое целое, где любое локальное событие определяется событиями в других локусах и наоборот. Эти процессы и выступают как «феномен глобальности и глобализации».
На сегодняшний день четкое определение глобализации в научной литературе практически отсутствует. Проблемами глобализации занимаются многие общественные научные дисциплины, при этом в термин "глобализация" вкладываются присущие конкретной науке специфические значения. Для одних глобализация - "распространение рынка на всю планету", "возрождение универсальных западноцентристских ценностей", "утверждение идеологии неолиберализма", "проявление нового империализма и 59
нового колониализма", "гомогенизация мира". Другие видят в глобализации "движение к общечеловеческим ценностям", "позитивный процесс, способствующий экономической и социальной эффективности", и т.п.
В конце 90-х годов по мере проявления влияния глобализации на национальные, социально-экономические и политические системы взгляды на нее претерпели существенную эволюцию. Не подтвердились многочисленные прогнозы относительно "заката" национальных государств. Такие понятия, как "мировое общество" или "глобальная культура", пока еще больше относятся к сфере социальной фантастики, нежели являются реальностью. Недостаточно эффективны в достижении поставленных целей международные организации, которые, по мысли отдельных авторов, должны были стать основой нового глобального политического управления. Более того, их все чаще критикуют за лоббирование интересов транснациональных корпораций и внедрение рыночной идеологии во все сферы деятельности и по всему миру. Как писал французский исследователь Э.Перро, глобализация представляет собой "процесс интеграции разнообразных культур в единую рыночную логику".
В последнее время со всей очевидностью проявились негативные последствия глобализации. В первую очередь это относится к таким сферам, как массовая информация и мировые финансы, где глобализация приобрела наиболее ясные и четкие формы.
Так, вместо "планетарной деревни", в которую должен был превратиться мир благодаря революционным изменениям в сфере телекоммуникаций и созданию глобальной сети Интернет, сегодня все больше говорят о "культурном империализме" и навязываемой насильственной вестернизации. Активизируются движения в защиту прав граждан и потребителей на свободный доступ к информации и культурному наследию. Последнее требование приобретает особое звучание, если учесть, что под влиянием стимулируемой глобализацией миграции населения общества в развитых странах становятся во все большей степени многоэтническими и мультакультурными, в то время как по каналам средств массовой информации гражданам навязываются стандартизированные культурные стереотипы. Что касается развивающихся стран, то там культурная глобализация чревата ростом напряжения в обществе, поскольку ведет к трансформации или разрушению традиционных связей, ценностей и поведенческих моделей.
Кризисы, потрясшие мировую финансовую систему и финансовые рынки, на которых котируются акции высокотехнологичных компаний, составляющих основу "экономики знаний", показали, что глобализация не устранила противоречий свободно-рыночной экономики, но лишь перенесла их на глобальный уровень.
60
Негативные проявления глобализации и неоправдавшиеся прогнозы тем не менее не устраняют того факта, что глобализация носит объективный характер и стала результатом экономических, политических, иституциональных и социальных перемен, вызванных радикальными преобразованиями в производственной сфере под влиянием технологического переворота, связанного в первую очередь с микроэлектронной революцией.
Рассмотрим, как влияет глобализация на образование. Процесс информатизации, рассмотренный выше, привел к тому, что человеческий ресурс стал новым параметром конкурентоспособности предприятий. Рост влияния таких показателей, как повышение качества товаров и услуг, их диверсификация и сокращение жизненного цикла, на конкурентоспособность заставляет предпринимателей разрабатывать стратегии развития, интегрально решающие вопросы внедрения принципиально новых технологий, типов организации производства, управления и подготовки кадров. Образование и подготовка кадров, таким образом, становятся постоянными составляющими деловой стратегии предприятий.
Усиление конкуренции в условиях нарастающей глобализации вынуждает деловые круги все более активно вмешиваться в процесс образования и предъявлять системе образования свои требования. В частности, главной задачей образования, по мнению представителей деловых кругов, должно стать "обеспечение непрерывной полготовки «человеческого ресурса» к рентабельному использованию в постоянно меняющихся условиях.
