Освобождение сапун горы. Мемориальный комплекс «Сапун-гора

В продолжение своих рассказов о путешествии в Севастополь, расскажу Вам еще об одном культовом месте, которое обязательно стоит посетить. Шестью километрами восточнее Севастополя, на вершине Сапун-горы, близ величественного памятника Славы, возвышается полукруглое здание строгой формы. Это самая большая в мире диорама - "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года".

Если Вы планируете свой маршрут в Севастополь, то посещение достопримечательностей стоит начать с Балаклавы, что я и сделал прежде всего. Тщательно познакомившись со всеми её достопримечательностями, такими как крепость Чембало и секретный "Объект 825 ", мы отправились дальше. Удобнее всего по пути из Балаклавы в Севастополь посетить именно комплекс Диорамы, чтоб потом не возвращаться назад, и продолжить знакомство с самим городом. Прежде всего стоит рассказать что же такое Диорама. Это лентообразное, в форме полукруга, живописное полотно с передним предметным планом. Благодаря такому расположению достигается ощущение присутствия зрителя, позволяющая как бы пережить заново все эти моменты, окунувшись в историю. Из ныне действующих диорам мира Севастопольская является самой большой.

Точка расположения — Сапун-гора — естественная и самая главная горная преграда на подступах к городу. Здесь происходили самые ожесточенные бои, как за весь период героической обороны Севастополя 1941-1942 годов, так и во время его освобождения в 1944 году. На самой вершине Сапун-горы и расположился мемориальный комплекс в честь воинов, героически защищавхих, а затем и освобождавших город-герой Севастополь

От остановки до здания диорамы примерно 200 метров по аллее вверх

По бокам аллеи множество экспонатов, военной техники времен войны: танки, пушки, самоходные орудия, мины

Девушка блондинка задумчиво рассматривает боевое орудие:)

Ближе к зданию диорамы находится торпедный катер “Комсомолец” , рядом с ним торпеда

Сверху открывается замечательный вид, именно здесь шли одни из самых ожесточенных боев за всю историю Великой Отечественной войны. Сейчас здесь резвятся дети и с восхищением бродят туристы, осматривая комплекс диорамы

До наших пор сохранились фрагменты окопов тех времен, а так же часть техники

Очень удивила марка резины на пушках, что на фото выше. К сожалению об этих орудиях не было никакой информации, могу только догадываться что это немецкие пушки(по марке резины:)). Да и по качеству тоже, на всех пушках свободно крутятся все прицельные наводящие механизмы. Эти пушки не входят в основную композицию диорамы, а расположены внизу, на склоне

Осмотрев все экспонаты на улице мы пошли во внутренние выставочные залы Диорамы . Строгие женщины во всю бдили и запрещали фоткать, тем не менее мы сделали несколько снимков внутри.Экспозиции внутри рассказывают о событиях городской жизни в сложной военной обстановке: отражении авиационных налетов, строительстве оборонительных рубежей, формировании народного ополчения. Здесь представлены документы, фотографии, личные вещи, награды и оружие защитников Севастополя.

Гитлеровское командование рассматривало Крым и главную базу Черноморского флота - Севастополь как основное препятствие на пути к кавказской нефти. Его устранение считалось одной из важнейших задач немцев.Первый свой шаг по крымской земле солдаты 11-й немецкой армии под командованием генерал-полковника Эриха фон Манштейна сделали 25 октября 1941 г. А уже 30 октября фашисты подошли к Севастополю. Началась 250-дневная героическая оборона города. С первых боев матросские бушлаты и ленточки на бескозырках стали символом бесстрашия и отваги защитников города. Именно моряки-черноморцы сорвали планы быстрого захвата Севастополя.

Для объединения сухопутных и морских сил был создан Севастопольский оборонительный район под командованием вице-адмирала Ф. С. Октябрьского. Попытки неприятеля штурмом прорвать оборону в ноябре и декабре 1941 г. провалились благодаря организованному взаимодействию в обороне различных родов войск, безмерному мужеству и героизму защитников. Важнейшую роль в обороне сыграли корабли Черноморского флота, которые поддерживали защитников огнем корабельной артиллерии, доставляли пополнение, продовольствие и боеприпасы, эвакуировали на Кавказ раненых бойцов и жителей города. В сражающемся Севастополе не было тыла: город и фронт жили одной жизнью, одной судьбой. Промышленные предприятия, находящиеся под непрерывными ударами вражеской авиации, ушли в штольни, “закопались” в землю. Ежедневно из цехов подземных спецкомбинатов на фронт уходили десятки машин с военной продукцией: снарядами, минами, гранатами, минометами. Осажденный город продолжал жить и бороться. Для разрушения оборонительных укреплений Севастополя фашисты использовали тяжелую сверхмощную артиллерию, и даже самое большое орудие 2-ой мировой войны - гигантскую пушку “Дора”. На фото ниже сама пушка и снаряд которым она стреляла (на фоне танка Т-34)

Командующий 11-й армией, осаждавшей Севастополь, Э. фон Манштейн, писал о Доре:

“И знаменитая пушка «Дора» калибра 800 мм. Она была спроектирована для разрушения наиболее мощных сооружений линии Мажино, однако использовать её там для этого не пришлось. Это было чудо артиллерийской техники. Ствол имел длину порядка 30 м, а лафет достигал высоты трёхэтажного дома. Потребовалось около 60 железнодорожных составов, чтобы по специально проложенным путям доставить это чудовище на огневую позицию. Для его прикрытия постоянно стояло наготове два дивизиона зенитной артиллерии. В целом эти расходы, несомненно не соответствовали достигаемому эффекту. Тем не менее это орудие одним выстрелом уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в скалах на глубине 30 м.”

