Особенности технологии и техники организации и проведения практических, лабораторных, индивидуальных занятий, консультаций и коллоквиумов.


Значительное место в системе подготовки специалистов занимают практические, лабораторные, индивидуальные занятия, консультации и коллоквиумы. Главная их задача - закрепление, перевод в долговременную память теоретических знаний, формирование умений и навыков по той или иной учебной дисциплины, овладение аппаратом научных исследований.

Практическое занятие (лат. prakticos - деятельный) - форма учебного занятия, в ходе которой преподаватель организует рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем индивидуального выполнения студентами в соответствии сформулированных задач. Эта форма занятий проводится в лабораториях и аудиториях, оборудованных необходимыми техническими средствами обучения, вычислительной техникой.

Практическое занятие должно быть хорошо подготовлено. Преподаватель, которому поручено эти занятия, по согласованию с лектором учебной дисциплины заблаговременно готовит необходимый методический материал - тесты для выявления уровня овладения студентами соответствующими теоретическими положениями, набор заданий различной степени сложности для решения их студентами.

Структура практического занятия: проведение предварительного контроля знаний, умений и навыков студентов; постановка преподавателем общей проблемы и ее обсуждение с участием студентов; решение задач с их обсуждением; решение контрольных задач; их проверка и оценка. Полученные студентом по отдельные практические занятия оценки учитываются при выставлении итоговой оценки по соответствующей учебной дисциплине.

Количество часов на практические занятия с отдельной дисциплины определена учебным планом. Перечень тем практических занятий содержится в рабочей учебной программе дисциплины. Количество студентов на практическом занятии не должна превышать половины академической группы.

В процессе проведения практических занятий используются различные методы обучения. Поскольку главной задачей этого вида учебной работы является формирование умений и навыков, ведущее место должно отводиться различным упражнениям (подготовительным, пробным, по образцу, тренировочным, творческим, практическим, графическим, устным, письменным, профессиональным, техническим таин.).

Практические занятия должны отвечать таким требованиям:

1.Забезпечення понимание студентами необходимости владения базовыми теоретическими знаниями.

2.Усвідомлення необходимости выработки умений и навыков, которые имеют профессиональную направленность.

3. обеспечение оптимальных условий для формирования умений и навыков (санитарно-гигиенических, дидактических, воспитательных).

4.Навчання студентов рациональных методов овладения умениями и навыками.

5.Забезпечення самостоятельной деятельности каждого студента.

6.Дотримання систематичности и логической последовательности в формировании умений и навыков студентов.

7.Розробка задач для практических занятий с четкой профессиональной направленностью.

8.Широке включения в систему практических занятий заданий творческого характера.

9.Систематичний контроль выполнения студентами практических задач.

10. Постоянное поощрение практической учебной деятельности студентов.

Следует отказаться от практики, когда практические занятия имеют коллективный характер: один студент выполняет задание на доске, а другие работают на своих рабочих местах. Необходимо идти более целесообразным и эффективным путем: преподаватель должен четко определить задачи, ознакомить студентов с методами самостоятельной деятельности, помочь им осознать алгоритм действий. И далее необходимо организовать самостоятельную работу каждого студента.

Лабораторное занятие (лат. labor - труд) - форма учебного занятия, за которого студенты под руководством преподавателя лично проводят натурные или имитационные эксперименты и опыты с целью практической проверки и подтверждения отдельных теоретических положений учебной дисциплины, приобретают практические навыки работы с лабораторным оборудованием, измерительной аппаратурой вычислительной техникой, овладевают методикой экспериментальных исследований в конкретной предметной области.

Проведение лабораторных занятий требует хорошо подготовленных, специально оборудованных учебных лабораторий с использованием оборудования, приспособленного к условиям учебного процесса (лабораторные установки, макеты и т.д.). Иногда лабораторные занятия целесообразно проводить непосредственно на производстве, в условиях реальной профессиональной среды (на заводе, в поле, в научно-исследовательском институте, в школе).

Структура лабораторного занятия: проведение текущего контроля подготовленности студентов к выполнению конкретной лабораторной работы, выполнения ее задач, подготовка индивидуального отчета о проделанной работе и защиту его перед преподавателем. Выполнение лабораторной работы оценивается преподавателем. Итоговые оценки за выполнение лабораторных работ учитываются при определении итоговой семестровой оценки по соответствующей учебной дисциплине.

Планы, технологию и методику проведения лабораторных работ разрабатывают соответствующие кафедры. Количество часов на лабораторные занятия по отдельной дисциплине определяется учебным планом. Перечень тем лабораторных занятий определены рабочей учебной программой дисциплины. Замена лабораторных занятий другими видами учебных занятий не допускается. Количество студентов на лабораторном занятии не должна превышать половины академической группы. Каждый студент должен самостоятельно выполнить все лабораторные работы и оформить их результаты.

