Основы русской филологии.

В результате изучения материала главы 1 студент должен:

знать

  • о границах применения и общей структуре сравнительно-исторического метода в языкознании;
  • об основных источниках изучения истории языка;
  • о различных аспектах понятия «русский язык»;
  • о месте русского языка в истории восточнославянской подгруппы языков;

уметь

  • применять сравнительно-исторический метод для реконструкции фонетических и морфологических фактов на материале известных славянских языков;
  • корректно употреблять термины, соотносимые с разными периодами истории русского языка;

владеть навыками

  • обнаружения и интерпретации рефлексов праславянских фонетических процессов на материале современного русского языка;
  • разграничения фонетических особенностей различных синхронных срезов.

Место исторической грамматики русского языка в ряду филологических дисциплин

Приступая к изучению исторической грамматики русского языка, необходимо помнить, что сам этот термин является условным. Историческая грамматика, изучаемая русистами - бакалаврами филологического и педагогического образования, должна рассматриваться в контексте единого и последовательного изучения истории русского языка. Такое изучение фактически складывается из трех дисциплин: «Старославянский язык», «Историческая грамматика (русского языка)», «История русского литературного языка».

Курс старославянского языка включает помимо прочего изучение предыстории восточнославянских языков, т.е. важнейших фактов из области фонетики и морфологии общеславянского языка, существовавшего по меньшей мере до VI в. н.э. Курс исторической грамматики оказывается естественным продолжением первого курса и рассматривает выделение восточнославянских диалектов из общеславянского языка, их интеграцию в пределах древнерусского языка, дальнейшую судьбу древнерусского языка, из которого в XIV в. выделился собственно русский язык, причины и этапы формирования современных фонетических и грамматических особенностей. Особой спецификой обладает последующий курс истории русского литературного языка, который иначе может быть определен как историческая стилистика. В отличие от первых двух курсов, история русского литературного языка обращена прежде всего к способам функционирования исторически изменчивых языковых единиц, к принципам их использования в текстах различных стилей и жанров.

Необходимо помнить, что в исторической грамматике в отличие от курсов современного русского языка уделяется внимание не всем языковым уровням, а прежде всего фонетике и морфологии - за таким объединенным курсом и закрепилось отраженное в большинстве учебников название «Историческая грамматика русского языка». Лексикология в историческом ключе изучается в рамках спецкурсов, синтаксические явления рассматриваются, вследствие недостатка часов на их изучение, в контексте анализа морфологических форм.

Использование в русистике термина «историческая грамматика» определяется авторитетом Ф. И. Буслаева, который издал в 1858 г. учебник под названием «Опыт исторической грамматики русского языка». Ф. И. Буслаев в отличие от современных ученых понимал грамматику как науку о языке в целом. Указанный учебник был разделен Ф. И. Буслаевым на два раздела: этимология и синтаксис, при этом этимология также понималась иначе, чем сегодня. В первом разделе своего учебника Ф. И. Буслаев описывает, с одной стороны, фонетический состав слова, а с другой - образование и изменение различных частей речи. В соответствии с этим историческая грамматика русского языка соответствует в XX в. «этимологии» Ф. И. Буслаева и состоит из двух основных разделов: историческая фонетика и историческая морфология.

При изучении исторической грамматики русского языка мы сталкиваемся с неопределенностью самого понятия «русский язык». В филологии XIX в. под ним обычно понимался язык, общий для всех восточных славян - у Ф. И. Буслаева он назван «русским народным языком». Этот единый язык включает в себя языки великорусский, украинский и белорусский, но если говорить точнее, три или четыре наречия: белорусское, малороссийское, северновеликорусскос и южновеликорусское (последние два могут рассматриваться как поднарсчия одного наречия).

Вопрос о понимании границ русского языка стал, к сожалению, поводом для политических спекуляций, когда всячески подчеркивается самобытность украинского языка, а термин «малороссийский» объявляется неудачным из идеологических соображений. Надо между тем заметить, что в терминах «малороссийский» и «великорусский» нет никакой унижающей или возвеличивающей оценочности, поскольку первая часть термина указывает на исконную, «материнскую» землю, т.е. метрополию (Малая Русь) и на территорию поздней колонизации, распространения народа (Великая Русь).

Все современные диалекты и наречия восточных славян восходят к языку, на котором разговаривали в государстве Древняя Русь (Киевская Русь). Соответственно, такой язык называется древнерусским, хотя степень его единства не ясна, и, возможно, он представлял собой скорее совокупность относительно независимых диалектов. В учебнике Ф. И. Буслаева древнерусский язык также включается в понятие русского языка.