С мая 1942 г. артобстрелы и авианалеты стали непрерывными. Враг разрушал неприступный город и делал все, чтобы прервать связь Севастополя с портами Кавказа по морю. 7 июня 1942 г. началось 3-е фашистское наступление на город. Неприятель превосходил силы защитников в 2 раза - по численности, в 5 раз - по количеству самолетов, а танков - в 12 раз! Но город, почти полностью лишенный снабжения, прекратил организованное сопротивление лишь месяц спустя. Район 35-й береговой батареи на мысе Херсонес стал местом героической трагедии последних боев за Севастополь. Именно сюда, на западное побережье, отступили остатки войск Севастопольского оборонительного района, большую часть которых постигла участь пленников. На фото ниже письмо солдата родным, датированное 24 июня 1942 года

Диорама была открыта 4 ноября 1959 г. Здание, перестроенное с использованием элементов здания военно-полевого музея, находившегося на гребне горы с мая 1945 г., двухэтажное, полукруглое, выполнено из местного инкерманского камня по проекту архитектора В.П. Петропавловского.

На нижнем этаже находится экспозиционный зал. Экспозиция посвящена теме «Севастополь в годы Великой Отечественной войны». Она знакомит с событиями и героями обороны Севастополя 1941-1942 гг. и освобождения города в мае 1944 г.

На втором этаже размещено живописное полотно диорамы, в основу сюжета которой положен художественно обобщенный решающий момент штурма ключевой позиции севастопольского плацдарма 17 немецкой армии. Для изобразительного воспроизведения принят конкретный момент наивысшего напряжения боевых действий – 17 часов 30 мин. 7 мая 1944 г. Число эпизодов, изображенных в диораме, велико. Однако художникам удалось передать самое характерное, типичное: она раскрывает массовый героизм советских воинов и призвана увековечить отдельные подвиги и людей, которые их совершили.

Снаружи здания устроен специальный видовой балкон, с которого открывается вид на Балаклавскую долину. Архитектура здания решена в строгих, лаконичных формах, созвучных общему ансамблю памятников на Сапун-горе.

Экспозиция

«Севастополь в годы Великой Отечественной войны»

Экспонаты первого зала вводят посетителей в атмосферу начала Великой Отечественной войны. На фотоснимках – моменты жизни довоенного Севастополя и фотодокументы, запечатлевшие изменившийся облик города и судьбу его жителей с началом войны. Из старого довоенного репродуктора «Рекорд» звучит голос диктора Ю. Левитана, сообщающий о вероломном нападении Германии на Советский Союз 22 июня 1941 г.

Во втором зале большая рельефная карта-схема боевой обстановки на Крымском полуострове в 1941 и 1944 гг., витрины и стенды, посвященные событиям и героям обороны Севастополя 1941 – 1942 гг. и освобождения города в мае 1944 г.

Начало экспозиции повествует об отражении первых ударов противника по главной базе Черноморского флота, мобилизации всех сил города и флота на отпор врагу. Представлен дневник лейтенанта Г.А. Оленева, командира взвода зенитного артполка, батареи которого первыми открыли огонь по самолетам противника в 3 часа 13 минут 22 июня 1941 г.

В витрине часы с 54 береговой батареи и фотография ее командира, лейтенанта И.И.Заики. С залпов этой батареи, прогремевших в 16 часов 35 минут 30 октября 1941 г., началась 250-дневная героическая оборона Севастополя. Фотографии, личные вещи, документы, предметы с мест боев рассказывают о подвигах первых защитников города.

В разделе «Организация обороны» – фотографии и личные вещи руководителей города, членов Городского комитета обороны и командования Севастопольского оборонительного района (СОР).

Среди экспонатов, рассказывающих о действиях защитников Севастополя на сухопутных рубежах, материалы о командирах дивизий, ставших комендантами 4-х секторов СОР и рядовых героях-воинах Приморской армии и бойцах морской пехоты, представителях разных поколений и различных национальностей Советского Союза.

Ленточки с бескозырок с названиями боевых кораблей, военно-морской флаг и иллюминатор эсминца «Бойкий», различные приборы, предметы внутрикорабельной связи, фотографии символизируют роль кораблей в обороне Севастополя. Здесь же награды, личные вещи особо отличившихся командиров и членов экипажей надводных и подводных кораблей.

Раздел «Трудовой подвиг осажденного Севастополя» представляет материалы уникальных по своему значению подземных промышленных предприятий (спецкомбинаты № 1 и № 2). На фотографиях труженики тыла: женщины из бригад помощи фронту за стиркой белья, рабочие заводов, выполнявшие нормы выработки до 300-500%.

Заключительный раздел экспозиции, посвященной обороне Севастополя 1941–1942 гг., раскрывает героический подвиг защитников города в период отражения III наступления противника в июне 1942 г.

Завершает раздел газета «Правда» от 4 июля 1942 г. с материалами об итогах и военно-историческом значения обороны Севастополя.

Вторая половина экспозиции посвящена освобождению Севастополя в мае 1944 г. – заключительному этапу Крымской наступательной операции.

Здесь помещена фотография командующего 4-м Украинским фронтом генерала армии Ф.И. Толбухина (экспонируются его лупа в футляре и авторучка) с представителями Ставки Верховного Главнокомандующего в войсках, освобождавших Крым; фотографии, личные вещи и награды командующих, принимавших участие в разгроме 17-й немецкой армии.

Из сил и средств Черноморского флота в освобождении Севастополя участвовали подводные лодки, торпедные катера и авиация. В экспозиции представлены фотографии офицеров-катерников и подводников, боевые награды, личные вещи командиров стрелковых дивизий А.П. Родионова (51-я армия) и Н.К. Закуренкова (Приморская армия), чьи солдаты первыми вышли на гребень Сапун-горы во время ее штурма 7 мая; представлены полевая сумка, пилотка, нагрудный знак «Гвардия», книга стихов Э.А. Асадова, в боях за Севастополь командовавшего батареей 30-й гвардейской минометной бригады, ставшего известным советским поэтом.