В процессе организации и проведения лабораторных работ преподавателю необходимо акцентировать внимание на следующих моментах: содержательность лабораторных занятий; обеспечение лабораторий, кабинетов новейшим оборудованием, которое соответствует технологиям современного производства; материалами, реактивами, приборами, аппаратами; обеспечение самостоятельности студентов в ходе выполнения лабораторных работ; соблюдение правил техники безопасности; обучение студентов методам выполнения этого вида работ.

Индивидуальное учебное занятие проводится с отдельными студентами с целью повышения уровня их подготовки и раскрытия потенциальных творческих способностей. Этот вид занятий организуется по отдельному графику с учетом индивидуального учебного плана студента.

Формы, виды, объем, методы проведения индивидуальных учебных занятий, формы и методы текущего и итогового контроля (кроме государственной аттестации) определяются индивидуальным учебным планом студента.

Индивидуальные учебные занятия могут проводиться с одной, нескольких дисциплин или с определенной части дисциплины.

Консультация (лат. consultatio - обращение за советом) - форма учебного занятия, предусматривающий предоставление студентам нужной помощи в усвоении теоретических знаний и выработке практических умений и навыков путем ответа преподавателя на конкретные вопросы или объяснения отдельных теоретических положений или аспектов их практического применения. По направленности она должна направляться на помощь студентам в овладении методикой темы или раздела, а также методами самостоятельной учебной работы. Количество часов на консультации определяется учебными планами и индивидуальными планами преподавателей. Консультации проводят преподаватели, которые читают соответствующий учебный курс, по графику, который устанавливает кафедра по согласованию с деканатами. Преподаватели могут предоставлять консультации группам студентов или отдельным студентам.

Важное место в организации учебной работы студентов принадлежит коллоквиума. Коллоквиум (лат. colloguium - разговор, беседа) - это вид учебной работы, что предполагает выяснение уровня усвоения студентами знаний, овладение умениями и навыками с отдельной темы или раздела. На коллоквиум преподаватель приглашает внеучебное время группу студентов и в процессе собеседования выясняет уровень усвоения материала. Это позволяет вносить коррективы в лекционный курс и практические занятия.

В практику учебной работе высших учебных заведений постепенно внедряется тьюторское вид работы со студентами. Тьютор (лат. tutor , англ. tutor - наблюдаю, забочусь) - это педагог-наставник, опекун, который руководит небольшой группой студентов, помогает им в учебе, следит за их учебной деятельностью, руководит профессиональной подготовкой. Тьюторские занятия возникли в колледжах и университетах Великобритании (Оксфордском, Кембриджском) и в университетах США (Гарвардском, Бристольском).

В отечественных высших учебных заведениях система тьюторства применяется мало. Она практикуется в основном в консерваториях, театральных ВУЗОВ, где профессиональная подготовка по основной специальности (вокал, режиссура) осуществляется под руководством конкретного преподавателя на протяжении всего периода обучения. В ходе присоединения национальной системы образования к Болонскому процессу, вхождение в европейское образовательное пространство система тьюторства широко применяться в высшей школе.

Литература

АлексюкАМ. Педагогика высшего образования Украины: История. Теория. - К.: Лыбидь, 1998.

Кобиляцький 7.7. Методы учебно-воспитательной работы в высшей школе. - JL: Изд-во ЛГУ, 1970.

Учебный процесс в высшей педагогической школе / Под ред. О.Г. Мороза. - К.: НПУім. М. Драгоманова, 2001.

Низамов РА. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. - Казань, 1975.

Рогинский В.М. Азбука педагогического творчества. - М.: Высш. шк., 1990.

Слепкань 3. Научные основы педагогического процесса в высшей школе. - К., 2000.

Шуркова М . Практикум по педагогической технологии. - М., 1998.

Консультация для воспитателей

«Технология проведения мастер-класса»

Педагог дополнительного образования

МКДОУ «Детский сад № 5 г. Беслана»

Наталья Пучкова

Обучать - значит вдвойне учиться.

Ж. Жубер

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов.

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;

Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;

Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Ближе всего для педагога два последних определения.

В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:

Психологическая и этико-педагогическая эрудиция;

Профессиональные способности;

Педагогическая техника;

Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие:

Личность педагога

Знания

Педагогический опыт

В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;

Мастерство убеждения;

Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

Мастерство владения педагогической техникой; (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).

