С тем отличием, что вместо «плоских» графиков мы рассмотрим наиболее распространенные пространственные поверхности, а также научимся грамотно их строить от руки. Я довольно долго подбирал программные средства для построения трёхмерных чертежей и нашёл пару неплохих приложений, но, несмотря на всё удобство использования, эти программы плохо решают важный практический вопрос. Дело в том, что в обозримом историческом будущем студенты по-прежнему будут вооружены линейкой с карандашом, и, даже располагая качественным «машинным» чертежом, многие не смогут корректно перенести его на клетчатую бумагу. Поэтому в методичке особое внимание уделено технике ручного построения, и значительная часть иллюстраций страницы представляет собой handmade-продукт.
Чем отличается этот справочный материал от аналогов?
Обладая приличным практическим опытом, я очень хорошо знаю, с какими поверхностями чаще всего приходится иметь дело в реальных задачах высшей математики, и надеюсь, что эта статья поможет вам в кратчайшие сроки пополнить свой багаж соответствующими знаниями и прикладными навыками, которых в 90-95% случаев должно хватить.
Что нужно уметь на данный момент?
Самое элементарное:
Во-первых, необходимо уметь правильно строить пространственную декартову систему координат (см. начало статьи Графики и свойства функций ) .
Что вы приобретёте после прочтения этой статьи?
Бутылку После освоения материалов урока вы научитесь быстро определять тип поверхности по её функции и/или уравнению, представлять, как она расположена в пространстве, и, конечно же, выполнять чертежи. Ничего страшного, если не всё уложится в голове с 1-го прочтения – к любому параграфу по мере надобности всегда можно вернуться позже.
Информация по силам каждому – для её освоения не нужно каких-то сверхзнаний, особого художественного таланта и пространственного зрения.
Начинаем!
На практике пространственная поверхность обычно задаётся функцией двух переменных или уравнением вида (константа правой части чаще всего равна нулю либо единице) . Первое обозначение больше характерно для математического анализа, второе – для аналитической геометрии . Уравнение , по существу, является неявно заданной функцией 2 переменных, которую в типовых случаях легко привести к виду . Напоминаю простейший пример c :
– уравнение плоскости вида .
– функция плоскости в явном виде .
Давайте с неё и начнём:
Распространенные уравнения плоскостей
Типовые варианты расположения плоскостей в прямоугольной системе координат детально рассмотрены в самом начале статьи Уравнение плоскости . Тем не менее, ещё раз остановимся на уравнениях, которые имеют огромное значение для практики.
Прежде всего, вы должны на полном автомате узнавать уравнения плоскостей, которые параллельны координатным плоскостям . Фрагменты плоскостей стандартно изображают прямоугольниками, которые в последних двух случаях выглядят, как параллелограммы. По умолчанию размеры можно выбрать любые (в разумных пределах, конечно), при этом желательно, чтобы точка, в которой координатная ось «протыкает» плоскость являлась центром симметрии:
Строго говоря, координатные оси местами следовало изобразить пунктиром, но во избежание путаницы будем пренебрегать данным нюансом.
– (левый чертёж) неравенство задаёт дальнее от нас полупространство, исключая саму плоскость ;
– (средний чертёж) неравенство задаёт правое полупространство, включая плоскость ;
– (правый чертёж) двойное неравенство задаёт «слой», расположенный между плоскостями , включая обе плоскости.
Для самостоятельной разминки:
Пример 1
Изобразить тело, ограниченное плоскостями
Составить систему неравенств, определяющих данное тело.
Из-под грифеля вашего карандаша должен выйти старый знакомый прямоугольный параллелепипед . Не забывайте, что невидимые рёбра и грани нужно прочертить пунктиром. Готовый чертёж в конце урока.
Пожалуйста, НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ учебными задачами, даже если они кажутся слишком простыми. А то может статься, раз пропустили, два пропустили, а затем потратили битый час, вымучивая трёхмерный чертёж в каком-нибудь реальном примере. Кроме того, механическая работа поможет гораздо эффективнее усвоить материал и развить интеллект! Не случайно в детском саду и начальной школе детей загружают рисованием, лепкой, конструкторами и другими заданиями на мелкую моторику пальцев. Простите за отступление, не пропадать же двум моим тетрадям по возрастной психологии =)
Следующую группу плоскостей условно назовём «прямыми пропорциональностями» – это плоскости, проходящие через координатные оси:
2) уравнение вида задаёт плоскость, проходящую через ось ;
3) уравнение вида задаёт плоскость, проходящую через ось .