Особое место в экспозиции занимает витрина, где представлены материалы о тех, кто навечно остался в севастопольской земле: фотография и извещение о гибели подполковника Г.Ф. Быкова, командира 1378 стрелкового полка; орден И.А. Грязева, комсорга 943 стрелкового полка, закрывшего амбразуру дота своей грудью на высоте 172, 8; орден Красной Звезды и личные вещи лейтенанта А.И. Гуркина, найденные на месте падения его самолета; письмо Толи Куроптева своему отцу, сержанту И.К. Куроптеву с пометкой сослуживцев: «Ваш папа погиб в боях за освобождение Крыма».

Экспонируются танковый шлемофон и фото гвардии майора Н.Д. Моисеева, командира батальона 19-го танкового корпуса, который первым из войск фронта вышел к морю на мысе Херсонес 12 мая. На разрушенном Херсонесском маяке танкисты водрузили штурмовой красный флаг, поставили точку в Крымской наступательной операции.

Заключительный раздел экспозиции отражает боевой путь участников обороны и освобождения Севастополя, многие из которых дошли до Берлина и участвовали в Параде Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 г.

Смотровая площадка

На втором этаже здания размещено живописное полотно диорамы, в основу сюжета которой положен художественно обобщенный решающий момент штурма ключевой позиции севастопольского плацдарма 17 немецкой армии.

Живописное полотно в диораме занимает часть окружности, обычно половину ее. Составляя одно целое с предметным планом, воспроизводящим участок местности с объемными предметами, она создает иллюзию глубины пространства, реальности изображенного и эффекта присутствия зрителя на месте событий.

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» впервые в Советском Союзе была размещена в специальном стационарном здании. Размеры полотна – 25,4 х 5,5 м, радиус – 8 м, площадь предметного плана – 83 кв. м. Впервые в нашей стране рождалась такая большая диорама. Впервые в диорамном искусстве на живописном полотне писались фигуры в натуральный человеческий рост. Впервые на предметном плане размещались не макеты, а подлинное оружие, обмундирование, амуниция, снаряжение, фрагменты инженерных сооружений, собранные на поле боя. Стремясь сохранить портретное сходство с теми, чьи подвиги воспроизведены на картине, авторы диорамы использовали документальные фотоснимки, привлекали для позирования самих участников штурма, натурщиков, имевших сходство с участниками боев. Удачной оказалась и избранная художниками точка обзора на Сапун-горе, с которой видна местность, где в 1944 г. развернулись боевые действия на суше, на море и в воздухе.

Число эпизодов, изображенных на диораме, велико, однако художникам удалось передать самое характерное, типичное, раскрыть массовый героизм советских воинов и одновременно увековечить отдельные подвиги и людей, их совершивших.

К исходу дня 7 мая 1944 г. ключевая позиция на подступах к Севастополю была взята. За 9 часов штурма. Художники не изобразили на полотне этот момент, но каждый, кто осматривает диораму, убеждается, что победа близка. И она пришла в Севастополь ровно за год до общей Победы над фашизмом – 9 мая 1944 г.

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» дает возможность посетителям мемориального комплекса не только «заглянуть» в лицо войне, но и услышать ее «голос». С 2004 г. она озвучена.

Художественное полотно и предметный план были созданы творческим коллективом художников студии им. М.Б. Грекова. Автор – заслуженный деятель искусств РСФСР – Петр Тарасович Мальцев. Именно его картина с одноименным названием и была положена в основу написания диорамы. За создание диорамы автор П.Т. Мальцев удостоен «Золотой медали» Академии художеств СССР.

Сапун-гора - естественная горная преграда на подступах к городу. Она стала ареной ожесточенных боев в период героической обороны Севастополя 1941-1942 гг., а также во время его освобождения 1944 г. На вершине Сапун-горы находится мемориальный комплекс в память воинов, освобождавших Севастополь во время Великой Отечественной войны.

Героические события тех дней воскрешает диорама "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г." Художники воспроизвели момент наивысшего напряжения боя. Диорама находится в полукруглом здании музея, на втором этаже.

На площадке образцы советской боевой техники времен войны: танки, пушки, самоходные орудия, мины. На склоне горы - памятник воинам 77-й дивизии, погибшим здесь при штурме укреплений врага. В парке - обелиск Славы, сооруженный в 1944 г. На стелах высечены наименования соединений армии и флота, участвовавших в освобождении города.

Освобождение Крыма началось 8 апреля 1944 года. Советские войска прорвали линию фронта в северной его части и на Керченском полуострове. Несмотря на отчаянное сопротивление врага, кольцо окружения неумолимо сжималось. 16 апреля наши войска вышли к основному оборонительному рубежу противника в районе Севастополя.

На подступах к городу враг создал мощную, глубоко эшелонированную оборону, в которой ключевую позицию занимала Сапун-гора. На ее крутых восточных склонах с отвесными скалами гитлеровцы оборудовали от 3 до 4 линий траншей, построили доты и дзоты, железобетонные укрытия и блиндажи, установили проволочные заграждения, а долину у подножия горы превратили в минное поле. Гитлеровское командование требовало удержать Севастополь любой ценой.

1.


Перед нашими войсками стояла ответственная задача: изучить оборону противника, измотать и обескровить врага, а затем решительным штурмом освободить город. Важная роль при этом отводилась артиллерии и авиации, которым предстояло не допустить переброски немецких войск по морским коммуникациям.

7 мая 1944 года в 10 часов 30 минут советские войска перешли в наступление на участке Сапун-гора — Карань. По всему фронту завязались кровопролитные бои. Особенно ожесточенными они были в районе Сапун-горы, где часами длился бой за каждую траншею. Тысячи бойцов и командиров проявили в этот день невиданный героизм. И хотя враг яростно сопротивлялся, на отдельных участках по несколько раз переходил в контратаку, ничто уже не могло остановить мощного натиска советских войск. В 19 часов 30 минут первыми вышли на гребень Сапун-горы воины 77-й и 32-й гвардейской стрелковых дивизий.

