Основные определения по русскому языку. Определения и термины

Аллегория (от греч. Allegoria - иносказание) - иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ

Например: Трусость, беззащитность – Заяц; глупость – Осёл; хитрость - Лиса .

Аллитерация (от лат. Al , при, litera - буква) – повторение одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи.«Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой».

Анафора (от греч. Anaphora - вынесение вверх) - единоначатие ; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или нескольких стихотворных строк:

Как ни гнетёт рука судьбины,

Как ни томит людей обман...

Ф. Тютчев


Антитеза (от греч. Antitehesis - противоречие, противоположение) - противопоставление

«Чёрное и белое», «Война и мир».

Антонимы (от греч. Ant - против и on у ma - имя) - слова, имеющие противоположенные значения: Ненависть и любовь

Архаизм (от греч. Archaios - древний) - устаревшее слово или оборот речи. Используется как средство художественной выразительности для воссоздания исторического колорита, речи героев, для придания произведению возвышенного характера:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился...

А.С.Пушкин

Ассонанс (от лат. Assonare - звучать в лад, созвучие) - повторение одинаковых гласных звуков:

Взложу на тетиву тугу ю,

Послу шный лу к согну в дугу,


А.С.Пушкин

Афоризм (от греч. Aphorismos - изречение) - обобщённая, глубокая мысль автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор.

«У сильного всегда бессильный виноват» И.А.Крылов

Вопросно - ответная форма изложения

стоит отличать от риторического вопроса. При вопросно-ответной форме изложения изложения автор задает вопросы и сам же на них отвечает. Риторический вопрос не требует ответа.

Гипербола (греч. Hyperbola - преувеличение) - образ выражения, содержащий непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого - либо предмета, явления

«В сто сорок солнц закат пылал» В. Маяковский.

Градация (лат. Gratatio - постепенное возвышение) - расположение перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (восходящая градация) или в порядке убывания значений (нисходящая градация).

Оставаясь навсегда отшельником, заключённым в камеру своего тела, он лишён возможности давать кому-нибудь ощутить и почувствовать то, что он сам в своей камере ощущает, воспринимает, чувствует, жаждет и о чём мечтает .

Инверсия (лат. Inversion - перестановка, переворачивание) – обратный порядок слов нарушение общепринятой последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей новый, особый оттенок выразительности:
он пришёл - пришёл он

Ирония (греч. Е ir о n е i а- притворство, насмешка) – скрытая насмешка - один из тропов, перенос значения по противоположности. Отличительный знак - двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположенный ему, подразумеваемый.

«Отколе, умная, бредёшь ты, голова»? (И. Крылов) (обращение к Ослу -см. аллегорию)

Контекстные синонимы - слова или сочетание слов, которые приобретают близкое значение лишь в определённом контексте.

Лексический повтор - намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя:

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.(С. Есенин)

Литота (от греч. Litotes - простота, малость, умеренность) - образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.


«Мальчик с пальчик » , «мужичок с ноготок », тише воды, ниже травы .

Метафора (греч. Metaphora - перенесение) - представляет собой перенесение значения по сходству. Это средство выразительности очень близко к сравнению. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов:

Рояль дрожащий пену с губ оближет

Б. Пастернак


Метонимия - вид тропа (см.), употребление слова в переносном значении, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, как в метафоре (см.), с тем отличием от последней, что замещение это может производиться лишь словом, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т.д.) связи с предметом (явлением), который обозначается замещаемым словом. Например: «Все флаги в гости будут к нам», где флаги замещают страны.
Обычно изображается содержащее вместо содержимого (съешь еще тарелочку), одежда вместо человека (стою в очереди за красной кофтой), имя автора вместо названия произведения (Белинского и Гоголя народ с базаров понесет), название помещения вместо людей, находящихся в нем (вся кшола сбежалась).

Многосоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления, усиливается выразительность речи.

«Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду»

А. Чехов

Бессоюзие - намеренное отсутствие союзов

Швед, русский колет, рубит, режет... (А.С. Пушкин)

Однородные члены,ряды однородных членов

Оксюморон (греч. oxymoron - остроумно- глупое) - необычное соединение слов, сочетание противоречащих друг другу слов, логически исключающих друг друга. «Мёртвые души», «невольник чести», «невозможное возможно», «живой труп».

Олицетворение - троп, состоящий в приписывании неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ.

«О ком ты воешь , ветер ночной, о чём сетуешь безумно?»

Парцелляция (итал. Parcellf - частица; от лат. particla ) - стилистический приём, расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Цель парцелляции - придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками:

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!

А. Грибоедов.

Перифраз (от греч - paraphrases - описательный оборот, описание)

1)Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова: Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора).

2)Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты:

Царь зверей вместо «лев», Туманный Альбион вместо «Англия», Северная Пальмира вместо Санкт-Петербург.

Сравнение у Пушкина: певец Гяура и Жуана (Байрон), певец Литвы (Мицкевич), творец Макбета (Шекспир).

Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение (от греч. Rhetorike - ораторское искусство) - специальные приёмы, которые используются для усиления выразительности речи. Риторический вопрос может выражать вопросительное содержание, но задаётся не с целью дать или получит на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя. Риторическое восклицание усиливает в тексте выражение чувств, а риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.

Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А.Пушкин)

Знакомые тучи! Как вы живёте?

Кому вы намерены нынче грозить? (М.Светлов).

Простят ли честные герои? Мы их завет не сберегли. (З.Гиппиус).

Синекдоха (от греч. synecdoche ) - один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого. Пример: белеет парус(= лодка).


Синтаксический параллелизм (от греч. Parallelos - идущий рядом, параллельный) - повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с оной и той же синтаксической структурой с однотипным порядком слов, однотипным сказуемым:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской .

М. Лермонтов.

Сравнение - изобразительный приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. Чтобы сопоставить, сравнить одно явление с другим, мы в своей речи пользуемся разными языковыми конструкциями, которые помогают выразить значение сравнения. Чаще всего сравнение в речи оформляется в виде сравнительных оборотов. Состоит сравнительный оборот их слова или словосочетания с одним из сравнительных союзов (как, точно, словно, будто, как будто, что). Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием (Л. Толстой).

Сравнительный оборот см. сравнение


Фразеологизм - лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Бить баклуши, диву даваться, из рук вон, как пить дать, остаться с носом, точить балясы, собаку съесть, положа руку на сердце и т.д.

Экспрессивная лексика - слова выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д.: дурочка, сыночек, глупышка, копун, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач.

Эмоционально окрашенная лексика

Эпитет - образное определение, подчёркивающее наиболее существенный, в данном контексте, признак предмета. Часто содержит в себе элемент сравнения и потому граничит с метафорой. Парус одинокий , весёлый ветер, мороз - воевода .

Постоянный эпитет - эпитет, часто встречающийся в народном поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в другое: море синее, поле чистое, солнце красное, тучи чёрные, добрый молодец.

Эпифора (от греч. epiphora из epi - после + phoros - несущий) - стилистическая фигура, противоположенная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.). Например: Мне хотелось знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ? (Н. Гоголь).

Аббревиатура - слово, образованное на базе словосочетания путем значительного сокращения его единиц. Аббревиатуры делятся на несколько типов. Буквенные аббревиатуры состоят из началь­ных букв исходных слов (МГУ - Московский государственный университет). Звуковые аббревиатуры - из начальных звуков исходных слов, в таких случаях аббревиатура читается как обыч­ное слово (СПИД - синдром приобретенного иммунного дефи­цита). Сложносокращенные слова включают в себя части исход­ных слов или часть слова и целое слово (Минфин - Министер­ство финансов). Усеченные слова: зав - заведующий, зам - заместитель.

Адресант - тот, кто адресует речь (речевое произведение) кому-либо, отправшель речи. Речевой партнер адресата речи.

Адресат - тот, кому адресуется речь (речевое произведение), полу­чатель речи. Речевой партнер адресанта речи.

Активный словарный запас - совокупность слов, которые не только понятны человеку, но и свободно используются им в речи.

Актуальное членение предложения - смысловое членение предло­жения в условиях определенного коммуникативного события (в речевом акте) на основе движения мысли говорящего.

Акцент - то же, что ударение. Акцентировать - ставить ударение, выделять посредством логического ударения.

Алогизм (нелогичность) - речевая ошибка, нарушение логичности как общего качества хорошей речи.

Ангилизм - слово или другое языковое средство, заимствованное из английского языка (продюсер, ралли, прайм-тайм).

Аннотация - краткая характеристика книги, статьи, рукописи и т. п. Цель аннотации как жанра - предельно кратко и обобщенно представить некоторые важные сведения о существующем круп­ном тексте и таким образом дать читателю возможность быстро­го предварительного ознакомления с ним. Аннотация - это раз­новидность вторичного текста, т. е. ее содержание полностью обусловлено ранее созданным самостоятельным полным (пер­вичным текстом и ситуацией его создания. Заключает в себе све­дения о содержании, предназначении и адресованности первич­ного произведения, может передавать его оценку, сведения об ав­торе, указания на характер адресованности, рекомендации к использованию.

