Открытый урок-конференция по географии "глобальные проблемы человечества". Методическая разработка "урок пресс-конференция по географии" Подготовка к уроку

Данный урок – это первый урок из раздела «Глобальные проблемы человечества». В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он может реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой. Урок проходит в виде конференции, на которой учащиеся раскрывают сущность, причины возникновения и пути решения глобальных проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок пресс-конференция «Глобальные проблемы человечества», география 11 класс.

Гаврилюк Ольга Владимировна

Учитель географии

МАОУ СОШ №38

Город Калининград

Цели урока:

  • Образовательная: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения.
  • Развивающая: развивать умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза.
  • Воспитательная: показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем, место России в их разрешении, ответственность каждого человека. Формирование географической и экологической культуры учащихся, бережного отношения к природе.

Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, раздаточный материал, презентации учащихся, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок-конференция.

Учебно-методическое обеспечение: УМК: В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» Москва, «Просвещение», 2011.

В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт – М.: Дрофа, 2012.

План урока:

1. Понятие о глобальных проблемах.

2. Классификация глобальных проблем.

3. Основные особенности глобальных проблем.

4. Пути решения.

Ход урока:

1. Мотивационно-целевой блок.

Учитель: Верно ли высказывание: «Если раньше наша планета могла погибнуть от природных явлений, сейчас - не только от войны, но и от мирных условий». (Варианты ответов учащихся ).

Учитель: Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем.

Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что, возможно, настанет день, когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что- либо на земле, так как воздух загрязнен, вода отравлена, почва заражена радиацией и химическими веществами. О том, что это реальная угроза для всей Земли, многие люди не задумываются.

Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, характерный для земного шара в целом, для всех стран и народов; значительный, масштабный; общий, всеобъемлющий. Проблема (от греческ. problema - задача) - сложный, теоретический или практический вопрос, требующий адекватной теории для своего решения.

Последние десятилетия поставили перед народами мира много острых и сложных проблем, которые получили название глобальных и от которых зависит выживание человечества на нашей планете. И сегодня мы будем говорить о сути глобальных проблем.

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь)

Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 45 минут урока рассмотреть все не возможно. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П.Максаковский. (Работа учащихся с учебником стр. 353: выписать 4 типа глобальных проблем).

1. «Универсального» характера.

Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);

2. Природно – экономического характера.

Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);

3. Социального характера.

Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);

4. Смешанного характера.

Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);

Учитель: главный вопрос (проблемный), на который вы сегодня должны ответить: Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем? (Варианты ответов учащихся).

Учитель: Познакомившись с глобальными проблемами и уяснив их специфику, постарайтесь ответить на вопрос в конце урока, если сейчас затрудняетесь.

2. Изучение нового материала: Урок проходит в форме пресс-конференции. Докладчики (учащиеся класса, получившие опережающее задание) выступают со своими работами, которые оформлены в виде презентаций.

План характеристики глобальной проблемы:

1. Сущность проблемы.

2. Причины ее возникновения.

3. Пути решения проблемы.

Слушатели задают вопросы по теме выступлений. Заполняют таблицу в тетрадях. В конце урока обмениваются мнениями, дают ответ на проблемный вопрос.

Глобальная проблема

Доказательства существования проблемы

Пути решения

Накопление средств массового уничтожения в мире.

Разоружение.

Контроль за разоружением.

Мирные договоры.

2. Экологическая проблема.

Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира.

Рост числа ООПТ.

Очистные сооружения.

Создание безотходных технологий.

Рациональное размещение «грязных производств».

3. Демографическая проблема.

Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу.

Активная демографическая политика.

Повышение экономического уровня развития стран.

Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.

4.Продовольствен-ная проблема.

Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах.

Интенсивный путь развития сельского хозяйства.

Рост спроса на сырье.

Истощение природных ресурсов мира.

Использование достижений НТР.

Более полное извлечение полезных ископаемых из недр.

Использование альтернативных источников получения энергии.

Политика ресурсосбережения.

Краткие тезисы выступлений учащихся:

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны.

В мире накоплен запас ядерного оружия, достаточный для многократного уничтожения жизни на Земле. До недавнего времени к числу ядерных держав относились шесть стран: США, Россия, Китай, Великобритания, Франция и Индия. Все эти страны заключили договор о нераспространении ядерного оружия, запрещающий передачу атомных технологий другим странам. Однако несколько стран ведут самостоятельные исследования и близки к созданию собственных образов ядерного оружия (Иран и КНДР). Это может привести к тому, что ядерное оружие будет применено странами, не осознающими всей опасности его применения и не ограниченными международными соглашениями. К овладению атомным оружием стремятся и международные террористические организации, для которых нет никаких моральных запретов.

2. Экологическая проблема.

Ухудшение качества среды обитания в результате хозяйственной деятельности человека может привести к вырождению и даже вымиранию человека. В некоторых странах экологическая ситуация достигла уровня экологического кризиса. Возникла угроза в виде изменения климата Земли, разрушения озонового слоя, теплового загрязнения атмосферы – парникового эффекта, учащения стихийных бедствий, опустынивания земель, сокращения площади лесов, ухудшения качества воздуха и пресной воды.

3. Демографическая проблема.

Рост населения стремительно увеличивает нагрузку на природу вообще и на природные ресурсы в частности. Большая доля этого прироста приходится на долю развивающихся стран, экономика которых не может обеспечить население самым необходимым. Это увеличивает отсталость этих стран, усиливает действие глобальных проблем истощения сырья и энергии.

4. Продовольственная проблема.

Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия. По данным ООН только 1/3 населения Земли обеспечена нормальным питанием. Почти 2/3 человечества проживает в странах, где ощущается постоянная нехватка продуктов.50% населения Африки находится на пороге голода.

5. Энергетическая и сырьевая проблема.

Эта проблема связана с очень быстрым ростом добычи ресурсов и их невосполнимостью, ограниченностью запасов. Существование цивилизации при отсутствии основных видов ресурсов и источников энергии выглядит проблематичным.

Учитель: Итак, с помощью разных источников информации вы познакомились с некоторыми из глобальных проблем , которые на ваш взгляд можно считать наиболее серьёзными и на решение которых человечеству надо затратить максимальные усилия.

Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем? (Варианты ответов учащихся)

Причины глобальных проблем:

  • Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;
  • Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;
  • Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;

3. Рефлексия:

1. Можно ли сказать, что глобальные проблемы актуальны лишь для стран с низким уровнем развития?

2. Какие глобальные проблемы наиболее актуальны для современной России?

3. На какой стадии царила гармония между обществом и природой?

4. Почему проблемы со временем все более усугубляются, а не решаются?

Домашнее задание: стр. 361-364. Творческое задание по одной из глобальных проблем, не затронутых на данном уроке.

Организация: ГБОУ Школа № 1692

Населенный пункт: Московская область, г. Зеленоград

Цель: закрепление ранее изученного материала.

Вид урока: обобщение.

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийная доска, презентация.

Ход занятия.

I Орг. момент:

Группа делится на малые группы (4 человека).

Выбирается жюри (1-2 человека). Расценивание правильного ответа по 5 баллов.

В каждой рабочей группе выбирается капитан. Раздаются инструктивные карточки с заданиями, объясняется работа.

II Работа по теме:

Задание № 1. по предложенному описанию необходимо узнать экономический регион. Дополнить имеющуюся информацию.

Задание № 2. приглашается по одному участнику каждой команды к столу, где вытягивают слово, которое необходимо объяснить для общей аудитории, чем быстрее будет отгадано слово, тем больше баллов.

Конкурс капитанов. Выбираются из предложенных картинок на мультимедийной доске по определенному заданию иллюстрации.

В это время по одному из участников подходят к жюри для работы на контурной карте, задание выдаются для каждого участника.

Остальные члены группы работают с заданием № 3.

Задание № 3. установить соответствие. Правильные ответы предоставить жюри. Оценивается быстрота и правильность выполненного задания.

Заслушиваются результаты работы капитана команды. Оценивается работа на контурной карте.

По одному человеку приглашаются к мультимедийной доске «Расшифровать тему». Выберите понятия, характерные для темы, которую участник вытянет.

