Особняк барона штиглица на английской набережной в акварелях луиджи премацци. Дворец великого князя павла александровича - царские дворцы Прямо перед дворцом есть своя гранитная пристань

Особняк барона А. Л. Штиглица - неоренессанс

Пам. арх. (федеральн.)

Корпус по Галерной ул.

1845 - арх. Куци Антон Матвеевич - Галерная, 69-71

Особняк барона А. Л. Штиглица

1852-1862 - арх. Кракау Александр Иванович - перестройка,

включены существовавшие дома - Английская наб, 68

Дворец вел. кн. Павла Александровича

1887-1889 - арх. Месмахер Максимилиан Егорович - переделка (. C...)

см. Особняк барона А. Л. Штиглица ( по Галерной ул .)

Тяга между первым и вторым этажами. Нижний этаж обработан рустами. В центре главного фасада небольшой портик. Широкий фриз украшен лепкой.

На месте особняка находились два жилых дома. Один из них был построен в 1716 г. и был первым каменным домом на Английской наб. Его строил Иван Немцов - корабельный мастер. После него домом владел его зять - известный арх. С. И. Чевакинский. Вторым домом владел купец Михаил Сердюков - строитель системы каналов в Высшем Волочке.

    «Зодчий», 1873, Вып.2, Л.6-7

    Планы частного дома
    барона Штиглица.
    Подвальный этаж.
    Зодчий,1873,Вып.3-4,Л.11

    Первый этаж.
    Зодчий,1873,
    Вып.3-4,Л.11

    Фасад конюшенного флигеля.
    Зодчий, 1873, Вып.5, Л.21-22
    (добавил )

    Дворец барона А. Л. Штиглица
    на Английской набережной.
    Акварель Альберта Н. Бенуа.
    Конец 19 в.

    Журнал "Всемирная
    иллюстрация"
    (добавил
    )

    Фото второй
    половины XIX в.

    Интерьер церкви
    св. мч. Александры.
    (добавил Mary)

    Великий князь
    Павел Александрович
    и его жена греческая
    принцесса Александра.

    В 1917 г. дворец, долгие годы мало использовавшийся, был продан Русскому обществу заготовления снарядов и военных припасов.

    В 1919 г. вел. кн. был расстрелян во дворе Петропавловской крепости.

    Церковь св. Александры

    При дворце вел. кн. Павла Александровича была церковь св. Александры. Освящение домовой церкви произошло в 1889 г. Храм находился на втором этаже поперечного дворового флигеля и был оформлен известным арх. Н. В. Султановым в древнерусском стиле.

    Подлинные царские врата XVII в. архитектор привез из подмосковного села Медведково. 2 апреля 1889 г. состоялась закладка церкви во дворце. Султанов создал для храма всю обстановку и церковную утварь: эскизы паникадила, блюда для благословения хлебов, кропила, семисвечника. Утварь изготовлялась в Москве на фабрике Овчинникова. Двухъярусный иконостас из золоченого цинка с 35 образами создали в в мастерской К. Е. Морозова. Обстановка создавалась в единой с интерьером стилистике: кресла, двери, столик для причастия, киот, плащаницы, кронштейны, подставки. Храм был расписан. Пологие своды были украшены травным орнаментом, среди которого в клеймах располагались изображения святых. Нижняя часть стен была расписана «полотенцами», над которыми по всему периметру церкви шла лента с посвятительным текстом, набранная древнерусским шрифтом. Вентиляционные проемы были закрыты решетками растительного рисунка.

    Княжеское место отделялось от посетителей темно-красной бархатной завесой с золотыми двуглавыми орлами.

    (по материалам статьи Ю. Р. Савельев «Петербургские интерьеры Н. В. Султанова. История Петербурга №5(9)/2002 )

    В 1897 г. фасад церкви был украшен лепными фигурами евангелистов и ангелов работы М. П. Попова.

    Церковь перенесена в царскосельский особняк вел. кн. после его переезда, где ее освятили под названием Благовещенской.

    Особняк барона А.Л. Штиглица. Акварели Луиджи Премацци, 1859-1862 (1869) ? гг.

    Художественную ценность представляют интерьеры дворца. Среди них выделяется парадная беломраморная лестница. Выход выполнен в виде арки с колоннами. Гостиная была украшена кариатидами. В отделке использовались драпировки, золоченая лепка и резьба. Библиотека отделана дубом. В концертном зале в медальонах Кракау разместил портреты композиторов. Живописец Ф. А. Бруни выполнил эскизы живописных панно "Четыре времени года".