Для того чтобы стать настоящим мастером своего дела учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является, на наш взгляд, мастер-класс. Фактор "взаимо" здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не даст должного эффекта.

Учителю важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.

Следовательно, мастер-класс есть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма учителя в той или иной конкретной сфере "педагогического воспроизводства".

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».

Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя.

Задачи мастер-класса:

Передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

Совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Структура проведения «Мастер-класса»:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

  1. кратко характеризуются основные идеи технологии;
  2. описываются достижения в работе;
  3. доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
  4. определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.

2. Представление системы учебных занятий:

  1. описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
  2. определяются основные приемы работы, которые учитель будет демонстрировать слушателям.

Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся педагогом в зависимости от того, что он будет показывать.

Варианты:

1) Показ урока, внеклассного занятия, факультатива и т.п.

2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог

3) Показ отдельных методов работы

4) Показ инновационных моментов деятельности

Формы:

Лекция

Практическое занятие

Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

3. Имитационная игра

учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;

4. Моделирование

самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею. Обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями

5. Рефлексия

Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей

Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.

Заключение

Итак, обобщая выше сказанное, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:

1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

3. создание условий для включения всех в активную деятельность;

4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

5. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

6. новая форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Форма работы мастер-класса зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия.

А инициатива, желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупится возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.


По определению Британской ассоциации консультирова­ния, под этим термином «подразумевается работа с индивидуу­мами и их взаимоотношениями, направленная на развитие; под­держку во время кризиса, наставничество или решение проблем. Задача консультирования - предоставить клиенту возможность проанализировать, обнаружить и прояснить способы более удов­летворительной и полноценной жизни. О консультативном про­цессе можно говорить тогда, когда кто-либо, временно или по­стоянно находящийся в роли консультанта, предоставляет свое время, внимание и уважение другому, временно находящемуся в роли клиента».

В различных литературных источниках консультирование рас­сматривается как:

    любая форма оказания помощи в отношении содержа­ния и решения проблемной задачи, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает в ее разрешении;

    совместная деятельность консультанта и клиента с це­лью разрешения определенной проблемы и осуществления жела­емых изменений у клиента;

    оказание услуг по выявлению проблемы, ее анализу, вы­работке рекомендации по разрешению проблемы, при необходи­мости содействие в выполнении определенных действий;

    сложившаяся практика оказания действенной помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физичес­ки и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни проблемами;

    квалифицированная помощь лицам, испытывающим раз­личные проблемы, с целью восстановления и оптимизации их со­циальных функций, условий жизнедеятельности.

Как отмечает Р. Кочюнас, имеется много сходных определе­ний и все они включают несколько общих основных положений:

    консультирование способствует развитию личности;

    консультирование помогает обучаться новому пове­дению;

    в консультировании акцентируется ответственность кли­ента, т. е. признается, что независимый, ответственный человек способен в соответствующих обстоятельствах принимать самосто­ятельные решения, а консультант создает условия, которые по­ощряют волевое поведение клиента;

    консультирование помогает человеку выбирать и дей­ствовать по собственному усмотрению;

    консультирование помогает развитию способности че­ловека адекватно и полноценно воспринимать себя и других лю­дей, изменять и делать гибкой систему внутри и межличностных отношений;

    сердцевиной консультирования является «консультатив­ное взаимодействие» между клиентом и консультантом.

Вопрос определения целей консультирования не является про­стым, так как во многом зависит и от разнообразных потребнос­тей клиентов, и от позиции самого консультанта. Однако можно выделить несколько основополагающих целей, которые наибо­лее часто встречаются в литературе:

Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, не­ смотря на некоторые неизбежные социальные ограничения;

    развивать навыки преодоления трудностей при столк­новении с новыми жизненными обстоятельствами трудностями;

    обеспечить оптимальное принятие жизненно важных ре­шений (научить клиента распределять свое время и энергию, оце­нивать последствия риска, адекватно оценивать свойства своей личности, преодолевать эмоциональные стрессы);

Развивать умение устанавливать и поддерживать межличностные отношения.

Существует много классификаций форм консультативной помощи.

По объекту консультирования различают индивидуальное, групповое, семейное.

По критерию возраста рассматривают консультирование де­тей и взрослых.

По критерию контакта с клиентом выделяют очное (контактное) и заочное (дистантное: телефонное, письменное, через печатные научно-популярные издания, руководство по самопомо­щи).

Предметом социально-педагогического консультирования могут быть:

Решение проблем школьной дезадаптации;

Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения;

    организация специализированной помощи (психологи­ческой, логопедической, психотерапевтической, юридической);

    содействие в разрешении семейных конфликтов, гармо­низации детско-родительских и супружеских отношений;

    содействие в трудоустройстве, оформлении льгот, субси­дий, инвалидностей, материальной помощи в кризисной ситуации;

    содействие в наркологической помощи детям, другим членам семьи и т.п.

ТЕХНОЛОГИИ ПОСРЕДНИЧЕСТВА, ВОЛОНТЕРСТВА

Смысл технологии посредничества заключается в содействии до­стижению согласия между субъектами (отдельная личность, се­мья, коллектив и др.) для решения социальных проблем одного из них.

Задачи социального педагога, выступающего в роли посред­ника: объяснять интересы и взгляды одной стороны другой; уста­навливать связи с субъектами, способными оказать необходимую поддержку подопечному; убедить соответствующие структуры, организации в необходимости оказания конкретной помощи.

Можно выделить следующие виды посредничества в профес­сиональной социально-педагогической деятельности:

    в поиске соответствующих служб (организаций, учреж­дений), способных оказать подопечному необходимую помощь и поддержку;

    в решении межличностных, семейных конфликтов;

В решении правовых проблем -например, участие в оформлении опеки (попечительства), взаимодействие с инстанциями при решении вопросов о защите имущественных прав несовершеннолетнего, участие в дознании и судопроизводстве по правонарушениям несовершеннолетних;

В решении медико-реабилитационных проблем. Основные этапы деятельности социального педагога, реализующего посредническую функцию:

    диагностика причин и состояния проблемы подопечного, оценка возможностей ее решения, анализ информации об учреждениях, оказывающих различные услуги в сфере правовой, социаль­ной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации ит.п.;

    выбор учреждения, способного оказать подопечному наиболее эффективную помощь;

    информирование подопечного о характере деятельности рекомендуемого учреждения;

    помощь в установлении контакта подопечного с соответствующим специалистом;

    проверка результативности контакта (определение позитивной динамики в решении проблемы подопечного).

Основные приемы реализации технологии посредничества:

Оформление для подопечного выписки с указанием адреса, номера телефона, фамилии, имени, отчества нужного специалиста рекомендуемой организации (учреждения, центра, службы);

Личный контакт социального педагога с представителем учреждения или специалистом (непосредственный или опосредованный, например, по телефону);

Составление сопроводительного письма с указанием при­чины и цели обращения подопечного в учреждение;

При необходимости подбор сопровождающего для подопечного из числа педагогов, родственников, близких людей;

В некоторых случаях заключение письменного трехстороннего договора; социальный педагог-специалист (учрежде­ние) - подопечный как одного из способов установления пра­вил, норм взаимодействия субъектов.

В договоре могут быть отражены:

    цели проводимой работы (определяются на основе ана­лиза проблемы подопечного);

    характеристика предоставляемых услуг;

    временные рамки совместной деятельности;

    характеристика специальных методик, которые будут ис­пользоваться (например, индивидуальная, групповая работа или работа с семьей.

    особые требования учреждения (например, об оплате, ча­сах работы, о специалистах, которые будут заниматься с подопеч­ным, о необходимости сообщения в суд или другие службы и т.п.).

Договор об услугах в целом не носит юридического характера (в отличие от типового договора, например, о платных услу­гах). Юридический договор ко многому обязывает, его трудно изменить (часто только при обращении в суд), тогда как договор об услугах очень гибкий, в нем стороны могут в результате повтор­ных обсуждений менять отдельные пункты. Например, могут пе­ресматриваться цели, временные рамки, методики работы в про­цессе предоставления услуг.

Бывают случаи, когда подопечный или специалист соответ­ствующей, организации при обсуждении договора сознательно (умышленно) скрывает какие-то позиции, надеясь, что они как-то разрешатся в дальнейшем. В такой ситуации задача социаль­ного педагога - дипломатично обсудить скрываемые причины проблемы подопечного, детально выяснить методику работы спе­циалиста, степень его полномочий и ответственности.

Социальному педагогу-посреднику следует всячески способ­ствовать достижению соглашения между подопечным и соответ­ствующим специалистом, а в дальнейшем обеим сторонам следо­вать правилам договора.

Технологии организации досуга

Одно из направлений деятельности социального педагога заклю­чается в организации досуговой деятельности воспитанников. Су­ществует несколько интерпретаций понятия «досуг»:

Время, которым человек распоряжается по собственно­му усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;

    свободное от работы, учебы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стрем­лений;

    часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления фи­зического и психического здоровья.

В содержательном плане структура досуга включает: обще­ние; спортивно-оздоровительную деятельность; игры; отдых на природе; прогулки; интеллектуально-познавательную деятельность активного (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.) и пассивного характера (просмотр телевизора, слушание му­зыки); любительскую деятельность прикладного характера (шитье, фотодело и т.п.); общественно активную деятельность.

Специфические особенности досуговой деятельности;

Действительный ее мотив - потребность личности в са­мом процессе этой деятельности;

Досуговая деятельность может носить социально полез­ный характер, социально нейтральный характер, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер социаль­но отрицательный, асоциальный.

Педагогика досуга как практическая воспитательная деятель­ность государства и общества начала складываться в эпоху антич­ности. Фукидид писал, что греки ввели много разнообразных форм проведения досуга для отдыха души от труда, доставляющих на­слаждение и помогающих рассеять заботы повседневной жизни.

Принципы педагогики досуга:

V принцип интереса (досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь наличием или отсутствием интереса к ней);

Принцип совместной деятельности (совместная деятель­ность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней, воспитатель­ный потенциал).

В педагогике досуга три понятия: свободное время, отдых, досуг - тесно взаимосвязаны.

Свободное время - та часть жизни ребенка, что остается от учебы, выполнения домашних учебных заданий, работы, быто­вых отправлений (сон, питание, самообслуживание, дорога и т.п.), от общественных или домашних поручений и обязанностей. В структуре свободного времени школьника можно выделить сле­дующие компоненты: дополнительная учеба по личной инициа­тиве, самообразование, общественная деятельность; потребление ценностей культуры; научно-техническое творчество; труд поже­ланию и оплачиваемая работа, прикладной труд; художественное самодеятельное творчество; спорт, туризм и физическая культуру; общение с природой и экологические занятия; общение по интересам; любительские занятия, игры, отдых как «ничегонеделание» и, к сожалению, антикультурное и криминальное времяпрепровождение.

Отдых - состояние покоя. Отстранение от всех забот, род деятельности, которая снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению «формы», работоспособности. Это перерыв в занятиях, переключение на иную деятельность, смена событий. Отдых может быть в форме сна, купания, принятия оздоровительных процедур и т.п. Школьная перемена - форма отдыха учащихся.

Досуг - развлечение (раз + влечение). Влечение - корневое понятие. Это сильная склонность к чему-либо.

Отчасти эта технология имеет много общего с психологическим консультированием и с профконсультированием. Психологическое консультирование - это особое направление в практической психологии, которое связано с оказанием индивидуальной помощи людям. Оно бывает личностным, психолого-педагогическим и семейным. Профконсультирование проводится профконсультантом с целью оказания помощи в самоопределении относительно будущей профессии и в осуществлении ее выбора.

Целью гуманистического консультирования является создание условий для актуализации потенциала, личностных возможностей человека. Это консультирование базируется на идеях Э. Фрома, К. Роджерса об уникальности каждого человека, не вере в его способность к личностному росту. В этом смысле данный вид консультирования в наибольшей степени соответствует идеологии тьюторской деятельности, также имеющей своей целью развитие в учащихся качества субъекта.

Отличия традиционного консультирования от клиентцентрированного даны в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительные характеристики традиционного и клиентцентрированного подходов

Традиционный

Клиентцентрированный

Цель: либо дать советы, либо выработать совместное решение проблемы.

Задача: опора на имеющиеся традиционные схемы в решении проблемы и проекция на конкретную проблему.

Базовый прием: постановка прямых вопросов, то есть при поиске решения проблемы клиенту

задаются вопросы, напрямую касающиеся тематики обсуждения. Реакция клиента: согласие клиента с консультантом, благодарность за помощь.

Цель: создать условия для актуализации потенциала, личностных возможностей человека.

Задача: опора на рефлексию, поэтапное подведение клиента к сущности проблемы, самостоятельный выход клиента из неблагоприятных ситуаций.

Базовый прием: постановка проецирующих вопросов, то есть при поиске решения проблемы (алгоритма действий клиента) клиенту задаются вопросы, не относящиеся напрямую к тематике обсуждения.

Реакция (позиция) консультанта: наступательная активность, стремление к совместным действиям; отказ от консультирования, клиент может не иметь проблемы, как таковой (клиент не всегда прав) он может ошибаться.

Характер беседы: управляемое стандартизированное интервью; ориентация в принятии решений на консультанта.

Реакция клиента: либо согласие, либо не согласие клиента с консультантом, обдумывание, инсайт.

Реакция (позиция) консультанта: выжидательная аутичность, стремление к активным действиям клиента; консультирование обязательно, так если человек обращается за помощью, значит, есть потребность (клиент всегда прав), но он может ошибаться.

Характер беседы: неуправляемое ин-тервью-эмпатическое слушание; ориентация в принятии решений на клиента.

В консультировании выделяется несколько этапов: подготовительный, установочный, диагностический, рекомендательный и контрольный или проверочный. Иными словами, проводя консультирование, тьютор предварительно изучает проблемы подростка, разрабатывает подходы к проведению будущей консультации, а по ее итогам - обязательно оценивает результаты.

Консультация - это, прежде всего, общение, установление эмоционального контакта, определение динамики развития контакта, поддержание конструктивного диалога и создание условий для самораскрытия, самоактуализации возможностей подопечного. Поэтому, кроме когнитивного, в консультирования большое значение имеет эмоциональный компонент.

В связи с этим эффективность консультирования во многом зависит не только от практических знаний консультанта, то есть знаний о том, как решить проблему, а и, во-первых, от его личных качеств, обеспечивающих эффективность межличностного общения; во-вторых, от навыков консультирования: умения слушать и проводить интервенции. Слушание, в том числе активное слушание, важно для понимания истинных проблем подростка: мотивов его поведения, отношения к ситуации самоопределения, ценностных установок и взглядов на свое будущее. С помощью интервенций консультант направляет ход беседы, получает недостающую информацию, делает важные для подопечного акценты, ставит его в проблемную ситуацию, побуждающую е к переосмыслению собственной проблемы и опыта подводит к инсайту.

Можно выделить следующие интервенции:

  • - вопросы;
  • - рефлексию, избирательную в том числе;
  • - формирование и развитие эмпатии;
  • - контроль за правильностью понимания.

Наиболее эффективны открытые вопросы. Например: "Почему родители хотят, чтобы ты продолжал учиться в 10 классе?", "Какой ты представляешь для себя идеальную работу?" При использовании закрытых вопросов, особенно у неготового к обсуждению проблем своего самоопределения подростка, может возникнуть ассоциации с допросом. Следует также избегать вопросов, вызывающих чувство вины и желание подростка обороняться или оправдываться, например: "Почему ты не захотел прислушаться к совету родителей?". Открытые вопросы формулируются так, что способствуют раскрытию подростка, то есть дают ему возможность разговориться и углубиться в проблему. Они не должны содержать даже косвенного намека на обвинение учащегося в создавшейся ситуации, например "Почему ты не остался учиться в обычном общеобразовательном классе?".

Рефлексия (отражение) осуществляется с помощью повторения консультантом последней фразы или слов говорящего, своеобразного "эха".

При избирательной рефлексии консультант повторяет его ключевую фразу или слова, подводя тем самым к рассуждению за указанную тему. Например, если речь идет о том, что подросток принял решение, что не пойдет в 10 класс, после ссоры с родителями, то консультант, чтобы начать разговор о ссоре, может уточнить: "Вы говорите, после этой ссоры". В результате он подводит подопечного к дальнейшим рассуждениям на тему "ссора".

Формирование эмпатии как приема интервенции осуществляется с помощью языковых средств. Консультант достигает эмпатии собеседника через отражения его чувств и демонстрацию своего понимания, например: "Кажется, вы обижены на своих родителей".

Для контроля над правильностью своего понимания собеседника, консультант задает вопросы с опорой на ключевые слова (фразы) для поддержания логики беседы или подытоживая сказанное.

Ниже дается сравнительная характеристика эффективного и неэффективного консультирования, вне зависимости от подхода и выбранных приемов.

Данная технология базируется на принципе добровольности и мотивированности самого учащегося. Консультации со школьниками и их родителями проводятся исходя из потребностей школьников. В зависимости от эффекта консультаций и отношений, которые сложились у консультанта с подростком, они могут быть достаточно регулярными или носить эпизодический характер, то есть проводиться по необходимости.

Однако при этом очень важно, чтобы разовые консультации также носили завершенный характер, то есть подводили подростка к решению волнующих их проблем и указывали на дальнейший ход самостоятельных действий.

При определенных условиях, наличии общие проблемы, высокой степени открытости и доверия к консультанту и членам группы, консультации могут носить и групповой характер. Однако содержание этих консультаций все же не может быть в той же степени конфиденциальным, как при индивидуальном консультировании. В связи с этим целесообразнее проводить по общим для учащихся проблемам групповые тренинги.

В тьюторской деятельности присутствует значительный когнитивный компонент. В работе со старшеклассниками есть несколько вопросов, для которых недостаточен формат консультаций и необходимо организованное обучение, в котором будет происходить присвоение определенных знаний и даже выработка привычек и навыков. Так, учащихся необходимо обучить нескольким вещам: методам планирования своей карьеры, методам выбора направления получения образования и будущей профессии, способу разработки ИУП, методам работы с портфолио. С этой целью рекомендуется проводить групповые занятия с элементами ролевой игры, социально-психологического и когнитивно-поведенческого тренинга.