К исходу дня 9 мая был полностью освобожден Севастополь. 12 мая в районе мыса Херсонес капитулировали остатки немецко-фашистской группировки. Крымская операция закончилась блестящей победой советских войск.

«Сапун - гора, Сапун - гора, как много связано с тобою…»

Статья Константина Колонтаева
2.


Одним из самых замечательных событий в истории Севастополя является освобождение его советскими войсками от немецко-фашистских захватчиков в мае 1944 года.

Гитлеровское командование придавало огромное значение удержанию Крыма как важной стратегической позиции в бассейне Черного моря. Немецкие генералы считали: «тот, кто господствует в Крыму, господствует на Черном море». Этим объяснялось их стремление как можно дольше удерживать Крым и Севастополь.

Главным событием, связанным с освобождением Севастополя, стал штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г. Она была взята дивизиями 51-й армии под командованием Героя Советского Союза Я.Г. Крейзера и Приморской армии - командующий генерал-лейтенант К.С. Мельник. Это и обеспечило освобождение Севастополя и разгром немецко-фашистской группировки в Крыму.

Слово «сапун», или «сабун», имеет, как и множество названий в Крыму, тюркское происхождение. В переводе с татарского оно означает - «мыло». Другими словами - «мыльная гора». Это связано с тем, что в течение XIX века на ее склонах добывали особый вид мылящейся глины - кил.

Во времена Крымской войны 1854-55 г.г., при первой обороне Севастополя, недалеко от того места, где сейчас находится Диорама, был установлен наблюдательный пункт командования англо-французских войск, а в прилегающих к Сапун-горе долинах произошли Инкерманское, Чернореченское и Балаклавское сражения.
3.

4.


В начале Второй мировой войны, в 1941-1942 гг., по гребню Сапун-горы проходил второй рубеж обороны 7 и 8-ой бригад морской пехоты Черноморского флота.

Перед началом наступления Сапун-гора представляла невероятно трудный для штурма объект. Она возвышается над прилегающей местностью на 180-215 метров и имеет протяжённость около 8 км от высоты Карагач до Инкермана.

Ее восточный, крутой и каменистый склон переходит в отвесные скалы высотой до 10 метров и более. Это предоставляло противнику возможность создавать многоярусную систему опорных пунктов, чередуя ДОТы и железобетонные сооружения с артиллерийскими и крупнокалиберными пулеметными установками.

Через каждые 25-30 метров в цепи траншей оборудовались тщательно замаскированные площадки с пулеметными установками. Все подступы к инженерным сооружениям были заминированы и прикрывались большой плотности огнем всех видов оружия.

Оценивая значение Сапун-горы, бывший начальник штаба 4-го Украинского фронта, Маршал Советского Союза С. С. Бирюзов отмечал: «Штурм Сапун-горы является одной из блестящих страниц в летописи Великой Отечественной Войны. Наши войска овладели этой высотой в течение одного дня. Со взятием Сапун-горы путь на Севастополь был открыт».

Наши наступающие войска вынуждены были размещаться на равнинной, открытой местности, которая просматривалась с наземных пунктов наблюдения противника на глубину 10-15 км. В период подготовки войск к боевым действиям в условиях горной местности во всех полках первого эшелона были созданы штурмовые группы. В их состав включались артиллерийские корректировщики. Их задачей было выявлять замаскированные огневые средства противника, корректировать огонь, и, захватив его ДОТы, вызывать огонь на себя при отражении контратак противника.
5.

6.


В 9.00 7 мая на всем 12-километровом участке прорыва от горы Сахарная Головка до южного склона высоты Балаклавы артиллерия 51-й и Приморской Армий открыла массированный огонь.

Артиллерийско-авиационная подготовка атаки длилась более полутора часов. Артиллеристы-разведчики одними из первых врывались во вражеские укрепления, совместно с атакующими пехотинцами личным оружием уничтожали вражеские гарнизоны в укреплениях и тут же корректировали огонь своих батарей по вновь выявленным целям.

Для поддержки действий штурмовых групп артиллерия широко применяла стрельбу с открытых и полуоткрытых огневых позиций, часто уничтожая противника огнем прямой наводкой.

Так, например, при отражении одной из многочисленных контратак противника, при бое за овладение очередным ярусом укреплений командир одного из артдивизионов гвардии майор Вениамин Петрович Грибанов, находясь с командиром роты 85-го гв. сп в захваченном у немцев блиндаже, вызвал огонь на себя. В результате противник потерял до двух взводов пехоты и вынужден был отступить на исходные позиции.

9 мая 1944 года войска 4-го Украинского фронта полностью освободили Севастополь, а 12 мая 1944 года взятием мыса Херсонес Крым был полностью очищен от фашистских захватчиков.

Ратный подвиг освободителей Севастополя навсегда запечатлен на полотне знаменитой диорамы «Штурм Сапун-горы» и в материалах музея Славы, который сооружен на Сапун-горе.
7.


Создание мемориального комплекса на Сапун-горе началось в октябре-ноябре 1944 г., когда инженерно-саперные части Приморской армии возвели монументы воинам, павшим в боях за Севастополь при штурме Сапун-горы. Памятник бойцам Приморской армии был сооружен по проекту лейтенанта А.Д. Киселева.

Рядом с ним уже 1 мая 1945 года открыли небольшой военно-полевой музей, экспозиция которого отражала события боев 7-12 мая 1944 г. В нём экспонировались реликвии войны: документы, фронтовые фотографии воинов-освободителей, их личные вещи, оружие, трофеи, захваченные у врага.

В 1944 году на Сапун-горе были сооружены памятники воинам 51-й и Приморской армий. Музей Приморской армии просуществовал до конца 1958 г. На его месте началось строительство здания Диорамы.