Следовательно, когда мы говорим об исторической грамматике русского языка, мы понимаем под русским языком тот язык, который начал формироваться на территории восточной Европы на основе общеславянских диалектов в период после VI в., а по рукописным памятникам стал известен с XI в. Поэтому при классическом понимании происхождение русского языка изучается с учетом общевосточнославянских фонетических процессов, происходивших в дописьменный период (до XI в.).

В XX в. возобладало представление о трех самостоятельных восточнославянских языках, что было обусловлено активным развитием соответствующих литературных языков. Русский литературный язык возник в XI в. в тесном взаимодействии с церковнославянским (в основе своей древнеболгарским), что определило внимание исторической грамматики к рефлексам праславянских процессов не только у восточных, но и у южных славян. Таким образом, существующим пониманием границ русского языка обусловлена преемственность курса праславянской фонетики и грамматики (изучаемых в рамках дисциплины «Старославянский язык») и исторической грамматики русского языка.

Литературный язык, сформировавшийся в древнерусский период, сохранял свою актуальность и в те века, когда происходило разделение четырех восточнославянских наречий (после XIV в.). Вплоть до XVII столетия можно говорить о сохранении традиций древнерусского литературного языка. Одновременно в это время происходило формирование среднерусских говоров, которые и легли в основу современного русского литературного языка.

Итак, термин «историческая грамматика русского языка» оказывается достаточно искусственным и сложным для нашего времени. Собственно русский язык в современном его понимании возник не раньше XIV в., однако историческую грамматику русского языка интересуют письменные источники с XI в., а сведения о древних диалектах - с VI в., поскольку они определили структуру и закономерности формирования современного русского языка. В максимально точной формулировке историческая грамматика русского языка в том виде, в каком она традиционно преподается в вузе - это древнерусская предыстория и последующая история фонетического и морфологического уровней русского языка.

Для изучения проблем исторической грамматики русского языка и динамики восточнославянских фонетических и грамматических процессов необходимо использовать сравнительно-исторический метод. Ф. И. Буслаев, определяя особенности своего курса, ввел противопоставление филологического и лингвистического способов описания языка. Первый подразумевает внимание к употреблению языка в обработанных, литературных текстах: именно к такому пониманию восходит упомянутый выше курс истории русского литературного языка. Между тем лингвистика, или грамматика, изучает язык в аспекте сравнительном и историческом 1 .

Таким образом, само своеобразие исторической грамматики как особой учебной дисциплины определяется использованием сравнительно-исторического метода, который был разработан в начале XIX в.; в применении к славянским языкам его родоначальником был А. X. Востоков. В сравнительно-историческом методе можно выделить два направления. В первом случае, при внутренней реконструкции, мы сравниваем слова, имеющие общую морфему, в пределах одного языка (русского) с тем, чтобы определить ее древний облик, т.е. восстанавливаем древнерусский вид слова (морфемы): сон - сна => съпъ : беглость гласного означает наличие в древности на его месте редуцированного звука. Внутренняя реконструкция имеет значение как для вузовского, так и для школьного образования, поскольку позволяет исторически интерпретировать чередования фонем и морфологические особенности, существующие в современном русском языке. Например, чередование в формах имя - имени позволяет восстановить написание ила в именительном падеже и интерпретировать фонему, обозначенную буквой «юс малый» как архаичный суффикс древнего консонантного склонения.

Во втором случае, при внешней реконструкции, объектом сравнения становятся родственные слова разных языков, а целью - определение облика морфемы в общем языке-предке: рус. хлеб - укр. хлгб => др.-рус. хЛ"Ьбъ. Именно такой способ необходим для максимально полного и точного исторического объяснения тех или иных особенностей языка. Он, в частности, позволил А. X. Востокову установить, как в древности читались буквы а, ъ, ь.

Предметом сравнения становятся не только современные слова, но и примеры из памятников письменности с XI по XX в., поэтому в качестве вспомогательных используются дополнительные методы: мы должны видеть те или иные особенности текста и рукописи, определяющие их датировку, соотношение более ранних и более поздних списков, территориальную и индивидуальную характеристику рукописи, особенности ее графического и орфографического оформления. На эти вопросы помогают ответить такие филологические дисциплины, как текстология и палеография. В то же время история русской литературы позволяет при необходимости делать выводы о жанрово-стилистических особенностях текстов, в которых употреблены те или иные грамматические формы.