Хотя формальный признак очевиден (какая переменная отсутствует в уравнении – через ту ось и проходит плоскость) , всегда полезно понимать суть происходящих событий:
Пример 2
Построить плоскость
Как лучше осуществить построение? Предлагаю следующий алгоритм:
Сначала перепишем уравнение в виде , из которого хорошо видно, что «игрек» может принимать любые значения. Зафиксируем значение , то есть, будем рассматривать координатную плоскость . Уравнения задают пространственную прямую , лежащую в данной координатной плоскости. Изобразим эту линию на чертеже. Прямая проходит через начало координат, поэтому для её построения достаточно найти одну точку. Пусть . Откладываем точку и проводим прямую.
Теперь возвращаемся к уравнению плоскости . Поскольку «игрек» принимает любые
значения, то построенная в плоскости прямая непрерывно «тиражируется» влево и вправо. Именно так и образуется наша плоскость , проходящая через ось . Чтобы завершить чертёж, слева и справа от прямой откладываем две параллельные линии и поперечными горизонтальными отрезками «замыкаем» символический параллелограмм:
Так как условие не накладывало дополнительных ограничений, то фрагмент плоскости можно было изобразить чуть меньших или чуть бОльших размеров.
Ещё раз повторим смысл пространственного линейного неравенства на примере . Как определить полупространство, которое оно задаёт? Берём какую-нибудь точку, не принадлежащую
плоскости , например, точку из ближнего к нам полупространства и подставляем её координаты в неравенство:
Получено верное неравенство , значит, неравенство задаёт нижнее (относительно плоскости ) полупространство, при этом сама плоскость не входит в решение.
Пример 3
Построить плоскости
а) ;
б) .
Это задания для самостоятельного построения, в случае затруднений используйте аналогичные рассуждения. Краткие указания и чертежи в конце урока.
На практике особенно распространены плоскости, параллельные оси . Частный случай, когда плоскость проходит через ось, только что был в пункте «бэ», и сейчас мы разберём более общую задачу:
Пример 4
Построить плоскость
Решение : в уравнение в явном виде не участвует переменная «зет», а значит, плоскость параллельна оси аппликат. Применим ту же технику, что и в предыдущих примерах.
Перепишем уравнение плоскости в виде из которого понятно, что «зет» может принимать любые значения. Зафиксируем и в «родной» плоскости начертим обычную «плоскую» прямую . Для её построения удобно взять опорные точки .
Поскольку «зет» принимает все
значения, то построенная прямая непрерывно «размножается» вверх и вниз, образуя тем самым искомую плоскость . Аккуратно оформляем параллелограмм разумной величины:
Готово.
Уравнение плоскости в отрезках
Важнейшая прикладная разновидность. Если все коэффициенты общего уравнения плоскости отличны от нуля , то оно представимо в виде , который называется уравнением плоскости в отрезках . Очевидно, что плоскость пересекает координатные оси в точках , и большое преимущество такого уравнения состоит в лёгкости построения чертежа:
Пример 5
Построить плоскость
Решение
: сначала составим уравнение плоскости в отрезках. Перебросим свободный член направо и разделим обе части на 12:
Нет, здесь не опечатка и все дела происходят именно в пространстве! Исследуем предложенную поверхность тем же методом, что недавно использовали для плоскостей. Перепишем уравнение в виде , из которого следует, что «зет» принимает любые
значения. Зафиксируем и построим в плоскости эллипс . Так как «зет» принимает все
значения, то построенный эллипс непрерывно «тиражируется» вверх и вниз. Легко понять, что поверхность бесконечна
:
Данная поверхность называется эллиптическим цилиндром
. Эллипс (на любой высоте) называется направляющей
цилиндра, а параллельные прямые, проходящие через каждую точку эллипса называются образующими
цилиндра (которые в прямом смысле слова его и образуют). Ось является осью симметрии
поверхности (но не её частью!).
Координаты любой точки, принадлежащей данной поверхности, обязательно удовлетворяют уравнению .
Пространственное неравенство задаёт «внутренность» бесконечной «трубы», включая саму цилиндрическую поверхность, и, соответственно, противоположное неравенство определяет множество точек вне цилиндра.
В практических задачах наиболее популярен частный случай, когда направляющей цилиндра является окружность :
Пример 8
Построить поверхность, заданную уравнением
Бесконечную «трубу» изобразить невозможно, поэтому художества ограничиваются, как правило, «обрезком».
Сначала удобно построить окружность радиуса в плоскости , а затем ещё пару окружностей сверху и снизу. Полученные окружности (направляющие
цилиндра) аккуратно соединяем четырьмя параллельными прямыми (образующими
цилиндра):
Не забываем использовать пунктир для невидимых нам линий.
Координаты любой точки, принадлежащей данному цилиндру, удовлетворяют уравнению . Координаты любой точки, лежащей строго внутри «трубы», удовлетворяют неравенству , а неравенство задаёт множество точек внешней части. Для лучшего понимания рекомендую рассмотреть несколько конкретных точек пространства и убедиться в этом самостоятельно.