Так, в докладе "Образование и компетентность в Европе", опубликованном в январе 1989 г. "Круглым столом" европейских промышленников (КСЕП) указывалось, что промышленные корпорации рассматривают образование и подготовку кадров как стратегические инвестиции, жизненно важные для их будущего процветания. В докладе также выражалось сожаление, что "правительства все еще рассматривают образование как исключительно внутреннее дело, из-за чего промышленность может оказывать лишь слабое воздействие на образовательные программы". Вывод, сделанный в докладе, состоял в необходимости усиления связей между образовательными учреждениями и промышленностью, в частности, путем развития дистанционного обучения и образования, а также внедрения в сферу образования компьютерной техники.
В целом указанная стратегия должна была способствовать приспособлению системы образования и профессионального обучения к требованиям промышленных корпораций, действующих сегодня в условиях формирования мирового рыночного пространства.
Требованиям новой модели экономического развития должно соответствовать и содержание школьного образования. По мнению адептов неолиберализма, в условиях глобализации промышленные 61
страны могут успешно конкурировать в борьбе за инвестиции только путем повышения уровня подготовки своей рабочей силы, инновационных способностей научного и технического персонала, обеспечивающих эффективность функционирования предприятий. Современная школа, по их мнению, должна постоянно отслеживать изменения, происходящие на постиндустриальном рынке труда. В этих условиях задача школы - дать будущему работнику широкое образование, включая знания в области предпринимательства, разрешения кризисных ситуаций и др., а также обучить навыкам восприятия новых знаний, с тем чтобы, придя на производство, он смог получить знания, необходимые для выполнения конкретной работы.
Поиск решения проблемы идет по самым разным направлениям. В Великобритании, например, в 80-е годы упор был сделан на развитие системы профессиональной подготовки молодежи. Правительство приняло две специальные программы и финансировало их реализацию "Схемы молодежного профессионального обучения" и "Инициативы в области профессионально-технического образования", направленные на укрепление связи между "школой и производством" и на внедрение предпринимательской культуры в школьное образование. Ныне по этому пути идут французские власти. В частности, в октябре 2000 г. министерство образования Франции совместно с Движением предприятий Франции провели "Неделю взаимодействия школы и предприятия". Цель мероприятия - улучшить взаимодействие школ и предприятий по профессиональной ориентации учащихся, стимулировать интерес школьников к предпринимательству.
Эксперты ОЭСР в начале 90-х годов обратились к концепции непрерывного образования, разработанной еще в 70-е годы, но из-за нефтяного кризиса и начавшейся экономической рецессии не получившей своего воплощения в жизнь. В рамках этой концепции школьное образование рассматривается лишь как подготовка к карьере, которую человек делает всю жизнь. В условиях интенсификации научного знания, составляющего основу постиндустриальной экономики, обучение на протяжении всей жизни должно получить приоритетное развитие
Идея непрерывного образования получила поддержку и в деловых кругах. В докладе КСЕП, подготовленном в 1995 г., утверждалось, что человек должен иметь возможность получать образование на протяжении всей его жизни, причем главная задача образования состоит в обучении человека "навыкам восприятия новых знаний".
Основная роль в процессе обучения на протяжении всей жизни отводится системе дистанционного обучения. Как отмечалось в отчете о "круглом столе" стран - членов ОЭСР, состоявшемся в феврале 1996 г. в Филадельфии, новые формы обучения не требуют постоянного присутствия педагогов, но могут реализовываться компаниями, предоставляющими образовательные услуги. Что касается 62
государственной системы образования, то ей участники "круглого стола" отвели роль гаранта доступа к обучению преимущественно тех, кто "не в состостоянии обеспечить рентабельный спрос на образование". В целом, по мнению деловых кругов, на государство возлагается обязанность обеспечивать гражданам базовое образование.
Эксперты ОЭСР в начале 90-х годов обратились к концепции непрерывного образования, разработанной еще в 70-е годы, но из-за нефтяного кризиса и начавшейся экономической рецессии не получившей своего воплощения в жизнь. В рамках этой концепции школьное образование рассматривается лишь как подготовка к карьере, которую человек делает всю жизнь. В условиях интенсификации научного знания, составляющего основу постиндустриальной экономики, обучение на протяжении всей жизни должно получить приоритетное развитие.