    Через пять лет после окончания строительства, примерно в 1859-1862 гг., Александр Штиглиц заказывает известному итальянскому художнику Луиджи Премацци запечатлеть в акварели интерьеры дворца. Премацци написал семнадцать акварелей, в которых очень точно отражены были малейшие детали интерьера; все они были заключены в кожаный альбом на обложке которого красовался герб баронов Штиглиц.

    Внутренний двор был оформлен в формах барокко.

    1938-1939 - правый дворовый флигель надстроен на один этаж.

    1946-1947 - возвден один этаж над мавританским залом.

    С 1999 - дворец реставрируется для фирмы „Лукойл".

    11.2011. Бывший особняк барона Штиглица на Английской наб., 68, в Санкт-Петербурге передан в распоряжение Санкт-Петербургского государственного университета. http://karpovka.net/2011/11/08/28905/

    Здание закреплено за университетом на праве оперативного управления. Как будут использоваться его помещения, пока неясно.

    Как рассказал корреспонденту «Карповки» официальный представитель университета, прежде всего, в здании сделают ремонт, так как оно в нем нуждается. Наш собеседник обратил особое внимание, что особняк расположен рядом с Ново-Адмиралтейским островом, на который учебное заведение также претендует. (Miraru1.)

    [*] - 100 и112 стульев (из собрания Государственного Исторического музея). Москва, "Константа", 2000.)

    Дом барона Штиглица

    Рис. (л. 6 и 7), изображают фасад дома барона Штиглица, на Английской наб., в С.-Петербурге. Проект и исполнение принадлежит профессору А. И. Кракау. В последующих номерах журнала мы имеем в виду поместить планы и разрезы постройки, равно как и описание этого роскошного дома. («Зодчий», 1873, Вып. 2, С. 31)

    Конюшни в доме барона Штиглица, в С.-Петербурге, фасад которых изображен на листах 21 и 22, помещены нами как дополнение к чертежам этого великолепного дома, рисунки которого были приложены к №№ 2 и 3 «Зодчего».

    («Зодчий», 1873, Вып. 5, С. 64)

Двойной адрес: Английская наб., 68 / Галерная ул., 69-71.

Особняк барона А. Л. Штиглица - Дворец великого князя Павла Александровича.
1852-1862 годы - архитектор А. И. Кракау.
1887-1889 годы - архитектор М. Е. Месмахер - переделка (Тяга между первым и вторым этажами. Нижний этаж обработан рустами. В центре главного фасада небольшой портик. Широкий фриз украшен лепкой).

На месте особняка барона А. Л. Штиглица находились два жилых дома. Один из них был построен в 1716 году и был первым каменным домом на Английской набережной. Его строил Иван Немцов - корабельный мастер. После него домом владел его зять - известный архитектор С. И. Чевакинский. Вторым домом владел купец Михаил Сердюков - строитель системы каналов в Вышнем Волочке.

Для великого князя Павла Александровича, младшего сына Александра II, дворец был куплен в 1887 году у Н. М. Половцевой, приёмной дочери барона. Его переделку поручили М. Е. Месмахеру. Зодчий завершил её ко дню свадьбы великого князя с греческой королевной Александрой в 1889 году. После того как в 1891 году его молодая жена скончалась, Павел Александрович переехал в Царское Село.

В 1917 году дворец, долгие годы мало использовавшийся, был продан Русскому обществу заготовления снарядов и военных припасов. В 1919 году великий князь был расстрелян во дворе Петропавловской крепости.

При дворце великого князя Павла Александровича была церковь святой Александры. Освящение домовой церкви произошло в 1889 году. Храм находился на втором этаже поперечного дворового флигеля и был оформлен известным архитектором Н. В. Султановым в древнерусском стиле. Отделку церкви проводили в мастерской К. Е. Морозова. Там был создан двухъярусный иконостас из золочёного цинка с 35 образами и реставрированы царские врата из подмосковного Медведкова. Освещалось помещение старинным медным паникадилом. Утварь привезли из Греции. Стены покрывала орнаментальная роспись и изображения святых.

В 1897 году фасад церкви был украшен лепными фигурами евангелистов и ангелов работы М. П. Попова. Церковь перенесена в царскосельский особняк великого князя после его переезда, где её освятили под названием Благовещенской.

Художественную ценность представляют интерьеры дворца. Среди них выделяется парадная беломраморная лестница. Выход выполнен в виде арки с колоннами. Гостиная была украшена кариатидами. В отделке использовались драпировки, золочёная лепка и резьба. Библиотека отделана дубом. В концертном зале в медальонах Кракау разместил портреты композиторов. Живописец Ф. А. Бруни выполнил эскизы живописных панно "Четыре времени года".