Диорама представляет собой живописное полотно незамкнутого, полукруглого обзора и предметный план перед ним. Основателями принципа диорамной живописи стали в начале XIX в. французские художники Дагер и Бутон. В советской живописи принцип диорамы стал осваиваться в 30-е годы XX в. в Московской студии военных художников, возглавляемой М.Б. Грековым, который в 30-е годы написал несколько диорам на темы гражданской войны.
8.


Идея создания севастопольской Диорамы возникла в середине 50-х годов в период между окончанием празднования десятилетия освобождения Севастополя и подготовкой к 15-летию этого события. Договор на создание Диорамы был подписан в ноябре 1957 г. Он включал в себя строительство здания Диорамы, написание полотна и создание предметного плана. Открыть Диораму планировалось 9 мая 1959 г. к 15-летию освобождения Севастополя. Однако выдержать этот срок не удалось, и Диораму открыли 4 ноября 1959 г.

Строительство здания Диорамы началось в январе 1959 г. по проекту севастопольского архитектора В. Петропавловского. Здание возведено на месте, где находился Военно-полевой музей Приморской армии. Эскизы и основные работы на полотне и предметном плане производились в Москве в Студии военных художников им. М.Б. Грекова с февраля 1958 по август 1959 г.

Автор полотна «Штурм Сапун-горы» - известный советский художник-баталист, заслуженный деятель искусств РСФСР Петр Тарасович Мальцев. Его помощниками были известные художники-баталисты Н.С. Присекин и Г.И. Марченко.

Военным консультантом работ был Герой Советского Союза капитан 1 ранга Терновский. Для максимальной достоверности использовали фронтовые фотографии участников штурма, а Илья Поликахин, удостоенный звания Героя Советского Союза за героизм, проявленный при штурме Сапун-горы, позировал П.Т. Мальцеву при написании полотна.

На диораме изображен кульминационный момент штурма Сапун горы войсками 51-й и Приморской армий, отображен массовый героизм советских воинов-освободителей Севастополя.
9.


Между полотном и смотровой площадкой установлен предметный план, составляющий с живописным полотном как бы одно целое. Это создает иллюзию глубины пространства, усиливает ощущение реальности, достоверности изображенных событий.

В диораме «Штурм Сапун-горы» впервые в изобразительном искусстве фигуры людей на переднем плане живописного полотна написаны в их естественных размерах. А предметы натурного плана - это остатки подлинных оборонительных сооружений, оружие и снаряжение противника. За создание диорамы П.Т. Мальцева удостоили золотой медали Академии художеств СССР.

В мае 1958 г. уменьшенную в 10 раз копию живописного полотна изучали и обсуждали специалисты всех видов и родов войск, участники штурма, а также искусствоведы Москвы, Киева, Севастополя, Симферополя.

С 4 августа 1959 г. в построенном на Сапун-горе к тому времени здании Диорамы начался монтаж полотна и предметного плана перед ним. Работа была завершена 1 ноября 1959 г. Общие размеры полотна: длина - 25,5 м, ширина - 5,5 м, общая площадь - 137,5 кв. м. Площадь предметного плана - 83 кв. м.

4 ноября 1959 г. на смотровую площадку Диорамы пришла первая группа посетителей, состоявшая из ветеранов Великой Отечественной войны, участников штурма Сапун-горы. За прошедшие 40 лет с живописным полотном Диорамы ознакомилось 24 млн. человек.
10.

В нижнем зале Диорамы экспозиция состоит из следующих основных частей: «Оборона Севастополя 1941-1942 гг.», «Освобождение Крыма и Севастополя в апреле-мае 1944 г.». В верхнем зале находится живописное полотно «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» и предметный план перед ним. Перед входом в верхний зал - небольшая выставка, посвященная истории создания Диорамы.

Рядом с Диорамой, в парке - обелиск Славы, сооруженный в 1944 г. На стелах высечены наименования соединений армии и флота, участвовавших в освобождении города.

К 1970 году обелиск Славы, сооружённый в ноябре 1944 года, реконструировали. На каждой из 4 сторон памятника установили по две плиты из розового гранита, на которых высечен перечень из 230 соединений и отдельных частей 4-го Украинского фронта и ряда других общегосударственных структур, принимавших участие в освобождении Севастополя. Высота обелиска 28 метров, авторы проекта реконструкции - архитекторы В.М. Артюхов, В.К. Цаккер.

В 25-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, 9 мая 1970 г., у обелиска Славы зажгли Вечный огонь, доставленный с Малахова кургана. Через каждые пять минут звучит мелодия «Сапун-гора» композитора Б.В. Боголепова.

Вместе с памятником Славы воинам-освободителям и Вечным огнем, мемориальными стенами, обрамляющими с трех сторон площадку вокруг памятника, Диорама образует единый архитектурный ансамбль.

На Сапун-горе расположена открытая экспозиция образцов боевой техники СССР и Германии периода Второй Мировой войны. Мемориальный комплекс является филиалом Музея героической обороны и освобождения Севастополя.
11.

12.


У подножия Сапун-горы сооружены памятники воинам 32-й гвардейской и 77-й стрелковой дивизиям, которые 7 мая 1944 года первыми вышли на её вершину.

К 50-летию Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне на Сапун-горе вознёсся храм-часовня Святого Великомученика Георгия Победоносца.
13.

14.

Западное побережье Крыма умиляет гостей огромным количеством причудливых бухт, крупных заливов и лиманов. Комфортные песчаные пляжи и лечебные грязи ждут их в северной части полуострова, десятки мемориалов военно-морской славы – в южной Тавриде. Говоря о последних, стоит указать, что почти все они расположены в Севастополе. В их число входит величественный образец живописи в жанре баталистики – диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Она запечатлела главный подвиг многострадального города в период ВОВ.

Где находится культурно-исторический комплекс?

МК «Сапун-гора», неотъемлемой частью которого является диорама, возведен на одноименной возвышенности – это восточная окраина города-героя . У подножия холма проходит улица 2-й обороны, переходящая в «Ялтинскую» трассу.