Пример 9
Построить поверхность и найти её проекцию на плоскость
Перепишем уравнение в виде из которого следует, что «икс» принимает любые
значения. Зафиксируем и в плоскости изобразим окружность
– с центром в начале координат, единичного радиуса. Так как «икс» непрерывно принимает все
значения, то построенная окружность порождает круговой цилиндр с осью симметрии . Рисуем ещё одну окружность (направляющую
цилиндра) и аккуратно соединяем их прямыми (образующими
цилиндра). Местами получились накладки, но что делать, такой уж наклон:
На этот раз я ограничился кусочком цилиндра на промежутке и это не случайно. На практике зачастую и требуется изобразить лишь небольшой фрагмент поверхности.
Тут, к слову, получилось 6 образующих – две дополнительные прямые «закрывают» поверхность с левого верхнего и правого нижнего углов.
Теперь разбираемся с проекцией цилиндра на плоскость . Многие читатели понимают, что такое проекция, но, тем не менее, проведём очередную физкульт-пятиминутку. Пожалуйста, встаньте и склоните голову над чертежом так, чтобы остриё оси смотрело перпендикулярно вам в лоб. То, чем с этого ракурса кажется цилиндр – и есть его проекция на плоскость . А кажется он бесконечной полосой, заключенным между прямыми , включая сами прямые. Данная проекция – это в точности область определения функций (верхний «жёлоб» цилиндра), (нижний «жёлоб»).
Давайте, кстати, проясним ситуацию и с проекциями на другие координатные плоскости. Пусть лучи солнца светят на цилиндр со стороны острия и вдоль оси . Тенью (проекцией) цилиндра на плоскость является аналогичная бесконечная полоса – часть плоскости , ограниченная прямыми ( – любое), включая сами прямые.
А вот проекция на плоскость несколько иная. Если смотреть на цилиндр из острия оси , то он спроецируется в окружность единичного радиуса , с которой мы начинали построение.
Пример 10
Построить поверхность и найти её проекции на координатные плоскости
Это задача для самостоятельного решения. Если условие не очень понятно, возведите обе части в квадрат и проанализируйте результат; выясните, какую именно часть цилиндра задаёт функция . Используйте методику построения, неоднократно применявшуюся выше. Краткое решение, чертёж и комментарии в конце урока.
Эллиптические и другие цилиндрические поверхности могут быть смещены относительно координатных осей, например:
(по знакомым мотивам статьи о линиях 2-го порядка ) – цилиндр единичного радиуса с линией симметрии, проходящей через точку параллельно оси . Однако на практике подобные цилиндры попадаются довольно редко, и совсем уж невероятно встретить «косую» относительно координатных осей цилиндрическую поверхность.
Параболические цилиндры
Как следует из названия, направляющей такого цилиндра является парабола .
Пример 11
Построить поверхность и найти её проекции на координатные плоскости.
Не мог удержаться от этого примера =)
Решение
: идём проторенной тропой. Перепишем уравнение в виде , из которого следует, что «зет» может принимать любые значения. Зафиксируем и построим обычную параболу на плоскости , предварительно отметив тривиальные опорные точки . Поскольку «зет» принимает все
значения, то построенная парабола непрерывно «тиражируется» вверх и вниз до бесконечности. Откладываем такую же параболу, скажем, на высоте (в плоскости) и аккуратно соединяем их параллельными прямыми (образующими цилиндра
):
Напоминаю полезный технический приём
: если изначально нет уверенности в качестве чертежа, то линии сначала лучше прочертить тонко-тонко карандашом. Затем оцениваем качество эскиза, выясняем участки, где поверхность скрыта от наших глаз, и только потом придаём нажим грифелю.
Проекции.
1) Проекцией цилиндра на плоскость является парабола . Следует отметить, что в данном случае нельзя рассуждать об области определения функции двух переменных – по той причине, что уравнение цилиндра не приводимо к функциональному виду .
2) Проекция цилиндра на плоскость представляет собой полуплоскость , включая ось
3) И, наконец, проекцией цилиндра на плоскость является вся плоскость .
Пример 12
Построить параболические цилиндры:
а) , ограничиться фрагментом поверхности в ближнем полупространстве;
б) на промежутке
В случае затруднений не спешим и рассуждаем по аналогии с предыдущими примерами, благо, технология досконально отработана. Не критично, если поверхности будут получаться немного корявыми – важно правильно отобразить принципиальную картину. Я и сам особо не заморачиваюсь над красотой линий, если получился сносный чертёж «на троечку», обычно не переделываю. В образце решения, кстати, использован ещё один приём, позволяющий улучшить качество чертежа;-)
Гиперболические цилиндры
Направляющими
таких цилиндров являются гиперболы . Этот тип поверхностей, по моим наблюдениям, встречается значительно реже, чем предыдущие виды, поэтому я ограничусь единственным схематическим чертежом гиперболического цилиндра :
Принцип рассуждения здесь точно такой же – обычная школьная гипербола
из плоскости непрерывно «размножается» вверх и вниз до бесконечности.