Задание № 4. остальные продолжают работать по маршрутному листу. Работая с атласом, дают ответ на предложенное задание.

Заслушиваются результаты работы учеников, работавших индивидуально.

Задание № 5. выполняет вся группа, полученные результаты оглашаются, оцениваются жюри.

Задание № 6. по розданному материалу группа готовит ответ на поставленный вопрос.

III Подведение итогов урока:

Подводятся итоги работы каждой рабочей группы, делаются выводы, отмечаются наиболее активные ученики, выставляются оценки.

IV Домашнее задание:

Подготовить проект по теме «Глобальные проблемы человечества».

КОМАНДА № 1

Экономические регионы мира.

Данный экономический регион состоит из 2-х стран. Государства выходят к двум побережьям океанов. Территория одной из стран формировалась в 3-и этапа. Размещение населения определяется, прежде всего, географией городов, общее число которых достигает внушительной цифры – почти 9тыс., тип города данной страны отличается специфическими чертами, большинство которых объясняется относительной молодостью городов. Промышленность страны отличается высоким уровнем производственной и территориальной концентрации, она ориентирована на выпуск как массовой, серийной, так и особо сложной, уникальной продукции. Страна данного региона первой перешла к агробизнесу. Каркас транспортной сети образуют трансконтинентальные магистрали широтного и меридионального направлений.

2. Пойми меня.

2. Нью-Дели

2.Западная Европа

3. Франция

3. Северная Африка

4. Зарубежная Азия

5. Мексика

5. Северная Америка

4. Опишите особенности промышленности Южной Европы.

Регион-специализация-страна:

Южная Европа-_____________- _________;

Латинская Америка- бананы- ___________;

6. Экологические проблемы Зарубежной Азии.

КОМАНДА № 2

Экономические регионы мира.

1. О каком экономическом регионе идет речь?

На территории экономического региона находятся две страны-гиганта, большинство остальных – к довольно крупным странам, при этом есть и микро-государства. ЭГП отличается противоречивостью: приморское и глубинное положение стран. Главное богатство региона, во многом определяющее его роль в международном географическом разделении труда – это нефть. Размещение населения в регионе отличается большой неравномерностью. Более 90% населения страны проживает на 1/3 территории. Для большинства стран характерна горнодобывающая и обрабатывающая промышленности, текстильная промышленность; в единственной развитой стране преобладают отрасли «авангардной тройки». В сельском хозяйстве региона выделяется несколько районов – рисосеяния, субтропического земледелия, пастбищного животноводства.

2. Пойми меня.

Необходимо дать характеристику так, чтобы поняли остальные студенты группы, не упоминая данное слово.

3. Установите соответствие, обосновав выбор:

4. Опишите особенности промышленности Северной Америки.

5. Особенности сельского хозяйства регионов.

Заполните схему, обоснуйте выбор по схеме

Западная Европа-_____________- Великобритания;

Тропическая Африка-________ - _________________;

По схеме предложить свой вариант.

6. Экологические проблемы Латинской Америки.

КОМАНДА № 3

Экономические регионы мира.

1. О каком экономическом регионе идет речь?

Население экономического субрегиона в подавляющей своей части относится к экваториальной расе. Самая отсталая часть всего развивающегося мира, в его пределах 29 наименее развитых стран. Около половины сельских жителей ведут натуральное сельское хозяйство, остальные – малотоварное. Преобладает мотыжная обработка почвы при почти полном отсутствии плуга. В экваториальных лесах есть племена и даже народности, до сих под живущие охотой, рыболовством и собирательством. Данный субрегион – наименее индустриализированный и урбанизированный в мире. Здесь сложился только один довольно крупный район горно-добывающей промышленности – Медный пояс. Субрегион отстает в развитие транспортной сети – ее рисунок представлен изолированными друг от друга линиями, ведущими от портов в глубинные районы. Во многих странах отсутствуют железные дороги. Небольшие грузы принято переносить на головах.

2. Пойми меня.

Необходимо дать характеристику так, чтобы поняли остальные студенты группы, не упоминая данное слово.

3. Установите соответствие, обосновав выбор:

4. Опишите особенности промышленности Северной Европы.

5. Особенности сельского хозяйства регионов.

Заполните схему, обоснуйте выбор по схеме

Регион - специализация - страна:

Молочное животноводство- Дания;

Рисосеяние- _____________;

По схеме предложить свой вариант.

6. Экологические проблемы Северной Америки.

КОМАНДА № 4

Экономические регионы мира.

1. О каком экономическом регионе идет речь?

Положение субрегиона определяется, прежде всего, его средиземноморским «фасадом», благодаря которому субрегион фактически соседствует с Южной Европой и Юго-западной Азией, «тыл» – образуют малообжитые пространства крупной пустыни, граничащие с самой отсталой частью всего развивающегося мира. Хозяйственная жизнь сосредоточена в приморской полосе, здесь находятся главные центры обрабатывающей промышленности, главнее районы субтропического земледелия. В этом поясе концентрируется почти все население субрегиона. Южная часть субрегиона заселена очень редко. Земледельческое население сосредоточено в оазисах. В некоторых частых пустыни находятся нефтяные и газовые промыслы.

2. Пойми меня.

Необходимо дать характеристику так, чтобы поняли остальные студенты группы, не упоминая данное слово.

3. Установите соответствие, обосновав выбор:

1. Хельсинки

1. Южная Африка

2.Буэнос-Айрес

2.Болгария

2. Зарубежная Азия

3. Претория

3. Аргентина

4. Северная Европа

5. Финляндия

5. Восточная Европа

4. Опишите особенности промышленности Зарубежной Азии.

5. Особенности сельского хозяйства регионов.

Заполните схему, обоснуйте выбор по схеме

Регион -специализация - страна:

Монокультуры- ____________;

Латинская Америка - _________- Аргентина;

По схеме предложить свой вариант.

6. Экологические проблемы Зарубежной Европы.

КОМАНДА № 5

Экономические регионы мира.

1. О каком экономическом регионе идет речь?

ЭГП стран региона определяется двумя чертами: во-первых, приморским положением подавляющего большинства стран, многие из которых расположены вблизи самых оживленных морских путей; во-вторых, соседским положением стран по отношению друг к другу. Представлены все отрасли промышленности, характерные для развитых стран, особенно преобладают отрасли «авангардной тройки». Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства. Во второй половине 90-х годов начала формироваться единая транспортная сеть региона, которая сложилась в девять транспортных коридоров, объединяющие автострады, железные дороги, внутренние водные пути, морские порты, воздушные сообщения.

2. Пойми меня.

Необходимо дать характеристику так, чтобы поняли остальные студенты группы, не упоминая данное слово.

3. Установите соответствие, обосновав выбор:

1.Копенгаген

2.Найроби

2.Севепная Европа

3. Уругвай

3. Тропическая Африка

4. Зарубежная Азия

5. Монтевидео

5. Северная Америка

4. Опишите особенности промышленности Латинской Америки.

5. Особенности сельского хозяйства регионов.

Заполните схему, обоснуйте выбор по схеме

Регион - специализация - страна:

Северная Африка- _________- ____________;

Овцеводство- ____________;

По схеме предложить свой вариант.

6. Экологические проблемы Тропической Африки.

КОМАНДА № 6

Экономические регионы мира.

1. О каком экономическом регионе идет речь?

ЭГП региона определяется тем, что он находится в сравнительной близости от США, но на большом удалении от других крупных регионов. Большинство стран имеют либо широкий выход к морю, либо являются островными. По обеспеченности водными ресурсами регион занимает первое место. Огромное богатство – леса, не случайно за данным регионом закрепилось обширное название «зеленый континент». Происходит активный процесс формирования городских агломераций, причем урбанизация носит ложный характер. Длительное время промышленность характеризовалась горно-добывающей отраслью, в последнее время, ведущая роль в промышленности перешла к обрабатывающей отрасли. Сельское хозяйство представлено двумя секторами, при этом наблюдается его отсталость, которая выражена в сохранении старых форм землевладения и землепользования. Во многих странах региона осуществляется региональная политика, направленная на сглаживание диспропорций между экономической столицей и территорией государства.

2. Пойми меня.

Необходимо дать характеристику так, чтобы поняли остальные студенты группы, не упоминая данное слово.