Тьютору необходимо выявить, каких знаний для самоопределения не хватает учащимся и разработать программу тренингов. В данной технологии результаты достигаются благодаря тому, что учащийся, приобретающий недостающие знания, постепенно начинает самостоятельно справляться со своими проблемами. Работа тьютора с учащимися может быть построена как цепочка последовательно сменяющих друг друга тренингов на подобие тренингов личностного роста. Это могут быть тренинги по проблемам, наиболее волнующим старшеклассников: как построить свои жизненные планы, как спланировать работу по достижению важных целей. Это могут быть и какие-то вполне конкретные и узкие проблемы, например, как подготовиться к экзаменам, как избавиться от волнения и тревоги, как вести себя на собеседовании при приеме на работу и т. д.

Предполагается, что учащийся будет преобразовывать полученные знания в способы решения собственных проблем, делать их средством собственного самоопределения.

Методика тренингов достаточно хорошо известна и описана в литературе.

Тьюторский тренинг отличается от других тем, что направлен на оказание помощи в решении проблем самоопределения.

При проведении тренингов сохраняется постоянный и неизменный состав группы. Это могут быть группы, сформированные на базе классов или из тех учащихся, которые сделали выбор данных занятий в качестве краткосрочных элективных курсов предпрофильной подготовки.

Работая с членами тренинговой группы, ведущий создает условия для активного участия каждого, не позволяет доминировать наиболее инициативным ученикам, привлекающим к себе наибольшее внимание. У участников тренинга должны быть тетради или альбомы для записей и выполнения рисунков, а также наборы цветных карандашей или фломастеров для выполнения тренинговых упражнений. Чтобы не возникало барьеров в общении, необходимо снабдить всех участников визитками или выучить их имена.

В программах тренингов сочетаются двигательные упражнения с теоретическим и диагностическим материалом. Начинающему тренеру особенно важно верно дозировать упражнения, позволяющие убирать "мышечные зажимы". Их должно быть столько, сколько необходимо для того, чтобы включиться в работу над содержательной стороной занятия. В противном случае занятие превратится в неконтролируемое развлечение. Все знания, навыки и умения, полученные учащимися в ходе этих занятий, должны быть тесно связаны с реальностью, то есть использоваться и применяться в конкретных жизненных ситуациях.

В тренинге используются самые разные методы: ролевая игра, диалог, анализ ситуации, разогревающие упражнения, мозговые штурмы и т. д.

Работа участников тренинга может быть индивидуальной, парной, групповой, по принципу круга и аквариума. После выполнения определенных заданий, в том числе и тестов, инициируются обсуждения. В процессе тренинга ведущий не морализирует и не делает собственных выводов, их произносят участники процесса. В процессе занятий важна атмосфера творческого и душевного подъема, для чего в его программы включаются упражнения, результаты которых вызывают сильные эмоциональные переживания: удивление, инсайт.

Стиль ведения тренинговых занятий зависит от зрелости группы и динамики происходящих в ней групповых процессов. В ходе тренинга возникает множество нестандартных ситуаций, требующих от ведущего творческого подхода, хорошего знания методики, большого жизненного опыта и импровизации.

Тренинговая технология нуждается в наличии специально оборудованной аудитории. По возможности, она должна быть просторной, оборудованной легко передвигающейся мебелью, столами и стульями для выполнения письменных работ и иметь свободное пространство для выполнения двигательных тренинговых упражнений и игр. Помещение для занятий должно быть уединенным и не напоминать кабинет-предметника с соответствующей атрибутикой.

Эта технология, сохраняя все присущие черты тьюторства, в то же время наиболее традиционна для школы, и поэтому может быть освоена даже учителем или школьными психологами.

Как видно из описания технологии, ее основой являются эмпирические методы. Можно было бы сказать, что старшеклассник будет делать выборы методом проб и ошибок. Но это не совсем так. Задача тьютора состоит в том, чтобы свести число ошибок, а значит и возможных проб к минимальному.

В программе реабилитационных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее

взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности детей и подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия.

Возможно консультирование несовершеннолетних, стремящихся самостоятельно справиться с проблемой.

Социально-педагогическое консультирование - это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.

Основной целью консультирования является оказание помо­ щи личности в решении ее социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Основная задача консультационной работы заключается в том, чтобы помочь обратившемуся за помощью посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.

При проведении консультирования важно придерживаться та­ких принципов, как доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту; ориентация на нормы и ценности клиента; запрет давать советы клиенту; анонимность консультирования; включеность клиента в процесс консультирования, разграничение личных и профессиональных отношений.