Рассмотренные цилиндры относятся к так называемым поверхностям 2-го порядка , и сейчас мы продолжим знакомиться с другими представителями этой группы:
Эллипсоид. Сфера и шар
Каноническое уравнение эллипсоида в прямоугольной системе координат имеет вид , где – положительные числа (полуоси
эллипсоида), которые в общем случае различны
. Эллипсоидом называют как поверхность
, так и тело
, ограниченное данной поверхностью. Тело, как многие догадались, задаётся неравенством и координаты любой внутренней точки (а также любой точки поверхности) обязательно удовлетворяют этому неравенству. Конструкция симметрична относительно координатных осей и координатных плоскостей:
Происхождение термина «эллипсоид» тоже очевидно: если поверхность «разрезать» координатными плоскостями, то в сечениях получатся три различных (в общем случае)
Тема 2. Поверхности второго порядка.
§1. Цилиндрические и конические поверхности.
Определение
. Конической поверхностью (конусом)
с вершиной в точке называется поверхность, которая с каждой своей точкой М
содержит всю прямую
.
Коническую поверхность будем получать следующим образом. Рассмотрим в пространстве линию и точку ,
. Поверхность, образованная всеми прямыми, каждая из которых проходит через точку и всеми прямыми, каждая и которых проходит через точку и пересекает линию , является конической поверхностью. Линия называется направляющей
, прямые – образующими
.
Задачи.
Решение. Заметим, что направляющая конуса задана как пересечение двух множеств: поверхности
и плоскости
. Пусть произвольная точка
, то есть прямая
должна пересекать направляющую . Тогда
, то есть прямолинейная образующая
конической поверхности К пересекает плоскость
(нарисуйте картинку). Запишем эти условия в виде уравнений.
. Найдем координаты
точки пересечения прямой
с плоскостью .
. Найденные координаты
должны удовлетворять уравнению поверхности
. Получим
Переобозначив переменные, получим
Решение. Пусть
. Это уравнение искомой конической поверхности.
Определение.
Поверхность, содержащая с каждой своей точкой всю прямую, проходящую через эту точку параллельно некоторому фиксированному вектору , называется цилиндрической поверхностью или цилиндром.
Цилиндрическая поверхность может быть образована следующим образом. Пусть - некоторая линия, а - ненулевой вектор. Поверхность, образованная всеми прямыми, каждая из которых проходит через некоторую точку линии параллельно вектору , будет цилиндрической. Линия называется направляющей , прямые – образующими .
Решение. Заметим, что направляющая цилиндра задана как пересечение двух множеств: поверхности
и плоскости
. Образующие цилиндра параллельны вектору
. Пусть
Ц. Проведем прямую параллельно вектору
через точку М. Эта прямая должна пересекать направляющую цилиндра, то есть
, где
, то есть прямая , проходящая через точку М параллельно вектору пересекает плоскость в точке, принадлежащей поверхности
. Запишем эти условия в виде уравнений.
Параметрические уравнения прямой :
. Пересечем эту прямую с плоскостью и найдем координаты
точки пересечения: . Координаты этой точки удовлетворяют уравнению поверхности
, то есть
. Переобозначив переменные, получим уравнение искомой цилиндрической поверхности:
.
Решение. Пусть
Ц
. Вычислим
, где
. Тогда
.
Аналогично находим
. Итак, получим . Это уравнение искомой цилиндрической поверхности.
Решение. Пусть
. Это уравнение искомой конической поверхности.
Задачи к проверочной работе.
20 * . Написать уравнение цилиндрической поверхности вращения, зная уравнения трех ее образующих , , (ПДСК).
21 * . Написать уравнение кругового конуса, если ост координат являются его прямолинейными образующими, ось лежит в 1 и 7 октантах (АСК).
22 * . Написать уравнение конуса, описанного около сфер
и
(ПДСК).
§2. Прямолинейные образующие поверхностей второго порядка.
Определение . Прямая, лежащая на поверхности, называется прямолинейной образующей этой поверхности.
Задачи.