Контрольные вопросы

  • 1. Какое место занимает курс исторической грамматики в истории русского языка? С какими другими лингвистическими и филологическими дисциплинами соотносится этот курс?
  • 2. Какие уровни языка преимущественно изучаются в курсе исторической грамматики? Чем обусловлено подобное предпочтение?
  • 3. Каково содержание понятия «этимология» в учебнике Ф. И. Буслаева «Опыт исторической грамматики русского языка» (1858)?
  • 4. Как понимается термин «русский язык» по отношению к восточнославянским диалектам? Изменилось ли такое понимание в последние 200 лет?
  • 5. Каково происхождение терминов «малороссийское наречие (язык)» и «великорусское наречие (язык)»?
  • 6. Как применяется сравнительно-исторический метод языкознания? Почему без него невозможно изучение исторической грамматики?
  • 7. Какой вклад внес А. X. Востоков в развитие сравнительно-исторического метода?
  • 8. Приведите примеры использования внутренней реконструкции в рамках сравнительно-исторического метода.
  • 9. Пользуясь знанием старославянского языка, приведите примеры использования внешней реконструкции.
  • См.: Буслаев Ф. И. Историческая грамматика русского языка. Этимология.М.: КомКнига, 2006. С. 11.
  • В учебнике используются стрелки двух видов: => или указывают на фонетическое изменение или замену грамматической формы.
  • См. этот пример: Буслаев Ф. И. Историческая грамматика русского языка.Этимология. С. 35.

БИЛЕТ № 1

Филология представляет собой комплекс научных дисциплин, изучающих духовную культуру человека посредством анализа письменных текстов.

Филология – содружество гуманитарных дисциплин, изучающих культуру человека через язык и стилистический анализ письменных текстов.

Основная область исследования – духовная культура человека.

Культура общества – это система ценностей данного общества. Ценности – это то, что создано в обществе: художественные, музыкальные и другие произведения духовной культуры или то, что человек считает ценностями: дружба, любовь и т. д..

Лихачёв: «Культура – это святыня народы, святыня нации.

Для познания культуры важны и публицистические ценности, и литературные тексты, и религиозные тексты. Именно в письменных текстах отражена история народа .

Филология выросла из притекстовых комментариев. Комментарии делались над непонятными словами – глоссарии .

Первым текстом, подвергшимся кмментариям, был текст Гомера.

Первое филологическое сочинение – трактат «Об образах» («Сборник Святослава» 1073 года).

Филология имеет дело с определённой культурой или группой родственных народов, поэтому существуют классическая, германская, славянская и т. д. филологии.

Объект исследования классической филологии – письменное наследие античной эпохи. Именно в Древней Греции слово филология начинает употребляться в значении, близком к современному . Классическая филология оказала огромное влияние на развитие всей мировой литературы. Классическая филология возникла в древние времена, продолжала развиваться в средние века, своего расцвета достигает в эпоху Возрождения.

К XVIII в . складывается современное понятие филологии, и большую роль в этом сыграла классическая филология. Наряду с классической филологией к XIX веку начали развиваться другие филологии, в том числе и славянская филология.

Развитию славянской филологии как науки предшествовало появление грамматики славянских языков. У истоков славянской филологии стоял хорватский учёный Юрий Крижанич (1612-1683), но основоположником славянской филологии был чешский учёный Йозеф Добровский (1753 – 1829).



Формирование славянской филологии было обусловлено рядом факторов, два из которых являются основными: интерес европейских народов к своим национальным источникам, национальным корням; тенденция внутриславянского развития.

I фактор был обусловлен оформлением романтического мировоззрения в этот период.

II фактор связан с национально-освободительным движением некоторых славянских народов с турецким владычеством.

Область изучения славянской филологии духовная культура славянских народов через письменные наследия этих народов.

XIX – XXI вв. – современная филология; «Международный комитет славистов » (1955 год, Беларусь, Югославия) – усилия нескольких сотен славистов. Раз в пять лет происходят международные съезды славистов в одной из столиц славянских государств.

Русская филология – часть славянской филологии; она изучает духовную культуру русского народа посредством анализа письменных текстов. Систематизация письменного наследия начинается в ХV веке («Рукописное собрание Кирилло-Белозерского монастыря»). Подобного рода систематизация имеет место и в XVI, и в XVII веке; в XVIII начинается описание летописного наследия. На рубеже ХVIII – XIX веков граф Румянцев занимается собранием древнерусских рукописей. Это собрание было положено в основу «Румянцевского музея».

Описанием рукописей занимался Востоков.

Ломоносов закладывал основы русской филологии как науки. У него есть два филологических труда.

«Российская грамматика» Ломоносова напечатана в 1757 г., «Трактат о пользе книг церковных в российском языке» - 1758 год.

Славянская филология представляет собой комплекс наук, включающих в себя славянскую литературу, славянское языкознание и славянскую фольклористику.

Славянская филология – часть более общей науки славяноведения или славистики. Славяноведение – комплекс научных дисциплин о языке, литературах, фольклоре, материальной и духовной культуре и истории славянских народов.

Славяноведение – синтез дисциплин, состоящий из нескольких направлений.

Филологические дисциплины:

  1. языкознание / лингвистика

Языкознание, или лингвистика , - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.

  1. литературоведение

Литературове́дение - наука, изучающая художественную литературу как явление человеческой культуры. Главные отрасли: теория литературы,история литературы и литературная критика. В литературоведении есть много направлений, в том числе нетрадиционных - психоаналитическое ипсихиатрическое.

  1. фольклористик а

Фольклористика – наука об устном народном творчестве, фольклоре. Выделилась в особую область знаний на рубеже 18-19 в.в., когда возникли идеи народности. Это возникновение совпало с большим интересом к древним мифам, к которым отнесли и жанры устного народного творчества. В фольклоре в ту пору были открыты его демократическая природа, единство национальных и общечеловеческих начал. В середине 19 века во всем мире укрепился собирательский интерес по отношению к произведениям фольклора. Теория миграций сюжетов укрепляла представление об общечеловечности мирового фольклора.

Одной из первых научных школ фольклористики была мифологическая, которая объявляла фольклор результатом бессознательного коллективного творчества «народной души» (братья В. и Я.Гримм – в Германии, А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев в России). Параллельно существовала просветительская школа фольклористики, в которой при всем научном пиетете перед фольклором звучали критические нотки: констатировались предрассудки и ограниченность эстетических идеалов фольклора.

Во второй половине 19 века в европейской фольклористике сложилась «антропологическая школа», которая объясняла сюжетное сходство в национальных фольклорных явлениях общностью разных народов и рас, биологическим единством человеческого рода. В начале 20 века возникла «народно-психологическая школа», которая пыталась понять психологические законы возникновения сюжетов и типов в фольклоре. Тогда же получило распространение социологическое изучение, которое в России стало назваться исторической школой. Она стремилась представить фольклор как нечто, обусловленное социальной действительностью (В.Ф.Миллер, Б.М.Соколов). Фольклористика представлена как научная и учебная дисциплина в академических институтах и на всех филологических факультетах вузов.

  1. текстология

Текстология (от лат. textum - связь слов, и др.-греч. λόγος - зд. учение) - вспомогательная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю возникновения и судьбу текста художественных и других произведений.

По определению текстолога А. Л. Гришунина: «Текстология − это отрасль филологических наук, изучающая произведения письменности и литературы в целях восстановления истории, критической проверки и установления их текстов, используемых затем для дальнейшего исследования, интерпретации, публикации и других целей.

  1. палеография.

Значение слова Палеография по Ефремовой:

Палеография - вспомогательная филологическая дисциплина, занимающаяся изучением древних рукописей с точки зрения способа написания букв, их форм, особенностей материала, на который они нанесены, и т.п. с целью определения времени и места их написания.

Значение слова Палеография по Ожегову:

Палеография - наука о развитии письменности, о древних рукописях, имеющая целью определение времени и места их возникновения по внешнему виду и письму

Палеография Особенности начертания букв и разделительных знаков рукописи.

Палеография в Энциклопедическом словаре:

Палеография - (от палео... и...графия) историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности. Устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия письма, прослеживает изменения графической формы письменных знаков, изучает системы сокращений и тайнописи, украшение и оформление рукописей и книг. Палеография музыкальная изучает древние системы записи музыки, устанавливает принципы их расшифровки.

Филология (от древнегреческого φιλολογία - «любовь к слову») - отрасль гуманитарного знания, основной задачей которой является изучение текстов. Текст осмысляется и исследуется в филологии как главный источник сведений о человеке, его сознании, обществе, как первичная данность гуманитарного мышления. Такой подход дает филологии право претендовать на статус основополагающей гуманитарной дисциплины. М.М. Бахтин в работе «Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках» характеризовал письменный и устный текст как «первичную данность» всех гуманитарных наук, вообще гуманитарного мышления (лингвистического, литературоведческого, богословского, философского и т.д.). Гуманитарные дисциплины выступают как «мысли о мыслях, переживания переживаний, слова о словах, тексты о текстах». Каковы бы ни были цели гуманитарного исследования, его исходным пунктом может быть только текст, выступающий в разных ипостасях (тексты-примеры, тексты конструкции, высококачественные или профанные тексты и т.п.). «Гуманитарная мысль рождается как мысль о чужих мыслях, волеизъявлениях, манифестациях, выражениях, знаках, за которыми стоят проявляющие себя боги (откровение) или люди (законы властителей, заповеди предков, безыменные изречения и загадки и т.п.). Научно точная, так сказать, паспортизация текстов и критика текстов - явления более поздние (это целый переворот в гуманитарном мышлении, рождение недоверия )» . Выступая в качестве науки, занимающейся «паспортизацией» и «критикой текстов», в древности филология оформляется в качестве самостоятельной отрасли гуманитарного знания, филологические сочинения возникают как «тексты о текстах»: «Сосредоточившись на тексте, создавая к нему служебный “комментарий” (наиболее древняя форма и классический прототип филологического труда), филология под этим углом зрения вбирает в свой кругозор всю широту и глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного» . Метафорически филология определяется как «служба понимания», которая «помогает выполнению одной из главных человеческих задач - понять другого человека (и другую культуру, другую эпоху), не превращая его ни в "исчислимую" вещь, ни в отражение собственных эмоций» .

Объектом изучения филологов являются все тексты, независимо от их культурного статуса, качества, письменного или устного характера. Однако иногда предмет филологии эксплицитно или имплицитно ограничивают письменными текстами («Мастер чтения и есть тот человек, которого мы называем филологом. Самое же искусство читать в предполагаемом здесь смысле справедливо будет обозначить в этом случае словом "филология"» ) либо текстами, имеющими высокий культурный статус («Задачей филологии является, прежде всего, отделение произведений словесности, имеющих культурное значение, от таких, которые его не имеют» ).

Различия в трактовке термина «филология» в западной и отечественной науке

Существует значительное различие в понимании филологии в отечественной и западной традиции. В западном понимании филологию обычно сводят к изучению истории языков и литератур, интерпретации письменных свидетельств ушедших веков и цивилизаций, противопоставляя синхронной лингвистике. Так, в толковом словаре Merriam-Webster филология, с одной стороны, определяется как «изучение литературы и связанных с ней дисциплин, а также использования языка в литературе», а с другой - трактуется как частичный синоним термина « », относящийся либо к сравнительно-историческому языкознанию , либо к изучению языка как средства создания литературных произведений и источника сведений по истории культуры . В Оксфордском университете соответствующий факультет называется Факультет лингвистики, филологии и фонетики (Faculty of Linguistics, Philology & Phonetics), то есть лингвистика и филология рассматриваются как дисциплины одного порядка, тогда как в России филология является родовым понятием по отношению к лингвистике.

Характерное для западной науки размежевание филологии и лингвистики опирается на идеи Ф. де Соссюра , проводившего между этими дисциплинами резкое противопоставление с точки зрения диахронного/синхронного подхода и отношения к языку как предмету изучения: «Язык не является единственным объектом филологии: она прежде всего ставит себе задачу устанавливать, толковать и комментировать тексты. Эта основная задача приводит ее также к занятиям историей литературы, быта, социальных институтов и т.п. …Ее интересы лежат почти исключительно в области греческих и римских древностей» . Филология занимается языком только для того, «чтобы сравнивать тексты различных эпох, определять язык, свойственный данному автору, расшифровывать и разъяснять надписи на архаических или плохо известных языках» , в лингвистике же «язык представляет собою целостность сам по себе, являясь, таким образом, отправным началом (principe) классификации» . Подобные мысли высказывали и другие основоположники науки о языке, в частности В. Гумбольдт, Г. Шухардт . В настоящее время оппозиция филологии и лингвистики в западной науке поддерживается наличием влиятельных лингвистических теорий, не проявляющих интереса к изучению текстов (генеративная грамматика Н. Хомского , ролевая грамматика Р.Д. Ван Валина и др.).

История филологии включает следующие этапы, каждый из которых характеризуется разным статусом филологии в системе наук, разным соотношением между лингвистикой и литературоведением в системе филологии, методологическими особенностями, специфическими исследовательскими приоритетами и достигнутыми результатами.

1. Научные традиции древности: античная филология, древнеиндийская филология, арабская филология

2. Филология средних веков

3. Филология XVI-XVIII вв.

4. Филология начала XIX в.

5. Филология середины XIX в.

6. Филология конца XIX - начала XX века.

7. Филология середины ХХ в.

8. Филология конца XX - начала XXI в.

Практическая филология и филологическое образование

«Филология представляется сегодня не только методологической основой других гуманитарных и общественных наук , но и одной из практических служб, без которых не может существовать современное развитое общество» . Сферами профессиональной деятельности филологов в современном мире являются как непосредственно филологические и общегуманитарные исследования, так и общественная языковая коммуникация, в том числе межкультурная, образование, культура и управление. Подготовка специалистов по филологии осуществляется филологическими факультетами вузов. Объектами профессиональной деятельности филологов являются:

Языки (отечественные и иностранные, естественные и искусственные , древние и новые) в их теоретическом и практическом, синхронном, диахронном, социокультурном и этнопсихологическом аспектах;

Художественная литература (отечественная и зарубежная) и устное народное творчество в их историческом и теоретическом аспектах, с учетом закономерностей бытования и развитияв разных странах и регионах; история их научного изучения; литературная жизнь в ее связях с , культурой и ; литературный процесс и его отдельные формы и закономерности;

Различные типы текстов - письменных, устных и электронных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов); письменная и устная коммуникация .

Виды профессиональной деятельности филолога и необходимые для успешного осуществления этой деятельности компетенции определяются Государственными образовательными стандартами специалиста, бакалавра и магистра филологии.

Филологические науки

Традиционно в филологии вычленяется два основных раздела - и литературоведение . Более подробно систему современной филологии можно представить следующим образом:

Изучение истории и современного состояния национальных литератур

Риторика

Синхронные и диахронные исследования национальных языков

Сравнительное литературоведение

Однако, несмотря на «неизбежную дифференциацию лингвистических, литературоведческих и др. дисциплин, вышедших из лона некогда единой историко-филологической науки», сущностное единство филологии до настоящего времени сохраняется: «Новые возможности, в т.ч. и для гуманитарных наук, связаны с исследованиями на уровне "макроструктур" и "микроструктур": на одном полюсе глобальные обобщения, на другом - выделение минимальных единиц значений и смысла. Но традиционная архитектоника филологии, ориентированная на реальность целостного текста и тем самым как бы на человеческую мерку (как античная архитектура была ориентирована на пропорции человеческого тела), сопротивляется таким тенденциям, сколь бы плодотворными они ни обещали быть» .

В конце ХХ века в лингвистике, как в отечественной, так и в зарубежной, произошло укрупнение объекта изучения до уровня текста. Это не означает, что текст становится единственным предметом лингвистики, вытесняя из ее поля зрения традиционные объекты разных языковых уровней. Усиливается ориентация на целостное речевое произведение, на коммуникативные функции, для выполнения которых предназначены элементы языковой системы. Научная мысль движется и в направлении от системы языка к тексту и от текста - к системе, и результаты филологических исследований последнего времени наглядно демонстрируют верность утверждения М.М.Бахтина : «Понимание любого произведения на хорошо знакомом языке (хотя бы родном) обогащает и наше понимание данного языка как системы» .

Укрупнение объекта лингвистики привело к новому сближению между языковедческими и литературоведческими дисциплинами - между ними возникло осознанное единство проблематики. В последней четверти ХХ века «демаркационные» стремления уступили место интересу к текстовому потенциалу лексических и грамматических единиц и категорий, попыткам обнаружить лингвистическую базу (критерии выделения, специфические языковые признаки) таких традиционных категорий теории литературы, как стиль, жанр, сюжет и композиция, стремлению к научному описанию связей между языковым выражением и эстетическим воздействием литературного произведения. Из разных точек зрения, высказывавшихся в начале ХХ столетия, на онтологическое и гносеологическое соотношение языка и литературы и на эстетическую функцию языка, более прозорливым оказался взгляд на язык как материальное воплощение «образа творчества» (А. Белый), понимание которого необходимо для определения «специального смысла искусства». Можно сказать, что попытки гносеологического обособления филологических дисциплин сменились стремлением к их объединению на онтологическом основании, которое является, безусловно, более устойчивым., семиотике и др., а также в, математики и физики . Среди крупнейших междисциплинарных проблем, в решении которых современная филология принимает участие:

Определение исторической родины и путей расселения древних индоевропейцев, в том числе вопрос о происхождении славян;

Изучение влияния информационного общества на сознание человека;

Разработка языкового законодательства и языковой политики;