Внутренний двор был оформлен в формах барокко.

В 1938-1939 годах - правый дворовый флигель надстроен на один этаж.
В 1946-1947 годах - возведён один этаж над мавританским залом.
С 1999 года дворец реставрируется для нужд компании „Лукойл".

Особняк барона А. Л. Штиглица - неоренессанс

Пам. арх. (федеральн.)

Корпус по Галерной ул.

1845 - арх. Куци Антон Матвеевич - Галерная, 69-71

Особняк барона А. Л. Штиглица

1852-1862 - арх. Кракау Александр Иванович - перестройка,

включены существовавшие дома - Английская наб, 68

Дворец вел. кн. Павла Александровича

1887-1889 - арх. Месмахер Максимилиан Егорович - переделка (. C...)

см. Особняк барона А. Л. Штиглица ( по Галерной ул .)

Тяга между первым и вторым этажами. Нижний этаж обработан рустами. В центре главного фасада небольшой портик. Широкий фриз украшен лепкой.

На месте особняка находились два жилых дома. Один из них был построен в 1716 г. и был первым каменным домом на Английской наб. Его строил Иван Немцов - корабельный мастер. После него домом владел его зять - известный арх. С. И. Чевакинский. Вторым домом владел купец Михаил Сердюков - строитель системы каналов в Высшем Волочке.

    «Зодчий», 1873, Вып.2, Л.6-7

    Планы частного дома
    барона Штиглица.
    Подвальный этаж.
    Зодчий,1873,Вып.3-4,Л.11

    Первый этаж.
    Зодчий,1873,
    Вып.3-4,Л.11

    Фасад конюшенного флигеля.
    Зодчий, 1873, Вып.5, Л.21-22
    (добавил )

    Дворец барона А. Л. Штиглица
    на Английской набережной.
    Акварель Альберта Н. Бенуа.
    Конец 19 в.

    Журнал "Всемирная
    иллюстрация"
    (добавил
    )

    Фото второй
    половины XIX в.

    Интерьер церкви
    св. мч. Александры.
    (добавил Mary)

    Великий князь
    Павел Александрович
    и его жена греческая
    принцесса Александра.

    В 1917 г. дворец, долгие годы мало использовавшийся, был продан Русскому обществу заготовления снарядов и военных припасов.

    В 1919 г. вел. кн. был расстрелян во дворе Петропавловской крепости.

    Церковь св. Александры

    При дворце вел. кн. Павла Александровича была церковь св. Александры. Освящение домовой церкви произошло в 1889 г. Храм находился на втором этаже поперечного дворового флигеля и был оформлен известным арх. Н. В. Султановым в древнерусском стиле.

    Подлинные царские врата XVII в. архитектор привез из подмосковного села Медведково. 2 апреля 1889 г. состоялась закладка церкви во дворце. Султанов создал для храма всю обстановку и церковную утварь: эскизы паникадила, блюда для благословения хлебов, кропила, семисвечника. Утварь изготовлялась в Москве на фабрике Овчинникова. Двухъярусный иконостас из золоченого цинка с 35 образами создали в в мастерской К. Е. Морозова. Обстановка создавалась в единой с интерьером стилистике: кресла, двери, столик для причастия, киот, плащаницы, кронштейны, подставки. Храм был расписан. Пологие своды были украшены травным орнаментом, среди которого в клеймах располагались изображения святых. Нижняя часть стен была расписана «полотенцами», над которыми по всему периметру церкви шла лента с посвятительным текстом, набранная древнерусским шрифтом. Вентиляционные проемы были закрыты решетками растительного рисунка.

    Княжеское место отделялось от посетителей темно-красной бархатной завесой с золотыми двуглавыми орлами.

    (по материалам статьи Ю. Р. Савельев «Петербургские интерьеры Н. В. Султанова. История Петербурга №5(9)/2002 )

    В 1897 г. фасад церкви был украшен лепными фигурами евангелистов и ангелов работы М. П. Попова.

    Церковь перенесена в царскосельский особняк вел. кн. после его переезда, где ее освятили под названием Благовещенской.

    Особняк барона А.Л. Штиглица. Акварели Луиджи Премацци, 1859-1862 (1869) ? гг.

    Художественную ценность представляют интерьеры дворца. Среди них выделяется парадная беломраморная лестница. Выход выполнен в виде арки с колоннами. Гостиная была украшена кариатидами. В отделке использовались драпировки, золоченая лепка и резьба. Библиотека отделана дубом. В концертном зале в медальонах Кракау разместил портреты композиторов. Живописец Ф. А. Бруни выполнил эскизы живописных панно "Четыре времени года".