3. Установите соответствие, обосновав выбор:

4. Опишите особенности промышленности Северной Африки.

5. Особенности сельского хозяйства регионов.

Заполните схему, обоснуйте выбор по схеме

Регион - специализация - страна:

Мясное животноводство - Дания;

Индия;

По схеме предложить свой вариант.

6. Экологические проблемы Восточной Европы.

Задание: Охарактеризуйте тему по выбору

Политическая карта мира

Форма правления, форма устройства, монархия, суверенитет,

«Большая 7», президентская республика, внеевропейские страны, развивающиеся страны, переходная экономика, унитарная.

2. Численность населения.

Воспроизводство, смертность, рождаемость, демографический кризис, население, «демографический взрыв», стареющая нация, демографическая политика, «Нас двое – нам двоих», «Одна семья – один ребенок».

3. Перемещение населения.

Миграция, «утечка умов», международная, внутренняя, политическая, трудовая, потоки беженцев, иммигранты, военные конфликты, эмигранты.

4. Расселение.

Урбанизация, ложная урбанизация, мегалополис, сельское население

городское население, агломерация, североамериканский тип, кочевая

форма расселения, смешанный тип.

5.Мировое хозяйство

Экономическая география, транспорт, машинная индустрия,

разделение труда, отрасль специализации, МГРТ, глобальная ТНК,

экономические отношения, мировой рынок, транснациональная корпорация.

6. Мировые природные ресурсы

Ресурсообеспеченность, природные ресурсы, мировой земельный фонд, минеральные ресурсы, опустынивание, пресная вода, зоны рекреации, северный лесной пояс, ресурсы животного мира, альтернативная энергетика.

Задание: Пойми меня:

ЕС, Тропическая Африка, «экономические коридоры», «тыльная часть», ложная урбанизация, мегалополис.

Задание: Работа с контурной картой по командам

Нанести на контурную карту:

А) страны – гиганты (3 страны);

Б) отметить «экономические коридоры Индии».

2. Нанести на контурную карту:

А) внутриконтинентальные страны (3 страны);

Б) отметить особенности экономического развития Японии («тыльная» и «лицевая» сторона), нанести главные центры промышленности.

3. Нанести на контурную карту:

А) страны-архипелаги (3 страны);

Б) отметить особенности экономического развития Китая (экономические зоны), нанести главные центры промышленности.

4. Нанести на контурную карту:

А) полуостровные (3 страны);

Б) отметить особенности экономических субрегионов Зарубежной Европы, нанести главные центры промышленности.

5. Нанести на контурную карту:

А) островные (3 страны);

Б) Нанести на контурную карту страны, экспортирующие и импортирующие уголь.

6.Нанести на контурную карту:

А) страны с наибольшим количеством населения (3 страны);

Б) Нанести на контурную карту страны, экспортирующие и импортирующие нефть.

Ключ ответов для жюри

Команда № 1.

Северная Америка

3. 1-3-2; 2-1-4; 3-5-1; 4-2-5; 5-4-3.

Команда № 2

Зарубежная Азия.

3. 1-5-2; 2-4-3; 3-2-4; 4-1-5; 5-3-1.

Команда № 3

Тропическая Африка.

3. 1-2-5; 2-1-4; 3-5-1; 4-4-2; 5-2-3.

Команда № 4.

Северная Африка.

3. 1-5-4; 2-3-3; 3-4-1; 4-2-5; 5-1-2.

Команда № 5

Зарубежная Европа.

3. 1-5-2; 2-1-3; 3-4-5; 4-2-4; 5-3-1.

Команда № 6

Латинская Америка.

3. 1-3-4; 2-5-3; 3-1-5; 4-2-1; 5-4-2.

Литература

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В.П. Максаковский. – М. : Просвещение, 2012. – 406 с.

Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс, –М.: ВАКО, 2010. – 320с. – (В помощь школьному учителю).

Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Доп. главы к учеб. «Экономическая и социальная география мира» 10 кл.: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2009. – 288с.

География: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2013. – 656с.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №32 имени «Молодой гвардии»

Октябрьского района г. Ростова-на-Дону

Разработка урока-конференции по географии для

9 класса

с использований мультимедийных презентаций
по теме «Европейский Юг. Республики Северного Кавказа»

Составитель: Макиевская И.С.

учитель географии МОУ СОШ №32

9 класс

Экономическая и социальная география России

урок-конференция «Европейский Юг. Республики Северного Кавказа»

учитель географии МОУ СОШ №32

И.С.Макиевская
Тип урока: урок - конференция
Цели урока:


  • продолжить формирование представлений и знаний у школьников об экономических районах России;

  • познакомить учащихся с особенностями географического положения и основными чертами природы республик Северного Кавказа;

  • изучить особенности населения региона, его состав и структуру;

  • проанализировать основные проблемы региона – социальные, экономические, экологические и возможные пути решения этих проблем.

Задачи урока:


  • развивать у учащихся умение устанавливать причинно-следственные связи;

  • способствовать формированию информационной культуры;

  • формирование умений работать с разными источниками географической информации;

  • способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению родного региона и социально-эмоциональных, патриотических чувств к Родине;

  • развивать умение взаимодействовать в малых группах (коммуникативная деятельность);

  • понимание важности толерантности и общественного поведения в многонациональной стране;

  • уважение к истории и культуре, традициям народов России;

Технологии урока:


  • постановка учебного процесса на опережающей основе;

  • педагогического сотрудничества;

  • критического мышления.

Методы урока:


  • интегративный

  • личностно-ориентированный

Оборудование:

карты России – политико-административная, физическая, Северного Кавказа, компьютер и проектор; презентации учащихся по республикам Северного Кавказа; атласы.


Подготовка к уроку
Класс заранее делится на группы, это представители республик, эксперты, корреспонденты. В группе по 5-6 человек. Каждая группа выполняет электронную презентацию по республике.

ХОД УРОКА
I. Активизация опорных знаний
Учитель задает вопросы аудитории:
1. Перечислите особенности экономико-географического положения Северного Кавказа?

2. Охарактеризуйте особенности рельефа района. 3. Назовите главную отрасль специализации этого района?

4. Каковы особенности сельскохозяйственной специализации этих территорий?

5. Почему г. Ростов-на-Дону называют «воротами Кавказа»?

6. Добыча каких полезных ископаемых ведется на территории Северного Кавказа?

7. Перечислите и покажите на карте республики со столицами, края, области, входящие в состав ЮФО и СКО

Учащиеся дают ответы, используя настенные карты России и Северного Кавказа
II . Постановка темы и целей урока
Учитель . Северный Кавказ - самый многонациональный район России. Здесь проживает 140 народов. В его составе выделяется ЮФО и образованный в 2010 году СКО (Ставропольский край, Карачаево-Черкесская республика, Кабардино-Балкарская республика, Северная Осетия-Алания, Чеченская и Ингушские республики, Дагестан).

Основная причина объединения данных территорий – общность социальных и экономических проблем. Цель нашего урока: познакомиться с экономико-географическими особенностями территорий на примере республик Адыгеи, Северной Осетии-Алании, Дагестана, Ингушетии;

вскрыть социально-политические предпосылки развития гражданского общества на Северном Кавказе; определить пути к урегулированию религиозных и национальных проблем (цели урока, план работы конференции записаны на доске).

III. Приветствие к участникам урока- конференции:

(звучит музыка народов Кавказа)

Представители республик обращаются к участникам на армянском, лезгинском, азербайджанском, ассирийском, адыгейском ингушском языках:

« Здравствуйте, дорогие ребята! Вас приветствует дружная семья народов Северного Кавказа. Россия – многонациональное государство. Его история – это история взаимоотношения ее народов. Каждый из народов имеет свой язык, уклад жизни, обычаи и традиции, культуру, трудовые навыки. Задачи сегодняшнего дня – это создание условий для мира и процветания на нашей Земле!»

Ученица читает стихотворение Буртылевой Е.Г. учителя русского языка МОУ СОШ №32 « Дружба всех дороже»
Земля Донская – Родина для всех,

Живут на ней различные народы.

Ведь все они, как пальцы в кулаке,

Боролись ради жизни на Земле

И ради счастья и свободы!