Диорама на карте Крыма

История появления музея

В Севастополе диорама «Штурм Сапун-горы» задумана Объединением им. Грекова – значительной в СССР студией художников-баталистов. За основу гигантского полотна трое из них взяли одноименный холст П. Мальцева – одного из «грековцев».

Заслуженный художник Советского Союза изобразил ключевой момент в обороне самого стратегического участка высоты «240». Живописцы Присекин и Марченко во время работы над глобальным полотном помогли ему увеличить обзор происходящего. Работа над шедевром «стартовала» в 1957 г.

Словно в паззле, готовые фрагменты соединились два года спустя – в нынешнем помещении диорамы. Оно находится в здании мемориального комплекса «Штурм Сапун-горы», а точнее – в его западной стороне. Сооружение специально сделали полукруглым. Уже в 1999 г. сотрудники комплекса зарегистрировали 24-миллионного посетителя.

«Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» — вечная память погибшим героям

По отзывам туристов, пребывание в мемориальном комплексе «Штурм Сапун-горы» оставляет после себя массу поразительных впечатлений, а цены на входные билеты – исключительно радостные воспоминания для каждого посетителя. Здесь люди погружаются в военного порта.

Помимо собственно полотна, на территории музейной экспонируется уникальное фото
– ценный кадр, сделанный непосредственным участником севастопольских событий 7 мая 1944 года. Снимок выставлен на обозрение в главном зале, давно превратившись в «визитку» диорамы.

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» — это не только живопись, но и экспонирование предметов, связанных с обороной стратегической точки города, глубоко эшелонированной и тщательно продуманной. Разговор идет об осколках боезарядов и бомб, найденных здесь советских и вражеских автоматов, а также других образцов огнестрельного оружия.

Мастерски смоделированы тутошние участки дотов и траншей. Последним на своеобразной «выставке», «вписанной» в общую композицию, показаны бронебойный снаряд калибра 305 миллиметров – это находка с места дислокации тридцатой береговой батареи. Обнаружить раритет можно в центре диорамы.

Здесь представлены также учебные снаряды, прилетевшие с линкора «Севастополь». Их вес составляет 450-470 кг. Описанный предметный план усиливает у зрителей ощущение пространства и «присутствия». Его ширина (расстояние от полотна до края смотровой площадки) составляет целых 8 м, а площадь – 83 кв. м. Воспроизведен во всевозможных подробностях реальный рельеф местности тех лет.

Что касается непосредственно полотна, то оно имеет размер 5,5 на 25,5 м. Сюжет обозначенного произведения искусства – схватка на пятачке, где сержанту Сергею Елагину удалось пленить гитлеровского солдата,
а старшине Николаю Супрягину – принудить другого немца сдать оружие.

Изображена также передняя линия атаки – со знаменосцами и фигурами лейтенанта М. Головни и В. Комиссарова. Командиры эти, размахивая оружием, призывают к наступлению бойцов 63-го стрелкового и 11-го гвардейского корпусов, входящих в одну из частей 4-го Украинского фронта. Эмоциональных людей обычно поражает сцена с узбеком Дадашем Бабажановым, дающим «клятву мести» умирающему матросу Семену Машкевичу.

На картине также увековечен подвиг связисток и медсестер. К примеру, видны тяжкие усилия молодого санинструктора Жени Дерюгиной (студентка техникума, вынесшая с поля боя 80 советских солдат и моряков, была убита пулей фашистского снайпера). На небе точно изображен дым.

Как добраться до музея?

Доехать до своеобразного мемориала можно общественным транспортом, проходящим через остановку « » — маршрутка №107 или автобус №1. Для тех, у кого свое авто: данная остановка обнаруживается прямо на «ялтинском» шоссе – 6-й километр.

Добраться до диорамы «Штурм Сапун-горы» от автовокзала Севастополя на машине или можно так.

Величественно возвышается над бухтами белокаменный Севастополь - краснознаменный город-герой, боевой страж русского Черноморья.

Невиданное мужество, отвагу и стойкость проявили советские воины во время героической обороны Севастополя и его освобождения от фашистских захватчиков. Бессмертная боевая слава города увековечена в многочисленных памятниках. Здесь находится всемирно известная панорама "Оборона Севастополя 1854-1855 годов" - уникальное произведение батальной живописи.

В шести километрах на восток от центра Севастополя, на вершине Сапун-горы, рядом с величественным памятником Славы, возвышается строгое полукруглое здание. Здесь размещена самая большая в мире диорама - "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года ". Это крупнейшее произведение современной батальной живописи по праву можно назвать памятником ратному подвигу советских воинов, освободивших Севастополь от гитлеровских захватчиков.

Диорама - особая разновидность изобразительного искусства. Диорама дает возможность раскрыть сложные жанровые темы, широко показать место действия. Обычно диорама состоит из двух элементов: живописного полотна и предметного плана. Основной элемент диорамы, живописное полотно, расположено полукругом. Перед диорамой расположена смотровая площадка. Между живописным полотном и смотровой площадкой расположен предметный план, сюжет которого составляет с картиной одно целое. Такой приём создает иллюзию глубины пространства, усиливает ощущение реальности, достоверности изображенных событий.

Другие диорамы, созданные русскими художниками (например, "Альпийский поход Суворова", "Полтавская битва", "Бой на Одерском плацдарме", "Форсирование Днепра войсками Советской Армии", "Волочаевский бой"), - имеют небольшие размеры. В них фигуры людей и предметы меньше их натуральной величины, что приводит к некоторому искажению реальности.

В диораме "Штурм Сапун-горы" впервые в изобразительном искусстве фигуры людей на переднем плане живописного полотна написаны в их естественных размерах. А предметы натурального плана - это остатки подлинных немецких оборонительных сооружений, оружие и снаряжение. Впервые стройная композиция одной диорамы охватывает громадный оперативный масштаб совместных действий наступающих советских армий, авиации и флота.