В основе междисциплинарных связей филологии лежит ее сущностный интегрирующий характер и общий статус филологии как сферы не только науки, но и культуры: «Понимание текста есть понимание всей стоящей за текстом жизни своей эпохи. Поэтому филология есть связь всех связей. Она нужна текстологам, источниковедам, историкам литературы и историкам науки, она нужна историкам искусства, ибо в основе каждого из искусств, в самых его “глубинных глубинах” лежат слово и связь слов. Она нужна всем, кто пользуется языком, словом; слово связано с любыми формами бытия, с любым познанием бытия: слово, а еще точнее, сочетания слов. Отсюда ясно, что филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры» Введение в изучение филологических наук. (Выпуск первый. Задачи филологии) // Проблемы структурной лингвистики. 1978. М., 1981

Гиндин С.И. Введение в общую филологию // Авторские учебные программы по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам: психология, педагогика, лингвистика, литературоведение. М., 1998

Лихачев Д.С. Об искусстве слова и филологии // Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989

Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996

Соссюр Ф., де. Труды по языкознанию. М., 1977

Чувакин А.А. Язык как объект современной филологии? // Вестник Бурятского государственного университета. Филология. Вып.7. Улан-Удэ, 2007. С.64-69

Согласно данным Министерства образования РФ, 26% выпускников школ выбирают специальность филолога. Но мало кто понимает, что ждёт впереди. Foxtime разобрался, что такое филология и чем можно заняться после филологического факультета.

Что такое филология?

Филология представляет собой цикл гуманитарных наук, которых объединяет одна цель: изучение культуры народа через письменную и устную речь. Выпускник филологического факультета становится журналистом, переводчиком, корректором работает в издательстве, проводит литературоведческие и лингвистические исследования.

Филологические науки

Филологические науки изучают язык со всевозможных сторон, а задача филологов - доступно донести информацию до общественных масс. Прежде, чем дать определение филологии, важно понять, какие науки входят в филологический цикл.

Классическая филология представляет собой комплекс наук о литературном наследии Греции и Рима. Студенты изучают древнегреческий и латинский языки, знакомятся с текстами античных общественных деятелей. Направление подойдёт тому, кто интересуется историей древних языков.

Коммуникативистика изучает проблемы информационного обмена. Подойдёт тем, кто мечтает стать журналистом и работать в общественно-политических СМИ.

Общее языкознание исследует языковые закономерности. Подойдёт тем, кто заинтересован в изучении лингвистических процессов с древних времён и до наших дней. Выпускники работают редакторами, переводчиками и учителями славянских языков, что пользуется спросом при активном росте количества учебных заведений с этнокультурным компонентом.

Прикладная лингвистика решает современные проблемы языка, такие как компьютерная текстология и машинный перевод. Исследователи составляют электронные словари и тезаурусы. Студенты изучают главные приложения современной лингвистики и выявляют связи с новыми информационными технологиями. Выпускники работают в информационных сферах, проводят судебные лингвистические экспертизы, преподают в школах и университетах.

Литературоведение изучает художественные произведения, находит связи между литературным наследием разных стран и народов, выделяет приёмы, которые использует автор. Направление заинтересует абитуриентов, которые готовы посвятить себя изучению литературы.

Текстология изучает тексты произведений, восстанавливает и интерпретирует древние рукописи. Направление подойдёт будущим работникам исследовательских институтов и издательств.

Фольклористика - наука на стыке литературоведения, музыки и этнолингвистики. Студенты знакомятся с движением художественной системы во времени в национальном преломлении, вырабатывают навыки анализа произведений на разных уровнях, что позволит впоследствии исследовать фольклор отдалённых областей и преподавать в высших учебных заведениях.

Перевод также относят к филологии. Выпускники направления переводят зарубежные произведения и адаптируют литературные переводы для русского читателя. Особенно востребованы переводчики со славянских и восточных языков.

Текст / Силуянова Антонина

1. Что входит в определение филологии?

2. Почему наука, изучающая язык, называется языкознанием или лингвистикой?

Понятие о филологии.

Культура человечества двигается вперед путем накопления ценностей всех предыдущих поколений, изучить которые возможно лишь соединяя знания многих наук и, прежде всего, филологии (в переводе с греческого это слово означает «любовь к слову»).

Филология – это высшая форма гуманитарного образования, форма, «соединительная» для всех гуманитарных наук.

Филология лежит в основе всей человеческой культуры. И поэтому каждый интеллигентный человек должен быть немного филологом. Этого требует культура – «совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни».