Консультирование осуществляется разными способами в за­висимости от разнообразия условий деятельности и личных качеств клиентов, от концепций и методов вмешательства, используемых профессионалами.

Многие ученые выделяют два вида консультирования: контактное (очное) и дистантное (заочное). Контактное консультирование состоит в том, что консультант встречается с клиентом и между ними происходит беседа. Дистантный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.

Условно консультативную беседу можно разделить на четыре этапа.

1.Знакомство, начало беседы.

2. Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез.

Воздействие. Простейший способ воздействия. задача социального педагога на этом этапе состоит в том, чтобы еще раз внимательно проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе проблем,

4. Завершение беседы. Этот этап включает: подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема); обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с социальным педагогом или другими необходимыми специалистами; прощание консультанта с социальным педагогом.

Специфическим видом консультативной деятельности служит дистантное консультирование. Основная его форма - телефонное консультирование (телефон доверия - ТД) Особенностью телефонного консультирования является анонимность, способствующая формированию у клиента фантазийного образа консультанта. Отсутствие зрительных впечатлений усиливает нагрузку на звуковой канал приятия.

Своеобразной формой дистанционного консультирования яв­ ляется консультирование по переписке, или скриботерапия. Оно применяется в тех случаях, когда телефонное консультирование затруднено из-за отсутствия телефонной связи.

летнего требует использования определенных санкций к нему са­ мому или к лицам, занятым его воспитанием;

Координация отношений ребенка с первичным коллективом; - оздоровление;

Психопрофилактика.

Применяя разнообразные меры социальной реабилитации, необходимо объективно оценивать их результаты. Следует учиты-вать, что эффективность социальной реабилитации достигается всем комплексом реабилитационных мер (медицинских, психо­

логических, профессиональных, социальных). Степень ее эффек­ тивности определяется уровнем социализации клиента, его спо­

собностью адаптироваться в обществе.

Технология социальной реабилитации. Реабилитация и коррекция.

Реабилитация – это система мер, имеющая своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе.

Социально – педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, активной жизненной позиции, способствующая интеграции ребенка в обществе и на овладении необходимых умений и навыков, соц ролей и правил поведения в обществе.

Существуют мед, психологические, соц-пед, пед, профессиональные и бытовые виды реабилитации.

Соц-пед реабилитация включает в себя 3 основных этапа:

· Диагностики (направлена на определения уровня развития эмоц-познават сферы ребенка, на сформированность качеств личности, его соц ролей и профессиональных интересов)

· Создание и реализация реабилитационной программы (реабилитационная программа создается индивидуально и включает следующие элементы: цель, задачи, средства, методы, этапы деятельности)

· Постреабилитационная защита ребенка

· В качестве ведущего метода преодоления дезадаптивного или отклоняющегося поведения в социально-педагогической деятельности используется процедура реабилитации и коррекции.

В структуре социально-педагогической деятельности можно выделить в качестве самостоятельных компонентов ресоциализацию, коррекцию, реабилитацию, социальный патронаж.

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребен-ка, подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку пе­ дагогических позиций учителей, родителей, которая должна спо­

собствовать, в частности, разрешению острых и вялотекущих кон­ фликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном разви­ тии подростка.

Коррекция, по мнению А. И. Кочетова, имеет следующие функ­ ции:

Восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до по­

явления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах;

Компенсирующую, заключающуюся в формировании у под­ ростка стремления компенсировать тот или иной недостаток ус­

пехом в увлекающей его деятельности (в спорте, труде и т.п.);

Стимулирующую, направленную на активизацию положительной общественно полезной деятельности ученика; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т. е. небезразличного, эмоционального отношения к личности подростка, его

поступкам;

Исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающую применение разнообразных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, при­

мер и т.д.)1.

Реабилитация - комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения. Реабилитация может быть стихийной и организованной. В первом случае предполагается, что личность интуитивно налаживает отношения с собственным организмом и окружающей средой на более или менее приемлемом для себя уровне. Процесс социальной реаби­

литации имеет длительный характер. Организованная реабилита­ ция ставит своей целью сократить сроки восстановления соци­ альной нормы, повысить качество самостоятельной работы лич­

ности за счет профессиональной помощи. Постановление о необ­ ходимости реабилитации несовершеннолетнего выносит специ­

альная комиссия. Как правило, итогом ее работы выступает ин­ дивидуальная комплексная программа реабилитации.

индивидуальная комплексная реабили­ тация представляет собой систему, которая включает на каждом из выделенных этапов ряд мероприятий в разных сферах реабилитации.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!