Татары, русские, армяне,

Чеченцы, немцы, ингуши,

Лезгины, турки, украинцы,

Грузины, греки, латыши.

И победили мы в войне лишь потому,

Что дружба нас соединила,

А дружба всех народов – это сила,

Которую ничем не заменить,

Для этого на свете стоит жить!

Ученик читает слова Расула Гамзатова
« Каждый человек смолоду должен понимать, что он пришел на землю для того, чтобы стать представителем своего народа, и должен быть готовым принять на себя эту роль.

Человеку дают имя, папаху и оружие, человека с колыбели учат родным песням.

В какие бы края ни забросила его судьба, он должен везде чувствовать себя представителем той земли, тех гор, того аула, где он научился седлать коня.

Когда у тебя спрашивают, кто ты такой, можно предъявить документ, паспорт. Когда же у народа спросить, кто он такой, то народ, как документ, предъявит своего ученого, писателя, художника, композитора»


Учитель Северный Кавказ – это болевая точка на карте России. Давайте вспомним и почтим память погибших в террористических актах в Беслане, Москве, Каспийске, Волгодонске и других гjродах.
(звучит тихая скорбная музыка)
Ученик 1 сентября 2004 года. Кто не помнит этой даты?!

Она вошло в жизнь нашего народа трагедией в Беслане. Мирный, такой чистый и трогательный день, каким был всегда 1 сентября, содрогнулся от горя, плача и боли. В результате злодейского, беспримерного по жестокости террористического акта в городе Беслане погибли и получили ранения сотни мирных граждан, большая часть которых – ни в чем не повинные дети. Забыть тот горький день мы никогда не сможем. Пусть наступит минута молчания. Вечная память погибшим в Беслане! (Минута молчания)

1-й чтец

Снег на камне, снег на рябине,

Снег появился в висках матерей.

Кто не дождался своих сыновей

Из школы в Беслане, И дочерей…

Кто их утешит? Кто им поможет?

Кто повелел их детей уничтожить?

Кто им приглушит великую боль?

2-й чтец

Нет, не найти им, пожалуй, покоя.

Вы их растили и воспитали,

Радости, счастья им в жизнь желали.

Но оборвалась их юная жизнь…

Те, кто вернулся, и цел и калеки,

Они о терроре будут помнить вовеки.

3-й чтец

И детям расскажут о горе в Беслане,

О том, что случилось тогда в стране…

Милым ребятам я стих посвящаю

И низкий поклон матерям посылаю

4-й чтец

А мы не забудем про этот террор,

О тех, кто погибли в Беслане,

О тех, кто погибли в бою.


IV. Работа в группах

Учитель: Северный Кавказ имеет особое геополитическое положение, это международный транспортный коридор - «Ворота Кавказа». Регион, единственный в России имеющий выход к бассейнам трех южных морей: Азовского, Черного и Каспийского. Уникальное курортное хозяйство: теплое море, вершины гор, минеральные источники, лечебные воды и грязи. Уникальная культура, обряды, танцы, традиционные ремесла, многочисленные языки и диалекты – все это делает регион неповторимым и привлекательным для изучения

Учитель при подготовке конференции корреспондентам и экономистам было предложено подготовить вопросы для обсуждения на уроке.
Корреспонденты и экономисты формулируют вопросы:


  1. Какие виды спорта получили развитие на Северном Кавказе, почему?

  2. Есть ли запреты на профессии для женщин в исламских республиках Северного Кавказа?

  3. Пути решения проблемы сохранения национальных языков в республиках.

  4. Какие проблемы возникают в Чеченской и Ингушской республиках в связи с особой демографической ситуацией?

  5. Какие отрасли машиностроения могут получить развитие на данных территориях, почему?

  6. Ваш взгляд на раздельное обучение в школах для девочек и мальчиков.

  7. Какова необходимость сохранения культурных, этнических особенностей в многонациональном государстве?
Участники конференции высказывают свои мнения по предложенным вопросам опираясь на знания по географии, истории, обществознанию и личный опыт. Между группами возникает дискуссия, которая переходит к представлению презентаций учащихся по экономико-географической характеристике республик

V. Защита слайд-шоу по государственной символике

(на экране проецируется изображение герба, флага республики)
Учитель предлагает выступить с защитой слайдов по государственной символике Адыгеи, Северной Осетии-Алании, Дагестана, Ингушетии.

Учитель Ребята, почему на ваш взгляд, любое государство, республика должны иметь герб, флаг, гимн? В чем их значимость, роль в становлении личности молодого человека?

Учащиеся высказывают свои мнения

VI. Защита презентаций по республикам

(на экране проецируются изображения)
Республика Дагестан


  • Столица – город Махачкала

  • Площадь- 50300 км2

  • Население- 2711679 чел

  • Федеральный округ - Северо- Кавказский

  • Код субъекта РФ: 05,105

  • Плотность-53,9 чел/ км

  • 17 декабря 1991 г- переименование в Республику Дагестан.

  • 1994 г- принятие конституции Республики Дагестан.
Орография Дагестана своеобразна: 245- километровая полоса предгорий упирается в поперечные хребты. Две основные реки вырываются из гор- Сулак на севере и Самур на юге.

Территория Дагестана граничит с Азербайджаном на юге, с Грузией на юго-западе, также с Чеченской Республикой на западе, со Ставропольским краем на северо-западе и с Республикой Калмыкия на севере. С востока территория Дагестана омывается водами Каспийского моря. Юг республики занимают горы и предгорья Большого Кавказа, на севере начинается Прикаспийская низменность. Через центральную часть республики протекают реки Терек и Сулак. Дагестан в переводе с азербайджанского языка означает «Страна гор».

Столица республики город Махачкала.

Свое современное название город получил в 1921 году в честь Махача Дахадаева. Позже Махачкала стала столицей ДАССР. Сегодня Махачкала- это культурный экономический научный центр Юга России.


6
Дербент- второй по величине в Дагестане и один из самых древних городов мира. В Дербенте расположена крепость Нарын-Кала, возраст которого составляет около двух с половиной тысяч лет. Дербент - старейший культурный центр Дагестана, откуда распространились искусство, ремесло, письменность и т.д.

Сельское население республики составляет 57,6% , а городское население 42,4%.Народы Дагестана говорят на языках четырех групп 95% верующие- мусульмане из них: 90%- сунниты, 5%- шииты.5% верующих- христиане.

Рождаемость 19,5 на тысячу населения (3 место в РФ, после Ингушетии и Чечни). Дагестан является самой многонациональной республикой России. 14 языкам народов Дагестана придан статус государственных.

Дагестан издавна считается мусульманским оплотом на Северном Кавказе. Ислам стал проникать на территорию Дагестана благодаря арабам в 7 веке. Полумесяц- символ прироста и возрождения. Если же месяц изображается вместе со звездой, как в исламской традиции, то в этом случае он выступает аллегорией рая.

Основные производства республики:


  • Сельское хозяйство

  • Виноделие

  • Рыболовство

  • Народные промыслы

  • Добыча нефти

  • Легкая и химическая промышленность

  • Производство электроэнергии

В Дагестане широко известны лезгинские поэты С. Кочхюров и Е. Эмин, кумыкский поэт И.Казак, аварский- Махмуд (М.Магомедов), даргинский- Батырай. Расул Гамзатов всемирно известный поэт республики. Богато народно-поэтическое творчество дагестанцев- песни, сказки, предания и легенды.

Огромный интерес представляют старые сооружения Дагестана. В Дербенте сохранились Джума- мечети и цитадель Нарын-Кала. В горных районов Дагестана остались многочисленные постройки бешен и крепостей. Террасы горных аулов тоже памятники старены. Жилые дома, построенные в 18-19 в.в образуют единое ступенчатое сооружение. Распространены были купольные мавзолеи, арочные мосты, архитектурно оформленые родники.

Ювелирные украшения в женском костюме- особая тема для дагестанских женщин. В прошлом больше всего ценилось золото и серебро.

Дагестанская женская одежда необычайно разнообразна по форме, используемому материалу, художественной композиции и декору. В каждом костюме есть свой художественный образ, своя индивидуальная выразительность.