Упражнение 1.

Прочитайте текст. Выполните задания, данные после текста. Что следует понимать под словом «культура»?

Установлено, что в науке существует 164 определения понятия «культура», которые разбиты на десять групп.

В первую группу включены все описательные определения (например: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований). Во вторую – те определения, которые объявляют культуру, связанной, прежде всего с традициями, с социальным наследием общества (культура – это социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни). Определения третьей группы подчеркивают значение для культуры правил, организующих определенный образ жизни.

В особую группу входят те определения, согласно которым культура есть способ приспособления общества к природной среде и экономическим потребностям.

Отдельную группу составляют определения, обращающие главное внимание на то, что культура есть продукт деятельности людей. Для некоторых ученых главное в культуре – это способ ее передачи или то, что ее получают при обучении и воспитании. Для других культура – это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством символических слов, действий и подражаний. Для третьих смысл культуры в том, что она противостоит природе, борется с ней, подчиняет ее себе.

Следует отметить, что каждое из определений включает в качестве основы деятельность людей, выражая при этом не случайные, а действительно объективно важные и необходимо присущие культуре черты.

Таким образом, можно сформулировать – что культура – это все созданные разумом и руками людей условия, средства и механизмы их жизнедеятельности.

Задания к тексту:

1. Выпишите из текста определения понятия «культура»

2. Какое из определений вы считаете более конкретным? Обоснуйте свой ответ.

3. Допишите предложения:

1) Таким образом, мы считаем, что культура…

2) Сформулируем: культура – …

4. Составьте план текста в форме вопросов.

5. Используя план, перескажите содержание текста.

6. На основании материала текста сформулируйте собственное определение понятия «культура».

7. С какими еще определениями понятия «культура» вам приходилось сталкиваться? Приведите их.

Упражнение 2.

Прочитайте высказывание Д. Лихачева. Актуальны ли мысли, высказанные ученым, в наши дни?

…каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик и тракторист должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому.

А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты.

Что вы можете сказать о гуманизации и гуманитаризации образования в нашей Республике?

Лингвистика как наука о языке. Языкознание, или лингвистика (от латинского – linqua – язык), являясь частью филологии, изучает язык – важнейшее средство человеческого общения.

Нет ни одного народа, который бы не пользовался языком. Человек живет в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Для общения, особенно в процессе трудовой деятельности, нужно универсальное средство. И таким средством общения является язык.

Язык в отличие от всех других средств общения, таких, как жесты, различные виды сигналов, различные системы научной символики, различные коды, играющих вспомогательную роль, является всеобъемлющим средством человеческого общения, с его помощью можно передавать любую информацию: о приближении врага, о дорожной ситуации, о радости, горе и т.д. Язык является всеобщим средством общения для людей, владеющих этим языком. Он обслуживает человека во всех сферах его разнообразной деятельности.

Упражнение 3.

Прочитайте текст. Выполните задания, данные к тексту.

Литературный язык.

Литературный язык – язык официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.

Часть лингвистов убеждена в том, что литературный язык есть тот же общенародный язык, только отшлифованный мастерами языка, т.е. писателями, художниками слова. Сторонники такого взгляда, прежде всего, имеют в виду литературные языки нового времени и притом у народов с богатой художественной литературой. Другие считают, что литературный язык – язык письменности, язык книжный, противостоящий живой речи, языку разговорному. Основой для такого понимания являются литературные языки с давней письменностью. Третьи полагают, что литературный язык является общезначимым для данного народа, в отличие от диалекта и жаргона, не обладающих признаками такой общезначимости. Сторонники такого взгляда иногда утверждают, что литературный язык может существовать и в дописьменный период, как, например, язык народного словесно-поэтического творчества.

Изучение литературного языка, как бы его ни понимать, тесно связано с изучением литературы, истории языка, истории культуры данного народа. Литературный язык является одним из самых действенных орудий просвещения.

Национальному литературному языку присущи основные признаки: тенденция к всенародности или общенародности и нормативность. Понятие нормы – центральное в определении национального литературного языка, как в его письменности, так и в разговорной форме. На основе объединения диалектов, под регулирующим влиянием национального письменного литературного языка формируется общая разговорно-литературная форма национальной речи.

Задания к тексту:

1. Сформулируйте определение понятия «литературный язык».

2. Какие основные признаки присущи литературному языку? Почему выделены именно эти признаки? Аргументируйте ответ.

3. Составьте краткую аннотацию текста.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!