Антонимы - слова одной и той же части речи, связанные отношени­ями антонимии, т. е. противоположности по значению внутри семантической общности: узкий - широкий, хорошо - плохо.

Апостроф - знак в виде запятой, который ставится справа от буквы над строкой. Используется для отделения частиц в иноязычных собственных именах: д"Артаньян, О"Брайен.

Арго, нескл., ср. - язык, применяемый какой-либо социальной или профессиональной группой людей, главным образом, в целях маскировки, тайного обмена информацией, обособления от не­посвященных. В строгом смысле термина арго - это условный тайный язык.

В более широком истолковании Арго - то же, что жаргон, но без сниженного смысла, который сопровождает второе понятие: цир­ковое, спортивное, учительское Арго.

Архаизмы - один из типов устаревшей лексики: слова или выраже­ния, вытесненные из широкого употребления более поздними синонимами (чело - лоб, ведать - знать, град - город, весь - селение, деревня). В отличие от историзмов, архаизмы обозна­чают явления, которые существовали № продолжают существо­вать в данное время, слова архаизмы выходят из общего употреб­ления только потому, что появляются другие наименования этих явлений, по той или иной причине более удобные для носителей языка.

Аудирование - в методике обучения языку: слушание с учебной це­лью, восприятие звучащей речи для тренировки ее понимания.

Благозвучие (эвфония) - частное проявление выразительности речи, наиболее общее стилистическое требование к ее фонетической стороне, а именно требование естественности и красоты ее зву­чания. Благозвучная речь удобна в произношении для говоря­щего и приятна на слух для воспринимающего. Благозвучие - понятие национальное, оно достигается соответствием звуково­го состава конкретного речевого произведения тем звуковым за­кономерностям и звукосочетаниям, которые исторически сфор­мировались в языке и на интуитивной основе осмысляются рус­скими как естественные, удобные, красивые.

Бланк - лист бумаги с частично напечатанным стандартным текстом, графами и т. п. для единообразного оформления документов.

Богатство речи - одно из коммуникативных качеств речи, выделяю­щее соотношение речи и языковой компетенции говорящего: количество и разнообразие языковых средств, которые находят­ся в употреблении индивида. Богатство речи отдельного человека зависит от того, насколько велик индивидуальный запас язы­ковых средств (слов и моделей их сочетания, устойчивых выра­жений, типов предложений, интонационных конструкций и др.) в его сознании (см. пассивный словарный запас), а главное от того, сколько и каких средств этого запаса он может переводить в активное употребление, т. е. осмысленно и свободно применять в конкретных случаях. В активном словаре А. Пушкина более 21 000 лексических единиц, примерно вдвое больше, чем у со­временного взрослого образованного человека.

Бытовая лексика - слова, связанные с укладом повседневной жиз­ни: названия предметов домашнего обихода, нравов и обычаев, еды, одежды, средств передвижения, домашних животных, тер­мины родства и т. д. (квартира, стол, свадьба, каша, брюки, трам­вай, кошка, сестра). Как правило, это нейтральная общеупотре­бительная лексика, входящая в активный словарный состав язы­ка. В более редких случаях бытовая лексика характеризуется стилистической окраской разговорности (картошка, столовка).

Варваризмы - иноязычные слова или выражения, не до конца осво­енные в русском языке в связи с грамматическими и фонетиче­скими трудностями освоения (авеню, мадмуазель, табльдот, хокку) или новизной заимствования (сабвей - метро в США, постер - художественный плакат, промоушен - содействие распространению, продаже, продвижению). Во втором случае мно­гие заимствования быстро проходят стадию первичной новизны и перестают быть варваризмами.

Вербальный - то же, что глагольный (вербальное словосочетание) и то же, что словесный (вербальные средства, вербальное мышление).

Внелитературная лексика - слова, принадлежащие не литературно­му языку, а другим разновидностям национального языка: арго, диалектам, жаргонам, просторечию. В составе литературной речи внелитературная лексика используется как вкрапления с особым стилистическим заданием: арготизмы, вульгаризмы, диалектиз­мы, жаргонизмы, просторечные слова.

Вторичный текст - текст, созданный на базе другого текста и сохра­няющий его основное содержание.

Вульгаризмы - сниженные, грубые слова или выражения, в том чис­ле бранные (от вульгарный - грубый, пошлый), ср.: лицо и харя, есть и жрать, глупый и безмозглый.

Выразительность речи - одно из коммуникативных качеств речи, акцентированное на эстетическом качестве речевых произведении, вызывающих интерес и внимание адресата за счет повышен­ного воздействия на него.

Высказывание - целостная единица сообщения, представляющая собой речевой отрезок в его взаимосвязи с участниками и ситуа­цией общения, т. е. в составе речевого акта.

Высокий стиль (слог) - способ изложения, исполненный глубокого содержания; возвышенный, значительный, торжественный. Обес­печивается неторопливостью и размеренностью ритма, исполь­зованием слов с высокой стилистической окраской, применени­ем периодов, соответствующей интонацией. Термин высокий стиль восходит к «учению о трех штилях>> М. В. Ломоносова.

Газетно-публицистический стиль - то же, что язык газеты. Наибо­лее распространенная и хорошо изученная разновидность пуб­лицистического стиля речи.

Говорение - вид продуктивной речевой деятельности, устное выра­жение мыслей и чувств. Термин акцентирует внимание на про­цессе речи. Результатом говорения является устное высказыва­ние, устный текст, воспринимаемые на слух. При непосредствен­ном общении говорение сопровождается слушанием и должно строиться с учетом возможностей слухового восприятия речи.

ГОСТ - Государственный общероссийский стандарт - комплекс норм и правил.

Грамматика - система способов словообразования, морфологических категорий и синтаксических конструкций какого-либо языка; формальный строй языка.

Деловая речь (деловой стиль) - то же, что официально-деловой стиль.

Диалект - разновидность общенародного языка, которая служит средством общения людей на определенной территории, много меньшей, чем вся территория распространения этого языка (на­пример, северно-русский диалект, уральские диалекты, рязан­ский диалект). Отсюда более точный термин: территориальный диалект.

Документ - 1. Деловая бумага, служащая доказательством чего-либо, подтверждающая право на что-либо. 2. Письменное удостовере­ние, подтверждающее личность предъявителя. 3. Письменное свидетельство о каких-либо исторических событиях.

ДОУ - документационное обеспечение управления.

Древнерусская лексика - то же, что восточнославянская лексика.

Естественный язык - язык в собственном смысле слова. Термин есте­ственный язык возник в противовес термину искусственный язык и употребляется главным образом при сравнении искусственно­го языка с природным, естественно сформировавшимся в обще­нии множества поколений.

Жанр - исторически сложившийся устойчивый тип текстов (рассказ, повесть, беседа, статья, указ, очерк, репортаж). Понятие жанр содержит в себе известный в общих чертах образ будущего тек­ста, на который ориентируется любой носитель языка. Жанры характерны для монолога и диалога, для письменной и устной речи, официального и неофициального общения,

Жаргон - разновидность языка, характерная для устного общения в определенной социальной или профессиональной группе (моло­дежный, музыкальный, компьютерный жаргон). Как один из со­циальных диалектов, жаргон служит средством распознавания «своих», знаком принадлежности говорящего к определенной социальной группе. Жаргон находится за пределами литератур­ного языка, представляя собой параллельный неформальный способ речевого общения. Термин жаргон в общем языке часто связывается с критикой речи, жаргон понимается при этом как грубоватая, искаженная, примитивная речь. Наблюдающаяся в последние десятилетия жаргонизация русского языка, т. е. ши­роко внедрение арготической и жаргонной лексики, фразеоло­гии, интонации в разговорную, публицистическую, художествен­ную речь, нарушает законы культуры общения, отменяет необ­ходимые нравственные ограничения и тем самым способствует утрате чувства национального достоинства, духовной деградации общества.

Идиома - то же, что фразеологизм, и, шире, любой оборот речи, не переводимый дословно на другой язык.

Инверсия - изменение нормального положения элементов, распо­ложение их в обратном порядке; изменение порядка слов как сти­листический прием.

Индивидуальный стиль - совокупность семантических и стилисти­ческих особенностей речи отдельного носителя языка.

Интернациональные слова (интернационализмы) - разновидность заимствованных слов, а именно единицы международного лек­сического фонда, имеющие одно и то же значение в разных язы­ках, но оформляемые по законам каждого языка в отдельности. Основные группы интернациональных слов составляют терми­ны науки и техники, культуры и искусства, социальной жизни (квадрат, микроскоп, рента, опера, конституция, ноосфера).

Информационные жанры - типы текстов, в которых содержатся све­дения о событиях реальной жизни, в том числе в области духов­ной культуры, или объясняются реальные и виртуальные явле­ния различных сфер действительности. Примером информаци­онного жанра в официально-деловом стиле может служить объявление, справка, стандартная театральная афиша; в научном стиле информационным жанром является аннотация, статья эн­циклопедического словаря. Наиболее распространенные инфор­мационные жанры публицистики - это заметка, корреспонден­ция, репортаж. В совокупности информационные жанры состав­ляют самую важную часть материалов периодической печати, радио- и тележурналистики.

Ирония - один из тропов: употребление слова или высказывания со смысловым сдвигом, что создает комический эффект, рождает на­смешку. Ирония не имеет специального лексического и синтакси­ческого выражения, она распознается на основе контраста между содержанием словесного ряда и его специфической интонацией, а также с помощью широкого контекста и общего опыта людей.

Исконная лексика - существующие с самого начала (искони), наи­более старые слова русского языка, представители его первона­чального лексического состава, сформированного в глубокой древности.

Искусственные языки - языки, целенаправленно создаваемые на базе естественных языков для межнационального общения или общения в специальной среде.

Историзмы - один из типов устаревшей лексики, а именно слова или выражения, вышедшие из широкого употребления в связи с тем, что перестали существовать или стали неактуальными стоящие за ними реалии (вече, стрелец, опричнина, смерд, сажень). Историзмы несут на себе печать своего времени, поэтому они могут использоваться как стилистически окрашенное средство (для создания колорита эпохи, как материал шутливых переосмыслений и т. д.). В исторических трудах и других нехудожественных текстах, связанных с прежними историческими периодами, историзмы являются нейтральными языковыми единицами.

Калька - вид заимствованных слов. Калькирование - образование новых слов путем буквального перевода иноязычного слова или фразеологизма (семантическое калькирование). Калькировать (слово калькировано). Калькированный (калькированное слово).

Канцеляризмы - характерные для распространенных официально-деловых документов слова и обороты (мероприятие, запротоколировать, при наличии, принять к сведению) за пределами офи­циально-делового функционального стиля.

Кириллица - одна из двух (наряду с глаголицей) первых славянских азбук, предположительно созданная славянскими просветителя­ми Кириллом и Мефодием на основе греческого уставного пись­ма (в название азбуки положено имя Кирилл, которое получил при пострижении в монахи византийский миссионер Констан­тин, за глубокие познания именуемый Философ). Реформами Петра I и Академии Российской кириллица была упрощена и освобождена от некоторых устаревших знаков. Были исключе­ны из алфавита буквы: «кси», «пси», «юс большой», «юс малый» и др.; многие буквы приобрели новое, более простое очертание. С этими постепенно происходившими преобразованиями ки­риллица составила основу русского гражданского шрифта, а по­зднее - современного русского алфавита.

Клише ед., мн., нескл. - речевые стандарты, стереотипы: устойчивые обороты, часто воспроизводимые в определенных типичных усло­виях речевого пользования. Клише закреплены за определенным функциональным стилем или жанром и составляют его (их) неотъемлемую черту. Клиширование может происходить не толь­ко в лексической, но и в грамматической, и в собственно тексто­вой областях (синтаксическое клише, композиционное клише, заголовочные клише, жанровое клише). Термин клише не содер­жит в себе оценочной характеристики явления, в отличие от тер­мина штамп.

Книжные стили речи (книжная речь) - общее название функцио­нальных стилей, основной формой существования которых явля­ется письменная литературная речь, в противовес разговорному стилю, который проявляется в основном в устной форме. В рус­ском языке три книжных стиля речи: научный, официально-де­ловой и публицистический. Термин книжный стиль речи исполь­зуется в том случае, когда требуется указать на единство, общ­ность, целостность данных стилей или, обобщенно, на стилевую специфику одного из них, или двух, или всех трех.

Коммуникативные качества речи (качества хорошей речи) - свой­ства речи, обеспечивающие оптимальное общение сторон: отно­сительное единство замысла адресанта и восприятия адресата речевого произведения. Обычно выделяются следующие ком­муникативные качества речи: правильность, логичность, точ­ность, лаконизм, ясность, богатство, выразительность, чистота, уместность.

Коммуникация - сообщение или передача средствами языка содер­жания высказывания.

Компаратив - то же, что сравнительная степень.

Конспект - письменный вторичный текст, цель которого - сохране­ние ценной для конспектирующего информации исходного тек­ста, письменного или устного. Конспект - обязательный жанр при обучении, в основном конспектируются логически сложные специальные тексты. Конспект пишется для личного пользова­ния и в разной степени проницаем для других.

Корректура - 1. Исправление ошибок, замеченных в оттиске с ти­пографского и т. п. набора. 2. Оттиск с типографского и т. п. на­бора, предназначенный для исправления ошибок.

Косвенная речь - передача чужой речи через собственную, при ко­торой чужая речь оформляется в виде изъяснительного прида­точного предложения, относящегося к глаголу речи в главном предложении: «Хорошо вы тогда сказали, что поэзия тех лет при­шла к нам в треугольных конвертах». (Высказывание А. Фадее­ва в косвенном изложении В. Астафьева.)

Культура речи - область духовной культуры, связанная с примене­нием языка, а именно качества речи, обеспечивающие эффектив­ное достижении цели общения при соблюдении языковых пра­вил, этических норм, ситуативных требований и эстетических установок. Термин культура речи указывает на степень разви­тия, достигнутую обществом в области речевого пользования. Культура речи как область прикладного языкознания складыва­лась долгое время и в различных вариантах (один из них носит название практическая стилистика). В настоящее время выраба­тывается общая теория данной научной отрасли. Основное по­нятие в теории культуры речи - это понятие нормы.

Лексика - совокупность слов какого-либо языка, диалекта или речи отдельного человека; словарный состав кого-, чего-либо.

Лексика ограниченного употребления - слова, употребление кото­рых ограничено в соответствии с территориальным и социальным делением национального языка.

Логическое (фразовое) ударение - вид выделительного ударения, а именно произвольное выделение одного из слов устного выска­зывания с целью его смыслового усиления. С помощью логиче­ского ударения говорящий получает возможность подчеркнуть наиболее важное слово высказывания и таким образом выразить точнее свою мысль. В письменной речи логическое ударение па­дает на слово, расположенное в наиболее сильной информаци­онной позиции, - это конец предложения.

Логичность речи - одно из коммуникативных качеств речи, выделя­ющее соотношение речи и мышления, а именно соответствие об­щего логического строения текста замыслу автора.

Ляпсус - грубая ошибка, досадное упущение, очевидный промах в устной или письменной речи.

Международный язык - язык межгосударственного общения (рус­ский язык входит в число международных языков), а также лич­ного общения представителей разных стран, например, англий­ский язык или искусственный язык эсперанто.

Межнациональный язык - язык, выступающий общим средством делопроизводства и общения в многонациональном государстве (например, русский язык в многонациональной России).

Межстилевые средства - то же, что нейтральные средства, общеупо­требительные средства: слова и другие языковые единицы, не за­крепленные за определенным функциональным стилем речи или их группой, всеобщие средства языка.

Метафора - употребление слова или выражения в переносном зна­чении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии; слово или выражение таким образом употребленное.

Метонимия - замена одного слова другим на основе связи их значе­ний по смежности («лес поет» вместо «птицы поют в лесу»).

Мировые языки - естественные языки, принятые в международных отношениях и юридически закрепленные в качестве официаль­ных языков ООН. Русский язык входит в «клуб мировых язы­ков», объединивший языки, народы-носители которых играют заметную роль в мировой истории и культуре.

Многозначность (полисемия) - свойство слова иметь несколько зна­чений, т. е. обозначать различные предметы и явления действи­тельности: гора - 1) значительная возвышенность на местности: высокая гора; 2) нагромождение, куча, множество: гора книг. Между отдельными значениями многозначного слова имеется связь, т. е. любое значение многозначного слова имеет хотя бы один общий компонент с другим или другими значениями этого слова, однако эта связь не всегда очевидна.

Морфология - наука о системе и строении чего-либо; система форм изменения слов в каком-либо языке; раздел грамматики, изуча­ющий формы слов.

Московское произношение - произносительные черты в речи моск­вичей XIX - начала XX вв., составившие основу современного литературного произношения. Самые заметные признаки москов­ского произношения - это умеренное аканье, умеренное иканье.

Научный стиль - функциональный стиль речи, связанный с науч­ной деятельностью и отражающий особенности теоретического мышления. Основная цель в научном стиле - сообщить адреса­ту новое знание о действительности и доказать его истинность. Основные признаки научного текста - это объективность, сис­темность, логическая доказательность, отвлеченность от всего случайного. Научный стиль входит в группу книжных стилей речи. Наряду с официально-деловым и публицистическим сти­лями, что означает повышенную значимость письменного офор­мления и монологического вида текста.

Национальный язык - наиболее широкое понятие при обозначении языка как социально-исторического явления: общий язык всей нации, формирующийся вместе с ее становлением и в значитель­ной мере обусловливающий ее становление, существование и развитие. Национальный язык существует в устной и письмен­ной форме, развивается в диалогической и монологической раз­новидностях.

Невербальные средства общения - все несловесные (дополнитель­ные к словесным или заменяющие словесные) средства переда­чи информации: взгляд, мимика, жестикуляция, движение, мол­чание, физический контакт (например, рукопожатие, похлопы­вание по плечу), пространственно-временные характеристики общения, средства других кодов общения схема, рисунок, услов­ные знаки и др.), костюм как информативный знак определенно­го типа общения.

Неологизмы - номинативные единицы (слова, отдельные значения слов, словосочетания) в начальный период их существования, когда они выделяются своей новизной. Их появление, как пра­вило, обусловлено необходимостью называния новых предметов или понятий.

Номинация - обозначение чего-либо языковыми средствами, сло­вом; наименование, название реалии.

Норма (языковая норма, литературная норма) - исторически сло­жившиеся правила речевого пользования, признанные обществом за образцовые. Следование литературной норме престижно, оно осмысляется в обществе как признак высокого культурного раз­вития.

Обиходная лексика - то же, что бытовая лексика.

Областной - то же, что местный, диалектный (связанный с террито­риальным диалектом). Областные словари - то же, что диалект­ные словари.

Окраска - традиционный термин лексикологии и стилистики, ука­зывающий на добавочные характеристики, оттенки значения язы­ковых единиц.

Оксюморон - стилистический прием, сочетание слов с противопо­ложным значением.

Омоним - слово, совпадающее с другим словом по звучанию и напи­санию, но расходящееся по значению и системе форм.

ОРД - организационно-распорядительные документы.

Орфография - система написания слов, сформировавшаяся исто­рически и принятая в качестве нормы письменной речи, а также правила письменной передачи слов. Орфография изучается в школьном курсе русского языка и охраняется государством. Свод правил русского правописания, который действует в настоящее время, - «Правила русской орфографии и пунктуации» был об­народован в 1956 г.

Орфоэпия - система правил, определяющих правильное литератур­ное произношение.

Основной словарный фонд - наиболее важная в жизни народа и наи­более устойчивая в языке часть общеупотребительной лексики.

Отзыв - оценочное мнение о чем-либо, устное или письменное, офор­мленное в виде отдельного высказывания или текста.

Отчет - информационный жанр официально-делового стиля речи: официальное развернутое сообщение о проделанной работе со­ответственному должностному лицу, собранию, организации. Основная форма отчета - письменная; в устной форме отчет представляется на основе полного письменного текста. Пись­менный текст оформляется датой и личной подписью составителя отчета или ответственного представителя коллектива его авторов.

Пароним - слово, очень близкое по звучанию к другому слову.

Паронимия - отношение формального, семантического и граммати­ческого сходства словообразовательно соотнесенных слов; зна­чительное внешнее сходство однокоренных или связанных род­ственными корнями слов, соседский - соседний, земельный - земляной.

Паронимы - слова одной и той же части речи, связанные отношени­ями паронимии, т. е. значительного внешнего сходства и, как пра­вило, родства корней. В отличие от омонимов, паронимы сход­ны, но не тождественны по форме, они имеют разное написание и никогда не совпадают полностью в произношении: молодеть - молодить, абстракция - абстрактность, сломанный - сломлен­ный, невежа - невежда.

Периодика - периодическая печать (газеты, журналы, ежегодники, сборники, бюллетени).

Письмо 1 (письменная речь) - один из двух продуктивных видов речевой деятельности, а именно дополнительное к звуковой речи средство общения: выражение мыслей и чувств с помощью гра­фических знаков. Так же называется сама знаковая система фик­сации речи.

Письмо 2 - жанровый тип, характерный для разных функциональ­ных стилей, а именно письменный текст для общения на рассто­янии. В зависимости от сферы и цели общения выделяется не­сколько типов письма: личное (частное) и деловое письмо (и де­ловая переписка в целом).

Плеоназм - речевой оборот с близкими по семантике, но разными по форме словами, создающими речевую избыточность. Посколь­ку явление некоторой смысловой избыточности составляет не­обходимую и обязательную черту связной речи (именно повто­рение одинаковых смыслов в разных словах скрепляет отдель­ные языковые единицы в речевое целое), плеоназм следует понимать как превышение меры избыточности, явственно лиш­нее с логической точки зрения уточнение. При этом чрезмерная избыточность чаще воспринимается как речевая ошибка (подско­чить кверху, долгие продолжительные аплодисменты, лично я), хотя может служить и приемом речевой выразительности (Эх, путь-дорожка фронтовая!).

Помета - применяемое в словарях сокращенное обозначение опре­деленного признака словарной единицы.

Порядок слов - словесная последовательность, взаимное расположе­ние членов словосочетания и предложения, несущее в себе опре­деленный смысл. В русском языке нет закрепленного порядка слов, но есть языковой обычай: в словосочетании согласованная опре­деляющая часть обычно стоит перед определяемой (раннее утро), несогласованное определение - после определяемого слова (пес­ня жаворонка), управляющее слово перед управляемым (читать стихи); обстоятельство образа действия, меры и степени - перед определяемым словом (очень хорошо, слишком яркий, чуть-чуть удивился); в повествовательных предложениях - подлежащее перед сказуемым (Солнце взошло). Наиболее обычный для опре­деленного типа словосочетания или предложения порядок слов называется прямым. Менее обычный порядок слов называется об­ратным. Изменение порядка слов в экспрессивных целях входит в число фигур речи.

Правильность речи - одно из коммуникативных качеств речи, выде­ляющее соотношение речи действующих в литературном языке норм, или нормативность речи. Обеспечивается соблюдением норм литературного языка на всех его уровнях, включая текстовой.

Правка - то же, что редактирование.

Практическая стилистика - прикладная стилистика, учебно-науч­ная дисциплина, цель которой состоит в развитии навыков на­блюдения над целенаправленным использованием языковых средств в образцовых текстах, а также критики и совершенство­вания некачественных текстов с учетом всех факторов стилеобразования.

Просторечие - 1. Обиходно-сниженная речь.

2. Слово, граммати­ческая форма, оборот речи, не являющиеся нормативными для литературного языка, но употребляющиеся в обиходной речи.

Профессионализмы - разновидность лексики ограниченного упо­требления: слова и выражения, характерные для неофициально­го общения по поводу профессии в среде носителей этой профес­сии (пара - сдвоенное учебное занятие). В своей среде профессионализмы повсеместны и практически нейтральны.

Публицистика - 1. Совокупность произведений различных родов искусства и литературы, говорящих о злободневных вопросах жизни общества, открыто выражающих общественно-политиче­скую позицию своих авторов.

2, О характерных особенностях публицистического стиля.

Публицистический стиль - один из функциональных стилей речи, входящий в группу книжных стилей. Публицистический стиль характеризуется массовой адресованностью. Точка зрения авто­ра, как правило, является выражением коллегиального взгляда данного СМИ. Общая социальная роль публицистики - служить формированию общественного мнения по поводу реальных со­бытий, состояний и лиц, заслуживающих внимания общества.

Пунктуация - система знаков препинания и правила их применения в русской письменности. Правила русской пунктуации система­тизированы и представлены как руководство к действию в со­ставе официального издания: Правила русской орфографии и пунктуации. - М.. 1956. Компактностью и емкостью отличается книга: Розенталь Д. Э. Справочник по пунктуации: Для работ­ников печати. - М., 1984.

Разговорная речь - разновидность национального русского языка, а именно неофициальное личное речевое общение, связанное с повседневной деятельностью и обыденным сознанием. Основ­ная функция разговорной речи - коммуникативная (функция общения).

Редактирование (правка) - совершенствование текста при его под­готовке к изданию. Осуществляется при неоднократном глубо­ком чтении текста, затрагивает его содержание и оформление.

Резюме 1, нескл., ср. - краткое изложение содержания текста или его фрагмента, самого существенного в нем; вывод, итог.

Резюме 2, нескл., ср. - современный жанр официально-делового стиля: письменный текст с краткой информацией о себе, состав­ляемый ищущим работу для последующего предложения рабо­тодателю.

Реквизит - формальные элементы, обязательные данные в составе документа, отсутствие которых лишает документ юридической силы.

Рема - выделяемая в рамках актуального членения часть предложе­ния-высказывания, которая является его информационным цен­тром, поскольку содержит в себе сообщение о теме этого выска­зывания, т. е. новую информацию.

Реферат - письменный вторичный текст, цель которого состоит в изложении и осмыслении содержания первичного текста или группы текстов. Жанр реферата актуален для книжных стилей речи. Реферат относится к клишированным текстам.

Рецензия - письменный текст, содержащий в себе интерпретацию на­учного, художественного произведения или другого информаци­онного явления: спектакля, кинофильма, концерта, телевизионной программы. По типу речи рецензия - это текст-рассуждение.

Речевой акт - в речеведении: основная единица коммуникации, от­дельное речевое действие, речевой поступок личности, оказыва­ющий определенное влияние на речевого партнера.

Речевые ошибки - общее название нарушений действующей языко­вой нормы, отступлений от правильности речи и других качеств хорошей речи.

Риторика - теория красноречия, ораторское искусство.

Русский язык - язык русской нации и межнационального общения. Является государственным языком на всей территории России, а также государств Беларусь и Кыргызстан.

Семантика - значение языковых единиц, а также наука об их зна­чении.

Синекдоха - один из видов метонимии - перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного отно­шения между ними (название части вместо целого).

Синонимы - слова одной части речи, совпадающие или очень близкие по значению, т. е. объединенные отношением синонимии. Груп­пируются в пары и целые ряды слов (в таком случае используется термин синонимический ряд), иногда очень большие: жилище --дом - квартира - приют - угол - крыша - кров - обиталище - апартаменты - берлога и др. Основная функция синонимов - это точное выражение понятия и задуманной эмоционально-экспрес­сивной оценки.

Синтаксис - раздел грамматики, учение о соединении слов в связ­ной речи. Единицами синтаксиса являются слово в определен­ной морфологической форме (словоформа), словосочетание и предложение.

Слова-предложения - языковые единицы, способные выступать в качестве самостоятельных высказываний, обычно в диалогической речи. Слова-предложения состоят из одного слова (да, нет, пора и др.) или неразложимого объединения слов (Как бы не так!).

Словари лингвистические - книги, содержащие в себе систематиче­ское описание языковых единиц, прежде всего слов.

Словари энциклопедические (энциклопедии) - книги, содержащие описание определенной области знания в сжатом виде. По охва­ту действительности словари энциклопедические делятся на уни­версальные и отраслевые.

Современный русский язык - русский язык последнего периода раз­вития, в течение которого он предстает сложившейся целостностью, сохраняющей свою основу на всех уровнях языковой системы.

Специальная лексика - часть лексики ограниченного употребления, выделяемая на социальном основании - это лексика, связанная с различными областями трудовой деятельности человека и упо­требляемая специалистами той или иной профессии. В состав специальной лексики входят термины и профессионализмы.

Стили произношения - взаимообусловленные однотипные черты произношения, складывающиеся в целостную произносительную манеру, характерную для определенных условий речевого пользо­вания и социальной роли пользователей.

Стилистика - раздел языкознания, изучающий функционирование языка, его использование в различных речевых ответвлениях.

Стилистический прием - способ организации высказывания (текста), усиливающий его выразительность.

Стиль - результат языкового варьирования: одна из речевых подси­стем, связанная с определенной сферой речевого употребления, целью речевого общения и составом его носителей. В любом по­нимании термина, стиль характеризуется определенными прин­ципами отбора, комбинации, композиции языковых средств в речевом произведении или группе речевых произведений.

Субстантивация - переход в разряд существительных из другой ча­сти речи вследствие приобретенной способности непосредствен­но указывать на предмет (а не только на его признак).

Табу, нескл., ср. - строгие ограничения, запреты на употребление отдельных слов, выражений, речевых действий, обусловленные этическими, религиозными, историко-культурными, социальны­ми причинами.

Тавтология - разновидность плеоназма, а именно неоправданная избыточность выражения, возникающая за счет использования однокоренных слов: предложенное предложение; следовать сле­дующим образом.

Тайные языки (условные языки) - обобщенное название ряда арго, применяемых в социальных группах людей, заинтересованных в тайном обмене информацией.

Тезис целого текста (основной логический тезис) - основная мысль це­лого текста-рассуждения, сформулированная в виде предложения.

Текст - результат целенаправленного речевого творчества, целост­ное речевое произведение, коммуникативно обусловленная ре­чевая реализация авторского замысла. Текст носит знаковый ха­рактер, т. е. выступает как единство содержания формы.

Тема - выделяемая в рамках актуального членения часть предложе­ния-высказывания, в которой содержится нечто известное, данное и которая служит отправной точкой для сообщения новой информации.

Тема текста - предмет речи целого текста; содержательное ядро тек­ста, лежащее в основе авторского замысла.

Термины - слова или словосочетания, обозначающие специальные понятия в определенной области знания или профессиональной деятельности. Отличаются от слов общего языка отсутствием экспрессивно-стилистической окраски. Вместе с другими подоб­ными словами некоторой области знания образуют систему тер­минов, или терминологию, и полностью термины одной и той же системы подчеркиваются словообразовательной однотипностью соотносимых терминов (аффикс - префикс - суффикс - пост­фикс; завязка - развязка; индукция - дедукция). Основная функ­ция терминов - это функция логически точного определения (дефинирования) специального понятия. Совокупность терми­нов представляет собой понятийный аппарат науки или другой специальной сферы деятельности.

Тест /тэ/ - задания стандартной формы, по которым проводятся испы­тания для определения уровня знаний и способностей личности.

Толковые словари - лингвистические словари, в которых объясня­ется (толкуется) значение слов.

Точность речи - одно из коммуникативных качеств речи (см.): ха­рактеристика содержания речи на основе соотношения речи и действительности (фактическая, предметная точность), речи и мышления (понятийная, смысловая точность). Различные функ­циональные стили предъявляют разные требования к точности речи. Наименее требовательна разговорная речь, поскольку не­посредственный контакт позволяет «уточнения на ходу» по же­ланию говорящего или по просьбе собеседника. Особенно требо­вательны к точности речи научный и официально-деловой сти­ли. Здесь очень важна точность в отборе и применении терминов. Точность художественной речи имеет особый характер: здесь слово должно точно соответствовать художественной задаче ав­тора, оно должно быть художественно точным. При этом могут наблюдаться отступления от общих правил объективной точно­сти выражения смысла.

Троп - средство выразительности, основанное на переносе значения и, в результате, совмещение смыслов в одной и той же форме. Слово, сочетание, предложение, обозначающие какой-либо пред­мет, явление, ситуацию, используются для обозначения другого предмета, явления, ситуации. Общепринятое и новое значения совмещаются, возникает образ - нестандартное выразительное представление обозначаемого. Функция образной характеристи­ки - основная для тропа.

Ударение - способ организации фонетически целостного отрезка речи. Словесное ударение - это выделение одного из слогов сло­ва фонетическими средствами. На письме выделяется надстроч­ным знаком.

Устаревшие слова - часть пассивного словарного состава русского языка: слова, отражающие ушедшее время и по разным причи­нам вышедшие из широкого употребления. Устаревшие слова делятся на архаизмы и историзмы.

Устная речь - звуковая, произносимая речь; реализация и результат говорения. Устная речь представляет собой исконную форму су­ществования языка (вторая форма - письменная возникает много позже устной), а иногда единственную (диалекты, просторечие, жаргоны реализуются только в устной форме).

Фамильярный - о стилистической окраске сниженности, преувели­ченной и неуместной непринужденности, развязности, бесцере­монности.

Фигура речи (стилистическая фигура, риторическая фигура) - при­ем выразительности, основанный на соположении языковых еди­ниц в тексте.

Функции языка (языковые функции) - назначение языка в челове­ческом обществе, проявление его существенных характеристик во время коммуникации. Важнейшие функции языка - комму­никативная (функция общения), когнитивная (референтная, но­минативная, познавательная, т. е. функция выражения деятель­ности сознания, мышления), экспрессивная (эмоциональная, эмотивная, прагматическая, функция воздействия, т. е. функция, ориентированная на говорящего и направленная на выражение отношения автора речи к содержанию сообщения или компонен­там коммуникативной ситуации).

Функциональные стили - наиболее крупные речевые разновидности литературного языка, исторически сложившиеся в зависимости от вида человеческой деятельности и формы общественного со­знания, а также целей, адресованности, содержания и условий ре­чевого общения. Будучи литературными речевыми разновидно­стями, функциональные стили ориентированы на нормы и стан­дарты коммуникативных качеств речи. В современной стилистике обычно выделяют научный, официально-деловой, публицистиче­ский и разговорный.

Цитата - конкретное проявление чужой речи: дословно воспроизве­денная автором выдержка из какого-либо другого текста.

Части речи - наиболее крупные лексико-грамматические классы слов, характеризующиеся обобщенным семантическим един­ством, а также морфологической и синтаксической общностью. В современном русском языке отмечается 12 частей речи.

Чистота речи - одно из коммуникативных качеств речи, а именно характеристика речи на основе ее соотношения с требованиями нравственности и эстетики. Чистой является речь, в которой нет элементов, чуждых литературному языку по нравственным и эстетическим соображениям.

Штамп - стилистически окрашенное речевое средство, за счет высо­кой употребительности превратившееся в ходовую и надоевшую стандартную единицу, что вызывает ее отторжение адресатом. В культуре речи наличие штампа свидетельствует о бедности язы­кового выражения, а также бедности самой мысли.

Экстралингвистический - связанный со словом, с языком извне.

Эсперанто - искусственный международный язык, созданный поль­ским врачом Л. Л. Заменгофом и получивший наиболее распро­странение из искусственных языков.

Этика - 1. Философское учение о морали, ее принципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения, мораль ка­кой-либо общественной или профессиональной группы.

Этикет - установленный порядок поведения.

Язык - естественно сложившаяся знаковая система, которая служит для формирования и передачи мыслей, выражения чувств, об­щения людей.

Языковая личность - человек как носитель определенных речевых пред­почтений, знаний и умений, установок и поведения. Все эти свой­ства определяются на основе текстов, создаваемых данной личнос­тью, и в совокупности характеризуют языковую способность инди­вида, его личное представление о мире и своем месте в этом мире.

Языковая политика - составная часть политики государства, каса­ющаяся распространения, престижа, преподавания, охраны го­сударственного языка. Выражается в законодательных актах, материальной и организационной поддержке профессиональных усилий в данной области.

Ясность (понятность) речи - одно из коммуникативных качеств, а именно характеристика речи на основе ее соотношения с возмож­ностями восприятия. Ясной называют речь, которая без затруд­нений воспринимается адресатом.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ, КОТОРЫЕ ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ ТЕМ,

КТО ПИШЕТ СОЧИНЕНИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ЕГЭ.

Для того, чтобы достойно сдать ЕГЭ 2015 по русскому языку , необходима усиленная подготовка по предмету в течение всего года. Ведь кроме тестового задания в экзаменационной работе есть ещё и сочинение. Само по себе сочинение не всегда легко писать, а тут ещё необходимо связать его с текстом и привести свои аргументы! Да и слова -то какие мудрые – «аргументы»!

Для того, чтобы хоть немного облегчить эту сложную задачу, на этой страничке мы собрали для вас те термины, которые необходимы для выпускника при написании ЕГЭ 2015 по русскому языку , а в частности, раздела С.

изображаемому.

Аргумент – довод, основание, суждение, которые приводятсяв доказательство высказанной мысли.

Аргументировать – приводить нужныедоказательства, аргументы.

Исходный текст – текст, которыйпредложендля анализа.

Комментарий проблемы – толкование, объяснениеосновного вопроса

данноготекста.

Коммуникативный замысел –это попытка выпускника изложить свою точку

зрения нату информацию, которая содержитсяв данномтексте (коммуникативная

компетенция – способность к речевому взаимодействию в различных сферах

общения).

Мнение – собственное суждение выпускникапо предложенной проблеме;взгляд на тему,точка зрения.

Проблема исходного текста –этоосновной вопрос, которыйпоставлен в тексте,

требующий изучения, разрешения. Обратите внимание на то,что проблем (вопросов) может быть несколько.

Проблематика –это совокупность вопросов (проблем),которые поставлены автором в

Фоновый материал – это материал, который выпускникиспользуетдля

доказательствасвоего собственного мнения (литературные, научные, исторические

и др. факты,цитаты; события из собственной жизни и т.д.).

Фактологическая точность - этоотсутствие фактических ошибок в дополнительном (фоновом) материале.

Формально заявленное мнение – это бездоказательное мнение («Я согласен илия не

Формулировка проблем исходного текста – это определение основных вопросов, которые были поставлены автором в тексте

Этика – это учение о нравственности, о правилах поведения человека.

Корректность – это вежливость,учтивость, тактичность.

Этически корректно сформулировать свое мнение –этоделикатно, тактично,

соблюдая все нравственные нормы и принципы, изложить свою личнуюточку зрения по определённой проблеме, которая поставлена автором текста (согласиться или не согласиться).

Этически некорректно сформулировать мнение – это выразить его неделикатно, в грубой форме.

Речевые клише

Как и любое другое сочинение, экзаменационное сочинение по русскому языку ЕГЭ 2015 пишется по определенному плану:

1.Введение (вступление)

2.Постановка проблемы прочитанного текста

5.Ваша позиция

6.1- ый аргумент (литературный)

7.2 –ой аргумент (любой другой)

8.Вывод (заключение)

Для вступления:

Всем известно, что …
Об этом теме написаны тысячи книг, сняты сотни фильмов
Действительно, эта тема интересует каждого из нас…

О необходимости... знает каждый.
(Риторические вопросы).
Это те вопросы, которые всегда волновали человечество.
О … размышляет в своей статье …
(Риторические вопросы). Эти вопросы на первый взгляд покажутся простыми.
.Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … .
Почему так бывает? Ответы на эти интересующие нас вопросы можно найти в статье…
Начать с цитаты, в которой заключается главная мысль данного текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается статья …
. О… много говорили и писали.
Важность и актуальность этой темы трудно переоценить: не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса)
. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).
(Риторический вопрос). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.
Приём «Цитата». «…,» - писал известный …

Для формулировки темы (проблемы) исходного текста

  • В предложенном для анализа тексте …
  • В данном тексте …волнует проблема...
  • Данный текст посвящён …
  • В тексте представлена точка зрения …
  • В предложенномтексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (или останавливается на следующих проблемах...)

Для комментирования проблемы:

  • Вопрос о …
  • Проблема,поднятая {указываем автора}, особенно актуальна…
  • Рассуждая над проблемой...,
  • {указываем автора} обращается...
  • Позиция автора заключается в том, что...
  • Авторская точка зрения заключается в следующем: …
  • По мнению автора, …
  • С позиции автора, …;
  • С точки зрения автора, …
  • Позиция автора такова:...
  • Автор считает, что...
  • Автор стремится донести до…

Для выражения своего мнения:

  • Я разделяю (или не разделяю) точку зрения…
  • Я придерживаюсь (или не придерживаюсь) того же мнения на этупроблему …, что и автор.
  • Я согласна (или не согласна) с автором в том, что …
  • Трудно (или нельзя) не согласиться с автором..
  • Мне близка позиция автора

Для аргументации собственной позиции:

  • Как часто мне приходится сталкиваться с...
  • Разве не стали обычными такие явления нашей жизни, как...?
  • Кто из нас не наблюдал …
  • Кто из насне сталкивался..
  • Кто из нас незамечал (за собой);
  • Кто из нас неоказывался свидетелем того, как...
  • К сожалению, зачастую в наши дни
  • К сожалению, среди нас;
  • К сожалению, вокруг нас..

Для заключения:

  • «Прочитав этот текст…»:
  • Прочитав этот текст, становится понятно, что … .
  • Автор хочет, чтобы … .
  • И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.
  • (Использование цитаты) «…,» - писал … .
  • В этих словах выражена мысль о … .
  • Автор текстасчитает, что … .
  • Автор стремился убедить нас …
  • Сегодня, когда … , важно помнить о том, что … .
  • Прочитав этот текст, ты понимаешь, как … .

Дорогой выпускник! Удачи тебе на ЕГЭ 2015 по русскому языку !

Текст – запись, в которой предложения связаны по смыслу. Все предложения в тексте объединяет общая тема. Текст – может быть написан для того, чтобы передать основную мысль или выразить главное переживание автора или героя.

Тема текста – это то, о чём автор пишет текст.

Основная мысль (идея) – это то, что автор хочет сказать, ради чего он пишет.

Название текста – может выражать тему или основную мысль текста.

Тема картины – просто обозначает то, что на ней изображено.

Главное переживание картины - это выраженное в картине отношение художника к тому, что он изобразил.

Текст – описание – это тип текста, который даёт наиболее полные, точные сведения о предмете или же картине, наблюдаемыми автором.

Текст – повествование – это тип текста, в котором события описываются в последовательности. Обычно, он бывает в разговорном или художественном стиле. Текст-повествование есть ни что иное как рассказ. Без которого нельзя представить человека. Ведь вся его жизнь и есть повествование!

Текст – рассуждение – такой связный текст, в котором для доказательства какого-то утверждения используются суждения автора. Имеет своей целью выяснить какое-либо понятие, развить, доказать или опровергнуть какую-либо мысль.

Метафора – скрытое сравнение, в котором отсутствуют слова: как, словно, будто (Например, «изумрудная трава»).

Олицетворение – наделение явлений или предметов неживой природы качествами человека (речью, смехом, мыслями, переживаниями).

Сравнение – сопоставление людей, предметов, явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам (Например: «Анчар, как грозный часовой.).

Контраст - в отличие от сравнений, указывают на различие (противоположность) героев или концепций.

План – это структурирование текста по частям.

Обращение - это слово или сочетание слов, называющее лицо, к которому обращена речь.

Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что?).

Сказуемое - главный член предложения, которым бывает глагол, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: что делает предмет (или лицо), что с ним происходит, каков он, что он такое, кто он такой? и др. Сказуемое обозначает действие или состояние предметов, лиц, действий, которыми выражено подлежащее.

Грамматическая основа - основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).

Определение - это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопрос какой? чей?

Дополнение - это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей (то есть всех, кроме именительного).

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и отвечает на вопросы когда? где? куда? откуда? зачем? почему? как? Обстоятельство выражается наречием, именем существительным и другими частями речи.

Словосочетание - это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончания или окончания и предлога или только по смыслу.

Синонимы - слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Приставка - это морфема, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.

Суффикс - это морфема, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов.

Окончание - это морфема, которая обычно стоит в конце слова, и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.

А канье в русских диалектах и литературном языке – неразличение безударных звуков на месте букв о и а, совпадение их в одном звуке. Аканьем явление названо потому, что в некоторых говорах и в литературном языке в 1-м предударном слоге это совпадение происходит в звуке [а]: вода [вада ] и трава [трава ]. Есть говоры, в которых совпадение происходит в других звуках, например [ъ]: [въда ] и [тръва ]. См. о канье.
Ареа л (от лат. area «площадь, пространство») – область распространения тех или иных языковых явлений: фонетических, лексических, грамматических.
Артикуля ция (от лат. articulatio , здесь – «членораздельное, ясное произношение») – работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок), необходимая для произнесения звука речи.
Архаизм (от греч. archа ios «древний») – слово или оборот речи, устаревшие, вышедшие из употребления: сей «этот», живот «жизнь», лицедей «актер», энергический «энергичный».
Ассимиля ция (лат. assimilatio «уподобление») – уподобление одного звука другому, например свадьба из свать-ба , ср. сват, сватать. В данном случае т уподобилось б по признаку звонкости.
Аффрика та (лат. affricata «притертая») – сложный согласный звук, представляющий собой сочетание взрывного звука с фрикативным того же места образования. В русском литературном языке две аффрикаты – твердая [ц] и мягкая [ч"]. Аффриката [ц] представляет собой слитное произношение [т] и [с], аффриката [ч"] – слитное произношение [т"] и [ш"].
Взрывны е согласные – согласные звуки, при произнесении которых органы речи образуют полную смычку, а напор воздуха ее разрывает. Например, [т], [д], [к], [г], [п], [б] и их мягкие пары [т"], [п"] и т. д. См. фрикативные согласные, шумные согласные, сонорные согласные, аффрикаты.
Вокали зм (лат. vocalis «гласный») – система гласных звуков данного языка. См. консонантизм .
Восточнославянские языки – языки восточнославянской языковой группы: белорусский, русский, украинский. См. славянские языки, древнерусский язык .
Гиперкорре кция (греч. hyper «над, сверх» и лат. correctio «исправление») -явление в языке, когда говорящие ошибочно исправляют слово или форму, в исправлении не нуждающиеся. Например, во многих русских говорах произошел переход дн в нн (онна «одна», холонный «холодный»), таким образом различающиеся в литературном языке дн и нн совпали в одном звуке – долгом [н:]. Желание говорить культурно приводит к ложному «восстановлению» неправильных форм типа желадный (вместо желанный ).
Го вор (то же, что и диале кт ) – минимальная территориальная разновидность языка, используемая в качестве средства общения жителями одного или нескольких соседних населенных пунктов.
Дво йственное число . Современные русские диалекты и литературный язык различают два числа – единственное и множественное. В праславянском и древнерусском языках было еще одно число – двойственное. Оно использовалось для обозначения двух существ или предметов: др.-русск. нога «(одна) нога » – нозЪ «две ноги» – ногы «ноги (три и более)»; село «(одно) село» – селЪ «два села» – села «сёла (три и более)». Формы двойственного числа образовывались от существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов. В современном русском языке сохранились формы, которые восходят к формам двойственного числа: плечи, колени, уши, рога , рукава, глаза ; к ним восходят также формы м. р. на =а, употребляемые с числительными два, три, четыре: два до ма, четыре коня . Сейчас они воспринимаются нами как Р. п.
Диале кт (греч. diа lektos «разговор, говор, наречие») – то же, что и говор (см.).
Диалекти зм – слово или выражение, принадлежащее диалекту, использованное в тексте, произнесенном или написанном на литературном языке.
Диалектологи ческий а тлас русского языка (ДАРЯ) – лингвогеографический труд, созданный диалектологами Института русского языка АН СССР (ныне – Российской академии наук). ДАРЯ состоит из трех выпусков: Вып. I. Фонетика. – М., 1986; Вып. II. Морфология. М., 1989; Вып. II I. Синтаксис. Лексика (в печати). Каждый из выпусков содержит около 100 карт и комментариев к ним. Составлению атласа предшествовали многочисленные экспедиции лингвистов университетов и педагогических вузов по той территории России, где формировалась русская народность и складывался литературный язык. Эта территория и вошла в ДАРЯ (а следовательно, и в Школьный диалектологический атлас). В течение 40–60 -х годов было обследовано около 5 тысяч населенных пунктов по специальной «Программе собираний сведений для составления Диалектологического атласа русского языка».
Диалектоло гия (от диалект и греч. lо gos «слово; понятие, учение») – раздел языкознания, изучающий говоры (диалекты). Изучение русских диалектов началось в XVIII в. М. В. Ломоносов в своей «Российской грамматике» впервые выделил «главные российские диалекты». Во второй половине XIX в. шла интенсивная работа по собиранию, описанию и исследованию материала различных русских говоров. Значительной вехой в русской диалектологии стал «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля. В начале XX в. при Отделении русского языка и словесности Академии наук при непосредственном участии акад. А. А. Шахматова создается Московская диалектологическая комиссия (МДК). Под се руководством по специальной программе велось систематическое собирание диалектных материалов, для чего организовывались диалектологические экспедиции. В 1914 г. выходит в свет «Опыт диалектологической карты русского языка» Н. Н. Дурново, Н. Н. Соколова и Д. Н. Ушакова. В 1957 г. вышел в свет «Атлас русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы», а в 80-е годы – Диалектологический атлас русского языка (см.). См. лингвогеография .
Древнеру сский язык – обобщенное название восточнославянских диалектов времен племенной и феодальной раздробленности (приблизительно с IX по XIII в.); древнерусские (древневосточнославянские) диалекты легли в основу трех восточнославянских национальных языков – белорусского, русского и украинского. На древнерусском языке (на различных его диалектах – киевском, новгородском, ростово-суздальском, смоленско-полоцком и т. д.) написаны договоры, купчие, летописи, грамоты и некоторые другие светские (нецерковные) памятники. Многие особенности древнерусских диалектов сохранились в современных восточнославянских говорах. См. также старославянский язык, восточнославянские языки.
Е канье (или э канье ) – неразличение в 1-м предударном слоге звуков, соответствующих ударным [е], [о] и [а] после мягких согласных, совпадение их в [е] либо похожих на него звуках ([е и ], [и е ]), но отличающиеся от [и] (см. и канье ): например, [л"еса ], [л"е и са ], [л"и е са ] – леса (мн. ч.), ср. лес; [н"есу ], [н"e и cу ], [н"и е cу ] – (я) несу, ср. нёс ; [п"ета к], [п"e и та к], [п"и е та к] – пятак , но [с"ижу ] – (я) сижу; [л"ucа ] – лиса . Еканье (эканье) характерно для многих среднерусских и некоторых севернорусских говоров. Оно наряду с иканьем является орфоэпической нормой русского литературного языка. Еканье является разновидностью яканья.
Изогло сса (греч. ísos «равный» и glо ssa «язык, речь») – линия на географической карте, ограничивающая территории распространения отдельных языковых явлений. См. ареал .
И канье – неразличение в 1-м предударном слоге звуков, соответствующих ударным [и], [е], [о], [а], после мягких согласных и совпадение их в звуке [и]: [л"иса ] – леса (мн. ч.) и лиса , [н"ису ] – несу , [п"ита к] – пятак . И канье встречается в говорах с аканьем. Наряду с е каньем иканье – допустимый вариант произношения в литературном языке. См. еканье, яканье.
Индоевропе йские языки – семья родственных языков, к которой, в свою очередь, относятся некоторые семьи языков и отдельные языки – (живые и мертвые): индо-иранская семья (индийские языки: санскрит, хинди, урду, бенгальский, цыганский и т. д.; иранские языки: осетинский, персидский, таджикский, афганский-пушту и т. д.); армянский язык; греческий язык; славянская семья (см.); балтийская семья (литовский, латышский, прусский); албанский язык; германская семья (немецкий, голландский, английский, готский, шведский и т. д.); кельтская семья (ирландский, бретонский, валлийский, галльский и др.); италийская семья (оскский, умбрский, фалискский, латинский и др.; латинский язык является предком романских языков – испанского, португальского, французского, провансальского, румынского и др.); анатолийская семья (хеттский, лувийский, ликийский, лидийский и др.); тохарская семья (тохарский А и тохарский Б). На индоевропейском праязыке, предке всех индоевропейских языков, говорили приблизительно в V тысячелетии до нашей эры.
Ка рта лингвисти ческая (диалектологи ческая) . Существует два типа лингвистических карт. Одни отражают распространение диалектных явлений (фонетических, морфологических, лексических, синтаксических). Другие – распространение диалектов одного или нескольких соседних языков (например, карта диалектов немецкого языка, карта русских диалектов). Лингвистическая информация наносится на географическую карту в виде системы условных знаков (заливок, штриховок, единичных значков, изоглосс) и сопровождается легендой (см.).
Консонанти зм (лат. consonа ns «согласный») – система согласных звуков данного языка См. вокали зм .
Леге нда (лат. legenda «то, что должно быть прочитано») – совокупность условных знаков и пояснений к карте, раскрывающих ее содержание.
Ле ксика (греч. lexikо s «словесный») – словарный состав языка (или говора), т. е. все слова данного языка (говора).
Лексикализа ция . В диалектологии существует понятие «лексикализация фонетического или морфологического явления». Это значит, что определенная фонетическая или морфологическая особенность в говоре не имеет характера закономерности, а ограничена лишь несколькими словами (ограниченным кругом лексики). Например, старая московская норма предписывала произносить на месте буквы а в 1-м предударном слоге после ш и ж звук [ы э ]: [шы э г"и ] – шаги , [жы э ра ] – жара , [шы э лу н] – шалун и т. п. Согласно современной орфоэпии здесь следует произносить [а]: [шаг"и ], [жара ], [шалу н]. И лишь в словах лошаде й, жале ть, жаке т, жасми н сохранилось произношение [ы э ], т. е. произошла лексикализация данного фонетического явления. Лексикализованные явления часто являются пережитками былых фонетических и морфологических изменений и имеют значение для изучения истории языка. Например, старомосковское произношение [шы э ], [жы э ] отражает такую древнюю черту, как мягкое произношение шипящих.
Лексикогра фия – раздел лексикологии (см.), занимающийся составлением словарей.
Лексиколо гия – раздел языкознания, занимающийся изучением словарного состава языка, его лексикой (см.).
Лингви стика (франц. linguistique от лат. lingua «язык») – наука о языке; то же, что языкознание .
Лингвогеогра фия (из лат. lingua «язык» и греч. geographíā «география») – наука, задача которой заключается в выяснении территориальных границ распространения отдельных языковых явлений.
Литерату рный язык (или станда ртный язык ) – язык науки, образования, публицистики, письменно-бытового общения, официально-деловых документов и художественной литературы. Это язык, которым пользуется весь народ, он общенационален в отличие от диалекта, который территориально ограничен, и жаргона, предназначенного для узкого круга людей. Литературный язык – язык нормированный. Это значит, что он подчиняется специально разработанной норме -совокупности правил произношения, постановки ударения, употребления тех или иных форм, слов. Например, норма русского литературного языка предписывает произношение [г]-взрывного, ударений: докуме нт, звони т, включи т (не доку мент, зво нит, вклю чит ), формы нагибаться, класть (а не нагинаться, дожить ).
Морфе ма (греч. morphē «форма») – минимальная значимая часть слова: корень, суффикс, приставка (префикс), окончание (флексия).
Морфоло гия (греч. Morphē «форма», lо gos «слово; учение, наука») – раздел грамматики, изучающий структуру слова и выражение грамматических значений в слове.
Наре чия русского языка . Русские говоры территории старого расселения делятся на два наречия: севернорусское и южнорусское. Между ними находится широкая полоса переходных среднерусских говоров (см. раздел «О диалектном членении русского языка»). Севернорусское наречие противопоставлено южнорусскому целым комплексом признаков на всех уровнях языка:

Севернорусское наречие

Южнорусское наречие

взрывное [г]

фрикативное [γ]

твердое -т в 3-м лице глаголов

мягкое -т "в 3-м лице глаголов

совпадение окончаний Т. и Д.
п. мн. ч. (-ам)

различные окончания Т.
(-ами) и Д. (-ам) п. мн. ч.

«ухват»: ухват

«дежа»: квашня

«колыбель»: зыбка

«лает»: лает

погода «плохая погода»

погода «хорошая погода»

О канье – различение после твердых согласных в безударном положении звуков, соответствующих ударным [о] и [а]. Обычно при оканье в 1-м предударном слоге различаются звуки [о] (или [о у ]) и [а]: [вода ] – [трава ]. Реже на месте [о] выступает [ъ]: [въда ] – [трава ]. При полном оканье [о] и [а] различаются во всех безударных слогах, при неполном – только в 1-м предударном слоге (см. комментарий к карте 12). Оканье противопоставлено аканью (см.).
Орфогра фия (греч. orthо s «правильный» и grа phō «пишу») – правописание, система правил написания слов данного языка.
Орфоэ пия (греч. orthо s «правильный» и е pos «речь») – раздел фонетики (см.), занимающийся изучением норм литературного произношения; соблюдение правил литературного произношения.
Перфе кт (лат. perfectum «совершенное») – видовременная глагольная форма, обозначающая действие, осуществленное в прошлом, до момента речи, причем результат этого действия сохраняется в настоящем. Например, в английском перфект I have written a letter «я написал письмо (и оно, к примеру, передо мной лежит)» противопоставлен по значению простому прошедшему времени I wrote a letter «я написал письмо (и, к примеру, уже его послал)». В русских диалектах противопоставлены перфектные формы типа он приехавши формам простого прошедшего времени он приехал.
Праславя нский язык – язык-предок всех современных и древних славянских языков. На праславянском языке говорили славяне предположительно в I-VII вв. н. э. Праславянский язык в позднюю эпоху своего существования был разделен на диалекты, сложное развитие и взаимодействие которых привело к образованию отдельных славянских языков (см.).
Прафо рма – исходная, древнейшая форма слова. Праформами называют формы праязыков (например, формы праславянского языка служат праформами для русских слов). Праформы очень редко бывают засвидетельствованы (например, праформами являются формы латинского языка для романских языков), обычно они реконструируются (восстанавливаются особыми методами) на основе сопоставления форм отдельных языков, восходящих к данной праформе. Реконструкцией праязыков занимается сравнительно-историческое языкознание.
Продукти вный су ффикс (или приставка ) – активно используемый в языке для образования слов. Например, суффикс -ик является продуктивным, потому что он широко используется для образования уменьшительных существительных от новых слов: джинсики от джинсы .
Произво дное слово – слово, образованное, произведенное от другого слова. Это новое слово содержит в себе основу или часть основы того слова, от которого оно образовано, и связано с ним по смыслу. Например, обед – обеденный, стол – столик, солнце – подсолнух, бежать – забежать.
Реду кция гласных (лат. reductio «сокращение, уменьшение») – изменение гласных звуков, состоящее в менее отчетливой их артикуляции, меньшей продолжительности звучания.
Редуци рованные – условное название праславянских звуков, изображавшихся в старославянском и древнерусском языках буквами ъ (ер) и ь (ерь). Они произносились очень кратко по сравнению с другими гласными. Звук ъ, видимо, был похож на английское [u] в словах to look, book, звук ь – на английский [i] в словах bit , to sit . В русском языке ъ и ь либо развились в гласные полного образования [о] и [е]/["о] соответственно, либо выпали (например, они всегда отпадали на конце слов): мъхъ – мох , Р. п. мъха – мха ; пьсъ – пес , Р. п. пьса – пса . Так называемые беглые гласные е и о в русском языке происходят из редуцированных.
Буквы ъ и ь в русской диалектологической транскрипции используются для особых гласных звуков, сходных с теми, которые обозначались этими буквами в старославянском и древнерусском: м [ъ]локо , [п"ъ]реста ть . См. подробнее в комментариях к картам 12 и 13.
Сема нтика (греч. semantikо s «обозначающий») – значение слова, оборота речи, грамматической формы или морфемы (см.).
Си нтаксис (греч. syntaxis «составление, сочетание») – 1) раздел языкознания, предметом изучения которого являются словосочетания и предложения; 2) система, строение словосочетаний и предложений в языке – их виды, значение и т. д.
Славz нские языки . Семья близкородственных индоевропейских (см.) языков. Современные славянские языки делятся на три группы – южнославянскую (словенский, сербохорватский, македонский и болгарский языки), западнославянскую (польский, кашубский, чешский, словацкий, верхне- и нижнелужицкий языки) и восточнославянскую (белорусский, украинский, русский языки). Славянские языки восходят к единому праславянскому языку (см.). Из индоевропейских языков к славянским ближе всего балтийские (литовский, латышский, мертвый прусский языки).
Словообразова ние – образование новых слов путем соединения корня (основы) с приставками и суффиксами, а также соединения основ друг с другом по определенным моделям, включающим правила чередований звуков в данном языке.
Соно рные согласные (лат. sonorus «звучный»), или сонанты , – согласные звуки, в образовании которых голос (музыкальный тон) преобладает над шумом, например [м], [н], [л], [р], [й].
Спира нты (лат. spirans «дующий, выдыхающий») – то же, что фрикативные или щелевые согласные.
Старославя нский язык (другое название – древнецерковнославя нский ) – условное название языка древнейших славянских переводов богослужебных книг с греческого языка, которые были выполнены в середине IX столетия. Первые переводы с греческого на славянский были сделаны великими просветителями, создателями славянской письменности и литературного языка Кириллом (Константином) и Мефодием. В основе языка их перевода лежал славянский говор македонского города Салоник (Солуни), близкий к современным болгарским и македонским диалектам. Поэтому болгарскими учеными старославянский язык называется древнеболгарским. Используемый в качестве книжно-литературного языка славянами в средние века, старославянский язык приобрел местные особенности в различных областях славянского мира – так образовались разновидности церковнославянского языка, которые принято называть изводами – русский (древнерусский) извод, болгарский, сербский и т. д. Русский церковнославянский извод до XVIII в. использовался на Руси в качестве литературного (книжно-письменного) языка, ему на смену пришел собственно русский литературный язык, которым мы пользуемся по сей день. В настоящее время русский церковнославянский язык используется только в православном богослужении.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!