Надо сказать, что в диораме воcпроизведены абсолютно достоверные события. Для её создания использовались подлинные документы, отчёты и рапорты командиров частей, наградные документы героев штурма. Много интересных и ценных подробностей рассказали создателям диорамы непосредственные участники освобождения Севастополя.

Штурм Сапун-горы

Развернув одновременное наступление с севера от Перекопа и с востока от Керчи, советские войска гнали гитлеровцев с крымской земли. Противник во что бы то ни стало старался удержать Крым в своих руках. Находившиеся в Крыму 17-я немецкая армия и румынские дивизии, отступая, закрепились в районе Севастополя. Фашистским войскам необходимо было время для обеспечения эвакуации морем. Кроме того, крымская группировка Вермахта, оттягивала на себя часть сил Красной армии, мешая развивать наступление в южном Причерноморье.

На подступах к Севастополю наши войска, подойдя к основному оборонительному рубежу противника, подготовились к решающему штурму.

В полосе наступления, на направлении главного удара, возвышалась Сапун-гора. Крутой восточный склон, отвесные скалы до трех и более метров служили не только естественным препятствием. Они давали возможность противнику создать несколько ярусов оборонительных сооружений, мощных долговременных укреплений и опорных пунктов. К началу мая 1944 года здесь было построено четыре линии траншей, расположенных от основания до гребня горы.

Кроме густой сети траншей и проволочных заграждений, на склоне Сапун-горы было оборудовано значительное количество ДОТов, ДЗОТов и блиндажей. Долина у подножия горы была заминирована.

Утром 7 мая 1944 года войска 51-й и Приморской армий начали совместный штурм укрепленных позиций противника. Части Красной армии перешли в наступление сразу на всём 15-километровом участке фронта - от побережья Чёрного моря под Балаклавой до восточного склона горы Сахарная Головка, недалеко от Инкермана.

Самые напряженные бои развернулись на склоне Сапун-горы, а также на склонах высот Безымянной и Горной, севернее Балаклавы. Враг яростно сопротивлялся.

Но наступательный порыв наших пехотинцев и артиллеристов, моряков и летчиков, танкистов и саперов был неудержимым. Сквозь огненный шквал пробивались наши части к вершине горы. Ценой своей жизни бойцы и матросы отвоевывали траншею за траншеей. Каждый шаг солдата, идущего на штурм, был подвигом.

После взятия Сапун-горы и высот, расположенных вдоль побережья к северу от Балаклавы, путь на Севастополь с восточного и юго-восточного направлений был открыт. 9 мая Севастополь был полностью освобождён от фашистских захватчиков. 12 мая были уничтожены последние немецкие войска, отступившие на мыс Херсонес. Завершился полный разгром вражеских войск в Крыму. Москва салютовала в честь доблестных освободителей Севастополя залпами из 324 орудий.

Диорама

В 1958 году заслуженный деятель искусств РСФСР, член Студии военных художников имени М. Б. Грекова, Пётр Тарасович Мальцев написал батальное полотно "Штурм Сапун-горы". Картина получила высокую оценку на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Советских Вооруженных Сил.

В 1959 году, на основе этой картины, художник создал крупнейшую современную диораму - "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года", в которой мастерски решил тему победного наступления под Севастополем. Вместе с П.Т. Мальцевым работали также художники Г. Марченко и Н. Присекин. По проекту архитектора В. Петропавловского было сооружено здание диорамы и выполнено его техническое оборудование.

Диорама на Сапун-горе была открыта 4 ноября 1959 года. Кстати, за прошедшие годы диораму увидели почти 30 миллионов посетителей.

На живописном полотне длиной в 25 метров и высотой в 5,5 метра воспроизведен момент наибольшего боевого напряжения во время прорыва войсками 51-й и Приморской армий основного оборонительного рубежа фашистских укреплений. Это было вечером 7 мая 1944 года.

По всей равнине до берега моря, под прикрытием сильного артиллерийского огня и бомбоштурмовых ударов авиации, на передний рубеж вражеской обороны устремился сквозь лес разрывов танковый поток.

За танками атакует пехота. В воздухе разгорелись бои истребителей. Эскадрильи наших бомбардировщиков летят бомбить укрепления в глубине вражеской обороны. На море наши катера и морская авиация наносят уничтожающие удары по кораблям противника.

Зритель видит легендарных героев освобождения Севастополя, в образах которых художник стремился не только сохранить портретное сходство, но и передать состояние исключительного психологического напряжения в этот решающий период битвы.

Слева виден комсорг батальона Федор Комиссаров, который ведет бойцов на штурм вражеской батареи. Он возглавил роту после гибели командира.

Ближе к зрителю расположена 45-миллиметровая противотанковая пушка, которая прямой наводкой бьет по амбразуре вражеского дота, замаскированного у гребня Сапун-горы. Эта пушка, втянутая на руках воинов к самой вершине Сапун-горы, прошла с победными боями от Сталинграда до Севастополя. Командир орудия комсомолец Н. Галицын, несмотря на тяжелое ранение, остался на своем посту. Орудие наводит бывалый воин, таджик А. Санонов.

Метким огнем из станкового пулемета разит гитлеровцев отважный солдат Кузьма Москаленко. Молодой боец - комсомолец Петухов подносит ему коробки с пулеметными лентами. Тут же храбрый снайпер Н. Морятов берет на прицел гитлеровского офицера, пытавшегося поднять гитлеровцев в контратаку.

В перывых рядах штурмовых групп поднималась на Сапун-гору медицинская сестра комсомолка Евгения Дерюгина. Под ураганным огнем она оказывала первую помощь раненым. Художник сохранил портретное сходство медсестры Дерюгиной и в то же время сумел обобщить в её образе черты бесстрашных санинструкторов Красной армии.

На крышу разрушенного артиллерией вражеского дота прорвались наши разведчики. Впереди с автоматом - командир разведроты лейтенант Михаил Головня. Рядом с пулеметом - бесстрашный разведчик Николай Гунько.

Фрагмент Диорамы. Пулемётчик Москаленко, медсестра Дерюгина, лейтенант Головня.

Отважный советский воин, гвардии рядовой Ашот Маркарян телом прикрыл от вражеской пули своего боевого командира.

На картине запечатлен и бессмертный подвиг сапера старшего сержанта Федора Скорятина. Он подорвал проволочное заграждение и ценой своей жизни дал возможность нашим бойцам продвигаться вперед.

С гранатой в руках атакует вражеский блиндаж гвардии рядовой Илья Поликахин. Тяжело раненный солдат не покинул поля боя и одним из первых прорвался на вершину Сапун-горы. Он был вместе с теми, кто поднял советский флаг над освобожденным Севастополем. За мужество, проявленное в боях, Илья Поликахин удостоин звания Героя Советского Союза.

Правее, рядовой Иван Яцуненко подхватил знамя полка из рук смертельно раненного парторга роты старшего сержанта Евгения Смелковича. Под вражеским огнем пронес Яцуненко победный штурмовой стяг и одним из первых водрузил его на гребне Сапун-горы, за что так же был удостоен звания Героя Советского Союза.

Фрагмент Диорамы. Илья Поликахин с гранатой, знаменосец Иван Яцуненко.

В первых рядах вместе с пехотинцами штурмуют врага моряки - отважные защитники Севастополя в 1941-1942 годах. Перед входом в блиндаж они смело вступают в рукопашную схватку, расчищая путь нашим армейским частям.

В глубине полотна видно, как к амбразуре вражеского дота, расположенного на гребне высоты, на которой действуют наши огнеметчики, бросается лейтенант М. Дзигунский. Он закрыл телом амбразуру и помог своему взводу взять последний опорный пункт.

Ближе к зрителю, старший лейтенант В. Жуков с пистолетом в руке ведет свою роту на штурм последних фашистских укреплений перед гребнем Сапун-горы. За мужество и отвагу, проявленные в этом бою В. Жукову было присвоено звание Героя Советского Союза. Здесь же видно, как автоматчики из полка К. Яковлева дружным огнем и гранатами ликвидируют попытку вражеской контратаки.

Восьмиметровое расстояние от полотна до смотровой площадки заполняет предметный план. Он усиливает впечатление реальности изображенных событий. Здесь воспроизведена каменистая поверхность склона Сапун-горы, изрытая снарядами и бомбовыми воронками, сооружены натуральной величины вражеские траншеи и ходы сообщения, проволочное заграждение.

На натуральном плане запечатлены подлинные эпизоды рукопашной схватки во вражеском блиндаже, показано, как сдаются в плен фашистские солдаты, захваченные в укрытии. В предметный план вмонтированы и сохраняются как священная реликвия камни Сапун-горы, политые кровью советских воинов.

В монументальной диораме "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года" увековечены подвиги наших славных воинов, а на белокаменном памятнике Славы, что высится на горе, написаны их имена. И каждый, кто приходит сюда, в почтении склоняет голову перед памятью героев, в суровом бою отстоявших свободу и независимость нашей Родины.

Диорама на Сапун-горе не только одно из самых крупных произведений искусства панорамной живописи. Это мощный источник высоких патриотических чувств - великолепный художественный памятник героическим событиям, которые навсегда останутся в памяти народа.

Сапун-гора. Что посмотреть

После осмотра диорамы и экспозиции музея героической обороны и освобождения Севастополя (здесь собраны документы, карты, оружие, личные вещи защитников и освободителей Севастополя) зрители могут с наружной смотровой площадки видеть сегодняшнюю мирную панораму - цветущую долину с садами и виноградниками на местах былых горячих боев. На площадках вокруг здания диорамы представлена различная боевая техника времён Великой Отечественной войны.

Здание Диорамы и экспозиция бронетанковой техники.

Итак, что же еще можно (и нужно) осмотреть на Сапун-горе.

  • Мемориал Славы и Вечный огонь;
  • Памятник воинам 51-й армии;
  • Экспозиция, посвящённая ВМФ СССР: корабельные орудия, орудия береговой обороны, различное морское оборудование;
  • Торпедный катер типа «Комсомолец» Черноморского флота;
  • Экспозиция артиллерии Красной армии;
  • Экспозиция бронетанковой техники - танки и самоходные орудия;
  • Фрагмент немецкой линии обороны (ниже смотровой площадки): трофейные пушки, остатки окопов, дотов и блиндажей, часть из них реконструирована;
  • Храм-часовня в память воинов, погибших во время Второй обороны Севастополя 1941–1942 годов и при освобождении города в 1944 году.

Диорама "Штурм Сапун-Горы" на карте.

В статье использована информация из очерка Г. В. Терновского

Георгий Владимирович Терновский – видный военачальник, участник Великой Отечественной войны, ветеран советского военно-морского флота.

На флоте с 1934 года. В 1938 году окончил Севастопольское военно-морское училище. С первых войны на фронте. Был одним из руководителей морской обороны Одессы.

Участник советско-японской войны 1945 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими милитаристами и проявленные при этом мужество и героизм капитану 3-го ранга Терновскому Георгию Владимировичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Как известный военный историк, Георгий Владимирович Терновский участвовал в восстановлении панорамы Франца Рубо «Оборона Севастополя». При создании диорамы «Штурм Сапун-горы» Георгий Владимирович был одним из главных военных консультантов.

Г. В. Терновский награждён орденом Ленина, 3-мя орденами Красного Знамени, 2-мя орденами Красной Звезды, различными медалями. Похоронен на Преображенском воинском кладбище в Москве.

Фотографии Диорамы - Севастопольский информационный портал.

Заглавная фотография - Ф. М. Коган.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!