Решение. Запишем параметрические уравнения прямой , проходящей через точку
параллельно некоторому вектору
. Координаты этого вектора нам нужно найти или доказать, что он не существует, используя то, что прямая является прямолинейной образующей. Запишем параметрические уравнения прямой :
. Рассмотрим систему уравнений
. Эта система уравнений задает общие точки прямой и поверхности
. Чтобы прямая была прямолинейной образующей, она должна содержаться в поверхности, то есть рассматриваемая система должна иметь бесконечно много решений, то есть четвертое уравнение системы должно выполняться при любом . Рассмотрим его подробнее:
Чтобы это уравнение выполнялось при любом надо, чтобы
. Итак, мы получили два направляющих вектора, для которых прямая содержится в поверхности:
и
. Непосредственная проверка показывает, что эти векторы задают прямолинейные образующие. Тогда через данную точку
проходят две прямолинейные образующие данной поверхности.
Рассмотрим каноническое уравнение однополостного гиперболоида
и представим его в виде
. Тогда уравнения двух семейств прямолинейных образующих имеют вид:
;
, где
Где
.
Нам нужно найти такие числа
, чтобы прямолинейные образующие были перпендикулярны оси
. Для этого найдем направляющие векторы этих прямых.
. Тогда
Тогда . Потребуем, чтобы
, то есть
. Подставим в уравнения . Получим
и
.
Семейство рассматривается аналогично.
Решение. Запишем уравнение однополостного гиперболоида в виде и запишем уравнения двух семейств прямолинейных образующих
Где
.
Нам нужно найти такие числа
, чтобы прямолинейные образующие проходили через точку (1,0,0). Рассмотрим прямые семейства
. Так как точка (1,0,0) должна принадлежать таким прямым, то ее координаты удовлетворяют этой системе уравнений, то есть
. Подставим это в уравнения и сократим на . Тогда
- уравнения искомой прямолинейной образующей. Второе семейство прямолинейных образующих рассматривается аналогично.
Рассмотрим каноническое уравнение гиперболического параболоида
и представим его в виде
. Тогда уравнения двух семейств прямолинейных образующих имеют вид:
;
, где
и хотя бы одно число в каждой паре отлично от нуля.
и составим уравнения двух семейств прямолинейных образующих
, где
, чтобы прямолинейные образующие были параллельны плоскости
. Имеем
, то есть
. Так как параллелен плоскости
, по критерию параллельности вектора и плоскости получим
. Подставим в уравнения .
. Это противоречит требованию, чтобы хотя бы одно число пары
было отлично от нуля. Решения в этом случае нет.
- искомое решение. Аналогично рассматривается случай .
Решение. Запишем уравнения гиперболического параболоида в виде
и составим уравнения двух семейств прямолинейных образующих
, где
и хотя бы одно число в каждой паре отлично от нуля. Нам нужно найти такие числа
, чтобы прямолинейные образующие лежали в плоскости
. Найдем направляющий вектор прямых семейства .
, то есть
не содержится в плоскости
(а параллельна ей).
Рассмотрим второе семейство
и проведем аналогичные вычисления.
, то есть
. Чтобы прямая содержалась в плоскости, ее направляющий вектор должен быть параллелен этой плоскости, то есть
. В первом случае получаем противоречивую систему (аналогично предыдущей задаче), а во втором случае имеем
. Чтобы убедиться, что эта прямая лежит в плоскости
, нам достаточно взять любую точку на плоскости, например, (-1,0,0) и проверить, принадлежит ли эта точка прямой . Подставляя координаты (-1,0,0) в уравнения , видим, что точка не принадлежит прямой, то есть прямая не содержится в плоскости
(а параллельна ей). Итак, мы получили, что не существует прямолинейных образующих, принадлежащих плоскости
.
Задачи к проверочной работе.
§3. Метод сечений. Изображение поверхностей второго порядка 1 .
Задачи.
Решение. Каноническое уравнение эллипсоида имеет вид
. Найдем его сечение плоскостью
. В этой плоскости есть "плоская" система координат
. Точка
в
и та же точка
в
. Если М принадлежит эллипсоиду, то ее "пространственные" координаты удовлетворяют уравнению эллипсоида, то есть верно равенство
или
. На это равенство можно посмотреть как на соотношение координат
в
, то есть мы получили уравнение линии пересечения эллипсоида и плоскости
в системе координат
. Сравним полученное равенство с данным в условии задачи. Получим
. Тогда каноническое уравнение эллипсоида принимает вид:
. Нам осталось найти только значение . Для этого используем то, что точка
принадлежит эллипсоиду, то есть ее координаты удовлетворяют его уравнению:
. Итак, каноническое уравнение эллипсоида
.
Решение. Рассмотрим поверхность
, и будем исследовать ее методом сечений, то есть пересекать эту поверхность координатными плоскостями и плоскостями, им параллельными.
Рассмотрим плоскость
. Тогда уравнение линии пересечения поверхности
с этой плоскостью в "плоской" системе координат
имеет вид
(см. задачу 1). Это уравнение задает гиперболу с вещественной осью
. Рисуем ее на картинке. получаем положительное число. Разделив на это число обе части уравнения, получим.
ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ПОВЕРХНОСТИ
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ПОВЕРХНОСТИ |
Рубрика (тематическая категория) | Математика |
ПОВЕРХНОСТИ
Пусть Г – линия и - ненулевой вектор, не параллельный плоскости линии Г (если Г плоская линия.
Определение 10. Цилиндрической поверхностью с направляющей Г и образующими, параллельными вектору , принято называть множество точек всех возможных прямых, параллельных вектору и пересекающих линию Г.
Основная задача, которую нужно решить: как найти уравнение цилиндрической поверхности, в случае если даны уравнения линии Г и координаты вектора .
(28)
Остаётся из этих уравнений исключить параметр t.
Получили следующие правила для составления уравнения цилиндрической поверхности:
В случае если направляющая цилиндрической поверхности задаётся уравнениями (27) и образующие параллельны вектору , то для составления уравнения поверхности достаточно в уравнениях (27) заменить х на х - mt, у на у - nt, z на z - рt и из полученных уравнений исключит параметр.
Пример 1. Составьте уравнение цилиндрической поверхности, в случае если образующие параллельны вектору = {3, 2, -1} и направляющая Г имеет уравнения
Пример 2 . Составьте уравнение цилиндрической поверхности, в случае если направляющей является линия лежащая в плоскости (ХОУ), а образующие параллельны оси (ОZ).
Решение . Вектор, параллельный образующим, есть вектор . Заменяем в уравнениях направляющей х на х - 0‣‣‣t, ᴛ.ᴇ. х заменяем на х. Аналогично, у заменяем на у. Но z заменяем на z - t. Получим Из второго уравнения z = t. Это значит, что z может независимо от х и у принимать все возможные действительные значения, а х и у связаны тем же уравнением f(х, у) = 0, что и в уравнении направляющей. Уравнение цилиндрической поверхности в данном случае будет f(х, у) = 0.
Следствие . Уравнения , , у 2 = 2рх задают цилиндрические поверхности с направляющими эллипсом, гиперболой и параболой соответственно. Их образующие параллельны оси (ОZ).
В случае если направляющая цилиндрической поверхности есть линия второго порядка, то поверхность принято называть цилиндром второго порядка.
Замечание. Обратите внимание на то, что уравнения f(х, у) = 0, f(х, z) = 0, f(у, z) = 0, задают на плоскостях (ХОУ), (ХОZ) и (УОZ) соответственно некоторые линии. Но в аффинной системе координат в пространстве они задают цилиндры с образующими, параллельными оси (ОZ), (ОУ) и (ОХ) соответственно.
ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ПОВЕРХНОСТИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ПОВЕРХНОСТИ" 2017, 2018.
Занятие № 10.
Тема:
Поверхности
вращения.
Цилиндрические поверхности
Теоретические сведения.
1. Поверхности вращения.
Пределение. Поверхностью вращения называется поверхность, образованная вращением плоской линии вокруг оси, лежащей в плоскости этой линии.
Пусть
,
тогда ее можно задать уравнениями
Уравнение поверхности, образованной вращением линии вокруг оси Oz будет иметь вид:
(1)
2. Цилиндрические поверхности .
Пусть в пространстве дана некоторая плоская линия и вектор , не параллельный плоскости этой линии.
Определение . Цилиндрической поверхностью называется множество точек пространства, лежащих на прямых параллельных данному вектору и пересекающих данную линию .
Иния называется направляющей цилиндрической поверхности, прямые называются образующими.
Рассмотрим частный случай:
направляющая линия
лежит в плоскости xOy
:
и задается уравнениями:
а направляющий вектор образующих имеет
координаты
,
.
В этом случае уравнение цилиндрической поверхности имеет вид
. (2)
Получите уравнение поверхности вращения (1).
Получите уравнение цилиндрической поверхности (2).
Составление уравнения поверхности вращения по уравнениям направляющей и оси вращения.
Составление уравнения цилиндрической поверхности по уравнениям направляющей и направляющему вектору образующих.
Упражнения.
Основные типовые задачи.
Примеры решения задач.
Задача 1. В плоскости yOz дана окружность с центром в точке (0; 4; 0) радиуса 1. Написать уравнение поверхности, образованной вращением данной окружности вокруг оси Oz .
Ешение.
Уравнения окружности, лежащей в плоскости yOz с центром в точке (0; 4; 0) радиуса 1, имеют вид
(3)
При вращении этой окружности вокруг оси Oz получается поверхность, называемая тором. Пусть М – произвольная точка на торе. Проведем через точку М плоскость , перпендикулярную оси вращения, т.е. оси Oz , в сечении получим окружность. Обозначим центр этой окружности P , а точку пересечения плоскости с окружностью, образующей поверхность вращения, – N .