Однако столь радикальное вытеснение государства из образовательного процесса пока носит декларативный характер. Скорее приведенные выше высказывания отражают стремление деловых кругов, и прежде всего корпораций, работающих в сфере информации и коммуникаций, освоить новый рынок образовательных услуг, формирующийся под влиянием глобализации. Что касается государства, то ему в этом процессе отводится роль финансового донора.
В последнее двадцатилетие многие развитые страны мира осуществляют реформирование национальных систем образования, содержание и направление которых все в большей степени определяет глобализация. Превращение образования в важный фактор конкурентоспособности не только отдельных производителей, но и национальных «экономик в целом требует от системы образования большей гибкости, открытости переменам, способности адекватно реагировать на них. В новых условиях особую важность приобретают вопросы эффективности функционирования образовательных учреждений и рациональности распределения финансовых ресурсов.
По мнению либеральных идеологов глобализации, достижение указанных целей возможно лишь в условиях рыночных отношений в сфере образования. В докладе Мирового банка "Политикой стратегия в области образования", подготовленном в 1995 г., утверждается, что логика глобализации диктует существенное сокращение присутствия государства в сфере образования, поскольку государственное управление ""оставляет мало места для гибкости, столь необходимой для эффективного обучения"
Эксперты Мирового банка считают, что в новых условиях задача государства в сфере образования состоит в гарантировании права бедных на доступ к образованию, распространении информации об образовательных возможностях, обеспечении качества образования путем внедрения образовательных стандартов и мониторинга их соблюдения.

Уже сегодня во многих странах централизованный контроль государства за образовательными учреждениями, особенно школьными, вменяется контролем со стороны местных органов власти и негосударственных организаций, являющихся своего рода попечительскими советами, куда наряду с представителями местного самоуправления и родителями входят представители деловых кругов. Сокращение финансового участия государства в развитии образования, внедрение рыночных методов управления образовательными учреждениями, стимулирование конкуренции между учебными заведениями ведут к коммерциализации образования. Рынок (как институт) начинает определять конечные цели, задачи и организацию образования, вытесняя из этой сферы государство. Учащиеся все чаще рассматриваются не как граждане, имеющие право на образование, а как потребители образовательных услуг, и на основе такого подхода строятся их взаимоотношения с образовательными учреждениями. Активно входят в жизнь такие понятия, как "рынок образования», образовательные предприятия", "образовательный бизнес" и т.п.
Рыночные силы становятся катализатором трансформации традиционной системы предоставления образования. Появляется все больше негосударственных образовательных учреждений, деятельности которых и предоставляемые ими услуги стремительнодиверсифицируются по мере развития информационных технологий, формирование мирового рынка образовательных услуг, которого к 2005 г. могут составить в 90 млрд. долл. В мае 2000 Ванкувере состоялся первый мировой салон образования, в которого приняли участие 3 тыс. профессионалов, представляющих 458 частных и государственных организаций из 56 стран, занимаются подготовкой кадров, дистанционным обучением, созданием образовательных систем, обучением иностранных студентов и размещение учебных заведений за рубежом, производством технического образования и программного обеспечения для образовательных учреждений. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в список услуг, торговля которыми в случае заключения Генерального соглашен по торговле услугами будет регулироваться его положениями.
Необходимо обратить внимание на то, что сегодня растет число противников глобализации образования. Они считают, что транснациональные корпорации и крупные монополии угрожают национальным образовательным системам, а дальнейшая либерализация и дерегулирование будут означать наступление на права граждан, в том числе на свобод доступ к образованию. Они выступают против усиления утилитарного, потребительского подходов к образованию, против выхолащивай» образования духовности и просветительства.

Глобализация как объективный фактор, имеющий позитивные и негативные влияние требует тщательного учета его на развитие системы образования.
Выводы
1.
Информатизация является объективной закономерностью развития общества и системы образования. Отличительной чертой этого явления является широкомасштабное применение информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе Интернет во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и образовании.
2.
Термин "глобализация" пришло на смену таким понятиям, как "взаимозависимость" и "интернационализация" и характеризует качественно новый этап развития системы международных отношений в экономической, социальной и политической сферах. Глобализация носит всеобъемлющий характер, распространяется на все стороны человеческой деятельности и затрагивает все сферы общественного и индивидуального бытия, в том числе и образование.
3.
Одним из следствий глобализации, а также в силу индустриализации и коммерционализации образования возникает понятие образовательные услуги. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в перечень услуг, торговля которыми в случае заключения Генерального соглашен по торговле услугами будет регулироваться его положениями. Это было подтверждено документами на мировом салоне образования в Ванкувере в 2000г.
Вопросы для самоконтроля и рефлексии
1. Дайте определение процесса информатизации и глобализации образования. Отметьте их положительные и отрицательные стороны.
2. Обоснуйте объективность и процессов и их всеобщность для различных сфер жизни общества.
3. Обоснуйте положение о том, что процессы информатизации и глобализации образования являются объективными процессами, характерными не только для системы образования.
4. Приведите конкретные примеры результатов информатизации и глобализации образования на уровне образовательного учреждения, где вы обучаетесь.
5. Сформулируйте отличия глобализации и интернационализации.

Литература
1. Колин К.К. Социальная информатика-М.:-198с
2. Концепция информатизации образования. «Информатика и образование». М., 1990. № 1.
3. Колин К.К. Информатизация образования как фундаментальная проблема. «Дистанционное образование». М., 1998, № 4.
4. Анненков В.В., Взятышев В.Ф., Казакова, Овсейцев А.А. «Учебно-научные сетевые дискуссии и их роль в активизации самостоятельной работы студентов». – М.: МЭИ,СТОИК, 2002
5. Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского общества. Сб. н. тр. «Системы и средства информатики». Изд-во «Наука». М., 1996, вып. 8.
6. Животовская И.Г. Глобализация и образование: институциональный и экономический аспекты Глобализация и образование Сб. обзоров Отв ред Зарецкая С.Л. –М.: ИНИОН,2001. -с.21-38.
7. Чешков М.А. Глобальное видение и новая наука. - М.1998. - 81 с.

Урсул А. Д., Урсул Т. А. Глобальные процессы и образование // Ученый Совет . — 2016. — № 3. — С. 36-45. В статье обсуждаются глобальные процессы, приводящие к фундаментальным трансформациям в сфере образования. Особое внимание уделяется глобальной революции в науке, которая начинается с ее кардинальной глобализации и ориентации на возможности перехода к устойчивому развитию и последующему ноосферогенезу. Обсуждается процесс глобализации образования и становление нового типа образования – глобального образования, которое, по мнению авторов, начало свой путь с лекций В.И. Вернадского в Московском университете ещё в начале прошлого века. Предполагаются кардинальные революционные изменения мирового образования, вектор которых направлен от современных его форм к образованию для устойчивого развития и формированию глобального образования ноосферной ориентации. Авторами используются системный, футуролого-прогностический, ноосферный и другие методологические подходы исследования будущего, а также компаративистский, эволюционно-исторический и междисциплинарно-общенаучный подходы и методы концептуального моделирования. Отмечается, что на макроуровне проявляется приоритетная зависимость образования от целостного социума, а на микроуровне – приоритетно-содержательная зависимость от науки. Такая двусторонняя зависимость образования от свойств и характеристик общества в целом, с одной стороны, и его наиболее важной части – науки, с другой стороны (которая также зависит от целого), свидетельствует о двойной детерминации эволюционных процессов в образовании. Отмечается, что образование должно будет не только модернизироваться, но и футуризироваться, в определенных аспектах становиться опережающим образованием, эффективно прокладывающим путь в желаемое глобально-устойчивое будущее. Предполагается, что становление и эволюция моделей и типов глобального образования окажется в ведении нового типа глобальных исследований – образовательной глобалистики как междисциплинарной области, связывающей глобалистику и науки об образовании. Среди общих и наиболее важных глобальных процессов в образовании, которые будет изучать образовательная глобалистика, такие процессы как глобализация образования и становление глобального образования и закономерности их эволюции. Ключевые слова: глобалистика, глобальные процессы, глобальное образование, образовательная глобалистика, опережающее образование, образование для устойчивого развития, устойчивое развитие, футуризация, цели устойчивого развития, экологическое образование.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!