    Через пять лет после окончания строительства, примерно в 1859-1862 гг., Александр Штиглиц заказывает известному итальянскому художнику Луиджи Премацци запечатлеть в акварели интерьеры дворца. Премацци написал семнадцать акварелей, в которых очень точно отражены были малейшие детали интерьера; все они были заключены в кожаный альбом на обложке которого красовался герб баронов Штиглиц.

    Внутренний двор был оформлен в формах барокко.

    1938-1939 - правый дворовый флигель надстроен на один этаж.

    1946-1947 - возвден один этаж над мавританским залом.

    С 1999 - дворец реставрируется для фирмы „Лукойл".

    11.2011. Бывший особняк барона Штиглица на Английской наб., 68, в Санкт-Петербурге передан в распоряжение Санкт-Петербургского государственного университета. http://karpovka.net/2011/11/08/28905/

    Здание закреплено за университетом на праве оперативного управления. Как будут использоваться его помещения, пока неясно.

    Как рассказал корреспонденту «Карповки» официальный представитель университета, прежде всего, в здании сделают ремонт, так как оно в нем нуждается. Наш собеседник обратил особое внимание, что особняк расположен рядом с Ново-Адмиралтейским островом, на который учебное заведение также претендует. (Miraru1.)

    [*] - 100 и112 стульев (из собрания Государственного Исторического музея). Москва, "Константа", 2000.)

    Дом барона Штиглица

    Рис. (л. 6 и 7), изображают фасад дома барона Штиглица, на Английской наб., в С.-Петербурге. Проект и исполнение принадлежит профессору А. И. Кракау. В последующих номерах журнала мы имеем в виду поместить планы и разрезы постройки, равно как и описание этого роскошного дома. («Зодчий», 1873, Вып. 2, С. 31)

    Конюшни в доме барона Штиглица, в С.-Петербурге, фасад которых изображен на листах 21 и 22, помещены нами как дополнение к чертежам этого великолепного дома, рисунки которого были приложены к №№ 2 и 3 «Зодчего».

    («Зодчий», 1873, Вып. 5, С. 64)

Занимает место, где в начале XVIII века находилось три отдельных участка. Первый из них принадлежал Василию Артемьевичу Волынскому, сыну кабинет-министра императрицы Анны Иоанновны. После казни отца он продал дом в казну. Следующим владельцем участка Волынского стад артиллерийский подпорутчик Пётр Иванович Ивановский. От него территория перешла во вледение к Иоганну Матвеевичу Булкелю, а затем - жене голландского купца Логина Петровича Бетлинга.

Соседний участок, расположенный ниже по течению Невы, принаджлежал строителю вышневолоцких каналов, купцу Михаилу Сердюкову. От него дом достался английскому купцу Тимофею Рексу.

Эти два дома были перестроены до 1822 года, когда здесь уже существовало единое здание придворного банкира барона Людвига Ивановича Штиглица. В 1848 году всё состояние барона досталось его сыну Александру. Несмотря на нестабильное финансовое состояние, в конце 1850-х годов Александр Людвигович решил увеличить, перестроить свой петербургский дом. Для этого он приобрёл соседний особняк статского советника А. И. Бека.

Первым владельцем участка А. И. Бека в начале XVIII века был корабельный мастер Иван Немцов. После смерти Немцова территория отошла его зятю, архитектору Савве Ивановичу Чевакинскому . Позже домом владели камергер двора С. С. Зиновьев, генерал-майор Плещеев, именитый гражданин Бланд, А. И. Бек. От последнего дом перешёл А. Л. Штиглицу.

Новый особняк Штиглица на Английской набережной строил архитектор А. И. Кракау . Проект был готов в 1859 году, возведение здания закончилось через три года. Кракау также построил комплекс зданий со стороны Галерной улицы. Там находились контора А. л. Штиглица (№71), служительский дом (№71), два доходных дома (№54 и 69).

Богатство хозяина особняка подчёркивал нарядный лицевой фасад в стиле историзма. Великолепные интерьеры сохранились на акварелях петербургских художников. Штиглиц построил для своей семьи настоящий дворец. Всё декоративно-прикладное убраство дома создавалось по рисункам Кракау. Деталями интерьера служили живописные полотна, заказываемые через художника В. Д. Сверчкова.

Анфиладу парадных помещений вдоль Невы открывал Белый зал. За ним располагалась Парадная прёмная, украшенная двумя полотнами мюнхенских пейзажистов братьев Альберта и Рихарда Циммерманов. Небольшая проходная комната вела в Голубую гостиную с камином из белого мрамора и плафоном "Амур ведёт Психею на Олимп" немецкого художника Ханса фон Маре.