7
Народы Дагестана ценят достоинства человека и осуждают его недостатки. Мудрость народная учит:


  • Первое достоинство человека - ум

  • Второе достоинство человека - дружба

  • Третье достоинство человека - совесть

  • Четвертое достоинство человека - хорошее воспитание

  • Пятое достоинство человек а- счастье
Лезгинка - народный танец кавказских горцев. Знаменитый танец «лезгинка» известен в Иране под названием «Лазги, лезги», в Грузии «Лекури». Лезгинка-танец - соревнование демонстрирующий ловкость, неутомимость танцоров. Современную дагестанскую кухню однозначно охарактеризовать невозможно. Блюда, бытующие в каждом отдельно взятом районе Дагестана, несут особый колорит. К примеру, в каждом национальном районе готовят хинкал, который подают как первое или второе. Распространенными блюдами считаются «курзе», «чуду», которые готовят из трав, творога, овощей.

Республика Адыгея
Земля Адыгеи заселена с давних времен. Письменные свидетельства о предках адыгов имеются в работах древнегреческих писателей начиная c V века до н.э. Адыги - народ, давший название республике, - древнейшие обитатели Северо-Западного Кавказа, известные с XIII в. как черкесы. Адыгейский язык относится к адыго-абхазской группе кавказских языков.

В средние века здесь проходил знаменитый Великий Шелковый путь из Европы в Азию.

Предки адыгов создали культуру, известную в мировой археологии как Майкопская. Десятки курганов, связанных между собой легендами, загадочные дольмены свидетельствуют о ее ярчайшем расцвете у древнейших кавказцев, их тесных связях с Европой и Востоком.

Адыгейская автономная область - образована 27 июля 1922 года. 28 июня 1991 года на V сессии областного Совета народных депутатов была принята Декларация о государственном суверенитете Советской Социалистической Республики Адыгея. Закон РФ от 3 июля 1991 года официально закрепил преобразование Адыгейской автономной области в Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР.

Площадь Адыгеи – 7790 кв.км., длина границ – 900 км, протяженность территории республики с севера на юг – 208 км, с запада на восток – 165 км, в ней проживает 441,2 тыс. чел. В состав республики входят 7 административных районов: Гиагинский, Кошехабльский, Шовгеновский, Красногвардейский, Майкопский, Тахтамукайский, Теучежский. Адыгея входит в состав Южного федерального округа.
8
Положение Адыгеи на юге России, в предгорьях и горах Кавказа, в междуречье крупных рек благоприятно для освоения территории и удобно для связей со своими соседями.

Одной из крупных рек Адыгеи, ее естественной границей на востоке является река Лаба. Она самый крупный приток р. Кубани. Началом ее считается место слияния рек Большой и Малой Лабы. Длина собственно р. Лабы 214 км, вместе с Большой Лабой она составляет 341 км; общая площадь ее водосборного бассейна 12500 кв.км. Водный режим р. Лабы своеобразен, ее водность значительно колеблется по сезонам года. Сильные разливы и наводнения возможны практически во все сезоны, кроме зимы. Причины паводков - весеннее снеготаяние, летнее таяние ледников и осенние ливни.

Основные лесные ресурсы находятся в Майкопском районе, в котором сосредоточено 98 % всех лесов. В низкогорных лесах господствуют дуб черешчатый и дуб Гартвиса. Здесь же встречаются клен, ясень, груша кавказская, яблоня, кизил, боярышник.

На высоте 450 - 500 м дубовые леса сменяются поясом буковых лесов. Произрастают также дуб скальный и граб кавказский. Из третичных реликтов здесь можно встретить тис ягодный.

Животный мир самых верхних ландшафтных зон представлен значительным количеством эндемичных видов и подвидов. Кавказская мышовка, прометеева полевка, кубанский тур, кавказская серна, каменная куница распространены только в Майкопском районе. Главной достопримечательностью фауны республики является горный зубр. В лесах горной Адыгеи обитают кавказский благородный олень, тур кавказский, серна, кавказский бурый медведь, кавказские виды выдры, барсука, рыси, дикого кота, лисицы, лесная и каменная куницы и др.

Ведущей отраслью производства является пищевая промышленность, удельный вес которой в общем объеме производства составляет более 35%. Производятся мясные, плодоовощные консервы, кондитерские, макаронные, винно-водочные изделия, различная молочная и мясная продукция. Наличие в республике лесных ресурсов обусловило развитие деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности,

продукцией которой являются деловая древесина и изделия из неё, паркет, полуцеллюлоза, картон. Предприятия машиностроения и металлообработки производят и поставляют в различные регионы страны и за её пределы средние и тяжелые цилиндрические редукторы, технологическое оборудование для лесозаготовок, металлорежущие и деревообрабатывающие станки, станочные нормали и др.

Сельское хозяйство является одним из приоритетных направлений развития экономики. Ведущее место занимают выращивание и переработка зерна, сахарной свеклы, масличных и эфиромасличных культур, овощей и плодов, табака, выращивание крупного рогатого скота, свиней, овец, птицы, племенное коневодство.

9
Уникальные природно-климатические условия Адыгеи способствуют произрастанию таких южных культур как персик, черешня, кизил, айва, груша, виноград, чай. Промышленная продукция агропромышленного комплекса составляет 32% всей промышленной продукции республики.

Территория Адыгеи относится к зоне смешанного туризма. Здесь имеются благоприятные условия для организации как спортивно-оздоровительных, так и познавательных маршрутов. Территория насыщена природными объектами, многие из которых имеют высокую экскурсионную ценность.

Правительством Республики Адыгея ведется большая работа по привлечению туристов и отдыхающих в регион, формированию его положительного имиджа.

Численность населения Республики Адыгея, по данным на 1 января 2007 года, составляет 441,2 тысячи человек, в том числе 69,6 тысячи человек - дети до 14 лет. Средняя плотность населения - 56,6 человек на 1 кв. км, что почти втрое превышает соответствующий показатель по России. Наиболее высока плотность населения в районах, расположенных на равнине - до 141 человека на 1 км.


Северная Осетия
Образована 7 июля 1924г как Северо-Осетинская АО; 5 декабря 1936г преобразована в Северо-Осетинская АССР; с 1990г Северо-Осетинская ССР; с 1991г Республика Северная Осетия-Алания.

Северная Осетия расположена на северном склоне Большого Кавказа.

На севере республики простирается Ставропольская равнина, южнее её поднимается Терский и Сунженский хребты, в центральной части расположена Северо-Осетинская равнина, на юге возвышается Главный, или Водораздельный, хребет Большого Кавказа (г. Казбек высотой до 5033м)

Территория 8 тыс. км2 (0,05% от РФ), население 709,9тыс.человек, доля городского населения 65,3%. Плотность населения одна из самых высоких в Российской Федерации- 84,5 человека на 1км2.

Наиболее плотно заселены Правобережный район (120 человек на 1 км2) на востоке республики и территория вокруг Владикавказа. Города: Владикавказ (315,1 тыс.жителей) – столица республики, Моздок 942,6 тыс.),Беслан (35,6 тыс.), Алагир (21,5 тыс.), Ардон (17,5 тыс. жителей). Официальный язык-русский.

Ведущие производства: цветная металлургия, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, лёгкая, пищевая.

Промышленность представлена производством цинка, свинца, кадмия, серной кислоты (завод «Электроцинк»), твёрдых сплавов (завод «Победит»), осветительных электроламп, приборов, кожевенно-обувным.

В сельском хозяйстве преобладает животноводство мясного направления. Успешно развиваются зерновое хозяйство, садоводство и виноградарство.

Транспортная сеть республики развита довольно хорошо. Ведущую роль в перевозках играет автомобильный транспорт. Плотность сети автомобильных дорог 285 км на 1 тыс. км. В Северной Осетии начинаются Военно-Грузинские и Военно-Осетинские дороги. Построена дорога с Северного Кавказа и Закавказье через Рокский перевал. Функционирует железнодорожный транспорт.

Северная Осетия богата в рекреационном отношении. Большой популярностью пользуются бальнеологические курорты Кармадон, Тамиск и горно-рекреационный комплекс в Цейском ущелье. Республика - один из центров туризма и альпинизма Северного Кавказа.

Республика Ингушетия
Название республики происходит от русского наименования населения (ингуши - от названия села Ангушт) и от грузинского суффикса –ети-, что в сумме означает «место где живут ингуши». Но это название стало употребляться только с XVIII века. Само название народа «гІалгІай» - что означает «строитель», «житель башен»

Республика Ингушетия занимает площадь 19,3 тыс км2 , население – 460 тыс человек по меркам 2009 года.

Столицей республики является город Магас.

Граничит с Чеченской республикой, но границы являются лишь условными.

Президент республики – Евкуров Янус-Бек


  • городское население – 198 тыс чел

  • сельское население – 269 тыс чел

  • плотность население – 127 чел на км2

  • средний возраст – 26-28 лет

  • национальный состав - ингуши 77%, чеченцы 20%, русские – 2%
Важнейшие ресурсы республики – это нефть, природный газ, мрамор, глина. Нефть, конечно же, основа топливно-энергетического комплекса. За год добывают примерно 11 млн. тонн нефти. Термальные источники используют как воду для оздоровительного купания, и как питьевую минеральную воду.

Горный и чистый воздух – вот секрет долгожительства ингушей. В республике много термальных источников, красивые пейзажи, великое множество исторических памятников. Особенностью республики является уникальное, традиционное построение домов. Большая часть населения проживает в горных районах, поэтому их жилища просто уникальны! Строения выдерживают оползни с гор и падающие камни.

Наиболее любимой пищей ингушей является мясо. Больше всего в республике употребляют баранину и птицу. Национальное блюдо – это жаренный на углях баран, украшенный овощами.

Национальный костюм ингушей внешне очень напоминает костюм казаков Дона. Но ингушей от казаков отличает яркость и пестрота тканей костюма (в данном случае женского) и дополнения из овечьей шерсти. У женщин это было платье-сарафан из нескольких слоев, волосы, как правило, частично были закрыты платком. У мужчин же, национальный костюм не повторим. Он состоит из жилетки и высокой шапки сделанной из овечьей шерсти. Раньше носить черную шапку и жилетку позволялось только женатому мужчине, но сейчас это утеряло свое значение.

Самой важной традицией за все существование ингушей является уважение и почитание предков. На каждый праздник принято посещать родственников на кладбище. В эту же традицию входит полнейшее послушание родителей. Еще одна интересная традиция – гостеприимность. Любой человек, зашедший в дом ингуша, тут же становился гостем. Гостю давали пищу и если надобно давали ночлег

Ингуши – мусульмане. Доминирующие религии в республике – ислам суннитского толка и православное христианство. Функционирует 45 Мечетей. А в станице Слепцовской имеется Исламский институт.

Промышленность у республики развита слабо. Только нефтяная отрасль процветает, все остальное находится в упадке. Помимо нефтедобычи в республике есть химическая, трикотажная, металлообрабатывающая, кондитерская промышленности (фабрики).

VII. Подведение итогов урока
Учитель Ребята, мы познакомились с презентациями, которые помогли нам ответить на главные вопросы нашего урока. Предлагаю вам дома в рабочей тетради письменно ответить на вопросы:

(вопросы проецируются на экран)


  1. Северный Кавказ всегда привлекал жителей из других районов страны, почему? Укажи не менее трех факторов.

  2. Выдели наиболее острые современные проблемы данного региона.

  3. Можно ли считать что сохранение политической стабильности, мирное разрешение этнополитических и экономических противоречий между народами Северного Кавказа – главная задача перспективного развития региона.

  • Выставление оценок

  • Домашнее задание

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №32 имени «Молодой гвардии»

Октябрьского района г. Ростова-на-Дону

Разработка урока-конференции по географии для

с использований мультимедийных презентаций

по теме «Европейский Юг. Республики Северного Кавказа»

Составитель:

учитель географии МОУ СОШ №32

9 класс

Экономическая и социальная география России

урок-конференция «Европейский Юг. Республики Северного Кавказа»

учитель географии МОУ СОШ №32

Тип урока: урок - конференция

Цели урока:

· продолжить формирование представлений и знаний у школьников об экономических районах России;

· познакомить учащихся с особенностями географического положения и основными чертами природы республик Северного Кавказа;

· изучить особенности населения региона, его состав и структуру;

· проанализировать основные проблемы региона – социальные, экономические, экологические и возможные пути решения этих проблем.

Задачи урока:

· развивать у учащихся умение устанавливать причинно-следственные связи;

· способствовать формированию информационной культуры ;

· формирование умений работать с разными источниками географической информации;

· способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению родного региона и социально-эмоциональных, патриотических чувств к Родине;

· развивать умение взаимодействовать в малых группах (коммуникативная деятельность);

· понимание важности толерантности и общественного поведения в многонациональной стране;

· уважение к истории и культуре, традициям народов России;

Технологии урока:

· постановка учебного процесса на опережающей основе;

· педагогического сотрудничества;

· критического мышления.

Методы урока:

· интегративный

· личностно-ориентированный

Оборудование:

карты России – политико-административная, физическая, Северного Кавказа, компьютер и проектор; презентации учащихся по республикам Северного Кавказа; атласы.

Подготовка к уроку

Класс заранее делится на группы, это представители республик, эксперты, корреспонденты. В группе по 5-6 человек. Каждая группа выполняет электронную презентацию по республике.

ХОД УРОКА

I . Активизация опорных знаний

Учитель задает вопросы аудитории:

1. Перечислите особенности экономико-географического положения Северного Кавказа?

2. Охарактеризуйте особенности рельефа района. 3. Назовите главную отрасль специализации этого района?

4. Каковы особенности сельскохозяйственной специализации этих территорий?

5. Почему г. Ростов-на-Дону называют «воротами Кавказа»?

Основная причина объединения данных территорий – общность социальных и экономических проблем . Цель нашего урока: познакомиться с экономико-географическими особенностями территорий на примере республик Адыгеи , Северной Осетии-Алании, Дагестана, Ингушетии;

вскрыть социально-политические предпосылки развития гражданского общества на Северном Кавказе; определить пути к урегулированию религиозных и национальных проблем (цели урока, план работы конференции записаны на доске).

III . Приветствие к участникам урока - конференции:

(звучит музыка народов Кавказа)

Представители республик обращаются к участникам на армянском, лезгинском, азербайджанском, ассирийском, адыгейском ингушском языках:

« Здравствуйте, дорогие ребята! Вас приветствует дружная семья народов Северного Кавказа. Россия – многонациональное государство. Его история – это история взаимоотношения ее народов. Каждый из народов имеет свой язык, уклад жизни, обычаи и традиции, культуру, трудовые навыки. Задачи сегодняшнего дня – это создание условий для мира и процветания на нашей Земле!»

Ученица читает стихотворение учителя русского языка МОУ СОШ №32 « Дружба всех дороже»

Земля Донская – Родина для всех,

Живут на ней различные народы.

Ведь все они, как пальцы в кулаке,

Боролись ради жизни на Земле

И ради счастья и свободы!

Татары, русские, армяне,

Чеченцы, немцы, ингуши,

Лезгины, турки, украинцы,

Грузины, греки, латыши.

И победили мы в войне лишь потому,

Что дружба нас соединила,

А дружба всех народов – это сила,

Которую ничем не заменить,

Для этого на свете стоит жить!

Ученик читает слова Расула Гамзатова

« Каждый человек смолоду должен понимать, что он пришел на землю для того, чтобы стать представителем своего народа, и должен быть готовым принять на себя эту роль.

Человеку дают имя, папаху и оружие, человека с колыбели учат родным песням.

В какие бы края ни забросила его судьба, он должен везде чувствовать себя представителем той земли, тех гор, того аула, где он научился седлать коня.

Когда у тебя спрашивают, кто ты такой, можно предъявить документ, паспорт. Когда же у народа спросить, кто он такой, то народ, как документ, предъявит своего ученого, писателя, художника, композитора»

Учитель Северный Кавказ – это болевая точка на карте России. Давайте вспомним и почтим память погибших в террористических актах в Беслане, Москве, Каспийске, Волгодонске и других гjродах.

(звучит тихая скорбная музыка)

Основные производства республики:

Сельское хозяйство

Виноделие

Рыболовство

Народные промыслы

Добыча нефти

Производство электроэнергии

В Дагестане широко известны лезгинские поэты С. Кочхюров и Е. Эмин, кумыкский поэт И. Казак, аварский - Махмуд (М. Магомедов), даргинский - Батырай. Расул Гамзатов всемирно известный поэт республики. Богато народно-поэтическое творчество дагестанцев - песни, сказки, предания и легенды.

Огромный интерес представляют старые сооружения Дагестана. В Дербенте сохранились Джума - мечети и цитадель Нарын-Кала. В горных районов Дагестана остались многочисленные постройки бешен и крепостей. Террасы горных аулов тоже памятники старены. Жилые дома, построенные в 18-19 в. в образуют единое ступенчатое сооружение. Распространены были купольные мавзолеи, арочные мосты, архитектурно оформленые родники.

Ювелирные украшения в женском костюме - особая тема для дагестанских женщин. В прошлом больше всего ценилось золото и серебро.

Дагестанская женская одежда необычайно разнообразна по форме, используемому материалу, художественной композиции и декору. В каждом костюме есть свой художественный образ, своя индивидуальная выразительность.

Народы Дагестана ценят достоинства человека и осуждают его недостатки. Мудрость народная учит:

Первое достоинство человека - ум

Второе достоинство человека - дружба

Третье достоинство человека - совесть

Четвертое достоинство человека - хорошее воспитание

Пятое достоинство человек а- счастье

Лезгинка - народный танец кавказских горцев. Знаменитый танец «лезгинка» известен в Иране под названием «Лазги, лезги», в Грузии «Лекури». Лезгинка-танец - соревнование демонстрирующий ловкость, неутомимость танцоров. Современную дагестанскую кухню однозначно охарактеризовать невозможно. Блюда, бытующие в каждом отдельно взятом районе Дагестана, несут особый колорит. К примеру, в каждом национальном районе готовят хинкал, который подают как первое или второе. Распространенными блюдами считаются «курзе», «чуду», которые готовят из трав, творога, овощей.

Республика Адыгея

Земля Адыгеи заселена с давних времен. Письменные свидетельства о предках адыгов имеются в работах древнегреческих писателей начиная c V века до н. э. Адыги - народ, давший название республике, - древнейшие обитатели Северо-Западного Кавказа, известные с XIII в. как черкесы. Адыгейский язык относится к адыго-абхазской группе кавказских языков.

В средние века здесь проходил знаменитый Великий Шелковый путь из Европы в Азию.

Предки адыгов создали культуру, известную в мировой археологии как Майкопская. Десятки курганов, связанных между собой легендами, загадочные дольмены свидетельствуют о ее ярчайшем расцвете у древнейших кавказцев, их тесных связях с Европой и Востоком.

Адыгейская автономная область - образована 27 июля 1922 года. 28 июня 1991 года на V сессии областного Совета народных депутатов была принята Декларация о государственном суверенитете Советской Социалистической Республики Адыгея. Закон РФ от 3 июля 1991 года официально закрепил преобразование Адыгейской автономной области в Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР.

Площадь Адыгеи – 7790 кв. км., длина границ – 900 км, протяженность территории республики с севера на юг – 208 км, с запада на восток – 165 км, в ней проживает 441,2 тыс. чел. В состав республики входят 7 административных районов: Гиагинский, Кошехабльский, Шовгеновский, Красногвардейский, Майкопский, Тахтамукайский, Теучежский. Адыгея входит в состав Южного федерального округа.

Положение Адыгеи на юге России, в предгорьях и горах Кавказа, в междуречье крупных рек благоприятно для освоения территории и удобно для связей со своими соседями.

Одной из крупных рек Адыгеи, ее естественной границей на востоке является река Лаба. Она самый крупный приток р. Кубани. Началом ее считается место слияния рек Большой и Малой Лабы. Длина собственно р. Лабы 214 км, вместе с Большой Лабой она составляет 341 км; общая площадь ее водосборного бассейна 12500 кв. км. Водный режим р. Лабы своеобразен, ее водность значительно колеблется по сезонам года. Сильные разливы и наводнения возможны практически во все сезоны, кроме зимы. Причины паводков - весеннее снеготаяние, летнее таяние ледников и осенние ливни.

Основные лесные ресурсы находятся в Майкопском районе, в котором сосредоточено 98 % всех лесов. В низкогорных лесах господствуют дуб черешчатый и дуб Гартвиса. Здесь же встречаются клен, ясень, груша кавказская, яблоня, кизил, боярышник .

На высоте м дубовые леса сменяются поясом буковых лесов. Произрастают также дуб скальный и граб кавказский. Из третичных реликтов здесь можно встретить тис ягодный.

Животный мир самых верхних ландшафтных зон представлен значительным количеством эндемичных видов и подвидов. Кавказская мышовка, прометеева полевка, кубанский тур, кавказская серна, каменная куница распространены только в Майкопском районе. Главной достопримечательностью фауны республики является горный зубр. В лесах горной Адыгеи обитают кавказский благородный олень, тур кавказский, серна, кавказский бурый медведь, кавказские виды выдры, барсука, рыси, дикого кота, лисицы, лесная и каменная куницы и др.

Ведущей отраслью производства является пищевая промышленность , удельный вес которой в общем объеме производства составляет более 35%. Производятся мясные, плодоовощные консервы, кондитерские, макаронные, винно-водочные изделия, различная молочная и мясная продукция. Наличие в республике лесных ресурсов обусловило развитие деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности ,

продукцией которой являются деловая древесина и изделия из неё, паркет, полуцеллюлоза, картон. Предприятия машиностроения и металлообработки производят и поставляют в различные регионы страны и за её пределы средние и тяжелые цилиндрические редукторы , технологическое оборудование для лесозаготовок , металлорежущие и деревообрабатывающие станки, станочные нормали и др.

Сельское хозяйство является одним из приоритетных направлений развития экономики. Ведущее место занимают выращивание и переработка зерна, сахарной свеклы, масличных и эфиромасличных культур, овощей и плодов, табака, выращивание крупного рогатого скота, свиней, овец, птицы, племенное коневодство.

Уникальные природно-климатические условия Адыгеи способствуют произрастанию таких южных культур как персик, черешня, кизил, айва, груша, виноград , чай. Промышленная продукция агропромышленного комплекс а составляет 32% всей промышленной продукции республики.

Территория Адыгеи относится к зоне смешанного туризма. Здесь имеются благоприятные условия для организации как спортивно-оздоровительных, так и познавательных маршрутов. Территория насыщена природными объектами, многие из которых имеют высокую экскурсионную ценность.

Правительством Республики Адыгея ведется большая работа по привлечению туристов и отдыхающих в регион, формированию его положительного имиджа.

Численность населения Республики Адыгея, по данным на 1 января 2007 года, составляет 441,2 тысячи человек, в том числе 69,6 тысячи человек - дети до 14 лет. Средняя плотность населения - 56,6 человек на 1 кв. км, что почти втрое превышает соответствующий показатель по России. Наиболее высока плотность населения в районах, расположенных на равнине - до 141 человека на 1 км.

Северная Осетия

Северная Осетия богата в рекреационном отношении. Большой популярностью пользуются бальнеологические курорты Кармадон, Тамиск и горно-рекреационный комплекс в Цейском ущелье. Республика - один из центров туризма и альпинизма Северного Кавказа.

Республика Ингушетия

Название республики происходит от русского наименования населения (ингуши - от названия села Ангушт) и от грузинского суффикса –ети-, что в сумме означает «место где живут ингуши». Но это название стало употребляться только с XVIII века. Само название народа «гІалгІай» - что означает «строитель», «житель башен»

Республика Ингушетия занимает площадь 19,3 тыс км2 , население – 460 тыс человек по меркам 2009 года.

Столицей республики является город Магас.

Граничит с Чеченской республикой, но границы являются лишь условными.

Президент республики – Евкуров Янус-Бек

Городское население – 198 тыс чел

Сельское население – 269 тыс чел

Плотность население – 127 чел на км2

Средний возраст – 26-28 лет

Национальный состав - ингуши 77%, чеченцы 20%, русские – 2%

Важнейшие ресурсы республики – это нефть, природный газ, мрамор, глина. Нефть, конечно же, основа топливно-энергетического комплекса. За год добывают примерно 11 млн. тонн нефти. Термальные источники используют как воду для оздоровительного купания, и как питьевую минеральную воду.

Горный и чистый воздух – вот секрет долгожительства ингушей. В республике много термальных источников, красивые пейзажи, великое множество исторических памятников. Особенностью республики является уникальное, традиционное построение домов. Большая часть населения проживает в горных районах, поэтому их жилища просто уникальны! Строения выдерживают оползни с гор и падающие камни.

Наиболее любимой пищей ингушей является мясо. Больше всего в республике употребляют баранину и птицу. Национальное блюдо – это жаренный на углях баран, украшенный овощами.

Национальный костюм ингушей внешне очень напоминает костюм казаков Дона. Но ингушей от казаков отличает яркость и пестрота тканей костюма (в данном случае женского) и дополнения из овечьей шерсти. У женщин это было платье-сарафан из нескольких слоев, волосы, как правило, частично были закрыты платком. У мужчин же, национальный костюм не повторим. Он состоит из жилетки и высокой шапки сделанной из овечьей шерсти. Раньше носить черную шапку и жилетку позволялось только женатому мужчине, но сейчас это утеряло свое значение.

Самой важной традицией за все существование ингушей является уважение и почитание предков. На каждый праздник принято посещать родственников на кладбище. В эту же традицию входит полнейшее послушание родителей. Еще одна интересная традиция – гостеприимность. Любой человек, зашедший в дом ингуша, тут же становился гостем. Гостю давали пищу и если надобно давали ночлег

Ингуши – мусульмане. Доминирующие религии в республике – ислам суннитского толка и православное христианство. Функционирует 45 Мечетей. А в станице Слепцовской имеется Исламский институт.

Промышленность у республики развита слабо. Только нефтяная отрасль процветает, все остальное находится в упадке. Помимо нефтедобычи в республике есть химическая, трикотажная , металлообрабатывающая, кондитерская промышленности (фабрики).

VII . Подведение итогов урока

Учитель Ребята, мы познакомились с презентациями, которые помогли нам ответить на главные вопросы нашего урока. Предлагаю вам дома в рабочей тетради письменно ответить на вопросы:

(вопросы проецируются на экран)

1. Северный Кавказ всегда привлекал жителей из других районов страны, почему? Укажи не менее трех факторов.

2. Выдели наиболее острые современные проблемы данного региона.

· Выставление оценок

· Домашнее задание

Разработка

урока географии по теме:

«Экологические проблемы и ситуации в России»

Урок-конференция.

8 класс

Урок разработала

Телегина Надежда Ивановна

учитель МБОУ ЕСОШ №1

Егорлыкского района

Ростовской области

Ст. Егорлыкская

Цели урока:

1.Систематизировать знания об антропогенном воздействии на природную среду.

2.Показать важность решения экологических проблем в России

3. Расширить знания о мониторинге

4.Совершенствовать умения работать над докладом и выступлением

5.Воспитывать экологическую культуру учащихся.

Оборудование: физическая карта России, экологический стенд, тетрадь, альбомные листы, цветные карандаши

Тип урока : изучение нового материала

На доске:

План

1. Загрязнение воздуха.

2. Загрязнение вод.

3. Экологические проблемы Ростовской области.

4. Последствия загрязнения окружающей среды.

6. Создание проекта экологической эмблемы или знака. Его защита.

Ход урока.

Организационный момент. Подготовительная работа.

Эпиграф урока:

Плоха та птица, которая

загрязняет собственное гнездо .

Пословица

В оформлении кабинета высказывание известных людей России:

«Защищая природу - мы защищаем Родину»

(М.Пришвин)

«Аэродромы, пирсы и перроны

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше окружающей природы,

Все больше - окружающей среды.

(Р.Рождественский)

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримой опять покроют воды…

(Ф.Тютчев)

Задачb, поставленная перед учащимися:

1.активно участвовать в конференции, записать на уроке ответы на вопросы:

В чем причина загрязнения воздуха?

Почему возникают кислотные дожди и каковы их последствия?

Какие существуют способы защиты воздуха?

2.Создать экологическую эмблему.

II. Географический диктант на понимание терминов, необходимых для изучения нового материала.

1.Система наблюдения и оценки состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий (мониторинг).

2.Ядовитый туман (смог).

3.Комплекс мер, направленных на сохранение природы в интересах общества (охрана природы).

4.Неожиданные, страшные по своим последствиям для человека нарушение нормального хода природных процессов (стихийные явления).

5.Охраняемые объекты, в которых разрешаются некоторые виды хозяйственной деятельности (заказники).

6.Навечно изъятые из хозяйственного использования территории, на которых охраняется весь природный комплекс (заповедник)

III. Работа над материалом урока.

Вступительное слово учителя.

Экологическая проблема в России одна из важнейших проблем. Экологическая ситуация во многих районах очень острая. Загрязнение воды, воздуха, почвы стало причиной болезней людей.

Как выдумаете, может ли планета заболеть?

Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня на уроке мы будем говорить об этом.

Но прежде, давайте определим, что такое экология? (Ответы детей)

Экология – это наука об окружающей среде, которая изучает жизнь различных организмов в окружающей среде, где всё живое и неживое вокруг нас взаимодействует.

«Эйкос» - жилище, дом; « логос» - наука, знание. Введено слово «экология» немецким учёным Э. Геккелем в 1866 году.

Почему возникли экологические проблемы? Причины разные. Послушаем доклад о причинах загрязнения воздуха.

1.Загрязнение воздуха

Причины загрязнения воздуха (сообщение учащегося с показом презентации)

Если без пищи и воды человек может прожить несколько дней, то без воздуха- всего несколько минут. Не случайно американский ученый Л.Дж. Баттан - писал: “Одно из двух: или люди сделают так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на земле станет меньше людей” .

Рассматриваются следующие причины загрязнения воздуха:

автомобильные выхлопы

промышленные выбросы в атмосферу

Курение

радиационная опасность

Как же защитить воздух?

1.Локальные средства - высокие заводские трубы, выбрасывающие дым выше уровня застоя воздуха. Это позволяет уносить отходы от центра производства.

2.Электрические фильтры для обеспыливания и установки для удаления серы из дыма.

3.Регулирования выхлопов автотранспорта.

4.Озеленение (одно дерево собирает30 кг пыли. Уменьшает шум, в 5 раз и поглощает углекислоту, хлор, свинец, окись серы.)

Загрязняется не только воздух, но и воды морей, рек, озер, подземные воды.

2. Загрязнение воды

«Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».
Леонардо да Винчи.

Жизнь начинается с воды!

Рассматриваются следующие причины загрязнения воды:

загрязнение горючими и смазочными веществами

различный мусор

отходы промышленных предприятий

3.Экологические проблемы Ростовской области

Экологическое состояние Азовского моря

Редкие и исчезающие растения Дона

Экологическая ситуация с. Егорлыкской

4 . Последствия загрязнения окружающей среды

гибель животного мира

заражение и гибель окружающей среды радиационными веществами увечья человеческого

нарушение экосистемы

Мы рассмотрели некоторые экологические проблемы нашей страны. Что же надо сделать для того, чтобы их решить?

5. Меры по охране окружающей среды . Международное сотрудничество по охране природы».

А как вы думаете, может ли один человек справиться с такими серьёзными проблемами? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).

Да, охрана окружающей среды - задача всего человечества. Как эту проблему решают люди?

Есть международные организации - это «Гринпис» и « Международный союз охраны природы»)

Чем они занимаются?

Кроме этих международных организаций существует Всемирный фонд дикой природы, главной целью которого является сохранение биологического разнообразия Земли. Основная цель данных организаций - добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей.

6.Создание проекта экологической эмблемы на ватмане и его защита.

IV. Итог урока.

Какие экологические проблемы России мы сегодня рассмотрели?

Какова главная причина загрязнения окружающей среды?

Закончить наш урок мне хочется стихотворением Б. Заходера "Про всех на свете":

Все-все на свете - на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны:
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд -
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки и мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем то не дружны -
Мы все таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!