Обозначим координаты точки M (x , y , z ), тогда P (0, 0, z ), а N(0,, z ). Так как точки M и N лежат на окружности с центром в точке P , то
,
.
Последнее равенство запишем в координатах
. (4)
Точка N лежит на окружности, при вращении которой образуется тор, значит ее координаты должны удовлетворять уравнениям (3), запишем первое уравнение системы (3)
,
,
.
Возведем последнее равенство в квадрат.
и подставим выражение для из равенства (4), получим
Уравнение (5) – искомое.
Задача 2.
Составить
уравнение цилиндрической поверхности,
если направляющая лежит в плоскости
xOy
и имеет уравнение
,
а образующие параллельны вектору {1; 2;
–1}.
Пусть точка M
(x
,
y
,
z
)
– произвольная точка цилиндрической
поверхности. Проведем через точку М
образующую l
,
она пересекает направляющую в точке
.
Так как направляющая лежит в плоскости
xOy
,
то
.
Составим канонические уравнения прямой
l
.
Приравняем первую и вторую дроби к последней
(6)
Точка N лежит на направляющей, значит ее координаты удовлетворяют ее уравнению:
.
Подставляя выражения для и из системы (6), получим
. (7)
(7) – искомое уравнение.
а) эллипса
;
б) гиперболы
;
в) параболы
.
а) Направляющая лежит в плоскости
и имеет уравнение
,
а образующие параллельны вектору {1; 0;
1};
б) направляющая лежит в плоскости
yOz
и имеет уравнение
,
а образующие параллельны оси Ox
;
в) направляющая лежит в плоскости
xOz
и является окружностью
,
а образующие параллельны оси Oy.
Напишите уравнение цилиндрической поверхности, если:
а) направляющая задана уравнениями
а образующая параллельна вектору
;
б) направляющая задана уравнениями
а образующая параллельна прямой x
=
y
=
z
.
а)
,
,
,
М
(2; 0; 1);
б) l
:
,
М
(2; –1; 1).
Занятие № 11.
Тема: Конические поверхности.
Теоретические сведения.
Пусть в пространстве дана некоторая плоская линия и точка S , не лежащая в плоскости этой линии.
Определение . Конической поверхностью называется множество точек пространства, лежащих на прямых проходящих через данную точку S и пересекающих данную линию .
Линия называется направляющей конической поверхности, точка S – вершиной, прямые называются образующими.
Ассмотрим частный случай: вершина
S
совпадает с началом координат, направляющая
линия
лежит в плоскости, параллельной плоскости
xOy
:
z
=
c
,
и задается уравнением:
.
В этом случае уравнение конической поверхности имеет вид
. (1)
Если направляющая является эллипсом с центром на оси Oz ,
то получаем поверхность, называемую конусом второго порядка, уравнение этой поверхности имеет вид:
. (2)
Ось Oz в этом случае является осью конуса второго порядка.
Сечения конуса второго порядка:
Пусть плоскость не проходит через вершину конуса второго порядка, тогда плоскость пересекает конус:
а) по эллипсу, если пересекает все образующие конуса;
б) по гиперболе, если параллельна двум образующим конуса;
в) по параболе, если параллельна одной образующей конуса.
Упражнения.
Получите уравнение конической поверхности (1).
Получите уравнение конической поверхности второго порядка (2).
Основные типовые задачи.
Составление уравнения конической поверхности по координатам вершины и уравнению направляющей.
Примеры решения задач.
Задача 1.
Написать
уравнение конической поверхности,
вершина которой находится в начале
координат, а направляющая задана
уравнениями
Пусть точка M
(x
,
y
,
z
)
– произвольная точка конической
поверхности. Проведем через эту точку
образующую l
,
она пересечет направляющую в точке
.
Запишем канонические уравнения прямой
l
,
как уравнения прямой, проходящей через
точку N
и вершину конуса О(0, 0, 0)
,
.
Выразим из последней системы
и
:
,
.
Т.к. точка N
лежит на направляющей конической
поверхности, то ее координаты должны
удовлетворять уравнениям направляющей:
(3)
Подставим найденные выражения во второе уравнение системы (3)
,
,
,
. (4)
,
. (5)
Подставляем (4) и (5) в первое уравнение системы (3)
,
.
Полученное уравнение является искомым уравнением конической поверхности.;Линейная зависимость векторов . Система координат. Ортонормированный базис. Линейные операции над векторами в координатах. Скалярное произведение векторов . Векторное произведение векторов ...
Рабочая программа дисциплины Математика (2)
Рабочая программа... » 4 2 Векторы . Линейные операции над векторами . Базис пространства и линейно независимые системы векторов . Проекции вектора и его координаты. Длина и направляющие косинусы. 4 2 Скалярное произведение векторов ...