Проходная гостиная соединялась со Столовой. В ней хранилась три полотна, одно из которых ("Двор с гротом в мюнхенской королевской резиденции" работы Ханса фон Маре) сейчас находится в Эрмитаже. Две картины для особняка Штиглица были написаны в мастерской Карла фон Пилотти. В художественном собрании банкира были работы и таких немецких живописцев как Ансельм Фейербах, Альберт Генрих Брендель. Все эти картины были не просто частью коллекции. Они специально заказывались для конкретных залов, являлись полноценными и неотъемлемыми деталями интерьера. Кроме картин в доме Штиглица хранилась коллекция гобеленов и шпалер.

Самый большой зал во дворце А. Л. Штиглица - Танцевальный, украшенный французскими хрустальными люстрами. На втором этаже были также Чёрная и Мавританская гостиные. На первом этаже находились жилые покои хозяев.

Александр Людвигович поселился в своём доме на Английской набережной сразу после окончания отделки помещений, в 1862 году. Он жил на ренту от трёхмиллионного годового дохода, занимался благотворительностью. Свой огромный капитал он хранил только в русских банках, что было редкостью для того времени (да и для нынешних дней тоже). Штиглиц финансировал строительство железных дорог, основал в Петербурге Училище технического рисования и его филиалы в других городах. Училищу Штиглицем в качестве экспонатов были переданы ряд предметов декоративно-прикладного искусства из особняка.

Не имея своих детей, Александр Людвигович удочерил девочку, вероятно внебрачную дочь великого князя Михаила Павловича, - Надежду Михайловну Июневу. Она вышла замуж за члена Государственного Совета А. А. Половоцова. Подарком на свадьбу от Штиглица стал миллион рублей и особняк на Большой Морской улице (дом №). После смерти отца в 1884 году Надежда унаследовала особняк на Английской набережной, а спустя три года продала его великому князю Павлу Александровичу.

Впервые великий князь увидел дом Штиглица 5 ноября 1886 года, когда посетил его с братом Сергеем. Торги великий князь и А. А. Половцов вели через вице-адмирала Дмитрий Сергеевича Арсеньева. Хозяева желали получить за дворец хотя бы два миллиона, тогда как Павел Александрович расчитывал потратить максимум полтора. В итоге они сошлись на цене в 1 600 000 рублей золотом.

Покупца дворца великим князем состоялась перед его первой женитьбой - на великой княгине Александре Георгиевне. Она скончалась после вторых родов. В Европе Павел Александрович тайно обвенчался с Ольгой Валериановной Пистолькорс. Морганатический бран семья не приняла, великому князю Николаем II какое-то время было запрещено возвращаться в Россию. Но после смерти великого князя Сергея Александровичу разрешение на брак было дано. Супруга великого князя получила титул и фамилию графини Гогенфельзен, а в 1915 году - титул и фамилию Палей. Дворец на Английской набережной поддерживался в хорошем состоянии даже во время долгого пребывания его хозяев за границей.

Продавая дом, Половцов советовал Павлу Александровичу пожить здесь без переделок интерьеров хоть какое-то время, привыкнуть в дому. Совет принят не был. Для работы Над новыми интерьерами особняка сразу же был приглашён архитектор М. Е. Месмахер . Он заново отделал жилые комнаты в восточной части первого этажа. До недавнего времени там сохранялся Кабинет с резным дубовым потолком и камином. Несколько позже архитектором Н. В. Султановым во втором этаже дворового флигеля была оборудована церковь. Она не сохранилась.

В 1898-1899 годах личные комнаты великого князя в западной части первого этажа переделывала английская фирма "Майп и К". Были переоформлены Кабинет, Библиотека и Бильярдная. В Концертном зале и Приёмной фирма Ф. Мельцера обновила паркеты.

После 1917 года картины из дворца Штиглица были переданы во Всесоюзное объединение "Антиквариат". За небольшим исключением их судьба неизвестна.

В 1918 году Павел Александрович был расстрелян. Княгиня Палей с детьми уехала в Париж. Дворец был национализирован. Долгое время в нём размещались различные учреждения. В 1968 году он был взят под охрану государства.

В 1988 году была начата реставрация здания. Предполагалось использовать его в музейных целях. Но революционные события 1990-х годов помешали этим планам. Дворец вновь перешёл в частные руки, долгое время пустовал. Интерьеры пришли в упадок и нуждаются в срочной реставрации. В 2011 году дом А. Л. Штиглица был передан Санкт-Петербургскому Государственному Университету.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!