Рабочая программа дисциплины (модуля) Высшая математика
Рабочая программаРешений). Примеры. 9. Скалярные и векторные величины. Линейные операции над векторами (три операции ), их свойства. Единичный вектор a0. 10 ...
Рабочая программа предназначена для работы в 9 классе общеобразовательной школы. Сцелью реализации принципа
Рабочая программа... теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». 1 91 Угол между векторами . Скалярное произведение векторов . Скалярное произведение векторов в координатах. 1 определение скалярного произведения векторов ...
Определение. Цилиндрической поверхностью называется множество параллельных прямых (образующих), проходящих через все точки некоторой линии, называемой направляющей .
Пусть цилиндрическая поверхность задана таким образом в прямоугольной системе координат OXYZ, что образующие этой
поверхности параллельны оси OZ, а направляющая лежит в плоскости OXY и задается уравнением:
Если взять произвольную точку M(z,y,z) на цилиндрической поверхности, то ее проекция на плоскость OXY есть точка M 1 (х 1 ,у 1 ,0). Так как точки M и М 1 лежат на образующей, то х 1 =х, у 1 =у. А так как точка М 1 лежит на направляющей, то координаты точки М 1 , а, значит, и точки M, удовлетворяют уравнению F(x,у)=0.
Итак, уравнению удовлетворяют координаты любой точки
цилиндрической поверхности. Следовательно, уравнение
– искомое уравнение цилиндрической поверхности .
Если в прямоугольной системе координат OXYZ направляющая является кривой второго порядка, задаваемой каноническим уравнением вида F(x,у)=0, а образующие параллельны оси OZ, то цилиндрическими поверхностями второго порядка будут:
х 2 +y 2 =z 2 - прямой круговой цилиндр ;
2)
-
эллиптический цилиндр
;
3)
-гиперболический
цилиндр
;
4) у 2 =2рх - параболический цилиндр .
Заметим, что характерной чертой уравнения рассматриваемых цилиндрических поверхностей, является отсутствие в этих уравнениях одной из переменных.
Конические поверхности
Определение . Конической поверхностью называется множество прямых (образующих ), проходящих через некоторую точку (вершину) и пересекающих некоторую линию (направляющую) .
Коническая ПВП - коническая поверхность с направляющей, являющейся КВП.
Если вершина совпадает с началом прямоугольной системы координат OXY, а направляющей служит эллипс:
То уравнение конической поверхности имеет вид:
– уравнение конической поверхности
Поверхности вращения
Определение. Поверхность называется поверхностью вращения, если она вместе с каждой своей точкой содержит и всю окружность, полученную вращением этой точки вокруг некоторой фиксированной прямой, называемой осью вращении .
Пусть на плоскости YOZ задана кривая линия l уравнением вида
Тогда уравнение поверхности вращения, образованной вращением кривой l вокруг оси OZ имеет вид:
Эллипсоид
Гиперболоид.
Однополостный гиперболоид:
Каноническое уравнение двухполо c ного гиперболоида имеет вид:
Параболоид
Эллиптический параболоид.
z=ах 2 +by 2 (а,b>0).
Гиперболический параболоид.
z=-ax 2 +by 2 (a,b>0)
Литература:
1. Александров П.С. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры. – М: Наука, 1979.
2. Биркгоф Г., Барти Т. Современная прикладная алгебра. – М.: Мир, 1976.
3. Бузланов А.В., Монахов В.С. Лабораторные работы по курсу «Алгебра и теория чисел». – Гомель: Ротапринт ГГУ им. Ф. Скорины, 1991.
4. Бузланов А.В., Каморников С.Ф., Кармазин А.П. Лабораторные работы по курсу «Алгебра и теория чисел» (раздел «Линейная алгебра») для студентов математического факультета. Часть I, II, III. – Гомель: Ротапринт ГГУ им. Ф. Скорины, 1990, 1991.
5. Бурдун А.А., Мурашко Е.А., Толкачёв М.М., Феденко А.О. Сборник задач по алгебре и аналитической геометрии. – Мн.: Университетское, 1989.
6. Ильин В.А., Позняк Э.Г. Аналитическая геометрия. – М.: Наука, 1982.
7. Ильин В.А., Позняк Э.Г. Линейная алгебра. – М.: Наука, 1974.
8. Курош А.Г. Курс высшей алгебры. – М.: Наука, 1968.
9. Милованов М.В., Тышкевич Р.И., Феденко А.С. Алгебра и аналитическая геометрия. Часть I, II. – Мн.: Вышэйшая школа, 1984, 1987.
10. Рублёв А.Н. Курс линейной алгебры и аналитической геометрии. – М.: Вышэйшая школа, 1972.
Учебное издание
ХОДАЛЕВИЧ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ
БОРОДИЧ РУСЛАН ВИКТОРОВИЧ
РЫЖИК ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА